КОНГРЕСС

Над башнями

 

Н.Колпий "Дачи заколочены"

Михаил Волков [Послушав Лену Фролову].

Роман Лейбов [Дети райка или Ослепление]

опять Н.Колпий "Отходная..."

Андрей Гончар [Два ощущения]

 

Ремарки/комментарии - Андрей Носков

 


В квадратных скобках - названия неавторские, мои - для идентификации. Больше они в тексте не попадутся. Но все равно прошу прощения у гг.авторов.

Началось-то с все с очередного ложного воспоминания.


 

Н.Колпий "Дачи заколочены "

 

Снежным майским утром ни с того ни с сего вспомнил об одном детском потрясении. О поэме Багрицкого "Февраль", прочитанной в 12-летнем возрасте, на 60-м году советской власти. С тех пор я этого произведения в глаза не видел. И вот - двадцать с лишним лет спустя что-то такое замерцало и проявилось.

Накануне мой товарищ рассуждал об открытии дачного сезона, о том что он семью скоро вывозит. А у меня тоже все это есть - дача, дочка... И тут - снег. В поэме же Багрицкого- вроде бы, в начале - живописуется неласковый - хотя и одесский - февраль. Память сохранила лишь одну пейзажную строчку: "Дачи заколочены". Выходит, что не вдруг вспомнился "Февраль" - а очень даже с того и с сего...

Поэма Багрицкого написана эффектным белым стихом. Не случайно юные Рейн-Бродский-Найман во время совместных прогулок по Ленинграду в конце пятидесятых зачитывали друг другу наизусть куски из "Февраля".

А я наизусть не помню почти ничего. Сюжет поэмы сквозь зыбкую толщу прожитых лет видится мне таким. Лирический герой - юноша из бедной (еврейской ?) семьи - без памяти влюбляется в девушку, к которой не смеет даже подойти - из-за сильнейшего социального (и национального ?) неравенства. Но вот - революция. Юноша идет работать в ЧК. Во главе опергруппы его посылают разобраться с каким-то вроде бы белогвардейским притоном. Приходят они, а там - все чинно: гостиная, сидят старорежимные люди, пьют чай "под бюстиком Толстого". Но обнаружились и другие комнаты, где на постелях копошились голые тела, где пахло "человечьим семенем" и еще чем-то не менее гадким: чекисты накрыли подпольный публичный дом. Среди выявленных проституток юноша встречает сами понимаете кого. Реакция героя поэмы такова: он решительно отпускает свою команду: "Идите. Я останусь с девушкой." Намерения его недвусмысленны. Обращаясь не столько к своей поруганной возлюбленной, сколько к самому себе, он изрекает: "Может быть, мое ночное семя Оплодотворит твою пустыню".

Конечно, вся эта физиология в двенадцать лет да еще в то пуританское время(1977) - ужасала весьма... но ведь и притягивала тоже. Хотя роман Куприна "Яма", небось, покруче был. Так что главное потрясение для меня, праведного пионера и отличника родной литературы, было в другом. И учителя в школе и авторы всяких задушевных книжек для юношества внушали, что гений и злодейство несовместны. А тут - великолепные, звучные стихи и -сомнительный, морально небезупречный, пафос: во-первых, как же это коммунист с проституткой вот так вот - хоп - и остается; во-вторых, он ее вроде как не по любви берет, а денег - и это уже- в-третьих - не платит.

На самом деле, душевная трещина сомнения, непонимания и - пожалуй - смятения шла еще глубже. Напомню, что в конце 70-х очень любили всевозможные переносные смыслы; каждый интеллигентский ребенок знал назубок, что, скажем, в фильме "Андрей Рублев" дурочка - это Россия, татарский князь - это татарское иго, а иконы - это Вечная Красота. Так что, я с ходу определил, что проститутка - это Старая Россия, юноша-чекист - Новый Строй и может быть, его ночное семя... Символика казалась ясной и безупречной, но сам сюжет отдавал неправдоподобием, была в нем какая-то неуклюжая недосказанность. И при этом стихи - настоящие, достоверные. Искренние, как любили тогда говорить. Невдомек было мне, что Багрицкий честно и вдохновенно воплотил в стихах свои личные комплексы и от этого - вся сила поэмы... Разными психоаналитическими премудростями я начал интересоваться несколько позже. А тогда, на 60-м году советской власти, у меня просто включился механизм вытеснения и я забыл про "Февраль".

Между прочим, у коммунистов, похоже, были те же душевные трещины и вытеснения, что и у меня... Нужно заметить, что с поэмой я знакомился по библиотечной книжке, изданной в 30-е годы, чуть ли не раритетной. Впоследствии держал в руках много советских сборников Багрицкого - и уфимского издательства, и днепропетровского, не говоря уже о центральных: "Февраля" не было нигде! "Нас водила молодость" - обязательно. "Скажет солги - солги, скажет убей - убей!" - сколько угодно. "В меня бросают ржавые евреи..." - ради бога. А "Февраль" - ни-ни. Дачи - заколочены!

И вот с тех самых пор до упоминавшегося снежного майского утра я ни разу не вспомнил... впрочем, вру. Был один случай. Позволю себе небольшую вставную новеллу.

Есть у меня друг, еще с 5-го класса. По натуре - мнимый лидер. Любит всякие атрибуты власти. На НВП был командиром класса, имел специальную нашивку на форме, перед началом урока "Равняйсь! Смирно!" орал и радовался ужасно. А сам не способен никого ни к чему принудить, вообще - мухи не обидит. И вот, уже в институте, его - наивного и невинного первокурсника назначили командиром какого-то оперотряда. Он, понятное дело, гордился. Был праздник(уж не двадцать ли третье февраля?) И его с группой подчиненных первокурсников отправили на дежурство в общагу - чтобы, значит, пресекали все, что не положено. Ходят они комнатам, а везде - по случаю праздника выпивают и юношей с красными повязками встречают словами "О, ребят, давайте с нами, по рюмочке". Ну, они подсаживаются, "пресекают" и идут дальше. В какой-то очередной комнате обнаруживается девушка - слегка нетрезвая, в данную минуту - одинокая, но вообще - определенным образом настроенная... После непродолжительной беседы хозяйки комнаты с передовыми частями отряда, мой друг произнес буквально следующее: "Идите. Я останусь с девушкой". Собственно, тут Багрицкий кончается. Начинается Аксенов. Местный хулиган Абрамишвили. Ожог. Чуть ли не со слезами на глазах друг рассказывал потом: "Представляешь, я уже раздеваться начал и тут ворвались эти...". Под этими подразумевался некий заградотряд, состоявший сплошь из проверенных, матерых старшекурсников, которые уже много чего пресекли в своей жизни. В итоге, серьезных неприятностей у моего друга не было, но, сами понимаете, осталась неуклюжая недосказанность...

После "Февраля" я не припомню сколько-нибудь серьезных читательских потрясений. Восторг - испытывал. Восхищением - переполнялся. Опять же - катарсис... А потрясений нет, не было. Хотя интриговало многое. Взять хотя бы советскую "постбагрицкую" поэзию: Борис Корнилов. Поэма "Моя Африка". Художник-красноармеец на фронтах гражданской войны все время слышит о негре-богатыре, побивающем беляков сотнями. Но никак не может его встретить... Похоже на "Приближение к Альмутасиму". Но в финале поэмы художник узнает, что негр геройски погиб и свидетель развязки, "красноармеец маленький и юркий", восклицает "... пожалуйста запомните навек, Что родом он, конечно, из арапов, Но абсолютно русский человек..."

Майское утро. Снег закончился. Пора бы и на службу. В прихожей мой взгляд падает на глянцевую обложку журнала, издаваемого гигантом сотовой связи. Там - фотография темнокожей ведущей ночного ток-шоу "Про это" в пикантном сарафане. И подпись - Елена Ханга: "Я простая русская баба".

Собственно, этот журнал я взял у того самого товарища, который готовился к открытию дачного сезона и посему обзавелся сотовым телефоном. А то случись что - как они там, без связи...

И я думал - может и мне тоже?.. Но по здравом размышлении решил: баловство. У меня от дачи до телефона-автомата несколько сот метров. И вообще, местность обжитая. Большинство людей живет там круглый год. И на зиму никто никогда ничего не заколачивает.

 

 


Решил вовлечь этот текст в Конгресс. Для этого разослал десятку друзей сайта спэм примерно следующего содержания: были ли у Вас читательские потрясения, лучше бы - не чисто эстетические, желательно - не вполне художественные; если были - черкните сколько не жалко...

Последствия этого моего шага воспроизвожу в хронологическом порядке.


 

 

Михаил Волков

  

Относительно потрясения - пока что я испытал одно из самых сильных в жизни, послушав Лену Фролову, которая сейчас в Израиле, но через 4 дня* возвращается в Москву. По-моему, она гений. Без преувеличений. Обязательно сходи на ее концерт. Я даже рассказывать ничего не буду. Сходи и все.

Тут есть информация, где и когда: http://www.ksp.krsk.ru/ins/afisha.htm

 

 

* письмо было датировано 18.05.99 - А.Н.


Тем, кто не знает, что Михаил Волков - бард, может показаться неочевидным, что героиня его письма - тоже бард. Нечитательский, прямо скажем, отклик. Как, впрочем, и следующий.


 

 

Роман Лейбов

 

В советское время нашей тревожной молодости мы телевизор не смотрели.

Тому было несколько причин, из которых перечислю две - первая культурная: противно было; вторая техническая: в нашей общаге телевизоры водились только у каких-то отпетых хороших девочек, из тех, что в халатиках выскакивали ночью в коридор и нам не давали петь.

Зачеты у них были, понимаешь ли.

Однако, как-то вдруг в четыреста какой-то комнате завелся телевизор. Я даже не припомню, как это вышло, наверное, там сперва хорошие девочки жили, а потом уж завелись нормальные, и хорошие бежали в ужасе, оставив халатики и телевизор.

А мы пришли и давай петь.

Так или иначе, а этот телевизор мы уже иногда глядели.

(Нет, соврал, в четыреста другой комнате тоже был однажды телевизор, мы по нему с Беспрозванным смотрели поэтический праздник в честь сколькотолетия Победы, закусывали, помню, водку стихами Дудина. Но это какой-то эпизодический телевизор был. И водка не пошла.)

Итак, мы этот телевизор иногда глядели, но редко. А в тот вечер и вовсе глядеть не собирались, потому что надо было с Толиком В. ехать к его квартирному хозяину. Я в упор не помню, почему я должен был сопутствовать, но так по всему выходило. Толик был не в лучшей тогда форме, так что его вообще не стоило без присмотра оставлять.

И вот, когда мы уже собирались совсем уйти на улицу (там шли на пару снег с дождем) и допивали свой чай, вдруг кто-то включил телевизор. В телевизоре возникла известная женщина-критик К., которая договаривала монолог о том фильме, что должен был начаться. Монолог мы пропустили мимо ушей и начало фильма, с титрами, тоже пропустили, кажется. Во всяком случае, оно в памяти не отложилось тогда. Зато дальше произошло что-то совершенно магическое, кажется, ни до ни после такого со мной не бывало, чтоб текст сразу уносил. То есть, вдруг как-то с первого кадра общежитское пространство свернулось, а крошечный экран этого самого дышащего на ладан сине-голубого телевизора, наоборот, развернулся.

Фильм был французский, старый. Герои были актеры. У них все было как на самом деле - разговоры полуритмической прозой, коварство и любовь. Первую серию мы посмотрели и все-таки отправились на улицу. Было уже темно. Второй серии я так и не видел. И о первой ничего вразумительнее сказанного вспомнить не могу.

Соврал бы даже, что так и не знаю названия фильма, но не стану. Справлялся потом в программе, не поленился.

Тут занятно, что воспоминание осталось не о тексте, а исключительно об интенсивности его восприятия. Как будто из темноты вышел под свет прожектора и тут же - назад в темноту. Только ослепление и вспомнишь.

 

 


Тут Н.Колпий не выдержал и немедленно написал аллаверды Роману Лейбову. Заметьте, как условная нить обсуждения все более отдаляется от исходной темы.


 

  

опять Н.Колпий "Отходная... "

 

Это было в то время, когда видеомагнитофоны уже достаточно широко распространились, но еще не считалось дурным тоном созывать гостей и всем вместе смотреть новую кассету. То есть, ничего дурного я и сейчас в этом не вижу, просто тогда мы были молоды и встречались часто. А сейчас - соберемся раз в два года и что - в видак пялиться?

В общем, пришел я в гости. С девушкой. Все выпили водки и стали смотреть "Отходную молитву". Там Мики Рурк играет ирландского террориста. И, соответственно, действие происходит в Ирландии. Которую Зинаида Гиппиус называла изумрудной страной. Вот-вот, все время показывали бескрайние луга и зелень на плохой копии была неестественно яркой. В общем, глядел я, глядел на эту зелень. А очнулся - фильм давно кончился, все расходятся, девушка смотрит негодующе. Никогда алкоголь так на меня так действовал. То есть всякое бывало - и чушь начинал нести постыдную, и посуду бил, и - говоря деликатно -плохо мне становилось... Но чтоб вот так вот сидя заснуть?.. Да и водки-то было совсем мало... Ладно. Спустя пару месяцев пришел я к другу. Без девушки. Стали пить водку. Потом друг спрашивает: "Что поставить? Порнуху или "Отходную молитву". Я мужественно выбрал второе. Вот опять Мики Рурк. И автобус едет. Зелень нестерпимой интенсивности. Я проснулся на последних кадрах. "Ну что, на посошок?" - спрашивал друг, разливая остатки.

У этой истории оптимистический финал. Через неделю я - естественно, без девушки, пришел к тому же самому другу. Поставил на стол бутылку водки. Попросил включить "Отходную молитву". На изумрудные луга смотрел не моргая. Увидел все - вплоть до финальных титров. Ни на миг сознание не покинуло меня. А фильм... да что фильм, не в нем же дело...

Моим любимым литературным героем вскоре после описанных событий стал Карлос Кастанеда: ведь сколько раз он пытался, к примеру, поймать пятно силы и ничего не получалось. Но он проявил сизифово упорство и добился своего. Так и надо, так и надо!..

 

 


А вот первый по-настоящему читательский отклик - из Польши. И впечатления не чисто эстетические, что характерно.


 

 

Андрей Гончар

 

...поделюсь, отвечая на твою просьбу, первоисточниками двух своих читательских ощущений (слово "потрясение" слишком уж попахивает юношеским максимализмом или фальшивой журналистской сенсацией).

 

1. Граффити на стене на чешском языке: "Svet se posral" ("Мир обосрался").

 

2. В Польше уже лет 7-8 существует еженедельник "Nie", т.е. "Нет". Издание носит характер бульварный (6-8 сложенных страниц формата В-2, цветное, печать качественная, на тонкой бумаге), однако на первых двух страницах публикуются "жареные" факты из сегодняшней жизни Польши и мира. В течение последних лет объекты публикаций этого издания (а это и президенты, и прочие власть и злато предержащие не раз обращались в суд с требованием возмещения морального и других ущербов, однако ни разу (!) ничего не добились.

Ответственность за эти публикации всегда берет на себя главный редактор и владелец этого издания некто Ежи Урбан - львовский еврей (из предвоенных, конечно), который был, в частности в восьмидесятых годах пресс-секретарем правительства Польши, вообще фигура одиозная, с огромными торчащими ушами и лысой головой. Но это все предыстория.

Предметом же моего неравнодушия был, публикуемый около года тому назад еженедельно рейтинг польских публичных домов. Корреспонденты издания объезжали бордели, пользовались услугами их тружениц, описывали уровень и отличительные особенности обслуживания и выставляли общую оценку в виде количества от 1 до 5 изображаемых рядом с названием заведения мужских половых органов.

Т.е. последняя фраза в оценке борделя часто была приблизительно такой: "Не больше, чем три хуя, и то лишь за неподражаемые звуки, издаваемые при оргазме толстушкой Вандой".

 

 


Подводя предварительные итоги, не могу не отметить неуклонное снижение темы - от восторженных эпитетов Волкова до последней фразы в оценке борделя. И как все вернулось к сюжету о проституции, столь важному для исходного потрясения("Февраль")!.. Венок сонетов, да и только. Кто же этот венок разомкнет?..