КАРЕН ДЖАНГИРОВ
ОСЕННИЙ ВОЛК(главы из книги)
УТРАЧЕННАЯ СМЕРТЬ ОСЕННИЙ ВОЛК С.Д. СКОРОСТЬ МОЛЧАНИЯ ПРОСТЫЕ ЧИСЛА УТРАЧЕННАЯ СМЕРТЬ * * * Нельзя иметь небо, страну, женщину... Можно только любить их и помнить. * * * С годами человек уменьшается до размеров собственной грусти. * * * Существую ли я, Если я существую вечно? * * * Я разгадал тебя, Смерть, когда увидел однажды в твоих глазах печаль новорожденной жизни. * * * Я прикоснулся глазами к безмолвию улиц и увидел на дне обмелевшего города крик уходящей Вселенной. * * * Выходя из прошлого, не забудь погасить свет. * * * Я ушел. Это был единственный способ остаться - хотя бы в памяти. Малышка еще витала в облаках, не ощущая конца, но я, переживший не одну пустыню, отчетливо видел, как на еще недавно зеленой листве уже появляются первые желтые пятна. Я ушел - и в моем окаменевшем сердце остановились часы. Но время, живущее вне моего бытия, продолжало свое непрерывное шествие: Понедельники, Вторники, Среды и прочая мелкая живность копошилась вокруг моего одиночества. Все это время я жил, как жил. Были другие женщины. Но это были другие женщины. Иногда вечерами я отправлялся в окрестный парк, где в старом довоенном пруду плавали утки непонятного цвета и с очень дурными манерами. Я бросал им хлебные крошки, продолжая думать о ней... А в начале осени я получил небольшое письмо, где меня с удивительной скромностью приглашали на свадьбу. Меня не простили! Мгновенная легкость по этому поводу тут же сменилась растущей тоской, а следом пришла пустота. Я оделся, вышел и начал бесцельно блуждать по городу, вспоминая бесконечные подробности теперь уже навсегда утраченной жизни. Вечером я оказался в каком-то глухом переулке, остановился, прислонился к стене и закурил сигарету. И именно в этот момент из растворенного окна близлежащего дома заиграла волшебная музыка - старое грустное танго. Что-то острое защемило внутри, и подлое чувство сострадания к самому себе охватило меня целиком. Я опустился на корточки, закрылся руками и начал долго смеяться скрипучим и жутким смехом. Мимо проходила парочка - курносая девушка на тоненьких ножках и розовощекий денди в малиновом галстуке. "Пьяный мужик! " - бросил всезнающий юноша, и парочка двинулась дальше. К утру я оказался дома. Выпил снотворное, наглухо задвинул шторы и лег спать. С этого дня мой корабль прочно осел на рифы Я перестал встречаться с друзьями и все глубже и глубже погружался в холодное море бессилия, перемещаясь, как тень, по своей бесконечно прокуренной комнате со все нарастающими воспоминаниями об этой девочке... Так пролетела осень, и я даже не заметил, как пришла зима. С промозглым ветром и большими снегами. Я старался не выходить из дома и даже не подходить к окну - снег раздражал меня своей белизной на фоне которой мое глухое отчаяние становилось еще отчетливей... А потом наступила весна. И однажды утром я проснулся от звона капели и пения маленьких птиц. За одну лишь ночь мир изменился до неузнаваемости: дети гоняли мяч, старики и старухи щебетали о вечном, а на углу нашей шумной улицы веселый мороженщик продавал мороженое. Из соседнего подъезда с огромной авоськой в руках выскакивал рыжий мужчина. Ему вдогонку, едва не вываливаясь из окна, кричала женщина: "Не забудь огурцы!" "Не забудь огурцы!" Эта чудесная фраза с шипением врезалась в мое сознание; как болид в сердцевину айсберга. Я снова посмотрел в окно и увидел множество нарядных женщин, я увидел их лица, озаренные ранней весной, и услышал - сначала совсем еще робкое, но растущее с каждым мгновением тиканье - это в моем оттаявшем сердце снова пошли часы. С этой минуты я начал жить, и вновь этот мир стал принадлежать мне... ...Говорят, что я прожил еще долгую счастливую жизнь, а умер в начале восьмидесятых во времена тяжелой эпидемии гонконгского гриппа. ОСЕННИЙ ВОЛК * * * Город - единственное живое существо, идущее вместе со мной по свету. * * * Не важно, сколько ты прожил лет, важно другое - какая по счету смерть стала твоим убежищем. * * * Избегаю пространств, способных умещаться во взгляде Сторожа, и людей, стерегущих пространства. * * * Живому трудно отвести взгляд от красивой женщины, так же как мертвому вспомнить свою мечту. * * * Только без женщины осознаешь до конца непрерывность женщины. * * * Я знаю, что люблю тебя, и значит - я знаю о тебе все. * * * Иногда можно прочесть судьбу на полинявших обоях комнаты незнакомого города - в грустных объятьях совершенно случайной женщины. С.Д. * * * Выбирая дороги, мы выбираем лишь способ счастливого возвращения. * * * Самая точная грань настоящего - красота уходящей женщины. * * * Я не хочу быть дворцом для вечно здравствующих. Хочу быть хижиной для случайно выживших. * * * Дойти до конца - это значит дойти до конца своего тела. СКОРОСТЬ МОЛЧАНИЯ * * * Весна за окном и весна в твоем сердце - два разных времени года, совпадающих только в юности. * * * Мы живем в двух измерениях. В одном - жизнь несказанно короткая. В другом - невыносимо длинная. В одном - любви не хватает прошлого. В другом - у любви нет будущего. * * * Не в том ли бессмысленность жизни, что все, происходящее с нами, короче жизни? * * * Только в храме перед зажженной свечою понимаешь значение паузы. * * * Способность рисовать расстояния делает художника гением. * * * Поэт - это помесь клоуна с ручной гранатой. * * * У каждого цвета свой способ обманывать мир. * * * Пространство лжет. чтобы длиться. * * * Сбываются только мгновения. ПРОСТЫЕ ЧИСЛА * * * Отчего реки стремятся к покою, цветы посягают на вечность, а женщины любят мертвых. * * * Имя - это уже одиночество. Дом - это уже изгнание. * * * Уйти в срок - это искусство избранных. Им в совершенстве владеют Одуванчики и поэты. * * * Искусство быть вербой среди магнолий и роз - техника вер- либра. * * * Человек всегда непохож на свое будущее. И в этом его спасение. * * * Жизнь - тончайший узор на выпуклой поверхности смерти. * * * Сутью числа является его профиль. * * * В министерстве плохой погоды объявляется конкурс на должность Смотрителя Луж. Одиноким предоставляется осень. * * * Женщина - черновик птицы.