ГЕННАДИЙ КРАСНИКОВ

 

 

 

ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ВЕЧНОСТИ

Как "игра в бисер" у Германа Гессе была исключительной привилегией особой, строго замкнутой в самой себе касты, интеллектуальной аристократии, так, в своеобразном преломлении подобной обособленности, верлибр в России весь XX век (по разным, часто не литературным даже, причинам) оставался неким маргинальным жанром русской поэзии. Авторов, избравших для стихосложения форму верлибра, можно было сравнить с перешедшими на китайскую грамоту и перечесть на пальцах одной руки. Причем каждый "подсчитанный" палец заранее был как бы украшен бриллиантом. либо геральдической печаткой. К примеру, место Владимира Бурича в поэзии, как место магистра "игры в бисер", никто не мог занять - потому что он был один. Ему одному позволялась "высоколобость" странного жанра. И даже гонимость, официальная непризнанность, придавали этому жанру(несмотря на всю его камерность) раскольнические черты непокорности и обещания какой-то недосягаемой истины. А непонятная глубокомысленность (или игра в оную) бесцеремонно отсекала от нее простаков и пугала потрясением государственных основ идеологов, нутром чуявших в верлибре не только свободу от рифм и внешнего ритма, но и далеко уводящую ассоциативную свободу мышления.

Надо сказать, что и внутри жанра скрывались свои конфликты. Строгая иерархия соблюдалась вдали от посторонних тщательно и неукоснительно. Поодаль от блестящего мастера В. Бурича располагались Вячеслав Куприянов, где-то рядом был Арос Мете, а далее - пустыня. Как ни странно, пустыня. радующая глаз избранных жрецов верлибра.

Ситуацию взорвал никому тогда не известный поэт Карен Джангиров. Он совершил самоубийственный с точки зрения элитарного благополучия поступок - он привел в строго охраняемый заказник толпу стихотворцев-верлибристов. Он демократизировал интеллектуальную избранность. Собрав, систематизировав и издав два уникальных на постсоветском пространстве сборника современного верлибра ("Время Икс", 1989 г. и "Антология русского верлибра", 1991 г., куда вошло почти четыреста авторов!), он привел - конкурентов. Молодых, талантливых, дерзких, не признающих авторитетов. Он создал всесоюзный (в границах тогдашнего СССР) клуб верлибристов "Минус-37". В этом, помимо его собственно поэтической незаурядности, о которой мы еще скажем, историческая заслуга Джангирова перед отлученным от магистральной линии поэзии свободным русским стихом. Можно сказать, что он вернул в русскую поэзию целый пласт серьезной литературы, вольно или невольно возвратив тем самым в литературный процесс в конце XX века и деидеологизированный принцип презумпции эстетической невиновности. Позже, он, правда, признает 'нарастающий в жанре верлибра поток графоманов", но лишь как "знаменательные признаки начинающегося становления верлибра в русской поэзии".

"Неадекватность" поведения К. Джангирова в поэтическом бомонде отчасти можно объяснить необычностью его пути в литературу. Во-первых. за его плечами нет привычных литературно-филологических-.журналистских факультетов, где гуманитарная основа образования лишь изощряет чувство искушения завистью. Он окончил отделение кибернетики экономического факультета Московского университета по специальности экономист-математик. Что, кстати, помогло ему стать и глубоким теоретиком свободного стиха. изучение, исследование лингвистической и ритмической структуры которого в известной степени невозможно без применения методов прикладной математики. Хотя сам К. Джангиров скорее считает себя историком и систематизатором этого жанра на русской почве, поскольку на Западе данная проблема хорошо изучена с разных точек зрения - лингвистической, исторической, литературоведческой.

Во-вторых, в отличие от своих предшественников. в большинстве своем пришедших в верлибр из переводов европейской поэзии, преимущественно существующей в форме свободного стиха, К. Джангиров сразу заявил о себе как о своеобразном авторе верлибров. Естественно, что без опыта европейской поэзии ни один поэт, пишущий русские верлибры. не может обойтись сегодня. Опыта в значительной мере количественного и отрицательного, чем качественного и положительного. Так как массовая игра в интеллектуализм, "в бисер" . в герметизм все же девальвирует идею аристократизма духа, сводя ее к ремесленному формотворчеству, лишая живой крови и, соответственно, поклонения литературных гурманов. Не случайно число читателей поэзии на Западе в последние десятилетия фактически сведено к нулю. Все-таки, Преверов. Борхесов, Кокто, Дикинсон. Оденов не столь уж много а современном литературном западном мире. К. Джангиров прекрасно понимает эту опасность. Оптимистичность его упования именно на русский верлибр, являющийся, безусловно, ветвью, пусть и не самой могучей, от ствола классической русской литературы с ее философскими и нравственными исканиями, с ее исповедальностью, которую при всем желании трудно формализовать, конструировать по формальным законам. В каком-то смысле он верит в молодость жанра, если не принимать во внимание написанные свободным ритмизованным стихом и "Слов законе и благодати" (11 век) митрополита Иллариона и само "Слово о полку Игореве", и стихи, собранные Киршей Даниловым. Относительная молодость, если говорить о прерванной традиции, когда создается новый опыт такого стихосложения. А для Карена Джангирова, уроженца Арцаха, что в Нагорном Карабахе, есть еще и генетический и исторический опыт древней армянской культуры, гениальными "скорбными песнопениями" Григория Нарекаци, не знавшими рифм и пережившим лее десяти веков.

И это третье и, быть может, самое главное отличие К. Джангирова от литературных собратьев европейски современный человек (он и живет уже несколько лет в Норвегии), он человек двух больших культур - русской и армянской. Но, несомненно, родина его духа, его трагического мировосприятия - в Армении, на земле его предков, в той череде трагедий, которые пережил армянский за много веков. И когда он пишет в одном и: верлибров:

Армения!
Из какого металла
 этот тяжкий крест. 
веками сгибавший к земле 
твой стебель?!-

эта пятистрочная миниатюра - слышащим и видящим - рассказывает больше, чем многотомный курс истории, курс; который мог бы стать лишь расширенным комментарием к этим, словно по черному серебру отчеканенным строкам.

Он пришел, не боясь, что его голос будет заглушен другими голосами. В этом привилегия (или преимущество) не тех, кто прячется в молчание на вершине самодостаточного самосозерцания, а тех, кому есть что сказать миру. Он пережил этот мир в себе. пережил и прочувствовал настолько, что преображенный в стихи, этот мир приобрел черты лица поэта. Об этом у него сказано, как всегда, сжато и предельно точно:

Тяжело
каждое утро просыпаясь растением,
учиться заново жить -
заново быть человеком, заново
уравновешивать космос
своим лицом.

Ничего не поделаешь, специфика жанра верлибра такова, что авторство в нем не всегда узнаваемо - каждое стихотворение, словно маленькое море, в которое впадает множество ассоциативных рек. Но стихи Карена Джангирова одно из драгоценных исключений из этого правила. Как созвездие Весов или Стрельцов внимательный взгляд отыщет среди миллиардов звезд на ночном небе, так и его строки по какому-то неуловимому изгибу крыла или оставляемому светлому следу в душе - узнаются, запоминаются притягивают взгляд вновь и вновь, заставляя вновь и вновь задумываться, что это за планета или звезда мерцает в бесконечном черном космосе? Именно "мерцает", не ослепляет и не обжигает. Это качество - благородства, мудрости и дистанции человека, знающего цену одиночеству, собственному и чужому. Часто его стихи похожи на притчи.

Странно!
Ушли годы.
А жизнь осталась.

 

Сам поэт, однако, удивляется тому факту, что "толкование верлибров стало своего рода болезнью". Разве можно просто перелистнуть страницу с этими тремя строками, . на чтение которых времени требуется не более секунды? Когда-то я писал (в эссе о В. Буриче) что пауза, молчание, возникающее после чтения верлибра, являются составной частью этого стихотворения. Молчание - это комментарий к прочитанному, это ожидание эха в глубине глубин- человеческого Я, отзывающегося на легкий стук брошенного в нас зерна смысла (мысли).

8 экзистенциональном пространстве молчание - это датчик, показывающий возвращение смысла. Этим и занята поэзия.

К. Джангироз пишет не циклам, а книгами. Есть у него книги "Модуль Я", ''Закон сохранения вечности". "Узурпатор кошачьих шагов". "Утраченная смерть". "Осенний волк"... Не так давно он стал писать длинные сюжетные верлибры, странно напоминающие повести Маркеса или рассказы Борхеса. В них тоже есть тайна. Как в детстве нас пугали темнотой и смертью, так с возрастом мы все чаще страшимся жизни, света и даже любви. Почему? Ответ знают, пожалуй. только поэты. Потому что лишь им ведом "закон сохранения вечности". Откройте Карена Джангирова. На любой странице. И приготовьтесь к долгому молчанию:

Ушла 
А следом 
замерло время.
Я встал и завел
часы...