БД-3


             БАНК ДАННЫХ ПО ВЫСОКОГОРНЫМ ПЕРЕВАЛАМ

НАЗВАНИЕ,   к.с.,высота :  Б У Л Г А Р,   2б*,   осенью   3а,
                           ок.3230,       лд-ск

РАСПОЛОЖЕН: в Главном Кавказском хребте в 700-800  м западнее
            в.3324.7 и в 200 м восточнее пер.Чауллучат

СОЕДИНЯЕТ:  с севера - лед. б/н  ,   р.Чауллучат,  р.Махар
            с юга    - лед.Клухор Ю.,р.Клухор Ю.,  р.Клыч

НАЗВАН:     уфимскими туристами в 1994 году по названию столи-
            цы (Х-ХI век) Волжско-Камской Булгарии

ПЕРВОПРОХОЖДЕНИЕ:      с/к "Гастелло",г.Уфа,Айсин С.Е.(рук.),
                       Киселев В.А. (тренер), 14-15.08.94 г.,
                       5 к.с.,  с севера на юг в связке с пе-
                       ревалом  Клухор В.,  чемпионат  России
                       1994 г.

В обратном направлении по состоянию на 1994 год не проходился.

ЧАСТОТА  ПРОХОЖДЕНИЯ:  по состоянию на 1994 год пройден 1 раз

УСЛОВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ к.с.:в малоснежный период усложняется  про-
                       хождение  северного   предперевального
                       взлета и ледника Клухор Ю.

ЛИТЕРАТУРА:

отчеты в библиотеках туристских клубов:

   а) Московский ГЦТК: автор  описания  информацией не распо-
                       лагает.

   б) Башкирский РТСК: N 650Г,Айсин С.Е.,Киселев В.А.,1994г.,
                         5 к.с.,  стр. ..      , ф.N ..
                         ( описание перевала с С на Ю в связ-
                         ке с пер.Клухор В.)

другие источники:      1.В.Арсенин,Н.Бондарев, Э.Сергиевский.
                         Горные путешествия по Западному Кав-
                         казу.  М., ФиС,  1976,  стр. 143-144
                         (описание подъема по южному склону),
                         стр.170-171,182(р.Чауллучат,р.Махар)
                       2.В.Арсенин.
                         Рядом  с  Клухором.  Альманах "Ветер
                         странствий",  N  6,  М.,  ФиС, 1971,
                         стр.113-114.(описание подъема по юж-
                         ному склону)
                       3.Теберда-Домбай-Архыз.
                         М.,Профиздат,1989,стр.25 (оз.Чауллу-
                         чат,название в книге ошибочно)
                       4.Ю.В.Ефремов.
                         Голубое ожерелье Кавказа.
                         Л.,Гидрометеоиздат,1988, стр.30 (фо-
                         то северной стороны)

КОНЦЕВЫЕ ТОЧКИ ОПИСАНИЯ: с севера  - поляна Корт-Малы;
                         с юга     - Южный  приют  "Клухори".

ПРОХОЖДЕНИЕ СО СТОРОНЫ:   р.Чауллучат  (север):

     Участок N 0.
     Постоянного населения выше поляны Корт-Малы (ок.1680 м )
в долине Махара не проживает.В близи устья р.Трехозерки на ле-
вом берегу Махара располагается ферма ( жилое строение,загоны
для скота), она находится у верхнего края просторной поляны и
периодически разрушается весенними лавинами. Здесь же, но  на
правом берегу - развалины коша и мост к нему.
     Многолюдно бывает на  минеральном  углекислом  источнике
"Махар"(ок.1770 м).Он расположен в 2.5-3 км выше Корт-Малы на
правом берегу реки,куда перекинут мостик. Вода сильно газиро-
вана и приятна на вкус,температура +8 гр.На левом берегу сле-
ды многочисленных биваков.
     По долине Махара строителями ЛЭП проложена дорога,идущая
от Кодорской ГЭС ( Абхазия ).В связи с распадом СССР ЛЭП без-
действует,многие опоры повалены, дорога в исправном состоянии
не поддерживается и по сообщению  местных жителей  ( 1994 г.)
машины дальше нарзанного источника не проходят.
     Дорога в нижней части долины Махара идет по левому бере-
гу,а в 2-х км выше фермы переходит на правый.По левому же бе-
регу продолжается слабая тропа.У фермы от основной дороги от-
ходит боковое ответвление в сторону верховий долины  р. Трех-
озерка.
     Переправы по Махару особых трудностей не доставляют. Ря-
дом с машинным бродом (в 2 км выше фермы) как правило  имеет-
ся бревно. Бродить же проще у поляны Кель-Кате, несложен брод
и у остатков пешеходного моста (ок.0.5 км выше р.Джелсугчат).
     Примерно в 1 км ниже устья р. Джелсугчат на правом бере-
гу,слева от дороги на небольшой поляне у кромки леса находят-
ся остатки взорванного блиндажа (с дороги незаметны).
     В 150 метрах ниже устья р. Джелсугчат на Махаре установ-
лен осадкомер (хороший ориентир).
     От поляны Корт-Малы до р.Трехозерки (1862.0 м) - 6.5 км,
до р.Кичиталычат(ок.1900 м) - 7.5 км,до р.Джелсугчат(1976 м)-
10 км,до поляны Кель-Кате (2108.1 м) - 12 км,до нижней терра-
сы верховий Махара (ок.2250 м) - 14 км .
     Нижняя терраса ( их всего три ) довольно обширна, слегка
заболочена,завалена огромными камнями. На этой террасе проис-
ходит слияние истоков Махара (2262.0 м), здесь же впадает ле-
вый верхний приток - р.Чауллучат, в близи устья которого про-
ходит граница леса. Путь от Корт-Малы занимает 5-6 х.ч.
     Переправляться через истоки Махара ( три ручья, правый -
крупный ) следует у верхнего края террасы (ок.2300 м). После-
дующий подъем идет по устьевой ступени  Чауллучата в западном
направлении,правее характерной небольшой вершинки (ориентир),
которой оканчивается короткий северный отрог Главного Кавказ-
ского хребта.
     По долине р.Чауллучат путь идет через ряд террас. Слабая
тропа проложена вдоль правого берега,она легко теряется в за-
рослях рододендрона и среди каменных глыб. В 1-ом км от устья
расположена нижняя терраса долины Чауллучата(ок.2400 м),с ко-
торой начинается подъем в цирк перевалов Нахар З.и А.Грина.На
следующей террасе,расположенной в 1-ом км выше, находится не-
большое (50х20 м), голубого цвета озеро (2574.0 м),которое от
речки отгорожено старой заросшей мореной.Рядом остатки камен-
ных сооружений. На следующей террасе следы спущенного  озера.
Отсюда тропа обходит по левому склону (орографически) неболь-
шие бараньи лбы и выводит на верхнюю террасу р.Чауллучат(выс.
ок.2700 м). Терраса завалена камнями, в нижней ее части у ог-
ромных каменных глыб есть удобные места для биваков. На  этой
террасе происходит слияние нескольких ручьев,дающих начало р.
Чауллучат. Выше долина перегорожена скальным ригелем, который
вместе с лед. Чауллучат был виден еще с нижней террасы долины
Махара.

            Протяженность.............................18   м
            Перепад высот...........................1020   м
            Время движения:
                 на подъеме .......................7-8.5 х.ч.
                 на спуске.........................4.5-5 х.ч.

     Участок N 1.
     С верхней террасы долины р. Чауллучат на юг  открывается
вид на широкое и глубокое понижение в Главном Кавказском хреб-
те - перевал Булгар.До этого ни из долины Махара,ни с низовья
Чауллучата перевал не был виден.Но лучше всего северный склон
и седловина перевала видны с перевала  Киче-Муруджу Верхний и
с верхнего края ригеля.
     С террасы несложный подъем (не проходился) по задернован-
ному 30 гр.склону древней конечной морены и современным морен-
ным отложениям. Выход на нижнее поле безымянного  ледника. Для
групп,идущих с ледника Чауллучат,рациональнее сойти на это по-
ле по бараньим лбам (ригелю) с правого края языка ( сброс 130-
150 м,15 х.м).
     Дальнейший путь идет по направлению к левой ветви ледни-
ка,300-400 м,крутизна постепенно увеличивается до 30-35 гр.

            Протяженность........................700-800   м
            Перепад высот.........................ок.330   м
            Время движения:
                 на подъеме ........................ок.1 х.ч.
                 на спуске........................ок.0.5 х.ч.

     Участок N 2
     Левая ветвь  ледника в нижней своей  половине  рассечена
мощным бергшрундом. Разрыв широкий,с нависающей верхней стен-
кой.Здесь же выдается выступ скального ложа (ориентир).Прохо-
дить бергшрунд следует у левого (орографически) края выступа.
При отсутствии снежной пробки прохождение бергшрунда осложня-
ется, особенно на подъеме. Выше бергшрунда подъем идет по за-
глаженным скалам выступа влево-вверх метров 20,крутизна 40гр.,
( 4-6/1-2 т.с. ). На верхней части выступа на границе  льда и
скал есть покатые полки,на которых может собраться вся группа.
     Верховье левой ветви обособлено от нижней части скальны-
ми отвесами и представляет собой  самостоятельный  ледничок с
отвесными фронтовым и бортовыми участками льда.
     Подъем идет вдоль и правее (по ходу)  скальных и ледовых
отвесов по середине снежно-ледового конуса, 45-60 гр., перила
110-120 метров под верхний бергшрунд, 4-6/3-4 т.с.).Опасность
от камнепадов сверху.Поэтому проходить участок следует в ран-
ние утренние часы.
     Верхний бергшрунд рассекает склон по всей его ширине(25-
30м).Высота его нависающей части достигает максимума (2.5-3м)
у правого борта. Здесь под снежным козырьком может  собраться
несколько человек.Относительно безопасное место,но сыро.Рядом
на скалах можно организовать пункт  крючьевой  страховки  или
станцию спуска. К левому борту бергшрунд почти сходит на нет.
     Траверс склона вдоль бергшрунда (перила метров 20) к ле-
вому борту(скальное ребро) и подъем 5-8 метров на полку.Здесь
безопасное место,где может собраться вся группа,и хороший об-
зор предстоящего подъема под перевальный ледник.
     Просматриваются два варианта выхода к верхнему  леднику.
Первый по скально-осыпному кулуару слева по ходу, второй - по
скальному склону правее  кулуара. Кулуар  служит естественным
местом схода камнепадов,поэтому безопаснее второй путь. Скалы
45-50 гр. с отдельными  3-5 м ступенями до  70-80 гр.,с рядом
полок и ребер,в нижней части мокрые (ручей),с натечным льдом.
     При подходе к скалам  пересекается  слева-вверх фирновый
склон,40 гр.,с натечным льдом,перила 20-25 м,1 т.с. При спус-
ке этот участок можно идти  напрямую  и  без  выхода на ребро
пройти верхний бергшрунд.
     Подъем по скалам (перила 40 м,5-8/1т.с.) выводит в рант-
клюфт между перевальным ледником,межкаровым гребнем и продол-
жающим его скальным ребром. На  ребре  есть покатые полки для
сбора всей группы.Верхнюю страховку и станцию спуска лучше ор-
ганизовать через скальный выступ чуть ниже полок.
     Ширина рантклюфта от 3 до 6 м., дно скально-ледовое, за-
валено "живыми"камнями.Выход на тело ледника либо прямо вверх
по рантклюфту,40-45 гр.(не проходился),либо слева по ледовому
откосу,45-60 гр.,перила м 40-50,5-8/1 т.с.Первый вариант тех-
нически проще,но более камнепадоопасен.
     Подъем по льду  выводит на полого - наклонное ледниковое
плато,по которому до перевальной седловины около 100 м, пере-
вальная точка находится в западной части гребня.

            Протяженность........................300-350   м
            Перепад высот.........................ок.200   м
            Время движения:
                 на подъеме ........................7-10 х.ч.
                 на спуске...........................5-6 х.ч.
            Время движения со страховкой:
                 на подъеме......................ок.7-10 х.ч.
                 на спуске........................ок.5-6 х.ч.
               в т.ч. с попеременной,перильной:
                 на подъеме......................ок.7-10 х.ч.
                 на спуске........................ок.5-6 х.ч.
            Количество точек страховки:
                 на подъеме............................20-30
                 на спуске..............................8-10


                         ВСЕГО С СЕВЕРА:
            Протяженность.............................19  км
            Перепад высот...........................1550   м
            Время движения:
                 на подъеме .....................15-19.5 х.ч.
                 на спуске.......................10-11.5 х.ч.
            Время движения со страховкой:
                 на подъеме......................ок.7-10 х.ч.
                 на спуске........................ок.5-6 х.ч.
               в т.ч. с попеременной,перильной:
                 на подъеме......................ок.7-10 х.ч.
                 на спуске........................ок.5-6 х.ч.
            Количество точек страховки:
                 на подъеме............................20-30
                 на спуске..............................8-10

СЕДЛОВИНА : протяженный ( 200-250м ), узкий скальный гребень,
            незначительно возвышающийся над ледником с  севе-
            ра.В западной части - неширокий разрыв монолитно-
            го гребня и " пяточок " из средне и крупно глыбо-
            вых камней - перевальная точка.Здесь площадка под
            вместительную палатку,рядом сложен тур,в 3-4 мет-
            рах ниже его по северной стороне - дно ледниковой
            воронки,где у камней может сочиться ручей.Хороший
            обзор на север и юг, но пути спуска в обе стороны
            до конца не просматриваются,особенно на север,где
            видна лишь верхняя пологая часть перевального лед-
            ника.

ПРОХОЖДЕНИЕ СО СТОРОНЫ:   р.Клухор Ю.  (юг):

     Участок N 0.
     По долине Клыча и Нахара Ю.строителями ЛЭП проложена до-
рога,идущая от Кодорской ГЭС (Абхазия) в Карачаево-Черкессию.
На  отдельных участках она совпадает с бывшей  Военно-Сухумс-
кой дорогой, в частности на отрезке Южный приют-слияние исто-
ков Клыча. В связи с распадом  СССР  ЛЭП бездействует, многие
опоры повалены, дорога в исправном состоянии не поддерживает-
ся.
     От Южного приюта (выс.1226.7м) перейти по машинному мос-
ту на левый берег Клыча.Дальнейший путь к перевалу будет идти
все время левым склоном  долины. Вначале  по восстановленному
участку Военно-Сухумской дороги,а выше развилки Нахар Ю.-Клу-
хор Ю. (истоки Клыча) по тропе в 100-150 м от реки.Нитка ста-
рой Военно-Сухумской дороги в нижней части долины р.Клухор Ю.
проложена по обоим склонам, а выше она идет только по  левому
борту, траверсируя склон серпантином, поднимается высоко  над
рекой.Дорогой не пользуются, т.к. полотно полузасыпано,а идти
по тропе значительно короче.
     На пути от Южного приюта встречается ряд пастушьих кошей:
на 2-ом км - бревенчатый балаган,на 5-ом км - два бревенчатых
балагана,расположенных напротив устья р.Безымянки ( Симли-Ми-
пари ) (выс.1525.0 м), на 8-ом км на стрелке истоков (выс ок.
1880 м) развалины строений, рядом высокий монумент защитникам
Кавказа,справа Большой Нахарский водопад, через 2.5 км - раз-
валины верхнего коша (выс.ок.2190 м),в близи на реке пяти мет-
ровый водопад.(Сведения по состоянию на 1982 год).
     В 4 км выше верхних кошей следует сойти с клухорской тро-
пы и подниматься по 20 - 25 гр. травянисто-каменистому склону
левого борта долины,пересекая дорожный серпантин.За водопадом
(выс.20 м),который образует основной исток, выход на обширную
луговую терррасу под южным  контрофорсом  Клухорбаши. Терраса
слегка заболочена,завалена отдельными крупными каменными глы-
бами, высота около 2600 м.,превышение над дном долины состав-
ляет 130 м. Кругом остатки  блиндажей и военного  снаряжения.
Здесь в августе  1942 года располагалась одна из рот 1-го ба-
тальона 315 стрелкового полка,оборонявшая Клухорский перевал.

            Протяженность.............................15  км
            Перепад высот...........................1370   м
            Время движения:
                 на подъеме .........................6-8 х.ч.
                 на спуске...........................4-5 х.ч.

     Участок N 1
     С террасы седловина перевала не видна,но хорошо просмат-
ривается большая часть подъема. Нижняя половина  взлета пред-
ставляет собой скально-осыпной склон,в котором крупный ручей,
спадающий с лед.Клухор Ю., проделал глубокий крутостенный ку-
луар. По правому борту ручья протяженность скал  меньше, т.к.
здесь почти на треть поднимается крупно-обломочная присклоно-
вая осыпь (200-250 м). Однако выход на ледник по этой стороне
опасен из-за обвалов льда.Рекомендуется идти вдоль левого бор-
та.Скалы сглажены,требуется крючьевая страховка,протяженность
около 300 метров,3-5 х.ч.
     Выход со скал на ледник по небольшой осыпи.Ледовый откос
(30 гр.,100-150 м) проходить в "лоб" до снега и фирна. Подъем
выводит в восточный угол цирка.Пересечь ледник (30-40 гр.) на
запад.В полукилометре ниже перегиба переметного ледника на за-
падную сторону (седловина перевала Клухор В.) начинается ост-
рый снежный гребень, тянущийся вдоль левого  края  ледника на
протяжении 250-350 м.Причем нижний конец гребня сходит на нет
чуть ниже начала взлета перевала Булгар, а верхний конец про-
стирается несколько выше поворота к подъему на  седловину пе-
ревала Чауллучат.Другим ориентиром является широкий (несколь-
ко десятков метров ) снежно-ледовый желоб между снежным греб-
нем и скальной стеной Главного Кавказского хребта. Дно желоба
изрезано многочисленными трещинами, вблизи верхнего и нижнего
краев могут быть воронки.
     Подъем по леднику от скал под перевал Булгар (нижняя во-
ронка желоба) занимает 1-1.5 х.ч.

            Протяженность.........................ок.1.5  км
            Перепад высот............................570   м
            Время движения:
                 на подъеме .....................3.5-6.5 х.ч.
                 на спуске.........................3-5.5 х.ч.
            Время движения со страховкой:
                 на подъеме..........................3-6 х.ч.
                 на спуске.........................2.5-5 х.ч.
               в т.ч. с попеременной,перильной:
                                         нет полных сведений
            Количество точек страховки:  нет полных сведений

     Участок N 2
     Заключительный  участок перевального взлета представляет
собой  скально-осыпной склон  (40 гр.)  с небольшими покатыми
полками,в верхней части-кулуар. Камнепадоопасно:камни  из-под
ног и веревок.Страховка крючьевая.Протяженность перил зависит
от заснеженности ледника и склона. На седловине имеется удоб-
ное место для организации пункта страховки или станции спуска.

            Протяженность.........................ок.100   м
            Перепад высот.............................60   м
            Время движения:
                 на подъеме .........................1.5 х.ч.
                 на спуске.........................0.5-1 х.ч.
            Время движения со страховкой:
                 на подъеме..........................1.5 х.ч.
                 на спуске.........................0.5-1 х.ч.
               в т.ч. с попеременной,перильной:
                 на подъеме..........................1.5 х.ч.
                 на спуске.........................0.5-1 х.ч.
            Количество точек страховки:
                 на подъеме..............................3-4
                 на спуске.................................2

                       ВСЕГО С ЮГА:
            Протяженность..........................ок.17  км
            Перепад высот...........................2000   м
            Время движения:
                 на подъеме .......................11-16 х.ч.
                 на спуске......................7.5-11.5 х.ч.
            Время движения со страховкой:
                 на подъеме......................4.5-7.5 х.ч.
                 на спуске...........................3-6 х.ч.
               в т.ч. с попеременной,перильной:
                                         нет полных сведений
            Количество точек страховки:  нет полных сведений

                   ИТОГОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

            Протяженность.............................36  км

            Прохождение с севера на юг:
            ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
            Перепад высот:
                 набор..............................1550   м
                 сброс...........................ок.2000   м
            Время движения:......................22.5-31 х.ч.
            Время движения со страховкой:..........10-16 х.ч.
               в т.ч. с попеременной,перильной:
                                         нет полных сведений
            Количество точек страховки:  нет полных сведений
            Категория трудности:..........................3а

            Прохождение с юга на север:
            ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
            Перепад высот:
                 набор...........................ок.2000   м
                 сброс..............................1550   м
            Время движения:......................21-27.5 х.ч.
            Время движения со страховкой:.......9.5-13.5 х.ч.
               в т.ч. с попеременной,перильной:
                                         нет полных сведений
            Количество точек страховки:  нет полных сведений
            Категория трудности:..........................2б*
                                                осенью    3а

НОЧЛЕГИ:

Рекомендуемые места ночевок:

      При прохождении с севера на юг:

верхняя терраса долины р.Чауллучат (1),седловина перевала(2),
верхняя травянистая терраса левого борта долины реки Клухор Ю.
под контрофорсом в.Клухорбаши (3 - при необходимости), долина
р.Клухор Ю.(3).

      При прохождении с юга на север:

верхняя травянистая терраса левого борта долины реки Клухор Ю.
под контрофорсом в.Клухорбаши (1),седловина перевала(2),верх-
няя терраса долины р.Чауллучат (3).

СПЕЦИАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ:
(на группу 8 чел.):

Веревка основная        -  3х40м       Ледорубы     -   8 шт.
Расход.веревка          - 6-8  м       Карабины     -  30 шт.
Скально-ледовые молотки -   2 шт.      Кошки        -   8  п.
Крючья скальные разные  -  20 шт.      Жумары          -8 шт.
Ледобуры                -  25 шт.      Спуск.устройства-8 шт.


ПРИМЕЧАНИЯ:

     1.В многоснежный  период  существует высокая лавиноопас-
ность на бараньих лбах со стороны ледника Клухор Ю.
     2.При необходимости исключить длительное движение по тер-
ритории Грузии (южная сторона перевала) рекомендуется перевал
Булгар проходить в связке с перевалом Клухор В.,при этом :
     - Булгар + Клухор В.   3а;
     - Клухор В. + Булгар   2б*
     3.Поляна Корт-Малы(Керт-Мели) расположена на слиянии ис-
токов реки Учкулан - рек Махар и Гондорай,на высоте ок.1680м.
и на расстоянии 18 км от Верхнего Учкулана. Здесь  находятся
5-ая погранзастава Карачаево-Черкесского погранотряда (с 1994
г.) и летний туристский лагерь киевских политехников "Глобус"
(несколько коттеджей). Для прохода по долине Махара,его исто-
ков и притоков требуется получить разрешение (пропуск) в  Ка-
рачаево-Черкесском погранотряде.
     4.Южный приют "Перевал Клухор" находится на левом берегу
р.Ачапара вблизи ее впадения в р.Клыч.На правом берегу распо-
лагаются домики туристского приюта бывшего  Министерства обо-
роны СССР.Рядом с мостом через Ачапару на правом берегу нахо-
дится  углекисло-железистый  минеральный источник с небольшим
дебитом. От приюта до селения Генцвиш ( до конечной остановки
рейсового автобуса на Сухуми ) 8 км по Военно-Сухумской доро-
ге, перепад высот 360 м.

     Схема и ксерокопии фотографий прилагаются на ...листах.

     Описание составлено по собственному прохождению с севера
на юг в 1994 году.

АВТОР: Киселев  Вячеслав  Александрович, г.Уфа,
       д.т.38-37-90,      р.т.38-28-90.




Популярность: 14, Last-modified: Tue, 16 Apr 1996 09:35:39 GMT