же S убежит в 3 трефы, E может, дождавшись слова, безопасно назвать три червы. Он знает, что партнер имеет не минимум открытия. W поднимает до четырех червей - и E делает гейм. 90. Как контрить "по слуху". Даже лучшие игроки время от времени завышают торговлю, получив мисфитные расклады. Слушая в такие моменты их торговлю, Вы ясно понимаете их трудности, даже не заглядывая в карты. Будьте начеку в этих ситуациях, если Вы - их оппонент. A72 S W N E 43 1{C} - 2{D} - KQ1086 2{C} - 2NT - 743 3{E} - 3{D} - KQJ5 86 3{C} - - * KJ95 62 7543 AJ92 5 KQ863 10943 AQ1087 - AJ109 E молча слушал и терпеливо наблюдал, как оппоненты закапывают себя все глубже и глубже. Наконец, когда последнее назначение затихло в напряженной атмосфере, он законтрил. Посмотрите, E не имеет в карте оснований для уверенной контры на контракт 3 червы. Но он знает по торговле, что оппонентам нужно застать хороший расклад карт, чтобы выполнить контракт, и он знает по своим картам, что оппонентов ждет плохой расклад. Это оправдывает его контру. E не контрил бы, имея три червы с королем и три бубнушки без фигур с побочными ценностями. Он понимает, что в этом случае разыгрывающий застал бы хороший расклад. Когда оппоненты попали в мисфит, не контрите, опираясь только на силу. Контрите лишь тогда, когда уверены, что масти легли плохо для разыгрывающего. _Контра - очень продуктивна. W атакует королем пик. Контра E действует с волшебной силой: разыгрывающий принимает первый ход на столе и импасирует десяткой червей, отдавая взятку на валета. W продолжает пику, а E на четвертом ходу перебивает козырем. Теперь E ходит фоской треф, отдавая на девятку разыгрывающему. S стягивает туза червей, все еще надеясь, что E имеет козырную длину, Затем в отчаянии он ходит тузом треф. W убивает, отбирает короля червей и ходит бубной. S вынужден отдать две трефы и получить всего 5 взяток. Штраф 1100 - на целых 700 больше, чем мог бы записать E, если бы робко спасовал. 91. Не будьте полицейским. Определенный сорт игроков в покер (и их немало) никогда не блефует. Неважно, сколько денег стоит им такой стиль, зато они, как выражаются, играют "честно". В бридже тоже есть подобные игроки. Они ни за что не позволят оппоненту "выключить" их из торговли. Q9 E S W N 10943 - - 4{F} - 4 - 5{D} - - AK10762 * AK108643 5 A5 KQ82 J6 K87 J4 Q9853 J72 J76 AQ109532 - W не открыл бы 4 пики на первой или второй руке. На третьей же позиции после паса партнера он может назначить гейм, не опасаясь пропустить шлем. Страх упустить шлем - не единственное возражение против прыжка в 4 пики. W может проиграть 800, попав на кровожадных оппонентов. Они заберут 2 трефы, 2 бубны, затем третий круг бубен устроит промоцию, да еще придется отдать и взятку в козырях. Короче, назначение W 4 пики ужасно на первой и второй позиции и смертельно рискованно на третьей. Единственное, что может его извинить, это то, что он знает, с кем играет. Он знает, что S терпеть не может, когда его нахально отстраняют от торговли. _Поступок по характеру. Когда приходит очередь заявки S, он поступает в соответствии со своих характером. Он считал себя слишком слабым, чтобы открыть 1 бубной, но азартно лезет в 5 бубен, когда W пытается "выключить" его. E наказательно контрит, и начинается кровавая бойня. W атакует королем пик, переключается на туза червей, и вновь переключается на пику, увидев запрещающий сигнал партнера: двойку червей. E убивает третью пику, забирает короля и даму червей и продолжает четверкой червей. S убивает десяткой бубен, а W перебивает валетом. E еще получит короля бубен, в итоге S потеряет 1700 очков. Мораль проста: позвольте оппонентам время от времени что-то украсть у Вас. Не будьте полицейским, его судьба - не из счастливых. 92. Быстрее опишись. Процесс описания руки иногда подобен гашению свечи. Если гасишь огонь слишком медленно, можешь обжечь пальцы. A4 S W N E Q83 1{C} 1{F} 2{C} 4{F} Q863 5{C} 10863 KJ763 Q109852 J9 62 J5 1092 AK52 QJ - AK10754 AK74 974 Когда эта сдача игралась в матче, на обоих столах E защищался 4 пики, но только один обжег себе пальцы. На первом столе E сразу прыгнул в 4 пики: он знал, что раз уж рано или поздно придется защищаться, так лучше сразу поставить контракт. Немедленный прыжок в 4 пики ставит проблему перед S. Он знает, конечно, что W не выиграет, но малый штраф не может его удовлетворить. После некоторых колебаний S решается на назначение 5 червей. К несчастью, он находит у партнера не те карты. N имеет бесполезного туза пик и сплошные фоски в трефе. W атакует королем и тузом треф, E убивает третью трефу - и контракт без одной. _Обмен информацией. На втором столе постепенный метод торговли позволил N-S обменяться информацией. Это плохо для E и хорошо для N-S. E назначил только 2 пики, S немедленно прыгнул в 4 червы, показывая силу. E теперь оказался перед необходимостью ставить 4 пики, однако сейчас S может спокойно спасовать. Он уже показал образ своей руки и обязан передать решение вопроса партнеру. Если N имеет ценности в неназваных мастях, он может поднять в 5 червей; если он имеет ценности в пике - он может контрить. В данном раскладе лучшая карта N - туз пик. Это - верная взятка в защите, но она бесполезна в нападении. Поэтому N контрит, W сидит без двух. Это, конечно, не лучше, чем сыгранный гейм в зоне, но стоит целых 400, так как на другом столе S проиграл 100. 93. Защита с хорошим распределением. Некоторые раздачи интересны не только тем, что в них случается, но также и тем, что в них не случается. Проступки, состоящие в упущении возможности, менее заметны, чем проступки, состоящие в допущении ошибок, хотя обойтись они могут одинаково дорого. 6532 S W N E Q107643 1{C} * 4{C} 84 A Q1098 7 5 9 AK52 109763 КQJ5 1098642 AKJ4 AKJ32 QJ 73 W атакует тузом и королем бубен, после чего продолжает трефой. Разыгрывающий берет тузом треф, забирает козырей, забирает туза пик и, убив трефу, переходит на стол. Со стола разыгрывающий ходит в пику, E сносит трефу, а разыгрывающий кладет фоску, позволяя W взять взятку. Таким образом, W был пойман на впустке. Если он сейчас выйдет в пику, то у разыгрывающего выигрывают в пике король и валет. Если он выходит в другую масть, то стол убивает, а разыгрывающий сносит валета пик. _Что было ошибочным. Способ, который S избрал для розыгрыша контракта, был совершенно правильным, хотя на самом деле S вместо розыгрыша должен был бы вистовать или разыгрывать контракт 5 червей, который проигрывается. Дело в том, что E, не имея ни одной фигуры, обязан был защищаться на пятом уровне в одной из младших мастей. Великолепное распределение спасало бы его от крупного наказания, и он остался бы всего лишь без одной на пяти в любом из миноров. Для E не было необходимости выбирать масть самому, хотя и объявление им 5 треф было бы допустимым. После 4 червей он мог назвать 4NT, предлагая тем самым W самому выбрать младшую масть. Это объявление опасно делать с неопытным партнером. В последнем случае объявление 5 треф было бы безопаснее. Опытный игрок осознал бы, что у E не может быть желания играть 4NT при таком раскладе. А поскольку E пропустил пику, совершенно ясно, что в качестве заключительного контракта он хотел бы предложить 5 треф или 5 бубен. Для E, разумеется, лучше потерять 100 очков, чем позволить S выиграть гейм. Если же S пойдет на 5 червей, то данная раздача завершится в пользу E-W. 94. Позвольте уговорить себя. Если бы Вы не были так молоды и помнили то время, когда девушки были скромными юными созданиями, то умели бы хорошо торговаться на резких раскладах. Техника состоит в том, чтобы позволить себя уговорить сделать то, что в конце концов хочется сделать. 843 S W N E J105 1{D} * - 1{C} Q5 2{E} 4{C} 5{E} - K10962 - * - 5{C} AKQ965 J72 6{E} * AK93 Q87642 6 843 Q4 5 10 - AKJ10972 AJ873 Когда этот расклад игрался на турнире, многие игроки делали прыжок в 3 трефы или даже выше уже на втором круге торговли. После такого заявления и последующей торговли для W становилось ясно, что S имеет резкое распределение. Несколько проницательных игроков защищались 6 червами на руке W, что стоило только 200 очков, то есть даже меньше, чем гейм, не говоря уже о шлеме. Данную защиту трудно было бы найти, если бы S объявлял свою вторую масть постепенно. S должен говорить на втором круге только две трефы. Важная деталь, которую необходимо учитывать, имея резкий расклад: по крайней мере, один из оппонентов обычно также имеет резкий расклад. Поэтому, если Вы раскроете свою силу, этот оппонент может испугаться и уйти в защиту на своей масти. _Надежный шлем. Когда N поднимает в 5 треф, S должен почувствовать уверенность в выигрыше трефового шлемика. Тем не менее, он не должен сразу объявлять его, поскольку оппоненты мгновенно поняли бы ситуацию. Теперь же все происходит так, как будто S защищается от 4 червей. На самом деле N и не думает, что он это делает, а его партнер, несмотря на то, что осведомлен лучше, должен держаться спокойно и позволить W принять защитные меры против 5 треф. S вознаграждается за свое терпение, когда получает возможность объявить 6 треф. Как и ожидалось, этот контракт контрируется и выигрывается, а S получает более 1000 очков за выигранный на контре шлем вместо 200 очков за подсад контракта 6 червей. 95. Объявление масти оппонентов. Когда партнер открывается 1NT, Ваша задача часто состоит в поиске гейма либо в бескозыря, либо в мажоре. Данная задача иногда решается посредством объявления масти оппонентов. КJ42 S W N E A654 1NT 2{D} 3{D} - 63 3{F} - 4{F} K103 976 105 Q2 10983 KQJ1054 72 A5 J8764 AQ83 KJ7 A98 Q92 Если бы W спасовал, то N объявил бы 2 трефы по конвенции Стеймана. Это не имело бы никакого отношения к трефе, а было бы лишь вопросом к S о показе старшей масти, если таковая имеется. Поскольку W сказал 2 бубны, N не смог использовать конвенционный вопрос 2 трефы. Он получил тот же самый результат, объявив 3 бубны. Это не могло означать силу в бубне, поскольку N мог показать ее посредством контры. Ясно, что данное объявление было приглашением стеймановского типа. S с радостью показал свой мажор, после чего N поднял до гейма. Таким образом был заказан и выигран оптимальный геймовый контракт. W атаковал королем бубен, разыгрывающий взял тузом, три раза стянул козырей, затем провел импас к валету червей, отдавая на даму червей. W забрал бубну и продолжил бубной, заставляя болвана убить. Теперь разыгрывающий забрал туза и короля червей в надежде на развал червы 3-3. Когда эта надежда не оправдалась, S должен угадать, у кого из защитников валет треф. _Расчет дает ответ. S мог рассчитать начальную руку W. W показал две червы, три козыря, известно также, что у него было шесть бубен, так как E показал дублет. Все это указывает на наличие у W только двух треф. При наличии у E пятерки треф более вероятно, что именно он держит валета треф. Поэтому разыгрывающий пошел фоской треф со стола и заимпасировал девяткой. W вынужден взять тузом треф - и геймовый контракт обеспечен. 96. Слабые два. В некоторых раздачах каждая из сторон может успешно сыграть на собственной наилучшей козырной масти. Если обе стороны успевают вступить в торговлю, то борьба за назначение соответствующего контракта неминуема. Сторона, обладающая правом первого слова, имеет большое преимущество, потому что она может сразу же заблефовать оппонентов. 6 S E N E 10965 2{C} - 4{C} A10873 A84 KQ73 AJ952 3 A7 Q962 J4 K953 QJ72 1084 KQJ842 K5 106 Открытие S 2 червы покажется странным тем, кто использует стандартные методы торговли. Традиционно открытие на втором уровне показывает огромную силу. Слабое открытие на уровне два показывает только сильную масть на руке, которая почти, но не совсем заслуживает нормального открытия. Это слабое назначение позволяет в данном случае N украсть игру. N не может быть уверенным в том, что его рука позволит S выиграть контракт 4 червы, но он знает, что S имеет очень небольшие защитные ценности против пикового контракта оппонентов. Так как N также не располагает мощным защитным потенциалом, он сразу прыгает в 4 червы, преследуя две цели: заблокировать оппонентов и попробовать выиграть гейм. Это прыжковое назначение имеет желаемый эффект: E не вступает в торговлю. Конечно, E может подозревать о спекуляции, но может ли он рискнуть и войти в торговлю на таком высоком уровне? _Гейм на обеих линиях. S легко выигрывает контракт, отдавая только одну пику, одну черву и трефу. Однако, если бы E разыгрывал в этой сдаче, то он тоже мог бы выиграть гейм на своей собственной козырной масти, отдавая только две бубны и одну трефу. Каждая пара может сделать гейм на своей собственной козырной масти. Если S использует традиционные методы торговли и отпасует на первой руке, то W и N тоже отпасуют, а E откроет торговлю 1 пикой, после такого открытия S уже не сможет украсть игру. W закажет 4 пики, а E выиграет этот контракт. В лучшем случае N-S смогут защищаться 5 червами, оставаясь с те ми же потерями. Хорошо изучите руку S, если Вам нравится идея блокирования на втором уровне. Такое назначение должно обещать сильный шестикарт и очки где то около открытия. 97. Когда не надо действовать по науке. Когда Вы открываете блоком на уровне два, то надеетесь устроит своим оппонентам тяжелую жизнь. Вы имеете лишь сильную масть на руке, которая чуть слабее нормального открытия, а потому заинтересованы в том, что бы игра принадлежала оппонентам. Но несмотря на такие скромные намерения Ваш партнер насильно заставляет Вас разыгрывать слишком высоки контракт. - S N A9843 2{C} 6{C} AKQ763 85 A874 QJ10953 7 10 J1085 2 K1084 AQJ72 K62 KQJ652 94 93 S имеет образцовую карту для блока. Его рука слабее нормального открытия, но так же далека и от того, что бы ничего не назначить. Его блок обещает сильную шестикарточную масть с очень малой силой на стороне - король или может быть туз. Партнер обязан рассмотреть возможность гейма, если он имеет хорошее согласование, либо сила его руки превышает нормальное открытие. В данном случае N должен учитывать и возможность шлема, поскольку S легко выигрывает 12 взяток, если у него есть сильная черва и король или туз на стороне (в трефе). _Наука или оправданный риск. Научный N, разумеется найдет способ выяснить, имеет ли S силу в трефе. Он может сделать это, объявляя бубну, затем делая пиковый кюбид, а потом скачком поставит 5 червей, все это было бы для S приглашением заказать 6 червей, если тот имеет задержку в неназваной трефе. Но обычно, это было бы приглашением для оппонентов сделать первый ход в трефу. Практичный же игрок в данной ситуации назовет 6 червей сразу же без всякой претензии на знание научных методов. Если W сделает первый ход в бубну или в пику, то шлемик обеспечен. Даже если первый ход будет в трефу, то есть надежда, что S имеет в трефе туза, короля или синглет. Маловероятно, что S имеет силу в трефе, но зато шансы 2:1, что W сделает неправильный ход. 98. Блеквудская конвенция. Блеквудская конвенция дает простой способ определения числа тузов у партнера. Q1052 S N 83 1{F} 3{F} KQ9 4NT 5{D} AJ72 6{F} 6 J4 J842 106 A1053 J8742 10986 KQ43 AKJ873 AKQ75 6 5 После прыжка N на 3 пики, S интересуют только тузы. S вообще не сможет сыграть шлема, если N не имеет тузов. Может сыграть малый шлем при одном тузе у N и большой шлем при двух тузах. S объявляет прыжком 4NT, что является блеквудской конвенцией. N должен ответить 5 треф, если у него нет тузов, 5 бубен при оном тузе, 5 червей при двух и так далее. В данном случае N показал одного туза. S знает, что один из тузов находится у оппонентов и заказывает 6 пик. Это назначение заставляет N остановиться. S уже имеет полную информацию и принимает окончательное решение. N уже не может идти на большой шлем (кроме тех случаев, когда он ненавидит своего партнера и хочет помочь оппонентам). В розыгрыше нет ничего особенного. W атакует фоской треф, разыгрывающий берет взятку на столе тузом треф, тянет два раза козырей а затем выходит в черву. Одна фоска червей убивается на столе, после чего разыгрывающий отдает взятку только на туза бубен. _Вопросы о королях. В данной сдаче S интересуют только тузы, но иногда бывает нужна и информация о королях. Вопросом может быть назначение 5NT после того, как получен ответ о тузах. Объявление 5NT означает, что все тузы в наличии и просит показать королей. При отсутствии королей партнер объявляет 6 треф, при одном короле назначает 6 бубен и так далее. Метод тот же самый, что и при ответах на 4NT, но на один уровень выше. 99. Кюбиды. В большинстве случаев при поисках возможностей шлема эксперты используют кюбиды, поскольку при этом учитывается мнения обоих партнеров. KJ72 S N 53 1{F} 3{F} K64 4{D} 5{E} AK63 6{F} 94 63 10986 A742 J952 1087 J98 Q1074 AQ1085 KQJ AQ3 52 После прыжка N в 3 пики S знает только то, что шлем возможен. Выяснение количества тузов ничем бы ему не помогло, поскольку сам S имеет слабый дублет в неназваной масти, в таких случаях блеквуд бесполезен. Предположим, например, что N имеет обоих тузов и три фоски бубен. В таком случае S должен отдать одну трефу и по крайней мере одну бубну и, значит шлем невозможен. Глупо спрашивать партнера о количестве тузов, когда неизвестно, что делать после ответа. Поэтому S вместо этого дает кюбид и передает ход партнеру. Как же N узнает что S интересуется шлемом, объявляя 4 бубны? После двойного поднятия мажора всякое объявление новой масти должно означать шлемовую попытку. Если S заинтересован только в гейме, то он заявляет либо 3NT либо 4 в мажор. _Ответы на кюбиды. Как мы видели, открывающий посредством кюбида показывает наличие туза (обычно ближайшего) и заинтересованность в шлеме. Партнер отвечает тем же самым образом, а именно: он показывает своего ближайшего туза при заинтересованности со своей стороны в шлеме, а противном случае повторяет согласованную масть. В данной ситуации N заинтересован в шлеме и показывает туза треф. Так как при этом партнеры уходят за уровень гейма, то ясно, что N имеет очень приличную поддержку для подъема со скачком. Все это как раз то, что нужно знать S. Поскольку партнер имеет туза треф и максимальную силу, то S сразу же объявляет 6 пик. Розыгрыш проблемы не представлял. Вистующие могут отобрать туза червей, но затем S легко выигрывает контракт. 100. Показ синглета. Не так легко заказать надежный шлем, который в большой степени зависит от распределения карт, чем от наличия картинок. Q1097 S N AK954 1{E} 1{C} A75 1{F} 3{D} 8 3NT 4{F} 832 64 6{F} 106 QJ72 QJ103 9862 KJ104 Q65 AKJ5 83 K4 A9732 После того, как S начал 1 трефой, N не видел для себя особых перспектив в этой сдаче, поскольку синглет в масти партнера не сулит реального преимущества. Позднее, когда S объявил пику, N направил торговлю в русло шлемовой торговли. Вопрос состоял в том, даст ли синглет треф в конце концов какую-либо выгоду. Если бы S имел несколько старших треф, и довольно слабую пику, то шлем был бы весьма рискованным предприятием. Но если бы S имел сильную пику и слабую трефу, то шлем был бы весьма надежным контрактом (нет необходимости рассматривать возможность того, что S имеет большую силу в обеих черных мастях, так как тогда S не назначит без особого понуждения со стороны N). В подобных ситуациях N не должен пытаться угадать, что же имеет его партнер. Он должен описать свою руку и оставить принятие решения на усмотрения S. _Многозначительность заявки со скачком. N описывает свое распределение, делая со скачком объявление новой масти, а затем поддерживая пику. Игрок, который заявляет три масти, объявляя при этом одну из мастей со скачком, показывает тем самым синглет в четвертой масти. Более того, он гарантирует туза во второй из названных мастей (в данном случае бубнового). Получив такую информацию, S полон страстного желания объявить шлем в пике. Он знает, что у партнера хорошая черва, туз бубен блестящая поддержка пик и синглет треф. Что же еще нужно для шлемика? Розыгрыш не представляет проблем. W атакует двойкой пик, семерка стола берет взятку, после чего разыгрывающий забирает две старшие червы. Убивает черву козырным тузом, переходит на стол по тузу бубен и убивает черву козырным королем. Ход с валета пик принимается на столе, а затем забираются козыри. ГЛАВА 6. РАЗМЫШЛЕНИЯ О БРИДЖЕ. 1. Дефективные расклады. Вы играете в бридж в доме своего друга и все идет нормально. В воздухе легкий запах кофе с ароматом любимого торта. Но перед перерывом есть желание закончит роббер, и кто-то сдает. Собранные карты заставляют Вас не поверить собственным глазам. Вы видите на руке 13 пик! Что делать? Слава Богу, что у Вас не слабое сердце, но от волнения Вы почти ничего не соображаете и, отказываясь от нормальной торговли показывает вместо этого всем свои карты. "Сообщите в газету, - советует кто-то - оттуда пришлют репортера и опубликуют этот расклад". _Это не новость. Весьма печально, но в газете не удивляются Вашим 13 пикам. Это не новость. Может, они и прислали бы репортера, если бы было бы сдано 14 пик, но 13 уже старо. В то же время это очень странно, поскольку, согласно вероятностному расчету, в США и Канаде вместе взятых раздача, в которой одному из игроков должно прийти 13 карт в одной масти, случается лишь раз в четыре года. Не новость ли в таком случае, что эта необычная новость произошла с Джоном Джонсоном прямо в Вашем городке? Возможно и так, хотя в реальной жизни 13 картой одной масти приходят на руку кому-то около 20 раз в году. Поэтому все это уж не так и необычно, как Вы думали. Более того, приблизительно 19 раз из 20 такая необычная рука состоит из 13 пик. Почему же некий расклад приходит в 80 раз чаще, чем ожидается? И почему же 13 пик гораздо чаще, чем 13 бубен, червей или треф? Никто не знает ответа на этот вопрос. Если Вы желаете верить в волшебство и чудеса, Ваша воля. Что же касается меня, то я предпочитаю верить в действия реальных шутников. Шутник выжидает момент, когда на него никто не смотрит и подменяет колоду заранее приготовленной. Он рассчитывает на веселье и возбуждение, а более всего он рассчитывает посмеяться над своей шуткой, когда раскрое присутствующим правду. Но счастливый Джон Джонсон так серьезно принимает свои 13 пик, что шутник не смеет расстраивать его счастья. Он держит при себе свой обман и ведет себя, как и все окружающие. Поэтому, если в один прекрасный день к Вам придет 13 пик, то радуйтесь на здоровье, словно попали в рай, но посмотрите вокруг внимательно - скорее всего в Вашем райском саду завелась змея. 2. Что говорят эксперты? Чем выше Ваш авторитет в бриджевых кругах, тем мягче с Вами разговаривают. Когда Вы делаете грубую ошибку, партнер уже не скажет, что Вы редкий идиот. "Вы могли бы сыграть и лучше" - прокомментирует он сладким голосом. Получив ужасную запись на турнире эксперт называет ее "чудесный маленький геймик". Кое-кто называет это джентельменской записью. Допустим, эксперт проиграл в паре с начинающим, а затем характеризует его игру своим друзьям. Вы думаете он ругает партнера? Ничего подобного. Эксперт всегда отдает должное игроку. "Он чудесно сыграл", - говорит эксперт, - "Увы, только один раз". _Уважение к женщине. Эксперт очень старается подчеркнуть свое уважение к женщинам-бриджисткам. Если он знаком с ней лично, он называет ее по имени. "Елена Собел назначила одну пику" - говорит он. Или "Эдит Кэмп вышла восьмеркой червей". Если эксперт незнаком с бриджисткой, он вежливо называет ее леди. Например: "леди выиграла первую взятку королем бубен". Я помню случай, когда моя жена играла в индивидуальном турнире пару лет назад. Я не участвовал, а вошел в игральный зал и подошел к ее столу, когда она начинала торговлю в паре с экспертом Среднего Запада. Жена открыла одной червой, ее партнер ответил 1NT. Жена 2{C}, партнер 2NT. Жена назначает 3{C} и партнер 3NT. Контра, и без трех. 3{C} можно было выиграть. Никто не сказа ни слова, и моя жена отправилась к следующему столу. Ее партнер поймал мой взгляд и попытался объяснить, что случилось. "Леди назначила одну черву.." - начал он. Я с негодованием прервал его. " Это не леди, - прорычал я, - это моя жена. 3. Борьба за лишние взятки. Надо ли стараться ради лишней взятки? Ответ зависит от контракта, от того кто играет, где играется данная сдача, какова степень риска и многих других причин. Давайте рассмотрим простой пример. Играется контракт 4{F} и обе стороны в опасной зоне. Вопрос в том, играть или не играть на лишнюю взятку. В начале вечера, когда все еще свеженькие, можно потратить минуту или две на попытку выиграть дополнительные 30 очков. Однако пару часов спустя какой-либо из оппонентов сердито продает: "Мы дадим Вам эти 30 очков, коли Вы такой голодный. Давайте приступать к следующей раздаче". Это особенно рельефно проявляется, когда играющие едут в электричке. Здесь они простят плохую торговлю и плохой розыгрыш, но никогда не простят потерянного времени. Личности играющих так же меняют дело. В течение Второй Мировой войны я очень мало играл в бридж. У правительства были другие соображения о том, чем я должен заниматься. Но однажды в Нью-Дел я все же сыграл в бридж в обществе одного генерала, который имел две звезды на погонах и, который любил играть на лишние взятки. Поскольку самый старший по званию среди остальных игроков имел всего лишь чин полковника, то никто из нас не предложил генералу прекратить задержку игры. _Вопрос риска. Если попытка заполучить лишнюю взятку подвергает опасности какой-либо контракт, который в противном случае гарантирован, то нужно быть чуточку сумасшедшим, что бы играть на эту лишнюю взятку. Разница между выигранным геймом и проигрышем этого гейма без одной составляет 720 очков. Практически никогда Вы не можете позволить себе рисковать 720 очками в попытке выиграть 30 очков. Предположим, что игра за лишнюю взятку является безопасной, если проходит хоть один из четырех импасов. Сейчас Вы узнаете, что произошло бы с Вами, если сделав все четыре импаса, Вы проиграете все их, Вы бросили бы карты, Ваш партнер забормотал бы что-то невнятное, а оппоненты ехидно бы засмеялись. Хотя шансы против такого события составляют 15 к 1, тем не менее, риск потерять 720 очков ради выигрыша 30 неоправдан, поскольку необходимо иметь шансы 24 к 1 в свою пользу. Несмотря на то, что в конкретных раскладах математически обоснованный риск подобного типа может быть легко рассчитан, все же проще и надежней придерживаться следующего консервативного правила: "Не рискуй попыткой выиграть лишнюю взятку, если без этого риска контракт реализован". _Иное дело в турнирах на максы. Данное консервативное правило нельзя применять в турнирах. Если в турнирах Вы будете отказываться играть на лишние взятки, то приобретете множество друзей, но ни у одного из них не будет желания иметь Вас в качестве своего партнера. Иногда в турнире разыгрывается даже такой малозначительный контракт, как 2{E}, то за каждую лишнюю взятку надо бороться, так, словно она является двенадцатой взяткой в шлемовом контракте. В турнире нет такого понятия, как малозначительный контракт. 4. Не гонитесь за удачей. Лучший способ улучшить свои результаты в бридже состоит в том, что бы играть с большой ответственностью. Если молчаливо о осознанно укорять себя за каждую ошибку, то в будущем, по всей видимости, подобных ошибок можно избежать. Большинство же людей предпочитают полагаться на магию. Вы вероятно, знаете тех, кто обходит черную кошку, когда идет по улице на игру в бридж; или тех, кто спешно ударяет по какому-либо деревянному предмету, как только Вы обратите внимание на их удачу. Они верят в свою личную удачу и следуют подобным приметам, что бы удача их не покинула. Другие пытаются поймать удачу, наблюдая за тем, куда идет карта. Однажды какой-то шутник написал такое объявление на доске объявлений одного известного бриджевого клуба: "Суббота 1 июня. Температура 79. Карты идут на линию N-S, за исключением стола номер 4. Пики разлеглись плохо. Условия благоприятны для игры в бридж". В этот день большинство игроков пытались сесть на линию N-S, хотя они наверняка знали, что объявление было шуткой. А может в нем и была доля правды! Такой подход в бридже является самоутешительным. Если что-нибудь сделано неверно, то не надо работать над улучшением торговли или более точным розыгрышем, а достаточно лишь занят место, куда идет карта. Но если играть длительное время, то в среднем Вам будут приходить карты одного и того же типа вне зависимости от занимаемого места. Улучшить же эти карты можно лишь за счет своей собственной головы. Если в какой-нибудь раздаче получен плачевный результат, то поищите прежде всего свои собственные ошибки в торговле и розыгрыше. Если к такому результату привела ошибка партнера, то попытайтесь вспомнить не было ли в его ошибке доли Вашей вины и нельзя ли было предотвратить эту ошибку. Если же партнер сам во всем виноват, то попытайтесь найти какое-либо сочувственное слово для восстановления его морального состояния. Конечно же не надо быть мучеником и брать на себя всю ответственность за его ошибки. Нет даже необходимости сообщать кому-либо о том, какие у Вас сомнения. Уделяйте как можно больше внимания усовершенствованию метода своей игры вместо того, что бы гоняться за удачей! 5. Об этике бриджа. Этика бриджа недоступна пониманию игроков в покер. "Если Вы стараетесь перехитрить противника, то почему Вы не можете позволить себе немного поиграть при этом" - скажет игрок в покер. Возьмем ситуацию, где у Вас в какой-то из мастей имеется синглет. Если бы в эту масть был сделан ход, то игрок в покер стал бы изучать свою руку, словно перед ним стоит какая-то проблема. Возможно он бы даже взялся не за ту карту прежде, чем выбрать ту, которой он должен ходить автоматически. Игрок в бридж считает это неэтичным. Он так же охотно готов обманывать оппонентов, но делать это он будет лишь с помощью самих обманных ходов, а не посредством манеры их исполнения. _Контроль голоса. Или возьмем вопрос управления голосом. Средний начинающий игрок объявляет робким боязливым голосом, когда имеет плохую руку и сильным уверенным голосом, когда имеет сильную руку. Опытный же бриджист пытается все объявления одним и тем же нейтральным голосом. Он покраснеет от позора, если его эмоции выйдут наружу во время торговли. Почему так? Традиция! Каждая игра имеет свои традиции, иногда они сильнее, чем законы. Когда Вы играете в бейсбол, Вы вправе украсть базу, но Вам в голову не придет украсть короля у противника, играя с ним в шахматы. _Кодекс меняется. Ваш кодекс этики в бридже сильно зависит от того, насколько хороший Вы игрок. Чем лучше Вы играете, тем он строже. Вы ожидаете, что начинающий торгует весело, когда карта ему нравится и грустно, когда он озабочен. Никто не скажет начинающему, что это не по правилам. Да он и не поверит. Ведь в его игре все действуют, как и он. От хорошего игрока ожидается больший контроль, а от эксперта полный. Идея в том, что Вы хотите выигрывать искусством торговли и техникой, а не искусством интонации. Как повысить свой уровень? Попытайтесь торговаться лучше, чем средний уровень группы Ваших бриджевых игроков. 6. Никогда никому не верь. Каждый бриджист должен знать историю об отце, который поднял своего дясятилетнего сына на двухметровое крыльцо и предложил мальчику прыгать. "Не бойся", - сказал он, - "я тебя поймаю". Мальчик прыгнул, а отец отступил и позволил ему шлепнуться на землю. "Вот тебе первый урок, - сказал папаша плачущему сыну, - никогда никому не верь, даже родному отцу". Каждый хороший бриджевый учитель позволит начинающему обмануться. Слезы обиды будут малой платой за полезный урок. _Случай с Фишбейном. Фишбейн - известный эксперт, за 35 лет игры он по меньшей мере раз побеждал во всех крупнейших соревнованиях. Он хорошо известен всем экспертам. Однажды он зашел в бриджевый клуб и сел играть в паре с Известным экспертом. В ситуации все в зоне оппонент слева от Фишбейна раздал и назначил 4{F}. Последовали два паса и очередь пришла к Фишбену. У него была чудесная рука: ренонс пик и старшие карты во всех остальных мастях. Он гарантировал шлем в любой из неназваных мастей. Единственная проблема, что он не знает в какой. _Назначение Эксперта. Для эксперта здесь нет проблем. Есть специфическое назначение, описывающее этот сорт руки. Вы не используете его, играя с тетушкой, но можете применить с любым по настоящему хорошим игроком. Фишбейн посмотрел на партнера поверх толстых стекол своих очков. Эксперт выглядел солидно, и Фишбейн решился. Он назначил 4NT. "Контра" - провозгласил оппонент. Снова последовали два паса. Очередь опять пришла к Фишбейну, и опять для него не было большой проблемы. Веря в партнера он реконтрит, приказывая этим назвать длиннейшую масть. Помните историю о мальчике? На реконтру все спасовали, и оппоненты взяли первые десять взяток, грациозно отдавая Фишбейну последние три. Без семи в зоне под реконтрой составили 4000 очков. Так вот, помните мораль, вынесенную в заголовок. 7. Как быть экспертом. Для того, чтобы выступать с успехом, мало знать как торговаться и разыгрывать. Множество других дополнительных факторов так же могут оказывать свое влияние. Например, один из самых известных игроков в спортивный бридж - это красивый мужчина с благородной седой шевелюрой. Некоторые из нас возможно из черной зависти полагают, что половина женщин, против которых ему приходится играть рада проиграть такому красавцу. Во встречах с ними он берет такое количество взяток, которое никогда и не надеялся взять. Однажды я решил посоветоваться со своей женой: не сменить ли мне парикмахера, что бы иметь такие же результаты. Она одарила меня взглядом, знакомым всем мужьям и ответила, что это будет пустая трата денег. _Агрессивный игрок. Другой известный игрок добивался хороших результатов, пугая робких оппонентов. Он выглядел и вел себя очень агрессивно. Когда он громко и с вызовом объявил "бескозыря", многие его оппоненты терялись и ходили не в ту масть. Его необоснованные наказательные контры доводили его партнеров в состояние грогги, но он умел произносить слово "контра" с таким презрением, что ему часто удавалось взять одну-две взятки, которые он не должен был взять. Мы не будем говорить о женщинах, которые выступая в турнирах смешанных пар облачаются в экстравагантные одежды и надевают кофточки с глубоким вырезом. Иногда у меня было много таких сдач, когда я не знал, куда смотреть, но я считаю, что если мне понадобятся шоры, для того что бы сосредоточиться на игре, это будет знаком того, что пора оставить бридж. _Время и усталость. Время и усталость могут отвлечь Вас от игры. В такие моменты более бдительный и хитрый может положить на обе лопатки даже сильного оппонента. Я хорошо помню полуфинал национального командного первенства, когда я играл "черное на черное" против одного из самых искусных игроков в бридж. Был поздний час, соревнования начались насколько дней тому назад и все уже устали. Контракт был 4{F} и как только разыгрывающий получил ход он пошел в козыря. Я "сыграл в масть" - положил трефу, причем сделал это не слишком быстро и не слишком медленно. Разыгрывающий заметил бы черву или бубну, но черная карта не обратила на себя его внимания. Он неправильно посчитал козыря, попытался взять лишнюю взятку и не сыграл контракт. Игра "красное на красное" произведет такой же эффект. Если Вы не можете положить в масть, то часто бывает выгодно положить в цвет. Теоретически это не всегда будет лучим ходом, но на практике во встречах с уставшим противником такой ход может оказаться для него убийственным. Другой важный фактор - это скорость игры. Если Вы можете делать ходы с быстротой пулемета, Вам часто удается заставить оппонентов играть в таком же темпе. Не ваша вина, если Вы знаете, что делаете, а оппоненты - нет. Если быстрая игра получается у Вас неважно, не позволяйте оппонентам вовлечь себя в такую игру. 8. Предки контракт - бриджа. Обычно, считают, что первым представителем этого семейства игр был вист. На самом деле ему предшествовала целая группа игр. Первая из них называлась "Триумф". Со временем это слово превратилось в "Трамп" (козырь). Затем появились такие игры, как "Рафф энд онерс", "Уиск энд себберс", "Уиск" и наконец "Вист". Все эти игры возникли в Англии. Никто точно не знает, когда была сыграна первая партия в "ТРиумф", но это название встречается в книгах начала 16 века. Во времена Шекспира эти игры были хороши известны, и у Шекспира можно найти упоминания о них. Впервые вист был признан серьезной игрой, достойной изучения в 18 веке группой любителей, которые собирались в кофейне "Коруна" в Лондоне. Эдмонд Хойл использовал их наблюдения и, добавив к ним кое-какие свои, выпустил в 1742 году свой знаменитый "Небольшой трактат об игре в вист" _Хойл - первый эксперт. Хойл был первым экспертом в карточных играх, и его имя до сих пор является синонимом корректности и высокого класса игры. Мы говорим, "Как Хойл", когда речь идет о покере или других играх, которые даже не существовали в те времена. Игрокам в бридж легко понять основную идею виста. Сдающий открывает последнюю карту, которая определяет козырную масть. Игрок, сидящий слева от сдающего, делает первый ход и все 4 игрока принимают участие в игре. Нет ни торговли, ни болвана. Вист царствовал до 90 годов 19 века, когда в Европе, Америке распространилась игра под названием "бридж". В этой новой игре сдающий мог назвать козырную масть или объявить бескозыря. Он мог так же предоставить партнеру право сделать это. Первым ходил игрок, сидящий слева от сдающего и карты партнера сдающего после первого хода открывались. _Аукцион. Царствование бриджа продолжалось всего около 30 лет, затем он был вытеснен игрой под названием "Аукцион" Теперь все четыре игрока могли принимать участие в выборе козыря. Как и в современном контракт-бридже, его определял самый высокий заказ. Основным отличием было то, что необязательно было заказывать гейм или шлем, что бы написать за них очки. По истечении 20 лет европейские и американские игроки начали экспериментировать с различными видами игр, в которых для того, чтобы записать очки за контракт, нужно было его заказать. В 1922 году во Франции появилась игра под названием "Плафон", но контракт-бридж в том виде, в котором мы его знаем, был придуман в 1925 году Гарольдом С. Вандербильдом во время морской прогулки из Лос-Анжелиса в Гавану. В первое время в новую игру играли лишь сильные мира сего и страстные поклонники "Аукциона". В последствии она получила чрезвычайную популярность благодаря Эли Калбертсону, проводившему целые рекламные компании, самой значительной из которых была его серия матчей против Сиднея Ленна и супругов Симсон. Сейчас, по истечении 30 лет контракт-бридж более популярен, чем когда бы то не было. Возникнув в англо-саксонской среде, он распространился во все страны западного мира, а так же на ближний и Средний E. В одних только США насчитывается несколько тысяч клубов бриджа, членами которых состоит несколько миллионов игроков. Количество же случайных игроков оценивается цифрой 40 миллионов. 9. Рай для Кибитцера. Чемпионат мира - это рай для Кибитцера. Сотни зрителей имеют возможность наблюдать каждую сдачу интересного матча - заказ за заказом, ход за ходом. Все карты воспроизводятся на специальном световом табло и их можно видеть, даже из задних рядов зала. После первого хода изображение карт вышедших из игры гаснет, возможность следить за ходом матча из зала имеет важное преимущество: зрители могут комментировать торговлю и игру не оказывая никакого влияния на игроков, которые находятся в отдельной комнате. Все ходы и заказы сообщаются в зал по телефону. Другим преимуществом является то, что можно высказать свое мнение, не будучи старшим кибитцером. Даже дербицор может говорить все, что он хочет. _Сословные привелегии. Мы живем в демократически век, когда сословные разделения и привелегии исчезают во всем мире. Многие игроки в бридж, однако, наблюдают с сожалением конец века признанных кибитцеров. В свое время в хорошем бриджевом клубе для того что бы, стать кибитцером недостаточно было платить членские взносы и сидеть позади игрока. Эти лавры нужно было завоевать. Бывало так, что приходилось месяцами молча сидеть и наблюдать за игрой, прежде, чем кто то обратит на тебя внимание. Достаточно было сыграть одну единственную сдачу, как заработанное тобой признание тут же терялось и все приходилось все начинать сначала. Если Вам удавалось довольно долго вести такой образ жизни, Вас признавали кибитцером. Теперь Вы могли давать советы игрокам, есть за карточным столиком, и проливать томатный соус на карты. Вы могли даже выхватить карту из рук игрока, если он долго не мог решиться с чего же пойти. В золотой век Кибитцеров кибитцеров высшего ранга сопровождали два-три дерибцора. Они стояли за его спиной, в то время, как кибитцер занимал почетное место на стуле. Дерибцеры конечно, не могли обращаться непосредственно к игроку, но они могли переговариваться с другими дерибцорами или иногда высказывать свое мнение кибитцеру. Существовала еще более низкая каста зрителей - цицеры. Они находились на еще более почтительном расстоянии от стола, чем дебицеры, и когда были несогласны с каким-нибудь заказом или ходом, могли только показать языком "и-и-и". Все эти различия теперь уже не существуют. Зритель, сидящий рядом с Вами на чемпионате мира имеет право прошептать "Ходи с пики, идиот!" и Вы не можете быть уверены, что он не простой дербитцер или даже цицер. _Преимущество кибитцера. Многие удивляются, почему кибитцер оказывается прав чаще, чем игрок. Так часто случается, даже если кибитцер видит карты только одного игрока и если этот игрок - эксперт. Преимущество кибитцера заключается в том, что он не обязан принимать решения. Он может просто спокойно сидеть на своем месте и не говорить ничего до конца сдачи. Потом, если все кончилось хорошо, он может сказать: " Я бы играл именно так". Но если игрок ошибется в трудной ситуации, кибитцер может заметить (обычно он так и делает), что он бы сыграл иначе. 10. Как найти даму. Некоторые считают бридж чисто логической игрой, но я уверяю Вас, что это глубокое заблуждение. Логика играет важную роль в бридже, но не меньшую роль играет знание человеческой натуры. Если Вы не станете психологом, Вы никогда не сможете стать игроком высокого класса. Рассмотрим простой и известный пример. У Вас в козыре KJ109, а на столе A765. Вашим единственным планом является прорезка дамы. В какую сторону резать? Ходить ли с валета и ставить фоску от болвана. Или же перейти на стол по тузу и прорезать к своей собственной руке. Неопытному игроку может показаться, что задача проста и ее решение зависит чисто от гадания. Нужно догадаться у кого из оппонентов дама и резать в нужную сторону. Действительно, здесь присутствует элемент гадания, но все не так просто. Начинающий игрок угадает правильно примерно в 50 случаях из ста именно потому, что он гадает. Эксперт поймет, где лежит дама в 80 случаях из ста, потому, что он не просто гадает. Эксперт разбирается в человеческой психологии. _Слабые оппоненты. Допустим, что Вы играете против своей тети Тилли и одной из ее подруг. Они играют в бридж раз в месяц и считают ее такой же утонченной игрой, как и юкр. Если играя против них, Вы не угадаете, где лежит дама, Вам лучше играть в бирюльки. Ходите с валета и наблюдайте за реакцией противника. Если тетя Тилли начнет колебаться, не зная, что ей делать, будьте уверены, что дама у нее и она пытается вспомнить, что гласит правило: "Перебивай онера старшим" или "Не перебивай". К тому времени, как она примет решение, Вам все станет ясно. Обратное не менее важно, если тетя Тилли кладет козырную фоску без малейшего колебания, значит у нее нет дамы. _Сильные оппоненты. Играя против сильных оппонентов, получить нужную информацию не так просто. Часто однако, это бывает возможным, но в этом случае надо знать, на что обращать внимание. Встречаются, например, хитрецы, которые колеблются, перед тем, как положить фоску на козырного валета. Их колебание настолько неуловимое, что даже нельзя утверждать, что оно имело месть. Однако, создается впечатление, что дама именно у этого игрока. Конечно, у него ее нет. Не нужно жаловаться на то, что игрок ведет себя неэтично. Лучше научиться разгадывать его хитрости. Самые сильные же оппоненты не дадут Вам ничего, за что можно было бы ухватиться. Они кладут каждую карту одним и тем же движением с одной и той же скоростью, не выражая никаких эмоций. Такие игроки существуют, но встречаются крайне редко. Большинство оппонентов это обычные люди и в Ваших силах научиться понимать смысл их действий. 11. Как выиграть обсуждение. Почти в каждой партии в бридж наступает момент, когда хозяйка приносит кофе и печенье. Это время, когда начинаются обсуждения. Время, когда играющие осыпают друг друга похвалами и упреками. Как Вы ведете себя во время обсуждений? Давал ли Вам кто-нибудь совет по поводу этой важнейшей части игры в бридж? Большинство книг учит как торговаться и разыгрывать, но не дает решительно никаких советов, именно тогда, когда Вы больше всего в них нуждаетесь. _Будьте дружелюбны. Всегда начинайте обсуждение с похвалы своему партнеру. Такое начало, как "Вы хорошо играли сегодня" может показаться банальным, но оно до сих пор в ходу у экспертов. "Так хорошо как сегодня, Вы никогда не играли" звучит гораздо лучше. Такое обращение приобретает особую силу если Ваш партнер играл из рук вон плохо. Одной такой фразой Вы одновременно и успокаиваете партнера и даете понять оппонентам, как трудно Вам играть. _Точность прежде всего. Каким бы искушенным в обсуждении Вы бы ни были, иногда и Вашему партнеру удается первым вставить слово. "Где это Вы откопали свой последний заказ?" - может спросить он. Тут нужно действовать быстро. Ваш партнер не ждет ответа на свой вопрос, на самом деле он выражает свое мнение по поводу этого Вашего заказа, и возможно, каких-нибудь еще. Если Вы позволите партнеру продолжить свою мысль, обсуждение Вами проиграно объясните, где именно Вы нашли свой заказ, о котором идет речь. Не говорите просто, что Вы нашли его в книге, скажите в какой именно и укажите страницу. При этом старайтесь не называть круглые цифры. Вообще говоря поучительные сведения могут находиться и на 200-той странице, но 187-я страница звучит убедительнее. Точность такого рода черезвычайно важна. _Как перевести разговор на другую тему. Если Вашим партнером была Ваша жена, тактика 187 страницы может и не иметь успеха. Она последовательно теряет в силе, когда пользуешься ею в десятый раз. Попробуйте отвлечь внимание партнера на оппонентов. Сделайте одному из них комплимент, сказав ему, как удачно он изменил подобный заказ до того, как Вы его применили. Затем похвалите его партнера за то, что он правильно оценил ситуацию и принял правильное решение. Теперь оба оппонента будут на Вашей стороне и Ваша партнерша будет уже не рада вступать в разговор о том, как хорошо они действовали в том положении. Конечно, Вы не должны показывать эту страничку Вашей жене. От своей я ее уже спрятал. 12. Разговор во время игры. Сколько можно говорить во время игры? Перед тем, как ответить на этот вопрос, заметим, что существует два вида разговора. Первый - не имеющий ничего общего с игрой - касается того, в какую прачечную ходит миссис Такая-то и почему есть основания полагать, что миссис Сякаято будет вынуждена подать на развод, если не будет достаточно бди- тельной. Вести разговоры и говорить или не говорить о таких вещах - это зависит от самих игроков. Я не буду лицемерить и говорить, что я как мужчина выше сплетен. Прачечные и магазины нагоняют на меня тоску, но я с удовольствием выслушиваю всякие гадости про миссис Сякую-то и ее похождения. Даже во время турнира, где игра идет по жесткому графику, часто находится время для того, что бы пошутить или сообщить новость. Второй вид разговоров касается самой игры и должен быть разрешен только между сдачами. Пока играется сдача, нельзя говорить ничего, что имеет отношение к бриджу. Нужно, однако, заметить, что у этого правила есть исключения - особенно во время игры в узком кругу. Вы, сидя на третьей руке, бьете карту оппонента старшей картой с прибауткой вроде "Враг не пройдет". Вас однажды могут попросить сказать что-нибудь новенькое, но вообще-то никто особенно возражать не будет. _Игра - не время для поучений. Важно помнить, что игра - это не время для того, что бы поучать па, Вам не нравится как он торгует или разыгрывает, не говорите ничего до конца сдачи ( и если Вы хотите моего совета, то да же и тогда молчите). Давайте посмотрим, чем плохи разговоры во время игры. Допустим, сдающий открыл торговлю блоком 3 червы, партнер и оппонент справа пасует, и Вам приходится решать, что делать дальше. У Вас довольно хорошая карта и если у партнера найдется несколько королей или дам, Вы можете сыграть гейм. Опасность состоит в том, что у партнера может быть очень плохая карта, и тогда вступление в торговлю может окончиться катастрофой. Все трудности, однако, исчезнут, если партнер сделает Вам подсказку. Например он может сказать: "Волков бояться, в лес не ходить". Вам сразу станет ясно, что он не хочет что бы Вы пасовали. Наоборот, если он промолчит, будет разумным предположить, что у него слабая карта. Очевидно, что вести такого рода разговоры во время раздачи нечестно по отношению к оппонентам. Нечто подобное может случиться не только во время торговли, но и во время розыгрыша. Скажем, Вы делаете первый ход, а Ваш партнер корчит ужасную мину и цедит "В чем дело, Вы что не слушали моего заказа?" ясно, что он хочет, что бы Вы получив ход, пошли в его масти. Если же он ничего не произнес, Вы можете заключить, что имеет смысл продолжать свою масть. Ведение таких разговоров равносильно ограблению оппонентов. Если Вам очень хочется поговорить во время игры, ограничтесь сплетнями и не произносите не слова о самой игре. 13. Три слова. Во время игры в бридж приходится думать о массе вещей. Даже если удастся отвлечься от сомнений, обуревающих большинство из нас вроде: "Рассердится ли партнер из-за того, что я загубил последнюю сдачу?" или "заметно ли, что я облил брюки мороженым во время обеда?", даже в этом случае приходится размышлять над очень многим. Будь Вы машиной, Вы могли бы следить за всеми картами сразу. Крутились бы колесики, рассматривались бы все возможности и каждые две минуты Вы бы делали ход. При такой скорости Вы бы за полчаса играли одну сдачу, а будучи на болване имели бы еще время, что бы смазать механизм. К сожалению, такой темп игры может раздражать других игроков. "Шахматный клуб в другом конце города" - сказал бы один, а другой попросил бы Вас время от времени подмигивать, что бы показать, что Вы еще живы. _Нужен компромисс. Так как никто не может думать обо всем, нам приходится идти на компромиссы. Мы стараемся думать о самом важном. Если Вы разыгрывающий, то главное сыграть контракт. Если вистуете, то главное не дать сыграть. Все остальное второстепенно. Опытный разыгрывающий изучает карты болвана после того, как сделан первый ход. Он считает свои взятки и ищет способы добыть остальные недостающие до контракта. Все согласны с тем, что разыгрывающий должен планировать свою игру и считали бы его халтурщиком, если бы он этого не делал. Однако, как это ни странно, никто не ожидает от вистующего выполнения его части работы. Она так же важна, но только высококвалифицированные игроки выполняют ее. Это, однако, не значит, что хороший вист так уж сложен. Вы можете иметь в среднем на 1000 очков больше за сезон, если, вистуя, будете помнить: Считайте свои взятки! Вот пример: Вы вистуете против 4{F}. Первая мысль: "Надо взять 4 взятки". Ваш следующий шаг посмотреть можете ли Вы из взять со своей руки. Если можете, то и берите. Мир полон игроков, упустивших в свое время взять кладущую взятку. Если Вы не можете разрушить контракт самостоятельно, посчитайте, какое количество взяток нужно от партнера. Теперь ищите путь к этим взяткам. Ваша цель в защите - взять определенное число взяток. Постоянно держите это число в голове, планируя свою игру.