улятором энергии, что при определенных условиях приводит к соответствующим эффектам. Неспроста во многих религиях горы являются священными объектами. Полярная гора индоариев Меру вообще считалась центром Вселенной. На вершинах гор открылась истина и совершилось богооткровение для Зороастра, Моисея, Мохаммеда. Вероятно, по той же причине на горных вершинах стараются воздвигать и тибетские монастыри. Глубинное информационное поле Вселенной кодирует и хранит в виде голограмм любую информацию, исходящую от живых и неживых структур. С незапамятных времен многими великими умами утверждалось, что в любой точке Мироздания содержится информация обо всех событиях и сущностях Вселенной5. Голография -- изобретение недавнего времени. Однако задолго до ее открытия и теоретического обоснования голографическое постижение мира, выработанное путем длительных тренировок, было хорошо известно высшим посвященным в Тибете. Вот как характеризовал данную способность тибетских провидцев Далай-лама, отвечая на вопросы французской путешественницы и исследовательницы Александры Давид-Неэль: "Один бодхисатва представляет собой основу, дающую начало бесчисленным магическим формам. Сила, рождаемая совершенной концентрацией его мысли, позволит ему в миллиардах миров одновременно делать видимым подобный себе призрак. Он может создавать не только человеческие формы, но и любые другие, даже неодушевленные предметы, например, дома, изгороди, леса, дороги мосты и проч"6. Причем такая информация не хранится пассивно, а отбирается, перерабатывается и передается в необходимых дозах, в необходимое время и в необходимом направлении. Процессы эти невозможны без непрерывной энергетической подпитки и информационного круговорота, в ходе которого возникают устойчивые смысловые структуры, сохраняемые и передаваемые от одних носителей (живых и неживых) к другим. Сказанное относится и к Слову. Перефразируя афоризм средневекового индийского мудреца Бхартрихари: "Бесконечный, вечный Брахман [Космическое Всеединство. -- В.Д.] -- это сущность Слова, которое неуничтожимо", можно с полной уверенностью утверждать: "Бесконечная, вечная Вселенная непрерывно порождает и накапливает разнокачественную информацию (включая Слово). Потому-то эта информация неуничтожима и вечна как сама Вселенная, как весь бесконечный Космос. Включая Слово". В указанном смысле устное Слово -- это направленное волевым усилием акустическое выражение внутренней энергии индивида, приводящее в движение механизм раскодирования информации на различных физических уровнях, включая глубинный, -- пока во многом неизвестный и неисследованный. Являясь объективной акустико-энергосмысловой структурой, Слово непосредственно замыкается на информационный банк (поле) Вселенной и репродуцирует заложенное в нем знание. Слово как звуковая речь -- всегда представляет собой акустические колебания молекул, но одновременно -- и волновые колебания образующих их атомов, элементарных частиц и соответствующим образом закодированные поля. При этом слово не только кодирует низшие формы движения материи, образуя и постоянно обогащая информационное поле, но также черпает из этого поля энергию и передает ее в случае необходимости обратно к источнику, производящему слова, то есть к человеку (другие биотические системы здесь не рассматриваются). Так, гневное слово возбуждает того, против кого оно направлено, не через одно лишь осмысление, но и через возникаемую энергию отрицательного эмоционального состояния, которая возбуждает информационное поле и распространяет его вокруг себя. То же -- со смехом. Можно не знать языка, выражающего гнев или радость, но плакать и смеяться наравне со всеми. В определенной мере положительные или отрицательные эмоции могут возникать под непосредственным воздействием окружающего энергоинформационного поля. Резкие выкрики при выпаде и ударе в восточных единоборствах, русское "гых-х-х!" при рубке дров концентрирует энергию в соответствующем направлении и сообщает человеку дополнительную силу именно за счет подпитки, почерпнутой из общего энергополя Вселенной, и за счет включения соответствующих каналов под влиянием его информационной составляющей. Аналогичный эффект дают воинственные крики на поле брани (вроде русского "ура"), повышая энергетический потенциал сражающихся людей. Крик от боли или страха также мобилизует энергетические ресурсы организма, противодействуя факторам, вызывающим боль. Взаимодействие между живым организмом и принадлежащим ему биополем, с одной стороны, и информационно-энергетическим фоном Вселенной, с другой, может принимать самые причудливые формы. Так, кровавое жертвоприношение в прошлом имело, судя по всему, колоссальный психофизический эффект: на месте жертвоприношения возбуждалось и менялось информационное поле, а энергия перераспределялась в пользу приносивших жертву (отсюда столь массовая и повсеместная приверженность к подобным кровавым спектаклям). То же, видимо, происходит и во время поединков: побежденный теряет свой энергетический потенциал и частично передает его победителю. В особенности это касается смертельной схватки, когда один из соперников гибнет. Давно замечено и эффективно используется также и психофизическое воздействие Слова, музыки и песнопений, концентрируемых под сводами храмов всех без исключения религиозных культов. Здесь действует одновременно и чисто внешняя сторона (купол, стены), и целенаправленное воздействие энергоинформационного поля, приводящее к таким психологически нетривиальным следствиям, как молитвенный экстаз, благодать, очищение (катарсис), успокоение и т.п. Те прозрения, откровения, голоса и видения, которые случаются во время молитвы (независимо от того, какую религию исповедует верующий), дают некоторое представление о формах возможных контактов с энерго-информационным полем. Их универсальность и абсолютная несвязанность с конкретным содержанием религиозного культа -- лучшее доказательство доступности для любого человека параллельно существующего мира. Сказанное в одинаковой степени относится и к индивидуальным, и к коллективным ритуальным актам в виде хоровых песнопений, всенощных бдений, массовых молитв или танцев. Однако коллективное действо, вне всякого сомнения, усиливает эффективность контактов между впадающими в экстаз больших или малых групп людей, с одной стороны, и возбуждаемым ими параллельным миром, с другой. Таким образом, не приходится сомневаться, что существует некая общая непрерывная и всепронизывающая материальная среда, именуемая "физическим вакуумом" и вполне объясняемая при помощи концепции взаимодействия и взаимопроникновения Макро- и Микрокосма. В результате разности потенциалов движения и энергии в "физическом вакууме" возникают устойчивые структуры, обеспечивающие все многообразие живого и неживого во Вселенной. Здесь же кроется разгадка информационно-генетических закономерностей. По новейшим данным (П.П.Гаряев), запись первичной генетической информации происходит на квантово-волновом уровне в виде голограмм и текстов. Информация поступает изнутри организма, но обусловлена космическими факторами. Гены принимают ее и передают от клетки к клетке. Частным случаем вакуумно-информационных процессов выступает феномен сознания, которое ни в коем случае не локализуется в одних лишь мозговых клетках, а проявляется в их неразрывной взаимосвязи с другими объективными структурами окружающего мира, в том числе и остающимися вне поля зрения современной науки. Ключ к проблеме умирания и последующего воскрешения, поставленной Н.Ф.Федоровым и получившей новое звучание в современной науке, также следует искать в закономерностях взаимодействия вещества и антивещества, составляющих целостный и живой Космос. Ответить на традиционно-извечные вопросы "Что такое жизнь?" и "Что такое мысль?" невозможно в полной мере без учета выводов о Живой Вселенной, как ее понимал, к примеру, К.Э.Циолковский. Жизнь -- явление космическое. Она -- далеко не способ существования одних только белковых тел, взятых само по себе в отрыве от взаимосвязанных с ними других уровней движения материи. Жизнь -- это способ существования всех материальных структур в иерархии живого тела -- от вакуумной флуктуации до нервного волокна и сердечной мышцы. Если спроецировать идею Циолковского о живом атоме на современные представления о структуре материи, то выходит: все образующие живую клетку молекулы, атомы, элементарные частицы и поля также по-своему живы. На какой уровень ни спустись -- повсюду обнаруживается жизнеорганизованная материя со своими особенностями и возможностью трансформации. Общепринятая точка зрения, согласно которой все находящееся ниже белкового уровня и нуклеиновых кислот не может считаться живым, -- нуждается в уточнении. Живое организовано не по одной лишь горизонтали, но и по вертикали, причем -- до самого "дна", а элементы, образующие живое вещество, могут считаться живыми лишь в составе самой живой системы. И обусловлена подобная иерархия живого глубинными закономерностями Большого и Малого Космоса в их целостности и диалектическом единстве. Если в антимире все наизнанку, все наоборот, -- то не относится ли сие к направленности движения? Что же получается: антилюди ходят по антиулицам и живут в антидомах, но -- как? Задом наперед? Или вовнутрь себя? А жизнь что -- тоже с обратным знаком? Если так, то, быть может, и само время течет в антимире в обратном направлении? Тогда что же: если в обычном вещественном мире человек стареет, то его двойник в антимире, напротив, молодеет? А дальше что? Каждый доходит до предельной точки и... ? Неужели меняются местами и все начинается сначала? Вечный круговорот: ничто из ничего не возникает и в ничего не исчезает. Да, есть от чего голове пойти кругом. Но тогда исторические кальки антимира могут жить совершенно самостоятельной жизнью, не обязательно повторяя в точности известные сюжеты истории. Там, в глубинах материи, по существу рядом с нами, протекает параллельная жизнь и параллельная история. Нет, речь не идет о другом измерении -- четвертом, пятом, шестом и т.д. Измерение -- всего лишь абстрактно-математическая операция или соответствующее практическое действие, направленные на количественное постижение объективной реальности. Параллельный же мир и необыкновенные пришельцы из него вполне доступны обычному человеческому восприятию в виде световых эффектов, электрических разрядов, молний (в том числе и шаровых), разного рода силовых -- известных и неизвестных -- воздействий. Как уже говорилось, свет не полярен и не заряжен; фотоны не распадаются на частицы и античастицы и не образуют антиподных структур. Потому-то свет одинаково должен восприниматься как в обычном мире, так и в антимире. А световые эффекты, порожденные античастицами и антивеществом, адекватно воспринимаются существами обычного мира. То же относится и к гравитации. Потусторонний мир в многоразличных своих проявлениях подает сигналы или дает о себе знать самыми разнообразными способами. Так, есть все основания полагать, что подавляющее большинство (не все!) УФО-феноменов (неопознанных летающих объектов) принадлежат не космическим пришельцам, а параллельному антимиру нашей собственной планеты, ее биосферы и околоземного космического пространства. Аналогичным образом обстоит и с таким сверхъестественным феноменом как полтергейст, и с теми паранормальными явлениями, которые практически во всех первобытных культурах (да и развитых тоже) получили собирательное название -- духов, невидимых для обычного глаза запредельных феноменов. Однако при определенных условиях люди способны вступать с ними в непосредственный контакт, влекущий за собой положительный или отрицательный эффект. Не является ли знаменитая Шамбала как раз одним из сакральных центров концентрации Универсального Знания, которым владеют разумные структуры (духи) параллельного мира? И сколько подобных шамбал разбросано и сокрыто по всему миру? В том числе и на Русском Севере. Не за этим ли отправлялся на Кольский полуостров А.В.Барченко? Разве не Универсальное Знание пытался он здесь отыскать? Как, впрочем, и в других уголках земли... Сказанное в значительной мере распространяется и на человеческую душу (психею) -- энергетическую структуру более локального порядка (то есть привязанную к конкретному индивиду), но подчиняющуюся таким же объективным закономерностям, какие были коротко очерчены выше. После смерти человека такая энергетическая структура (душа) покидает тело, некоторое время (9 дней) пребывает вблизи него, продолжая жить полусамостоятельной жизнью, а спустя 40 дней сливается с общим энергоинформационным полем Вселенной. Современная физика и базирующаяся на ней космология ввели в научный оборот множество новых понятий без установления какого бы то ни было точного соответствия их с объективной действительностью. Таковы, к примеру, понятия кривизны, сингулярности, пространственного сокращения и временного растяжения, кварков, суперструн и т.д. и т.п. Зато достаточно простые и имеющие всеобщую значимость явления, с которыми человек сталкивается повседневно на протяжении всей жизни и исторического развития, совершенно игнорируются и не объясняются. Таковы уже упоминавшиеся физико-химико-космические явления -- тьма и огонь (пламя), о которых наука как в прошлом, так и в настоящем ничего вразумительного сказать не может. Ответ на вопрос: что такое огонь (или тьма), невозможно отыскать ни в учебниках, ни в справочниках, ни в энциклопедиях (за исключением толковых или мифологических словарей, где дается либо объяснение терминов, либо сведения о донаучных верованиях и представлениях). В Большой советской энциклопедии (3-е издание) статья "Огонь" поражает полным уходом от каких-либо разъяснений, что же такое огонь с точки зрения естествознания (вместо этого говорится об использовании огня в человеческой практике со времен неандертальцев). Химия и физика дают нам описание процессов, происходящих при горении, ядерных и термоядерных реакциях, но описание это является узким и не раскрывает сущности огня (пламени) и его космической природы. Фактически в познании огня современный человек не ушел намного дальше своих первобытных предков; разница лишь в том, что донаучное познание описывало огонь в поэтическо-мифологизированной форме, а современная наука с помощью сухих и далеко не полных формул, также являющихся плодом творческого воображения. Вероятнее всего именно Огонь является связующей стихией между Микрокосмом и Макрокосмом, между Человеком и энерго-информационным полем Вселенной. Так считал еще Гераклит, опиравшийся, впрочем, в своих воззрениях на древнейшую, общую для индоевропейцев традицию. "Единым логосом огонь устроил все в теле согласно своей собственной природе: (он сделал тело человека) подобием Вселенной, малое (Микрокосм) соответственно большому (Макрокосму) и большое соответственно малому" (подражание Гераклиту у Гиппократа: Досократики, в пер. А. Маковельского, I, 173). Этот фрагмент приводит С.Н. Булгакова с тем, чтобы дать свое истолкование единства Макро- и Микрокосма, увязав его с концепцией Всеединства: "Человек в своей причастности Человеку небесному объемлет в себе все в положительном всеединстве. Он есть организованное все или всеорганизм. "И как в росинке чуть заметной // Весь солнца лик ты узнаешь, // Так слитно в глубине заветной // Все мирозданье ты найдешь" [стихи А.Фета. -- В.Д.]. Он есть логос Вселенной, в котором она себя сознает... Как метафизический центр мироздания, как все-организм, человек в каком-то смысле есть это все, ему подвластное, имеет это все, знает это все"7. Непреодолимую методологическую трудность обнаруживает и проблема тьмы. Ночное небо, издавна поражающее и вдохновляющее людей своим звездным великолепием, в большей своей пространственной части представляет собой тьму, а не свет. По древней натурфилософской традиции -- индийской, китайской, византийской (Иоанн Дамаскин), тьма считалась самостоятельной субстанцией (а не отсутствием света, как принято объяснять в современной учебной и справочной литературе). Да и более близкие к нам по времени мыслители настаивали на точно таком же подходе и понимании. Достаточно неожиданно встретить, к примеру, в гегелевской "Философии природы" утверждение, что тьма обладает самостоятельным, отличным от света существованием, а материя есть по существу то же, что и тьма8. Теоретическая физика и космология на новых витках своего развития возвращаются к этой старой философской концепции. Известно и представление, не просто выводящее огонь из тьмы, но и полагающее, что сама тьма является огнем, хотя и черным: "Тьма -- это черный огонь, сильный цветом. Есть красный огонь, сильный видимостью, желтый огонь, сильный формой, и белый огонь, чей цвет заключает в себе все. Тьма же -- наисильнейший из всех видов огня, и именно он обуял тоху [ хаос. -- В.Д.]. Тьма -- это огонь, но огонь не есть тьма, кроме того случая, когда он охватывает тоху"9. [Кстати, образ черного огня использовал Василий Розанов для названия одной из своих последних книг. -- В.Д.]. Современные представления единства Макро- и Микрокосма во многом опираются (о чем уже говорилось) на торсионную теорию Мироздания, предполагающую непрерывное накопление информации во Вселенной, ее мгновенное распространение и возможность считывания разумным существом в любой точке Космоса. Более того, по законам голографии, любая материальная микроскопическая структура содержит и позволяет воспроизвести информацию обо всем Мире. Возникает вопрос, как голографическо-торсионная модель Вселенной сопрягается с выводом о субстанциональном характере тьмы. Приведем наглядный пример: в телескоп наблюдатель видит не только множество удаленных галактик, но и тьму в их окрестностях. Спрашивается: с какой скоростью достигает Земли информация об окологалактической тьме? С той же конечной скоростью, что и галактический свет? Или со своей особой скоростью, превышающей световую константу? А может, мгновенно, и мы видим тьму, на каком бы расстоянии от наблюдателя она ни находилась, в тот самый момент, когда устремляем на нее взор. (Даже констатация факта несовпадения между скоростями распространения света и тьмы приводит к серьезным коррективам -- если не пересмотру -- многих фундаментальных физических представлений.) Этот вопрос мне довелось задать главному теоретику и разработчику торсионно-вакуумной модели Космоса Г.И. Шипову10, предложив использовать в качестве методологической основы для поиска оптимального решения философские принципы русского космизма. В личной беседе Г.И. Шипов согласился интерпретировать соответствующим образом полученные им математические выводы. В частности, было признано целесообразным интерпретировать субстанциональность торсионных полей, имеющих мгновенную скорость перемещения, с космической тьмой, как носителем таких голографически насыщенных полей. Одновременно признано перспективным и увязывание самого физического вакуума -- источника и носителя торсионных полей ("Абсолютного Ничто, которое есть Абсолютное Все", по афористической терминологии Г.И. Шипова) с космической тьмой как самостоятельной объективной субстанцией. Представляется также, что при дальнейшем познании и объяснении названных выше и других не до конца познанных природных явлений, необходимо учитывать закономерности целостности. Все части Космоса взаимодействуют с Целым и через это Целое взаимодействуют между собой: каждая несет информацию, которая посредством своих носителей распространяется повсюду. Наподобие улья: закономерности поведения отдельных пчел обусловлены законами, присущими всей массе пчел, т.е. законами улья. Изучая поведение отдельных пчел, мы узнаем очень и очень многое, но не узнаем главного -- законов улья, которые вовсе не складываются механически из закономерностей поведения индивидов. То же можно сказать о современной физике и космологии: они изучают отдельные частицы, волны, поля, но в их инструментарии нет методов, способов и математического аппарата для описания целого. В конечном счете Целостность Мироздания реализуется в виде Мыслящего Универсума11. Применительно к человеку такая целостность в общем уже определена. Это -- космическая среда во всем ее многообразии и неисчерпаемости. Последовательное применение методологии космизма позволяет более четко и всесторонне постичь саму проблему. Так в пределах земного шара -- микроскопическая песчинка в масштабах Вселенной -- той целостностью, о которой упомянуто выше и в границах которой осуществляется вся многогранная деятельность живых индивидов, выступает биосфера (ее теорию с наибольшей полнотой разработал В.И.Вернадский) . Биосфера и есть тот энергетический котел в пределах Земли и окружающих ее полей, общий для всего живого, из которого осуществляется подпитка и накачка всех жизненных систем и отдельных их элементов -- растений, животных, людей, находящихся в рамках биосферы в неразрывном единстве. Человек неотделим от природы во всем ее многообразии. Он не может существовать без света, воздуха и воды, без растений и животных, дающих ему пищу. Все названное и образует энергетическую основу жизни. Но этим не ограничивается жизнесфера людей. Связанная с невидимыми космическими силами (гравитация, антигравитация, фотонное и противофотонное поле -- тьма), она простирается в бескрайние просторы Вселенной. В границах ноосферы и техносферы (второй искусственной природы) громадное значение приобретает информационное поле, создаваемое путем устной и письменной речи, печати, радио, телевидения, разного рода компьютеров, произведений искусства и сопряженное множеством выявленных и невыявленных каналов с неисчерпаемым энергополем Большого и Малого Космоса. Наконец, глубинные неизведанные пока силы обеспечивают мышление, генетическую преемственность поколений, прием и передачу всех видов информации в пределах целостных материальных систем, а в конечном счете -- внутри информационного "банка" Вселенной. Прибежище тьмы, однако, вовсе не одно лишь космическое далеко или покров ночи. Это просто иллюзия ясного солнечного дня, что весь мир вокруг нас наполнен светом или что человек -- исключительно дитя света. Уже под ногами, в недрах Земли безраздельно царит абсолютная тьма. Да и внутри человеческого тела отнюдь не царство света, а в основном доминирует тьма. А сон? Он ведь тоже -- царство тьмы, хотя и нарушаемое картинами сновидений. Почти треть жизни нормального человека проходит во сне, представляющем собой естественное и неотъемлемое состояние жизненных процессов. Еще один поразительный парадокс: свободное космическое пространство наполнено бесчисленными летящими отовсюду и во все стороны фотонами; их мириады пронизывают ежемгновенно любой и каждый уголок Вселенной. Но в Космосе от этого не делается светлей. Сами по себе фотоны невидимы и не светятся. Свет возникает при их взаимодействии с вещественной средой, например, при попадании на сетчатку глаза. Так что же тогда первично -- свет или тьма, если последняя есть всегда, а фотоны возникают только при определенных условиях? Вот и получается, что тьма более фундаментальная физическая субстанция, несводимая к пустому пространству, лишенному света. Тьма -- особая форма движения материи, ее исконно-первичное состояние. Она -- носитель, а в ряде случаев и источник света. Она же (но в взаимодействии со светом) -- аккумулятор информационного поля Вселенной. Сначала и всегда была Тьма и потом только появился Свет -- о том и Библия говорит. И все же человек всегда стремится к свету, радуется ему, прославляет его, даже обоготворяет в виде светил -- Солнца, Луны и звезд. Без света немыслимо ничто живое -- ни растения, ни животные. Но вот парадокс -- о свете, его подлинной природе и истинных закономерностях человечество до сих пор знает столь же мало, как и о тьме. Среди ученых даже сложился афоризм: "Самое темное в науке -- это свет!" Конечно, геометрическая оптика, электромагнитная и квантовая теория многое приоткрыли в тайнах природы. Однако хорошо известно: чем больше мы узнаем и вырастает объем нашего знания, тем больше у этого массива точек соприкосновения с неисчерпаемым океаном незнания. Следовательно, тем больше возникает все новых и новых проблем. Современная фотонная теория опирается на сложнейший математический аппарат, в ней почти отсутствуют наглядные представления. Более проста и понятна активно разрабатываемая в последние годы тороидальная модель фотона (В.П.Селезнев и др.), вполне сопрягаемая с торсионной теорией вакуума. Согласно тороидальной модели, фотон представляет собой объемное кольцо в виде тора (баранки), обладающее переменной скоростью, что дает возможность объяснить все известные световые явления, предложить новые высокоэффективные технологии и преодолеть многие противоречия и тупики, возникшие на пути развития современной физики, астрономии и космологии12. Но и это всего лишь шаг для прорыва познания к подлинному пониманию фундаментальной роли света в эволюции Универсума и Социума. Ориентирами же для дальнейшего продвижения вперед могут служить идеи, сформулированные еще в начале нынешнего века выдающимся русским физиком Н.И.Умовым и великим первооткрывателем космической эры К.Э.Циолковским. Умов последовательно придерживался энергетическо-информационного подхода в постижении Вселенной как вечного настоящего; его математическое обоснование взаимодействия массы и энергии на три десятилетия опередило соответствующие формулы и выводы теории относительности. Энергетизм распространялся Умовым и на человека -- сына неба [Космоса] и светозарного эфира, порожденного океаном лучистой энергии13. Циолковский пошел еще дальше: он не только провозгласил космическо-световое бытие человечества основой его существования и развития, но и рисовал грандиозные картины лучисто-энергетического будущего цивилизации. В разработанной Теории Космических Эр основоположник отечественной и мировой космонавтики предсказал четыре основных стадии информационно-энергетического развития Вселенной и Человечества: 1. Эра рождения; 2.Эра становления; 3. Эра расцвета; 4. Эра терминальная. Каждая из эр должна продолжиться, по Циолковскому, от нескольких до сотен миллиардов лет. На конечной же стадии эволюции Вселенной вещество превратится в свет, и человечество перейдет в лучистую форму высокого уровня, станет бессмертным во времени и бесконечным в пространстве. Так возникнет лучистое человечество14. Другими словами, человек выработает и обретет способность растворяться в энергоинформационном поле, черпая и обращая в свою пользу его неисчерпаемый потенциал. Микрокосм становится Макрокосмом! Примечания к Приложению 3 1 Федоров Н.Ф. Собрание сочинений в четырех томах. М., 1995. Т.1. С.291. 2 Уотсон Л. Ошибка Ромео // Жизнь земная и последующая. М., 1991. С. 346. 3 Парацельс Т. Великая астрономия, или Проницательная философия большого и малого мира // Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М., 1996. С. 305. 4 Одоевский В.Ф. [Беседа с Шеллингом] // О литературе и искусстве. М., 1982. С. 140. 5 См.: Двойрин Г.Б. Единая голографическая информационная теория Вселенной. СПб., 1996. С.67. 6 Давид-Неэль А. Мистики и маги Тибета. М., 1991. С.84. 7 Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994. С. 248 -- 249. 8 См.: Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.2. М., 1975. С. 132. 9 Из Книги сияния (Зогар) // Знание за пределами науки: Мистицизм, герметизм, астрология, магия в интеллектуальных традициях I -- ХIV веков. 10 См.: Шипов Г.И. Теория физического вакуума: Новая парадигма. М., 1993, С.362. 11 См: Рейзема Я.В. Мыслящий Универсум: Фундаментальные категории Универсума, технологии общественного разума. М., 1991. 12 См.: Демин В.Н., Селезнев В.П. К звездам быстрее света: Русский космизм вчера, сегодня, завтра. М., 1993. 13 Умов Н.И. Собрание сочинений. Т.3. С. 414, 495, 517. 14 См.: Чижевский А.Л. Теория Космических Эр // Циолковский К.Э. Грезы о Земле и Небе. Тула, 1986. С. 424 -- 427. Анучин В.И. Очерк шаманства у енисейских остяков. СПб., 1914; Арутюнов С.А., Сергеев Д.А. Проблемы этнической истории Берингоморья. М., 1975. Бадер О.Н. Элементы культа светил в палеолите // Древняя Русь и славяне. М., 1978; Бобринской А.А. О некоторых символических знаках, общих первобытной орнаментике всех народов Европы и Азии. М., 1902; Бессонова С.С. Религиозные представления скифов. К., 1983; Болсуновский К.В. Жертвенник Гермеса-Световида. К., 1909; Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. Прага, 1982; Бьювел Р., Джилберт Э. Секреты пирамид. М., 1996; В стране легенд. М., 1972; Виноградов Н. Соловецкие лабиринты, их происхождение и место в ряду однородных памятников. Соловки, 1927; Вуд Дж. Солнце, Луна и древние камни. М., 1981; Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.Вс. История происхождения индоевропейских языков // В мире науки. 1990. No5; Голан А. Миф и символ. М., 1993; Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М., 1990; Гусева Н.Р. Индуизм: История формирования. Культовая практика. М., 1977; Гурина Н.Н. Время, врезанное в камень: Из истории древних лапландцев. Мурманск, 1982; Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. Н.Новгород, 1995; Даркевич В.П. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси // Советская археология. 1960. No4; Доронин А.И. Руси волшебная палитра. М., 1992; Древние цивилизации. М., 1989; Древний мир на Юге России: Изборник источников. М., 1918; Древности Прикамья. М., б/г; Древность: Арьи. Славяне. М., 1996; Древняя Сибирь. Л., 1976; Ельницкий Л.А. Знания древних о северных странах. М., 1961; Зарубин Л.А. Солнце и зори в праславянском и славянском изобразительном искусстве // Советское славяноведение. 1975. No1; Зданович Г.Б. Аркаим: арии на Урале // Фантастика и наука. Вып. 25. М., 1992. Иван Яковлевич Билибин: Статьи. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1970; Иллюстрированная история религии в 2-х томах. М., 1992; Иллюстрированный мифологический словарь. СПб., 1994; Культура Русского Севера. Л., 1988; Леббок Дж. Доисторические времена, или Первобытная эпоха человечества. М., 1876; Липинская Я., Марциняк. Я. Мифология Древнего Египта. М., 1983; Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и мир образов. М., Максимова А.Г., Ермолаева А.С., Марьяшев А.Н. Наскальные изображения урочища Тамгалы. Алма-Ата., 1985; 1996; Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М., 1956; Медоев А.Г. Гравюры на скалах. Ч.1. Алма-Ата, 1979; Морозов И.В. Таинственным путем Гермеса. Минск, 1994; На Непрядве. М., 1980; Наука и религия (журнал). 1991 -- 1997; Нидерле Л. Славянские древности. М., 1956; Никитин А.Л. Распахнутая земля, или Путь через лабиринт. М., 1973; Оборин В.А., Чагин Г.Н. Чудские древности Рифея: Пермский звериный стиль. Пермь, 1988; Образ -- смысл в античном искусстве. М., 1990; Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. М., 1985; Рапов О.М. Знаки Рюриковичей и символ сокола // Советская археология. 1968. No3; Русский рисованный лубок конца ХVIII -- начала ХIХ века. М., 1992; Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987; Саватеев Ю.А. Наскальные рисунки Карелии. Петрозаводск, 1983; Седов В.В. Восточные славяне в VI -- ХIII вв. М., 1982; Словарь античности. М., 1989; Толстой И.И. О русских амулетах, называемых змеевиками // Записки русского археологического общества. Т.3. Вып. 3/4; СПб., 1888; Филип Ян. Кельтская цивилизация. Прага, 1961; Хокинс Дж. Кроме Стоунхенджа. М., 1977; Чарнолусский В.В. В краю летучего камня. М., 1972; Чаттопадхьяя Д. Локаята даршана: История индийского материализма. М., 1961; Шилов Ю.А. Прародина ариев: История, обряды, мифы. К., 1995; Он же. Космические тайны курганов. М., 1990; Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987. 1 Карамзин Н.М. История государства Российского, в двенадцати томах. Т.I. М., 1989. С.31. 2 См.: Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Этногенетические легенды. Догадки. Протогипотезы ХVI -- ХVIII века. СПб., 1996. 3 Тредиаковский В.К. Полное собрание сочинений в трех томах. Т.3. СПБ., 1849. С. 378. 4 Ломоносов М.В. Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года. СПб, 1766. С. 13. 5 Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. Ч.I. М., 1876. С. 217. 6 См.: Самоквасов Д.Я. Происхождение русского народа. М., 1908. С. 8. 7 Учение. Пятикнижие Моисеево. Серия "От Бытия до Откровения". М., 1993. С.66. 8 Вишну- Пурана. СПб., 1995. С.12. 9 См.: Крылова Л.П. Керносовский идол (стела) // Энеолит и бронзовый век Украины. Киев, 1976; Шилов Ю.А. Мифы о "космических странниках" и календарная служба Европы V -- I тысячелетия до н.э. // Историко-астрономические исследования -- 1991. М., 1992. Он же. Прародина ариев: История, обряды и мифы. Киев, 1995. 10 См.: Розанов В.В. Из восточных мотивов // В мире неясного и неразрешенного. М., 1995. С.346. 11 Доленга-Ходаковский З. Разыскания касательно русской истории // Вестник Европы. 1819. No20. С. 284. 12 Федоров Н.Ф. Собрание сочинений в четырех томах. Т.1. М., 1995. С. 359. 13 Вернадский Г.В. Древняя Русь. М., 1996. С. 283. 14 Цит. по: Лосев А.Ф. Теогония и космогония // Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 784, 786. 15 Снорри Стурлусон. Круг земной. М., 1980. С.11. 16 Генон Р. Символы священной науки. М., 1997. С.53. 17 См.: Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С. 403. 18 Цит. по: Коккьяра Дж. История фольклористики в Европе. М., 1960. С. 378. 19 См.: Повести временных лет (Лаврентьевская летопись). Арзамас, 1993. С.39. 20 См.: Памятники старинной русской литературы. Вып. З. СПб., 1862. С. 18. 21 См.: Истрин В.М. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русской литературе. М,. 1897. С. 118. 22 См.: Памятники старинной русской литературы. Вып.3. СПб., 1862. С. 18, 19. 23 См.: Федоров Ф.Н. Собрание сочинений в четырех томах. Т.I. М.,1995. С. 226, 204, 205, 243. 24 Памятники отреченной русской литературы. Т.2. М., 1863. С. 349. 25 См.: Елачич Е.А. Крайний Север как родина человечества. СПб., 1910. 26 См.: Струнина М. Где жили гипербореи? // Техника -- молодежи. 1984. No10; Нейман В. Арктида -- легендарная страна // Там же; Темкин Г. Колыбель под семью звездами // Дорогами тысячелетий. Сб. исторических очерков и статей. Кн.2. М., 1988; Дугин А. Гиперборейская теория. М., 1993; Генон Р. Атлантида и Гиперборея; Асов А. Времена Святогора; Константоновский А. Златые крылья прародины; Лазарев Е. Желанный берег изгнанных из рая; Рыжов Э. Огненный меч с юга // Наука и религия. 1994. No9; Струнина М. Где Атлант небо держал; Грицков В. Гибель Седьмого континента // Чудеса и приключения. 1995. No2; Жарникова С.В. Древние тайны Русского Севера // Древность: Арьи. Славяне. М., 1996; Громов В.Е. Вавилон найден. На Севере // Российская газета. 1996. 18 октября. 27 См.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания в трех томах. Т.I. М., 1961. С.80, 92 -- 93; Святский Д.О. Под сводом хрустального неба: Очерки по астральной мифологии в области религиозного и народного мировоззрения. СПб., 1913. С. 39. 28 Полное собрание русских летописей. Т.31. М., 1968. С.11. 29 Цит.по: Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. С. 405. 30 См.: Леббок Дж. Доисторические времена, или Первобытная эпоха человечества. М., 1876. С. 33 -- 35. 31 Страбон. География. М., 1994. С.106. 32 Древнегреческий текст Сивиллиных книг и перевод стихов 97 -- 157, где приводится история титанов, даны в Приложении I к кн.: Гаркави А.Я. О первоначальном обиталище семитов, индоевропейцев и хамитов. СПб., 1872. С.113 -- 118. Известны иные -- более поздние и христианизированные -- версии знаменитых книг (см.: Книги Сивилл. М., 1996). 33 См.: Словарь русского языка XI -- XVII вв. Вып. 8. М., 1981 С.14, 72. 34 Плутарх. Об Исиде и Осирисе // Вестник древней истории. 1977. No4. С.243. 35 Макушев В. Сказания иностранцев о быте и нравах славян. СПб., 1861. С. 82. 36 Ковалевский А.П. Книга Ахмера ибн-Фалдана о его путешествии на Волгу в 921 -- 922 гг. (Статьи, переводы и комментарии). Харьков, 1956. С.139. 36-а Цит. по: Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. С.420. 37 Бурцев А.Е. Обзор русского народного быта Северного края. Т. 2. СПб., 1902. С.103. 38 Ломоносов М.В. Избранные произведения в двух томах. Т.1. М., 1986. С. 424. 38-а Цит. по: Хэнкок Г. Следы Богов. М., 1997. С 15 -- 16. 39 Литература Древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты). М., 1984. С. 196 -- 197. 40 Геродот. История в девяти книгах. Л., 1972. С. 124 -- 125. 40-а Чертков А.Д. О языке пеласгов, населявших Италию, и сравнении его с древле-словенским // Временник императорского Московского общества истории и древностей российских. Кн. 25. М.,1857, С. 58 -- 59. 41 Пиндар. Геракл Гиперборейский // Оды. Фрагменты. М. 1980. С.20-21. 42 См.: Лукиан. Собрание сочинений в двух томах. Т.2. М.-Л., 1935. С. 328 -- 329. В жизнеописаниях Пифагора содержатся намеки о его связях с Гипербореей: Пифагор общался с гиперборейцами, а ученики именовали его Аполлоном Гиперборейским (см.: Ямвлих. Жизнь Пифагора // Человек. 1997. No3.). 43 См.: Голосовкер Я.Э. Сказания о титанах. М., 1957. С. 63 -- 86. 44 См.: Толстой И.И. О русских амулетах, называемых змеевиками // Записки Русского археологического общества. СПб., 1888. Т.3. Вып.3/4. 45 См.: Рапов О.М. Знаки Рюриковичей и символ сокола // Советская археология. 1968. No3. 46 См.: Мифы индейцев Южной Америки. СПб., 1994. С. 155 -- 157, 305. 47 Песни, собранные П.В.Киреевским. Вып.4. М., 1862. С.17. 48 См.: Срезневский И.И. Исследование о языческом богослужении древних славян. СПб., 1848. С. 29. 49 См.: Денисова И. М. Вопросы изучения культа священного дерева у русских. М., 1995. 50 См.: Русский эротический фольклор. М., 1995. С. 245 -- 285. 51 Костомаров Н.И. Славянская мифология. Киев, 1847. С.41. 52 Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. Т.З. Петрозаводск, 1864. С.321. 53 См.: Анучин Д.Н. К истории ознакомления с Сибирью до Ермака. Древнее русское сказание "О человецех незнаемых в Восточной стране" // Древности. Труды Московского археологического общества. Т.14. М., 1890. С. 232 -- 233. 54 См.: Эрбен (Ербен) К.Я. О славянской мифологии. (Письмо к А.Ф.Самарину). // Русская беседа. 1857. Кн.4. С.82. 55 См.: Афанасьев А.Н. Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями // Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. М., 1996. С. 206 -- 207, 391. 56 См.: Ларин Б.А. Об архаике в семантической структуре слова (яр -- юр -- буй) // История русского языка и общее языкознание (Избранные работы). М., 1977. С. 90-91. 57 См.: Афанасьев А.Н. Языческие представления об Острове-Буяне // Временник императорского Московского общества истории и древностей российских. Кн.9. М., 1851; Он же. Поэтические воззрения славян на природу. Т.2. М., 1868. С.132 -- 133. 58 Соболев А. Обряд прощания с землей перед исповедью (заговоры и духовные стихи). Владимир, 1914. С. 17 -- 24. 59 См.: Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности. Т.1. М., 1897. С.209. 60 Русские заговоры. М., 1993. С.125. 61 Те немногие былины, которые удалось записать в Малороссии, посвящены "младшим богатырям" и близки к историческим песням (См.: Веселовский А.Н. Южнорусские былины. Т.1-2. СПб., 1881 -- 1884). 62 Великорусские сказки в записях И.А.Худякова. М.-Л., 1964. С.194. Более поздний сокращенный вариант, записанный в тех же местах, интересен изменением и самого имени героини -- Снежурочка (см.: Песни и сказки пушкинских мест. М., 1979. С.183 -- 184). 63 Мережковский Д.С. Атлантида -- Европа: Тайна Запада. М., 1992. С.194 -- 195. 64 См.: Толстой И.И. Остров Белый и Таврика на Евксинском Понте. Пг., 1918. 65 См.: Памятники отреченной русской литературы. Т.2. СПб, 1863. С. 78 -- 92. 66 Полное собрание русских летописей. Т.6. СПб., 1853. С. 88 -- 89. 67 Клюев Н.А. Письма к Н.Ф.Христофоровой-Садомовой, Томск, сентябрь -- начало октября 1936 г. // Новый мир. 1988. No8. С. 196. 68 См., напр.: Куратов А.А. О каменных лабиринтах Северной Европы: Опыт классификации //Советская археология. 1970. No 1. 69 См.: Святский Д.О. Соловецкие лабиринты и культ Солнца. // Мироведение, Т.17. 1928. No2. С. 114 -- 115. 70 См.: Шейн П.В. Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. СПб., 1900. Т.1. Вып.1. С.348. 71 См.: Фролов Б.А. Происхождение календаря. // Календарь в культуре народов мира. М., 1993. С. 17, 36. 72 См.: Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987. С. 192, 210, 211, 233, 245, 425 и др.; Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии: Ранняя и средняя бронза Кавказа. М., 1994. С. 19, 40, 267, табл. VII и др. 73 Гурина Н.Н. Время, врезанное в камень. Мурманск, 1982. С.105. 74 Священник А.Грандилевский. Родина Ломоносова (в доисторические времена). // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1909. No 12. С.39. 75 См.: Стингл М. Индейцы без томогавков. М., 1978. С. 141 -- 142. 76 См.: Симченко Ю.Б. Тамги народов Сибири XVII века. М., 1965. С. 38, 137, 139, 141 и др. Здесь же приведены тамги в виде трезубцев (С.41, 179) и свастики -- еще одного древнего сакрального символа Солнца (С. 114, 115, 165). Последнее, кстати, вопреки утверждениям фашистских идеологов, неопровержимо доказывает неарийское (неиндоевропейское) происхождение свастики, широко распространенной также у саамов (лопарей), единственного непришлого северного народа, издревле живущего за полярным кругом с доисторических и гиперборейских времен. 77 См.: Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М.-Л., 1963. С.464 -- 473. 78 См.: Фробениус Л. Детство человечества. СПб., 1910. С.303. 79 Генон Р. Символы священной науки. М., 1997. С. 137 -- 141. 80 См.: Цицерон. О природе богов // Философские трактаты. М., 1985. С. 175. 81 См., напр.: Кейпер Ф.Б.Я. Космология и зачатие // Труды по ведийской мифологии. М., 1986; Слингер П., Дуглас Н. Тайны пола. М., 1993. 82 См.: Блок А.А. Собрание сочинений в восьми томах. Т.5. М.-Л., 1962. С.36. 83 Великорусские заклинания. Сборник Л.Н.Майкова. СПб., 1994. С. 15 -- 16. 84 См.: Иловайский Д.И. Собиратели Руси (Московско-литовский период, или Собиратели Руси). М., 1996. С.165 -- 166. 85 См.: Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1985. С.40. 86 См.: Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т.1. Харьков, 1916. С.51. 87 Путевые заметки Эриха Лассоты, отправленного римским императором Рудольфом к запорожцам в 1594 г. Спб., 1873. С. 22 -- 23. 88 См.: Никольский Н.М. Этюды по истории финикийских общинных и земледельческих культов. Минск, 1947. С. 168 -- 169. 89 См.: Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984. С. 34. 90 См.: Фурдуй Р.С., Швайдак Ю.М. Прелесть тайны. Киев, 1992. С. 9-37. 91 Никифоров А.И. Просто о Севере: Впечатления. Думы. Встречи // Русский эротический фольклор. М., 1995. С. 524. 92 См.: Пискарев А.И. О местонахождении каменных баб в России // Записки императорского археологического общества, Т.3. СПб., 1851. Норцов А.Н. Древнейшая история Тамбовского края по греческим писателям. Тамбов, 1901. Уваров А.С. Сведения о каменных бабах (с 40 рис.) // Сборник мелких трудов, Т.2. М., 1910. 93 См.: Сумцов Н.Ф. Культурные переживания: 186. Религиозно-мистическое значение каменных баб // Киевская старина. 1890. No7. 94 См.: Казанский Н.Н. К этимологии теонима Гера // Палеобалканистика и античность. М., 1989. С. 54 -- 58. 95 См.: Гусева Н.Р. Арктическая родина в Ведах // Древность: Арьи, Славяне. М., 1996. С. 8-9. 96 Цит.: Тураев Б.А. Бог Тот: Опыт исследования в области истории древнеегипетской культуры. Лейпциг, 1898. С.95. 97 Б.А.Тураев приводит список из 170 (!) различных эпитетов Тота-Гермеса. См.: Там же. С.167 -- 175. 98 См.: Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. Л., 1940. С. 50. 99 Плутарх. Моралии // Вестник древней истории. 1978. No1. С. 239. 100 См.: Церен Э. Лунный Бог. М., 1976. С. 208 -- 209. 101 Цит. по : Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. Смоленск, 1995. С.53. 102 См.: Ермолов А.С. Народное погодоведение. М., 1995. С. 264, 265 и сл. 103 См.: Богораз-Тан В.Г. Чукчи. Т. 2. Л., 1939. С. 130. 104 См.: Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Т.1. М., 1995. С. 498 -- 500. 105 Цит. по: Рабинович Б.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979. С. 323. И далее следует философская расшифровка: "4. Солнце -- его отец. Луна -- матерь его. Ветер вынашивает его во чреве своем. Земля вскармливает его. 5. Единое, и только оно, -- первопричина всяческого совершенства -- повсеместно, всегда. 6. Мощь его есть наимощнейшая мощь -- и даже более того! -- и явлена в безграничии своем на земле ..." (Там же. С. 324). 106 См.: Гомеровские гимны: III К Гермесу // Античные гимны. М., 1988. 107 Платон. Тимей // Сочинения в трех томах. Т.3. Ч.1. М., 1971. С.463. 108 Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992. С.39. 109 Цит. по: Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914. С. 385. 110 См.: Никольский Н.М. Происхождение и история белорусской свадебной обрядности. Минск, 1956. 111 См.: Болсуновский К.В. Жертвенник Гермеса-Световида: Мифологическое исследование. Киев, 1909. 112 См.: Зелинский Ф.Ф. Гермес Трижды-Великий // Из жизни идей. Т.З. СПб., 1907. С.90. 113 Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М. 1992 С.99. 114 Мюллер М. Сравнительная мифология // Летописи русской литературы и древности. Т.5. М., 1863. С. 75. 115 Буслаев Ф.И. Волот Волотович // Исторические очерки русской народной поэзии и искусства. Т.1. СПб, 1861. С. 455 -- 469. 116 Младшая Эдда. Л. 1970. С. 24 -- 25. 117 Бессонов П.А. Калики перехожие. Ч.1. Вып.2. М., 1861. С.340. 118 Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI -- XIX веков. М., 1991. С. 36. 119 См.: Максимович М.А. В каком веке жил Илья Муромец? //Собрание сочинений в трех томах. Т.1. Киев, 1876. 123 -- 126. 120 Илья Муромец. М., 1958. С. 13. 121 Беломорские былины, записанные А.Марковым. М., 1901. С.307 -- 309. 122 Онежские былины, записанные А.Ф.Гильфердингом. 2-е издание. Т. 1. СПб., 1894. С.5. 123 Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. 2-е издание. Т.1. М., 1909. С.9. 124 Великорусские заклинания. Сборник Л.Н.Майкова.СПб., 1994. С.15. 125 Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. 1-е издание. Ч.1. М., 1861. С. 40 -- 41. 126 См.: Стасов В.В. Происхождение русских былин // Вестник Европы. 1868. No 3. С. 225 -- 262. 127 Бессонов П.А. Заметка // Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. Т.2. М.,1861. С. СХХХ. 128 Бессонов П.А. Заметка // Песни, собранные П.В.Киреевским. Вып. 4. М., 1862. С. СXXIX. 129 См.: Славянские древности: Этнолингвистический словарь в пяти томах. Т. 1. М., 1995. С. 195. 130 См.: Янчук Н.А. К вопросу об отражении апокрифов в народном творчестве // Известия отделения русского языка и словесности (ИОРЯС). 1907. Т.12. Кн.1. С. 138 -- 143. 131 Цит. по: Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1872. С. 203 -- 204. Часть 2 1 См.: Чаттопадхьяя Д. Локаята даршана: История индийского материализма. М., 1961. С.327. 2 Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. Ч.1. М., 1876. С.593. 3 Цит. по: Алмазов А.И. Тайная исповедь в православной восточной церкви. Т.3. Одесса. 1894. С.153. 4 Цит. по: Новомбергский Н. Колдовство в Московской Руси XVII столетия. СПб., 1906. С.76. 5 См.: Барсов Н.И. К литературе об историческом значении русских народных заклинаний// Русская старина. 1893. No 1. С.217. 6 Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.3. М., 1981. С.291. 7 См.: Миролюбов Ю. Риг-Веда и язычество// Собрание сочинений. Т.4. Мюнхен, 1981. С.138 -- 139, 173. 8 См.: Фаминцын А.С. Божества древних славян. СПб., 1884. С.142. 9 Глинка Г.А. Древняя религия славян// Мифы древних славян. Саратов, 1993. С.112. 10 Касторский М. Начертания славянской мифологии. СПб, 1841. С.121. 11 См.: Эпштейн М.П. Учение Якова Абрамова в изложении его учеников// Логос. Л., 1991. С.245 -- 252. 12 См.: Сторожевы А. и В. Россия во времени. Кн.1. Древняя история сибирских и славянских народов. Сургут -- Москва. 1997. С.21. 13 Элиаде М. Космос и история. М., 1987. С.29. 14 См., напр.: Махабхарата. Книга третья. Лесная (Араньякапарва). -- М.: Наука, 1987. С.22 -- 23. 15 См., напр.: Плутарх. Застольные беседы. М., 1990. С.198, 488. 16 Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. Т.2. М., 1876. С.291. 17 См.: Васильев М.А. "Хорс жидовин": древнерусское языческое Божество в контексте проблем Khazaro-Slavica// Славяноведение. 1995. No 2. 18 См.: Срезневский И.И. Об обожании Солнца у древних славян// Журнал министерства народного просвещения. Ч.51. 1846. С.36 -- 37. 19 Колчин А. Верования крестьян Тульской губернии// Этнографическое обозрение. 1899. N 3. С.4-6. 20 См.: Шепинг Д.О. Мифы славянского язычества. М., 1849. 21 См.: Русские Веды. М., 1992. С.298, Баженова А.И. Солнечные боги славян// Предисловие к кн.: Мифы древних славян. Саратов, 1993. С.13. 22 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981. С.246. 23 См.: Иванов Вячеслав. Пролегомены о демонах: Лик и личины России// Собрание сочинений. Т.3. Брюссель, 1979. С.245. 24 См.: Ошар П. Символ креста// Атеист. 1927. No 16. Оттиск данного номера журнала, содержащий тематическую подборку из нескольких переводных статей, обосновывающих в том числе и "огненные корни" символа креста, был также издан в виде отдельной брошюры под названием "История креста". 25 См.: Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии// Слово и миф. С.290-291, 296, 299. 26 Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. М., 1880. С.70. 27 Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы: летне-осенние праздники. М., 1978. С.186. (Интересно, что Моравия -- это название исторической чешской области, и река Морава -- производные от того же общеиндоевропейского корня "мор", от которого образовано и слово "Морена"). 28 Цит. по: Иванов И. Культ Перуна у южных славян// Известия Отделения русского языка и словесности (ИОРЯС). 1903. Кн.4. С.152. 29 Сумцов Н.Ф. О народных воззрениях на новорожденного ребенка// Журнал министерства народного просвещения. Ноябрь 1880. Ч.212. С.92 -- 93. 30 См.: Кейпер Ф.Б.Я. Космогония и зачатие// Труды по ведийской мифологии. М., 1986. Аналогичные выводы получены в результате новейших психологических исследований с помощью ЛСД (см.: Гроф С. За пределами мозга. М., 1993; Он же. Области человеческого бессознательного. М., 1994). 31 См.: Блок А.А. Собрание сочинений в восьми томах. Т.5. М.-Л., 1962. С.36. 32 См.: Великорусские заклинания. Сборник Л.Н. Майкова. СПб., 1994. С.15 -- 16. 33 См.: Телегин С.М. Мифология восточных славян. М., 1994. С.25. 34 См.: Зарубин Л.А. Сходные изображения Солнца и зари у индоарийцев и славян// Советское славяноведение. 1971. No 6. С.72; Свирин А.Н. Древнерусская миниатюра. М., 1950. С.23. 35 См. илл. в кн.: Петровский Н.С., Белов А.М. Страна Большого Хани. М., 1973. С.388 -- 389. 36 См.: Ефименко П. О Яриле, языческом Божестве русских славян. СПб., 1869. С.9. 37 См.: Элиаде М. Космос и история. С.66 и последующие. 38 Отсюда же вытекает понятие значительного временного отрезка -- "Эра" (из латинского языка) и представление о воздушной стихии, откуда через греческую основу "аэр" возникло множество словесных новообразований, начинающихся с "аэро-". 39 См.: Русская ономастика и ономастика России. Словарь. М., 1994. С.287. 40 См.: Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифология славян. Ростов н/Д, 1996. С.82 -- 91. 41 См.: Шилов Ю.А. Прародина ариев: История, обряды, мифы. Киев, 1995. 42 См.: Шилов Ю.А. Космические тайны курганов. М., 1990. С. 255 -- 257. Автор проводит аналогии между шумерскими представлениями о мироздании и сходными (по композиции) изображениями на стенах могильника кургана Солнца и шумерских печатях. Не вызывает сомнения общность космологических представлений. Кроме того, имеются бесспорные свидетельства о прямых контактах, в частности, при раскопках в южнорусских степях были обнаружены предметы шумерского происхождения. 43 См.: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.3. М., 1869. С.196 -- 197. 44 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.3. М., 1869. С.206 -- 207. 45 См.: Сумцов Н.Ф. Религиозно-мифическое значение малорусской свадьбы. Киев, 1885. 46 Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. Ч.2. М., 1879. С.269. 47 Рукописи графа А.С.Уварова. Т.2. СПб., 1858. С.122 -- 123. 48 См.: Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С.163 -- 164. 49 См.: Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в десяти томах. Т.3. М., 1957. С.456. 50 Надеждин Н.И. О русских народных мифах и сагах, в применении их к географии и особенно к этнографии русской// Русская беседа. 1857. No 3. С.5. 51 Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края. Т.2. СПб., 1893. С.178. 52 Мифология древнего мира. М., 1977. С.341. Подобные вопросы были распространены не только в индоевропейской, но и в иных культурах. Так, в знаменитых "Вопросах к небу" древнекитайского поэта Цюй Юаня (IV-III вв. до н.э.) спрашивается: Каков был довременный мир -- Чей может высказать язык? Кто Твердь и Землю -- "Верх и Низ" -- Без качеств и без форм постиг? Во тьме без дна и без краев Свет зародился от чего?.. 53 Хомяков А.С. О старом и новом: Статьи и очерки. М., 1988. С.301 -- 302. 54 См.: Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М., 1965. С.41 -- 42. 55 Уоллис Бадж Е.А. Путешествие души в царстве мертвых: Египетская Книга мертвых. М., 1995. С.197 -- 198. 56 Франк-Каменецкий И.Г. Адам и Пуруша: Макрокосм и Микрокосм в иудейской и индийской космогонии// Памяти академика Н.Я. Марра. М.-Л., 1938. С.466 -- 467. 57 Памятники отреченной русской литературы. Т.2. М., 1863. С.448. 58 Песни русских сектантов мистиков// Записки императорского Русского географического общества по отделению этнографии. Т.35. СПб., 1912. С.49. 59 Там же. С.119. 60 См.: Панов И. Ересь жидовствующих// Журнал министерства народного просвещения. 1877. Ч. 189 -- 190 (январь -- март); Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси. М.-Л., 1955. 61 См.: Соболевский А.И. Литература жидовствующих// Переводная литература Московской Руси XIV -- XVII века. СПб., 1903; Келтуяла В.А. Курс истории русской литературы. Ч.1. Кн.2. СПб., 1911; Пыпин А.Н. История русской литературы. Т.1-2. СПб., 1902; Сперанский М.Н. История древней русской литературы. М., 1914; Тихонравов Н.С. Древняя русская литература// Сочинения в трех томах. Т.1. М., 1898. 62 Цит. по: Соболевский А.И. Указ. соч. -- С.409 -- 410. 63 Святский Д.О. Астрономическая книга "Шестокрыл" на Руси XV века. -- Мироведение, 1927, т.16. -- С.68. 64 См.: Башем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977. С.513 -- 515. 65 См.: Воеводский Л.Ф. Каннибализм в греческой мифологии. СПб., 1874. С.281. 66 Волошин М.А. Лики творчества. Л., 1988. С.110. 67 См.: Сумцов Н.Ф. Мышь в народной словесности// Этнографическое обозрение. 1891. No 1. С.91. 68 См.: Сумцов Н.Ф. Писанки. Киев, 1891. С.32 -- 36. Автор, известный русский профессор-этнограф, отмечает повсеместность распространения пятиконечной звезды (пентаграммы) в прошлом у различных народов: на Королинских островах пятиугольные звезды выкалывались в виде татуировок; в Марокко используются как амулеты; лопари в тундре метят звездами оленей; в Древнем Риме и Византии их выбивали на щитах; находят пентограммы и на доисторических мечах. Точно так же свастику, помимо индоарийцев, использовали монголы, тибетцы, финикийцы, этруски, финны. Выводы ученых прошлого века подтверждаются и дополняются современными исследованиями. Так, израильский историк А.Голан, издавший свод древнейшей символики, приводит многие десятки изображений свастики из культур эпохи неолита, энеолита, бронзы и железного века, а также взятые из различных периодов истории народов Индии, Ирана, Кавказа, Древней Азии, Европы, Сибири, доколумбовой Америки и т.д. Аналогичным образом пятиконечная звезда встречается у древних народов Малой Азии, Шумера, Крита, Египта, Ирана, Грузии, Осетии, Испании, Чехии, Словакии, Венгрии, России. Примерно тот же ареал распространения и у шестиконечной звезды, которая, по мнению израильского исследователя, стала специфическим еврейским символом сравнительно недавно; он был заимствован иудейскими идеологами и стал использоваться как самостоятельный еврейский символ не ранее 12 -- 14 вв. (см.: Голан А. Миф и символ. М., 1893. С.119 -- 122; 148 -- 153; рис.212 -- 234; 316 -- 327). 69 Цит. по: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.1. М., 1865. С.535 -- 536. 70 См.: Коробко Н.И. Образ птицы, творящей мир, в русской народной поэзии и письменности// Известия отделения русского языка и словесности императорской академии наук. 1909. Т.14. Кн.4. С.185. 71 Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. Издание второе. Т.3. М., 1910. С.186. 72 Цит. по: Сумцов Н.Ф. Очерки истории южнорусских апокрифических сказаний и песен. Киев, 1888. С.23. Аналогичную космогоническую легенду, но из другого списка приводит А.Н.Афанасьев во 2-м томе "Поэтических воззрений славян на природу". С.463. 73 См.: Смоленский этнографический сборник (составил В.Н.Добровольский). Ч.1.СПб., 1891. С.229 -- 230. 74 Там же, с.235. 75 Этнографическое обозрение. 1909. No 2. С.171 -- 172. 76 См.: Булашев Г.О. Украинский народ в своих легендах и религиозных воззрениях и верованиях. Вып. 1: Космологические украинские народные воззрения и верования. Киев, 1909. 77 Украинские сказки в двух книгах. Кн.2. М., 1993. С.14. 78 См.: Веселовский А. К вопросу о дуалистических космогониях// Этнографическое обозрение. 1890. No 2. С.43. 79 См.: Уваров П.С. Алконост// Сборник мелких трудов. Т.1. М., 1910. С.304 -- 305. 80 См.: Словарь античности. М., 1989. С.264. 81 С.: Успенский Б.А. Вопрос о сирийском языке в славянской письменности: почему дьявол может говорить по-сирийски?// Избранные труды. Т.2. Язык и культура. М., 1994. С.49 -- 50. 82 Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981. С.476 -- 477. 83 Соколов М.И. Феникс в апокрифах об Енохе и Варухе. СПб., 1904. С.8-9. 84 Цит. по: Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М., 1965. С.150. 85 Лосев А.Ф. Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии// Труды Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина. Т.72. Вып.3. М., 1953. С.47. 86 Подробнее о древнерусских свастиках, восходящих к доиндоевропейским временам, см.: Жарникова С.В. Древние тайны Русского Севера// Древность: Арьи. Славяне. М., 1996. Старожилы Севера рассказывают, что в годы войны специальные уполномоченные НКВД добирались до самых глухих деревень с единственной целью: изъять и уничтожить традиционные рубахи, передники, полотенца и т.п., на которых испокон веков вышивались свастики. 87 См.: Бобринской А.А. О некоторых символических знаках, общих первобытной орнаметике всех народов Европы и Азии// Труды Ярославского областного съезда исследователей истории и древностей Ростово-Суздальской области. М., 1902. 88 См.: Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987. С.469. 89 См.: Миролюбов Ю. Собрание сочинений. Т.6. Русская мифология. Мюнхен, 1982. С.51 -- 52. 90 См.: Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. Т.2. М., 1993. С.297 -- 299. 91 Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып. 2. М., 1838. С.68 -- 69. 92 См.: Шрадер О. Индоевропейцы. СПб., 1913. С.181 -- 182. 93 См.: Дмитриева С.И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера. М., 1988. С.57. 94 Цит. по: Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VII века до конца X века по Р.Х.). СПб., 1870. С.125. 95 См.: Словарь русского языка XI -- XVII вв. Вып.7. М., 1980. С.231, 242. 96 См.: Славянские древности: Этнолингвистический словарь в пяти томах. Т.1. М., 1995. С.314 -- 315. 97 См.: Гумилев Л.Н. Бон (древняя тибетская религия)// Древний Тибет. М., 1996. С.274. 98 См.: Славянский фольклор: Тексты. М., 1987. С.184. 99 Плотин. Эннеады, III 8, 10// Антология мировой философии. Т.1. Ч.1. М., 1969. С.551. 100 См.: Костомаров Н.И. Славянская мифология. М., 1995. С.5. 101 Ткаченко Г.А. Госмос, музыка, ритуал: Миф и эстетика в "Люйши чунцю". М., 1990. С.40,47. 102 См.: Двойрин Г.Б. Единая голографическая информационная теория Вселенной. СПб., 1996. С.17 -- 18. 103 Цит. по: Королева Э.А. Ранние формы танца. Кишинев, 1977. С.9-10. 104 См.: Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1991. С.49; Ивакин Г.Ю. Священный дуб языческих славян// Советская этнография. 1979. No 2. 105 Памятники отреченной русской литературы. Т.2. М., 1863. С.348 -- 349. 106 См.: Шарль де Бросс. Оракул Додоны// Шарль де Бросс о фетишизме. М., 1973. 107 См.: Русский эротический фольклор. М., 1995. С.245 -- 309. 108 См. фото в кн.: Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989. С.124. 109 См.: Иванов В.И. Дионис и прадионисийство, СПб., 1994. С.188 -- 191. 110 См.: Никольский Н.М. Дохристианские верования и культы днепровских славян. М., 1929. С.12. 111 Цит. по: Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1985. С.40. 112 См.: Дэвлет М.А. Листы каменной книги Улуг-Хема. Кызыл, 1990. С.95. 113 См.: Максимова А.Г., Ермолаева А.С., Марьяшев А.Г. Наскальные изображения урочища Тамгалы. Алма-Ата, 1985. С.37. 114 См.: Барсов Е.В. Об олонецких древностях// Древности (труды) Московского археологического общества. Т.7. М., 1878. С.229 -- 230. 115 См.: Шаповалова Г.Г. Севернорусская легенда об олене// Фольклор и этнография Русского Севера. Л., 1973. 116 См.: Сумцов Н.Ф. Тур в народной словесности. СПб., 1887. С.14. 117 Цит. по: Бернштам Т.А. Следы архаических ритуалов и культов в русских молодежных играх "ящер" и "олень" (опыт реконструкции)// Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л., 1990. С.32. 118 См.: Белорусский сборник. Вып.3. Витебск, 1887. С.292 -- 295. 119 Колесница Солнца. Восемь тетрадей индийской классической лирики в переводах С.С.Верцевой. М.: Наука, 1991. С.5. 120 Авеста; избранные гимны. М.: Дружба народов, 1993. С.54. 121 См.: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.1. М., 1865. С.631. 122 Сумцов Н.Ф. Заяц в народной словесности// Этнографическое обозрение. 1891. No 3. 123 См.: Русская сказка: Избранные мастера. Т.1. Л., 1931. С.224 -- 236. Сказка об Иване-Кобылине сыне имеется и в сборнике И.А.Худякова. 124 См.: Лауэнштайн Д. Эливсинские мистерии. М., 1996. 125 См.: Мельников-Печерский П.И. Полное собрание сочинений. Т.3. Кн.6. СПб., 1909. С.4 -- 5. 126 Мельников-Печерский П.И. Полное собрание сочинений. Т.3. Кн.7. СПб., 1909. С.256 -- 258. 127 Памятники литературы Древней Руси: XIV -- середина XV века. М., 1981. С.169. 128 Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Т.9. М., 1952. С.421. 129 Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. Т.2. М., 1989. С.355. 130 Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.166. 131 Булгаков С.Н. Автобиографические заметки. Париж, 1946. С.7. 132 Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т.1. М., 1990. С.375. См. также: Флоренский П.А. София// Богословский вестник. 1911. No 6. С.598. 133 См.: Розанов В.В. Люди лунного света. СПб., 1913. С.31. 134 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т.14. Л., 1976. С.328. 135 Цит. по: Смирнов С.И. Исповедь земле// Чтения в императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете. Кн. 249. М., 1914. 136 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т.6. Л., 1976. С.405. 137 См.: Клюев Н.А. Письмо Н.Ф.Христофоровой-Садомовой от 5 апреля 1937 г. Новый мир. 1988. No 8. С.200. 138 Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.166. Конец книги --------------------------------------------------------------- Другие произведения того же автора. ? См. также приглашение в экспедицию "Гиперборея-98" и отчет экспедиции "Гиперборея-97" ? ../TURIZM/giperborea.txt