---------------------------------------------------------------
 © Copyright Михаил Войтенко
 WWW: http://www.linkrusfareast.net/lighthouse/
 Email: vmd@linkrusfareast.net
---------------------------------------------------------------



     Странный  вопрос  для многих,  даже дикий. Есть международная лицензия,
есть, предположим, кредитная карточка или просто от налички карманы лопаются
-  отчего бы не  арендовать  авто, не  вдохнуть полной грудью?  Не рвануть с
ветерком,   продемонстрировав  пораженному  иноземью  истинность  гениальной
фразы: "... и какой же русский..." И так далее.
     Сразу  режу, не  рванете. Бангкок не тот  город. Песня долгая,  начну с
начала -  краткого  описания  движения  в Бангкоке,  как такового.  Движение
правосторонне,  руль  справа,  машины  процентов  на  70 -  японские.  После
Владивостока  кажется, что попал  в  Хабаровск. И  наоборот.  Джипов не  так
много, как у нас  - это  я тоже про Владивосток, Хабаровск и Дальний Восток.
Дальневосточники  поймут, а дальше  по России  -  местами разве. Очень много
наворотов в виде Ягуаров, Порше, спортивных  Мерседесов  и вообще  непонятно
каких марок, но явно не дешевле  Жигулей  предпоследней модели. Очень любимы
небогатыми  слоями  общества  такие  пикапчики от  Тойоты,  Ниссана  и  т.п.
Пикапчики увенчаны оградкой, из  труб, туда чего только не натыкивают. Еще в
пикапчики вбивается куча  народу в неимоверных  количествах,  торчат  только
руки,  ноги,  горящие  сигаретки  и  жизнерадостные  улыбки -  этакое  живое
воплощение чеканного сталинского  - "Жить  стало лучше, товарищи, жить стало
явно  веселее:" Бангкок, несмотря на 10 миллионов вроде бы учтенного,  уж не
говоря  про  неучтенное, населения, занимает мало,  по сравнению  с  другими
городами  такого масштаба,  места.  Улицы,  даже  центральные,  сравнительно
узкие.  Иногда не  сравнительно,  а  невероятно  узкие. Узкие настолько, что
местами  пешеход не пройдет,  если транспорт  не даст  ему  возможности  это
сделать, даже если пешеход вотрется в стену или ограду. Центра в Бангкоке, в
общепринятом  понимании,  нет.  Есть  несколько  центров  и  связывающих  их
кварталов не поймешь чего - от комплексов университетов до вилл и трущоб, от
кондоминиумов  до кустарных мастерских, от просто развалин и руин до чего-то
промышленного. Качество дорог очень хорошее,  но они узки, а главные улицы -
многие - с односторонним  движением. Там и сям  накидана  проклятая  частная
собственность,  соответственно огороженная  и не дающая возможность  срезать
путь. Если подьехать к нужному зданию не с того боку, то будь ты к нему хоть
вплотную -  в здание без  подрывников  не  влезешь, а искать вход -  значит,
огибать чуть не полгорода. Предстоит выезд с улицы, вьезд на  главную улицу,
проезд до поворота, поворот на эту главную улицу, но в обратном направлении,
потом попытка не пролететь мимо нужной улицы. И это только цветочки:
     До недавнего  азиатского  кризиса в  Таиланде был  бурный экономический
подьем,  и любой уважающий себя,  и даже неуважающий, гражданин, счел  делом
принципа и чести обзавестись авто. И обзавелся. Бангкок набит  машинами, как
наша госдума идеями, не протолкнуться.  Главные улицы представляют  из себя,
просто-напросто,  одну  большую  пробку. Машина в нее  воткнулась,  и машина
судорожно  движется со скоростью, по сравнению с которой  скорость заезда  в
гараж покажется гарантией победы в гонках Формула 1. Зеленый-красный свет, в
отличие от нас, горят очень долго -  т.е. очень долго,  минуты 3-5, иначе, с
нашими интервалами,  здесь вообще  все встанет. Но  и между светофорами  все
битком, так что участникам дорожного движения остается одно - расслабиться и
попытаться  впасть  в  нирвану.  По первости, из  России,  такая езда просто
сводит с ума - хочется схватить в руки даже не огнемет, а залповую установку
"Град",  и промести себе, наконец, путь до нужного здания, которое находится
одуряюще близко, и  до  которого  никак не удается доехать. Тяжелых грузовых
машин  нет, есть авто, автобусы, ваны, тук-туки (два сиденья  на колесиках с
крышей,  спереди  еще  одно  колесо  и движок,  к  которому приделаны руль и
водитель) и  орды  мотоциклов. Есть хайвеи, платные. Впечатляют.  Гигантские
бетонные  змеи отличного  качества  перепоясали  город  вдоль и поперек,  на
высоте  от 3 до 5 этажного дома и выше. Помогают, но не очень До вьезда надо
доехать, а  потом,  соответственно,  сьехать - причем физическая близость от
места  сьезда  к цели  поездки  отнюдь  не  означает  близость  фактическую.
Трамваев и метро нет. Идею метро похоронили 20 лет тому  назад и до сих  пор
рвут на себе волосы и ищут виновных в похоронах. К концу этого года запустят
скайлайн -  метро, но только  сверху.  На высоте хайвеев.  Красиво будет,  и
авось   полегче.  Движение  в  Бангкоке  -  очень  серьезная  проблема,  все
иностранцы  в  один  голос  утверждают,  что такого  нет нигде. Даже близко.
Борьба за экологию тут  как-то не заметна, все больше на Будду полагаются, а
потому  и смог  соответствующий.  Нам,  впрочем,  смог  не  особая  помеха -
особенно  тем,  кто  родился  и  вырос  вблизи  строек века или там гордости
пятилетки очередной.  После  России  неуютно  только  в  эпицентре  ядерного
взрыва, и  то - как посмотреть. В эпицентре - сразу, без мук  и вариантов. В
России не сразу, а вариантов и мук - как в теориях больших чисел, много и на
любой вкус. Но пардон, меня занесло.
     Общественный  транспорт  -  автобусы  с кондиционерами  и  без,  такси,
тук-туки  и  мотоциклы.  Мотоциклисты-таксисты торчат на каждом  углу,  и  в
какой-то,  мне  пока непонятной зависимости,  они  иногда  самый дешевый,  а
иногда самый дорогой вид транспорта. Т.е. обыкновенный  2-хколесный мотоцикл
- садись сзади и  езжай. В напряженные часы  будней, когда  трудящиеся массы
усиленно перемещаются  с  места на  место, самый быстрый  вид  транспорта  -
общественный,  за  исключением  такси  и  прочих  автомобилей.  Они  - самый
медленный, немногим быстрее ног, да и то не всегда и не  везде. Куда быстрее
автобусы,  тук-туки, и  несравнимо быстрее  их  всех - мотоциклы.  Мотоциклы
вообще самый  быстрый вид транспорта, в любое  время суток. И самый любимый.
Для них пробок не существует. Просачиваясь, как ртуть, в любые щели и щелки,
они   тормозятся  только  на  светофорах.  И   там-же  и  накапливаются.  На
открывшийся зеленый свет первыми несутся  эти неимоверные  орды. Т.е.  сцена
открытия движения  на  перекрестке напоминает  не  так  даже  сьемку  фильма
"Бешеный Макс", как что-то эпохальное и историческое - ведомые Атиллой гунны
тучей ворвались на улочки беззащитного города: Автобусы сравнительно быстрее
авто потому,  что  им даются определенные права и  полосы движения. Теперь о
самом главном - о собственно езде и существующей морали.
     Итак, если-бы Н.В. Гоголь попал в Таиланд, он наверняка переделал бы  в
фразе насчет езды "русский" на "таец". Тайцы обожают быструю езду и носятся,
как сумасшедшие. Езда в Бангкоке, среди пробок и улочек, в которые не всякий
наш  велосипедист попадет, предварительно не прицеливщись, просто потрясает.
В разгар дня свободного пространства впереди более, чем  на  100-150 метров,
просто не бывает. Но и эти 100 или меньше метров не проезжают, а  пролетают,
причем все  участники движения -  автобусы, лимузины, драндулеты непонятного
происхождения  и  назначения:  Виртуозность водителей  просто  не  поддается
описанию.  Надо  видеть. Отнюдь не  маленький  "Икарус" (тут  их  много),  с
прицепом,  летит  по  центральной  улице, по  тем  30-40  метрам  свободного
пространства, что  освободились  впереди,  со  скоростью, которую  у нас  не
всякий лихач позволит себе на загородной трассе. С шумом и треском втирается
к тротуару, причем прочие участники движения успевают разбежаться, открывает
на  ходу  двери и практически на ходу выплевывает и  заглатывает пассажиров,
тормозя  с трудом и неохотно.  Все движение  - впритирку.  Все участники - в
миллиметрах  друг  от  друга, и  все  живы!  На  малейший  кусок  свободного
пространства кидаются все, уворачиваясь друг от друга, и буквально раздирают
этот свободный кусок на части. Езда за  городом или по городу в ночное время
-  это просто свист почти обгоняемого  звука и  мелькание кусков  пейзажа за
окном. И все-таки,  самое  сильное впечатление оставляет  движение на улицах
Бангкока, автобусы  и мотоциклы. Скорее всего,  у тайцев врожденное  чувство
скорости и дистанции, ничем иным невозможно  обьяснить  такое  вот понятие -
БЕШЕНУЮ ЕЗДУ В  ПРОБКАХ. От мотоциклов вообще мурашки - пока все  стоят, они
лавируют  между  ними  на  маскимально  возможной  скорости,  разгоняясь,  в
малейшем просвете до гоночных рекордов. Причем мотоциклы как вид  транспорта
занимают очень весомое  место, как пассажирский и грузовой. На одном сзади и
спереди  навьючено столько, сколько на  нашей полуторке  времен целинных, на
другом  пассажиры сидят.  Пассажиры тоже картина - сидит девушка, свесив обе
ноги  по  одну сторону  и беззаботно ими побалтывая,  держит  в  одной  руке
портфель или  сумку, в другой бутерброд, щекой прижимает к плечику мобильный
телефон и все  делает одновременно - жует, болтает, жизнерадостно смеется, а
мотоцикл в  это время  совершает  невероятные пируэты  на  бешеной скорости,
буквально втираясь между авто и автобусами. И автобусы - это ведь, все-таки,
не  коляска времен Гоголя, пусть даже с рессорами.  Повторяюсь - у  них есть
определенные  вольности,  что-ли,  и  носятся они со  скоростями,  иногда не
уступающими мотоциклетным,  разрывая  уши впереди  едущих,  если они медлят,
звуками  своих  гудков, и  буквально наступая  им  на пятки  -  сдирая,  так
сказать,  краску  с  номерных  знаков.  И  при  такой  езде  - крайне  малое
количество аварий и ДТП. Их много в курортных зонах, типа Паттайи, где много
иностранцев,  водки,  марихуаны: На трассах, говорят, бед хватает. Я  по ним
поездил, охотно верю. Те аварии, что  видел в Бангкоке - исключительно ночью
-  были все исключительно  тяжелыми. Т.е.  краны  раздирали остатки, пытаясь
выснить,  что  там было, сколько,  и  уцелели-ли куски, способные обеспечить
хотя-бы похороны в гробах,  а не в урночках. При бешеных скоростях вообще, а
ночью особенно, такое не мудрено. Если  воткнешься куда или во что, то  явно
не затем, чтобы поцарапать себе бок или сбить урну. Нет, при таких скоростях
втыкание куда-то гарантирует отсутствие хлопот с реанимацией и реабилитацией
- как прямое попадание  тяжелого снаряда. Но  ведь  их, аварий, крайне мало!
Почему? Глядя на их движение, невольно прикидываешь к России, и сразу волосы
дыбом встают, так как если перенести  их движение, скорости и пробки к  нам,
то  у  нас в течении  15-ти минут разразится всеобщая и  такая окончательная
война  -  всех  против  всех. Коммунисты побледнеют  от  зависти,  со  своей
гражданской.  Переходим к последнему - вопросу морали и нравственности,  или
почему у них так мало аварий.
     Помимо несомненного, на мой  взгляд, врожденного таланта к быстрой езде
- обьективного,  так сказать, обстоятельства,  есть и субьективное - высокая
мораль и культура поведения, по сравнению с нами - высочайшая. Вкратце скажу
так - каждый участник движения ожидает адекватной реакции от  других, каждый
расчитывает  не  только  на  себя,  но и  на  других.  Никаких привилегий не
существует  -   автобусы  разве,  и  то  в  основном  скорее  морально,  чем
узаконенно. Распоследний драндулет, который у нас осмеливается передвигаться
только короткими  перебежками, здесь пользуется  абсолютно  теми-же правами,
что и навороченный лимо с персональным, в униформе, водителем и очень важной
персоной  сзади,  болтающей  по трем сотовым сразу  и слепящей  глаза своими
ролексами, цепями и  так далее. Лимо ему уступит дорогу, а он - лимо, причем
без всякого  раздражения или возмущения. Уж  тем  более без  выскакивания из
лимо  мордатых  сподвижников  исключительно  важной  персоны,  с расчищением
дороги на километр радиусом, избиением неповоротливых и  включением счетчика
особо  провинившимся или непонравившимся. В  мораль движения  Таиланда  надо
вжиться.  Проникнуться спокойствием, доброжелательностью,  готовностью пойти
навстречу, уступить. Понять самое трудное - тут  не каждый  сам за себя, тут
все за  всех.  Исключительно  важной персона может  быть  у себя в офисе, на
родине  или  в кругу семьи,  но только не на дорогах  Таиланда.  На  дорогах
Таиланда все исключительно равны. А теперь ответьте себе честно - вы к этому
готовы?  Многим такое будет только приятно, как перемещение по улицам Москвы
отпускнику из окопов  Сталинграда, а многим, к сожалению, нет.  Многие могут
подтверждать свою значимость в том числе и этим - исключительно важной ездой
по  дорогам  -  чтобы  все  живое разбегалось, пряталось,  или  благоговенно
наблюдало. Последним я брать машину исключительно не рекомендую, если они не
снизят  свою важность до общечеловеческих пределов. Всем  прочим  нормальным
людям советую немного присмотреться и проникнуться, а уж потом жать по газам
и прочим местам автомобиля.
     Эх, народ, и чего  мы так сами к себе?  Чего  нам нормально не живется?
Подай нам помесь колхозного скотного двора с беспредельной зоной, и все тут!
И  на меньшее, то бишь лучшее, мы не согласны,  хоть убей.  А когда нам  наш
свинарник   надоедает,  мы  обвиняем   правительство,   царя,   какую-нибудь
подвернувшуюся  некстати  национальность,  неприлично  богатых  соседей -  и
закатываем  революцию,  плавно уходящую в мировую  войну, и  все  это затем,
чтобы  в  еще  более  гнусном  свинарнике  с тоской  вспоминать о свинарнике
свергнутом...


Популярность: 17, Last-modified: Mon, 08 May 2000 14:53:18 GMT