т, погубленный влюбившейся в него мачехой, был, согласно мифу, искусным наездником. 4 Клепсидра -- водяные часы. 5 В житии св. Бернарда Клервосского (ум. в 1153) рассказывается, как явившийся ему однажды дьявол хвастался, что знает такие семь стихов из "Псалтири", ежедневное чтение которых непременно приведет в рай, но открыть эти стихи отказался. Св. Бернард решил ежедневно прочитывать всю "Псалтирь". Тогда дьявол, рассудив, что это составит еще больший подвиг благочестия, чем чтение семи строк, назвал магические стихи.
Глава XLI
1 Мория перефразирует три строки из "Энеиды" (VI, 625-- 627). 2 Эдилы -- в древнем Риме выборные лица, в обязанности которых входили организация народных зрелищ, городское благоустройство, полицейский надзор и регулирование продовольственного снабжения.
Глава XLII
1 Артур -- легендарный король Британии. С его именем связаны кельтские предания, послужившие сюжетами для множества средневековых романов (так называемый цикл романов Круглого Стола). 2 Гермоген -- известный певец, о котором упоминает Гораций ("Сатиры", I, 3, 129).
Глава XLV
1 Академики--последователи Платона. Основанная Платоном философская школа, называлась Академией потому, что его ученики и друзья собирались в роще, посвященной герою Академу (близ Афин). 2 Зевксид ( V в. до н.э.) и Апеллес (IV в. до н.э.) -- знаменитые древнегреческие живописцы. 3 Моего соименника -- то есть Томаса Мора. 4 Эразм имеет в виду знаменитое место из диалога Платона "Государство" (начало кн. VII), где люди уподоблены узникам, заключенным со дня рождения в темной пещере. Они обращены спиной к выходу и видят лишь тени предметов, проносимых мимо пещеры. Только созерцающий идею мудрец подобен человеку, который вышел из пещеры на свет и увидел самые предметы. 5 В диалоге Лукиана "Петух, или Сновидение" выведен некий Микилл, который во время послеобеденного сна увидал себя богачом, по был разбужен петухом и горько об этом сожалел.
Глава XLVI
1 Вейовис--древнеримский бог мщения. Пены--олицетворения кары, возмездия. Фебры -- богини лихорадки (римск. миф .}.
Глава XLVIII
1 Пифагорейцы основывали аскетические общины, в которых отчасти осуществляли проповедуемый ими отказ от личной собственности. 2 Испанский городок Сант-Яго, в котором, по преданию, хранились чудотворные мощи апостола Иакова, покровителя Испании, был местом паломничества. 3 Вероятно, намек на диалог Лукиана "Икароменипп", герой которого, Менипп, смастерив себе крылья, взлетел на Луну.
Глава XLIX
1 Некоторые комментаторы полагают, что Эразм намекает на розгу, которой был неизменно "вооружен" учитель. 2 Речь идет об одной из эпиграмм поэта IV--V вв. п. р. Паллада, где говорится о том, что жизнь учителя так же мрачна, как первые пять стихов "Илиады" Гомера, с которой начиналось изучение грамматики в школе. 3 Так, издеваясь над философами, называет Аристофан школу Сократа в комедии "Облака". 4 Латинская поговорка об осле в львиной шкуре. 5 Дионисий -- имя двух сиракузских тиранов, Дионисия Старшего (431--367 до н.э.) и его сына Дионисия Младшего (свергнут в 357). 6 Реммий Палемон -- римский грамматик I в. н.э., отличавшийся необыкновенной самонадеянностью. Элий Донат-- известный римский ритор и грамматик IV в. н.э. 7 Анхиз--отец Энея. 8 Альд Мануций (1449--1515)--друг Эразма, владелец знаменитой типографии в Венеция, издававший сочинения древних авторов, а также гуманистов, в частности -- произведения Эразма.
Глава L
1 Анонимное наставление по риторике, в древности ошибочно приписывавшееся Цицерону. 2 Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35--95 н.э.) -- известный римский ритор, автор обширного трактата "Образование оратора" -- классического труда по истории и теории римского красноречия. 3 Персий и Лелий упоминаются Цицероном как величайшие знатоки ораторского искусства. 4 Телемах -- сын Одиссея. 5 Стелен -- видимо, описка Эразма. Известен Сфенел, друг Диомеда, одного из героев Троянской войны. 6 Лаэрт -- отец Одиссея. 7 Поликрат (VI в. до н.э.) --тиран острова Самос, отличавшийся богатством и щедростью. Фразимах -- древнегреческих философ-софист (V в. до н.э.). 8 Алкей из Митнлены (на о-ве Лесбос) -- знаменитый древнегреческий лирик (VI в. до н.э.). Каллимах (ок. 310--240 до н.э.) -- один из крупнейших греческих поэтов эпохи эллинизма. 9 Вергилий, "Энеида", II, 39. 10 Имеется в виду триумф, которого удостоился римский полководец Публий Корнелий Сципион Африканский Старший в 2 02 году до н.э. после победы над Карфагеном.
Глава LI
1 Сизиф -- мифический основатель города Коринфа; за коварство н обманы он осужден богами вечно вкатывать на высокую гору огромный камень, который, всякий раз, как Сизиф приближается к вершине, срывается вниз (греч. миф.). Выражение "сизифов труд" стало нарицательным для обозначения всякой бесплодной работы. 2 Глоссы -- примечания к "Своду римского права", сделанные средневековыми юристами XI--XIII вв. (так паз. глоссаторами). Впоследствии глоссы, в спою очередь, приобрели силу законов. 3 В Додоне (Сев. Греция) перед храмом Зевса были развешаны и расставлены медные сосуды; колеблемая ветром проволока ударялась о них, и раздавался непрерывный звон. Отсюда -- "говор меди додонской", как беспрерывный шум. 4 Стентор -- глашатай, отличавшийся необыкновенно сильным голосом ("Илиада", V, 785).
Глава LII
1 Универсалии -- общие понятия (лат.).
Глава LIII
1 Жители сицилийского города Камарины (Камерины), вопреки совету Дельфийского оракула, осушили болото вблизи своего города, что открыло врагам доступ к Камарине. 2 Конклюзия--заключение {лат.). 3 Дефиниция -- определение (лат.). Королларии -- выводы (лат.). Пропозиция--утверждение, посылка (лат.). 4 Намек на выкованные Вулканом железные тенета, в которые попалась его неверная жена Венера со своим любовником, богом войны Марсом. 5 Греческая поговорка. 6 Евхаристия -- таинство причащения, в котором, по учению католической (а также православной) церкви, хлеб пресуществляется в тело, а вино--в кровь Христову. 7 Гнома -- краткое прозаическое или стихотворное изречение, обычно поучительного характера (греч.). 8 Реализм и номинализм -- противоположные направления средневековой схоластической философии. Реалисты утверждали, что общие понятия ("универсалии") реально существуют и предшествуют единичным предметам; номиналисты, наоборот, считали общие понятия лишь абстракциями, именами реально существующих единичных предметов. Фомисты -- последователи Фомы Аквинского (1225--1274) -- итальянского средневекового философа-схоласта. Учение Фомы Аквинского стало официальной философией католической церкви. Альбертисты--ученики Альберта фон Больштедт (1193--1280), прорванного богословами Великим, немецкого теолога и философа-схоласта, учителя Фомы Аквинского. Оккамисты -- сторонники Уильяма Оккама (ок. 1 300--1350)--крупнейшего английского философа-номиналиста. Скотисты -- последователи Иоанна (Дунса) Скота (ок. 1265--1308), шотландского философа-номиналиста, оспаривавшего догматику Фомы Аквинского. 9 "Послание к Евреям", XI, 1. 10 Намек; на происходивший между скотистами и фомистами спор о догмате непорочного зачатия богородицы. 11 "Евангелие от Иоанна", IV, 24. 12 Акциденция и. Субстанция -- философские термины: акциденция -- случайное, преходящее начало, субстанция -- неизменная и вечная сущность. 13 Хрисипп из Киликии (ок. 280--208 до н.э.) -- древнегреческий философ-стоик; славился как искусный диалектик. 14 Св. Иоанн Златоуст (347--407)--знаменитый проповедник и богослов. Св. Василий Великий (330--379) -- епископ Кесарийский, один из крупнейших авторитетов восточной церкви. Эразм здесь противопоставляет ранних "отцов церкви" столпам средневековой схоластики. 15 "Кводлибетум" (от лат. quodlibet -- что угодно) название одного из сочинений Дунса Скота. 13 Matula putes и matula putet, ollae fervere и ollam fervere--тождественные по значению латинские выражения. 17 Афина-Паллада родилась из головы Зевса (Юпитера), после того как Гефест (Вулкан) рассек, по просьбе Зевса, его череп (см. Лукиан, "Разговоры богов", 8). 18 Иудейская тетраграмма--имя божие (Ягве), состоящее из четырех букв.
Глава LIV
1 Гностик Василид (II в. н.э.) учил, что существует 365 небес, совокупность которых он обозначил словом "абраксас" так как сумма цифровых значений входящих в него букв равна 365. 2 Гораций, "Сатиры", II, 7, 21. 3 Гордясь своими многочисленными детьми, фиванская царица Ниобея дерзнула презрительно отозваться о богине Латоне, матери Аполлона и Артемиды. Разгневанные боги умертвили всех детей Ниобеи, сама же она обратилась в камень. 4 Эразм имеет в виду рассказ Горация о деревянном Приапе, который, увидав, как колдуньи Канидия и Сагана заклинают фурий и духов, от ужаса раскололся с таким треском, что сами колдуньи в страхе убежали (Гораций, "Сатиры", I, 8). 5 "Историческое зерцало" было написано в XIII в. монахом-доминиканцем Винцетом де Бове. "Римские деяния" -- анонимное произведение, появившееся примерно в то же время. Сочинения эта, богатые разнообразными вымыслами, пользовались в средние века огромной популярностью. 6 Т.е. иносказательно. 7 Т.е. в высшем, мистическом смысле. 8 Гораций, "Искусство поззии", 1. Перевод М. Дмитриева. 9 Эллебор -- растение, применявшееся в древности как средство против душевных болезней. 10 Вероятно, имеется в виду св. Антоний Египетский (ок. 251--356), считающийся основателем пустынножительствующего монашества.
Глава LVI
1 Эразм имеет в виду стихи Горация: "Мы -- ветрогоны, мы все -- женихи Пенелопы, подобны Юношам мы Алкиноя, что заняты были не в меру Холею кожи и, спать до полудня считая приличным, Сон, что лениво к ним шел, навевали звоном кифары..." "Послания", 2, 28--31. Перевод М. Дмитриева.
Глава LIX
1 Диспенсация -- разрешение в отдельном случае нарушить существующий церковный закон. Диспенсивная власть принадлежала папе, который мог передавать ее епископам, и являлась существенным источником доходов католической церкви в средние века. 2 В "Послании к Римлянам" (XVI, 18) говорится о тех, которые "...служат не господу нашему Иисусу Христу, а своему "реву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных". 3 Интердикт -- запрещение богослужения и отправления других религиозных обрядов, широко применявшееся средневековой католической церковью в ее борьбе со светской властью в качестве наказания, налагаемого на целые города,, области, страны, или -- реже на отдельных лиц. Бенефиций -- здесь: церковная должность и связанные с ней доходные статьи. 4 "Евангелие от Матфея", XIX, 27. 5 Весьма смелый намек на папу Юлия II (1503--1513), еще занимавшего папский престол в годы первых изданий "Похвалы Глупости".
Глава LX
1 Десятина -- десятая часть урожая и иных доходов, взимавшаяся в Западной Европе церковью со всего населения. 2 Регулярное духовенство -- священники, не принадлежавшие к определенному ордену или конгрегации, но соблюдавшие монашеский устав. 3 Картезианцы--монахи картезианского ордена, учрежденного около 1084 года и известного особой строгостью устава.
Глава LXI
1 Рамнузия -- Немезида, греческая богиня справедливости и возмездия. 2 Тимофей--известный афинский полководец IV в. до н.э. 3 Авл Геллий (III, 9, 6) рассказывает о коне, принадлежавшем первоначально некоему Сею, осужденному на смерть Марком Антонием. Все последующие владельцы этого коня также погибли насильственной смертью. Тот же Геллий (III, 9, 7), сообщает, что золото, награбленное в храмах галльского города Тулузы римским консулом Гнеем Сервилием Цепионом (конец II в. до н.э.), принесло несчастье всем, кто получил свою долю в добыче. 4 Имеются в виду знаменитые "Adagia" ("Поговорки") -- большой сборник античных поговорок и крылатых слов, снабженных обширными и остроумными комментариями самого Эразма.
Глава LXII
1 Так называет себя Гораций ("Послания", I, 4, 16). Эпикур (341--270 до н.э.)--древнегреческий философ, один из самых выдающихся представителей античного материализма. Эпикурейцы ("Эпикурово стадо") возводили наслаждение в основной принцип этики. 2 Гораций, "Оды", IV, 12, 27. Перевод Н. С. Гинцбурга. 3 Гораций, "Оды", IV, 12, 28. Перевод Н. С. Гинцбурга. 4 Гораций, "Послания", II, 2, 126. 5 Цицерон, "Письма к близким", IX, 22, 14.
Глава LXIII
1 Сорбонна -- богословский факультет Парижского университета; была центром католического мракобесия в XVI веке. 2 Намек на одно анонимное латинское стихотворение, где Приап изображен садовым сторожем, который, слушая, как его господин читает Гомера, запомнил несколько слов и затем употреблял их весьма некстати. 3 "Екклезиаст", I, 15 в. В русском синодальном переводе Библии этого стиха нет. 4 "Книга пророка Иеремии", X, 14. 5 "Книга пророка Иеремии", IX, 23. 6 "Екклезиаст", I, 2. 7 "Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова", XXVII, 11 (12). В русском синодальном переводе этот стих звучит несколько иначе. 8 "Евангелие от Матфея", XIX, 17. 9 "Екклезиаст", I, 18. 10 "Екклезиаст", VII, 4 (5). 11 "Многие же будут первые последними и последние первыми". "Евангелие от Матфея", XIX, 30. 12 Отыскать это "недвусмысленное свидетельство" в указанной главе совсем не так просто, как о том объявляет Глупость. 13 В действительности это "свидетельство" находится не в XLIV, а в XX главе (стих 31). 14 Стих 3. Традиционный (синодальный) перевод этого стиха несколько иной. 15 "Кита притчей Соломоновых", XXX, 2. 16 "Второе послание к Коринфянам", XI, 21. 17 Там же, 22, 23. 18 То есть знающими греческий, латинский и древнееврейский языки. 19 Имеется в виду Парижский теолог Николай Лира (умер в 1340), богослов и проповедник, комментатор Библии.
Глава LXIV
1 Св. Иероним знал пять языков: латинский, греческий, древнееврейский, халдейский и свой родной -- далматский. 2 В "Деяниях апостолов" (XVII, 22--23) приводится обращение апостола Павла к афинянам: "По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: "неведомому Богу". Сего-то, которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам". 5 "Евангелие от Луки", XXII, 36. 4 По-видимому, августинец Иордан Саксонский (XIV в.). 5 "Книга пророка Аввакума", III, 7. В русском синодальном переводе сказано просто: "Сотряслись палатки земли Мадиамской". 6 "Послание к Титу", III, 10. Перевод не совсем точен. 7 "Второзаконие", XIII, 5.
Глава LXV
1 Дидим -- известный александрийский грамматик I в. до н.э., оставивший огромное количество трудов (по преданию -свыше 4000). 2 "Второе послание к Коринфянам", XI, 19, 3 Там же, 16, 17. 4 "Первое послание к Коринфянам", IV, 10, 5 Там же, III, 18. 6 "Евангелие от Луки", XXIV, 25. 7 "Первое послание к Коринфянам", I, 25. 8 Ориген Александрийский (185--254)--один из крупнейших богословских авторитетов раннего христианства. 9 "Первое послание к Коринфянам", I, 18. 10 "Псалтирь", XVIII, С. 11' Марк Антоний (83--30 до н.э.)--выдающийся римский полководец и государственный деятель. Среди ближайших соратников Юлия Цезаря Антоний отличался беспечностью и ненасытной жаждой наслаждений. 12 Философ Сенека был воспитателем будущего императора Нерона (37--68 н. э-) н в первые годы его правления руководил своим воспитанником, но позже был отстранен от государственных дел. В 65 году Нерон, обвинив философа в участии в республиканском заговоре, заставил его покончить жизнь самоубийством. 13 Надеясь подчинить своему влиянию сиракузских тиранов и создать в Сицилин идеальное государство, Платон трижды посетил Сиракузы (первый раз при тиране Дионисии Старшем, второй и третий -- при его преемнике, Дионисии Младшем). Все эти попытки окончились неудачей. По преданию, после ссоры с Дионисием Старшим Платон был даже продан в рабство. 14 "Первое послание к Коринфянам", I, 27. 15 Там же, 21. 16 "Первое послание к Коринфянам", I, 19, где Павел цитирует "Книгу пророка Исайн", XXIX, 14. 17 Это восклицание встречается во многих местах "Евангелий". 18 "Евангелие от Иоанна", I, 29 и 30. 19 "Числа", XII, 11. 20 "Первая книга Царств", XXVI, 21. 21 "Вторая книга Царств", XXIV, 10. 22 "Евангелие от Луки", XXIII, 34. 23 "Первое послание к Тимофею", I, 13. 24 "Псалтирь", XXIV, 7. В русском синодальном переводе: "Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай".
Глава LXVI
1 В ответ на защитительную речь апостола Павла римский наместник Фест сказал ему: "Безумствуешь ты, Павел. Большая ученость доводят тебя до сумасшествия" ("Деяния апостолов", XXVI, 24). 2 Намек на рассказ о том, как св. Бернард, будучи погружен в размышления, выпил по рассеянности вместо вина масло.
Глава LXVII
1 Платон, "Федр", р. 245В. 2 "Первое послание к Коринфянам", II, 9, где Павел цитирует "Книгу пророка Исайи", LXIV, 4.