т, погубленный влюбившейся в него мачехой, был, согласно мифу,
искусным наездником.
4 Клепсидра -- водяные часы.
5 В житии св. Бернарда Клервосского (ум. в 1153)
рассказывается, как явившийся ему однажды дьявол хвастался, что знает такие
семь стихов из "Псалтири", ежедневное чтение которых непременно приведет в
рай, но открыть эти стихи отказался. Св. Бернард решил ежедневно прочитывать
всю "Псалтирь". Тогда дьявол, рассудив, что это составит еще больший подвиг
благочестия, чем чтение семи строк, назвал магические стихи.
Глава XLI
1 Мория перефразирует три строки из "Энеиды" (VI, 625--
627).
2 Эдилы -- в древнем Риме выборные лица, в обязанности
которых входили организация народных зрелищ, городское благоустройство,
полицейский надзор и регулирование продовольственного снабжения.
Глава XLII
1 Артур -- легендарный король Британии. С его именем связаны
кельтские предания, послужившие сюжетами для множества средневековых романов
(так называемый цикл романов Круглого Стола).
2 Гермоген -- известный певец, о котором упоминает Гораций
("Сатиры", I, 3, 129).
Глава XLV
1 Академики--последователи Платона. Основанная Платоном
философская школа, называлась Академией потому, что его ученики и друзья
собирались в роще, посвященной герою Академу (близ Афин).
2 Зевксид ( V в. до н.э.) и Апеллес (IV в. до н.э.) --
знаменитые древнегреческие живописцы.
3 Моего соименника -- то есть Томаса Мора.
4 Эразм имеет в виду знаменитое место из диалога Платона
"Государство" (начало кн. VII), где люди уподоблены узникам, заключенным со
дня рождения в темной пещере. Они обращены спиной к выходу и видят лишь тени
предметов, проносимых мимо пещеры. Только созерцающий идею мудрец подобен
человеку, который вышел из пещеры на свет и увидел самые предметы.
5 В диалоге Лукиана "Петух, или Сновидение" выведен некий
Микилл, который во время послеобеденного сна увидал себя богачом, по был
разбужен петухом и горько об этом сожалел.
Глава XLVI
1 Вейовис--древнеримский бог мщения. Пены--олицетворения
кары, возмездия. Фебры -- богини лихорадки (римск. миф .}.
Глава XLVIII
1 Пифагорейцы основывали аскетические общины, в которых
отчасти осуществляли проповедуемый ими отказ от личной собственности.
2 Испанский городок Сант-Яго, в котором, по преданию,
хранились чудотворные мощи апостола Иакова, покровителя Испании, был местом
паломничества.
3 Вероятно, намек на диалог Лукиана "Икароменипп", герой
которого, Менипп, смастерив себе крылья, взлетел на Луну.
Глава XLIX
1 Некоторые комментаторы полагают, что Эразм намекает на
розгу, которой был неизменно "вооружен" учитель.
2 Речь идет об одной из эпиграмм поэта IV--V вв. п. р.
Паллада, где говорится о том, что жизнь учителя так же мрачна, как первые
пять стихов "Илиады" Гомера, с которой начиналось изучение грамматики в
школе.
3 Так, издеваясь над философами, называет Аристофан школу
Сократа в комедии "Облака".
4 Латинская поговорка об осле в львиной шкуре.
5 Дионисий -- имя двух сиракузских тиранов, Дионисия
Старшего (431--367 до н.э.) и его сына Дионисия Младшего (свергнут в 357).
6 Реммий Палемон -- римский грамматик I в. н.э.,
отличавшийся необыкновенной самонадеянностью. Элий Донат-- известный римский
ритор и грамматик IV в. н.э.
7 Анхиз--отец Энея.
8 Альд Мануций (1449--1515)--друг Эразма, владелец
знаменитой типографии в Венеция, издававший сочинения древних авторов, а
также гуманистов, в частности -- произведения Эразма.
Глава L
1 Анонимное наставление по риторике, в древности ошибочно
приписывавшееся Цицерону.
2 Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35--95 н.э.) -- известный
римский ритор, автор обширного трактата "Образование оратора" --
классического труда по истории и теории римского красноречия.
3 Персий и Лелий упоминаются Цицероном как величайшие
знатоки ораторского искусства.
4 Телемах -- сын Одиссея.
5 Стелен -- видимо, описка Эразма. Известен Сфенел, друг
Диомеда, одного из героев Троянской войны.
6 Лаэрт -- отец Одиссея.
7 Поликрат (VI в. до н.э.) --тиран острова Самос,
отличавшийся богатством и щедростью. Фразимах -- древнегреческих
философ-софист (V в. до н.э.).
8 Алкей из Митнлены (на о-ве Лесбос) -- знаменитый
древнегреческий лирик (VI в. до н.э.). Каллимах (ок. 310--240 до н.э.) --
один из крупнейших греческих поэтов эпохи эллинизма.
9 Вергилий, "Энеида", II, 39.
10 Имеется в виду триумф, которого удостоился римский
полководец Публий Корнелий Сципион Африканский Старший в 2 02 году до н.э.
после победы над Карфагеном.
Глава LI
1 Сизиф -- мифический основатель города Коринфа; за
коварство н обманы он осужден богами вечно вкатывать на высокую гору
огромный камень, который, всякий раз, как Сизиф приближается к вершине,
срывается вниз (греч. миф.). Выражение "сизифов труд" стало нарицательным
для обозначения всякой бесплодной работы.
2 Глоссы -- примечания к "Своду римского права", сделанные
средневековыми юристами XI--XIII вв. (так паз. глоссаторами). Впоследствии
глоссы, в спою очередь, приобрели силу законов.
3 В Додоне (Сев. Греция) перед храмом Зевса были развешаны и
расставлены медные сосуды; колеблемая ветром проволока ударялась о них, и
раздавался непрерывный звон. Отсюда -- "говор меди додонской", как
беспрерывный шум.
4 Стентор -- глашатай, отличавшийся необыкновенно сильным
голосом ("Илиада", V, 785).
Глава LII
1 Универсалии -- общие понятия (лат.).
Глава LIII
1 Жители сицилийского города Камарины (Камерины), вопреки
совету Дельфийского оракула, осушили болото вблизи своего города, что
открыло врагам доступ к Камарине.
2 Конклюзия--заключение {лат.).
3 Дефиниция -- определение (лат.). Королларии -- выводы
(лат.). Пропозиция--утверждение, посылка (лат.).
4 Намек на выкованные Вулканом железные тенета, в которые
попалась его неверная жена Венера со своим любовником, богом войны Марсом.
5 Греческая поговорка.
6 Евхаристия -- таинство причащения, в котором, по учению
католической (а также православной) церкви, хлеб пресуществляется в тело, а
вино--в кровь Христову.
7 Гнома -- краткое прозаическое или стихотворное изречение,
обычно поучительного характера (греч.).
8 Реализм и номинализм -- противоположные направления
средневековой схоластической философии. Реалисты утверждали, что общие
понятия ("универсалии") реально существуют и предшествуют единичным
предметам; номиналисты, наоборот, считали общие понятия лишь абстракциями,
именами реально существующих единичных предметов. Фомисты -- последователи
Фомы Аквинского (1225--1274) -- итальянского средневекового
философа-схоласта. Учение Фомы Аквинского стало официальной философией
католической церкви. Альбертисты--ученики Альберта фон Больштедт
(1193--1280), прорванного богословами Великим, немецкого теолога и
философа-схоласта, учителя Фомы Аквинского. Оккамисты -- сторонники Уильяма
Оккама (ок. 1 300--1350)--крупнейшего английского философа-номиналиста.
Скотисты -- последователи Иоанна (Дунса) Скота (ок. 1265--1308),
шотландского философа-номиналиста, оспаривавшего догматику Фомы Аквинского.
9 "Послание к Евреям", XI, 1.
10 Намек; на происходивший между скотистами и фомистами спор
о догмате непорочного зачатия богородицы.
11 "Евангелие от Иоанна", IV, 24.
12 Акциденция и. Субстанция -- философские термины:
акциденция -- случайное, преходящее начало, субстанция -- неизменная и
вечная сущность.
13 Хрисипп из Киликии (ок. 280--208 до н.э.) --
древнегреческий философ-стоик; славился как искусный диалектик.
14 Св. Иоанн Златоуст (347--407)--знаменитый проповедник и
богослов. Св. Василий Великий (330--379) -- епископ Кесарийский, один из
крупнейших авторитетов восточной церкви. Эразм здесь противопоставляет
ранних "отцов церкви" столпам средневековой схоластики.
15 "Кводлибетум" (от лат. quodlibet -- что угодно) название
одного из сочинений Дунса Скота.
13 Matula putes и matula putet, ollae fervere и ollam
fervere--тождественные по значению латинские выражения.
17 Афина-Паллада родилась из головы Зевса (Юпитера), после
того как Гефест (Вулкан) рассек, по просьбе Зевса, его череп (см. Лукиан,
"Разговоры богов", 8).
18 Иудейская тетраграмма--имя божие (Ягве), состоящее из
четырех букв.
Глава LIV
1 Гностик Василид (II в. н.э.) учил, что существует 365
небес, совокупность которых он обозначил словом "абраксас" так как сумма
цифровых значений входящих в него букв равна 365.
2 Гораций, "Сатиры", II, 7, 21.
3 Гордясь своими многочисленными детьми, фиванская царица
Ниобея дерзнула презрительно отозваться о богине Латоне, матери Аполлона и
Артемиды. Разгневанные боги умертвили всех детей Ниобеи, сама же она
обратилась в камень.
4 Эразм имеет в виду рассказ Горация о деревянном Приапе,
который, увидав, как колдуньи Канидия и Сагана заклинают фурий и духов, от
ужаса раскололся с таким треском, что сами колдуньи в страхе убежали
(Гораций, "Сатиры", I, 8).
5 "Историческое зерцало" было написано в XIII в.
монахом-доминиканцем Винцетом де Бове. "Римские деяния" -- анонимное
произведение, появившееся примерно в то же время. Сочинения эта, богатые
разнообразными вымыслами, пользовались в средние века огромной
популярностью.
6 Т.е. иносказательно.
7 Т.е. в высшем, мистическом смысле.
8 Гораций, "Искусство поззии", 1. Перевод М. Дмитриева.
9 Эллебор -- растение, применявшееся в древности как
средство против душевных болезней.
10 Вероятно, имеется в виду св. Антоний Египетский (ок.
251--356), считающийся основателем пустынножительствующего монашества.
Глава LVI
1 Эразм имеет в виду стихи Горация:
"Мы -- ветрогоны, мы все -- женихи Пенелопы, подобны
Юношам мы Алкиноя, что заняты были не в меру
Холею кожи и, спать до полудня считая приличным,
Сон, что лениво к ним шел, навевали звоном кифары..."
"Послания", 2, 28--31. Перевод М. Дмитриева.
Глава LIX
1 Диспенсация -- разрешение в отдельном случае нарушить
существующий церковный закон. Диспенсивная власть принадлежала папе, который
мог передавать ее епископам, и являлась существенным источником доходов
католической церкви в средние века.
2 В "Послании к Римлянам" (XVI, 18) говорится о тех, которые
"...служат не господу нашему Иисусу Христу, а своему "реву, и ласкательством
и красноречием обольщают сердца простодушных".
3 Интердикт -- запрещение богослужения и отправления других
религиозных обрядов, широко применявшееся средневековой католической
церковью в ее борьбе со светской властью в качестве наказания, налагаемого
на целые города,, области, страны, или -- реже на отдельных лиц. Бенефиций
-- здесь: церковная должность и связанные с ней доходные статьи.
4 "Евангелие от Матфея", XIX, 27.
5 Весьма смелый намек на папу Юлия II (1503--1513), еще
занимавшего папский престол в годы первых изданий "Похвалы Глупости".
Глава LX
1 Десятина -- десятая часть урожая и иных доходов,
взимавшаяся в Западной Европе церковью со всего населения.
2 Регулярное духовенство -- священники, не принадлежавшие к
определенному ордену или конгрегации, но соблюдавшие монашеский устав.
3 Картезианцы--монахи картезианского ордена, учрежденного
около 1084 года и известного особой строгостью устава.
Глава LXI
1 Рамнузия -- Немезида, греческая богиня справедливости и
возмездия.
2 Тимофей--известный афинский полководец IV в. до н.э.
3 Авл Геллий (III, 9, 6) рассказывает о коне, принадлежавшем
первоначально некоему Сею, осужденному на смерть Марком Антонием. Все
последующие владельцы этого коня также погибли насильственной смертью. Тот
же Геллий (III, 9, 7), сообщает, что золото, награбленное в храмах
галльского города Тулузы римским консулом Гнеем Сервилием Цепионом (конец II
в. до н.э.), принесло несчастье всем, кто получил свою долю в добыче.
4 Имеются в виду знаменитые "Adagia" ("Поговорки") --
большой сборник античных поговорок и крылатых слов, снабженных обширными и
остроумными комментариями самого Эразма.
Глава LXII
1 Так называет себя Гораций ("Послания", I, 4, 16). Эпикур
(341--270 до н.э.)--древнегреческий философ, один из самых выдающихся
представителей античного материализма. Эпикурейцы ("Эпикурово стадо")
возводили наслаждение в основной принцип этики.
2 Гораций, "Оды", IV, 12, 27. Перевод Н. С. Гинцбурга.
3 Гораций, "Оды", IV, 12, 28. Перевод Н. С. Гинцбурга.
4 Гораций, "Послания", II, 2, 126.
5 Цицерон, "Письма к близким", IX, 22, 14.
Глава LXIII
1 Сорбонна -- богословский факультет Парижского
университета; была центром католического мракобесия в XVI веке.
2 Намек на одно анонимное латинское стихотворение, где Приап
изображен садовым сторожем, который, слушая, как его господин читает Гомера,
запомнил несколько слов и затем употреблял их весьма некстати.
3 "Екклезиаст", I, 15 в. В русском синодальном переводе
Библии этого стиха нет.
4 "Книга пророка Иеремии", X, 14.
5 "Книга пророка Иеремии", IX, 23.
6 "Екклезиаст", I, 2.
7 "Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова", XXVII, 11 (12).
В русском синодальном переводе этот стих звучит несколько иначе.
8 "Евангелие от Матфея", XIX, 17.
9 "Екклезиаст", I, 18.
10 "Екклезиаст", VII, 4 (5).
11 "Многие же будут первые последними и последние первыми".
"Евангелие от Матфея", XIX, 30.
12 Отыскать это "недвусмысленное свидетельство" в указанной
главе совсем не так просто, как о том объявляет Глупость.
13 В действительности это "свидетельство" находится не в
XLIV, а в XX главе (стих 31).
14 Стих 3. Традиционный (синодальный) перевод этого стиха
несколько иной.
15 "Кита притчей Соломоновых", XXX, 2.
16 "Второе послание к Коринфянам", XI, 21.
17 Там же, 22, 23.
18 То есть знающими греческий, латинский и древнееврейский
языки.
19 Имеется в виду Парижский теолог Николай Лира (умер в
1340), богослов и проповедник, комментатор Библии.
Глава LXIV
1 Св. Иероним знал пять языков: латинский, греческий,
древнееврейский, халдейский и свой родной -- далматский.
2 В "Деяниях апостолов" (XVII, 22--23) приводится обращение
апостола Павла к афинянам: "По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны.
Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором
написано: "неведомому Богу". Сего-то, которого вы, не зная, чтите, я
проповедую вам".
5 "Евангелие от Луки", XXII, 36.
4 По-видимому, августинец Иордан Саксонский (XIV в.).
5 "Книга пророка Аввакума", III, 7. В русском синодальном
переводе сказано просто: "Сотряслись палатки земли Мадиамской".
6 "Послание к Титу", III, 10. Перевод не совсем точен.
7 "Второзаконие", XIII, 5.
Глава LXV
1 Дидим -- известный александрийский грамматик I в. до н.э.,
оставивший огромное количество трудов (по преданию -свыше 4000).
2 "Второе послание к Коринфянам", XI, 19,
3 Там же, 16, 17.
4 "Первое послание к Коринфянам", IV, 10,
5 Там же, III, 18.
6 "Евангелие от Луки", XXIV, 25.
7 "Первое послание к Коринфянам", I, 25.
8 Ориген Александрийский (185--254)--один из крупнейших
богословских авторитетов раннего христианства.
9 "Первое послание к Коринфянам", I, 18.
10 "Псалтирь", XVIII, С.
11' Марк Антоний (83--30 до н.э.)--выдающийся римский
полководец и государственный деятель. Среди ближайших соратников Юлия Цезаря
Антоний отличался беспечностью и ненасытной жаждой наслаждений.
12 Философ Сенека был воспитателем будущего императора
Нерона (37--68 н. э-) н в первые годы его правления руководил своим
воспитанником, но позже был отстранен от государственных дел. В 65 году
Нерон, обвинив философа в участии в республиканском заговоре, заставил его
покончить жизнь самоубийством.
13 Надеясь подчинить своему влиянию сиракузских тиранов и
создать в Сицилин идеальное государство, Платон трижды посетил Сиракузы
(первый раз при тиране Дионисии Старшем, второй и третий -- при его
преемнике, Дионисии Младшем). Все эти попытки окончились неудачей. По
преданию, после ссоры с Дионисием Старшим Платон был даже продан в рабство.
14 "Первое послание к Коринфянам", I, 27.
15 Там же, 21.
16 "Первое послание к Коринфянам", I, 19, где Павел цитирует
"Книгу пророка Исайн", XXIX, 14.
17 Это восклицание встречается во многих местах "Евангелий".
18 "Евангелие от Иоанна", I, 29 и 30.
19 "Числа", XII, 11.
20 "Первая книга Царств", XXVI, 21.
21 "Вторая книга Царств", XXIV, 10.
22 "Евангелие от Луки", XXIII, 34.
23 "Первое послание к Тимофею", I, 13.
24 "Псалтирь", XXIV, 7. В русском синодальном переводе:
"Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай".
Глава LXVI
1 В ответ на защитительную речь апостола Павла римский
наместник Фест сказал ему: "Безумствуешь ты, Павел. Большая ученость доводят
тебя до сумасшествия" ("Деяния апостолов", XXVI, 24).
2 Намек на рассказ о том, как св. Бернард, будучи погружен в
размышления, выпил по рассеянности вместо вина масло.
Глава LXVII
1 Платон, "Федр", р. 245В.
2 "Первое послание к Коринфянам", II, 9, где Павел цитирует
"Книгу пророка Исайи", LXIV, 4.