не впадая в метафизический абсурд, можно утверждать, что вс? в физическом мире существует относительно наблюдателя. Один и тот же наблюдатель, предпринявший все необходимые меры предосторожности для обеспечения точности наблюдений (в частности, принявший во внимание фактор скорости света), может одновременно наблюдать два события в отдал?нных друг от друга местах, в то время как другой не менее предусмотрительный наблюдатель может утверждать, что первое событие предшествовало второму, и, наконец, третий - что второе предшествовало первому. Это может случиться, если все три наблюдателя быстро движутся относительно друг друга. Для философии в теории относительности значительно важнее то, что она упраздняет единое космическое время и единое непрерывное пространство, заменяя и то и - 41 - другое пространством-временем. Эта замена имеет огромное значение, поскольку фундаментально меняет наше представление о структуре физического мира и имеет, я думаю, последствия для психологии. Бесполезно сегодня говорить о философии, не объясняя этого обстоятельства. 107. Общая теория относительности Общая теория относительности (ОТО) - опубликованная в 1915 году, через 10 лет после появления специальной теории (СТО) - была прежде всего геометрической теорией гравитации. Эту часть теории можно считать прочно утвердившейся. Однако, она имеет также более умозрительные черты. В своих уравнениях она содержит то, что называется "космической константой" ["космологической постоянной" -- АБ], определяющей размеры вселенной в любой момент времени. Эта часть теории, как я упоминал, призвана показать, что вселенная непрерывно расширяется или сужается. [И, насколько я помню, измеренное значение этой постоянной как раз таково, что невозможно понять, какая судьба постигнет вселенную далее: будет она разлетаться в бесконечность, или расширение сменится сжатием. Значение - как раз на границе. -- АБ]. ОТО имеет значительно более широкий охват, чем СТО, и представляет больший интерес для философии, выходящий за пределы вопроса о замене пространства и времени пространством-временем. Общая теория требует отвергнуть все прямые отношения между отдал?нными событиями, прич?м отношения, от которых зависит пространство-время, вначале ограничиваются очень небольшими областями и расширяются только (там, где это возможно) посредством объединения. Весь старый аппарат геометрии - прямые линии, круги, эллипсы, итд. - утратил сво? значение. 108. Специальная теория относительности Специальная теория ставит перед собой задачу сделать законы физики одинаковыми по отношению к любым двум системам координат, движущимся друг относительно друга прямолинейно и равномерно. Здесь необходимо было принять во внимание два вида уравнений: уравнения Ньютоновской динамики и уравнения Максвелла. Последние не изменяются в результате трансформации Лоренца, однако первые требуют определ?нных корректировок. Эти корректировки, однако, были уже известны благодаря экспериментальным результатам. Тем самым, решение рассматриваемой проблемы было завершено, однако с самого начала было ясно, что в действительности проблема является более общей. Нет оснований ограничиваться двумя системами отсч?та, находящимися в - 42 - равномерном прямолинейном движении; проблема должна была получить решение для двух произвольных систем отсч?та, независимо от характера их относительного движения. Эта проблема была решена общей теорией относительности. Эйнштейну удалось показать, как можно избежать выводов Ньютона и сделать пространственно-временное положение чисто относительным. Однако своей теорией относительности он сделал гораздо больше. В СТО он показал, что между двумя событиями имеется отношение, которое можно назвать "интервалом" и которое самыми разными способами можно разбить на то, что мы считаем пространственным расстоянием, и то, что мы считаем отрезком времени. Все эти разные способы одинаково правомерны; нельзя сказать, что один из них более "правилен", чем остальные. Выбор между ними - вопрос чисто условный, подобно выбору между метрической системой мер и системой футов и дюймов. [зависит от наблюдателя -- АБ] СТО, которую мы рассматривали до сих пор, полностью разрешила конкретную проблему - объяснить тот экспериментальный факт, что все законы физики (как обычной динамики, так и связанные с электричеством и магнетизмом) являются абсолютно одинаковыми для двух тел, находящихся в равномерном относительном движении. "Равномерное" движение означает здесь прямолинейное движение с постоянной скоростью. 109. Противоречие (закон исключ?нного третьего) Мы можем утверждать, что из одной формулировки закона противоречия не может следовать никаких суждений, кроме высказывания о том, что существует истина, или что некоторое суждение истинно. Ибо этот закон говорит лишь о том, что любое суждение должно быть либо истинно, либо ложно, но не может быть и тем и другим одновременно. Закон не да?т указания на то, какую альтернативу следует предпочесть, и не может сам определить, какое суждение истинно. Теперь перейд?м к интерпретации закона противоречия. Не следует говорить: "Предложения 'это красное' и 'это не красное' не могут быть истинными одновременно", поскольку мы заинтересованы в устранении "не". Следует говорить: "Неверие в утверждение 'убеждение, что это красное, и неверие в то, что это красное, одновременно истинны' всегда истинно". По-видимому, таким пут?м мы можем заменить "не" и "ложность" на "неверие" и "истинность неверия". Затем мы снова вводим "не" и "ложность" с помощью определений: слова "это не синее" определяются как выражающие неверие в то, что - 43 - выражается словами "это синее". Таким образом уда?тся избежать необходимости пользоваться "не", которое является неопределимой составляющей фактов. 110. Прямодушие Прямодушие, которое я считаю второстепенным лишь по отношению к доброте, состоит, вообще говоря, в том, чтобы в своих убеждениях исходить из очевидности, а не из соображений удобства или стремления к удовольствию. При отсутствии прямодушия доброжелательность часто разрушается самообманом. Среди богатых было распространено утверждать либо то, что бедным приятно, либо то, что бедность - результат беспомощности. Некоторые здоровые люди убеждены в том, что все болезни представляют собой потакание собственным слабостям. Я слышал, что охотники на лис утверждают, будто бы лисе нравится, когда за ней охотятся. 111. Мнение Мнение является научным, если существует некоторое основание, позволяющее считать это мнение истинным. Ненаучного мнения придерживаются в силу других причин, а не на основании его вероятной истинности. 112. Или Но как насч?т "или"? Мы не можем указать на примеры употребления его детьми в осязаемом мире. Вы можете сказать: "Ты будешь пудинг или торт?", однако если реб?нок скажет "да", вам не удастся найти еду, котроая была бы "пудингом-или-тортом". Тем не менее, "или" имеет отношение к опыту; оно связано с опытом выбора. Но при выборе перед нами имеются два возможных образа действия, то есть две актуально присутствующие мысли в отношении образа действия. Эти мысли не обязательно сопровождаются явными предложениями, но, в сущности, ничего не изменится, если мы предположим, что эти предложения явные. Таким образом, "или" как элемент опыта предполагает предложения (или нечто ментальное, аналогичным образом соотнес?нное с некоторым другим фактом). 113. Инстинкт Несмотря на оговорки, глубокое различие между инстинктом и привычкой не подлежит сомнению. Если взять крайние случаи, то каждое животное от рождения может брать пищу, руководствуясь инстинктом, перед тем, как у него появляется возможность учиться; с другой стороны, никто не может инстинктивно ездить на велосипеде, хотя после обучения необходимые движения становятся такими - 44 - же автоматическими, как если бы они были инстинктивными. Популярная концепция инстинкта допускает ошибку, приписывая ему безошибочность и изначальную мудрость, а также неспособность к изменению. Это - полное заблуждение. Инстинкт, как правило, действует очень просто и способен к достижению своего результата в обычных обстоятельствах, однако легко вводится в заблуждение чем-то необычным. Можно сказать, что сущность инстинкта состоит в обеспечении механизма таких не ["не"??? -- АБ] предусмотренных заранее действий, которые обычно имеют биологические преимущества. Отчасти именно по этой причине так важно понимать фундаментальное место инстинкта в поведении как животных, так и человека. 114. Жизнь инстинкта Жизнь инстинкта включает вс?, что человек разделяет с животными - вс?, что имеет отношение к самосохранению и размножению, а также к желаниям и побуждениям, которые с ними связаны. Она включает тщеславие и любовь к обладанию, привязанность к семье и даже большую часть того, что называют любовью к своей стране. Сюда относятся все импульсы, которые существенно связаны с биологическим успехом отдельного человека или группы. 115. Привычка Все виды материи до некоторой степени, а отдельные виды (например, нервная ткань) особенно, способны формировать "привычки", то есть изменять свою структуру в данной среде таким образом, что, оказываясь впоследствии в подобной среде, они реагируют по-другому, но если подобная среда часто повторяется, реакция в результате становится почти одинаковой, хотя и отличается от реакции в первом случае. 116. Привязчивость Привязчивость - это эмоциональная привычка, которая хороша в умеренных дозах, но может зайти слишком далеко. В этом случае она приводит к недостатку самостоятельности, который может иметь крайне нежелательные последствия для характера. Некоторые люди, по натуре скорее моралисты, чем психологи, путают привязчивость с добросердечием и воображают, будто она состоит в желании счастья для любимого человека; на самом деле привязчивость в своих инстинктивных проявлениях граничит с ревностью и не во всех своих формах является желательной эмоцией. - 45 - 117. Покорность Впрочем, покорность тоже играет роль в достижении счастья, и эта роль не менее существенна, чем роль усилия. Хоть умный человек не будет сидеть сложа руки, если может предотвратить несчастье, но он не станет понапрасну тратить время и эмоции, когда оно неизбежно. Даже если неприятность можно предотвратить, он покорится, если е? предотвращение мешает достижению какой-то более важной цели. 118. Правдивость Строгая правдивость взрослых по отношению к детям является, конечно, абсолютно необходимой, если взрослые не хотят, чтобы дети научились лгать. Родители, провозглашающие ложь грехом и тем не менее улич?нные своими детьми во лжи, утрачивают всякий моральный авторитет. Идея говорить правду детям совершенно нова; вряд ли кто-либо поступал так до нынешнего поколения. Я очень сомневаюсь в том, что Ева поведала Каину и Авелю правду о яблоках; я убежд?н, что она сказала им, что никогда не ела ничего такого, что могло бы ей повредить. Под правдивостью я понимаю обыкновение составлять наши мнения, руководствуясь очевидностью, и придерживаться этих мнений с той мерой убежд?нности, которую эта очевидность оправдывает. Эта мера никогда не достигает полной уверенности, и поэтому мы всегда должны быть готовыми признать новую очевидность вопреки прежним убеждениям. Более того, поступая по убеждению, мы должны, если это возможно, предпринимать только такое действие, которое будет полезным даже в том случае, когда наше убеждение более или менее ошибочно; следует избегать действий, которые окажутся губительными, если наше убеждение не является абсолютно истинным. 119. Праведность Праведность не может родиться, пока живо самооправдание. 120. Конечные цели Главные вещи (ends), которые кажутся мне важными сами по себе, а не просто как средство для других вещей - это знание, искусство, безотч?тное [???] счастье и отношения дружбы и привязанности. - 46 - 121. Цензура Если власть сосредоточена в руках членов одной секты, неизбежно возникает суровая идеологическая цензура. Искренне верующие будут стремиться распространить истинную веру; остальных устроит внешнее послушание. Первое убивает свободную деятельность ума; последнее содействует лицемерию. Образование и литература становятся избитыми и вырабатывают легковерие, а не инициативу и критическое мышление. 122. Ценности Вопросы о "ценностях" (иначе говоря, о том, что хорошо или плохо само по себе, независимо от его осуществления) лежат за пределами сферы науки, как настойчиво утверждают поборники религии. Я считаю, что в этом они правы, однако я делаю дальнейший вывод, которого они избегают: о том, что вопрос о ценностях лежит полностью за пределами сферы знания. Иначе говоря, когда мы утверждаем, что то или иное "имеет ценность", мы выражаем свои собственные эмоции, а не факт, истинный независимо от наших чувств. [да, это вс? - в сфере психологии -- АБ]. 123. Следствия субъективной теории ценностей Следствия этой доктрины значительны. Прежде всего, такая вещь, как "грех", не может существовать в каком-либо абсолютном смысле; то, что один человек называет "грехом", другой может называть "добродетелью", и хотя они могут испытывать неприязнь друг к другу на основании этого различия, ни один из них не может обвинить другого в интеллектуальном заблуждении. [то есть, есть понятия, объективно индифферентные к добру и злу; добро и зло в них привносятся чисто субъективно, и всеми по-разному -- АБ]. Наказание не может быть оправдано на том основании, что преступник "порочен", но лишь на том основании, что он в?л себя таким образом, которому желают противодействовать другие. [да, психология много говорит об относительности понятия "норма" -- АБ]. Ад, как место наказания грешников, становится совершенно бессмысленным. [если только не считать "грехом" отклонение от данных Богом, и именно Им, законов, которых не так много -- АБ]. 124. Субъективность ценностей Этика, если верен привед?нный выше анализ, не содержит никаких утверждений, ни истинных, ни ложных, а состоит из пожеланий некоторого общего рода, а именно таких, которые касаются желаний человечества в целом, а также - 47 - богов, ангелов и дьяволов, если таковые существуют. Наука может обсуждать источники желаний и средства их осуществления, но она не может содержать никаких подлинно этических изречений, поскольку она имеет дело с тем, что является истинным или ложным. [зато метанаука - философия - может требовать относиться с осторожностью и ответственностью к высказываниям в этой сфере -- АБ]. Теория, сторонником которой я являюсь, представляет собой одну из форм так называемой доктрины "субъективности" ценностей. 125. Ценность Оста?тся, однако, огромная, традиционно включаемая в философию область, где научные методы не являются адекватными. Эта область включает окончательные ценностные вопросы; одна лишь наука, например, не в силах доказать, что недостойно радоваться причинению жестокости. Вс?, что можно узнать, можно узнать при помощи науки; однако то, что по праву является вопросом чувства, лежит за пределами е? компетенции. 126. Человек счастливый Счастлив тот, кто жив?т непредубежд?нно, кто имеет свободные чувства и широкий спектр интересов, кто обеспечивает сво? счастье благодаря этим интересам и чувствам и благодаря тому, что они, в свою очередь, делают его объектом интересов и чувств многих других людей. На самом деле вся противоположность себя и остального мира, которая предполагается в теории самоотречения, исчезает, как только у нас появляется какая-либо искренняя заинтересованность в людях или вещах вне нас. Благодаря такой заинтересованности человек начинает ощущать себя частью течения жизни, а не отдельной непроницаемой сущностью, которая, как биллиардный шар, не может иметь никаких отношений с другими, кроме столкновений. 127. Власть человека Коротка и беспомощна жизнь человеческая: на человека и на весь его род медленный и уверенный рок безжалостно опускает завесу тьмы. Слепа к добру и злу, равнодушна к разрушению, всемогущая материя проходит своим неумолимым пут?м. Человеку, осужд?нному сегодня утратить самых близких, а завтра самому пройти через врата тьмы, оста?тся лишь лелеять, пока не пал удар судьбы, возвышенные мысли, облагораживающие его короткие дни; презирая малодушные страхи раба Судьбы, служить в храме, построенном его собственными руками; - 48 - не страшась империи случайности, сохранить разум свободным от бессмысленной тирании, управляющей его внешней жизнью; в гордом неповиновении непреодолимым силам, которые временно терпят его знание и его осуждение, поддерживать в одиночку, как усталый, но непреклонный Атлант, мир, вылепленный из его собственных идеалов вопреки разрушительному шествию бессознательного. 128. Назначение человека Мы тоже всеми своими делами вносим свой вклад в процесс, развитие которого мы не в состоянии предугадать; даже самые малозаметные - акт?ры в великой драме. Мы не можем сказать, будет ли достигнута какая-либо важная для нас цель; но, во всяком случае, сама драма преисполнена титанического великолепия. Дело историка - извлечь это великолепие из приводящего в замешательство множества несоответствующих деталей. 129. Недолговечность человека Даже в масштабах жизни нашей планеты человек - это всего лишь короткий эпизод. Нечеловеческие формы жизни существовали бесчисленные века, прежде чем развился человек. Человек, даже если он не покончит жизнь научным самоубийством, в конечном сч?те погибнет из-за недостатка воды, воздуха или тепла. С трудом верится, что Всемогущий нуждался в стольких декорациях ради такого скромного и преходящего результата. 130. Подлинная жизнь человека Я хочу предостеречь от опасности сторонников экономического восстановления: рассматривая человека как средство производства товаров, вместо того, чтобы считать товары необходимым фактором освобождения нематериальной стороны человеческой жизни, они перенимают ошибки своих оппонентов. Подлинная жизнь человека не состоит в деле наполнения желудка и одевания тела, но в искусстве, мышлении и любви, в творчестве и в созерцании прекрасного, и в научном постижении мира. Чтобы мир был возрожд?н, каждый должен получить возможность участвовать во всех этих делах, а не только в потреблении материальных благ. 131. Участь человека Вселенная огромна, и люди - не более чем крохотные крупинки на незначительной планете. Однако, чем больше мы осозна?м свою ничтожность и свою беспомощность перед лицом космических сил, тем более поразительным становится то, чего достигли человеческие существа. - 49 - Своей последней верой мы обязаны возможным достижениям человека, и мысль о них облегчает суровые волнения нашей беспокойной эпохи. 132. Цель человека Человечество в такой степени стало одной семь?й, что мы не можем обеспечить наше собственное процветание, не обеспечив процветание каждого другого. Если вы хотите сами быть счастливыми, вы должны заняться заботой о счастье других. Может ли наука развиваться дальше, и, развиваясь, может ли она приносить больше блага, чем вреда, зависит от способности человечества усвоить этот простой урок. [альтруизма -- АБ]. Вероятно, всем следует постичь этот урок, но в первую очередь - тем, кто надел?н большой властью. Некоторым из них ещ? предстоит долгий путь. 133. Человеческое совершенство В то же время, когда я проверяю мою собственную концепцию человеческого совершенства, я нахожу, что она - несомненно, благодаря тому, что окружало меня в раннем детстве - содержит много такого, что до сих пор ассоциировалось с аристократией: бесстрашие, независимость суждений, освобождение от толпы, культуру досуга. Можно ли сохранить эти черты, или даже развить их, в индустриальном обществе? И можно ли отделить их от типичных аристократических пороков: недостатка сострадания, надменности и жестокости к тем, кто за пределами изящного круга? Эти дурные качества не могли бы существовать в обществе, в котором аристократические добродетели являлись бы достоянием всех. Но этого можно достигнуть только благодаря экономической обеспеченности и свободному времени - двум источникам того, что есть хорошего в аристократии. В конце концов стало технически возможным, благодаря прогрессу механизации и - вследствие этого - возрастанию производительности труда, создать общество, в котором каждый человек экономически обеспечен и имеет достаточный досуг, ибо полный досуг не нужен и нежелателен. Но хотя техническая возможность существует, есть серь?зные политические и психологические препятствия. Для создания такого общества необходимо гарантировать три условия: 1) более равномерное распределение продукта труда; 2) отсутствие крупномасштабных войн; 3) постоянное или близкое к постоянному население. 134. Человечество Весь мир искусства, литературы и науки является международным; то, что делается в одной стране, - 50 - делается не для этой страны, но для человечества. Если мы спросим себя, что возвышает человека над животным, что заставляет нас считать человеческую расу более ценной, чем любой вид животных, то мы найд?м, что ни одна из таких вещей не может находиться в исключительной собственности какой-либо одной нации, но все эти вещи таковы, что ими может владеть сообща весь мир. Те, кто как-то печ?тся об этих вещах, кто желает видеть успех человечества в работе, которая под силу только людям, не слишком будут считаться с национальными границами, и их мало будет заботить, подданным какого государства случилось быть человеку. [до тех пор, пока государство не мешает его плодотворной работе -- АБ]. 135. Семья человечества Мы должны осознать, интеллектуально и нравственно, что мы все являемся одной семь?й и что счастье любого члена семьи не может быть над?жно построено на разорении другого. В наше время недостаток нравственности мешает ясному мышлению, а путаное мышление поощряет недостаток нравственности. Возможно, хотя я едва смею надеяться на это, водородная бомба запугает человечество до здравомыслия и терпимости. [в прежние века эту роль играл Господь Бог -- АБ]. Если это произойд?т, то мы будем иметь основания благодарить е? создателей. [Следует заметить, что Бертран Рассел - американец и антикоммунист. Хотя здесь он имеет в виду, конечно, общий ужас всего человечества перед тупиком общей смерти, из которого вс? же может следовать образумление и попытка вернуться из всеобщего страха к выходу во всеобщую разумность -- АБ]. 136. Надежды на человечество Если бы у нас была бодрость духа и надежда, основанная на фактах, мы бы в тысячу раз легче, чем сейчас, преодолели все трудности и привели остальной мир, или по крайней мере его большую часть, к духу энергичного сотрудничества. [а как же притча о Вавилонской башне? -- АБ]. Однако мы можем сделать это, только если наши надежды великодушны. Мы не можем оставить себе блага, которыми мы сейчас пользуемся. Если мы продолжим пользоваться ими, мы должны убедиться, что весь мир разделяет их с нами. Сейчас главным образом страх мешает этому великодушию чувств, и, чтобы положить конец нашим бедам, мы должны научиться, даже в самых сокровенных мыслях, обращаться не к страху, а к надежде. - 51 - 137. Литература Обучение литературе - это дело, в котором легко допустить ошибку. Нет ни малейшей пользы, ни молодым, ни пожилым людям, в том, чтобы быть хорошо информированными о литературе, знать годы жизни поэтов, названия их произведений и так далее. Вс?, что можно поместить в учебник, ничего не стоит. Что ценно, так это хорошее знакомство с некоторыми образцами хорошей литературы - знакомство, которое будет влиять на стиль не только письма, но и мысли. 138. Личная выгода Бентам считал, что вся мораль может быть выведена из "просвещ?нной личной выгоды" и что человек, всегда действующий с целью собственного максимального удовлетворения, в конечном сч?те всегда действует правильно. Я не могу согласиться с этой точкой зрения. Существовали тираны, получавшие редкое удовольствие от созерцания процесса пыток; я не могу восхищаться этими людьми, когда расч?тливость заставляет их сохранять своим жертвам жизнь, чтобы на другой день подвергнуть новым страданиям. 139. Логика Деятельность может обеспечить только одну половину мудрости; другая половина зависит от воспринимающей бездеятельности. В конечном сч?те, спор между теми, кто основывает логику на "истине" и теми, кто основывает е? на "исследовании", происходит из различия в ценностях и на определ?нном этапе становится бессмысленным. В логике будет пустой тратой времени рассматривать выводы относительно частных случаев; мы имеем дело всегда с совершенно общими и чисто формальными импликациями, оставляя для других наук исследование того, в каких случаях предположения подтверждаются, а в каких нет. Хотя мы больше не можем довольствоваться определением логических высказываний как вытекающих из закона противоречия, мы можем и должны вс? же признать, что они образуют класс высказываний, полностью отличный от тех, к знанию которых мы приходим эмпирически. Все они обладают свойством, которое чуть выше мы договорились называть "тавтологией". Это, в сочетании с тем фактом, что они могут быть выражены исключительно в терминах переменных и логических констант (где логическая константа - это то, что оста?тся постоянным в высказывании, даже когда все его составляющие - 52 - изменяются), даст определение логики или чистой математики. 140. Ложь (falsehood) Я думаю, что окончательная проверка на ложность ничуть не связана с характером следствий из убеждения, но связана с характером отношения между словами и ощущаемыми или припоминаемыми фактами. Убеждение "верифицируется", когда возникает ситуация, которая приносит чувство оправданности соответствующего ожидания; и оно фальсифицируется, когда мы испытываем чувство удивления. Но это относится только к убеждениям, предполагающим возможность подтверждения или опровержения в будущем. 141. Ложь (lying) В самом деле, ни один человек, думающий правдиво, не может считать, что всегда плохо говорить неправду. Те, кто считает, что ложь - это всегда плохо, вынуждены дополнять эту точку зрения немалой казуистикой и частой практикой запутывающих двусмысленностей, благодаря которым они обманывают, не признаваясь себе во лжи. 142. Любовь Любовь - это слово, охватывающее разнообразные чувства; я употребляю его преднамеренно, поскольку хочу охватить их все. Любовь как эмоция - я говорю именно о ней, ибо любовь "из принципа" не кажется мне подлинной - находится между двумя полюсами: с одной стороны, чистое очарование созерцания, а с другой - чистая доброжелательность. Моя позиция, однако, в действительности состоит не во враждебности к моральным нормам; она, в сущности, выражена святым Павлом в отрывке о милосердии. Я не всегда нахожу себя в согласии с этим апостолом, но в этом вопросе я чувствую совершенно то же, что и он - а именно, что никакое повиновение моральным нормам не может заменить любви, и что там, где есть подлинная любовь, она сможет, при помощи разума, создать такие моральные нормы, какие необходимы. 143. Внушение любви Любовь не может существовать как обязанность: говорить реб?нку, что он должен любить своих родителей, своих братьев и сест?р, в лучшем случае совершенно бесполезно. Родители, желающие быть любимыми, должны вести себя так, чтобы вызывать любовь; и они должны стараться дать своим детям такие физические и духовные - 53 - качества, которые вызывают добрые чувства. 144. Аскет Человек, который наслаждается хорошим обедом или высекает из мрамора статую, видит в материи не враждебную стихию, а возможности. Напротив, аскет (будь он последователен, он был бы манихеем) отрицает все материальные удовольствия и видит их причину в материальной части своего "я", к освобождению от которой он стремится. Это отрицание относится не только к удовольствиям, которые обычно называют чувственными, но и ко всему миру искусства, ибо искусство связано с чувством. Такая мораль - плод безысходности; она возникает только после того, как утрачена природная радость бытия. 145. Анализ Операция, посредством которой мы, исходя из рассмотрения W в целом, приходим к выводу "P есть часть W" [разборка на части], называется анализом. Она имеет две разновидности: логический анализ и анализ пространственно-временных частей. 146. Аналитический Таким образом, мы должны предположить, что природные процессы скорее имеют характер, приписанный им аналитиком, чем холистический характер, как верят противники анализа. Я не утверждаю, что холистический мир логически невозможен, но я утверждаю, что в н?м не могли бы возникнуть ни наука, ни эмпирическое знание. 147. Синтетический Все суждения, которые не являются тавтологиями, мы будем называть "синтетическими". В силу привед?нного выше аргумента, простейшие виды суждений должны быть синтетическими. Чтобы можно было использовать логику или чистую математику в процессе получения не-тавтологического знания, нужны другие источники знания вне логики и чистой математики. 148. Сила Дело в том, что вся концепция "силы" ошибочна. Солнце не проявляет силу по отношению к планетам; согласно закону гравитации Эйнштейна, на планету влияет только то, что находится в е? ближайшей окрестности. Каким образом это происходит, станет понятно в следующей главе; сейчас мы только касаемся необходимости отказа от понятия "сила". Этим понятием мы обязаны ошибочным - 54 - представлениям, возникшим из ощущения соприкосновения. 149. Хорошая жизнь Чтобы жить хорошей жизнью в самом полном смысле, человек должен иметь хорошее образование, друзей, любовь, детей (если он их хочет), достаточный доход, чтобы защитить себя от нужды и тяж?лых забот, хорошее здоровье и нескучную работу. Все эти вещи в различной степени зависят от социального окружения, и им благоприятствуют или мешают политические события. Хорошая жизнь должна быть прожита в хорошем обществе, иначе она не вполне возможна. Хорошая жизнь - это жизнь, вдохновляемая любовью и руководимая знанием. 150. Образы Образы, в противоположность ощущениям, могут быть определены лишь благодаря их особой причинной обусловленности: они вызываются ассоциацией с ощущением, а не внешним по отношению к нервной системе стимулом - или, вероятно, нужно сказать: внешним по отношению к мозгу, если речь ид?т о высших животных. Факт ощущения или образа сам по себе не составляет знания, однако любое ощущение или образ могут стать известны при подходящих обстоятельствах. Образы возникают по-разному и играют различную роль. Некоторые из них появляются как приращение некоторого ощущения и могут распознаваться как образы лишь психологами; они формируют, например, осязательные свойства вещей, которые мы только видим, и визуальные свойства вещей, к которым мы только прикасаемся. Я думаю, что сновидение отчасти принадлежит к этому классу образов: некоторые сны возникают как следствие неправильной интерпретации некоторых обычных стимулов, и в этих случаях образы подсказаны ощущением, но подсказаны менее разборчиво, чем если бы мы были в бодрствующем состоянии. Кроме того, существуют образы, которые связаны не с существующей реальностью, но с ситуацией, которая локализована в прошлом; они иногда, не обязательно всегда, присутствуют в памяти. Существуют также образы, совершенно не соотнес?нные с реальностью, если нас не обманывают связанные с этими образами чувства, - образы, витающие в наших головах, когда мы грезим или испытываем страстные желания. Наконец, существуют образы, которые вызываются умышленно, например, когда мы размышляем, как украсить комнату. - 55 - Мы можем попытаться отличить образы от ощущений по отсутствию у нас убеждения о "физической реальности" образов. Когда мы знаем, что ощущаем образ, мы не связываем с ним убеждение, которое мы должны связывать с ощущением: мы не считаем, что образ обладает той же властью давать знание о "внешнем мире". Образы являются "воображаемыми"; в некотором смысле они "нереальны". Однако, отличие образов от ощущений сложно проанализировать или с точностью установить. То, что мы называем "нереальностью" образов, требует истолкования; оно не имеет ничего общего со значением, выраженным в высказывании "не существует этой вещи". Образы являются такой же подлинной частью действительного мира, как и ощущения. Вс?, что мы на самом деле имеем в виду, называя образ "нереальным" - это отсутствие сопутствующих обстоятельств, которые присутствуют в случае ощущения. Когда вы слышите, как кто-то говорит о Нью-Йорке, вам на ум, вероятно, приходит некоторый образ, связанный либо с самим местом (если вы там были), либо с определ?нными его изображениями (если не были). Образами мы обязаны нашему прошлому опыту, а также присутствующему стимулу, роль которого выполняет слово "Нью-Йорк". Точно так же образы, которые мы видим во сне, зависят от нашего прошлого опыта, а также от присутствующего стимула, вызывающего сновидение. Широко распространено мнение о том, что все образы, в своих простейших составляющих - копии ощущений; если это так, то их мнемический характер очевиден.