т, персонажей, то они (эти события), освященные авторитетом мифа, сами приобретают его облик, обрастая всеми присущими мифу "волшебными" деталями и стереотипами. Именно так следует воспринимать бесконечные рассказы о появлении Бур-ханов, о золоте, оказавшемся под камнем после удара по нему "девицей-бурханом", о "столбах огня и радуге", стоявших над Теренг в часы молений и т. д. Все перечисленное - набор древнейших всеобщих мифологем, придающих мифу ярко эмоциональный характер и сильно воздействующих на традиционное мышление. В таких обстоятельствах, если даже какой-то реальный человек по тем или иным причинам называет себя Ойрот-ханом, он вовсе не создавал мифа заново, а всего лишь "вписывался" в него. И еще одно, последнее. Многолетний опыт исследований показывает практически полное отсутствие утонченной мистики как в религиозных представлениях, так и в культовой практике бурханизма. Это очень "приземленная", можно сказать, "практичная" вера, направленная на торжество добра и благоденствия для своего народа (в традиционном освещении этих понятий). В этом смысле она резко отличается как от ортодоксального буддизма, так и от тибетского ламаизма. В заслугу автору романа "Белый Бурхан" можно поставить смелую попытку цельно осветить интересный отрезок истории Центральной Азии, частью которой является Горный Алтай, хотя содержание книги мало в чем согласуется с приведенными в послесловии фактами, материалами, суждениями. Это приключенческий роман, написанный со значительной долей фантастики и авторского вымысла, история здесь - лишь канва, по которой проходит его прихотливая вязь. Автор очарован красивыми и страшными центральноазиатскими и тибетскими легендами, мудрыми аллегориями и философскими раздумьями Н. К. Рериха, иногда понимаемыми буквально. Что ж - художественный вымысел - право писателя, только, обращаясь к событиям конкретной истории, к судьбам действительно живших людей, следует строже придерживаться реалий, не терять чувства меры. Это не вполне удалось Г. Андрееву: ряд сюжетных линий, образов, явлений, событий, поступков героев не имеют под собой реальной основы, а иногда и просто противоречат реальной истории. Так, целиком вымышлена вся "тибетская" сюжетная линия книги, легендарны горные мастера-"бергалы", чеканящие монеты со "знаком Идама"; не существовали в действительности ни Техтиек, ни "вооруженные отряды Ойрот-хана"; ни монахи, ни миссионеры непосредственного участия в "теренгском погроме" не принимали, равно как не текли там "кровавые реки" и не гремела перестрелка; не имеет под собою почвы представление о "клеймении" новообращенных бурханистов и т. д. Осведомленный читатель может обнаружить значительные географические неувязки, несоответствия, натяжки, просто ошибки этнографического характера, исторические анахронизмы. Видимо, это издержки полета фантазии автора, их нужно не упускать из виду при чтении книги, которая, быть может, хороша уже тем, что сможет пробудить в читателе интерес к истории края, к событиям, еще недостаточно ясным, к вопросам спорным. Не исключено, что, закончив чтение, читатель сам попытается найти ответы на оставшиеся загадочными вопросы, самостоятельно решить неясные проблемы. И автор романа, и автор предисловия были бы только рады этому пробуждению пытливой мысли. Л. Шерстова, к. и. н., этнограф ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ Часть первая Глава 1 1 Баньди - послушник, первая степень монашества в ламаизме Б.-мальчики в возрасте 8-17 лет. Посвящаемый отвечал на 40 вопросов, при помощи которых устанавливалась возможность принятия монашеского обета. Б. избирал для себя персонального учителя-ламу Взрослые Б. бывали крайне редко. После принятия обета Б. получал новое имя. В зависимости от состоятельности родителей, Б. могли иметь свои юрты и слуг. Обычная одежда Б. - коричневый халат. Иногда Б., например в Западной Туве, называли хавараками, ховраками, хувараками. 2 Дацан - ламаистский монастырь. Основой экономического существования Д были пожертвования мирян, земельные наделы, скот, торговые и ростовщические операции. Араты, селившиеся на землях монастыря или арендовавшие их, постепенно становились шаби-нарами - крепостными. Доходы в Д. распределялись в зависимости от должности. Каждый лама мог иметь собственность. Центральным Д Забайкалья был Гусиноозерский, где находилась ставка хамбо-ламы - главы бурятской ламаистской церкви. В начале XX в. в Бурятии насчитывалось 36 Д. 3. Гурум амин золиг - букв. "выкуп души". Магический обряд шаманистского происхождения, суть которого заключалась в изготовлении куклы-двойника больного человека. На последнюю магически переносили все его болезни; вызывались духи, которых "угощали" и "передавали" им затем в качестве выкупа "двойника" больного. 4. В ламаистском мире широко практиковался обычай отдавать детей в дацаны. Однако число лам, непосредственно проживавших в монастырях, было незначительным. Определенная часть лам, получив необходимое образование, возвращалась "в степь", где вела жизнь обычных аратов (им разрешалось жениться и т. д.). Такие ламы являлись в дацаны лишь на большие празднества. 5. Гэлун (гелюн) - высшая степень монашеского посвящения, присваивается с двадцатилетнего возраста, после обряда покаяния и посвящения. Одежда - желтого цвета. 6. Карма - (санскр. "действие", "деяние") - в брахманизме и буддизме некая сумма всех прежних поступков и мыслей человека, определяющих форму будущего рождения; мистический "закон воздаяния". В ламаизме Карма определяется степенью выполнения моральных требований, соблюдением принципа "непротивления злу насилием". 7. Ширетуй - лама, осуществляющий надзор за правильностью богослужения. У бурят - настоятель дацана, подчиненный хамбо-ламе. 8. Дарга (монг.) - начальник; как в светском, так и в духовном понимании. 9. Нирвана (санскр. "угасание") - основное понятие в религиях индийского происхождения. Термин, обозначающий конечную цель "спасения" - прекращение перерождений (сансары), разрыв колеса сансары, абсолютный покой. Нирвана не поддается описаниям: это не жизнь и не смерть, в ней нет пространства, времени, желаний, нет ни бытия, ни небытия. Теория Нирваны - теория "спасения" от мира страданий путем ухода из него в какое-то другое, неземное существование. Произвольно "входить" в Нирваны и "выходить" из нее невозможно. 10. Тахилган (тайлаган, тайлган, цагалган, тайылга) - дошаманистский обряд, повсеместно распространенный у населения Южной Сибири и Центральной Азии в прошлом. Суть Т. заключается в жертвоприношении духам - хозяевам местных гор, рек, озер и т. д. Постепенно Т. подвергался воздействию со стороны шаманизма, ламаизма, христианства. 11. Цзонхава (Цзонкава, Дзонхава; 1357-1419 гг.) - тибетец, родился в Амдо (северо-восточная часть Тибета). Воспитан ламой, много путешествовал по Центральному Тибету. К 30 годам стал крупнейшим знатоком буддизма. Основатель новой буддийской секты гелугпа - "желтошапочных", составившей в буддизме направление, известное как "ламаизм". 12. Цзулайн-хурал ("молебствие лампад") - богослужение, совершаемое 23-25 числа первой зимней луны в память дня смерти Цзонхавы. Цзулайн-хурал является также ламаизированным ритуалом культа предков. Во время Цзулайн-хурала везде - в дацанах, в простых жилищах - зажигаются свечи, верующие каются перед изображениями богов в плохом обращении с живыми существами. 13 В принятой советскими этнографами классификации населения Горного Алтая выделяются "северные" (кумандинцы, челканцы, туба-лары или черневые татары) и "южные" (собственно алтайцы - алтай-кижи, теленгиты, телесы, телеуты) алтайцы. В основе разделения лежат особенности происхождения, проживания, языка, культуры, хозяйственной деятельности. 14. Сансара (санскр. "странствование") - в индуизме и буддизме учение о текучести и непостоянстве всего, круговорот рождения и смерти. Графически изображалось в виде колеса, символизирующего непрерывность перерождений. Цель жизни человека (в буддизме, ламаизме) - "спасение", т. е. достижение через самосовершенствование прекращения "сансары", а значит и страданий, и, в конечном счете, достижения высшего совершенства, растворения в небытии - нирваны. 15. Ганджур (тибетск. перевод предписаний, откровений) - тибетский буддийский канон; составлен в первой трети XIV в. Создание текстов традиция приписывает Шакьямуни (Будде). Состоит из 7 разделов, 108 томов. Г. выступает в двух качествах: как предмет культа и как источник догматики. 16. Гэцул - вторая степень монашеского посвящения в ламаизме. Принимается баньди по рекомендации своих учителей-наставников (в возрасте от 15 до 25 лет). Г. знают порядок проведения ритуалов, язык обрядовых текстов, участвуют в храмовых богослужениях. П. Цаган сар хурал (цагалган); букв. "белый месяц" - праздник начала нового года по старинному монгольскому (лунному) календарю. В течение 16 дней этого праздника в дацанах проводилась серия обрядов, посвященных Будде. В основе Цаган сар хурала - древнейший праздник, плодородия. Цаган сар хурал также связан с именем Шакьямуни, совершившим якобы в этот день различные чудеса в доказательство истинности проповедуемой им веры. Обойная тахилга (букв. "чествование обо")-общественное моление, связанное с архаическими представлениями о духах-хозяевах местности, о необходимости задабривать последних, принося жертву у обо. К началу XX в. этот обряд подвергся сильному влиянию ламаизма. Для алтайцев нехарактерен. Круговращение Майтрейи - самый пышный праздник ламаистского мира. Суть его состоит в стремлении "ускорить" приход грядущего Будды - Майтрейи - на землю и "установление" счастливой жизни. Процессия, в центре которой несут позолоченное изображение, обходит вокруг дацана, вдоль его наружной стены. Праздник привлекал множество мирян. 18. Дара-Эхе (тиб. Долма, Тара) - почитаемая богиня ламаистского пантеона. "Перерожденцем" Дара-Эхе считался "Белый царь", т. е. русский император. Легенда связана с именем Екатерины II, первой провозглашенной воплощением Дара-Эхе; все последующие императоры также объявлялись "перерожденцами". 19. Хубилган (монг.) - перерожденец, земное воплощение божества или знаменитых в прошлом лам, "живой бог". Глава 2 1. Члены Алтайской духовной миссии, как правило, не только знали языки местного населения, переводили богослужебную и нравственно-религиозную литературу, но и прекрасно ориентировались в обычаях народов, среди которых работали. Результатом их наблюдений являлись статьи не только в миссионерской периодике, но и в светских изданиях Так, протоиерей В. Вербицкий был избран действительным членом Русского Географического Общества за труд, посвященный культуре алтайцев, по сей день остающийся основным источником по алтайской этнографии середины XIX в. 2. Катехизаторское училище. Основано в 1879 г. в Бийске архимандритом Владимиром. Готовило кадры для миссии из представителей коренного населения, а также из русских, знающих местные языки. Училище содержалось как на средства миссии, так и на общественные пожертвования. 3. Алтайская духовная миссия возникла в 1828 г. Активизация ее деятельности совпала с прибытием на Алтай архимандрита Макария (Глухова) Он впервые начал переводить на алтайские языки книги духовного и светского содержания, основывал миссионерские школы на местах, создав методику миссионерского дела, основным принципом которой была постоянная целенаправленная русификация алтайцев (и других "инородцев") через христианизацию (предусматривалось, впрочем, и обратное действие). Макарий Глухов покинул Алтай в 1844 г. 4. Согласно "Указу об инородцах" (1822 г.) методы насильственного крещения, применявшиеся в начальный период христианизации аборигенов Сибири, были оставлены. Для крещения необходимым стало "добровольное желание" местного населения. По объективным причинам, принцип добровольности неукоснительно соблюдался духовенством миссии. 5. Топшур (топшуур) - музыкальный струнный инструмент, распространенный у народов Южной Сибири. Алтайский Т. невелик (до 0,7 м длиной, реже - до 0,9 м), делался из дерева в форме "ложки" с длинным грифом. Верхняя дека-резонатор - из сыромятной кожи, струны (обычно две) скручивали из жил или конских волос. 6.Таг Ээзи, Сух Ээзи (сев.-алт. диал.; алт. - Туу-Уези, Суу-Эези) - Хозяин гор и Хозяин воды, древнейшие анимистические образы в традиционном мировоззрении населения Южной Сибири. Предполагалось, что каждая местность (гора, река, урочище) имеет своего духа-хозяина, выступающего в различных образах. Для получения его покровительства считались необходимыми как особые правила поведения, так и жертвоприношения. Иными словами, персонажи эти - суть олицетворение зависимости человека от природных сил. 7. Беловодье - легендарная страна всеобщего счастья и процветания. Концепция Б. получила распространение в старообрядческой среде вначале как своеобразное социально-утопическое учение, как реакция на тяжелое социальное положение и религиозные преследования. Со временем Б. начинает осмысливаться как реальность, появляются его искатели, составляются карты маршрутов поиска и т. п. 8. Шамбала - в индуизме и буддизме тантрического толка (позднее в ламаизме) мифическая страна, хранительница истинного учения, тайны. Шамбала связывалась с эсхатологическими мотивами, с последней войной, которая уничтожит всех "еретиков и безбожников". Войну поведет владыка Шамбалы - Ригден-Джапо. Образ последнего все более увязывался с приходом "нового Будды-спасителя" - Майтрейи. Иногда Ш. понимается как философская категория высшей нравственности, достижение которой (как и мифической страны) связано со множеством трудностей. Именно этот аспект шамбалистских легенд привлек Н. К. Рериха, использовавшего их в своих живописных аллегориях и мировоззренческих концепциях. Автор романа следует Н. К. Рериху, буквализируя и "овеществляя" его абстракции. Оживление шамбалистских настроений в Тибете в конце XIX в. связано, как говорилось, с упадком Тибета и с помыслами таши-ламы о его возрождении. При этом большое внимание уделялось той части пророчеств, где речь идет об уходе Будды из Индии на Север, т. е. ожидание торжества буддизма связывалось с Севером (отсюда - Северная Шамбала). Среди ламаистов Российской империи упорно держатся слухи о разгадке пророчеств, о том, что Северная Шамбала и есть Россия, а ее император - воитель истинного учения. 9. Тажуур - кожаный сосуд оригинальной формы, вроде плоской бутыли с пробкой, распространенный у скотоводческого населения Южной Сибири. Т. нередко украшались сложными символическими орнаментами. Наиболее часто встречались у тубаларов и теленгитов, реже у алтай-кижи. 10. Казахи появились в долине Чуй, среди теленгитов, в конце XIX в. в связи с сокращением пастбищ в Усть-Каменогорском уезде. Первоначально они откочевали в Монголию, а затем, испросив разрешения зайсанов 1-й и 2-й Чуйских волостей, поселились на их территории. 11. Араты (монг.) - пастухи, скотоводы. Глава 3 1. Танка-ламаистская икона, написанная на тонких тканях (преимущественно шелковых) по строго установленным правилам и канонам. Хранились Т. в свернутом виде. 2. Мандала - символическое изображение мира. 3. Гелугпа (букв. "секта добродетели"), или "шасэр"-"желтая шапка", "желтошапочники". Буддийская секта, возникшая на рубеже XIV-XV вв. и связанная с Цзонхавой. Опираясь на буддизм, Г. первостепенное значение в "спасении" человека отдает "ламе" - учителю. Отсюда европейское название "ламаизм", хотя понятие "ламаизм", видимо, шире. 4. Бон, Бонпо - добуддийская религия тибетцев, практически неизученная. В основе ее лежали развитые анимистические представления, вера в существование множества духов-хозяев, от которых зависят люди. Жрецы Бонпо, подобно шаманам, были якобы наделены особой силой, способной воздействовать на людей и духов. Б. вообще во многих своих чертах близка сибирскому шаманизму. С проникновением буддизма в Тибет, Б. многое из него заимствует: появляются бонские монастыри, фигуры, аналогичные Будде Шакьямуни, Майтрейе ("антибудда") и т. д. Хотя бонской религии удалось выжить (она кое в чем даже оказала "обратное влияние" на ламаизм), в религиозной и, особенно, политической жизни Тибета она была малозаметна, развиваясь на окраинах страны и отчасти в сопредельных княжествах (Непал, Сикким, Бутан). В своей трактовке Б. и его адептов, Г. Андреев полностью придерживается концепции, высказанной в научно-фантастических произведениях Е. Парнова ("Проснись в Фамагусте" и др.). 5. Дуган - храм, молельня. Обычно дацан состоял из нескольких Дугана. 6. Таши-лама (чаще "панчен-лама", "Панчен Ринпоче") - второе лицо в теократическом устройстве старого Тибета, ведал светскими делами. Установление теократии в Тибете связано с учениками Цзонхавы, один из которых - Кхайдуб-Гэлег-Балсан - стал первым Таши-ламой., воплощением будды Амитабы. IX панчен-лама, который действует в романе, в результате конфликта с далай-ламой бежал в 1923 г. из Тибета в Китай где и умер в 1937 г. 7. Доромба, лхаромба, лхрамба - богословские звания, одинаковые по значению, но даваемые в разных дацанах Тибета. Звание присваивалось после победы на теологическом диспуте. 8. Богдо-гэгэн (богдо-гэгэн-хутухта) - "святой, божественный"; высший сан ламаистского духовенства; глава монгольской ламаистской церкви. Всего было восемь Богдо-гэгенов., причем лишь первые двое были монголами; остальные - тибетцы. 9. Добуддийские божества разного происхождения, вошедшие в ламаизм; олицетворение природных, стихий и явлений. Глава 4 1. Мара (санскр.)-демон смерти, искуситель Будды Шакьямуни, олицетворение низменных желаний и страстей. 2. Связь тибетской религии Бон с религией арийцев, отраженной в Ведах, научно не доказана. Культ огня универсален, он существовал в той или иной форме во всех религиозных системах. Культ ведического Агни (бога огня, домашнего очага, жертвенного огня - посредника между богами и людьми), проникшего якобы в Бон, весьма сомнителен и остается на уровне предположения. Особенностью формирования Бон, как уже было сказано, являлось постоянное воздействие на эту систему более поздних религий индийского происхождения (в частности, и прежде всего, буддизма). Именно через буддизм, видимо, и проникли в собственно тибетскую религию отголоски культа Агни, как, впрочем, и знак свастики - древнейший огненно-солярный символ аборигенного населения Индии (да и вообще всей Южной и Передней Азии), хотя лучи бонской свастики направлены "против солнца". Точно так же нет оснований устанавливать связь Бон с идеей Шамбалы. 3. Преты, бириты, читипаты - в ламаизме люди, посмертно осужденные за жадность. Находясь в аду, они испытывают вечные мучения, терзаясь муками голода. Есть они не могут: тела их огромны. а горла тонки, как волосинки. 4. Неточно. В ведических текстах - Яма первый умерший человек ставший повелителем мертвых. Я. открыл, таким образом, путь к смерти. Я. как божество ада сохраняется в буддизме и ламаизме. В последнем образ Я. сливается с древнейшим божеством Центральной Азии - Эрликом, и более известен под именем Эрлик-хана. Символ Я. - весы и зеркало. В отличие от Ямы, который якобы сам "приходит" за умирающим, Эрлик-хан "посылает" за ним своих слуг. 5 Обо, обоо (букв. "куча", "насыпь") - древнейший знак почитания духов-хозяев местности в Центральной Азии и Южной Сибири. Обычно О. сооружали в виде конической кучи камней на перевалах (или в чем-либо примечательных местах). О. использовали как жертвенник, на который клали различные предметы в знак благодарности Хозяевам местности; иногда в них втыкали палки, к которым привязывали ленты, конский волос из гривы. В Монголии и Бурятии культ О. подвергся сильной ламаизации. 6. Хинаяна (санскр. "малая колесница", "узкий путь" спасения). Одно из направлений буддизма, где основное значение имеют личные усилия верующего в освобождении от сансары и в достижении нирваны В настоящее время X. особенно распространена в Юго-Восточной Азии. Махаяна (санскр. "большая колесница", "широкий путь") - направление в буддизме, где, в отличие от хинаяны, признавалась возможность помощи человеку, стремящемуся к нирване, со стороны "учителя" - гуру, ламы. Этот постулат стал основным при формировании секты гелугпа Глава 5 1. Очирвани (Ваджрапани) - бодхисатва (бодисатва), один из космогонических образов, держащий черепаху, на которой находится земля. Изображался с волшебным жезлом ваджрой (или очиром) в правой руке, с колокольчиком в левой. 2. Дрилга и ваджра - символы буддизма: Колокольчик и жезл как олицетворение женского и мужского начал. Назначение - магическое поражение врагов и злых сил. 3. При посвящении в каждый следующий монашеский сан, посвящаемый должен был отвечать на вопросы, суть которых состояла в выяснении нравственной зрелости и знания догматов буддизма. 4 Лхаса - столица Тибета, где находится резиденция далай-ламы (в прошлом, глава государства) - дворец Потала. Архитектура Тибета очень оригинальна; во дворце Потала располагалась монашеская община, правительственные учреждения, школа, библиотека, тюрьма и великолепные коллекции утвари и оружия тибетского народа. 5. Далай-лама (монг.-тиб.-лама, великий, как море мудрости) - титул главы тибетского государства и ламаистского духовенства. Первым далай-ламой был один из учеников Цзонхавы - Гэндуп-дуб, считавшийся воплощением бодхисатвы Авалокитешвары. XIII далай-лама - Нгаван Ловзан Тхубтан Джамцо (1876-1933) правил в Тибете в очень трудное время: под вопросом стояла самостоятельность государства. XIII далай-лама. вступает в переговоры с Россией, принимает русских путешественников. При нем печатаются первые бумажные деньги, почтовые марки, тибетцы впервые отправляются учиться в Англию. Он отличался умом, при нем были проведены многие прогрессивные преобразования. 6. Эти образы ни по происхождению, ни по социальной функции между собой не связаны. Если Гэсэр-хан - герой тибетского эпоса (позднее монгольского), то формирование образа Ойрот-хана тесно связано с историей алтайцев, с периодом расцвета Джунгарского ханства. Образ Ойрот-хана есть не что иное, как идеализированное осмысление "великого" прошлого, мессия алтай-кижи. Для сравнения достаточно вспомнить исторические предания северных алтайцев (кумандинцев, челканцев), где тоже фигурирует Ойрот-хан, но уже как завоеватель, убийца, угнетатель, проливающий кровь мирных людей (это в целом соответствует действительной истории населения Северного Алтая и его взаимоотношениям с Джунгарией и кан-каракольцами); в здешних преданиях О.-х. никогда не выступает в роли спасителя, а бурханизм ни в коей мере не затронул ни одну из североалтайских этнических групп. 7. Тантрические обряды, тантризм - одно из направлений в индуизме и буддизме. Для тантризма характерно представление о космической (женской или мужской) энергии, сливаясь с которой человек мог ускорить достижение спасения, обрести выход из сансары Тантрические обряды связаны с йогической практикой, различными видами магии. В основе - древние обряды плодородия. Глава 6 1. Идам - божество-покровитель, охранитель. В качестве И. может выступать любое божество буддийского пантеона, которое верующий избирает своим покровителем. Созерцание изображения И. и отождествление себя с последним способствует якобы "просветлению". В значении свастики, знака огня Идам неизвестен. Здесь автор романа некритично следует за Е. Парновым, в книгах которого иногда встречается понятие "знак Идама". 2. Неверно. Урга (ныне Улан-Батор). Название происходит от искаженного русскими монгольского слова "орго" или "орго", что значит "дворец, ставка правителя". Сами монголы в прошлом называли У. - "Богдо-Курень" или "Да-куре", т. е. "Священное стойбище". 3. Слишком прямолинейно. Действительно, 3/5 мужского населения дореволюционной Монголии составляли ламы, но лама отнюдь не обязательно монах. В монастырях "штатных" лам было немного. Так, в Потале (Лхаса) их было всего 175 человек. Как правило, получив сан баньди и определенное образование, ламы уходили из монастыря и вели обычную жизнь. Их обязанностью было ежегодное посещение богослужений в ближних дуганах или дацанах. Не исключено, что в условиях ненадежного экстенсивного хозяйствования таким способом естественно регулировалась демографическая ситуация. 4. Эрденэ-Цзу (Эрденэ-Дзу, Эрдэне Дзу) - первый ламаистский монастырь (1586 г.) в Монголии, расположенный близ древней столицы Хара-Хорин (Каракорум). В настоящее время в Эрденэ-Цзу располагается музей. Глава 7 1. Шаманистские представления. Считалось, что во время камлания шаман может подниматься в воздух, подобно птице, отправляясь в путешествие "по иным мирам". Отсюда птичьи перья на шаманских шапках и особый покрой шаманских одежд. 2. Шамо (кит.) - пустыня. Так китайцы называли южную часть Гоби, где встречаются сыпучие пески (пустыня Алашань и др.). Монголы словом "Гоби" называют местности безлесные с небольшими неровностями рельефа, лишенные проточной воды и более скудной растительностью, чем в горах. Собственно Гоби - каменистая сухая степь, расположенная на плато. Таким образом, отождествление Шамо и Гоби неверно географически и геоморфологически. 3. Шамбала является достоянием буддийской философии, у нее есть собственные "герои" - правитель Ригден Джапо и "мессия" Майтрейя. Возможное включение имени Гэсер-хана (Гэссар-хана) в легенды о Ш. - явление позднее (во всяком случае, наиболее отчетливо оно прослеживается только в работах Н. К. Рериха). Связь Шамбалы с религией Бон в тех конкретных условиях маловероятна; в любом случае идея Шамбалы органично связана с официальной религией Тибета - ламаизмом. 4. По ламаистским представлениям, ад состоит из 4 больших частей (или областей). Главные части ада - ад "горячий" и ад "холодный". Есть также "ад черных линий", где "грешника" распиливали на части по нанесенным на его тело черным линиям. Грешники, якобы прошедшие все круги ада, становились претами (см. соотв. примечание). 5. Раджа-йога - (путь господства над собственным телом) представляет собой совокупность методов физических и психических упражнений, направленных на "освобождение" души. Глава 8 1. Цайдам (тиб. "ца" - соль, "дам" - грязь, болото) - замкнутая долина между хребтами Нань-Шань и Кунь-Лунь. Цайдам состоит из двух частей, различающихся между собой: южной - более ровной, изобилующей болотами и солончаками, и северной - более возвышенной, гористой местности. Для Ц. характерен своеобразный животный мир, особенно много птиц. Территория Ц. давно освоена монголами. Эта своеобразная этнографическая группа занималась скотоводством, в частности, разводила коней-иноходцев. 2. С конца XVII в. экономическое и политическое влияние Тибета на окружающие государства приходило в упадок. С начала XVIII в. Тибет попадает в зависимость от Цинской империи, а уже с середины XIX в. возрастает угроза потери независимости (хотя и в остатках) с юга - усиливается английская экспансия. 3. Произвольное совмещение двух различных тибетских обычаев. Танцы с ножами являлись светскими по своей сути и были пережитками военных танцев. Церемония изгнания своеобразного "козла отпущения" проводилась в Лхасе При этом лама в козьей шкуре имитировал далай-ламу, в которого якобы вселялась болезнь. Его изгнание символизировало "выкуп" за жизнь далай-ламы. 4. Джайны дигамбары- последователи одной из индийских религий (джайнизма), для которой характерно более строгое соблюдение кармы ее последователями. Дигамбары - одно из направлений джайнизма, исповедующее полный отказ от всех соблазнов жизни, аскетизм. 5. Описание Лхасы, несколько отличное от приведенного в романе и основанное на непосредственном наблюдении, имеется, например, в работе Г. Ц. Цыбикова "Буддист-паломник у святынь Тибета". Петроград, 1918, или "Избранные труды". Т. 1. Новосибирск, 1980. Глава 9 1. Каракорум - столица древнемонгольского государства. Основан в начале XIII в., а монастырь Эрдене-Цзу - в конце XVI в. К моменту возникновения последнего Каракорум был уже давно заброшен. Строительство дацана осуществлялось не на территории древнего города, а рядом с ним. 2. Основателем буддизма считают принца Сиддхартху, происходившего из рода Гаутама (VI в. до н. э.). В результате раздумий над сущностью бытия, он погрузился в глубокое созерцание, которое и привело его к "просветлению", т. е. он стал Буддой ("просветленным"). Однако С. отказался от нирваны и стал проповедовать свое учение, сделавшись известным под именем Шакьямуни ("Отшельник из народа саков"). Нося это имя (Будда Шакьямуни), он провозгласил четыре истины: жизнь есть страдание, причина страданий - неуемная жажда жизни, освобождение от всех желаний дарует прекращение страданий, прекращение страданий возможно только при соблюдении особых правил, указанных Буддой. Цзонхава оставил "четыре истины" без изменений, указав, впрочем, на особую роль лам, способных вести мирян по пути Будды. Это привело к возрастанию роли и авторитета лам-учителей в буддизме и отразилось в названии новой его формы (ламаизм). Таким образом, автор не прав, противопоставляя ламаизм ортодоксальному буддизму. 3. Махабхарата (санскр. "Сказание о великой битве бхаратов") - древнеиндийский эпос, сложился в VI-II вв. до н. э. Многие элементы Махабкараты были заимствованы более поздними религиями Индии. Махабкараты. переводилась на тибетский и монгольский языки. 4. Утверждение неверно. Ламаизм принципиально не отличается от буддизма; это одна из его тантрических форм, дальнейшее его развитие в новых этнических и социально-экономических условиях. 5. Индуизм, брахманизм - национальные религии Индии. Наиболее ранняя из них - брахманизм, сохранивший древнейшие ведические верования. Своеобразным отрицанием брахманизма явился буддизм, провозгласивший "посмертное воздаяние" следствием личных поступков человека, а не результатом рождения кого-либо в той или иной касте. Индуизм явился результатом эволюции брахманизма. Все три религии имели общие истоки, отсюда общность некоторых их догматов, имен, символов. 6. Семейские - часть русского населения Забайкалья. С. - потомки старообрядцев, бежавших из-за преследований в Польшу, а после раздела последней в конце XVIII в., переселенных в Восточную Сибирь; часть тех же старообрядцев, выселенная на Алтай, сохранила прежнее название (поляки). Название "С." характеризует особенности быта и социального уклада: как правило, старообрядцы жили большими патриархальными семьями. Глава 10 1. Буддистам была известна лишь Северная Шамбала (в истоках - архаичнейшие древнеиндийские мифологические представления). "Западная" и "Восточная" Ш. - авторский домысел. По поводу "возникновения" Восточной Ш. нужно иметь в виду следующее: с 60-х годов XIX в. в Японии начинаются бурные преобразования (так называемая "революция Мэйдзи"), носившие буржуазный характер. Их идеологическим инструментом становится активизация национальной религии японцев - синтоизма, одним из главных компонентов которого было обожествление императора и гипертрофированное представление об "избранности" японцев как народа. В таких условиях мысли о "Восточной Шамбале" (учитывая тяжкое положение Тибета) попросту нереальны. 2. Синтоизм - национальная религия японцев. В ее основе лежат древние анимистические представления. Шаманизм - одна из ранних форм религии, имеющая, видимо, универсальный характер. Основа шаманизма - анимистические представления, а также вера в возможность влияния человека на мир духов. Такие действия совершаются особой категорией лиц, называемых шаманами, камами, боо. Возникновение шаманизма. связано с разложением родового общества, с началом отделения умственного труда от физического, хотя отдельные шаманистские представления могут сохраняться в более развитых религиях (в том числе и мировых) в течение долгого времени, вплоть до наших дней. 3. Лам'ы (вернее, "намы") фигурируют в алтайском эпосе, где они наделены мудростью и даром предвидения. Как уже говорилось, проникновение ламаизма в Горный Алтай связано с джунгарским периодом его истории. 4. Аматэрасу-омиками - синтоистская богиня солнца, прародительница японцев в синтоизме. Глава 11 1. Хадак (тиб., монг.) - специальный продолговатый платок, обычно желтого, сиреневого, черного, белого цветов, иногда с изображениями лам, божеств и символов. Мог быть знаком приветствия, приношения, дарения. Глава 12 1. Сарасвати - древнейшая богиня Индии, олицетворявшая одну из великих рек Индостана - Сарасвати. Позже вошла в буддизм и индуизм, считалась богиней музыки, мудрости. Часть вторая Глава 1 1. У алтайцев, как и у других шаманистов, различали духов - покровителей шамана (алт. "кам"), "вручавших" ему шаманский дар, и духов-помощников, называемых "кормос", "курмос". Основные духи-помощники "передавались по наследству", что является отражением в фантастической форме реальной генетической предрасположенности "камов" к особому состоянию психики, время от времени проявляющейся у представителей их "семейной линии". Становлению шамана, как лица, занимавшегося специфической деятельностью, предшествовало особое физическое его состояние и целый ряд сложных обрядов. Употребление араки перед камланием и во время него категорически запрещалось (как и у других шаманистов Сибири). Всеобщее угощение начиналось после кампания. 2. Арака - молочная водка. Продукт перегонки сыворотки от чегеня при изготовлении пресного сыра "пыштак". Обычная крепость- 11-13 град. Употребление араки сопровождалось определенным ритуалом. Кабак-арака - русская водка (кабацкая). 3. Кам-агач (кам-агаш) - доел. "шаманское дерево". Архаичное представление, отголосок культа деревьев, поверье о связи между деревьями и людьми. В Южном Алтае распространено было мало. 4. У алтайцев выделяют три типа жилищ. Первый - "чадыр" - шалаш, представляющий собой конус из жердей, покрытый корой лиственницы или войлоком. Как правило, чадыр - летний тип постройки; при перекочевке покрышки снимали, а жерди оставляли на месте. Наиболее распространенный тип. Второй - "аил" - многоугольный сруб (что свидетельствует о хорошем владении деревообработкой, имеющей давние корни; вспомним Пазырык), с куполообразной крышей из лиственничной коры. Обычно - зимник. Этот тип получает все большее распространение к началу XX в. Третий тип - "кереге" - цилиндрическая юрта на решетчатом каркасе, крытая кошмой. Кереге у алтай-кижи (алтайцев) встречалась редко, подчеркивая высокий социальный статус ее владельцев. Будучи приспособленной к иным природно-климатическим и хозяйственным условиям, юрта-кереге, удобная при частых перекочевках в безлесных районах, и по сей день встречается там, где она сравнительно недавно была основным жилищем - в Восточном и Юго-Восточном Алтае у теленгитов и у пришлых казахов Курайской степи. 5. Кочо (кече) - у южных алтайцев мясной бульон, заправленный крупой, обычно ячменной, позже перловой. 6. Судур (алт.), точнее, судур-бичик - легендарная книга мудрости. Фигурирует в эпосе, в легендах, преданиях. Слово "судур" (сутра) связывается с буддийской традицией; в ламаизме "сутра" - священный текст, книга. "Бичик" (уйгурск. средневек.) - письмо. Все это говорит о знакомстве далеких предков населения Горного Алтая с письменной и книжной традицией. Судур-бичик. считается утерянной или спрятанной; иногда называют возможные места ее хранения 7. Как правило, от камлания шаман ("настоящий", а не "обманщик") добровольно отказаться не мог (равно как и от "получения шаманского дара") - его "наказывали", "замучивали" духи. Бубен, как и специальный наряд, делали сородичи кама (близкие родственники). Эти шаманские атрибуты нельзя было передавать никому. После смерти кама его бубен вешали на дерево рядом с захоронением, а одежду сжигали, Предварительно сняв с нее главные (наследственные) подвески. 8. Эпизод появления на Алтае "пяти бурханов" не подкрепляется фактами, являясь вымыслом Г. Андреева. 9. Бурхан - название божества, обычно Будды, и его изображения. Термин на Алтае (и в Южной Сибири вообще) известен издавна. В алтайской "белой вере", (бурханизме) - имя главного божества, по представлениям бурханистов, Землю не посещающего. Проводниками воли бурхана являются солнечный свет, лучи, лунное сияние, звучание топшуура, воспринимаемые людьми (в позднем бурханизме - ярлыкчи). 10. Как правило, при родах была обязательна помощь других женщин. В течение некоторого времени роженица считалась "нечистой", не могла вести домашние дела, не говоря уж об отношениях с мужем. 11. Байгол - река системы Бии, левый ее приток. В начале XX в. в бассейне Б. велись интенсивные золотопромышленные работы. 12. Для традиционного общества, каковым было в начале XX в. общество алтайцев, внутри семьи характерны сугубо доброжелательные, доверительные отношения, поскольку чаще всего желание вступающих в брак учитывалось. Вообще алтайская женщина, несмотря на большую загруженность разного рода делами, пользовалась уважением и значительной свободой в отношениях с людьми. Глава 2 1. Легенда - фантазия автора. 2. Умай, Май-эне - женское божество (в архетипе - плодородия), вообще покровительница деторождения, охранительница новорожденных. Истоки образа У. весьма древние: еще в древнетюркское время (VI в.) он занимал заметное место в пантеоне. Возможно, что происхождение образа У. связано с индоиранским миром. 3. Подобное отношение к детям совершенно нетипично для алтайцев. Более того, все путешественники издавна, как и миссионеры, отмечали их "чрезвычайное чадолюбие". 4. Сартакпай - персонаж алтайских легенд, распространенных, большей частью, на правобережье нижней Катуни. С ним связываются изменение течения рек, сооружение оросительных каналов (сувах). Деятельность С. выходит за пределы Алтая. Принято считать, что в имени С. отражена деятельность сартов - выходцев из Средней Азии, использовавшихся монгольскими ханами для различного рода строительных и мелиоративных работ. Глава 3 1. Синий Бык (Кок Буга) - в шаманистских представлениях не фигурирует. Это персонаж древних космогонических преданий и отчасти эпоса (хтоническое существо). Дух воды назывался Суу-эези. Иногда Эрлик-хан (или его сын Дьелбеген) представляется ездящим да быке, но этот мотив имеет центральноазиатское происхождение и встречается чаще всего в эпосе. 2. Чочой - небольшая деревянная чашечка (или бокальчик) на поддоне, обычно с аракой. Ч. имела сакральное значение, использовалась как ритуальная. Ее пускали по кругу, чтобы каждый из присутствующих мог пригубить араки. Ч. - чаша - выступает как универсальная мифологема. 3. Демичи (монг.} - помощник зайсана, начальник определенного количества "дворов"-семей. Шуленги (монг.) - помощник демичи по сбору податей. Эти административные титулы, как и звание зайсана, сохранялись в Горном Алтае с джунгарского времени до 1912-1913 гг. Глава 4 1. Чегедек - особого покроя женская одежда (длинная безрукавка с "крыльями" или без них). Ч. носили только замужние женщины (знак социального положения) поверх рубахи или шубы. 2. Геологические условия Горного Алтая таковы, что месторождений драгоценных камней здесь практически нет (не считая очагов непригодного для огранки берилла и опалесцирующего кварца). В силу этого (в отличие от Забайкалья) добыча драгоценных камней в Горном Алтае развития не получила. Колыванская шлифовальная фабрика (1786, 1802 гг.) занималась обработкой полудрагоценных и поделочных камней, преимущественно, из Коргонских копей (яшма, мрамор, особенно кварцит). Следов каких-либо древних разработок драгоценных камней тоже нет. Золотопромышленность получила развитие в Рудном Алтае, в окрестностях Телецкого озера, в Северном Алтае (бассейн реки Лебедь); пик ее приходится на середину - конец XIX в. Добыча железа и цветных металлов велась повсеместно с древних времен ("чудские копи" бронзового века), почти полностью обеспечивая потребности местного населения. Технология добычи руд и металлообработки у коренного населения Алтая была достаточно разработана. При необходимости жители Центрального и Западного Алтая получали железо из современной Кемеровской области или из Северного Алтая от живших там "кузнецких татар" и кумандинцев (торговля, обмен), еще в конце XVII в. плативших ясак русским железными изделиями. "Кузнецкое железо" отличалось весьма высоким качеством (в частности, была известна нержавеющая сталь). В связи с этим следует заметить, что легенды о "горных мастерах", о тайных мастерских в горных пещерах, о крупномасштабной добыче золота и драгоценных камней, повсеместно распространенные среди русских "горщиков-мастеровых" (сравн. "Сказы" Бажова), приведены автором романа, судя по всему, для сугубой занимательности повествования. К коренному населению Горного Алтая они не имеют никакого отношения. Глава 5 1. Алтайцам известно несколько способов захоронения: 1) в срубе (в земле или на помосте); 2) воздушный (на дереве); 3) когда-то, видимо, было известно трупосожжение, исчезнувшее уже в середине XIX в.; 4) в гротах, скальных нишах, пещерах, иногда в насыпях древних курганов (раннекочевнических или древнетюркских). В зависимости от множества причин и обстоятельств человека хоронили тем или иным способом. От покойника стремились избавиться как можно скорее (не позднее, чем на третий день после смерти), место захоронения выбирали наиболее удаленное и труднодоступное, во всяком случае, застрахованное даже от случайных посещений. Похороны сопровождались очистительными обрядами. 2. Чуйцы - русские купцы, ведшие торговлю с Монголией по Чуйскому тракту (Бийск-Онгудай-Кош-Агач-Кобдо). Купцы, торговавшие с Монголией по Усинскому тракту (через Минусу-Хакасию и Туву-Урянхайский край на Улясутай), назывались усинцами. В первом случае важнейшим перевалочным пунктом был Бийск, во втором - Минусинск. 3. Курут - алтайский твердый сыр, получаемый из кислого коровьего молока, нередко слегка подкопченный на специальной решетке над очагом. Наиболее универсальный и широко распространенный продукт питания алтайцев (даже и в наши дни). 4. Кермежек, курмежек - изображение или фигурка божества, обычно деревянная. О бытовании у алтайцев (алтай-кижи) К. имеются слабые упоминания в источниках конца XVIII в. Более поздние авторы о них не знают. Видимо, к началу XIX в. К., как культовый атрибут, вышли из употребления. Напротив, - повсеместное распространение имел так наз. "яик", "дьайык" - домашний охранитель и покровитель. Его символом была заячья шкурка, обвязанная лентами, иногда дополненная ветками березы или арчына (вид горного можжевельника). Культ "яика" полностью перешел в бурханизм. 5. Тамга (алт. "тангма") - название различных знаков, бытовавших у тюркоязычных народов. Т. были личные, семейные, родовые. На судебном процессе бурханистов в 1906 г. подсудимые вместо подписи ставили свои родовые Т. Глава 6 1. Все, связанное с так наз. "знаком Идама", является вымыслом автора. 2. Для бурханизма, как и для других подобных религий, были типичны настроения ожидания, веры, сугубая пассивность. Во время молений бурханисты не могли иметь не только ружей, но и обычных ножей. Вообще идея "ненасилия" - один из главных догматов "белой веры". Вооружение, обучение "войска Ойрот-хана" - вымысел, в корне противоречащий самой сути новой алтайской религии. 3. Подобное "клеймение" неофитов бурханизма не подтверждается ни документами, ни многолетними полевыми исследованиями. "Экзотический" вымысел. Глава 9 1. Ульгень - аморфное благожелательное божество алтайцев. Местопребывание У. связывалось с небесным сводом. У. устраивали жертвоприношения в крайне редких случаях - обычно ему посвящали лошадь. В своих истоках образ У. восходит к божеству Земли, предшествовал шаманизму, в который был лишь включен в "готовом виде". Иногда У. воспринимался как безличное доброе, охранительное божество, иногда как творец вселенной (вместе со своим братом Эрликом). 2. Арчмак, арчымак - кожаная седельная или вьючная сума. Приторачивалась сыромятными тороками к обычному или вьючному седлу. 3. Каждый алтаец или алтайка имели свои собственные трубки, постоянно носимые при себе. Обмениваться трубками было не в обычае, да в этом не было и необходимости - при встрече каждый курил свою. Распространен был эквивалентный обычай - обмен кисетами или огнивами. Глава 10 1. Чет Чалпан, Чет Челпанов - алтаец второй дючины из сеока кобок. Сведения о его имущественном положении противоречивы: в одних случаях его называют бедным пастухом, в других (в момент ареста) - человеком среднего достатка (имел пять лошадей и сорок овец). Тестем Ч. Ч. был крупный бай Маркитан, сын которого был женат на сестре известного на Алтае Кульджина. После разгона Моления (мургуль) в урочище Теренг и окончания судебного процесса Ч. Ч. вернулся в долину р. Кырлык. Есть свидетельства, что в 1913 г. он жил в урочище Шиверта в районе Ябогана. По мнению М. Соболева, видевшего Ч. Ч. в 1911 г., последний был почти всеми забыт, "его авторитет упал". Сведения о дальнейшей судьбе Ч. Ч. отсутствуют. 2. У Чета Челпанова действительно была приемная дочь по имени Чугул. Во время описываемых событий ей было лет двенадцать. Она была арестована вместе с отцом и находилась в Бийске до окончания судебного процесса. В 1913 г. она жила в урочище Тоботой, вышла замуж. Пользовалась большим уважением среди алтайцев. Сведения о дальнейшей судьбе Чугул отсутствуют. 3. Каан-Кэрэдэ (инд. Гаруда, монг. Гаридэ, Иран. Симург) - "царь птиц". Мифическая птица, на которой летают герои эпоса, легенд. Сюжет о гиганте-птице К.-К. очень древен, связан либо с древним ираноязычным населением Горного Алтая, либо возник под влиянием иранского культурного мира. Часть третья Глава 1 1. Кезер-таш - каменная баба. Глава 2 1. Легенды об озерах с двойным дном, об озерах, имеющих другие "выходы", распространены в Горном Алтае. Видимо, речь идет о карстовых озерах. В некоторых озерах - Кучурлинском, Теньгинском и др., по легендам, обитает Коль-эези - хозяин озера, кричащий по-бычьи (возможно, отсюда и легенды о Синем Быке, но подобные представления очень локальны). 2. Начальником Алтайской духовной миссии в этот период был епископ бийский Макарий. Его не следует путать с архимандритом Макарием (Глухаревым) - основателем Алтайской духовной миссии и Ма-карием (Невским), уже в 90-е годы XIX в. ставшим архиепископом Томским и Барнаульским и главой Томской епархии, которому подчинена была миссия. Последний Макарий в 1912 г. стал митрополитом Коломенским и Московским. 3. Тебеневать, тебеневка - один из способов выпаса скота зимой (лошадей, овец). Имея крепкие копыта, эти животные разбивали и разгребали снег и добывали корм. В малоснежных горных степях, с которых снег сдували сильные ветры, Т. имела важное значение. Крупный рогатый скот не тебеневал. Его подкармливали небольшими запасами сена. Глава 4 1. Одно из направлений, возникшее в старообрядчестве в конце XVII в., отвергавшее церковную иерархию, называлось "беспоповщина". Внутри его возникло множество "толков" и "согласий". Крайний фанатизм среди своих последователей насаждали идеологи так наз. "спасовского толка", возникшего в Керженских скитах. По толкованию спасовцев, путь к спасению известен только Спасу (Христу), поэтому необходимо уповать на его милость и молиться. Большое место в канонах спасовского толка занимала установка о наступлении на земле "царства антихриста". Сторонников этого течения иногда называли "нетовцами"; среди них выделились такие подразделения, как "глухая нетовщина", "новоспасовщина", "некрещеная (или строгая нетовщина)", отрицавшая какие-либо обряды, и "дырники", молившиеся, обращаясь к небольшому отверстию в восточной стене избы. На Алтае все они известны под общим названием "кержаки". 2. Схизма (греч. "раскол") - в христианском богословии (преимущественно католическом) этим термином обозначали разделение церкви на католическую и православную (причем схизматиками обычно называли последователей православия); под расколом здесь понимается разделение Западной и Восточной самостоятельных церквей, а потому термин "схизма, схизматы" в романе употреблен неверно. К тому же слово это, хотя и известное в обиходе православного духовенства, практически не употреблялось, а для обозначения противников реформ патриарха Никона сразу же укрепилось русское слово "раскольники". Глава 7 1. Иордань - так в России называли проруби, вырубленные во льду для освящения воды в праздник Крещения господня (19 февраля ст. ст.). 2. Иоанн Кронштадский (Сергеев И. И., 1829-1908) - протоиерей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте. Известен как реакционер ультрамонархического толка. Был популярен в различных слоях российского общества, в том числе и среди "особ царствующего дома". Проповеди И. К. отличались большой эмоциональностью, страстностью, силой убеждения. Глава 8 1. Алтайский метафорический фразеологизм, смысл которого: "что кроется за твоими словами?" Глава 9 1. М. Чевалков - один из первых алтайских интеллигентов, получивших образование в миссии. Был помощником при переводе богослужебных книг архимандритом Макарием. Сам написал ряд оригинальных произведений на алтайском языке. Прослужил в миссии свыше 30 лет, был отмечен золотой медалью и возведен в сан священника. Сотрудничал с выдающимся ученым Г. Н. Потаниным. Часть четвертая Глава 1 1. Возникновение и практика школы тибетской медицины в Санкт-Петербурге были связаны с деятельностью бурятского врача Бадмаева, который впоследствии играл значительную роль при дворе как личный врач неизлечимо больного наследника Алексея. 2. Йога (санскр. "связь, соединение") - религиозно-идеалистические учения, возникшие в Древней Индии; система мистических методов физического и духовного воспитания личности. Последнее имеет определяющее значение как средство достижения высшей степени самосовершенствования, познания мира, "просветления". Наиболее известны четыре направления Йоги, которые дополняют друг друга: джнана-йога (метод познания), карма-йога (путь действия), бхакти-йога (путь любви к богу) и раджа-йога, более известная как хатха-йога (путь господства над собственным телом). Последняя, по воззрениям "йогинов", самостоятельного значения не имеет, а лишь помогает сосредоточию и внутреннему самоуглублению. 3. Архат - (санскр. "достойный") - в буддизме человек, достигший высшего совершенства путем аскезы, самоограничения и подвижничества. Архата наделялся различными сверхъестественными способностями. Ему приписывали, в частности, господство над волей богов. Глава 2 1. Консистория - подчиненный архиерею (главе епархии, архиепископу) коллегиальный орган с церковно-административными и церковно-судебными функциями. Во главе Томской консистории, под началом которой находились как приходы, так и Алтайская духовная миссия, в этот период стоял будущий митрополит Коломенский и Московский Макарий - человек умный, хорошо образованный, волевой и жесткий. Глава 4 1. "Тайные слова приветствия" такого рода на Алтае не известны. Здесь мы вновь имеем дело с вольным переносом философских аллегорий Н. К. Рериха на действительные события, в то время как указанные абстрактные построения выдающегося художника и мыслителя не имеют никакого отношения к реальной жизни Алтая 1900-х годов. Глава 7 1. Вольное толкование одного из положений Н. К. Рериха о тождестве Шамбалы, Беловодья, Ойрот-хана. Фактами не подтверждается. 2. Черга возникает как русское старообрядческое селение. Переселенная миссией на Алтай часть крещеных телеутов из Кузнецкого уезда основывает улус Б. Чергу. Третий улус - М. Черга - также связан с деятельностью миссии. Все три селения были русского облика, а со временем и число русского населения увеличилось. Глава 9 1. Вооруженный разбой не был свойствен алтайцам ни в прошлом, ни в наши дни. Все компетентные исследователи (путешественники, миссионеры, статистики, этнографы) всегда отмечали сугубое миролюбие и добродушие коренного населения Горного Алтая, стремление избежать кровопролития и т. п. Часть пятая Глава 1 1. На шаманский плащ или специальную шубу нашивались различные предметы: различной длины жгуты, изображающие змей, шкурки некоторых мелких зверьков, металлические подвески, медные зеркала, куколки - изображения небесных дев и колокольчики - голоса этих персонажей, бубенцы, иногда - бахрома из перьев филина или совы. Все это имело сложную символику, было необходимо для успеха камлания и т. д. Шаманское облачение бережно хранили вместе с бубном и одевали непосредственно перед камланием, обычным людям трогать его не рекомендовалось. 2. Такое представление о браке не совсем верно. Калым, уплачиваемый родителями жениха за будущую невесту, уравновешивался приданым с ее стороны; то и другое расценивалось как "обзаведение" молодых. Выплата калыма у алтайцев не рассматривалась как покупка жены. В обществе, где царило обычное право (а не шариат, как у мусульман!), женщина не могла быть предметом купли-продажи. Она имела право на добрачную свободу, право выбора, в случае обиды или похищения могла обратиться за защитой в зайсанский суд или просто вернуться в дом отца и т. д. 3. Шаманы различались между собой: были обращавшиеся к "светлому Ульгеню" "белые" камы, и камлавшие Эрлику "черные" камы; существовали "рымчи" - предсказатели, и "ярынчи" - гадатели по бараньей лопатке и т. п. Шаманы отнюдь не сосредотачивали в своих руках всей культовой практики, да и деятельность их не обязательно выражалась в камлании только. Были важные ритуалы, куда камов не допускали совсем, или такие обряды, которые проводились лицами, не камлавшими никогда, но связанными с сакральной деятельностью (билер-кижи). Шаманизм к началу XX в. повсеместно, а не только на Алтае, переживал кризис, вызванный менявшимися социально-экономическими условиями и отношениями, проникновением все большего числа элементов русской культуры и христианской идеологии. По традиции шаманы ("настоящие") камлали бесплатно, ограничиваясь участием в общем пире и выделенной им долей мяса жертвенного животного. Авторитет таких камов был очень высок, поэтому столь неуважительное отношение к каму со стороны лиц младшей возрастной группы, как дано в романе, было невозможно (к тому же камов попросту боялись). 4. Сравн.: "...Быть слугами по найму они (алтайцы - Л. Ш.), хотя бы и беднейшие, не желают. Одно имя "слуга" уже позорно в их глазах и употребляется вместо брани". Если такое случалось, то алтаец очень переживал потерю свободы. - См. В. Вербицкий. Алтайские инородцы. М" 1893. Г л ав а 2 I. Для бурханизма характерно не только сохранение архаики, но и придание ей более жестких форм. Новая религия алтайцев во многом была направлена на консервацию сложившихся общественных отношений. Положение женщины было действительно тяжелым, но это объясняется, прежде всего, традиционным половозрастным разделением труда, когда женщина была обременена тяжелым и изнурительным домашним трудом. Относительно же семейных отношений миссионеры отмечали, что "в супружестве они (алтайцы - Л. Ш.) большей частью верны, вообще не развратны", относятся друг к другу ровно и уважительно. Глава 3 1. Под этими именами в алтайских исторических преданиях фигурируют реальные личности Джунгарского ханства - Галдан-Церен, Амырсана, Шуну. Будучи переосмыслены с течением времени, вобрав в себя характерные мифологические стереотипы, имена эти оказали решающее влияние на формирование образа мифического Ойрот-хана. 2. Дается весьма вольное изложение встречи Чугул с белым всадником, описание которой впервые появилось в миссионерских отчетах. 3. Сеок (алт. "соок", букв. "кость") - род. 4 Население Центрального и Западного Алтая занималось преимущественно скотоводством, имевшим отчетливые черты отгонного. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей. В районах с благоприятным климатом и рельефом практиковали земледелие (чаще ручное), имевшее здесь давние традиции. Значительное место в хозяйстве занимала охота... Преимущественно натуральное хозяйство предполагало достаточно высокий уровень развития домашнего ремесла; утилизации продуктов животноводства, шитье одежды и обуви, кузнечного дела, обработки дерева и т. п. 5. Изложены так наз. "заповеди бурханизма". В материалах по раннему бурханизму и в судебных документах в такой обобщенной форме они не фигурируют. Впервые эти "заповеди" были изложены в середине 20-х годов известным этнографом А. В. Анохиным. Видимо, их формулировка является следствием развития бурханизма уже после событий в Теренг и сложения института "ярлыкчи". Глава 7 1. Вследствие конкретно-исторического развития любого народа, развитие любой религии предполагает включение в нее больших или меньших элементов других религиозных систем. Алтай не исключение. 2. Подход автора ненаучен Между Бон и религией алтайцев наблюдается известное сходство в отдельных проявлениях, но сходство это стадиальное. Во всех без исключения религиях можно всегда выделить общие моменты, что чаще всего является не результатом заимствований, а следствием конвергентного развития, единства закономерностей развития человеческой психики, сознания, идеологии. Глава 9 1. Действительно, из судебного обвинения следует, что собравшиеся в Теренг "калмыки" сделали "тюрьму" ("каталажку"), в которую якобы сажали сопротивлявшихся принятию новой веры. Однако свидетельские показания опровергли это утверждение. "Каталажка" была очень маленькая, сложена из плохо подогнанных камней и была скорее "символической". Внутри нее не обнаружилось каких-либо следов долгого пребывания людей. Бурханисты объясняли, что каменная эта постройка была сделана для женщин и детей: была жара, женщинам в их меховых шапках было трудно на солнце, а обнажить головы в присутствии мужчин они не могли (древний запрет); в этой-то постройке и скрывались от жары женщины с детьми. 2. Безосновательный вымысел. Никаких "формирований" бурханистского "войска" не было, и не могло быть: принцип "ненасилия", "ожидания" - коренной принцип "молочной веры". 3. Ойын (алт.} - хоровод. Основными действиями собравшихся были не вождения хороводов, а моления и призывания Ойрота и Бур-хана По полевым данным, в бурханистском ритуале хоровод не фигурирует; типичны поклоны, коленопреклонения, особые позы и т. п. Глава 11 1. Таши-Лумпо - монастырь; резиденция таши-ламы в южной части Тибета. Часть шестая Глава 2 1 Такой способ захоронения детей нехарактерен. Обычно детские погребения - "воздушные", располагаются на дереве. Глава 3 1. Возникшие среди русского населения нелепые слухи, распространявшиеся в мае-июне, прекратились после погрома в Теренг. Глава 4 1 Бурханизм - русское название новой религии алтайцев, данное по имени главного божества пантеона Алтайцы называли свою религию "ак-дьян" или "сут-дьан" (белая или молочная вера). В названии подчеркивалась сакральность белого цвета, семантика которого была очень широкой (чистый, священный, благородный, благополучный, солнце, "белый Царь" - русский император и т д.), а также роль молока в обрядах и обычаях, вытеснивших кровавые жертвоприношения. Глава 5 1. Барымта, барамта - набег ради угона скота; у казахов раньше совершался неженатой молодежью ради добычи и доказательства удали. В романе термин употреблен неточно. Глава 7 1. Неверно. Бурханистское дело проходило как гражданское. См. послесловие. Церковный суд (особенно после реформ 1870-х годов) давно потерял свое былое значение; ему подвергали обычно "проштрафившихся" священников К тому же, "алтайским инородцам" по-прежнему было оставлено право свободного вероисповедания. Именно потому и смог быть оправдан Чет Челпанов, что эксперту Д. А. Клеменцу удалось убедить суд в чисто религиозно-реформаторской роли этого человека. 2 Поведение Чета Челпанова, в противовес описанию, и на предварительном следствии, и во время суда отличалось покорностью и смирением, отрицанием каких бы то ни было противоправительственных или антирусских устремлений и т. п. 3. На самом деле и Чет Челпанов, и другие бурханисты были арестованы именно полицией, непосредственно в ходе побоища. 4 Чет Челпанов и его товарищи были обвинены не в "колдовстве", как таковом, а в возбуждении неповиновения властям, нарушении законов империи и в "членовредительстве", нанесенном якобы инакомыслящим и сборщикам налога (Статьи 938, 13, ч. 1 и ст. 1542 Уложения о наказаниях). По всем обвинениям бурханисты были оправданы судами и первой, и второй инстанций. Глава 8 1. Тоурак уже в 1890 г.-большая русская деревня, переселенческая, входившая в ведение крестьянских начальников, а не "урочище". Через нее проходил тракт. 2. Коргонские копи были к 1904-1905 гг. заброшены. Такой ответ сразу же возбудил бы подозрения, так же, как и название неизвестного кержакам народа. 3 Древнейшее представление о затмении Луны и Солнца как о съедении их драконоподобным существом (Раха, Араха - санскр., Дьел-беген - алт. и т. п.). Чтобы облегчить их освобождение, считалось необходимым бить в тазы, кастрюли, стрелять, бить собак и т. д. Имело всеобщее распространение среди народов мира. Глава 9 1. После ареста Чета Челпанова и его единомышленников в русских прогрессивных кругах возникло движение за их освобождение. Русские купцы, ведшие торговлю с Монголией по Чуйскому тракту (А Д Васенев, В. Рыбаков, Русско-монгольское торговое общество и бийский мещанин П. Мальцев), взяли обвиняемых на поруки. Г. Н Потанин обратился к известному писателю В. Г. Короленко выступить в суде защитником бурханистов; позже демократическая томская газета "Сибирская жизнь" по инициативе того же Г. Н. Потанина стала освещать ход процесса над ними. В качестве экспертов выступали известные революционеры-народники, ученые С. П. Швецов и Д. А. Клеменц. К судебному процессу были привлечены ведущие адвокаты М. Н. Вознесенский, М П. Соколов (Петербург), Р. Л. Вейсман (Томск). На судебном разбирательстве было заслушано 63 свидетеля. В результате всех этих действий сибирской прогрессивной интеллигенции были сорваны планы миссии и царской администрации и обвиняемые были оправданы. 2. Далай-лама XIII и таши-лама IX. Сведения "из первых рук", оставленные очевидцами, знакомыми с обоими представителями высшей власти Тибета, можно почерпнуть в следующих книгах: П. К. Козлов. Монголия и Амдо и мертвый город Хара-Хото. М., 1948; Е. И. Кы-чанов, Л. С. Савицкий. Люди и боги страны снегов. М., 1975; Г. Ц Цы-биков. Избранные труды. Т. 1. Новосибирск, 1980. 3. Версия изложена в книге Н. К. Рериха "Избранное". М, 1979. С. 143.