емени, о планах, возникших в разных кругах, упиравшихся на первых порах не столько в революцию, сколько в идею государственного переворота путем дворцового заговора, можно установить, что работа масонов шла двумя каналами, не всегда соприкасавшимися между собой, хотя, может быть, имевшими общее, разумеется тайное, руководство. Один из каналов шел в направлении объединения элементов, могущих совершать самый "акт", поддерживавших связи в дворцовых кругах и контакты с военными (гвардия, генералы), другой канал связывал общественные круги, проникал в Государственную думу, оказывая воздействие на печать. Хотелось бы тут подчеркнуть, что несмотря на разно-калиберность и разнопартийность составов масонских лож, и даже несмотря на то, что многие масоны были в рядах противников или критиков Прогрессивного блока, сумевшего под руководством П. Н. Милюкова пробить существенную брешь в цитадели бюрократии, вплоть до министров и великих князей, в общем масонов, как и Прогрессивный блок, характеризовали стремление не доводить неизбежно нарастающего политического кризиса до революции во время войны. Так или иначе, между этими обоими каналами общественного недовольства масонство пыталось действовать в качестве "связующего звена", пыталось стать "закулисной дирижерской палочкой", чтобы "управлять событиями". С. П. Мельгунов считает, что в основную головку политического масонства входила тройка, состоящая из следующих лиц: Н. В. Некрасова, А. Ф. Керенского, и М. И. Терещенко. Эта тройка в 1916 году, по его данным, превращается в пятерку, к указанным лицам прибавляются А. И. Коновалов и И. Н. Ефремов. На основании воспоминаний, вышедших на французском языке, Мельгунов рассказывает еще об одном кружке масонов, "левом центре", в Государственной думе, в составе четверки: Керенский и Чхеидзе от трудовиков и социал-демократов (меньшевиков) и Некрасов и Колюбакин -- от левых кадет. Но ни думская четверка, ни центральная пятерка, по-видимому, не играли той руководящей роли, какую играло основние ядро, первоначальная тройка: Некрасов, Керенский, Терещенко. Насколько можно судить, функции между членами этой тройки распределялись таким образом: в то время как Некрасов держал связь с либеральными кругами, земцами, членами Государственной думы, Керенский обрабатывал и втягивал в сферу масонского влияния радикалов и социалистов разных мастей, Терещенко вел работу среди военных. Во всяком случае к кружку А. И. Гучкова, о котором было рассеяно столько слухов и с которым молва в первую очередь связывала всякие планы о дворцовом перевороте, о пронунциаменто, Терещенко имел непосредственное отношение. Если прибавить к этой тройке А. И. Коновалова и (уже значительно менее известного) прогрессиста из Государственной думы И. Н. Ефремова, влиятельных в торгово-промышленных кругах, то мы получим, что все нити возможных перемен в политическом режиме России, во всяком случае по масонской линии, были сосредоточены в руках пятерки. Вопрос об отстранении царя и царицы возникал не раз в течение войны. Князь Г. Е. Львов на совещании земских и городских деятелей, среди которых известны имена Н. И. Астрова, А. И. Коновалова, В. А. Федорова, М. В. Челнокова, С. А. Смирнова, Н. М. Кишкина, И. П. Демидова и др. -- неоднократно, исходя из чисто патриотических побуждений, восклицал: "С таким царем победить немцев нельзя!". В этих же кругах окрепла мысль о необходимости во всяком случае отстранить императрицу, "немку", ставшую особенно опасной под влиянием Распутина, в период, когда на фронте и даже в ставке заговорили об "измене". Шедшая по рукам переписка между Гучковым и генералом Алексеевым подливала масла в огонь, а ноябрьские речи 1916 года в Государственной думе Милюкова, Шульгина и др., вымаранные цензурой, имели оглушительный успех и вызывали самый широкий резонанс в стране и особенно среди военных. Мельгунов отмечает в упомянутой своей книге, как ген. Алексеев постепенно втягивался в конспирацию, и приводит запись, сделанную М. Лемке в ставке еще 9 ноября 1915 года: "Между Гучковым, Крымовым, Коноваловым, Алексеевым зреет какая-то конспирация, какой-то заговор, которому не чужд еще кое-кто" (См. стр. 143-164,165-179, 180-198). Кто только тогда ни говорил о дворцовом заговоре, о планах отстранения царя! Кулуары всяких съездов, не меньше чем кулуары Государственной думы, были полны разнооб- разных слухов этого рода. Известно было о совещании великих князей (их собралось 16) с целью побудить Николая Второго решительно переменить политику, об интервенции великого князя Николая Михайловича в этом направлении. Мемуаристы рассказывают о миссии тифлисского городского головы Хатисова, беседовавшего с великим князем Николаем Николаевичем о необходимости низвержения царя. А Родзян-ко передает, что великая княгиня Мария Николаевна столь откровенно в беседе с ним высказалась по этому вопросу, что он просил считать этот разговор "несуществующим". Среди планов заговора того времени существовал так называемый морской план, о котором сообщил впоследствии Шульгин: предполагалось пригласить царицу на броненосец и увезти ее в Англию. Возможно, что заодно намечалось увезти туда и царя. Вообще мысль у потенциальных заговорщиков не останавливалась перед далеко идущими выводами, и вопрос об изоляции царя от царицы перерастал в вопрос о добровольном и принудительном отречении императора. Тень Павла Первого вставала над троном Николая Второго, и в случае дворцового переворота, судя по намекам, дело могло закончиться цареубийством. С. П. Мельгунов, пытавшийся докопаться до сути, пришел к выводу, что кроме такого рода разговоров, были и люди, непосредственно причастные к заговору. Воспоминания А. И. Гучкова, частично опубликованные незадолго до второй мировой войны, хотя и не дают оснований считать, что он сам был масоном, но допускают возможность того, что примерно к ноябрю 1916 годда существовала находившаяся в прямой связи с масонским центром тройка в составе Гучкова, Некрасова и Терещенко -- два последних, как выше указано, были руководящими членами масонский организации. При этом можно считать установленным, что один из них, Терещенко, был связан с кружком, в который входили тот же А. И. Гучков, ген. Крымов, и князь Д. Вяземский -- кружком, откуда мог выйти непосредственный исполнитель. Как известно, с заговором, с планом дворцового переворота в разных его вариантах, опоздали. Он намечался, по разным сведениям, после убийства Распутина, на январь или февраль 1917 года. Но, по-видимому, уже шла скачка на приз, кто придет раньше к финишу: дворцовый переворот, который должен был предотвратить революцию, или революция. В этом историческом поединке заговорщики опоздали, и пришла революция. Одна из задач масонства, упиравшаяся в идею заговора, таким образом не получила своего выполнения. Биографии почти всех промелькнувших здесь деятелей масонства широко известны. Стоит только напомнить о двух лицах, входивших в кружок заговорщиков: ген. Крымова и князя Д. Вяземского. Последний погиб 2 марта 1917 года от шальной пули, попавшей в его автомобиль во время объезда казарм вместе с А. И. Гучковым. Что касается ген. Крымова, то он ранней осенью 1917 г. примкнул к выступлению Корнилова и после неудачи его покончил самоубийством. 6. Временное правительство и масоны. О деятельности масонов по общественно-политической линии до сих пор ничего неизвестно. Вполне возможно, что они сами (и их деятельность) растворились в бурном море политической активности, которую в эти годы представляла собой Россия, особенно в ее интеллигентской части, и очень трудно будет будущему историку установить, что именно специфически-масонского было внесено в оживленную работу Земского и Городского союзов, Военно-промышленного комитета, в Государственную думу и в Особые совещания при Думе, которые привлекали к себе общественное внимание. В конце концов, цели масонов совпадали с целями политических деятелей немасонов, да и методы работы были те же, если не считать конспиративности организации, созданной масонами. Чем, в самом деле, отличалась в период существования Прогрессивного блока деятельность немасона П. Н. Милюкова от деятельности масона В. А. Маклакова? Или деятельность С. П. Мельгунова от деятельности Е. Д. Кусковой? Или А. Ф. Керенского -- от А. Н. Потресова? Насколько можно судить по мемуарам, один из вопросов, которым масоны особенно интересовались, был вопрос о составе будущего правительства -- министерства доверия или ответственного министерства. С. П. Мельгунов приводит в своей книге "На пути к дворцовому перевороту" (стр. 170-172) лич- ное письмо Е. Д. Кусковой, в котором она рассказывает, как 6 апреля 1916 года в ее квартире в Москве было созвано совещание представителей разных партий, которое занималось составлением списка членов будущего правительства России -- за год до революции, причем в этот список вошли почти все имена, составившие в 1917 г. Временное правительство. Но дело-то в том, что списки, подобные Кусковскому, в те годы циркулировали повсюду, ибо все это были депутаты и лица очень популярные в России -- ничего не было легче, чем такой список составить. Тем более, как пишет Кускова, при составлении списка "вращались в пределах кадетов и октябристов. О Керенском тогда никто и не вспомнил", как не вспомнили о Чхеидзе, Скобелеве, Гвоздеве, хотя на собрании были и социалисты. Возможно, что о социалистах не говорили, потому что считалось, что социалисты, особенно социал-демократы, не войдут в коалиционное, с преобладанием буржуазных элементов, правительство. С некоторой натяжкой можно допустить, что собрание у Кусковой состоялось по масонской линии. Это было "собрание из всех партий", причем не из представителей, а персонально приглашенных. Но, как не без иронии заключает Мельгунов, "предусмотрительные люди", заготовлявшие впрок правительство, были повсюду, и "политические лаборатории" функционировали в разных окружениях. Милюков в своих мемуарах приводит список членов будущего правительства, составленный на квартире П. Рябушинского еще 13 августа 1915 года. (Алданов пишет, что в 1916 г. в кабинете кн. Г. Е. Львова в гостинице "Франция" был составлен список членов будущего Временного правительства февральской революции (за исключением Керенского): в нем фигурировали Милюков, Гучков, Львов, Набоков, Шингарев, Маклаков, Коновалов и др. Если попытаться понять роль масонов в этот период канунов февраля, то надо придти к заключению, что они склонны были держаться в тени, и главные их фигуры еще не выдвигались как претенденты на власть: Керенский, Некрасов, Терещенко. Их час наступил с первыми трубными звуками февральской революции. Когда пришла февральская революция, Комитет Государственной думы вместе с "контактной комиссией" совета рабочих и солдатских депутатов в ночь на 3 марта выработал список членов Временного правительства, и П. Н. Милюков ночью выступил в Таврическом дворце перед народом на митинге, представляя первых министров революции. Его положение оказалось нелегким. "Всего труднее, -- пишет Милюков в своих мемуарах, -- было рекомендовать никому не известного новичка в нашей среде, Терещенко, единственного среди нас „министра-капиталиста". В каком „списке" он „въехал" в министерство финансов? Я не знал тогда, что источник был тот же самый, из которого был навязан Керенский, откуда исходил республиканизм нашего (т. е. кадетского) Некрасова и Ефремова. Об этом источнике я узнал гораздо позднее" (стр. 311, 312). И. В. Гессен освещает этот вопрос в своих мемуарах более подробно, припоминая свои тогдашние беседы с Милюковым. "По-видимому, -- пишет он, -- масонство сыграло некоторую роль при образовании Временного правительства. Недоуменно я спрашивал Милюкова, откуда взялся Терещенко, никому до того не известный чиновник при императорских театрах, сын миллионера, да притом еще на посту министра финансов, на который считал себя предназначенным Шингарев, смертельно предпочтением Терещенко обиженный. Милюков отвечал: „Нужно было ввести в состав правительства какую-нибудь видную фигуру с юга России". И потом эта видная фигура вытеснила Милюкова и сама заняла его место министра иностранных дел. Когда это случилось, Милюков говорил: „При образовании Временного правительства я потерял 24 часа (а тогда ведь почва под ногами горела), чтобы отстоять кн. Г. Е. Львова против кандидатуры М. В. Родзянко, а теперь думаю, что сделал большую ошибку. Родзянко был бы более на месте". Я был с этим вполне согласен, но ни он, ни я не подозревали, что значение кандидатуры как Терещенко так и Львова скрывалось в их принадлежности к масонству" (стр. 216-217). Во Временном правительстве февральской революции, как мы знаем, исключительная роль выпала на первых порах на долю князя Львова, а затем Керенского. Некрасов и некоторые другие тесные единомышленники его составляли бессменное основное ядро. Если до революции роль масонского руководства была завуалирована, то в февральскую революцию в правительстве члены этого руководства под другими личинами или в персональном плане заняли весь фасад. Милюков уделил в своих воспоминаниях немало места и много желчи для характеристики курса Временного правительства. "Когда дело дошло до моего ухода из правительства, -- пишет Милюков, -- именно Керенский в заседании правительства предоставил себе удовольствие объявить мне, что „семь членов правительства" решили ... переместить меня в министерство народного просвещения", (неприемлемое для Милюкова). "Кто были эти „семеро"? Конечно, прежде всего „триумвират" из Керенского, Некрасова, Терещенко. Затем два правых -- Влад. Львов и Годнее. Кто же были остальные двое? А. И. Коновалов, личный и политический друг Керенского, и князь Львов" (стр. 329-330). И Милюков обобщает наблюдения, сделанные им в правительстве: "Я хотел бы подчеркнуть еще раз связь между Керенским и Некрасовым и двумя названными министрами -- Терещенко Коноваловым. Все четверо очень различны и по характеру, и по своему прошлому, и по своей политической роли; но их объединяют не одни только радикальные политические взгляды. Помимо того они связаны какой-то личной близостью, не только чисто политического, но и своего рода политико-морального характера. Их объединяют как бы взаимные обязательства, исходящие из одного и того же источника. Из сделанных здесь намеков можно заключить, какая именно связь соединяет центральную группу четырех" (стр. 332-333). Как мы уже выше указали, Милюков, в силу разных соображений, не хочет называть кошку -- кошкой, а масонов -- масонами, и ограничивается как говорят, прозрачными намеками, но и их вполне достаточно, чтобы получить представление о месте и влиянии масонов в февральской революции и в событиях 1917 года. Стоило бы остановиться еще на одном моменте, поговорить о нитях, связывающих в этот период русских масонов с французскими. Ведь Франция, можно сказать, это прародина русского политического масонства. К сожалению, по литературе трудно проследить эту сторону вопроса. Однако, самый факт взаимовлияния довольно бесспорно вытекает из ссылок того же Милюкова на соглашения Керенского с Альбертом Тома, эмиссаром Франции, которые имели значение и в вопросе коалиционного правительства и о направлении внешней политики (стр. 354, 374). Не будем здесь углублять анализ деятельности конспиративного кружка масонов и их руководящей элиты в февральской революции. Мы знаем, что имена кн. Львова, Керенского, Некрасова, Коновалова, Авксентьева, Чхеидзе и других носили самые ответственные деятели этой эпохи. Мы можем только ограничиваться недоумением: как это могло случиться, что после жестокого поражения, которое потерпела русская демократия, масоны не сочли нужным поделиться своей, масонской, интерпретацией событий и объяснить, что дало им право моральное и формальное ставить перед совершившимися фактами общественное мнение?.. 7. Большевики и масоны. В сумме вопросов и загадок, связанных с масонским движением, некоторый интерес представляет собой вопрос: были ли масоны среди большевиков? На этот вопрос следует ответить положительно. Среди большевиков, как и среди социалистов других толков, были масоны. Об эсерах-масонах свидетельствует факт видного участия Керенского в масонском движении. Из меньшевиков-масонов названы имена Чхеидзе, Гальперна. Между прочим, И. В. Гессен именует А. Я. Гальперна членом ЦК эсдеков, что неверно, ибо Галь-перн был членом партии, но никогда не входил ни в какое руководящее партийное учреждение. В порядке восстановления истины отметим здесь, что Милюков, в своих воспоминаниях говоря о совещаниях у Кусковой, где составляли правительство, упоминает среди присутствовавших двух социал-демократов, и обоих относит к большевикам. В отношении Эм. Л. Гуревича-Смирнова, это абсолютно неверно, ибо он всегда был меньшевиком довольно правого, ревизионного толка, участник всяких общественных и газетных начинаний Е. Д. Кусковой и С. Н. Прокоповича, и Милюков только по необъяснимому недоразумению приписал его к большевикам. Что касается подхода большевиков к масонскому движению , то об этом очень трудно сказать что-нибудь определенное. В советской литературе, исторической или мемуарной, редко можно встретить упоминание о масонах. Разумеется, никакой попытки осветить это явление и внести в него новые данные, там не сделано. Любопытный образчик того, что допущено в этой области, представляет собой следующих отрывок из мемуаров Андрея Белого "Между двух революций" (Москва, 1934, стр. 316), который также характерен для всего облика этого сумбурно-пламенного поэта, в последний период своей жизни подыгрывавшего коммунистам своими анти-капиталистическими настроениями. Вот цитата из Белого о русских масонах, в которой собран подлинный букет и неосведомленности, и злобы. "Есть еще, стало быть, что-то присевшее за капитализмом, что ему придает такой демонский облик; мысль о тайных организациях во мне оживала; об организациях каких-то капиталистов, вооруженных особой мощью, неведомой прочим; заработала мысль о масонстве, которое ненавидел я; будучи в целом неправ, кое в чем был я прав; но попробуй заговорить в те годы о масонстве, как темной силе, с кадетами? В лучшем случае получил бы я дурака: какие такие масоны? Их нет. В худшем случае меня заподозрили бы в бреде Шмакова. Теперь, из 1933 года, все знают: Милюков, Ковалевский, Кокошкин, Терещенко, Керенский, Карташев, братья Астровы, Баженов, мрачивший Москву арлекинадой „Кружка", то есть люди, с которыми мне приходилось встречаться тогда или позднее, оказались реальными деятелями этих моих бредней, хотя, вероятно, играли в них жалкую, пассивную роль. Теперь обнаружено документально: мировая война и секретные планы готовились в масонской кухне..." Цитату продолжать не стоит. Нужно только подчеркнуть, что замечания Андрея Белого, будто к 1933 году "обнаружены документы", по меньшей мере, преувеличено. Никаких документов большевики не опубликовали, и, разумеется, меньше всего данных об участии большевиков в русских ложах. Впрочем, из того, что известно до сих пор, можно с определенностью утверждать, что известный адвокат Н. Д. Соколов, всегда тяготевший к большевикам и находившийся с ними в связи, был масоном. Можно предполагать, что участник совещания Кусковой по составлению Временного правительства, названный в воспоминаниях Милюкова И. И. Степанов-Скворцов, старый большевик, никогда не изменивший Ленину, был также масоном. И тут, в сущности, следует поставить точку, ибо слухи о масонстве некоторых большевиков относятся не к русским ложам, а французским, -- вопрос, которого мы коснемся ниже. Сейчас мы задержим внимание читателя на эпизоде, относящемся к периоду до первой мировой войны, в котором замешан Ленин, и который имеет некоторые признаки, дающие возможность отнести его к масонству. Мы имеем в виду неожиданное сообщение, появившееся в коммунистическом журнале "Вопросы истории КПСС" No 3, за 1957 год, Москва, издательство "Правда", стр. 176 и др. Речь идет о письме из России, полученном Лениным в бытность его в Галиции 22 марта 1914 г.: "по своему содержанию оно (это письмо) настолько конспиративно, что долгое время не удавалось установить ни автора письма, ни места его отправки". Теперь установлено, что автором письма является большевик Н. П. Яковлев, бежавший из ссылки в начале 1914 года. А содержание его письма, приводимого только в скупых цитатах, весьма заинтриговавшего Ленина, таково. Яковлев сообщает Ленину, что "в либеральных кругах намечается поворот влево", что отдельные представители этих кругов -- "экземпляры, социальный вес и влияние которых измеряется многими миллионами рублей", делают попытку устроить нелегальные "встречи" общественных деятелей из кадетов и прогрессистов совместно с представителями левых партий с целью информироваться о настроениях в различных социальных слоях, чтобы "подготовиться к грядущим событиям". Текст письма не опубликован полностью, но из него, по-видимому, ясно, что речь идет о приглашении, идущем из кругов ненавистных Ленину либералов, и более чем вероятно, что инициатива "встреч" либеральных и социалистических кругов принадлежит масонам, возможно, начавшим проявлять политическую активность: в связи с распутин-щиной и конфликтами Государственной думы с правительством в стране было достаточно горючего материала для политического оживления. Ленин клюнул на это письмо прежде всего потому, что со свойственным ему практическим нюхом он почувствовал, что можно получить деньги, и прямо поставил вопрос корреспонденту: "способны ли дать деньги" те группы, с которыми тот вступил в отношения. К сожалению, ответное письмо Ленина тоже дано с купюрами и не дает полного представления о его содержании. "Дорогой коллега, -- писал Ленин. -- За сообщение очень благодарю. Оно мне очень важно. По моему, на указанных Вами условиях (каких -- неизвестно) Ваше участие было вполне правильно и для дела (т. е. для большевиков) полезное. Вашу просьбу (заявить в случае надобности, что Вы не вели никакой игры за спиной единомышленников) я охотно исполню, разумеется, рассчитывая на подробную информацию с вашей стороны". Далее Ленин интересуется, "насколько откровенно" можно говорить с отдельными участниками этих "встреч", как в отношении их тактических планов, в частности, по вопросу, что способны они внести во „внедумскую" борьбу, так и в отношении того, способны ли они и дать деньги". Повторяем, самый текст писем не опубликован. "Что касается содержания писем", -- комментирует свое сообщение М. В. Стещова, по-видимому, сотрудник "Краковско-Поро- нинского архива В. И. Ленина", то в них речь шла об участии Н. П. Яковлева в конспиративных совещаниях представи телей либеральных кругов в Москве, созывавшихся в марте 1914 года для выработки плана "решительного отпора прави тельству", вплоть до массовых выступлений "вне думы" в связи с назначением председателя Совета министров Горемы- кина и "поворотом правительственного курса вправо". Неза висимо от того, в какой мере правильно здесь оцениваются задачи и характер совещаний либералов (вряд ли кто-нибудь из них разделял мысль о внедумских, да еще массовых высту плениях) и независимо от того, подозревал ли Ленин, что инициатива "встреч" идет от масонских кругов (да и знал ли он что-нибудь о масонах?) можно допустить, что попытка, о которой рассказывает Яковлев в своем письме Ленину и кото рая встретила положительное отношение Ленина, была ак- цией масонов. * * * Нам осталось хоть в сжатой форме осветить два вопроса: 1) вопрос об участии евреев в масонском движении, и 2) о русских масонах в эмиграции. И. В. Гессен в своих мемуарах, приводя известный ему фактический материал о масонах, приходит к выводу, что "безграничное влияние" и "происки", которые приписывали реакционные круги со времени первой революции "жидомасонам", необоснованы, и что прибавка "жидо" едва ли вообще справедлива. Гессен утверждает: "Насколько мне известно, участие евреев в масонском движении было редким исключением и должен признать, что принадлежность А. И. Браудо к масонству мне объяснить трудно". Действительно, он ограничивается только двумя именами масонов: А. И. Браудо и А. Я. Гальперн. К ним, вероятно, надо прибавить Е. С. Кальмановича и М. Г. Маргулиеса. Циркулируют слухи, что Г. В. Слиозберг был масоном, и быть может, в провинции, особенно в Северо-Западном крае, где возникли масонские ложи (Вильно, Витебск), среди них были и евреи. Но познакомившись ближе с составом и деятельностью масонских лож, видишь воочию, что все, время от времени получающие распространение толки о "жидомасонстве" являются лишь выдумкой черносотенцев, сдобренной тайной полицией. В России, особенно в годы 1915-1917, функционировало политическое масонство, но в нем евреи играли ничтожную роль. Особняком стоит вопрос о русских масонских ложах за границей. В 20-х годах они возникли во Франции. Из их участников наиболее известны Н. Д. Авксентьев, М. А. Осор-гин, М. А. Алданов, Ю. Делевский. В Соединенных Штатах, в Нью-Йорке, существует в течение ряда лет ложа русских масонов, которая не только не законспирировала самого факта своего существования, напротив, опубликовала небольшую книгу, посвященную памяти Н. Д. Авксентьева и М. А. Осоргина (Masonic Club Rossia. Bulletin No 1, April 1943, N.Y.). В какой мере масоны, как таковые, пытаются наложить свою печать на русскую политическую эмиграцию, трудно сказать, хотя в начале возникновения в Нью-Йорке Лиги освобождения народов России, построенной на коалиции разных партий (эсеров, меньшевиков, народных социалистов и беспартийных из старой и новой эмиграции), казалось, что эта попытка имеет масонские источники. От этого представления пришлось отказаться, когда вследствие разногласий по вопросу об отношении к власовскому движению обнаружился раскол в Лиге, и в то время как Керенский сохранял в ней лидерство, из нее ушел М. А. Алданов при письменной мотивировочной декларации. Все же, несмотря на этот эпизод в Лиге, абсолютно нельзя быть уверенным, что масоны, поскольку они существуют (законы биологии распространяются и на них!) притом в засекреченной форме, не стремятся вмешиваться в политику русской эмиграции. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПОСЛАНИЕ О МАСОНСТВЕ "Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире". (Иоан. IV, 1). Если к какому-нибудь времени, то к нашему наиболее приложимы эти священные слова возлюбленного ученика Христова и тайнозрителя Иоанна. Наше смутное время весьма скудно пророками, но очень богато лжепророками. Мир оскудел "духом божиим", но очень богат "духом заблуждения". "Змий древний, который есть диавол и сатана" (Откровение Иоанна. Бог. XX, 2.) насадил в сердцах людей множество всяких лжеучений, ересей и сект, которыми он прельщает слабых в вере и неискусных в ведении тайн Царства Божия, отвращая их от веры в Бога, в Церковь Христову, в бессмертие души, в загробную жизнь, в будущее воздаяние на суде Божием. Одним из самых вредных и поистине сатанинских лжеучений в истории человечества является масонство. О нем мы намерены по архипастырскому долгу нашему поведать православному русскому миру. Масонство есть тайная интернациональная мировая революционная организация борьбы с Богом, с христианством, с Церковью, с национальной государственностью и особенно государственностью христианскою. В этой интернациональной организации первое место по силе влияния и значения принадлежит еврейской нации, которой присуще богоборство со дня распятия Христа спасителя. Иудаизм исторически связан с масонством самыми тесными узами в своей ожесточенной борьбе с христианством и в мессианских устремлениях к мировому владычеству. Масонство -- непримиримый враг христианства. Оно поставляет своею целью разрушение Церкви, войну со всеми религиями, потрясение основ национальной христианской государственности и организацию революций во всем мире. Известный масон Вольтер некогда сказал: "Раздавим негодницу", т. е. религию. Эта знаменитая фраза находит отклик свой в масонских кругах и по сей день. В 1881 г. бельгийский масон Флери писал: "Долой распятого! Ты, который вот уже 18 веков держишь мир под твоим ярмом! твое царство кончено! не нужен бог!" Наша цель не в том, чтобы восстановить индивидуа лизм, а в том, чтобы смести христианство с лица земли -- говорила в том же году учредительница Теософического общества Блаватская. Атеист -- один из самых славных титулов человечест ва, знак отличия мировых героев... мучеников... спасителей мира. Никакая философия, никакое богословие не несли миру ничего достойного в сравнении с благой вестью атеиз ма... честь же и слава этим передовым бойцам прогресса, этому почетному авангарду армии свободы. Честь и слава тому, кто в своем усердии о человеке забыл Бога, говорит теософка Анна Безант. Видный масон 33-й высшей степени заявил в 1912 году: "Вы чувствуете необходимость раз навсегда покончить с Церковью, со всеми Церквами. Пока мы этого не добьемся, мы не сможем ни продуктивно работать, ни построить что бы то ни было прочное". В 1813 г. масон Сикар де Плозол говорил: "Есть один мир, который мы не можем заключить, одно разоружение, на которое мы не можем согласиться, есть одна война, которую мы неустанно должны продолжать до победы или до смерти, это война против всегдашних врагов масонства и республики, врагов разума, науки и человеческой справедливости, и эти враги суть все догматы, все Церкви". Несколько позже, на общем конвенте, раздавались такие речи: "разрушим этот символ ужаса и мерзости, этот очаг мирового злодеяния и возобновим всегдашнюю нашу борьбу. Раздавим негодную. Будем вести борьбу со всеми религиями, т. к. они настоящие враги человечества". Бельгийский масон Кок заявил на международном масонском конгрессе в Париже: "То, что нам необходимо разрушить, это религию, догматы" и далее: "Путем пропаганды и даже административных актов добьемся того, что сможем раздавить религию". Испанский масон-революционер Франциско Ферреро в своем катехизисе для светских школ пишет: "Бог -- это лишь детская концепция, вызванная чувством страха". Недостаточно победить влияние духовенства и лишить Церковь авторитета... Необходимо разрушить самую религию, постановляет масонский конгресс 1900 года. "Борьба не на жизнь, а на смерть", заявил на этом конгрессе бельгийский гроссмейстер. Знаменательны следующие слова масонских деятелей: "Напомним, что христианство и масонство абсолютно непримиримы, настолько, что примкнуть к одному, означает порвать с другим. В таком случае у масона долг один -- надо смело сойти на арену борьбы и сражаться". "Будем работать, будем прясть ловкими и осторожными руками тот саван, который покроет в один прекрасный день все религии, и тогда мы будем способствовать разрушению во всем мире клерикализма и суеверия, которое от него происходит" -- говорит член конвента Великой ложи Франции. Подобных выражений можно было бы привести еще сколько угодно, т. к. ни одно масонское собрание не обходится без выпадов против религии. Следует отметить, что масонство в своих ритуалах, посвящениях и символике носит ярко кощунственный характер. Так, например, ложа 18-й степени (Розенкрейцерская), украшена изображением голгофы. На кресте изображена роза, над которой помещена таинственная еврейская надпись: I.N.P.I. Заседания ложи открываются в тот час, когда разодралась надвое церковная завеса. Церемония заканчивается кощунственным воспроизведением Тайной вечери. Некоторые масоны объявляют себя служителями сатаны: "Мы, масоны, говорит альтмейстер Броклин ложи Лессинг, принад- лежим к роду Люцифера. Треугольник взамен креста. Ложа вместо церкви". Конечно, существование таких кощунственных ритуалов масоны скрывают, тем не менее они имеют место на верхах некоторых масонских лож. Если в тайной масонской программе на первом месте стоит борьба с религией, то на втором бесспорно значится борьба с государственностью христианскою, исторически воплощенною в монархическом строе. Масоны часто отрицают это, ссылаясь на особые статьи своего устава, "воспрещающие всякие дебаты по поводу действий гражданских властей и всякое масонское вмешательство в борьбу политических партий", но, как и многое другое, эти статьи устава масонских лож служат лишь для того, чтобы легче обманывать неосведомленных людей. Так, в заседании своем от 12 апреля 1884 года Великая ложа Франции постановила: "Отменить за ненадобностью пункт конституции, по коему Великая Ложа отказывается от обсуждения политических вопросов", но в официальном бюллетене Великого Востока Франции за 1886 год мы читаем: "Одно время существовало не столько правило, сколько простая формальность, заявлять, что масонство не занимается ни вопросами религии, ни политикой. Под давлением полицейских предписаний, мы вынуждены скрывать то, что является нашей единственной задачей". Тем не менее в официальных статутах статья устава, воспрещающая вмешательство в политику, сохранена. Из этого можно видеть, насколько можно доверять официальным статутам масонских лож. Ряд авторитетных источников свидетельствует, что во всех революциях XVIII, XIX, а также и нашего века, масонство принимало самое живое участие и имело очень большое влияние. Масонские издания и по сей день поддерживают это и даже гордятся этим. Не раз они отмечали, что революционный девиз: "Свобода, равенство, братство" искони является девизом масонства. Масон и каббалист Папюс утверждает, что "революции суть применение конституций масонских лож к обществу". Русскую революцию 1905 года один масонский журнал приветствовал словами: "Все республиканцы, и в особенности масоны, должны выразить самые горячие пожелания скорейшего триумфа русской революции". Но это в прошлом. А что же масоны говорят в настоящем? В 1923 г. на одном собрании ложи города Канже было сказано: "Масонство, которое играло первенствующую роль в 1789 году, должно быть готово выставить кадры для революции, всегда возможной". "Братья, -- читаем мы в другом номере того же официального бюллетеня, -- позвольте мне выразить еще надежду на то, что масонство, коему история обязана революциями национальными, сумеет сделать и более крупную революцию -- интернациональную". Следует отметить, что масонские деятели всегда отождествляют безбожную республику и социализм, не гнушаясь даже союзом с коммунистами, прикрываясь, однако, девизом: "свобода, равенство, братство". Председатель Великого Востока Франции Десмон дает такое определение республики: "Для меня республика означает: антиклерикализм, антимилитаризм, социализм". "Только благодаря союзу левых, главной ячейкой которого будет ложа, мы восторжествуем, -- говорится в отчете упомянутого конвента. -- Мы должны сгруппировать всех республиканцев и даже в союзе с коммунистами выработать программу". Таким образом, масоны сами подтверждают свою связь с коммунистами и с разрушителями нашей родины. Под знаком масонской звезды работают все темные силы, разрушающие национальные христианские государства. Масонская рука принимала участие и в разрушении России. Все принципы, все методы, которые большевики применяют для разрушения России, очень близки масонским. 15-летнее наблюдение над разрушением нашей родины воочию показало всему миру, как ученики подражают своим учителям и как поработители русского народа верны программе масонских лож по борьбе с Богом, Церковью, с христианской нравственностью, с семьей, с христианским государством, с христианской культурой, и со всем тем, что создало и возвеличило нашу Родину. Не можем не отметить и того, что наш тяжкий церковный раскол имеет своим первоисточником все то же растлевающее масонство, с его различными организациями и деятелями, проникшими в церковно-приходские учреждения для расстройства и разложения церковной жизни. Надев на себя тогу ревнителей православия и христианского просвещения, они с такой хитростью и лицемерием, через посредство денег и печати, обольщают доверчивых и несведущих людей, заражают их ядом модернизма и отвлекают от истинной христовой Церкви. Русская эмиграция сильно отравлена масонством. Обычно русские масоны стараются отмежеваться от мирового масонства, утверждая, что русские ложи якобы не имеют ничего общего с ложами других стран. Но такие заявления не соответствуют истине. Масонство имеет определенную организацию. Отдельные масонские ложи, возглавляемые председателем, объединяются в федерацию, во главе которой находится административный орган или совет. Ежегодно центральный орган собирает общее собрание из представителей всех лож данной федерации, причем эти представители избираются ложами одновременно с другими должностными лицами. Таким образом, ни один масон не может не знать, к какой федерации его ложа принадлежит. Русские ложи распределены по многим странам и носят характерные названия: Астрея, Северное сияние, Юпитер, Гермес и др. Ни один русский масон не может утверждать, что не имеет ничего общего с безбожным масонством других стран. В 1923 году видный русский масон Кузьмин-Караваев заявил на конвенте Великой Ложи Франции: "Мы все, русские беженцы, ваши ученики; мы учимся, как сделаться хорошими масонами, чтобы иметь возможность провести в жизнь масонский девиз: свобода, равенство и братство". Заявление, что русское масонство за границей является какой-то отдельной и независимой организацией, содержит в себе неправду. Масонство едино, несмотря на некоторую разницу ритуалов, даже на некоторую кажущуюся, вернее, показную рознь. Весьма часто слышны речи, будто существует масонство "хорошее" и масонство "дурное", однако в речах и писаниях видных масонов мы постоянно встречаем указания на единство мирового масонства, несмотря на видимую в нем рознь. (В основу всех масонских статутов положена так называемая конституция Андерсона). Брат Кольсон пишет во Всемирных масонских "Анналах": "Нет иностранцев под нашими колоннами" (т. е. в ложах). Общепризнанный масонский авторитет брат Рагон заявляет: "Основной характер масонства -- это ин- тернациональность. Масонство едино и всякий ритуал или нация, отступающие от этого принципа, заблуждаются и отходят от масонского пути... Мы не понимаем настоящего масонства, которое могло бы называться английским, шотландским, французским, американским, и т. п. Имеется ли математика английская, шотландская, французская? Нет, есть только математика и также есть только масонство. Некоторые особенности в ритуалах, церемониях и формах приема недостаточны, чтобы национализировать масонство, вопреки его претензии на интернациональность." Масонство едино, и рознь между различными ритуалами лишь показная, для широкой публики. Принадлежность к этому ритуалу отнюдь не исключает данного "брата" из другого, якобы враждебного ему ритуала. Каждый масон высшей степени обладает и первыми тремя степенями и в качестве мастера является полноправным членом любой ложи земного шара. Всякий масон, какой бы федерации он ни принадлежал, должен вследствие этого нести полную ответственность за ту антихристианскую и антигосударственную работу, которую ведет единый масонский орден, и тот, кто скрывается от этой ответственности за национальными или ритуальными этикетками, или обманывает сам себя, или допускает сознательную неправду. Указав на вредную деятельность масонства, мы не можем не упомянуть о столь же гибельных учениях и организациях, сродных с ним, находящихся с ним в тесной связи и зависимых от него, каковы: теософия, антропософия, "Христианское знание" и ИМКА. К глубокому нашему сожалению, эти общества имеют широкое распространение среди нашей эмиграции. Посему мы и считаем своим долгом предупредить нашу русскую паству от столь опасных учений и организаций и призываем всех наших духовных чад не иметь с ними никакого общения. Принимая во внимание все вышеизложенное, Священный собор определил: Осудить масонство, как учение и организацию, враж дебную христианству и революционную, направленную к разрушению основ национальной государственности. Осудить также все сродные с масонством учения и организации: теософию, антропософию, "Христианское зна ние" и ИМКА. Поручить епархиальным преосвященным и начальни кам миссий преподать подведомому им духовенству ука зания, необходимые для борьбы с указанными вредными учениями и организациями, и для предупреждения право славной русской паствы от увлечения ими или от участия в их вредной деятельности через посредство духовной пропо веди, внебогослужебных бесед, печати, преподавания Закона Божия в учебных заведениях и особенно через исповедь. Вменить в обязанность пастырям Церкви спрашивать приступающих к исповеди, не состоят ли они в масонских организациях и не разделяют ли этих учений, и, если ока жется, что состоят или разделяют, то разъяснить таковым, что участие в указанных организациях несовместимо со званием христианина -- члена христовой Церкви, что тако вые должны или решительно отказаться от масонства и срод ных с ним учений, или, если они этого не исполнят, не будут удостаиваться Св. Причастия и при дальнейшей неприкаян ности будут отлучаться от Св. Церкви. Преподав вам наши Архипастырские указания относительно врагов божиих и врагов вашего спасения, мы хотим напомнить вам Апостольские увещания: "Возлюбленные! Имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещевание -- подвизаться за веру, однажды преданную святым... назидая себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа для вечной жизни". (Иуд. 3, 19-21). "Всякий рожденный от Бога, побеждает мир, и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть сын Божий... Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном сыне Его Ииусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная" (1-ое Иоаннна V, 4,5 и 10-20). Аминь. Председатель Архиерейского собора Русской Православной Церкви за границей Митрополит Антоний 15/28 августа 1932 г. Знамя России День Успения Божьей Матери 18 июня 1953 г. Сремские Карловицы, Югославия No 87 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 МАСОНЫ В ЭМИГРАЦИИ Из бумаг Н. П. Вакара Письмо Д. Шереметьева, 12.10.23 В. Л. бр. Николай Платонович, по правилам Л. Астрея каждому вновь посвященному назначается бр.. 3-го град.., на обязанности которого лежит разъяснение и инструктирование учеников, дабы они, получив соответственную подготовку, могли быть посвящены в 2-ой град.., и затем уже самостоятельно поработать над собою и проникнуть в тайны Мас. В силу этого руководителем Вашим назначается бр. Б. В. Дуобри, с каковым прошу вас находиться в возможно частых общениях вне наших собраний и обращаться к нему за советами и разъяснениями во всех случаях, когда Вам нужен бр. совет. По пор. Дост. Маст. -- секретарь Дм. Шереметев. Как я понял то, что узнал в 1-ом градусе. То, что мне сообщено о Братстве вольных Каменщиков применительно к 1-ому Градусу, улеглось в моем сознании как две части: путь, пройденный Братством, и путь, предстоящий Братству. Черпая в прошлом заветы для будущего, я особенно остановил внимание на трех явлениях: Задача укрепления духовного единства общенацио нального Братства Вольных Каменщиков требовала творчес кого сочетания универсальной идеи Братства с национальной душою народов. Многообразие и изменчивость исторических форм всемирной масонской организации и одновременный рост ее внутренне-духовного единства свидетельствуют, что путь Всемирного Братства -- путь братства наций-индиви дуальностей по типу братства индивидуумов-людей. Братство Вольных Каменщиков не представляет собою церкви или религиозного сообщества. Обряд посвящения в Братство и в степени внутри Братства хотя и обладает маги ческим смыслом и силой, однако безблагодатен по самой своей природе. По свидетельству Вирта, до издания папой Климентом XII буллы от 28 апреля 1738 года Братство Вольных Каменщиков с радостью принимало и возводило в наивысшие степени представителей белого и черного духовенства, не подвергая их ни предварительному опросу, ни обычному ритуалу, но исходя из сознания, что ими уже получено иное и высшее, благодатное посвящение духом Святым в Церкви Христовой. С другой стороны, и теперь еще внутри Шведского Братства существует особый и высокий Орден (Карла XIII), число братьев в котором не превышает 30 и непременно включает в себя 3-х представителей Церкви. И всей душой мне хочется, чтобы эта традиция, оставленная и забытая многими Л. Л. , вновь ожила в Братстве Вольных Каменщиков России. 3. В Америке и в большинстве европейских стран ББ. В. К. легализированы, и охранение братьями тайн Братства скорее имеет символическое значение, чем практическое. Практическое же дело охранения организационных тайн ББ. зиждется не столько на рвении Братьев, сколько на законах и порядках страны. Однако, такое положение создалось не сразу. Повсюду оно явилось результатом долгой, утомительной и упорной, сугубо тайной, и в подполье, работы ББ. В этом опыте раскрывается путь и завет русскому Братству. Этот опыт налагает на нас, Русских Братьев, бремя сугубого молчания и сугубого охранения Великого Искусства от русских невежд, пока мы же сами не подготовим и не осуществим свободы для ББ. в России. * * * "То, что вверху, подобно тому, что внизу, и то, что внизу, подобно тому, что вверху". (Из Скр. -- Герм Тр.). Микрокосмос и Макрокосмос -- два отражения бесконечного и скрытого в первых 10 числах, в Десяти Сефиротах, -- Трех Треугольниках, возвращаемых в ОДНО. Между Богом и человеком есть еще одна жизнь, подобная Обоим. Человечество, дробящееся на Расы, Нации и человеческие Общества. Сознание В.К., как и христианское религиозное сознание, не должно знать антиномии "человека" и "общества". "Кесарево кесарю, а Божие Богу", но и Кесарь должен знать: -- "Божие Богу, а человеческое человеку". В творческом развитии личности -- залог благосостояния общества и нации; в нации и обществе -- залог творческого развития личности. В физическом плане ни общество, ни нация не осязаемы, если не облечены в физические формы. Создание и совершенствование этих форм и есть задача общественного и государственного строительства. Строительной силой является свободная личность человеческая, воздвигающая формы государственной жизни в процессе солидаризирования индивидуальных интересов, вынося из их антагонистического многообразия интерес объединяющий -- общий. И здесь мысль моя снова возвращается к символам первых ТРЕХ чисел и их закону. * * * Дабы ввести меня в тайны Великого Искусства, мне даны четыре первых числа и, применительно к моему состоянию ученика, мне сообщен их смысл. В этих величайших символах, раскрывающих Единство -- через Раздвоение -- в Троичность, и Троичность -- через Кватернер -- возвращающих в Единство, мне сообщается первое знание о тайне Мироздания и Божественном Законе и дается ключ к тайне высочайшего и последнего знания. Закон первых четырех чисел определяет не только Космическую сущность, но особенно раскрывает мне, Ученику, смысл личной земной жизни и личного земного миросозерцания. Закон этот, утверждая с одной стороны -- непрерывное и [... ]гое* нисхождение духа в материю, творящее бесконечное многообразие форм и явлений / /, с другой -- непрерывное очищение материи, претворение ее в жизнь и дух / /, определяет смысл земного существования, как ковку душ человеческих в горниле непрерывной борьбы. И, думаю, если бы окончилась земная борьба, то не мог бы все-таки осуществиться желаемый невеждами "земной рай", ибо прекратился бы самый смысл существования человечества на земле. Человеку дана свободная воля бороться на путях ли восхождения духа (эволюция), или на путях его нисхождения (инволюция), или одновременно на тех и других. Но всюду закон борьбы определяется законом Бинера, и претворение Бинера в Тернер являет этапы борьбы. На этом непрерывном пути достигнутая вершина треугольника немедленно становится пройденной точкой для построения треугольника нового. Тернер образуется из Бинера двойной методой -- синтезом / / и анализом / / , подобно закону об общем наименьшем кратном и общем наибольшем множителе. Путь познания для В. К. есть путь просвещенного соединения обоих метод / /. 0x08 graphic * Часть слова утрачена. -- Прим. ред.-сост. Замыслом Божиим / / человек поставлен на эволюцион ном пути / /, и тайну сего поставления трудно определить лучше, чем словами Преп. Симеона Нового Богослова: "Бог, пришедши в мир и сделавшись человеком, принес людям два великие блага: соединил естество Божеское с естеством чело веческим, и в этого человека, сделавшегося Богом по благодати, таинственно вселялась ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦА" (Т. 1. Сл. 10). Париж, 8 ноября 1923г. Письмо Кандаурова Париж 24.11.23. Дорогой Николай Платонович, посылаю Вам обещанную книгу, которую прошу Вас возвратить мне через месяц. Одновременно с сим делаю распоряжение о том, чтобы через указанное Вами учреждение была послана Ольге Дмитриевне Столяревской, на адрес которой бр. бр. Московской Р. К. Ложи просили направлять пожертвования, вещевая посылка стоимостью 20 долл., и чтобы через месяц ей же была послана еще вторая такая же посылка. Не откажите, если имеете к тому возможность осведомить бр. бр. П. М. и Д. П. Казначеевых, что обе посылки предназначаются им, для распределения по их усмотрению между бр. бр. Л.'., и исходят от русской Ф. М. организации Д. П. Ш.У. Искренне Вам пред. Кандауров. Записка Досточтимому мастеру 23 января в Ложе "UNION DES PEUPLES" в храме на гае Puteau состоялось Сообрание, посвященное "прославлению Сатаны". Побывав на этом собрании, я счел своим масонским долгом доложить о виденном и слышанном Досточтимому Мастеру нашей Ложи с просьбой обсудить этот случай в братской среде. В беседе с Досточтимым Мастером и Первым стражем было признано целесообразным произвести обсуждение этого случая в одной из французских Лож, именно же в Ложе "L'HEROS DE L'HUMANITE". Соответственное выступление одного из наших братьев в Ложе "L'HEROS DE L'HUMANITE" было намечено на 7 число сего марта месяца, однако в означенный день не могло состояться. Дальнейшее откладывание обсуждением этого вопроса грозит вообще снятием его с обсуждения за накопляющейся давностью. Признавая однако случай "прославления Сатаны" одной из Лож братства событием существенного значения для масонского сознания и обычая, и руководствуясь ст. 23 главы VII Конституции Великой Ложи Франции и параграфов 108, 203 и 240 Общих Правил Великой Ложи Франции, измененных Конвентами 1909 и 1922 гг., я прошу братьев ходатайствовать перед Досточтимым Мастером о включении в повестку ближайшего Собрания Ложи пункта об "Обсуждении случая ПРОСЛАВЛЕНИЯ САТАНЫ, имевшего место в одной из Лож Великой Ложи Франции". Предложение мое делаю для пользы Ордена вообще и Ложи Астрея особливо. Письмо Ф. Ф. Макшееву Париж, 24 января 1924 года Дорогой Федор Федорович, Предпочел бы в устной беседе изложить Вам то, о чем пишу, но не могу повидать вас в ближайшее воскресенье, а тем паче в будний день. Считаю же необходимым поделиться с Вами следующим. В Бюллетене на истекшую неделю я прочел, что в среду, 23 января, в 21 ч. 30 мин. на rue Puteau, "UNION DES PEUPLES" объявляет "Tenue consacree A la gloire de Satan". Ошеломленный объявлением я почел правильным преодолеть чувство душевного возмущения и присутствовал на состоявшемся вчера "прославлении Дьявола". С некоторым опозданием против назначенного часа прославление началось кратким и туманным вступлением Досточтимого Мастера Ложи. Затем на Восток взошел брат Humery и приступил к чтению Акафиста. Это подлинно был не то сатанинский Акафист, не то миссионерская проповедь сатаниста. Речь была именно так построена не только с внутренней, но и с внешней стороны (каждый абзац кончался напевным ритурнелем "О, Satan, Frere des Hommes"!). Но в "докладе" была и "историческая" и "философская" часть. В этой области докладчик обнаружил существенное невежество, однако заявил, что "сатана защитник человека от Божественной справедливости" (понятнее было бы сказать -- "эксплоатации"), "поборник человеческого права против божественной деспотии", "истинный источник света", и т. п. Указав, что за так называемую "божественную любовь" человеку естественно платить Богу ненавистью и злобой, сообщив, что "сатана это и есть человечество", проповедник закончил гимном Сатане, приспособив для этого известные стихи Бодлера. Вывод из проповеди для слушателей мог быть только один: ПРИДИ, ПОКЛОНИСЬ И ПРОСЛАВЬ. И если этот вывод не был подчеркнут в докладе, то, по-видимому, по той причине, что был вынесен в заглавие доклада и самого собрания. В заключительном слове Досточтимый Мастер Ложи поблагодарил брата Humary за "интересное и захватывающее" сообщение, и, очевидно соблазненный словами "Satan, Frere des Hommes", подчеркнул присутствующим и вновь посвященным братьям "истинно масонский характер" заслушанного "доклада". На предложение высказаться по поводу заслушанного желающих не обнаружилось. Почему, не знаю. Я не потребовал слова по двум причинам: во-первых, будучи возмущен и взволнован до глубины души, я не совладал бы с французской речью; во-вторых, я рассудил, что целесообразнее избрать для протеста иной и более действенный путь. К нему я и прибегаю. С тяжелым чувством я уходил. Как если бы при мне оскорбили самое мне дорогое, самое близкое сердцу, самое любимое, а я попустил, не защитил, дал оскорбить. Оскорблены во мне моя вера в Бога, любовь к Нему, оскорблено мое братское доверие, с которым я вошел в масонство. Одно из двух: либо то, чему я был вчера свидетелем, есть некая программа, сознательно и намеренно проводимая в Братстве частью братьев; либо оно есть проявление цинической распущенности и духовного хулиганства части братьев. В обоих случаях я не могу быть их собратом. Я знаю, что Братство учит быть терпимым к чужому мнению, к чужой вере и убеждению. Но братство также учит, что терпимость к чужому мнению не должна вырождаться в циничность собственных суждений. Я должен и я могу быть терпим не только к иной вере в Бога, но и к безбожию, но я не могу быть равнодушным перед лицом Богоборчества. Поэтому от полного убеждения и от всей души я возражаю против того, что было явлено вчера. В масонстве слишком многое предпринято для того, чтобы обеспечить братьям свободу безверия. Я знал это, но я также имел право полагать, что обеспечена и свобода веры. Братья мои по "Union des Peuples" нарушили ее, ибо напали на мою веру и оскорбляли моего Бога. И вот потому, что оскорблена вера и любовь не только моя, но многих из нас, что попрано уважение не только к моей духовной свободе верить и любить, как верую и люблю -- я прошу защиты и суда. Досточтимый и дорогой Мастер, пишу я эти строки с глубокой болью оскорбленного братского чувства, с тревогой за Братство. Не знаю, какие меры Вы сочтете необходимым предпринять для охраны Братства от намеренно ли враждебной ему пропаганды, от хулиганских ли выходок в его среде, одинаково разъедающих душу Великого Дела, но если было бы угодно Вам знать мое убеждение, то я полагаю, что Ложа "АСТРЕЯ" должна представить в Conseil Federal формальный и мотивированный протест, добиться обсуждения этого протеста и решения по нему*. Я же по религиозной моей совести, если в Братстве не будет явлена воля к ограждению от оскорбления со стороны братьев религиозного чувства верующих, должен буду покинуть братство, ибо, стало быть, попал не туда, куда думал попасть. Незачем находиться в среде, которая не уважает того, что для меня дороже этой самой среды. Так же, думаю, рассудят и поступят и другие наши братья, искренне верующие и искренне преданные своей вере. Преданный Вам [Вакар ] * Тем более что вчера нас, братьев "Астреи", было числом 8, и мы были приняты за делегацию от "Астреи". Письмо Д. Шереметьева RITE ECOSSAIS ANCIEN АССЕРТЕ A. L. G. D. G. A.D. L'U.D.L'U. a. n. d. 1. g.l.def.et 1. a. d. s. с. Or. de Paris, le 16 июль 1924 В.Л.Бр. Николай Платонович, по поручению Дост. Мает., прошу Вас, в виду Вашего неприбытия на посвящение во 2-ой градус на инструкционную ложу "Астрея", (состоявшуюся весною) -- прибыть завтра, четверг, к 5-и час. 45 мин. на Торж. Собр. Л. "Северное Сияние" (во 2-ом го.) для посвящения во 2-ой градус, необходимого Вам для получения степени Мастера. С Бр. прив. Секр. Л. "Астрея" Дм. Шереметев Брату: Н. П. Вакару. СОЦИАЛИЗМ И ХРИСТИАНСТВО [Начало апреля 1925 г. ] (Тезисы к докладу бр. Чайковского) Все освободительные движения новейшей истории черпали свое духовно-правовое содержание и волю к дейст вию из двух заветов Христа человечеству: внутренне-сво- бодной человеческой личности и апостольской общины, воз главленной Духом Божиим. Социализм есть позднейшая ветвь освободительного движения мятущегося человечества в поисках гармоничных форм одухотворенной общественности. 3. Социализм имеет свою историю и эволюцию. В первом периоде ее, в эпохи двух английских и великой французской революции до 40-х ходов XIX ст., он проявлялся в утопи ческих учениях и школах, искавших плана совершеннейшего человеческого общества, исходя при этом всегда из доистори ческого "естественного права" (требований "Природы" и "Мирового Разума"). Это был социализм утопически-созида тельный и мирный, но практически безуспешный. Во втором периоде, после революции 1848 года, со циализм делается воинственным, возглавляется учением Маркса о классовой природе человеческого общества, пер венствующем значении рабочего класса (пролетариата) и развивается при постоянной перспективе гражданской войны; но остается все-таки эволюционным. Его воля к действию мотивируется уже конкретными требованиями классовой политики. Рабочие организации в этот период достигают огромных размеров и выделяют из себя рабочие политические партии, которые имеют две программы -- максимум и мини мум. Первая служит для целей пропаганды принципов дви жения и не выполняется, а вторая -- служит для проведения через парламенты социальных реформ в интересах "проле тариата", опираясь на свои рабочие организации путем вы боров, прессы и стачек, т. е. все-таки легальными средствами. Но в критические моменты истории той же програм мой максимум пользуются стоящие вне социалистических партий анархические элементы для осуществления своих безумных планов немедленной социальной революции во что бы то ни стало, которые ведут к разложению человеческого общества и выдергивают почву из-под ног социалистических партий. Это вызывает новый кризис социализма, разрешаю щийся вступлением его в третий период, который является синтезом социализма (числом "3"): в рабочих организациях происходит поворот от увлечения стачками ("синдикализма") к практически выполняемым планам социального строи тельства в масштабе национальной промышленности и го сударства (Гильдейский социализм), кооперативное дело приобретает новое, небывалое значение и развитие. Среди рабочих партий замечается поворот к реформизму и отход от программы максимум. В этом третьем периоде делается возможным конкрет ное разрешение социальной проблемы, которому будет недо ставать лишь одухотворения, что составляет нашу задачу. При работе над восстановлением России от нас будет требоваться определенная творческая позиция в социальном вопросе. Поэтому мы русские масс. должны заранее овладеть духовной тайной этого движения. Доклад Н. П. Вакара в Ложе „Северное сияние" [февраль 1926] "В. каменщик, если он искусен в ремесле, не будет ни безрассудным атеем, ни безбожным распутником". (I ст. Конституции Андерсена). Первое, что ясно разуму каменщика, даже не ставшему искусным в ремесле: на земле нужно не просто существовать, но жить. В. каменщик способен сам избирать свой жизненный путь. Сухое восприятие академических истин, запоминание символизированной мудрости, изучение техники мастерства -- способны дать при этом выборе все, что нужно ищущему уму и пылающему сердцу, чтобы понять нужное направление пути. Но недостаточно одного только понимания, чтобы вступить на этот путь: невозможно вступить на этот путь и итти по нем, не пережив сердцем того, что воспринято разумом. Жизненный путь каменщика есть не столько путь познания, сколько путь переживания, осознанного и претворенного в знание: только так воспринятое от братьев может быть отдано братьям. Жизненный путь в. каменщика есть творческий путь по преимуществу, но невозможно сотворить из себя то, чего в тебе нет: из небытия творил только Бог. Чтобы быть творческим последователем высоких истин, в. каменщик должен, познав их, пережить их в себе и духовно преобразиться. Только тогда на пройденном пути останутся от его ног следы, по которым возможно будет ступать всем, идущим вслед за ним; иначе след занесется ветром и развеется. Избрав свой жизненный путь, в. каменщик должен вступать на него "сведя разум в сердце": искусным в ремесле он станет только тогда, когда станет переживать его как художник свое искусство, как музыкант свою музыку, как проповедник слова Божия свою проповедь. Но пути разные перед каменщиком. Из них он должен избрать для себя тот, который, по его разумению и по его совести, может дать ему его наибольший духовный рост, на котором он, действительно, может созреть для получения высоких степеней братства. В трех направлениях расходятся все жизненные пути: к Богу, к людям и к самому себе. И чаще всего люди ходят по третьему пути, самому короткому и близкому, и выбирают на этом пути накатанную дорогу, за стенами которой уже ничего не видно, кроме удовлетворения простейших потребностей. И на этом пути, как на всяком жизненном, происходит внутренний рост человека: но растет человек, как карликовое дерево: в стороны и к земле. Ходят люди и по второму пути. Но чаще всего, минуют человека, спеша к человечеству. И бывают человеконенавистниками в жизни, отдавая себя воображаемому человечеству в мыслях и поступках: они охотно приносят в жертву и себя и живых людей обездушенным выкладкам мозга об "арифметически среднем человеке", стройному ряду цифр об обездушенных потребностях безликого человечества, или народа, или общества. И на этом пути также происходит внутренний рост идущего по нем: растет он, как луковица в погребе -- без радости, худосочно и криво. Мало кто вступает на первый путь. И часто вступают не для того, чтобы итти по нем, а чтобы скрыться с других путей: душа его варится в собственном соку и иссыхает. Все эти пути стоят и перед в. каменщиком. И если он искусен в ремесле, он должен вступить на все три сразу: итти путем всех их трех, осуществляя синтез: -- Мудрость, Красота и Сила. Для этого в. каменщик должен быть разумен, вынослив и чувствителен. По слову Симеона Нового Богослова, божественная мудрость (благодать) "бывает видима только тогда, когда сойдет в разумную душу". В. каменщик должен уметь вслушиваться в голос Высшего Разума, правящего миром, уметь же научится тогда, когда с верой откроет ему свой слух и свое сердце. Мало для этого верить только в существование Бога, нужно верить в Бога. Итти же к нему в. каменщик должен не с "жертвой", а с "милостью", не со страхом, а с радостью, и услышит его голос, если захочет слышать. Только тогда его немудрая деятельность преобразится в мудрое творчество. Невозможно вынести служения людям, не имея живой любви к людям: и нельзя любить людей, ненавидя человека или будучи к нему равнодушным. Для в. каменщика путь творчества на пользу человечества лежит через путь работы на пользу своей Родине. Когда душа наполняется голосом божественной мудрости и чувством родства и близости к людям, сама собою, указанием собственной совести, определяется личная мораль и правила личного поведения человека. От полноты душевной человеку свойственно тогда делиться и множиться -- творя семью; непосредственное отдавание близким своего душевного мира возвращает ему его духовные силы умноженными и освеженными, воодушевляя его на новые творческие усилия, питая духовный рост -- как земля цветущий стебель под солнцем. Можно стоять внешне только на одном из этих путей, но духовно быть на всех трех: служа Богу, служить Родине и семье; служа Родине, быть угодным Богу и любимым семьей; служа семье, служить Богу и Родине. Сказка Рабиндраната Тагора. Вывод: услышав голос божественной мудрости, в. каменщик по любви к людям должен оставаться среди них, в миру осуществляя познанную истину. Письмо Н. Наумова 3-е извещение Париж 5 декабря 1926г. В. Люб. Бр. Вакар По поручению Дост. Маст. Д. Л. Астрея имею честь уведомить Вас, что за Вами числиться недоимка за 1924 год фр.- 30 " 1925 " " - 45 членский взнос " 1926 " " - 60 ИТОГО " " -135. Ежегодный членский взнос 60 фр. подлежит уплатить вперед полностью или по полугодиям и четвертям. Пар. 7 и 8 уст. Л. В виду полного отсутствия средств в кассе нашей Л. убедительно прошу Вас внести эту сумму в ближайшее собр. Л. или переслать чеком или почтовым переводом по нижеуказанному адресу до 1-го ноября с. г. В случае неуплаты Вы лишаетесь права голоса на предстоящем выборном собр. No 74 устава Вел. Л. Франции. С бр. приветом казначей Л. Астрея Н. Наумов Адрес: Mr. N. Naoumoff 16 av. de la Gare a Argenteuil S.&.O Письмо В. Л. Вяземского Париж, 16 декабря 1926 г. 51 rue Sain Peacide VI Дор. бр. Николай Платонович, Что с Вами? Мне кажется, мы с Вами не видались целую вечность, т. к. я, будучи 2 месяца в Польше, не был даже на Вашем докладе в Сев. С. Но то Сев. С., а где же Ваша преданность родной Астрее?! Позволю себе все это Вам писать и в таком тоне, потому что мне всегда казалось, что на многое мы с Вами смотрим одинаково, как будто и работали в одном направлении, а теперь вдруг, не предупредивши, Вы определенно "будируете" Астрею. Не зная, чем это объяснить, я очень хотел бы с Вами повидаться, дабы в предстоящем году, на каковой бр.бр. имели неосторожность выбрать меня Д. М. мне было бы ясно Ваше отношение к Астрее, и я надеюсь, Вы не лишите нас Вашего сотрудничества в деле, которое, я думал, Вам и мне одинаково дорого. Искренно бр. Вам преданный В. Вяземский Письмо В. Л. Вяземскому Париж, 20 декабря 1926 Дост. Мас. и дорогой бр. Владимир Леонидович, Вы правы, я сам уже не помню, сколько времени я не бывал в "Астрее". Основная причина -- перегруженность мирскими делами: работаю в среднем от 9 час. утра до 1 часу ночи и не имею праздников; в те же редкие дни, когда выдается свободное время, откровенно скажу, нет большой охоты идти. Как-то так вышло, что в редкие мои посещения мне каждый раз приходилось выступать в некотором смысле "оппозиционно", и создавалось довольно глупое положение: нашумел и ушел, скрывшись на месяцы; снова пришел, нашумел и опять исчез на месяцы... Вместо того, чтобы редко ходить, я поэтому предпочел совсем не ходить. И думаю, поступал правильно. С некоторого же времени мне все тверже хочется не только не ходить, а просто выйти. К чему числиться, раз нет возможности принимать участие в общей работе? В пользу такого решения есть, к тому же, и другие существенные поводы -- о них при личном свидании. Но я тяну, потому что жаль все-таки рвать и расставаться со средой, в которой за это время приобрел ряд новых друзей. Так, кажется, и буду тянуть... Корень всего зла -- моя занятость; если бы не она, дело моего участия в работах "Астреи", конечно, стояло бы иначе. Я искренне рад, что руководство ими [работами ] теперь перешло к Вам, и от души приветствую Вас на новом ответственном посту. Враждебности у меня к "Астрее" как Вам, повидимому, кажется, судя по тону Вашего письма, у меня нет; недовольства тоже -- просто потому, что я уже год не знаю, что в ней делается. Сотрудничать, особенно же с Вами, вполне готов... если бы проф. дела хоть отчасти раскрепостили меня. Доклад мой в Сев. С. произошел случайно: я предложил его прочесть в "Астрее" или любой Л., бр. которые интересуются церковными делами, мне и предложили Сев. С. Вышло сие не по моему решению. Душевно рад бы повидаться с Вами -- в письме всего не скажешь, и ничего не выяснишь. На праздники, однако, уез- жаю в Англию и вернусь в начале января. Черкните мне тогда и когда Вам было бы удобнее свидеться. Пока же искренно желаю Вам преуспеяния на новом посту, бодрости и просветленного духа. Бр. Вам преданный. [Вакар] Б.И. Николаевский РУССКИЕ МАСОНЫ И РЕВОЛЮЦИЯ Редактор В.Н. Пекшев Художник И.Е. Сайко Подписано в печать 25.06.90. Формат 84x108 1/32. Бумага офсетная. Печать высокая. Усл. печ. л.-13,0 Усл. кр.-отт. 13,25. Уч.-изд. 11,65 л. Заказ 1221. Тираж 200000 (2-й завод-100001-200000) экз. Цена 6 руб. 90 коп. Ассоциация совместных предприятий международных объединений и организаций. Издательский центр "ТЕРРА". Москва, 2-й Новоподмосковный переулок, 4. Отпечатано на Ярославском полиграфкомбинате Госкомпечати СССР. 150014, Ярославль, ул. Свободы, 97.