ое сокровище, истинное богатство, и забывает свое назначение и почетное место) вместо того чтобы укреплять его и держать на военном положении против нас: быть может, лавка эта так будет наполнена товаром, что начальникам не найдется там места. Разве вы не помните изречение: "богатства и наслаждения житейские подавляют слово". И еще: "когда сердце отягчается объеданием и, пьянством, и заботами житейскими, всякие невзгоды постигают его внезапно". Далее, господа, вы хорошо знаете, что невозможно какому-либо народу прельститься нашим добром, не сохраняя при себе и при доме преданных друзей, как то: Избыток, Мотовство либо Сладострастие, Суета, Тщеславие или других из наших в этом роде. Эти могут занять замок, даже заставить взлететь на воздух, по крайней мере, сделать его не способным к исправлению. И мы легче им завладеем таким образом, чем с огромной армией. Итак удалимся без шума и обсудим, как приняться за это дело". Этот совет был всеми принят единодушно. Выдумка (Гениальная выдумка. -- Эта выдумка в самом деле адская. Душа может еще побороть сомнения, может чрез опасность и дисциплину сделаться добрым воином Христа, но, увы, может погибнуть среди ярмарки Суеты и не протестовать против поклонников маммоны, занимающихся одними выгодными делами мира) вовлечь Душу в мирскую суету показалась гениальной. Но совместно с этим решением адских властей случилось другое обстоятельство, на которое никто из них не рассчитывал. Вождь Вера получил письменное послание (Вера получает письменное послание. -- Отчаянное положение души приводит к ней Господа. Он видит ее немощь в опасности и заступается за нее. "По вере дается вам", -- сказал Господь. Душа верующего часто не замечает опасности, но заступник ее предвидит все и научает ее действовать через Духа Святого, обещая ей свое присутствие. Вера передает благую весть сердцу, а сердце всем другим чувствам человека) от Эммануила следующего содержания: что на третий день после письма он, Вера, будет встречен Царевичем в открытом поле около города. Не понимая значения этих слов, Вера отправился за объяснением к Великому Наставнику. На это мудрый начальник ответил: "Диавольцы сегодня собрали свой совет, обсудили, как вас погубить: они хотят вовлечь город в такое положение, которое при удаче, несомненно, причинит ему верную погибель. Поэтому они отступают от города и останутся в поле, пока их умыслы не приведены в исполнение; ты же приготовь людей царских напасть на диавольцев в поле: на третий день Эммануил будет там с восходом солнца, и при нем будут многочисленные силы. Итак он будет перед ними, а вы будете позади их, и врагам спастись будет невозможно". Услышав такую чудную весть, вождь Вера отправился немедленно к прочим начальникам для передачи им услышанного и воскликнул: "То, что я видел во мраке, было мне уяснено светом моего Великого Учителя". Все искренно обрадовались. Приказано было трубачам подняться на стены и заиграть наилучшую симфонию, какую только они умели. Так и было исполнено. Диаволос с войском сильно удивился этой неожиданной музыке. "Что бы это могло означать?" -- спрашивал Диаволос. -- "Они как будто чему-то радуются?" Кто-то ему ответил: "Это, вероятно, от радости, что Царевич их придет взять команду над ними и что настанет для них час избавления!" -- "Что же нам делать?" -- повторил смущенный Князь Тьмы. "Лучше нам удалиться, (Лучше удалиться от города. -- Противостаньте диаволу, и он убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к Вам. -- Душа ныне уверилась в этих истинах, она храбро защищалась, не переставая молиться о помощи, и когда Господь нашел нужным, Он исполнил их желания. Господь иногда медлит исполнять нашу молитву, но всегда ее слышит, если мы ее воссылаем чрез нашего Ходатая, Сына его; но да будет наша молитва со смирением: не так, как я хочу, но как ты, Господи!) -- отвечал один из его воинов, -- как на совете нашем было решено, потому что мы легко можем сражаться в открытом поле, если бы и пришла к горожанам армия на помощь". Вот на другой день все войско Диаволоса стало собираться, и они удалились на некоторое расстояние от города, в виду ворот Зрения, где и расположились, представляя ужасающую картину. Они также придумали, что в случае опасности им легче пуститься в бегство среди поля, чем если бы они остались в городе. Когда настало время битвы для Царской армии, вождь Вера объявил всем, что им надо выступать и что на другой день их встретит сам Царевич. Громкие крики радости раздавались повсюду, и войско вышло из ворот Уст в поле, имея во главе Веру. Пароль был: "Меч Эммануила и щит Веры", что значило на их наречии: "Слово Божие и Вера". И вся армия Царевича ринулась с силой на войско Диаволоса. Из начальников города был один оставлен дома, именно Опытность, (Опытность и ее раны. -- Опытность христианина подвержена случайностям, и нередко она получает сильные раны в борьбе души со грехом. По мере веры в душе и опытность ее: если первая слаба, то и вторая. Но хотя опытность ослабела от неудач, у нее крепкие костыли: обетования Божий во Христе. На них может душа опираться или придать себе силы, движение и действие. И сатана в смущении, он чувствует, что двигатель всего Сильный, с Которым никто бороться не может. "Благодать моя достаточна для тебя, ибо сила моя совершенна в немощи") который, получив много тяжелых ран от прежней битвы, не мог ходить без костылей. Но когда он увидал своих идущими в бой, он не выдержал, схватил костыли и поплелся за ними, говоря: "Могу ли я оставаться в покое, когда сам Царевич обещал явиться?" Вожди с войском неустрашимо дрались против диавольцев, громко восклицая все время: "Меч Эммануила и щит Веры". Когда диавольцы увидали хромого Опытность, они изумились и спрашивали друг друга с беспокойством: "Откуда явился у них такой дух отваги, что даже хромые с костылями идут против нас?" Когда царское воинство искусно окружило войско Диаволоса, этот вообразил, что, вероятно, он должен ожидать удара от "двуострого меча". И он с яростью кинулся вперед. Но первыми встретил вождя Вера и князя Свободная Воля; оба сражались отчаянно. Другой начальник, Добрая Надежда, схватился с Сомнениями в избранности, которые храбро оборонялись, но полководец был силен: к нему подошел на помощь хромой Опытность, и вдвоем они принудили Сомнения удалиться от них. Все прочие части царской армии были в бою с другими диавольцами, и, надо признаться, обе стороны дрались отчаянно. Тогда Верховный Деятель приказал привести в действие пращи со стен города, и камни градом полетели на врагов. Но спустя некоторое время рассеявшиеся воины Диаволоса стали снова собираться и с яростью накинулись на царское войско. Тут горожане, не ожидая такого быстрого движения, отшатнулись и стали слабее защищаться; (Войско Царевича стало слабеть. -- Душа получила свидетельство Веры, которое еще не осуществилось; она действует по ее указанию, но нуждается в терпении и надежде, чтоб вынести до конца. Она борется в ожидании обетования Христа, его помощи и присутствия, но его все еще нет! Терпение наше должно быть испытано) но вспомнив, что вскоре узрят лицо желанного Эммануила, они с новой силой ринулись на врага. Вожди громко воскликнули: "Меч Эммануила и щит Веры", а Диаволос, воображая, что к ним подоспело подкрепление, отступил. Но Эммануил еще не явился. Сражение шло с нерешительным успехом для обеих сторон, и обе немного отступили. Вера воодушевлял свое войско обещанием скорого появления Царевича, а Диаволос подстрекал свое, как умел. Наконец, Вера обратил (Речь Веры. -- Вера должна постоянно говорить душе, поддерживать дух в человеке, утешать его, поощрять к терпению и поддержать свое над ним действие) к своим воинам следующую речь: "Братья воины, мне отрадно видеть вас так отважно сражающимися сегодня на открытом поле. Вы показали себя защитниками истины против диавольских сил, так что не могут они ныне возгордиться перед вами. И теперь соберитесь еще раз с силами и покажите себя достойными воинами нашего Царевича, и после нескольких минут вторичного нападения вы узрите его появление перед вами. Итак, идемте на вторую атаку, и тогда придет Эммануил! (И тогда придет Эммануил. Обетование верно и свидетельство веры истинно. "Вот грядет Царь твой". Присутствие Христа в душе мгновенно исцеляет ее раны и наполняет сердце небесной радостью, непостижимой для неверующего) ГЛАВА XVI Возвращение Царевича Весть о его приближении. -- Вера первый видит Царевича, идущего к ним. -- Диавольцы и Сомнения окружены со всех сторон. -- Эммануилом и вождем Вера они побеждены (Христом и верой грех побежден). -- Взаимные приветствия. -- Триумфальный въезд в город. -- Порядок процессии. -- Эммануил принимает к себе Душу. -- Избиение диавольцев. -- Погребение убитых Сомнений. Лишь только Вера успел докончить свою речь, как некий Спешный прискакал к нему от лица Царевича и объявил, что он приближается. Вера тотчас передал эту весть всем начальникам, а они -- всему войску. И все поднялись на ноги, как воскресшие мертвецы, и громким голосом воскликнули: "Меч Эммануила и щит Веры!" Диавольцы также собрались с силами и защищались, насколько могли, но вскоре удаль их покинула, и многие из Сомнений пали мертвыми. Около часа спустя Вера, подняв взор свой, увидел приближающегося Эммануила. Знамена его развевались, трубы затрубили, и ноги воинов его еле касались земли; они летели на помощь храброму войску Веры. Тогда вождь Вера повернул свою армию к городу, а Эммануил шел на врага с тыла, и диавольцы очутились меж ними и стали отчаянно защищаться. Спустя еще несколько мгновений Царевич встретил лицом к лицу вождя Веру, и оба приближались один к другому, наступая на мертвые тела врагов. Когда прочие начальники армии увидали Эммануила, идущего (Вот идет Эммануил. -- Давно воссылаемая молитва услышана! Испытанная скорбью душа получает желаемое! Дух самоуверенности и самонадеянности, последствия гордости ума, принудил Спасителя покинуть сердце: смирение, терпение и молитва возвратили душе Христа. Без Него она не может бороться с успехом. -- "Он приносит избавление") навстречу к Вере, а между ними оставшихся в живых диавольцев, они так громко закричали: "Меч Эммануила и щит Веры!", что земля затряслась и послышалось подземное эхо, повторяющее неоднократно то же восклицание. Но когда Диаволос увидал Эммануила и его победоносное воинство, то пустился бежать со своими подвластными князьями ада, оставив армию выпутываться, как сумеет, или погибнуть от руки Царевича и Веры. Все Сомнения пали, и ни одного не осталось в живых, так что поле было покрыто мертвыми телами. (Сомнения пали мертвыми. -- Очами веры душа зрит на Спасителя своего. Он приближается с силой непобедимой, со словами прощения и любви, и сомнения, долго терзавшие душу, исчезают, как мрак при восходе солнца. Душа взирает на Него, и свет Его озаряет ее светом истины, и дух Его отгоняет всякую нечистоту, и кровь Его омывает всякий грех) Когда битва прекратилась, то начальники и старшины города подошли сперва без народа приветствовать Царевича и благодарить за возвращение Его к ним. Он милостиво им улыбнулся, сказал: "Мир вам". После того они с ним и с новыми приведенными им силами направились к городу. (Вход Христа в душу. -- Лишь только Христос покидает сердце, сомнение и зло вселяются в душу и властвуют над ней. Но сердце томится желанием Его присутствия. И вот, после долгого испытания заблудшая душа снова возвращена своему законному Царю и Господу, сатана изгнан, и Христос вступает в нее, принося ей прощение и мир. Вот как он в ней принят: 1-е. С растворенными воротами. -- Все чувства человека отныне подчинены ему; душа хочет видеть, слышать, чувствовать присутствие желанного Избавителя и воссылает ему песни хваления. 2-е. С песнями радости и восторга. -- Спасенная душа всегда радуется! Нет мира, подобного миру души, когда она чувствует присутствие в себе всепрощающего Христа. 3-е. Свита Царевича. -- Вера и Надежда открывают шествие Христа, за ним Любовь: присутствие Христа в сердце всегда внушает добрые и благотворительные дела. Позади всех Терпение, всегда готовое ждать и выносить испытания. 4-е. С цветами и зелеными ветвями. -- Улицы города обозначают пути человеческого сердца, которые все усеяны добрыми, святыми и радостными чувствами. 5-е. Приветствия начальников. -- Все главные принципы души взирают на желанного и ожидаемого Искупителя, для которого они выдержали длинный, томительный бой с грехом, и принимают его в сердце, обновленном Духом Святым. 6-е. Покорность нижних чинов и народа. -- Все страсти, желания и мысли души признают свою виновность и молят Господа о помиловании.) Все ворота растворились, и все вышли приветствовать Царевича. И вот в каком порядке направилась процессия к городу: 1-е. Все ворота были растворены, даже ворота замка. Старшины и жители стояли около них, громко приветствуя Эммануила и громко восклицая: "Поднимитесь, ворота, и растворитесь, вечные двери!" Другие голоса отвечали: "Господь сильный и всемогущий, крепкий в бою. О, поднимайте главы, ворота, растворитесь, вечные двери"... 2-е. Город устроил хор песельников, который шел около Царевича, воспевая чудную песнь: "Они узрели твои дела, о Боже, дела моего Бога и Царя в святилище!" И песнь сопровождалась музыкой на тимпанах и свирелях. 3-е. Вожди шли при Эммануиле в следующем порядке: впереди Вера и Надежда, позади Любовь со многими товарищами и, наконец, совершенно последним был Терпение. Другие же стали кто по правую его руку, кто по левую. Все знамена развевались, и воины встречали его с криками радости. Сам Царевич был в золотых доспехах, на серебряной колеснице, покрытой пурпуровой мантией. 4-е. Все улицы были усеяны лилиями и зелеными ветвями дерев. Все восклицали единодушно: "Благословен грядущий во имя отца своего, Царя Шаддая". 5-е. У ворот замка начальники: городской голова Разумение, князь Свободная Воля, проповедник Совесть, Познание и Мнение приветствовали Его с радушием. Они поклонились ему, благодарили, благословляли и восхваляли своего Царевича, что Он не вспомянул более непокорность и возмущение их, но возвратился с милостью. Таким образом; Царевич прямо вступил в замок, уже уготованный и украшенный для его пришествия самим Верховным Деятелем, и занял его. 6-е. За ним вошел народ с плачем раскаяния, и все поклонились ему семь раз, сознавая свою недостойность и виновность, прося помилования и умоляя его снова поселиться в их замке. На это Царевич ответил им: "Не плачьте, но идите с миром, вкусите пишу, уготовленную вам, и раздайте из нее неимущим, ибо радость Господа -- ваша сила. Я вернулся в Душу с милостями, (Я вернулся с милостями. -- Душа взывает ко Христу: "Не вниди в суд с рабом твоим", и на это Господь отвечает: "Я Господь всеблагий и всемилостивый! -- и вручает душе новые доказательства своей любви и прощения) и имя мое будет восхваляемо в ней". Потом каждому из жителей он дал лобзание мира. Кроме того, он вручил начальникам и старшинам всякому по золотой цепи и печати, а женам и детям их разные драгоценные дары. После того сказал им: "Идите и омойте одеяния ваши (Очистите ваши одеяния. -- Душа несколько раз покрывала себя грязью сомнений и адских наущений, но пред тем, чтобы предстать пред Христом, она должна омыть белую одежду, полученную от него, в чистых водах Духа Святого, т. е. раскаянием и верою в оправдание всеочищающей кровью Христовой) и наденьте на себя данные мною украшения, а потом придите ко мне в замок". Они пошли и омыли свои одежды в источнике, устроенном для колена Иудина и для Иерусалима, и, надев украшения, предстали пред Эммануилом. Радость и веселье царствовали в городе. Музыка гремела, колокола звонили, и все ликовало. Между тем город ревностно отыскивал скрывавшихся диавольцев и убивал их беспощадно. В особенности Свободная Воля сделался их бичом и привел их в ужас и отчаяние. Жители получили также приказание хоронить мертвые Сомнения, убитые во время сражения, дабы гниение и зловоние от разложения тел не испортили воздуха города, и притом чтобы никакого воспоминания не оставалось о прежней скорби и заблуждении жителей. Двое начальников были назначены для присмотра за исполнением этой работы: Страх Божий и Прямодушие. Все Сомнения были похоронены, (Погребение тел убитых врагов. -- Грех должен быть не только убит, но и схоронен, чтобы всякая память о нем исчезла. Прощенный, отпущенный грех должен быть опущен в могилу, и нет ему более оживления. Этот эпизод напоминает, что было сказано в путешествии Пилигрима, а именно, что бремя христианина при виде Креста упало с его плеч и укатилось в могилу. Все эти фазисы души описаны автором с целью убедить христианина, что его земное поприще не может совершиться без борьбы, что он, как воин, всегда должен иметь при себе духовное оружие и что главные его враги в нем самом, но преодолеть их он не может иначе, как принимая в сердце Христа и признавая Его единым своим Царем) так что ничего от них не оставалось в городе. Начальники их убежали с Князем Тьмы Диаволосом, но воины их были похоронены со своим смертельным оружием, из которого много было пропитано ядом; зарыли также знамена и гербы Диаволоса и все, что от него оставалось на поле сражения. ГЛАВА XVII Армия Кровопийц Возвращение Диаволоса и Неверия в вертеп ада. -- Новый военный совет. -- Новый поход против Души, -- Кровопийцы. -- Соединенная армия Сомнений и Кровопийц. -- Начальники их, знамена и гербы. -- Новая услуга г-на Пытливость. -- Послание к Царевичу. -- Его ответ. -- Осада. -- Сражение. -- Кровопийцы взяты в плен. -- Подробности суда над ними. -- Их происхождение. Приговор. Когда Князь Тьмы с другом своим Неверие вернулись в вертеп ада, то сперва стали тосковать с оставшимися друзьями о великом уроне, претерпенном ими, но мало-помалу начали скрежетать зубами от злости и наконец поклялись отомстить и вернуть свои потери. Они тут же собрали военный совет, чтобы придумать новое средство для погибели города. На совете было решено предпринять другой поход и на этот раз собрать армию из Сомнений и Кровопийц. (Кровопийцы. -- Эта новая хитрость сатаны представляет время гонений против христиан и жестокость гонителей. После неудачного испытания силы сомнений на душу сатана насылает гонения и страдания физические, огнем и мечом, рассчитывая, что такие страдания действуют на человека более, чем внутренняя его борьба с сомнениями. Гонения и истязания всегда последние средства нетерпимости в вере, после того как никакие аргументы, угрозы или обещания не могли поколебать твердого христианина. Так было в первые дни христианства и в последующее время, и даже во времена Буньяна, который всю жизнь страдал и от сомнений, и от гонителей Слова Божия. Названия начальников -- кровопийц -- маски тех лиц в Библии, которые называли себя кровожадными, алчными и жестокими: Каин убил брата Авеля, первого свидетеля истины; Немврод -- свирепый охотник; Измаил -- странник пустыни, враг народа Божия; Исав хотел убить брата; Саул преследовал Давида, избранного Господом; Авессалом -- тип не признающих самых близких родственных уз для достижения порочной цели; Иуда продал из алчности Сына Божия; Папа, т. е. тип папства, называющий себя земным отцом церкви Божией и забывающий, какого он должен быть духа, и потому мечом, и огнем, и истязаниями привлекающий в свои заблуждения людей, исповедующих единого Христа распятого) Но сперва следует объяснить, какого рода были эти люди. Сомнения получили свое имя частью от характера своего, а частью от обитаемой ими страны; по врожденной наклонности они ставят вопросительный знак после каждой истины Эммануила: страна их называется землею Сомнений и лежит на самом севере, между страной тьмы и той, которая известна под именем "долина тени смерти". Часто принимают эти две страны за одну, но, в сущности, они лежат особняком и в близком расстоянии одна от другой, а страна Сомнений по своему положению служит как бы их преддверием. Из этой земли вызвал Диаволос войско. Кровопийцы получили свое название также по своему характеру и по природному стремлению ко вреду человека. Земля их как раз под созвездием пса, которое управляет их воззрениями. Они живут в стране Недоброжелательство, земле пространной, соединяющейся одним концом с землей Сомнений посредством горы Адские Ворота. Жители страны в тесной связи с Сомнениями и не признают вероисповедания - города Душа, поэтому одинаково ревностны в служении Князю Тьмы. Из этих двух стран вызвал Диаволос 25 000 войска, из которых только десять тысяч Сомнений, и то для большей численности, ибо он мало рассчитывал на их силу, уже однажды испытанную. Неверие снова был назначен главнокомандующим, но были также и менее важные начальники войска. Из прежних семи полководцев Сомнений остались в живых только пять, а именно: Вельзевул, Люцифер, Аполлион, Легион и Церберий. Они снова назначены были командирами. Но вся надежда Диаволоса была на Кровопийц. Им были даны в начальники следующие лица: полководцы Каин, Немврод, Измаил, Исав, Саул, Авессалом, Иуда и Папство. 1-й -- полководец Каин, начальник двух шаек, а именно шайки ревностных и шайки злобных. Знамя его красного цвета, а на гербе представлена дубина с железным набалдашником. 2-й -- Немврод -- также над двумя шайками: тираническими и злоупотребляющими. Знамя красного цвета, на гербе -- охотничья собака ищейка. 3-й -- Измаил, при двух шайках: истязающих и злобных. Знамя красное; на гербе человек, насмехающийся над Авраамом и Исааком. 4-е -- Исав, у которого одна шайка состояла из людей, отнимающих один у другого благословение, а другая -- из людей, живущих для личного мщения. Знамя красное, а на гербе некто ищущий хитростью убить Иакова. 5-й -- Саул -- над шайками завистливых без причины и диавольски яростных. Знамя красного цвета, на гербе три кровавые стрелы, пущенные на безвинного Давида. 6-й -- Авессалом -- над Кровопийцами, готовыми умертвить родного отца или друга ради мирской славы, и над теми, которые на словах добродушны, пока не впустили меч в сердце. Знамя красное, на гербе представлен отцеубийца. 7-й -- Иуда, при двух шайках, состоящих одна из продающих за деньги жизнь человека, а другая -- из продающих своего благодетеля врагам чрез лобзание. Знамя красного цвета, на гербе 30 серебряных монет и веревка. 8-й -- полководец Папство, начальник одной шайки, состоящей из соединения всех вышеименованных духов. Знамя его красного цвета, а на гербе кол, пламя, а в нем молящийся страдалец. Диаволос уже не раз имел случай убедиться в верности Кровопийц, которые немало способствовали к утверждению его царства. Притом он знал вперед, что они, как бульдоги, готовы кинуться и растерзать каждого, будь он ему отцом или другом, даже если б был Царем Царей. Быть может, думал он, они и самого Эммануила изгонят из Души. Вся армия с главнокомандующим расположилась у стен города. Между тем главный начальник караула, Пытливость, (Пытливость. -- Принцип самоиспытания необходим для каждого христианина; с ним душа убеждается, на истинном ли она пути, не утратила ли она прежней веры и любви ко Христу, и хотя видит, что ее ожидает борьба или страдание, она знает, что всемогущ Тот, на кого она уповает. Мученики Христовой церкви были тверды в вере и любви к Нему, и верность их непоколебима была до самой смерти. Посредством самоиспытания их вера, надежда и любовь ограждали их от всяких сомнений, осаждающих подчас их чувства. Орудия казни и истязаний, представленные их глазам, и слова лести и обещания земных благ были не в силах заставить их отречься от веры во единого спасителя душ Иисуса Христа) часто выходил сам, чтобы разузнать, нет ли чего нового со стороны врагов, и, увидя приближающуюся армию, тотчас предупредил о том старшин. Горожане крепко затворили свои ворота и приготовились к обороне. Однако войско врагов подошло близко, и Сомнения поместились у самых ворот Чувства, а Кровопийцы -- у ворот Зрения и Слуха. Тогда Неверие от имени Диаволоса, от своего собственного и от имени Кровопийц произнес к жителям такое воззвание, которое, как раскаленное железо, заставило встрепенуться город: в нем было сказано, что если они не сдадутся, то город будет сожжен. Кровопийцы не думали добиться сдачи города, они желали полного его разрушения, я если б жители сдались, они нимало бы не избежали казни, потому что Кровопийцам необходима кровь, без которой они жить не могут. С этой целью и привел их Диаволос. Когда горожане услыхали воззвание, они единодушно решили передать Эммануилу содержание его, написав в конце прошения: "Царь наш, спаси твое создание от Кровопийц!" Царевич принял прошение, прочитал воззвание, заметив короткую приписку внизу, и призвал вождя Вера. Ему он приказал взять вождя Терпение и ограждать город на той стороне, куда поместились Кровопийцы. Оба исполнили в точности это приказание. Потом Эммануил велел Доброй Надежде и вождю Любовь с князем Свободная Воля защищать город со стороны Сомнений. "А я, -- продолжал Царевич, -- поставлю свое знамя на вершине стен замка". После того он приказал вождю Опытность собрать воинов на плацу и делать с ними военные упражнения на виду всех обывателей города. Осада продолжалась долгое время, и немало бесстрашных нападений совершили Кровопийцы на город, и сильно пострадали от них некоторые из горожан, особенно полководец Самоотвержение, которого Эммануил назначил над тысячью воинов. То был человек молодой, неустрашимый, который не раз делал со своими людьми удалые вылазки и приводил в страх самих Кровопийц, из которых многих убил и ранил, но зато и сам от них натерпелся и носил на лице знаки отчаянных битв, в которых он был всегда первым зачинщиком. После некоторого времени испытания города Эммануил призвал однажды всех вождей и приказал им разделиться на две половины. "Пусть они идут против Сомнений и убивают их беспощадно. Но те из вас, которые пойдут на Кровопийц, не должны убивать их, но взять живыми в плен". В назначенное время, рано утром, Добрая Надежда, Любовь, Непорочность и Опытность отправились против Сомнений, а вожди Вера, Терпение и Самоотвержение (Самоотвержение. -- Самоотвержение -- дисциплина всякого христианина; он должен быть готовым на борьбу, поэтому он должен приучать себя к выносливости и самозабвению. Самоотвержение -- лекарство души, часто весьма горькое: оно основание всех геройских чувств. Оно заботится более о завтрашнем солнечном дне, нежели о сегодняшнем ненастье; оно готовит на будущее в ущерб настоящему и существует верой в будущую славу, а не чувством настоящих страданий. Мученики всегда были и будут люди с самоотвержением) пошли со своим войском на Кровопийц. Те, которые пошли против Сомнений, собрались в открытом поле и напали на, них. Но Сомнения, вспомнив первую войну, испугались неожиданного нападения и отступили. (Сомнения отступают. -- Во второй раз сомнения приведены в бегство. Там, где есть вера, надежда и опытность в борьбе, не могут устоять сомнения) Армия Царевича стала их преследовать, убивая кого могла; но многие успели скрыться и потом вернулись к себе. Те же из них, которые остались в живых, но не могли тотчас убежать, некоторое время скитались кучками, совершая разные диавольские действия над дикими народами, которые, не имея силы противостоять им, вскоре подпали под их власть. Иногда эти Сомнения подходили к самым стенам города, но в него более не входили, ибо лишь только показывались Вера, Добрая Надежда и Опытность, они тотчас убегали. Та же часть армии, которая направилась против Кровопийц, исполнила свое дело, как было повелено Эммануилом: они не убивали никого, стараясь захватить их в плен. Но Кровопийцы, заметив, что противники не имеют во главе Царевича, решили, что, вероятно, его нет совсем в городе, а вождей его они презирали, находя, что то, за что они себя выдают, лишь только плод их расстроенного воображения. Однако вожди, помня свои обязанности, старались всячески окружить их; к ним подоспели на помощь воины, возвращавшиеся после битвы с Co-мнениями, и вскоре в самом деле им удалось совершенно окружить Кровопийц, которые после несильного сопротивления сдались. (Кровопийцы сдались. -- Сомнения перебиты или в бегстве, это внутренние враги души. Наружные же гонители христианства в назначенное Богом время были лишены возможности мучить и терзать христиан; но некоторые предназначены Богом к обращению к истине, тогда как другие обречены на суд Божий, ибо один Бог может с правосудием разбирать дела и помышления людские. Здесь автор включил замечательный эпизод, в котором ясно объяснены причины этого духа гонения, имеющего три начала: 1-е -- по неведению и непониманию слова Божия; 2-е -- по тупой и ложной ревности совершить угодное дело к славе религии; 3-е -- по злобе и зависти: со всяким из них Господь обращается особенным манером. 1-е. Гонители по неведению те, о которых Христос молился на кресте: "Отче, прости им, ибо они не ведают, что творят". Таков был ап. Павел до обращения. 2-е. Гонители по тупому рвению те, которым Христос говорил: "Настанет время, когда всякий убивающий вас будет думать, что он тем служит Господу" 3-е. Гонители по злобе и зависти те, которые знают истину, но ненавидят ее, видят свет, но не приходят к нему. К этим причислены и первые гонители христианства во время апостолов и позднее.) Надо здесь заметить, что Кровопийцы -- народ жестокий в успехе, но трусливый, слабый, когда над ними берут верх. Когда Кровопийцы были взяты в плен и приведены к Царевичу, он взглянул на них и нашел, что хотя они все уроженцы одной страны, однако из разных областей. 1-е. Некоторые принадлежали к области Слепцов и потому совершили гнусные дела по своему неведению и ослеплению. 2-е. Другие принадлежали к области тупого Рвения и поступали жестоко из суеверия. 3-е. Третьи были уроженцы города Злобы, в области Зависти, и двигателями их действий было не что иное, как ненависть и нетерпимость. Первые из вышеименованных, увидев, против кого они воевали и кому желали вредить, пришли в такой ужас и горе, что не смели поднять свои взоры на Царевича, но молча проливали слезы и с трепетом ожидали своего осуждения; но всем из них, молящим о помиловании, Эммануил объявил полное прощение, в знак чего он тронул уста их золотым скипетром. Вторые поступили иначе: они утверждали, что имели право так поступать потому, что город следовал обычаям и законам, совершенно противоположным тем, которые они признавали за истинные. Немногие из них убедились и сознали свое заблуждение, моля о помиловании, которое и было им объявлено Царевичем. Третьи же не скорбели, не раскаивались, не оправдывались, но стояли, скрежеща зубами от злости, что не удалось им погубить Душу. Этих злодеев вместе с теми, которые не сознавали искренно своей вины, Эммануил велел сковать попарно и запереть в предназначенное им место заточения до великого дня суда, который будет объявлен для всей страны Вселенной. Итак, они были взяты, окованы и уведены до того времени, когда будут призваны к публичному отчету о своих действиях. Таков был конец второй войны Диаволоса, направленной против города Душа. ГЛАВА XVIII Остерегайся, Душа! Новый заговор. -- Старания Вредного Исследования. -- Союз с Сомнениями раскрыт Усердием. -- Донос князю Свободная Воля. -- Арест Сомнений и диавольцев. -- Суд над Вредным Исследованием. -- Он отрекается от своего имени. -- Свидетели. -- Осуждение его. -- Суд над Сомнениями. -- Их оправдание. -- Казнь. -- Дальнейшее разыскание диавольцев. -- В городе царствует полный мир. Три-четыре из скрывшихся Сомнений, которым удалось избегнуть смерти, долго бродяжничали около города, но, зная, что там живут тайно еще несколько диавольцев, возымели однажды наглость войти в самый город. Они направились к дому некоего Вредное Исследование, (Вредное исследование. -- Здесь автор говорит по личному опыту. Как уже не раз было сказано, он много и часто страдал от сомнений. Бывали дни, когда он расспрашивал и анализировал самые главные вопросы христианства, он иногда оспаривал сам с собой самые утешительные истины Христовы, напр., он вдруг спрашивал себя, из призванных он или нет, а если нет, к чему послужат все его старания идти по пути Христа. Или в другой раз, в числе ли он избранных, не поздно ли он обратился, может ли он рассчитывать на благодать Божию и на спасение кровью Христовой и пр. Это вредное исследование истин в верующем происходит от скрытого в душе остатка неверия и неуясненных сомнений, которые следует повергнуть к подножию креста, моля Распятого умножить в нас веру) тайного врага горожан, но действительного члена общества диавольцев. Он принял гостей с особенным радушием и стал расспрашивать их, из какой они области. "Я, -- сказал один, -- из Сомнений в избранности". -- "А я, -- прибавил другой, -- из Сомнений в провидении". -- "Я же из Сомнений в спасении", -- продолжал третий. -- "А я из Сомнений в благодати", -- сказал четвертый. "Ладно, -- подхватил хозяин, -- из какого бы рода вы ни были, все же вы все молодцы, как вижу, одинакового со мной роста и одной мысли, и потому милости просим гостить у меня". Они поблагодарили хозяина, и беседа у них коснулась последних событий. "Каким образом случилось, -- спросил хозяин, -- что вы, при вашей десятитысячной армии, должны были бежать от врагов: верно, плохой у вас был начальник?" -- "Не называйте его плохим, -- ответили Сомнения, хотя он первый пустился в бегство, все такого верного слуги, как Неверие, не найдет князь Диаволос от востока до запада, и если б нашим врагам удалось его поймать, то, конечно, тотчас бы повесили, а ведь это не весело". -- "Дали бы мне в команду десять тысяч Сомнений, и вы бы посмотрели, может ли город устоять против них", -- подхватил хозяин. -- "Хорошо бы посмотреть на подобную удачу, -- громко перебили его гости, -- да это одни пустые слова". -- "Тише, не говорите так громко, -- возразил хозяин с испуганным видом. -- Разве вы не знаете, что сам Царевич со своим Верховным Деятелем здесь, в городе, и при них неотлучно князь Свободная Воля, которому поручено хватать и вешать всех диавольцев; ну, а как их шпионы услышат наш разговор? Мы тогда погибли". Между тем вся эта беседа долетела до слуха самого верного из воинов Свободная Воля по имени Усердие. (Усердие. -- Освященная духовным возрождением воля человека не дремлет, зная по опыту, сколько опасностей могут невидимо грозить душе. При нем верный воин усердие, т. е. воля, признавшая владычество единого Христа, с усердием борется против врагов слова и истины. Насколько пытливость полезна, обращена на открытие и преследование злых принципов, настолько вредна пытливость ума, иначе вредное исследование, когда имеет целью представить сомнительным" самые утешительные истины или непостижимые для человеческого разума догматы христианства) Он по ночам ходил разыскивать скрывавшихся диавольцев и, услышав голоса неизвестных ему лиц, отправился доложить о том князю. Оба направились к дому Вредного Исследования. Здесь они стали вслушиваться, и князь Свободная Воля без замедления вошел в дом, где застал всех пятерых диавольцев беседующими. Он тотчас арестовал их и передал тюремщику Истине. Когда городской голова узнал утром о случившемся, он сильно этому возрадовался, особенно, что Вредное Исследование арестован, так как он причинил немало вреда жителям своими исследованиями и вопросами насчет истин Царевича. Свободная Воля имел право казнить немедленно попавшихся диавольцев и Сомнений; но он счел лучшим для чести Царевича, для пользы жителей и ко вреду врага представить арестантов к Гласному суду. (Гласный суд. -- Злые принципы всегда стараются представить себя в ином виде и, как уже раз было сказано, отказываются от своего названия, принимая менее гнусное. Сколько людей остаются в безнадежном сомнении, дозволяя себе то, что они называют разумные справки насчет духовных вопросов, а между тем они по неверию предаются исследованиям, вредным для себя и для других. Таким образом душа потрясена в своей вере и наконец окончательно впадает в сети сомнений и безверия.) На другой день назначен был суд. Тюремщик привел виновных в оковах на скамью подсудимых. Вредное Исследование был вызван первым. Судья обратился к нему так: -- Ты известен здесь под именем Вредного Исследования, чужестранец нашему городу, и обвинен ты в следующем: 1) ты лукаво исследовал и сомневался в истине наших законов и устава; 2) ты желал и даже приглашал в город десять тысяч Сомнений; 3) ты призывал к себе, укрывал, угощал и поощрял врагов нашего Царевича и города. Что на это скажешь? -- Господин Судья, -- отвечал подсудимый, -- я не понимаю, к кому вы обращаете эти обвинения. Мое имя вовсе не Вредное Исследование, а Разумная Справка. Есть, конечно, некоторое сходство в этих названиях, но я, однако, уверен, что с вашим благоразумием вы сознаете, какая между ними большая разница. Мне кажется, что человек даже в самые тяжелые времена и будь он из худших людей, может наводить разумные и необходимые справки насчет сомнительных истин, не заслуживая поэтому казни. Свободная Воля вышел из толпы в качестве свидетеля и сказал: -- Я знаю этого человека и подтверждаю, что имя ему Вредное Исследование. Вот уже тридцать лет моего с ним знакомства, и я должен признаться, к стыду своему, что я с ним был в тесной дружбе, когда над нашим городом царствовал Диаволос. Он враг нашему Царевичу, нашим законам и порядкам и истый диаволец. Судья спросил подсудимого: "Имеешь ли что против этого свидетельства?" -- Конечно, имею, -- отвечал подсудимый. -- Пока говорил только один свидетель, а по законам города недостаточно одного свидетеля для обвинения подсудимого. Тут явился свидетель Усердие и передал во всех подробностях слышанный им разговор между подсудимым и Сомнениями и подтвердил свои слова присягой. Судья, обратясь к подсудимому, сказал: -- Подсудимый, вот и второй свидетель явился обвинять тебя, что скажешь в ответ? Вредное Исследование. Я отвечу так: пришли ко мне странники, и я их впустил к себе; разве стало преступлением быть гостеприимным? Я их угощал, правда, но давно ли запрещено быть благотворительным? Что же касается того, что я желал бы иметь под командой десять тысяч Сомнений, то я этого не говорил свидетелям, и какое право имеют они перетолковывать мои желания, если б я таковые и имел? Что я предупреждал их быть осторожными, это правда, потому что тяжело зрелище совершаемых здесь казней, а не потому, чтобы желал я помочь врагам Царя. Городской глава возразил: Гостеприимство качество хорошее, но не следует принимать врагов Царя. Притом ты лукавствуешь в своих ответах, и достаточно того, что ты родом диаволец, чтобы быть осужденным на смерть. Вредное Исследование. Я вижу, какие ваши намерения, и я готов принять смерть из-за своей благотворительности и ложного имени. С тех пор он перестал себя оправдывать. После того призвали одного за другим иноземцев Сомнений. Первый, который явился, назвал себя Сомнением в избранности, (Избранные Божий. -- Есть избранные, ибо сам Господь это объявляет в своем слове. Как оно вам ни кажется непонятным и мистичным, все же избранность -- одна из многих истин Евангелия. "Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына своего". (Римл. I -- 29.) И еще: помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, "но от Бога милующаго". -- Сомневаться и опровергать это суждениями человеческими доказывает гордость ума, неверие в премудрость Бога, в силу Его изволения: "Ибо кто противостанет Его воле? А ты кто, человек, что споришь с Богом?") говоря, что он был воспитан и возмужал с таким убеждением, и кончил свою речь так: "Если я должен умереть за свою веру, то умру мучеником, и это все, что желаю". Судья. Отвергать идею об избрании -- значит отвергать великое учение Евангелия, а именно всезнание, всемогущество и волю Бога; кроме того, этим сомнением не признают за Богом права избирания между его созданиями, это потрясает веру в Слово и дает ложное убеждение, что человек может получить спасение по своим делам, а не по благодати. Это опровержение Слова и тревога для души, и потому ты достоин казни. Потом подошел Сомнение в предопределении, (Сомнение в призвании. -- Есть, несомненно, действительное призвание Божие, которое пробуждает душу, живит ее среди мертвенности, зовет ее из заблуждения и приводит обратно к своей неизменной любви как одну из избранных. Иногда действие это совершается посредством слушания Слова Божия, иногда через болезнь или скорбь, иногда в юности, иногда в старости, но всегда действием Духа Святого на душу посредством внешних обстоятельств) который, услышав обвинительный акт, сказал: "Я никогда не верил в существование какого-либо призвания, ни предопределения от Бога к Душе; есть нечто в этом роде в Слове, и то это скорее запрещение злых дел и поощрение к добрым, за которые есть и обещание вечного блаженства". Судья. Ты истинный диаволец, отвергая одну из признанных и испытанных истин сына Царя нашего. Он призвал Душу, и Душа услышала зов его, получила новую жизнь и силу, и чудную благодать, которая внушила ей желание быть в постоянном общении с ним, служить ему, исполняя волю его, и ожидать блаженства по его изволению. И за твою ненависть к его учению ты заслуживаешь казнь. Наконец подошел Сомнение в благодати, (Сомнение в благодати -- Все по благодати: Спасение от Господа. Не по человеческим достоинствам, не по делам, но по благодати Божией мы спасены. "Благодатию вы спасены через веру: и это не от нас, но дар Божий". (Еф. II -- 8.) Дух гордости, природный человеку, сопротивляется этой истине и хочет иметь возможность хвалиться делами закона; между тем мы не можем получить иначе, как через Всевышнего, благодать и не заслуженное нами милосердие. О детях Божиих, т. е. о спасенных и оправданных Христом, говорится так: "Которые не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились") который в свое оправдание сказал: -- Хотя я уроженец страны Сомнений, но отец мой был фарисеем, который имел сильное влияние на своих окружающих и учил их вере, по которой и я убежден, что Душа не может быть спасенной втуне, по -единой благодати. Судья. Но ведь закон Царева сына ясно гласит: 1) Отрицательно: "но по делам". 2) Утвердительно: "по благодати вы спасены". А твоя вера основана на делах плоти, ибо дела закона суть дела плоти. Такими суждениями ты отнимаешь у Бога его славу, чтоб вручить ее Душе грешной: ты опровергаешь необходимость воплощения Христова, утверждаешь, что искупительная его смерть была недостаточна для оправдания, и признаешь дела плоти достаточными для спасения. Ты презираешь действие Духа Божия и превозносишь волю плоти и дух законности. Ты диаволец и сын диавольца, и за твои принципы ты должен быть казнен. Тогда поднялся с места летописец и объявил: "Подсудимые, вы здесь перед всеми признаны виновными в отношении нашего Царевича Эммануила и врагами благоденствия Души. За такие преступления вы осуждены на казнь". Они были осуждены к крестной смерти, и приговор был тотчас приведен в исполнение. Но город не мог еще оставаться в покое, пока не был уверен, что все скрывавшиеся диавольцы уже перехвачены. Поэтому Свободная Воля и Усердие всеми силами старались разыскать беглецов. Они схватили следующих: Безумие, Рабский страх, Без любви, Недоверие, Беспечность, Плотоугодие. Они арестовали также сыновей Вредного Исследования по имени: Сомнение, старший из всех, Законность, Неверие, Ложное мнение о Христе, Без обетования, Плотский дух, Чувственность, Себялюбие. Они были сыновья одной матери по имени Без надежды, которая была сродственна старику Неверие с отцовской стороны, и, оставшись сиротой по смерти отца, называемого Мрак, была, выдана замуж за Вредное Исследование. Безумие был арестован на улице Без разума, в своем доме. Все остальные найдены были либо спрятавшимися в вертепах, либо переряженными в одежды граждан. Их имущество было передано одному бедняку по имени Созерцание, живущему в неизвестности с женой своей Набожность и с сыном Благонравие. Свободная Воля велел повесить первым Без обетования и запереть в острог Ложное мнение о Христе и Плотоугодие. Первый зачах в тюрьме и умер от болезни, второй убежал и скрылся и, несмотря на все старания жителей, не мог быть пойманным. Везде было объявлено богатое вознаграждение тому, кто укажет место его жительства, но все было тщетно! Себялюбие также был арестован, хотя имел сильную протекцию в городе, был в родстве с самыми знатными личностями. Но Самоотвержение решительно объявил, что если такой мерзавец будет помилован, то он выйдет из службы и не желает оставаться в городе, и потому велел схватить его из рук защищавших его горожан и, несмотря на их неудовольствие, приказал его повесить. Но Неверие перехитрил всех. Он вырвался из рук преследователей, и его никогда нельзя было поймать, хотя многие из жителей видели его. И потому он и еще несколько других диавольцев продолжали жить в городе, скрываясь в вертепах и ямах до самого того времени, когда Душа перестала существовать в стране Вселенной. Но редко удавалось им выходить из своих углов: лишь только кто их завидит, даже из детей городских, то поднимались крики, как при виде вора, и все кидали в него камнями. И вот наконец настала для Души эпоха мира и спокойствия. Царевич продолжал жить в замке: его вожди и воины исполняли свою обязанность, и город вступил снова в торговые сношения с отдаленной страной, а у себя жители усердно разрабатывали свои продукты. ГЛАВА XIX Речь Эммануила к человеку Царевич встречает горожан. -- Его речь. -- Он уясняет им свою любовь, самопожертвование, долготерпение, провидение, прощение и даруемую им силу. -- Обещание переселить город в лучшую страну. -- Слава этой страны. -- Настоящие обязанности Души, сохранение одежд в чистоте и непорочности, выражение любви к Богу, постоянное над собой наблюдение и памятование прошедшего. -- И потому помни, о Душа спасенная, и держись твердо, доколе я приду. Когда город наконец избавился от врагов, грозивших нарушить навсегда его спокойствие, Царевич послал сказать старшинам, чтоб все жители собрались на торговый рынок в назначенный им день для выслушания дальнейших его приказаний. Когда все собрались, сам Царевич явился в колеснице, сопровождаемый вождями, и обратился к народу со следующей речью: (Речь Эммануила. -- Обращенная душа взирает теперь спокойно на своего Избавителя, она облечена в одежду непорочности, которую не раз оскверняла грехом, но снова очистила в источнике живой воды: она внимает Его голосу и понимает Его волю действием Духа Святого. Эта последняя глава напоминает отрадное состояние духа христианина, когда он вступил в страну "Мое благоволение") " О ты, Душа, (О Душа моя! -- Христос называет обращенную и искупленную Им душу своей. Она, без сомнения, Его по созданию, сохранению, но главное -- по искуплению своему дорогой ценой -- кровью Его. Он объясняет ей, а она постигает Духом Святым всю безмерную любовь Бога Отца и Сына. Он научает ее бодрствовать, обещая Свою силу, и пророчит ей еще много тяжелых дней и неудач, которые ожидают ее, пока он не переселит ее в место лучшее -- в царство Божие, где будет конец всем страданиям, скорби, борьбе и искушениям) мое возлюбленное создание и дорогое моему сердцу, велики права, которые я даровал тебе; тебя Я возвысил над прочими моими созданиями не по достоинству твоему, а по безмерной моей к тебе любви. Я искупил тебя от заслуженного тобою гнева Отца моего и вырвал тебя из власти Диаволоса. И для полного отстранения от тебя всего, что заградило бы тебе вход в царство мое, я заплатил за тебя цену великую, которая состоит не из тленного вещества, как золото и серебро, но из нетленного -- кровь мою пролил я на грешную землю, чтобы ты стала моей. Этим одним мог я примирить Отца моего с тобой, дабы он принял тебя в обители свои, где узришь то, чего ничей глаз не видал и никакое земное сердце еще постичь не могло. Кроме того, о создание мое, я вырвал тебя из власти врагов твоих, невзирая на твое противодействие, на долгую борьбу со мной, ибо ты отдалась обольстителю и желала оставаться при нем, не понимая, что желала своей погибели. Сперва посетил я тебя своим законом, а потом своей благой вестью, чтобы пробудить в тебе чувство истины. Но ты не внимала ни мне, ни отцу моему; а я все же не покинул тебя, вынес твои оскорбления, потому что не хотел дать тебе погибнуть, хотя ты к этому стремилась сама. Я окружил тебя своею силой, я наслал на тебя скорбь и бедствия, чтоб ты изнемогала от утомления и воззвала ко мне о помощи. И когда ты обратилась ко мне, все прошедшее твое, как ни было оно преступно, обратилось к твоему благу. Ты видишь, творение мое, сколько сил небесных окружают тебя: вожди, воины с оружием и всякие средства к обороне твоей от врагов. Они мои служители, дорогое мое создание, и ныне стали твоими. Их обязанность защитить и избавить тебя от вражьей силы, наставить и хранить тебя и приготовить тебя предстать пред Отцом моим для принятия от него благословения и славы, ибо с этой целью ты сотворена. Я отвратил свои взоры от твоих возмущений против меня и исцелил тебя. Когда ты снова отпала от меня, я удалился от тебя, но не покинул и не забыл тебя. Я тот, который послал Страх Божий, чтобы предостеречь и научить тебя. Я разбудил Совесть и освятил омраченное Разумение, укрепил Волю и другие добрые чувства, дабы ты прозрела, проснулась и жила в истине. И ты, по действию моего духа, стала искать и, найдя меня, обрела здравие, мир и спасение. Я также во второй раз изгнал диавольцев из города и решился казнить их, ибо всякий порок и зло ненавистны Отцу моему и мне. И ныне я вернулся к тебе с миром, о возлюбленное наше творение, и твои преступления не вспомяну я более никогда. И будущее твое будет отраднее прошедшего. Еще немного времени, (Еще немного времени. -- Все прошедшее объяснено человеку, все предвидено Богом; ничто не совершалось без Его на то разрешения, и самое падение человека служит только к большей славе Бога Отца и к большему блаженству человека по смерти, если он во время своего земного поприща останется верным Христу, облекаясь в одеяние праведности, полученное от него. "Там, где мы, да будут и те, которых ты дал мне!" -- вот молитва всеблагого Искупителя к Богу Отцу) и я уничтожу весь город, и не останется в нем ни камня, ни мусора, и все перенесу я -- и стены, и камни, и жителей в страну иную, в Мою, где обитаем мы с Отцом. Туда перенесу и перестрою город для обители Отца моего: такова была цель его, когда он основал тебя во Вселенной. Там, в царстве нашем, ты станешь чудным памятником милосердия, любви и славы нашей. И ты будешь в постоянном общении со мной, Отцом моим и его Верховным Деятелем, и ты узнаешь то блаженство, которое немыслимо во Вселенной, хотя бы прожила в ней более тысячи лет. Там не узнаешь ты страха, там не могут существовать ни заговоры, ни злые намерения. Ни скорбь, ни бедствия, ни болезнь и никакие нужды там неизвестны; но жизнь бесконечная, полная радости, славы и восторга, о которой ты понятия здесь иметь не можешь, будет твоим уделом. Там узришь также подобных тебе, избранных, искупленных и уготованных мною душ, которые, как ты, прошли через много скорбей и ныне мною представлены Отцу: они возрадуются тебе, а ты им. Там, в той стране, куда хочу со временем переселить тебя, о искупленное мое создание, находятся сокровища, которые Отец уготовил тебе и хранит под печатью, доколе ты явишься получить их из его рук. Все живущие там исполнены любви к тебе и возрадуются твоему приходу. Их пошлет к тебе Отец мой навстречу, и тебя понесут они на руках, как возлюбленное дитя, и понесутся с тобой на крыльях ветра в безоблачные селениями очи ваши узрят никогда не виданное, и ты обретешь мир и радость. Вот, дорогое мое создание, я передал тебе, что тебя ожидает, насколько можешь понимать; но теперь скажу тебе, какие твои обязанности, (Какие обязанности твои, пока ты во вселенной. -- Но несмотря на то, что человек облечен в белую одежду оправдания, он должен помнить, что он на земле, где грех преобладает, где на каждом шагу он может осквернить непорочную белизну Христова одеяния: и вот Христос указывает ему на источник воды живой, куда он часто должен обращаться, дабы очиститься от греховных пятен. Этот источник -- всеблагое сердце Христа, полное любви к грешным, непокорным своим созданиям, которое никогда не отгоняет от себя кающуюся, молящуюся душу и, как пастырь добрый, снова наставляет на истинный путь заблудившуюся свою овцу) пока останешься в стране Вселенной, доколе не приду сам за тобой, как сказано в писаниях истины. Во-первых, заклинаю тебя хранить одеяния, данные мной, в большей чистоте и непорочности, чем до сего времени. Это послужит тебе к премудрости, к чести, а мне к большей славе. Пока одеяния твои останутся белыми, мир будет считать тебя за мою, и я буду утешаться тобой, а чужие будут ослеплены твоим светом. Украшай же себя непорочностью по учению моему и пользуйся законом моим для укрепления поступи твоей по указанному мною пути, ибо Царь твой возвеселится твоей красоте, он Господь твой, поклоняйся ему. Но если б ты запятнала свое одеяние, иди тотчас омыть его в источнике живой воды, указанном мной, не медли и не давай одеянию твоему сильно запачкаться, ибо ты меня обесславишь и на себя навлечешь страдания. Да не коснется грязь мира белого твоего одеяния и да будет глава твоя всегда помазана елеем. О дорогое мое создание, как часто избавлял я тебя из когтей Диаволоса, и взамен этого прошу тебя об одном -- не воздавай мне злом за добро, но помни мою любовь и мою благость к тебе. Я жил и умер для тебя во Вселенной. Я жив и не умру более никогда, и живу, дабы ты не умирала, и потому что Я жив, жить будешь и ты. Я примирил тебя с Отцом моим кровью моею, пролитою на кресте, и, будучи в примирении, ты также будешь жить. Я о тебе молюсь, за тебя буду бороться с врагами твоими, и благость моя к тебе не будет иметь конца. Ничто не может тебе повредить, исключая греха, ничто не унизит тебя пред врагом, как только грех. Остерегайся же греха, возлюбленное создание! Но знаешь ли, почему я до сих пор не истребил всех диавольцев, спрятавшихся в твоих стенах? Для того, чтобы заставить тебя бодрствовать, чтобы испытать любовь твою и научить тебя ценить мое могущество и самопожертвование. Кроме того, тебе чрез это нельзя будет забыть твоего прежнего низкого состояния, когда силы тьмы царствовали над тобой и обладали твоим замком. Я знаю, что если б я уничтожил твоих внутренних врагов, ты бы тотчас заснула, и множество внешних вражьих сил накинулись бы на тебя во время твоего усыпления и овладели бы тобой. И потому я оставлю в тебе некоторых из них, не с тем, чтобы они вредили тебе, но для усовершенствования твоего, что непременно будет, если ты станешь бодрствовать и бороться против них. Знай же, что бы они против тебя ни затеяли, моя цель внушать тебе убеждение, что только Отец мой и я можем научить тебя успешно сражаться против них, и потому присутствие их не удалит тебя от нас, а, напротив, заставит тебя чаще прибегать к нам за помощью. Докажи же мне твою любовь, дорогое наше творение, за всю мою благость к тебе. Оставайся всегда при мне, твоем друге, и я буду стоять за тебя перед Отцом моим и всем его двором. Люби меня настолько, чтобы превозмочь искушения, и я буду любить тебя, несмотря на твои слабости. Помни также, сколько ты обязана вождям моих сил, как они за тебя боролись, сколько претерпели невзгод из-за тебя. Содержи их и заботься о них: пока они в силе и здравии, и тебе жить будет привольно; если они заболеют и ослабеют, и тебе станет плохо. Не думай также, что всегда можешь действовать по своему разуму, сообразуйся с моим словом, хотя бы оно показалось тебе неясным, -- позднее все поймешь в совершенстве. Верь только, что хотя меня не видишь перед собой, моя любовь к тебе не оскудевает, и я храню тебя в своем сердце. Как я научал тебя бодрствовать, молиться, бороться с врагами, так ныне повеление мое тебе верить, что моя любовь к тебе не изменится никогда. О возлюбленное, искупленное мною создание! Бодрствуй! Никакого другого бремени не хочу наложить на тебя, как то, которое несешь теперь. Будь же тверда, доколе я приду!" КОНЕЦ ЧУДНОЙ АЛЛЕГОРИИ. Духовная война ТЕКСТ Введение ГЛАВА I. Душа: ее начало и падение Бытие 1, 26. Еклез. 3, 11. Исайя 24, 21 -- 22. 2-е Петра 5, 8. Бытие 3, 1. Откр. 20, 1 -- 2. Корин. 10, 4 -- 5. Ефес. 4, 18 -- 19. Римл. 8, 6 -- 7. Ефесян. 2,2-3. Римл. 1, 25. 1-е Иоан. 2, 16. ГЛАВА II. Приготовление к войне Бытие 6, 5 -- 6. 1-е Тимоф. 1, 15. Осия 13, 14. Исайя 28, 15. Псал. 57, 4. Яков 3, 6. Марка 6, 5 -- 6. Второз. 29, 19. Откр. 9, 9. ГЛАВА III. Вожди небесного воинства. -- Осада Матфей 3, 17. Второз. 33, 2. Матфей 13, 40 -- 41. Лука 10, 5. Исайя 58, 1. Захария 7,11. Римл. 3, 10. Псал. 50, 21 -- 22. Лука 12, 58. 2-е Коринф. 5, 18 -- 21. Малахия 4, 1. 2-е Петра 2, 3. Иов 36,17--18. Пс. 9, 7. Исайя 66,15. Лук. 13,8. 2-е Тимоф. 2, 19. ГЛАВА IV. Воинство Эммануила. -- Осада Матфей 22, 5. Евр. 10,7. Иоанна 1, 29. Ефес. 6,16. Матфей 10, 16. Евр. 1, 2. Иоан. 16, 15. Иоан. 17, 2. Иоан. 12, 47. Лука 9, 56. 2-я Царей 12, 1 - 5. Колос. 3, 5. Галат. 5, 24. Иоан. 10, 8. Римл. 6,12 -- 13. 4-я Царей 1,3. Еф. 6, 17. ГЛАВА V. Покорение Души и последствия оного Ефес. 4. Лука 15, 7-10. Мат. 12, 43. Притчи 5, 22. Исайя 61, 3. Мат. 12,31. ГЛАВА VI. Въезд Царева Сына Деяние 15, 9. Еф. 3, 17. Римл. 6, 19. Псал. 77, 24 -- 25. Откр. 22, 4. ГЛАВА VII. Служба одному Властелину Римл. 8,13. Рим. 12, 1-2. Колос. 3, 15. ГЛАВА VIII. Новый Устав Евр. 8, 13. Мат. 11, 28 -- 30. Евр. 8, 12. 1 Иоан. 1. 9. Иоан. 17, 8 -- 24. Евр. 10, 19 - 20. Мат, 7, 7. Колос. 3,5 -- 9. 2-е Кор. 3, 3. Иеремия 31, 33. 1-е Кор. 2, 14. 1-е Иоан. 5, 7. Иоан. 14, 26. 1-е Фессал. 1, 5 -- 6. Римл. 8, 26. Откр. 2, 7 -- 11 -- 17 -- 19. Ефес. 4, 30. Римл. 5, 5. Евр. 12, 12. 1-е Фессал. 5, 14. Еклез. 9, 8. Лука 21, 36. Откр. 7, 14. Колос. 3, 15. ГЛАВА IX. Опасность, угрожающая городу Оссия 5, 15. Иерем. 2, 32. Исайя 63, 10. 1-е Фессал. 5, 19. Иона 2, 8. Евр. 12, 12 - 13. Мер. 2, 27 - 28. ГЛАВА X. Диавольский заговор Числ. 31,16. Откр. 2,14. ГЛАВА XI. Открытие замысла 1-е Кор. 16, 13. Плач Иер. 3, 40. Евр. 12, 15 - 16. Евр. 12, 1. Мат. 22, 13. 1-е Тим. 4, 2. Римл. 2,5. Яков 4, 7. ГЛАВА XII. Моление Души Захар. 9, 15. Откр. 12,10. Откр. 22, 2. ГЛАВА XIII. Полуночная вылазка Римл. 7, 5 -- 6. ГЛАВА XIV. Вот -- он молится! Деян. 9,11. ГЛАВА XV. Обещание своего пришествия 2-е Петра 2,18. Лука 21,34 -- 36. ГЛАВА XVI. Возвращение Царевича Захар. 13,1. ГЛАВА XVII. Армия Кровопийц Бытие 4, 8. Мат. 26, 14--16. Исайя 59, 7. Иерем. 22, 17. Евр. 6, 12. 1-е Тим. 1, 13 - 15. Иоан. 16,1-3. Иоан. 8, 40 - 49. ГЛАВА XVIII. Остерегайся, Душа! Римл. 3, 1 1 -- 17. Нфсс. 2, I -- 10. Исайя S3, 17. Филип. 3, 20. ГЛАВА XIX. Речь Эммануила к человеку Пост- 15. 4 -- 11.