ольшей известностью из которых пользуются гробницы Хеопса, Хефрена и Менкура. Пирамида Хеопса достигала 147 метров в высоту, каждая из ее сторон равнялась 233 метрам, а на постройку всей пирамиды пошло 2300000 колоссальных глыб известняка, каждая из которых весила 2,5 тонны. В строительстве участвовало до 100000 человек, на жалкое пропитание которых (из лука и редьки) пошло 1600 талантов, почти баснословная сумма. Внутренние помещения пирамиды, вход в которые был с северной стороны на высоте 14 метров, состояли из нескольких комнат, площадь которых колебалась в пределах 60 кв. м. Для устойчивости внутренней планировки было сделано несколько глухих камер, распределяющих давление. Богатства почти всех пирамид, как мы уже говорили, были расхищены, и только некоторые, как, например, гробница Тутанхамона, открытая в 1922-1923 гг., были нетронуты. Говард Картер, открывший гробницу, и другие ученые провели детальнейший анализ найденных вещей, приоткрывавший нам завесу жизни Древнего Египта. Мумия фараона, который считал себя равным Богу, была извлечена и тщательно исследована. От былого величия не осталось и следа, но останкам Тутанхамона еще «повезло», ибо большинство мумий было вынуто из гробниц, осквернено и уничтожено на протяжении ряда веков.
Открытие и исследование пирамид не имеют, на первый взгляд, непосредственного отношения к Библии. Но, всмотревшись внимательно в эти памятники, мы извлечем для себя огромное количество глубочайших уроков, свидетельствующих о бренности всего земного, человеческой гордыни, недальновидности, жестокости, и, вместе с тем, о вечности и неизменности Истины. Фараоны, пытавшиеся уничтожить Богом избранный народ, канули в лету веков, как канут и все те, которые сегодня противятся Богу и Его Истине. Христос сегодня зовет каждого из людей, призывая их оставить фараоновскую гордость, суету и обрести спасение. По миру звучит Трехангельская весть, давайте же примем ее и не будем, подобно древнему фараону, полагаться на себя и свои силы, чтобы и нам, подобно древнему властителю, не «кануть в водах Чермного моря».
Гипостильный зал храма Амона в Карнаке. Сооружен в эпоху правления Рамзеса II. XIX династия. 1250 г.
Глава одиннадцатая
2 Петра 1:19 «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших».
На протяжении многих лет критики не только не признавали реальность исторических событий, описанных в Библии, но и ставили под сомнение подлинность самих книг Писания. Они утверждали, что книги Библии написаны вовсе не теми людьми, чьи имена стоят в заглавиях, что написание их не совпадает с библейской датировкой, что все пророчества написаны задним числом, и что книги Библии изобилуют огромным количеством позднейших вставок; наконец, что современный текст Библии резко отличается от того, который был много сотен лет назад. Даже некоторые богословы и верующие стали соглашаться с этим. Но истинные дети Божьи, помня слова Христа:
В один из летних дней 1947 года бедуинский мальчик
Поселение в Кумране и холмы, в которых были найдены свитки (аэрофотоснимок)
Планомерные раскопки начались в 1949 году и продолжались до 1967 года под руководством
Кумраниты спрятали свою библиотеку в
пещерах, спасая ее от римлян, опустошивших
страну в ходе Иудейской войны
В ходе Иудейской войны община погибла, но свои свитки успела спрятать в потаенных местах, где они и пролежали до 1947 года. Именно эти свитки и произвели своего рода взрыв в научном мире. Ессеи деятельно занимались изучением и переписыванием Священного Писания, а также составлением различных комментариев на его отдельные книги. Дело в том, что до этого открытия самый древний оригинал Писания относился к Х веку
Итак, Слово Божье неизменно, как неизменен и Сам Бог в Своих пророчествах и обетованиях, а это значит, что самое великое обетование о втором пришествии Иисуса Христа непременно исполнится в строго назначенный Самим Богом час, а потому будем бодрствовать и молиться, чтобы в любое время мы были готовы встретить своего Господа, грядущего на облаках небесных.
Ассирийский «ангел».
Рельеф с клинописью. VII в.
Глава двенадцатая
Бытие 15:6,7 «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. И сказал ему: Я Господь, который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение».
Всем истинным последователям Христа известно и драгоценно это место Священного Писания, место, которое провозглашает принцип спасения и оправдания по вере. Авраам и его род на протяжении многих веков жили в Месопотамии, имея там прекрасные земли и пастбища. Их большой достаток сочетался с прекрасными географическими данными тех мест. Его род был весьма знатен и пользовался большим влиянием среди окружающих людей. И вот Бог в одном из видений повелевает ему выйти из этого края и направиться в неведомую страну Ханаан. Многие из нас, вероятно, стали бы долго раздумывать и взвешивать все обстоятельства, а некоторые сразу бы отказались, ибо с человеческой, земной точки зрения, как можно променять видимое богатство, благополучие, окружение родственников, уважение и почет среди людей на то, чего никогда не видел и даже плохо представляешь себе, что это такое. Но Авраам рассуждал не так. Своим человеческим умом он не мог до конца постичь происходящее, но твердо верил Господу, всецело полагаясь на Него, твердо зная, что все, что Бог повелевает человеку делать; следует немедленно исполнить, ибо это необходимо и для блага самого человека. Пусть мы порой не понимаем чего-то до конца, пусть нам порой кажется, что многое противоречит друг другу, что не видно выхода из создавшейся ситуации, мы всегда должны уповать на Господа, всецело доверяя Ему и твердо зная: «что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Римл. 8:28).
Бог, видя испорченность жителей Месопотамии и зная, что контакты с ними погубят верных Его детей, призвал Авраама выйти из этих мест, уготовив ему несравненно лучшую участь стать отцом всех верующих.
Статуя сидящего Гудеа.
Диорит. 2150 г.
Многие главы этой книги мы начинаем с тезиса о том, что вплоть до XIX века о многих городах и царствах сообщала только Библия. И данную главу мы можем начать с этого же, ибо действительно, о городах древней Месопотамии было известно только из книг Писания. Для историков на протяжении сотен веков название городов Эрех (Урук), Аккад, Реховофир, Калах, Ур и др. было просто плодом фантазии библейских авторов. Но настало определенное Богом время, «и умножилось ведение», и тогда из небытия вышли древние города-государства Месопотамии, встав в шеренгу вместе с Вавилоном, Ниневией, Мемфисом, Фивами, Дамаском, Петрой, Моавом, Аммоном, Сузами, Тиром, Сидоном столицами древних царств, подтвердивших истинность Библии.
История Месопотамии уходит в глубокое прошлое, еще к допотопным временам, о чем мы кратко говорили в одной из предыдущих глав. После потопа первыми протогосударственными образованьями Месопотамии становятся города Киш на севере и Лагаш на юге. Эти два города вели между собой частые войны, шедшие с переменным успехом. И если вначале победа склонялась на сторону Киша, то затем, благодаря своему воинственному царю Эаннатуме перевес получает Лагаш. В одной из битв этот царь разбивает союзные войска Уммы, Киша и Акшака. В честь этой битвы была выбита плита, носящая сейчас название «Стелы коршунов», где была показана победа Лагама, врагов которого пожирают коршуны. Преемник Эаннатумы Энтемена также прославился своими походами. Затем следует период упадка Лагаша, в конце которого старая династия была низвергнута, а к власти в результате переворота пришел один из царских сановников Урукагин. Если начало правления этого царя отличалось успешными завоевательными походами и внутренними реформами, то уже через шесть лет наступил период кризиса, вызванный войной против Уммы и Урука (в Библии этот город назван Эрех), которую вел царь Урука Лугальзаггиси.
Правитель Ура Ур-Намму перед богом Даккой.
Стела из Ура. XXII в.
Последний, нанеся ряд крупных поражений, взял и сам Лагам, подвергнув город опустошению. Только храм-крепость Гирсу, посвященная богу Нингирсу, где укрылся царь Лагаша Урукагин, продолжала оказывать сопротивление. Но, вероятно, и она должна была вскоре капитулировать, если бы до Лугальзаггиси не дошли сведения о походе против него царя Аккада Саргона. Последний когда-то был виночерпием у царя Киша Урзабабы, затем стал самостоятельным властителем, приступив к завоевательной политике. Начавшаяся между Уруком и Аккадом война завершилась полным разгромом Урука, царя которого Саргон принес в жертву богу Энлилю. Саргон объединяет под своей властью все Междуречье, а слава о нем распространяется до отдаленных земель. При нем государство достигло расцвета, как в военном, так и в торговом отношении. При его преемниках могущество Аккада непомерно возросло, завоевания достигли Армении, Курдистана и даже Египта, которому было нанесено несколько крупных поражений. Одновременно с этим происходит и обожествление аккадского царя, которому начинают воздавать почести, достойные Бога. Достигнув процветания, правители Аккада, по примеру многих своих предшественников, забыли о своей зависимости от Всемогущего, вообразив, что сами они являются равными Богу. При дворе начинает процветать полное нравственное разложение, на алтарь богам приносятся человеческие жертвы, а рабы, которые назывались игинуду (что значит, «не поднимающий взгляд»), только за одну попытку поднять глаза на господина, моментально лишались жизни. Впоследствии Аккад был разгромлен племенем гутеев около 2100 года
Население городов этих царств, возникших вскоре после потопа, в 22502200 годах
Раскопки Киша производились в 1928-1929 гг. под руководством
Победная стела Нарамсина, найденная в Сузах.
Красный песчаник. Около 2300 г.
Городом-государством, положившим конец владычеству племени гутеев, был Ур. Примерно с 2100 по 2000 гг.
Приложение
На протяжении многих лет в нашей стране умалчивались сведения античных авторов, повествующих о Христе. Если же и делались сноски на эти свидетельства, то в таком извращенном виде, что, пожалуй, даже сам античный историк не смог бы узнать свое произведение. Также утверждалось и то, что сведений этих весьма мало и что руководствоваться ими нельзя. На первый взгляд может действительно сложиться впечатление, что сведений о земной жизни Иисуса Христа намного меньше, чем, скажем, о Его современниках Августе, Тиберии, Ироде и др. Но если вдуматься и посмотреть в сущность проблемы, то обнаружится совершенно иное. Во-первых, историки всегда описывали, в первую очередь, деяния «великих мира сего», а также войны, дипломатические переговоры и пр. Иисус Христос же с человеческой точки зрения был простым проповедником, учителем, деятельность которого на земле продолжалась всего три с половиной года и ограничивалась одной Иудеей. В первом же веке
Траян. Античная мраморная статуя в Национальном музее в Неаполе
Иосиф Флавий «Иудейские древности», книга 18, глава 3:3: «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали любить Его и теперь. На третий день Он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени».
Это известие написано в 90-х гг.
Другим автором, упоминающем о Христе, является крупнейший римский историк Корнелий Тацит. В «Анналах» (летописях) книга 15, параграф 44: «Но вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады».
Это свидетельство было написано около 115 года
До нашего времени дошла переписка правителя Вифинии и Понта Плиния Младшего с императором Траяном. Из письма Плиния к Траяну: «Всяких тебе благ! У меня уже вошло в привычку приносить для твоего рассмотрения всякое дело, в котором я не уверен или сомневаюсь. Потому что кто может лучше тебя управлять моими нерешительными суждениями или же пополнить мою некомпетентность в познаниях? До моего вступления в управление этой провинцией я никогда не вел допроса христиан. Я в этом некомпетентен и не могу решить, какова цель судебного расследования и наказания в этом деле Между тем, я поступал с такими, которых приводили ко мне, как христиан, так: я спрашивал, действительно ли они христиане. Если они упрямо настаивали на своем, то я приказывал их уничтожить Другие же сначала объявляли, что они христиане, а затем отрекались от Него О их прежней религии они говорили и сообщали следующее: они имели в определенный день перед восходом солнца собираться вместе и совместно воспевать гимны Христу, как Богу, давать перед Ним обеты никогда не делать нечестия, не заниматься кражей, воровством или блудом, не нарушать данного слова, не удерживать данного им в залог. После же этого их обыкновением было принимать участие в безобидной трапезе, на которой все они поступали без какого-либо нарушения порядка. И этот последний обычай они исполняют, несмотря на то, что по твоему повелению обнародован мною указ, запрещающий всем общинам поступать так Число обвиняемых так велико, что дело заслуживает серьезного разбирательства Не только города, но и малые деревни, и полупустынные места переполнены этими иноверцами ».
Из письма императора Траяна к Плинию: «Ты совершенно верно вел дела свои относительно христиан, мой милый Плиний. На самом деле нет же всеобъемлющего правила, которое подходило бы во всех случаях без исключения. Этих людей не надо разыскивать. Но если они приведены к тебе, то предавай их смерти, однако с той оговоркой, чтобы всякий, кто отречется от Христа, и в доказательство этого призовет наших богов, каково бы ни было его прошлое, ради его раскаяния должен быть прощен».
Как видим, известность христиан была так велика, что ими интересуется сам император Рима. Также видно и то, что даже ярые язычники не ставили под сомнение существование Основателя христианства Иисуса Христа. Кроме приведенных известий существует множество других, повествующих о жизни апостольской церкви. В них говорится, что основой ее было Священное Писание, что существовало только два обряда: крещение и вечеря Господня, что днем покоя была суббота, что и в помине не было никаких икон и реликвий, молений святым или деве Марии, что не было различия между прихожанами и избиравшимися ими пресвитерами, диаконами и др. Великое движение Реформации обратилось к истокам христианского учения, отказавшись от человеческих преданий и философий, подменивших собой Божью истину и закон.
Часть вторая
Авва. Один из древних городов, располагавшийся невдалеке от Вавилона, в переводе обозначает «опустошение». Разгромлен ассирийцами, которые перевезли часть его населения в разрушенную ими в 722 году
Аввим. Город с незапамятных времен принадлежал ханаанейскому племени аввеев (в переводе «живущих в пустынных местах»). Около XV века
Авель-Беф-Мааха. Один из сильнейших городов Древнего Израиля, названный во 2 книге Царств 20:19 «мать городов в Израиле». После раздела земли при Иисусе Навине город отошел к колену Неффалимову, после чего несколько раз на протяжении своей истории становился объектом нападения вражеских армий: так при Ваасе он был разгромлен Венададом, царем Сирии (3 кн. Царств 15:20) и при Факее Феглафелассаром, царем Ассирии (4 кн. Царств 15:29). Важную роль город сыграл и в междоусобной войне, вспыхнувшей при царе Давиде вследствие восстания некоего Савея. В результате этого полцарства откололось от Давида. Но быстрые и решительные действия его военачальника Иоава привели после ожесточенной войны к поражению мятежников их остатки заперлись в Авель-Беф-Маахе во главе с Савеем. Трудно сказать, что бы стало с городом, если бы одна из его жительниц не уговорила своих земляков умертвить Савея и тем спасти город от разгрома (2 кн. Царств, 20 глава).
Авелмехола. Один из ханаанейских городов, близ которого Гедеон нанес сокрушительное поражение мадианитянам всего с тремястами воинов (кн. Судей, 7 глава). Название этого города также связано с рождением в нем одного из самых известных пророков Елисея (3 кн. Царств 19:16).
Авель-Кераим. Один из аммонитянских городков, вблизи которого израильский судья Иеффай около нанес аммонитянам крупное поражение. Свое название Авель-Кераим, что в переводе означает «долина виноградников», получил благодаря огромному количеству разводимого здесь винограда (кн. Судей 11:39).
Авец. Один из городов, принадлежавший колену Иссахара (Иисус Навин 19:20).
Авиф. Одна из древнейших столиц Едомского царства, при его правителе Гададе, около XIX-XVIII вв.
Адами-Некев. Город, отошедший после раздела Палестины к колену Неффалима (Иисус Навин 19:33).
Адам. Один из древних ханаанейских городов, вблизи которого израильтяне, ведомые Иисусом Навином, около 1410 года
Адораим. Израильский город-крепость, укрепленный при царе Ровоаме Первом (2 Паралипоменон 11:9). После разгрома Иудейского царства, в 586 году отошел к Едому. В период Маккавейской войны во Втором веке
Адифаим. Город, отошедший при разделе Палестины в XIV веке
Адрамит. Древнегреческий город, расположенный в провинции Мисия, в Малой Азии. Славился как один из лучших портовых городов древности. На одном из его кораблей апостол Павел, будучи уже римским узником, плыл в Рим на суд к императору (Деяния 27:2). Город существует и по настоящее время, но былое значение потерял.
Аэндор. Старинный ханаанейский город, просуществовавший до нашего времени и окутанный всевозможными легендами. При Иисусе Навине город, хотя территориально и относился к колену Иссахара, но в ходе раздела был дан колену Манассии. Иудеи должны были изгнать ханаанеев из города, полностью подчинив его своей власти, однако из-за нерешительности иудеев ханаанеи остались там жить, хотя и вынуждены были затем признать верховную власть израильтян (Иисус Навин 17:11-13). Спустя несколько десятилетий, около города иудейскими судьями Вараком и Деворой был разгромлен ханаанейский царь Иавин (кн. Судей, 4 глава). Но наибольшую известность городу принесли события, разыгравшиеся в нем в конце царствования Саула. Последний, отступая в своей жизни все дальше и дальше от Господа, превратился из посвященного Богу мудрого и великого царя в жалкого и одинокого человека и, наконец, дошел до того, что обратился за помощью к колдунье, приспешнице лукавого. Саул, придя к ней, просит вызвать дух Самуила, в образе которого перед ним предстает бес (1 кн. Царств, 28 глава). Это был один из древнейших спиритических сеансов, зафиксированных историей. Но, как и в древние времена, так и сегодня люди, желающие встретиться со своими умершими близкими, вступают в контакт не с ними, ибо после смерти, как говорит Библия, «мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению; и любовь их, и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Екклесиаст 9:5-6, 10). «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его» (Псалтырь 145:4). Как в случае с Саулом, перед людьми предстают злые духи, которые в свое время привели к гибели Саула, мечтая то же самое сделать и с нами. В городке до сих пор сохранилась эта зловещая пещера, служащая грозным предупреждением людям.
Азот. Один из крупнейших, наряду с Аскалоном, Газой, Гефом, Аккароном, филистимских городов, называемых царскими (они были основаны филистимлянами в XV-XIV веке
- 1. В Азоте будут истреблены филистимляне, но город сохранится (Амос 1:8).
- 2. В Азоте будет жить другой народ (Захария 9:6).
- 3. Земли его достанутся евреям (Софония 2:7).
История полностью подтвердила эти пророчества. Азот дожил до нашего времени, несмотря на бурную историю и многочисленные разрушения, и находится сейчас в государстве Израиль, нося имя Ездуд. В переводе «Азот» означает «укрепленное место».
Ступенчатая пирамида фараона Джосера в Саккара. III династия. Начало III тысячелетия |
Пирамиды в Гизе. Направо пирамида Хафра, левее пирамида Менкаура. IV династия. Первая половина III тысячелетия |
Аиалон. Древнеханаанский поселок, известен тем, что вблизи него около 1400 года
Аиалон. (2) Одноименный предыдущему городок, находящийся в колене Завулона, упомянут в Библии в кн. Судей 12:12 в связи с погребением в нем судьи Елона.
Аин. Древний город, находящийся вблизи Хеврона, при разделе Палестины достался колену Иудину, затем был передан колену Симеона и левитам (Иисус Навин 15:32). В переводе означает «источник».
Аккарон. Один из царских филистимских городов. На протяжении многих столетий был врагом Израильского царства, упоминается в летописях Давида, Охозии, Озии и Иосии. Уничтожение города было предсказано пророком Амосом 1:8 и пророком Софонией 2:4. Эти пророчества нашли свое точное исполнение в истории. Археологами обнаружены вблизи поселка Акир остатки домов и храмов города, свидетельствующие о его былом величии. В переводе «Аккарон» означает «искоренение».
Храм богини Хатор в Дендера (частичная реконструкция).
Постройка завершена в I в н. э.
Акра. Синоним Птоломаида.
Александрия. Один из крупнейших городов Древнего мира, основанный Александром Македонским в 332 году
Правителями этого царства были:
- 1. Птолемей Первый «Лага» (304-283)
- 2. Птолемей Второй «Филадельф» (283-247)
- 3. Птолемей Третий «Эвергет» (247-221)
- 4. Птолемей Четвертый «Филопатр» (221-205)
- 5. Птолемей Пятый «Эпифан» (205-181)
- 6. Птолемей Шестой (181-145)
- 7. Птолемей Седьмой «Толстый» (145-117)
- 8. Птолемей Восьмой (117-107)
- 9. Александр Первый (117-88)
- 10. Клеопатра Первая (117-88)
- 11. Птолемей Девятый «Лафур» (116-107)
- 12. Птолемей Десятый (107-101)
- 13. Птолемей Девятый «Лафур» (89-81)
- 14. Александр Второй (81-80)
- 15. Птолемей Одиннадцатый «Авлет» (80-80)
- 16. Птолемей Двенадцатый «Дионис» (80-52)
- 17. Клеопатра Вторая (52-48)
- 18. Птолемей Тринадцатый (52-47)
- 19. Птолемей Четырнадцатый (47-45)
- 20. Птолемей Пятнадцатый (45-30)
При Птолемее Втором был осуществлен перевод Библии на греческий язык. Дело в том, что, узнав о величии Библии, Птолемей отправил к иерусалимскому первосвященнику Елеазару письмо, в котором просил прислать переводчиков, знающих как греческий, так и еврейский языки. Прибывшим переводчикам в Александрии был устроен пышный прием, после чего они были доставлены во дворец на остров Фарос, близ Александрии. Там каждому из них было выделено по отдельной комнате (всего было 72 переводчика), где они независимо друг от друга начали перевод Пятикнижия Моисея. После окончания работы Птолемей, сличая их переводы, с удивлением увидел, что они полностью идентичны. И действительно, Библия единственная среди всех книг мира при переводе на любой язык не изменяет смысла. В дальнейшем, в Египте были переведены и остальные книги Ветхого Завета. В целом, этот перевод вошел в историю под названием Септуагинты, то есть перевод 70 толковников. За небольшое время Александрия становится мировым политическим и культурным центром. На весь мир была знаменита библиотека города, состоящая из 500 тысяч томов. До нашего времени она не дошла, часть ее погибла в 47 году
Амфиполь. Афинская колония в устье реки Стримона в Македонии. От некогда крупного и укрепленного города, основанного в VI веке
Анафоф. Ныне это городок Аната. Расположенный вблизи Иерусалима, город в древности принадлежал сынам Левия, выполнявших религиозное служение. За нечестие город подвергся Божьим судам, провозглашенных через пророков Иеремию 11:19-22 и Исайю 10:30 и точно исполнившимся в истории. Вместо некогда богатого и влиятельного города сегодня находится маленький городок. В Библии город упомянут в связи с тем, что он стал местом изгнания первосвященника Авиафара, низвергнутого царем Соломоном, а также тем, что в этом городе родился пророк Иеремия (Иеремия 1:1). В переводе означает «ответ на молитву».
Анаф. Из древней истории города известно лишь то, что около XVII века
Антипатриада. Основан на месте древнего поселения Карф-Сабы Иродом Великим (374 гг.). В середине I века
Антиохия Сирийская. Один из богатейших и крупных городов Древнего мира, бывшего столицей государства Селевкидов Сирии, образованного в результате распада империи Александра Македонского. Город был основан Селевком Первым, который назвал его в честь своего отца. После покорения царства Селевкидов римлянами в 64 году
Правители Антиохийского княжества:
- 1. Боэмунд Первый (1098-1111)
- 2. Танкред (1111-1112)
- 3. Рожер (1112-1119)
- 4. Боэмунд Второй (1119-1130)
- 5. Раймонд Первый (1130-1163)
- 6. Боэмунд Третий (1163-1201)
- 7. Боэмунд Четвертый (1201-1215)
- 8. Раймонд Второй (1215-1220)
- 9. Боэмунд Четвертый (1220-1233)
- 10. Боэмунд Пятый (1233-1252)
- 11. Боэмунд Шестой (1252-1275)
- 12. Боэмунд Седьмой (1275-1287)
В 1268 году город был разгромлен мусульманами. Ныне на месте города расположен небольшой городок Антакия. Для последователей Иисуса Христа город знаменателен тем, что именно в нем они «в первый раз стали называться христианами» (Деяния 11:26).
Антиохия Писидийская. Город в Малой Азии, воздвигнутый Селевком Сирийским. Евангельская весть достигла города при апостоле Павле, который вместе с Варнавой донес ее людям (Деяния 13:16-41).
Аполлония. Один из македонских городов, названный в честь древнегреческого бога Аполлона. Город посещал апостол Павел (Деяния 17:1 и 16:12-15).
Арад. Древнеханаанейский город, оказывавший упорное сопротивление войскам Иисуса Навина, который, взяв город, подвергнул его полному уничтожению (кн. Чисел 21:1-3 и кн. Судей 1:16). Ныне вместо города находится холм Тель-Арад. В переводе означает «место диких ослов».
Арвад. Один из финикийских городов, воздвигнутый на одном из островов в Средиземном море. На протяжении нескольких столетий был одним из богатейших портов Средиземноморья, пока не был разрушен арабами во времена Династии Омейядов (660-750), правившей Арабским халифатом. В переводе означает «место беглецов». В Библии упомянут в кн. Иезекииля 27:8-11.
Арпад. Один из городов Сирийского Дамасского царства, покоренный Сеннахирибом Ассирийским (705-681), в переводе «подпора».
Ар-Моав. Древняя столица Моавитского царства, разгромленная царем Сигоном Аморейским, после отошедшая колену Рувима и разрушенная в 342 году
Аскалон. История города и пророчества о нем изложены в книге «Всемирная история и пророчества Библии».
Асор. Одна из столиц многочисленных ханаанейских царств, разрушенная в 1410 году
Астароф. Столица Ога, царя Васана, разгромленного израильтянами в XV веке
Аштероф-Карнаим. Древний город, располагавшийся между двумя холмами, прославившийся своим населением, отличавшимся небывалым ростом и физической силой. В Библии упомянут в кн. Бытие 14:5; кн. Иисуса Навина 12:4. В переводе «местопребывание двурогой богини» (богини т. е. Астарты, почитавшейся в этом городе; двурогой из-за двух холмов).
Общий вид Древнего Афинского акрополя.
Афины. Один из древнейших и замечательнейших городов мира; в древности его именовали «оком Эллады». Наивысшего развития город достиг в V веке
Храм Афины на Акрополе. V в. |
Афинянки, вступающие во храм. Из барельефов Парфенона |
В те времена Афины по праву считались языческой столицей мира, словно приняв пальму первенства от Древнего Вавилона: не только в языческом центре города Акрополе, но на каждой площади, улице и улочке, на каждом перекрестке, и даже около многих домов и бедных, и богатых можно было увидеть большие и малые скульптуры и статуи языческих богов, которых насчитывалось великое множество. Не приходится удивляться, что «Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов» (Деяния 17:16). В то время в Афинах процветали различного направления философские школы, которые объединяло одно: прославление мудрости человеческой, остроумия и остроты языка. «Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое» (Деяния 17:21). Поэтому неудивительно, что блестящую проповедь Павла об Иисусе Христе они не восприняли, как и сегодня люди, надмеваясь плотским умом, не испытывают необходимости в Спасителе мира, а Библию считают в лучшем случае памятником восточной литературы, а в худшем сборником басен.
Зевс.
Реконструкция
Но пренебрегать Божьими благословениями бесконечно нельзя, и каждый, строящий блестящие планы на будущее, должен задать себе вопрос, не будет ли конец его похож на финал древнего прекрасного города: обломки, руины, разочарование, гибель. «А беззаконнику горе: ибо будет ему возмездие за дела рук его И будут воздыхать и плакать ворота столицы, и будет она сидеть на земле опустошенная» (кн. Исайи 3:11; 25).
История нижеследующих городов представлена всего одним-двумя предложениями и поэтому здесь приводятся лишь перевод названия и место Священного Писания, где говорится о городе.
Беештера. В переводе «дом Астарты», в Библии упоминается в кн. Иисуса Навина 21:27; кн. Паралипоменон 6:71.
Бела. В переводе «истребление», упоминается в кн. Бытие 14:2, 8; кн. Иеремии 48:34.
Бероф. В переводе «кипарис». Упоминается во 2 кн. Царств 8:8; кн. Иезекииля 47:16.
Бет-Арбел. В переводе «место засады». Упоминается в кн. Осии 10:14.
Бет-Гамул. В переводе «дом верблюда». Упоминается в кн. Иеремии 48:23.
Бет-Дивлафаим. В переводе «дом двух рогов». Упоминается в кн. Иеремии 48:22.
Беф-Анаф. В переводе «дом ответа». Упоминается в кн. Иисуса Навина 19:38; кн. Судей 1:33.
Беф-Арава. В переводе «дом пустыни». Упоминается в кн. Иисуса Навина 15:6; 18:22.
Беф-Биреи. В переводе «дом создания». Упоминается в 1 кн. Паралипоменон 4:31.
Беф-Ваал-Меон. В переводе «жилище Ваала». Упоминается в кн. Иисуса Навина 13:17; кн. Иеремии 48:23.
Бефвара. В переводе «место переправы». Упоминается в кн. Судей 7:24; Евангелие от Иоанна 1:28.
Бефгадер. В переводе «дом ограды». Упоминается в 1 кн. Паралипоменон 2:51.
Беф-Гараи. В переводе «возвышенное место». Упоминается в кн. Чисел 32:36; кн. Иисуса Навина 13:27.
Беф-Дагон. В переводе «дом Дагона». Упоминается в кн. Иисуса Навина 15:41.
Беф-Екед. В переводе «пастушеский дом». Упоминается в 4 кн. Царств 10:12, 14.
Беф-Иешимоф. В переводе «дом пустыни». Упоминается в кн. Чисел 33:49; кн. Иисуса Навина 12:3.
Бефкарем. В переводе «дом винограда». Упоминается в кн. Иеремии 6:1; кн. Неемии 3:14.
Беф-Нимра. В переводе «дом барса». Упоминается в кн. Чисел 32:36; кн. Иисуса Навина 13:23.
Беф-Пацец. В переводе «дом разрушения». Упоминается в кн. Иисуса Навина 19:21.
Форум Августа
Беф-Рафа. В переводе «дом врачевания». Упоминается в 1 кн. Паралипоменон 4:12.
Беф-Рехов. В переводе «дом широты». Упоминается в кн. Судей 18:28; 2 кн. Царств 10:6-8.
Беф-Сан. В переводе «дом покоя». Упоминается в 1 кн. Царств 31:10; кн. Иисуса Навина 17:11.
Беф-Таппуах. В переводе «дом яблока». Упоминается в кн. Иисуса Навина 15:53.
Беф-Фегор. В переводе «дом Фегора». Упоминается в кн. Второзаконие 3:29; 4:46.
Беф-Хогла. В переводе «дом куропатки». Упоминается в кн. Иисуса Навина 15:6.
Беф-Цур. В переводе «дом скалы». Упоминается в кн. Иисуса Навина 15:58.
Бефшитта. В переводе «место акаций». Упоминается в кн. Судей 7:22.
Бубаст. В переводе «место Басты». Упоминается в кн. Иезекииля 30:17.
Ваал-Гад. В переводе «владыка счастья». Упоминается в кн. Иисуса Навина 12:7; кн. Судей 3:3.
Ваал-Гамон. В переводе «город множества». Упоминается в кн. Песнь Песней 8:11.
Ваал-Парацим. В переводе «владыка поражений». Упоминается во 2 кн. Царств 5:20.
Ваал-Фегор. В переводе «отверстие». Упоминается в кн. Числа 25:3, 5; Псалтирь 105:28.
Ваал-Фамарь. В переводе «место пальм». Упоминается в кн. Судей 20:33.
Вавилон. История города нами подробно изложена в главе 1 «Золотой Вавилон» этой книги.
Вефхор. В переводе «дом ягнят». Упоминается в 1 кн. Царств 7:11.
Вирсавия. Первоначально на месте города был построен колодец, возле которого принесли клятву Авраам и Авимелех, царь филистимлян. После этого, спустя некоторое время, возник город, названный в честь колодца Вирсавией, то есть «колодец клятвы». В Библии упоминается в кн. Бытие 21:31; 33; 26:32; 33; кн. Иисуса Навина 15:28; кн. Судей 20:1; 1 кн. Царств 8:2; кн. Амоса 5:5; 8:14.
Вифлеем-Иудейский, или Вифлеем-Ефрафа. Один из самых известных городов, упоминаемых в Священном Писании. Имена многих героев Библии связаны с Вифлеемом. Бытие 35:19: « умерла Рахиль и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем». Следует пояснить, что Ефрафа это древнее название Вифлеема, в переводе означает «плодоносный». Город принадлежал колену Иудину, поэтому назывался еще Вифлеем-Иудейский (следует отличать от Вифлеема-Завулонова, который принадлежал колену Завулона и находился в Галилее). В Древнем Израиле хорошо знали Вифлеем путешественники этот город лежал на пути в Египет: «И пошли и остановились в селении Химам, близ Вифлеема, чтоб уйти в Египет» (кн. Иеремии 41:17). Именно в Вифлеем направилась Ноеминь со своей преданной невесткой Руфью: «И возвратилась Ноеминь, и с нею сноха ее Руфь Моавитянка и пришли они в Вифлеем в начале жатвы ячменя» (кн. Руфь 1:22). Этот город назывался еще городом Давидовым, так как Давид родился в нем, и в этот город «пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею » (Евангелие от Луки 2:4, 5). В этом городе родился Спаситель мира, наш господь Иисус Христос: «И родила Сына своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Евангелие от Луки 2:7). На полях Вифлеемских Ангел Господень явился пастухам с радостной долгожданной вестью: «Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь » (Евангелие от Луки 2:11). С раннего детства Вифлеем-Ефрафа хорошо был знаком каждому израильскому ребенку, который и дома, и в школе, и в синагоге слышал и хорошо знал пророчество, записанное в книге пророка Михея 5:2: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных». В переводе Вифлеем означает «дом хлеба».
Вифсаида-Юлия. Располагался невдалеке от Тивериадского озера, и в честь дочери римского императора Октавиана-Августа получил вторую часть названия. Невдалеке от города Иисус Христос насытил 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбами (Евангелие от Марка 6:41-45). Город известен и тем, что в нем Господь исцелил слепого (Евангелие от Марка 8:22-25). В переводе означает «дом рыбной ловли».
Восстановленный форум римский
Вифсаида Галилейская. Город, располагавшийся у Галилейского озера неподалеку от Капернаума и Хоразина. В Вифсаиде родились апостолы Петр, Андрей, Филипп. В этом городе неоднократно бывал наш Господь Иисус: «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись» (Евангелие от Матфея 11:21).
Восор. Один из крупнейших и богатейших городов Едомского царства, располагавшийся в расселинах неприступных скал. За время своего существования город неоднократно завоевывался моавитянами и аммонитянами, но всякий раз отстраивался вновь, сохраняя свое могущество. Однако нечестие, царившее в городе, разрушало дух его жителей, вызвав Божьи суды. Кн. пророка Иеремии 49:13: «Ибо Мною клянусь, говорит Господь, ибо ужасом, посмеянием, пустынею и проклятием будет Восор, и все города его сделаются вечными пустынями». Кн. пророка Амоса 1:12: «И пошлю огонь на Феман, и пожрет чертоги Восора».
Эти предсказания в точности исполнились, и зловещие развалины крепостей и языческих храмов Восора наглядно иллюстрируют это, подтверждая верность пророческого слова Библии. В переводе Восор обозначает «загон для овец».
Восор. (2) Город, одноименный предыдущему, принадлежал Моавитскому царству. Кн. Иеремии 48:24: «И на Кериоф, и на Восор, и на все города земли Моавитской, дальние и ближние »
Часть вторая
Гаваон. Город, принадлежавший ханаанскому племени евеев. В Священном Писании, кн. Иисуса Навина, в девятой главе описана история жителей Гаваона, и то, при каких обстоятельствах был заключен союз между ними и израильтянами. Впоследствии город, лишенный самостоятельности, стал принадлежать колену Вениаминову (И. Навин 18:20, 25), а потом левитам (И. Навин 21:17).
Гаваон приобрел известность и тем, что в нем находилась скиния с алтарем для всесожжений: «А Садока священника и братьев его священников перед жилищем Господним, что на высоте в Гаваоне, для возношения всесожжении Господу на жертвеннике всесожжении постоянно, утром и вечером, и для всего, что написано в законе Господа, который Он заповедал Израилю » (1 кн. Паралипоменон 16:39, 40). Гаваон связан и с именем царя Соломона: «И пошел царь в Гаваон, чтобы принести там жертву; ибо там был главный жертвенник в Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе даруй же рабу Твоему сердце разумное » (3 кн. Царств 3:4, 5, 9). Этот город стал свидетелем доблести и коварства Иоава (2 кн. Царств 2:12-17; 2 кн. Царств 20:8-10). В переводе означает «возвышенный».
Мавзолей Адриана, нынешний замок Сант-Анджело в Риме
Гавая или Гива. Древний город, принадлежавший колену Вениамина, ныне небольшое селение Жебая. Именно здесь потерпели поражение филистимляне от войска Давида (2 кн. Царств 5:25). В Библии город упомянут в 4 кн. Царств 23:8; кн. Исайи 10:29. В переводе «холм».
Гадара. Один из главных городов Гадаринской области, не раз упоминаемый в Священном Писании. Сегодня на месте города остались лишь развалины, говорящие о его былой красоте и могуществе. В Библии упоминается в Евангелии от Матфея 5:1; 20:7, 31; Евангелии от Луки 8:26-40. В Библии упоминается не Гадара, а страна Гадаринская, состоящая из нескольких городов, главным из которых была Гадара. Там бывал Спаситель, и эта местность прославилась чудом, которое совершил Господь, исцелив бесноватого, скрывавшегося в гробах (пещерах, где хоронили умерших). Эту историю мы читаем в Евангелии от Марка 5:1-17 и Евангелии от Луки 8:26-37, и трудно без сожаления читать строки о жителях страны Гадаринской, которым так неоценимо дорого оказалось стадо свиней, низринутое в озеро, что они отвергли любовь Христа и просили Его удалиться, вряд ли даже до конца сознавая, что они делают! Не бывает ли такого и с нами, когда мы, подобно жителям Гадара, отдаем предпочтение материальному, осязаемому, вольно или невольно боясь с ним расстаться, и теряем главное Спасителя, и тот мир, любовь, радость и мудрость, которые может даровать только Он, и при этом уподобляемся, как и жители древнего города, тому, на что предпочитаем взирать. А если действительно порой трудно нам чем-то пожертвовать, то полезно вспомнить в этом случае слова Елены Уайт, которая советует каждому из нас подумать о том, чем пожертвовал ради нашего спасения наш Господь Иисус, и тогда никакая жертва, никакое деяние ради нашего Господа не покажется нам слишком тяжелым.
Постройки Цезаря в Риме. Форум Юлия
Газа. История этого города подробно изложена нами в книге «Всемирная история и пророчества Библии». В переводе означает «твердыня».
Газер. Ханаанейский город, упоминается в Библии в кн. И. Навина 10:33; впоследствии принадлежал ефремлянам, которые не выполнили повеления Господа, ибо « Ефремляне не изгнали Ханаанеев, живших в Газере; посему Ханаанеи жили среди Ефремлян до сего дня, платя им дань» (кн. И. Навина 16:10). В дальнейшем Газер упоминается в 3 кн. Царств, где в 9 главе, 16 и 17 стихах читаем о том, что фараон египетский сжег Газер, уничтожил живших там ханаанеев и отдал этот город в приданое своей дочери, жене Соломона, который заново отстроил его. Так повеление Господне, которым пренебрегли ефремляне, было выполнено руками язычника-египтянина. В переводе Газер означает «кусок».
Гай. Один из ханаанейских городов, в переводе обозначает «груда развалин». С названием этого города мы встречаемся впервые в книге Бытие 12:8, где можем прочитать, что шатер Авраама был поставлен между Вефилем и Гаем. История этого города во времена Иисуса Навина во многом поучительна для всех и каждого: на страницах книги И. Навина в 7 и 8 главах дано важнейшее предупреждение для нас, как грех одного человека может целый народ лишить Божьих благословений и привести к поражению и смерти это во-первых; и, во-вторых как самонадеянность, вызванная предыдущим успехом, может способствовать переоценке своих сил и совершению дела без Господа, результат которого разочарование и опять же поражение и гибель многих. И напротив, борьба с грехом, ненависть к греху, стремление выполнить Божью волю никогда не повлечет за собой отчаяние, слезы, смерть, а только огромную радость и всегда победу. Давайте вместе, прямо сейчас, с молитвой перечитаем указанные главы и честно ответим себе, не является ли кто-то из нас Аханом, не имеет ли чего-либо заклятого (чужого, нечестно, несправедливо приобретенного), не бываем ли мы самонадеянными, всегда ли ищем Божьих путей и Божьего водительства? Пусть наш Господь поможет нам оставаться всегда верными Ему и прославить Его Имя своей жизнью. «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Евангелие от Матфея 5:16).
Гаф-Хефер. Древний город, принадлежавший колену Завулонову (И. Навин 19:13). Гаф-Хефер или Гафхефер являлся родиной пророка Ионы (4 кн. Царств 14:25). В переводе означает «точило кладезя».
Гедера. Город, принадлежавший колену Иудину (И. Навин 15:36). В Библии упоминается в 1 кн. Паралипоменон 12:4; 27:28. В переводе означает «овчарня».
Герар. Древний ханаанейский город, который упоминается в кн. Бытие 10,19, а в кн. Бытие 20:1-2 читаем о том, что в этом городе был Авраам. «И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру». В Гераре во время голода жил сын Авраама Исаак: « и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар. Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе Исаак поселился в Гераре» (кн. Бытие 26:1-6). В переводе означает «округ».
Геф. История этого города изложена нами в книге «Всемирная история и пророчества Библии». В переводе «точило».
Гило. Древний город, принадлежавший колену Иудину. В этом городе жил советник царя Давида Ахитофел Гилонянин, предавший своего царя, перешедший на сторону Авессалома и возглавивший заговор против Давида. Эту поучительную историю можно прочитать во второй книге Царств 15 главе с 12 стиха по 17 главу 23 стих.
Суд над умершими. Древнеегипетское изображение
Гимзо. Древний город, входящий в состав Иудеи, с жителями которого также произошла весьма поучительная история. Давайте вспомним историю, произошедшую с израильтянами при взятии Гая, связанную теснейшим образом с грехом всего лишь одного человека Ахаза. Нередко при чтении сцены расправы с этим грешником и его семьей некоторые поражаются той жестокости, которую мог допустить Господь. Перед нами сейчас похожая история, произошедшая с иудеями: нечестивый царь Ахаз «не делал угодного в очах Господних » « И он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь перед лицом сынов Израилевых и приносил жертвы на высотах и холмах » (2 кн. Паралипоменон 28:1-4). Один человек, царь Ахаз, уклонившись от путей Господних, выбрав себе в качестве образца для подражания не Господа, а окружающие нечестивые народы, увлек за собой и народ иудейский, который постепенно погряз в пороках, разврате, жестокости, изуверстве, которыми сопровождались языческие обряды, а Господь и Его закон были пренебрегаемы. Но «Бог поругаем не бывает» (Галатам 6:7). Народ был наказан «за Ахаза, царя Иудейского, потому что он развратил Иудею и тяжко грешил перед Господом» (2 кн. Паралипоменон 28:19). Так грех одного способен стать грехом многих, если не уничтожить его вначале, если не объявить ему войну, и победить уповая на Бога. Город Гимзо был захвачен филистимлянами, а иудеи частью были убиты, частью взяты в плен. Поэтому и от нас ждет Господь любви к людям, к грешникам, нетерпимости к греху не только собственному, но и братьев и сестер. «Разве я сторож брату моему?» так сказал Каин Господу. Но это мнение Каина, а к нам через века и сегодня звучит вопрос нашего Господа, к которому мы не имеем права отнестись равнодушно, и нам, который должны дать ответ: « где Авель, брат твой?» (кн. Бытие 4:9). Гимзо в переводе «место сикомор».
Гоморра. История этого города изложена в главе 7.
Гур-Ваал. Древний город, расположенный неподалеку от Аравии. В Библии упоминается во 2 кн. Паралипоменон 26:7. В переводе означает «жилище Ваала».
Дабешеф. Древний город, принадлежавший колену Завулонову. В Библии упомянут в кн. Иисуса Навина 19:11. В переводе означает «горб верблюда».
Давир. Древний ханаанейский город, как полагают ученые, возможно, был центром языческого жречества, ибо другое название города Кириаф-Сефер, что в переводе означает «город книг» или «книжный город», и еще одно наименование имелось Кириаф-Санна, то есть «ученость». Само же название Давир переводится как «оракул». Из книги Иисуса Навина, 10 глава, 38 стих известно, что израильтяне с Иисусом Навином воевали против этого города. «И взял его, и царя его никого не осталось, кто уцелел бы » Из 11 главы, 21 стиха кн. И. Навина узнаем о том, что Давир принадлежал ханаанейскому племени енакимов. Впоследствии город стал принадлежать колену Иудину, а затем «Сыновьям Аарона дали также города убежищ: Хеврон и Ливну Давир и предместия его » (1 кн. Паралипоменон 6:57, 58).
Дамаск. История этого города подробно изложена нами в книге «Всемирная история и пророчества Библии». В переводе означает «место хлопот».
Дан. Древний ханаанейский город, назывался ранее Лаис или Лас. В кн. Иисуса Навина 19:46:47 читаем о том, что « предел сынов Дановых мал для них. И сыны Дановы пошли войной на Ласем, и взяли его и поселились в нем, и назвали Ласем Даном по имени Дана, отца своего». В книге Судей 18 главе изложена история Михи, которая закончилась тем, что сыны Дана взяли у него» «истукан, ефод, терафим и литый кумир и пошли в Лаис нарекли имя городу Дан и поставили у себя сыны Дановы истукан и имели у себя истукан, сделанный Михою, во все то время, когда дом Божий находился в Силоме». В этом городе царь Иеровоам, руководствуясь личными корыстными соображениями, установил золотого тельца «и сказал народу: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане и повело это ко греху » (3 кн. Царств 12:27-30). Так Израиль, руководствуясь не Божьим водительством, но указаниями безбожного царя, все далее отходил от Бога. В переводе Дан обозначает «судья».
Дума. Город, принадлежавший колену Иудину, упоминается в кн. Иисуса Навина 15:52. В переводе обозначает «молчаливый».
Еврон. Древний город, принадлежал колену Асирову (И. Навин 19:28). В переводе обозначает «переход».
Еден. В переводе «дом удовольствия». Располагался в Сирии, и как считают, был одной из царских резиденций. Иначе именовался Еденов дом (Амос 1:5).
Екбатаны. История города изложена в книге «Всемирная история и пророчества Библии».
Елеале. Один из древних ханаанейских городов, после раздела Палестины отошел колену Рувима. В книге Числа 32:2-5 мы читаем о том, что колена Гадовы и Рувимовы, которые владели огромными стадами, обратились с просьбой к Моисею: « и Есевон, и Елеале есть земля годная для стад отдай землю сию рабам твоим во владение; не переводи нас через Иордан». Через несколько столетий, во времена пророков Иеремии и Исайи был завоеван моавитянами. Сохранившиеся до сего дня развалины города говорят о его былой славе и богатстве. Упомянут в Библии в кн. Иеремии 48:34; и кн. Исайи 15:4. В переводе означает «Бог велик». Другое название города - Елале.
Елаф. Древний портовый город, основанный идумеями. При Давиде город был завоеван израильтянами, которые его несколько раз теряли и завоевывали вновь, пока он не был окончательно покорен сирийским царем Рецином. Богатство городу приносила морская торговля, о размерах которой можно судить по развалинам порта. В Библии упоминается в кн. Второзаконие 2:8, 11; 4 кн. Царств 14:22; 16:6; 3 кн. Царств 9:26-28.
Кносский дворец. Северный вход. Около 1600 г. |
Елтеке или Елееке. Город при разделе Палестины достался колену Данову. Упоминается в кн. И. Навина 19:44. В переводе «Бог страшен».
Ен-Гацор. При разделе Палестины достался сынам Неффалима (кн. И. Навина 19:37). В переводе «источник селения».
Ен-Риммон. Принадлежал колену Иудину. В Библии упоминается в кн. Неемии 11:29; кн. Захарии 14:10. В переводе «источник гранатовых яблок».
Ен-Таппуах. Упоминается в кн. И. Навина 17:7,8, откуда известно, что «Предел Манассии идет от Асира к жителям Ен-Таппуаха. Земля Таппуах досталась Манассии, а город Таппуах у предела Манассиина сынам Ефремовым». Переводится как «источник яблока».
Ен-Хадда. Принадлежал колену Иссахарову (кн. И.Навина 19:17-21). В переводе «быстрый ручей».
Ен-Шемеш. Город принадлежал колену Иудину (кн. И. Навина 15:7). В переводе «источник солнца».
Есевон. Бывшая столица некогда грозного Амморейского царства, правители которого отняли этот город у моавитян. При разделе Палестины при Иисусе Навине отошел к сынам Левия. После этого на протяжении многих десятков столетий город менял хозяев от моавитян с VI века
Ефес. Один из красивейших городов Древнего мира, расположенный в Малой Азии (на территории современной Турции) и основанный около XII века
Аркадская дорога, построенная в Эфесе римлянами, вела к виднеющемуся на заднем плане античному театру. На вставке внизу - проход, по которому исполнители выходили на сцену |
Ефер. При разделе Палестины город достался колену Иудину (кн. И. Навина 15:42). Но в 19 главе, с 1 по 7 стихи узнаем, что Симеон, которому выпал второй жребий, получил удел среди сынов Иудиных, и в том числе город Ефер. В переводе обозначает «обилие».
Ивва или Авва. Город находился на территории Ассирийской империи. Упоминается в Библии в 4 кн. Царств 18:34. В переводе обозначает «развалины».
Икония. Один из древнейших городов Малой Азии, бывший столицей Лакаонии. Особого расцвета город достиг в XI-XII вв.
Илиополь. См. Он.
Ифла. При разделе Палестины город достался колену Данову (кн. И. Навина 19:42). В переводе означает «возвышенный».
Иагур. Город достался при разделе Палестины колену Иудину, располагался на границе с Идумеей (Едом), о чем нам известно из кн. И. Навина 15:21.
Иерихон. История города изложена в главе 2.
Иерусалим. Древнейшее название этого известнейшего города Иевус, по имени главы племени иевусеев (кн. И. Навина 18:28). Предполагают, что одно из старейших названий Иерусалима Салим (в кн. Бытие 14:18: «
Мелхиседек, царь Салимский»). Город был взят Давидом: «И пошел царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев (2 кн. Царств 5:6). Соломон построил знаменитый
храм, дворец. Иерусалим неоднократно подвергался разрушению чужеземцами: Навуходоносором (586 г.
Иоппия. Древний иудейский город-порт, игравший важную роль в экономике древнеиудейского государства. Пережив многочисленные нашествия и бедствия, город дожил до сегодняшнего времени и ныне называется Яффа. В Библии упомянут в кн. И. Навина 19:46; кн. Ионы 1:3; 2 кн. Паралипоменон 2:16; кн. Ездры 3:7; кн. Руфь 4:2; Евангелии от Иоанна 1:3; кн. Деяния 10:9-20. В переводе «прекрасный».
Кавул. Город, доставшийся при разделе Палестины колену Асирову (кн. И. Навина 19:27). Впоследствии этот город в составе двадцати городов земли Галилейской царь Соломон дал Хираму, царю Тирскому в уплату за кедровые и кипарисовые деревья и золото, которые Хирам доставлял Соломону на строительство дома Господня и дома царского, но эти города не понравились ему: « что это за города, которые ты дал мне? И назвал их землею Кавул » (3 кн. Царств 9:10-13). Кавул в переводе «сухая земля».
Кадемоф. При разделе Палестины достался сынам Рувимовым (кн. И. Навина 13:18). В переводе «древний».
Калах. Из книги Бытие 10:11 мы узнаем, что Ассур, вышедший из земли Сеннаар, « построил Ниневию, Реховофир, Калах». В переводе «зрелость».
Фасад огромного храма в Абу-Симбеле |
Калхе или Калке или Халне. Город, построенный Нимродом, упоминается в кн. Бытие 10:10; кн. Исайи 10:9.
Статуя фараона в Карнакском храме
Капернаум. Этот город многократно упоминается в Евангелиях, так как здесь неоднократно бывал наш Господь Иисус Христос:
Храм Исиды на острове Филе
Кархемис. Один из древнейших ближневосточных городов, ранняя история которого уходит в далекое прошлое, к арамейским племенам, которые сделали его одним из главных своих городов. Название города упоминается почти во всех древних анналах, что свидетельствует о его былой значимости. Но наибольшую известность в истории город приобрел благодаря тому, что близ него в 605 году разразилось сильнейшее сражение, решавшее будущее мира: между недавно воссозданным Нововавилонским царством и также недавно возрожденным Египетским, между войсками Навуходоносора и фараона Нехо, стремившегося завоевать Палестину. Сражение завершилось разгромом Нехо и утверждением в Палестине гегемонии Вавилона, который вначале заставил иудеев признать свое господство, а затем и вовсе в 586 году уничтожил Иудейскую государственность, разрушив Иерусалим и отведя евреев в вавилонский плен. В Библии упомянут во 2 кн. Паралипоменон 35:20; кн. Исайи 10:9; кн. Иеремии 46:2. В переводе «город Хамоса».
Кеила. При разделе Палестины достался колену Иудину (кн. И. Навина 15:44). В переводе «укрепление».
Кесария. Иудейский город, воздвигнутый Иродом Великим, в честь римского кесаря (цезаря) Октавиана Августа, на месте древнего поселения. На протяжении 1300 лет, несмотря на частую смену хозяев, город играл важную роль в политической жизни Палестины, пока не пришел в упадок и не был покинут жителями. Город неоднократно упоминается в Священном Писании, в кн. Деяния 3:30; 8:40; 10:1; 11:17; 12:19-23; 18:22. Сейчас на месте города разбросаны величественные развалины башен, храмов, домов.
Кесил. При разделе Палестины стал принадлежать колену Иудину (кн. И. Навина 15:30). В переводе «безрассудный».
Кефир. При разделе Палестины достался колену Вениаминову (кн. И. Навина 18:26). Упомянут в книге Ездры 2:25; кн. Неемии 7:29. В переводе «селение».
Кириафаим. Город; построенный сынами Рувимовыми (кн. Числа 32:37). В переводе «двоякий город».
Киринеи или Кирены. Город располагается на территории Ливии, в Северной Африке. При Птолемеях значительная часть иудеев была переселена в этот город, которые, в конце концов, составили там большинство населения. Впервые с названием города мы встречаемся на страницах Евангелия от Матфея 27:31: Симон Киринеянин понес крест нашего Господа на Голгофу. Название этого города мы встречаем также в кн. Деяния 2:10; 6:9; 11:20; 13:1.
Кириаф-Ваал. Город принадлежал колену Иудину (кн. И. Навина 15:9). В переводе «лесной город».
Коринф. Один из древнейших городов Греции, некогда столица самостоятельного царства. Первоначально носил имя Эфиры, имел две гавани Лехейскую и Кенхрейскую. На перешейке, соединяющим Пелопонесс с материком, высилась крепость Акрокоринф. Моральное состояние жителей города шокировало даже римлян, не отличавшихся высокой нравственностью. И действительно, изучая историю и быт города, бросается в глаза редкая, вопиющая развращенность его жителей, не уступающая Содому. Многочисленные храмы города были настоящими публичными домами, причем пребывание в них считалось обязательным. Особой популярностью пользовались храмы Посейдона бога морей, Аполлона бога искусств и Афродиты богини любви. В этом городе проповедовал апостол Павел, и его труды увенчались успехом. К христианам Коринфа Павел направил два послания, которые мы имеем возможность исследовать, изучая Библию. В Библии город упомянут и в книге Деяния 18:1.
Правители Коринфа Кипселиды (657-582) правили 75 лет:
- 1. Кипсел (657-627)
- 2. Периандр (627-585)
- 3. Псамментих (585-582)
Кана Галилейская. При разделе Палестины город достался колену Асирову (кн. И. Навина 19:28). Город упоминается во 2 главе Евангелия от Иоанна, с 1 стиха, где записана хорошо знакомая история о чуде, которое совершил Господь Иисус, в самом начале своего служения, превратив воду в вино на свадьбе в Кане Галилейской. В Кане же, куда снова пришел Господь, он исцелил сына царедворца заочно (Евангелие от Иоанна 4:46-54). С названием этого города мы встречаемся еще в 21 главе 2 стихе Евангелия от Иоанна, где читаем о том, что Нафанаил был родом из Каны Галилейской.
Лаис. См. город Дан. В переводе Лаис «подобный льву».
Лаодикия. Один из зажиточных городов Малой Азии, основанный царем Сирии из династии Селевкидов Антиохом Вторым (262-246 гг.) на пересечении торговых путей. Благодаря последнему, город славился богатейшей обширной торговлей, прекрасными зданиями. О богатстве города говорит и тот факт, что после страшного землетрясения (60 год
Спаситель каждому из нас говорит сегодня: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем » (Откровение 3:19-21). Перевод слова Лаодикия полон особого смысла, особенно сегодня для нас «народ суда» ибо мы с вами живем во время следственного суда на небе, когда решается вечная участь каждого, кто считает себя христианином. Да поможет Господь Иисус каждому из нас остаться верными Ему до конца.
Ласея. Город упоминается в кн. Деяния 27:8. В переводе означает «суровый».
Лидда или Лод. Город был построен сынами Вениаминовыми (1 кн. Паралипоменон 8:12), затем город был разрушен, а его жители уведены в вавилонский плен, но впоследствии их потомки вернулись и вновь населили и восстановили Лидду (кн. Ездры 2:33; кн. Неемии 11:35). В переводе «разделение».
Листра. С упоминанием об этом городе мы встречаемся на страницах книги Деяния 14:6-22, в этом городе проповедовали Павел и Варнава, здесь Павел исцелил хромого, и население города при виде этого чуда приняло Павла и Варнаву за языческих богов, намеревались принести им жертвы « они едва убедили народ не приносить им жертвы » В этом же городе « когда апостолы смело проповедовали побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим». Павел вновь посетил Листру, когда в этом городе была организована церковь, « был там некоторый ученик, именем Тимофей его пожелал Павел взять с собой » (кн. Деяния 16:1-3). Тимофей стал преданным учеником, к нему адресованы два послания апостола Павла.
Магдала. Город, расположенный недалеко от Капернаума, упоминается в Евангелии от Матфея 15:39. В Магдале жила некоторое время Мария, прозванная по названию этого города Магдалина, ставшая верной ученицей Иисуса Христа. В переводе «башня».
Макед. Древний ханаанейский город упоминается в кн. Иисуса Навина в 10 главе. Вблизи от этого города сражался народ израильский с войском пяти царей аморрейских, «Иисус воззвал к Господу И остановилось солнце, и луна стояла, доколе мстил народ врагам своим И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь так слышал бы глас человеческий. Ибо Господь сражался за Израиля». В пещере в Македе затем скрывались пять аморрейских царей. В переводе «место пастухов».
Ме-Иаркон. Ханаанейский город, при разделе Палестины достался в удел колену Данову (кн. И. Навина 19:46). В переводе «вода палевого цвета».
Мемфис. История этого города подробно изложена нами в книге «Всемирная история и пророчества Библии».
Мефааф. Город, отошедший колену Рувимову (кн. И. Навина 13:18), а впоследствии город стал принадлежать левитам (кн. И. Навина 21:37). В переводе «возвышение».
Михмас. Город, расположенный невдалеке от Иерусалима, принадлежал колену Вениаминову. Упоминается в 1 кн. Царств 13:2 в этом городе находилась часть войск во главе с Саулом во время войны с филистимлянами. Жители города впоследствии были в вавилонском плену, откуда вернулись их потомки в составе 122 человек (кн. Ездры 2:27). Город упоминается в кн. Исайи 10:28. В переводе «убежище».
Наас. Город, принадлежавший колену Иудину (1 кн. Паралипоменон 4:12). В переводе «змей».
Нагалал. Город, принадлежавший колену Завулонову (кн. И.Навина 19:15), впоследствии отошел левитам (кн. И. Навина 21:35). В переводе «пастбище».
Назарет. Галилейский город, принадлежавший колену Завулонову. Город, где прошло детство нашего Спасителя. Жители города отличались бедностью и низкой нравственностью. Упоминается в Библии в Евангелии от Матфея 2:23; 21:11; Евангелии от Луки 1:26; Евангелии от Иоанна 1:45; Деяния 10:38. В переводе «отрасль, или огражденное место».
Назарет, родной город Иисуса Христа
Нившан. Город, принадлежавший колену Иудину (И. Навин 15:62). В переводе «плодородный».
Никополь. Упоминается в послании апостола Павла к Титу 3:12, где Павел намеревался провести зиму. Предполагают, что город находился в Македонии. В переводе «город победы».
Ниневия. История города подробно изложена нами в книгах: «Всемирная история и пророчества Библии» и «Древние города и Библейская археология» (6 глава).
Нофа или Нова. Город находился в составе древнего Моава, затем в колене Рувимовом. Упоминается в кн. Числа 21:30 и кн. Судей 8:11. В переводе «дыхание».
Одоллам или Адоллам. С названием этого древнего города встречаемся на страницах книги Бытие 38:1, 20; 2 кн. Царств 23:13; в кн. Михея 1:15. Город был в древности резиденцией одного из ханаанских царей, затем достался колену Иудину. В 1 кн. Царств 22:1 мы читаем о том, что в пещере Адолламской скрывался Давид от царя Гефского Анхуса.
Пальмира, греческий город в Сирийской пустыне
Он или Илиополь. См. город Илиополь. В переводе «солнце».
Оронаим. Древний моавитский город; встречаемся с упоминанием о нем в кн. Иеремии в 48 главе, в пророчестве о Моаве. В переводе «две пещеры».
Паф. Город, находившийся на Кипре, встречаемся с упоминанием о нем в кн. Деяния в 13 главе, где читаем историю о том, как Павел и Варнава проповедовали слово Божие проконсулу Сергию Павлу, и как Елима, противодействовавший им, был поражен слепотой.
Пергам. Столица древнего Пергамского царства; город Пергам гордо носил свое имя «высокий замок». Он горделиво высился не только в политико-экономическом, но и духовном смысле над городами и народами Древнего мира. И это не мудрено, ибо этот город считал себя правопреемником Древнего Вавилона золотой головы, былой столицы мира.
|
|
Именно в Пергам после разгрома Вавилона переехал центр мирового жречества, центр богоотступнических сил. Именно в этом городе впервые в мире возводится храм в честь римского императора Августа в 29 году
Остатки персидской столицы Персеполя сохраняют лишь отблеск прежнего великолепия
Но особой популярностью пользовался храм Зевса, который многие приплюсовывали к семи чудесам Древнего мира. Город был знаменит и библиотекой, насчитывающей тысячи ценнейших манускриптов. При царе Евмене была изобретена знаменитая бумага, названная в честь города пергаментом. Период Пергамской церкви (кн. Откровение 2:12-17) охватывает период с 323 по 538 гг.
Правители Пергамского царства Атталиды (282-133) правили 149 лет.
- 1. Филетер Первый (282-263)
- 2. Евмен Первый (263-241)
- 3. Аттал Первый «Спаситель» (241-197)
- 4. Евмен Второй (197-159)
- 5. Аттал Второй «Филадельф» (159-138)
- 6. Аттал Третий (138-133)
Пефор. Упоминается в книге Числа 22:5; город, где жил Валаам, к которому Моавитский царь Валак отправил послов с просьбой проклясть народ Израильский. Эту весьма поучительную историю полезно перечитывать не один раз, в ней урок для нас, как один единственный грех жадность, погубил когда-то Божьего пророка Валаама (кн. Числа 22, 23, 24 главы и 31:1-8). В переводе «истолкование снов».
Равва. История города изложена нами в книге «Всемирная история и пророчества Библии».
Раввиф. Древний ханаанейский город, принадлежавший после раздела Палестины колену Иссахара (кн. И. Навина 19:20). В переводе «обширный».
Рама или Рамафа, или Рамафаим. Несколько го