богом. изгнание из рая необходимо для развития совести, которая есть искра бога в человеке. без нее человек лишь одушевленный механизм. личность определяется свободою выбора, свободою познания, жертвенностью во имя добра, наличием совестливости, а совесть проверяется во взаимоотношениях с людьми. христос как личность - есть образец. искупая наши грехи, своей жизнью показывая путь к совершенству, христос дает нам надежду, что мы можем осознать этот путь. Вернувшись в землю Галилейскую, пришел Иосиф с семьею в Иерусалим на праздник. Ибо много лет не был он в Храме и истосковалась душа его. И плакал он на ступенях Храма. Когда же после окончания праздника пошли в город свой, то ни в дороге, ни в доме не нашли Сына. Поспешно вернулись в Иерусалим и через три дня увидели Его в Храме, сидящего посреди учителей и беседующего с ними, и те дивились Его уму и знаниям, ибо Иисус знал тайны, немногим доступные. Подошла Мария и со слезами спросила: - Дитя мое, что же ты делаешь с нами? Мы искали Тебя повсюду и плакали о Тебе. Внимательно посмотрел Он на нее. - Много скорби будет тебе, не ищи Меня, не зови. Они вернулись в Назарет, и Иисус преуспевал во всех премудростях, обращенных к Богу и человеку. После смерти царя Ирода и кончины Августа произошло то, чего боялся Ирод. Став кесарем, Тиберий устремил свой взор на слишком свобод-ную и непокорную провинцию. Он разделил Израиль на четыре части и послал туда кровавого наместника, проверенного воина - Понтия Пилата. Пилат начальствовал в Иудее, Ирод- четверовластник правил в Галилее, Филипп, брат его - в Итурее, а Лисаний - в Авилинее. Первосвященниками в эти дни были Анний и Каиафа. И стала жизнь невыносима в Израиле. И не знали люди, куда деваться. И бежали в пустыню и в горы. И был тогда глагол Божий к Иоанну сыну Захарии и Елизаветы. Иоанн много лет жил в пустыне, питаясь акридами и медом, оде-ваясь в шкуры звериные. Он общался только с Сынами Света4 Кумранской общины, пока не было ему повеления пойти к людям и проложить путь Господу, как сказано в книге пророка Исайи: "Глас вопиющего в пустыне - приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему". И Иоанн пошел по всей стороне Иорданской, проповедуя крещение и покаяние. Ибо сказано: "И узрит всякая плоть спасение Божие". И странен был вид его:одежда из шкур, длинные спутанные волосы, горящие глаза. Речи его пугали, но притягивали измученный, подавленный, обезу-мевший от горя народ. По дороге, ведущей к пустынному берегу Иордана, шли убогие и калечные, в рваных хитонах и плащах. Нищие, одержимые, мытари, блудницы; источающие дурной запах, голодные, страшные, обездоленные, обманутые, не знающие покоя, погрязшие в отчаянии и разврате - шли, ползли, стремились туда, где странный человек, в одеждах из шкур, смывал их грехи чистой водой Иордана. И они, очищенные, со слезами и возгласами радости уходили от него просветленные, обретая счастье и покой, веруя, что светлые воды Иордана унесли пороки и оставили душу чистой, как от рождения дана она Богом. Иоанн приходившему к нему креститься народу говорил, обличая царей, как истинный фанатичный пророк Израиля, ибо был суров и аскетичен: - Вожделение к женщине в крови идумейской династии. Ирод-кровавый силой взял в жены Мариамну - последнюю царицу Израиля, но не смог вынести ее открытого презрения к самозваному государю. Он убил ее. Но любовь сожгла его: он рыдал над трупом жены, бил себя в грудь, рвал волосы и хотел иметь ее, как будто она была живая; долго скорбь не покидала его. Но позже он убил и сыновей ее по наущению завистников. Ирод-крова-вый разорение и нищету оставил в государстве. Ведь сказали Августу еврейские послы: - Не царя мы имели в Ироде, а лютейшего тирана, какой когда-либо сидел на троне. Он убил бесчисленное множество граждан, но участь тех, кого он пощадил, была такова, что они завидовали умершим, ибо он пытал своих подданных не только поодиночке, а мучил целые города. Иностранные города он разук-рашивал, а свои собственные - истреблял. Он чужим народам дал подарки, к которым прилипла кровь иудеев. - А теперь новый Ирод, злодей и прелюбодей, наследует ему, - так говорил Иоанн. Еще он спрашивал у народа: - Где наши старые нравы, благородство и честность? Смотрите, в городах Израиля строятся языческие храмы и цирки. Что веселого находят римляне в том, что львы пожирают на их глазах беззащитных людей? Как допускаете вы нечестивые зрелища? Безбожно заменять такими варварскими обычаями отечественные нравы и законы. . . Пришел уже Истинный Властелин. Тот, другой, грешит на ложе своем, мытари сдирают с нас кожу, чтобы достать деньги для царя. Этот же не требует для себя ничего. Он жалеет нас и умаляет печаль, а печаль так глубока, что жизнь уменьшается до тропинки под ногами, и не видно поля ее, и сада ее, и радости. Не для нас созревает виноград, благоухают цветы, волнуются травы. Не для нас шумит море, синеет небо. Горе нам, обездоленным, ибо нищие духом живем мы на свете, не помышляя ни о себе, ни о небе, ни о земле, а думаем только о хлебе насущном. Горе тебе, царь, держащий царство свое на страхе! Царство страха распадется и погибнет! Люди его не верят царям, не знают Бога. Живые души гибнут или, оклеветанные, сгибаются перед развратом лицемерия. Ложь в почете, а честность смешна. Проповеди Иоанна были грозны и приводили народ в трепет. Его боялись, но толпы слушали его. Ирод-четверовластник нена-видел Иоанна. Тот обличал Ирода за Иродиаду - жену брата его. Тетрарх убил брата, пленившись красотой его жены, и теперь живет с нею в своем дворце, пируя и развлекаясь. Иоанн негодовал - народ его слушал. Каждый день при восходе солнца Иоанн шел к Иордану ив водах его крестил народ, жаждущий спасения в Духе; в Боге и в душе своей искали люди истину. Однажды, когда солнце только взошло иИордан плескался тихо у ног задумавшегося Иоанна, Некто подошел к нему и тихо сказал: - Крести и меня, праведник. Глаза Иоанна открылись: он увидел великое сияние, исходящее, от Него и воскликнул: - Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира! - Крести меня водою, чтобы быть явленным Израилю и миру. - Если Ты есть Сын Божий, то я недостоин развязать сандалии Твои. - Крести меня как смертного. И был глас с небес: "Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!" И сказал Креститель народу: - Я свидетельствую: Он есть Сын Божий. Те, немногие, которые поняли, что произошло, содрогнулись в сердце своем, толпа же внимала равнодушно. Она не знала, за кем пойти. Толпе нужны доказательства и немедленные блага. Она верит тому, кто дает ей "хлеба и зрелищ", даже если хлеб горек, а зрелища кровавы. Но два человека последовали за Иисусом. Они почувствовали что-то необычное в Нем. Один из них бы Иоанн, сын Заведеев, другой - Андрей, брат Симона-Петра. Он призвал за собою брата, своего Симона, говоря: "Мы нашли Мессию". Иисус же взглянул на Симона и увидел все прошлое его и будущее в веках и сказал ему: "Ты - Симон, сын Ионин, ты наречешься Кифа, что значит "камень" (Петр)". ПотомИисус пошел в Галилею и нашел там Филиппа и позвал его. И тот стал четвертым. Сам Филипп был из одного города с Андреем и Петром. Все вместе пошли они в Кану Галилейскую, потому что там была свадьба и матерь Иисуса была там. В белых рубахах, в зеленых кафтанах с красными поясами важно ходили по двору евреи, и священник поздравлял молодых. Солнце высвечивало пурпуром рубаху невесты, отчетливо проступала под ней ее юная хрупкость. Жених сидел рядом. Все веселились и много пили. И так получилось, что не хватило им вина. И Мария говорит сыну: "Нет вина у них". Он же покачал головой: - Еще не пришел час Мой, но если ты просишь, Я сделаю это для тебя. И превратил воду в вино, и никто не знал, откуда оно. Распорядитель даже рассердился на жениха: - Все люди подают на стол сначала вино лучшее, а когда напьются, то худшее, а ты сделал наоборот. Так положил Иисус начало чудесам, которые потом творил во множестве. Пока Иисус был в Кане Галилейской, Ирод-четверовластник велел схватить Иоанна и посадил его в темницу, и держал там. Он даже устроил пир и пригласил гостей посмотреть и посмеяться над Иоанном. Они возлежали на пиру, и дочь Иродиады, юная Соломея, так прекрасно танцевала перед царем и гостями, что царь умилился и сказал: - Проси у меня что хочешь за свое искусство. Девочка не знала, что просить и побежала к матери: - Чего мне просить? Иродиада скривила губы. Она ненавидела Иоанна за то, что он обличал ее в распутстве. Обличения Иоанна вызывали гнев и досаду. И она сказала дочери: - Проси голову Иоанна, прозванного Крестителем. Девочка пошла и попросила. Ирод огорчился. Он боялся, что народ возмутится казнью Иоанна. Но гости его ответили: "Народ сейчас в Галилее с новым пророком. Казни Иоанна - и меньше будет смущающих народ". Тогда он согласился и послал казнить Иоанна. Воины спустились в темницу, схватили Иоанна и отрубили ему голову. Соломея содрогнулась, но преподнесла на бронзовом блюде голову Крестителя матери своей, Иродиаде. Та воскликнула: - Вот и кончились твои злокозненные речи, нечесанный пророк. Вдруг глаз один открылся на отрубленной голове и страшно на нее посмотрел. Иродиада закричала и выронила блюдо. Окровав-ленная голова покатилась на пол. Гости разбежались, только долго звенел в опустевшей зале бронзовый поднос. Иисус в эти дни удалился в пустыню и провел там сорок дней. иоанн пришел, чтобы быть предвестником и предтечей. жизнь его должна была кончиться в тот момент, когда он крестил мессию. он слушал голос, говоривший с ним, и ждал момента подвига. когда было совершено дело, пришел и подвиг. смерть - завершение дела . христоскрестился как простой смертный. во время крещения по особому знамению, ниспосланному иоанну, тот осознал происходящее и назвал иисуса - "сын божий". с этой минуты дни иоанна были сочтены. он выполнил свою миссию на земле - тело его должно было погибнуть, а дух - вернуться к богу. иоанн погибает в темнице тетрархаирода, чье имя совпало с именем гонителя иисуса - этот исторический факт имеет символическое значение. иисус же, когда крестился, встал на тот путь, ради которого воплотился на земле. но смерть иоанна опечалила его. он оставил учеников своих и ушел в пустыню "и был там со зверями", то есть среди ессеев5. и искуситель подступал к нему. евангелие от луки подробно говорит об искушенныхиисуса. "сорок дней был иисус в пустыне и ничего не ел в эти дни". иисус знал, что словом сможет все, и люди будут требовать от него чуда. и искушающий потребовал превратить камень в хлеб, если бы произошло, то накормлены были бы народы и пошли бы за христом и отдали душу свою ему. но иисус отверг искушение. он был тверд, отвечая, что "не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом божьим". власть над людьми, приобретенная от чуда, от сытости человеческой, не есть власть божья. чудо лишает человека собственного труда, который единственный как в физическом смысле, так и в духовном, дает истинную веру. чудо же слепо и вновь возвращает человека в "рай", но лишает его главного человеческого начала - свободы выбора между добром и злом, самостоятельного осознания необходимости пути добра. заповедь "в поте лица будешь добывать хлеб свой" - это не угроза, а констатация того, чем должен заниматься человек. труд души не менее, а даже более необходим, ибо это единственный путь к богу. следующее искушение - искушение властью земною. он мог статьв момент своей земной жизни владыкой мира, сделав израиль великим над всеми народами, и этого ждал от него измученный народ израиля. но иисус отверг земную славу, сказав: "господу богу одному поклоняйся и одному ему служи". не слава и власть нужны богу на земле, но души человеческие, по доброй воле, осознавая свое призвание, идущие к богу. и третье искушение - спасет бог свое чадо или даст ему погибнуть. но иисус ответил: "не искушай господа бога твоего". христос посмеялся над искусителем, ибо знал, что должен умереть и какая смерть ему уготована. искушения имели характер эзотерический и предваряли дальнейшую жизнь иисуса. чернь, как и искуситель, требовала доказательств и чудес; часто иисус, применяя великую силу, творил то, что недоступно простым смертным, но немедленно отступал перед наглым требованием доказательств. христос осуждал тех, кто следовал свободным римским нравам.большей частью это была знать, приближенная к тетрархам и риму. в основном же иудеи были верны своим заветам. иосиф флавий рассказывает, что во время прокураторства понтия пилата тот велел внести в иерусалимский храм знамя когорты - SIGNA - с изображением императора. иудеи просили пилата не делать этого. получив отказ, они бросились на землю и лежали пять дней. пилат сказал, что изрубит их, если они не признают изображение императора. тогда иудеи вновь бросились на землю - лучше они дадут убить себя, но не допустят святотатства. пилат отступил. ничто не мешало ему грабить и убивать. он уничтожил знатнейшие семейства в галилее, а деньги их присвоил себе. упоминание об этом есть в евангелии от луки. "в это время пришли некоторые и рассказали ему о галилеянах, которых кровь пилат смешал с жертвами их". конечно, народ, терпевший такие притеснения и веривший христу, ждал от него немедленного применения власти земной: изгнания рима. иисуса из назарета видели вождем и царем как иисуса навина. а израиль - царем над всеми народами. народу нужна была власть, не нужная богу, не совпадающая с его целью - указать человечеству путь индивидуального спасения. народ ждал свободы на земле. можно сказать, что израиль разочаровался в своем мессии. индивидуальные чудеса, предназначенные отдельным людям, не смогли перевесить того общенародного ожидания немедленной свободы, которой ждали от него. иисус воплотился среди людей, которые веками верили в него, ждали, несмотря на все гонения не предавали. но в час встречи они не узнали друг друга. сколько горечи звучит в словах христа об израиле и детях его, но и любовь к ним звучит в каждой его проповеди. в час испытания пришел он к народу, но горе народа было столь велико, что не узнали его. Вернувшись к ученикам, пошел Он в город свой Назарет и говорил там народу, но они не слушали Его. - Не Он ли, - спрашивали они, - жил среди нас, ел и пил с нами, а теперь говорит от имени Бога. И сокрушался Иисус: - Нет пророка в своем отечестве. Тысячу раз правду говори им - скажут: "Кривда". И была большая печаль в Нем: если люди не ищут истину, то как найдут они спасение? Скажешь: "Люби ближнего своего. Любовь просветляет и отдает сторицей, опускает меч и открывает объятия". Они же усмехаются: "Когда римские легионы уйдут из нашей земли, когда цари прекратят разврат и подумают о благе подданных своих, когда пустыня расцветет, а болота заколосятся пшеницей, когда небо не будет посылать засухи и наводнения - тогда враги станут друзьями, а пока ненависть кипит в сердцах". Но один человек приблизился к Нему и спросил: - Учитель, кого зовешь ты с собой? И Он ответил: - Нищего, у которого рубище вместо одежды; бесноватого - он сошел с ума от горя; слепого - он не видит, потому что не хочет видеть. Я говорю им: - Последний нищий станет богатым, если верует в Бога, бесноватый излечится, слепой прозреет. Уверуют и исцелятся. Они обретут силу жизни, волю к счастью, надежду, что в жизни своей приблизятся к Богу, и так как приближение к Нему бесконечно, то безгранична будет их вера и любовь. Бог воплощает в себе весь мир: тот, кто любит Бога, любит каждую травинку и песчинку на земле. Но народ насмехался над ним. С печалью ушел Иисус из Назарета. Однажды, когда солнце всходило, стоял Он у озера Геннисаретского. Две лодки подплыли к берегу. Рыболовы вынимали сети свои - не было у них улова в этот день. Иисус посмотрел на одного из них, на его натруженные руки, грустные глаза человека, который не знает, что будет есть завтра, и сказал: "Отвези меня от берега, добрый человек. Я отплачу тебе. Видишь, сколько народа теснится вокруг, а я хочу, чтобы все видели меня". Но рыбакне согласился. Тогда вошел Иисус в лодку Симона-Петра. Иисусотплылналодкеиоттудаучилнарод. Потом Он сказал Симону: - Теперь говорю тебе - отплыви на глубину и закинь сети свои для лова. Удивился Симон. - Учитель, мы трудились всю ночь в поте лица своего, но ничего не добыли. - Плыви, говорю Я тебе. Симон послушал Его, и закинул сети, и вытащил столько, что сети его прорывались. Он позвал товарищей своих, и у них улов был богатый. Тогда Симон припал к ногам Его: - Господи, выйди из лодки моей, ибо я простой грешный человек и мне страшно. Но Иисус покачал головой: - Не бойся, - сказал Он, - пойди и позови товарищей твоих. И пришли Иаков и Иоанн с ним. И сказал Он им: - Идите со мной и станете ловцами душ человеческих, про-поведуя людям о Боге и любви. Ибо Бога человек не знает и истосковался без любви. Нет связи между близкими по крови, нет братской руки в дружбе, нет любви между родителями и детьми, сосед поднимает руку на соседа и любящие предают на ложе своем. Люди потеряли Бога и потеряли любовь. Прийдите к ним, скажите им, где правда. Когда солнце заходит, мошка, живущая ночью, не знает о нем ничего - оно незнакомо ей от рождения до смерти. Так и многие поколения людей - зачинаются, рождаются, живут и умирают без любви. В их сердцах царит холод, черви зла расползаются во мраке.Я посылаю вас как овец среди волков. Идите к людям и лечите тех, кто более всего нуждается - несчастных, убогих, нищих, опозоренных. - Учитель! - воскликнули они, - но кто же мы такие, как мы можем проповедовать то, чего не ведаем сами. - Я дам вам Бога - он в каждом из вас, я дам вам Слово - оно сильнее кинжала, страшнее мечей легионеров. И Галилея, и Иудея, и Израиль обратят к вам свой слух, все народы будут слышать Вас. Бросьте сети, ибо ониоплели вас, откройте души, ибо двери от сердца - самые ржавые двери. Стучитесь в закрытые, ибо открытые двери открыты для всех. Кто же откроет вам свое изболевшееся сердце, не должен уходить в слезах - иссушите их. И тогда они, потрясенные, бросили свои сети и пошли за ним. Иисус шел из города в город, проповедуя и исцеляя. Толпы народа стекались к Нему: прокаженные и заразные, расслабленные и истекающие кровью, слепые и немые - все хотели исцеления от силы Его. Он отдавал самого себя людям. Женщина, страдавшая кровотечением, никак не могла подойти к Нему, только сумела приблизиться и прикоснуться к одежде Его - и тотчас почувствовала, что исцелилась. Но Иисус сказал: "Кто-то взял силу мою". Повернулся, увидел женщину и обрадовался ее исцелению. Какие-то люди принесли на носилках своего родственника, давно уже не встающего на ноги, но народу было столько, что не смогли войти в дом, в котором Он находился. Больной плакал и просил. Тогда они залезли на крышу, разобрали кровлю и опустили больного на постели перед Иисусом. Тот посмотрел и сказал: - Встань и иди, отпускаются тебе грехи твои за веру твою. И человек встал, и пошел перед изумленною толпой, которая плакала и веселилась и славила Мессию. Но возмутились книжники и фарисеи: - Кто Он такой, чтобы прощать грехи? И Он сказал им открыто: - Сын Божий имеет право прощать грехи на земле. И от слов Его более возмущались они. Когда пошел Он в дом мытаря Левия и пировал с ним и его друзьями, которые тоже были мытари, многие хотели убить Его. Но Иисус сказал книжникам: - Что вы ропщете? Я пришел спасать не праведников, а грешников. И что увидел Я? Праведники лицемерят, соблюдают лишь букву закона, гордятся своей чистотой и не сострадают ближним, а грешники грешат, любят, плачут, множатся и умирают, но душа их открыта вере в добро, справедливость и честность. Они ближе к Богу, чем вы. И потому они, а не вы,ученики мои. Вера вспыхнет с новой силой в них, а в вас будет тлеть сотни лет. Никто не вливает вина нового в меха старые, иначе молодое вино прорвет меха и вино вытечет, и мехи пропадут. Но молодое вино должно вливаться в мехи новые, тогда сбережется и то, и другое. И никто, пив старое вино, не захочет пить молодое, ибо говорят: "Старое лучше". Так и Я - от старой веры зажгу свет новой, и молодые душой понесут ее по земле. Он всегда шел туда, куда звали Его. Фарисей по имени Симон просил Иисуса пойти к нему и пировать с ним. Иисус охотно согласился и пошел вместе с учениками. И вот женщина, которая была грешница, узнала, где Он, и хотела увидеть Учителя, и пробралась тайком в домфарисея. "И ставши позади Его у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами главы своей и целовала ноги Его, и мазала миром". (Ев. от Луки, гл.7,38). Сердце женщины разрывалось от горя. Много бед и унижений испытала она, и не было ей покоя, и не было утешения, она пришла к Тому, кто все простит и поймет, и все богатство от нищеты своей готова она была отдать тому, кто простит ее. Фарисеи же возмутились - как Иисус позволил грешнице прийти на их пир. Много раз учил Он и исцелял в субботу - ведь истинное милосердие не знает времени, установленного человеком, что тоже возмущало книжников и фарисеев, и они негодовали. Он спросил их в ответ на нарекания: - Что должно делать в субботу - добро или зло? Спасти душу или погубить ее? Иисус посмотрел на исцеленных им людей - несчастных, измученных, впервые может быть получивших надежду, и с глубоким состраданием сказал: "Они исцелились - это главное". Он был по одну сторону жизни, где правда и добро, а книжники - по другую,гделожь и фальшь. Он был там, где боль, страдание и бесправие; они - где власть, сытость, соблюдение формы, богатство и страх за свое благополучие. Потому они возненавидели Иисуса и стали думать, как Его погубить. Тогда Он понял, что пришел час борьбы и свершения и что пора открыть истину ученикам. Он увел учеников своих от народа, взошел на гору Сионскую, молился и призвал учеников своих, из которых выбрал двенадцать, назвав их апостолами: Симона, которого звали Петром, Андрея, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова и Симона из секты Зелотов, Иуду Иаковива и ИудуИскариота. И сказал им: - Забудьте о счастье и богатстве. Отныне у вас тернистый путь. Я хотел бы, чтобы вы услышали то, что не могут услышать другие, ибо всякому дается, но не всякий может напитаться. Скоро вы останетесь без Меня и разбредетесь по дорогам. Идите к эллинам и евреям, идите к египтянам и германцам, несите слова Истины и Добра, но помните - вы будете одиноки. Кто несет свет истины, тот должен знать, что его не всегда понимают. Будьте кроткими и терпеливыми, откажитесь от тщетной славы и суеты, от мелкого честолюбия и ненужных забот. Бог везде и во всем, но узнать Его можно только в себе, а с Богом вы или без Него, скажет ваша совесть. Путь человеческий - страдание и слезы, и все идут этим путем, но не все утешаются. Несите утешение в себе и давайте другим, пусть поймут тщетность всей суеты земной, ибо, отрекаясь от нее, вы обретаете покой. Сказано: "Многие знания - многие печали". Но, познав, поднимитесь выше, посмотрите с высоты духа своего и осознайте Царство Небесное в себе. В единстве с Богом - покой и утешение, ибо Он - опора на земном пути. Все остальное - суета. Слушайте только голос Духа в душе вашей и смиритесь перед ним. Идите только тем путем, который Он вам предначертал. Будьте кроткими на этом пути, что бы ни случилось с вами. Только постигшие Дух Божий наследуют землю, хотя много тысяч лет пройдет, прежде чем все пойдут путем смирения и любви. Проще быть гордым, чем кротким, ибо гордыня понятна людям и укрепляет зло. Кротость, выросшая из вашего знания, вызовет ненависть толпы, терпите - ничто истинное не пропадет в мире. Истина, которую вы несете, насытит алчущих и жаждущих ее. Те, кто ищет Бога, найдут Его в себе, ибо каждый - частица Бога, а кто познал Бога в себе - познаетЕго во всем. Во всех концах мира разные веры, но Бог один.Но никто не приходит к Богу, как только через Меня. Несите мир людям, они должны понять, что они - дети Божьи и братья друг другу. Многие этого не признают и будут вас всячески поносить и гнать, и будут злословить на Меня. Но вы радуйтесь всегда: вы знаете истину, а гонителей своих прощайте - они не знают ее. Вы не должны брать пример с книжников и фарисеев. Они выполняют свой долг и следуют лишь букве закона, а вы должны следовать духу его. Они утратили память о тайнах и знают лишь внешние формы обряда - отсюда и строгости в соблюдении их; а вы, знающие истину, несите ее людям. Дело ведь не в том, кто и когда входит в храм и как молится, а в тех, кто ищет Бога в душе своей, кто несет добро и не поддается великому соблазну зла. Отбирайте зерна от плевел и отличайте; сейте то, что зовется Духом добра. Всю жизнь ищите в себе только правду и доброту; как ни горька будет ваша судьба не отступайте никогда, ибо если не вы, то кто даст людям утешение и если не вы, то кто будет образцом для подражания? Не поддавайтесь соблазнам зла, даже если они принесут вам в жизни покой и благополучие: без вашего подвига души не будет у человека опоры и примера. Ибо вы есть соль земли, а если соль утратит силу, то что заменит ее? Человек одинок, ибо на пути к Богу он может быть только один, потому что Бог - это душа, живущая в каждом из нас. Нельзя силой привести к Богу, потому что нельзя огнем и мечом датьчеловеку душу. Душа с рождения оживляет тело, и надо растить ее еще бережнее, умнее и осторожнее, чем тело физичес-кое. Будьте умными воспитателями души, помните: не убий, не прелюбодействуй, не воруй, поступай с ближним своим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Не только дела, но и мысли ваши должны быть чисты. Мысль об убийстве и насилии такой же грех, как и свершившееся действо. И если ты брата своего призываешь к насилию, учишь его злу, а не добру, то ты грешен вдвойне и ответишь перед Богом и за себя и за него. Солнце одинаково светит и праведным и грешным. Будьте как солнце. Любите и принимайте всех, какими бы заблудшими они не были. Любовь отстраняет ненависть и злость. Просящему у тебя - дай, а от хотящего занять у тебя - не отвращайся. Не творите милостыню перед людьми с тем, чтобы они видели вас, важно, чтобы никто не знал о милости вашей, не унижайте человека позорной милостью. Не молитесь лицемерно перед людьми, но молитесь дома, наедине с собой. Бог, видящий тайное, воздаст явно. Не клянитесь никогда. Пусть будет слово ваше: "да - да", "нет - нет". Единственным свидетельством о порядочности вашей должна стать честность ваша, правда, всегда только правда - вот ваша сила. Итак, не кривите душой, рассмотрите все сначала хорошенько, прежде чем вынести свой суд и решение. Нельзя отвечать злом на зло. Ибо зло порождает зло, и это превращается в бесконечный обвал. Только любовь может остановить зло, она освещает жизнь. Высшая Любовь позволяет иными глазами глядеть на человека - прощая слабости и ошибки. И я говорю вам: любите врагов ваших, ваше дело - нести свет Бога; благославляйте проклинающих вас и гонящих вас. Не осуждайте людей за грехи их, но указывайте путь к истине. Следите прежде всего за чистотой души и помыслов своих и будьте примером, тогда вам будут больше верить, чем если вы станете обличать. Бог есть Тайна. Бог не познается, но открывается каждому в душе его. Поэтому ищите и обрящете. Но помните: только ваша душа может совершить этот подвиг. Отец ваш небесный дает блага, просящему у него. Будьте добры, терпеливы и искренни. Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Люди слабы и не думают о том зле, что причиняют другим, научитесь делать только добро. Зло проще, доступнее, понятнее. Широки врата его и пространен путь, ведущий ко злу и в общую погибель. Тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь, и не многие находят их. Берегитесь лжепророков, которые вещают о добре, а творят зло. По плодам их узнаете их. Многие придут к Богу в последний час и скажут: "Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? не Твоим ли именем многие чудеса творили?" Но Я отверну от них Лицо Свое. Не в том суть, чтобы говорить в храме от имени Бога, а в том, чтобы чувствовать в себе Бога, идти по верному пути и говорить слова Божьи: любовь и сострадание. Цель человеческая - движение к Добру, к царству Божьему. Молитесь так, чтобы люди не сбились с пути: "Да приидет царство Твое, Боже!". Слухи о новом проповеднике дошли до Ирода-четверовластника и встревожили его. Он захотел узнать - кто этот человек. Шпионы расспрашивали народ. Но говорили разное. Одни счита-ли, что Этот - воскресший Иоанн-креститель, другие, что Он - Илия или один из древних пророков, пришедший на землю защитить свой народ. Лишь немногие тогда принимали Иисуса за Мессию. Ирод успокоился: - Иоанна я казнил, а целитель и философ меня не трогает. Зато всполошились первосвященники: многие раввины и левиты уже сталкивались с Ним. К какой бы партии они не принад-лежали, проримски или антиримски были настроены - Иисус из Назарета был им опасен. Он возбуждал народ, Он не считался с вековечной буквой Закона, Он общался не с праведниками, а с грешниками, говоря, что в первую очередь именно они нуждаются в спасении, Он исцелял неизлечимые болезни, и толпа боготворила Его. Он был опасен и тем, что возбудил интерес римлян. Действительно, Понтий Пилат уже слышал о некоем Иисусе из Назарета, творившем чудеса и проповедовавшем новую веру. Пилат ненавидел весь Израиль и всех евреев. У него не могло быть друзей среди евреев, как были у покойного императора, теперь уже бога, Августа. Пилат презирал евреев. Эти собаки верят в какого-то одного Бога, а потому римских богов и императоров не признают. Они сопротивляются власти Рима, но не с мечом в руках (попробовали бы!), а просто-напросто игнорируют все, что связано с римской властью и законом. С аристократией он справился. Вырезаны самые богатые семьи в Самарии и Галилее, и это утихомирило знать. Их деньги хранятся в его сундуках, кое-что перепало и императору, так что жаловаться не на кого, а то, что евреи его ненавидят, мало беспокоит прокуратора. И вот появился, как доносят шпионы, какой-то бродячий шарлатан, который пытается лечить и тем зарабатывает на жизнь, а заодно называет себя Сыном Божьим, царем на земле. Надо потянуть ниточку: за эти царские замашки можно будет вырезать всех евреев, а то дай им волю - они захотят избавиться от Рима; эти ничтожные фанатики, эти нищие философы, всякие там ессеи и зелоты, фарисеи и священники, пророки и мытари. Нет, грязные свиньи,римский меч правит и будет править миром, а не ваши молитвы; легионеры, а не филосо-фы имеют силу, император, а не Бог - начало всех начал. Может быть я - старый циник, но они - ничтожные бездельники. Надо вызвать к себе Каиафу и попытать его - кто это называет себяцарем, кто, кроме Рима, претендует на власть? Пилат ненавидел первосвященника как и всех евреев. Первосвящен-ник ненавидел Пилата Понтийского как все евреи вместе взятые. Как только Понтий Пилат прибыл в Иерусалим, он потребовал священный клад храма - Корбон - для благоустройства города: не хватало еще тратить деньги римской империи для того, чтобы делать водопровод в Иерусалиме! Первосвященник с возмущением отказался. Клад предназначен для Храма и Бога, пусть римляне сами устраивают свои дела. Пилат рассвирепел. Мало того, что его послали на этот вонючий восток, в этот грязный город, где шагу нельзя ступить, чтобы не поскользнуться на кожуре апельсина или не испачкаться в объедках, так почему именно он, Понтий Пилат, и его легионеры должны терпеть неудобства в варварской стране? Водопровод будет проведен. Римские легионеры ворвались в Храм и разграбили его. Евреи посыпали головы пеплом, разорвали одежды и сели вокруг Храма. На третьи сутки Пилат приказал нещадно высечь всех кнутами, а кто будет сопротивляться - убивать на месте. Вся площадь перед Храмом была залита кровью. Первосвященнику Пилат пригрозил - если жалоба поступит в Рим, то будет вырезана его семья. Пилат пришел с ненавистью - и вся страна ненавидела его. Иисус знал, что ждет Его. Собрав учеников, Он отправил их проповедовать и исцелять, а сам жил какое-то время у ессеев. Плиний Старший писал об ессеях: "К западу от Асфальтового озера (Мертвое море), но в достаточном отдалении от берега, чтобы избежать вредоносных испарений моря, проживают ессеи - у них нет женщин, они отвергают плотскую любовь, они не знают денег и питаются плодами пальм. Изо дня в день число их увеличивается, благодаря появлению толпы утомленных пришель-цев. Южнее их был город Энгада, затем Массада-крепость на скале, недалеко от Асфальтового озера". Вместе со всей общиной вставал Иисус на рассвете, омывал-ся водой и читал молитву, обращенную к Богу, вместе с ними работал утром в поле, а потом, после трапезы, разбирал старинные рукописи и слушал Учителя Праведности и слова его, быть может, оправдывающие человека перед Богом: - Бог лучше, чем само благо и любовь, выше, чем сама разумная природа. Он выше и больше, чем жизнь. Только в единении с Божеством как первоисточником истинной жизни и вечного блаженства, люди найдут действительное искупление от всякого зла и несовершенства. Говорил Учитель праведности и о том, что пришел Искупитель и теперь может произойти нравственное искупление и примирение греховной твари со Святым Творцом. И Сыны Света молились вместе с ним о спасении человека. И эта община была в те времена, быть может, самым счастливым и самым праведным местом на земле. Вскоре ученики возвратились и рассказали Иисусу, что сделали они. Иисус решил пойти с ними к Иерусалиму. И пришли они к месту, называемому Вифсаидою, и там Иисус разговаривал с ними: - Кто хочет идти за Мною, забудь о себе, возьми крест своей судьбы и иди за Мной. Если кто-то думает сберечь душу свою, тот потеряет ее, отвергнув Меня ради спокойной жизни, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережетее. Иисус знал: одно - когда Он исцеляет и учит; другое - когда Его преследуют, позорят и убивают как злейшего преступника. Те, кто преследуют Его, будут преследовать и учеников Его. Идти за Ним должны только те, кто готов к этому. Двенадцать пошли с ним. однажды иисус спросил учеников своих: "а вы за кого почитаете меня? отвечал петр: "за христа божия (мессию). но он строго приказал никому не говорить о сем". неоднократно иисус запрещал об этом говорить. почему? почему не должен быть узнан тот, кто воплотился в ограниченное слабое человеческое существо? расхожее обвинение евреев в том, что они не узнали бога, которого так долго ждали, не имеет смысла. скажем в риме, иисуса не только бы не стали слушать, но толпа растерзала бы его при первых же словах, так далеки были слова христа от тогдашних мыслей римской толпы. важно другое. вспомним слова христа - творите благодеяния так, чтобы облаго-детельствованный не знал об этом. христосоставался образцом человеческого поведения, свершая невиданный подвиг. этическую сторону взаимо-отношений человека и бога рассматривало человечество на протяжении всего существования - от авраама до кьеркегора. физическаясуть рассматри-вается современной наукой последние 10 - 20 лет. так, установлено что вселенная, обладающая определеннойэнергией,пространственными характеристиками объема и времени, ограничена, и за ней начинается ничто - время-пространство, характеризовать которое пока нет возможности. наука также предполагает наличие абсолютного сознания как некоего пространственно-подобного образования, а вернадский ввел понятие - живое вещество сознания. не правда ли, как близко подошла наука к понятиям авраама: имя бога не называется, потому что он непознаваем, всеобъемлющ, всезнающ, вечное "все" и вечное "ничто".6 вообще, что произошло с авраамом, когда он, мирный житель первого на земле города - ура, вдруг берет свою семью и уходит в пустыню, становится скотоводом и проповедует странную по тем архаичным временам веру в единого бога, соотнося его с космосом и землей. библия не дает ответ. но ведь должно было открыться ему некое откровение! великие пророки и философы человечества получали откровения, то есть считывали информацию первично-пространственного всезнания. поэтому их истины - абсолютны. авраам, моисей, будда, сократ, магомет черпали внутри себя нечто, что было несомненной истиной, и потому целые народы веками верили и верят им. истина в плоти и крови каждого человека, она только не выражена еще человечеством адекватными словами и пока разобщает, а не объединяет. наше несовершенство мешает нам. иисус из назарета - не пророк. это то абсолютное, время-пространство-сознание, что решило из любви к нам воплотиться в облике человеческом, чтобы еще раз показать нам наше кровное родство со всей вселенной и указать на этическую сущность этого родства и необходимость этического поведения человека во вселенной и среди людей. христос пришел в мир ради спасения человечества. главные заповеди, неоднократно повторенные христом: "возлюби господа твоего всем сердцем твоим и всею душою твоей, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего как самого себя" - больше ничего не надо человеку. все остальное - ложь и прихоть истории. и, наконец, последнее. христу не нужно было, чтобы запоминался его человеческий облик, поскольку абсолют облика не имеет. он оставил нам свое слово, как ту часть времени-пространства-разума, которая имеет отношение к человеку. эту задачу мы не поняли до сих пор и не осуществили ее. "в начале было слово". дабэр - по-древнееврейски и вещь, и дело, и плод, и устное слово, и сотворение. Израиль бурлил. Толпы шли за Иисусом и слушали Его. Путь Его лежал от Галилеи, Иудеи и Самарии в Великий город Иерусалим. Соблюдавшие букву закона книжники ненавидели Его, простой народ поклонялся Ему. Он говорил с народом притчами, в которых заложены великие тайны, люди слушали их, как сказку, и даже ученики не всегда понимали Его. Он был глубоко одинок, но любовь двига-ла Им. Народ, желая видеть Его царем над иудеями,на руках нес Его в Иерусалим. Пилат ждал и искал повод для уничтожения израильтян; Ирод опасался Иисуса и хотел Его увидеть; первосвященники были встревожены. Однажды пришли люди; с криками и воплями, с разодранными одеждами предстали они перед Иисусом. - Понтий Пилат не пощадил ни знатные роды, ни синагогу, ни жертвенник ее. Он убил богатых галилеян, смешал кровь их с кровью жертв их. Народ возмутился: - Веди нас, Иисус! Ты Мессия, Ты можешь свершить чудо! Если Ты будешь над нами, мы разобьем римлян и кончатся страдания наши! Ты будешь царем иудейским! Слова эти опечалили Иисуса. - Я скорблю вместе с вами о крови знатных из Галилеи. Но не затем пришел Я к вам, чтобы бороться с царями земными и их наместниками, а для того, чтобы дать вам Слово и завет любви. Если не покаетесь - так же погибнете. До тех пор будет литься кровь, пока не изменит себя человек, пока не взглянет на себя с ужасом. Душу Я пришел изменить, а не царство земное; смотрите: восстал брат на брата и сын на отца, и испепелилась земля. Обрати-те взоры к душе своей,и дух ваш победит царство Рима. Толпа зароптала. Ученик Его, Иуда Искариот, воскликнул: - Ты - Мессия или Иисус из Назарета? Если Ты - Мессия, то разве не затем пришел, чтобы освободить народ свой от страшного позора и гнета римлян, а если Иисус из Назарета - разве не долг Твой поднять знамя восстания? - Нет, Иуда, Я пришел дать вам свободу духа, а не волю на земле. Волю веру вы добудете и сохраните сами. Много горя испытаете вы, синагоги будут попираться, а народ уничтожаться. И не будет вам места на земле. Только перед концом света народ соберет-ся вновь на земле Израиля. Все народы земли будут искать Царствие Божье. И вспомнят обо мне. Но пока не познают Дух Мой, безмерны будут страдания народов, а Израиля - всех больше. Иуда отшатнулся от Него. И с тех пор искал, как предать Его, ибо понял, что римляне не простят народу "царя иудейского". Узнав о событиях в Галилее и словах Иисуса, первосвящен-ники и фарисеи срочно созвали совет. - Народ приветствует Его как царя иудейского. Говорят, что Он воскрешает из мертвых и лечит парализованных. Если так будет продолжаться, весь народ пойдет за ним. И придут римляне и уничтожат страну и народ. - Что же нам делать? Тогда встал Каифа: - Понтий Пилат, а за ним стоит Рим и Кесарь, хочет стереть нас с лица земли. Наш непокорный народ, наша святая вера в Еди-ного Бога, ненавистны им. Евреи не были рабами даже в плену и не будут в своей стране. Рим не может с этим смириться. Богатст-ва Храма и знати дразнят Пилата. Я не знаю, кто Иисус Назаретянин, но для Пилата - Он повод поднять римские легионы. Поду-майте, что лучше нам: чтобы один человек умер за людей или чтобы весь народ погиб? Судьба Иисуса была решена. Он знал, что пришли дни взятия Его от мира, и решил идти в Иерусалим, ибо не было еще, чтобы пророка побили вне Иерусалима. Толпа народа, сопровождавшая Его, множилась. И приступали к Нему с вопросами. Чаше всего спрашивали о том, что такое Царствие Божье, как оно прийдет, где будет оно. Что мог ответить Иисус? Притчами говорил Он с народом. - Нельзя сказать - вот здесь Царствие Божье или вот там. Царствие Божье внутри нас. Когда каждый обретет свой путь к Богу, найдет его в душе. Чему уподоблю Царствие Божье? Оно подобно закваске, в кото-рую женщина положила три меры муки, доколе не вскисло все. Истинно, истинно говорю вам - доколе не взойдет духовное зерно в каждой душе - не придет Царствие Божье. Тогда поймете перед лицом совести и Бога, кто первый, а кто последний. Униженные будут возвышены, а возвышенные унижены. И будет зерно веры прорастать на земле в течение веков, и к концу времен вы поймете - скоро прийдет Царствие Божье. Так говорил Он, направляясь к Иерусалиму. Когда они подошли к Иерихону и остановились передохнуть, сказал Он своим ученикам: - Скоро мы войдем в Иерусалим и свершится все, предсказан-ное Великими Пророками. Предадут Сына Человеческого римлянам и те надругаются на Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его. Будут бить и убьют Его, но в третий день Он воскреснет. Ученики не понимали Его. Они долго просили объяснить, что произойдет, но Он не стал говорить. Все должно сбыться. И все человек должен понять так, как сможет или захочет понять. При подходе к Иерусалиму, когда солнце вставало над городом и освещало стены его, ученики увидели, что народ вышел за ворота и приветствовал Учителя. - Осанна Сыну Давидову! - Спаси нас! Люди бросали одежды свои Ему под ноги и жадно ловили каждое слово Его. Простой народ считал Его пророком или Мессией, хотя не понимал многое из того, что Он говорил, но знал о чудесах и исцелениях, что Он творил, и верил Ему. Всякий, кто приближается к Иерусалиму и видит его со стороны горы Елионской, не может не поразиться дивной красоте его: торжественно и гордо возвышается Великий Храм, украшенный мрамором и дорогими камнями. Ярко сияет солнце над городом, а воздух прозрачен и чист, как нигде в мире. Город, подобный невесте, ждущей жениха своего. Иисус смотрел на дивную красоту древнего города, и слезы навернулись на глаза Его. И сказал Он народу Израиля: - Не здравствуй, говорю тебе, а прощай, великий город, прекрасный город! Ты не узнал времени посещения моего, и скоро наступит день, когда придут враги и окружат тебя и сожгут дома и строения. Люди будут бежать, но враги настигнут их в стенах города и побьют жителей, и не останется камня на камне. Рухнет Великий Храм, и дети Израиля будут рассеяны по свету, неся груз камней его на плечах своих. О Иерусалим, Иерусалим! Я вошел в твою судьбу, ибо все должно свершиться так, как предрешено и предсказано, вместе со Мной имя твое уйдет в бесконечность, и пребудешь ты вечно на небе и на земле, о Иерусалим, город горя, но лучший город на земле! Когда увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что близится запустение его. Дети Израиля падут от острия меча и будут рассеяны по земле, и Иерусалим будет попираться язычниками, доколе не окончатся времена язычников. Знайте, когда Израиль вернется в Иерусалим, наступят времена, приближающие человека к Богу. Но до этого будете унижены и обол-ганы, будут Вас попирать, убивать, сжигать, часто за имя Мое, за гонение Мое, часто за то, что верите в царствие Мое. Терпите. Придет день, когда изменится человек, с ужасом взглянет на лицо свое и взмолитсяопощаде. Готовьте душу свою.Чтите не толькобукву закона, но - суть его. Многие пойдут за буквой, но вы следите за сутью. Бог един для всего мира, для всей вселенной; тот, кто поддается злобе и человеконе-навистничеству - отступает от Бога, чем бы себя не оправдывал. На вас лежит печать Божья. Вы указующий перст Его. Где вы появитесь, там начнется брожение умов, где вас будут гнать и угнетать, там грядет погибель и богоотступничество. Не ищите большего, ибо вы такие же люди, как и все, избранность только в том, что будете страдать вдесятеро больше, чем все народы, и будут знать через вас - до каких пределов доходит страдание человека на земле, ибо миллионы вырежут и миллионы сожгут. Тогда снова взмолился народ: - Учитель, учитель! Скажи нам, когда придет Царствие Божье и кончатся страдания наши? И опять задумался Он - как сказать им? - Царствие Мое - не от мира сего, оно придет к вам от мира, где все наполнено любовью, ибо Бог всеобъемлющ, всезнающ. Царствие Божье там, где все живое испытывает взаимную любовь, где нет ненависти и глупости, где сердце сопряжено с ощущением целого мира, где ум направлен на познание великих тайн вселенной, а душа - на сострадание всему живому и не живому. Ближе всех к царствию Божьему - дети. Они - сама любовь и разум. Будьте как дети, и приблизите царствие Божье. Но когда придет час, много появится лжепророков и лжецели-телей. Они будут творить чудеса именем моим, но не верьте им - они не от Меня, а от того, кто и сейчас правит вами. Когда приблизится час, реки будут повернуты вспять и горы разрушены. Человек оторвется от земли и захочет побывать на небе; реки будут отравлены, камни расплавлены, воздух испарится. И тогда обратитесь ко мне. И поймете - все существует один миг и вечно. И когда сил уже не будет оставаться человеком, Я приду и буду судить по делам вашим, а не по ложным молитвам вашим. Никто не знает, когда это будет. И как во дни перед потопом ели, пили, женились, выходили замуж, рожали до того дня, как вошел Ной в ковчег, как пришел потоп и истребил всех. Будьте готовы к этому часу. Берегите и воспитайте душу свою, расчищайте ее от зла, готовьтесь только к доброму и прекрасному. Не знаете, в который час придет вновь Сын Человечес-кий. Будьте как верный благоразумный раб, которого господин поставил над слугами своими, чтобы вовремя кормил остальных и был честен и справедлив, и, вернувшись, господин увидит порядок и обрадуется, и поставит его над всем своим имением. Но если раб зол и скажет в сердце своем: "Не скоро придет господин мой", - и начнет бить товарищей своих и морить их голодом, а сам станет есть и пить с пьяницами, то придет госпо-дин, увидит все это и прогонит раба зловредного, и будет плач и скрежет зубов. Не уподобляйтесь рабу неверному, чтобы не раскаяться потом. Каждый день учил Он в Храме, и каждую ночь удалялся Он на гору Елеонскую, молился там и печалился. Каждый раз в Храме приступали к Нему книжники и фарисеи и искали уличить Его, тогда Он, опечаленный, сказал народу такую притчу: - Один человек посадил виноградник и отдал его винограда-рям. Пришло время сбора винограда, и он послал к виноградарям раба, чтобы дали ему плодов из виноградника, но виноградари побили его, отослали ни с чем. Еще послал хозяин другого раба, но и с тем поступили так же, и с третьим. Тогда хозяин виноград-ника сказал: "Что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного, может быть, увидевши его, постыдятся". Но виноградари рассуж-дали: "Это наследник. Пойдем и убьем его, и наследство будет наше". И убили сына. Что же сделает с ними хозяин виноградника? Придет и будет судить злых виноградарей. Так и вы. Господь отдал вам все, а вы побиваете пророков и губите Сына Божьего. Какбудет судить вас Господь? И воскликнули все: - Да не будет! Но Иисус знал, что будет. И, взглянув на них, сказал: - Камень, который отвергли строители, тот самый будет во главе угла. Отвергнув меня, вы отвергнете камень, который стоит во главе угла спасения вашего. Возмутились первосвященники и книжники и вновь искали убить Его. В один из великих праздников Иисус с учениками своими пошел к купальне, называвшейся Дом Милосердия, что у Овечьих ворот. Здесь били минеральные источники. К ним вели пять крытых ходов, которые спасали от невыносимой жары. Лежали, сидели, ползали тысячи увечных, слепых, глухих, расслабленных; смрад стоял в воздухе; вопли, проклятия и стоны носились над толпой. Время от времени вода в источниках прибывала, и считалось, что тот, кто первым войдет в воду, непременно исцелится, чем бы он ни страдал. У входа в одну из галерей лежал человек, иссохший, как скелет. Лицо его не выражало ничего, кроме застывшего, безнадежного,уже привычного отчаяния. Когда вода начала прибывать и многие кинулись в купальню, человек попытал-ся приподняться, но тотчас со стоном упал на жалкую постель свою. - Кто это? - спросил Иисус. - Равви, это парализованный, - ответили ему, - много лет мучается он и не может излечиться. Тогда Иисусподошел к нему. - Что с тобою, бедный человек? - Ах, господин, не спрашивай меня! Когда мне было два года, служанка уронила меня, и с тех пор спина моя неподвижна. Тридцать восемь лет жду я исцеления или смерти. Пока живы были мои родители, они ухаживали за мной, а теперь я нико-му не нужен, даже Бог забыл меня. - Не говори так! Хочешь ли ты исцелиться? - О, конечно! Но нет человека, который бы смог опустить меня в купальню первым. Если и находятся те, кто желает мне помочь, то пока мы дотащимся вниз, другие уже давно там. - Встань и иди, - сказал ему Иисус. И больной встал. С удивлением смотрел он на слабые ноги свои, на бездну людей, копошившихся вокруг, на стену купальни, за которую он держался, чтобы не упасть. Иисус же улыбнулся его робким шагам и скрылся в толпе. - Я хожу! - закричал больной, - я хожу! Все, словно очнувшись, смотрели на него. - Как это ты ходишь? - Не знаю, но тут был человек, который сказал мне: "Встань и иди", и я пошел. И вот я хожу! Многие кричали, что это чудо, и плакали, и смеялись, и славили Бога. Но были и такие, что хмуро говорили: - Сегодня суббота и большой праздник, кто смел исцелять тебя в этот день? - Я не знаю, - отвечал больной, - я не знаю этого человека, но я хожу, я здоров - и это чудо. Тогда те, кто придерживался буквы закона, пошли в Синагогу и сказали священникам и фарисеям. Те призвали к себе исцеленного человека: - Скажи, кто исцелил тебя? - Я не знаю Его, но Он совершил чудо. - Если узнаешь Его, скажи нам: Он грешник. - Сами вы грешны. Тот, ктоне от Бога, не можетсовершить такое. Излеченный ушел и вошел в Храм, чтобы у Бога спросить - что же происходит. В Храме он встретил Иисуса и в слезах благо-дарил Его. Иисус сказал: - Вот ты излечился. Живи теперь жизнью праведной, чтобы не было с тобой большей беды, чтобы душа твоя не заболела неизлечимо. Фарисеи же увидели, кто излечил больного. - Вот он, Иисус, которого считают Мессией и Господом. Он страшный грешник, каких не было на земле, ибо именем Бога назы-вается, и оскверняет веру, и оскверняет субботу, и надо убить его, чтобы не смущал народ и не вызвал гнева римлян на нас. Услышав такие речи, сказал Иисус: - Я пришел во имя Отца моего, а вы не принимаете Меня. И отошел Иисус из Иерусалима в глубокой печали. Множество народа сопровождало Его. Когда Каиафа узнал о делах и словах Иисуса, сердце его сжалось и душа заволновалась. Он знал, что погряз в делах и интригах, что Бог - только обязанность, переданная первосвящен-нику по наследству; что четверовластники циничны, развратны и сребролюбивы, и что народ, не желающий молчать и быть рабом, готовится к восстанию - зелоты уже наточили мечи. Ему, Каиафе, некогда прислушиваться к Иисусу из Назарета. Будь другое время - бродил бы очередной пророк по земле Израиля, но теперь Он подобен свече, поднесенной к сухой соломе: малейший ветерок и вспыхнет пламя, которое уничтожит все вокруг. И Каиафа отдал приказ: - Схватите Его! Каиафа знал, чего боится. За Пилатом Понтийским стоял Рим и Тиберий, жестокости и жадности которого не было предела. Светоний так пишет о Тиберий: "Перечислять его злодеяния долго: довольно будет показать примеры его свирепости на самых общих случаях. Дня не проходило без казни, будь то праздник или запо-ведный день: даже в Новый год был казнен человек, со многими вместе осуждались их дети и дети детей. Родственникам казненных запрещено было их оплакивать, обвинителям, а часто и свидетелям назначались любые награды. Никакому доносу не отказывали в доверии. Всякое преступление считалось уголовным, даже несколько невинных слов. Рим утопает в роскоши, разврат процветает в столице мира. Непотребные пляс-ки развлекают опустошенные души, развращенные умы. Плебеи жаждут крови гладиаторов. Толпы нищих бродят по улицам Вечного города, ожидая убийства или праздненства. Над империей царит страх. После смерти Сеяна кровь льется потоком по улицам Рима. Тиберий приказал убивать всех, кто заподозрен в сообщничестве с Сеяном. Груды трупов лежат повсюду, смрад разложившейся плоти наполняет город. По Тибру плывут сотни раздувшихся тел, но когда они прибиваются к берегу, никто не сжигает их. Тиберий запретил родственникам и друзьям погибших захоронить и оплакивать их. Сторожа зорко следят за теми, кто стоит возле трупов, неосторожный погибает, если увидят его слезу". По сравнению с тиранами Рима, развратившими время и мир, грешники и блудницы далекой Иудеи - несчастные, обездоленные люди - были невинны. В их душе была боль, а не жестокость, нужда, а не похоть, покорность судьбе, а не разврат. Их противо-поставил Иисус власти и Риму. Душу, изболевшуюся и подавленную, можно спасти любовью, того, кто сам убил свою душу, спасти нельзя. Поэтому говорил Он ученикам: - Если хотите идти по пути Моему, будьте прежде всего добры к человеку, и тогда души заблудшие и обманутые откроются вам, ибо каждая душа жаждет счастья, и только любовь может освободить ее из тьмы; не осуждайте никого, но дайте пример любви. Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными, и вы не будете рабами. Иудеи, слушавшие Его, удивлялись: - Мы, семя Авраамово, не были рабами никому и никогда, как же Ты говоришь "сделайтесь свободными?" - Вы не понимаете Меня. Я говорю вам - всякий делающий грех есть раб греха. Потому говорю вам - не будьте рабами греха. Свободен только тот, кто познал Истину. Сотворив человека, Бог, как главное условие существования, определил ему свободу. Душа свободна в выборе своем между добром и злом. Освобождение есть приближение к Богу. Бог - прежде всего - Добро, потому - приближение к добру есть движение к свободе. Глазами души смотрите в мир. Во всем свободен человек, но в конечном мире свободен он конечно. Потому тогда только познает он Истину, когда духовное око его обратится к Богу. И если поверите в Меня и поймете, то познаете волю Отца Моего. Тогда обозлились законники: - Кто Ты такой, чтобы говорить от имени Бога! И схватили камни, чтобы побить Его. Но ученики и многие слушавшие окружили Его, и Он ушел невредим из Храма. И когда Он шел, то увидел человека слепого от рождения и просившего милостыню. Иисус пожалел его и исцелил. Но была Суббота, и ученики беспокоились, что возненавидят Его, и просили не делать этого, но Иисус сказал: - Для благих дел нет субботы, доброе дело угодно Богу всегда. И сделал так, чтобы прозрел человек этот, и чтобы прозрели души учеников его, чтобы страх покинул их, а не правил ими, чтобы думали о горе людей, а не о себе заботились. апофеозом земных чудес христа, конечно же, стало воскрешение лазаря, недаром он говорит ученикам: "радуюсь за вас, что меня не было там, дабы вы уверовали". лазарь и его сестры (мария и марфа) были друзьями и верными учениками иисуса, и потому он скорбел о смерти лазаря и пошел в вифанию, несмотря на то, что этот город близ иерусалима, и ученики просили не идти туда, боясь, что иудеи схватят иисуса, но он пошел и свершил чудо воскрешения, после чего многие уверовали в него. смысл же этого чуда, совершенного христом перед своей смертью и воскрешением, в том и заключался, чтобы предварить для учеников свое будущее возвращение к ним, указать на возможность воскрешения из мертвых через воскрешение души, ибо он, иисус, - живая душа, смерть которой в бесконечности невозможна. в земной жизни христа воскрешение лазаря имело последствия самые тяжелые. фарисеи говорили: "видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за ним". поскольку события нарастали, то первосвященникам и синедриону ничего не оставалось, как ускорить свои действия. должно было случиться так, что и предатель созрел в этот момент. когда иуда увидел, как мария магдалина поливает драгоценным миром ноги иисуса, он возмутился: "почему бы не продать это миро за 300 динариев и не раздать бедным?" с точки зрения народного вождя, а именно такова была позиция иуды, высшие цели духовной любви исоединения человека с богом, которые провозглашал христос, просто не имели смысла. в лучшем случае - это чудачество духовного вождя, в худшем - опасное помешательство. если так, то человек, провозгла-сивший себя царем иудейским и возбудивший весь народ, но не желающий драться с римлянами, опасен для народа, о котором иуда думает с такой болью. тут его цели совпали с каиафой; эпизод с миром переполнил чашу терпения - кто опасен для народа и равнодушен к его бедам, тот должен быть устранен - вот рассуждения повстанческого лидера. первосвященники же положили убить и лазаря - опасного свидетеля, доказательство могущества иисуса. Благоуханнавесенняя ночь в Иерусалиме; ярко светят звезды, чист и недвижим воздух, радость приходит в Израиль на Пасху; двери открыты настежь, столы ломятся от яств; каждый идет в свой дом, чтобы побыть с ближним и разделить с ним чистое счастье, вспомнить, как Бог освободил народ свой из плена Египетского. Иисус знал, что пришел час Его. Вместе с учениками - с ближними своими - встречал Иисус праздник Пасхи. Накрыли стол и хотели возлечь за трапезу. Но Иисус встал, снял с себя верхнюю одежду, влил воды в умывальницу и, обвязав себя полотенцем, стал умывать ноги ученикам Своим. Так безгранична была Его любовь к ним. Когда подошел Он к Симону-Петру, тот со слезами посмотрел на Него: - Равви, зачем Ты делаешь это? Тебе ли умывать ноги мои? Но Иисус ответил: - Ты потом поймешь. Я делаю это, чтобы вы поняли общий закон любви. Вы называете меня Учителем и Господом, и вот Я умываю ноги ваши, чтобы поняли, как Я люблю вас. И каждый человек так должен любить другого, чтобы радость ему была от служения любимому и чтобы скорее дал распять себя, чем причинять боль другому. Не все из вас чисты. Да сбудется писание: "Ядущий со Мною хлеб, поднял на Меня пяту свою". И когда поймете это, еще раз уверуете в Меня. Любовь - главная заповедь моя и Пославшего Меня. Любовь - это подвиг в мире, где вас ненавидят, не понимая, что ненавистью они убивают и жизнь и душу. Нет больше той любви, как положить душу за друзей своих. Вот вы - друзья Мои, и вы исполните то, что Я заповедал вам. Я называю вас друзьями, потому что вы услышали Меня и пойдете проповедовать. Не вы Меня избрали, но Я вас избрал, чтобы вы шли и проповедова-ли и приносили плод, ибо Я ухожу туда, куда вы не пойдете за Мной. И главная заповедь вам: любите друг друга. - Куда, Господи, пойдешь Ты, а мы пойти не сможем? - Вы сами узнаете скоро, но Я буду ждать вас, и вы придете ко мне. Я говорю вам, чтобы вы не соблазнялись. Изгонят вас из Синагог, и римляне распнут вас. Когда придет то время, вспомни-те обо Мне и о том, что Я сказал вам. Я теперь говорю вам это, а не раньше, потому что был с вами, а теперь не будет Меня. Ваше сердце наполнится печалью, но лучше, если Я пойду - иначе мир не найдет пути к Истине. О многом Я мог бы рассказать вам, но вы теперь не можете все вместить. Долго не сможет человек вместить слова Мои, но веруйте и идите к Истине. Потом Иисус обмакнул хлеб в вино и подал его Иуде со словами: - То, что ты хочешь делать, делай скорее. Ученики же поняли эти слова так: у Иуды был ящик, куда опускали деньги, и Иисус просит его пойти и что-то купить. Иуда встал в гневе и раздражении и пошел в синедрион. Иисус же продолжал: - Много будет вам печали и много радости. Печали, потому что потеряете Меня и будете гонимы, радости - потому, что веруете и знаете Меня и пославшего Меня, и радости вашей никто не отнимет у вас. Я уже не говорю вам притчами, а говорю прямо - Я и Отец Мой - едины, и вот Я возвращаюсь к Нему, но оставляю мир с надеждой, на то, что человек найдет путь к любви и истине, потому что Я нашел вас, чтобы сохранили слово Мое и донесли его миру. Наступает час, когда вы рассеетесь по свету, каждый в свою сторону, но не будете одиноки, потому что Я с вами, и Я не буду одинок в последний час, потому что Отец со Мною. Но душа моя печалится. Сказав так, поднялся Он от трапезы и пошел за поток Кедрон в сад, называемый Гефсиманским, где раньше бывал с учениками своими. ночь в саду гефсиманском - начало всей европейской христианской культуры. не было человека, который не задумывался о своем отношении к богу, скорбевшему в эту ночь, не было художника или поэта непосвятившего этой теме хотя бы одной строчки, одной минуты размышления.христос высказал все свое сострадание человеку, и через него в саду гефсиманском познал человек огромность и всеохватность любви и сострадания. в них главная заповедь христа. бог, идущий на смерть из сострадания к людям, человек, идущий на муки из сострадания к ближнему - здесь и происходит слияние духовных высот, приближение к бесконечной любви бога. без смерти нельзя слиться с абсолютом: с тем, что мы вслед за современной философией назовем пространственно-временным-мыслящим-вечным-духовным континуумом.7 из частицы вновь сделаться всем можно только через смерть. воплотив свою задачу: указать человеку путь к спасению, к познанию добра, любви, состраданию и духовным исканиям, - христос должен был умереть, чтобы пребывать в мире вечно. ибо "кто не умер, тот не родился". это возвращение к самому себе и возвращение к первоисточнику. Темень охватила землю; только кедры, росшие вдоль Кедрона, обозначали тропинку, ведущую в масличный сад, да мелкие звезды высветили небо над Иерусалимом, обрушивая на город бездонность Божьего мира; поток шумел в ночной тишине, благотворнаяпрохлада овевала землю. Иисус велел ученикам оставаться за оградой, а сам вошел в сад. Печаль человеческая охватила Его. Прежде чем вернуться в бесконечность, нужно пройти смерть, сбросить плоть, и скорбь Бога была человеческой в этот час. - Дух мой скорбит смертельно. Кончилось бренное пребывание в мире этом.Если можно, да минет Меня чаша сия. - Не как Я хочу, но как Ты хочешь, Господи. Пусть сбудется все, что должно сбыться. Нежная прохлада весенней ночи овеяла Его. Он вышел из сада и увидел учеников своих спящими и сказал: - Я ухожу от Вас, а вы уже не помните обо Мне. И были ученики смущены. Тут увидели они, что люди идут вдоль Кедрона с факелами и светильниками и ведет их Иуда Искариот. - Кого вы ищите? - спросил Иисус, выходя вперед. - Иисуса Назарея. - Это Я. Но люди синедриона не поверили ему - так был он прост и светел. Тогда Иуда подошел к Нему и поцеловал Его, сказав: - кого я поцеловал, тот Иисус. И снова вышел вперед Иисус и сказал: - Это Я. Он не хотел, чтобы схватили и погубили учеников Его. Поэтому, когда Петр выхватил меч, Он строго приказал ему: - Вложи меч свой в ножны, ибо то, что должно сбыться, нельзя решить мечом . И отдал Себя в руки грешников. существует множество версий о предательстве иуды. от самых примитивных, где считается, что иуда ради денег предал бога, до сложных концепций о любви-ненависти, о трагедии прозрения или убийствеиуды в темном переулке людьми понтия пилата. наиболее любопытные суждения приведены у борхеса в "трех версиях предательства иуды". некто руненберг вслед за де куинси приводит несколько своих версий, причем они, будучи смоделированы человеком религиозным,все его остроумные построения исходят прежде всего из глубокой веры, приводят мысль к кощунству, а жизнь к краху. иуда предал христа, дабы вынудить его объявить о своей божественной сущности и разжечь народное восстание против гнета рима. затем руненберг продолжает эту мысль и доказывает, что предательство было предопределено. раз слово, воплотившись, перешло в человека и стало ограниченным и смертным, принесло себя в жертву, то и человек должен был совершить столь же жертвенный поступок: предав любовь и святость, вернуть его через смерть к абсолюту. этим человеком и был иуда искариот. после резкойкритики, руненберг пересмотрел свои взгляды и неожиданно посчитал, что бог в своей жертве стал человеком полностью, во всей своей низости, стал человеком вплоть до его низости - он стал иудой. тезис столь неожиданный и кощунственный, что хотелось бы его рассмотреть. мог ли бог, или лучше сказать, необходимо ли было абсолюту воплощаться в самого униженного и отверженного, недостойного спасения, как это утверждает герой борхеса? низость - путь зла, столь доступный смертному, предательство столь обычно, что руководства человеку на этом пути не нужно, а избрав подобный путь, человек, как правило, не испытывает страдания, наоборот, получив определенные блага за содеянное зло, приобретает радость и уверенность в себе. в спасении нуждается его загубленная душа, а не осуществленная на земле его сущность,следовательно, абсолют не имел необходимости воплощать там, где человек сам способен пройти выбранный им путь. спаситель пришел в мир, чтобы спасти нас и указать путь человечеству. вся трагедия в том, что спасение человечества зависит от каждого человека. путь к добру человек проходит только сам, индивидуально и лично, преодолевая все страдания. жизнь человека - это либо подвиг, идущего к свету, независимо от веры, нации, интеллекта, либо путь самоуничтожения, если человек осмелится во имя какой-либо идеи или личной выгоды уничтожить физически или морально других людей. он совершает предательство таких понятий, как "сострадание" и "любовь" и, значит, отступает от предназначенного человечеству пути и предает человечество. каждый из нас либо иуда, либо верный ученик, но чаще всего и тот и другой. И вот схватили Его и привели к первосвященнику Каиафе. И тот сказал: - Иисус из Назарета, на моих плечах бремя власти. Рим хочет сделать Тебя орудием против Израиля. Ты должен умереть за народ, который Ты пытался повести за собой. И вошли многие из синедриона, и Каиафа разорвал на себе одежду и сказал: - Он называется именем Бога, чего же вам более, каких надо доказательств? Предайте Его смерти! Тогда схватили Его и били, и бросили в темницу. Через несколько часов, когда от голода и жажды Он изнемог в подземелье, привели Его к наместнику Иудеи Понтию Пилату. Только он имел право казнить или помиловать обвиняемого . Толпа бушевала за стеной: "Распни Его! Распни!" Мрачная лихорадка смерти охватила их. Народ чует смерть и в ужасе хочет отринуть ее от себя. Ничто не оградит людей от своеволия царей, от римских мечей. Безумие страха витает над страной. Римляне живут на углях - скоро, скоро вспыхнет огонь, который сожжет все на своем пути, пепел покроет землю Израиля, солнце затмится. Плач польется над землей. Понтий Пилат был неприступен и мрачен. - Не ты ли, Иисус, называющий себя царем иудейским? - вкрадчиво спросил он, пытаясь голосу своему придать благодушие. - Царствие Мое от Духа, а не от власти. - А что такое Дух? Химера. Слово, непонятное и ненужное. Царство от власти - счастливая возможность повелевать многими людьми, - уверенно произнес Пилат. Ему стало скучно. Он увидел, что перед ним очередной безумец этой безумной земли. Он приказал позвать Каиафу. - Этот человек наивен и не опасен, - сказал Пилат хитро щурясь, - не вижу, в чем его вина. - Он преступен, - глядя в глаза наместнику, ответил Каиафа. - Он оспаривает власть Прокуратора, твою власть, Пилат, утвержденную Кесарем, а значит, умаляет решение Кесаря. - Он просто шарлатан и бесноватый. - Нет, он врач, целитель, философ. Он ест с нищими и убогими, он лечит их, а свою философию излагает на их языке. - Оставь, Каиафа. Проповедник косноязычен, как они, ты хочешь сказать? - Пусть так. Но разве ты или я разделили с ними хлеб, выпили вино, помогли в беде? Он их пророк, и много, много идущих за ним. Даже римские легионы не справятся с ними. - А почему, Каиафа, римские легионыдолжны сражаться с нищими в твоей стране? - Я знаю, чего ты хочешь, Пилат Понтийский! Именем народа власть первосвященника и царя отдать Риму. Нашими же руками убить нас. - Осторожнее, Каиафа, я этого не сказал. - Это видение витает над тобой. Оно в воздухе, которым ты дышишь, оно в твоих взглядах, которые пылают ненавистью, в каждом жесте, в каждом шаге твоем. Глаза Прокуратора налились кровью. Евреи приводили его в бешенство. Пилат Понтийский мог убить первосвященника и остаться ненаказанным, мог убрать правителей, мог, как разбойник, ограбить и зарезать любого во вверенной ему провинции, но толпа, стоявшая за воротами дворца кричала: "Распни его! Распни!" Иногда правителю выгоднее всего прислушаться к "гласу народа", да и не все ли равно - кого из иудеев убивать? - Ну что ж, Каиафа, я предаю Его тебе, а сам умываю руки. И взяли римляне Иисуса и повели на место, называемое Голгофою. Они вели Его через весь город под палящим солнцем. И был Он до того избит и слаб, что с трудом шел по выщербленным камням, неся крест Свой на спине. Повелели человеку, идущему с поля, Симону Кирениянину, взять крести нести за Иисусом, так как Тот изнемогал. Иисуса вместе с двумя разбойниками распяли на Голгофе. Немногие пошли за Учителем на Голгофу. Только женщины и любимый ученик Его стояли поодаль и плакали. А римские легионеры делили между собою Его окровавленные одежды. Из разбойников же, распятых вместе с Ним, один злословил: - Если Ты Мессия - спаси нас и Себя, а если нет - Ты самозванец. Второй же сказал: "Побойся Бога, Он ни за что осужден, а мучается как мы, знающие свои злодеяния". И просил Иисуса: - Если Ты Бог или Мессия, то в Царстве своем помяни меня. И были радостны эти слова для Иисуса. Страшная духота висела над Иерусалимом; она усиливала муки казнимых. В голове мутилось, они теряли сознание. Чтобы облегчить муки, воины намочили губку уксусом и поднесли к губам Его. Испив уксуса, Иисус очнулся на секунду, окинул взором затихшую землю и воскликнул: - Свершилось! Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят! И виден был с креста весь прекрасный Иерусалим, на который Он посмотрел в последний раз. Голова Его бессильно упала на грудь и ближние поняли - Учитель умер. Было это часу в шестом. Тотчас пала тьма на землю и держалась до девятого часа. И была тьма без звезд и солнца, и была гроза без дождя, и был душный воздух без ветра, и время остановилось. И многие сходили с ума от страшной тьмы, сухого ветра и адской духоты. Когда пространство сворачивается, время пронизывает его. Увидев то, люди испугались и спрятались по домам. Только воины не смели уйти, и сотник сказал: - Видно Этот действительно свят, если такое творится в мире. Была пятница, и был конец дня. Чтобы не оставлять тело на субботу, пошел к Пилату Иосиф из Арифамеи, член совета, не участвовавший в нем. Он был верным учеником Иисуса, но тайным. Он выпросил тело у Пилата и похоронил в пещере, недалеко от места распятия. Утром женщины, сопровождавшие Христа, пошли, чтобы омыть тело, но не нашли Его в пещере и побежали, и сказали ученикам. Те пришли и, увидев, что это так, были удивлены. Собравшись вечером тайно в одном доме, сидели и горевали они, как вдруг появился Иисус среди них и сказал: - Мир вам, что вы печалитесь? Ведь Я сказал вам, что должен погибнуть и воскреснуть. Дух Мой на вас. Идите и несите его миру. Прощайте грехи, спасайте заблудших, утешайте страждущих. Тем мир и спасете. И снизошел на учеников покой и Дух Божий, и ничто не смущало их, ибо частица Духа была в душе каждого. - Нет смерти, нет времени, нет пространства, а есть Добро и Любовь, - так, беседуя с ними, ушел Он к Тому, кто послал Его. И пошли ученики и проповедовали по всей земле. --------------------------------------------------------------- Бумажную версию этой книги можно найти в следующих библиотеках: Библиотека христианской литературы ул.Студенрческая д 33 к 8. тел 2499300 Библиотека Крутицкого Подворья м.Пролетарская Российская юношеская Библиотека м.Преображенская Библиотека им.Пушктна м.Чистые Пруды Книга издана тиражем 50 экземпляров. Автор ищет спонсоров для переиздания книги. тел.2499300 e-mail hudiev@truesystem.ru ---------------------------------------------------------------
3
Созвездие 4 СамоназваниечленовКумранскойобщины 5 Одна из еврейских сект 6 Современная наука предполагает, что в древних мирах зашифрован архетип Вселенскогосознания, и если мы сможем их расшифровать, то поймем многие проблемы современногомира. (Лосев) 7 См. интервью с Г.Мамардашвили; ж-л "Вопросы философии" в"-- 8. 1989 г.
4 5
Содержание
Агамемнон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..стр.3 Разговоры с Богом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . стр. 16 "Гамлет" или оправдание Добра . . . . . . . . . . .. . . . . . . . .стр. 29 Звезда Вифлеема. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. стр. 44
5