НАЗАД

Татьяна Колесникова

Tatyana Kolesnikova 2:467/23.61

ВПЕР?Д

ДОМОЙ

РЕПОРТАЖ С СЕМИНАРА "КУЛЬТУРА БЕДНОСТИ"

Редакционный комментарий:

В творческих муках редакция пытается выработать стиль комментариев, с которым Вы еще не раз столкнетесь на наших страницах: призываем увидеть в тексте не только его содержание!
А еще и то, что литературоведы и культурологи называют "социально-культурный контекст". Или "подтекст".

Таня Колесникова, хотя и самый молодой участник редакции, но достаточно квалифицирована, как литератор, и жанр репортажа ею вполне выдержан. Это не научный отчет, а впечатления участника событий.

Но читатель и без нас обратит внимание на чудовищный сленг, постоянно прорывающийся сквозь благопристойную грамотность автора.

(Кстати, выражение "чудовищный свинг" взято из интервью с Дюком Эллингтоном и орфоэпическая схожесть двух английских слов может напомнить нам, что джаз, как и КСП, зародился в виде неформального движения.)

Можно было бы к этой статье составить словарь, типа:

Эха (фидошн.) -- телеконференция. Одна из технологий распространения периодических изданий в сетях компьютерной связи.

Система (хип.) -- неформальное сообщество. Социальное явление, характеризующееся наличием регулярных информационных связей и совместных действий к-л группы людей, связанной не внешними обязательствами, а только межличностными взаимоотношениями.

Стиль управления (академ. соцпсихолог.) -- характеристика взаимоотношений руководителя с группой. Различают авторитарный, демократический и либеральный с.у.

Ну, и так далее, словарь получился бы вдвое длиннее и вдесятеро скучнее самой статьи...

Есть в репортаже и явные несуразицы, например, поиск грантов и спонсоров отнесен к "технологиям бедности". По мнению редакции это -- образ жизни "среднего класса". Впрочем, мнение редакции никогда... Так что читайте As Is.

29 июля по причине непредвиденных чрезвычайных обстоятельств не в Майкопе, как предполагалось, а близ Туапсе начался семинар, объявленный ранее как деловая игра "Культура бедности". В ходе семинара были выделены темы: "Технология групп", "Культура бедности и экологически разумное самоограничение потребностей", "Легенды и были в неформальном мире. Польза и вред", "Место неформальных сообществ в современном русскоязычном обществе. Техника взаимодействия между неформальными сообществами и подводные камни, возникающие при этом. Допустимые идеологические границы", "Особенности мужского и женского в ведении неформальных групп", "Открытые и закрытые системы", "Стенки и их полупроницаемость". В рамках семинара также было заявлено о проекте "Годовой игровой цикл по Стругацким" и проведена ролевая игра по изучению возникновения легенд.

Первой по хронологии прошла тема "ТЕХНОЛОГИЯ ГРУПП", которую провел для младшей группы участников семинара (участников школьного возраста и/или более низкого уровня предварительной подготовки) М.Кордонский. Были рассмотрены вопросы о стилях управления в неформальных сообществах, о взаимоотношениях клубов и лидеров в системе и о болезнях клубов.

Затем началась работа по теме "КУЛЬТУРА БЕДНОСТИ И ЭКОЛОГИЧЕСКИ РАЗУМНОЕ САМООГРАНИЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ". В ходе доклада М.Кордонский рассказал о четырех мнениях по поводу культуры бедности, полученных из разных источников.

Первое мнение -- мнение экологов, так называемая экология второго рода. Оно сводится к тому, что путем экологически разумного самоограничения потребностей можно избежать истощения ресурсов Земли. Даже создание безотходных технологий и замкнутых циклов утилизации-производства только замедляют, но не останавливают разрушение окружающей среды. Основы грядущей экологической катастрофы -- в идеалах общества потребления, путь к сохранению окружающей среды -- в ограничении потребления.

Далее тема рассматривается с социально-экономической точки зрения. В слаборазвитых странах существует неформальная экономика: достаточно высокий процент населения кормится мелкими нелегальными, но честными работами. Этих бедных, но не нищих людей настолько много, что ни государство ни мафия не может их контролировать.

Третий источник предлагает возрождать культуру бедности, существовавшую в России. Культура бедности представляла собой сумму социальных навыков (соседская взаимопомощь, присмотр за детьми работающих и др.) и экономических приемов (отношение к вещам: ничего не выбрасывается) для социального выживания, своеобразную идеологию солидарного выживания. "Массовая бедность, если она действительно неизбежна, может быть достойной и социально небезнадежной" -- говорится в источнике.

И четвертая точка зрения -- статья А.И.Солженицына "Раскаяние и самоограничение". Когда советские люди только начинали заглядываться на комфортный западный рай, Солженицын призывал не поддаваться иде- ологии потребительства. По его мнению следование путями раскаяния за зло, содеянное в годы революции 1917-го и сталинизма и самоограничения могло бы определить самобытный путь России, отринувшей авторита- ризм, но не превратившейся в общество потребления, уничтожающее окружающую среду.

В ходе обсуждения темы возник вопрос: не является ли культура бедности неким "другим путем" развития общества? Сообщество коллективистов более экологично в плане того, что каждый его член в кризисной ситуации оказывается более защищенным, нежели представитель общества "нормальных" (в хорошем смысле слова) обывателей: он может рассчитывать не только на себя и свои силы, но и получать помощь со стороны своих товарищей-коллективистов.

В конце были приведены примеры "технологий бедности": путешествие автостопом, поиск грантов и спонсоров, second hand, "дешевые" увлечения (КСП, толкиенизм, "дикий" туризм), FIDO вместо INTERNET.

Параллельно с "Культурой бедности" младшая группа проводила семинар по FTN технологиям. Семинар состоял из двух частей: теоретической (строение сети FIDO) и практической. Вели семинар Ю.Тиганий и П.Краев.

ЛЕГЕНДЫ И БЫЛИ В НЕФОРМАЛЬНОМ МИРЕ. ПОЛЬЗА И ВРЕД.

Тема была заявлена Рысью. В ходе обсуждения участники пришли к следующему.

Вокруг любого неформального сообщества рано или поздно возникают вымышленные истории. Эти истории можно разделить на две группы. Первая группа созда?тся внутри неформального сообщества. Будем называть эту группу историй мифами. Вторая группа возникает вне неформального сообщества, вследствии того, что разные люди смотрят на это неформальное сообщество с разных точек зрения и каждый видит его по-своему. Эти вымышленные истории мы назов?м легендами.

Мифы, создающиеся внутри неформального сообщества , очень часто выполняют какие-либо функции (рекламные, педагогические и др.). Например с помощью мифов может происходить набор новичков: клуб созда?т про себя такой миф, который может заинтересовать и привлечь только близких по духу людей и запускает этот миф в массы.

Легенды в силу своей бесконтрольности могут оказаться далеко не столь безобидными. Очень часто недостоверные факты, попадающие в легенду могут создать неверное представление о целях и задачах данного неформального сообщества со всеми вытекающими последствиями.

Как жить внутри системы независимо от легенд? Как регулировать воз никновение и распространение легенд и возможно ли вообще такое регулирование?

Вопрос о возможности регулирования возникновения и распространения легенд остался открытым. Для того, чтобы ответить на него было предложено провести ролевую игру по изучению возникновения легенд.

Во второй части семинара обсуждение темы "Легенды и мифы в неформальном мире" перешло в русло анализирования легенд, имеющих хождение в неформальных кругах. По действующим лицам эти легенды разделились на легенды о каких-либо сообществах в целом и легенды об отдельных представителях этих сообществ.

ЛЕГЕНДЫ О НЕФОРМАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВАХ

На коммунарских сборах в туалет ходят только строем и, возвращаясь оттуда, каждый коммунар обязан принести с собой полено.

Хаккеры бывшего СССР создали движение "Летучая радуга", которое занимается взламыванием архивов КГБ и рассылкой имен стукачей пострадавшим от них лицам.

Орлятские круги возникли оттого, что к концу смены комсомольцы нас только напивались, что не могли стоять иначе как только держась за плечи друг друга.

ЛЕГЕНДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОТДЕЛЬНЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ НЕФОРМАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ

Когда Лукьяненко был у Крапивина в гостях, они напились и спилили старый тополь.

У Черновола и Устинова есть по два одинаковых пакета: компромат на Устинова и оправдание для него же.

Окуджава на войне пел собственные песни.

Затем были выделены следующие критерии анализа:

1.Внутренняя противоречивость самого рассказа;

2.Оценка достоверности:
а) собственная информация по данному вопросу (как очевидцев);
б) информация, полученная от людей, которым мы доверяем; в) наше мнение (исходя из наших взглядов на жизнь - "могло ли это быть на самом деле")


МЕСТО НЕФОРМАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ В СОВРЕМЕННОМ РУСКОЯЗЫЧНОМ ОБЩЕСТВЕ. ТЕХНИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ НЕФОРМАЛЬНЫМИ СООБЩЕСТВАМИ И ПОДВОДНЫЕ КАМНИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ЭТОМ. ДОПУСТИМЫЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ.


Краткие тезисы доклада Криса.

Существует популярная в настоящее время теория развития общества, разработанная Л.Н.Гумилевым. За основную единицу ноосферы Гумилев берет этнос, который в свою очередь подразделяется на субъэтносы, конвиксии, консорции.

Современные неформальные сообщества сейчас находятся на стадии перерастания консорции (сообщества людей, связанных общностью быта) в конвиксию (мощный социальный слой от услуг которого общество не может отказаться). Хочется надеятся, что в дальнейшем из них сможет вызреть новый субъэтнос и этнос. В то же время, сейчас наблюдается тенденция к вызреванию этноса с культурой потребления, которая противна нашей идеологии и гораздо менее экологична. В связи с этим требуется ускорение процесса, необходимым условием которого является расширение горизонтальных и вертикальных связей между неформальными сообществами по причине высокой экологичности более мощной и разветвленной системы. Однако многие попытки расширения контактов с себе- подобными натыкаются на подводные камни основными из которых являются амбиции лидеров (привычка к звездному лидерству и/или неспособность пойти на компромисс с чужой методикой), "стенки", которые ставятся неформальными сообществами с целью оборонить себя от внешней опасности и через которые часто не могут пробиться свои по духу и идеологические границы (близкие по духу люди иногда могут не прини- мать или не придавать значения определенным постулатам, которые в другой системе кажутся одними из центральных в идеологии, и поэтому они оказываются записанными в число "чужих"). На обсуждение были поставлены два вопроса: технология расширения горизонтальных связей и преодоление препятствий, возникающих при контактах.

Как решение проблемы "стенок" была предложена мембрана, которая про пускает только нужное.

Затем разговор перешел на другую тему. Я посчитала нужным упомянуть о ней в этом репортаже. Вопрос был такой: мы учителя, педагоги, руководители детских клубов и отрядов. Мы надеемся, что вызреет новый этнос и субъэтнос с "коммунарской" идеологией. Должны ли мы воспитывать детей, которые будут жить в мире коммунаров, некоем Ауровилле, или мы должны готовить их к выживанию в существующем мире? Ответ на этот вопрос найден не был. Было предложено: готовить детей к этой жизни с "доворотом" на строительство нового мира, при этом не забывая про то, что существующий мир тоже меняется и не всегда в ту сторону, в которую нужно.

В ходе семинара было заявлено о проекте "ГОДОВОЙ ИГРОВОЙ ЦИКЛ ПО СТРУГАЦКИМ". Проект предполагает участие нескольких неформальных сообществ, признающихся близкими по духу и в большинстве случаев рабо- тающих с детьми, а также использующих в этой работе ролевое модели- рование. В процессе проекта в качестве темы берутся идеи книг братьев Стругацких, их модели будущего и коммунизма, проблемы, возникающие перед человечеством будущего. Ценность проекта заключается в том, что он позволяет поставить и исследовать ряд проблем философского, нравственно-идеологического и научного плана, а также являет- ся хорошей формой межсистемной совместной деятельности.

ОСОБЕННОСТИ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО В ВЕДЕНИИ НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП

Существует распространенное мнение, что женщина командиром быть не может, а если она командир, то она уже не женщина. Было предложено высказать свои мысли по этому поводу. В результате участники обсуж- дения разделились на две группы.

Первая группа мнений сводилась к тому, что разница между мужчиной-лидером и женщиной-лидером не в полах, а в комплексах качеств. Для командира важны интеллект, уровень требований, способность быть лидером. Эти качества являются качествами личности, но в силу психологических различий между полами женщины и мужчины обладают этими качествами в разной мере.

По мнению второй группы женщина командиром быть не может. Женщине-руководителю клуба, по мнению второй группы, присущи консерватизм и "синдром наседки" -- стремление создать в клубе атмосферу дома и ублажать детей.

Насчет того, кто является лучшим командиром мнения также разделились: одни не придавали значения полу вообще и считали важными только личные качества (в качестве примера женщин-командиров приводились Фэя, Тамбиева, Рысь); другие высказали мнение, что лучший вариант -- это парное руководство (мужчина и женщина), которое позволило бы двум командирам дополнять друг друга.

ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ СИСТЕМЫ

В рамках темы "Открытые и закрытые системы" нашей целью было выяснить какие системы мы называем открытыми и по каким признакам мы определяем закрытую систему. В результате обсуждения участники семина- ра пришли к следующим тезисам.

Систему можно назвать открытой, если шанс войти в эту систему имеет каждый (кроме случаев, когда человек не может войти в систему из-за независящих от системы факторов: состояния здоровья, возраста и т.п.), деятельность системы открыта в информационном плане, в ней отсутствует конспирация и контактность системы достаточно высока. Открытая система достаточно диффузна и допускает в себя многих членов, она заинтересована в новичках: им уделяется достаточно много внимания как со стороны просто входящих в систему людей, так и со стороны руководителей.

Насчет того является ли высокий коэффициент сменности состава признаком открытости системы возникли разногласия: одни считали это неотъемлемым признаком открытой системы, другие называли это признаком беспорядка. Несомненно, однако, то, что у открытой системы коэффициент сменности выше, чем у закрытой.

Соответственно, систему можно назвать закрытой, если шанс войти в нее имеет не каждый (отбор проводится по каким-либо социальным, экономическим и др. критериям, сформированным внутри системы), деятельность системы закрыта в информационном плане и/или законсперирована. Основной признак закрытой системы - самодостаточность, отсутствие заинтересованности в новичках.

Что касается этической оценки открытой или закрытой системы, то этика с понятиями открытости или закрытости не связана. Хорош тот вариант, который более функционален и позволяет лучше выполнять задачи данной системы.

Последней темой семинара стала тема "СТЕНКИ И ИХ ПОЛУПРОНИЦАЕМОСТЬ" (Докладчик М.Кордонский, содокладчик В.Ланцберг)

Есть три вида взаимодействия между неформальными сообществами: сотрудничество, конфликт и стенка. Стенка -- это социотехнический прием, заключающийся в информационной изоляции. Этот прием применяется с одной или с обеих сторон лидерами клубов, чтобы никакая информация из одного клуба не попадала в другой. Причины стенок -- ревность руководителей, неэтичные приемы конкурирующего клуба и др. Стенки также служат для того, чтобы не пропускать в клуб неподходящих для него людей. В идеале нужно стремиться, чтобы такая стенка была как бы мембраной, через которую проникает только нужное.

Завершился семинар 3 августа. О его результатах участники отзываются по-разному: кто-то считает функции семинара выполненными, кто-то неудовлетворен его результатами. Среди удачных тем на разборе семинара были выделены темы "Легенды и были в неформальном мире", "Культура бедности", "Место неформальных сообществ в современном рускоязычном обществе" и семинар по FIDO.