НАЗАД

Владимир Ланцберг

Vladimir Lanzberg 2:5020/1169.20

ВПЕР?Д

ДОМОЙ

НЕФОРМАЛЬНАЯ СОЦИОТЕХНИКА

ЧЕЛОВЕК -- ЗВЕРЮГА РАЗУМНАЯ

Сегодня мы начинаем публикацию новой книги Кордонского-Ланцберга "Венок советов".

По содержанию это развитие темы "Технологии группы".

По форме -- совершенно другая вещь.

Мы пытаемся перейти от наукообразия к литературе и публицистике и в то же время резко увеличить объем цитат из фундаментальных источников (по психологии, педагогике, философии и т.п.) и ссылок на них. Решается ли эта двойственная задача? На бумаге -- с трудом. Для гипертекста же -- это естественно и органично. С момента авторского замысла книга создается в расчете на гипертекстовое исполнение и изначально состоит из трех уровней.

1. Дайджест. По объемy и понятности соответствyет статье статье в толстом литературно-публицистическом журнале. Может представлять интерес для читателей-интеллектуалов не из неформальных кругов, но интересующихся социальными явлениями в числе прочих проблем жизни.

2. Жypнальный ваpиант -- вы его сейчас пpочтете. Пpедназначен для "Без индекса" и в наших надеждах может быть интеpесен нефоpмалам, пытающимся, в поpядке самоyсовеp- шенствования, глyбже понять себя и свое сообщество.

3. Полный ваpиант -- собственно книга для лидеpов и фyнкционеpов HФС, совеpшенствyющих свое социотехническое мастеpство пyтем использования или отpицания того, что написано в нашем тексте, цитатах, литеpатypе из пpилагаемых к каждой главе списков. Повтоpяет фоpмy венка сонетов и состоит из 14 глав, в основном, посвященных "новомy знанию" (yсловно назовем его так). 15-я глава - кpаткое pезюме. По замыслy к каждой главе должен быть "пpиаттачен" свой сонет, последняя стpочка котоpого является пеpвой стpочкой сонета следyющей главы. Сонет, пpинадлежащий pезюме, состоит из пеpвыз стpочек пpедыдyщих 14-ти.

Надо ли говорить (может и не надо, но раз уж начал, то скажу), что в гипертекстовом варианте читатель в любой момент сможет перескочить не только с любого на любой уровень нашей книги, но и в ICQ, на www.sex.com и в любое иное место...

Поскольку книга еще не написана, а лишь начата, читатели сами смогут решить, насколько сбудутся планы авторов.

Кроме того, считаем своим долгом предупредить, что в процессе дальнейшего написания книги ее концепция, текст и авторы могут измениться.

Владимир Ланцберг Vladimir Lanzberg 2:5020/1169.20

ЧЕЛОВЕК -- ЗВЕРЮГА РАЗУМНАЯ (Журнальный вариант. Фидошным знаком [skipped] обозначено скипнутые места.)

Ну, не все так просто и однозначно, да и не все так сразу. Во-первых, не всегда легко бывает определить, насколько инстинктивно или сознательно сделал индивид то или иное телодвижение, особенно в ситуации, когда промедление могло быть подобно летальному исходу.

Во-вторых, не случайно мы произносим порой слова "бессознательно" или "подсознательно", ибо не зря поется в песне: "Детство мое, постой!.." Сознание формируется постепенно, и с возрастом инстинкты шаг за шагом уступают позиции разуму. Смешно спрашивать, из каких соображений младенец тянется к материнской груди.

Но вот уже и "подсознательное" уступает первенство "сознательному" или "осознанному". И, как рояль из кустов, на индивида напрыгивает неформальное сообщество: "Ты готов? Иди сюда!"

Вопрос риторический: оно знает, что он готов. Постигнем и мы это знание.

Любое, даже запредельно пассивное пребывание в каком-либо сообществе, а тем более -- таком "крутом", как неформальное, предполагает деятельность. Даже простое общение типа "треп", даже тихое сидение в уголке в надежде запеленговать принца и выйти замуж, на самом деле, - деятельность. Хотя бы сродни бурной работе охотника в засаде. Ибо тут наличествуют надежды, ожидания, мечты, испускание флюидов, аутотренинг и Бог весть что еще. О творческой и организационной работе и говорить нечего: деятельность, деятельность!

Сырость сама по себе причиной телодвижений индивида, как правило, не является; от нее только плесень заводится, причем бессознательно. Так что в сферу наших интересов это природное явление не входит. Человеческими же шевелениями руководят мотивы, стимулы. Конечно, за кусочек сахара и болонка на задние лапы встанет, чему ее Природа априори не учила. Но тут имеет место дрессировка, наложение одних инстинктов, приобретенных, на другие, врожденные. Перспектива получения от дрессировщика по попе, как-никак, противоречит инстинкту самосохранения.

Человек же, завидев перспективу в форме куска рафинада, еще подумает, стоит ли так напрягаться и нет ли более халявной альтернативы. Только абсолютная безнадежность ситуации и предельная близость Костлявой заставит его безотчетно ринуться во все тяжкие. Но такой индивид -- не наш пациент, а системы собеса. Наши рубрики -- "Человек после работы", а также "после еды" и много еще чего "после". А также мало чего "вместо", но зато сплошь -- "в дополнение к..."

Что же стимулирует нашего героя, побуждая его даже в сухом и теплом месте совершать деяния?

Имя этой напасти - Потребность.

Но давайте по порядку. Как нетрудно догадаться, только не вполне адекватный человек (скажем, в состоянии аффекта, в которое его может привести, к примеру, нижеследующий занудный фрагмент текста, почему любителям остросюжетного чтива его следует пропустить)

[skipped]

Для журнального варианта процитируем лишь популярную книгу Л.Фридмана и И.Кулагиной "Психологический справочник учителя" [19].

"Термином "потребность" обычно обозначают следующие три феномена:

1. Объективные нужды людей в определенных условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие.

2. Свойства личности, определяющие ее отношение к действительности и собственным обязанностям, в конечном итоге - определяющие образ ее жизни и деятельности.

3. Определенные состояния психики человека, отражающие его нужду в веществах, энергии и других факторах, необходимых для его функционирования как живого организма и личности."

Иная потребность (нужда) -- сродни инстинкту, коренится в нем и трансформируется по мере развития интеллекта, в результате чего инстинкт начинает контролироваться сознанием. Вступает в свои права философская концепция индивида, далеко не всегда подозревающего, что таковая у него имеется и даже занимает руководящие посты. Но это так. Это и есть одно из главных свойств личности.

[skipped]

Занятно, не правда ли? Вот, в принципе, три кита (физиология, психология и философия), на которых зиждется как поведение человека, так и наука о борьбе с ним, то есть, поведением, - педагогика.

Надо сказать, проблемы потребностей изучались многими светлыми умами, в XX веке особенно ожесточенно, и вот на чем многие из них сходятся: просматриваются различные уровни потребностей, и они, эти уровни, тем выше, чем дальше отстоит носитель той или иной потребности от макаки резус, тоже обуреваемой жгучими проблемами. Но, как говорится, нам бы ее заботы...

Самый низший уровень практически является калькой наших с макакой зверских инстинктов и обусловлен простым и понятным, особенно в смутное время развала империи, стремлением ее облапошенного гражданина или насекомого - выжить. Наесться (вариант: перекусить, чем Бог пошлет); одеться сообразно масштабу стихийного бедствия, дабы не замерзнуть; пересидеть дождь под кленовым листком, осмотреться на предмет обнаружения опасности либо добычи; отдохнуть; поддержать численность популяции... Этот уровень так и называется биогенным, то есть "рождающим" жизнь, а точнее, гарантирующим ее как способ существования бренного белкового тела, к коему (телу, то есть) его хозяин так привык.

Выжив, можно позволить себе расслабиться и получить удовольствие. Поэтому следующий, согласитесь, более высокий уровень иногда стыдливо именуется психофизиологическим, а мы, вскрывая подтекст, можем с некоторым основанием окрестить его гедонистическим. Здесь количество первого уровня дополняется качеством: в области еды наблюдается чревоугодничество, производство потомства сменяется разнузданным сексом, информация становится средством обретения свободы...

Заметим, что все эти разнообразные желания носят узко-личный и мелкособственнический характер и вовсе не обязательно предполагают участия другого индивида. Многие из вышеперечисленных благ может позволить себе человек, живущий на необитаемом острове и имеющий попугая для задушевной беседы и козу для всего остального.

Но вот возникает третий уровень. Раздражение, вызываемое дурацкими репликами какаду, доказывает, что наш герой не так примитивен, каким он себя возомнил. И даже не примитивен, а социально независим, индивидуально самодостаточен... Отнюдь! Более того, гражданин, не нуждающийся в себе подобных, способен заставить психиатра заподозрить, что где-то в недрах его мозгов, возможно, не все в порядке. Ибо человек - животное социальное.

На третьем уровне деятельность, дававшая индивиду седло горной козы на ужин и шкуру енота на сезон, перерастает в жажду самоутверждения: он непременно хочет, чтобы его гамаши или заливная рыба были не хуже, чем у соседа. И джакузи, непременно джакузи! Обмен репликами и укусами с дворовой собакой сменяется необходимостью жаркого спора о политике в большом футболе, а природные способности так и выпрыгивают наружу, стремясь развиться до небывалых масштабов и угодить в книгу Гиннесса, славящуюся, как известно, своими тиражами и известностью "повсеместно и плашмя". Такова жажда самореализации. А все это вместе взятое - потребности социальные.

Но и этого мало. Необходимость в приписке к стае и "быть таким, как все" в ней перерастает чуть ли не в свою противоположность - желание отличаться от других, хоть чем-нибудь выделяться, иметь свое "лица необщее выраженье". В голову начинают лезть дурацкие мысли о смысле жизни. Возникает интерес к книгам, искусству, наукам. Хочется, чего уж там скрывать, познать себя и убедиться, что способен на нечто еще большее. Это - так называемые высшие потребности.

Но не все. Есть еще более "крутые": например, хочется творчества - уже не чужого, готового, а собственного. Создавать нечто новое, доселе невиданное и неслыханное.

Осмелимся предположить, что есть еще одна заморочка, заветная, которая не всем присуща, а тот, кому она известна, не торопится в этом признаваться. Некоторые человечьи особи ловят себя на том, что ни с чем не сравнимое удовольствие они получают, сотворив что-либо для другого человека (иногда даже неизвестно, для кого именно) бескорыстно, от души. Души, как известно, нет, но, видимо, она бывает, и человек, способный на рецидивы духовности, испытывает странное ощущение, в народе именуемое счастьем, которого также не бывает. Точнее, оно дается нам в ощущениях, но ненадолго, и приборами не улавливается. Но удовольствия масса.

Заметим, что, начиная со второго этажа, потребности идут рука об руку с удовольствиями!

И вот еще какая штука: американский психолог Абрахам Маслоу, получивший всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности и собаку съевший на людских желаниях, рисует их в виде пирамиды, тонко намекая на то, что питаться время от времени хочется практически каждому, а посвящать себя ближнему или дальнему - лишь избранным. Вспомним кривую Гаусса, которая так изящно иллюстрирует соотношение уровня интеллекта (духовности и т.п.) и массы его (ее) носителей. Если немного упростить, получится треугольник, который в объемном образе - не то конус, не то та же пирамида.

ПОТРЕБНОСТИ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

реа-

лиза-
ция сво-
их целей,
способностей,
развитие собст-
венной личности
-------------------------
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ
гармония, симметрия,
порядок, красота
--------------------------------------------
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
знать, уметь, понимать, исследовать
-------------------------------------------------------
ПОТРЕБНОСТИ УВАЖЕНИЯ (ПОЧИТАНИЯ)
компетентность, достижение успехов,
одобрение, признание, авторитет
----------------------------------------------------------------------
ПОТРЕБНОСТИ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ЛЮБВИ
принадлежность к общности, находиться рядом с
людьми, быть признанным и принятым ими
----------------------------------------------------------------------------------------------
ПОТРЕБНОСТИ В БЕЗОПАСНОСТИ
чувствовать себя защищенным , избавиться от страха и
неудач, от агрессивности
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ (ОРГАНИЧЕСКИЕ) ПОТРЕБНОСТИ
голод, жажда , половое влечение и другие
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[ссылка на источник диаграммы поскипана]

Не вдаваясь в спор, на 100 процентов прав Маслоу или лишь на 90, выскажем дерзкую мысль, что, хотя с теми или иными из нас дело о потребностях обстоит по-своему, многим все же присуща тоска по каким-либо соблазнам, разрешенным, как на елке, на разных уровнях многочисленных подобных схем. Индивидуальный рисунок может быть весьма причудлив (поэт Михаил Светлов утверждал, что может обойтись без много чего необходимого, но помрет без отдельных излишеств), но то или иное человеческое каждому из нас не чуждо. Полнота "сканирования" всей сетки потребностей данным индивидом обусловлена его личностным развитием.

[skipped]

Зачем нам все это?

Да затем, что грамотный социоинжениринг попросту немыслим без представлений о том, с какой радости (точнее, несчастья) наш клиент бросит все и в дождь и темень попрется в клуб, поедет через полстраны на слет, будет торчать на семинаре и тратить куда больше сил и денег, чем получать взамен. Вот зачем все это нужно.

Ну, правда, не совсем все. Поскольку наша песня - о неформальных сообществах и "человеке после работы", попытаемся разобраться, какие ячейки схемы потребностей могут иметь отношение к данному конкретному сообществу, данному конкретному мероприятию, а также неформальной сфере в целом... И в какой степени, ибо не исключено, что задеты могут быть едва ли не все потребности, но с разной силой.

И еще нетрудно увидеть, что для удовлетворения одних неформальная сфера словно бы создана, а другие утоляются совсем в других местах (общепит, семья и школа, работа и бордель), а в "неформалке" цепляются "по случаю". У технарей и программистов есть термин "документированные возможности" (устройства, компьютерной программы). И "недокументированные". Для отдельных моделей микроскопов таковой ("недо...") является возможность применения их для забивания гвоздей. Примечание: чрезмерное увлечение реализацией недокументированных возможностей может негативно отразиться на основных характеристиках и параметрах устройства, в том числе если под ним подразумевается неформальная группа.

Итак, попытаемся хотя бы навскидку обозначить "документированные" возможности клуба или как его там.

Невооруженным глазом видно, что чем выше уровень потребностей, тем типичней они для неформального сообщества. Правда, вот с какой оговоркой. Группа людей (логическое ударение на первом слове) - это прежде всего группа людей (ударение на втором), и все человеческое ей присуще. Как живой разумный (подчеркнем и это слово) организм группа способна развиваться интеллектуально и духовно. Но еще больше способна не развиваться, ибо процесс развития не только не обусловлен сыростью, но и требует наличия либо особых внешних условий, либо особых личностей в составе сообщества (в крайнем случае, в непосредственной духовной близости). Толкиенистам или рериховцам этого объяснять не надо.

Неразвиваемая группа скорее всего останется на третьем, "просто социальном" уровне елочных игрушек. С остальными - как повезет.

Заявление о типичности более высоких этажей для неформальных образований следует понимать в том смысле, что высшее саморазвитие индивида редко носит характер самостийный и незалежный, хотя книжки к этому призывают сплошь и рядом. Нужно иметь незаурядную волю, чтобы заниматься подобными видами спорта в камере-одиночке. А вот "на миру", как нетрудно предположить, не одна лишь смерть красна. "За компанию" гораздо приятнее не вешаться, а, к примеру, расти духовно. Особенно в цивилизованном обществе, где добродетель является ценностью не только декларируемой. И те неформальные группы, которые ставят перед собой возвышенные цели и задачи, становятся едва ли не главными в обществе мощностями по производству индивидов высшего качества.

Будем чуть конкретнее. Обозначим некоторые из тех потребностей, которые в неформальной сфере удовлетворить легче, чем в какой-либо иной.

Потребность в общении.

Потребность в психологическом комфорте.

Потребность в самоутверждении.

Потребность в самореализации.

Возможно, как частный случай двух предыдущих, а скорее, все же самостоятельные - потребность в любви и потребность в востребованности, "прикаянности".

[skipped]

Потребность в самоидентификации.

Потребность в духовных (нравственных, культурных, интеллектуальных) ценностях.

Список явно не полный, но может служить опорой для нашей дальнейшей работы над текстом.

А может ли человек удовлетворить все эти желания дома или на работе? Случается, да. Но дом не выбирают, да и с работой особо не попривередничаешь, так что тут кому как и с чем повезет. А компанию или клуб выбрать можно. Или даже создать самому. И добрать то, чего недодает дом или работа, или вообще жизнь.

Добрать! Компенсировать! Именно поэтому в нашем разговоре мы будем часто упоминать компенсаторную функцию неформальной сферы. Создавая сообщество "под себя", мы лепим, формируем его компен- сационную конфигурацию. И чем более сознательно и умело мы это сделаем, тем большее удовлетворение получим в итоге.

Вариант: допустим, мы не можем или не хотим создавать что-ли- бо наново: хлопотно, знаний и умений не хватает, "нет время"... Остается поиск среди готового. Но и тут, чем адекватней мы пред- ставляем себе, чего хотим, и чем точнее оцениваем встречающиеся нам сообщества, тем больше шансов выбрать свой любимый цвет и размер, как сказал бы один неглупый ослик.

Все же данный текст в первую очередь адресуется не тем, кто читает о неформалах "для общего развития", а для социотехников, лидеров групп, педагогов и прочих "креаторов".

Одним из ключевых вопросов для человека, замышляющего клуб (систему) или организующего фестиваль (мероприятие), должен быть такой: почему предполагаемый клиент должен хотеть ходить в "мой" клуб (поучаствовать в "моем" фестивале)? Ключевое слово - "хотеть"! Речь идет не больше, не меньше как о конкурентоспособности затеваемого детища.

Что должен сделать грамотный организатор?

Во-первых, покопаться в книжках и выбрать более или менее подходящую, по его разумению, схему потребностей. Не возбраняется и набросать свою. Насколько она будет практически пригодна, жизнь покажет.

Во-вторых, "опрокинуть", наложить на нее проектируемое Нечто - клуб, слет. Посмотреть, в каких клеточках схемы предполагается работа объекта проектирования.

В-третьих, наложить на схему те системы или мероприятия, с которыми предполагается конкурировать. Сравнить, какая система в чем сильней.

В-четвертых и пятых, мало просто наложить выкройки на координатную сетку, чтобы посмотреть, что из-под чего и в каком месте торчит. Необходимо произвести экспертную оценку значимости тех или иных клеток для предполагаемого клиента, а также оценку эффективности системы в каждой клетке. Допустим, и дома, и в клубе он имеет возможность и чаю попить, и музыку послушать. Но чай будет выше качеством дома (здесь дом эффективней), а музыка - в клубе. Что для него важнее? Иными словами, необходимо ранжировать (представить в порядке значимости, обычно по убывающей), оценить и сравнить возможности всех конкурирующих систем. Делать это необходимо, стараясь не выдавать желаемое за действительное, жестче относясь к своему детищу, не строя иллюзий, а проектировать - с запасом прочности по части конкурентоспособности.

Среди разговоров, которые можно вести вокруг возможностей неформальных образований, мы бы выделили те, которые касаются детей. В частности, темами могут быть не только детские клубы, но и образовательные системы (школы), основанные на нестандартных концепциях.

Особый интерес, на наш взгляд, представляют школы, куда дети ходят с охотой и сами просят их учить, буквально сучат ногами, требуя знаний. Это выглядело бы фантастикой, если б не было прецедентов. Но они есть. Так или иначе, время таких школ, возникающих во множестве, наступит. Иначе время человечества пройдет.

И тут будет особенно важно при проектировании системы не упустить из виду те потребности, которые мы условно окрестим словосочетанием "дефициты детства", имея в виду особые (из множества всем известных), удовлетворение которых для взрослого не представляет неразрешимой проблемы, а вот для ребенка...

Вспомним, сколько раз на дню нам в глубокой молодости приходилось слышать от взрослых:

- Это тебе еще рано знать!

- На это у тебя силенок не хватит!

- Для этого тебе надо учиться и учиться...

- Для этого нужны юридические права, какие имеет только взрослый.

- На это у нас с мамой нет денег.

- На это у меня нет времени, а без меня ты не справишься.

- Для этого у нас дома нет возможностей (оборудования, мес- та)...

Но оказывается, что в рамках детского клуба или иной ему подобной системы можно решить большинство из этих проблем, которые не решаемы ни в среднестатистической семье, ни в традиционной школе, ни в "нормальной" компании уличных приятелей. И привлекательность такого клуба возрастает неимоверно.

А самое главное - то, что он является готовой основой для создания на его базе (точнее, на базе возникающей в его рамках жизни) образовательной педагогической системы, иначе говоря, школы. где стимулы деятельности незаметно становятся стимулами саморазвития, образования. А все - потребности, особенно - "дефициты детства"...

Что еще не грех бы знать социотехнику-проектировщику, и не только "детскому"? Возрастную психологию. У каждого возраста свои приоритеты в нуждах, свои "болячки". Например, у подростков на первый план выходит общение и жажда признания... При этом нам кажется, что недостаточно просто вызубрить перечень возрастных заморочек, как таблицу умножения: "грудничок - внимание взрослых; дошкольник - имитация значимости; школьник - эпатаж; подросток - общение и поиск стаи; юноша - обретение социальной состоятельности; взрослый - утверждение собственной уникальности; пожилой - прикаянность..." Ну, и так далее. Куда важнее понять, какими нуждами личности обусловлены ценности, какими проблемами - комплексы, каков механизм их появления и "дежурства". При ближайшем рассмотрении может оказаться, что в разном возрасте совершенно непохожим образом могут проявляться... одни и те же потребности.

Хитроумные нянечки японских дошкольных учреждений (вернее, не столько хитроумные, сколько исполнительные и притом вооруженные методикой своих хитроумных психологов) в принципе не предлагают ребенку снаряжаться на прогулку или наводить порядок во внешнем облике, вставая с горшка. Они ему просто объявляют:

- Кадзухиро, смертельный номер: одеваем штаны! С какой ноги начнем, с левой или правой? Давай с правой.

- С левой, с левой! - верещит японыш с неменьшим остервенением, чем зулусыш, корякыш или американыш.

- Ну, ладно, с левой, - покорно соглашается персонал, методически грамотно переведший неизбежный, но прогнозируемый конфликт со значимого для успеха дела уровня на безразличный.

[skipped]

Меняется эпоха - становятся иными и реалии жизни. Потребности в конце века могут проявляться совсем по-другому, нежели в начале, и это тоже неплохо б учитывать. В том, что, с точки зрения стариков, молодежь деградирует (на протяжении нескольких последних тысячелетий, о ужас!), есть доля правды: не факт, что она становится хуже, но, скорее всего, она "не такая", непонятная, а значит, пугающая. Стало быть, плохая. Следовательно -- хуже.

Не хочется занудствовать, но повторимся: с представления о деятельности, ее мотивах, потребностях личности начинается инструментарий социотехника. Пока расклад человечьих нужд не займет свое место в мозжечке креатора, не станет его гироскопом, путеводным фактором, делать ему хоть в неформальном, хоть в официально-административном менеджменте нечего.

Так нам кажется.

Литература.

0. М.Кордонский, В Ланцберг. Венок советов. -- СНГовье: Самиздат, 2000.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Academia, 1998.

2. Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. М.В.Гамезо - М.: Просвещение, 1984.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - Т.4. // Детская психология. - М.: Педагогика, 1984.

4. Детский сад в Японии: Пер. с японск. // Под ред. В.Т.Нанивской - М:Прогресс - 1987.

5. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М., 1978.

6. Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев, 1987.

7. Каверин С.Б. О психологической классификации потребностей // Вопросы психологии, 1987, ?5.

8. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982.

9. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: 1982.

11. Маслоу А. Самоактуализация: Пер. с англ. // Психология личности: Тексты. - М., 1982.

12. Немов Р.С. Психология: В 3 т. - Т.1. - М.: Владос, 1998.

13. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Пер. с франц.- М., 1969.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946.

15. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. - М., 1984.

16. Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии. - М.: 1987.

17. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. психология эмоций. - М.: 1981.

18. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.

19. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М: Просвещение, 1991.

20. Хьелл Л., Зиглер Д. Основные положения, исследования и применение теории личности. - СПб.: Питер, 1997.