Знать, тащит Луссуриозо, этот идол, В могилу нас... И все ж мы отмщены! Со всеми посчитались мы врагами - И вдруг себя же утопили сами. Опасность чуя, грех таишь от всех, А стоит выплыть - и открылся грех. Счастливым мог бы быть финал спектакля, Так нет, все поломал! Ну, не дурак ли? Я, помню, выдавал себя за Пьято, Когда самонадеянный вельможа Меня казнил заочно со словами: "Убийца скоро выдаст сам себя". Накаркал, гад! Но - первый околел. Милорд, нам все равно не отвертеться, Так вот, все это - дело наших рук. Могли б мы подкупить вельмож и слуг И дешево отделаться, да только Зачем мараться? Мы же все успели И мать наставить, и сестру спасти, И всю эту породу извести. Прощайте, господа! Стража, уводит Виндиче и Ипполито. Антонио Вот и конец Трагедии. Скорей убрать тела! Пусть смоет этой крови половодье Мысль об измене навсегда в народе. Все уходят. КОММЕНТАРИИ  На титульном листе наиболее раннего сохранившегося издания (1607) не стоит имя автора, указано лишь, что пьеса несколько раз была представлена Труппой Слуг Его Величества. Авторство Тернера, о личности которого у нас очень мало сведений, оспаривалось, Многие исследователи все же полагают, что "Трагедия мстителя" и подписанная именем Тернера "Трагедия атеиста" (русский перевод И. А. Аксенова см. в кн.: Елизаветинцы, вып. 1. М., 1916) принадлежат одному лицу. Источник фабулы не установлен. Ряд эпизодов перекликается с популярными в шекспировской Англии новеллами итальянских писателей. Перевод сделан С. Э. Таском по изд.: Three Jacobean Tragedies, ed.by G. Salgado. Harmondsworth, 1978, p. 41-136. 1 Действующие лица "Трагедии мстителя" в основном наделены говорящими именами, образованными из английских корней и итальянских окончаний. Говорящие имена здесь скорее указывают на связь с традицией моралите, нежели на влияние утверждающейся в европейском искусстве поэтики классицизма. Луссуриозо - от англ. luxury "роскошь", а также от lust "похоть". Спурио - от англ. spurious "незаконнорожденный". Амбициозо - от англ. ambitious "возгордившийся". Супервако - от англ. super + vacuum "сверхпустота". Виндиче - от англ. vindictive "мстительный". Сордидо - от англ. sordid "нечистый", "неблагородный". Грациама - от англ. gratious (зд.) "уступчивый". Кастицца - от англ. chaste "целомудренный". По старой традиции женские персонажи отнесены в конец списка; в какой-то мере это связано с тем, что женские роли исполнялись мальчиками (актрис в английском театре эпохи Шекспира не было). 2 Местом действия выбрала Италия. Об итальянском колорите см. вступительную статью. Интересно, что здесь в отличие от большинства пьес эпохи не названо какое-либо конкретное, тем более реально существующее государство. Обобщающие наименования (герцог, а не, предположим, герцог Калабрии имярек) подчеркивают, типичный характер происходящего, тем самым усиливается и общая сатирическая направленность. 3 В трагедиях, елизаветинского периода функции пролога обычно выполнял персонаж, не принимающий участия в дальнейшем действии. Здесь же пролог и выходной монолог главного героя представляют единое целое. Использование пантомимы в качестве фона дает возможность дополнить словесные характеристики персонажей не менее выразительными визуальными характеристиками (заметим, что театральный костюм в отличие от декораций использовался на шекспировской сцене очень широко). 4 Череп - традиционный атрибут меланхолика. В драматургии эпохи Шекспира (особенно яковитского периода), как правило, амплуа основных героев соответствовали натурфилософским "гуморам" (см. вступительную статью о теории "гуморов"). Амплуа мстителя соответствовал меланхолический "гумор". 5 ... бессмертна - лишь хула. Ср.: Шекспир У. Юлий Цезарь, III, 2 (речь Антония). 6 Образ Юния генетически связан с образом Ювентуса (юности) - персонифицированной абстракции из интерлюдий моралите. Характерной чертой этого персонажа считалась похотливость. 7 ... мне эту месть внушает сам всевышний. - Очевидна непоследовательность Спурио. То, что сейчас кажется ему внушением свыше, минутой раньше ассоциировалось с вратами ада. Подобные колебания характерны для "слабых" героев яковитской драмы. Не имея твердых ориентиров, они блуждают по жизни, как слепцы, ведомые минутными импульсами или случаем (орудием рока). На их фоне тем явственнее внутренняя определенность "сильного" - героя, способного бросить вызов судьбе. 8 Развязность, Невинность - оба эти слова не случайно написаны с прописной буквы, скорее всего они должны были не только пониматься как обозначение человеческих качеств, но и напоминать о популярных персонажах моралите - персонифицированных абстракциях. 9 Яд выпив [...] и душа отстать не захотела. - Свойственная этим словам Антонио несколько "замысловатая" образность характерна для английской лирики начала XVII в., в особенности для поэтов-метафизиков. 10 "Лучше в добродетели умереть, чем бесчестно жить" (лат.) - высказывание в духе популярного стоицизма. 11 "Легкие невзгоды речисты, тяжелые немы" (лат.) - цитата из "Ипполита" (I, 607) Луция Аннея Сенеки (4 г. до н. э. - 65 г. н. э.), римского политического деятеля, философа и драматурга, чье наследие оказало глубокое воздействие на литературу и театр эпохи Шекспира. Идейная основа многих яковитских трагедий - синтез христианства и стоицизма. Из драматургов шекспировской эпохи наиболее часто цитирует Сенеку Д. Марстон, чье влияние исследователи усматривают в "Трагедии мстителя". 12 Реплики Дондоло представляют собой пародию на так называемый эвфуистический стиль, распространившийся в некоторых аристократических салонах в конце 80-х годов XVI в. В елизаветинской драматургии эвфуистический стиль использовал Д. Лилли. В яковитский период эвфуизм окончательно устарел и применялся исключительно в комических целях. 13 Ангел (или нобль) - английская золотая монета стоимостью приблизительно в полфунта стерлингов, названная по вычеканенному на ней изображению архангела Михаила, поражающего дракона. 14 Невинность - сад за мощною оградой... - Здесь явственна образная ассоциация с Эдемом - садом, где, по библейскому преданию, Адам и Ева потеряли невинность, вкусив плод с древа познания добра и зла. Первоначально это предание никак не связывалось с потерей Евой девственности - такая трактовка содержится лишь в достаточно поздних (конец XVI-XVII в.) источниках. 15 ...и в графы выходить. - В этих словах Виндиче отразилось критическое отношение многих англичан к социальным переменам начала XVII в., когда значительная часть родовой аристократии потеряла состояния и начались дробление поместий и торговля титулами. 16 Пьято - прозвище, ставшее нарицательным для слуги в Италии. 17 При всей очевидной разнице этот эпизод все-таки в некоторой степени подобен 3-й сцене III акта шекспировского "Гамлета". И там, как в "Трагедии мстителя", наследник престола с обнаженной шпагой застает монарха врасплох. Не исключено, что Тернер вполне сознательно слегка пародирует ситуацию шекспировской пьесы, которая тогда была известна большинству зрителей. 18 Лукавый Дунс... - Имеется в виду Дунс Скотт (ум. в 1308 г.) - английский философ; его учение в эпоху Возрождения считалось образцом средневековой схоластики. 19 ... грешить пропала бы охота... - Контрастное сопоставление образов, утверждающих плотское начало, с образами гниения и тлена - характерная особенность искусства Контрреформации, влияние которого в английской литературе начала XVII в. несомненно. 20 ... как у голландца пьяного. - Об этой реплике Виндиче стоит сказать особо. На рубеже XVI-XVII вв. Англия принимала участие в военных действиях на территории Нидерландов. Помимо этого, в XVI в. начался приток в Лондон иммигрантов из Голландии. Голландский квартал в Лондоне считался районом, дурной репутации. В драмах эпохи Шекспира Голландия часто упоминается как страна достатка и изобилия; голландец же - как человек, погрязший в чувственных наслаждениях. 21 Слово инцест (инцеста) обычно употребляется в значении "кровосмешение", здесь оно имеет более широкий смысл: нарушение полового табу внутри семьи. В английской литературе конца XVI - начала XVII в. прилагательное incestuous могло иметь значение "чудовищный", "вопиющий". 22 Характеристика, которую дает Ипполито своему брату, предполагает меланхолический темперамент, а он в свою очередь соответствует в определенной мере амплуа tool-villain (злодея-исполнителя), разочарованного и нуждающегося человека, услугами которого пользуются в осуществлении своих планов знатные злодеи. О соотношении темперамента и театрального амплуа см. также комм. 4 к настоящей пьесе. 23 "В сорок втором году" (лат.), "в шестьдесят третьем году" (лат.). - Латынь используется здесь автором как признак речевой манеры школяра-книжника. 24 Пожалуй, ты и ведьмой назовешь. - Формально правда на стороне "мстителей", но их обращение с матерью этически не допустимо. Данный эпизод следует за диалогом сыновей герцогини, из которого явствует, что и для них не существует барьера стыдливости по отношению к матери. Таким образом, создается атмосфера всеобщего пренебрежения как сыновними, так и родительскими обязанностями, соответствующая общей картине искаженного миропорядка. 25 ... фортуна [...] лицом повернется [...] оно будет размалевано по всем правилам искусства. - Размалеванное лицо было характерно для внешности проституток. Здесь обыгрывается распространенная в литературе яковитского периода параллель: судьба - продажная девка. 26 Он столько выпил, что зальет огонь... - Образ кощунствующего грешника, который способен "досадить" даже аду, восходит к фольклорной традиции. 27 ... хотят во время пира устроить небольшое представленье. - В Англии существовал обычай в ходе всякого рода празднеств и пиров устраивать театрализованные представления, так называемые "маски", в которых наряду со специально обученными актерами могли участвовать знатные лица. 28 ... пять сотен храбрецов придут на помощь. -- Мотив дворцового заговора здесь, возможно, почерпнут Тернером из популярных в начале XVII в. пьес Д. Марстона "Недовольный" и "Месть Антонио". 29 Смотрите, в небе вспыхнула звезда! - Здесь вспыхнувшая звезда воспринимается как дурное предзнаменование. Как правило, в театре эпохи Шекспира в такой зловещей роли выступали метеор, комета (см. далее, комм. 56 к трагедии "Оборотень"). 30 "Маска" о мстителях, которую разыгрывают сами мстители, вероятно, повторяет на языке танца и жеста основные события пьесы. Аналогичное использование приема "театр в театре" встречается в "Гамлете" Шекспира в сцене "мышеловки", где пьеска "Убийство Гонзага" воспроизводит убийство Клавдием отца Гамлета. Комментарии составлены А. Г. Шумаковым.