---------------------------------------------------------------
     Перевод с немецкого: Наталия Дегтярь и Юрий Коваль
     Изд: "Костер" #12 - 1991
---------------------------------------------------------------


     В этом старинном немецком городе даже дождь казался праздничным.
     Был уже поздний вечер.
     В  каждой  капле дождя  отражались  городские  окна и  вывески, уличные
фонари и башни древних соборов.
     Возможно, в этих каплях  отражался и я, под зонтом поспешающий вслед за
господином  Михаэлем Энде. А уж господин Энде отражался. Это  точно.  Я  сам
видел в какой-то промелькнувшей кривой и волшебной капле его бороду и очки.
     Толпа, мелькающая вокруг нас, капель не  рассматривала, она топталась у
витрин, отражая капли дождя синими вечерними зонтами.
     Михаэль  Энде зонт  имел белый, с тяжелой рукоятью. Почему-то он его не
раскрывал. Он не защищал свою голову от осеннего дождя.
     Наконечником  зонта он  бил  по мокрым камням,  высекая  искры.  Я тоже
сложил свой зонт и стал долбить им тротуар, но искры не высекались.
     "Ну и слава  богу, - думал я. - А то  засыплем своими искрами весь этот
старинный город".
     От  Михаэля Энде  я  немного  отставал. Он  шагал  широко,  торопясь по
чрезвычайно важному делу.
     Знаменитый  европейский  писатель,  живущий в городе Мюнхене,  господин
Михаэль Энде вел меня есть гуся.
     Я  не  понял, что  это  было;  ресторан, харчевня,  таверна или  просто
трактир.
     Под вишневыми абажурами, словно пропитанными красным вином, на скатерти
цвета разломанного граната объявился гусь - коричневый и пупырчатый, пышущий
жаром печи и тихо похрустывающий всеми своими корочками.
     Такого  гуся я  прежде не едал и вряд ли когда-нибудь еще  увижу. И тут
читатели могут решить, что я только о гусях и думаю. Это, конечно, верно. Но
в тот вечер совершилось событие и поважнее.
     Михаэль  Энде  рассказал  мне сказку. Сказка  эта  сильно отличалась от
гуся. Она была скорее родственницей  холодного  осеннего дождя. Гуся я почти
позабыл, а сказку до  сих пор помню. Среди  русских сказок мне такой никогда
не  встречалось.  Пожалуй,  она близка  сказкам Андерсена, Гофмана,  братьев
Гримм.
     Мне захотелось пересказать  ее для вас, чтобы  вы знали, о  чем  думает
писатель Михаэль Энде и что читают сейчас немецкие дети.
     Вот и все, что я должен был рассказать вам перед сказкой. Читайте ее, а
я буду вспоминать старинный город, праздничный дождь и доброго сказочника, с
которым однажды гуся ел.

                           Юрий КОВАЛЬ




     В одном маленьком старом городе жила маленькая старая фройляйн по имени
Офелия.
     Когда она появилась на  свет  - было это,  разумеется, очень давно,- ее
родители говорили:
     - Наша девочка станет когда-нибудь великой актрисой!
     Так они мечтали и поэтому дали ей имя  знаменитой героини одной великой
пьесы.
     Маленькая Офелия в наследство от родителей получила только одно: любовь
и восхищение перед Великими Словами Поэтов, а больше и ничего.
     Стать знаменитой актрисой она не смогла. Слишком уж тихим был ее голос.
Но  все-таки  ей  хотелось хоть  как-нибудь  послужить искусству, пусть даже
самым тихим делом.
     В этом маленьком городе был старый чудесный театр.
     И там, у  краешка  сцены, была  будка, закрытая от зрителей  большой  и
вроде  бы морской  раковиной.  В этой будке-раковине  и сидела Офелия каждый
вечер  и  шепотом подсказывала  слова, чтобы артисты не запинались.  И тихий
голос Офелии был здесь очень кстати, ведь публика не должна была ее слышать.
     Всю свою  жизнь Офелия прослужила в театре и была счастлива. Постепенно
она выучила наизусть все великие  комедии и трагедии мира, и ей уже не нужно
было подглядывать в книгу.
     И вот фройляйн Офелия состарилась. Да  и времена теперь изменились. Все
меньше зрителей приходило в городской театр, потому что появлялось  кино,  а
потом и другие развлечения.
     У  многих были теперь автомобили, и если кому так уж хотелось в театр -
можно было быстро добраться  до  ближайшего большого  города и посмотреть на
куда более прославленных артистов,- да, в конце концов, и себя показать.
     И вот настало  время, когда  театр  в маленьком городе закрыли.  Актеры
поразъехались, а старую фройляйн Офелию уволили.
     Когда кончилось последнее представление и в последний раз упал занавес,
Офелия осталась в театре еще ненадолго, совсем одна.
     Она сидела в своей будке-раковине и вспоминала о прошедшей жизни.
     Вдруг она увидела тень.
     Тень бродила по кулисам, то увеличиваясь, то уменьшаясь.
     А вокруг-то никого не было, кто мог бы ту тень отбросить.
     - Эй! - тихонько позвала Офелия, - Кто там?
     Тень испугалась и съежилась.
     - Простите, - сказала тень, - я не  знала, что  здесь кто-то есть. Я не
хотела вас пугать. Я тут прячусь, потому что не знаю, куда мне деться. Очень
прошу, не прогоняйте меня.
     - Ты - тень? - спросила Офелия.
     Тень кивнула.
     - Но ведь тени всегда кому-то принадлежат.
     - Не все, - сказала тень. -  Есть на свете и лишние тени. Они никому не
принадлежат, никому не нужны. Я как раз такая. Меня зовут Тень-Проказница.
     - Вот оно что... Да, это очень печально - никому не принадлежать.
     - Очень, - согласилась тень и вздохнула. - Да ведь что поделаешь?
     - А ты иди ко мне, - сказала Офелия. - У меня тоже никого нет.
     -  С  удовольствием. Но тогда мне надо быть  все время с  вами! А у вас
есть собственная тень.
     -  Да вы друг с другом поладите, -  сказала  старая  фройляйн, и тут ее
собственная тень неожиданно кивнула.
     Так у  фройляйн Офелии появились две тени.  Это не  все замечали, а кто
замечал - весьма удивлялся. Офелии, конечно, не хотелось, чтоб о ней слишком
много говорили. Поэтому она просила одну из своих теней на  день уменьшаться
и прятаться в ее сумочку. Для тени места там было достаточно.
     Однажды  старушка Офелия  сидела  в  церкви и тихонько разговаривала  с
Богом. Она надеялась, что Бог услышит ее тихий голос. Но так уж точно  - она
не знала.
     Вдруг на белой стене она увидела новую тень, очень  исхудалую. Тень  ни
на что не была похожа, но почему-то жалобно протягивала руки.
     - Ты что, тоже ничья? - спросила Офелия.
     - Ничья,- вздохнула  тень.  - Но ходят слухи,  что  кто-то  берет нас к
себе. Не ты ли?
     - У меня уже есть две тени.
     - Прими и меня. Это ведь так печально - быть одинокой.
     - Как же тебя зовут?
     - Смутный страх.
     - Ну что ж. Иди и ты ко мне, - сказала Офелия. - В сумочку.
     Теперь у нее стало три тени.
     С  этих пор чуть не каждый день к ней приходили все новые и новые ничьи
тени. Оказалось, что их не так уж и мало на белом свете.
     Четвертую тень звали - Одинокая.
     Пятую - Большая Ночь.
     Шестую - Никогда.
     Седьмую тень звали - Тяжесть пустоты.
     Теней становилось все больше и больше.
     Маленькая фройляйн Офелия была бедная, но теням, к счастью, не нужно ни
еды,  ни  одежды,  чтоб   согреться.  Только  вот  комнатушка  Офелии  порою
становилась  очень  уж темной и тесной, в ней ютилось слишком много теней. А
ведь приходили все новые.
     Хуже всего было, когда тени ссорились.
     Они  спорили  за лучшее место, а иногда просто-напросто  даже  дрались.
Порой дело доходило до настоящих сражений.
     В  такие ночи  маленькая старая фройляйн Офелия не могла  заснуть.  Она
лежала в постели  с открытыми глазами  и тихим  голосом  старалась успокоить
своих друзей. Но это не очень-то помргало.
     Офелия не любила ссор, кроме тех ссор и битв, которые  на Великом Языке
Поэтов звучали со сцены. И вот однажды ей пришла в голову интересная мысль.
     - Послушайте,-сказала  она теням. - Послушайте! Если вы хотите  жить со
мной, вам придется кое-чему научиться.
     Тени перестали ссориться и затаились. Они смотрели на старушку изо всех
углов маленькой -гомнатки.
     И  тут Офелия  стала  говорить. Она  произносила Великие  Слова Поэтов,
которые знала наизусть.
     Медленно и строго читала она  и требовала,  чтоб тени повторяли за ней.
Тени старались изо всех сил и были довольно понятливы.
     И постепенно со слов Офелии тени выучили все великие комедии и трагедии
мира.
     Теперь у них пошла совсем другая жизнь.
     Тени научились  принимать любой облик: карлика и великана, человека или
птицы, дерева или коня.
     По   ночам   они   часто   разыгрывали   перед   Офелией   удивительные
представления. А она шепотом подсказывала им слова, чтобы они не запинались.
     Днем же все тени, кроме, конечно, собственной, прятались в сумочку. Да,
они умели, если хотели, невероятно уменьшаться.
     Соседи никак не  могли их  увидеть, но замечали, что  происходит что-то
необычное. А люди этого не любят.
     - Эта старая фройляйн какая-то странная, - говорили за спиной Офелии. -
Надо бы отдать ее в приют для стариков. Там о ней позаботятся.
     -  Похоже, она сумасшедшая, - говорили другие. -  Мало ли что она может
натворить!
     Однажды к старушке пришел хозяин дома, в котором у нее была комнатенка,
и сказал:
     - Мне очень жаль, но теперь вам придется за комнату платить вдвойне.
     Этого Офелия не могла.
     - Ну,  тогда, - сказал хозяин, - вам лучше съехать. Впрочем, мне  очень
жаль.
     И вот Офелия сложила в чемодан все, что у нее было  - совсем немного, -
и ушла.  Она купила  билет, села на поезд  и поехала по белу свету, сама  не
зная куда.
     И заехала она очень  далеко. Сошла с поезда и пошла пешком - куда глаза
глядят. В одной руке она несла чемодан, в другой сумочку, где таились тени.
     Это была длинная-длинная улица.
     Наконец старушка пришла к морю. Дальше идти было некуда. Она присела на
берегу немножко отдохнуть и уснула.
     Из сумочки  вышли  тени,  окружили  ее  и стали думать,  что  же делать
дальше.
     - Собственно говоря, - зашептались  тени, -это из-за нас госпожа Офелия
попала в такое положение. Надо придумать, как ей помочь.
     И  они долго думали,  а когда  старушка проснулась,  рассказали ей свою
затею.
     - Ах, вот как! - засмеялась Офелия. - Это вы неплохо придумали.
     И вот Офелия пришла в одну деревушку.
     На краю деревни она увидела перекладину,  на которой выбивают половики.
Достала из чемодана простыню и повесила ее на эту перекладину.
     Тени  вышли  из сумочки  и стали  разыгрывать  на  простыне  спектакли,
которые давно выучили.
     Офелия сидела сзади и подсказывала артистам Великие Слова Поэтов, чтобы
они не запинались.
     Сбежались ребятишки.
     Потом  подошли  и  взрослые.  И  каждый  заплатил  какую-то  мелочь  за
необычное представление.
     С тех пор стала  фройляйн Офелия ходить из деревни в деревню, из одного
края в другой, а тени ее превращались в королей и шутов, в благородных дам и
огненных жеребцов, в волшебников и в цветы.
     Подходили люди, смотрели - смеялись и плакали.
     Скоро  Офелия стала знаменитой, и  куда бы она ни  приходила,  везде ее
ждали - такого театра еще никто не видел!
     Зрители хлопали  в  ладоши, и каждый что-то платил. Кто  побольше,  кто
поменьше.
     Через некоторое время  Офелия даже  накопила денег  и купила  маленький
старый автомобиль.
     Художник разукрасил его и по бокам написал крупными буквами:

          ТЕАТР ТЕНЕЙ ОФЕЛИИ

     И покатил театр Офелии по белу свету.
     На этом наша история могла бы и кончиться, но еще не кончилась.
     Однажды фройляйн Офелия попала со своим автомобилем в снежную бурю и не
смогла ехать дальше.
     Вдруг перед  нею  возникла Огромная  Тень. Она была намного темнее всех
других теней.
     - Ты  тоже из тех, -  спросила Офелия, - тоже из  тех... кого никто  не
хочет?
     - Это, пожалуй, верно сказано, - медленно проговорила Тень.
     - И тоже просишься ко мне?
     - А ты бы меня взяла? - усмехнулась Огромная Тень, подходя поближе.
     - Теней у меня больше  чем достаточно, -- сказала старушка, - но ведь и
тебя жалко.
     - Может быть, ты сначала узнаешь мое имя?
     - А как тебя зовут?
     - Люди называют... Смерть.
     Стало очень тихо. И ветер снежный стих.
     - Все равно хочешь взять меня? - мягко спросила наконец Тень.
     - Да, - ответила маленькая старая 'фройляйн Офелия. - Иди ко мне.
     И огромная холодная Тень накрыла Офелию, и свет померк.
     Но потом  у  нее  появились  новые глаза -  молодые  и ясные. И уже  не
близорукие. И Офелия даже без очков могла увидеть, где находится.
     Она стояла перед Воротами в Небо. А вокруг толпились  чудесные фигуры в
сияющих одеждах. Они улыбались ей.
     - Кто же вы такие? - спросила Офелия.
     -  Неужели не  узнаешь? Мы - бывшие тени.  Те самые, ничьи.  Теперь  мы
спасены и больше не будем скитаться.
     Ворота  в Небо распахнулись  - и бывшие  тени вошли в  них.  Они вели с
собой маленькую старую фройляйн Офелию.
     Все вместе подошли  они к прекрасному дворцу, и это был самый  чудесный
театр, который только можно себе представить.
     Над входом было написано большими золотыми буквами:

          ТЕАТР СВЕТА ОФЕЛИИ

     С тех пор в этом театре разыгрывают они  перед ангелами судьбы людские,
и звучат  в  нем  Великие Слова  Поэтов. Слова  эти  понятны  и  ангелам.  А
рассказывают Поэты о том, как печально и смешно, убого и величественно  быть
человеком и жить на земле.
     Фройляйн Офелия шепотом подсказывает своим актерам слова. Чтобы они  не
запинались.
     Говорят,  что  иногда  сам Господь Бог  приходит  их  послушать.  Но  в
точности этого никто не знает.

     Пересказали с немецкого
     Наталия Дегтярь и Юрий Коваль

Популярность: 41, Last-modified: Thu, 02 Mar 2000 06:43:35 GMT