(псевдоним;  настоящее  имя - Раймон Жерар Пейель, Payelle; 15.IX.1898,
Париж,  -  10.  X.1971,  там  же)  --  французский  писатель.  Происходил  из
буржуазной  судейской  семьи.  С  литературного  факультета  в  Париже  ушел
доброльцем  на  фронт  в  1916.  Под  именем  Р.Пейеля  опубликовал сценарий
"Эльдорадо"   (1921)   и   повесть   "Дон   Жуан   и   Фауст"  (1923).  Эриа
натуралистически   изображал   крайности   индидуализма,   иронизировал  над
Тартюфами  20  века  (роман  "Невинный"  - "L'innocent", 1931), сочувствовал
простому  смертному  (роман  "Протянутая  рука"  -  "La main tendue", 1933),
повествовал  о всесилии страстей и сердечной муке (роман "Паутина по утру" -
"L'araignee  du  matin",  1933),  о  судьбах  пасынков  и баловней буржуазии
(роман  "Ярмарка  праздных  гуляк"  - La foire aux garcons", 1934). В романе
"Зеркала"  ("Miroirs",  1936)  его  увлекли  бессюжетные  экзерсисы  в  духе
Вирджинии  Вульф.  Лишь  на исходе 30-х годов Эриа обрел цель и опору своему
таланту  --  в  образе  Агнесы  Буссардель,  возмущенной семейным деспотизмом
(роман  "Испорченные дети" - "Les enfantes gates", Гонкуровская премия, 193;
рус.  перевод  1962).  В  годы  "странной  войны"  1939-1940  и национальной
катастрофы  1940  у  Эриа  созрел  замысел  романического цикла "Буссардели"
("Les  Boussardel",  t.  1-4;  1939-68)  о  полуторавековом бытии буржуазной
династии.
     Семейная  хроника  трех  поколений  биржевиков  проецируется  в  романе
"Семья  Буссардель"  ("La  famille  Boussardel", 1944, 1-я часть и пролог ко
всему   циклу)   на   широкий   экран   европейской  истории,  взятой  в  ее
кульминационных  моментах  --  от  занятия Парижа союзными войсками в 1815 до
кануна  1-й  мировой войны. Буссарделевкий расчет на бессмертие терпит крах.
В   20  веке  это  начинает  ощущать  их  наследники,  напр.  Агнеса  (роман
"Испорченные  дети" занял место 2-й части серии). В пору антифашисткой битвы
мирок  буржуазной  семьи  выглядел  анахронихмом:  Буссардели  разминулись с
героической  судьбой  своей  отчизны.  В  странствиях  Агнесы воплощена тема
разрыва  "якорных  цепей",  приковывающих  ее к миру собственничества. Когда
флаг  с  черной  свастикой  развевался  над  Парижем,  началась  новая жизнь
Агнесы,  протороившей  путь  в  стан Сопротивления (3-я часть серии "Золотые
решетки"   -   "Les   grilles   d'or",  1957;  рус.  перевод  1962).  Чуждая
буссарделевскому  эгоизму  и  своекорыстию,  она  обрела свободу жить трудом
своих  рук,  любить  людей  (4-я  часть "Время любить" - "Le temps d'aimer",
1968;  рус.  перевод  1971).  Тетралогия о Буссарделях -- классический пример
жизнеспособности  критического  реализма  во французской литературе середины
20 века. С 1949 Эриа -- член Академии Гонкуров.


     Сочинения:

     Retour sur mes pas, P., [1959];
     Theatre, v. 1-3, P., [1950-69];
     В рус. переводе -- Семья Буссардель, [пердисловие Ю.Уварова], М., 1965.

     Литература:

     История французской литературы, т.4, М., 1963;
     Петрова  Е.,  Бунт в осбоняке Буссарделей, в кн. Современная зарубежная
новелла и роман, [Саратов], 1965;
     Наркирьер  Ф., Потапова З., Памяти Ф.Эриа, "Литературная газета", 1971,
3 ноября, No 45;
     Stil A., Ph.Heriat, "Le temps d'aimer", "L'Humanite", 1968, 3 oct.


                                                                В.П.Балашов


     Источник:  Краткая  Литературная  Энциклопедия,  том  8,  М:  Советская
энциклопедия, 1975, стр. 946-947.



Популярность: 12, Last-modified: Mon, 20 Oct 2003 13:23:58 GMT