еоретик мелкобуржуазного социализма и анархизма. Анахарсис Клоотс (Жан-Батист дю Валь-де-Грас, барон фон Клоотс. 1755--1794) немецкий аристократ, с 1776 г. жил в Париже, принимал участие в работе над "Энциклопедией". С 1789 г. активный участник французской революции, именовал себя "оратором рода человеческого" и "гражданином человечества", был членом якобинского клуба. депутатом Конвента. В 1793 г. сблизился с гебертистами и принимал участие в дехристианизации --392 Парижа и установлении Культа Разума. Был арестован, будучи обвиненным Робеспьером в иностранном заговоре. Приговорен к смерти и казнен вместе с другими '.', гебертистами 24 марта 1794 г. NC. 204. Равальяк, Дамьен -- Равальяк -- убийца Генриха IV (14 мая 1610 г.); Дамьен -- покушался на жизнь Людовика XV в 1757 г. (возможно, покушения, как такового, не было, слабый удар был нанесен перочинным ножом, дабы напугать короля). И Равальяк, и I "и" Дамьен были четвертованы. Мишле, Жюль (1798--1874) --французский историк и писатель, автор многотомных "Истории Франции" и "Истории французской революции". Боссюэ, Жак Бенинь (1627--1704) -- французский богослов, епископ. Был воспитателем наследника престола, вел полемику с протестантами, с квиетизмом. В "Рассуждении о всеобщей истории" дал обзор истории человечества в духе провиденциализма: бог непосредственно управляет судьбами народов. В политических сочинениях осуществлял богословское обоснование абсолютизма как наиболее разумной формы правления. С. 205. Савойский викарий -- "Исповедание веры савойского викария" -- текст Ж. Ж. Руссо, включенный в IV книгу романа "Эмиль"; представляет собой изложение религиознофилософских воззрений Руссо. Дантон, Жорж Жак (1759--1794) -- деятель Великой французской революции, один из вождей якобинцев. Сент-Жюст, Луи Антуан де (1767--1794) --участник французской революции, член Комитета общественного спасения, ближайший сподвижник Робеспьера, организатор и теоретик террора. Был инициатором социально-экономических декретов о конфискации собственности эмигрантов и ее распределении, политических декретов против гебертистов и дантонистов. Был арестован и казнен вместе с Робеспьером. Его главное произведение "Республиканские учреждения" было опубликовано посмертно. С. 206. В основном социально-политическом трактате Руссо "Об общественном договоре, или Принципы политического права" развивается учение, оказавшее значительное влияние на вождей якобинцев. С. 208. Фоше, Клод (1744--1793) --архиепископ Буржа, принял активное участие во французской революции, был депутатом сначала Законодательного собрания, затем Конвента. Сторонник жирондистов, казнен во время якобинского террора. Верньо, Пьер Викторьен (1753--1793) --один из руководителей жирондистов в Законодательном собрании, затем в Конвенте. Был казнен вместе с другими вождями Жиронды. С. 210. Ру, Жак (1752--1794) --французский революционер, член клуба кордельеров, отрекся от религиозного сана, проповедовал социально-экономическое равенство, руководитель "бешеных". Был арестован в сентябре 1793 г. и покончил с собой, узнав о приговоре революционного трибунала. Бриссо, Жак Пьер (1754--1794) --французский политический деятель, журналист, один из руководителей жирондистов (которых иногда даже называли "бриссотенами"). Казнен во время террора. С. 211. Vox populi, vox naturae-- глас народа, глас природы. С. 212. Катон, Брут, Сцевола--французские революционеры постоянно обращались к образцовым персонажам римской республики. Катон, Марк Порций (95--46 до н. э.) -- стоик, республиканец, покончивший с собой после поражения помпейянцев в Утике (отсюда "Катон Утический"). Брут, Марк Юний (85--42 до н. э.) -- один из заговорщиков и убийц Цезаря во имя восстановления республики. После поражения в битве под Филиппами покончил с собой. Сцевола, Гай Муций--легендарный римский герой, отправившийся в лагерь этрусского царя Ларса Порсенны и сжегший в присутствии последнего на медленном огне свою руку, чтобы продемонстрировать, что среди римлян есть множество готовых к самопожертвованию юношей, способных убить царя ценою своей жизни. Общим для всех этих римских героев являются верность республике, готовность к ^'ираноубийству и к собственной гибели во имя общего блага. Монтескье, Шарль Луи (1689--1755) -- французский философ, писатель, историк, идныи представитель французского Просвещения. --393 С. 213. Бернарден де Сен-Пьер. Жак Анри (1737--1814) --французский писатель, развивал руссоистские идеи о жизни согласно природе и добродетели в романе "Поль и Виргиния" (1788). Является предшественником французского романтизма. С. 215. Марат, Жан-Поль (1743--1793) -- французский публицист и политический деятель, один из вождей монтаньяров, "друг народа", был убит Шарлоттой Корде. С. 217. Бийо-Варенн, Ж. П. (1756--1819), Колло д'Эрбуа. Ж. М. (1750--1796) -- члены Комитета общественного спасения, так называемые "левые термидорианцы", принимали участие в заговоре по свержению Робеспьера, но в связи с их многочисленными репрессивными деяниями во время террора были осуждены на ссылку в Гвиану. С. 218. Жорес, Жан (1859--1914) - французский политический деятель, философ, историк. Один из лидеров французской социалистической партии, основатель газеты "Юманите", противник национализма и войн. Был убит националистом накануне 1-й мировой войны- Автор "Социалистической истории французской .революции". Речь идет об июльской революции 1830 г во Франции, которая завершилась установлением конституционной монархии "короля-гражданина" Луи-Филиппа Орлеанского. С, 219. ...дорожат еще Верховным Существом--после отмены введенного гебертистами Культа Разума по настоянию Робеспьера 7 мая 1794 г. был введен культ Верховного Существа, формулируемый в духе деистической философии Просвещения, в первую очередь философии Руссо. Робеспьер был противником атеизма, которому он желал противопоставить (как и христианству) "естественную религию", признающую существование Верховного Существа и бессмертие души. Данный культ должен был иметь общественный характер с целью развития гражданственности и республиканской морали. Первое и единственное празднество в честь Верховного Существа отмечалось 20 прериаля II года (8 июня 1794 г.). После падения якобинцев этот культ был незамедлительно отменен. С. 221. Александр Север -- римский император, время правления с 222 по 235 г. С. 224. Давид Штраус, Бруно Бауэр, Фейербах -- представители младогегельянства. Штраус, Давид Фридрих (1808--1874) --теолог, главное произведение--"Жизнь Иисуса", в котором все сверхъестественные события Нового завета рассматриваются как мифы, причиной возникновения которых является зависимость человека от природы. Бауэр, Бруно (1809--1882) -- теолог, философ. Дал более радикальную, чем Штраус, критику Евангелий; считал движущей силой истории самосознание, деятельность "критически мыслящих" личностей. Фейербах, Людвиг (1804--1872)--философ-материалист. Вместе с отходом от гегельянства сформулировал принципы собственного антропологического материализма. В основном произведении Фейербаха "Сущность христианства" религия рассматривается как иллюзия, имеющая своим истоком бессилие человека перед лицом природы. Бог есть проекция на внешний мир человеческого духа, отчуждение от человека его собственных сущностных сил, а религия-- зависимость человека от продукта собственного мышления. С. 227. Град Божий -- в трактате Августина Аврелия "О граде Божием" проводится разделение на два вида человеческой общности: "град земной" и "град Божий". С. 228. Кожев, Александр (1902--1968) -- французский философ русского происхожде^ния (настоящая фамилия--Кожевников). Занимал высокий пост во французской администрации, получил известность как интерпретатор гегелевской философии, прежде всего "феноменологии духа". С. 231. "Подлинным богом, богом человеческим, будет Государство"--" комментарии к изданию эссе Камю в библиотеке "Плейады" указывается источник -- это не сам Фейербах, а интерпретация его воззрений Ипполитом, писавшим, что у Фейербаха "государство есть реализация божества на земле". Вероятно, это комментарий к словам Фейербаха: "Государство есть реализованная, развитая, раскрытая полнота человеческого существа" (Избр. фил. произв. М., 1955. Т. 1. С. 132). Но такого рода трактовка воззрений Фейербаха на государство является крайне односторонней, Камю превращает Фейербаха в "государственника", каковым тот не был даже в начале своей деятельности, когда был гегельянцем. В дальнейшем Фейербах выступает с критикой государственности (см.. например, его тезисы "Право и государство"). Homo homini lupus est -- "человек • человеку -- волк", homo homini deus est-- "человек человеку -- бог". Цитируется Фейербах, но, видимо, французский перевод несколько отличается от --394 русского (либо Камю цитирует по памяти). Приводим весь отрывок: "Моим первым желанием было сделать философию общечеловеческим делом. Но кто однажды вступает на этот путь, неизбежно приходит в конце концов к тому, чтобы сделать человека предметом философской деятельности и отринуть самое философию, так как она только потому станет общечеловеческим делом, что она перестанет быть философией... Истинная философия заключается не в том, чтобы творить книги, а в том, чтобы творить людей. Никакой религии! -- такова моя религия; никакой философии! -- такова моя философия" {Фейербах Л. Фрагменты к характеристике моей философской биографии // Избр. филос. произв. Т. 1. С. 268). С. 233. Кипе, Эдгар (1803--1875)--французский историк, автор работ по греческой, итальянской и немецкой истории, противник клерикализма. С. 234. Университет, основанный в 1750 г. в Москве--"Указ об учреждении в Москве Университета" был подписан императрицей Елизаветой Петровнои 12 января 1755 г., открытие состоялось 26 апреля. Своя ночь на 4-е августа--имеется в виду знаменитое ночное заседание Учредительного собрания в ночь на 4 августа 1789 г. (вошедшую в историю Франции как "ночь чудес"), когда депутаты от дворянского сословия добровольно отказались от своих феодальных привилегий. С. 236. Камю цитирует не совсем точный перевод на французский отрывка из письма Белинского к В. П. Боткину от 1 марта 1841 г. В тексте вместо обратного перевода на русский мы приводим аутентичный текст Белинского, но с соответствующими французскому тексту сокращениями. В подлиннике этот отрывок звучит следующим образом: "Благодарю покорно, Егор Федорыч,-- кланяюсь вашему философскому колпаку; но со всем подобающим вашему философскому филистерству уважением, честь имею донести вам, что если бы мне и удалось влезть на верхнюю ступень лествицы развития,-- я и там попросил бы вас отдать мне отчет во всех жертвах условий жизни и истории,'во всех жертвах случайностей, суеверия, инквизиции, Филиппа II и пр., и пр.: иначе я с верхней ступени бросаюсь вниз головою. Я не хочу счастия и даром, если не буду спокоен насчет каждого из моих братии по крови,-- костей от костей моих и п;;оти от плоти моея" (Белинский В. Г. Избр. филос. соч. М., 1948. Т. 1. С. 573). Цит. Белинский В. Г. Избр. филос. соч. М., 1948. Т. 1. С. 590. Герцен писал о нигилизме в статьях: "Новая фаза русской литературы", "Еще раз Базаров". В последней статье Герцен говорит о нигилизме как о "науке без догматов", "совершеннейшей свободе от всех готовых понятий, от всех унаследованных обструкций и завалов". В целом Герцен считал "нигилизм" неудачным термином: "Слово 'нигилизм -- это слово жаргонное; первыми выдвинули его, в России, враги радикального и реалистического движения" (ответ Г. Вырубову // Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., I960. Т. XX. Кн. 2. С. 511). Этот термин, по мнению Герцена, применим не к революционному движению, а к "трагическому нигилизму Шопенгауэра". Вряд ли можно, таким образом, говорить об "апологии нигилизма" у Герцена, в особенности если учесть его критику проповедников "бунта" и террора -- Бакунина, Нечаева и др. Герцен считал, что эта проповедь "разнуздания дурных страстей" ошибочна теоретически и неприемлема этически. Спору с их взглядами посвящена его работа "К старому товарищу" Еще резче он отзывался о пропаганде бакунистов в личной переписке: г.'..он проповедует совершенное уничтожение собственности и семьи... но ведь это вздор. И это было бы, действительно, возвращение в обезьяны и в скуку однообразия, которую человечество, по своему фантастическому элементу, не вынесет" (письмо Огареву от 24 марта 1869 г.). Котляревский Н.А. (1863--1925) -- русский литературовед, автор работ о сентиментализме, романтизме и декабристах. С. 237. Данных фраз в тексте Тургенева нет: либо французский перевод, используемый Камю. сильно отличается от оригинала, либо Камю вольно объединяет несколько реплик Базарова. С. 238 Мьсе Оме -- персонаж "Мадам Бовари" Флобера -- деревенский аптекарь, тип самодовольного обывателя, провинциального вольтерьянца, ссылающегося по любому поводу на науку. Камю придерживается спорной версии о сумасшествии Писарева под конец жизни и его самоубийства. Известно, что у Писарева были психические затруднения еще до четырехлетнего заключения в одиночке; могло произойти обострение, но говорить о сумасшествии все же не приходится - Писарев продолжал писать одну статью за другой, готовил книгу о Дидро, принимал участие в политической жизни. Сомнительна и версия о самоубийстве скорее всего Писарев просто утонул, купаясь на Рижском взморье. --395 С. 239. Камю ошибается, покушение Каракозова на императора Александра II произошло в 1866 г. Манихейство -- созданное персом Мани (III в. н. э.) религиозное учение, сочетавшее в себе положения зороастризма, христианства и гностицизма. Поскольку в этом учении утверждается непримиримая борьба доброго и злого начал, "манихейство" стало именем нарицательным: этот термин используется для обозначения дуалистического, "черно-белого" видения мира. Бакунин, по мнению Камю, впадает в "элементарное манихейство" поскольку революция и государство выступают у него как абсолютное благо и абсолютное зло. С. 240. Камю ставит вопросительный знак, поскольку у Бакунина смешиваются две совершенно различных секты: итальянские Fraticelli XIII--XV вв. и "богемские братья" XV--XVI вв. Камю в данном случае дает пересказ следующего отрывка "Кнутогерманской империи и социальной революции" М. А. Бакунина: "В Богемии, славянской стране, имевшей несчастие сделаться частью Германской империи, мы находим в народных массах, среди крестьян, такую любопытную секту, как фратичелли, которые в борьбе между небесным деспотом и сатаной дерзают брать сторону сатаны, этого духовного главы всех революционеров, прошедших, настоящих и будущих, истинного творца человеческого освобождения, по свидетельству Библии, отрицателя небесной империи. подобному тому, как мы являемся отрицателями всех земных империй, создателя свободы, того, кого Прудон в своей книге о Справедливости приветствует с таким неподражаемым красноречием" (Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. М., 1989. С. 277). Ни итальянские и провансальские Fraticelli, выходцы из францисканского ордена, ни богемские братья почитателями сатаны не были. С. 241. "Интернациональное братство" -- созданное Бакуниным в Италии тайное общество, которое не стало массовой организацией. Программным документом был "Революционный катехизис" (1866). "Катехизис революционера" -- документ был написан Бакуниным и Нечаевым в 1869 г. С. 245. Охрана--Охранное отделение было создано в 1881 г. при Департаменте полиции, сменившей упраздненное в 1880 г. Третье отделение. С. 246. Равашоль Ф. К., Вайан О., Анри Ю.-- французские анархисты 80--90-х гг. прошлого века. Карно, Мари Франсуа Сади (1837--1894) --президент III Республики, был убит анархистом Казерио. С. 247. Савинков, Борис (1879--1925) -- один из руководителей эсеровской "Боевой организации", министр временного правительства, писатель (псевдоним -- В. Ропшин). Камю пользуется французским переводом "Воспоминаний террориста", в котором имеются некоторые несовпадения с русским оригиналом. Так, фамилия Бориса Вноровского передана как Войнаровский, в тексте Камю есть фразы, которые отсутствуют в русском издании. В мемуарах Савинкова Е. С. Созонов упоминается как Сазонов. С. 24'8. У Камю очевидная ошибка -- Борис Вноровский погиб при покушении на адмирала Дубасова. Как пишет Савинков: "После него остался черновой набросок его автобиографии и последнее письмо к родителям". С. 250. Фукье-Тенвиль, Антуан Квентин (1746--1795) --общественный обвинитель революционного трибунала во время якобинского террора, осужден и казнен во время термидора. С. 252. Ткачев, Петр Никитович (1844--1885) -- идеолог революционного крыла народничества. Говоря о влиянии идей Ткачева на Ленина, Камю имеет в виду положение политической теории Ткачева о необходимости захвата государственной власти: "Революционная партия все яснее и яснее начинает сознавать, что без захвата государственной власти в свои руки невозможно произвести в существующем строе общества никаких прочных и радикальных изменений, что социалистические идеалы, несмотря на всю их истинность и разумность, до тех пор останутся несбыточными утопиями, пока они не будут опираться на силу, пока их не прикроет и не поддержит авторитет власти" (Антология мировой философии. Т. 4. С. 370). Для захвата власти требуется централизованная организация и тайная деятельность революционного меньшинства ("интеллигентное меньшинство придает материальной силе соответствующую организацию и направляет ее к определенной цели". Там же. С. 372). С. 256. Вальхалла (Валгалла -- "Чертог убитых") -- в скандинавской мифологии небесное жилище, где пируют павшие в бою храбрые воины. Юнгер, Эрнст (р. 1895) -- немецкий писатель и философ, В юности служил в Иностранном легионе в Африке, воевал в 1-ю мировую войну. В 20-е гг. выпустил ряд работ, --396 в которых воспевал войну как "магическое единение духа и крови". Некоторое время примыкал к "национал-большевизму". В работах Юнгера начала 30-х гг.-- "Тотальная мобилизация", "Работник" -- обосновывается "национальная революция", которая превратит каждого немца в "рабочего-солдата", для которого весь мир "мастерская", "плановый ландшафт", "имперское пространство". Эти идеи были созвучны национал-социализму, однако Камю не совсем точно прямо записывает Юнгера в нацисты -- к гитлеровскому режиму Юнгер относился критически. После войны в философии Юнгера преобладают аристократический анархизм, критика технической цивилизации и массового общества. Раушнинг, Герман (1887--?)--немецкий политический деятель и публицист. Был близок нацизму, но в 1934 г. ушел в отставку с поста президента сената Гамбурга, с 1936 г. в эмиграции, где написал работу "Революция нигилизма" (1938), на которую ссылается Камю. франк, Ганс (1900--1946) -- немецкий политическицй деятель, глава нацистской юстиции, с 1939 г. генерал-губернатор Польши. Приговорен к повешению на. Нюрнбергском процессе. С. 259. "Fuhrerprinzip" -- "принцип вождизма", объявленный нацистскими идеологами высшей формой управления и высшим проявлением народовластия. Согласно этому принципу, вся полнота власти принадлежит верховному вождю, выражающему народную волю; каждый государственный или партийный чиновник полностью подчинен вышестоящему по иерархии вождю, но обладает широчайшими полномочиями и полнотой власти над подчиненными. С. 266. "Цветочки" Франциска Ассизского. Св. Франциск Ассизский (1182--1226)-- итальянский монах, основатель нищенского ордена, названного по его имени францисканским. "Цветочки"--сборник легенд о жизни Св. Франциска, записанный в начале XIV в. Катарская ересь -- средневековая ересь, распространившаяся в XII в. в Италии и на юге Франции (здесь они именовались альбигойцами). Придерживались манихейского дуализма, отрицали католическую церковь с ее иерархией, проповедовали ригористическое моральное учение. Катары неоднократно осуждались папской властью, в начале XIII в. по инициативе папы Иннокентия III был начат крестовый поход против альбигойцев. Для окончательного истребления ереси была создана инквизиция. Фабр Д'Оливе, Антуан (1768--1825) -- французский поэт, драматург, автор историософского трактата "Философическая история рода человеческого". Адам Кадмон каббалистов -- в каббалистической мистике было развито учение о "первоначальном Адаме", духовной человеческой сущности, первообразе творения. Адам Кадмон -- это соединительное звено между бесконечностью Бога и конечными сотворенными им вещами. С. 268. Маркс К; Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 422. Бональд, Луи (1754--1840)--французский философ и публицист, критик материализма и атеизма XVIII в., был одним из идеологов Реставрации. Ренан, Жозеф Эрнест (1823--1892)--французский историк, писатель, автор ряда работ по истории христианства. С. 269. "Спор Древних и Новых" -- литературная полемика конца XVII -- начала XVIII в., велась во Франции между поклонниками античности и теми, кто подчеркивал превосходство современной литературы. В споре участвовали Буало, Перро, Расин, Лафонтен, Лабрюйер, фонтенель. Тюрго, Анн Робер Жак (1727--1781)--французский экономист, философ, политический деятель. Был близок энциклопедистам, занимал посты в королевской администрации, с 1774 по 1776 г.--генеральный инспектор финансов. Попытался осуществить экономические реформы, но вступил в конфликт с двором, аристократией и парламентом и отстранен от должности. Камю ссылается на произведение Тюрго "Рассуждение о последовательном прогрессе человеческого разума", в котором развивается мысль о беспредельности прогресса человеческого рода, движущей силой которого является ра- Кондорсе, Мари Жан Антуан Николя де Каритат, маркиз де (1743--1794) -- математик, философ, экономист, политический деятель. Автор политико-экономических статей в "Энциклопедии". Принимал участие в революции, является автором проекта организации --397 системы образования. Будучи жирондистом, скрывался во-время террора и написал в убежище свое главное произведение "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума", в котором дается оптимистическая картина интеллектуального и морального прогресса человечества. Покинув убежите, Кондорсе был арестован и покончил с собой в тюрьме. Сорель, Жорж (1847--1922) -- французский философ и публицист, теоретик анархосиндикализма. Буржуазному либерализму и социал-демократическому реформизму противопоставил программу насильственного свержения капиталистического строя (путем всеобщей забастовки). Социальные учения считал "мифами", выражающими классовые интересы. Взгляды Сореля оказали влияние как на революционный синдикализм, так и на доктрину итальянского фашизма. Токвиль, Шарль Алексис Клерель де (1805--1859) -- французский историк, социолог, политический деятель, автор работ "О демократии в Америке" и "Старый режим и революция". Один из основоположников .юлитической социологии. Был министром иностранных дел Франции в 1849--1851 гг. С. 270. Конт, Огюст (1798--1857) --французский философ и социолог, основоположник позитивизма. С. 271. Рикардо, Давид (1772--1823) -- английский экономист, создатель трудовой теории стоимости. С. 272. Маркс К., Энгельс ф. Соч. Т. 23. С. 21. С. 273. Primum aivere, deinde philosophari -- прежде жить, а уж затем философствовать. Маркс К.-, Энгельс Ф. Из ранних произведений. С. 594. С. 274. Маркс К., Энгельс Ф. Там же. С. 637. Тьер, Луи Адольф (1797--1877)--французский историк, публицист, политический деятель. Автор "Истории Революции", основатель либеральной газеты "Националь", оппозиционной Бурбонам в 20-е гг. В 30--40-е гг. занимал ряд государственных постов, в годы Второй Империи был одним из руководителей либеральной оппозиции. Возглавляя Версальское правительство, способствовал жестокому подавлению Парижской коммуны. С 1871 по 1873 г. президент III Республики. "Если у тебя нет ничего, то ты сам--ничто"--эти слова принадлежат не Марю'> а Фейербаху (см.: Основные положения философии будущего//Избр. филос. прои ; Т. 1. С. 192). С. 276. См.: Маркс К... Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 436. С. 277. Маркс К... Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 313. См.: Маркс К... Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. 2. С. 123. Маркс К.., Энгельс Ф. Соч. Т. 9. С. 230. С. 278. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 429. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 35. С. 279. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 303. С. 280. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. С. 588. С. 282. Климент Александрийский (прим. 150--215гг.),Гертуллиам (прим. 160--225 гг.i -- отцы церкви, первые апологеты христианства. С. 285. Бернхем, Джеймс (1905--?) -- американский социолог. С 1933 г. был сотрудником Л. Троцкого, в 1940 г. порывает с марксизмом в любых его вариантах, подвергает критике социализм и капитализм в книге "Революция управляющих" (1941), где обращает внимание на отделение функций управления от функций владения, в результате чего появляется новый господствующий класс менеджеров, независимый от влияния собственников и способный управлять в интересах всего общества. --398 Вей, Симона (1909--1943) -- французская писательница, принимала активное участие в политической жизни. Автор нескольких религиозно-философских работ, вышедших посмертно. Камю ссылается на ее книгу "Удел рабочего"; во время работы над "Бунтуюшим человеком" Камю писал и предисловие к книге С. Вей "Укоренение". французский публицист, теоретик анархосиндикализма С. 287. Пеллутье, Фернан (1867--1901). С. 290. Ларошфуко, Франсуа де (1613--1680)--герцог, французский писатель-моралист. Принимал активное участие во Фронде, после тяжелого ранения и опалы он отходит от политической деятельности, пишет "Размышления или сентенции и моральные максимы" (1665), в которых человеческое существование описывается как подчиненное эгоистическим стремлениям, себялюбию, темным страстям, социальным отношениям. Пробабилизм -- в античной философии учение, согласно которому познание абсолютной истины невозможно, но возможно различение истин более и менее вероятных (Аркесилай, Карнеад). В Новое время -- доктрина иезуитов о "вероятных мнениях", утверждавшая относительность нравственных норм. Посредством казуистики они разработали систему вероятных мнений, пригодных для оправдания любых действий. С. 293. Эли Галеви (1870--1937) --французский историк, автор работ "Формирование философского радикализма", "История английского народа в XIX веке" и др. Камю использовал его труды при написании "Бунтующего человека". С. 294. См.: Вопросы философии. 1990. No 5. С. 121. С. 295. Лассаль, Фердинанд (1825--1864) --деятель немецкого рабочего движения, президент Всеобщего германского союза. По всей видимости, Камю цитирует совместную работу Маркса и Энгельса "Святое семейство...". Полностью цитата звучит так: "Дело не в том, в чем данный момент видит свою цель тот или иной пролетарий или даже весь пролетариат. Дело в том, что такое пролетариат на самом деле и что он, сообразно этому своему бытию, исторически вынужден будет делать". Ленин В. И. Поля. собр. соч. Т. 6. С. 109--110. С. 296. Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 33. С. 12. Камю цитирует Ленина, который, в свою очередь, дает собственный перевод отрывка из "Происхождения семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельса. В современном русском переводе этот отрывок звучит следующим образом: "Самый жалкий полицейский служитель цивилизованного государства имеет больше "авторитета", чем все органы родового общества, вместе взятые; но самый могущественный монарх и крупнейший государственный деятель или полководец эпохи цивилизации мог бы позавидовать тому, не из-под палки приобретенному и бесспорному уважению, которое оказывают самому незначительному родовому старейшине" (Маркс К.., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 171). Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 173. С. 297. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 17. В данном случае перевод Лениным Энгельса также отличается от нынешнего: "Первый акт, в котором государство выступает действительно как представитель всего общества -- взятие во владение средств производства от имени общества,-- является в то же время последним самостоятельным актом его как государства... На место управления лицами становится управление вещами и руководство производственными отношениями. Государство не "отменяется", оно отмирает" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 225). Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 26. С. 298. Там же. С. 96. Там же. С. 97. С. 299. Там же. Т. 39. С. 84. Гегелевский термин "тотальность" не по одному созвучию используется Камю для объяснения феномена тоталитаризма. К понятию "тотальность" постоянно прибегали сторонники гегельянской интерпретации марксизма. В частности, о "тотальности истории" писал М. Мерло-Понти, сходную интерпретацию гегелевской "феноменологии духа" дал А. Кожев. На Камю, вероятно, оказала определенное влияние книга Н. А. Бердяева "Истоки и смысл русского коммунизма", в которой имеется и оценка гегельянской версии марксизма: "Лукач, венгерец, пишущий по-немецки, самый умный из коммунистических писателей, обнаруживший большую тонкость мысли, делает своеобразное и помоему --399 верное определение революционности. Революционность определяется совсем не радикализмом целей и даже не характером средств, применяемых в борьбе. Революционность есть тотальность, целостность в отношении ко всякому опыту жизни. Революционер тот, кто в каждом совершаемом им акте относит его к целому, ко всему обществу, подчиняет его центральной и целостной идее... Тоталитарность во всем -- основной признак революционного отношения к жизни... Русские революционеры и в прошлом всегда были тотальны. Революция была для них религией и философией, а не только борьбой, связанной с социальной и политической стороной жизни. И должен был выработаться русский марксизм, соответствующий этому революционному типу и этому революционному тоталитарному инстинкту. Это -- Ленин и большевики") (Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж, 1955. С. 87--88; М., 1990). Многие оценки русского революционного движения в "Бунтующем человеке" непосредственно связаны с данным произведением Бердяева. С. 306. Райк, Ласло (1909--1949), венгерский коммунист, после освобождения из нацистского концлагеря был министром внутренних дел Венгрии (1946), принимал участие в ликвидации оппозиционных партий. С 1948 г.-- министр иностранных дел. Был арестован и казнен в 1949 г. С. 312. Атеистический экзистенциализм...-- на протяжении всего "Бунтующего человека" Камю спорит, не упоминая их произведений, с Ж. П. Сартром и М. Мерло-Понти. Расхождения с философами-экзистенциалистами (Камю долгое время причисляли к этому направлению) касались как собственно философских, так и политических проблем. Сартр завершал свой трактат "Бытие и ничто" параграфом "Моральные перспективы" и работал в конце 40-х гг. над трактатом по этике (он не был им завершен, "Тетради о морали" вышли только в 80-е гг., после смерти Сартра). Камю полагал, что никакое моральное учение невозможно вывести из нигилистических тезисов "Бытия и ничто", поскольку Сартр отрицал наличие у человека природы, или сущности. Человеческое существование у него целиком определяется "тотальным выбором" -- человек созидает себя сам, нет никаких предзаданных моральных ценностей. Такого рода позиция является для Камю апологией вседозволенности. В то же самое время Камю отвергал и полти ческую "ангажированность" французских экзистенциалистов. В последнем своем интср вью он говорил: "Экзистенциализм у нас привел к безбожной теологии и к схоластике, которая неизбежно должна была завершиться оправданием инквизиционных режимов;;. Полемика с Мерло-Понти проходит по тем разделам "Бунтующего человека", где речь идет о "тотальности истории". В книге "Гуманизм и террор" (1948) Мерло-Понти, пусть с интеллигентскими оговорками, оправдывал революционный террор как осуществление "тотальности", то есть'как движение истории к примирению сознании через беспощадную борьбу. В противоположность экзистенциализму Камю утверждает неизменность человеческой природы с постоянно ей присущими моральными ценностями. С. 314. "Повинуйтесь",--говорил своим подданным Фридрих Великий--Фридрих II (1712--1786) --король Пруссии. Ему принадлежат слова: "Рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, только повинуйтесь!" Бунт и искусство С. 316. Демулен, Камилл (1760--1794)--французский публицист и политический деятель, участник французской революции и с первых ее дней автор многочисленных памфлетов против королевской власти, против жирондистов. Выступил вместе с Дантоном против якобинского террора, был осужден революционным трибуналом и гильотинирован. Единственный подлинный поэт--Андре де Шенье (1762--1794) -- казнен во время якобинского террора- Единственный большой прозаик--Франсуа Рене де Шатобриан (1768--1848) -- эмигрировал в Англию в 1793 г. Валес, Жюль (1832--1885) --французский писатель и журналист, деятель Парижской коммуны, был приговорен к смертной казни после ее подавления, находился в эмиграции в Лондоне до 1883 г. С. 317. Камю имеет в виду следующие слова Маркса: "...трудность состоит не в том, чтобы понять, что греческое искусство и эпос связаны с известными формами общественного развития. Трудность состоит в том, что они все еще доставляют нам художественное наслаждение и в известном отношении признаются нормой и недосягаемым образцом. Взрослый человек не может стать ребенком, не впадая в детство. Но разве не радует наивность ребенка и разве сам он не должен стремиться к тому, чтобы на более высокой ступени воспроизвести присущую ребенку правду? Разве в детской натуре в каждую эпоху не оживает ее собственный характер в его натуральной правде? И почему историческое детство человечества там, где оно развилось всего прекраснее, не должно обладать для нас --400 вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень? Бывают невоспитанные дети и старчески умные дети. Многие из древних народов принадлежат к этой категории. Нормальными детьми были греки. Обаяние, которым обладает для нас их искусство, не находится в противоречии с той неразвитой общественной ступенью, на которой оно выросло. Наоборот, это обаяние является ее результатом и неразрывно связано с тем, что незрелые общественные условия, при которых это искусство возникло, и только и могло возникнуть, никогда уже не могут повториться вновь" (Маркс К. Экономические рукописи 1857--1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 48). С. 320. чЭфиопика", хАстреял -- "Эфиопика" или "Феаген и Хариклея" -- роман Гелиодора (III--IV вв.), популярный в Византии и в эпоху Возрождения. "Астрея"-- пасторальный роман Оноре д'Юрфе о временах древних галлов и друидов. С. 321. Адольф--герой одноименного романа Бенжамена Констана, граф Моска-- герой "Пармской обители" Стендаля. Констан., Бенжамен (1767--1830) --французский писатель, публицист, вождь либеральной оппозиции во время Реставрации (1814--1830). Наиболее известным является его роман "Адольф" (1816). "Поль и Виргиния"--роман Бернандена де Сен-Пьера, написанный в 1788 г. С. 322. Тантал -- в греческой мифологии герой, наказанный за свои преступления против богов вечными муками: стоя по горло в воде, он не может напиться, поскольку вода тотчас отступает от его губ, как только он нагибается к ней. С. 324. Лафайет, Мари-Мадлен Пиош де ла Вернь, графиня де (1634--1693) -- французская писательница, автор психологического романа "Принцесса Клевская" (1678). Гобино, Жозеф Артур, граф де (1816--1882) --французский писатель, драматург, философ, дипломат. В "Эссе о неравенстве человеческих рас" (1853--1855) писал о превосходстве нордических народов над всеми остальными. Роман "Плейады" вышел в 1874 г. С. 334. Пеги, Шарль (1873--1914) -- французский поэт и публицист. Пошел добровольцем в армию во время 1-й мировой войны и погиб в сражении на Марне. Эрнст Двингер -- видимо, имеется в виду Эдвин Эрих Двингер (1898--?) -- немецкий писатель, находившийся в русском плену во время 1-й мировой войны. С. 335. Великий Пан для него не умер -- в греческой мифологии Пан -- божество стад, лесов, полей, стихийных сил природы. В изложенном Плутархом предании моряки, проплывая мимо острова, услышали крик: "Великий бог Пан умер!" Эти слова символизируют смерть богов уходящего античного мира. Полуденная мысль С. 350. Толэн, Анри Луи (1828--1897) -- был членом I Интернационала, под влиянием теорий Прудона перешел на позиции реформизма и был исключен из рядов Интернационала. В 1875 г.--сенатор Французской республики. С. 351. Маркс К... Энегльс Ф. Соч. Т. 33. С. 3. С. 356. Мы избираем Итаку -- остров в Ионийском море; у Гомера -- родина Одиссея; Для Камю это символ солнечной средиземноморской цивилизации. Двенадцать лег после его затмения--в январе 1889 г. Ницше сходит с ума и до смерти в 1900 г. живет в состоянии полного безумия. Хайгейтское кладбище -- кладбище в Лондоне, на котором похоронен Маркс. ШВЕДСКИЕ РЕЧИ Нобелевская премия по литературе была присуждена Камю 17 октября и вручена ему Ю декабря 1957 г.-- "за важность литературных произведений, ставящих перед людьми с проницательной серьезностью проблемы наших дней". Присуждение премии самому молодому после Киплинга лауреату, когда, помимо него, выдвигались Мальро, Сартр, Пастернак, Сен-Жон Перс и Беккет, вызвало полемику во французских средствах массовой информации: политические убеждения Камю, его позиция по поводу войны в Алжире не --401 вызывали симпатии ни у левых, ни у правых Сам Камю полагал, что премию заслуживал скорее, Мальро Темой выступлений в Стокгольме в Упсале Камю избрал место писателя в общественной жизни Он начал готовиться к выступлениям вскоре после известия о присуждении премии, о чем свидетельствует его интервью журналу "Демэн", данное в конце октября Впрочем, к вопросу о назначении писателя Камю неоднократно обращался ранее в публицистике, в "Бунтующем человеке" "Шведские речи" были опубликованы в 1958 г Перевод выполнен И Волевич по изданию Camus A Discours de Suede P , N R F 1--958 С. 357. Жермен, Луи -- учитель начальной школы в Алжире, благодаря которому Камю сумел получить полное среднее образование Обратив внимание на способного паренька из бедной семьи Жермен выхлопотал для него стипендию, и Камю смог продолжить учебу в лицее Сразу после получения премии Камю писал своему учителю "Без Вас, без Вашей руки сердечно протянутой бедному малышу каким я тогда был, без Вашего преподавания и примера ничего этого не было бы." С. 360. Инстинкт смерти - понятие 3 Фрейда, обозначающее стремление к деструктивности, к которому сводятся все разрушительные, агрессивные действия людей В работах Камю конца 50 х гг встречаются ссылки на инстинкт смерти, как на причину преступлений, немотивированных убийств (например, в его "Размышлениях о гильотине") С. 362. "Ангажированность" (фр engagement, букв "вовлеченность") --термин, вве денный Сартром в послевоенных статьях о литературе Означает сопричастность человека событиям его времени вовлеченность в проблемы, участие в борьбе Это относится и к писателю -- он не может занять позицию стороннего наблюдателя отказ от участия в борьбе также является результатом выбора, но в данном случае это выбор отступничества Сартр и его последователи проповедовали "ангажированную литературу", которая реализует "тотальный выбор" писателя, прежде всею выбор политический Камю, как это видно по "Шведским речам", не возражал против самого тезиса -- необходимости участия художника в решении важнейших проблем эпохи, но выступал против вульгаризованно-политической трактовки "ангажированности", не признающей своеобразия искусства С. 363. Расин постыдился бы писать "Вереницу" в 1957 году вместо того, чтобы бороться в защиту Нантского эдикта -- пьеса Расина "Береника" была впервые сыграна в 1670 г , за 15 лет до отмены Нантского эдикта, принятого при Генрихе IV и дававшего протестантам известную свободу вероисповедания Расин был учеником янсенистов, которые также преследовались во Франции Осуждение религиозной нетерпимости, защит\ гонимых обычно находят в более поздних пьесах Расина -- "Есфирь", "Гофолия",-- написанных после отмены эдикта Камю развивает здесь критику "ангажированной ли тературы", когда она доходит до самоотрицания ради политики С. 364. Эмерсон, Ралф Уолдо (1803--1882) основоположник трансцендентальной школы С. 366. "Чаттертон"--драма А де Виньи, написанная в 1835 г Посвящена одиночеству и страданиям английского поэта XVIII в Чаттертона в мире стяжательства С. 376. Лу Салоне--Лу Андреас Саломе (1861--1937)--немецкая писательница, по лучившая известность не столько своими литературными трудами, сколько близким знакомством со многими видными деятелями культуры Родилась в России, была близким другом Ницше и последовательницей его учения (Ницше предлагал ей руку и сердце но пoл^чил отказ) Первые публикации о философии Ницше в России принадлежат Лу Саломе Впоследствии имела немалое влияние на молодого Рильке которого дважды привозила в Россию, входила в узкий круг ближайших сподвижников Фрейда американский философ, поэт, эссеист ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ Абсолют -- 32,42,51, 163,185,196, 236, 239, 259, 323, 343, 344--346, 350, 353. 380 Абсурд--б, 12, 13, 15--18, 24--100, 121--127, 134, 188, 226, 337, 377, 378 Абсурдный человек--15, 43--45, 48, 50, 52, 54, 56, 58--74, 76, 78, 88, --92 Благо (добро) -- 17, 30, 115, 122, 128-- 130, 138, 139, 141, 154, 155, 158, 162, 164, 167, 169, 170, 175, 176, 212, 214, 215, 216, 223, 226, 227. 240, 244, 246, 253, 260, 269, 277, 278, 281, 285, 287, 341, 343, 350, 355, 373, 391, --399 Богочеловек (богочеловечество) -- 21, 83, 142, --230 Бунт -- 12, 15--18, 21, 22, 30, 37, 44, 52--54, 57, 58, 60, 72, 73, 75, 80, 82, 87, 88, 94--96, 121, 125--145, 147, 150, 152--155, 157--163, 167, 169, 170, 173--177, 179--181, 183-189, 191, 193, 195--200, 204, 217, 219, 222, 227, 239, 240, 246, 247, 249, 251, 253, 254, 255, 260, 281, 290, 294, 300, 301, 302, 305, 307, 310--338, 341, 343, 344, 346--350, 353, 354, 355, 366, 371, 372, 383, 384, 386, 388, 390, --393 --исторический--/,?, 126, 199----314 -- метафизический -- 17, 18, 53, 126, 133, 135--198, 199, 201, 236, 294, 313 315, 381. 384, --387 Вера --9, 15, 24, 26, 41, 42, 43, 55, 56, 70, 81, 96, 99, 110, 114, 117, 118, 161, 165, 166, 169, 171, 184, 190, 193, 205, 208, 211, 212, 214, 216, 217, 230, 237, 238, 239, 246, 256, 259, 269, 274, 282, 283, 291, 293, 307, 308, 342, 348, 354, 361, 364, 377, 386, --388 Восстание -- 18, 128, 131, 133, 136, 137, 138, 167, 195, 196, 201--203, 234, 283, 301, 346, --390 Выбор -- 15--17, 22, 34, 56--58, 60, 66, 69, 79, 94, 113, 124, 164, 172, 230, 246, 290 299, 300, 312, 329, 341, 342, 346, 362, 368. 369, 384, 398, --400 Град -- 151,215, 266, 267, 304, 306, 332, 355 ~ Божий (небесный, райский) -- 191, 255, 262, --267 ---вселенский -- 262, 279, 300, 301 --305 -- Солнца (справедливости, идеальный) -- 202, 214, 299, 309, --369 -- человеческий -- 227, 255. 293, 301 Гуманизм (гуманитаризм) -- 17, --21 131, 171, 178, 274, 280, 281, 311, 336, 373, 384, --398 Добродетель -- 18, 22, 70, 104, 110, 122, 146, 148, 154, 162, 163, 211--220, 222. 223, 229, 233, 234--236, 237, 242, 252, 288, 294, 295, 301, 335, 336, 349, 354, 361, 376, 384, --392 Душа -- 21, 24, 28, 29, 31, 34, 37, 44, 58, 62, 67, 68, 69, 71, 85, 88, 91, 94, 102, 111, 115, 118, 130, 132, 135, 136, 140, 142--145, 154, 156, 157, 161, 162, 171, 175, 176, 183, 187, 188, 190, 199, 223, 234, 235, 238, 244, 249, 261, 266, 304, 305, 318, 321, 323, 337, 352, 363, 372, 374, 376, --377 Дьявол (Сатана, Люцифер) -- 62, 73, 138, 154, 155, 240, 253, --352 Забота -- 30, 36, 54, 56, 66, 96, 128, 140, 272, 280, 319, 342, --378 Зло-- J7.2J.54, 113, 115, 134, 135, 138, 139, 141, 142, 148, 154, 155, 158, 160, 161, 162, 164, 169, 170, 171, 174, 175, 177, 178, 181, 182, 195, 196, 214, 217, 227, 240, 246, 267, 269, 281, 307, 339, 341, 342, 343, 354. 371, 373, 386, 388, --394 Знание -- 5, 32, 33, 34, 50, 52--53, 62, 65, 70, 72, 80, 105, 113, 118, 126, 149, 230, 267, 351, 375, --386 Идеология--77, 19--21, 121, 207, 219, 221, 223, 224, 228, 233, 239, 255, 265, 266, 269, 288, 290, 295, 310, 317 332, 340, 350, 351, 360, 363, --387 Любовь - 14. 22, 37, 62, 64, 66, 68, 70, 72, 75, 77, 79, 83, 84, 88, 90, 97, 104, 105, 106, 112, 120, 131, 132, 143, 156, 160, 163, 174, 175, 181, 182, 188, 190, 191, 193, 194, 196, 202, 217. 230, 238 242, 245, 246 249, 253, 260 266, 304, 305, 308, 322, 323, 324, 333, 336 348, 354, 356, 373, 374, --388 Миф -- 9, 15, 21, 24, 89, 90--92, 133, 138, 139, 144, 185--187, 191, 193, 258, 268, 290, 294, 321, 334, 368, 373, 377, 381 384, 392, --396 --405 В указателях курсивом набраны номера страниц вcтупительной статьи и примечаний. Надежда -- 10, 13, 26--28, 32, 33, 36, 37, 38, 40, 42--44, 51, 53, 55, 56, 61, 62, 63, 66, 74, 80, 83, 85, 86, 88, 91, 93-- 100, 101, 105--107, 109, 111, 112, 115, 116, 126, 138, 140, 141, 143, 155, 159, 173, 184, 188, 196, 199, 206, 211, 218, 239, 245, 249, 254, 265, 268, 280, 281, 282, 287, 288, 289, 299, 300, 301, 313, 314, 325, 334, 338. 349, 354, 360, 362, 376, 381, --386 Насилие -- 7, 16, 103,104, 106, 155, 157, 176, 182, 190, 199, 212, 223. 243, 244, 245, 248, 250, 258, 259, 260, 267, 278, 280, 305, 306, 338, 339, 341, 342, 343, 345, 350, 355, 380, 386, --388 Нация-- 16, 17, 102, 103, 106, 107, 112, 149, 233, 261, 301, 360, 376, --382 Нигилизм -- 12, 13, 15--19, 21, 22, 122, 123, 124, 155, 162, 164, 166, 168--179, 186, 190, 191, 193, 195--198, 219, 224, 229, 231, 232, 233, 236--239, 241, 246, 249, 250, 251, 252, 255, 258, 262, 290, 293, 294, 300, 305, 310, 311, 312, 314, 328, 332, 334, 336, 338, 341, 343, 347, 352, 353--358, 360, 374, 381, 386, 388, 389, --393 Отчаяние -- 7, 33, 36, 40, 43, 45, 84,96, 98, 99, 107, 111, 114, 116, 117, 118, 125, 127, 131, 142, 151, 155, 162, 164, 173, 184, 187, 189, 224, 229, 231, 249, 256, 261, 281, 286, 319, 323, 342, 360, --355 Отчуждение (отчужденность) -- 103, 134, 166, 212, 274, 278, --392 65, 83, 117, 142, 146--154, 168, 172, 177, 189, 190, 196, 214, 216, 217, 250, 251, 254, 306, 310, 312, 399, 400 197, 268, 269, 316, 337, 365, Преступление -- 39, 61. • 120, 135, 137, 139, 141, 156, 158, 163, 165, 167, 178, 179, 182, 183, 187, 197, 198, 202, 209, 210, 219, 220, 231, 232, 240, 260, 261, 267, 281, 299, 323, 337, 338, 344, 389, Прогресс--3, 17, 21, 191, 277, 288, 290, 301, 312, --395 Разум -- 14, 21, 31--38, 40, 41, 42, 43, 45, 46, 48, 49, 50, 51, 58, 59, 65, 73, 104, 105, 107, 108, 110, 112, 113, 114, 115, 117, 118, 138, 141, 144, 165, 172, 176, 179, 180, 184, 189, 194, 196, 197, 198, 201, 206, 207, 208, 211, 212, 214, 215, 217, 218, 219, 221, 222, 227, 229, 230, 235, 238, 252, 255, 270, 274, 281, 290, 291, 305, 316, 317, 327, 343, 346, 348, 349, 351, 353, 354, 356, 360, 376, 378--380, 386, 391, 392, 395, --396 Реализм -- 115, 326, 328, 329, 330, 332, 343, 349, 350, 367, 368, 369, 371, --374 -- политический -- 267, 270, 303, --370 -- социалистический -- 329, 332, 369, 370 ' Революция -- 25, 53, 55, 72, 84, 94, 96, 136, 142, 156, 163, 164, 167, 168, 185-- 194, 199, 200, 204, 206, 210--218, 220, 221, 222, 226, 239, 240--244, 251, 255, 260, 264, 266, 269, 270, 271--278, 281, 283, 285, 286, 288, 293--298, 301, 302, 304, 305, 308, 310--315, 317, 319, 330, 331--335, 336, 341, 342, 343, 345, 346, 347, 349, 350, 351, 355, 360, 366, 368, 370,381, 383, 384. 386, 390--392, 394-- 396, --398 Религия -- 9, 14, 19, 43, 52, 85, 99, 141, 142, 146, 164, 172, 194, 206, 207, 208, 211--214, 216, 218, 220, 223, 230, 231, 234, 237, 239, 242, 246, 247, 250, 256, 257, 265, 267, 268, 270, 274, 305, 323, 339, 353, 363, 364, 365, 370, 373, 3S5, 386, 388, 389, 392, 393, --398 Самоубийство -- 10, 13, 15, 17, 22, 24--28, 30, 38--51, 52, 53, 54, 58, 64, 80--85, 121, 122, 123, 130, 139, 153, 168, 173, 181, 182, 188, 189, 195, 210, 229, 233, 238, 248, 249, 251, 254, 256, 262, 289, 311, 337, 377, 381, --393 Свобода-- 6, 13, 18, 19, 51--59, 60, 71, 72, 80--84, 88, 89, 115, 120, 123, 128, 132, 145, 147--151, 153, 154, 159, 164, 167, 169, 173, 174, 176, 178, 183, 189, 190, 197, 199, 202. 203, 207, 208, 213, 215, 221, 226, 233, 240, 241, 244, 245, 253, 255, 258. 261, 262, 267, 274, 280, 288, 291, 295, 298, 299, 300, 328, 330, 335, 338, 339, 340, 341, 342, 344, 345, 350, 351, 353, 359, 360, 361, 363, 365, 370, 373--376, 382, 384, 386, 393, 394. --400 Символ -- //, 22. 63, 65, 78, 88, 93, 94, 182, 183, 191, 203, 215, 218, 266, 326, 327, 360, 365. 384, --399 Совесть--/6, 61, 66, 120, 122, 156, 168, 176, 178, 223, 229, 247, 269, 281, 187, 317, --356 Социализм-- //, 19, 164, 167, 171, 179, 233, 234, 236, 239, 240, 245, 252, 264, 268, 270, 280, 284, 286, 287, 288, 289, 292, 293, 298, 350, 351. 352, 369, 357, 389, 390, --396 Справедливость--5, 9, 11, 103, 104, 105, 107, 108, 115, 116, 135, 136, 137, 144, 147, 155, 160, 166, 181, 182, 183, 187, 196, 197, 199, 202, 204, 205, 211, 213, 221, 222, 243, 246, 258, 277, 281, 286, 289, 293, 294, 298, 299, 302, 305, 307, 320, 337, 339, 340, 341, 342, 344, 345, 354, 355, 356, 361, 370, 374, 375, 384, --394 Страдание-- 14, 20, 22, 26, 31, 75, 82, --406 --84 , 85, 89--92, 96, 105, 108, 112, 116, 134, 136, 140, 142, 143, 144, 151, 155, 158, 161, 162, 163, 169, 174, 175, 177, 178, 195, 196, 203, 204, 229, 235, 244, 253, 264, 270, 278, 279, 287, 291, 292, 299, 311, 313, 322, 325, 334, 354, 358, 361, 367, 371, 376, 381, 386--388, --400 Страх -- 13, 36, 44, 64, 73, 93, 108, 118, 135, 140, 141, 147, 155, 173, 193, 211. 229, 241, 250, 280, 307, 336, 358, 386, --388 Сюрреализм (сюрреалисты) -- 18, 20, 180, 185--194, 237, 318, 338, 348, 353, 389, --390 Творец (художник) -- 15, 40, 62, 71, 74, 76, 77, 78, 80, 81, 86, 87, 98, 100, 157, 159, 160, 163, 169, 175, 182, 185, 222, 317--320, 328, 329, 330--334, 338, 343, 348, 358, 359, 361--376, 394 Творчество -- 15. 16, 22, 52,75--89,98-- 101, 150, 153, 168, 171, 173, 175, 180, 183, 185, 186, 187, 189, 222, 281, 290, 305, 315, 316, 320, 321, 323, 328, 331-- 335, 336, 346, 358, 363, 364, 367, 368, 372,374, 376,379--381. 388--390, 394 Террор--75, 131, 148, 199, 213, 214-- 220, 221, 223, 231, 245, 253, 254, 290, 293, 303, 306, 307, 310, 311, 313, 331. 332, 339, 347, 350, 354, 356, 390--394, 396, --398 -- иррациональный -- 255----263 -- рациональный -- 264--307 Терроризм (террористы) -- 130, 181, 201, 214, 221, 229, 233--309, 353, --394 -- государственный терроризм -- 219, 249, 252, 255--309, --348 -- индивидуальный терроризм--219, 233----254 Тиран -- 16, 108, 120, 175, 177, 178, 208, 213, 244, 261, 330, 333, 337, 375 Тревога -- 7, 13, 35, 45, 49. 50, 71, 75, 77, 84. 97, 248, --295 Убийство--7, 17, 20, 22, 95, 108, 110, 120--126, 142, 143, 148, 149, 151, 153--156, 162, 163, 165, 168, 170, 171, 174, 177, 179, 189, 195, 196, 197, 199, 201, 208, 210, 213, 229, 232, 233, 237, 238, 244, 248, 249, 250, 253, 258, 261, 304. 336--338, 354, 355, .456, --400 -- богоубийство (богоубийца) -- 18, 84, 201, 204, 220, 221----232 -- историческое--341--347, --354 -- нигилистическое--338----341 -- цареубийство--201, 204--206, 219 Утопия -- 21, 22, 270, 280, 281, 289, 293, --394 Ценность -- 12, 15--20. 22, 56, 57, 61, 72, 99, 106, 108, 113, 115, 117, 122, 123, 125, 128, 129, 130, 132--135, 156, 158, 160, 169, 170, 172, 173, 175, 179, 193, 219, 221, 224, 225, 228--231, 233, 235, 236, 237, 241, 243, 244, 246. 250--253, 256, 269, 274, 280, 281, 293, 300, 311--314, 316, 317, 320, 328, 330, 335, 337--343, 345, 348, 349, 353, 360, 364, 365, 366, 370, 376, 354, 386--389, --398 Человекобог -- 13, 18, 21, 83, 163 171, 175, 187, 227, --266 Экзистенция--28, 36, 38, 312, 375 Эпатаж -- 136, 158, 159, --180 УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН Август (Октавиан Август) -- 221 Августин Аврелий (Августин Блаженный) - 5,8, 9, 266,388. 394 Авель - 143, 338 Агамемнон - 387 Адам - --292 Адам Кадмон - 266, 397 Азеф Е. Ф. - 247, 252 Александр II, русский император -- 239, 245,250,396 Александр Север - 221, 394 Александр VI, римский папа - 391 Алэн (Шартье Э.) - 59, 382 Амиэль А. Ф. - 192, 392 Анри Ю. - 246,396 Антигона - 139, 384 Аполлон - 316 Арагон Л. - 188,189,391 Ариадна - --175 Аристотель - 31, 43, 265, 380 Аркесилай ~ 399 Арно А. - 387 Арон Р. - 11 Артемида - 38 7 АртоА. - 192,592 Aeon - 90 Ахилл - --139 Байрон Дж. Н. Г. - 159, 236 Бакунин М. А. - 229, 234, 235, 237 244,279,301,385, 395, 396 Бальзак О. де - 79, 320, 321, 325, 366, --371 БарресМ. - 353 Батай Ж. - 193, 392 Бауэр Б.- 224,230,394 Беккет С. - --401 Белинский В. Г. - 235, 236,239,395 Бентам И. - 131 Бергсон А. - 14, 46,381 Бердяев Н. А. - 272, 399, 400 Бернанден де Сен-Пьер Ж. А. - 213, 326, 394, --401 Бернхем Дж. - 285, 398 Бийо-Варенн Ж. Н. - 217, 394 БикельЛ. - 345,348 Бланки Л. О. - 389 Бланшо М. - 182,597 БлейкВ.-154,155,559 Блок А. А. - --368 Бодлер Ш. - 157, 158, 389, 390 БональдЛ. - 268,597 Бор Н. - 291 БорджиаЦ.-175,597 Бордо А. - 98 Борель (Борель д'0трив П.) - 156, 157, --389 --408 Боссюэ Ж. Б. - 204, 267, 269, --393 Боткин В. П. - --395 Бретон А. - 188-194, 385, --392 Бриллиант Д. - --248 Бриссо Ж. П. - 210, --393 Бронте Э. - --385 Брут - 212,214,216,217,--393 Буало Н. - --397 Будда - 184, --391 Бурже П. - --390 Бухарин Н. И. - --306 Бюхнер Л. - --237 Вагнер К. - --391 Вагнер Р. - --391 ВайанО. -246,--596 Валентин - 143, --388 Валери П. - --379 ВалесЖ. - 316,--400 Ван Гог В.-318, --319 Варле Ж. Ф. - --200 Василид - 143, --388 Ваше Ж. -189, --392 Вей С. -285, 286, --399 Вейдле В. - --238 Великовский С. И. -- 6 Венера- --316 Вергилий М. П. - --389 ВерньоЦ.В.-208,--595 Вильгельм II, германский император 218 Виньи А. де - 140, 155, 159, 268, 366, 387,402 Вио Т. де - 388 Войнаровский (Вноровский Б.) -- 247 250,396 Вольтер (Аруэ Ф. М.) -5, 145,236,552, 383, 388, 389 Вырубов Г. Н. - 395 Вяземский П. А. - --234 Галеви Э. - 293, --599 Галиани Ф. - 44, --381 Галилей Г. - 25, 283, --579 Галлимар М. - --12 Геббельс И. - --262 Гегель Г. В. Ф. - 18, 19, 166, 177, 192, 221-232,234,235,236,239,242,251, 255, 258, 261, 266,267,269,272,274, 277, 278, 282, 294,300,306, 319, 321, 344,--592 ГейзенбергВ. - --291 Гейне Г. - --296 Гелиодор - --401 Гельвеций К. А. - 190, --592 Гельдерлин Ф. - --119 Генрих IV, французский король - 595, --402 Геракл - 579 Гераклит - --349 Геринг Г. - 257,258,260, 262 Герцен А. И. - 236, 238,245,595 Гете И. В. -60, 66, 78, 256 Гиммлер Г. - --262 Гитлер А. - 20, 228, 255-263, 285 Глюк (Глюке) - 259 Гоббс Т. - --206 Гобино Ж. А,де - 324,325, 401 Голль Ш. де - 11 Гомер - 90,557, 401 Горький А. М. - 9 ГоторнН. - 180, 59/ Гофман Э. Т. А. - 382 Гренъе Ж. - 8, 58, 119, 290, 342, 552 Гретюизен Б, - 100 Гуйе А. - 270 Гурвич Г. Д. - --381 Гуссерль Э. - 15, 37, 43, 46-51, 381 Гюго В, - 158, 316,--559 Дамокл - 173 Дамьен Р. Ф. - 204, 595 Данте А. - 5 Дантон Ж. Ж. - 205, 595, 400 Дарассе - --184 Дарвин Ч. - 222, 237, 238, 291 Декарт Р. -5, 124,166 Делакруа Э. - 318,319,329,330 Демокрит-557 Демулен К. - 316, 400 Де Фриз X. - 291 Двингер Э. Э. - 334, 401 Дидро Д. - 590, 595 Дионис- 175,597 Д'0бяньи В. - 214 Достоевский Ф. М. - 6, 8, 9, 12, 13. 16, 37, 79, 81, 83-86, 91, 131, 143, 160, 161, 163, 164, 177, 233, 244, 325, 579, 550, 555, 554 Дубасов Ф. В. - 247, 248, 596 Д'Эпине (Тардье д'Эскавель Л.) - 44, --557 Елизавета, австрийская императрица Елизавета Петровна, российская императрица - 595 Есенин С. А. - --368 Жансон Ф. - 555 ЖарриА.-188,189,592 Жданов А. А. -271 Желябов А. И. - 245, 250 Жермен Л. - 5, 357, 402 Жид А. - б, 5, 85, 374 Жорес Ж.-218, --594 Засулич В. И. - 245 Зевс- 138,305,308,--309 Ибаррури д. _ 385 Ибсен Г. - 37, --557 Иванов И. И. - --244 Иеремия -- --266 Иисус Христос - 21, 83, 112, 132, 142, 143,144,164,166,167,171,177, 179, 184, 186, 203, 210,211,227,230, 250, 266, 278, 282, 319, 555, 557, 555, --590 Иннокентий III, римский папа - --597 Иоанн, апостол - --267 Ипполит Ж. - 227, --594 Иуда Искариот - --555 Ифигения- 141,--557 Казерио - --396 Каин - 138,153,--338 Кайюа Р. - --291 Каландра 3. - 191,--592 Калигула - --75 Калликл - 139,--556 Калло Ж. - 144, --555 Кальдерой де ла Барка П. - --552 Кальтенбруннер В. - --259 Каляев И. П. - 246-252, 310, 338, 341, 353,356 Камю Л. - 7 Кант И. - 20, 36, 78, 210 Каракозов Д. В. - 239, 396 Карл I, французский король -- 204 Карнеад - 599 КарноМ.Ф.С. -246,596 Катон - 212, 234, 595 Каутский К. - 278, 296 Кафка Ф. - 79, 93-100, 579, 554, 597 Кено Р. - 157, 559 Кердеруа - 240 Керенский А. Ф. - 296 Кине Э. - 233,595 Киплинг Дж. Р. - 407 КитсДж.- --371 Климент Александрийский - 282, 595 • Клоотс Анахарсис (Валь-де-Грас Ж.-Б. дю, барон фон Клоотс) - 200, 208, --592 Клоссовский П. - 147, 559 Кожев А. - 228, 594, 399 Коллине М. - 280 Колло Д'Эрбуа Ж. М. - 217, 594 Кондорсе М. Ж. А. Н. - 269, 597 Констан (Констан де Ребек Б. А.) - 321, --407 КонтО.-270, 282, 595 Конфуций - 184,597 Корде Ш. - 250, 594 Корнель П. - 555 Котляровский Н. А. - 236, 595 Кравчинский С. М. - 245 Красе - --203 КревельР. - 189,592 Критий - 554 Кушкин Е. П. - б Кьеркегор С. - 5, 9, 75, 74, 35, 37, 40, 43, 44, 45, 48-51, 96-99, 224, 230, 579---552 Ла Палисс (Шабанн Ж. де) - 25,579 Лабрюйер Ж., де - 550, --597 --409 Лавров П. Л. - 236, 245 Ламарк Ж. Б. - --237 Ларошфуко Ф. де - 5, 290, 380, 399 ЛасайиШ.- 157 Ласенер П.-Ф. - 158, 390 ЛассальФ.-295,297,.?99 Лафайет (Пиош де ла Вернь М. М., графиня де Лафайет) - 324, 333, 401 Лафонтен Ж., де - 397 Ле Пуатван А. - 156, 389 Леваль - 385 Лей Р. - 262 Лейно Р. - 11, 101 Лекуврер А. - 69, 383 Лекье Ж. - 27, 379 Ленин В. И. - 19, 252, 278, 285, 287, 294-299, 302, 396, 399, 400 Лермонтов М. Ю. - 155,156 Лианкур,де - 392 ЛибкнехтК. - 283 Линней К. - 222 ЛиттреЭ. - 320 Лихтенберг Г. К. - 5 Лотреамон (Дюкасс И.) -180-185,233, 318,385, 391, 392 Лойола Игнаций - 43, 307, 381 Локк Дж.---20 Луи-Филипп, французский король - 394 Лука, евангелист - 282 Лукач Д. - 399 Лукиан --379 Лукреций (Тит Лукреций Кар) - 139-- 142,31S, 386, 387 Лурье Р. - 248 Лысенко Т. Д. - 291 Людовик XIV, французский король -- 204,205 Людовик XV, французский король 393 Людовик XVI, французский король -- 78,210,211,213,192 Люксембург Р. - 283 Лютер М. - --236 Майков А. Н. - --384 Макиавелли Н. - 244, --391 Мак-Кинли У. - --246 Малларме С. - --391 Мальро А. - 6, 8, 13, 16, 79, 81, 98, 157, 379, 383, --392 МаннТ. - --16 Марат Ж. П. - 215,^--94 Марк, евангелист - --282 Марк Аврелий - 140, --387 Маркион - 143,--388 Маркс К. - 18-20, 166, 176, 179, 190, 192, 224, 230, 241, 252, 255, 257, 264-294, 296,297,300,301,302, 305, 306, 310, 317, 344, 351, 397---401 Матфей, евангелист - --282 Махно Н. И. - --298 Маяковский В. В. - --368 Мейстер Экхарт (Экхарт И.) - --132 Мелвилл Г. - 79, 86, 155, 180, 325, 368, --374 Мелье Ж. - 145, 388, --389 Меркурий -- --90 Мерло-Понти М. - 19, 381, 399, --400 Местр Ж. М. де - 158,192, 211, 266, 267, 268,312,190 Милош (Любич-Милош О. В., де) - 63, --382 Мильтон Дж. - 155,157 Мишле Ж. - 204, 205, 211, 215, 233, 393 Моисей - 339 Молешотт Я. - --237 Молина Тирсо, де (Тельес Г.) - 62, 382 Мольер (Поклен Ж. Б.) - 68, 69, 335, 367,372,382, 383 Монкеро Ж. - 287 Монтень М. де -- 5 Монтерлан А. де -- 8 Монтескье Ш. Л. - 20, 212, 213, 393 Моцарт В. А. - --363 Муссолини Б. - 20, 255, 256, 258, 259 Мюссе А. де - 389, --391 НавильП,- 191,192 Наполеон I Бонапарт, французский император - 218, 222, 232, 255, 273, 286 Наполеон III, французский император Немезида - --349 Некрасов Н. А. -- --316 Нерон - --257 Нечаев С. Г. - 229, 237, 239, 241-245, 251,252,297,310,195,--190 Николай I, русский император - 234, --239 Ницше Ф. - 5, б, 8, 9, 13, 15, 16, 18, 20, 24, 58, 61, 69, 75, 83, 84, 85, 94, 100, 125, 130,143,166,168-179,193,195, 201, 224, 255, 293,313,316,318, 320, 332, 339, 352, 356, 359, 365, 376, 379-381, 383-386, 390-392, --401 Нодье Ш. - 148, --389 Ньютон И. - --206 НозьерВ.- 189,--192 Огарев Н. П. - 395 Ольсен Р. - 97 0'НеддиФ. - 199 Онан - 153 Орфей - --382 Павел, апостол - 165, 171, 267, 270, 282, --390 Палант - 342 Пан- 335,--401 Парменид - 5, 14, 32, 48, 380 Паскаль Б. - 5, 14, 17, 24, 27, 101, 142, 146,175,235,319,380, 387, 389 Пастернак Б. Л. - 368, 381 Патрокл - 139 Пеги Ш.- 334, 401 Пекер - --269 Пеллутье Ф. - 287, 399 Перегрин- 11,379 Перовская С. Л. - 245, 250 ПерроШ.---197 --410 Пестель П. И. - --234 Петр Великий (Петр I), русский император - 234,316 Петэн А. Ф. - 10 Пиа П. -10. 11, 23, 379 Пиидар - 24, 179 Писарев Д. И. - 233, 237, 238, 241, 316, 395 Платон - 5, 14, 15, 47, 48,139, 316, 339, 386, --390 Плеве В. К. - 246, 248 Плеханов Г. В. - 252, 296 Плотин - 49,50,96, 382 Плутарх - 401 Плутон - 90 Покотилов -- 247 Пол - 386 Поливанов - 250 Поппер К. - --382 Прево (Прево д'Экзиль А. Ф.) -158,159 Прометей - 10, 18, 21, 72, 83, 138, 142, 153, 156, 305, 308, 309, 352, 354, 383. 386 Протей - 69, 382 Прудон П. Ж. - 200, 236, 240, 310, 351, 392, 396 Пруст М. - 8. 37, 75, 79, 97, 323, 325, 326,327,330, 381 Прюдоммо А. - 202 Пугачев Е. И. - 240 Пушкин А. С. - 9, 316, 382 Пьеро делла Франческа - --319 Равальяк Ф. - 204, --393 Равашоль Ф. К. - 246, 253, --396 Разин С. Т. - --240 РайкЛ.-306,--400 Расин Ж. - 363, 383, 387, 397, --402 Раушнииг Г. - 256, 258, --397 Рафаэль (Рафаэль Санти) - 316, --317 Рембо А. - 20, 125, 180, 181,185,187, 188,192,318,365,366,--383 Рембрандт (Рембрандт Харменс ван Рейн) - 317,319 Ренан Ж. Э. - 268 РенеЛ. - 1Q1.384 РигоЖ. - 189,192 Рикардо Д. - 271, 275,277,398 Рильке Р. М. - 391, 402 Робеспьер М. - 213, 216, 217, 393, 394 Ролан (Ролан де ла Платьер Ж. М.) - 60, --382 РозенбергА.-17б,257,197 ру Ж. -210,--393 Руссо Ж. Ж. - 61, 131, 206-210, 212, 215, 218, 221, 224, 316, 381. 382, 386, 393 Рысаков Н. И. - --250 Савинков Б. В. - 247,248,396 С-ад Д. А. Ф., де - 18, 79, 144, 145-154, 158, 162,190,195,197,201, 214, 219, _ 309, 311, 316, 318, 326, 338, 388, 391 Сазонов (Сезонов Е. С.) - 246, 247, 251, Саломе (Лу Андреас-Саломе) - 376, 402 Сартр Ж. П. - 5, 6, 13. 16, 19, 380, 381, 385, 386, 392, 400-402 Светоний Г. Т. - 389 Сезанн П. - 363 Сеианкур Э. П., де - 384 Сен-Жон Перс (Леже А.) - 401 Сен-Жюст Л. А„ де - 205, 207-219, 221, 223,254,316,338,191 СенекаЛ.А. -5 Сен-Симон К. А. - 236, 268 Сент-Эвремон Ш., де - 388 Сервантес М. де - 335 Сергей Александрович, великий князь 246, --248 Сизиф - 21. 24, 90-92, 179, 384 Сирано де Бержерак С. - 388 Смит А. - 275 Сократ - 16, 21, 33, 50, 166, 170, 184, 380, --390 Соловьев B.C. -J, 238 Соломон, царь Иэраильско-Иудейского царства - 382 СорельЖ.-269,287,19<? Софокл -91,384 Спартак - 201-203 Спиноза Б. - --383 Сталин И. В. - 20, 165, 241, 255, 298, 306 Станкевич Н. В. - 235 Стендаль (Бейль А, М.) - 79, 169, 233, 324, 329, 401 Стриндберг Ю. А. - 365 Сцевола - 212,19.? Талейран Ш. М. - --286 Тантал - 322, --401 Тертуллиан К. С. Ф. - 8, 131, 282, --398 Тибоде - --320 Тиллих П. - --22 Тито (Броз Тито И.) - --306 Ткачев П. Н. - 252, 297, --396 Токвиль Ш. А. К., де - 269, --398 Толстой Л. Н. - 20, 171, 316, 325, 335, 367, 372, 390 Толэн А. Л. - 350, 401 Трепов Ф. Ф. - 245 Троцкий Л. Д. - 20, 306, 398 Тургенев И. С. - 237, 390, 395 Тьер Л. А. - 274, 398 ТюргоА.Р.Ж.-269,--197 Уайльд О.- 365,373 Успенский - 244 Уолпол X. - 190, --392 Фабр д'0ливе А. - 266,197 Фейербах Л. - 19, 224, 230, 231, 270, 394, 395, --398 Филипп П, испанский король - 395 Филипп Ж. - 12 Фихте И. Г. - 166,210 Флобер Г. - 331, 389, 395 Флоринский - 250 Фолкнер У. - 12, 325 Фонтенель Б. Л. Б., де - --397 --411 Форд Г. - --284 Фоше К. - 208, --393 Франк Г. - 256, 259, 262,--397 Франко (Франко Баамонде Ф.) -- --228 Франциск Ассизский - 266, --397 Фрасимах - --386 Фрейд 3. -303,304,--402 Фридрих Великий (Фридрих II), король Пруссии - 314,400 Фукье-Тенвиль А. К. - 250, 396 ФурьеШ.-236, 280 Фюме С. - --320 Хайдеггер М. - 13. 35, 36, 379-381 Херш Ж. - 381 Хилон - 380 ХугА.- --160 Цезарь Г. Ю. - 309, 310 Чатгертон Т. - --402 Шамфор С. Р. Н. - 197, 392 Шар Р.- 194,353,^5,^92 Шатобриан Ф. Р., де - 400 Швейцер - --247 Шекспир У. - 42, 68, 316, 317, 335, 381 Шелер М. - 35, 130, 131, 132, 380. 386 Шелли П. Б.- 159, 329 Шеллинг Ф. В. - 234,392 Шенье А. М., де - --400 Шестов Л. - 8, 9, 14, 35, 36, 37, 40-43, 98, 99,379, --380 Шлецер Б. фон -- --85 Шмидт П. П. - --250 Шопенгауэр А. - 14, 20, 27, --395 Шпеер А. - --262 Шпенглер О. - --384 Штирнер Макс (Шмидт К.) - 18, 19, 143, 166-168,179, 201,223, 236,310, 388 Штраус Д. - 224, 230, --394 Эвридика-53,^2 Эгина - --90 Эдип-91,95,139,--04 Эйзенштейн С. М. - --368 Эйнштейн А. - --291 Элюар П. - 191,^--92 Эмерсон Р. У. - 364, --376 Эмпедокл - 5. 175, --381 Энгельс Ф. - 264, 291, 292, 296, 297, 298, 300, 301, 351, 397-399, 401 Эпиктет - 140,--387 Эпикур - 5, 139, 140,141,386, 387 Эразм Роттердамский, Дезитерий (Герхардс Г.) - 5 Эсхил- 9. 13S,383, --386 Юнгер Э. - 256-258, 396, 397 Юпитер - 90 Юрфе О., д' - --407 ЯкобиФ.Г. - 210 Янсений К. - --387 Ясперс К. - 6, 8, 9, 14. 28,35,36,40,41, 265, 266, 343, 379---381 АЛЬБЕР КАМЮ БУНТУЮЩИЙ ЧБЛОВЕК Философия. Политика. Искусство Заведующий редакцией В И Кураев Редактор Д М Носов Младший редактор О П Of-unoea Художник Л Н Морозова Х\дожественныи редактор А Я Г гадышев Технический редактор И А Золотарева ИБ No 8--551 Сдано в набор 240490 Подписано в печать 250990 Формат 60X90'/i6 Бумага книжно журнальная офсетная Гарнитура "Литературная" Печать офсетная Уел печ л 26 Уел кр отт 27 25 Уч изд i 2949 Тираж 200 тыс экэ Заказ No 816 Цена 5 р 80 к Политиздат 125811 ГСП Москва А 47 Миусская m 7 Ордена Ленина типография "Красный пролетарий" 103473 Москва И 473 Краснопролетарская 1 б