тав одним из ведущих поэтов хайкай в Эдо. Рета был одним из самых популярных поэтов в свою эпоху, превосходя известностью даже Бусона. Роцу (Сайбэ? Роцу, 1649-1738). Поэт школы Басе. О его ранних годах почти ничего неизвестно, считается, что он родился в семье синтоистского служителя, в юности служил в разных монастырях, а в 1674 году стал бродячим монахом, живущим на подаяние. В 1683 году путешествовал по провинции Тикудзэн (о. Кюсю), вернувшись, обосновался в провинции Идзу. В 1684 году бродил по окрестностям Киото, где встретился с Басе и стал его учеником. В 1688 году переехал в Эдо и поселился неподалеку от Банановой хижины Басе. В последующие годы тоже много путешествовал. Скончался в глубокой старости. Его поэтический стиль отличается простотой и приземленностью образов. Сагами (даты рождения и смерти не установлены, предполагается, что родилась в конце X века). Одна из выдающихся поэтесс первой половины XI века. Входит в число "тридцати шести бессмертных поэтов" Средневековья. Настоящее имя неизвестно, Сагами - прозвище, данное поэтессе потому, что ее муж был наместником провинции Сагами. О ее жизни известно немного: в юности она прислуживала супруге императора Сандзе (976-1017, годы правл. 1011-1016), после смерти императрицы вышла замуж за Оэ Кинъери и в 1020 году уехала с ним в Сагами. Вернувшись в столицу через несколько лет, она прислуживала при дворе, участвовала в поэтических состязаниях, общалась с Ноином и другими ведущими поэтами того времени. Оставила домашнюю антологию "Сагамисю", ее пятистишия входят во все крупные антологии, начиная с "Госюисю". Сайге (настоящее имя - Сато Норикие, 1118-1190). Один из лучших поэтов XII века. Происходил из знатного воинского рода. Биография Сайге окружена множеством легенд, и трудно отличить реальные события его жизни от вымышленных. Известно, что он родился и жил в столице Хэйан (совр. Киото), получил прекрасное образование, служил при дворе, но в 1140 году оставил службу, семью и постригся в монахи. Пятьдесят лет своей жизни провел в скитаниях по разным монастырям и скончался в пути. Все это время писал стихи и посылал их в столицу своим друзьям, среди которых был известный поэт и теоретик поэтического искусства Фудзивара Тосинари. После Сайге осталась домашняя антология "Санкасю" ("Горная хижина", см. перевод на русский язык В. Марковой, М., 1979). Его стихи входят во все ведущие антологии, начиная с "Синкокинвакасю" (куда включено 94 его пятистишия). Сайге был смелым новатором в поэзии, он расширил круг установленных антологией "Кокинвакасю" поэтических тем, обновил поэтический словарь, его творчество оказало большое влияние на последующую поэзию, причем не только на поэзию бака, но и на поэзию хайкай. Саканоэ Корэнори (годы рождения и смерти не установлены, жил в конце IX - начале X века). Входит в число "тридцати шести бессмертных поэтов" Средневековья. Происходил из старинного военного рода, но ко времени Корэнори мужчины из его семейства стали служить в Ведомстве Дворцовых служб (Накацукаса), занимая там секретарские посты. При императоре Уда (867-931, годы правл. 887-897) участвовал во многих проводимых во дворце поэтических состязаниях наравне с такими поэтами, как Ки-но Цураюки, Осикоти Мицунэ, Мибу Тадаминэ. Его стихи входят во все ведущие антологии, начиная с "Кокинвакасю". Сохранилась и его домашняя антология "Корэнори-сю". По поэтической манере близок Цураюки. Сакаи Хитодзанэ (?-917). Поэт конца IX - начала X века. О его жизни не сохранилось почти никаких сведений. Известно, что в 899 году он служил в провинции Бидзэн, а в 914-м был назначен наместником провинции Тоса. Сампу (Сугияма Сампу, 1647-1732). Поэт школы Басе. Родился в Эдо в семье придворного поставщика рыбы. Отец его тоже был большим любителем поэзии хайкай. В юности Сампу занимался буддийской философией дзэн, учился чайной церемонии, живописи. В поэзии сначала был близок школе Данрин, но в 1672 году встретился с Басе и стал одним из самых близких и преданных ему учеников, хотя в поэтической активности уступал Кикаку и Рансэцу. В его поэзии воплотился дух каруми ("легкость"), принципа, который стал основополагающим для позднего периода творчества Басе. Сано Отогими (или Сану Тигами, VIII век). О ее жизни почти ничего неизвестно. Возможно, она служила в святилище богини Аматэрасу в Исэ, а может быть, была придворной дамой. Ее любовная переписка с Накатоми Якамори считается образцом любовной лирики "Манъесю" (см. Накатоми Якамори). Секуси-найсинно (возможен вариант прочтения Сикиси-найсинно, 1151-1201). Одна из ведущих поэтесс второй половины XII века. Дочь императора и поэта Госиракава. Ее старшим братом был император Нидзе (1143-1165, годы правл. 1158-1165), младшим - император Такакура (1161-1181, годы правл. 1168-1180). Принадлежа к императорскому семейству, она оказалась в самом центре политической жизни того времени, которая была весьма нестабильной. Это был период постоянных дворцовых интриг, смут и раздоров, связанных с ослаблением могущества рода Фудзивара, до того времени игравшего главную роль в политической жизни страны, и укреплением провинциальной аристократии, которая стремилась к власти. Ее родственники один за другим становились жертвами заговоров и мятежей. С восьми и до восемнадцати лет Секуси-найсинно была жрицей синтоистского святилища Камо, а потому юность ее прошла в уединении, вдали от жизни двора. В 1169 году из-за болезни она оставила святилище и переехала в столицу. С ранних лет она писала стихи, а когда вернулась в столицу, ее наставником в поэзии стал сам Фудзивара Тосинари. В 1192 году, после смерти отца, она приняла монашеский постриг. Секуси-найсинно оставила домашнюю антологию "Секусинайсинно-сю", ее стихи есть почти во всех ведущих антологиях, начиная с антологии "Синкокинвакасю" (куда включено 49 ее пятистиший). Интересно, что она, всю свою жизнь прожившая в затворничестве, почти не общавшаяся с мужчинами, оставила много прекрасных любовных стихов, по страстности сопоставимых разве что со стихами Идзуми Сикибу. Сетэцу (1381-1459). Известный поэт и теоретик поэзии. Сетэцу - его монашеское имя, подлинное имя неизвестно. С 10 лет начал сочинять бака. Его наставником в поэзии был известный в то время поэт Имакава Ресюн(1326-1414). Очевидно под его влиянием, Сетэцу принял в 1414 году постриг, после чего некоторое время служил в храме Тофукудзи. Много путешествовал, результатом его путешествия в провинции Мино и Овари в 1418 году стали записки "Нагусамэгуса". Имел много учеников, оказал большое влияние на поэзию своего времени. Считал себя преемником поэтического стиля поэтов "Синкокинвакасю", и прежде всего Фудзивара Садаиэ, оставил более четырех тысяч танка, множество работ, посвященных памятникам классической японской литературы, трактат о поэтическом искусстве "Сетэпу-моногатари" (1430). Сехаку (1443-1527). Также известен под именем Ботангэ ("Цвет пиона"). Сын придворного аристократа. Человек высокой культуры, совмещал жизнь аристократа-аскета и поэта-отшельника. В двадцать лет совершил свое первое путешествие по местам, прославленным в классической поэзии, и в то же время получил высокий придворный ранг. В период войн Онин (1467-1477) удалился в отшельническую хижину в провинции Сэтцу (ныне часть преф. Хего), но не прекращал путешествий. В 1511 году постригся в буддийские монахи, а в 1518-м Переселился в портовый город Сакаи. В 1475 году был посвящен Соги в свод тайных знаний об антологии "Кокинвакасю". Участвовал вместе с Соги и другими в составлении антологии рэнга "Синсэн Цукуба сю" ("Новое собрание Цукуба", 1495). Составил несколько трактатов и комментариев, посвященных как рэнга, так и вака. Его личный поэтический сборник "Сюммумо" ("Весенний сон трав") состоит из двух частей, включающих строфы рэнга и более двух тысяч танка. Сико (Кагами, 1665-1731). Один из лучших поэтов школы Басе. Родом из провинции Мино, в малолетстве лишился родителей и стал служкой при буддийском монастыре. В 19 лет ушел из монастыря и вернулся к мирской жизни. Жил то в Исэ, то в Киото, но в 1690 году стал учеником Басе и через год уехал с ним в Эдо. Скоро в сборниках школы Басе стали появляться и его трехстишия. Принимал активное участие в деятельности школы Басе. После смерти Басе вместе с некоторыми другими учениками занимался приведением в порядок и изданием наследия своего учителя. Был профессиональным учителем хайкай, считался главой школы Басе в провинции Мино. Много путешествовал по стране, пропагандируя взгляды своей школы. Его эссе о поэтическом мастерстве были чрезвычайно популярны в Японии того времени. Хокку Сико типичны для периода превращения хайкай в массовое искусство. Его многочисленные теоретические работы в основном представляют собой популяризацию принципов Басе. Соги (1421-1502). Место рождения неизвестно. По-видимому, низкого происхождения. По одной из версий - сын исполнителя гигаку (старинный драматический танец в масках). Рано получил буддийский сан в храме Секокудзи (Киото), относящемся к дзэнской секте Риндзай. Начал изучать рэнга в тридцатилетнем возрасте под руководством Содзэй (ус. 1455), также брал уроки у Синкэй (1406-1475), ведущего мастера рэнга того времени. Много путешествовал, пользуясь гостеприимством провинциальной знати. Написал трактаты "Теокубуми" (1466) и "Адзума мондо" ("Беседы в Адзума", 1470), посвященные технике рэнга, и путевой дневник "Сиракава кико" (1468). В 1471 году от престарелого поэта То-но Цунэери (1401-1484) получил свод тайных знаний об антологии "Кокинвакасю". В 1473 году в северо-восточной части Киото построил себе отшельническую хижину. К этому времени слава Соги как поэта и знатока классической литературы сделала его популярной фигурой среди придворной знати. В 1474 году составил личную поэтическую антологию "Васурэгуса" ("Трава-забвение"). Руководил составлением антологии рэнга "Синсэн Цукуба сю" ("Новое собрание Цукуба", 1495), чрезвычайно важной для последующего развития рэнга. Умер во время путешествия в провинцию Суруга. Сонэ Пситада (годы рождения и смерти не установлены, существует предположение, что он родился около 930 года и прожил семьдесят с небольшим лет). Поэт конца X века. Биографических данных о нем почти не сохранилось. Известно, что в 960 или 961 году он создал цикл из ста пятистиший, а лет через десять им был составлен сборник "Майгэцусю" ("Месяц за месяцем"), где 360 пятистиший были соединены в весьма своеобразные для того времени циклы. Сохранилась его домашняя антология "Сотансю". Сонэ Пситада был чиновником сравнительно низкого ранга и поэтому был несколько пренебрегаем при дворе. Однако сохранились свидетельства, что он общался со многими известными поэтами своего времени - Минамото Ситагау, Минамото Сигэюки и др. - и оказывал на них большое влияние. Сонэ Пситада стремился к расширению поэтического словаря, отчасти за счет возрождения поэтического словаря "Манъесю", отчасти за счет использования слов, которыми обычно пренебрегали придворные поэты (провинциализмов и т. п.). Сосэй (мирское имя - Псиминэ Харутоси, ?-909). Один из лучших поэтов IX века, входит в число "тридцати шести бессмертных поэтов" Средневековья. Сын поэта Хэндзе. После смерти отца в 890 году принял постриг, унаследовав храм Урин-ин (храм секты Тэндай, к северу от Киото, один из филиалов основанного Хэндзе храма Гангедзи). Участвовал в проводимых при дворе поэтических состязаниях, был признан одним из лучших поэтов своего времени. Позже переехал в Исоноками, в монастырь Реинъин. В 998 году принимал участие в поездке императора Уды к водопаду в Псино. Был прекрасным каллиграфом и часто приглашался для того, чтобы украсить поэтическими надписями ширмы. От него осталась домашняя антология "Сосэйсю". Его стихи входят во многие антологии, начиная с "Кокинвакасю". Соте (1448-1532). Родился в провинции Суруга (ныне часть преф. Сидзуока). Младший сын кузнеца. В юности поступил на службу к местному военачальнику. В 17 лет постригся в монахи, учился у Иккю (13941481), мастера дзэн в монастыре Дайтоку секты Риндзай в Киото. В 1446 году встретил Соги на турнире по сочинению рэнга и стал его верным учеником, сопровождал учителя в путешествиях. Во время войн Онин (1467-1477) удалился в родную провинцию, где построил себе отшельническую хижину. В 1501 году навестил больного Соги, в следующем году сопровождал его в последнем путешествии и присутствовал при его смерти. В 1504 году женился, имел сына и дочь. Участвовал вместе с Соги в составлении антологии рэнга "Синсэн Цукуба сю" ("Новое собрание Цукуба", 1495). Личные поэтические сборники включают "Кабэ- куса" ("Травы на стене", 1512), "Натигомори" ("Затворничество в Нати", 1517) и "Ои-но мими" ("Уши старика", 1526). Составил несколько трактатов по технике рэнга и путевых дневников, из которых самый известный "Соги сюэнки" ("Последние дни Соги", 1502) описывает последнее путешествие и смерть Соги. Сугавара Митидзанэ (845-903). Выдающийся ученый и поэт. Сын знаменитого ученого Сугавара Корэеси. В детстве получил прекрасное образование, с десяти лет начал писать стихи на китайском языке. В 18 лет получил ученую степень "мондзесе" и своей эрудицией сумел снискать необычайную благосклонность императора Уда (867-931, годы правл. 887-897), а затем и императора Дайго (885-930, годы правл. 897-923). Пользовался непререкаемым авторитетом как сочинитель стихов на китайском языке. Занимал высокие посты при дворе, но в 901 году, оклеветанный Фудзивара Токихира (семейство Фудзивара боролось за влияние на императорское семейство с другими крупными родами, среди которых был и род Сугавара), долгие годы прожил в изгнании на Кюсю, где и скончался. Там, на Кюсю, написано большинство его пятистиший (правда, некоторые японские исследователи считают, что почти все пятистишия, приписываемые Сугавара Митидзанэ, на самом деле написаны другими авторами, просто воспользовавшимися его именем). В настоящее время известно 57 пятистиший Сугавара Митидзанэ. После смерти Сугавара Митидзанэ был обожествлен, стал богом-покровителем искусств (Тэмман-тэндзин). Во многих храмах Японии (тэммангу) отправляется культ Сугавара Митидзанэ. Автор-составитель поэтических сборников "Канкэбунсо" ("Сочинения рода Сугавара"), "Канкэкосо" ("Последующие сочинения рода Сугавара"), "Синсэн Манъесю" ("Манъесю в новом составе"), а также исторических работ "Нихон сандай дзицуроку" ("Подлинные записи истории Японии трех поколений") и др. Сугано Такае (годы рождения и смерти не установлены). Поэт IX века. Сын известного сочинителя китайских стихов Сугано Мамити. По некоторым сведениям, в 820 году был назначен наместником провинции Суо (восточная часть совр. преф. Ямагути). Тайги (Тан Тайги, 1709-1771). Один из лучших поэтов XVIII века, ратовавших за возрождение стиля Басе в хайкай. Родом из Эдо. Начал заниматься поэзией примерно с 1736 года. Сначала принадлежал к школе Суйкоку (скончался в 1734 году), потом к школе Киицу (1695-1762), возможно, уже в эти годы был знаком и с Бусоном. К 1750 году Тайги был признанным профессиональным поэтом в Эдо. В начале пятидесятых годов много путешествовал по разным провинциям. Часто бывал в Киото, где сблизился с поэтами круга Бусона и вместе с ними принимал активное участие в движение за возрождение поэзии "хайкай". Тайра Садафун (назывался также Хэйтю, ?-923). Входит в число "тридцати шести бессмертных поэтов" Средневековья. Сын поэта Тайра Псикадзэ. С 891 года занимал разные посты при дворе. Будучи дальним родственником матери императора Уда (867-931, годы правл. 887-897), государыни Ханси, пользовался ее особым покровительством. В двадцатилетнем возрасте из-за навета Фудзивяра Токихира (между семействами Фудзивара и Тайра издавна существовала вражда) был отстранен от придворной слркбы, но вскоре прощен благодаря заступничеству Ханси. Был в дружеских отношениях с составителями антологии "Кокинвакасю" - Ки-но Цураюки, Осикоти Мицунэ и др. Был известным донжуаном, благодаря чему стал героем лирической повести "Хэйтю-моногатари" (ок. 960), где 98 его пятистиший и 1 тека. Его любовные похождения являются темой не только многих средневековых новелл, но и произведений современных писателей: Акутагава Рюноскэ сделал его героем одной из своих новелл ("Косеку"), он же является одним из основных персонажей повести Танидзаки Дзюнъитиро "Сигэмото-но хаха" ("Мать Сигэмото", см. перевод на русский язык в книге: Танидзаки Дзиньютиро. Мать Сигэмото. М. 1984). Тайра Садафун не только часто участвовал в придворных поэтических состязаниях, но и сам проводил их в своем доме. Прекрасно владел поэтической техникой, особое внимание уделяя звучанию стиха. Его стихи входят во многие поэтические антологии, начиная с "Кокинвакасю". Тайро (Псивакэ Тайро, 1730?-1778). Поэт школы Бусона. Родился в провинции Ава в самурайской семье. Был на службе у рода Токусима, но по неизвестным причинам оставил службу. В 1766 году приехав в Киото, начал заниматься поэзией хайкай. В 1770 году примкнул к школе Бусона. Вместе с другими учениками участвовал в сборнике "Акэгарасу" ("Рассветный крик вороны", 1773). Впоследствии принял постриг и переехал в Осаку, где создал свою школу. Пять лет, проведенных поэтом в Осаке, были самыми благополучными в его жизни. Однако позже из-за разногласий с учениками он вынужден был переехать в провинцию Хего, надеясь на поддержку местных поэтов, но в следующем году заболел и вернулся в Киото, где вскоре скончался. Его поэтический стиль во многом сформировался под влиянием Бусона, который очень ценил Тайро, считая его одним из лучших своих учеников, о чем он писал в предисловии к посмертному сборнику Тайро "Роинкусюсэн" ("Строфы, собранные Ройном", 1779). (Роин - один из псевдонимов Тайро.) Такэти Курохито (даты рождения и смерти не установлены, жил в конце VII - начале VIII века. Один из поэтов "Манъесю", старший современник Хитомаро. О его жизни никаких сведений не сохранилось. Известно лишь, что он занимал какие-то посты при дворе императрицы Дзито (685-702, годы правл. 690-697) и императора Момму (683-707, годы правл. 697-707). Много путешествовал, сопровождая высочайших особ при выездах. Почти все его песни посвящены странствованиям. Сохранились 18 его пятистиший, воспевающих красоту природы. Татибана Акэми (настоящее имя - Сегэн Госабуро, 1812-1868). Сын богатого торговца бумагой из провинции Этидзэн, в тридцатитрехлетнем возрасте принял фамилию Татибана в честь своего предка Татибана Мороз. Рано потерял обоих родителей, и, решив стать монахом, поступил в услужение в монастырь секты Нитирэн, где получил прекрасное образование, ставшее стимулом для дальнейших занятий литературой. Вернувшись домой, когда ему было около двадцати, он продолжил дело отца, женился, но через несколько лет передал все дела сводному брату, чтобы иметь возможность совершенствоваться в поэзии и науках. В 1844 году Акэми стал учеником Танака Охидэ (1777-1847), известного ученого, сторонника "отечественной науки" (кокугаку), в прошлом ученика Мотоори Норинага (1730-1801). В 1846 году Акэми, окончательно передав брату все имущество семьи, построил себе в горах, неподалеку от дома, хижину и удалился туда, чтобы в уединении сочинять стихи и изучать древние памятники японской литературы. В 1861 году Акэми совершил паломничество в святилище Исэ и одновременно посетил могилу Мотоори Норинага. В том же году он посетил Киото, где познакомился со многими поэтами. Популярность поэзии Акэми росла, и в 1865 году его хижину (в то время он жил в городе Михаси, в доме, который называл "Соломенная хижина") посетил дайме провинции Эгидзэн, а двумя годами позже поэту было назначено денежное содержание. Акэми был ревностным сторонником реставрации императорской власти, но не дожил десяти дней до провозглашения эры Мэйдзи. Пятистишия Акэми, собранные в сборник "Синобуноякасю", были изданы его сыном в 1878 году. Искренность и простота стихов Акэми отражают влияние "Манъесю", древней японской антологии, которую он изучал на протяжении всей своей жизни. Таясу Мунэтакэ (настоящее имя - Токугава Седзиро, 1715-1771). Поэт и ученый, представитель "отечественной школы" (кокугаку). Второй сын сегуна Токугава Псимунэ, с детства проявлял особые способности в воинском искусстве и литературе. С 12 лет изучал китайскую философию, но потом увлекся японской классикой. Его наставниками были такие знаменитые деятели "отечественной школы" (кокугаку), как Када Аримаро (1706-1751) и Камо Мабути (см. Комо Млбути). Особенное внимание Мунэтакэ уделял изучению антологии "Манъесю", которая, естественно, оказала большое влияние и на его собственное творчество. Известен сборник Мунэтакэ "Аморигото" ("Речения, ниспосланнные небом"), очевидно изданный после смерти поэта его приближенными. Признанием современников пользовались также многочисленные теоретические труды Мунэтакэ, посвященные исследованию древних памятников японской словесности. Тие (Тие из Ката, 1703-1775). Поэтесса XVIII века. О ее жизни известно немного. Родилась она в провинции Ката, одиннадцатилетней девочкой прислуживала в доме местного учителя хайкай, который научил ее сочинять стихи. В 16-17 лет она была уже признанной поэтессой. Предполагается, что в 18 лет она вышла замуж и родила сына, но в двадцать пять лет осталась вдовой, а вскоре потеряла и ребенка. В 1753 году, уже будучи поэтессой, широко известной по всей Японии, Тие приняла монашеский постриг и с того времени до самой смерти скиталась по монастырям. Ее трехстишия, многие из которых почти сразу же стали популярными по всей стране, отличаются удивительной простотой, конкретностью образов и искренностью. Фудзивара Псикадзэ (годы рождения и смерти не установлены, жил в конце IX - начале X века). О его жизни почти никаких сведений не сохранилось. Занимал разные посты при дворе. Известно, что в 898 году он получил звание младшего начальника Императорской охраны, а в 911 году был назначен помощником наместника провинции Дэва. Фудзивара Псицунэ (1169-1206). Поэт и каллиграф. Сын выдающегося политика, поэта и ученого Кудзе Канэдзанэ (1149-1207). Младшая сестра Псицунэ была супругой императора Готоба (см. Готова), известный поэт и монах Дзиэн (см. Дзмэн) приходился ему дядей. Псицунэ получил прекрасное образование, с детства сочинял стихи, изучал китайскую философию и литературу, достиг большого совершенства в каллиграфии. С 11 лет начал прислуживать при дворе, постепенно повышаясь в ранге и звании. Пользуясь благосклонностью императора Готоба, Псицунэ был инициатором многих поэтических состязаний, в которых участвовал и сам наравне с самыми знаменитыми поэтами своего времени. В 20 лет он уже был вельможей второго ранга. В 1195 году Псицунэ назначили министром двора, но в результате интриг давнего недруга семьи Кудзе Минамото Мититика, сумевшего добиться приоритета в своем влиянии на императора Готоба (он пристроил императору в наложницы свою приемную дочь, и она родила мальчика, в результате чего влияние семейства Минамото на императорское семейство, естественно, возросло), родственники Псицунэ утратили былую власть (отец Псицунэ потерял звание канцлера, сестра его была вынуждена покинуть женские покои дворца, Дзиэн лишился своего руководящего положения в секте Тэндай, а сам Псицунэ был отстранен от двора и уединился в своем поместье). Только через четыре года, в 1199 году, семейству Кудзе удалось вернуть свое прежнее положение при дворе и Псицунэ был восстановлен в правах: вернув ему придворное звание и ранг, его назначили Левым министром. В 1202 году Минамото Мититика внезапно скончался, после чего положение Псицунэ и его родственников при дворе императора Готоба было окончательно упрочено. Псицунэ получил первый придворный ранг и звания канцлера и Первого министра. Однако очень скоро, в самом расцвете сил, он неожиданно скончался. Существует даже версия, согласно которой он был злодейски убит. Псицунэ не только сам был прекрасным поэтом, но и принимал активное участие в поэтической деятельности при дворе императора Готоба. Его роль в обновлении поэзии чрезвычайно велика: хотя непосредственно он не принадлежал к числу составителей "Синкокинвакасю", но всегда оказывал им покровительство, будучи посредником между Фудзивара Садаиэ (см. Фудзивара Садаиэ) и императором Готоба (см. Готова). После него осталось около 320 пятистиший, разбросанных по разным антологиям, начиная с "Сэндзайвакасю" (1187). Кроме этого, существует две его домашние антологии, главной из которых является "Акисиногэцусэйсю". Сохранились и его китайские стихи, а также часть написанного им дневника - " Дэнки". Псицунэ создал свой стиль каллиграфического искусства, который называется "Гокегокурю". Фудзивара Иэтака (1158-1237). Один из самых знаменитых поэтов своего времени. Родился в семье советника Фудзивара Мицутака, принадлежащей к северной ветви рода Фудзивара. С восемнадцати лет начал служить при дворе, занимал довольно высокие посты. Семья Иэтака славилась своими литературными традициями, и он с раннего детства приобщился к поэзии. Поэтический стиль его, как и многих его современников, формировался под влиянием работ Фудзивара Тосинари (см. Фудзивара Тосинари), дружеские отношения связывали его с Фудзивара Садаиэ (см. Фудзивара Садаиэ), Фудзивара Мотоиэ, Минамото Иэнага и другими выдающимися поэтами того времени. Он активно участвовал в поэтических состязаниях, был одним из составителей антологии "Синкокинвакасю". Его и Фудзивара Садаиэ называют двумя столпами антологии "Синкокинвакасю", но если поэзия Садаиэ поражает прежде всего технической изощренностью, то произведения Иэтака привлекают простотой и искренностью. В конце жизни Иэтака принял постриг и провел несколько лет в храме Тэннодзи (на территории совр. Осаки), но до самой смерти не переставал писать стихи. После него осталась домашняя антология "Минисю", его стихи есть во всех основных антологиях, начиная с "Сэндзайвакасю" (1187). Фудзивара Корэмото (годы рождения и смерти не установлены). Поэт IX века. Никаких сведений о его жизни не сохранилось. Фудзивара Окикадзэ (годы рождения и смерти не установлены, жил в конце IX - начале X века). Один из "тридцати шести бессмертных поэтов" Средневековья. О его жизни мало что известно. Он был сыном наместника Сагами Фудзивара Митинари и правнуком поэта Фудзивара Хаманари (724-790). Занимал не очень высокие посты при дворе. Участвовал во многих поэтических состязаниях вместе с Ки-но Цураюки, Осикоти Мицунэ и другими поэтами. Считался прекрасным музыкантом. Особым авторитетом пользовался при императоре Уда (867-931, годы правл. 887-897). Сохранилась его домашняя антология "Окикадзэсю". Около сорока его пятистиший вошли в ведущие антологии, начиная с " Кокинвакасю". Фудзивара Садаиэ (Тэйка, 1162-1241). Поэт и теоретик поэтического искусства. Одна из самых влиятельных и ярких фигур не только в поэзии своего времени, но и вообще в истории японской литературы. Происходит из рода, известного своими поэтическими традициями: и прадед и дед его были поэтами. Отцом Садаиэ был Фудзивара Тосинари, ведущий поэт и теоретик поэтического искусства того времени (см. Фудзивара Тосинари). Мать Садаиэ тоже была неплохой поэтессой, поэтому он приобщился к поэзии довольно рано. Его юношеские стихи были включены отцом в разные антологии того времени и получили довольно высокую оценку современников. С детства Садаиэ прислуживал при дворе, постепенно повышаясь в ранге и звании. Принимал активное участие в поэтической деятельности двора, участвовал в поэтических состязаниях, в составлении поэтических сборников. Император (с 1198 года экс-император) Готоба (1180-1239, годы правл. 1183-1198) выказывал Садаиэ особенную благосклонность и, ценя его поэтические заслуги, назначил одним из членов учрежденной им в 1201 году Поэтической Палаты, которая должна была руководить составлением императорских антологий, первой из которых стала антология "Синкокинвакасю", в работе над составлением которой Садаиэ принимал активное участие. В последующие годы он вместе с Фудзивара Иэтака (см. Фудзивара Иэпшка) принимал участие в подготовке и проведении всех поэтических состязаний, инициатором которых был экс-император Готоба. Только после смерти Тосинари в 1204 году и после смерти Псицунэ (см. Фудзивара Псицунэ) в 1206 году отношения между Садаиэ и Готоба ухудшились, между ними все чаще возникали разногласия, вызванные несхожестью их поэтических вкусов. К пятидесяти годам, имея за плечами большой опыт поэтической деятельности, Садаиэ стал уделять больше внимания теоретическим вопросам. В своих работах он развивал понятие югэн ("затаенная красота"), выдвинутое его отцом, разрабатывал также категории есэй (или едзе) ("послечувствование") и усин ("присутствие души"), много внимания уделял принципу хонкадори ("вслед за основной песней"). Одним из основных трактатов Садаиэ о поэтическом искусстве является "Киндайюка" ("Лучшие стихи нынешнего века", 1221). Известен также трактат "Майгэцусе" (собрание "Месяц за месяцем", 1219). К середине 20-х годов он почти перестал сочинять стихи сам, все свое время посвящая критике и изучению классических памятников японской словесности. В эти годы под его руководством (и при его непосредственном участии) были переписаны многие памятники классической литературы, в том числе роман "Гэндзи-монагатари", рукопись которого, переписанная в доме Садаиэ, считается не только ценнейшим образцом каллиграфического искусства, но и одной из самых достоверных версий романа. К семидесяти годам Садаиэ стал вельможей Второго ранга, но в 1233 году принял постриг и, отойдя от дел, оставшиеся годы жизни провел в уединении. В настоящее время известно более 4 тысяч его пятистиший, множество теоретических работ, дневник "Мэйгэцуки"("Записки светлой луны", 1180-1235), комментарии ко многим памятникам японской словесности. Его поэтический стиль отличается техническим совершенством и изощренностью, хотя и современники, и многие поэты последующих поколений порицали его за отсутствие простоты и искренности. Особой популярностью пользовалась ею любовная лирика. Фудзивара Тадаюки (?-906). О его жизни почти никаких сведений не сохранилось. Известно, что он был сыном наместника провинции Оми Фудзивара Арисада. С 899 года занимал различные должности при дворе. В 906 году был назначен наместником провинции Вакаса, но вскоре скончался. Фудзивара Тосинари (Сюндзэй, 1114-1204). Один из ведущих поэтов XII века и один из наиболее влиятельных теоретиков поэтического искусства. Его семья принадлежала к северной ветви рода Фудзивара, славной своими поэтическими традициями. Его отцом был известный поэт Фудзивара Тоситада (1073-1123). Женившись на дочери видного поэта того времени Фудзивара Тамэтзда (?-1136), он сблизился с его тремя сыновьями, позже ставшими известными поэтами-монахами Дзякунэном, Дзякудзэном и Дзякуэцу, и через них познакомился с начинающим поэтом Сайге, к тому времени еще не успевшим принять постриг. Аружеские отношения с этими четырьмя поэтами Тосинари сохранил до конца своих дней. Сам он стал монахом только в глубокой старости, но идея зыбкости и тщетности бытия, подчинившая к тому времени жизнь придворной аристократии и наложившая особый отпечаток на литературу и искусство того времени, естественно, оказала большое влияние на формирование его мировоззрения. В 25 лет Тосинари начал изучать вака под руководством поэта Фудзивара Мототоси (?-1142). Одновременно он продвигался по службе, получая новые чины и звания. Был наместником провинций Кага, Микава, Танго. В те годы правил император Сутоку (1119-1164, годы, правл. 1123-1141), особенно благоволивший поэтам и часто устраивавший во дворце поэтические состязания. Положение Тосинари как ведущего придворного поэта особенно упрочилось к сорока годам, когда Сутоку (к тому времени ставший уже экс-императором) включил его в число авторов антологии "Куанрокунэнмихякусю" ("Сто стихотворений шестого года эпохи Куан", 1150). Поэзия Тосинари, проникнутая затаенной печалью и острым ощущением бренности бытия, оказала большое влияние на творчество поэтов следующего поколения, на формирование нового поэтического стиля, достигшего совершенства в антологиях "Сэндзайвакасю"(1187) и "Синкокинвакасю" (1205). Именно Тосинари ввел в поэтический обиход понятие югэн ("затаенная красота"), которое позже нашло дальнейшее развитие в работах его сына Садаиэ. После мятежа годов Хогэн (1156), в результате которого экс-император Сутоку был сослан в провинцию Сануки, Тосинари на время перестал играть главную роль среди придворных поэтов, их главой стал Фудзивара Киесукэ (1104-1177), а вокруг Тосинари объединились поэты, отстраненные или удалившиеся по собственной воле от придворной жизни. В те годы он приступил к работе над составлением своей первой антологии, которая в первоначальном виде не сохранилась, но позже стала составной частью антологии "Сэндзайвакасю". В 63 года Тосинари, тяжело заболев, принял постриг, но уже через год, совершенно оправившись от болезни, вступил в один из самых плодотворных периодов в своей жизни. Период этот совпал с эпохой ожесточенных военных столкновений между родом Тайра и родом Минамото, приведших в конце концов к поражению Тайра в 1185 году. В 1177 году умер Фудзивара Киесукэ, и Тосинари стал главной фигурой в поэтической жизни столицы. Его постоянно приглашали на поэтические состязания и в качестве участника, и в качестве судьи, он участвовал в подготовке всех поэтических антологий. В 1178 году он приступил к составлению домашней антологии, которая получила название "Тесюэйсо" ("Песни долгой осени"). В 1183 году, по поручению экс-императора Госиракава (1127-1192, годы правл. 1155-1158), Тосинари приступил к работе над составлением антологии "Сэндзайвакасю", которая была завершена в 1187 году. Последние пятнадцать лет жизни Тосинари совпали с расцветом поэтической деятельности поэтов младшего поколения, считавших его своим наставником, поэтов, новый творческий метод которых нашел выражение в антологии "Синкокинвакасю". Тосинари был почитаем всеми столичными школами и активно участвовал в их деятельности. После него остались две домашние антологии: "Тесюэйсо" и "Сюндзэй-касю", несколько поэтических трактатов, основным из которых является "Корайфутэйсе" ("Пришедшие с давних времен стили и формы"). Фудзивара Тосиюки (?-901). Один из "тридцати шести бессмертных поэтов" Средневековья. Родился в семье, принадлежащей к южной ветви рода Фудзивара. С 866 года занимал различные должности при дворе. Дружеские отношения связывали его с Аривара Нарихира (их жены были сестрами). Участвовал во многих поэтических состязаниях. Сохранилась его домашняя антология "Тосиюкисю", его стихи есть во многих ведущих антологиях, начиная с "Кокинвакасю". Поэзия Тосиюки представляет лирическую линию "Кокинвакасю", хотя он писал и сложные, технически изощренные стихи. Творчество Тосиюки является как бы переходным между творчеством "шести бессмертных поэтов" и творчеством поэтов, непосредственно участвовавших в составлении "Кокинвакасю". Был также выдающимся каллиграфом своего времени. Фухаку (Каваками фухаку, 1718-1809). Поэт хайкай и мастер чайной церемонии. Родился в провинции Кии, но в пятнадцатилетнем возрасте уехал в Эдо, где стал заниматься чайной церемонией и постепенно стал одним из признанных в Эдо и Киото чайных мастеров. С молодых лет приобщился и к поэзии, учился у разных мастеров, позже, уже в зрелые годы, стал учеником Рета, который и оказал самое большое влияние на его творчество. После Фукаку осталось более трехсот трехстиший, которые вошли в сборники "Фухакуокинакусю" ("Строфы старца Фухаку") и "фухакукусюсюи" ("Подобранные строфы фухаку"). Первый вышел при жизни Фухаку, второй был издан через год после его смерти. Образцы его прозы собраны в сборник "Фухаку-дзуйхицу". Фунья Ясухидэ (годы рождения и смерти не установлены). Один из лучших поэтов IX века. Входит в число "шести бессмертных поэтов". О его жизни не сохранилось почти никаких сведений. Известно, что он был придворным не очень высокого ранга. Его стихи включены во многие классические антологии, начиная с "Кокинвакасю". В Предисловии к "Кокинвакасю" Ки-но Цураюки пишет о нем так: "Фунья-но Ясухидэ в подборе слов искусен, но форма у него не соответствует содержанию. Словно торговец рядится в роскошные одежды..." (перевод А. Долина). Харумити Цураки (?-920). Почти никаких сведений о его жизни не сохранилось. Известно, что в 910 году он закончил Придворный университет, а в 920 году был назначен наместником провинции Ики, но, так и не успев занять этой должности, скончался. Хэндзе (также Содзе Хэндзе - архиепископ Хэндзе, Кадзансодзе - архиепископ с горы Кадзан, мирское имя - Псиминэ Мунэсада, 816-890). Один из лучших поэтов IX века. Входит в число "шести бессмертных поэтов" и в число "тридцати шести бессмертных поэтов" Средневековья. Внук императора Камму (737-806, годы правл. 781-1006). Отец известного поэта Сосэя. С 844 по 850 год занимал различные должности при дворе императора Нимме (810-850, годы правл. 833-850), пользовался его личным расположением. После смерти императора Нимме принял постриг и в дальнейшем занимал важные посты в буддийской церковной иерархии. Славился своей ученостью и эрудицией. В 860-е годы основал монастырь Гангедзи в Кадзан и служил там настоятелем (дзасу). О его поэзии Ки-но Цураюки в Предисловии к антологии "Кокинвакасю" пишет так: "...по форме хороши его песни, но им не хватает искренности. Словно любуешься красавицей на картине, попусту волнуя сердце..." (перевод А. Долина). Ямабэ Акахито (годы рождения и смерти не установлены). Один из лучших поэтов первой половины VIII века, младший современник Какиномото Хитомаро. Единственным источником биографических данных о нем является антология "Манъесю". Предполагается, что наиболее плодотворным периодом его поэтической деятельности было время с 724 по 736 год. Очевидно, он был придворным чиновником невысокого ранга и много путешествовал, во всяком случае, большинство его песен сложены во время странствий. Будучи продолжателем традиций Какиномото Хитомаро, одновременно вместе со своим старшим современником, поэтом Такэти Курохито (см. Такэти Курохито), заложил основы пейзажной лирики, которая стала одним из ведущих поэтических жанров в эпоху Хэйан. Яманоэ Окура (660-733?). Один из лучших поэтов конца VII - начала VIII века. О его жизни сохранилось довольно мало сведений. Известно, что он был придворным чиновником довольно низкого ранга, примерно с 702 по 707 год жил в Китае, где изучал китайскую литературу и философию, вернувшись, стал одним из наставников наследного принца, будущего императора Сему (701-756, годы правл. 724-749). В 726 году уехал в провинцию Тикудзэн (о. Кюсю), назначенный туда наместником. Годы, проведенные в Тикудзэн, были едва ли не самыми плодотворными в жизни Окура, тем более что в то же время на Кюсю жил и Отомо Табито, получивший должность Управителя Западных земель. Вернувшись в столицу в 732 году, до последних дней жизни активно участвовал во всех придворных поэтических мероприятиях. Яманоэ Окура был признанным сочинителем стихов на китайском языке, влияние китайской поэзии ощущается и в его японских пятистишиях. Один из немногих японских поэтов, в творчестве которого нашли отражение социальные мотивы. Т. Соколова-Делюсина Содержание От сердца к сердцу сквозь столетия. Т. Соколова-Делюсина Поэзия вака Из поэзии IV-VIII веков (Из антологии "Манъесю") Перевод А. Е. Глускиной Песни восточных провинций Песни западных провинций Песни северных провинций Песни-легенды Нукада Какиномото Хитомаро Яманоэ Окура Отомо Табито Такэти Курохито Каса Канамура Отомо Якамоти Отомо Саканоэ Каса Ямабэ Акахито Песни-послания, которыми обменивались в разлуке Накатоми Якамори, находившийся в изгнании, и его возлюбленная Сано Отогами Из поэзии IX-X веков Оно Такамура Перевод А. Долина Хэндзе Перевод А. Долина Аривара Нарихира Перевод А. Долина Оно-но Комати Перевод А. Долина Фунъя Ясухидэ Перевод А. Долина Аривара Юкихира Перевод А. Долина Аривара Мунэяна Перевод А. Долина Фудзивара Тосиюки Перевод А. Долина Сугавара Митидзанэ Первые десять стихотворений даны в переводе А. Вялых, следующие два в переводе Т. Соколовой-Делюсиной, следующее одно в переводе А. Долина, последние два в переводе В. Сановича Ки-но Томонори Перевод А. Долина Сосэй Перевод А. Долина Отомо Куронуси Перевод А. Долина Ки-но Цуракжи Перевод А. Долина Оэ Тисато Перевод А. Долина Мибу Тадаминэ Перевод А. Долина Исэ Все стихотворения, кроме семи последних (перевод Т. Соколовой-Делюсиной), даны в переводе А. Долина Осикоти Мицунэ Перевод А. Долина Тайра Садафун Перевод А. Долина Фудзивара Окикадзэ Перевод А. Долина Аривара Мотоката Перевод А. Долина Киевара Фукаябу Перевод А. Долина Саканоэ Корэнори Перевод А. Долина Минамото Мунэюки Перевод А. Долина Стихи разных поэтов Перевод А. Долина Стихи неизвестных авторов Перевод А. Долина Из поэзии X-XV веков Сонэ Пситада Все стихотворения, кроме трех последних (перевод Т. Соколовой-Делюсиной), даны в переводе В. Сановича Идзуми Сикибу Шесть первых стихотворений даны в переводе В. Сановича, остальные в переводе Т. Соколовой-Делюсиной Мурасаки Сикибу Перевод Т. Соколовой-Делюсиной Акадзомэ Эмон Первое стихотворение дано в переводе В. H. Марковой, остальные в переводе Т. Соколовой-Делюсиной Ноин Первое стихотворение дано в переводе В. Н. Марковой, остальные - в переводе Т. Соколовой-Делюсиной Сагами Первые два стихотворения даны в переводе В. Сановича, остальные, в переводе Т. Соколовой-Делюсиной Фудзивара Тосинари Первые четыре стихотворения даны в переводе В. Сановича, остальные в переводе Т. Соколовой-Делюсиной Сайге Перевод В. Н. Марковой Дзякурэн Перевод А. Вялых Секуси-найсинно Первые шестнадцать стихотворений даны в переводе В. Н. Марковой, остальные в переводе Т. Соколовой-Делюсиной Дзиэн Перевод Т. И. Бреславец Фудзивара Иэтака Первое стихотворение в переводе В. Н. Марковой, второе - В. Санович, третье - А. Е. Глускиной, остальные в переводе Т. И. Бреславец Фудзивара Садаиэ Первые двадцать пять стихотворений в переводе В. Н. Марковой, остальные в переводе Т. И. Бреславец Фудзивара Псицунэ Перевод Т. И. Бреславец Кунайке Перевод Т. И. Бреславец Готоба Первые семь стихотворений даны в переводе А. Вялых, остальные - в переводе Т. И. Бреславец Минамото Санэтомо Перевод В. Н. Марковой Сетэцу Перевод В. Н. Марковой Из поэзии XVIII-XIX веков Перевод А. Долина Камо Мабути Талсу Мунэтакэ Одзава Роан Рекан Кагава Кагэки Татибана Акэми Окума Котомити Поэзия рэнга Три поэта с горы Юнояма Перевод А. Рагозина Поэзия хайкай Нанизанные строфы Из поэтического сборника "Соломенный плащ обезьяны" Перевод Б. Н. Марковой Опадает пион Перевод Т. Соколовой-Делюсиной Трехстишия (хокку) Мацунага Тэйтоку Перевод Т. Соколовой-Делюсиной Басе Перевод В. Н. Марковой Ранран Перевод В. Н. Марковой Сампу Все трехстишия, кроме последнего (перевод Т. Соколовой-Делюсиной), даны в переводе В. Н. Марковой Керай Перевод Б. Н. Марковой Рансэцу Перевод В. Н. Марковой Керику Перевод В. Н. Марковой Кикаку Все трехстишия, кроме двух последних (перевод Т. Соколовой-Делюсиной), даны в переводе В. Н. Марковой Оницура Все трехстишия, кроме трех последних (перевод Т. Соколовой-Делюсиной), даны в переводе В. Н. Марковой Дзесо Перевод В. Н. Марковой Идзэн Перевод В. Н. Марковой Бонте Перевод В. Н. Марковой Какэй Перевод В. Н. Марковой Роцу Перевод В. Н. Марковой Сико Перевод В. Н. Марковой Тие Перевод В. Н. Марковой Бусон Первые сорок трехстиший даны в переводе В. Н. Марковой, остальные - в переводе Т. Соколовой-Делюсиной Рета Перевод В. Н. Марковой Тайги Все трехстишия, кроме двух последних (перевод Т. Соколовой-Делюсиной), даны в переводе В. Н. Марковой Тайро Перевод В. Н. Марковой Фухаку Перевод В. Н. Марковой Гомэй Первое трехстишие дано в переводе В. Н. Марковой, второе - в переводе Т. Соколовой-Делюсиной Кетай Перевод В. Н. Марковой Кито Перевод В. Н. Марковой Исса Первые тридцать восемь стихотворений даны в переводе В. Н. Марковой, остальные в переводе Т. Соколовой-Делюсиной Примечания Комментарии А. Глускина, А. Долин, В. Маркова, Д. Рагозин, Т. Соколова-Делюсина Краткие сведения о поэтах Т. Соколова-Делюсина