в данные органов чувств, которые точка сборки интерпретирует как мир повседневной жизни; эта интерпретация производится в терминах человеческой социализации и человеческих потенциалов. Дон Хуан говорил, что Перепросмотр означает оживление всего или почти всего жизненного опыта, который имеет человек, и что в ходе этого точка сборки смещается, чуть-чуть или очень сильно, приводимая в движение силой памяти. Воспоминания заставляют ее принять то положение, в котором она находилась в тот момент, который подвергается Перепросмотру. Это постоянное движение между прошлыми позициями и настоящей, дает практикующим необходимую гибкость, позволяющую выдержать необычные обстоятельства, с которыми они сталкиваются в своих путешествиях в бесконечность. Для практикующих эти обстоятельства не являются частью привычного им знания. В древние времена Перепросмотр, как формальная процедура, производился путем вспоминания всех людей, с которыми были знакомы практикующие и всех взаимодействий с ними. Дон Хуан предложил мне написать список всех людей, которых я встречал в своей жизни, чтобы использовать его в качестве мнемонического средства. Когда я написал его, он объяснил мне как его надо использовать. Он сказал, что я должен взять первого человека из этого списка, который шел из настоящего в прошлое и восстановить в памяти мои последние с ним взаимодействия. Он называл это подготовкой события к Перепросмотру. Дон Хуан утверждал, что детальное вспоминание всех подробностей является наилучшим способом оттачивать чью-либо способность вспоминать. Он говорил, что такое вспоминание влечет за собой необходимость вспомнить всю обстановку, сопутствующую событиям, например, весь окружающий ландшафт вокруг места события, которое подвергается вспоминанию. Он утверждал, что как только событие подготовлено, то человек должен вспомнить себя на месте события, как будто он действительно в нем участвует, придавая особое внимание всем окружающим подробностям. Например, если событие происходило в офисе, то нужно вспомнить пол, двери, стены, картины, столы, предметы на столах, все что однажды было увидено мельком и тут же навсегда забыто. Дон Хуан заверил меня, что Перепросмотр, как формальная процедура начинается с вспоминания событий, происшедших недавно. Таким образом, на первом месте должен быть опыт; то, что произошло с человеком недавно он может вспомнить с большой точностью. Он утверждал, что человек способен накапливать информацию во всех деталях, хотя и не осознает этого, и что эти детали предназначаются Орлу. Для действительного Перепросмотра события, необходимо чтобы человек глубоко дышал, при этом его голова должна двигаться справа налево, затем слева направо столько раз, сколько необходимо, чтобы пересмотреть все доступные детали. Дон Хуан говорил, что маги вдыхают свои чувства, оставленные в событие, которое они пересматривают и выдыхают все нежелательные настроения и чувства, которые были оставлены нас. Маги верят в то, что действие вдоха и выдоха лежит в основе тайны Перепросмотра. Поскольку дыхание - это функция, которая поддерживает жизнь, маги верят, что человек может при его помощи вручить точную копию своего жизненного опыта той силе, которая на время наделяет нас сознанием. Когда я стал настаивать на рациональном объяснении, то он заявил, что такие вещи как Перепросмотр могут быть только испытаны, но не объяснены. В действии маги находят освобождение. Объяснять это значит бесполезно тратить энергию. Он предлагал любому имеющему отношение к его знанию - действовать. Список с именами людей используется как мнемоническое средство, которое отправляет память в непостижимое путешествие. Логика магов состоит в том, что вспоминание событий, которые имели место недавно подготавливает почву к тому, чтобы вспомнить события более удаленные по времени с той же четкостью и быстротой. Маги считают такое вспоминание оживлением своего опыта. Благодаря этому они могут извлекать из этих вспоминаний необычную силу, необычный импульс, приводимый в движение энергию, рассеявшуюся на периферии светящейся сферы, которой мы являемся и возвращает ее обратно, в центры действия. Они считали, что это перераспределение энергии, вызываемое Перепросмотром, позволяет обрести гибкость, так как они отдали Орлу то, что ему необходимо. На более мирском уровне Перепросмотр позволяет человеку замечать в своей жизни те вещи, которые все время повторяются. Перепросмотр убеждает человека, и у него нет ни тени сомнения в этом, что он находится во власти сил, которые, в конечном счете, не имеют смысла, хотя на первый взгляд и кажутся крайне разумными, такими например как ухаживание. Кажется, что для некоторых людей ухаживание это дело их жизни, я сам слышал от многих людей, что единственным их идеалом является поиск идеального партнера, и что они мечтают прожить хотя бы один год счастливо и в любви. Дон Хуан Матус часто говорил мне, не взирая на мои энергичные протесты, что проблема состоит в том, что никто никогда не хочет любить кого то, все хотят быть любимыми. Он говорил, что если из жизни человека убрать это наваждение, то для семидесятипятилетнего мужчины или женщины будет естественным сказать, что они все еще ищут идеального партнера; это может показаться таким идеалистичным, таким романтичным; но с точки зрения бесконечного повторения одного и того же в течении целой жизни это выглядит просто гротескно. Маги древней Мексики утверждали, что если кто-либо предполагает изменить свое поведение, то это должно делаться при помощи Перепросмотра, так как это единственное средство, которое повышает осознание путем освобождения его от негласных требований социализации. Требования социализации являются настолько автоматическими, настолько считаются само собой разумеющимися, что в обычных условиях их нельзя ни исследовать, ни даже заметить. Действительный акт перепросмотра - это действие, происходящее в течении всей жизни. Иногда уходят годы на то, чтобы исчерпать список людей, особенно тем, кто знаком и взаимодействовал с тысячами людей, кроме того, этот список растет за счет событий, в которых не участвовали конкретные личности, но которые необходимо перепросматривать, так как они связаны с конкретными личностями. Маги древней Мексики жадно искали при Перепросмотре воспоминания о взаимодействиях, так как во взаимодействиях они открывали глубокие эффекты социализации, которые они старались преодолеть всеми доступными способами. ТРЕТЬЯ ГРУППА. СНОВИДЕНИЕ Третьим пунктом в списке приоритетов магов древней Мексики было сновидение, искусство разрушения параметров обычного восприятия. Для этих магов и их современных последователей путешествие в неизвестное было главной движущей силой магии. Дон Хуан демонстрировал мне бессчетное количество раз, что все, что делали он и его соратники было следствием этого движения. Их путешествия предпринимались на основе двух изощренных линий деятельности: искусства сновидения и искусства сталкинга. Для дона Хуана искусство сталкинга было обратной стороной монеты искусства сновидения. Для того, чтобы я понял эти два искусства он сначала представил то, что он назвал краеугольным камнем магии; возможность прямого восприятия энергии, так как она течет во вселенной. Он утверждал, что то, что обычно люди считают восприятием, является скорее актом интерпретации чувственных данных, и с самого момента рождения все вокруг нас обеспечивает нас возможностью интерпретации. Эта возможность с течением времени превращается во всеобъемлющую систему, при помощи которой мы осуществляем все свое взаимодействие с миром посредством восприятия. Он был убежден в том, что мы все крайне нуждаемся в восприятии прямого потока энергии. Дон Хуан и другие маги его линии считали, что обычного человека в мага превращает действие, отбрасывающее прочь эффект нашей системы интерпретаций, после чего он может напрямую воспринимать энергию. Дон Хуан объяснял, что когда люди воспринимаются непосредственно как энергия, то они выглядят как светящиеся сферы. Он говорил, что видение энергии является в магии связующим элементом. Он уверял меня, что все что делают маги вращается вокруг этого или происходит из этого, и что две главные линии деятельности: искусство сновидения и искусство сталкинга происходят именно из видения энергии. Другой вещью, о которой он много говорил, была точка сборки. Он говорил, что когда маги видят человека как светящуюся сферу, они также видят эпицентр магии: точку размером с теннисный мяч, обладающую более интенсивной светимостью чем остальная светящаяся сфера. Дон Хуан называл ее точкой сборки и говорил, что именно в этой точке собирается восприятие. - Искусство сновидения, - однажды сказал он мне, - состоит в намеренном смещении точки сборки из ее привычного положения. Искусство сталкинга состоит в том, чтобы по своей воле удерживать ее и фиксировать в новом положении, в которое она была смещена. Согласно объяснениям дона Хуана эти два искусства являются частью философской структуры под названием путь воина или тропа магов: это набор предпосылок, исходя из которых маги живут и действуют в мире. Для дона Хуана и его соратников следование предпосылкам пути воина означало наивысшее достижение магии. Дон Хуан верил, что только строго следуя по пути воина, маг может найти энергию и решительность для путешествия в неизвестное. Дон Хуан подчеркивал, как только мог ценность прагматического отношения к сновидению и сталкингу со стороны практикующих. Он определял прагматическое отношение как способность смягчать воздействие любых непредвиденных обстоятельств, которые возникают на пути воина. Он сам был для меня живым примером такого отношения. Не было такой неожиданности или помехи, которую не рассеяло бы одно лишь его присутствие. Он подчеркнул, что для того, чтобы добиться этого желаемого прагматического отношения, практикующий должен обладать гибким подвижным и сильным телом. Он сказал, что физическое тело для магов - это единственная сущность, которая имеет смысл и что не существует так называемого дуализма между телом и умом. Маги считают, что физическое тело содержит в себе как тело, так и ум, какими мы их знаем. Он говорил мне, что для того, чтобы уравновесить физическое тело как целостный элемент, маги рассматривают другую конфигурацию энергии: энергетическое тело, также известное как другой, дубль или тело сновидения. Дон Хуан описывал сновидение как возможность использовать обычные сны для действительного входа человеческого осознания в другие реальности восприятия. Он утверждал, что обычные сны могут использоваться как проход, который ведет в другие области энергии, отличающиеся от мира повседневной жизни, хотя в своей основе и весьма похожие на него. Он сказал, что результатом такого входа является восприятие настоящих миров, в которых можно жить и умирать, как и в том, в котором мы живем. Эти миры, поразительно отличаются от нашего и в то же время крайне на него похожи. Будучи вынужденным давать линейное объяснение этого кажущегося противоречия, дон Хуан Матус снова подчеркнул свою обычную позицию: ответы на все эти вопросы находятся в области практики, а не познаются путем вмешательства интеллекта. Для того чтобы говорить об этих возможностях, необходимо пользоваться синтаксисом языка, на каком бы языке ни говорил бы человек, этот синтаксис, в силу своего использования ограничивает возможности выражения. Синтаксис любого языка относится только к возможностям восприятия, находящимся в том мире, в котором мы живем. Дон Хуан подчеркивал существенную разницу между двумя испанскими глаголами: один из них означал спать (sonar); а другой сновидеть, так как это делают маги (ensonar). В английском языке нет такой четкой разницы между обычным сновидением (sueno), и более сложным состоянием, которое маги называют ensueno. Дон Хуан также описывал сновидение, как состояние сильного сосредоточения, в котором ключевую роль играет сдвиг восприятия. Дон Хуан объяснил, что искусство сновидения появилось вследствие того, что маги древней Мексики иногда наблюдали за спящими людьми и видели их. Они заметили, что во время сна точка сборки очень мягко и естественно смещалась из ее привычного положения и движется по периферии светящейся оболочки или в любое место внутри ее. Сравнив результаты своего видения с тем, что говорили люди которые спали, они поняли, что чем больше то смещение, которое они наблюдали, тем более поразительные вещи и сцены наблюдались во сне. Эти маги всегда искали способы смещать собственную точку сборки и они пришли к тому, что стали использовать психотропные растения для того, чтобы добиться этого. Вскоре они поняли, что смещение, вызываемое этими растениями было беспорядочным, вынужденным и не поддающимся контролю. Дон Хуан сказал, что, несмотря на эту неудачу, они обнаружили одну очень ценную вещь. Маги древних времен называли ее вниманием сновидения, или способностью практикующего суметь удерживать свое осознание сосредоточенным на предметах в их сновидении. Конечным результатом новых устремлений этих магов явилось то, что в настоящие дни называется искусством сновидения. Посредством дисциплины им удалось развить свое внимание сновидения до невероятного уровня. Они были способны фокусировать его на любом элементе своего сна, таким образом, они обнаружили, что существует два типа снов. Один из них это сон, с которым мы все знакомы, сон, в котором присутствуют фантасмагорические элементы, то что мы можем категоризировать, как продукт нашего мышления, нашей психики; это скорее то, что связано со строением нашей нервной системы. Другой тип снов они называли снами, генерирующими энергию. Дон Хуан говорил, что эти маги древних времен обнаруживали себя во снах, которые не были снами, но действительными посещениями мест не принадлежащих к этому миру, реальных мест, таких же, как и в том мире, в котором мы живем. В этих местах объекты снов генерируют энергию, так же как деревья, животные и даже камни генерируют энергию в нашем повседневном мире. Тем не менее, видение этих мест было слишком непродолжительным, слишком мимолетным, чтобы это имело для них какую-то ценность. Они считали, что этот недостаток вызван тем, что они не могли удерживать точку сборки по своему желанию, зафиксированной в положении, в которое она была смещена. Их попытки исправить ситуацию привели к созданию другого высокого искусства магии: искусству сталкинга, или способности удерживать точку сборки зафиксированной в новой позиции. Эта фиксация позволяла им в полной мере наблюдать другой мир. Дон Хуан говорил, что некоторые из этих магов никогда не возвращались из своих путешествий. Иначе говоря, они выбрали остаться там, где бы это "там" не находилось. Дон Хуан говорил, что при изучении человека, как светящейся сферы, эти маги древних времен открыли шестьсот точек на светящейся сфере, которые, если зафиксировать в них точку сборки, дают доступ к абсолютно новому миру. На мой неизбежный вопрос, - А где находятся эти миры? - он отвечал - В позиции точки сборки. Ничто не может быть более правдивым, чем подобное утверждение, но для нас оно не имеет смысла. Если же это утверждение рассматривать в свете способности магов видеть энергию так, как она течет во вселенной, то для них оно имеет смысл. Маги древней Мексики объясняли, что точка сборки, в своей обычной позиции, получает поток энергии со всей вселенной и этот поток выглядит как триллионы светящихся волокон. Так как положение этой точки всегда одно и то же, то для магов очевидно, что эти энергетические поля имеющие вид светящихся волокон, собираются в точке сборки и проходят сквозь нее, постоянно создавая в результате восприятие того мира, который мы знаем. Эти маги пришли к неизбежному заключению, что если точка сборки смещается в другое положение, то сквозь нее начинает проходить другой набор энергетических волокон, что в результате дает восприятие мира, который по определению, будет отличаться от мира повседневной жизни. Маги древней Мексики утверждали, что так как точка сборки не является единственным центром, в котором производится восприятие, а это центр, в котором происходит интерпретация данных органов чувств, то без всякого сомнения, интерпретация нового потока энергетических полей будет происходить в нем в той же форме, в какой он интерпретирует мир повседневной жизни. Результатом новой интерпретации является видение мира, который странным образом похож на наш, и тем не менее очень отличается от нашего. Дон Хуан говорил, что эта интерпретация точки сборки делает этот мир похожим и что на энергетическом уровни эти миры отличаются от нашего насколько это вообще может быть возможно. Для того, чтобы выразить это удивительное свойство точки сборки и возможности восприятия, которое дает сновидение, необходим новый синтаксис, или возможно, что существующий в настоящий момент синтаксис сможет описать это явление, если оно станет доступно для всех нас, а не только последователям шаманов. Другим моментом, который меня очень интересовал и одновременно сильно сбивал с толку было заявление дона Хуана, что не существует способа, о котором можно было бы сказать, что он может научить кого то сновидеть. Он говорил что сновидение, более чем что либо еще, является скудной попыткой со стороны практикующего привести себя в контакт с неописуемой вечной силой, которую маги древней Мексики называли намерением. С того момента, как эта связь устанавливается, таинственным образом устанавливается и сновидение. Дон Хуан предполагал, что эта связь может быть установлена путем следования любому процессу, который предполагает наличие дисциплины. Когда я попросил дона Хуана дать мне краткие объяснения необходимых приемов, то он рассмеялся надо мной. "Делать что-то в мире магов, - сказал он, - это не все равно, что научиться управлять автомобилем. Для того чтобы научиться управлять автомобилем, тебе необходимы руководства и инструкции. Для того чтобы войти в состояние внутренней тишины, тебе необходимо это намеревать. "Но как я могу намеревать это?" - настаивал я. "Единственный способ, которым ты можешь намеревать это - только намеревать это" - заявил он. - Одной из самых сложных вещей для современного человека является отсутствие процедур. Похоже, что современный человек бьется в силках инструкций, практик, методов, постепенных шагов, которые к чему-то приводят. Современный человек постоянно делает записи, чертит диаграммы, он глубоко вовлечен в "Ноу-Хау". Но, как говорил дон Хуан, в мире магов процедуры и ритуалы - это скорее средства для привлечения и фокусировки внимания. Это средства для того, чтобы сфокусировать интерес и решимость. У них нет другой ценности. Дон Хуан утверждал, что самой важной вещью необходимой для того, чтобы осуществлять сновидение, является строгое следование философской конструкции известной магам древней Мексики как путь воина. Путь воина был для них конструкцией, которая служила им опорой в их действиях, где бы они не происходили, в этом мире или в каких либо других мирах помимо этого. Следование пути воина дает одинаковые результаты при отсутствии каких либо точных моделей или шаблонов. Для того, чтобы способствовать смещению точки сборки маги древности использовали магические пассы, которые помогали им добиться стабильности необходимой для того, чтобы использовать внимание сновидения, без которого сновидение было бы для них невозможным. Без внимания сновидения, практикующие в лучшем случае могут добиться осознанных снов о фантасмагорических мирах, или даже увидеть миры, генерирующие энергию, но все это не будет иметь смысла из за отсутствия всеобъемлющего разумного объяснения, которое может их категоризировать. ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА. ВНУТРЕННЯЯ ТИШИНА Четвертая группа Вествудской Серии состоит из магических пассов, которые предназначены для достижения внутренней тишины. Маги древней Мексики изо всех сил стремились к тому, чтобы достичь состояния внутренней тишины. Дон Хуан Матус определял это состояние, как природное состояние человеческого восприятия в котором блокируются мысли и все человеческие способности функционируют на уровне осознания, который не использует нашей повседневной системы знаний. Дон Хуан ассоциировал внутреннюю тишину с темнотой, потому что человеческое восприятие, лишенное своего привычного спутника - внутреннего диалога, или, иначе говоря, молчаливого вербального истолкования познавательных процессов - словно падает во что-то напоминающую темную яму. Тело функционирует как обычно, но осознание приобретает остроту. Решения принимаются мгновенно и кажутся исходящими из особого вида знания, не связанного с мысленной вербализацией. Шаманы древней Мексики, которые открыли и использовали магические пассы, являющиеся ядром Тенсегрити, верили в то, что человеческое восприятие, функционирующее в условиях внутренней тишины способно достигать неописуемых уровней. Они даже утверждали, что некоторые из этих уровней восприятия относятся к другим мирам, которые сосуществуют с нашим. Они столь же всеобъемлющи, как и тот в котором мы живем, но они необъяснимыми с точки зрения линейной парадигмы, являющейся привычным состоянием человеческого восприятия, которое используется для объяснения вселенной. Внутренняя тишина, в понимании магов линии дона Хуана, является матрицей для гигантского шага эволюции; маги древней Мексики называли этот гигантский шаг эволюции безмолвным знанием. Безмолвное знание - это состояние человеческого осознания, в котором познание является мгновенным и автоматическим. Знание в этом состоянии не является продуктом мышления мозга или логическими индуктивными или дедуктивными выводами, или обобщениями основанными на сходстве и различиях. В безмолвном знании ничего не известно, априори, заранее, ничего из того, что уже составляет основы знания. В безмолвном знании все, безусловно, является находящимся сейчас. Сложная информация может быть получена моментально, без всякой подготовки. Дон Хуан считал, что древние люди соприкасались с безмолвным знанием, но что древний человек на самом деле не обладал безмолвным знанием. Он говорил, что это соприкосновение было бесконечно более сильным чем то, что испытывает человек в наши дни, когда объем знания и обучение определяется путем механического запоминания. Он считал также, что хотя мы и потеряли этот контакт, тем не менее, дорога к безмолвному знанию всегда будет открыта для человека. Дон Хуан учил, что внутренняя тишина должна быть достигнута благодаря постоянному воздействию дисциплины. Он говорил, что ее необходимо накапливать или что ее нужно запасать часть за частью, секунду за секундой. Иначе говоря, нужно принуждать себя к тишине, даже, если и на несколько секунд. Дон Хуан говорил, что если человек настойчив, то его настойчивость побеждает привычку, и поэтому он достигает преддверия тишины, накопив ее секунды или минуты. Это преддверие, этот порог разный для всех людей. Например, если для какого-то человека этот порог составляет десять минут, то после того, как он достигает этой отметки, внутренняя тишина устанавливается самопроизвольно, так сказать сама собой. Нет возможного способа узнать, каким может быть наш индивидуальный порог. Единственный способ найти его - пытаться достичь его. Так, например, случилось со мной. Следуя предложению дона Хуана я старался заставить себя войти в состояние тишины, и однажды, когда я шел по университету из факультета антропологии в кафе, я достиг своего таинственного порога. Я знал, что достиг его, потому что в одно мгновение испытал то, что многократно описывал дон Хуан - остановку мира. В одно мгновение мир перестал быть для меня тем, чем он был и в первый раз в своей жизни я осознал, что я вижу энергию так, как она течет во вселенной. Я сел на кирпичные ступени. Я знал, что я сижу на кирпичных ступенях, но я знал это только интеллектуально, посредством памяти. На самом деле я присел отдохнуть на энергию. Я сам был энергией и все вокруг меня тоже являлось энергией. Затем я осознал то, что меня напугало, то, что никто кроме дона Хуана не мог мне объяснить; я осознал то, что хотя я и видел первый раз в своей жизни, я видел энергию, так как она течет во вселенной всю свою жизнь, но я не сознавал этого. Видеть энергию, так как она течет во вселенной не было для меня чем-то новым. Новым был вопрос, который появился во мне с таким неистовством, и это вернуло меня обратно в мир повседневной жизни. - Что же удерживало меня от осознания того, что я вижу энергию, так как она течет во вселенной? - спросил я себя. Дон Хуан объяснил мне это сводящее с ума противоречие проведя различие между осознанием вообще и способностью сознательно воспринимать некоторые особые свойства осознания. Он говорил, что наше человеческое состояние предполагает наличие этого общего осознания, но что только небольшая часть этого общего осознания находится на уровне сознательного восприятия. Он сказал, что моя внутренняя тишина установила мост между тем, что я осознавал, что я всегда видел энергию так, как она течет во вселенной и моим состоянием сознательного восприятия этого. ЧЕТВЕРТАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ ТЕПЛА: РАЗДЕЛЕНИЕ ЛЕВОГО И ПРАВОГО ТЕЛ Одной из главных концепций шаманов, живших в древней Мексике являлась следующая: человек состоит из двух функционирующих тел, левого и правого. Этот факт имел значение в тех случаях, когда они действовали как маги. Дон Хуан Матус говорил, что такая классификационная схема не имела ничего общего с интеллектуальными спекуляциями со стороны этих магов или с логическими умозаключениями о возможном распределении массы в теле. Я парировал его слова тем, что у современных биологов есть концепция двусторонней симметрии, которая говорит, что "тело в основном выглядит так, что левая и правая сторона организма являются зеркальным отражением друг друга." Дон Хуан в ответ сказал, что классификация шаманов древней Мексики была более глубокой, чем выводы современных ученых, потому что она исходила из прямого восприятия энергии так, как она течет во вселенной. Если тело человека воспринимается таким образом, то становится совершенно очевидно, что оно состоит не из двух частей, а из двух типов энергии, или двух противоположных и взаимодополняющих сил, или даже двух потоков различной энергии, которые существуют по сторонам от тела, таким образом отражая двойную структуру всего, существующего во всей вселенной. Шаманы древней Мексики присвоили этим двум типам энергии значение отдельного целого тела и говорили о них исключительно как о левом и правом телах. Они особо подчеркивали, что левое тело наиболее эффективно для целей магии в силу его энергетической конфигурации. Эти маги говорили, что поток энергии левого тела более завихряющийся и агрессивный: они говорили, что он движется пульсируя и проецирует волны энергии вовне. Дон Хуан, пытаясь объяснить мне, что он имеет в виду, использовал следующее сравнение: он сказал, что я должен представить себе что левое тело подобно половине солнца, и что вся солнечная активность содержится на этой стороне. Все солнечные вспышки происходят в этом теле. Волны энергии, которые проецируются от левого тела вовне подобны вспышкам на солнце, которые всегда распространяются перпендикулярно круглой поверхности, с которой они исходят. Поток энергии правого тела не обладает никакими завихрениями. Дон Хуан говорил, что он движется словно вода налитая в танкер, который покачивается вперед назад. Он не пульсирует, в нем присутствует только постоянное ритмическое движение взад вперед. На более глубоком уровне он движется под воздействием крутящихся кругов в виде спиралей. Дон Хуан описывал этот двойной поток энергии при помощи другого метафорического примера. На этот раз он попросил меня представить себе очень широкую, спокойную тропическую реку, где поверхность воды выглядит так, словно река не движется, но под поверхностью бегут волны ряби. Шаманы древней Мексики утверждали, что в мире повседневной жизни эти два потока сливаются в один элемент - человеческое тело, такое, каким мы его знаем. Тем не менее они утверждали, что вся энергия тела обладает круговой природой, и это значит, что правое тело обладает доминирующей силой. - А что происходит с левшами? - однажды спросил я его, - Они более способны к магическим действиям? - Почему ты думаешь, что они должны быть лучше приспособлены? - ответил он, явно удивленный моим вопросом. - Потому что, очевидно их левая сторона доминирует. - Это преобладание не имеет значения для магов, сказал он. - Да, их левая сторона доминирует в том смысле, что они могут держать молоток левой рукой более эффективно чем правой. Они легко едят ей. Они могут держать нож левой рукой и успешно с этим справляются. Если они танцоры, то их левая нога будет очень хорошо чувствовать ритм. Иначе говоря их левое тело чувствует ритм, но для магов доминирование такого типа не имеет никакого значения. Правое тело управляет ими своим круговым движением энергии. - Но имеет ли леворукость какое либо преимущество или недостаток для магии? - спросил я. Меня побудило к этому вопросу то, что во многих Индоевропейских языках словам, связанным с леворукостью придается отрицательный оттенок. - Насколько я знаю в этом нет ни преимуществ, ни недостатков, - сказал он. - Разделение энергии между двумя телами не зависит от наличия сноровки или ее отсутствия. Есть другие вещи, которые имеют значение исключительно для этих двух типов энергии. Доминирование правого тела является энергетическим, как это выяснили шаманы древности. Они никогда не пытались объяснить почему это доминирование произошло, они никогда не пытались исследовать этот вопрос, задавая философский вопрос почему. Для них это было фактом и особым фактом. Это было фактом, который можно было изменить. - Дон Хуан, а почему они хотели его изменить? - спросил я. - Потому что доминирующее круговое движение правого тела делает все постылым и скучным! - сказал он. - Это круговое движение несомненно участвует во всем, что происходит в мире повседневной жизни, но оно делает это круговым образом, если ты понимаешь о чем я говорю. - Нет, дон Хуан, я не понимаю, что ты имеешь в виду. - Все жизненные ситуации имеют этот круговой вид, ответил он, описав маленький круг рукой. - Вокруг, вокруг, вокруг и еще раз вокруг. Похоже, что именно это круговое вращение всегда направляет энергию вовнутрь, и вращает ее вокруг и вокруг. В такой ситуации не бывает экспансии. Нет ничего нового. Нет ничего, что не могло бы быть направлено вовнутрь. Какая скука! Я понял то, о чем он говорит на уровне, в котором отсутствовали мысли, потому что не было способа, которым я мог бы думать об этом линейно. Я почувствовал влияние этого направленного внутрь импульса. - Ощущение, которое люди испытывают когда устают от самих себя вызывается именно эти доминированием правого тела, - продолжал он. - В общем смысле единственное, что остается делать людям - это искать способы избежать скуки, и они заканчивают тем, что убивают время: единственную вещь, которой ни у кого нет в избытке. - Но что может быть хуже, чем реакция на эту несбалансированную энергию? Я ждал, что он мне скажет, что это была за реакция. Я привык к его драматическим паузам, которые могли иногда продолжаться в течение часа. Обычно если возникала такая пауза в ходе обычного разговора на секунду или две, то я тут же терял интерес к тому, что же скажет другой человек. В случае с доном Хуаном уклониться от этого было нельзя. Мое желание услышать что он скажет росло вне зависимости от того, хотел ли я чтобы он закончил свою мысль или я сохранял молчание. После минуты другой молчания он продолжил говорить. Насильственные реакции людей, - сказал он, - связаны именно с эти несбалансированным распределением. Кажется, что время от времени, беспомощность создает сильные потоки энергии внутри человека, которые выражаются в насильственном поведении. Для людей насилие, как кажется, является еще одним способом убить время. - Дон Хуан, но почему же маги древней Мексики не хотели знать почему сложилась такая ситуация? - спросил я испуганно, потому что то, что я чувствовал по отношению к этому направленному внутрь движению, было потрясающим ощущением. - Они никогда не пытались это выяснить, - сказал он, - потому что как только они сформулировали этот вопрос, они тут же узнали ответ. - Значит они знали почему, - спросил я - Нет, они не знали почему, но они знали как это произошло. Но это другая история. Он оставил эту тему на этом месте, но в ходе нашего дальнейшего общения он объяснил это кажущееся противоречие. Он говорил, что осознание является единственным средством эволюции человека, и что то внешнее по отношению к нам, нечто имеющее отношение к хищнической сути вселенной, лишило нас возможности эволюционировать, овладев нашим осознанием. Он объяснял что люди стали жертвой влияния хищников, что по его мнению и стало причиной пассивных свойств энергии правого тела. Он описывал нашу возможность эволюционировать, как путешествие, которое наше осознание совершает по океану осознания, так называли его шаманы древней Мексики. Они считали, что океан осознания является естественным свойством вселенной, таким же как и облака или свет. Море осознания было для них несоизмеримым элементом, который пронизывает всю вселенную. Дон Хуан говорил, что эти шаманы были убеждены, что доминирование правого тела в несбалансированной комбинации правого и левого тел является причиной того, что наше путешествие по осознанию прервано. То, что кажется для нас естественным преобладанием одной стороны над другой, было для них отклонением, которое они стремились исправить. Эти шаманы считали, что для того, чтобы добиться гармоничного разделения между правым и левым телами, практикующим необходимо повысить свое осознание. Дон Хуан считал, что любое увеличение осознания человека должно подкрепляться крайне требовательной дисциплиной. Он говорил, что в противном случае, это увеличение может превратиться в одержимость, что может привести как к психическим отклонениям, так и к энергетически вредным явлениям. Дон Хуан Матус называл магические пассы, которые служат исключительно для разделения левого и правого тел, Серией Тепла. Он говорил, что для шаманов древней Мексики, Серия Тепла была наиболее важным элементом их подготовки. Название "Серия Тепла" - это что-то наподобие прозвища, данного этой серии потому, что она делает энергию правого тела чуть более завихряющейся. Дон Хуан Матус, говоря об этом явлении обычно шутил, что движения левого тела оказывают на правое тело невероятно большое давление, а правое тело привыкло с самого рождения править без какого либо сопротивления. В тот момент, когда ему что-то противопоставляют, оно начинает злиться. Дон Хуан призывал всех своих учеников усердно практиковать Серию Тепла, для того, чтобы использовать ее агрессивность в целях усиления слабого левого тела. Я подумал, что нашел в его словах глубокое противоречие. Он учил меня и всех своих учеников, что энергия в пяти жизненных центрах тела - вокруг печени, поджелудочной железы, почек, матки у женщин и V - образного углубления в основании шеи - обладает спиральным вращательным движением, и что единственный центр в котором не наблюдается такого типа энергетического вращения - это центр на макушке головы. Он говорил, что этот центр захвачен некоторым хищническим вмешательством, которое исходит из всей вселенной. Он также крайне настойчиво говорил, что целью шаманов древней Мексики было освобождение центра на макушке головы от этого влияния, от этого маятникоподобного движения, и возвращение к его естественному спиральному движению. - Если спиральное вращательное движение, присутствующее во всех жизненных центрах энергии нежелательно, - однажды спросил его я, - то почему все маги стремятся к тому, чтобы сделать движение энергии на макушке головы именно спиральным? - Нас уже повредили, - сказал он. - Спиральные свойства движения должны остаться теми же. Но оно не должно быть непрестанным. Да мы ходим так как мы ходим, мы не можем этого изменить, но мы можем также и бежать и идти задом наперед или лезть по лестнице, но если просто идти и идти и идти и идти, то это будет очень эффективно, но бессмысленно. Участие левого тела сделает эти жизненные центры более гибкими. Если они смогут пульсировать вместо того, чтобы излучать энергию по спирали, то тогда в них сможет проникнуть другая энергия, что приведет к потрясающим результатам. Он объяснил, что страстное желание магов древней Мексики превратить энергетическое движение в жизненных центрах в спиральное движение было всего лишь первым шагом в процессе полного освобождения, процесса полной свободы в котором все ресурсы человека становятся ему доступны и вступают в действие. Для магов древней Мексики результаты этой серии были основой перераспределения их природной энергии. Целью этого перераспределения было возобновление их способности к эволюции, понимаемой как развитие осознания, для того чтобы подготовить их к продолжению их путешествия по океану осознания. Во всех магических пассах этой серии рекомендуется соблюдать разделение правого и левого тел, как их определяли маги древней Мексики. Говорить так более предпочтительно, чем называть их правой и левой сторонами тела. Конечным результатом такого отношения будет то, что во время выполнения этих магических пассов, тело, которое не участвует в их выполнении будет оставаться неподвижным. Тем не менее все его мускулы должны быть вовлечены в процесс, но не в физическую работу, а в осознание. Такая неподвижность тела, которое не выполняет движение должна распространяться и на его голову, или если говорить в терминах западных людей, на противоположную часть лица. Такой неподвижности половины лица и головы добиться гораздо труднее, но этого можно добиться в ходе практики. Эта серия разделяется на четыре группы. ПЕРВАЯ ГРУППА: РАЗМЕШИВАНИЕ ЭНЕРГИИ ЛЕВОГО И ПРАВОГО ТЕЛ. Первая группа состоит из шестнадцати магических пассов, которые размешивают энергию правого и левого тела, по отдельности друг от друга. Каждый магический пасс выполняется с левой или правой стороны, в некоторых случаях одновременно с двух сторон, но никогда не пересекает горизонтальной линии, которая разделяет два тела. ВТОРАЯ ГРУППА: ПЕРЕМЕШИВАНИЕ ЭНЕРГИИ ЛЕВОГО И ПРАВОГО ТЕЛ. Вторая группа состоит из четырнадцати магических пассов, которые смешивают энергию обоих тел в их соответствующих жизненных центрах. Шаманы древней Мексики считали, что смешивание энергии таким образом делает возможным разделение энергии обоих тел и делает это более легким при помощи процесса, который они описывали, как раздражение жизненных центров путем помещения в них незнакомой им энергии. ТРЕТЬЯ ГРУППА:ДВИЖЕНИЕ ЭНЕРГИИ ЛЕВОГО И ПРАВОГО ТЕЛ ПРИ ПОМОЩИ ДЫХАНИЯ. Третья группа состоит из девяти магических пассов, которые включают в себя вдохи и выдохи как ведущую силу в дальнейшем соединении или разъединении двух тел. Как уже было сказано выше, идея шаманов древней Мексики заключалась в том, чтобы взять немного энергии из левого тела и поместить его в жизненный центр правого, на мгновение это создает встряску, которой они и хотели добиться и которую они считали очень полезной в том смысле, что она нарушает фиксированный привычный поток энергии в этих центрах. Эти маги чувствовали, что дыхание является главным элементом необходимым для разделения этих двух тел. ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА: ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ ЛЕВОГО И ПРАВОГО ТЕЛ. Эта группа состоит из пяти магических пассов для левого тела, которые выполняются последовательно без перерыва и трех магических пассов для правого тела. Согласно дону Хуану Матусу, предрасположением левого тела является тишина, в то время как правое тело любит болтовню, шум, последовательность действий. Он говорил, что это правое тело заставляет нас маршировать, потому что оно любит парады и оно очень любит хореографию и последовательности, а также приводить все в порядок, который требует классификации. Он объяснил мне, что маги древней Мексики рекомендовали выполнять движения для правой стороны много раз и при этом считать их количество, а также важно заранее установить число движений, которые будут повторяться в этот момент. Он утверждал, что эта предрасположенность является сильной стороной правого тела, и что если практикующий установит заранее сколько раз он сделает это упражнение и сделает их именно столько, то радость правого тела будет неописуема. ПЯТАЯ СЕРИЯ. МАСКУЛИННАЯ СЕРИЯ Дон Хуан Матус говорил, что Маскулинной серией называлась группа особых магических пассов, которую называли так шаманы, впервые открывшие и использовавшие ее. Он думал, что это самое старое название для группы магических пассов из всех существующих. Он говорил также, что Маскулинная серия в течении поколений практиковалась сначала только мужчинами, практикующими шаманизм, и что эта дискриминация в пользу мужчин шаманов не была необходимой, а была связана с ритуалами и изначальным импульсом превосходства мужчин. Тем не менее этот мотив скоро был сметен под давлением повышенного восприятия. Версия дона Хуана была такова: существовала устоявшаяся традиция, что эта группа магических пассов практикуется только мужчинами и такое положение псевдоофициальным образом существовало в течение поколений, в то время как женщины практиковали эту серию тайно. Аргументы, подтолкнувшие магов к тому, чтобы включить женщин в число практикующих эти пассы, по той причине, что борьба и социальный беспорядок, которые существуют вокруг них, делают для женщин необходимым обладание особыми силами и живостью. Эти маги считали, что эти качества можно было найти только у мужчин, которые практикуют эту группу магических пассов, поэтому женщинам было разрешено практиковать эти пассы из чувства солидарности. В линии дона Хуана, разделение между женскими и мужскими линиями стало еще менее явным: секретность и исключительность старых магов были полностью преодолены, и даже старые аргументы в пользу выполнения этих пассов женщинами потеряли свою актуальность. Практикующие женщины открыто делали эти пассы. Дон Хуан говорил, что ценность этой группы магических пассов, самой старой группы пассов из всех существующих, состоит в ее длительности. С самого начала все эти пассы были общими для всех, и именно эта их особенность, по словам дона Хуана, была единственным средством, благодаря которому все в его магической линии, в которой были целые группы практикующих шаманов, могли двигаться в унисон, вне зависимости от того, сколько человек было в их группе. Тот факт, что движения Тенсегрити практикуются на семинарах сотнями людей одновременно, создал, как уже говорилось ранее, возможность наблюдать энергетический эффект скопления человеческих масс. Такой энергетический эффект обладает двумя свойствами: практикующие Тенсегрити осуществляют деятельность, которая объединяет их энергетически, а также они вовлечены в философию и действия, определенные повышенным осознанием шаманов древней Мексики. В течении многих поколений число практикующих никогда не могло превышать шестнадцати человек. Поэтому никто из этих магов не был свидетелем невероятного энергетического потенциала человеческой массы. В их случае существовал только особый консенсус между несколькими практикующими, консенсус который делал возможными идиосинкратические предпочтения и способствовал большему изоляционизму. В Тенсегрити эта самая старая серия магических пассов называется Маскулинной Серией. Выполнение Маскулинной Серии на семинарах по Тенсегрити - это опыт, уникальный вдвойне. Он придает этой серии размах, которым она всегда обладала, но он никогда не получал развития, а также позволяет массе практикующих, будучи подталкиваемыми своей энергетической массой, придти к энергетическим выводам, на которые учение дона Хуана никогда даже не намекало. Дон Хуан говорил, что Маскулинная Серия названа так не только потому, что мужчины вне всяких сомнений лучше чувствуют ее агрессивное качество, а потому что движения этой серии делаются очень быстро и сильно, и их практика вызывает не только ощущение хорошего самочувствия, но и чувство, которое лучше всего описать, как переход практикующего на уровень, на котором он может сражаться с неизвестным. Это чувство, если его не испытать, легко спутать с воинственностью или агрессивностью. Тем не менее, если его внимательно исследовать, то тут же безошибочно становится ясно, что это скорее чувство готовности. Дон Хуан говорил, что одной из причин того, что маги древней Мексики называли эту группу пассов Маскулинной было то, что она только размешивала энергию, скопившуюся на периферии, или в других местах нашей светящейся сферы. Они считали, что мужчины не нуждаются в том, чтобы их вели за руку, они могут использовать все, что они делают. Он говорил, что в идеальном случае, энергия создаваемая этой группой магических пассов должна идти в жизненные центры самостоятельно без того, чтобы переносить ее в них. Для учеников дона Хуана Матуса, этот набор магических пассов был самым главным в их обучении. Сам дон Хуан говорил о них, как об общем знаменателе и настаивал на том, чтобы выполнять их в неизменном виде. Он хотел, чтобы его ученики были готовы к сложностям путешествия в неизвестное. Маскулинная серия подразделяется на три группы, каждая из которых состоит из десяти магических пассов. Маги древней Мексики считали, что целью первой и второй частей Маскулинной серии является настройка энергии сухожилий. Каждый из этих двадцати магических пассов короткий, но очень сфокусированный. Практикующие Тенсегрити, также как и шаманы древности, серьезно нуждаются в том, чтобы добиться максимального эффекта от коротких движений, выражающегося во встряске энергии сухожилий каждый раз, когда выполняется движение. - Как ты думаешь дон Хуан, а не происходит ли того, что при каждой встряске энергии, я на самом деле теряю свою энергию сухожилий и она выходит из меня? - как то раз спросил я его. - Из тебя не может выйти никакой энергии, - сказал он. - Энергия, которую ты кажется теряешь сотрясая воздух, на самом деле не теряется, потому что она не может покинуть твоих границ, какими бы они не были. То, что ты делаешь - это на самом деле встряска энергии в том, что маги древней Мексики называли нашей "коркой", нашей "корой". Эти маги утверждали, что на энергетическом уровне, люди являются светящимися шарами, которые покрыты толстой коркой, наподобие апельсиновой, и у некоторых из них эта корка очень толстая и твердая, словно кора старого дерева. Они говорили, что эта наша кора - это застывшая энергия, которая в течении жизни улетучилась из наших жизненных центров энергии. - Дон Хуан, а полезно ли ударять по этой коре?, - спросил я. - Более чем полезно, - эмоционально сказал он, - Особенно если практикующие сосредотачивают все свое намерение на том, чтобы достичь своими ударами этой коры; если они намереваются при помощи магических пассов раздробить на части эту застывшую энергию, то эта раздробленная энергия может быть поглощена жизненными центрами энергии. Магические пассы третьей группы Маскулинной серии более широкие, более экстенсивные. Согласно дону Хуану, практикующим для выполнения десяти магических пассов третьей группы нужно сохранять устойчивость рук, ног и всего тела. Он говорил, что у шаманов древней Мексики целью третьей серии было создание устойчивости, стабильности, и что удержание тела в устойчивом положении во время выполнения этих длинных движений, дает практикующим опору под ногами. Современные практикующие Тенсегрити, в ходе практики обнаружили, что Маскулинную серию нужно выполнять с умеренностью, для избежания чрезмерной усталости сухожилий рук и мышц спины. ШЕСТАЯ СЕРИЯ. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВМЕСТЕ С ОСОБЫМИ МАГИЧЕСКИМИ ПАССАМИ Шаманы древней Мексики придавали особое значение силе, которую они называли энергией сухожилий. Они утверждали, что жизненная энергия движется по телу по особым путям, которые пролегают по сухожилиям. Я спросил дона Хуана имеет ли он в виду под сухожилиями ткани, которые соединяют мышцы и кости. - Я не могу объяснить энергию сухожилий, - сказал он. - Я следую по легкому пути, я использую ее. Меня учили, что это энергия сухожилий. Если я не буду о ней говорить что-то особое, то ты ведь все равно поймешь, что это такое, ведь правда? - Да дон Хуан, в общем смысле я смогу это понять, - сказал я. - Что меня смущает - это то, что говоришь о сухожилиях там, где нет костей, например в области живота. - Древние маги, - сказал он, - называли энергией сухожилий потоки энергии, которые двигались по внутренним мышцам вниз с шеи на грудь и руки, а также позвоночный столб. Они пересекали живот сверху вниз от ребер до паха и оттуда шли в лодыжки. - Разве этот поток не проходит через голову, - удивленно спросил я. Будучи западным человеком, я ожидал, что все подобное таким вещам исходит из мозга. - Нет, - выразительно сказал он, - он не включает в себя голову. Из головы идет другой тип энергетического потока, не тот, о котором мы говорим сейчас. Одним из значительных достижений магов, является то, что они выталкивают прочь то, что существует в центре энергии на верхушке головы, и они помещают там энергию сухожилий всего тела. Но это момент кульминации успеха. В настоящий момент, как например в твоем случае, ты как обычный человек обладаешь энергией сухожилий, которая начинается в шее, в том месте, где она соединяется с головой. Иногда энергия сухожилий поднимается выше скул, но никогда не выше этой отметки. - Эта энергия, - продолжал он, - которая называется энергией сухожилий за отсутствием лучшего названия, является крайне необходимой в жизни тех, кто путешествует в бесконечности или собирается в ней путешествовать. Дон Хуан говорил, что обычно приемом, позволяющим шаманам древней Мексики работать с энергией сухожилий, являлось использование некоторых простых приспособлений, и что было два способа использования этих приспособлений. Одно из них было предназначено для создания вибрационного эффекта на особые центры энергии сухожилий, а вторые для создания эффекта давления на эти же центры. Он объяснял, что эти шаманы считали эффект вибрации средством высвобождения энергии, которая застыла. Второй эффект, эффект давления, считался средством распределения энергии. То, что современному человеку может показаться противоречием, - то, что вибрация высвобождает то, что застыло и что давление распределяет - эти свойства особенно отмечал дон Хуан Матус, который объяснял своим ученикам: то, что нам может казаться естественным в контексте нашего мира, вообще не является естественным в контексте потока энергии. В мире повседневной жизни мы можем сломать что-либо лишь ударом или приложив давление, и размешать что либо при помощи вибрации. Он говорил, что энергия, которая застряла в центре сухожилия должна быть сделана текучей путем вибрации, и затем необходимо оказать давление для того, чтобы она продолжила течение. Дона Хуана Матуса ужасала идея, что можно надавливать на точки энергии в теле без предварительной вибрации. Он говорил, что энергия, которая застыла, может стать еще более инертной, если оказать на нее давление. Для начала он советовал использовать своим ученикам два приспособления. Он объяснял, что шаманы древности использовали две округлых гальки или два круглых сухих стручка какого-нибудь растения, в качестве приспособления для вибрации и давления для того, чтобы повысить осознание, путем манипуляций потоком энергии в теле, которая, как они считали, периодически застревает в своем движении по сухожилиям. Так или иначе, круглая галька, которую использовали шаманы была слишком грубой, а стручки семян слишком хрупкими. Эти шаманы также использовали в плоские камни размером с ладонь или куски твердого дерева, для того, чтобы располагать их на особых районах энергии сухожилий на их животе, в то время как они лежали на спине. Первая зона находилась под пупком, другая на пупке и третья в районе солнечного сплетения. Дон Хуан говорил, что в случае использования камней или других объектов возникала следующая проблема - эти объекты было необходимо сначала нагревать или охлаждать для того чтобы добиться соответствия с температурой тела. Более того, эти объекты твердые и они соскальзывают и падают с живота. Практикующие Тенсегрити нашли лучший эквивалент этим приспособлениям шаманов древней Мексики: два круглых шарика и груз из кожи. Эти шарики того же размера, что и приспособления использовавшиеся шаманами древности но они более прочные, так как они сделаны из смеси керамики и тефлона. Эта смесь придает им вес, твердость и гладкость, которые наиболее подходят для целей этих магических пассов. Другое приспособление - груз из кожи, можно считать наиболее идеальным приспособлением для создания постоянного давления на центры энергии сухожилий. В отличие от камней, он достаточно плоский, чтобы совпасть с контурами тела. Его кожаная поверхность может прилагаться к телу без предварительного нагрева или охлаждения. Тем не менее его наиболее ценным качеством является вес; он достаточно легкий для того, чтобы не вызывать дискомфорт, и достаточно тяжел для того, чтобы осуществлять давление необходимое для того, чтобы способствовать некоторым магическим пассам, предназначенным для достижения внутренней тишины. Дон Хуан Матус говорил, что вес, положенный на одну из трех вышеупомянутых точек вовлекает все энергетические поля человека воедино, что означает мгновенное выключение внутреннего диалога, а это первый шаг по направлению к внутренней тишине. В соответствии с традициями шаманов древней Мексики, современные приспособления используемые в сочетании с особыми магическими пассами по самой своей природе делятся на две категории. ПЕРВАЯ КАТЕГОРИЯ. Эта первая категория подразумевает использование двух Тефлоновых шариков для давления и вибрации особых точек энергии сухожилий. Дон Хуан называл акт выполнения особых магических пассов в сочетании с приспособлениями первым шагом на пути к действительному пробуждению энергии левого тела. Эта группа состоит из шестнадцати движений, восемь из которых выполняются левой рукой и запястьем, и восемь других в точках печени и желчного пузыря, поджелудочной железы и селезенки, в точке над носом, на висках и на верхушке головы. Эти первые восемь магических пассов считались магами древней Мексики первым шагом, необходимым для высвобождения левого тела от нежелательного преобладания правого тела. Второй набор магических пассов относится к верхнему телу и трем центрам энергии, печени и желчному пузырю, поджелудочной железе и селезенке а также голове. Та же самая последовательность движений повторяется, но вместо вибрации шариками они надавливаются на эти центры энергии. ВТОРАЯ КАТЕГОРИЯ Вторая категория движений предполагает использование груза из кожи для того, чтобы создать постоянное давление, на большой центр энергии сухожилий. Есть два магических пасса, которые используются вместе с этим приспособлением.