ой водой. 2. ПИОН УКЛОНЯЮЩИЙСЯ (марьин корень). Настойка (аптечный препарат): по 30-40 капель 3 раза в день до еды. 3. ТЫСЯЧЕЛИСТНИК. 15-20 г сухой измельченной травы на 1 стакан теплой воды, кипятить 15 минут, настаивать 1 час, по 1 столовой ложке 3 раза в день до еды. 4. КЛЕВЕР. 5г сухих соцветий на 1 стакан кипятка, запаривать 30 минут, по 1 столовой ложке 3 раза в день. 5. ТМИН. 3 чайные ложки сухих семян на 1 стакан кипятка, настаикать 30-40 минут, по 1 стакану утром и вечером. Нехватка кальция В твороге кальция ровно столько, сколько в молоке, максимум - процентов на 10 больше. Вот сыр - да, в нем почти в 10 раз больше кальция, чем в молоке. Халва, укроп, петрушка, курага, фасоль - продукты, в которых кальция _больше_, чем в молоке и твороге. Только с фасолью поосторожнее, если она грудью ребенка кормит. Сцеживание 1. Если после кормления в груди остатаьтся большое количество молока, которое может остаться и после следующего кормления, то его нужно _обязательно_ сцеживать, тем более если кормящая испытывает дискомфорт или боль. Проверить наличие лишнего молока очень просто: 1. Надо сцедить ставшееся молоко после кормления. 2. Если при следующем кормлении из этой груди ребенку молока не хватило или его оказалось как раз, то молоко сцеживать не надо. 2. А. М. Тимофеева. Беседы детского доктора. - М.: Теревинф, 1995. - 112 с. О нежелательности снеживания В родильном отделении женщин часто призывают к сцеживанию молока. По мнению многих, сцеживание обеспечивает приток молока, усиливает лактацию в первые дни после родов. А нужно ли ее усиливать, ведь малышу требуется очень небольшое количество молока? Матерям советуют как можно больше пить молока или чая с молоком. Но выпитая жидкость вовсе не механическим путем превращается в грудное молоко. После каждого кормления женщинам в роддоме советуют - сцеживайтесь. А что в результате? Женщина мучается при сцеживании, у нее действительно усиливается приток молока, но ребенок его еще не способен утилизовать. Отсюда застой, как говорят, "нагрубание груди". Ребенок такую грудь сосать не может. Женщине советуют пользоваться молокоотсосом. У нее появляются трещины сосков, а затем - повышение температуры и возможность появления мастита. Не лучше ли довериться организму человека, так прекрасно созданному Творцом? Сколько нужно молока ребенку, столько и появится. Чем старше становится малыш, чем активнее сосет, тем больше образуется молока. Мне кажется, что в первые дни после родов не надо сцеживаться, но при этом обязательно следует прикладывать здорового новорожденного к груди с первых часов жизни. Молока будет столько, сколько надо ребенку. Если же есть медицинские противопоказания к грудному кормлению, то, естественно, необходимо сцеживаться, чтобы сохранить лактацию на будущее. Памперсы-подгузники Берешь прописаный памперс, разрезаешь вдоль одного конца ( в зависимости от резинок), вытрясаешь гель. Потом памперс стираешь мылом и сушишь. В сухой внутрь закладываешь советский подгузник, обычно он как раз по размеру. И все. У некоторых памперсов хлипкие липучки, их можно заменить лейкопластырем. Кремы "Пенатен" - немецкий, в нем цинк содержится и он как бы сухой. классный крем - "Drapolene", фирмы Wellcome, на нем написано - "Для лечения и профилактики сыпи от пелениок и опрелостей. Также оказывает благоприятное влияние на течение незначительных ожогов и небольших ран" Раздражение кожи малыша From: Anna Mayboroda 2: 463/201. 16 в случае возникновения раздражений (не просто пересыхание, а покраснение), особенно в складочках, вообще ничем жирным смазывать нельзя, что бы там на флаконе не писали. Почему? Покраснения, в основном, возникают по трем причинам. 1. Аллергические проявления ( а реагируют дети сейчас на все, что угодно, вплоть до домашней пыли и хлеба, только каждый - на что-то свое) 2. Опрелость - перегрев кожи и нарушение ее "дыхания" 3. Потертости - результат пересушенности кожи В первых двух случаях применение жирной смазки приведет к затруднению вывода шлаков через кожу, т. е. к еще большему воспалению (аллергические высыпания и покраснения, а также любые нарывы и прочие кожные неприятности есть попытка организма избавиться от чего-либо нежелательного, и следует ему помочь в этой очистке, а не загонять грязь внутрь). В последнем варианте тоже предпочтительнее что-либо на цинковой основе (тут недавно какой-то крем детский такого типа хвалили). Почему-то не получается вразумительно сформулировать достаточно строгое обоснование, но подумайте - если натереть, скажем, обувью ногу, станете это место чем-либо жирным смазывать? Впрочем, тут все не так однозначно. С одной стороны, если у малыша все нормально и его регулярно чем-либо мажут в полной уверенности, что это необходимо и полезно, то возможны три варианта а) у ребенка здоровая кожа, которой эта смазка не мешает=> вообще говоря, можно ничем и не мазать (судя по моим, дети эту процедуру страшно не любят) б) кожа пересушенная, и ей эта смазка необходима - тогда кожа пересыхает не только в складках, и до возникновения потертостей вполне можно определить такую необходимость. Здесь важно не пропустить момент, когда организм уже наладил собственный жирообмен и смазка уже не нужна. в) вариант (а), но мама уверена, что, если прекратить мазать, ребенку станет плохо. Тогда лучше продолжать (если все в норме) Вставляю еще отрывок из письма друзьям. Тон директивный, но поставьте перед всем этим "ИМХО". Уход за кожей. Солнце, воздух, вода. Любые неприятности в этом смысле связан либо с питанием мамы (много ли надписей "экологически чистое " соответствуют действительности? ), либо с перекутыванием. Любые сыпи, опрелости, язвочки лечатся исключительно купанием (детское мыло, травы(ромашка, мята, череда, крапива), соль(лучше морская), несколько капель йода, марганцовка - можно все по очереди). Ни в коем случае не мазать ничем жирным! Смазывать можно только пересохшую (но не воспаленную) кожу, и то не сильно, очищенным (не кипяченым) растительным маслом, лучше всего оливковым. Самая удобная вещь, с которой приходилось сталкиваться - салфетки "Penaten". Вместо мыла для капитального мытья раз в неделю вполне приемлемы детские пены для ванн, "Джонсон" или лучше тот же 'Penaten" c ромашкой. Уход за зубами * Десять правил приема пищи. 1. Принимать пищу так часто, как велит врач. 2. Много грызть и жевать овощи и фрукты, не отказываясь от жесткой пищи. 3. Снимать с ложки пищу губами, не засовывая ложку в рот. 4. Откусывать пищу только передними зубами. 5. Измельчать пищу только дальними зубами. 6. Глотать пищу хорошо разжеванной не запивая. 7. Заканчивать каждый прием пищи твердыми овощами и фруктами. 8. После каждого приема пищи полоскать рот водой. 9. Не есть сладостей между приемами пищи. 10. Есть сладости только один раз в неделю в небольшом количестве, затем сполоснуть рот водой. * Десять способов сохранить зубы здоровыми без лекарств. 1. Энергично и много жевать, особенно к концу приема пищи. 2. Не есть много сладостей и мучных изделий. 3. Употреблять различные пищевые продукты, съедая всю порцию. 4. Медленно пить, задерживая во рту молоко, чай. 5. После каждого приема пищи и сладостей полоскать рот водой, лучше щелочной минеральной или раствором питьевой соды. 6. Правильно чистить зубы два раза в день, после завтрака и ужина. 7. После чистки зубов втирать пальцем пасту в поверхность эмали в течении 2 минут. 8. Между приемами пищи полоскать рот раствором повареной соли терпимой крепости 2-3 раза в день. 9. Выполнять упражнения по тренировке зубов и челюстей, поочередно слабо и крепко сжимая зубы, захлопывая рот легко и с большой силой, отводя нижнюю челюсть вправо и влево со скольжением бугров по буграм. 10. Зака- ливать организм и заниматься гимнастикой. * Десять правил чистки зубов. 1. Щетка должна иметь изогнутую ручку и короткую, на 2-3 зуба, головку со щетиной редкими кустиками. 2. Перед чисткой зубов щетку надо мыть чистой водой. 3. Учиться чистке зубов нужно без пасты, а научившись - использовать и пасту. 4. Зубной порошок лучше не применять, так как им можно поперхнуться. 5. Вначале надо чистить переднюю поверхность зубов движениями щетки в одном направлении : вверху-сверху вниз, внизу-снизу вверх по 5 раз у двух зубов, передвигая щетку от дальних зубов слева к дальним зубам справа, сначала вверху, потом внизу, а дальше заднюю поверхность зубов в том же порядке. 6. Затем надо чистить жевательную поверхность сначала верхних, потом нижних зубов - от дальних зубов слева к дальним зубам справа по 5 раз в каждую сторону, потом спереди назад по 5 раз у 2 зубов. 7. В конце чистки зубов надо "подмести" все очищенное по зубным рядам, захватывая десну, сначала вверху, затем внизу слева направо. 8. После чистки щетку надо помыть, намылить и поставить головкой кверху в стакан. 9. Чистить зубы надо 2 раза в день: после завтрака и перед сном. 10. Новую зубную щетку надо менять весной, летом, осенью и зимой. Для того, чтобы не испортить прикус, главное - соска должна быть МЯГКАЯ. Кариез Как отучить совать пальцы в рот Мажьте соком алоэ - безвредно и желание класть пальцы в рот отшибает напрочь. Детские стиральные порошки Хорошие поршки (по отзывам) Ланца. Бинго-матик. Диксан. Галакси. "Аистенок" хорошо отстирывает и отбеливает при 80-90 C. Никаких раздражений на ребенке пока незамечено. Плохие порошки "Беби" болгарский. Плох тем, что очень плохо отполаскивается (даже в Вятке, после полоскания ну _очень сильно_ мылом воняет). Детское мыло. Намылил, кинул в чуть т? плую воду - ни в коем слусае не в горчую, а то заварится, и потом только кипятить или в хлорку. Накопилось намыленных за сутки, в машину их и телемаркет. Вообще, намылить мама может, ей вс? равно чаще руки мыть надо, а в машине и дальше - уж папа. Смывать каки лучше всего сильной стру? й душа. Подгузяр в секунду белеет. Остатки мыло съест. А порошком стирай большие вещи - пел? нки-простынки, наволочки, пододеяльники, наматрасники, полотенца. Детская обувь Жестким должен быть только задник. А вот подошва должна _хорошо_ гнуться (легко). Если подошва плохо гнется - такую обувь лучше вообще не покупать. Тяжесть не особо принципиальна, хотя легкие туфельки малышам носить удобнее Детские страхи Вот что рекомендует Американская Медицинская Ассоциация в книге "Домашний доктор для детей". ПОМОГИТЕ ИМ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ СВОИМ ВООБРАЖЕНИЕМ. Благодаря воображению дети видят чудовищ, прячущихся в темноте, или верят в то, что реально существующее животное или микроб внезапно накинется на них. Но они также могут прибегнуть к своему воображению, чтобы победть эти страхи. Пусть ребенок вообразит что-то, чего он боится, скажем, темную комнату или собаку, и затем представит себе, что он входит в эту комнату или подходит к собаке и не происходит ничего ужасного. Он должен повторить это мысленно несколько раз, до тех пор, пока страх не исчезнет. Такой метод может также успешно действовать и у старших детей, чьи страхи более реалистичны, например, посещение танцев, переход в другую школу или исполнение роли в школьной пьесе. Если ребенок в воображении проходит все ступени, - как бы проигрывает все ситуации, это придает ему уверенность, когда все начинает происходить на самом деле. ДЕЛАЙТЕ ЭТО В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. После того, как ребенок попрактиковался в победе над своими худшими страхами в воображении, помогите ему сделать то же самое в реальной жизни, но очень постепенно. Создайте ситуацию, при которой ребенок чувствует себя уверенно, полностью контролируя происходящее. Если ребенок боится животных, например, пойдите с ним в магазин, где продаются животные, но сначала предложите ему посмотреть через стекло. ПРОЧИТАЙТЕ ОБ ЭТОМ. Ничего не может быть лучше для подавления страхов, как реальных, так и воображаемых, чем подробная информация. Если ребенок боится пауков или насекомых /*или физических явлений*/, например, он может прочитать о них в книге. УСПОКОЙТЕ РЕБЕНКА. Детям нужно объяснить, что у них нет оснований бояться того, что наводит на них страх, например, относительно болезни или смерти: "Что случится, если я потеряю свою маму? Что, если у меня появится СПИД? ". Когда ребенок выражает такие страхи, вы можете ему ответить объяснением, насколько мала вероятность такого события. Кроме того, полезно убедить ребенка, что это ваша забота беспокоиться о таких вещах, а не его. ВООРУЖИТЕ РЕБЕНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ФОНАРИКОМ. Когда приходит время ложиться спать ужасные ночные чудовища якобы появляются, чтобы наводить страх на маленьких беззащитных детей в их кроватях. Поэтому надо, чтобы ваш ребенок не чувствовал себя беззащитным - дайте ему его собственный электрический фонарик, который символизирует контроль. Даже если ребенок им не воспользуется, он знает, что фонарик находится рядом и его можно включить в любое время. БОРИТЕСЬ С ЧУДОВИЩАМИ, ПРИБЕГАЯ К НЕКОТОРОМУ ВОЛШЕБСТВУ. Иногда помогает, когда вы можете придать ребенку особую силу. Чтобы подбодрить ребенка вы можете использовать баллон спрэя, содержащий безвредное вещество вроде воды, как бы не допуская к ребенку воображаемых чудовищ. Рассуждая логически, этого не следует делать, потому что если вы готовитесь "изгонять" чудовище - это означает, что по вашему мнению оно реально существует. Но все-таки этот прием действует, потому что ребенок считает своих родителей всемогущими и воспринимает спрэй, как мощное оружие. ПРИВЛЕКИТЕ НА ПОМОЩЬ ПЛЮШЕВОГО МЕДВЕДЯ. Попросите ребенка выбрать игрушку, которая ему нравится, и назначить своим защитником. Это тоже даст ребенку ощущение контроля над вещами, которых он боится. КОНТРОЛИРУЙТЕ ЧТО СМОТРИТ ВАШ РЕБЕНОК ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ. По телевидению сейчас показывают много пугающего, и вам не следует соглашаться с тем, чтобы испуганный ребенок смотрел передачи, в которых показывают кровопролитие, запугивание и насилие. ПОЛЬЗУЙТЕСЬ УПРАЖНЕНИЯМИ НА РАССЛАБЛЕНИЕ. Глубокое дыхание и мысленное воображение какого-нибудь тихого спокойного места может помочь вашему ребенку расслабиться и испытывать меньше страха. Дети используют эти методы лучше, чем взрослые - пусть ваш ребенок представит, что он плывет на облаке или лежит на морском берегу, что-нибудь спокойное и доставляющее удовольствие. УСТАНОВИТЕ ОГРАНИЧЕНИЯ. Часто чудовища, которых боятся дети - это они сами. Ночные страхи особенно символичны и показывают то, что происходит в жизни детей. Если поведение детей не поддается контролю днем, они могут подумать, что им нужна защита от чудовищ ночью. Им нужна лучше организованная жизнь и больше дисциплины, под которой подразумевается защита от собственной агрессивности. Если им разрешается бить своих родителей или не соглашаться с их мнением - а ведь они считают, что родители всемогущи - вполне вероятно, что они будут испытывать ночные страхи. Контролируя поведение своих детей, вы можетепомочь им успокоить эти страхи. РАССКАЗЫВАЙТЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВЕЧЕРНИЕ ИСТОРИИ ПЕРЕД СНОМ. Поскольку дети боятся главным образом вещей, которых они не могут контролировать, рассказывайте им вечерние истории о героях, которые добились побед в трудной борьбе или преодолели свои страхи, о том, как кто-то справился с вещами, которых он боялся и сумел добиться того, о чем он даже не мечтал. СОСТАВЬТЕ ПЛАН. /*о покупке пожарной лестницы и практических занятиях по эвакуации на случай пожара вместе с ребенком */ журнал "Домовой" номер 8-9, так там есть статья, посвященная детским страхам. Там и книжку рекомендуют почитать, называется "Психологимнастика", автор М. И. Чистякова. Кратко в таком случае они рекомендуют оставлять ребенку на ночь ночник. При этом надо как можно чаще подчеркивать, что ничего плохого с ним никогда не случится, что вы, большие и сильные взрослые, всегда придете ему, более слабому, на помощь. И реально поможете! А страдания трусишки надо по-возможности облегчать - если чего-то боится, то постараться избегать этих ситуаций. Из игр они предлагают, например, такую. Попросить ребенка нарисовать то, чего он боится (ненавязчиво, в игре), а потом постараться найти в изображении что-то карикатурное, смешное и посмеяться вместе над ним, а не над ребенком. Можно разыграть сценки с детскими страхами с куклами, так чтобы становлось в конце понятно, что бояться-то было нечего (но кукле, а не ребенку). Как научить ребенка читать Автор книги Глен Доман "Гармоничное развитие ребенка" или "Как научить читать" А методика такая, что мы писали на листочках ватмана определенной формы ( см. 10-12 высотой и длиной сначала в 1 слово, а потом и в два; а буквы пропорцеонально стандартные, но с отступом с верху и снизу ) часто встречающиеся слова (ну тоесть те слова на которые ребенок обращает повседневно внимание ) прописными буквами и показывали их буквально по 2 секунды каждое, в день по 5 слов и произносили при этом вслух и в день раза по 2, но если ребенку не интересно то сразу прекращаем, аналогично идет и арифметика, но там уже красные кружочки от 1 го на листе А4 до 100 и также точно, а сейчас уже птицы, кошки, собаки.  * Болеем *  Температура Жаропонижающее имеет смысл давать в двух случаях: 1. при _очень высокой_ Т: выше 39 (для детей первых месяцев жизни - 38, 5). 2. если у ребенка при высокой Т начинаются _судороги_, тогда - когда Т приближается к 38. Но ни в коем случае при 37 или даже 37, 5 градусах! Высокую температуру лучше "сбить" немного, а то ребенку тяжело. Но не сильно. При t 38 организм вырабатывает антитела для защиты себя от инфекции. У малышей простуды всякие протекают с более высокой t, чем это бывает у взрослых. Считается, что чем лучше состояние имунной системы, тем активнее организм борется с инфекцией, тем выше t. Высокую температуру( 38, 5 - 40) очень хорошо сбивают свечи парацетамола; Не обязательно сразу таблетки лопать, можно сделать обертывания. Берется кусок ткани (лен - лучше всего, но можно х/б ) смачивается в ХОЛОДНОЙ воде (прямо из-под крана ). Отжимается так, чтоб не стекала вода и этой мокрой холодной тряпкой обертываешь ребенка. Ткань должна закрывать ребенка от подмышек до паха и сверху обертываешь шерстяным шарфом. Шарф должен быть шире ткани. На ноги та же процедура. Смочить х/б носки, а на них - шерстяные носки. Одевают рубашку и накрывают одеялом. Лучше делать во время дневного сна. Сколько ребенок проспит - столько и держим этот компресс. Будить нельзя. При t 38-39 обертывания можно делать раза 2-3 в день. После снятия компресса ребенка надо омыть под теплым душем. При этом хорошо бы пить побольше морс, чай с лимоном, шиповниковый настой, чай с черной смородиной и пр. компоты. Если можешь - сделай клизму ребенку. Если есть уксус - длбавить 1 ст. ложку на 1/2 литра воды. Ребенка даже будить не надо, если он спит. Платочек мочила в чашке с водой и обтирала ножки, ручки, лоб. Прямо под одеялом. температуру хорошо сбивает брусника и клюква. от брусники иногда температура утром даже до 36 не поднималась.. есть такое лекарство "Понстел" он же "Понстал" (Ю. Корея делает) - в виде суспензии. Вот он хорошо снижает t и его можно давать даже грудным младенцам. В нем нет парацетамола, как во всех известных (рекламируемых) детских жаропонижающих. Правда, встречается он редко. Судороги Судороги при повышенной температуре бывают у детей нередко. Чаще - свыше 38-38. 5. Лечение зависит от выраженности судорожного синдрома и включает в себя: снижение температуры (лучше - внутримышечно анальгин с димедролом, растереть спиртом или уксусом, раздеть догола), седативные препараты (седуксен, реланиум в возрастных дозировках). Но это - только при очень слабых и непродолжительных судорогах. Если температура не спадает и судороги продолжаются больше 1-2 минут, то надо обязательно вызвать врача. Кашель 1. Поите настоем ромашки ( чайная ложка на стакан кипятка - заварить, дать настояться ), по десертной ложке 2-3 раза в день. 2. Вечером, если нет температуры, погрейте ножки в горчичном растворе. 3. Можно на ночь насыпать в носочки горчицу и надеть их на другие носочки, т. е. чтобы горчица оказалась между носочками. 4. На ночь сделать на область горлышка и немного захватить грудку такой компрес - сварите картошку, помните ее и положите в мешочек, оберните мешочек полотенцем и на горлышко. Очень хорошо помогает. Только смотрите, чтобы грудку покрывало не на много. Это хорошее отхаркивающее. последние два пункта можно делать только при отсутствии температуры. Очень хорошо при кашле и бронхитах помогает молоко с овсом. Кипятите молоко и заливаете его в термос, потом берете овес, обязательно в шелухе, и засыпаете его в молоко, где-то горсть на стакан. Термос закрывается и 5-6 часов можно поить ребенка, естественно предварительно отфильтровав овес от молока. Если молоко будет стоять в термосе около 20 часов, то оно свернется. Для того чтобы мокрота не оседала на легких мы делали микромассаж. Ребенка кладут на живот и на спине в районе легких двумя пальцами делаются движения напоминающие вибрацию, раз 5-6, после этого рука переставляется в другое место спины. Ну естественно все это надо делать аккуратно. Кашель лечили так: на спичку наматывали ваточку, смазывали йодом и рисовали "решеточку" на спинке, грудке но нужно рисовать крупную клетку и так чтобы не было нарисовано на сердечке! А также одну полоску на переносице, и не помню как это наэывается, но это находится между задней частью коленки и пяткой; - ) а также пяточку. И очень хорошо на ночь насыпать в носочки сухую горчицу. Носик закапывали соком свеклы, и еще разведеным кипяченой водой сок алоя или еще сок каланхоя. 3 больших головки лука мелко порезать, сложить в кастрюльку. Залить водой так, чтобы покрыть лук. Добавить 3-4 столовых ложки меда, варить при закрытой крышке на маленьком огне 3 часа. Потом процедить и емкость с лекарством хранить в холодильнике. Давать по 1-2 чайной ложке (ложку предварительно подогреть) после каждого приступа кашля. Медовый компресс на всю ночь, масляный компресс ( если аллергия), чистую шерсть на голую кожу, шею, дышать над паром (эвкалипт, "Зв? здочка"(кусочек со спичечную головочку), желательно в ванной. Не дышать прямо над кастрюлей - горячо для маленгького. Хорошо устроить в ванной парную с эвкалиптом-мятой-хвоей, побыть там минут пять-десять, потом попить медовую водичку, отвар трав. кашель хорошо лечить препаратами из серии "БРОНХИКУМ". Это - чай от кашля, ингалят и др., хорошо иметь масляные капли в нос, типа "ПИНОСОЛ", "ТИЗИН" From: Nataly Kramarencko 2: 5030/587 великолепное лекарство от сухого кашля при бронхите, трахеите - инжир, вареный в молоке, вернее - молоко на инжире. Все очень просто: промываешь инжир, заливаешь молоком, доводишь до кипения и настаиваешь около часа. Молоко пить в теплом виде, инжир с`едать... еще одно очень хорошее средство от кашля - черная редька с медом. Берешь редьку, срезаешь "хвостовую часть" так, чтобы получилась крышечка, вырезаешь y редьки середину и кладешь туда мед или сахар - что есть в доме. Закрываешь сверху "крышечкой". Редька выделяет сок, который, смешиваясь с медом или сахаром, образует сладкий сироп. Этом сиропом и поишь больного. По мере использования сиропа сахар или мед можно добавлять по-новой. Я таким способом вылечивала трахеит за 2-3 дня... Бронхит компресс из капустного листа. Делается он так: берем лист капусты размером с грудку, немного провариваем для мягкости и чуть-чуть отбиваем молотком все прожилки. На грудку кладем тряпочку, смоченную в воде из-под капусты, затем лист, кусочек полиэтилена, много ваты и прибинтовываем. Мы делаем это обычно на ночь. На месте компресса может быть слабое покраснение, это не страшно. Все упражнения делаются стоя. 1. Существуют 3 типа дыхания-животом(т. е. нижними отделами легких), средними отделами и верхними отделами. Обычно дыхание сочетает все три вида, но в различных состояниях преобладающими являются отдельные типы. (Например, при волнении-верхнее, в расслабленном состоянии-нижнее). Первое упражнение основано на использовании отдельно этих типов дыхания. 1а. Нижнее дыхание. Выдох, затем Медленный вдох "животом", медленный выдох. После вдоха и выдоха на несколько секунд задержать дыхание. 1б. Среднее дыхание. Тоже самое, только вдох за счет расширения грудной клетки. Можно положить руку на ребра для контроля. 1в. Верхнее дыхание. Аналогично. Проконтролируйте, чтобы только верхние отделы работали. 1г. Гармонично полное дыхание. Работают все отделы легких. 2. "Задувание свечи" Глубокий вдох, затем несколько сильных коротких выдохов. 3. "Шипящий С" Глубокий вдох, затем очень медленно выдыхать, издавая звук С-с-с-с-с-с-с... Перед вторым и третьим упражнениями нужно провентилировать легкие(несколько глубоких вдохов и выдохов) Насморк Самым идеальным были сухие горчичники в носочки на пяточки на ночь. Кстати, и взрослым хороший метод. Очень приятно прогревает всю ночь Также неплохо помогает сок каланхоэ - свежедавленный с листьев - но только при легком насморке (не глубоком). Ребенок начинает сильно чихать и после этого проходят сопли довольно часто. хорошее средство, как интерферон человеческий лейкоцитарный. Для профилактики гриппа (капать пока есть реальная угроза) до года - по 1 капле в каждую ноздрю 2 раза в день с интервалом не меньше 6 часов после года - по 2 капли... Для лечения (только первые три дня, потом неэффективно) в год (по совету врача со "скорой") по 1 капле через час 6 раз в день 3 дня (по совету участкового педиатра) по 2 капли 3 раза в день Аллергии и побочных эффектов не дает. Это элементарные капли в нос, убивающие бактерии. Но принимать его можно только двое суток. Если улудшения нет, то далее переходим к народным средствам: отвар ромашки, зверобоя по чайной ложке 2 раза в день, носик капать содовым раствором; пред сном, если получится, попарьте ножки раствором горчицы, а грудку разотрите внутренним жиром, смешанным со столовой ложкой водки, кстати этой же смесью хорошо натирать носик, но для носика водки должно быть меньше, При насморке нам хорошо помогали капли "Протаргол" их можно выписать у врача и вам их изготовят в аптеке. Еще один рецепт - это промыть нос отваром лечебной ромашки с помощью маленькой клизмачки. Это очень мощное средство, но если вы никогда этого не делали, то лучше вначале потренируйтесь на себе. 1 часть лукового сока и 1 часть меда перемешиваем и закапываем в нос - помогает за день, за два ( правда нам сейчас 2, а в 1 год мы этим же составом протирали ваткой на спичке). Морковным соком. Трешь морковку, отжимаешь сок и капаешь по паре капель как вспомнишь.: ) Хоть каждые полчаса. Быстро проходит. Класть реб? нка немного повыше ( чем сильнее насморк, тем выше, это помогает реб? нку дышать во сне, при сильной простуде он спит почти сидя). Диатез Скорлупу вареных яич измельчить на кофемолке. Небольшое количество ее (на кончике ножа) погасить свежим лимонным соком (1 - 2 капли) и подмешать в еду. Очень хорошо снимает диатез, но использовать нужно длительное время и регулярно (1-2 раза в день) для устойчивого результата. Результат может наступить не сразу. Возможно, дело в сахаре. Молочную смесь выбирайте как можно менее сладкую. Возможно, нарушена кишечная флора. Проверьтесь на дисбактериоз. Кефирчик - обязательно. Возможно, малышка не переносит молока в принципе. Попробуйте соевые смеси. Если диатез вызывается даже зеленым яблоком, не употребляйте никаких соков, кроме водички с лимоном. Из овощей безопасны картофель и капуста. Каши только темные - гречневая или овсяная на воде с небольшим количеством молока. очень помогает полисорб. Полисорб не дает побочных реакций. активированный уголь Суточная доза такая: 1 таблетка на 10 кг веса ребенка. Давать надо дней 40. Потом перерыв. Можно через несколько месяцев повторить лечение, если диатез опять начнется. Средство очень хорошее, да и безвредное. From: Anna Mayboroda 2: 463/201. 16 Это не метод устранения основной ПРИЧИНЫ аллергического состояния (этим в конретном случае должен заниматься грамотный врач), а способ облегчить самочувствие ребенка во время обострения и уменьшить вероятность возникновения таких обострений. Наша медицина чаще всего рассматривает сейчас диатез как "неправильную" реакцию иммунной системы, излишнее ее "рвение". И прописывает лекарства, подавляюще на нее действующие (диазолин, димедрол и т. п. ). Вроде существуют какие-то методы, связанные с очисткой крови, но я о них, к сожалению, пока ничего толком не знаю. Различные кожные раздражения/высыпания/нарывчики - на самом деле попытка организма избавиться от чего-либо нежелательного. Это может быть как "грязь", попавшая с питанием, так и энергетическая - дети очень чувствительны к отрицательным эмоциям в семье. Поиск причин обострения. Вспомните: - что ела/пила мама (лекарства, субпродукты, плохо промытый рис, новая "партия" любых овощей/фруктов, чуть больше сладкого) или сам ребенок. - какая у вас вода в кране; у моих диатез потерял хронический характер только после того, как поставили фильтр для питьевой воды - не было ли каких сильных стрессов в семье перед обострением; куда ходили с ребенком; кто приходил в гости; ("сглаз", увы, не выдумка) - ПРИВИВКИ! Когда делали последнюю и как дите реагировало! - как у вас с наследственностью в смысле всяких аллергий Причины могли наложиться, и вместе дать довольно сильный эффект. Ликвидация последствий. НЕ ЗАМАЗЫВАТЬ, НЕ ЗАГОНЯТЬ ВНУТРЬ! Ребенка купать и проветривать. Не кутать! Купать 3-5 раза в день, с содой, мятой, ромашкой, валерианой (настои), раз в 2-3 дня - детским мылом или _хорошей_ пеной для ванн ("Penaten", например). Если при этом на _непораженных_ участках кожа будет сильно пересыхать, можно чуть-чуть смазать растительным маслом. Ежедневно очистительные клизмы (по крайней мере, первые 2-3 дня, а дальше глядя по ситуации). Чем меньше будет шлаков в кишечнике, тем меньше пойдет на кожу. На стакан прохладной (но не холодной! - 18-20 градусов) воды - 1-2 ст ложки соли. После естественной дефекации. Дозировка. Детям до 6 месяцев достаточно ввести 30-50 мл этого раствора, от шести месяцев до 1-1, 5 лет - 70-100 мл, с 2-3 лет - один стакан, дошкольникам - 1, 5-2 стакана. Детям 12-14 лет вводится 700- 800 мл жидкости из расчета на один литр воды 1-2 столовые ложки поваренной соли (без верха). И необходимое условие при любой болезни ребенка - рядом как можно больше должна быть мама. Или папа. Долговременная стратегия. Сильно уменьшить вероятность возникновения обострений (в легких случаях она практически сводится к нулю), а также облегчить их течение помогает следующее (выполнение приводимых рекомендаций помогает также при коликах, излишней возбудимости - короче, при всех неприятностях, связанных в первую очередь с нервной системой и пищеварительными органами). Капитальный, но невыполнимый способ от таких неприятностей избавиться - родителям и всем окружающим постоянно пребывать в светлом, спокойном, излучающем добро и ласку состоянии духа. Реальные способы как-то приблизиться к этому идеалу. - Ограничить (максимально) количество посещений малознакомых для маленького ребенка людей. - Очищающе-успокаивающая терапия а)при грудном вскармливании маме каждое утро, за 30 мин. до еды, 1/4 чайной ложки питьевой соды (растворить в теплой воде, потом запить теплым молоком) - рецепт из тибетской медицины; б)настой валерианового корня (1 ч. ложка на стакан кипятка, настаивать 2 час в термосе, выпивать в течение дня); в)мята, укропные семечки, корень солодки - заваривать и пить вместо чая. Чай лучше совсем исключить. г)при грудном вскармливании маме раз в неделю обязательно чистить кишечник; д)обратите внимание на диету (см. в конце) (пункты б) и в) можно проводить и для самого ребенка, но в меньшей дозировке, а детям старше 2 лет - и пункт а)) - Максимум свежего воздуха для ребенка и мамы. Далеко ходить совсем даже не надо, если есть тихий балкон или двор - самое оно. Траву и соду пить в течение 2-3-х месяцев, независимо от симптомов, остальное - смотря по ситуации. Мгновенного эффекта не ждите, нужно неделю - две. Рекомендации по диете. А. М. Тимофеева. Беседы детского доктора. - М.: Теревинф, 1995. - 112 "А как вообще правильно питаться? Это очень серьезный вопрос. Надо учитывать не только состояние окружающей среды, но и климат, географическое положение, религиозные воззрения каждого народа. Во время острого заболевания при нелекарственной терапии из питания нужно исключить мясные и молочные продукты. Успех вашего лечения при нелекарственной терапии будет всегда зависеть от того, как вы кормите больного. Дело в том, что основные органы, от полноценной работы которых зависит формирование иммунитета, - это печень и система пищеварения. И если во время болезни они будут перегружены, то иммунитет как следует не выработается, да и пища у больного ребенка полностью не усвоится. А вот если они будут свободны и будут работать только на иммунитет, то ребенок скорее выздоровеет и иммунитет у него сформируется. Поэтому прежде всего, как наиболее нагружающие систему пищеварения, должны быть исключены все виды мясных и молочных продуктов, в том числе кисломолочные. Это правило не касается грудного молока: кормление грудным молоком сохраняется. И если ребенок на искусственном вскармливании, то оставляют те молочные смеси, к которым он адаптирован. Детям полезно иметь не менее двух вегетарианских дней в неделю, а в остальные дни мясные блюда должны употребляться не чаще одного раза в день. Мне скажут: дети будут голодны. Нет, вегетарианские дни - не го- лодные дни. Они разгрузочные. В эти дни легче переваривается пища, не требуется напряженная работа всего пищеварительного тракта. Попробуйте изредка менять дни с обычной диетой на дни с вегетарианской. Вы убедитесь, что кишечник начнет нормально работать, исчезнут такие неприятные явления, как вздутие живота, отрыжка, тяжесть в правом подреберье, запоры. А ведь это - признаки нарушения переваривания пищи, которые очень часто приводят к возникновению таких болезней, как гастрит, колит, холецистит и т. д. Подобное питание предохранит детей от многих хронических заболеваний пищеварительной, дыхательной и сердечнососудистой систем, и особенно - от аллергических состояний. Однако ни в коем случае нельзя давать костные бульоны! Когда-то ими кормили только скотину, а сегодня ими зачастую кормят детей. Не нужно и жирных бульонов. И наконец, не чаще четырех раз в неделю допустимо дать какое-либо мясо, но не сосиски и не колбасу. Можно кусочек постного мяса без гарнира, как советует доктор Шелтон. Если очень хочется, дайте к нему свеклу. Не следует давать мясо с картофелем, это сочетание неблагоприятно для переваривания. Дети вообще плохо едят гарниры к мясу, предпочитая мясо без гарнира, и это не случайно. " Вообще по возможности исключить продукты, нагружающие печень и почки, в первую очередь копченое, жареное, маринованное, слишком острое. Не использовать субпродукты. Также следует ИЗБЕГАТЬ продуктов, содежащих красители, консерванты и прочие синтетические добавки. Максимально уменьшить сладкое. Опыт показывает, что сахарный сироп "безопаснее", чем "сырой" сахар. Кишечник кроме нарушения кишечной флоры, от антибитиков очень страдает и слизистая оболочка кишечника. Для ее восстановления можно попить настой подорожника (столовая ложка листьев на стакан кипятка, по столовой ложке 3 раза в день за 30 мин до еды в течение 2-х недель), подсолнечное или лучше оливковое масло, только обязательно _нерафинированное_ (по чайной ложке натощак за 30 мин до завтрака, 2 недели). Еще препарат "Тыквеол" - нечто натуральное, маслообразное, из тыквы, выпускается в Волгограде, тоже 2 недели по пол-чайной ложки натощак. (Дозировки для ребенка примерно 1. 9 лет) Прекрасные средства от поноса: а) сухарная вода. Подсушить сухарики из белого хлеба, залить их кипятком, а через полчаса процедить. Давать по 50 г при поносе и по столовой ложке, если есть еще и постоянная рвота "от всего". б) настой черемухи и черники: 1 ст. ложка сушеной черники, 1 ст. ложка сушеной черемухи. Залить 1, 5 стаканами кипятка, настаивать 1 час и давать за полчаса до еды. в) Трешь (очень мелко) морковку и яблоко. И даешь сколько съест. Радикальное средство. Можно одну морковку (но хуже). Нельзя одно яблоко. c) В критических случаях я давала отвар гранатовых шкурок. Шкурки просто подсушить, они прекрасно хранятся несколько лет. Такому маленькому я бы заварила так - четвертушку шкурки от целого граната на два стакана воды. Покипятить на маленьком огне минут 10 (или в термос). Дать попить. Сначала понемногу - средство сильное! Пару-тройку чайных ложек. Кстати, таким мелким лучше не давать рисовй отвар и прочие закрепляющие. они не убирают причины. Из каш лучше овянку на воде или на половинном молоке. И не забывай чаще поить. При поносе наступает обезвоживание организма, особенно у таких крох. Как и при рвоте. Запор 1. массаж животика по часовой стрелке (до еды), и еще такое упражнение: прижми согнутую ножку к животику, затем отведи в сторону, вперед, внутрь, опять к животику - в общем, вращение согнутой ножкой. Потом так же с другой ногой, потом - двумя ножками сразу. Это упражнение помогает при запорах, нам массажистка советовала. ( а заодно и тонус уменьшает, и переворачиваться раньше начнет ) 2. Совсем маленьким детишкам дают черносливовый отвар - ягоды хорошо промыть, один раз ошпарить кипятком, затем положить в банку и залить кипящей водой. Дать остыть-настояться. Сахар крайне нежелателен - он вообще крепит. Просто давать такую черносливовую водичку вместо обыкновенной воды. Пропорции - 3-4 черносливинки на стакан воды. 3. активированный угольДают даже двухнедельным детям. Восьмую часть 2 раза в день. Он не имеет никаких противопоказаний. 4. обычное сливочное масло порезать на "свечечки" и заморозить в морозилке. Потом использовать. Масло в руках мгновенно начинает таять, смазывая задний проход ребьнка и внутрь попадает уже пол, а то и треть кусочка. Свечки делать по возрасту, но не тоньше двух спичек, а то растает раньше, чем всунется. Газы - укропная вода ( делают в аптеке) по 1 ч. л. 3 раза в день 3-4 дня - отвар ромашки с мятой по 1\2 ст л каждого на 1 стакан кипятка, варить на водяной бане 15 мин подключать на 2-й день по 1 ч л 3 р в день давать 7-10 дней Можно поить детей с любого возраста, хоть недельного. Очень эффективно. Дисбактериоз При многих кишечных расстройствах умирают не от инфекции, а от обезвоживания. Для того и существуют солевые растворы: регидрон и цитраглюкосолан (могла с буквами "о" и "а" наврать). И один из этих препаратов в доме с маленьким ребенком должен быть ВСЕГДА. Пакетик разводится в литре воды и раствор дается каждые 15-20 минут по чайной ложке. Раствор можно хранить в холодильнике до 3 дней. рецепт "домашнего регидрона": 100гр. изюма отварить в литре воды в течение 30-60 минут, остудить, процедить через сито, растерев изюм. Добавить в отвар 1 чайную ложку без верха поваренной соли, 1/2 чайной ложки питьевой соды и четыре чайные ложки без верха сахарного песка. Раствор прокипятить в течение 2-3 минут, остудить. Можно употреблять. Если изюма нет можно взять на литр воды столько же соли и соды, но в два раза больше сахара. У детей до года рекомендуется разводить этот отвар вдвое водой или чаем из трав. Поить по две-три чайные ложки каждые 3-5 минут, но не более 100 мл. за 20 мин. Конкретное лечение должен назначить врач. Из общих мер: - воду очищать через "родник" - до начала лечения очистить организм (полифепан или, если нет, активированный уголь, от 3 до 10 дней) - как противоаллергическое средство хорошо помогает кетотифен (курс мин. полтора месяца) - строгая диета (можно _рыночное_ мясо - говядину и свинину, каши _на воде_, манную кашу нельзя, картошку вымачивать, бульон неконцентрированный) - мазь от накожных высыпаний лучше если выпишет _аллерголог_, а не дерматолог Пальчик нарывает 1. приготовить раствор марганцовки розового цвета (не слишком слабый), подогреть приблизительно до 50 град. (не обжигающий для ребенка, но на грани того), и "вымачивать" в нем пальчик минут по пять несколько раз в день. 2. мазью Вишневского. 3. Если палец нарывает просто покраснением и _легкой_ припухлостью, не видно не белых пятен рядом ни под ногтем, то можно попробовать в первый же день положить "Левомеколь". Там основа лекарства такая, что облегчает внутриклеточное проникновение. Поэтому даже при неповрежденной коже оно действует. Проверено много раз. Снижение покраснения до _розовости_ видно чаще всего уже через 12 часов. На ночь привяжешь - утром прошло. Иногда сутки. 4. народный способ. К больному пальцу прибинтовывалось алоэи через некоторое время нарыв выходил наружу. После чего его весь вытягивали или выдавлдивали наружу. Палец после процедуры обильно поливался спиртом. Кусочек мякоти листа нужно закрепить на ранке лейкопластырем. А если в рот возьмет, не страшно. Горько, но не вредно. Непроходимость слезного канала Дакриоцистит (воспаление слезного канала, вызванное его полной или частичной непроходимостью) встречается y 2% новорожденных. Специальный массаж помогает примерно в половине случаев, если удается растянуть стенки канала. Зондирование канала делают каждому сотому ребенку, операция простая. Массаж нужно делать так: надавить на угол глаза, пережав верхний край канала, и с нажимом перемещать палец вдоль канала к носу, пытаясь массой гноя продавить пленку-перегородку. Бессонница 1. Солевые ванны на ночь(1ст. л. соли на ведро воды) 5 раз, через день. 2. Мед на ночь, _обязательно_запить_ чем-то теплым. 3. Отвар пустырника (imho действует лучше валерьянки). 4. Ванны с настоем хвои на ночь Все это подходит для деток, которые плохо спят. Еще хорошо 15 мин на улице прямо перед сном. Потница один кусок хоз. мыла на 1 л воды. Все это варится в кастрюле минут 15 от закипания. Готовое желе вылить в банку, там оно застынет. Это вареное мыло (где-то 1-2 ст ложки) разводят в ванне перед купанием. Оно не так сушит кожу детенку как другие мыла или череда, а эффект потрясающий. Такой совет дал один знакомый дет. хирург. Можно применять этот способ с рождения и никаких потниц от памперсов Кстати, потница после роддома обычное дело. Потничку мажут хлорофиллиптом или "Дропаленом" Можно попробовать растительное масло. Бер? шь растительное масло, кипятишь на водяной бане и т? пленьким смазываешь малыша. Пару раз смажешь и никакой потницы! Мелкие предметы Положить ребенка на колено или левую руку так, чтобы упор приходился под диафрагму, головка чада наклонена вниз (класть на живот) и правой рукой плашмя ладонью по направлению под углом 45 градусов к "выходу" из легких. Параллельно обязательно вызвать "скорую". Первая помощь при проглатывании пенящихся средств правильная первая помощь: то, что еще в рту, немедленно удалите влажной губкой или полотенцем. После этого дайте ребенку выпить много воды, чая или сока. Ни в коем случае не молока! Также не надо пытаться вызвать рвоту. Если чистящее средство пенящееся, то пить ничего нельзя, иначе возникает опасность асфиксии. Нужно сразу дать кусок масла, ну, и доставить ко врачу, конечно. Информация взята из журнала "Мой кроха и я". Кривошея для профилактики кривошеи раз в неделю - в две перестилайте кроватку, чтобы стена оказалась с друой стороны. Детки на стену смотреть не любят - ведь с другой стороны то мама, то папа подойдут, а здесь - ничего не меняется. Гемоглобин Прививки от дифтерии Для профилактики дифтерии чаще используют АКДС- и АДС- вакцину. При противопоказаниях могут быть использованы вакцины АДС-М и АД-М. Вакцинация АКДС- вакциной состоит из трех введений препарата (прививок) с интервалом в 1. 5 месяца. АДС- из двух месяцев. Сокращение интервала не допускается. При необходимости удлинения интервалов после первой или второй иньекции (свыше 45 дней) очередную вакцинацию (особенно вторую) следует проводит в ближайший возможный срок (в зависимости от состояния ребенка). Если у ребенка была поствакцинальная реакция на вторую прививку АКДС или после нее по каким-либо другим причинам прошло 12 месяцев и более, то вакцинация считается законченной. Если после первой прививки ребенок заболевает, то следующая откладывается на срок зависящий от болезни (например, после гепатита через 6 месяцев, и т. д. ) Дети, получившие прививку против какой-либо инфекции, могут быть привиты против другой инфекции лишь через 2 месяца. Зубы Когда у ребенка режутся зубки, то можно давать чеснок. Резать его на кружочки толщиной 1-2 мм и давать. DENTINOX GEL. Помогает когда режутся зубки. "Калгель" Кариез Порошок яичной скорлупы содержит легко усваиваемый кальций. В кофемолке скорлупа превращается в такой порошок, что можно в любую еду ее добавить и ребенок не заметит. Берешь ложку киселя или овсяной каши, в нее немного смолотого порошка и в рот ребенку. Тогда нецарапуче и вкуса не чувствуется. Отит Берется спиртовой раствор прополиса (у нас во всех аптеках есть - надеюсь, что у вас тоже), в нем смачивается ватный фитилек и засовывается поглубже в больное ушко часа на три. Отжать только ватку надо, чтобы с нее не стекало. Сверху закрываешь ваткой. Ну, и, естественно, платком сверху завязать. Держишь часа три, затем вынимаешь. Потом какой-то перерыв (ну, скажем, полдня) и повторить. Коньюктевит 1. Глаза следует протирать несколько раз в день раствором фурацилина или спитым чаем от угла к носу. После этого закапывать по две капли в каждый глаз раствор сульфацила натрия или глазные капли левомицетина. Если это коньюктевит то пройдет за два - три дня. 2. Софрадекс, альбуцид 3. протирать оба глазика раствором фурацилина (1 таб. на стакан кипяченной воды комнатной температуры) и закапывать 30% альбуцид. Повышенный тонус ванны из трав: Мята, Шалфей, Зверобой, Ромашка, Душица, Валерьяновый корень, Пустырник берется каждой травы по 1 чайной ложки и засыпается в термос. Вся эта смесь заливается 1 литром крутого кипятка и настаивается 4 часа. В детскую ванночку наливаете 0, 5 литра этой смеси и полощете ребенка 7-10 минут. Вода обычная как для ежедневного купания. Вытаскиваете ребенка, но только не ополаскивайте. И так в течение 6 дней, на седьмой моете с мылом. Эту процедуру делаете в течение мясяца. Плоскостопие Сделай небольшой ящичек (0. 5 м х 1 м), насыпь туда речного песка - пусть твое чадо по этому песку босиком минут хотя бы по 5-10 в день походит. Хорошее упражнение: пальцами ноги поднимать с пола предметы - карандаши, кусочки ткани и пр. Еще есть специальные резиновые коврики с пупырышками, стоять на них. И почаще ходить босиком, особенно по песку. Волосы не растут 1. - возьми обыкновенный репчатый лук и натри на терку; эту кашицу накладываешь на головенку и легонечко втираешь минуты 3-4, после смываешь теплой водой. 2. Черный хлеб замачиваешь в кипятке, остужаешь и этой кашицей _вместо_ шампуня моешь голову... Волосы начинают виться и блестеть. 3. надо сделать компресс за 2 часа до мытья: 1 ст. л. касторового масла 1 ст. л. оливкового масла (можно растительное) 1 ч. л. камфорного масла + витамины в масле A, Д, E, F ( нужно хотя бы три) по 5-7 капель + желток яйца (! ) - не забудь, а то голову не вымыть Все без желтка чуть-чуть подогреть, желток добавить в конце. Нанести на голову, массируя, сверху колпак, укутать теплым и через 2 часа просто помыть голову. 4. Еще хорошо споласкивать после мытья голову уксусной водой. рецепт - 1 ст. л. яблочного уксуса на ковшик воды (примерно 600 мл). Просто набрать воды из-под крана после того, как вымоешь голову, добавить туда уксус и сполоснуть.  * Схема развития ребенка *  Умение ползать "Когда ребенок постепенно учится ползать, можно выявить следующие отклонения от нормы: 1. если ребенок к концу 1-го месяца жизни в вертикальном положении не может на мгновение удержать головку; 2. если к концу 2-го месяца он не может приподнять головку на 5 см от поверхности и удержать ее; 3. если к концу 3-го месяца он не может, лежа не животе, удержать головку в течение 1 мин; 4. если к концу 4-го месяца он не может, лежа на животе, приподнять туловище, опираясь на предплечья; 5. если к концу 5-го месяца ребенок плохо поворачивается самостоятельно с живота на спину; 6. если к концу 6-го месяца, лежа на животе, он не может дотянуться до игрушки; 7. если к концу 8-го месяца еще не может ползти назад; 8. если к концу 9-го месяца не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед; 9. если к концу 11-го месяца он не может ползать на четвереньках. Умение сидеть Следует насторожиться, если 1. ребенок к концу 2-го мес. совершает несимметричные движения ручками и ножками; 2. к концу 3-го мес. ребенок не может удержать головку хотя бы на полминуты в вертикальном положении; 3. к концу 4-го мес. у него головка отклоняется назад в тот момент, когда его поднимают из положения лежа на спине; 4. к концу 5-го мес. он неуверенно держит головку, особенно в тот момент, когда его приподнимают за ручки из положения лежа на спине; 5. к концу 7-го мес. ребенок при поддержке за руку родителей не пытается сесть; 6. к концу 9-го мес. при седении плохо удерживает равновесие или не может повернуться вокруг своей оси; 7. к концу 11-го мес. не может сидеть с вытянутыми ногами. Умение ходить К врачу нужно обратиться, если 1. к концу 4-го мес. ребенок, когда его поддерживают в вертикальном положении под мышками, не пытается опереться на кончики пальцев ног; 2. к концу 6-го мес. в таком же положении не "пританцовывает"; 3. к концу 8-го мес. не может короткое время стоять при поддержке за руки; 4. к концу 11-го мес. не пытается стоять, удерживаясь за мебель или стенки манежа; 5. к концу 11-го мес. не может передвигаться, держась за опору; 6. к концу 12-го мес. не может сделать несколько шагов, держась за руки взрослого; 7. к концу 13-го мес. не может самостоятельно стоять в течение минимум 10 с; 8. к концу 15-го мес. не может свободно пройти 20 шагов; 9. к концу 16-го мес. не бегает свободно; 10. к концу 20-го мес. не может без поддержки пнуть мяч; 11. к концу 30-го мес. не может без поддержки спуститься по лестнице; 12. к концу 36-го мес. не может 1с без опоры удержаться на одной ноге. Примерные упражнения при ходьбе Для детей второго года жизни. Первое полугодие: - ходьба в прямом направлении у цели; - по дорожке из клеенки, линолеума (ширина 25-30 см, длина 2-3 м); - по наклонной доске вверх и вниз (высота 10-15см, длина 150-200 см); - с перешагиванием веревочки, ленты, палки, положенных на пол, позже положенных на высоту 5-10 см от пола; - с восхождением на ящик, спусканием с него (10-15см). Второе полугодие: - ходьба стайкой (5-7 человек) за воспитателем; - друг за другом; - вдвоем, взявшись за руки; - по кругу; - с изменением направления, с перешагиванием ч/з обручи, палку, веревку (высота 12-18 см от пола); - по дорожке (ширина 25см); - по наклонной доске (высота 15-20см, ширина 25см); - по гимнастической скамейке (за руку с воспитателем); - с прешагиванием "канавки" (переход с одного ящика на другой, расстояние 10см); - с подниманием на ящик (высота 15см); - с предметом в руках. 3 года жизни Первое полугодие: - ходьба стайкой за воспитателем в разные стороны и в заданном направлении; - с переступанием через веревку (палку, кубики, обручи); - парами; - по кругу, взявшись за руки; - в колонне друг за другом; - змейкой между предметами (стульчиками, кубиками, куглями); - по дорожке (ширина 15-20 см); - по наклонной доске (высота 25-30см, ширина 15-20см); - с перешагиванием предметов (высота 25-30см); - "канавки" (ширина 15 см). Второе полугодие: - ходьба по гимнастической скамейке; - в колонне по одному; - на носках, с предметом в руках; - со сменой темпа и ритма; - с остановкой и сменой направления; - по извилистому шнуру, кирпичикам; - с перешагиванием предметов (высота 25-30); - "канавки" (ширина 15см); - по бревну сос стесанной поверхностью (ширина 12 см); - на месте (шаг вперед, вбок, назад, кружится). Формирование хватательных движений При формировании осознанных ХВАТАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ, следует насторожиться, если к концу 1. 3-го мес. ребенок не тянется полуоткрытой ручкой к красному предмету, который держат перед ним; 2. 3-го мес. не разглядывает свои ручки; 3. 5-го мес. не может уверенно протянуть ручку к игрушке; 4. 6-го мес. не может ухватить кубик; 5. 8-го мес. не может удержать между указательным и большим пальцами пуговицу 6. 9-го мес. не пытается самостоятельно пить из чашки и сдергивать шапочку или платок с головы; 7. 12-го мес. не может удержать одной рукой 2 маленьких кубика или подать игрушку взрослому; 8. 18-го мес. не может построить башню из 3 кубиков; 9. 20-го мес. не может чертить прямые линии; 10. 24-го мес. не может отвинтить крышку от банки; 11. 33-го мес. не может аккуратно есть суп ложкой; 12. 36-го мес. не может налить воду в чашку. Слух и зрение Подзрения в нарушении СЛУХА И ЗРЕНИЯ могут возникнуть, если к концу 1. 1-го мес. ребенок не следит взглядом за небольшими отклонениями луча карманного фонарика вправо-влево; 2. 2-го мес. не прислушивается к звону колокольчика и не следит глазами за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону; 3. 3-го мес. не ищет глазами, откудазвенит колокольчик; 4. 5-го мес. не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери; 5. 6-го мес. уверенно не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его зрения; 6. 7-го мес. не может стучать кубиком по столу; 7. 8-го мес. не прислушивается к разговору взрослых; 8. 9-го мес. не может стучать кубиками друг о друга; 9. 10-го мес. не сбрасывает игрушки со стола; 10. 12-го мес. не проявляет интереса к автомашинам; 11. 15-го мес. не пытается отыскать игрушку, которую спрятали у него на глазах; 12. 24-го мес. не может отличить сьедобное от несьедобного; 13. 32-го мес. не может выложить кубики в одну линию. Развитие речи Признаки нарушения РАЗВИТИЯ РЕЧИ. Если к концу 1. 1-го мес. ребенок никогда не кричит перед кормлением; 2. 4-го мес. не улыбается, когда с ним заговаривают; 3. 5-го мес. не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба), не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами те предметы, которые мать называет ("Где папа? "); 4. 7-го мес. не пытается привлечь к себе внимание какими-либо определенными звуками; 5. 9-го мес. не может повторить за взрослым восемь различных звукосочетаний и слогов; 6. 10-го мес. не может махать головой в знак отрицания или несогласия или помахать ручкой в знак прощания; 7. 12-го мес. не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы (принести мяч); 8. 15-го мес. не может адекватно употреблять слова "мама" и "папа"; 9. 20-го мес. не может произнести 6 осмысленных слов; 10. 20-го мес. не может показать части тела, которые ему называет взрослый; 11. 29-го мес. не понимает разницу между словами "большой" и "маленький"; 12. 36-го мес. не может показать, какая линия из 3 самая длинная; 13. 37-го мес. не может ответитьна вопрос, как его имя и фамилия. Развитие ребенка в социальном плане Обратитесь к врачу, если ребенок к концу 1. 1-го мес. не прекращает крик, когда мать прикладывает его к груди или прижимает к себе; 2. 2-го мес. не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним; 3. 3-го мес. не улыбается, когда к нему приближается взрослый, заговаривает с ним или улыбается ему; 4. 4-го мес. не выражает радость, когда с ним играют; 5. 5-го мес. не прекращает плакать, когда с ним заговаривают, не может отличить доброжелательность или недовольство в тоне или мимике; 6. 6-го мес. не проситься "на ручки", протягивая свои ручки к взрослому; 7. 7-го мес. не ласкается к матери или близкому человеку; 8. 9-го мес. не пугается и не стесняется чужих людей, не пытается прятаться за мебель или не сердиться, когда у него отбирают игрушку; 9. 10-го мес. не повторяет или не имитирует такое действие, которое вызывает смех окружающих; 10. 11-го мес. не поддерживает чашку при питье и не может самостоятельно есть сухарь; 11. 12-го мес. не может самостоятельно есть ложкой и не гримасничает, заметив свое отражение в зеркале; 12. 15-го мес. не может играть с матерью в мяч, не может самостоятельно удержать стакан и пить из него; 13. 19-го мес. не играет с плюшевым медведем или куклой; 14. 20-го мес. не может сам надеть носки, обувь и шапку; 15. 21-го мес. не может, подражая матери, выполнять некоторые хоз. дела; 16. 24-го мес. не может сам вымыть и вытереть руки; 17. 29-го мес. еще не может словами попросить еду; 18. 30-го мес. не может один есть ложкой; 19. 34-го мес. еще не говорит о себе, применяя местоимение "Я", не может сам одеться, не ходит своевременно в туалет. " Методические рекомендации для левшей-дошкольников Необходимо отказаться от переучивания, т. к. произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Последствия такого вмешательства невозможно проконтролировать. "Фактор переучивания (декстра-стресс) является по существу высокоспецифичным психогенным фактором для возникновения неврозов у леворуких детей (А. Л. Чуприков. ) К наиболее часто встречающимся проявлением невротической симптоматики у переученных левшей можно отвести: - нарушение сна; - нарушение аппетита; - головные боли (боли в животе); - страхи; - энурез; - заикание; - тики; навязчивые движения; - повышенная возбудимость, раздражительность; - укачивание в транспорте: - повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам; - двигательное беспокойство, неусидчивость; - вялость, заторможенность. Вместе с тем отказ от смены ведущей руки должен сочетаться с работой по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук. Такие занятия по развитию моторики и зрительно-моторной координации должны быть ежедневными и занимать 15-20 минут. При работе леворукого ребенка за столом свет должен падать с правой стороны. Располагая детей в классе, учителю целесообразно посадить левшу таком образом, чтобы доска находилась от него справа, это снизит вероятность ошибок зрительного восприятия, которые обусловлены левосторонним игнорированием пространства, характерным для неправоруких. Посадка при письме стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое, а левое плечо. Можно рекомендовать расположение тетради или листа бумаги таким образом, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди. При воспитании и обучении левши необходимо учитывать особенности его эмоционального статуса. Родителям и педагогам следует построить общение с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности. Отличаясь чувствительностью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм и в тоже время испытывая присущие левшам затруднения ребенок чрезвычайно нуждается в сочувствии и принятии. Задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни. Принимая во внимание повышенную энергоемкость протекания психических процессов у левшей, а как следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить затем, чтобы ребенок не переутомлялся. Данные полученные при исследовании левшей показывают, что способы и при? мы с помощью которых дети усваивают знания различны. Так например некоторые дети лучше усваивают учебный материал, представленный в виде зрительных образов, другая часть детей лучше запоминает объяснения, а третья - образные сравнения. При построении плана коррекционной работы представляется необходимым выявлять такие индивидуальные особенности, т. к. их учет может оказаться определяющим выбор путей коррекции детских трудностей. Довольно часто неправорукие дети несмотря на проводимую педагогическую работу затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях может быть рекомендована маркировка левой руки, браслетом, часами или чем либо другим. Как показал проведенный нами эксперимент формирование вербальных и невербальных рядов, а также пространственно-временных отношений у левшей-дошкольников задерживается по сравнению со сверстниками правшами. Так значительная часть рисунков левшей отличается зеркальностью, а положение элементов ряда относительно друг друга не отражает цели его построения. Обследование вербальных рядов показало, что пространно временные отношения оказались не сформированы в полной мере как у правшей так и у левшей. Тем не менее эксперимент проиллюстрировал различие в степени сформированности рядов. Опять же проявилось отставание левшей от контрольной группы. Работа по формированию рядов требует систематических занятий и может осуществляться в различных видах деятельности. При этом педагог обращает внимание на направления ряда, - следа направо. Маркированная рука служит ориентиром, от которого нужно начинать ряд. Здесь может использоваться мозаика, выкладывание из ее элементов различных узоров, при соблюдении правила - начинать выкладывать с левого верхнего угла по направлению к правому верхнему углу, затем, как бы перейдя на нижнюю строку, продолжать узор от левого края к правому, по такой же схеме как осуществляется письмо и чтение. Так же предлагается складывать кубики, от левого верхнего угла к верхнему правому, каждый раз опускаясь на один ряд. Левшам рекомендуется заниматься декоративным рисованием, аппликацией, которое основано на ряде и чередовании элементов, возможно предложить составление узора на обмазанной пластилином поверхности, это может быть картон, или банки, бутылки, украшая их семечками овощей и фруктов, опять же в определенной последовательности, ребенок "превращает" их в вазы для цветов. Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов необходимо так же следить за лево-правосторонним направлением ряда. Можно проводить зрительный диктант, для которого могут использоваться геометрические фигуры, различные трафареты, картинки и т. п. Он проводится следующим образом: 1) ребенок рассматривает образец (ряд фигур или изображение предметов). 2) перечисляет их несколько раз запоминая последовательность; 3) образец закрывается и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из индивидуального раздаточного материала; 4)образец открывается и проверяется правильность выполнения. По мере тренированности детей протяженность ряда постепенно растет. Полезно будет предложить неправорукому ребенку разложить и составить рассказ по серии сюжетных картинок, опять же соблюдая лево-правосторонние направление, можно использовать детские комиксы, если в них соблюдается отрабатываемый порядок. Могут использоваться такие виды работы, как иллюстрирование сказок, рассказов, а затем пересказывание их с выстраиванием ряда картинок. Для закрепления логической последовательности действий, событий, на зрительной основе можно предложить ребенку делать вместе с взрослым схематичные рисунки отображающие развертывание этих действий, событий. При наличии зеркальности в рисунках необходимо на это обращать внимание ребенка. Начиная обучать леворукого ребенка письму и чтению необходимо учитывать присущие ему затруднения. При появлении "зеркального" написания букв следует с учетом и опорой на знание индивидуальных особенностей (лучше запоминает зрительные образы, объяснения или же образные сравнения) выстраивать систематическую коррекционную работу. При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки. Целесообразно уделить внимание развитию фонематического анализа, слово представляет из себя ряд звуков, и несформированность ряда, присущая неправоруким детям, может стать причиной стойких дисграфических ошибок. Так же следует вести работу по предупреждению и искоренению ошибок, вызванных трудностями соблюдения правильной последовательности и количества букв в слове (ряда графем)и ошибок на уровне предложения. У неправоруких могут наблюдаться трудности списывания, т. к. такой вид работы предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста предложенного для списывания, что требует быстрое и точной пространственной ориентировки, а также выстраиванием ряда этих элементов на своем мрете (опять же требуется быстрая и четкая микроориентировка). Такая работа у левши требует большего времени: и довольно часто сопровождается возрастанием количества ошибок. При чтений левши нередко теряют строку и делают попытки читать не последовательно в нужном направлении, а справа налево, или из середины текста. Во избежании таких проявлений внимание ребенка необходимо обратить на место начала чтения, можно ориентироваться на маркированную руку, если это оказывается неэффективно, то следует закрыть текст и открывать только читаемый слог. Сначала это делает взрослый, затем ребенок самостоятельно приучается выполнять такое вспомогательное действие. Ребенок читает таким образом пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой. Все занятия с неправоруким ребенком должны проводиться систематически, но занимать не более 20 минут, затем необходимо предоставить время для отдыха и после восстановления сил можно занятие учебной деятельностью продолжить.