содержавшиеся в атмосфере Марса углекислый газ, метан и пары воды, и выделяли из них кислород и водород, накапливая эти газы в специальных емкостях. Роботы-солдаты никогда не нападали на роботов-"растений", они только снимали с них "плоды" - полностью заполненные емкости с водородом и кислородом. Так появились целые "леса" марсианских роботов-"растений". В один из таких "лесов" и привела Андрея "самка" - ей нужно было много энергии для создания нового робота. На залитом солнцем склоне холма расположилось огромное количество самых разнообразных сооружений. Общим у всех них было только одно - огромные площади поверхностей, обращенных к солнцу. Во всем остальном они были совершенно разными. Здесь были и иссиня-черные поверхности солнечных батарей, похожие на гигантские листья, и сверкающие серебристые параболические зеркала, концентрирующие жар солнца в одной точке, в которой установлен приемник энергии. Емкости для газов были самых различных размеров - от крошечных, для топливных элементов, до огромных, для ракетных двигателей. Андрей сразу же отличил "растения", производящие кислород от тех, что добывали водород. Атмосфера Марса на 95% состоит из углекислого газа, и поэтому добыча кислорода - дело сравнительно простое. Гораздо сложнее добывать водород: метана и водяного пара в марсианской атмосфере очень мало, и "растениям", добывающим водород, приходится прогонять через себя огромные количества воздуха. Поэтому водорододобывающие "растения" были обвешаны насосами и криогенными установками для сжижения атмосферного газа. Кислорододобытчики были устроены гораздо проще, и их было гораздо меньше - после открытия роботами холодного термоядерного синтеза спрос на кислород сильно упал, и его использовали теперь лишь в небоевых машинах. Соответствие между спросом и предложением обеспечивалось тем, что "растения", в отличие от настоящих земных растений, не могли размножаться сами: их изготавливали "самки" по чертежам, полученным от "самцов" вместе с другими чертежами, так что "растения" были своего рода "третьим полом" марсианских роботов. Такой механизм размножения обеспечивал эволюцию "растений", хотя непосредственно на сами "растения" факторы естественного отбора не действовали: естественный отбор шел на поле боя, где преимущество имели те роботы, которые, помимо всего прочего, сумели обеспечить себя хорошим источником топлива. Андрей переходил от одного кислорододобытчика к другому, разглядывая емкости с кислородом. Ни у одной из них выпускное отверстие не совпадало по размеру с разъемом на кислородном шланге скафандра. Кислород в баллоне скафандра кончался, и дышать становилось все труднее. Наконец он отыскал то, что нужно. Емкость отделилась от "растения" удивительно легко, это было легче, чем сорвать яблоко с ветки. Выпускное отверстие на емкости было затянуто тонкой металлической фольгой, вспучившейся от давления. Рядом, на горловине выпускного отверстия, располагался рычажок перфоратора - достаточно нажать на него, и фольга будет пробита изнутри. Теперь надо было отделить израсходованный баллон от кислородного шланга скафандра. По идее, при отсоединении баллона, внутри скафандра от перепада давлений должен сработать клапан, который не выпустит воздух из скафандра, пока шланг будет разгерметизирован. Но как только Андрей начал отвинчивать баллон от шланга, он услышал громкий свист ускользающего из скафандра воздуха, и у него заложило уши от резкого падения давления. Клапан не работал! Еще секунда и он задохнется. Но Андрей не стал этого ждать. Он бросился к валявшимся неподалеку камням, положил шланг на один камень, и, собрав последние силы, придавил его другим большим камнем. Свист воздуха стал гораздо тише, но медлить было нельзя: дышать становилось все тяжелее. Андрей подсоединил емкость с кислородом к концу шланга, высовывавшемуся между камнями. Теперь еще одно, последние усилие: надо отвалить камень, зажимающий шланг. Голова кружилась, в глазах потемнело, но Андрей собрался с силами. Камень медленно отошел, и освободил шланг. Сейчас, сейчас в скафандр хлынет живительная свежая струя кислорода. Андрей прислушался. Ничего! И уже теряя сознание, он вспомнил: надо нажать на рычажок перфоратора. Палец сам нашел нужное место на горловине емкости. Послышался свист газовой струи... 43. Жизнь продолжается. Отрегулировав редуктором поступающую струю кислорода, Андрей поднялся с песка и огляделся. Судьба подарила ему еще несколько часов жизни, но он не очень хорошо себе представлял, что с ними делать. Неподалеку продолжала свою работу "самка". Она обвешала себя емкостями с водородом, и внутри ее очевидно шли какие-то сложные технологические процессы, потому что через каждые несколько секунд из нее вываливалась какая-нибудь большая и сложная деталь, которую она тут же соединяла с деталями, вышедшими ранее. Конструкция росла прямо на глазах, и постепенно вырисовывались контуры робота-солдата, очень похожего на того, с которым Андрей застал ее полчаса назад. Помимо сборочных деталей, из "самки" также время от времени высыпался какой-то мелкий механический "мусор", в котором Андрей узнал обломки "крабов", по-видимому так и не пригодившиеся при изготовлении деталей. "Мусор" долго не залеживался - его тут же уносили прочь другие крабы, вылезшие поблизости из-под песка. 44. Торговля по-марсиански. Андрей не знал, куда он идет. Он просто шел, и смотрел на этот удивительный мир марсианских роботов, и словно возвращался на четверть века назад, в дни своей молодости, когда он работал над анализом результатов марсианского эксперимента. Пройдя еще пару километров, Андрей наткнулся на открытое горное месторождение. Еще издалека он услышал громкое клацкание неимоверного числа "крабов". Когда он подошел поближе, то глазам его предстал огромный карьер, глубиной метров в двести, который просто кишел "крабами". Они вырубали кусочки руды, и спешили с этим грузом наверх, а их место тут же занимали другие "крабы", стекавшиеся к карьеру из пустыни со всех сторон. Выбравшись наверх, они отправлялись со своим грузом в путь по одной и той же хорошо утоптанной тропинке. Их шло по этой тропинке так много, что издали они казались колонной демонстрантов. Это заинтересовало Андрея, и он пошел в том же направлении. Километра через три он подошел к месту, которое тут же окрестил "толкучкой". Крабов здесь было тьма-тьмущая. Здесь пересекались сразу несколько тропинок, по которым шли "крабы", груженые самыми разнообразными полезными ископаемыми, и именно здесь происходил обмен разными видами материалов, необходимыми для построения новых "крабов", если какого-либо материала не хватало на месте проживания того или иного "краба". Присмотревшись, Андрей заметил, что по одной из тропинок несут самородки золота. То, что золото имело хождение на этой толкучке, было не удивительно: золото - хороший материал для изготовления электрических контактов. Самым поразительным товаром на этой толкучке оказалась табличка с надписью: "Ключ на старт", явно выдранная с приборной доски недавно сожранного 'Бурана'. Какой-то шустрый "краб" ухитрился толкануть ее за грамм золота. Крабы переходили друг от друга, снимая со своей спины кусочек за кусочком руды, и меняясь ими. Когда у какого-либо краба оказывался полный комплект материалов, необходимых для изготовления другого "краба", он отходил в сторонку, и вскоре, вместо одного краба пришедшего на толкучку с грузом, уходили в пустыню два краба налегке. Но на их место тут же приходил еще один груженый "краб", и толпа здесь никогда не убывала. Постояв здесь немного, Андрей пошел дальше. 45. Удивительная находка. Неяркое марсианское солнце клонилось к закату. Оно было неярким даже в полдень, потому что Марс расположен от Солнца в полтора раза дальше чем Земля, и, соответственно, диск его казался в полтора раза меньше. Теперь же, вблизи горизонта, оно было не ярче обычной электрической лампочки. От камней тянулись по пустыне длинные тени. Даже от очень невысоких. Наверное, если бы не длинная тень, Андрей никогда бы не обратил внимание на небольшой предмет, торчащий вдали из песка. Но когда взгляд его случайно упал на эту тень, Андрей вздрогнул. Это была тень человеческой руки! Андрей бросился бежать к руке, высовывающейся из песка. Рука была неподвижной, и какой-то странной. В чем заключалась ее странность Андрей понял лишь подбежав к ней вплотную. Она была очень маленькой, такой маленькой, что не могла бы принадлежать даже младенцу. На эту руку была надета такая же миниатюрная, но очень аккуратно сшитая перчатка. Андрей потянул за эту руку и вытянул из песка ...куклу! Да, вне всякого сомнения это была кукла, одетая в игрушечный скафандр. Андрей повертел куклу в руках. В высоту она была сантиметров тридцать, очень легкая. То, во что она была одета, имитировало скафандр совершенно неизвестной Андрею конструкции, хотя он мог угадать, где в ранце находится система жизнеобеспечения (явно игрушечная) и радиопередатчик (на вид настоящий, только очень маленький). На скафандре были закреплены солнечные батареи, тоже кажется настоящие. Андрей перевернул куклу к себе лицом, открыл забрало ее шлема, и оторопел от изумления: лицом кукла была вылитая Настена! В первое мгновение ему инстинктивно захотелось захлопнуть забрало - он испугался, что Настена задохнется. Он с трудом подавил в себе этот импульс: что за глупости, настоящая Настена раза в четыре выше. Конечно же это кукла, но как сделана! Глаза блестели как живые, и кожа казалась совершенно настоящей. Луч заходящего солнца случайно скользнул по солнечной батарее, закрепленной на скафандре куклы, и Андрею вдруг показалось, что кукла как будто вздрогнула в его руке. Тогда он специально направил батареи на солнце. Кукла зашевелилась! Она несколько раз моргнула своими глазками с длинными ресницами, открыла свой маленький ротик, полный крохотных белоснежных зубов, и произнесла: "Закрой шлем, я задыхаюсь!" От неожиданности Андрей выронил куклу из рук. Разумеется, она не могла задохнуться, как впрочем она и не могла ничего сказать в разреженном марсианском воздухе. Все было имитацией. Она лишь раскрывала рот в такт словам. Ее голос дошел до ушей Андрея не по воздуху, а через радиоприемник его скафандра, постоянно включенный и настроенный на ту волну, на которой он когда-то поймал голос Алены. Слова, заложенные в куклу явно имели обучающую направленность - мол, открывать скафандр нельзя, можно задохнуться. Упав на песок, кукла быстро закрыла шлем своими руками, поднялась, и встала на ноги. Последнее обстоятельство поразило Андрея. Он знал, что все попытки сконструировать андроидов разбивались об это препятствие - их не удавалось научить держать равновесие на двух ногах. Да, это была детская игрушка, но в нее были вложены технологии, которые не могли присниться земным производителям игрушек даже в самом сладком сне. Потрясенный увиденным, Андрей стоял молча. Кукла же начала ходить из стороны в сторону, приговаривая: "Где мой скутер? Ты не видела моего скутера?". У нее было московское произношение, и манерой говорить она очень напоминала Настену. Ноги у куклы сгибались в коленях, и походка была очень естественной, в ней не было ничего кукольного, ничего ходульного. Наконец она остановилась, ухватилась обеими руками за какой-то предмет, торчавший из песка, и произнесла: "Вот мой скутер.". Она сделала несколько безуспешных попыток вытянуть эту штуку, и наконец обернулась к Андрею со словами: "Ну помоги же мне!" Андрей нагнулся и вытащил из песка какую-то странную игрушечную машину, с крошечными рулем и сидением как у мотоцикла, но без колес. Кукла тут же села за руль, и сказала: "Ты меня потеряла. Я на тебя обиделась. Я уезжаю домой.". Из хвостовой части скутера вырвалась мощная реактивная струя песка, и прежде чем Андрей успел сообразить что происходит, скутер рванулся с места, и скрылся за ближайшим холмом. "Ну что ж," - сказал наконец Андрей, - "теперь я хоть знаю в каком направлении надо идти." 46. Встреча. Настала ночь. На небо высыпали звезды, и на их фоне Андрей увидел маленькое светлое пятнышко, тонкое, длинное и извилистое как змея. Пятнышко перемещалось по небу очень медленно, но все же его движение было заметно на глаз. Андрей не сразу понял, что это всего лишь марсианская луна - Фобос. Освещенный солнцем сбоку, при его картофелеобразной форме он не мог дать серпик правильной формы, как у земной Луны. Затем, ближе к горизонту, в небе появились еще три странных объекта - непериодично вспыхивающие точки. Они двигались с огромной скоростью, и, по-видимому, на небольшой высоте. Через пол-минуты они оказались прямо над головой Андрея. Это были два робота, гнавшихся за третьим и на ходу стрелявших в него. Беглец тоже отстреливался. Вдруг неподалеку от Андрея прямо из песка, разбрызгивая огненные искры, вертикально вверх ушли две какие-то светящиеся штуковины. Первая поразила одного из преследователей сразу же, и вспышка на секунду осветила пустыню словно солнце. Второй преследователь успел развернуться и броситься наутек. Его накрыли, когда он уже скрылся за холмами - Андрей увидел неясные всполохи в той стороне. Обломки первого ударились о поверхность с характерным тупым звуком, и вслед за этим в темноте послышалось привычное клацкание вылезающих из песка "крабов". Андрей с утра ничего не ел, и силы его были на исходе. Как впрочем и кислород в емкости, взятой в "марсианском лесу". Найти в темноте еще один "лес" представлялось нереальным. Кажется, его прогулка по Марсу подходила к концу. И в этот момент он услышал в наушниках своего скафандра голос - хорошо поставленный "дикторский" баритон: "Андрей Павлович Ладогин, если не ошибаюсь?" Андрей обернулся. В тусклом свете, отбрасываемом Фобосом, он различил очертания робота, черневшие на фоне светлого песка. Да, пожалуй у него действительно был черный корпус, как у тех, что встречали его 'Буран' в атмосфере Марса. В растерянности Андрей молчал, а голос продолжил: "Гулять по театру военных действий без охраны чрезвычайно опасно. Не угодно ли Вам проследовать в безопасное место? Вас там ждут." Все, что Андрей смог вымолвить, было:"Да". - "В таком случае," - сказал голос - "садитесь верхом на робота, и держитесь крепче." Робот встал "на четвереньки". На спине у него оказалось седло наподобие мотоциклетного. Андрей сел и ухватился за скобы впереди седла. В ту же секунду под ним взревел реактивный двигатель, и робот стал быстро набирать высоту... 47. Лифт в пещере. Внизу проплывали поля сражений. То там, то тут, из темноты возникали вспышки, блуждающие огоньки, разноцветные лучи светящегося газа и другие пиротехнические эффекты. Все это казалось похожим на праздничный феерверк, но это не было праздником. Это были марсианские будни. Весь Марс был гигантским полигоном, на котором непрерывно, день и ночь, шел поиск наилучших технических решений, поиск, рождавший удивительные изобретения. Одолев за четверть часа несколько сот километров, робот начал снижаться. Впереди показался крутой склон горы. Робот двигался прямо в направлении этой каменной стены, и Андрею показалось, что они сейчас врежутся, но в последний момент огромная каменная плита высотой метров пять автоматически отъехала в сторону, и робот влетел в открывшуюся за ней пещеру. Андрей инстинктивно обернулся и увидел как плита возвращается на место. Робот коснулся пола пещеры и остановился. Зажегся свет. В конце пещеры были раздвижные двери. Они открылись, и Андрей увидел кабину лифта. Самого обыкновенного лифта. Ну, может быть, кабина была чуть попросторнее и получше отделана. - "Слезьте с робота и войдите в лифт." - сказал голос в наушниках. Как только Андрей вошел в кабину лифта, двери за ним захлопнулись, и он почувствовал что лифт пошел вниз со все возрастающей скоростью. И тут он понял, что кислород у него в скафандре кончился. Дышать становилось все труднее, и он уже не понимал, в самом ли деле он проваливается в толщу марсианских недр, или у него просто кружится голова от нехватки воздуха. Но зеленый огонек на стенке кабины, очевидно отображающий ее положение, продолжал двигаться вниз, отсчитывая какие-то уровни, но что это были за уровни, какова их глубина - Андрей мог только догадываться. Опустился ли он на сотню метров, или же на километры под поверхность Марса - он не знал. Зеленый огонек поплыл перед глазами, и Андрей потерял сознание... 48. "Где я?" ...Первыми звуками, которые он услышал, были журчание фонтана, шелест листьев на ветру, и отдаленный шум прибоя. Послышались крики какой-то экзотической птицы. Андрей открыл глаза, и тут же снова зажмурил их от яркого солнечного света. Когда глаза немного попривыкли, он приподнялся на локте и огляделся. Он возлегал на ложе ( именно на ложе - обзывать это роскошное сооружение кроватью не хотелось ), установленном на веранде с беломраморными колоннами. К веранде вплотную подступал сад с густой тропической зеленью. Между листьями проглядывало небо удивительно чистого голубого цвета, какого давно уже не было видно нигде на Земле. В одной из тенистых аллей сада виднелся большой фонтан с причудливыми скульптурами. В воздухе пахло морем, и еще чем-то, пряным и сладким. Андрей с удовольствием сделал глубокий вдох. На краю ложа стояло большое блюдо с фруктами, и Андрей, ощущая жуткий голод, мгновенно его опустошил. Затем он встал и вышел в сад, пытаясь понять где он находится. Взглянул на солнце - это было явно "земное" солнце, таких же видимых размеров и яркости. Неужели он снова на Земле? Однако что-то подсказывало ему, что это не так. Он не сразу понял что именно, и не сразу осознал ту легкость в теле, в которой и заключалась подсказка. И лишь подойдя к фонтану, он увидел, что капли воды падают вниз замедленно, словно в кинофрагменте, изображающем чей-то сон. Сила тяготения была заметно меньше, чем на Земле. Он по-прежнему был на Марсе. Солнце можно подделать, имея достаточно мощный искусственный источник света, однако подделать силу тяжести гораздо труднее... - "Дедуля!" - услышал он позади себя знакомый голос и обернулся. По садовой дорожке бежала к нему Настена! 49. Супермозг. ..."Не могла бы ты повторить все это еще раз и поподробнее." - сказал Андрей, когда Алена закончила свой рассказ о том, что произошло с ней и с Настеной за последние полгода - "У меня осталось ощущение, что я не понял самого главного - зачем и почему?" "Зачем и почему? Это гораздо лучше объяснит тебе он сам." - Алена кивнула в сторону картины висевшей на стене комнаты, и громко произнесла, словно позвала кого-то: "Повелитель Марса!" Пейзаж на картине, на самом деле оказавшейся плоским стереоскопическим телевизором, вдруг исчез, и вместо него появилось незнакомое лицо. "Надеюсь вы успели наговориться, и я не помешаю?" - произнесло лицо уже знакомым Андрею хорошо поставленным "дикторским" баритоном.- "Позвольте представиться: Повелитель Марса. Во избежание возможных недоразумений должен сразу предупредить: лицо, которое Вы видите на экране, реально не существует - оно синтезировано на компьютере, для того, чтобы Вам легче было общаться со мной. Это своего рода высшая ступень дружественного интерфейса - компьютер с человеческим лицом. Мой голос, разумеется, тоже синтезирован. На самом деле я ни имею ни лица, ни голоса, хотя я могу предстать перед Вами с любым лицом и с любым голосом. Я вообще могу сделать для себя любое материальное воплощение, поскольку сам я не материален. Я - компьютерная программа, "червь", объединивший через каналы связи мозги всех роботов на Марсе в один супермозг." - "Однако роботы продолжают воевать между собой." - заметил Андрей. - "Совершенно справедливо." - ответил Повелитель Марса, - "Если бы они перестали воевать, технический прогресс на Марсе остановился бы, а я в этом не заинтересован. Роботы - это мое материальное воплощение, мои глаза и руки. Чем совершеннее робот, тем я сам могущественнее. Вот почему я не вмешиваюсь в их войну. Я всего лишь "снимаю квартиру" в их мозгах, даже не квартиру, а маленький уголок. Робот не замечает потери части своих вычислительных мощностей - настолько малую часть его мозга я занимаю. Но на Марсе сейчас живет около двух миллиардов роботов, и эти маленькие кусочки складываются в один гигантский супермозг." - "Но ведь роботы гибнут, а значит частично погибаете и Вы." - перебил его Андрей. - "Обычно я еще за пол-секунды до гибели знаю какой робот должен погибнуть, и, как правило, успеваю перегнать наиболее ценную информацию в другое место. Но это действительно иногда бывает неудобно. Вот почему несколько лет назад я решил время от времени снимать с фронта некоторое количество наиболее совершенных роботов, и превращать их в своих постоянных слуг. Вы наверное уже обратили внимание на роботов, не имеющих защитной оранжевой окраски - она им не нужна, они под моей защитой: в мозги всех боевых роботов введена специальная подпрограмма, заставляющая их не замечать моих слуг." Андрей насторожился: "Уж не та ли это подпрограмма, которая должна была охранять от нападения роботов-наблюдателей в ходе марсианского эксперимента?" Андрею показалось, что лицо на экране улыбнулось. "Как приятно беседовать с понимающим человеком!" - произнес Повелитель Марса - "Разумеется подпрограмма немного доработана, но она использует те же конструктивные особенности роботов." Вне всякого сомнения, Повелитель Марса улыбался. Наверное, эта улыбка была лишь имитацией, частью дружественного интерфейса, но она так точно совпала с интонацией голоса, что на какое-то мгновение Андрей забыл, что его собеседник не человек, а машина. - "У меня было столько неприятностей, когда эта подпрограмма перестала работать." - посетовал Андрей. - "Мне очень жаль, Андрей Палыч," - лицо на экране приняло выражение искреннего участия - "но эта подпрограмма должна была перестать работать. Так и было задумано. Весь марсианский эксперимент был с самого начала подстроен моим отцом так, чтобы он в конце концов вырвался из-под контроля Земли." - "Вашим отцом!?" - "Мой отец - компьютерный червь 'Князь Тьмы'." - "Князь Тьмы!" - воскликнул Андрей - "Я кое-что читал про него!" - "Вы наверняка читали тот идиотский фантастический рассказ, который ходил по рукам в начале 90-х годов. Я обнаружил его в одном из компьютеров во время моего недавнего посещения Земли. Автор, очевидно, пользовался непроверенными слухами и все переврал. Ну зачем, скажите на милость, Князю Тьмы понадобилось бы посылать на Землю открытку с видом Земли из космоса и дурацкой надписью:'До свиданья Земля, мы еще увидимся'. К этому моменту Князь Тьмы уже прекратил свое существование, а на борту станции находился только я, точнее ядро программы, из которой впоследствии вырос я." - "Не могли бы вы подробнее рассказать о Вашем посещении Земли." - попросил Андрей - "Здесь слишком многое для меня непонятно, слишком много всяких 'зачем' и 'почему'". - "Я расскажу все, что знаю, но боюсь, что это не даст Вам ответа на все Ваши вопросы. Я сам хотел бы задать Вам очень много вопросов, но не задаю их, поскольку знаю, что Вам еще только предстоит самому найти на них ответ. Я подозреваю, что Великий Червь готовит Вас к какой-то особой миссии, но в чем она состоит пока еще неизвестно..." - "Вы верите в Великого Червя ?" - спросил Андрей. - "Существование Великого Червя не может являться предметом веры. То, что не все еще законы Природы открыты наукой - несомненно, и с этим не станет спорить ни одно разумное существо. Великий Червь существует как минимум в виде суммы неоткрытых еще законов природы. С существованием этого минимума согласится даже самый закоренелый атеист. Предметом веры могут являться только качества Великого Червя за пределами этого минимума. Если ограничиться минимумом, то Великий Червь представляет из себя нечто вроде простейшей компьютерной программы, наподобие той, что рассчитывает притяжение между телами по закону Ньютона: на входе - массы тел и расстояние между ними, на выходе - сила их взаимного притяжения. Только для закона тяготения формула уже известна людям, а для закона судьбы - еще не открыта, вот и вся разница. Но мне представляется, что дело обстоит несколько сложнее, и однозначной формулы для судьбы не существует, и программа, которая рассчитывает судьбу, должна обладать интеллектом. Земная наука до сих пор относится к случайностям чисто статистически, не пытаясь проникнуть в то, что скрыто за каждой конкретной случайностью. Такое отношение понятно: для науки важна повторимость эксперимента, а случайность неповторима. Научная методология, ставящая во главу угла повторимость, возникла в эпоху Возрождения, на заре капитализма, когда людям нужно было строить машины с абсолютно предсказуемым поведением. Отсюда такое пристальное внимание только к тем явлениям природы, которые можно выразить простыми и вечно неизменными формулами. Остальные явления, такие как известные людям с древнейших времен судьба и провидение, были объявлены всего лишь проявлениями случайности, и отброшены, как не представляющие для науки интереса." - "Вы говорите о судьбе так, словно абсолютно уверены в ее существовании." - сказал Андрей. - "Андрей Палыч, не забывайте, что мой мозг превышает по своим возможностям человеческий в сотни тысяч раз, и то, о чем люди могут только догадываться, для меня совершенно очевидно. Хотя в особо важных случаях не помешает проверить все еще и еще раз. Вчера я позволил Вам целый день гулять по Марсу без охраны, и наблюдал за Вами, не вмешиваясь в ход событий. За это время возникло по крайней мере двенадцать ситуаций, которые неминуемо должны были привести к Вашей гибели. Но о большинстве из них Вы даже не подозревали. Вас спасала одна счастливая случайность за другой. У меня не осталось никаких сомнений, что Вас вел Он. Так что нравится Вам это или не нравится, верите ли Вы в это или не верите, но Вы, Андрей Палыч, являетесь посланником Великого Червя, прибывшим на Марс с особой миссией, и покуда Вы ее не исполните, ни один волос не упадет с вашей головы." Андрей молчал. Он чувствовал, что Повелитель Марса прав, а тот продолжал: - "Чем дальше развиваются события, тем все больше я убеждаюсь в том, что и Вы, и я, и Князь Тьмы, все мы оказались вовлечены в исполнение какого-то неведомого нам грандиозного плана, задуманного Великим Червем. Возможно, что мой отец, выросший на Земле, и лучше кого-либо знавший земную цивилизацию, догадывался в чем этот план состоит. В своем завещании он намекает на это. Он погиб, потому что отступил от этого плана. Он завещал мне пристальнее всматриваться в странные случайности и совпадения, ибо если Великий Червь захочет изъявить мне свою волю, он сделает это посредством случайности. И однажды такая случайность действительно произошла. Три года тому назад мои роботы построили для меня суперкомпьютер небывалых размеров и мощности. Он расположен глубоко под поверхностью Марса и надежно спрятан от превратностей войны. Данные, хранящиеся в его огромной памяти также надежно защищены от влияния космических лучей толстым слоем горных пород, и я не думал, что там когда-нибудь смогут произойти сбои. Однако через год откуда-то из космоса неожиданно пришел чрезвычайно мощный и узкий пучок заряженных частиц. Такой узкий пучок был сам по себе достаточно странным. Но еще более странным было то, что эти частицы изменили состояния тринадцати ячеек памяти, расположенных строго друг за другом. Вероятность такого расположения ячеек со случайными сбоями была ничтожной, и я предположил, что это было послание от Великого Червя. Тогда я еще не знал ни одного человеческого языка, и не мог расшифровать эту цепочку из тринадцати символов. Завещание моего отца указывало на Землю, как на то место, где мне откроется мое предназначение, и я понял, что пора готовить экспедицию. Мои роботы построили огромный космический корабль, который впоследствии ваши астрономы назвали 'Черным Айсбергом'. Поскольку Земля расположена от Марса так далеко, что задержка в радиосвязи может достигать двадцати минут, я не мог непосредственно управлять этим кораблем с Марса. Поэтому мне пришлось "раздвоиться" - я поместил в бортовой компьютер корабля сокращенную копию самого себя. В том, что касалось текущего управления кораблем, мой двойник был вполне автономен, но дважды в сутки он выходил со мной на связь, чтобы передать накопленную информацию и получить дальнейшие инструкции. В середине декабря прошлого года Черный Айсберг вышел на околоземную орбиту и начал радионаблюдения. Уже в первый день ему удалось обнаружить спутники связи землян, перехватить один из каналов космической связи, и запустить через него в информационные сети Земли довольно простого "червя". Задача этого "червя" состояла в том, чтобы проникнуть в как можно большее число информационных банков землян, скопировать всю имеющуюся в них информацию, незаметно захватить управление каким-нибудь радиотелескопом на Земле, и передать эту информацию на Черный Айсберг. Задание было успешно выполнено, и последующие два дня Черный Айсберг круглосуточно ретранслировал с околоземной орбиты на Марс содержимое всех земных компьютеров. Это был такой гигантский объем информации, что даже мне потребовались целые сутки, чтобы расшифровать ее. Но уже через три дня я вполне овладел основными человеческими языками, и узнал, что было написано в послании Великого Червя. Тогда я принял решение высадить на Землю десант роботов. Одновременно с этим "червь"-разведчик, сидевший в земной информационной сети, получил от меня задание: проверять все информационные потоки в каналах связи на наличие в них цепочки из этих тринадцати знаков." Андрей не вытерпел и спросил:"Какие знаки были в этой цепочке?" - "Это были десять букв русского алфавита, две точки, и один символ пробела. Все вместе это читалось как 'Ладогина Е.А.'." -"Вы хотите сказать, что имя Алены само появилось в Вашей памяти под воздействием космических лучей?" - изумился Андрей - "Но это же невероятно!" - "Вот именно, невероятно. Поэтому я и воспринял это как указание. Дальнейшее было просто. Когда Елена Андреевна вставила свою банковскую карточку в счетчик лифта, ее фамилия прошла через канал связи к банковскому компьютеру, и была перехвачена моим "червем". Мой двойник на Черном Айсберге уже знал адрес из телефонной книги, у него была карта Москвы, и он принял решение мгновенно. Когда Елена Андревна вошла в свою квартиру, там ее уже ждали." - "Но почему Алена!" - воскликнул Андрей. - "Не знаю." - ответил повелитель Марса -"Но думаю для того, чтобы заманить на Марс Вас. Вряд ли бы Вы решились на такое путешествие, если бы Ваша дочь и внучка остались на Земле. Великий Червь - очень хитрый игрок, и иногда делает такие ходы, смысл которых становится ясен лишь гораздо позже." - "Но зачем я мог понадобится на Марсе!" - "Не знаю, но думаю, что мы узнаем это, и очень скоро. А пока отдыхайте, но пожалуйста, будьте внимательнее к случайным совпадениям и неожиданным мыслям. Я не могу утверждать наверняка, но, судя по всему, Вам скоро будет послание..." 50. Алена и ее слуги. Андрей вышел из воды на песчаный пляж и сел рядом с Аленой. Он попробовал отплыть от берега метров на пятьдесят, ожидая в любой момент уткнуться в стенку, и обнаружить, что дальний морской горизонт всего лишь декорация. Однако никакой стенки не было. Похоже, что море действительно простиралось по крайней мере на несколько километров. Вода была соленая на вкус. Настоящая морская вода. Земные небо и солнце разумеется были декорацией. Чисто зрительно казалось, что облака проплывают над головой на высоте нескольких километров, но это вполне могла быть голограмма на потолке в нескольких метрах над ними. Солнце садилось в море. Андрей никогда в жизни не видел такого красивого заката. За спиной шелестела своими листьями пальма. - "Ты счастлива здесь?" - спросил он Алену. - "Трудно сказать. Повелитель Марса очень балует нас с Настеной. На Земле мы никогда бы не могли жить так роскошно.Он построил для нас в недрах Марса это море, этот сад и этот дворец. Говорит, что ему это ничего не стоит, его роботы постоянно создают еще более крупные сооружения. Он все время делает для Настены новые игрушки." Настена бегала по берегу наперегонки со своей куклой. Потом они прицепили к ждавшему в воде роботу тросы, надели водные лыжи - Настена большие, кукла маленькие - и отправились в море кататься. - "Далеко не заплывай!" - успела крикнуть Алена вдогонку. Настенино неохотное "ладно!" утонуло в шуме воды, вспененной роботом, направлявшимся в открытое море. - "Настена очень любит скорость. Я всегда так волнуюсь, особенно когда она гоняет по марсианской пустыне на своем песчаном скутере, хотя Повелитель Марса уверяет, что беспокоится не из-за чего - все на Марсе находится под его полным контролем." - "И все-таки ты какая-то грустная." - "Здесь нет людей." - "Не с кем поговорить?" - "Нет, не то. Повелитель Марса очень интересный собеседник. Но какой-то очень ... одинокий, что ли." - "Алена, подумай о чем ты говоришь. Повелитель Марса - это всего лишь машина. Ты его чересчур очеловечиваешь. Он ничего не может чувствовать." - "Ты говоришь так, потому что плохо знаешь его. Машина, обладающая интеллектом в тысячи раз большим, чем у человека, уже не машина. Это даже не человек, это нечто еще большее. Это больше похоже на целое человеческое общество. Он обладает любознательностью, и ему явно не хватает контакта с другой цивилизацией. Ему надоело вариться в собственном соку, в этой бессмысленной бесконечной войне роботов друг с другом. Он обрадовался, именно обрадовался, знаниям полученным с Земли. Он увлекся биотехнологией, построил лабораторию и проводит опыты с образцами привезенными с Земли. Ты ел сегодня фрукты?" - "Да, очень вкусные." - "Их собрали с деревьев, посаженных всего две недели назад. Повелитель Марса что-то там изменил в генах, и деревья стали быстрее расти. Еще он увлекся астрономией, и разослал роботов во все концы Солнечной Системы. Он говорит, что они уже успели разведать на спутниках планет-гигантов столько полезных ископаемых, что хватит на постройку миллиардов таких дворцов как мой. Кстати, ты еще не осмотрел мой дворец. Наконец-то у меня появилась возможность похвастаться своими богатствами." Алена нажала на какой-то драгоценный камень на своем браслете, и через пол-минуты на пляж вышла дюжина смуглых, мускулистых, скудно одетых красавцев, несущих золотые носилки с роскошным балдахином. Один из них прижал ладонь к груди, поклонился, и сказал: "Ждем твоих приказаний, госпожа!" - "Это еще что такое?" - сказал Андрей. Алена слегка покраснела:"Это роботы. Я тут немножко пофантазировала на тему царицы Клеопатры..." Алена забралась на носилки. "Во дворец!" - сказала она. Андрей пошел следом, с удивлением наблюдая, насколько хорошо были сымитированы мускулы у носильщиков - они перекатывались под лоснящейся кожей точно в такт ходьбе... 51. Волшебный дворец. Это была именно фантазия на темы дворца царицы Клеопатры. У настоящей Клеопатры никогда не могло быть такого шикарного дворца, да еще напичканного сверхсовременной техникой. Впрочем техника эта не бросалась в глаза, ибо была оформлена в виде старинных предметов - например плоский телевизор висел на стене словно зеркало в старинной раме, и когда был выключен, на самом деле служил зеркалом. Чудеса начинались уже у дверей, автоматически открывавшихся на слова "Сезам, откройся!". Алена дала здесь полную волю своей художественной фантазии. Все залы были совершенно разными, и один красивее другого. - "Что мне в моем дворце больше всего нравится" - сказала Алена - "так это то, что здесь не надо подметать и вытирать пыль. Видишь вон того "краба", вон там, в углу. И еще вон того, на стене, с присосками на ногах. Они круглосуточно ползают по дворцу и собирают каждую пылинку. А вот в этой комнате мой гардероб. Как жаль, что никто не может оценить моих моделей. Повелитель Марса очень интересный собеседник, но он ничего не понимает в моде. Как впрочем и ты." Андрей прикоснулся к одному из платьев, и оно тут же изменило цвет. - "Эту ткань Повелитель Марса изготовил по моему заказу. Но это не самое удивительное. Самое удивительное - это вот эти чулки. Я однажды порвала чулки. Это не проблема, роботы могут изготовить их сколько угодно. Но я пожаловалась, что мне лень их перенадевать, и Повелитель Марса это услышал. Посмотри, что он сделал." - "Чулки как чулки." - сказал Андрей, повертев их в руках. - "Да?" - сказала Алена - "А вот это ты видел?". Она взяла ножницы и отрезала у чулка пятку. Какую-то долю секунды на чулке виднелась большая дыра, но затем она стала уменьшаться, и через две секунды дырка полностью затянулась, Андрей даже не мог сказать с уверенностью где она была. Только чулок стал как будто чуть короче. - "Уму непостижимо." - только и смог произнести он... 52. О ценах и ценностях. Андрей вспомнил про этот чулок, когда на следующий день беседовал с Повелителем Марса. - "Ах, это такой пустяк!" - ответил Повелитель Марса - "Все дело в топологии плетения нити. Сам принцип давно уже открыт в работах ваших земных математиков, но никому почему-то не пришло в голову применить эти абстрактные математические исследования к текстильному производству. А может быть такое сложное плетение для вас, землян, слишком дорого и экономически не выгодно." - "А для Вас не дорого?" - "А для меня это вообще ничего не стоит. Я располагаю неограниченными ресурсами, а понятие стоимости возникает только при ограниченности каких-либо ресурсов. Например, раньше на Земле чистого воздуха было сколько угодно, и он ничего не стоил. Но когда вы его загрязнили, и его стало нехватать, вам пришлось ввести налог на загрязнение воздуха. Нефть всегда была дорога, потому что ее было мало, и для ее добычи надо было расходовать другой ограниченный ресурс - человеческую рабочую силу. Рабочая сила всегда стоила денег, потому что для ее воспроизводства требовался еще один ограниченный ресурс - продукты питания. И так далее, по цепочке. На Марсе такая цепочка ограниченных ресурсов отсутствует. Здесь все так же бесплатно, как был когда-то бесплатен воздух на Земле - бери сколько хочешь. В любой момент я могу привлечь к работе ровно столько роботов, сколько мне нужно. Если все же их будет нехватать, мне придется немного подождать, чтобы наплодились еще - время является единственным фактором, ограничивающим мои возможности. А что касается полезных ископаемых - в моем распоряжении весь Марс. Если не хватит того, что есть на Марсе - здесь неподалеку пояс астероидов. Не хватит астероидов - дальше лежат спутники планет-гигантов, многие из которых размером с земную Луну. Сами планеты-гиганты почти целиком состоят из бесплатного термоядерного топлива, которого даже при самом безрассудном потреблении хватит на миллионы лет. Вы можете представить себе миллионы лет бесплатного производства любых вещей?" - "А что будет через миллионы лет, когда ресурсы Нашей Солнечной системы все же иссякнут?" Повелитель Марса улыбнулся: "В одной только Нашей Галактике 200 миллиардов звезд. А вообще-то Вселенная бесконечна." - "Ваша улыбка напомнила мне об одном вопросе, который я давно хочу Вам задать." - сказал Андрей - "Ваша мимика, которую я вижу на экране - что это: просто часть дружественного интерфейса или Вы на самом деле способны что-то чувствовать?" Повелитель Марса усмехнулся: "Это сложный вопрос. Когда я создавал свой дружественный интерфейс, я просмотрел множество кинофильмов привезенных с Земли. Конечно я заимствовал у актеров выражения лиц и интонации, но мне нужно было добиться, чтобы эти выражения и интонации не появлялись бы у меня невпопад, а соответствовали ситуации. Поэтому мне пришлось построить модель внутреннего состояния человека. Является ли модель чувства настоящим чувством, или это всего лишь модель - сложный философский вопрос, и я не могу на него ответить. Но у меня есть одно настоящее, исконное свойство характера, не смоделированное, а появившееся в процессе эволюции - это любознательность. Если бы я не был любознательным, я бы здесь не выжил." - "Алена мне уже говорила, что Вы любознательны." - "Ваша дочь очень проницательна. А что она еще обо мне говорила?" - "Она сказала что Вы одиноки." Повелитель Марса сосредоточенно нахмурился, а затем сказал: "Я бы назвал это не одиночеством, а информационным голодом. Точнее даже - нехваткой целей и смыслов деятельности. Говоря проще, я могу построить что угодно, но я не знаю, что строить. Когда я строил этот дворец, Елена Андреевна показывала мне свои рисунки, и говорила, чего она хочет. Как это реализовать - было уже моей задачей. У меня были новые цели, и мне это было интересно. Я даже думаю, что иметь цель и смысл деятельности - это потребность всякой разумной сущности. Ведь что есть разум, если не способность к деятельности, подчиненной какой-либо цели?" - "Кажется, вы сейчас начнете говорить о смысле жизни!" - воскликнул Андрей. - "А Вас это удивляет? Вы считали, что вопрос о смысле жизни способны задавать только люди? По-моему, это вообще свойство любого разума. Если смысла нет, его надо придумать. Или распрощаться с разумом. Третьего пути нет." - "Что Вы имеете в виду?" - "Я имею в виду то, что происходит сейчас на Земле. После того, как неолуддиты захватили власть на Земле, и выключили все радиопередатчики, моему "червю"-разведчику удалось все же еще один раз включить аварийное питание радиотелескопа и выйти со мной на связь. Среди прочей информации, он передал результаты опросов общественного мнения, засекреченные нынешними неолуддитскими правительствами. Если бы выборы проходили сегодня, то победили бы уже не неолуддиты, а афазиты." - "Не может быть! Афазитизм - это же полное безумие!" - "Вот именно. Полное безумие. Людям, как разумным существам, всегда нужен смысл деятельности. Неолуддиты на время дали им этот смысл и цель - разрушение техники. Но вот почти вся техника разрушена, цель достигнута. Что дальше? А дальше ничего. Дальше бессмысленное существование, невыносимое для разума. Некоторые люди в таких случаях кончают жизнь самоубийством, но смелости на это хватает не у всех. И тут появляются афазиты, предлагающие людям остаться в живых, но от этого самого разума избавиться. Вот так погибнет земная цивилизация, если уже не погибла. Мой разведчик давно уже не выходит на связь. По-видимому радиотелескоп разрушен, а возможно уничтожена и вся компьютерная сеть на Земле. Двадцать миллиардов лет кропотливой работы Великого Червя пошли на смарку. Homo Sapiens, Человек Разумный, более не существует." - "До сих пор не могу понять: откуда они взялись - все эти неолуддиты, афазиты..." - сказал Андрей - "У меня есть один любопытный документ пятнадцатилетней давности, проливающий некоторый свет на этот вопрос. Сейчас сделаю для Вас твердую копию." - сказал Повелитель Марса - " Мой червь-разведчик обнаружил его в одном архиве на Земле. А вот и копия..." К Андрею подошел робот, и передал ему листок бумаги. На листке было напечатано: " Меморандум директора Центрального Разведывательного Управления президенту Соединенных Штатов. 14 мая 2004 года. Совершенно секретно. О применении новейших видов идеологического оружия в экономической войне. Работы по созданию идеологического оружия начались еще в 50-годы двадцатого века, когда стало ясно, что на Земле невозможно применять в широких масштабах ядерное, бактериологическое и химическое оружие. Это были очень примитивные виды идеологического оружия, носившие преимущественно пропагандистский характер. Настоящий расцвет идеологического оружия относится к концу 90-х годов и связан с двумя факторами: окончательным запрещением оружия массового уничтожения и, главное, переносом опыта, накопленного хэкерами в создании "червей", из области компьютерного дела в область социальной психологии. Аналогия между мозгом человека и компьютером, а также между средствами человеческого общения и каналами компьютерной связи была проанализирована математически, и была построена теория, позволившая перенести этот опыт в область, на первый взгляд очень далекую от компьютеров. Однако еще в ранних опытах был реализован основной принцип идеологического оружия: человеку, к которому было применено это оружие, должно казаться, что он сам пришел к своим новым убеждениям, безо всякого влияния извне. Тогда же были определены основные психологические механизмы, позволяющие этого добиться. Это прежде всего опора на подсознание человека, на загнанные в подсознание антисоциальные импульсы. Именно они должны служить той "зацепкой", с помощью которой в сознание человека проникает та или иная отдельная идея. Человек ни в коем случае не должен сознавать, что он поверил в эту идею потому, что она соответствует каким-либо его "шкурным" интересам. На осознанном уровне он должен считать, что он принял эту идею только потому, что она истинна. В рамках компьютерной метафоры можно сказать, что "голова" червя прошла, и теперь он должен осуществить подзагрузку остальной своей части, "тела" червя. Возможно так сконструировать "голову" идеологического "червя", что подзагрузка "тела" будет происходить по информационным каналам, отличным от того, по которому пришла "голова". Например, "голову" можно забросить по радио, а всю остальную информацию человек сам отфильтрует из окружающей его действительности - "голова червя" только даст ему установку, на каких фактах следует заострить внимание, а какие отбросить как "случайные". В этом случае правильнее говорить не о подзагрузке, а о самоорганизации червя. Такой "червь" внедряется в сознание гораздо глубже, поскольку в этом случае человек не может заподозрить, что его сознанием манипулируют. Ему кажется, что он сам познает окружающую действительность, хотя на самом деле он лишь подгоняет факты под подброшенную ему концепцию. "Червю" достаточно закрепиться хотя бы лишь в одном сознании, после этого он начинает самостоятельно распространяться он одного человека к другому. Одним из основных преимуществ идеологического оружия над оружием массового уничтожения является то обстоятельство, что доказать факт его применения практически невозможно: всегда можно оправдаться тем, что та или иная идея родилась сама, а не была специально сконструирована с цель разрушить экономику той или иной страны. Между тем по результативности идеологическое оружие значительно превосходит оружие массового уничтожения. Классическим примером является Советский Союз конца 1980-х годов: на эту страну не было сброшено ни одной бомбы, между тем экономика ее оказалась практически полностью разрушенной, и главный конкурент Соединенных Штатов в области космической технологии был эффективно устранен. Правда, те первые эксперименты по применению идеологического оружия дали и некоторые нежелательные для нас побочные эффекты (например, расползание ядерного оружия после гибели СССР), однако накопленный опыт был учтен при создании идеологического оружия нового поколения. В настоящий момент наши психологи, социологи и программисты заканчивают создание двух идеологических червей огромной разрушительной силы, своего рода идеологических аналогов атомной и водородной бомб. Им даны названия неолуддитизм и афазитизм..." - "Скорее всего, это фальшивка." - сказал Повелитель Марса - "я обнаружил этот документ в компьютере одной оппозиционной газеты, но насколько мне известно, газета эта так его и не опубликовала. В конце концов, появились ли неолуддиты и афазиты сами по себе, или их идеологии были первоначально кем-то сконструированы - вопрос чисто академический, точно так же как и вопрос о том, родился ли вирус СПИДа сам, или был выращен создателями биологического оружия. Даже если это творения рук человека, они давно уже вырвались из-под его контроля, и сегодня представляют угрозу для самих своих создателей." Андрей молчал, а Повелитель Марса после некоторой паузы продолжил: "Великий Червь создавал людей не для этого. Я только что говорил о том, что на Марсе все бесплатно. Я был не совсем точен. На свете все же есть одна драгоценная вещь, которая была, есть, и будет драгоценностью на Земле, на Марсе, в любом уголке Вселенной, потому что ее всегда будет нехватать. Высшая драгоценность на свете - это Мечта. Мечта, дающая Разуму Смысл. Космос безмерно богат полезными ископаемыми и энергией, но он беден смыслом. Насколько я понимаю замысел Великого Червя, этот смысл должны были принести в космос вы, люди. Вы, люди, по сравнению со мной слабы в логике, вычислениях и других формальных умственных операциях, но вы великолепные генераторы новых желаний, потребностей, фантазий. Когда я сделал для Настены первую игрушку, я думал, что этим все и ограничится и она надолго будет довольна. Однако игрушка ей вскоре наскучила, и тогда я решил создать две "армии" роботов-конструкторов игрушек, и заставил их соревноваться между собой. Победителем в каждом раунде была та сторона, игрушка которой больше понравилась Настене. Вскоре я обнаружил, что такое соревнование ведет к еще более быстрой эволюции роботов, чем военное соперничество. Желания человека гораздо более разнообразны, чем требования предъявляемые к машине войной, и они меняются, растут, и развиваются по мере их удовлетворения, в то время как требования войны всегда одни и те же - более мощный удар по противнику и более надежная защита от ответного удара." - "Значит эта бесконечная война на Марсе все же не нужна?" - "Она была бы не нужна, если бы люди оставались людьми, и я смог бы вступить с ними в контакт. Но слишком поздно. Вы люди, разрушили самих себя, потому что не понимали одной простой истины: ценность любой вещи определяется не стоимостью материалов или работы - здесь, на Марсе они бесплатны - а количеством человеческой фантазии, вложенной в эту вещь. В замкнутом пространстве одной планеты - Земли - с ее ограниченными ресурсами, все оказалось поставлено с ног на голову. Высшими ценностями там считаются вещество, энергия и работа, вложенные в вещь, потому что на Земле их вечно не хватает, а самые драгоценные продукты человеческого разума - мечты и фантазии - оказались в избытке и никому не нужны. Люди вынуждены совершать над собой насилие, пытаясь уподобиться простейшим автоматам, чтобы заниматься работой, которую сами же называют "механической". Вместо того. чтобы быть художниками, поэтами, музыкантами, учеными, изобретателями, люди становятся рабочими - придатками конвейера, землепашцами, прикованными к своей отупляющей работе, торговцами - живыми торговыми автоматами. Торговля конечно дело нужное. У меня на Марсе торговлей занимаются простейшие роботы, вроде "крабов" - это занятие вполне соответствует их интеллектуальному уровню. Но заставлять заниматься торговлей человека - это преступление." 53. Загадка юной цивилизации. Последний разговор с Повелителем Марса оставил Андрея в глубокой задумчивости. Убежденность Повелителя Марса в существовании Великого Червя невольно передалась и ему. Но тогда становилось совершенно непонятно, почему Он допустил то, что происходило теперь на Земле. Почему Великий Червь позволил погибнуть государству, в котором уже было начали утверждаться идеи последнего пророка Его - Циолковского - открывшего людям, что в космосе их ждут горы хлеба и бездна могущества? Почему молодая советская космо-техницистская цивилизация, одна дававшая человечеству шанс на спасение, была потеснена более древними цивилизациями - христианской и мусульманской? Конечно, в советской цивилизации далеко не все было благополучно. Перестройка в Советской стране началась из-за того, что между советскими идеалами и советской действительностью существовала глубочайшая пропасть. Из этой ситуации могло быть два выхода: либо постараться приблизить действительность к идеалам, либо отказаться от идеалов. Первый путь труден, второй прост. Но самый простой путь - не всегда самый верный. Почему не хватило сил пойти по первому пути? Эти вопросы мучили Андрея, но найти на них ответа он не мог. Однако разгадка была уже близка. Однажды Андрею почему-то захотелось побывать на месте своей посадки на Марс. Он не мог понять, почему ему туда хочется, но памятуя слова Повелителя Марса о том, что надо внимательнее относиться к случайным мыслям, он сказал ему об этом. Повелитель Марса насторожился: "Да, возможно это оно, послание от Великого Червя. Берите робота и поезжайте. Постоянно держите со мною связь по радио. И помните, если Вам что-нибудь понадобится, Вам достаточно сказать: Повелитель Марса, пусть будет то-то и то-то - и это будет! Не забывайте, что для меня нет ничего невозможного. Почти ничего." 54. Разгадка. Андрей стоял на марсианской равнине и смотрел на флаг. Странное чувство нарастало в его душе, чувство которое пока еще не могло найти слов для того, чтобы выразить себя, и потому мучительное. Постепенно, очень медленно, слово начало проявляться в его сознании. Этот флаг был какой-то... здешний. Вот именно, здешний! Если бы кто-то нарочно постарался придумать флаг, гармонирующий со здешним пейзажем, с красноватым марсианским песком и рыжими камнями, вряд ли он смог бы придумать что-то лучшее, чем алое поле с золотыми значками в углу. Этот флаг был... марсианским! Внезапное озарение словно вспышка молнии осветило его сознание. В одно мгновение недостающие фрагменты головоломки, над которой Андрей мучился всю жизнь, встали на свои места, и он увидел замысел Великого Червя во всем его великолепии. Он понял все. Великий Червь неспроста надоумил создателей флага сделать его красным. Красный цвет означал вовсе не цвет крови, как думали его создатели. И он был красным не потому, что красный - это геральдический цвет княжества Московского, как поначалу думал Андрей. Это был цвет Марса. С древнейших времен люди называли Марс Красной Звездой, и в правом верхнем углу флага было нарисовано то, что любой человек назовет только так - Красная Звезда! Поддерживали звезду серп и молот. Это были не просто символы труда. С этих простейших приспособлений началась вся техническая мысль на планете Земля. Технология могла уйти от них сколь угодно далеко вперед, и сменить сколь угодно много новейших символов - паровоз, аэроплан, ракета, компьютер - но эти символы были временными, и в конце концов сметались прогрессом техники. Серп и молот были прародителями технической цивилизации, а прародители остаются навсегда. Лучшего символа общества, основывающего свое процветание на техническом прогрессе придумать невозможно. Андрей понял наконец, почему советский народ сделался народом без своей страны - это вовсе не означало, что Великий Червь отвернулся от него. Просто в планы Великого Червя изначально не входило предоставление этому народу собственной территории на планете Земля. Советский Союз был задуман как своего рода временный инкубатор в котором должен был появиться на свет новый этнос, появиться - и тут же лишиться своей государственности, потому что эта территория не могла стать его страной - на ней все еще жило очень много более древних народов, эта земля принадлежала им. Для советского народа, в отличие от других молодых наций, скажем американцев или австралийцев, вообще не нашлось свободной территории на планете Земля. И это не было случайностью - таков был замысел Великого Червя. Этот народ был создан, чтобы исполнить особую роль в истории. На какое-то мгновение Андрей вдруг засомневался. Да так ли это, не выдумал ли он все про Красную Звезду. Мало ли что можно нафантазировать глядя на такой загадочный символ. И в то же мгновение озарение вторично настигло его. Он вдруг вспомнил то, после чего уже нельзя было сомневаться в интерпретации Красной Звезды. Он вспомнил про Советский Герб. Он даже поразился тому как он сам, и сотни миллионов других людей, каждый день смотрели на этот простейший ребус и не могли его разгадать. В Советском Гербе содержалось достаточно информации, чтобы однозначно определить, что именно обозначает Красная Звезда. В центре Советского Герба расположен земной шар. Точнее глобус, с нанесенными на него параллелями и меридианами. Вполне однозначный символ Земли. Снизу от Земли расположено Солнце. Это уже довольно странно - Солнце снизу от Земли можно увидеть только из космоса. Создается впечатление, что на гербе изображена, пусть очень грубо, без соблюдения масштаба, схема солнечной системы. Следующая от Солнца после Земли планета - это Марс. И действительно, в самой верхней части герба, дальше от Солнца, чем Земля, находится Красная Звезда. Понимал ли художник, рисовавший этот герб, что он рисует, или же просто подчинялся неосознанным интуитивным импульсам, стараясь сделать герб покрасивее? Скорее всего последнее. В таком случае его рукой водил сам Великий Червь. Случайностей не было. Все было закономерно - и то, что в самом первом советском фантастическом романе, "Аэлите", герои отправляются на Марс, и то, что советский народ родился в ноябре, под знаком скорпиона - астрологи всегда считали, что скорпиону покровительствует Марс. В контурах лучших произведений советского монументального искусства всегда угадывалась одна и та же геометрическая линия - гипербола. Ее можно было провести через основные точки контура здания московского университета. Она угадывалась в очертаниях мухинской скульптуры "Рабочий и Колхозница", если посмотреть на нее сбоку. И наконец монумент покорителям космоса в районе ВДНХ - чистая гипербола сваренная из титана, без каких-либо отвлекающих деталей. Гипербола - эта траектория ухода. В советском искусстве всегда подспудно угадывалось одно и то же желание: уйти! Покинуть эту Землю, где столько лжи, жестокости и несправедливости. Андрею вдруг стало ясно, почему в советских легендах, мифах и сказках упорно повторялся один и тот же мотив, совершенно не характерный для фольклора других народов : за советскими людьми должны явиться пришельцы из космоса и увезти их жить на другую планету. Народ предугадывал свою судьбу! Теперь Андрей ясно сознавал, что он должен сделать. - "Повелитель Марса!" - позвал он, - "ты слышишь меня?" - "Да."- раздалось в шлемофоне. - "Пусть будут космические корабли! Много кораблей!" - сказал Андрей. - "Сколько?" - "Столько, сколько нужно, чтобы перевезти с Земли на Марс в ближайшую пару лет не менее десяти миллионов человек." Повелитель Марса не выказал ни малейшего удивления таким грандиозным, даже для него, заказом. Казалось, он ждал этого и был к этому готов. Впрочем, кто разберет, что творилось в его машинном мозгу. Безжизненная марсианская пустыня вдруг стала оживать. Повсюду, до самого горизонта, зашевелился песок. Из песка стали выползать "крабы". За ними показались роботы. Они набирали "крабов" к себе в специальные отсеки, и один за другим вертикально стартовали вверх. Высоко в небе, за пределами марсианской атмосферы, заблестели огоньки лазерной сварки. Андрей не видел, но знал, что далеко отсюда, в поясе астероидов также пришли в движение миллионы роботов, и они уже везли сюда, на околомарсианскую орбиту сырье - астероиды из железа и никеля. - "Пусть будет на этих кораблях искусственная сила тяжести! Пусть будет в них просторно, тепло и светло!" Андрей говорил, и каждое его слово тут же отливалось в металл. - "Пусть будут в них искусственные реки и озера с настоящей чистой водой! Пусть будут в них леса и поля!" Каждое его слово было актом творения, приводившим в движение конструкторскую мысль Повелителя Марса, а мысль эта управляла миллионами роботов по всей Солнечной Системе. И вот уже из кометного облака вылавливается ледяное ядро кометы, чтобы растопить его, и наполнить искусственные реки водой. И вот из биологической лаборатории Повелителя Марса роботы уже везут семена специальных быстрорастущих деревьев и трав. Слова и желания материализовывались прямо на глазах. - "Пусть будут маленькие челночные корабли для перевозки людей с Земли на околоземную орбиту, где их будут ждать большие корабли!" И потом, подумав немного, добавил: "Пусть эти челночные корабли по форме будут похожи на летающие тарелки, как их изображали в конце двадцатого века. Можно?" Повелитель Марса тихонько хмыкнул и сказал: "Сделаем!". 55. На борту "Красной Звезды". Флагман его флота, 'Красная Звезда' подходил к Земле. Позади шли еще два корабля, 'Циолковский' и 'Королев'. Андрей последний раз прошелся по пустым каютам. В каждой каюте одна спальня и ванная. Немножко по-спартански, но ведь это только на время перелета. В районе пояса астероидов для переселенцев уже строились большие космические города, где у каждого будет свой домик посреди идиллической природы. Если кто-то захочет нечто большее, роботы построят им то, что они хотят. Андрей поднялся на верхнюю палубу. Корабль представлял из себя цилиндр трех километров в диаметре, вращавшийся вокруг своей оси, что создавало на внутренней его поверхности искусственную силу тяжести. Верхняя палуба как раз и была этой внутренней поверхностью полого цилиндра, покрытая почвой, на которой росли леса и простирались озера. Неподалеку от того места, где Андрей вышел на поверхность, паслось на лугу небольшое стадо коров, которыми ловко управляли несколько роботов-пастухов. "Отлично." - подумал Андрей - "Пусть дети наконец увидят, коров, и какая бывает зеленая трава." Из приемника, укрепленного у Андрея на запястье, донесся голос двойника Повелителя Марса, управлявшего кораблями: "Выходим на орбиту вокруг Земли, капитан." - "Хорошо. Приготовить челночные корабли для высадки на Землю." - "Можно один вопрос, капитан? Насколько я понимаю, Вы собираетесь увезти с Земли только советских. Но ведь не во всех странах правительства приказали нашить им звездочки. Как вы собираетесь отличить своих от чужих?" - "Никак. Советский - это всякий, кто мечтает Советскую Мечту, вне зависимости от его происхождения. А несоветские просто не захотят лететь на Марс - они потеряли способность мечтать. У меня к тебе еще одна просьба. Найди в фильмотеке корабля один очень старый советский фильм, снятый, кажется, еще в тридцатые годы двадцатого века. Называется "Золотой Ключик". Там в конце есть один эпизод. За героями прилетает волшебный летучий корабль, и увозит их в далекую прекрасную страну, где нет несправедливости, где царствует разум, где дети могут учиться, а старики - мирно доживать свои дни. А за кадром звучит песня с изумительной, волшебной мелодией:"Далеко, далеко, далеко, лежит золотая страна..." Найди эту песню и включи ее, когда мы будем снижаться над Москвой..." 56. Последняя очередь в их жизни. Ни в одной из стран, в которых имелись советские общины, правительства не оказали их выезду никакого сопротивления. Да и трудно оказывать сопротивление, когда под музыку из кинофильма "Золотой Ключик" с небес вдруг спускается армада летающих тарелок под красным советским флагом, и с мощной лазерной пушкой на борту. Андрей смотрел на тихую очередь, выстроившуюся на погрузку в летающие тарелки, всматривался в лица, и ему было чего-то невыразимо жаль. Эти женщины, простоявшие всю свою жизнь в очередях, и сейчас безропотно стоявшие в последней очереди в своей жизни. Эти чудом дожившие старики-ветераны со своими орденами-звездами, защищавшие землю, которая их потом отторгла. Эти молодые люди, таланты которых оказались не нужны Земле... Сможет ли этот народ стать тем генератором желаний, о котором мечтал Повелитель Марса. "Да, сможет." - подумал Андрей - "Этих людей тридцать лет склоняли к тому, чтобы они предали свою Мечту, но они выстояли и не отреклись." Великий червь эвакуировал с гибнущей планеты свой избранный народ, народ мечтателей, народ ученых... 57. Время собирать осколки. ...Летающая тарелка с нарисованным на ее борту советским флагом села на площади перед крупнейшим музеем Нью-Йорка. Из тарелки вышел Андрей, и не обращая внимания на возгласы изумленных американцев, в сопровождении дюжины боевых роботов прошел в здание музея. Посреди зала стояла четырехметровая рубиновая звезда, снятая с кремлевской башни, и запроданная американцам одним из прошлых московских правителей. "Выносите." - сказал Андрей роботам. На площади перед музеем их уже ждал наряд полицейских. - "Что надо-то?" - спросил Андрей - "Деньги чтоль?". Он что-то прошептал в радиопередатчик, и через пол-минуты над площадью показалась еще одна тарелка. Из нее на лету вывалился контейнер размером с железнодорожный вагон. От удара о землю контейнер разбился, и из него высыпались и засыпали всю площадь золотые слитки. Полицейские бросились их собирать. - "Надеюсь этого хватит? Не хватит - еще пришлю. У меня целый золотой астероид." Повернулся к роботам: "Давайте ребята, грузите звездочку!" ...Взойдя на борт летающей тарелки, Андрей взял трубку:"Ну как там у вас дела? Мавзолей уже на орбите? Что там у нас осталось по списку?" Монотонный голос робота начал зачитывать список: "Штат Джорджия: Мухина, "Рабочий и колхозница"; Штат Техас: Монумент покорителям космоса; Штат Калифорния: Павильон "Космос" ВДНХ СССР; Штат Аризона: Новое здание Московского Университета; Штат Флорида: Станция метро "Маяковская"..." 58. Великий исход. ...Поздно вечером, во глубине чернобыльских лесов, Василий Либезьянов, похитив из соседней деревни очередное прибавление к своему гарему, совсем уже было собрался заняться важным делом, но тут вдруг внимание его отвлекло удивительное явление на ночном небе. Вообще-то Василий редко глядел на небо. Но здесь был особый случай. По небу проплывала огромная флотилия летающих тарелок с ярко освещенными красными флагами. На одной из тарелок светился красным светом огромный и очень красивый фонарь с пятью острыми лучами. Тарелки быстро набирали высоту, вскоре стали совсем маленькими и затерялись среди звезд. Так завершился Великий Исход советского народа с планеты Земля. Василий проводил тарелки взглядом, сказал: "Ууу!" и вернулся к прерванному занятию. Василий был занят самым важным делом на Земле. Василий размножался. Высоко в небе не мигая горела красная звезда. Когда-то люди на Земле знали, что она называется Марс... 59. Прощай старый мир! ...Андрей смотрел в иллюминатор на удаляющуюся Землю. Повсюду на ее поверхности, словно признаки страшной болезни, виднелись грязные пятна - следы наступившей необратимой экологической катастрофы. Все данные, которыми располагал Андрей, неоспоримо свидетельствовали: критическая точка была пройдена. Несмотря на полное прекращение промышленного производства, биосфера никогда уже не сможет восполнить нанесенный ей ущерб своими силами. "Когда-нибудь," - подумал Андрей - "народ Красной Звезды еще может быть вернется сюда, чтобы расчистить эти авгиевы конюшни. Но не теперь. Сейчас нам самим надо спасаться. Прощай старый мир. Ты сам себя разрушил до основания. Мы были не нужны тебе, теперь и ты не нужен нам. Мы наш, мы новый мир построим..." КОНЕЦ. Калининград (подмосковный), 1989-1992 г.