то такое эти угрызения совести, которые я испытываю теперь? Я
погибла для любви князя Андрея?.. Или нет, не погибла?! Ничего и не было,
никто и не узнает, и я его больше не увижу, никогда... Не в чем
раскаиваться... Князь Андрей может любить меня и такою. Какою такою?!
(Уходит.)
ЭЛЕН ПРИНИМАЕТ ГОСТЕЙ
Появляются Э л е н, граф И л ь я А н д р е е в и ч, С о н я.
Э л е н (графу и Соне). Вот и славно, что приехали! Как жить в Москве и
никуда не ездить! Нынче здесь соберутся кое-кто, и вам будет весело.
А н а т о л ь под руку вводит Н а т а ш у.
(О Наташе.) Восхитительна!.. И как со вкусом одета! (Наташе.) Вам все
идет, моя прелестная! (Графу.) Вы, конечно, сядете за карты?..
И л ь я А н д р е е в и ч. Нет настроения. И это завлечет, а мы бы не
хотели долго.
Э л е н. Нет, нет! Не отпущу! Испортите весь мой маленький бал.
Элен уводит Илью Андреевича и Соню.
А н а т о л ь (Наташе). Вы прелестны... С той минуты, как я увидел вас,
я не переставал...
Слышно, как в соседней комнате женский голос напыщенно декламирует
по-французски.
Вы обворожительны... Я - люблю вас!
Н а т а ш а (испуганно). Не говорите мне таких вещей, я обручена и
люблюдругого.
А н а т о л ь (не смутился). Что мне за дело?... Я говорю, что безумно,
безумно влюблен в вас. Разве я виноват, что вы восхитительны?..
В соседней комнате слышны аплодисменты и крики на французском и
русском: "Божественно! Чудесно!" Зазвучала мелодия экосеза. Анатоль
полуобнял Наташу, и они стали танцевать.
(В танце.) Я не могу к вам ездить, но неужели я никогда не увижу вас? Я
безумно люблю вас. Неужели никогда? (Сжимает ее руки.) Натали?! Натали?!
Н а т а ш а (остановилась). Я ничего не понимаю... Мне нечего
говорить...
А н а т о л ь. С того самого вечера, как я увидел вас в театре, участь
моя решена: быть любимым вами или умереть... Ежели вы любите, то скажите
только слово "да", и никакие силы не помешают нашему блаженству...
Анатоль привлек Наташу к себе, и его губы прижались к ее губам. Шурша
платьем вошла Э л е н. Наташа оглянулась на Элен, потом, красная и дрожащая,
взглянула на Анатоля, и пошла к двери.
(Торопясь за Наташей.) Одно слово, только одно, ради Бога!
(Преследует.) Натали, одно слово, одно!.. (Оба скрылись.)
ИЗМЕНА
В доме Ахросимовой. Г о р н и ч н а я передает письмо С о н е.
Г о р н и ч н а я (шепотом). Барышня, мне один человек велел
передать... Сказал, от Курагина... Только ради Христа, барышня... (Приложила
палец к губам. Скрылась.)
С о н я (трясущимися руками вскрывает конверт, читает). "Участь моя
решена: быть любимым вами или умереть... Родные мне вас не отдадут...
Скажите только слово "да"... Любовь победит все... Я похищу вас". Неужели
она разлюбила князя Андрея!?
Входит Н а т а ш а. Соня протягивает ей письмо.
Не знала от кого и распечатала...
Н а т а ш а (быстро проглядывает письмо). Прочитала?
С о н я (тихо). Да...
Н а т а ш а. Кого я люблю?.. Кого я люблю?.. Анатоля или князя
Андрея?.. Князя Андрея - несомненно, я помню это ясно... Но несомненно, что
и Анатоля тоже... Ежели я могла после этого улыбкой ответить на его улыбку,
если я могла допустить до этого, то значит, что я с первой минуты полюбила
его. Значит, он добр, благороден и прекрасен, и нельзя было не любить его...
Что же мне делать, когда я люблю его и люблю другого?..
С о н я. Но так нельзя...
Н а т а ш а. Надо же теперь отказать князю Андрею!
С о н я. Это все ужасно!
Н а т а ш а. Я люблю его! Люблю!... Разве иначе могло случиться то, что
случилось? Разве могло бы тогда быть у меня его любовное письмо?..
С о н я. Не может быть, чтобы ты любила Курагина. Он обманщик, он
злодей!
Н а т а ш а. Нет, Соня, мы любим друг друга!.. Соня, голубушка, он
пишет... Соня...
С о н я. А Болконский?
Н а т а ш а. Ты не знаешь, что такое любовь.
С о н я. Нет, я не могу этому верить... Не верю, ты шутишь. В три дня
забыть все...
Н а т а ш а. Три дня! Мне кажется, я сто лет люблю его. Мне кажется, я
никого никогда не любила прежде его. Мне говорили, так бывает, но я теперь
только испытала эту любовь... Как увидела его, сразу и почувствовала: он мой
властелин, а я раба его и что я не могу не любить его! Что он мне велит, то
я и сделаю... Ты не понимаешь этого...
С о н я. Я не могу этого так оставить!
Н а т а ш а. Я тебе говорю: у меня нет воли. Я его люблю!
С о н я. Так я не допущу... Я расскажу!..
Н а т а ш а. Тогда ты мой враг. (Со страхом.) Ты хочешь, чтобы нас
разлучили?
С о н я. Но что было между вами? Что он говорил тебе? Зачем он не ездит
в дом?
Н а т а ш а. Нельзя вмешиваться в такие дела...
С о н я. Но зачем тайны? Отчего он прямо не ищет твоей руки? Ведь князь
Андрей дал тебе полную свободу, ежели уж так... Но ты подумала, какие могут
быть тайные причины?
Н а т а ш а (неуверенно). Какие причины? Не знаю... Но, стало быть,
есть причины!.. Соня, нельзя сомневаться в нем, нельзя, нельзя, понимаешь?
С о н а. Он тебя не любит.
Н а т а ш а (с улыбкой сожаления). Не любит?! Ведь ты прочла письмо,
видела!
С о н я. Но если он неблагородный человек?
Н а т а ш а. Он не благородный человек? Разве ты не знаешь, что я его
люблю?! (Подошла к столу и принялась писать, повторяя то, что пишет.) "Милая
княжна!.. Сообщаю, что все недоразумения наши кончены. Князь Андрей, уезжая,
великодушно дал мне свободу... Не злоупотребляя великодущием, но оставаясь
верной свободе выбирать, я теперь прошу вас забыть все и меня простить...
ежели я перед вами виновата... Этим письмом сообщаю, что не могу быть женой
князя Андрея"... Все! (Соне.) Уйди, я не хочу с тобой ссориться, уйди, ради
Бога, уйди: ты видишь, как я мучаюсь!..
Соня разрыдалась и выбежала из комнаты.
ПОКУШЕНИЕ
В доме Ахросимовой. Через переднюю идет Н а т а ш а. Скрылась. За ней
проследовала г о р н и ч н а я. Это увидела появившаяся С о н я. Соня
прислушивается к голосам Наташи и горничной.
С о н я. Так, было еще одно письмо... А!.. Она убежит с ним! Верно, она
убежит с ним. Что делать?! Теперь я докажу, что помню благодеяния их
семейства, что люблю Николя... Хоть три ночи не буду спать, хоть силой, а не
пущу ее!
Появляется М а р ь я Д м и т р и е в н а, видит С о н ю.
М а р ь я Д м и т р и е в н а. Ты чего здесь, как мышь?
С о н я. Марья Дмитриевна!.. (Заплакала.) Марья Дмитриевна, такое
несчастье, такой позор... Я должна сказать вам... Сейчас... Будет поздно...
М а р ь я Д м и т р и е в н а. Пойдем, скажешь!..
Марья Дмитриевна и Соня уходят. Слышен скрип снега под полозьями, храп
лошадей и перестук копыт. Раздался молодецкий посвист. Другой свист
отозвался. На сцену выбегает А н а т о л ь, в распахнутой шубе. Другую шубу,
дамскую, держит в руках. Навстречу выходит
Д о л о хо в.
Д о л о х о в. В десять она выходит на заднее крыльцо. Тройка ждет. Мы
ее заводим в тройку - и за шестьдесят верст от Москвы, в Каменке венчаетесь.
Расстрига будет ждать... Там прощаемся и на почтовых скачешь за границу...
(Хлопает себя по карманам.) Возьми паспорт... Подорожная... Десять тысяч
дала сестра и десять моих...
Анатоль приложил руку Долохова к своему сердцу.
А н а т о л ь. Ты посмотри, как бьется!
Д о л о х о в. И все-таки последний раз говорю - брось все это: еще не
поздно!
А н а т о л ь. Дурак! Не говори глупости. Ежели бы ты знал... Это черт
знает что такое!
Д о л о х о в. Право, брось! Дело говорю. Разве это шутка, что ты
затеял?
А н а т о л ь. Ну, опять! Пошел к черту!
Д о л о х о в. Я не шучу! Что мне с тобой шутить? Разве я тебе перечил?
Кто тебе все устроил, кто попа нашел, кто паспорт взял, кто денег достал?
Все я.
А н а т о л ь (обнял Долохова). Ну, и спасибо! Думаешь, я тебе не
благодарен?
Д о л о х о в. И все-таки дело опасное и, если разобрать, глупое. Ну,
увезешь ее, хорошо. Ведь разве это так оставят? Узнается дело, что ты женат.
Ведь тебя под уголовный суд подведут...
А н а т о л ь. А, глупости! Ежели этот брак будет недействителен,
значит, я не отвечаю. А ежели действителен - за границей никто этого не
будет знать!
Д о л о х о в. Право, брось! Только себя свяжешь.
А н а т о л ь. Убирайся к черту!...
Д о л о х о в (язвительно). Ну, деньги выйдут, тогда что?
А н а т о л ь. Тогда что? Тогда? Не знаю что... Ну, что глупости
говорить!.. (Посмотрел на часы.) Пора!..(Засвистел.)
Выбежала г о р н и ч н а я.
(Озабоченно.) Отчего нету?
Г о р н и ч н а я. Беда, барин!...Барыня Марья Дмитриевна молодую
графиню на ключ в комнате заперли!..
Горничная скрылась. Анатоль развернулся бежать, но перед ним вырос
огромный
л а к е й.
Л а к е й (басом). К барыне пожалуйте!
А н а т о л ь (суетясь). К какой барыне? Да ты кто?
Л а к е й. Пожалуйте, приказано привесть.
Д о л о х о в. Курагин! Назад! Измена!.. Назад!..
Лакей пытается схватить Анатоля. Анатоль, Долохов, лакей убегают.
Удаляется лошадиное ржание и стук копыт.
Входят М а р ь я Д м и т р и е в н а и С о н я.
М а р ь я Д м и т р и е в н а. Мерзавка, бесстыдница! В моем доме
любовникам свидания назначать!
С о н я. Марья Дмитриевна, пустите меня к ней, ради Бога!
М а р ь я Д м и т р и е в н а. Счастье его, что от меня ушел. Да я
найду!
С о н я (всхлипывает). Марья Дмитриевна!..
М а р ь я Д м и т р и е в н а. Отстань!.. Я Безухову отписала, позвала
срочно... Дело его друга касается... Вот тебе ключ, отопри Наталью, пусть
придет.
Соня ушла, взяв ключ.
Так себя осрамила, как девка самая последняя...
Входит П ь е р.
П ь е р. Что случилось, Марья Дмитриевна?
М а р ь я Д м и т р и е в н а. Хорошие дела! Пятьдесят восемь лет
прожила на свете, такого срама не видала...
П ь е р. Так что такое?
М а р ь я Д м и т р и е в н а. Дай слово, что будешь молчать обо всем,
что узнаешь.
П ь е р. Конечно!..
М а р ь я Д м и т р и е в н а. Так вот... Наталья без ведома родителей
отказала жениху своему, Андрею Болконскому... Причина отказа - Анатоль
Курагин. А сводила их - твоя жена... Наталья хотела бежать с ним, чтоб
обвенчаться!
П ь е р (потрясен). Но как обвенчаться?! Он не мог обвенчаться - он
женат.
М а р ь я Д м и т р и е в н а. Час от часу не легче. Хорош мальчик!
То-то мерзавец! А она ждет! Надо сказать ей - по крайней мере ждать
перестанет.
П ь е р. Два года назад, во время стоянки его полка в Польше, один
помещик заставил Анатоля жениться на своей дочери.
Вошла Н а т а ш а с выражением холодного достоинства на лице.
М а р ь я Д м и т р и е в н а. Наталья! Я тебе добра желаю. Слушай...
Уж я не стану говорить, как ты виновата, сама знаешь. Вот узнает отец твой,
брат, жених...
Н а т а ш а. У меня нет жениха, я отказала!
М а р ь я Д м и т р и е в н а. Все равно... Ну, узнают они, что ж они
так оставят? Ведь он, отец твой, я его знаю, ведь он его на дуэль вызовет,
хорошо это будет, а?
Н а т а ш а. Ах, оставьте меня, зачем вы всему помешали? Зачем? Зачем?
Кто вас просил?!
М а р ь я Д м и т р и е в н а. Зачем же тебя, как цыганку какую,
увозить? Ну, увез бы он тебя, что ж, ты думаешь, его бы не нашли? А он
мерзавец, негодяй, вот что!
Н а т а ш а. Он лучше всех вас!
М а р ь я Д м и т р и е в н а. Ну, сказала! Да он женат. Же - нат! Тебе
и граф подтвердит.
П ь е р (со стеснением). Наталья Ильинична!.. Правда это или неправда,
это для вас должно быть все равно, потому что...
Н а т а ш а. Так это не правда, что он женат?
П ь е р. Нет, это правда.
Н а т а ш а. Он женат был? И давно? Честное слово?
П ь е р. Честное слово...
Н а т а ш а. Он еще здесь?
П ь е р. По дороге к вам я его встретил на Тверском бульваре в санях...
Н а т а ш а. Ах, Боже мой, что это, что это! За что?!
Наташа, задыхаясь, ушла.
М а р ь я Д м и т р и е в н а. Я тебя вот чего вызвала: боюсь, что граф
или Болконский - он ведь всякую минуту может быть! - узнав все это, вызовут
на дуэль Курагина. А крови не надо ни графа, ни Николая, ни князя Андрея...
Понял?
П ь е р. Да, да! Это было бы хуже всего!..
М а р ь я Д м и т р и е в н а. А потому вели шурину твоему, мерзавцу
последнему, уехать из Москвы. Чтобы след простыл!.. И мне на глаза пусть не
смеет показываться! Все! Иди и исполни. (Уходит.)
П ь е р. Променять Болконского на дурака Анатоля!..Так влюбиться, что
согласиться бежать!.. О, какая низость, глупость, жестокость! Андрея
жалко... Жалко гордости его...
В ДОМЕ ПЬЕРА
В гостиной Э л е н и А н а т о л ь. Входит П ь е р.
Э л е н. Пьер!.. Ты не знаешь, в каком положении наш Анатоль...
П ь е р (с выражением бешенства и силы, Элен). Где вы - там зло!.. Зло
и разврат!..
Э л е н. Это еще что?! Ведь я приехала в Москву, имя целью...
П ь е р. Не хочу знать ваши цели!.. Ваших принцев, баронов и
к-камергеров!..
Э л е н. Что вы хотите этим доказать? Что я люблю общество людей
интересных? Не таких, как вы?..
П ь е р (прерывисто). Нам лучше расстаться...
Э л е н. Извольте! Ежели вы дадите мне состояние!.. Расстаться, вот чем
испугали!
П ь е р (бросился к ней).Я тебя убью! (Поднял над головой тяжелый
мраморный столик.) Вон!!!
Элен выбежала из комнаты.
(Анатолю, переводя дыхание, мрачно.) Вы обещали графине Ростовой
женитьмя на ней?
А н а т о л ь. Мой милый, я не считаю себя обязанным отвечать на
допросы...
Лицо Пьера снова исказилось бешеством. Он схватил Анатоля за воротник
мундира и стал трясти.
П ь е р. Когда я говорю, что мне надо говорить с вами...
А н а т о л ь. Ну что, это глупо, а?
П ь е р. Вы негодяй и мерзавец! Не знаю, что меня воздерживает от
удовольствия размозжить вам голову! Обещали вы ей женить?..
А н а т о л ь. Я, я, я не думал... Впрочем, я никогда не обещался,
потому что...
П ь е р. Есть у вас письма ее? Есть у вас письма?
Анатоль поспешно вынул из бумажника письма и передал их Пьеру.
Письма - раз. Второе... Вы завтра должны уехать из Москвы.
А н а т о л ь. Но как же я могу...
П ь е р (не слушая). Третье. Вы никогда ни слова не должны говорить о
том, что было между вами и графиней. Этого , я знаю, я не могу запретить
вам, но ежели у вас есть хоть искра совести... Забавляйтесь с женщинами,
подобными моей супруге, они знают, чего вы хотите от них... Они вооружены
против вас тем же опытом разврата. Но обещать девушке жениться на ней...
Обмануть, украсть - это также подло, как прибить старика или ребенка!..
А н а т о л ь. Этого я не знаю. А?.. Этого я не знаю и знать не хочу.
Но вы сказали мне такие слова: подло и тому подобное, которые я, как честный
человек, никому не позволю...
Пьер удивленно посмотрел на Анатоля.
Хотя это и было с глазу на глаз, но я не могу...
П ь е р (усмехнулся). Что ж, вам нужно удовлетворение?
А н а т о л ь. По крайней мере, вы можете взять назад свои слова. А?
Ежели вы хотите, чтоб я исполнил ваши желания. А?..
П ь е р. Беру, беру назад и прошу извинить меня... И возьмите денег на
дорогу...
Анатоль робко улыбнулся.
О, подлая, бессердечная порода! (Вышел из комнаты.)
АНДРЕЙ ВОЗВРАЩАЕТ ПОРТРЕТ
Князь А н д р е й в своем кабинете. В руках связка бумаг. Входит П ь е
р.
А н д р е й. Ну, ты как? Все толстеешь?.. Спасибо, что зашел сразу... Я
вчера вечером приехал.
П ь е р. Ты здоров?
Андрей пожал плечами.
А н д р е й. Дороги у нас ужасные... А в Швейцарии двух масонов
встретил, тебя знают. И хорошо о тебе говорили. Сыну воспитателя привез... В
Европе все говорят, что Наполеон грядет на Россию. Это тяжело слышать, но
это, похоже, - так... Прости меня, ежели утруждаю... Я получил отказ от
графини Ростовой... И до меня дошли слухи об искании ее руки твоим шурином.
Правда это?..
П ь е р. Правда и неправда.
А н д р е й (передает Пьеру бумаги). Вот ее письма. И портрет. Отдай
графине... Ежели увидишь ее.
П ь е р. Она очень больна. Отравилась мышьяком...
А н д р е й. Так она здесь еще? А Курагин?
П ь е р. Он давно уехал. Она была при смерти.
А н д р е й (зло усмехнулся). Очень сожалею об ее болезни. Передай
графине Ростовой, что она была и есть совершенно свободна, и что я желаю ей
всего лучшего.
П ь е р. Послушайте, помните вы наш спор в Петербурге, помните о ...
А н д р е й (поспешно). Помню! Я говорил, что падшую женщину надо
простить... Но я не говорил, что я могу простить. Я - не могу.
П ь е р. Разве можно сравнивать?
А н д р е й. Я не способен идти по следам этого господина! Если хочешь
быть моим другом, не говори со мной никогда про эту... про все это. Ну,
прощай. Ты передашь?
П ь е р. Передам. (Уходит.)
ПЬЕР У НАТАШИ
П ь е р (протягивает Наташе бумаги). Наталья Ильинична, князь Андрей
просил передать вам эти бумаги и портрет...
Наташа берет бумаги, откладывает.
Н а т а ш а. Спасибо... Петр Кириллович, он вам друг... Он говорил мне
тогда, чтоб обратиться к вам... Скажите ему... чтоб он прост... простил
меня. (Почти плачет.)
П ь е р. Да... Я скажу ему...
Н а т а ш а (поспешно). Нет, я знаю, что все кончено! Это не может быть
никогда. Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему,
что я прошу его простить, простить, простить мена за все...
П ь е р (с жалостью). Я скажу ему, я все еще раз скажу ему. Но... Я бы
желал знать одно...
Наташа посмотрела на Пьера.
Любили ли вы... любили ли вы этого дурного человнка?
Н а т а ш а. Не называйте его дурным. Но я ничего, ничего не знаю...
(Заплакала.)
П ь е р (нежно, кротко). Не будем говорить, мой друг... Я все скажу
ему... Но об одном прошу - считайте меня своим другом, и ежели вам нужна
помощь, совет, просто нужно будет излить свою душу кому-нибудь - не теперь,
а когда у вас ясно будет на душе, - вспомните обо мне... (Поцеловал ей
руку.) Я счастлив буду, ежели в состоянии буду... (Смутился.)
Н а т а ш а. Не говорите со мной так, я не стою этого!
Наташа хотела уйти, Пьер удержал.
П ь е р. Перестаньте, перестаньте, вся жизнь впереди для вас!..
Н а т а ш а. Для меня? Нет! Для меня все пропало.
П ь е р. Все пропало? (Как бы думая вслух.) Ежели бы я был не я, а
красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию
минуту на коленях просил руки и любви вашей...
Наташа в первый раз после многих дней заплакала слезами благодарности и
умиления.
Ч А С Т Ь Т Р Е Т Ь Я
У РОСТОВЫХ
Гостиная московского дома Ростовых. Напряженная обстановка сборов в
дальнюю дорогу. Г р а ф и н я полулежит на диване с повязкой на голове.
Стремительно входит И л ь я А н д р е е в и ч.
И л ь я А н д р е е в и ч. Досиделись! И клуб закрыт, и полиция
выходит. На улицах тьма подвод! Одни раненых везут из Бородина, на других
жители уезжают... У нас перед домом огромный поезд стоит с ранеными.
Г р а ф и н я. Соня говорила... Ой, Илюша, я все о последнем письме
Николя думаю: уверяю тебя, в его встрече с княжной Марьей Болконской есть
промысел Божий...
И л ь я А н д р е е в и ч. Нынче народ разбирает оружие в Кремле.
Г р а ф и н я. Я вот никогда не радовалась, когда Болконский был
женихом Наташи, а я всегда желала - было у меня предчувствие, что Николенька
женится на княжне!..
И л ь я А н д р е е в и ч. Ну о чем ты говоришь! У нас еще подводы не
уложены!
Два л а к е я пронесли через комнату ящик. Илья Андреевич заглянул в
него.
Посуда?.. Сена подложите! Да осторожнее! (Вышел вслед за лакеями.)
Появились два других лакея, тоже с ящиком. Третий внес рулон ковров.
Г р а ф и н я. Если не уложен - здесь оставьте!
Лакеи оставили вещи, удалились. Другие лакеи пронесли ящики, и еще...
Торопитесь, милые, торопитесь. Снесите на подводы и пусть увязывают
крепче.
Вошла М а в р а К у ь м и н и ч н а с пачкой платьев на руке.
М а в р а К у з ь м и н и ч н а . Барынины платья, куда их?
Г р а ф и н я. Брось тут пока, сама посмотрит.
Мавра Кузьминична бросила платья на край сундука.Вошел И л ь я А н д р
е е в и ч.
М а в р а К у з ь м и н и ч н а (Илье Андреевичу). А уж раненых люди во
все дворы разбираютю И к нам просются... Им некуда деться!
И л ь я А н д р е е в и ч. Приглашай их Мавра, в дом. Все одно пусто
будет, места много... А теперь прошу, чтобы пустяками не заниматься, а
помогать укладывать и ехать, ехать... (Ушел.)
Мавра Кузьминична ушла. Удалилась графиня. Появилась С о н я. Пачку
платьев переложила на диван, попробовала ковры умещать в сундук. Вошла Н а т
а ш а, стала быстро перебрасывать платья, и вдруг у нее в руках оказалось
то, в котором она была в первый раз на петербургском балу. Зазвучала мелодия
вальса... Наташа бережно отложила платье.
Н а т а ш а. Соня, постой, так не уложишь!.. (Достает из ящика
завернутые в бумагу блюда и тарелки.) Блюда надо сюда, в ковры...
С о н я. Да еще и ковры-то, дай Бог, на три ящика разложить!
Н а т а ш а. Да постой, пожалуйста... (Ловко продолжает разбирать.) Это
не надо... Это - да... Это - в ковры!..
С о н я. Ну, полно, Наташа, я уложу!..
Н а т а ш а (работает). Нет, ты не умеешь, дай я, и будет порядок.
Крышка не закрывается.
С о н я. Ну уложила, ты права!.. Да вынь один верхний!
Н а т а ш а. Не хочу!.. (Давит крышку коленками.) Давай и ты! Да жми
сильнее! (Крышка закрылась. Наташа хлопает в ладоши.)
С о н я (увидела отложенное платье). Бальное не берешь?..
Н а т а ш а (грустно). Оно по моде... старое...
Вошел И л ь я А н д р е е в и ч.
И л ь я А н д р е е в и ч. Тридцать подвод уложены. Теперь закрепим,
проверим - и с Богом!..
Наташа и Соня убежали. Издалека доносятся церковные звоны - благовестят
к обедне. Появилась М а в р а К у з ь м и н и ч н а.
М а в р а К у з ь м и н и ч н а (графу). Там один офицер, раненый,
просит где-нибудь приютить на подводах... И за другого денщик пришел
просить...
И л ь я А н д р е е в и ч. А1 Да, да, да, пусть передадут, ну там
очистить одну-две телеги, ну там... что же... что нужно...
Мавра Кузьминична уходит. Появляется г р а ф и н я.
Г р а ф и н я. Что это, мой друг, я слышу, вещи опять снимают?
И л ь я А н д р е е в и ч. Знаешь, графинюшка... просят, чтобы дать
несколько подвод для раненых. Ведь это все дело наживное, а каково им
оставаться, подумай!
Г р а ф и н я. Послушай, граф, ты довел до того, что за дом ничего не
дают, а теперь и все наше, детское состояние погубить хочешь. Ведь ты сам
говорил, что в доме на сто тысяч добра...
И л ь я А н д р е е в и ч. Право, у нас на дворе, сами зазвали, офицеры
тут есть... Знаешь, думаю, право, графинюшка... пускай их свезут... куда же
торопиться?
Г р а ф и н я. Я, мой друг, не согласна и не согласна. Воля твоя! На
раненых есть правительство. Они знают. Посмотри вон напротив, у Лопухиных,
еще третьего дня все дочиста вывезли. Вот как люди делают! Одни мы дураки.
Пожалей хоть не меня, так детей.
Вошла Н а т а ш а.
Н а т а ш а. Папа! Об чем вы это?
И л ь я А н д р е е в и ч. Ни о чем!
Н а т а ш а. Нет, я слышала! (Графине.) Отчего ты не хочешь, маменька?
Г р а ф и н я. Тебе что за дело?!
Н а т а ш а (кричит). Маменька, это нельзя! Посмотрите, что на дворе!
Они остаются!..
Г р а ф и н я. Что с тобой? Кто они? Что тебе надо?
Н а т а ш а. Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька! Это ни на что не
похоже... Это такая гадость, такая мерзость, такая... я не знаю! Разве мы
немцы какие-нибудь! (Зарыдала.) Нет, маменька, голубушка, это не то,
простите, пожалуйста, голубушка... Маменька, ну что нас-то, что мы увезем,
вы посмотрите только, что на дворе... Маменька!.. Это не может быть!..
Г р а ф и н я (растерянно). Делайте, что хотите... Разве я мешаю
кому-нибудь!..
Н а т а ш а. Маменька, голубушка, простите меня!
Графиня отстранила бросившуюся к ней дочь и подошла к графу.
Г р а ф и н я (Илье Андреевичу, растерянно). Мон шер, ты распорядись
как надо... Я ведь не знаю этого...
Н а т а ш а (радостно). Папенька, маменька! Можно распорядиться? Я
распоряжусь!.. (Выбежала из комнаты, но хорошо слышен ее голос.)
Освобождайте! Все подводы под раненых, да - все! Сундуки обратно - в
кладовые!..
Мужики с радостными лицами потащили сундуки через сцену, но в обратном
направлении. Пробежали С о н я, Н а т а ш а, удалился И л ь я А н д р е е в
и ч. Вошла М а в р а К у з ь м и н и ч н а.
М а в р а К у з ь м и н и ч н а (графине). Можно еще четверых взять -
управляющий им свою повозку отдает.
Г р а ф и н я. Да отдайте мою гардеробную. Дуняша со мной сядет в
карету...
Графиня и Мавра Кузьминишна ушли. Появилась Н а т а ш а, ведет за руку
П ь е р а, одетого в кучерский кафтан.
Н а т а ш а. Я сразу вас признала, Петр Кириллович, идите же, хоть на
минуту! Это удивительно! Мы уезжаем нынче, а вы? В Москве остаетесь?
П ь е р. В Москве?.. Да, в Москве...
Н а т а ш а. Как славно, что я вас увидела! Право, это особый знак.
П ь е р. Для вас - не знаю. Но для меня - совершенно особый! Судьба
сводит нас опять - и в такую минуту!
Н а т а ш а (серьезно). Вы задумали что-то великое.Я чувствую.
П ь е р. Нет, нет, не о величии надо говорить, а о предначертании.
Затра будет сражение... Кому же начертано свергунть супостата? Я спрашиваю
себя и небо - кому?..
Н а т а ш а. Будь я мужчиной, я бы непременно осталась с вами. Я вам
верю во всем. Вы не знаете, как вы для меня важны и как вы много для меня
сделали!.. Я знаю, что и он, Болконский... Он опять служит. (С усилием.) Как
вы думаете, простит он меня когда-нибудь?.. Не будет он иметь против меня
злого чувства? Как вы думаете?.. Как вы думаете?..
П ь е р. Я думаю... Ему нечего прощать... Ежели бы я был на его
месте...
Н а т а ш а. Да вы - вы, вы - другое дело. Добрее, великодушнее, лучше
вас я не знаю человека, и не может быть. Ежели бы вас не было тогда, да и
теперь, я не знаю, что было бы со мною...
Вошла г р а ф и н я.
Г р а ф и н я. Что же теперь будет, Петр Кириллович? Мы бежим... И
Николя, и Петенька мои - оба на войне, и могут быть убитыми, оба вместе...
П ь е р. Мужайтесь, графиня!.. Дети ваши - герои. А Москва - не Берлин,
и не Вена, мы не поднесем хлеба-соли и ключей французам... Для русских людей
не может быть вопроса: хорошо или дурно будет под управлением французов. Под
управлением французов нельзя быть. Нельзя! Потому что хуже всего!..
Г р а ф и н я. Мы разорены теперь, все оставили...
Н а т а ш а (укоризненно). Мама!..
П ь е р. Поверьте, графиня6 И богатство, и власть, и жизнь, все, что с
таким старанием устраивают и берегут люди, - все это ежели и стоит
чего-нибудь, то только по тому наслаждению, с которым все это можно
бросить... А больше ни о чем меня не спрашивайте, я сам ничего не знаю. Я
пойду, пожалуй!.. И вам пора ехать, и мой путь не прост.
Г р а ф и н я. Петр Кириллович, Пьер, дорогой, можно я вас поцелую?
Пьер склоняет голову, графиня целует его в лоб.
Вы отчаянный. Будьте осторожны.
Н а т а ш а. Берегите себя!..
П ь е р. Завтра... Да нет! Прощайте, Натали, прощайте, графиня,
прощайте... Ужасное время!.. (Стремительно уходит.)
Появляется И л ь я А н д р е е в и ч, М а в р а К у з ь м и н и ч н а,
С о н я. Все сели и молча, не глядя друг на друга, посидели несколько
секунд. Граф первый встал и перекрестился. Все остальные сделали то же.
И л ь я А н д р е е в и ч. С Богом!
Граф пошел из комнаты, за ним остальные.
НА ПОЛЕ ПОД БОРОДИНОМ
Приближается церковное пение.
Г о л о с а. Матушку несут! Заступницу!.. Иверскую!.. Смоленскую
матушку!..
Входит А н д р е й Б о л к о н с к и й. Внесли икону - большую, с
черным ликом, в окладе.
(Пение.) Спаси от бед рабы твоя, богородице!.. Порази враги наши, и
сокруши их под ноги верных твоих вскоре. Ты бо еси заступление, помощь и
победа уповающим на тя, и тебе славу воссылаем, отцу и сыну и святому духу и
ныне, и присно, и во веки веков. Аминь!..
А н д р е й. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое
Отечество - как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла
казались они исполенными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном
белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня... Три
главные горя были в моей жизни: любовь к женщине, смерть отца и -французское
нашествие, захватившее половину России. Любовь!.. Эта девочка, мне
казавшаяся преисполненною таиственных сил. Как же я любил ее! Я верил в
какую-то идеальную любовь, которая должна была мне сохранить ее верность за
целый год моего отсутствия!.. А все ужасно просто, гадко! Отец тоже строил в
Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух... А пришел
Наполеон и, как щепку с дороги, столкнул его, и развалилась вся его жизнь...
Отечество, погибель Москвы!.. А завтра меня убьют, и придут французы, и
возьмут меня за ноги и за голову и швырнут в яму, чтобы я не вонял им под
носом... Будут эти березы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот
дым костров... Только меня не будет...
Издалека доносится мелодия боевого марша.
А завтра будет вот что: стотысячное русское и стотысячное французское
войско сошлись, чтобы драться. И факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и
кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит!... И мы выиграем
сражение! Что бы там ни было!...
Музыка умолкла, и страшный взрыв потряс округу и преобразился в звук
осколков, будто разбили раму...
Неужели это смерть?.. Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь,
люблю эту траву, землю, воздух...
Звучит вальс, что играли на балу у екатерининского вельможи в 1810
году.
Появляется П ь е р.
П ь е р. Надо жить, надо любить, надо верить...
Появляется Н а т а ш а, такой, какой она была на том балу.
А н д р е й. Любовь моя... Какая нежность во мне... Наташа... На - та -
ша...
Н а т а ш а. Я бы рада была отдохнуть и посидеть с вами, я устала... Но
вы видите как меня выбирают, и я этому рада, и я счастлива, и я всех люблю,
и мы с вами это понимаем...
Появляется Э л е н, потом А н а т о л ь К у р а г и н, на одной ноге,
опирается на костыли.
А н д р е й. Пьер, кто этот человек?.. Кто этот человек?! В чем состоит
связь этого человека с моею жизнью?.. Вспомнил! Это он - Курагин... Бедный
человек...
ПО ДОРОГЕ ОТ МОСКВЫ. СМЕРТЬ
Занимается алое зарево. За ним наблюдают г р а ф и н я, И л ь я А н д р
е е в и ч, С о н я, М а в р а К у з ь м и н и ч н а.
Г р а ф и н я. Это Малые Мытищи мамоновские казаки зажгли, я слышала,
говорили...
И л ь я А н д р е е в и ч. Нет, это не Мытищи, это дальше.
С о н я. Какое ужасное зарево!
М а в р а К у з ь м и н и ч н а. Это в Москве пожар: либо в Сущевской,
либо в Рогожской...
Г р а ф и н я. Как пошло'! О, Господи... Галок видно...
И л ь я А н д р е е в и ч. Помилуй Бог!.. Ветер да сушь...
М а в р а К у з ь м и н и ч н а. Матушка белокаменная...
Мавра Кузьминична остается, остальные уходят. Она светит фонарем,
вглядывается в темноту. Оттуда доносится шум повозки.
Кого это в такой знатной повозке везут?.. Да и слуга возле кучера!..
(Проезжающим.) Пожалйте к нам, пожалуйста!.. Здесь господа расположились, и
вам место будет...
П е р в ы й г о л о с (со вздохом). Да что, и довезти не чаем!
М а в р а К у з ь м и н и ч н а. К нам милости просим... У нас господа
славные... А что, очень нездоровы?
П е р в ы й г о л о с. У доктора спросить надо... Доктор, здесь
остановку сделать?..
В т о р о й г о л о с. Делаем остановку.
П е р в ы й г о л о с. Давай, заворачивай, во двор станем.
Слышно чмоканье копыт, звук подводы, кучерское "тпру!"
М а в р а К у з ь м и н и ч н а. Господи Иисусе Христе!.. Вы его в дом
несите, господа ничего не скажут...
В т о р о й г о л о с. По лестнице поднимать нельзя!
М а в р а К у з ь м и н и ч н а. Тогда во флигель - там свободно. А как
звать-то вашего?..
П е р в ы й г о л о с. Это наш князь Андрей Николаевич Болконский.
Ох-хо-хо!
Вошла С о н я.
С о н я (показывая в окно Мавре Кузьминичне). Это чья же коляска?...
М а в р а К у з ь м и н и ч н а. Страсти небесные... Князь раненый:
тоже с нами едут.
С о н я. Да кто это? Как фамилия?
М а в р а К у з ь м и н и ч н а. Самый наш жених бывший, князь
Болконский!.. Говорят, при смерти...
С о н я. Да?.. Ты говоришь - Болконский? .. Ты иди, Мавра Кузьминична,
иди! (Выпроваживает Мавру Кузьминичну.) Маменька, маменька! (Выбегает,
возвращается с
графиней). Маменька... князь Андрей здесь, раненый, при смерти. Он едет
с нами!..
Г р а ф и н я (испуганно оглянулась). Наташа?..
С о н я. Наташа не знает еще, но он едет с нами.
Г р а ф и н я. Ты говоришь при смерти?
Соня кивнула. Графиня обняла Соню, заплакала.
Пути Господни неисповедимы...
В комнату вбежала Н а т а ш а.
Н а т а ш а. Ну, мама, постели разобрали. О чем вы?
Г р а ф и н я. Ни о чем... Разобрали, укладываться будем...
Соня обняла Наташу, поцеловала ее.
Н а т а ш а (Соне). Ты что? Что такое случилось?
С о н я. Ничего... Нет...
Н а т а ш а. Очень дурное для меня? Что такое?..
Г р а ф и н я. Князь Болконский во флигеле остановился... Совсем плохой
после ранения...
Наташа потрясена. Рванулась к выходую
Стой, стой, доченька, нельзя туда, умоляю!..
Наташа остановилась.
Н а т а ш а. Куда он ранен? Опасно он ранен?
С о н я. Посмотри, Наташа, как ужасно горит!
Н а т а ш а. Что горит? Ах да, Москва...
С о н я. Да ты не видела!
Н а т а ш а. Нет, я видела... Как он ранен?..
С о н я. Тяжело... Но жизнь не в опасности.
Н а т а ш а. Мама, я хочу его видеть1..
Г р а ф и н я. Нельзя, Наташенька, его видеть нельзя, и не нужно... В
его состоянии - как он отнесется?..
Н а т а ш а. Хочу... Это надо... Соня, проводи!
Г р а ф и н я. Нельзя!.. Доченька...
Н а т а ш а. Надо, матушка! Вы идите к себе, я скоро...
Графиня уходит. Наташа и Соня пробираются в темноте. Перед ними -
тяжелый полог. Соня заглянула за него и отпрянула.
С о н я (вскрикнула). Ах, Наташа!
Н а т а ш а. Что? Что?
С о н я. Это то, то, вот... Помнишь, когда я за тебя в зеркало
смотрела... В Отрадном, на святках... Помнишь, что я видела?
Н а т а ш а. Да, да!
С о н я. Я видела, что он лежит в постели, и что он закрыл глаза, и что
он покрыт именно розовым одеялом, и что он сложил руки...
Н а т а ш а. Да, да, именно розовым... Но что это значит?
С о н я. Ах, я не знаю, как все это необычайно!.. (Убегает.)
Н а т а ш а. Как я счастлива... Как я несчастна... Только бы он был
жив. Только бы жив... Только бы жив...
Наташа откинула полог. Она видит князя А н д р е я, лежащего с
выпростанными из под одеяла руками. Встала около него на колени. Он
улыбнулся и протянул ей руку.
А н д р е й (вздохнул). Вы?.. Как счастливо!
Н а т а ш а (осторожно целует его руку). Простите!.. Простите меня!..
А н д р е й. Я вас люблю...
Н а т а ш а. Простите...
А н д р е й. Что простить?
Н а т а ш а (прерывистым шепотом). Простите меня за то, что я сде...
сделала...
А н д р е й. Я люблю вас больше, лучше, чем прежде... Вы помните...
Нет, вы не можете помнить... Я ночевал у вас в Отрадном...
Н а т а ш а. Очень хорошо помню. Вы были очень деловой и грустный.
А н д р е й. Не то... У окна. Я слышал. Ты хотела улететь в небо.
Чудная ночь была и Луна... И ты... вы хотели улететь в небо...
Н а т а ш а. Никто не казнил бы так меня, как я себя казнила. Я буто
стала не я, будто раба, которую ведут...
А н д р е й. Не надо об этом. Это не наше, это чужое. Наше то, что я
всегда понимал вас... Душевную силу, искренность, открытость душевную, душу
вашу, которую как будто связывало тело, эту-то душу я и любил так сильно,
так счастливо любил и люблю...
Н а т а ш а. Андрей!.. Все будет хорошо... (Упала головой к нему на
подушку.) Только не уходите туда, где ничего нет, где нет меня и нет нашего
счастья...
А н д р е й. Я почувствовал, что вы придете, правда...Никто, как вы, не
дает мне той мягкой тишины... Того света. Мне так и хочется плакать от
радости... Наташа, я слишком люблю вас... Больше всего на свете...
Н а т а ш а. А я?.. (Отвернулась на мгновение.) Отчего же слишком?
А н д р е й. Отчего слишком... Ну, как вы думаете, как вы чувствуете по
душе, по всей душе, буду я жив? Как вам кажется?
Н а т а ш а (взяла его за обе руки). Я уверена, я уверена!
А н д р е й. Как бы хорошо!
Возникает мелодия вальса.
Ежели бы я был жив, я бы благодарил вечно Бога за свою рану, которая
опять свела нас... Неужели только затем так странно свела нас судьба, чтобы
мне умереть?...
Музыка умолкла.
Н а т а ш а. Вам нужно спокойствие...
А н д р е й. Не надо мной только висит вопрос жизни и смерти, но над
Россией, Наташа...
Н а т а ш а. Постарайтесь заснуть, пожалуйста...
Наташа отвернулась от князя Андрея, закрыла лицо руками.
А н д р е й. Я люблю вас больше всего в мире. Но что же делать мне,
ежели я люблю вас?..
Входит княжна М а р ь я.
М а р ь я. Что он?..
Наталья, обняв Марью, заплакала на ее плече.
Ему плохо?
Н а т а ш а. Мари, Мари, он умирает...
А н д р е й. Здравствуй, Мари... Спасибо, что приехала... (Показал на
Наташу.) Как странно судьба свела нас...
М а р ь я. Андре, Николушка все время тебя вспоминает.
Появляются П ь е р, И л ь я А н д р е е в и ч, г р а ф и н я, Н и к о л
а й Р о с т о в, С о н я, Д о л о х о в, М а ро ь я Д м и т р и е в н а, М а
в р а К у з ь м и н и ч н а. Они располагаются в пространстве сцены, а центр
этого пространства - Андрей.
А н д р е й. Да... А Николушка здоров?
Марья упала на колени перед братом.
А н д р е й (приподнялся). Не плачь, Мари... Любовь мешает смерти.
Любовь есть жизнь... Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что
люблю... Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано
одною ею...
Андрей откинулся на подушки и - умер. Наташа подошла, закрыла ему глаза
и губами приложилась к тому, что было ближайшим воспоминанием о нем.
Н а т а ш а. Куда он ушел? Где он теперь?..
П ь е р.. Довольно, довольно, люди, перестаньте! Что вы делаете?! Зачем
убивать или быть убитому? Я хочу сказать только: возьмитесь рука с рукою те,
которые любят добро... Все мысли, которые имеют огромные последствия, -
всегда просты... Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу,
то людям честным надо сделать то же самое. Ведь как просто...
Появляется Н и к о л у ш к а Б о л к о н с к и й.
Н а т а ш а (видит Николушку). Как он похож становится - на отца...
Н и к о л у ш к а. Отец приходил ко мне... во сне... Отец был со мною и
ласкал меня. Он одобрял меня. Дядя Пьер, то, что он говорил, я все сделаю
это! Все узнают, все полюбят меня, восхитятся. Отец, я сделаю, чтобы даже ты
был доволен!..