Мак Фебара, короля фоморов. Балор, по легенде, заточил в Стеклянную Башню свою дочь. СТОЛБЫ И КОЛОННЫ Столбы и колонны играли важную роль в культуре кельтов. Иногда они были выполнены из дерева, нередко - из камня. Они часто воздвигались в местах, считавшихся священными. Кельты воспринимали такие столбы как символы деревьев, многие из которых также почитались священными. Столбы часто были очень высокими, и их сплошь покрывала сюжетная резьба. "СТОНУЩИЙ" см. ОХЭЙН СТОУНХЕНДЖ Согласно кельтской мифологии, Стоунхендж был воздвигнут Мирдином из каменных глыб, перенесенных им в Британию из Ирландии. В Ирландии они образовывали Кольцо Великанов на горе Маунт Килларус. По преданию, каменные глыбы были перенесены сюда великанами родом из Африки, которые были первыми обитателями Земли (см. главу 23). СТРАНА [ВЕЧНОГО ЛЕТА] см. ГВЛАД ИР ХАВ СТРАНА ЖИВЫХ см. ТИР НАН БЕО СТРАНА МОЛОДОСТИ см. ТИР-НА-ОГ СТУЧАЩИЕ Корнуелльский аналог коблинов (см. также главу 26). СУАЛТАМ В мифологии ирландских кельтов Суалтам - смертный отец Кухулина. В ночь накануне его женитьбы на Дехтире бог Луг похитил ее и вступил с нею в связь, от которой впоследствии и родился Сетанта (Кухулин). Когда королева Медб с войском вторглась в Ольстер, чтобы завладеть огромным Бурым Быком, Суалтам попытался поднять мужей Ольстера, чтобы противостать ей. В гневе он повернул своего коня, Серого из Махи, настолько резко и быстро, что острым краем собственного щита отрезал себе голову. Голова его, упав на землю, продолжала кричать, призывая мужей Ольстера, до тех пор, пока чары заклятия, наложенного на них, не слетели и мужи Ольстера вновь обрели способность сражаться (см. главу 12). СУДЬБЫ КАМЕНЬ, или ЛИА ФАЙЛ В мифологии ирландских кельтов - одной из сокровищ богов Туатха Де Данаан. По легенде, они принесли его с собой из Галиаса; впоследствии этот камень попал в руки смертных королей Ирландии (см. главу 6). СУКЕЛЛУС В мифологии кельтов Галлии Сукеллус, чье имя можно перевести как "крепко бьющий", - бог, часто изображаемый с большой колотушкой на длинной рукоятке. Рядом с ним обычно изображаются винная бочка, сосуд для питья и нередко - большая собака. СУККАТ Суккат - детское имя или уменьшительное прозвище св. Патрика. СУЛИС Сулис - имя богини-покровительницы целебного источника в Бате (Англия). Когда римляне вторглись в Британию, они превратили целебный источник в Бате в огромные бани* и воздвигли храм, однако место вокруг источника, видимо, почиталось кельтами священным задолго до появления римлян. Сулис была одним из кельтских божеств, связанных с водами, и, вследствие связи своего культа с Батом, почиталась богиней-целительницей. Римляне настолько почитали Сулис, что назвали основанный ими город, который сегодня носит название Бат, ее именем - Акваэ Сулис**. С появлением римлян Сулис стала ассоциироваться их собственной богиней Минервой. Такое смешение кельтских и римских божеств было весьма распространенным явлением, и новая синкретическая богиня получила имя Сулис Минерва. В эпоху римского владычества она по-прежнему оставалась богиней - покровительницей целебных источников в Бате. * Название курортного городка Бат (англ. Bath), где немало минеральных источников, происходит от слова "бат" (англ. Bath), что означает "баня" (прим. перев.) **Акваэ Сулис (лат. Aquae Sulis) - Воды Сулис (прим. перев.) СЫНЫ МИЛ ЭСПЭЙНА см. МИЛ ЭСПЭЙНА СЫНЫ Т ТАИЛЛТИНН В мифологии ирландских кельтов битва, в которой Сыны Мил Эспэйна во второй раз разгромили войско Туатха Де Данаан, - это битва при Таиллтинне. После нее правителями Ирландии стали Мак Кехт, Мак Куилл и Мак Грейне, а Туатха Де Данаан получили во владение, подземные просторы острова (см. главу 10). "ТАЙН БО КУАЛЬГНЕ", или "ПОХИЩЕНИЕ БЫКА ИЗ КУАЛЬГНЕ" В основе сюжета "Тайн Бо Куальгне" - стремление Медб, королевы Коннахта, завладеть Донном Куальгне, огромным Бурым Быком из Ольстера, что объясняется тем, что ее муж, король Эйлилл, был хозяином Финнбенаха, Белорогого Быка из Коннахта. Ольстер считался традиционным соперником и врагом королевства Медб, и, чтобы завладеть вожделенным быком, королева собрала войско и вторглась на земли Ольстера. В то время воины Ольстера не могли противостоять ей, ибо Махой на них было наложено заклятие, и единственным воином, способным держать в руках оружие, оказался Кухулин. Он выступил против войска Медб, в одиночку сражаясь с ее бойцами, и задержал их на много недель. В конце концов Кухулин был убит, воины Коннахта захватили быка и угнали его в лагерь Медб, где и состоялась эпическая битва Бурого Быка с Финнбенахом, продолжавшаяся день и ночь. В конце концов Белорогий Бык был убит и растерзан в клочки. Впоследствии Донн Куальгне возвратился в Ольстер, где и умер (см. главу 12). ТАЙГЕРНМАС В мифологии ирландских кельтов Тайгернмас - король, прототипом которого могло быть реальное историческое лицо. По легенде, считался сыном Фоллаха; ему приписывалось установление культа Кром Круаха в Ирландии. Этот культ предусматривал практику человеческих жертвоприношений на празднике Самхейн. Он и многие его последователи, по преданию, были убиты во время одного из таких ритуальных празднеств. Некоторые источники указывают, что Тайгернмаса считали первооткрывателем рудного дела, научившим ирландцев плавить золото. ТАЛИЕСИН В мифологии валлийских кельтов Талиесин - сын Кеддридвен; он появился на свет при странных, сверхъестественных обстоятельствах (см. главу 23). Талиесин, по мнению ученых, - не просто легендарный персонаж, но реальное историческое лицо, бард, живший в VII в. и прославившийся благодаря своему выдающемуся поэтическому дарованию. Книга Талиесина - одна из "Четырех древних валлийских книг", написанная, как полагают, в XIV в. К числу других древних валиийских книг относятся Книга Аневрина, Кармартенская и Гергестская Книги. ТАРА На протяжении многих веков наиболее священным местом в Ирландии и главной резиденцией Верховных королей острова была Тара в графстве Мет, древнее поселение, датируемое примерно 2000 г. до н. э. Тара считалась столицей кельтов в Ирландии; она была крупнейшим религиозным и политическим центром, хотя само поселение на этом месте считалось священным задолго до появления кельтов, возможно, еще с эпохи неолита. Тара фигурирует в различных легендах ирландских кельтов. Именно Тара была столицей богов Туатха Де Данаан и резиденцией двора Конхобара Мак Нессы; в ней собирались герои Красной Ветви. ТАРАНИС Кельты верили, что погода суть отражение сверхъестественного могущества их богов, и некоторые божества являли собой персонификации природных явлений. Бури и штормы и связанные с ними явления воспринимались как свидетельство битвы за власть между разными небожителями. Так, одним из таких богов, богом грома, считался Таранис. Римский поэт Лукан, живший в I в. н. э., писал о событиях, происшедших в середине I в. до н. э., в основном это рассказ о гражданской войне между Цезарем и Помпеем, изложенный в поэме "Фарсалия". В ней он упоминает кельтского бога по имени Таранис, говоря, что культ, связанный с этим богом, отличался особой жестокостью. Тараниса иногда отождествляли с римским богом Юпитером, который часто изображался с символом молнии в руке и ассоциировался с войной и грозой. Но хотя Лукан, по всей видимости, считал Тараниса весьма значительным богом, найдено всего несколько алтарей, посвященных ему. С другой стороны, его алтари широко распространены от Британии до Галлии, от Германии до Далмации. Один из таких алтарей находится в Честере (Великобритания). ТАРБФЕЙС В мифологии ирландских кельтов Тарбфейс, название которого, сохранившееся в старинных песнях, означает "бычий праздник (пир)", представлял собой церемониальное действо, связанное с избранием Верховного короля Ирландии. Церемония эта проводилась в Таре; ее возглавляли пять друидов. Один из них должен был отведать сырого мяса жертвенного быка и выпить его крови, а затем погрузиться в сон, а четверо остальных друидов тем временем читали над ним магические заклинания. Во сне первый друид должен был увидеть человека, которому предстояло стать Верховным королем. Разумеется, друид-прорицатель мог солгать, однако считалось, что, если он скажет неправду, боги неминуемо предадут его смерти. По преданию, этот ритуал был отменен св. Патриком. ТАТЛУМ В мифологии ирландских кельтов - "шарик из мозга", сделанный из мозга побежденного врага, смешанного с известняком. У кельтов бытовало поверье, что "шарик из мозга" - страшное смертоносное оружие, от которого нет защиты. ТВРХ ТРВИТ В мифологии валлийских кельтов Тврх Трвит - свирепый вепрь, до своего превращения бывший жестоким королем. В мифологии ирландских кельтов его аналогом был Торк Триат. В легенде о Куллвхе и Олвен одним из подвигов Куллвха, который тот должен был совершить, чтобы добиться руки Олвен, было получение гребня и бритвы или гребня, бритвы и ножниц, лежавших между ушами чудища, - тех самых, которыми Куллвх, став на время парикмахером, должен был побрить и подстричь Испаддадена. С помощь друзей Куллвх справился с этой задачей, и вепрю не осталось ничего другого, как прыгнуть с утеса в море (см. главу 24). ТЕВТАТ (ТЕВТАТЕС) Одним из кельтских богов был Тевтат, племенное божество галлов. В легендах он ассоциировался с искусствами, ремеслами, путешествиями и торговлей. ТЕЙРНИОН см. ТЕЙРНОН ТЕЙРНОН, или ТЕЙРНИОН В мифологии валлийских кельтов Тейрнон - лорд (владыка) Гвент Из-Коэда. Более всего он известен как приемный отец Придери, подобравший того ребенком-подкидышем у своих дверей (см. главу 19). ТЕЙРТУ В мифологии валлийских кельтов - владелец волшебной арфы, которая играла сама собой и считалась одним из сокровищ Британии (см. главу 24). ТЕТРА В мифологии ирландских кельтов - король фоморов, один из предводителей вторжения фоморов в Ирландию. ТЕХ ДУИНН В мифологии ирландских кельтов Тех Дуинн, по преданию, - название острова у юго-западного побережья Ирландии. Считалось, что именно там находятся владения Донна, бога мертвых. Согласно одной легенде. Донн был сыном Мидхира Гордого; однако другая легенда отождествляет его с Донном, одним из Сынов Мил Эспэйна, утонувшим при приближении к берегам Ирландии и погребенным на острове. ТИЛВИТ ТЕГ В мифологии валлийских кельтов Тилвит Тег - общее название народа Гвин ап Нудда. Это название, по всей вероятности, относится к духам, ожидающим реинкарнации, а не к мертвым, так что эти существа следует рассматривать скорее в качестве фей (см. главу 18). ТИР ТАИРНИГИРИБ В мифологии ирландских кельтов - земля обетованная, владение Мананнана Мак Лира; одно из названий Потустороннего мира. ТИР-НА-МБАН В мифологии ирландских кельтов Тир-на-Мбан - страна в Потустороннем мире, остров, населенный исключительно женщинами. На нем, согласно легенде, побывали Бран (1) и его последователи, которым показалось, что они провели на острове всего лишь год, хотя на самом деле они пробыли там несколько сот лет, а также Мэл Дуин (см. главу 16). ТИР-НАН-БЕО В мифологии ирландских кельтов - "Страна живых", или "Страна счастливых мертвых", находившаяся, согласно легендам, где-то далеко в Атлантике. По легенде, именно оттуда прибыли в Ирландию Парталон и Луг. ТИР-НА-ОГ, или ТИР-НА-НОГ В мифологии ирландских кельтов Тир-на-Ог, название которого могло произноситься по-разному, - одна из стран Потустороннего мира, жители которой остаются вечно молодыми. Ее иногда называли "Страной вечной молодости" или "Страной молодости". ТОЛЛУНДСКИЙ ЧЕЛОВЕК В 1950 г. в одном из торфяников в Дании было найдено тело мужчины, известного впоследствии как Толлундский человек. Он был задушен, и на нем была только кожаная шапка и пояс. Весь его облик напоминал Человека из Линдоу. Предполагается, что он был брошен в торфяник ок. 500 г. до н. э. По всей видимости, его бросили туда тевтоны, а не кельты, поскольку именно у тевтонов кельты заимствовали некоторые свои обычаи и ритуалы. ТОРАХ см. ТОРИ, ОСТРОВ ТОРИ ОСТРОВ В мифологии ирландских кельтов остров Тори считался главной крепостью фоморов. Название острова происходит от слова торах, что означает "дозорная башня", поэтому сам остров нередко называли Торах. ТОРК ТРИАТ В мифологии ирландских кельтов Торк Триат - король вепрей. Он представлял собой ирландский аналог валлийского Тврх Трвита, которого по приказу Испаддадена должен был поймать Куллвх в качестве одного из подвигов, необходимых, чтобы заслужить руку Олвен (см. главу 24). ТОРК Торк - шейное кольцо кельтов. Торки часто находят на шеях изваяний кельтских божеств. Так, на знаменитом Гундерструпском котле изображен некий бог с оленьими рогами, на шее которого красуется торк, а в руке бог держит еще одно кольцо. Кроме того, торки были надеты на оба рога этого бога. Торки, встречающиеся на останках людей, чаще всего символизировали их знатность или высокий социальный статус. Например, князь, чье захоронение найдено в Халльштатте, имел шейное кольцо. Торки часто делались из золота и могли быть весьма и весьма тяжелыми. ТОРЫ см. ХОЛМЫ, СТОЯНКИ НА НИХ ТРИ ДЕ ДАНА В мифологии ирландских кельтов Три Де Дана - триада богов, ассоциировавшихся с ремеслами. В их число входили Крейдхн, Гоибниу и Лухтэйн. Эти боги делали волшебное оружие для клана Туатха Де Данаан. ТРИАДА Афористический жанр, сложившийся в ирландской и валлийской литературе и первоначально представлявший собой панегирики в честь знаменитых личностей или удивительных вещей и событий. ТРИНАДЦАТЬ СОКРОВИЩ БРИТАНИИ В мифологии валлийских кельтов - приданое для Олвен (см. главу 24). ТРИНОВАНТЫ Тринованты - название племен бриттов, которые, по преданию, были древнейшими обитателями Лондона и земель к северу от него во времена второго вторжения римлян во главе с Юлием Цезарем, имевшего место в 54 г. до н. э. ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА "Тристан и Изольда" - известный цикл средневековых легенд, основанных на кельтских мифах. Тристан - племянник короля Марка Корнуолльского. Тристан сопровождал Изольду в Корнуолл, в замок своего дядюшки, короля Марка, с которым она была обручена. Тристан и Изольда выпили любовный напиток, думая, что это - ядовитое зелье; и хотя долг обязывал Изольду стать женой Марка, любовь в ней вспыхнула с такой силой, что она не в силах была скрывать это. Марк понял это и нанес Тристану смертельную рану. Верный слуга отнес Марка в замок в Бретани, и там умирающему явилась Изольда. Увидев любимую, он затрепетал от радости и, собрав последние силы, умер на руках Изольды. Изольда, поняв, что теперь их любовь может продлиться только за гранью смерти, покончила с собой. Можно провести параллели между этой историей и легендами о Диармайде и Грайне, а тайке Дейрдр и Наоизе (см. главу 23). ТРИСТРЕМ, ТРИСТАН В легендах Артуровского цикла - вариант имени Тристан. ТРОИЧНАЯ СИМВОЛИКА Число три играло важную роль в культуре и верованиях кельтов. Широкое распространение получили всевозможные триады; в особенности часто встречались триипостасные боги и богини. Так, такими троичными богинями были Морриган, а также Маха. ТУАН МАК КЭЙРЕЛЛ В мифологии ирландских кельтов Туан Мак Кэйрелл - сын Старна, брат Парталона. По преданию, только он один сумел пережить мор (чуму), погубившую всех соплеменников Парталона, и в новой жизни принял облик оленя. Затем он рождался еще несколько раз, в том числе - орлом и лососем. Будучи лососем, он был съеден собственной женой. После этого она родила его на свет, уже в облике человека. По другой легенде, Туан Мак Кэйрелл был реинкарнацией Туан Мак Стерна, приходившего Парталону племянником (см. главу 6). ТУАН МАК СТЕРН см. ПАРТАЛОН; ТУАН МАК КЭЙРЕЛЛ ТУАТХА ДЕ ДАНААН В мифологии ирландских кельтов боги дохристианской Ирландии носили общее название Туатха Де Данаан, что означает "племя богини Дану". Прибыв в Ирландию, Туатха Де Данаан были вынуждены участвовать в двух великих битвах. В первой из них они сражались с прежними захватчиками острова, кланом Фир Болг (см. главу 6), а во второй - с фоморами (см. главу 9). В первой битве при Маг Туиред боги Туатха Де Данаан нанесли сокрушительное поражение клану Фир Болг, и те были вынуждены уступить им верховную власть в Ирландском королевстве. Однако король Нуада, потерявший руку в этом сражении, был вынужден отречься от престола. Вместо него королем и предводителем был избран Брес, однако его правление оказалось на редкость неудачным, и трон вновь занял Нуада, успевший обзавестись искусственной серебяной рукой. Брес тем временем бежал к фоморам и собрал против Туатха новое войско. Новым главой Туатха Де Данаан стал Луг, ибо Нуада сам отрекся от трона в его пользу. После этого произошла вторая битва при Маг Туиред, в которой на поле боя встретились Туатха Де Данаан во главе с Лугом и полчища фоморов под предводительством Бреса. Исход битвы был решен в поединке между Лугом и великаном Балором. Луг одержал победу, угодив камнем из пращи Балору прямо в его единственный глаз, так что камень, пробив голову великана насквозь, убил еще несколько воинов-фоморов. Однако впоследствии сами Туатха Де Данаан были разгромлены войсками Мил Эспэйна (см. главу 10), после чего бывшие боги получили во владение подземную часть Ирландии. ТУИРЕАНН, или ТУЙРЕНН В мифологии ирландских кельтов Туиреанн - отец Бриана, Иухара и Иухарбы, и, возможно, богини Бригит (см. главу 8). ТУИС В мифологии ирландских кельтов - король Греции, у которого сыны Туиреанн должны были заполучить поросячью кожу (см. главу 8). ТЬЕРНА ИЗ КЛОНМАКНУА Тьерна - хронист и аббат (настоятель) Клонмакнуа, обширного монастырского и образовательного центра в средневековой Ирландии. Тьерна скончался в 1088 г. У УАИТНИ В мифологии ирландских кельтов Уаитни - арфа Дагды. Этот инструмент считался волшебным и мог играть только в том случае, если его просил об этом сам Дагда. Арфа эта была похищена фоморами, но Дагда обнаружил пропажу, следы которой вели в пиршественный зал его врагов. Те попросили инструмент сыграть им что-нибудь, но арфа наклонилась и упала, убив девять фоморов, а затем заиграла песню, воспевающую мужество Дагды. Имя Уаитни носил также арфист Дагды, игравший на ней. УАЙТ МАУНТ Согласно мифологии кельтов Британии, голова Брана Благословенного была погребена Манавиданом фаб Лиром, Придери и прочими его спутниками на Уайт Маунт*, одном из крупнейших святилищ друидов на территории Лондона. Там же был похоронен и Брут, легендарный основатель Лондона. По преданию, король Артур приказал выкопать из могилы голову Брана, чтобы она стала единственным стражем Британии - роль, на которую претендовал сам Бран. Помня об этом, он приказал вновь похоронить голову Брана лицом в сторону Франции - потенциального агрессора и врага Британии (см. главу 20). * Уайт Маунт (англ. White Mount) - Белая Гора (прим. перев.) УГЭЙН МОР В мифологии ирландских кельтов Угэйн Мор - Верховный король острова, правивший в VI до н э , не исключено, что это - реальное историческое лицо Как предполагается, был правителем Ирландии и земель Западной Европы, в частности, Галлии После смерти Угэйна Ирландия была поделена между его детьми на двадцать пять частей, и такое административное деление сохранялось на протяжении трех веков. УИГРЕАНН В мифологии ирландских кельтов Уигреанн враждовал с Кумаллом, отцом Финна Мак Кумалла из-за того, что тот похитил Муирне. Впоследствии был убит Кумаллом, и его сыновья, по легенде, вознамерились отомстить за смерть отца. По разным источникам, каждый из сынов Уигреанна бросил в Кумалла свое копье, и таким образом они убили убийцу своего отца. УИСНЕХСКИЙ ХОЛМ В мифологии ирландских кельтов - место, в котором сходятся границы всех пяти провинций Ирландии. В древности носил название Балоров холм. УЛАИД Первоначальным ирландским названием Ольстера было Улаид. Границы этой провинции примерно совпадали с территорией современного Ольстера. Столицей ее была Эмайн Маха. УРДДАВЛ БЕН По-валлийски "Достопочтенная голова". В мифологии валлийских кельтов - голова Брана Благословенного, о которой рассказывает Талесин. УРИЕН Уриен - реальное историческое лицо, король Регеда. Правивший в VI в. Уриен разгромил англосаксов в битве при Аргоед Ллвифайн. По преданию - отец Овэйна. Был предательски убит (см. главу 23). УРИЕНС, УРЬЕНС Два варианта имени, под которыми Уриен фигурирует в легендах Артуровского цикла. "УСМИРИТЕЛЬ ВОЛН" В мифологии ирландских кельтов - челнок (лодка), принадлежавший Мананнану Мак Лиру. Мананнан передал его Лугу, который, в свою очередь, отдал его сынам Туиреанна (см. главу 8). УСНА см. НАОИЗ. УСТНАЯ ТРАДИЦИЯ Кельтские предания, естественно, передавались из уст в уста, и лишь в первые века после появления христианства на землях кельтов кельты начали записывать на собственном языке различные тексты, будь то легенды, поэзия, история или законодательные акты. Столь неуклонная приверженность устной традиции объясняется не недостатком образованности у кельтов, а специфической религиозной традицией. О том, что кельты умели пользоваться письменностью, свидетельствуют различные надписи, сохранившиеся на надгробных камнях и выполненные буквами латинского и греческого алфавитов, найденные в Италии и Испании и связанные с кельтской культурой. Юлий Цезарь в своих "Записках" с удивлением отмечал огромное количество текстов, которые кельты хранили в памяти, объясняя это тем обстоятельством, что у кельтов, вероятно, бытовало поверье, запрещающее записывать те или иные тексты. Такое недоверие к письменному слову могло быть связано с их религиозными взглядами. Разумеется, кельты были весьма озабочены сохранением своих знаний в тайне. Считается доказанным, что, когда греки решали, как им назвать этот народ, они просто перевели самоназвание кельтов, которое в переводе означает "люди, живущие скрытно". Устная традиция неизбежно служит источником разочарования для историков, поскольку она усугубляет ореол тайны и мистики, окружающий историю кельтов, и еще больше затрудняет получение хоть каких-то сведений об этих племенах. Большинство преданий и исторических сведений, обычно зафиксированных в письменных источниках, передавались из уст в уста как минимум тысячу лет, подвергаясь неизбежным изменениям и искажениям. УСЫНОВЛЕНИЕ Усыновление и удочерение было заметным явлением в культуре кельтов. Начиная с семилетнего возраста дети часто воспитывались в доме друида, вождя, ученого или монаха, чтобы получить подобающее воспитание и образование. Так, они изучали поэзию, музыку и литературу, а нередко и навыки военного дела. УТЕР БЕН В мифологии валлийских кельтов "Удивительная голова", голова Брана Благословенного, о которой рассказывает Талесин. УТЕР ПЕНДРАГОН, или БЕНДРАГОН В легендах Артуровского цикла Утер Пендрагон считается отцом Артура. Иногда отождествлялся с Браном Благословенным. "Дракон" "dragon" - это не часть его имени, а титул, означающий "предводитель, военачальник". Ф ФАЙЛИНИС В мифологии ирландских кельтов - щенок короля Иоруаидха, которого должны были раздобыть сыны Туиреанна (см. главу 8) ФАЛГА В мифологии ирландских кельтов - старинное название острова Мэн. ФАЛИАС В мифологии ирландских кельтов Фалиас - один из четырех крупнейших городов богов Туатха Де Данаан, где они жили перед прибытием в Ирландию. Именно в Фалиасе находился знаменитый Камень Судьбы. Тремя другими городами были Финиас, Гориас и Муриас. ФАЛЛОС Фаллос в кельтской культуре играл роль символа мужского начала и плодовитости. Кельтские боги часто изображались с чрезмерно большими детородными членами - свидетельство особой важности символики плодородия для кельтов. В северных районах Британии боги-воители часто изображались с рогами и огромными эрегированными фаллосами. ФАНД В мифологии ирландских кельтов Фанд - дочь Аэд Абрата и сестрой Ли Бан. Она была женой Мананнана Мак Лира, который покинул ее, и она вступила в связь с Кухулином (см. главу 14). ФАХТНА В мифологии ирландских кельтов Фахтна - король Ольстера и супруг или возлюбленный Нессы. По некоторым источникам, он был отцом Конхобара Мак Нессы. ФЕБАЛ В мифологии ирландских кельтов Фебал был отцом Брана (1). ФЕДЛИМИНД В мифологии ирландских кельтов Федлиминд -- бард при дворе короля Конхобара. ФЕНИУС ФАРСА В мифологии ирландских кельтов -- первый ирландец (см. главу 10). ФЕРГУС МАК ЛЕДА В мифологии ирландских кельтов Фергус Мак Леда -- король Ольстера во времена Иубдана. Его жена отправилась из Фэйлинна с визитом в Ольстер, чтобы собственными глазами убедиться в том, что на свете действительно существует племя великанов (см. главу 13). ФЕРГУС МАК РОТ В мифологии ирландских кельтов Фергус Мак Рот -- король Ольстера. Он согласился на год уступить свой трон Конхобару Мак Нессе, но по истечении этого года Конхобар отказался вернуть трон его законному владельцу, ибо за это время успел стать весьма популярным в народе правителем. Поначалу Фергус служил Конхобару, но затем разочаровался в нем, когда Конхобар нарушил слово, данное Наоизу, и поклялся в верности Медб, королеве Коннахта, встав на сторону мужей Коннахта в их распре из-за Донна Куальгне. Фергус Мак Рот был воспитателем и приемным отцом Кухулина и сдержал свое слово никогда не сражаться в бою против своего приемного сына, покинув ряды войска Медб (см. главу 12). ФЕРГУС В мифологии ирландских кельтов Фергус - один из двоих сыновей Финна. Он стал бардом и посланником фианов. ФЕРДИЯ В мифологии ирландских кельтов - друг Кухулина, выступивший на стороне Медб, королевы Коннахта, и убитый Кухулином в поединке (см. главу 12). ФЕРРЕКС В мифологии кельтов Британии Феррекс был сыном Горбодука и Джудон и братом Поррекса. Поррекс и Феррекс поспорили из-за того, кто из них должен стать наследником, и Поррекс составил заговор против Феррекса. Однако Феррекс узнал о его планах и попытался бежать в Галлию, чтобы собрать там войско. Однако его попытка спасти свою жизнь оказалась тщетной, ибо Поррекс убил брата сразу же по возвращении того в Британию. Услышав о смерти Феррекса, Джудон лишилась рассудка и изрубила Поррекса на куски. Таким образом, после смерти Горбодука у него не оказалось наследников по мужской линии, и трон, как предполагают, перешел к Бруту. ФЕР-СИДХЕ см. СИДХ ФИАНХУИВЕ В мифологии ирландских кельтов Фианхуиве - остров, находящийся в море, которое в наши дни именуется Ирландским. Сыны Туиреанна должны были раздобыть вертел у одной из женщин, живших на этом острове (см. главу 8). ФИАНЫ В мифологии ирландских кельтов фианы - сообщество воинов, составлявших военную элиту, охранявшую Верховного короля Ирландии. Одно время их предводителем был знаменитый Финн Мак Кумалл (см. главу 15). ФИАХА(1) В мифологии ирландских кельтов Фиаха - воин, изгнанный из Ольстера и сражавшийся на стороне мужей Коннахта в войне из-за Бурого Быка из Куальгне (см. "Бык"). ФИАХА(2) В мифологии ирландских кельтов - сын Конхобара. ФИАХАДХ см. РЫЦАРИ ФИАХТРАВ мифологии ирландских кельтов Фиахтра - дочь Аобх и Лира Она была одной из четверых детей Лира, которых их мачеха, Аоифе, превратила в лебедей (см. главу 11). ФИДХЕЛЛ В кельтских легендах - настольная игра типа шахмат, часто выступающая в качестве средства решения споров, конфликтов и т. п. И хотя ее название чаще всего переводится как "шахматы", по-ирландски ее название фидхелл, она представляет собой доску наподобие шахматной, которая, по преданию, была изобретена Лугом. Валлийский аналог названия этой игры звучит как гвиддбвилл. ФИЛИ см. БАРД ФИНДАБАЙР, или ФИНДАБАР, или ФИНДБАЙР В мифологии ирландских кельтов Финдабайр - дочь Медб и Эйлилла. Ее рука и брак с ней были наградой богатырю, который смог бы победить Кухулина. Но это не удалось никому из мужей Коннахта, и Финдабайр умерла со стыда. ФИНЕГАС В мифологии ирландских кельтов Финегас был друидом, поймавшим лосося познания (см. главу 15). ФИНИАС В мифологии ирландских кельтов Финиас - один и четырех главных городов богов Туатха Де Данаан, где они жили от отплытия в Ирландию. Именно из Финиаса происходил знаменитый огромный меч Нуады. К числу трех других городов относились Фалиас, Гориас и Муриас. ФИНН МАК КУМАЛЛ В мифологии ирландских кельтов Финн Мак Кумалл, иногда называемый Финн Мак Кул - один из наиболее прославленных героев. Его история изложена в главах 15 и 16 нашей книги. ФИННБЕНАХ В мифологии ирландских кельтов Финнбенах - Белорогий Бык из Коннахта. Он появился на свет в стаде, принадлежавшем королеве Медб, но затем перебрался в стадо, которое принадлежало ее мужу, Эйлиллу. Гордая Медб не могла смириться с мыслью о том, что столь прекрасный бык принадлежит не ей, и решила во что бы то ни стало раздобыть знаменитого Донна Куальгне, огромного Бурого Быка из Ольстера, чтобы тем самым сравняться с мужем. Она с войском вторглась в Ольстер, и началась война, описанная в знаменитой саге "Похищение быка из Куальгне" (см. главу 12). ФИОННБХАР В мифологии ирландских кельтов - один из богов Туатха Де Данаан, которому Дагда даровал Сидх Меадха (Кнокма) после того как клан Туатха Де Данаан потерпел поражение от сынов Мил Эспэйна. У Фионнбхара и его жены Оонаг было семнадцать сыновей. По ходу дальнейшего развития кельтской мифологии Фионнбхар и Оонаг превратились в короля и королеву фей. ФИОНУАЛА В мифологии ирландских кельтов Фионуала - старший ребенок и первая дочь Лира и Аобх. Вместе со своими братьями Аэдом, Фиахтрой и Конном была превращена собственной мачехой, Аоифе (1), в лебедь (см. главу 11). ФИР БОЛГ, или ФИРБОЛГ В мифологии ирландских кельтов Фир Болг - общее название вождей племени, вторгшегося в Ирландию после немедийцев. Название это в переводе означает "носильщики мешков", и они, по преданию, получили такое имя в связи с тем, что еще в бытность рабами, во всей вероятности, - во Фракии, их заставляли переносить в мешках землю из плодородных долин в каменистые, бесплодные места. Согласно другим источникам, их название происходит от имени бога Булг. По легенде, Фир Болг разделили Ирландию на четыре провинции. Боги Туатха Де Данаан положили конец владычеству Фир Болг над Ирландией, нанеся им поражение в первой битве при Маг Туиред. Изгнанные Фир Болг, по преданию, отправились в Аран, согласно другим источникам, боги Туатха Де Данаан оставили им во владение провинцию Коннахт (см. также главу 6). ФОЛЛАХ см. ТАЙГЕРНМАС ФОМОРЫ, или ФОМХОРЫ, или ФОММОИРИ, или ФОМОРИАНЕ В мифологии ирландских кельтов фоморы, название которых сохранилось в нескольких фонетических вариантах, считались расой демонических существ, бывших полулюдьми-получудовищами. Это название переводится как "морские чудища" или "подводные демоны", ибо их родина, по преданию, находилась на дне морском. Они сражались против Парталона, когда его войско вторглось в Ирландию, и были разбиты им, после чего Парталон отправил их в изгнание, предположительно - на Гебридские острова и остров Мэн. Однако после высадки в Ирландии Немхеда они возвратились на остров. Они покорили немедян (немедийцев) и обложили их громадной данью. Немедяне подняли восстание, но были разбиты, и немногие оставшиеся в живых бежали, вероятнее всего, в Грецию или Фракию. Таким образом, Фир Болг вполне могли быть потомками этих изгнанников. Следующим соперником фоморов в Ирландии стали боги Туатха Де Данаан. Первоначально клан Туатха Де Данаан и фоморы мирно уживались в Ирландии, причем фоморы занимали совсем небольшую часть острова. Однако затем между Туатха Де Данаан и фоморами вспыхнула вражда, и между ними произошла вторая битва при Маг Туиред (см. главу 9). Обе стороны понесли тяжелые потери, но Туатха Де Данаан в конце концов одержали победу, и остатки фоморов были изгнаны из Ирландии. ФОРГАЛЛ В мифологии ирландских кельтов Форгалл - отец Эмер, ставшей женой Кухулина. Форгалл не хотел выдавать свою дочь замуж за Кухулина и поставил условие, что тот должен покинуть Ирландию и отправиться изучать воинское искусство к царице Скатах (см. главу 12). ФОТЛА Одно из древних названий Ирландии, в нынешней своей форме (Эйре) происходящее от имени богини Эриу. Два других древних названия - Банба и Эрин. ФЭЙЛИНН В мифологии ирландских кельтов фэйлинны - племя карликов, которыми правил король Иубдан (см. главу 13). Х ХАЙ-БРЕЗАЛ, или ХАЙ-БРЕЗИЛ, или ХАЙ-БРАЗИЛ В мифологии ирландских кельтов Хай-Брезал - остров у западного побережья Ирландии, который можно увидеть над водой только один раз в семь лет. По легенде, остров останется на поверхности воды навсегда, если его коснется огонь. Тогда он станет земным раем. По той же легенде, правителем волшебного острова считался Брезал. Как и все прочие легенды, различные варианты кельтских легенд с веками перепутались друг с другом, и по одной из них виновником того, что Хай-Брезал опустился в волны морские, считается не кто иной, как Мананнан Мак Лир, сын Лира. Легенды часто вольно обращаются с фактами, хотя сам факт порой и можно угадать. Так, в них подчеркивается, что Хай-Брезал - это вполне реальное место. Когда мореплаватели в старину достигли берегов Бразилии, они сочли, что открыли Хай-Брезал, однако ранние картографы были убеждены, что остров этот находится у юго-западного побережья Ирландии, то есть именно там, где он и расположен согласно легенде. ХАЛЛЬШТАТТ Халльштатт, селение в Верхней Австрии, расположен на берегу озера в провинции Зальцкамергут, столицей которой является знаменитый Зальцбург. Зальцкамергут в переводе с немецкого оначает "месторождение хорошей соли", а Зальцбург - Солеград, что указывает на особую важность соли в этом регионе. По мнению ученых, соль в районе Зальцбурга добывают вот уже более двух с половиной тысяч лет, и одними из первых соледобытчиков были кельты: дело в том, что слово халль означало на кельтском "соль". Австрия была одним из наиболее ранних регионов расселения кельтов в Европе, а окрестности Халльштатта - один из главных центров кельтов в Австрии. Во второй половине XIX в. здесь были проведены широкие археологические раскопки (см. ХАЛЛЬШТАТТСКИЕ РАСКОПКИ), после которых Халльштатт стал не только местом, знаменитым своим кельтским прошлым, но и термином, определяющим один из ключевых этапов развития цивилизации и культуры кельтов в далеком прошлом (см. ХАЛЛЬШТАТТСКИЙ ПЕРИОД). ХАЛЛЬШТАТТСКИЕ РАСКОПКИ В 1846 г. Георг Рамзауэр, директор Халльштаттских государственных соляных копей, обнаружил на холме, ввозвышающемся над селением Халльштатт, холм, на котором находилось обширное доисторическое кладбище, состоящее из погребений, над которыми были устроены необычной формы насыпи или курганы. Рамзауэр провел раскопки многих из этих древних погребений, общее число которых превышало две с половиной тысячи. Результаты его исследований вызвали пристальный интерес Венской академии наук. В 1876 г. в Халльштатт была направлена группа профессиональных специалистов в этой области, которые приступили к раскопкам в окрестностях селения. Сделанные ими открытия позволили, так сказать, нанести кельтов на карту древней Европы, поскольку до сих пор на ней безраздельно господствовали цивилизации дрвених греков и римлян. Халльштаттские раскопки познакомили ученый мир с неизвестной дотоле цивилизацией, представители которой вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и торговлей. Эти данные напомнили историкам, что древнегреческие и римские источники упоминают о торговых связях с неким народом, жившим на землях Центральной Европы и именовавшимся ими по-гречески келтои (keltoi). Предметы материальной культуры, извлеченные из погребений в Халльштатте, показали, что на том этапе своего развития кельты уже владели искусством обработки железа, то есть были людьми, переступившими порог Бронзового века. Перед глазами ученых предстали изящно украшенные сосуды, оружие и элементы конской упряжи, сделанные из железа, а также клочки изделий из кожи, черепки древней керамики, деревянная утварь и посуда и даже остатки пищи. Данные Халльштаттских раскопок имеют огромное значение как бесценный источник сведений о культуре столь древнего народа, как кельты. Результаты раскопок оказались настолько важными, что скромная австрийская деревня дала имя целой исторической эпохе - Халльштаттскому периоду, или Халльштаттской культуре, занимающей ключевое место в развитии кельтской цивилизации вообще. ХАЛЛЬШТАТТСКИЙ ПЕРИОД, или ХАЛЛЬШТАТТСКАЯ КУЛЬТУРА Эти термины не просто указывают на случайную связь между историей кельтов и названием австрийского селения Халльштатт. По традиционным правилам археологического этикета они являются стандартным обозначением определенной стадии развития и существования цивилизации кельтов, получившей благодаря этим находкам географическую локализацию. Стиль артефактов найденных во время Халльштаттских раскопок, стал своего рода эталоном для оценки возраста и уровня развития цивилизации древнекельтских поселений. Другим эталонным критерием считается культура Ля Тэн, название которой дало селение на берегу одного из озер в Швейцарии. Вообще весьма трудно указывать точный возраст памятников материальной культуры, созданных столько веков назад, и ученые в известной мере расходятся в вопросе о датировке Халльштаттского периода. Большинство склонны полагать, что его временными границами следует считать 750-450 гг. до н. э. ХАММЕР, БОГ Бог Хаммер - одно из наиболее значительных божеств кельтов Галлии. Его образ донесли до нас многочисленные каменные монументы и бронзовые статуэтки. Чаще всего Хаммер изображался с особой формы молотом на длинной рукоятке, головой в форме молотка и небольшим сосудом, например, горшком или кубком. Нередко Хаммер предстает бородатым мужем, одетым в короткую рубаху, подпоясанную широким ремнем, и тяжелый плащ. Иногда он изображается один, иногда - вместе с кем-либо еще. Хаммеру приписывалось несколько разнообразных функций. Согласно одной из них, он был врачевателем, и его статуи часто ставились возле целебных источников. Кроме того, в некоторых районах Галлии, в частности в Бургундии, образ Хаммера ассоциировался с вином и виноградом. Кроме того, он ассоциировался с Солнцем и всевозможным земным процветанием и изобилием. Хаммер (англ. Hammer) - молот, молоток (прим. перев.). ХАФГАН В мифологии валлийских кельтов Хафган, имя которого означает "Ясный как лето", выступает в роли соперника Аравна, короля Аннвна (см. главу 19). ХВИСС Хвисс - древнекельтское королевство, располагавшееся на землях нынешних графств Глочестершир и Уорчестершир. Его столицей был Дирхерст. Дирхерст (англ. Deerhurst) - Оленья роща (прим. перев.) ХЕЙЛИН В мифологии валлийских кельтов Хейлин - один из семи бриттов, уцелевших в ужасной войне Брана Благословенного против Матолвха. По легенде, Хейлин открыл волшебную дверь, через которую семеро выживших сумели бежать с острова Гвэлс, после чего еще целых восемьдесят лет добирались из Ирландии в Британию из того злополучного похода (см. главу 20). ХЕЙНИН В мифологии валлийских кельтов Хейнин - глава бардов при дворе короля Артура, когда туда только что прибыл Талесин. ХЕЛИГ АП ГЛАННОВГ В мифологии валлийских кельтов Хелиг - правитель некоего королевства, живший в VI в. По преданию, королевство это находилось в открытом море примерно в десяти милях от залива Колвин Бэй. Начиная с XIX в. стали регулярно появляться сообщения о развалинах дворца Хелига, которые путники якобы видели в тех местах. ХЕФЕЙДД ХЕН Хефейдд в валлийской мифологии считался отцом Рианнон, супруги Пвилла. Он был известен и под прозвищем Хен, то есть "старый" или "древний", что указывает на его почтенный возраст (см. главу 19). ХИР АТРИМ И ХИР ЭРВН В мифологии валлийских кельтов Хир Атрим и Хир Эрвн фигурируют в легенде о Куллвхе и Олвен (см. главу 24). Это два брата, обладавшие поистине ненасытным аппетитом. Они могли съесть огромное количество провизии, припасенной для них, опустошая все окрестные земли. ХОЛМЫ, СТОЯНКИ НА НИХ, или ТОРЫ В древности многие племена, в том числе и кельты, часто использовали холмы для проведения всевозможных религиозных ритуалов. Чаще всего объектом их поклонения было Солнце, и холм являл собой идеальное место, откуда можно было наблюдать за восходом и заходом солнца. Впечатление от этого зрелища еще более усиливалось, если окружающие земли вокруг холма представляли собой плоскую равнину. Именно в этом кроется причина того, почему кельтов и другие древние народы так привлекали холмы или курганы, возвышающиеся посреди плоских равнин юга Британии. Холмы и курганы играли в восприятии древних кельтов настолько важную роль, что некоторые из них, как оказалось, построены руками человека. Пример такого сооружения - огромная стоянка на холме возле Силбери Хилл в Уилтшире. Это самый большой рукотворный курган в Западной Европе; по оценкам ученых, его возраст превышает четыре тысячи лет. Другие стоянки на холмах были устроены на вершинах естественных холмов, несколько "доработанных" руками древних строителей. Некоторые стоянки на холмах, связанные с определенными религиозными ритуалами, были окружены каменными оградами или оборонительными террасами. Для объяснения этого феномена учеными предлагались различные объяснения. Так, по одной из гипотез, такие ограды представляют собой остатки доисторических лабиринтов для процессий, по которым почитатели местного культа поднимались на вершину холма. Согласно другой гипотезе, эти ограды - напоминание об архаических способах земледелия. Одна из наиболее хорошо сохранившихся стоянок - знаменитый Гластонбери Тор. ХОЛМЫ, УКРЕПЛЕНИЯ НА НИХ В Британии во времена Железного века излюбленным местом поселения кельтов было укрепление на вершине холма. Такое местоположение позволяло жителям укрепления просматривать окрестности и еще издали замечать приближение опасности, например, шайки разбойников и мародеров. Некоторые из укреплений на холмах возникли задолго до появления кельтов на Британских островах. Целый ряд укреплений, широко использовавшихся кельтами, существуют еще с эпохи неолита, и кельты предпочли дополнительно укрепить их, вместо того чтобы возводить на их месте новые. Вместо возведения обычных для той эпохи деревянных стен-изгородей, ограждающих поселение, защищая его от врагов, кельты предпочитали возводить огромные земляные валы, которые и сегодня можно увидеть в тех районах Британии, где в старину селились кельты. Некоторые наиболее сохранившиеся из кельтских укреплений на холмах расположены в западной и южной Британии. Особенно внушительное впечатление производит замок Мэйден Касл*, находящийся неподалеку от Дорчестера в Дорсете. Мэйден Касл, площадь которого составляет свыше 40 акров**, - самое древнее кельтское укрепление на холме, датируемое эпохой Железного века. К счастью, целый ряд кельтских укреплений на холмах сохранились до наших дней в сравнительно хорошем состоянии. В качестве другого примера таких укреплений можно назвать дун, или дон (что по-кельтски означает форт), в Эггардоне, расположенный на самой кромке гряды известняковых скал, пересекающей южную Англию. Благодаря ему историки и любители древностей могут составить наглядное представление о том, как на самом деле выглядели кельтские форты (укрепления). Входом в укрепление на холме, как со всей определенностью показывают развалины Мэйден Касл, служила лабиринтообразная вереница подземных ходов, прорытых в земле, чтобы запутать и ввести в заблуждение потенциальных агрессоров. Впрочем, эти уловки мало что дали в борьбе против римских легионов, вторгшихся в Британию в 43 г. н. э. Кельты возводили свои укрепления на холмах по соседству с источниками воды, в частности - небольшими озерами. Защита и оборонительные функции тоже, разумеется, были важными факторами, учитывавшимися при возведении кельтских укреплений на холмах, но нет никаких сомнений, что они выполняли роль не просто и не только оборонительных сооружений. Укрепления на холмах служили, если так можно выразиться, своего рода штаб-квартирами и резиденциями клана, занимавшего эти земли, они выполняли как мирные, так и военные функции. Кроме того, на них возлагались и функции религиозно-культовых центров, и римские интервенты часто с удивлением отмечали, что региозно-ритуальные собрания кельтов на вершинах холмов происходили и после того, как они, римляне, заняли саму крепость. Римляне старались не трогать местных святынь, по-видимому, опасаясь мести со стороны кельтских божеств. Во многих случаях укрепления на холмах использовались и в качестве центров, где кельтские ремесленники обучались всевозможным ремеслам и даже производили свои товары. Мэйден Касл (англ. Maiden Castle) - Девичий Замок (прим. перев.) 1 акр = 0,405 га. Таким образом, 40 акров - более 16 га. (прим. перев.) ХОУЭЛЬТСКИЙ КРЕСТ Хоуэльтский крест - один из образцов кельтского креста. Находится в окрестностях Ллангвит Мэджор. ХОХДОРФ Селение Хохдорф расположено на юге Германии, неподалеку от Шварцвальда (Черный Лес). Широкую известность в связи с историей кельтов ей принес тот факт, что именно здесь в конце 1970-х гг. доктор Йорг Биль, археолог из земли Баден-Вюртембург, обнаружил и исследовал древнее кельтское захоронение. В кургане, насыпанном над захоронением, была открыта обширная погребальная камера, устроенная для некоего кельтского князя, похороненного в ней предположительно ок. 550 г. до н. э. Раскопки в окрестностях Хохдорфа имели огромное значение для изучения истории ранних кельтов, что объясняется и масштабами находок, и хорошей сохранностью многих памятников материальной культуры, ибо на месте захоронения не было найдено никаких следов грабителей. Кельты, как и большинство древних народов, верили, что умершему могут понадобиться разные предметы, и снабжали его всем необходимым для загробной жизни. Археологи нашли не только бытовые вещи, но даже остатки изящно выполненной повозки, положенной в могилу вместе с князем. Все эти вещи, как считалось, могли понадобиться князю в загробной жизни. К их числу относились домашняя утварь, роги для питья, оружие и огромный бронзовый котел для хмельного меда, а также множество прочих вещей и одежд, традиционно присутствующих в могилах знатных кельтов. Эти находки проливают свет на образ жизни видного кельтского воина той далекой эпохи. Особенно важным в этой находке является то, что пышность одежд и великолепие золотых украшений и изделий из драгоценных камней, найденных в погребальных покровах тела князя, ясно показывают, что кельты, по крайней мере - их аристократическая верхушка, вовсе не были примитивным народом, стоящим на грани нищеты. Хохдорф (нем. Hochdorf) - Высокая Деревня (прим. перев.) ХЭЛЛОУИН Этот праздник, известный также под названием Канун Дня всех святых, до сих пор отмечается вечером 31 октября, правда, теперь его празднуют в основном дети. По традиции он ассоциируется с ведьмами и колдунами, которые, по поверью, свободно расхаживают в эту ночь среди людей. Этот праздник - аналог знаменитого кельтского праздника Самхейн, также отмечавшегося в ночь под 1 ноября, что по старинному кельтскому календарю знаменовало собой начало нового года. Ч ЧЕРНАЯ КАРМАРТЕНСКАЯ КНИГА см. КАРМАРТЕНСКАЯ ЧЕРНАЯ КНИГА ЧИСЕЛ СИМВОЛИКА Символика чисел играла в мифологии кельтов весьма важную роль. Особенно большое значение придавалось нечетным числам, в частности, трем, пяти, семи, девяти и семнадцати. Из четных чисел наиболее важным считалось два. Ш ШЕНН-ДА-БОАЛДИН В культуре кельтов - аналог праздника Белтейн на острове Мэн. Отмечался 1 мая. ШОНИ В мифологии кельтов Гебридских островов - бог моря, которому совершались возлияния на празднике Самхейн. ШТРЕТТВЕГ В Штреттвеге (Австрия) была найдена уникальная бронзовая модель повозки. Она предположительно датируется VII в. до н. э. и, таким образом, относится к раннему, так называемому Халльштаттскому периоду развития кельтской культуры. Эта модель представляет собой платформу на четырех колесах; в каждом ее углу красуется изображение оленя с рогами. В центре же стоит изваяние женщины, держащей на голове сосуд. Женщину окружает группа всадников и пехотинцев с копьями и щитами. Предполагается, что это - изображение ритуальной охоты. ШЭННОН, РЕКА Главная река Ирландии, берущая начало в графстве Кэвэн и, минуя несколько озер, впадающая в Атлантический океан возле Лимерика. В мифологии ирландских кельтов - одна из "двенадцати главных рек Ирландии", воды которой отказались напоить фоморов (см. главу 7). Само ее существование - результат непослушания богини Сионан (см. главу 15). Шэннон упоминается в "Похищении быка из Куальгне" (см. главу 12). Э ЭБЕР, или ЭБЕР ДОНН В мифологии ирландских кельтов Эбер - один из вождей похода в Ирландию, предпринятого сынами Мил Эспэйна. Он убил Мак Куилла, но и сам не избежал смерти, после чего его брат Эбер Финн и Эремон затеяли спор из-за того, кто из них более достоин править Ирландией. ЭБЕР ФИНН В мифологии ирландских кельтов Эбер - один из вождей похода в Ирландию, предпринятого сынами Мил Эспэйна. Он приходился братом Эбер Донну и после смерти последнего вступил в спор с Эремоном о том, кому из них подобает стать новым правителем Ирландии. Амхэйргин решил, что сперва страной должен править Эремон, а Эбер Финн станет правителем лишь после его кончины. Эбер Финн не пожелал согласиться с таким решением, и Ирландия была поделена на две части-владения. В южной из них правил Эбер Финн, а правителем северной стал Эремон. Однако вскоре между ними разгорелась война, в ходе которой Эбер Финн был убит. Эремон же стал полновластным монархом Ирландии и правил страной из своей столицы - Тары. ЭГГАРДОН см. КРЕПОСТЬ НА ХОЛМЕ ЭДЕЙРН В мифологии валлийских кельтов - брат Гвин ап Нудда. ЭДЭЙН ЭХРАИДХ см. КОНИ ЭДЭЙН см. ЭТЭЙН ЭЙДИН В мифологии ирландских кельтов Эйдин была женой Оскара. Она умерла от горя после гибели мужа в сражении при Габхре. Ойсин (Оссиан), отец Оскара, похоронил ее на холме Бен Эдар и воздвиг на ее могиле огромный дольмен, сохранившийся до наших дней. Дольмен этот состоит из десяти вертикальных монолитов и верхней плиты весом ок. 70 тонн. ЭЙЛБНЕ В мифологии ирландских кельтов - младшая дочь Эйлиолла Арранского и приемная дочь Бодб Дирга. Ее сестры, Аобх и Аоифе, стали женами Лира (см. главу 12). ЭЙЛЕНН см. ФИНН МАК КУМАЛЛ; САМХЕЙН ЭЙЛЕХ Урочище в графстве Донегалл, где, согласно мифологии ирландских кельтов, Итх встретил трех королей - Мак Куилла, Мак Кехта и Мак Грейна, преемников Нуады. Грианан из Эйлеха - огромное округлой формы укрепление из камня, относящееся ко II в. до н. э. и построенное для Верховных королей Ирландии из рода 0'Нилов. По преданию, именно здесь был похоронен Нуада. ЭЙЛИЛЛ (1) В мифологии ирландских кельтов Эйлилл является братом Эохаидха, который воспылал безумной страстью к свой невестке Этэйн (см. главу 11). ЭЙЛИЛЛ (2) В мифологии ирландских кельтов Эйлилл был супругом Медб, королевы Коннахта, которая была в этом браке доминирующей фигурой. То, что Эйлилл был номинальным хозяином Финнбенаха, Белорогого Быка из Коннахта, хотя бык и родился в ее стаде, вызвало у Медб неистовый гнев, и в качестве возмещения за это она решила во что бы то ни стало заполучить Донн Куальгне, знаменитого Бурого Быка из Ольстера. Эта история лежит в основе "Похищения быка из Куальгне", легендарной Илиады кельтов (см. главу 12). ЭЙЛИНН В мифологии ирландских кельтов - внучка короля Лейнстера, возлюбленная Байле, наследника трона Ольстера. Эта история описана в легенде о "Байле Медовые Речи", повествующей об их трагической любви (см. главу 14). ЭЙЛИОЛЛ АРРАНСКИЙ В мифологии ирландских кельтов - настоящий отец Аобх, Аоифе и Эйбхе, которых удочерил Лир (см. главу 11). ЭЙНГЕ см. ГЭЙБЛЕ ЭЙНЕ, или ЭЙНИА В мифологии ирландских кельтов - королева фей Южного Мунстера, божество, в которое превратилась богиня-матерь Дану после падения клана Туатха Де Даннан (см. главу 16). ЭЙНИА см. ЭЙНЕ ЭЙНЛЕ В мифологии ирландских кельтов Эйнле был одним из братьев Наоиза, упоминаемым в истории о Наоизе и Дейдр (см. также главу 14). ЭЙРЕ В наши дни самоназвание Южной Ирландии - Эйре. Это название происходит от имени богини Эриу. ЭЙРЕМХ В мифологии ирландских кельтов Эйремх, то есть "Пахарь", - прозвище, данное Эохаиду за то, что тот придумал новый способ пахать землю, наблюдая за сторонниками Мидхира (см. также главу 11). ЭЙРКЕЛТРАЙ В мифологии ирландских кельтов - сидх Огмы. ЭЙРМИД В мифологии ирландских кельтов Эйрмид была дочерью Диан Кехта, унаследовавшей дело и знания своего отца. Она помогала отцу у "источника здоровья, в котором убитые или раненые боги клана Туатха Де Данаан возвращались к жизни или получали исцеление от ран. Именно она, вместе со своим братом Мидахом, сделала Нуаде его знаменитую серебряную руку, позволившую ему восстановить свой статус короля клана Туатха Де Данаан (см. также главу 7). ЭЙРТ "ОДИНОКИЙ" Эйрт, Верховный король Ирландии, был отцом Кормака. В мифологии ирландских кельтов он играет заметную роль в истории о Байле Медовые Речи (см. главу 14). Это прозвище он получил после гибели своего брата Конлы. ЭЙСИРТ В мифологии ирландских кельтов Эйсирт - бард при дворе Иубдана, короля фэйлиннов - племени карликов (см. главу 13). ЭЙТЕРН В мифологии ирландских кельтов - бард, похитивший у Мидхира "Трех журавлей" (см. главу 5). ЭЙТНЕ см. ЭТЛИНН ЭЙХЛЕХ В мифологии ирландских кельтов существуют разные предания, описывающие смерть Финна Мак Кумалла. Согласно одной из них, он был убит Эйхлехом во время бунта фианов. ЭЛАДУ В мифологии ирландских кельтов Эладу считался отцом Дагды. ЭЛАЙН В легендах Артуровского цикла - одно из имен Элен. ЭЛАТХА В мифологии ирландских кельтов Элатха - предводитель фоморов и отец Бреса, матерью которого была Эри. Впоследствии Брес стал королем клана Туатха Де Данаан (см. главу 5). ЭЛЕН В мифологии валлийских кельтов Элен была дочерью Эудафа, от которого, по преданию, вели свой род короли Корнуолла. В легендах Артуровского цикла она предстает супругой Мирддина, или Мерлина. ЭЛЛИЛЛОН После принятия христианства кельтская мифология постепенно угасла, превратившись в своего рода сборище фей, эльфов и т. п; в частности, эллиллоны были одной из ветвей эльфов (см. также главу 26). ЭЛФФИН В мифологии валлийских кельтов Элффин - мальчик, обнаруживший кожаную суму, в которой находился Талесин, в реке, куда ее бросила Керридвен. Именно он и дал имя имя Талесину, воскликнув "Талесин!", что означает "лучистая бровь" (см. главу 23). ЭЛХМАР В мифологии ирландских кельтов Элхмар был приемным отцом Оэнгуса. ЭЛЭЙН В легендах Артуровского цикла - имя, данное Элен сэром Томасом Мэлори в его знаменитой "Смерти Артура". ЭМАЙНМАХА Резиденция королей Ольстера носила название Эмайн Маха; она была административным центром Красной Ветви. По преданию, была основана Махой, откуда и происходит ее название. В Эмайн Махе располагался двор Конхобара Мак Нессы. Иногда Эмайн Маху отождествляют с Наваном, что неподалеку от Армага. ЭМЕР В мифологии ирландских кельтов Эмер - дочь Форгалла и жена Кухулина (см. главы 12, 14). ЭМРИС Эпитет-прозвище Мирддина, или Мерлина. ЭОХАИДХ ЭЙРЕМХ В мифологии ирландских кельтов Эохаидх Эйремх был женат на, так сказать, реинкарнации Этэйн и отказался возвратить ее Мидхиру, ее супругу в прежней жизни (ел. главу 11). ЭПОНА В мифологии галльских кельтов Эпона была одним из наиболее значительных божеств. Имя Эпона происходит от кельтского слова, означающего "лошадь"; она почиталась небесной покровительницей лошадей. Так как лошади имели для кельтов огромное значение, ибо использовались и для перевозок, и на войне, и в сельском хозяйстве, вполне естественно, что культ богини - покровительницы лошадей составлял весьма важную часть их религиозных воззрений. Эпона неизменно изображалась в окружении лошадей. На некоторых сохранившихся изображениях она предстает сидящей верхом на коне на седле-амазонке, на других она показана стоящей или восседающей в колеснице, запряженной двумя-тремя лошадьми. Она также часто изображалась с символами плодородия и изобилия, например с корзиной, полной плодов и зерна. Рядом с ней изображались только кобылы, а иногда и жеребенок - символ плодовитости и продолжения рода. Эпона нередко отождествлялась и с врачеванием, в частности - водолечением, и в этом качестве ее изображения присутствуют в некоторых галльских святилищах, расположенных у родников и источников. Кроме того, предполагается, что иногда ее культ мог ассоциироваться и со смертью; более того, считается, что она выполняла роль провожатого и стража, охранявшего души умерших при переходе в подземный мир. ЭРЕМОН В мифологии ирландских кельтов Эремон - один из Сынов Мил Эспэйна, высадившихся в Ирландии. После смерти Эбера (Донна) он вступил в спор с Эбер Финном из-за того, кто из них имеет больше прав стать новым правителем Ирландии. Поначалу они решили разделить страну пополам, но затем между ними вспыхнула война, в которой Эбер Финн был убит. Таким образом, Эремон стал первым полновластным королем Ирландии. ЭРИ В мифологии ирландских кельтов Эри - одна из богинь клана Туатха Де Данаан, мать Бреса, отцом которого стал Элатха. ЭРИН Одно из древних названий Ирландии, восходящее к имени богини Эриу (см. главу 10). В числе других ее названий - Банба и Фотла. ЭРИУ В мифологии ирландских кельтов Эриу была богиней, давшей имя Ирландии (см. главу 10). ЭРК В мифологии ирландских кельтов Эрк фигурирует в легенде, в которой он убивает Кухулина. Объединившись с воинством королевы Коннахта Медб и отвратительными отпрысками Калатина, он вступает в бой со славным Кухулином (см. главу 22). ЭТАЛ АНУБАЛ В мифологии ирландских кельтов Этал Анубал - принц Коннахта, отец Кэр (см. главу 11). ЭТЛИНН, или ЭЙТНЕ, или ЭТНЕ В мифологии ирландских кельтов Этлинн была дочерью Балора. Зная о пророчестве, согласно которому он примет смерть от руки собственного внука, Балор решил заточить свою дочь в башню, по всей вероятности - знаменитую Стеклянную Башню. Однако Киан сумел проникнуть в нее и вступил в связь с Этлинн. Существует несколько вариантов этой легенды. Согласно одному из них, Этлинн родила сына, которого Балор приказал утопить, но мальчика удалось спасти, и он воспитывался у Мананнана Мак Лира. Этим мальчиком был Луг, и, когда он вырос, пророчество о Балоре исполнилось. Согласно другим источникам, у Этлинн родился не один сын, а целых три. Двоих из них Балор сумел утопить, но третьего уцелевшего ребенка воспитал его родной отец, Киан (см. также главу 15). ЭТНЕ см. РОНАН ЭТЭЙН, или ЭДЭЙН В мифологии ирландских кельтов Этэйн - дочь Эйлилла. Мидхир воспылал к ней страстью и принялся добиваться ее руки, обратившись за покровительством к Оэнгусу и действуя от его имени (см. главу 11). ЭФНИСЕН В мифологии валлийских кельтов Эфнисен - брат Нисена и единокровный брат Брана Благословенного, Бранвен и остальных детей Ллира. Он был известен как мастер устраивать ссоры, а его брат Нисен славился даром миротворца. Когда Матолвх прибыл из Ирландии в Уэльс, чтобы добиться руки Бранвен, Эфнисен устроил страшную ссору из-за сотни коней, которые Матолвх привез с собой. В отместку Матолвх, вернувшись в Ирландию, стал унижать и оскорблять свою молодую жену Бранвен. Узнав о страданиях сестры, Бран Благословенный спешно отправился в поход к берегам Ирландии, чтобы выручить Бранвен, но Эфнисен опять вызвал неразбериху, началась война, и Бран был убит (см. главу 20). ЭФРАВГ см. ПЕРЕДУР ЭХТРАЙ, или ЭХТРА В мифологии ирландских кельтов эхтрай - особый вид легенды, описывающий приключения героев и обычно связанный с путешествием смертных в Потусторонний мир, для чего требовалось либо пересечь несколько морей и океанов, либо войти в недра сидха. См. ИММРАМ. Ю ЮПИТЕР Кельты приняли римского бога Юпитера, включив его в свои пантеон. Он даже получил собственно кельтский эпитет - Юпитер Таранис. Таранис - кельтский бог-громовержец.