трируют первый (в нашей классификации) аспект негативных последствий потребительского отношения человеком к природе. Однако, наряду с таким подходом, в литературе имеет место и исследование другого аспекта реакции природы на потребительское, бездумное отношение к ней со стороны человека. Здесь природа не просто пассивно погибает. Нет! Она мстит человеку и мстит не по мелочам: она покушается на его жизнь и здоровье... Это уже не отступление , а наоборот-месть. Это "экологическая вендетта" Глубочайшим анализом "экологической вендетты" является роман Ч. Айтматова "Плаха", который можно рассматривать как философское произведение, обобщающее последствия грубого, некомпетентного, корыстного вторжения в природу оборачивающиеся нарушением гармонии, как в самой природе, так и во взаимоотношениях ее с человеком. . "Отkуда было знать им, степным волкам,- пишет писатель,- что их исконная добыча -сайгаки - нужна для пополнения плана мясосдачи, что ситуация в конце последнего квартала "определяющвго года" сложилась для области весьма нервозная - Не выходили с пятилеткой и что кто-то разбитной из облуправления вдруг предложил "задействовать" мясные ресурсы Моюдкумов: идея же сводилась к тому, что важно не только производство мяса, а фактическая мясосдача, что это единственный выход не ударить. лицом в грязь перед народом и взыскательными органами свыше".... .Столкновение судьбы семейства волчицы Акбары и волка Тайгайнара с людьми в концентрированном виде отражает эволюцию реакции природы, на натиск человека. Когда человек был с ней добр и искал в ней покровительства, она отвечала ему тем же.Когда волчица Акбара увидела своих волчат возле безоружного человека, она "в мгновенье оценила опасность положения. Глухо зарычав, она кинулась к голому человеку, розово освещенному предзакатными лучами степного солща. Ей ничего не. стоило с размаху полоснуть его .клыками по горлу или по животу;.. Уже на бегу Акбара почему-то переменила свое намерение. Она перескочила через человека голого и беззащитного, - которого можно было поразить одним ударом, перескочила, успев при этом разглядеть черты его лица...". ...Многое досталось невинным волкам от людей, но вершиной всему - кража у них детей. „.брызнули слезы" из. каменных скал "- в песне В. Высоцкого, и "невыносимо было слушать этот вой" волчьей пары, потерявшей детей -.в романе Ч. Айтматова ". Но , не слезами успокаивается волчица. В тоске и горе она крадет ребенка у человека" - Стой! Стой! Акбара! Стой, говорю -- закричал во весь голос Бостон (отец ребенка) и побежал вдогонку за волчицей".Акбара припустила, а Бостон несся вслед за ней с ружьем и кричал не своим голосом: - Оставь, Акбара! Оставь моего сына! Никогда больше я не трону твоего рода! Оставь, брось ребенка! Акбара! Послушай меня, Акбара! В отчаянии, преследуя волчицу, Бостон выстреливает в нее, убивая обоих: и волчицу и сына: "А мир, утративший звуки, безмолствоваял. Он исчез, его не стало, на его месте остался только бушующий огненный мрак "...- так завершает сюжет Ч.Айтматов; "И ныне все дико и пусто кругом",- так завершает сюжет М.Лермонтов,... В контексте наших рассуждений, невольно вспоминается ,произведение, величие которого с каждым периодом жизни начинаешь понимать все глубже. И особенно, когда ты воспринимаешь его не со стороны "детей", а со стороны "отцов". Я имею в виду роман "Отцы и дети " И. Тургенева Вот заученный на память еще в далекие школьные годы диалог двух друзей - главных героев романа - Важно то, что дважды два четыре, а остальное все все пустяки. - утверждает Е.Базаров. - И природа пустяки? - проговорил Аркадий, задумчиво глядя вда ль на пестрые поля, красиво и мягко освещенные уже невысоким солнцем. - И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. Судьба по замыслу автора, жестоко обошлась с Базаровым, лишая его любви любимой женщины и к смерти в конце романа . Полны трагизма последние часы, жизни Базарова, "Сила-то, сила, -вся еще тут, а надо умирать! Старик тот, по крайней мере, успел отвыкнуть от жизни, а я... Да, поди попробуй отрицай смерть. Она тебя отрицает.- и баста." Базаров, еще ничего не сделал природе плохого. Он только активно изучал ее как естествоиспытатель. Но И. Тургенева, очевидно настораживал уже тогда этот бездуховный, потребительский натиск на природу, отрицание ее эмоциональной, духовной значимости для человека. И вот другой писатель, наш современник Ч. Айтматов, у которого уже естьнемало материала, для того, чтоб подвести итоги и сделать выводы, предупреждает: Вы отказались видеть в природе храм! Так вот - она может стать плахой! Выбор еще есть, но времени катастрофически мало! Время не ждет!"