структур. Оказывается, во всем мире национальные (этнические) структуры подлинной демократии никогда не рождали. Они идеальны в борьбе с имперскими силами, за свой суверенитет, но, увы, не в развитии гражданского общества... - Очень учено, - прозвучал чей-то резкий баритон. - Скажите лучше за Израиль. Снова начался шум. Кто-то закричал, затопал ногами. - Не мешайте адвокату! - грозно произнес кровельщик из Кальмансонов, подымая над головой кулак. - Защищать наше говно нужно мужество и доброе сердце. И зал, к радостному удивлению Эли, ответил ему аплодисментами. Эли ободрился и тут же принялся оперировать шарлатанской статистикой по принципу " у них еще хуже!", над которой прежде посмеивался: - Абсорбции и Израиле пятисот тысяч человек - это все равно, как если бы американцы приняли сразу двадкать пять миллионов. Какой там был бы ералаш! Сколько было бы там голодных и бездомных!.. - "Голос Америки" никого не зовет, а "Кол исраэль" искричалась! - яростно возразили с пола, где сидели на газетках опоздавшие. - Но вы не будете спорить, что существуют объективные причины... - Хамство тоже объективная причина! - парировали с пола. - Да заткнитесь, наконец! Дайте человеку высказаться! - взревел кто-то из стариков Кальмансонов. - Вы что, на партсобрании, что ли?! Дикари! "Дикари и есть!" - подумал Эли. Тут было самое время сунуться с идиотской идейкой "от железной когорты", и Эли осторожно высказал ее, несколько, правда, очеловечив, переведя из политической плоскости в педагогическую. Мол, когда изучаешь незнакомый язык, целесообразно отрешиться ради успеха от всего чужеродного... Возможно, все и прошло бы, не окажись в зале горластой девчушки-филологички - преподавательницы языков. Она тут же подала голос, что это не обязательно: существуют разные теории усвоения. Дов рыкнул на нее, усадил взмахом руки. Эли, естественно, ринулся ему на помощь. - Вы недовольны, и это ваше святое право! - воскликнул он. - Одно дело бытовые трудности, бездененежье, совсем другое - утрата своего человеческого достоинства, прозябание до конца жизни без надежд. Это страшно. Но... - И резко выкинул руку вперед. - Есть и другой Израиль. Не где-то там далеко - Израиль вилл и заброшенных к нам "парашютисток". А вот здесь он, наш: мы уезжали ради детей и внуков, наша алия - алия родительская. Кто же не видит: детишкам здесь рай Божий! Знаю по своему внуку, Eнчику. Покажите мне хоть одного мальчонку, прожившего в Израиле два - три года, который был бы несчастлив?! Не для этого ли терпите невзгоды и подвохи. И все вынесете - для счастья своего ребенка! Тут выскочил в проход паренек лет семнадцати в рваной майке, стал вопить о чем-то. Шум начался несусветный. Эли нагнулся, взял лежавший на столе "матюгальник", гаркнул: - Шуш! - Так в Австралии унимали их, детей. Однако несколько юных голосов закричали о чем-то сходном. Вроде бы в школе их не любят, дразнят "помойными русскими". Мальчишек поддержали их матери. Общественный суд закачался, как корабль в бурю. Эли понял, не уймет стихии, разнесут зал. - У российского бунта, - вскричал он, напрягаясь изо всех сил, сжимая руки в кулаки, - неизменно женское начало. По великому Щедрину, кровопролития в России всегда начинались с того, что некая Дунька толстопятая и Матренка-ноздря мотались по городу в неглиже, плевались, кусались и произносили богомерзкие речи... Зал захохотал и, чувствовалось, сразу помягчал к оратору. - А как насчет олимовской "русской "партии? Нужна она или нет? - спросил кровельщик. - Ни в коем случае! - решительно рубанул воздух Эли. - Она выродится в русское лобби, потянет одеяло на себя. - Вот и обнимайтесь со своим Щаранским! - Закричали из последних рядов, где по-прежнему кучковались безработные гуманитарии, "рыцари святой метлы", как они называли себя: - Наелись, щаранские подстилки, гады-лакировщики, теперь подают убогим на пропитание... - Саше слово! - вскричал старик Капуста протестующе. - Суд права голоса его не лишал. - Са-аше! - грохнул зал. - Зажимаете?! Са-аше! Эли ждал минуту - другую, затем развел руками и, поджав уязвленно губу, покинул трибуну. Когда Саша начал продираться сквозь толпившихся в проходе людей, его сопровождал уже разноголосый неутихающий фейерверк: - Саша, мы построимся когда-нибудь или все блеф? - Сашок, забудь про аспидов, о себе по порядочку! - Саша, задавят, не подставляйся! - Не горюй, Сашок, держи хвост пистолетом!.. Лучше кальмансонских девок все равно не найдешь! У Саши горела голова. Он был в отъезде, о беде Гиршевичей услыхал лишь здесь, в зале. Начал возбужденно, еще не дойдя до микрофона: -Я был последним узником Сиона. В России... Оказалось, в беде последних нет. Повернулось колесо. Вы снова первые. По новой счет пошел. Открыл мне на это глаза мальчик. Десяти лет ему не было... Веня, которого уже нет... - Золотое слово! - Старик Капуста вскочил на ноги. - Как у Андерсена!- подхватили в дальнем углу безработные филологи. - Король голый! - В-верна! - грохнуло с балкона. - Только голые короли могли превратить евреев в узников Сиона! Саша посмотрел на балкон в тревоге: только что хозяин кинотеатра сунул Дову записку. "Больше никого не пускаю. Как бы балкон не поехал". Наконец, продолжил негромко, нет-нет, да и бросая взгляд на балкон: - Моя жизнь, по мнению моей мамы, - сплошные глубокие колодцы... вечно в них проваливаюсь. То в шахте, то Лубянка... - Машинальным жестом коснулся кипы на голове. - Вот когда понял, провидцем был Эдгар По, сказавший: "Истина на дне колодца". Последний мой колодец - государство Израиль... Успокойтесь, не ставлю я его в один ряд с Лубянкой. Он и сам по себе хорош... - Черные жить не дают! Мароккашки разные! - взмыл истошный голос. Поднялась женщина с девочкой на руках. Аккуратненькая девочка. В косичках бантики голубые. Хнычет. Сморило ее. - Нас в Газу сунули, - кричала женщина. - В автобусе моих детей избивают. Того гляди прирежут. И никому нет дела... - Выкинуть усих черных, вместе с арабчиками, к чертям собачьим! - грохнуло с балкона. - Чтоб все по Библии! Саша поежился: всего наслушался. Но - такого?! Окинул взглядом балкон. "Не из Кальмансонов ли, соколик? Ридны погромщики били, пока не превратили в свое подобие..." Крик поднялся несусветный. Эли надрывался ("Шекет! Шекет!") безо всякого успеха. Но -нашелся. Перекричал гвалт: - Один умный человек говаривал: "Национализм - последняя стадия коммунизма!" Захохотали. Правда, как-то нервно, иные до слез. Но - стали слушать. - Все у нас по Торе говорите? .. - Да что ты все о Торе талдычишь? Жрать нечего! В Торе об этом не сказано, что ли?! - Сказано! Черным по белому. "Нет муки - нет Торы. Нет Торы - нет муки". - Это как понять? - воскликнул тот же голос. Саша опять вгляделся в переполненный зал. Вихрастый паренек встал со стула. Ждет ответа. Лицо простецкое, круглое, на губах насмешка. Не видел его ни разу. - "Совок" на стройку не пойдет! - бросил Саша зло. - На стройку пусть ишаки идут или идеалисты, а квартирку - дай!.. Вот как это понять. Посмеялись негромко, и затихли быстро, без окрика. - ... - Тора говорит, что государство без морали обречено. Не случайно, наша история - это история разрушения Храмов. - Да заткнись ты, наконец, со своими Храмами! - проорали с балкона. - Обрыдли кипастые! Саша то и дело посматривал на шумевший балкон. Похоже, там шли свои бои-дискуссии. - Это нонсенс! - Голос его стал жестким, непримиримым. -Нигде на земле нет сейчас ненависти к "кипастым", к черным шляпам, только в Израиле. Что мы, вашу жизнь заели?! А, может, "кипастые" здесь громоотвод? "Память" в России валит все беды на евреев, израильские евреи - на "кипастых". - Саша помолчал недовольно. Старик Капуста подумал, что Саша потерял мысль. У него самого это бывало частенько. Вскочил со стула. - Ты про колодцы начал, Сашок! - Он подался вперед, - весь любопытство, спросил: - Так что ты тут увидел, на дне колодца? - Что увидел? Скажу, хотя профессор Шор уже говорил об этом. Ленинскую бесчеловечность, вот что увидел на самом дне. Она документирована... с первых шагов государства. Из бездны свидетельств я выбрал вот это: Письмо Еврейского Агентства или, что то же, Сохнута главному раввину Словакии рабби Вэйссмэндлу. Рабби оказался в немецкой оккупации... вместе со всей Словакией... Сообщил, что у него есть возможность спасти от уничтожения двадцать пять тысяч евреев, застрявших в оккупированной стране. Их можно выкупить. И получил официальный ответ. Правда, "зашифрованный". На иврите латинскими буквами. Спасать не будем! Мотивы таковы: если мы не принесем жертвы, какое у нас будет право создать после войны свое государство. "Только кровь обеспечит нам землю..." Зал ахнул, зашумел. Саша переждал крики возмущения, продолжил: - ... В 1942 году - из высоких политических соображений - предали словацких евреев. Не привезли. Через полвека, из тех же высоких соображений, нас - привезли. И тогда не думали о людях. И сейчас не думают о людях... Эли привстал со своего председательского стула. Огляделся в тревоге. Власти подобных аналогий не терпели. Евсей Трубашник обмолвился о геноциде, взвились, как ведьма на помеле. "Начнется такая свистопляска..." Хотелось выскочить из зала, не присутствовать при сем... - Есть в Торе выражение "гемех хасидим". Добрые дела. В сокращении - ГМАХ. Создать такие "гмахи" по всей стране. В каждом городе - от "кипастых", как вы говорите, - бесплатный юрист, социальный работник. У них вся информация: где квартира, где работа? Это давно должно было бы сделать государство. Но оно об этом и думать не желает... - Двадцать лет подряд предлагаем поставить компьютер в Лоде... - подал голос Дов. - Где что находится. До сих пор ставят... - Революция... по Чехову, - прозвучал из последних рядов иронический возглас. - Теория малых дел... Ковер-самолет. Далеко с вами, кипастыми, не улетишь. - Убийство евреев на дорогах. И даже на улицах Тель-Авива... Это вас тоже не волнует, что ли? Пересы-Шамиры относятся к этому... как к автомобильным авариям, неизбежным в большом городе. Две строчки в газете, и назавтра забыли. Наше движение забыть этого не позволит... Разве жизнь одного человека - это "малые дела"? ...Ни Кнессету, ни международному "Хьюмен райту" не позволит. - Саша поймал себя на том, что его тяжелый армейский ботинок все время выбивает дробь. Продолжил спокойнее: - "Хьюмен райт" ежегодно дает сведения о нарушении прав арабов. А где же статистика варварских нарушений прав евреев-репатриантов, которых доводят до самоубийства?.. Что? Реально ли это? Да, есть международный опыт. Американцы рассказали мне, что в Штатах существует "Consumer advacacy". Защита прав потребителя. Оно объединяет миллионы людей. В быту, в ежедневной нашей жизни, какое правительство сравнится с ним, по своему влиянию? По защите рядового человека. Оно может бойкотировать или привлекать к суду воровские банки, магазины, мисрады, где нас обманывают или хамят. Оно заставляет считаться с собой. Безо всяких партий. Только нас, новичков, здесь более пятисот тысяч, не забудем об этом. Часть зала принялась аплодировать, балкон требовал слова. Эли снова и снова взывал к порядку, стыдил невыдержанных. Саша ждал подчеркнуто спокойно, облокотясь на трибуну, мол, криком ничего не докажете. - Я не принимаю государства, которое глумление над слабым считает нормальным явлением... Что-что?! Я не анархист!.. Начнем с информационных и юридических "гмахов". С добрых дел. Как иначе объединить олим? Другого пути нет. Объединим, пойдем дальше... Кто спрашивал, какова истина на дне колодца? Вот она!... Считается, мы, "совки", привычны к тому, что нас обманывают, грабят, шельмуют, стравливают друг с другом. Иного и не знали. Смолчим и здесь, разобщенные, перессорившиеся. Но мы прибыли из другой России. Из другой России! Той, которая, на наших глазах, вышла на улицы и заставила отступить танки. Не забудем об этом!.. Свободная Россия - наша духовная "Эзра"! Аплодировали яростно, а потом снова двинулись, толкаясь, к трибуне те, кому молчать стало совсем невмоготу; не терпелось людям протестовать, выплакаться... Кто-то воскликнул, что суд не окончен: не было допроса свидетелей. Эту мысль восприняли с энтузиазмом. - Когда Сашу судили, всю улицу Бен Иегуда доставили в суд! - зашумел народ. - А тут и прорвавшимся на сцену хотят заткнуть рот... Суд без допроса свидетелей - не суд! Как Дов не отговаривал энтузиастов, решили продолжить судебный процесс на следующий день. Но Эли был уже у выхода. Вздохнул облегченно, ежась от ночной льдистой прохлады Иерусалима. Стрельнул у прохожего сигарету, задымил. Ждал Дова, попрощаться. Наконец, Дов появился. Разглядев в полумраке Эли, воскликнул: - Эли, спешу! Подежурь с полчасика! У тебя свои колеса?.. Ну, бывай! Эли чертыхнулся и, растерев сигарету подошвой, отравился обратно. Навстречу бежала встревоженная чем-то Руфь, никого не замечая и размахивая объемистой кошелкой -"всехней кормилицей". - Дов! - крикнула она. Голос напряженный, горячий. - У меня мотор не заводится. Не взглянешь? Дов уже отъезжал, фары зажег. Затормозил круто, тормоза скрипнули. Вышел из машины, поглядел на разлохмаченную Руфь, протянул весело: - "Пта-ашка"! Зачем одной семье две машины. Садись в мою. Руфь вздрогнула от неожиданности и, без промедления, села к Дову. Они умчались, исчезли в набиравшей силу южной ночи, а Эли все еще смотрел вслед со смешанным чувством радости за Руфь, и острой полынной тоски, от которой у него увлажнились глаза. Потом вытер платком руки и лицо, прислушиваясь к возгласам из кинотеатра. Подумал: - Слава Богу, пронесло... И тут увидел своего Eнчика. Эли как током пронзило: - Eнчик?! Где ты был так поздно?!.. На лице Eнчика появилось выражение ужаса. Он бросился назад. Эли за ним. У одной из машин Eнчика ждал знакомый парень из поселения, с которым, видно, он и приехал. Eнчик подлетел к парню, схватил его за руку в испуге, словно за ним бежал не дед, а бешеная собака. Они умчались. Осталась лишь слабая гарь от выхлопа, а Эли все еще не мог придти в себя. "Он был тут?! Не заметил. Темно совсем... Eнчик один на дороге - ужас!" Все следующее утро Эли провел в поселении, ждал Eнчика у школы. Бросился к нему. Протянул к Eнчику руки, горячо, захлебываясь словами, объяснял, что вчера его назначили адвокатом. Это такая роль. Ты же знаешь! Как в театре. Говоришь не свое, не то, что думаешь, а произносишь роль. Eнчик отпрянул, прижимая подмышкой свой голубой рюкзачок, подаренный дедом, и выкрикнул с необычной для него злой яростью: - Ты!.. Ты хуже отца в сто раз! - И рванулся мимо. Эли догнал его почти у самого дома. - Ты считаешь, что я не прав?! - Он еще спрашивает! - Тогда объясни. Ты сам страдаешь от жестокости, ты не можешь быть жестоким... Прости меня. - И испугался так, что спина взмокла: уйдет... - Хочешь, встану на колени, Енчик?! Перед всеми, кто обижен... - Не унижайся, дед! - Шмыгнул носом. Взглянул на деда с состраданием, сказал спокойнее: - Бывай! - И шмыгнул в дверь. Эли понял: не все пропало. Завтра увидит Дова на этом дурацком игрище и потребует ключи от собственного дома. Побыли моделью - хватит. Не будет дома, он может потерять Eнчика. Мальчик впечатлительный, кто на него не влияет... Дом - спасенье, он все расставит на свои места... Вырвалось вдогонку: - Ну, так до завтра, Eнчик! Глава 11 (34). ПЛАЧ НА РЕКАХ ВАВИЛОНСКИХ. Дов был занят, ответил Саше по телефону, что на суд не поедет. - Не знаешь, что теперь будет? Плач на реках вавилонских! Три часа стона и проклятий. У меня подымется давление, вот и весь результат. Извини, Сашок! Но Саша настаивал: - Ты закоперщик, Дов, сказал, не имеешь права бросить людей на полдороге... Уговорил, в конце-концов. Чего не ожидал Дов, и Эли явился. Не отходил от Дова, пока тот не пообещал ему сегодня же начать в коттедже-модели освежающий ремонт и через две недели вручить ключ. На сцену Дов не пошел. Его и не упрашивали. Уселся у выхода. Ждал крика, слез, проклятий - бедлама. Но бедлама не было. Выбирали руководителей общины русского еврейства. Шумно выбирали. С отводами, С протестами. Чтоб к нравственному возрождению не призывали пройдохи, прилипалы! Оголтелые лжецы - "капуцины". Здесь, у выхода, и отыскал Дова директор кинотеатра. Вручил записку. "Звонили из Кирьят Када. Горит дом "амуты". На улице ветрило разгулялось, словно льда за шиворот кинули. - Сразу прикончить нас не удалось, так добивают, суки! - бросил Дов Саше, выскочившему следом. Саша нырнул в его машину. Ночное шоссе было пустынным. Мчались около часа. Лицо Дова было невозмутимым, будто ничего особенного не произошло. Лишь когда на перекрестке, у Лода, перегородил им дорогу грузовик, высунувшийся на красный свет, Дов выскочил из машины и так заорал на шофера грузовика "ЗонА!" "Зона-маньяк"!, что Саша втянул голову в плечи: "зона" - проститутка, да "зона-маньяк" были типовым ругательством израильских шоферов. Обычно Дов до этого не опускался. Особенно при Саше. Обруганный водитель отозвался... писклявым женским голосом. Дов аж крякнул с досады, вернулся к своей машине. Саша, напротив, подошел к девчонке в армейском берете и стал объяснять ей, что она не думает, что делает. Едет на красный свет, ни с кем не считаясь. Так можно погибнуть. И убить других. Так нельзя жить... - Он говорил еще что-то, взволнованно говорил, не переставая. Дов оглянулся нетерпеливо. В желтоватом луче фары сверкали на щеке Саши слезы. "Э! - понял Дов. - Он свое выплакивает..." Проскочили Лод, не обращая внимание на рев и цветные огни "Боингов", идущих над самой головой на посадку. Перед мысленным взором Дова по-прежнему тянулись к небу оранжевые языки пламени над гордостью "амуты" - первым готовым коттеджем - домом Эли и Курта Розенберга. Двухэтажный белый коттедж высился там, среди строительных траншей и канав, как замок Давида в Иерусалиме, окруженный рвом... Когда "замок" объявили моделью, жители гостиницы "Sunlon" потянулись сюда, как в музей. Задерживались, с восхищением глядя на празднично яркую крышу небесной голубизны, ощупывали стены из добротного американского стройматериала - шингляса. ("И где это такой достали?!") Тысячи людей прошли через гостиную с люстрой - "стеклянным водопадом", спальни со встроенными в стены шкафами, кухню с блестевшей, как зеркало, мойкой; заглядывали на обоих этажах в уборные с кафельными полами. Измучившиеся в мечтах о своем доме несчастные пасынки России вдыхали ободряющий запах побелки, гладили никелированные ручки, медные краны, будто живые существа. Ни одна ручка, ни один кран не были повреждены... Когда Дов и Саша прикатили в Кирьят Кад, огонь почти угас. Ветер разносил крупные искры... Дверь коттеджа была сорвана. Вошли в темный проем. Едкий запах гари и вонь тлеющей синтетики ударили в нос. Дов принес из прорабской газовую лампу. Стало светло, как днем... Громили с тщательной последовательностью и не торопясь. Выломали окна. Все до одного на обеих этажах. Все двери. Расколошматили внутренние шкафы, стеллажи на кухне. Каждую розетку выдрали и швырнули на пол... Похоже, жечь дом не собирались: не хотели привлекать внимание жителей. А потом то ли рабочий окурок обронил, то ли погром их не удовлетворил, запалили... Когда разбивали стены, заложенные внутри американские плиты из синтетики вылезли оттуда. Они не горели, а тлели, разбрызгивая вокруг желтую липкую массу. Все стены были в этой желтой массе. В темноте погромщики не обратили внимание на то, что она липнет к рукам. Доламывали все вокруг, а затем вытирали пальцы о стены. Всюду виднелись отпечатки ладоней, пальцев, подошв рабочих ботинок с нарезной елочкой. Дов почувствовал боль в сердце, присел на корточки. Затем лег на спину. После холодка Иерусалима - сырая духота приморья. Нечем дышать... По его просьбе, позвонили в полицию, которая о пожаре и не слыхала. Ответили: "Все в разгоне. Вернется машина, появимся". Могли бы и не появляться: погромщиков и след простыл. Ни в этот день не нашли, ни позже... Договорились, что Саша напишет жалобу в полицию. Двинулись обратно. Всю дорогу до Иерусалима, два часа без малого, молчали. Вернулись в Кирьят Кад на другой день вечером, почти ночью - глазам не поверили: ночь дышала, жила, сотни людей молча толпились вокруг пожарища. Большинство без шапок, как над открытой могилой. Кто-то, невидимый, восклицал горько: "Фашисты проклятые!", "Фашисты!" Дов вытер ладонью потное лицо: крикни сейчас кто-либо: "Бей!" толпа начала бы валить башенный кран каблана Лаки на другой стороне улочки, крушить на его постройках все, что попадется под руку. Он шепнул Саше: - Все, как по нотам. Зажгли коттедж, - сорвать суд. Теперь провоцируют на разбой..." Но пока все было спокойно. Кто-то в толпе сказал с горечью: - Это ведь не коттедж сгорел. Сгорел дом русского еврейства. Дов вгляделся в темноту: "Эли?" Нет, незнакомый очкастый парень. - Ну, ты скажешь! - возразил ему женский голос. - Завтра об этом узнает весь Израиль, - продолжал парень. -Через две недели Россия... Миллион евреев еще не приехал. И не приедет теперь... Да и из нашей алии две трети разбегутся отсюда кто куда... Нет, надо строить свою страну... Стариковский голос произнес с грустной иронией: - Еврейский дом, как терновый куст. Горит, не сгорая, - все как в Библии... Прилетят евреи, некуда им деться. - Эти на том и паразитируют, - добавил кто-то и яростно, во весь голос, выматерился. Ругаясь, пошел к своей машине, за ним потянулись к автомобильной стоянке и другие. Луна так и не выглянула. Фонарь светил тускло, лишь позвякивал абажуром. Темнота! Ничего не видно... - Дов, двинулись?! - позвал Саша. Дов не откликнулся. Обеспокоенный, Саша метнулся туда-сюда. Дов лежал возле сгоревшего дома на боку, раскинув и ноги и руки, точно пехотинец в атаке, сраженный на 6eiy... С ревом подкатила, слепя белыми сигнальными вспышками, санитарная машина с надписью на борту "Маген Давид Адом. Дар Американского Еврейского Конгресса". Дова положили на носилки. Поднесли к губам кислородный шланг. Пронзительная и многоголосая сирена санитарки, не сирена - целый оркестр, слышалась в сырой ночи долго, затухая медленно, точно нехотя. ...Эли не хотел ждать, когда Дов вернется из больницы. Не скоро это будет... Да и что ему предложат вместо сгоревшего коттеджа? "Хрущобу" в Хедере? Решил купить в Кирьят Каде, у моря. Первую попавшуюся. Заглянул в дома Лаки. Выбрал маленькую, двухкомнатную, возле городского пляжа, на отнятой у "амуты" земле... Через несколько дней появился в новенькой квартирке Eнчик. Очень возбужденный, веселый. На персидский ковер не обратил никакого внимания. Пожалуй, даже не заметил его. А вот к окну как прилип. Окно в его комнатке выходило на слепящее от закатного солнца Средиземное море. Он залез на подоконник, выставив взлахмаченную голову навстречу теплому ветру, послушал шуршание волн о песок... Эли улыбнулся счастливо: "Все идет своим чередом..." Енчик спрыгнул с подоконника, смущенно обнял деда и, не сказав более ни слова, уехал. У деда больше не появился... ... Более полугода, до новых израильских выборов, измученный, осунувшийся Эли был повсюду "свадебным генералом". Общественный суд и "русские волнения", как называли в Израиле разговоры, вызванные поджогом, сделали его имя известным. Эли стал получать приглашения на международные конгрессы, неизменно представительствовал там, вместе с "Вороном", от имени "олим ми Руссия". Две политические партии, в том числе, и та, которая обещала сломать стену на пути к демократии, предложили ему баллотироваться от них в Кнессет. И, тем самым, привлечь на их сторону голоса русских. Само собой разумелось, что они будут благодарны Эли и не оставят его издание без поддержки. Эли делал, что мог. На предвыборных митингах сорвал голос. Его еженедельник перестали финансировать сразу после выборов, принесших победу как раз тем, кто грозился "сломать стену". Они позвонили Эли как только узнали о победных результатах. " Облапошили, как на рынке "Кармель", - печалился Ели. ... Наконец пришло письмо от Eнчика, к матери. Коротенькое, на половине тетрадной странички в клеточку. Оно начиналось с фразы, торопливо написанной корявыми и торжествующими буквами: "Наконец, мне шестнадцать. Я полностью свободен по закону. По израильскому закону!!! Приезжал дед. Я к нему не вышел..." Енчик сообщал, что сдал экзамен в школу морских навигаторов и просил выслать его свидетельство о рождении. "... Мама, не плачь. Мне ужасно хорошо. Здесь главное математика. И она у меня не подкачала..." О Eнчике и еще о нескольких благополучных "олим ми Руссия" появилась в местной печати статья. О ней вспомнил и в своем большом предвыборном выступлении будущий Премьер-министр генерал Ицхак Рабин. - ... В Израиле все устраиваются, в конце концов! - воскликнул он, под аплодисменты своих неизменных сторонников. ... В прохладний день, когда Израиль кинулся к телевизорам:: на голубом экране Президент США Клинтон, но хозяйски спокойный, улыбающийся, подталкинал Ицхака Рабина к Арафату, не сменившего, вопреки ожиданию израильтян, свой китель цвета хаки на мирный костюм, в этот, думали, судьбоносный день, в квартире Саши прозвенел звонок. - Сашенька! - горячо задышала трубка. - Са-ашенька! Саша вскочил с дивана, зашлепал босыми ногами по каменному полу, не ощущая холода. - Только что сказали, я прошла "гиюр". - Гиюр?! Где? В твоей военной комендатуре?.. В Москве? Что вдруг? - недоверчиво переспросил Саша. - Увидела, как здесь орут друг на друга, на детей, на жен, дерутся, пьют - меня это не устраивает. Саша нервно перекинул телефонную трубку из одной руки в другую. - С третьего раза приняли, - продолжала обстоятельная Софочка... Все-все знала? Ну да!- вырвалось у нее с детской непосредственностью, которую он так любил в ней. - Я их всех распушила: за что не пускаете в евреи?! С третьего раза отступились... Сашенька! - горячо задышала трубка.- Са-шенька! От мамы пришло письмо. Сашенька, ты искал меня, да?! - Нет! Я решил сесть в симферопольскую тюрьму, чтобы ты носила передачи. - Са-ашенька! - всплакнула трубка. - Я хочу к тебе! - Так приезжай! - Я была в "Аэрофлоте". Там очередь на полгода. - Я высылаю билет. Твой адрес? Крым. А далее? - Са-ашенька! В Крым ни в коем случае. Тут режимный район, отец. Пошли в Москву на адрес мамы... В раскаленный, обжигающий как порыв воздуха из доменной летки день из боковых узких дверей таможни аэропорта имени Бен ГУриона выскочила сияющая взмыленная Софа. Она катила в коляске Соломончика, который болтал ножками и щурился на солнце, не ведая о том, что попал в государство "Ихие беседер". Она кинулась к Саше, всплеснув руками, чтоб обнять. И вдруг остановилась, словно напоровшись на невидимую ограду; шмыгнула носом, чтоб не зареветь, неохотно опустила руки: учили ведь, на людях ни в коем случае... А он и с места не двинулся: ничего, кроме жаркой Софочки, уже не чувствовал. Затем она подвела к нему двух стоявших поодаль женщин в помятых праздничных платьях. - А это мама и Даша, ее родная сестра. Про маму Софа писала, Саша был подготовлен. Но о родной сестре вроде бы и речи не было. Заметив, по лицу Саши пробежала тучка, Софочка выпалила: - Са-ашенька! Их обворовали! Все унесли до последней ложки! Бож-же мой! А Дарью избили. Саша немедля смирился с судьбой. Софа же чувствовала себя виноватой перед Сашей, и это мучило ее долго. Кто негодовал, так это министр абсорбции красавец рав Зальц, которому доложили, что процент этнически русских в Израиле вырос за один день на пол-процента: "Ребе, к нам едут одни казаки!", и он разразился тирадой, которую ни в сказке сказать, ни пером описать. 1991-1993 гг.. Москва, Иерусалим, Торонто. ПРИЛОЖЕНИЕ (Газетно-журнальные материалы даются в сокращении) "ИЗРАИЛЬ ТРЕБУЕТ ОТ США НЕ ПРИНИМАТЬ СОВЕТСКИХ ЕВРЕЕВ" "Вашингтон, 2 марта. - Израильское правительство, рассчитывающее на резкое увеличение легальной эмиграции советских евреев, обратилось к госдепартаменту США с просьбой отменить для этой категории лиц статус наибольшего благоприятствования в случае их приезда в Америку, т.е. не рассматривать их как политических беженцев. ... В ходе своего недавнего десятидневного визита в США премьер-министр Израиля Ицхак Шамир ... заявил, что все выезжающие из Советского Союза евреи должны направляться в Израиль. " ("Новое Русское Слово", 3 марта 1987 года) ПРАВИТЕЛЬСТВО ИЗРАИЛЯ ОБ ЭМИГРАЦИИ ЕВРЕЕВ ИЗ СССР" "Иерусалим, 20 июня (АП и др.) - Кабинет министров Израиля принял решение препятствовать всеми возможными средствами решимости советских евреев эмигрировать куда угодно, но только не в Израиль. С резкой критикой советских евреев, не намеренных ехать в Израиль, выступил премьер-министр Ицхак Шамир, назвавший их решение "предательством"... ("Новое Русское Слово", 2] июня 1988 года) "НЕ ПРЕДВИДЕЛИ" "Когда накануне Рош Хашана известного израильского политического обозревателя Йосефа Лапида попросили одной фразой охарактеризовать уходящий 5750 год, он ответил.' "Не предвидели". ...не предвидели и того, что Израиль должен всерьез готовиться к встрече, размещению и абсорбции миллиона советских евреев. Чуть больше года назад тогдашний министр финансов и руководитель социалистической партии Маарах Шимон Перес заложил в бюджет расходы на встречу и устройство ... 40 тысяч олим. Катастрофическая близорукость" ("Юность Израиля", 30 сентября 1990 года) "СУДЕБНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ ВЫСЕЛЯЮТ БЕЗДОМНЫХ ОЛИМ ИЗ ОБЩЕЖИТИЙ СОХНУТА" "Репатрианты из центра абсорбции в Раанане, а также олим из общежития в Герцлии получили от судебных исполнительных органов указание освободить свои комнаты до конца апреля и в отчаянии обратились к официальным органам с просьбой помочь им в решении жилищной проблемы до того, как их выкинут на улицу. Менаше Растоньян женат, отец троих детей, прибыл 3 года тому назад из Ирана и с тех пор живет в центре абсорбции в Раанане. Он работает сторожем и получает 900 шекелей в месяц. Снять себе квартиру он не имеет возможности. "Неужели и здесь я и моя семья будут продолуать страдать, - пишет Растоньян. - Я полон отчаяния и раскаяния о содеянном, помочь мне некому".Беги Сатир" МНОГИЕ ОЛИМ - В БЕДСТВЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ" Газета "Маарив" приводит ряд примеров бедственного положения, в котором оказались новые олим из Советского Союза, в частности те, у которых кончился годичный срок аренды квартиры. Как сообщает газета, на площади перед муниципалитетом города Кирьят-Бялик (под Хайфой) разбила палатку семья Туровских - 60-летние Борис и Берта, их дочь Людмила и престарелая бабушка, прикованная к инвалидной коляске. Истек срок их договора о съеме квартиры, и они остались без крова. Члены комиссии Кнессета по делам алии и абсорбции посетили гостиницы, где поселили новых олим из Советского Союза: в них царит страшная скученность, и там много инвалидов и больных, нуждающихся в неотложной помощи. Газета приводит пример 50-летнего бывшего узника Сиона Владимира Трубского, который обратился к заместителю мэра города Кирьят-Бялик Дову Салману, заявив, что у него остались две возможности - покончить с собой или вернуться в СССР и рассказать ожидающим там евреям, как Израиль абсорбирует репатриантов. Этот человек - инженер по профессии - входит в число олим, которые с января не получили от министерства абсорбции причитающиеся им деньги. * * * Министр по делам религии Авнер Хай Шоки заявил, что на правительство Советского Союза оказывается сильный нажим с тем, чтобы уменьшить число евреев, которым выдаются выездные визы." ("Наша страна", 21 марта 1991 года) * * * "Никакой антисемитизм, никакая "пятая графа" не помешали мне в свое время получить высшее образование, стать учителем, завучем школы, пользоваться уважением коллег. Старшая дочь закончила школу с золотой медалью, стала врачом. Закончила университет и младшая дочь. И все это, заметьте, без протекций и взяток. За то, ступив на израильскую землю, мы, как и сотни тысяч наших соплеменников, почувствовали себя людьми четвертого сорта (после сабр, арабов и эфиопских евреев). Складывается впечатление, что мы прибыли сюда, чтобы правительство имело возможность выкачивать "под нас" миллиарды долларов из международных еврейских организаций. Вспомним, как много эфирного времени уделялось алие в предвыборные дни и месяцы - причем на русском языке. И как "дружно" забыли о своих многочисленных обещаниях наши кандидаты в депутаты Кнессета! Репатрианты из бывшего Союза абсолютно беззащитны перед произволом владельцев квартир, различных контор и предприятий, перед маклерами и адвокатами, мелкими служащими и полицейскими, перед базарными торговцами и прочими, прочими, прочими... Происходит уничтожение нас как нации, как народа, деморализация ("требуются девушки по сопровождению..."). Не секрет: если был бы снят дискриминационный запрет на свободный выезд олим-хадашим (только олим), десятки тысяч людей покинули бы эту оказавшуюся злой мачехой родину-мать". ("7 день недели", 27.10.1992 г.) "ПРИМИ НАРОД СВОЙ,. ИЗРАИЛЬ" Демонстрация против сноса перною дома амуты. В субботу11 января, Эфраим Меламгд, председатель омуты "Эльфа Цафон", придя на стройку, обнаружил, что дом-коттедж, дом-образец и их первенец, который через несколько дней должны были сдавать в эксплуатацию, изнутри разрушен полностью. Новость распространилась мгновенно. На площадку стекались потрясенные члены омуты и жители Кирьят-Яма. Демонстрация протеста состоялась в воскресенье. Группа полиции, не явившаяся по вызову омуты, но прибывшая по требованию депутата Кнессета Рана Коэна, хотя и с опозданием на двое суток, все же провела расследование варварского преступления. К вечеру 12-го к изуродованному детищу омуты начали стекаться люди. Пешком, на автомашинах, автобусах. Олим, ватиким (старожилы - Г.С.), сабры. Члены омуты и их знакомые. Жители окрестных домов, сочувствующие "Эльфа Цафон" в ее борьбе. Люди из Тель-Авива, Нотации, Холона, Хедеры. Приехали представители всеизраильского объединения "Чернобыль", Ассоциации врачей-репатриантов, Ассоциации одиночек. Был четко поставлен вопрос об объединении сил репатриантов.!' -неслось в толпу с импровизированной трибуны. - Мы не придурки, какими нас хотят выставить! - Бандитов к суду! - Прочь министров-импотентов! - Олим - в Кнессет! - Хотим нормально жить и работать! До поздней ночи шумел митинг. Горели костры. Пылали страсти. Охрипший от выступленимй и интервью Меламед даже при его выносливости буквально валился с ног от усталости... Этот вандализм страшнее интифады, сказал он.. Это сделали евреи. Разрушен дом олим в Израиле. Вот тот рубеж, который покажет, есть у нас будущее в этой стране или нет. Те кто хочет уничтожить дело омуты "Эльфа Цафон", просто не догадываются, какое лихо они будят. Если мирное объединение "Эльфа Цафон" превратится в партизанский отряд, а Эфраим в его командира, дело добром не кончится. Но все идет к этому. Потому что безоружный пятится от ползущего на него танка до тез пор, пока есть возможность отступать. Когда отступать некуда, человек бросается на танк. Даже с голыми руками. ("Вестник", 17 января 1992 года) "АЛИЯ-91... ПОЛНЫЙ ПРОВАЛ" "Яэль Даян Дочь Моше Даяна обвиняет правительство в бездействии. Абсорбция терпит фиаско. Олим уготована нелегкая судьба. * * * "За последние два года репатрианты из СССР не без оснований усомнились в искренности намерений израильского правительства. Безразличие, проявленное ответственными органами к нуждам абсорбции, лишь укрепило олим в сознании собственной никчемности. Однако, если олим вслух заявляют о том, что страна в них не заинтересована, израильтяне немедленно объявляют их параноиками, травмированными жестокой советской действительностью." ("Новости недели", II апреля 1991 года) "ПРОЩАЙ, АЛИЯ?" Нелли Гутина "Скорей всего, большая алия не входит в планы нового правительства. Во всяком случае, такое предположение высказывает американский журнал "Ньюсуик" за 13 июля. В статье, посвященной планам Рабина, в пункте "иммигранты" иерусалимский корреспондент пишет буквально следующее: "Приток новых иммигрантов сократился на 70 процентов с начала 1991 года. Причина - израильская социалистическая экономика, контролируемая государством, не в состоянии создать новые рабочие места." ("Время", 14 июля 1992 года) "СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ РЕПАТРИАНТОК" "У израильтян создалось впечатление о новых репатриантках из стран СНГ как о женщинах легкого поведения и проститутках", - утверждает Рина Бен-Цви, руководитель израильского Центра помощи пострадавшим от насилия женщинам. Она выразила обеспокоенность увеличением количества случаев изнасилования и нападений, совершаемых израильтянами против женщин и девушек, недавно репатриировавшихся из стран СНГ. Нередко израильтяне-мужчины используют финансовые затруднения и тяжелое состояние новоприбывших женщин. "Образ новой репатриантки, создавшийся у израильтян, лжив и не соответствует действительности, но они подвергаются нападениям значительно чаще, чем израильтянки." ("7 дней недели") * * * "Несмотря на боязнь потерять работу и недостаточную осведомленность о деятельности израильских центров социальной помощи женщинам, пострадавшим от изнасилования, в них уже обратились 75 новых репатрианток из России. По словам Рины Бен-Цви, координатора этих центров, обращались даже школьницы, над которыми издеваются их одноклассники. В школе их прозвали "белым мясом"... Активный защитник женщин-репатрианток депутат Кнессета Эфраим Гур говорит: "Я был поражен, когда узнал о множестве подобных случаев. Причем в последние время они повторяются с такой частотой, что уже можно говорить о явлении в нашем обществе. Оказалось, что у нас немало людей, которые не прочь воспользоваться тяжелым материальным положением части репатрианток из России, в основном матерей-одиночек" ... По мнению Риты Бен-Цви, "то, что в обществе распространяется мерзкий симптом полового злоупотребления по отношению к новым репатрианткам из России, - это факт... Нередки случаи, когда работодатели хотят воспользоваться социальной и материальной зависимостью женщины-репатриантки, потому что знают, что работница не посмеет протестовать, чтобы не лишиться с таким трудом найденной работы... Злоупотребляют их тяжелым положением и квартирные посредники". Егудит Ехезкели ("Едиот ахронот", 1992 год) "БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ" Из речи в Кнессете члена Кнессета от партии МАПАМ Яира Цабана 26 августа 1991 г. "Провал абсорбции принимает ужасающие формы.' бездомные, спящие в парках и собирающие еду в грудах мусора, преступность и проституция, грубая эксплуатация олим за 2,5 шекеля за час работы. Сигнал тервоги год назад не был услышан, и сегодня мы видим, как пропадает зря самая образованная алия. Ученые, инженеры и врачи подметают улицы и моют лестницы, и для многих это перестало быть "временным занятием". Несмотря на "землетрясение" в Советском Союзе, алия не увеличивается, очереди перед нашим консульством в Москве не растут. Письма из Израиля сделали свое, и на данный момент их влияние сильнее, чем влияние нестабильности и неясного будущего "там". На этот раз вина лежит не на "враждебной пропаганде ТАСС', а на экономической импотенции правительства, на склоках между министрами и на заржавевшем бюрократическом аппарате." ("Алия", выпуск 13, 6 сентября 1991 года) "60 И 40 ПРОЦЕНТОВ..." Элла Грилихес "Не жалеете ли вы, что приехали в Израиль?" Этот банальный и одновременно "опасный" вопрос я, заранее "сжимаясь", в течение трех недель задавала олим разных возрастов и профессий (живущим в стране не менее полугода). "Да" - таков был ответ почти 60 процентов опрошенных. "Нет" - ответили, естественно, остальные 40 процентов (возраст от 10 до 40 лет)" ("Наша страна" 1992 г.) "ТРЕТЬ РЕПАТРИАНТОВ ХОЧЕТ УЕХАТЬ" "Тель-Авив. Начальник отдела алии и абсорбции Сохнута Ури Гордон официально заявил, что треть от общего числа прибывших в Израиль новых репатриантов всерьез думает об отъезде из страны, а некоторые даже начали собирать необходимые документы." (Агентство ИТИМ, 14 апреля 1992 года) "ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО НАД ИСТОРИЕЙ" Авраам Шифрин "... Бегин до своего прихода к власти не раз говорил, что Нехемия Леванон пойдет под суд за свои действия по срыву алии из СССР. Говорил он это в присутствии свидетелей, но не исполнил, к сожалению, своего обещания... Но почему я вынужден сегодня вспоминать все это? Да потому, что на Конгрессе, названном сионистским, я увидел многих истинных врагов сионизма, а "герой" борьбы против алии, ее враг номер один Нехемия Леванон из рук самого Бронфмана - "от имени всех евреев СССР!" получил медаль за "самоотверженую работу для алии"... Какой цинизм, какое издевательство над евреями, так и не добравшимися до Израиля благодаря его личным усилиям! На сцене распевали дифирамбы тем, кто "спасал" евреев СССР, вытащили туда Щаранского. Но почему-то не сказали о том, как всячески тормозили и останавливали его жену Авиталь, пытавшуюся в одиночку помочь мужу, которого МИД долго и упорно не признавал узником Сиона. А в зале американцы млели от восторга. Если сидели в зале мои друзья по старым временам, то представляю, как они негодовали. Но микрофон был не в наших руках... И оставалось лишь уйти, вспоминая слова Галича: "А у гроба встали мародеры..." ("Хадашот", 21 мая 1991) "ПОЗОР" Север Плоцкер ... В своем историческом выступлении в декабре прошлого года министр финансов Ицхак Модой провозгласил: "В Советском Союзе они (то есть советские евреи) вообще не знали, что такое уровень жизни". Иначе говоря, пусть эти олим скажут спасибо за то, что мы вообще что-то им даем. Безжалостное и систематическое сокращение элементарных льгот, предоставлявшимся репатриантам на первых порах, привело к тому, что евреи из СССР практически оказались на грани нищеты и отчаяния. И это настоящая трагедия... Если мы, израильтяне, с помощью мирового еврейства не способны обеспечить евреям, бегущим из распадающегося Совесткого Союза хотя бы тот минимум, который позволит им сохранить человеческое достоинство и прокормить свои семьи, то на что вообще мы способны, кроме того, чтобы произность высокопарные речи и наращивать себе брюхо?' ("Новости", 14 марта 1991 года) "ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО" Кнессет, Отдел алии и абсорбции, г-ну Зисману Ув. г-н Зисман! 2 июня 1993 г. в газете "Новости недели" был опубликован текст Вашего обращения к правительству Германии, в котором Вы просите отказать евреям из СНГ в праве на постоянное место жительства. Цитирую: "Для тех же, кто уже успел поселиться в Германии, правительство должно создать невыносимые условия, которые побудили бы их как можно скорее репатриироваться в Израиль". Далее Вы объясняете, что евреи, живя в Германии, теряют чувство принадлежности к избранному Б-гом народу". Никогда ничего более циничного не читала. Но самое удивительное - это вообще возможность такого обращения и такой просьбы. Что Вы понимаете под созданием невыносимых условий? Убийства, поджоги, погромы, желтые звезды, газовые камеры?.. 14.05.93 газета "Время" рассказала об иракском еврее, бывшем сионисте Найме Гилади, который возненавидел и сионизм, и Израиль, узнав, что теракты в Ираке в 50-х годах были организованы сионистами. Он написал книгу, где это доказывает. Материалы для книги собирал в течение 40 лет. Страшно читать о волне антиеврейских выступлений в Ираке, об убийствах евреев. И все для того, чтобы спровоцировать иракских евреев на массовую репатриацию в Израиль! Вы это имели в виду, когда советовали германскому правительству создать "невыносимые условия"? ... И таким бесчестным путем Вы хотите загнать евреев в израильский "рай"? Зачем евреи СНГ Израилю? ... Не богоизбранность мы обрели тут - отчаяние, страх перед завтрашним днем, чувство ненужности. Кто мы здесь? Бомжи без определенных занятий, без социального статуса, люди, живущие в основном за чертой бедности, в упор не замечаемые правительством. И. Белоусова ("Новости недели", 18 июня 1993 года) НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ, КАК ИХ ПОНИМАЛИ ОСНОВАТЕЛИ ГОСУДАРСТВА Из книги Dr. DAVID KRANZLER, THE BROTHER'S BLOOD,BROOKLYN, NEW YORK, 1987 (перевод с английского) (стр 52, 53, 64) 1. "Если бы я знал, что была возможность спасти всех детей в Германии, перевезя их в Англию, или только половину из них, транспортируя в Израиль, я выбрал бы второе. Потому что мы должны взвешивать не только жизнь этих детей, но и историю народа Израиля..." Бен Гурион 2. Рабби Вейссмэндлу, главному раввину Словакии, пытавшемуся выкупить 25 тысяч евреев, которые еще оставались в оккупации. От Натан Швалба, швейцарского представителя организации "Хахалуц**', который осуществлял контакты рабби Вейссмэндла с Сохнутом (Еврейским агентством). Написана, как шифровка: на иврите латинскими буквами, 1942 г. Полный текст письма. "Вы в Словакии должны помнить, что в конце концов союзники победят. После победы мир будет опять поделен, так же как после Первой мировой войны. Это будет первая ступень. Теперь, когда война закончится, мы должны будем сделать все, чтобы создать государство. И в этом направлении уже сделано несколько шагов. Что касается криков о помощи, которые достигают нас, мы должны понимать, что все народы, члены UN (United Nations) приносят огромные жертвы, и, если мы не принесем жертвы, какое у нас будет право сесть за стол после войны, когда они будут делить страны. Это глупо и даже нагло с нашей стороны просить народы, которые проливают кровь, дать нам разрешение переслать их деньги во враждебное государство, чтобы защитить нашу кровь, потому что только кровь нам обеспечит землю. (В оригинале: "rak b 'dam tily'e ianu haarez"). Это то, что касается общих проблем. То, что касается членов вашей группы, спасайтесь немедленно и для этой цели я готов послать деньги нелегально с нашим курьером". Книги ГРИГОРИЯ СВИРСКОГО Опубликованы на Западе, переизданы в Москве, в годы перестройки. ЗАЛОЖНИКИ, 480 стр., роман-документ ИМКА-Пресс, Париж, 1974 г., Москва, изд. "Пик", 1992 г. ПРОРЫВ, 560 стр., роман, изд. "Эрмитаж", New York, США, 1983 г., Москва, изд. "Фабула" 1992 г. БЕГСТВО, 440 стр., роман, изд. "CENTRЕ", Иерусалим, Израиль, 1994 г. (Публикацией "БЕГСТВА" завершена трилогия "ВЕТКА ПАЛЕСТИНЫ, еврейская трагедия с русским акцентом". (Романы "Заложники", "Прорыв", "Бегство").Москва, 1996. ПОЛЯРНАЯ ТРАГЕДИЯ, 304 стр., повесть и рассказы, Посев, Франкфурт/М, 1976 г. Из "Полярной трагедии" - рассказы: Москва, журнал "Огонек", N 40, 1990 г.; "Библиотека "Огонька", N 41, 1990 г. Москва, "КРУК",1998. НА ЛОБНОМ МЕСТЕ. Литература нравственного сопротивления. 1946-1976. 623 стр., Overseas Publishers, Лондон, 1979 r.Москва, 1998 ПРОЩАНИЕ С РОССИЕЙ, повесть, 139 стр., изд. "Эрмитаж", New York, США, 1986 г. Москва 1998 МАТЬ И МАЧЕХА, рассказы ветеранов и ЗАПРЕЩЕННЫЙ РОМАН, стр. 376, изд. "Эрудит", Торонто, Канада, 1990 г. Москва,1997 В переводах на иностранные языки: ZALOZHNIKI (Hostages) (semi-fictional novel): by Seuil, Paris, in French, 1974; by Bodly Head, London, in English, 1976; by Knopf, New York, in English, 1976; by Hakibbutz Hameuchad Publishing House, in Hebrew, Israel, 1978. TRAGEDIE POLAIRE, Quinze, Monreal, in French, 1978. ECRIVAINS DE LA UBERTE, Editions Gallimard, in French, 1981 A HISTORY OF POST-WAR SOVIET WRITING (The Literature of the Moral Opposition), by Ardis, Ann Arbor, USA, in English 1981. ПРОРЫB, Israel, In hebrew, 1990. В СССР Григорий Свирский издал три книги: "Заповедь дружбы", повесть, 1947; "Здравствуй, Университет", роман, 1952; "Ленинский проспект", роман, 1962. Им были написаны также два сценария. По сценарию "Дикая земля", напечатанному в журнале 'Искусство кино", N 2, 1966, был поставлен художественный фильм "Места тут тихие" ("Мосфильм"). После публичных выступлений писателя в Москве (1965-1968) против цензуры и государственного антисемитизма книги его были запрещены и изъяты из всех библиотек Советского Союза.