1956 г. арх. О. И. Гурьевым. На месте соседнего д. 17 находилось деревянное здание вокзала Приморской железной дороги. Движение по ее первой - Озерковской - линии было открыто в 1893 г. Железнодорожные пути пересекали Черную речку и шли дальше на север вдоль Коломяжского шоссе. В 1898 г. была проложена новая - Сестрорецкая ветка, ныне соединенная с Финляндским вокзалом. Она связала Новую Деревню с модной дачной местностью Сестрорецк- Курорт, располагавшейся на северном берегу Финского залива. В ночь с 9 на 10 июля 1917 г., скрываясь от преследования Временного правительства, отсюда на станцию Разлив уехал В. И. Ленин. У левой, открытой к берегу стороны Приморского пр. сохранились два быв. доходных дома - д. 6 и 14; последний возведен в 1908-1910 гг. арх. Ф. И. Лидвалем. В 1946-1948 гг. вдоль проспекта вырос "город-сад" - обширный микрорайон, состоящий из 92 малоэтажных жилых зданий, построенных по проектам арх. Н. В. Баранова, Н. М. Назарьина, М. Е. Русакова, В. М. Фромзеля (д. 27-61). Живописную линию застройки набережной создают отступы домов от "красной линии" - курдонеры, небольшие уютные палисадники с оградами, отделяющие дома от проезжей части. В крупном административном здании (д. 69), возведенном в представительных классицистических формах архитектуры 1950-х гг. (арх. И. Б. Орлов, Ю. С. Ушаков, М. И. Левин), размещается Всесоюзный проектный и научно-исследовательский институт комплексной энергетической технологии (ВНИПИЭТ), ведущий проектирование важных энергетических объектов. У левого крыла института стоит одна из старейших сохранившихся построек Старой Деревни - быв. Благовещенская церковь (д. 75, 1808-1809 гг., арх. В. О. Мочульский). Здание отличается своеобразной архитектурной композицией. Над его основным цилиндрическим объемом, прорезанным полуциркульными окнами, возвышается легкая ротонда-барабан с пологим куполом. В глубине обнесенного оградой сада виден небольшой усадебный дом с мезонином - быв. дача Шишмарева (д. 87). Он был построен в 1824-1825 гг. по проекту арх. А. И. Мельникова и является одним из немногих сохранившихся памятников деревянного зодчества периода классицизма. Центр главного фасада здания украшен четырехколонным коринфским портиком. Высокая кирпичная ограда с коваными воротами отделяет от Приморского пр. одно из самых необычных зданий Ленинграда - быв. Буддийский храм (д. 91). Строительство молельни для выходцев из дальневосточных районов России велось с 1909 по 1915 г. по проекту арх. Г. В. Барановского в соответствии с канонами тибетской культовой архитектуры. Суровая мощь массивных, расширяющихся книзу объемов сочетается с яркой декоративностью убранства храма. Поблизости, на параллельной Приморскому пр. ул. Савушкина в 1978 г. построено здание (д. 83, арх. Н. И. Симонов), в котором разместились Ждановский районный комитет Лахтинский проспект 365 партии, исполком райсовета, райком комсомола и районный комитет народного контроля. Протяженный фасад с ритмичными рядами квадратных окон разбит на две части глухим торцом конференц-зала, нависающим над главным входом. К новому административному центру Ждановского района будут сходиться основные магистрали крупнейшего жилого массива северо-запада Ленинграда. Он займет обширную территорию от быв. Комендантского аэродрома до приморских поселков Лахта и Ольгино, ныне входящих в черту города. Проект планировки кварталов на 800 тыс. жителей разработали арх. Г. Н. Булдаков, В. Ф. Назаров, А. ИI. Наумов, А. В. Гордеева, Э. И. Ефанов и Б. В. Николащенко. Осуществление этого грандиозного замысла завершит формирование северозападной части морского фасада города. К северу от административного центра, за линией железной дороги, расположено Серафимовское кладбище, где погребены 100 тыс. ленинградцев, погибших в годы Великой Отечественной войны. В 1957- 1965 гг. по проекту арх. Я. Н. Лукина совместно с коллективом скульпторов под руководством Р. К. Таурита здесь был создан мемориальный ансамбль. Перед массивным каменным портиком с пятью пилонами стоят скульптуры защитников Ленинграда. На цоколе и пропилеях начертаны стихотворные эпитафии поэтов М. А. Дудина, С. С. Орлова, О. Н. Шестинского, И. К. Авраменко. Там, где кончается застройка Старой Деревни, Приморский пр. выходит к Лахтинской низменности. С 1962 г. на этой территории проводятся сложные инженерные работы по намыв- ке искусственного грунта под фундаменты проектируемых новостроек. У бывшей границы города на высоком гранитном постаменте стоит скульптура "Девушка с цветком" (1939 г., ск. Е. А. Янсон-Манизер). Лахта - одно из древнейших поселений на берегу Финского залива. В первые годы основания Петербурга здесь часто останавливался Петр Г. В 1766 г. в окрестностях Лахты был найден знаменитый "гром-камень", после обработки ставший пьедесталом для "Медного всадника". Перевозку этого гигантского гранитного монолита весом 1638 т в Петербург организовал и осуществил зимой 1769/70 г. крестьянин С. Вишняков. В честь этого события была выбита памятная медаль с надписью: "Дерзновению подобно". Сколы монолита сохранились на берегу залива до наших дней. К Финскому заливу и деревянным домам Лахты подходит озеро Лахтинский Разлив. С севера к нему прилегает крупнейший зеленый массив города - "Юнтоловская лесная дача". Он станет центром будущего гидропарка Северо-Запада. С берега залива открывается величественная панорама современного морского фасада Ленинграда. Его центр формируют жилые кварталы новостроек Васильевского острова, плывущие над гладью балтийских вод. Рядом, на стрелке Крестовского острова, возвышается зеленый холм стадиона им. С. М. Кирова. У поселка Лахта Приморский пр. переходит в Лахтинский пр. Он ведет дальше на запад, в сторону Сестрорецка и пересекает следующий дачный поселок - Ольгино, образованный в 1905 г. Вдоль берега за 366 Северные и восточные районы лива сохранилась часть старинного парка. В нем стоит двухэтажный каменный дом - бывшая загородная усадьба (Охотничий замок) А. В. Стенбок-Фермора. В 1919 г. здесь открылись образцовая Лахтинская экскурсионная станция и Музей природы северного побережья, основанные профессором II. В. Виттенбургом - впоследствии известным советским полярным исследователем. За поселком Ольгино проходит современная граница Ле- нинграда. Слева от шоссе в сосновом лесу у берега залива с 1980 г. действует комплекс кемпинга-мотеля "Ольгино" (арх. В. С. Маслов, В. Н. Березкина, М, Ю. Свирин, В. Н. Скороходов). Здесь останавливаются многочисленные туристы из зарубежных стран. Их встречает памятник породненным городам, установленный у въезда в Ленинград. Он символизирует узы дружбы, связывающие город на Неве с его побратимами во многих частях света. ЛЕНИНГРАД Путеводитель Составители: Вера Александровна Витязева Борис Михайлович Кириков Заведующая редакцией А. М. Березина Редактор Э. Ф. Кузнецова Художественный редактор И. 3. Семенцов Технический редактор И. В. Буздалева Корректор Н. Н. Фоменко ИБ No 2773 Сдано в набор 26. 06. 86. Подписано к печати 17. 11. 86. М-38711. Формат 84Х1081/32. Бумага тип. No 1. Гарн. журн. -рубл. и обыкн. новая. Печать высокая. Усл. печ. л. 19, 32. Усл. кр. -отт. 19, 95. Уч. -изд. л. 27, 60. Тираж 300 000 экз. Заказ No 496. Цена 2 руб. Ордена Трудового Красного Знамени Лениздат, 191023, Ленинград, Фонтанка, 59. Ордена Трудового Красного Знамени типография им. Володарского Лениздата. 191023, Ленинград, Фонтанка, 57. Ленинград: Путеводитель/Сост.: В. А. Витязева, Л45 Б. М. Кириков. -Л.: Лениздат, 1986. - 366 с. На основе разнообразных маршрутов по городу авторы создают картину сегодняшнего Ленинграда. Широко используя научные исследования последних лет, они характеризуют главные этапы жизни города в историческом, социальном и культурном аспектах, рассказывают о памятных ленинских и революционных местах. 1905040100-268 Л 2 М171(03)-86 153-86 63. 3(2)л6