5,19% 5,50% 14,00% 11,00% 8,57% Карачаевцы 3,48% 53,85% 5,56% 0,00% 0,00% 24,03% 1,00% 0,00% 1,50% 7,84% Чеченцы 26,37% 0,00% 8,33% 6,50% 1,11% 40,26% 17,50% 0,50% 3,50% 11,43% Народы Дагестана 0,00% 8,46% 11,11% 7,00% 1,11% 15,58% 5,50% 2,00% 7,50% 6,14% Ногайцы 0,00% 0,00% 21,67% 0,00% 0,00% 5,19% 0,00% 0,00% 0,50%, 2,92% Туркмены 0,00% 0,00% 5,00% 0,50% 0,00% 1,95% 0,00% 50,50% 0,00% 6,93% Армяне 11,44% 23,85% 0,56% 12,00% 0,00% 24,03% 23,00% 1,00% 38,50% 14,65% Азербайджанцы 0,00% 1,54% 0,00% 1,50% 0,00% 7,14% 2,50% 0,00% 0,00% 1,28% Даргинцы 7,96% 0,00% 33,33% 0,50% 1,11% 1,95% 0,00% 0,50% 3,50% 5,47% Греки 3,98% 0,00% 0,00% 0,00% 0,00% 3,25% 0,00% 0,00% 5,50% 1,46% Цыгане 0,00% 0,00% 0,00% 2,00% 0,56% 0,00% 1,00% 0,00% 18,00% 2,61%, Курды 0,00% 0,00% 0,00% 9,00% 0,00% 0,00% 0,00% 0,00% 1,00% 1,22% Нет ответа 47,26% 26,92% 35,56% 63,50% 95,00% 24,03% 63,00% 46,50% 39,50% 50,27% Половина респондентов, как видно из таблицы, не смогла конкретно определиться по этому вопросу. Тем не менее, мы можем выделить относительно наиболее конфликтные, с точки зрения опрошенных, этнические группы. Это армяне и чеченцы; несколько менее конфликтными признаны русские, карачаевцы и дагестанцы. Стоит отметить, что в ряде районов (Грачевский, Шпаковский) многие респонденты и при личных интервью указывали, что армяне достаточно часто бывают вовлечены в конфликты на межэтнической основе. Вот отрывок из отчета интервьюера по Грачевскому району, респондент - представитель интеллигенции, не занятой на производстве: "Отвечая на вопросы, респондент объяснял, комментировал. Рассказывал, что ситуация в районе ухудшилась в 1988г с приездом армян, которые внесли свои правила в отношения между людьми. В то время районным прокурором был, армянин. Много армян прописались за взятки, по знакомству. Они слишком сплочены, вмешиваются во все сферы жизни, диаспора хорошо организована, очень поддерживают друг друга. Респондент говорил, о тихой, ползучей экспансии мигрантов, исповедующих ислам, о возросшей нагрузке на социальную сферу: не имеющие прописки, а следовательно и страховых медицинских полисов, мигранты ходят к врачу по чужим по полисам. Увеличилось число заболевших сифилисом. Сложно найти носителя, если он мигрант (а чаще всего это они) живет без прописки, поиски затруднены. Официально его не обследовав, предъявить ему что-либо или задержать очень трудно. Милиция помогает неофициально. Респондент считает, что ситуация выходит из-под контроля местной власти". Примечательно, что в беседе респондент не упомянул конкретно в качестве конфликтных групп ни один другой этнос, хотя указал на имеющуюся, по его мнению, угрозу со стороны "мигрантов, исповедующих ислам". Из этого отрывка видно, что основной конфликтогенной группой респондент считает именно армян, хотя в общем армяне имеют с русскими достаточно мощное консолидирующее начало - христианскую религию. Еще один респондент, уже из Шпаковского района, также указывая на конфликтность армян, подчеркивал наличие якобы имеющихся, у них далеко идущих планов. "... респондент указал, что его пугают агрессивно настроенные армяне, считающие Шпаковский район своей территорией, их исторической землей. Рассказал также о том, что из-за негативного отношения к армянам два сотрудника его организации сменили армянские фамилии на русские, считая, что армянские будут мешать в жизни". Таким образом, здесь мы видим, что респондент констатирует наличие этнических предубеждений в отношении армян, причем их значимость такова, что некоторые люди даже идут на то, чтобы сменить свою фамилию и избежать априори негативного к себе отношения. Вряд ли, конечно, большинство армян, проживающих на территории края, всерьез задумывалось над тем, чтобы оформлять какие-либо территориальные или статусные претензии, тем не менее, как видно из ответа респондента, такое мнение существует. Подобные предубеждения и стереотипы в условиях повышенной этноконфликтной готовности способны вызывать у русских подозрительность к любым действиям армян, какую бы цель они при этом не декларировали. Разумеется, все это не означает, что армяне на самом деле являются наиболее конфликтоопасной группой, в этом плане вообще сложно сказать что-либо утвердительное. Помимо этого, оценка конфликтности этнических групп меняется в зависимости от места опроса. Это подтверждается и мнением экспертов, которым был задан аналогичный вопрос (табл. 32). Таблица 32 Вопрос: Перечислите, пожалуйста, этнические группы, проживающие в Вашем районе (городе), представители которых наиболее часто участвуют в конфликтах на межнациональной основе (если таковые имеются). (Экспертный опрос).
Города, районы Андроповский Благодарненский Буденновский Георгиевский Грачевский г. Ессентуки Ипатовский Кировский г. Кисловодск Кочубеевский Туркменский г. Невинномысск Нефтекумский Новоалександровский Петровский г. Ставрополь Труновский Шпаковский В целом по выборке
Вариант ответа
Русские 25% 0% 0% 25% 0% 0% 0% 0% 5% 0% 5% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 4%
Армяне 40% 25% 20% 50% 25% 26% 0% 53% 38% 30% 5% 7% 0% 30% 0% 21% 35% 45% 25%
Чеченцы 50% 50% 25% 0% 10% 0% 0% 0% 0% 35% 5% 7% 10% 0% 5% 21% 20% 0% 11%
Езиды 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 30% 0% 2%
Азербайджанцы 5% 10% 10% 20% 10% 0% 10% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 5% 5% 16% 15% 0% 6%
Греки 30% 0% 0% 5% 0% 32% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 5% 0% 21% 0% 0% 5%
Казаки 0% 0% 0% 0% 0% 11% 0% 6% 5% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 1%
Даргинцы 15% 0% 0% 0% 5% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 1%
Народы Дагестана 0% 15% 30% 20% 0% 5% 25% 0% 10% 0% 10% 0% 40% 5% 5% 37% 0% 10% 12%
Карачаевцы 10% 0% 0% 0% 0% 11% 10% 0% 71% 25% 0% 20% 0% 0% 0% 16% 0% 0% 9%
Кабардинцы 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 35% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 2%
Цыгане 0% 10% 0% 0% 0% 0% 0% 12% 0% 15% 0% 0% 0% 30% 10% 0% 0% 5% 5%
Ногайцы 0% 0% 0% 0% 0% 0% 10% 0% 0% 25% 0% 0% 65% 5% 0% 5% 0% 0% 6%
Лезгины 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 29% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 1%
Туркмены 0% 5% 0% 0% 0% 0% 15% 0% 0% 0% 45% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 4%
Курды 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 60% 0% 0% 0% 0% 3%
Затруднились ответить 35% 65% 65% 50% 65% 58% 70% 35% 24% 45% 45% 73% 25% 35% 85% 47% 50% 55% 51%
Судя по ответам экспертов, наиболее часто в конфликты на межнациональной основе бывают вовлечены армяне, чеченцы и народы Дагестана. Чеченцы по большей части вовлекаются в конфликты в Андроповском, Благодарненском, Кочубеевском районах, армяне - в Андроповском, Георгиевском, Кировском, Шпаковском районах, народы Дагестана - в Нефтекумском районе и г. Ставрополе. Как и респонденты по общей выборке, половина экспертов затруднилась назвать конкретные этнические группы, чьи представители наиболее часто вступают в открытые конфликты на межэтнической основе. Тем не менее указанные три группы, а в особенности те их представители, которые прибыли в край в течение последних 2- 3 лет, на фоне высокой конфликтной готовности населения края в целом могут заметно чаще вовлекаться в конфликты еще и по причине формирования в их отношении достаточно устойчивых этнических стереотипов и предубеждений, приписывающих им конфликтность как присущую им форму девиантного поведения. Прогнозирование открытых конфликтов и возможного модуса поведения населения края в случае возникновения открытого этнического конфликта Предлагая респондентам вопросы, в которых им предлагалось дать прогноз возможного обострения этноконфликтной ситуации в крае, мы отдавали себе отчет в том, что подобные прогнозы будут носить в значительной степени субъективный характер и даже будучи формализованы математическими методами вряд ли могут рассматриваться в качестве реального прогноза возможного развитии ситуации. Здесь нас более интересовал уровень этноконфликтного ожидания населения, насколько угроза открытых столкновении на межэтнической основе беспокоит население, сколь серьезно отношение людей к возможности такого рода конфликтов. В таблице 33 предложены сравнительные данные оценок респондентами возможности в ближайшее время открытых конфликтов на межнациональной основе в местах их проживания. Таблица 33 Вопрос: Как Вы полагаете, возможны ли в ближайший год в Вашем городе (районе), открытые столкновения между людьми различных национальностей?
Города, районы Андроповский г. Кисловодск Нефтекумский Новоалександровский Петровский г. Ставрополь Труновский Туркменский Шпаковский В целом по выборке
Вариант ответа
1. Вряд ли такое возможно 37,81% 5,38% 21,67% 13,50% 30,00% 12,34% 15,50% 31,50% 32,00% 23,10%
2. Такие столкновения возможны при определенных условиях 26,37% 51,54% 31,11% 27,00% 27,22% 44,16% 29,00% 41,00% 45,50% 35,14%
3. К сожалению, дело идет именно к этому 6,97% 14,62% 13,89% 16,00% 2,78% 25,32% 14,50% 14,50% 10,00% 12,89%
4. Наш город (район) уже сейчас стоит на пороге такого конфликта 7,46% 1,54% 15,56% 12,50% 2,22% 6,49% 6,00% 3,00% 0,50% 6,26%
5. Такие действия в принципе нереальны 7,46% 16,92% 2,78% 18,50% 12,78% 1,30% 21,50% 0,50% 7,50% 9,91%
6. Затрудняюсь ответить 13,93% 10,00% 15,00% 12,50% 25,00% 10,39% 13,50% 9,50% 4,50% 12,71%
Судя по полученным данным, конфликтные ожидания наиболее заметно выражены у респондентов Нефтекумского, Новоалександровского, Андроповского, Труновского, Шпаковского районов, Ставрополя и Кисловодска. В целом можно отметить, что большинство опрошенных не исключает возможности возникновения открытых конфликтов на межэтнической основе, что в известной степени подтверждает высказанное выше предположение о наличии высокого уровня этноконфликтной готовности в крае. Что касается наличия собственного опыта участия в такого рода столкновениях и модуса поведения в подобной ситуации, то большинство респондентов отметили, что личного опыта в этом плане не имеют (табл. 34). Таблица 34 Вопрос: Были ли Вы сами когда-нибудь участником конфликта на национальной почве?
По месту проживания По возрасту В целом по выборке
Село Город 18-24 лет 25-30 лет 31-40 лет 41-50 лет 50-60 лет старше 60 лет
1. Да 12,49% 33,10% 24,47% 21,95% 17,93% 12,50% 12,21% 8,56% 15,56'%
2. Нет 87,51% 66,90% 75,53% 78,05% 82,07% 87,50% 87,79% 91,44% 84,44%
Как видно из таблицы, наиболее богатый опыт участия в этнически конфликтах имеют горожане, причем самая значительная доля ответивших на этот вопрос положительно приходится на респондентов г. Кисловодска. Относительно возрастного состава участников столкновений на межэтнической основе можно отметить, что наибольший опыт здесь имеют молодые люди, а количество ответивших на заданный вопрос положительно уменьшается пропорционально возрасту респондентов. Тем не менее 1/6 от общего объема выборки - это достаточно значительная величина при ответе на данный вопрос, тем более, если учесть что при нынешнем высоком уровне конфликтной готовности количество граждан, имеющих опыт конфликтного взаимодействия с представителями иных этнических групп, вероятнее всего, будет увеличиваться. Достаточно интересные, на наш взгляд, результаты были получены при ответе на вопрос о модусе поведения в таких конфликтных ситуациях (табл. 35). Таблица 35 Вопрос: Если Вам приходилось быть участником таких конфликтов, что Вы обычно делали?
По месту проживания По возрасту В целом по выборке
Село Город 18-24 лет 25-30 лет 31 - 40 лет 41 - 50 лет 50 - 60 лет старше 60 лет
1. Разрешали их самостоятельно 8,35% 7,04% 13,83% 12,20% 8,68% 5,32% 5,34% 4,28% 7,72%
2 Обращались к властям (администрации и т.п.) 0,52% 1,06% 0,53% 0,49% 1,40% 0,27% 1,53% 0,00% 0,73%
3. Обращались в правоохранительные органы (милиция, прокуратура) 1,46% 2,11% 1,06% 2,44% 2,24% 1,33% 1,15% 0,39% 1,46%
4. Обращались в суд 0,26% l,4l% 0,00% 0,00% 0,28% 0,53% l,15% 0,39% 0,43%
5. Обращались к представителям частных силовых структур 0,34% 2,11% 0,53% 0,98% 1,12% 0,53% 0,00% 0,39% 0,61%
6. Обращались в свое национально-культурное общество или диаспору 0,43% 3,87% 0,00% 0,98% 1,68% 1,33% 0,76% 0,39% 0,97%
7. Обращались в казачьи объединения 0,34% 2,46% 2,13% 0,00% 0,56% 1,06% 0,38% 0,00% 0,67%
8. Обращались в общественные организации (партии, профсоюзы) как к посредникам 0,00% 0,70% 0,00% 0,49% 0,00% 0,00% 0,38% 0,00% 0,12%
9. Обращались в СМИ 0,00% 0,00% 0,00% 0,00% 0,00% 0,00% 0,00% 0,00% 0,00%
10. Обращались в криминальные структуры 0,43% 2,82% 1,60% 0,98% 1,12% 0,80% 0,38% 0,00% 0,79%
11. Старались избегать все, что связано с конфликтом 0,26% 1,76% 1,60% 0,98% 0,28% 0,27% 0,38% 0,00% 0,49%
12. Полагались на волю Божию 0,26% 2,11% 0,53% 0,49% 0,56% 0,53% 0,76% 0,39% 0,55%
13. Ничего не предпринимали, все разрешалось само собой 0,43% 3,87% 0,53% 0,49% 0,56% 1,33% 1,53% 1,56% 1,03%
14. Другое (напишите) 0,17% 1,41% 1,60% 0,49% 0,00% 0,00% 0,38% 0,39% 0,36%
15. Затрудняюсь ответить 0,43% 4,23% 1,06% 1,4б% 0,84% 1,06% 1,15% 1,56% 1,16%
Ответили на предыдущий вопрос отрицательно 86,48% 66,20% 76,06% 77,56% 81,23% 86,70% 85,88% 90,27% 83,59%
Как видно из таблицы, большинство респондентов, имевших опыт конфликтного взаимодействия, стремились разрешить ситуацию самостоятельно. Лишь менее 1,5% обращались за помощью в правоохранительные органы; к иным средствам, похоже, граждане вообще не собирались прибегать. Вообще, стоит отметить, что многие респонденты старались избегать разговора о конфликтах, в которых они принимали участие. Складывалось такое ощущение, что люди (особенно в возрасте от 25 до 50 лет) стыдятся своего участия в таких столкновениях, считая это чем-то неприличным, унижающим человеческое достоинство. Это, на наш взгляд, достаточно интересная черта нынешнего массового сознания населения края. Тем более, если учесть, что этническим конфликтам свойственны такие особенности бессознательного поведения, как эмоциональность, алогичность, символизм и слабая обоснованность рациональными доводами совершаемых действий. Здесь, как нам представляется, немалую роль играет влияние социализации, которая у людей среднего и старшего возраста проходила по советским стандартам, среди которых не последнее место занимала такая черта, как неконфликтность, установка на бесконфликтное сосуществование с представителями иных этнических групп. Указанная нами черта во многом говорит о том, что потенциал неконфликтности, заложенный еще советской системой социализации и образования, до сих пор не исчерпан, что позволяет использовать этот фактор как основу для распространения идей толерантности и снижения уровня этноконфликтной напряженности в крае. Но, несмотря на этот положительный момент, в целом уровень конфликтной готовности, как уже отмечалось выше, достаточно высок. Это подтверждается и ответами респондентов на вопрос о возможности их личного участия в открытых этнических конфликтах на стороне своей этнической группы (табл. 36) Таблица 36 Вопрос: Скажите, пожалуйста, а Вы лично приняли бы участие в открытых столкновениях на стороне людей своей национальности, если бы оказались втянуты в межнациональный конфликт?
По месту проживания По возрасту В целом по выборке
Село Город 18-24 лет 25-30 лет 31 - 40 лет 41-50 лет 50-60 лет старше 60 лет
1. Да, безусловно 26,70% 20,42% 30,85% 25,85% 29,97% 27,13% 26,34% 20,23% 26,81%
2 Скорее да. Все что касается моих соплеменников, касается и меня 9,65% 27,82% 17,55% 11,71% 12,89% 10,64% 13,74% 8,56% 12,22%
3. Скорее нет, что бы ни случилось, закон и порядок нужно соблюдать 14,73% 13,73% 10,64% 16,10% 14,01% 12,77% 18,70% 19,84% 15,26%
4. Это будет зависеть от обстоятельств 23,86% 25,70% 22,87% 30,24% 24,93% 23,94% 23,28% 14,79% 23,28%
5. Я не думаю, что это лучший способ отстаивания своих интересов 15,59% 8,45% 10,64% 8,29% 11,76% 17,82% 11,07% 25,29% 14,59%
6. Другое 1,89% 0,35% 0,00% 2,93% 0,84% 1,06% 0,76% 3,50% 1,46%
7. Затрудняюсь ответить 7,58% 3,52% 7,45% 4,88% 5,60% 6,65% 6,11% 7,78% 6,38%
Как видно из таблицы, почти 2/3 опрошенных не исключает своего участия в такого рода конфликтах. Причем стоит отметить, что четверть респондентов указала, что они безусловно поддержат представителей своей этнической группы в конфликте. Здесь обращает на себя внимание следующая деталь: безусловно положительный ответ дали не только респонденты младших и средних возрастных групп, но и люди пожилого возраста - более 20% из них готово выступить в конфликте на стороне своей этнической группы. Эти данные лишний раз, демонстрируют достаточно высокий уровень этноконфликтной готовности населений. Учитывая, рассмотренные выше аспекты - конкуренцию, возникающую, между этническими группами на почве несовместимых интересов и ценностей, распространение негативных стереотипов и социальных установок, стремление к росту сплоченности внутри своей группы, усиление напряженности в межэтнических отношений в целом - можно сказать, что в случае возникновения серьезных конфликтных ситуаций столкновения на межэтнической основе действительно могут принять массовый характер. Таки образом, несмотря на в целом негативное отношение к конфликтам, побудительные мотивы могут оказаться сильнее установок неконфликтности и способствовать приобретению конфликтом массового характера. Это, на наш взгляд, является одним из наиболее тревожных результатов настоящего исследования, Уровень религиозности, конфессиональный фактор и оценка опасности религиозно-политического экстремизма События последних лет на Северном Кавказе вполне отчетливо продемонстрировали глубину влияния религиозного фактора на развитие ситуации в регионе. Значительное количество конфликтов и столкновений, произошедших на Северном Кавказе с 1992 г. по нынешний день, имело четко обозначенную религиозную компоненту, а в ряде конфликтов, по заявлениям их непосредственны участников, в качестве определяющей доминанты мотивации действий выступало стремление распространить и даже навязать свои религиозные убеждения. Тем не менее, как отмечается многими исследователями, хотя в России на текущем этапе действительно происходит ренессанс религиозного сознания, религиозность значительной части верующих и атеизм неверующих имеют довольно поверхностный характер. Возможно, это в меньшей степени относится к жителям национальных республик, доминирующей религией в которых является ислам - степень религиозности обыденного сознания мусульман достаточно велика. Однако на Ставрополье ситуация в этом аспекте во многом напоминает общероссийскую. Таблица 7 Вопрос: Считаете ли Вы себя верующим человеком и, если да, к какому вероисповеданию себя относите?
18-24 лет 25-30 лет 31 - 40 лет 41-50 лет 50-60 лет старше 60 лет В целом по выборке
1. Не считаю себя верующим человеком. 7,98% 13,17% 12,89% 12,23% 15,65% 11,67% 12,46%
2. Считаю себя верующим, но не могу сказать, к какому вероисповеданию отношусь 5,32% 1,95% 3,92% 1,86% 1,15% 0,39% 2,37%
3. Считаю себя верующим
Православный 71,28% 74,15% 69,75% 75,27% 76,72% 84,44% 75,14%
Мусульманин 12,77% 9,27% 12,04% 9,57% 5,34% 2,33% 8,63%
Католик 2,66% 0,98% 0,28% 0,27% 0,00% 0,39% 0,61%
Буддист 0,00% 0,00% 0,00% 0,00% 0,00% 0,39% 0,06%
Лютеранин 0,00% 0,00% 0,00% 0,00% 0,38% 0,00% 0,06%
Молокане 0,00% 0,00% 0,00% 0,00% 0,38% 0,00% 0,06%
Синкретическое верование 0,00% 0,00% 0,28% 0,00% 0,00% 0,39% 0,12%
Иудей 0,00% 0,00% 0,56% 0,00% 0,00% 0,00% 0,12%
Баптист 0,00% 0,00% 0,28% 0,27% 0,38% 0,00% 0,18%
Свидетели Иеговы 0,00% 0,49% 0,00% 0,53% 0,00% 0,00% 0,18%
Исходя из данных таблицы, более 80% опрошенных считает себя верующими, а уровень декларируемой религиозности по возрастным группам выглядит вполне сопоставимым. Практически та же картина наблюдается и в разрезе по месту проживания и образованию (табл. 38). Таблица 38 Вопрос: Считаете ли Вы себя верующим человеком и, если да, к какому вероисповеданию себя относите?
По месту проживания По образованию
Село Город Неполное среднее Среднее Среднее специальное Незаконченное высшее Высшее
1. Не считаю себя верующим человеком 13,26% 10,21% 5,68% 10,26% 13,20% 15,09% 13,.94%
2. Считаю себя верующим, но не могу сказать к какому вероисповеданию отношусь; 2,67% 2,82% 0,00% 2,28% 2,34% 3,77% 2,68%
3. Считаю себя верующим
Православный 77,69% 72,18% 82,95% 71,51%, 77,17% 64,15% 75,87%
Мусульманин 5,17% 11,97% 9,09% 13,39% 6,19% 16,98% 6,43%
Католик 0,78% 0,35% 1,14% 1,42% 0,55% 0,00% 0,00%
Буддисты 0,09% 0,00% 1,14% 0,00% 0,00% 0,00% 0,00%
Лютеране 0,0% 0,00% 0,00% 0,00% 0,14% 0,00% 0,00%
Молокане 0,09% 0,0% 0,00% 0,28% 0,00% 0,00% 0,00%
Синкретическое 0,17% 0,00% 0,00% 0,57% 0,00% 0,00% 0,00%
Иудей 0,09% 0,35% 0,00% 0,28% 0,00% 0,00% 0,27%
Баптисты 0,00% 1,06% 0,00% 0,00% 0,14% 0,00% 0,54%
Свидетели Иеговы 0,00% 1,06% 0,00% 0,00% 0.28% 0,00% 0,27%
Большинство опрошенных, как видно из таблицы, считают себя православными христианами, на втором мест по численности идут последователи ислама. Судить об общем уровне религиозности по ответам на указанный вопрос, разумеется нельзя. Мы не ставили своей задачей выяснить действительную глубину религиозных чувств респондентов, но в некоторой степени судить об этом можно, опираясь на результаты ответов на вопрос о частоте посещения верующими респондентами богослужений в храмах той конфессии, к которой они себя относят (табл. 39) Таблица 39 Вопрос: Если Вы ответили положительно на предыдущий вопрос, то скажите, как часто Вы посещаете богослужение в храме или молитвенном доме?
По месту проживания По образованию В целом по выборке
Село Город Неполное среднее Среднее Среднее специальное Незаконченное высшее Высшее
1. Не менее одного раза в неделю 5,60% 15,85% 9,09% 7,41% 6,33% 5,66% 7,77% 06,99%
2. Два-три раза в месяц 6,55% 23,94% 5,68% 9,12% 9,22% 7,55% 12,60% 9,67%
3. Несколько раз в год 43,58% 29,58% 39,77% 37,32% 40,30% 37,74% 39,41% 39,27%
4. Вообще не посещаю богослужения предпочитаю обращаться к Богу без посредников 21,96% 15,85% 23,86% 25,64% 24,07% 18,87% 23,06% 23,83%
5. Другое 2,41% 1,41% 5,68% 1,42% 1,38% 2,83% 2,41% 1,95%
6. Затрудняюсь ответить 10,34% 5,63% 6,82% 11,40% 8,94% 17,92% 7,51% 9,60%
Не ответили на предыдущий вопрос 9,56% 7,75% 9,09% 7,69% 9,77% 9,43% 7,24% 8,69%
Исходя из полученных данных, можно отметить, что не реже одного раза в неделю (что предписывается канонами любой религии) богослужение в храме посещает лишь 7% опрошенных, причем горожане присутствуют на богослужении гораздо чаще селян. Большинство же респондентов - почти 40% - бывает в храмах лишь несколько раз в год, что, конечно же, не может служить показателем высокого уровня религиозности. Примечательно, что почти четверть респондентов вообще отвергает посредничество церкви и священнослужителей в процессе общения с Всевышним, предпочитая обращаться к Нему самостоятельно и в меру собственного разумения об этом сакральном действе. В целом это, говорит о том, что истинный уровень религиозности в крае не столь высок, а большинство, ответивших положительно на вопрос о своей аффилированноети с определенной конфессией, вероятнее всего, воспринимают свою религиозную принадлежность как одну из черт этнической идентификации. Это, разумеется, не принижает значимости религиозного фактора в целом, но указывает, что во многом религиозная принадлежность воспринимается как часть этнической идентичности, русский - значит, православный, чеченец - значит, мусульманин и т.д. Тем не менее значимость религиозного фактора, его влияние на массовое сознание населения края нельзя недооценивать, тем более если учесть, что в последние годы на Северном Кавказе развернули, бурную деятельность представители так называемых нетрадициантных течений как в исламе, так и в христианстве, которые нередко именуют сектами. Причем большинство экспертов и респондентов, принявших участие в настоящем исследовании, склонны оценивать их влияние на общественное сознание в крае как негативное. Мы попросили экспертов оценить, какие из таких нетрадиционных течений оказывают наиболее выраженное негативное влияние на массовое сознание населения края (табл. 46). Вопрос: Какие из нетрадиционных религиозных течений (сект), по Вашему мнению, способны оказать (или уже оказывает) негативное влияние на массовое сознание населения Вашего района (города)? (Экспертный опрос)
Наименование Результат в %
Свидетели Иеговы 40,74%
Баптисты 3,42%
Белое братство 0,28%
Евангелисты 0,00%
Субботники 0,28%
Пятидесятники 0,00%
Казацкая община 0,28%
Греческая община 0,00%
Армянская община 0,57%
Мусульманская община 0,28%
Адвентисты 7-го дня 1,14%
Ваххабиты 1,99%
Как видно из таблицы, большинство экспертов сходятся во мнении, что самое значительное негативное влияние на массовое сознание оказывает секта Свидетелей Иеговы, навязчивая миссионерская деятельность которых уже приводила их к коллизиям с местным населением в ряде населенных пунктов края. Здесь, на наш взгляд, действительно присутствует негативный элемент воздействия на массовое сознание населения края, тем более если учесть тот факт, что распространение своих идей Свидетели Иеговы проводят очень грамотно. Тематика издаваемых ими средств массовой информации охватывает широкий спектр социальных и психологических проблем, в чем не уступает светской периодике. Это и вопросы охраны окружающей среды, и рекомендации по преодолению конфликтных ситуаций в семье и школе, и регламентация поведения дома и в общественных местах. Информация адресована лицам разного возраста и пола: пожилым, молодым, подросткам, детям, мужчинам и женщинам. Тексты написаны простым и понятны языком, минимизировано число грамматических и стилистических ошибок. Как указывают специалисты, издания имеют ярко выраженную суггестивную направленность. Чаще всего применяются, методы эриксонианского гипноза. Разработанные американским психиатром Милтоном Эриксоном, они обладают уникальным свойством не содержать прямых команд, что позволяет обходить возможное сопротивление слушателя и располагать его к себе. Это достигается за счет использования определенных речевых стратегий: трюизмов, вопросов-ярлыков типа "Не правда ли?", "Не так ли?", вопросов и утверждений, направленных на привлечение внимания, а также команд, скрытых в вопросах.1 Вопросы типа "Не правда ли?", "Не так ли" делают речь более убедительной, а своей мягкой и деликатной формой прикрывают утверждения, не допускающие возражений. В результате подобного воздействия у человека снижаются бдительность и критические восприятие, чему также способствует доверительный тон публикаций и обращение к читателю на "ты".2 Исходя из этого нельзя не признать, что воздействие на массовое сознание населения Свидетелями Иеговы осуществляется весьма профессионально, что побуждает относиться к ним достаточно серьезно, учитывая также их значительные финансовые и материальные ресурсы. Еще одной достаточно серьезной проблемой является распространение нетрадиционных для северокавказского ислама салафитских течений, которые в общественном сознании объединены под названием "ваххабизм". Исходя из информации, представленной экспертами, наиболее часто деятельность салафитов фиксируется в Нефтекумском районе. Их присутствие отмечается также в Буденовском, Ипатовском, Туркменском районах, Ставрополе и Невинномысске. Опасность, представляемую распространением этого весьма бескомпромиссного религиозного течения, мы попросили оценить респондентов в ходе массового опроса. Результаты выглядят следующим образом (табл. 41). 1 Майкова С. Е. Внушение как метод психологического воздействий в изданиях Общества Сторожевой Башни. Материал доступен на сайте http://www.synergia.itn.ru/iegova/issl/maykova.htm 2. Там же Таблица 41 Вопрос: Как Вы полагаете, представляет религиозно-политический экстремизм ("ваххабизм" и т.п.) а Северном Кавказе серьезную опасность для мирного сосуществования народов региона?
Города, районы Андроповский г. Кисловодск Нефтекумский Новоалександровский Петровский г. Ставрополь Труновский Туркменский Шпаковский В целом по выборке
Вариант ответа
1. Подобная опасность представляется мне вполне реальной 81,09% 60,00% 25,00% 10,50% 27,78% 48,05% 9,50% 15,50% 32,50% 33,19%
2. Никакого религнозно-полтического экстремизма на Северном Кавказе не существует 1,00% 2,31% 0,56% 1,00% 0,00% 1,95% 0,00% 0,50% 4,50% 1,28%
3. Если бы всем людям дали возможность жить и молиться Богу как они считают нужным, то ни о какой опасности не могло быть и речи 1,49% 4,62% 1,67% 2,00% 0,00% 5,19% 1,00% 4,00% 0,50% 2,13%
4. Угроза миру со стороны экстремистских религиозно-политических течений на Северном Кавказе становится все более ощутимой 11,94% 30,77% 53,89% 43,00% 52,22% 30,52% 28,00% 60,50% 34,50% 38,54%
5. Данная проблема не будет представлять опасности, если власти не будут провоцировать столкновения между людьми на религиозной почве 3,48% 2,31% 3,33% 7,00% 0,00% 7,79% 5,50% 4,50% 7,00% 4,62%
6. Другое (напишите) 0,00% 0,00% 1,11% 0,00% 0,00% 1,30% 1,00% 0,00% 0,00% 0,36%
7. Затрудняюсь ответить 1,00% 0,00% 14,44% 36,50% 20,00% 5,19% 55,00% 15,00% 21,00% 19,88%
Как видно из таблицы, большинство респондентов, в особенности в Андроповском, Нефтекумском, Туркменском районах, в Ставрополе и Кисловодске, считают угрозу со сторону религиозно-политических экстремистов вполне серьезной. Разумеется, здесь необходимо отметить, что на формирование такого мнения в немалой степени влияет существующий имидж ваххабизма как одной из основных угроз российской государственности на Северном Кавказе, но, как отмечали респонденты в ходе личных интервью, эта угроза ощущается уже и на территории Ставропольского края. С участниками массового опроса во многом согласна и значительная часть экспертов, треть которых указала, что в будущем эта угроза может стать весьма значительной, а 1/6 часть экспертов указала, что такая угроза уже сейчас представляется им вполне реальной. Видимо, исходя из этого, большинство экспертов полагает, что государство должно тем или иным образом поддержать традиционные конфессии (табл. 42). Подавляющее большинство экспертов уверено, что поддержка государством традиционных религиозных конфессий в противовес тоталитарным и экстремистским религиозным организациям или объединение усилий государства и основных конфессий по ограничению влияния таких организаций на массовое сознание населения на сегодняшний день необходимы. Учитывая тот факт, что судя по заявлениям религиозных лидеров, основные конфессии также стремятся к консолидации усилий с государством в этом направлении, эта работа может принести определенный положительный эффект. Таблица 42 Вопрос: Стоит ли властям уделять повышенное внимание поддержке основных конфессий - православия и традиционного ислама - в противовес религиозным общинам и сектам, имеющим тоталитарный или экстремистский характер? (Экспертный опрос)
Города, районы Андроповский Благодарненский Буденновский Георгиевский Грачевский г. Ессентуки Ипатовский Кировский г. Кисловодск Кочубеевский Туркменский г. Невинномысск Нефтекумский Новоалександровский Петровский г. Ставрополь Труновский Шпаковский В целом по выборке
Вариант ответа
1. Да, в настоящий момент это необходимо 30% 20% 30% 70% 10% 63% 50% 64% 62% 10% 30% 33% 15% 35% 10% 26% 40% 30% 38%
2. Государство и основные конфессии должны выработать единую стратегию действий по недопущению распространения сектантства и религиозного экстремизма. 40% 55% 40% 10% 60% 11% 20% 24% 24% 80% 40% 33% 45% 50% 20% 47% 45% 65% 39%
3. Власти и основные конфессии могут совместно выступать по тем или иным вопросам, но особой пользы такое объединение усилий не принесет 5% 5% 5% 0% 0% 5% 0% 0% 0% 0% 5% 7% 5% 0% 10% 11% 0% 0% 3%
4. По конституции РФ все религиозны объединения имеют равные права, так что говорить о поддержке каких-либо отдельных конфессий недопустимо 5% 20% 10% 10% 20% 21% 15% 0% 9% 0% 20% 20% 30% 5% 0% 11% 0% 5% 11%
5. Другое 5% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 5% 5% 5% 0% 5% 1%
6. Затрудняюсь ответить 15% 0% 15% 10% 10% 0% 15% 12% 5% 10% 5% 7% 5% 5% 55% 0% 15% 0% 8%
Роль национально-культурных обществ и диаспор в деятельности по снижению уровня этноконфликтной напряженности На текущем этапе развития социальных и межэтнических отношений в Ставропольском крае можно выделить такую черту, как стремление представителей неславянских этносов к самоорганизации, установлению прочных внутренних связей, созданию своих организационных структур, налаживанию прочных связей на территории проживания с органами государственной власти и местного самоуправления, повышение их социальной активности. Во многом эта тенденция выражается через создание и активную деятельность национально-культурных автономий, обществ, диаспор, способных представлять и отстаивать интересы представителей различных этнических групп резидентно проживающих на территории края. Помимо прочего, подобные организации в силу своего статуса, могут играть заметную роль в процессе уменьшения уровня этноконфликтной напряженности в крае. Разумеется, наиболее эффективной их деятельность в этом направлении может осуществляться при наличии у них серьезного авторитета среди тех кого они представляют, обладании рычагами влияния на обстановку в своей этнической среде. Мы попросили экспертов оценить, имеют ли национально-культурные общества и диаспоры, функционирующие в городах и района края, такой авторитет среди тех этнических групп, которые они представляют. Результаты представлены в таблице 43. Исходя из полученных данных наибольшим авторитетом пользуются национально-культурные общества и диаспоры в Андроповском, Буденновском, Георгиевском, Кировском, Кочубеевском и Нефтекумском районах, а также в Ставрополе и Кисловодске. B целом, однако, эксперты не слишком высоко оценивают авторитет таких объединений в их этнической среде, причем большая часть, опрошенных вообще не смогла определиться по этому вопросу. Примерно эта же часть экспертов затруднилась в определении своего мнения по вопросу о том, способствует ли деятельность авторитетных национально-культурных обществ и диаспор большей управляемости этнических процессов на территории края (табл. 44). Таблица 43 Вопрос: По Вашему мнению, имеют ли национально-культурные общества, диаспоры реальный авторитет среди тех этнических групп, которые они представляют? (Экспертный опрос)
Города, районы Андроповский Благодарненский Буденновский Георгиевский Грачевский г. Ессентуки Ипатовский Кировский г. Кисловодск Кочубеевский Туркменский г. Невинномысск Нефтекумский Новоалександровский Петровский г. Ставрополь Труновский Шпаковский В целом по выборке
Вариант ответа
1. Да, безусловно. 35% 5% 30% 60% 15% 53% 10% 36% 53% 30% 5% 33% 40% 15% 10% 32% 15% 10% 27%
2. Они пользуются некоторым, но не безоговорочным авторитетом 10% 30% 5% 5% 10% 10% 5% 5% 29% 15% 15% 13% 15% 0% 5% 16% 20% 0% 11%
3. Имеют небольшой авторитет и ограниченное влияние. 0% 15% 10% 5% 5% 5% 0% 6% 9% 0% 10% 0% 5% 5% 10% 5% 5% 5% 6%
4. Вообще не пользуются авторитетом и представляют лишь самих себя. 10% 0% 0% 5% 0% 11% 0% 24% 0% 0% 25% 7% 0% 20% 0% 5% 0% 10% 6%
5. Другое 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 5% 0% 0% 0% 15% 5% 0% 0% 5% 1%
6. Затрудняюсь ответить 45% 50% 55% 25% 70% 21% 85% 29% 9% 50% 45% 47% 40% 45% 70% 42% 60% 70% 48%
Таблица 44 Вопрос: Как Бы считаете, способствует ли наличие и активная деятельность авторитетных национально-культурных обществ и диаспор большей управляемости этнических процессов на территории района (города)? (Экспертный опрос)
Города, районы Андроповский Благодарненский Буденновский Георгиевский Грачевский г. Ессентуки Ипатовский Кировский г. Кисловодск Кочубеевский Туркменский г. Невинномысск Нефтекумский Новоалександровский Петровский г. Ставрополь Труновский Шпаковский В целом по выборке
Вариант ответа
1. Да, безусловно. 15% 20% 20% 45% 20% 42% 15% 29% 43% 30% 0% 33% 40% 20% 5% 21% 10% 10% 23%
2. В некоторой степени 20% 20% 15% 30% 5% 21% 0% 18% 24% 15% 30% 0% 15% 15% 15% 21% 0% 20% 16%
3. Незначительно 10% 10% 10% 0% 10% 5% 0% 12% 0% 0% 5% 13% 5% 10% 0% 5% 10% 5% 6%
4. Вовсе не способствует, наоборот, усложняет управление ситуацией 10% 0% 5% 0% 5% 0% 0% 0% 5% 5% 20% 0% 0% 5% 5% 5% 0% 0% 4%
5. Другое 0% 0% 5% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 10% 0% 0% 5% 0% 1%
6. Затрудняюсь ответить 45% 50% 45% 25% 60% 32% 85% 41% 28% 50% 45% 53% 40% 40% 75% 47% 75% 65% 50%
Судя по ответам экспертов, реально на этнические процессы способны влиять национально-культурные общества и диаспоры Георгиевского, Нефтекумского, Кочубеевского районов, а также Ставрополя, Ессентуков, Кисловодска, Невинномысска. В целом по выборке менее четверти респондентов уверенно в эффективности деятельности подобного рода организаций в деятельности по повышению управляемости этнических процессов в крае. Тем не менее, более половины экспертов высказали мнение, что государственной власти стоит, в определенных ситуациях, оказывать поддержку деятельности национально-культурных обществ и диаспор с целью воздействия на сложившуюся в крае этноконфликтную ситуацию (табл. 45). В дополнение к сказанному нужно отметить, что на текущем этапе отмечается кризис национально-культурных образований неславянских этнических групп, проживающих на территории Ставрополья. Фактически большинство из них утратили действенную организационно-управленческую структуру, часть - вайнахское общество "Барт", ногайское общество "Бирлик" - на протяжении продолжительного времени не могут пройти процедуру официальной регистрации в органах юстиции края. Сейчас общее руководство национально-культурными обществами во многом осуществляется неформальными лидерами, чрез которых осуществляется контакт данных этнических групп с органами исполнительной власти края. В этом плане, на наш взгляд, процесс целенаправленного воздействия на возможные консолидированные действия национально-культурных обществ со стороны властных структур края усложняется, диапазон взаимообмена информацией сужается. Возможно, воссоздание организационных структур национально-культурных обществ основных неславянских этносов края при активном участии ответственных структур краевой исполнительной власти смогло бы оптимизировать этот процесс. Таблица 45 Вопрос: Как Вы полагаете, стоит ли органам государственной власти края поощрять деятельность национально-культурных обществ и диаспор с целью иметь дополнительную возможность влияния на ситуацию?
Города, районы Андроповский Благодарненский Буденновский Георгиевский Грачевский г. Ессентуки Ипатовский Кировский г. Кисловодск Кочубеевский Туркменский г. Невинномысск Нефтекумский Новоалександровский Петровский г. Ставрополь Труновский Шпаковский В целом по выборке
Вариант ответа
1. Да, безусловно. 20% 25% 10% 40% 15% 37% 25% 18% 33% 20% 15% 40% 25% 30% 5% 16% 20% 10% 22%
2. При определенных обстоятельствах это может дать свои положительные результаты 35% 30% 40% 30% 30% 42% 30% 35% 38% 50% 25% 20% 50% 30% 30% 47% 20% 35% 34%
3. Необходима выборочная поддержка такого рода организаций 20% 20% 30% 25% 20% 0% 5% 17% 19% 5% 10% 7% 0% 10% 5% 10% 20% 20% 14%
4. Польза от таких действий весьма сомнительна 15% 15% 10% 0% 10% 5% 10% 12% 0% 5% 35% 20% 5% 5% 30% 16% 10% 10% 12%
5. Такая политика имела бы в основном отрицательные результаты 5% 5% 5% 0% 10% 0% 5% 0% 0% 15% 10% 0% 10% 5% 0% 0% 5% 10% 5%
6. Другое 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 5% 5% 5% 0% 0% 5% 1%
7. Затрудняюсь ответить. 5% 5% 5% 5% 15% 16% 25% 18% 10% 5% 5% 13% 5% 15% 25% 11% 25% 10% 12%
Представления о причинах возникновения и возможных способах урегулирования этнических конфликтов на территории Ставропольского края Данный блок вопросов был предусмотрен с целью получить информацию о представлениях населения и экспертов относительно источников и причин этнических конфликтов в крае. С чисто практической точки зрения нас также интересовало, какие подходы к урегулированию этнических конфликтов представляются респондентам наиболее действенными, какие действия властей в этом направлении будут расцениваться как реальные шаги по уменьшению этноконфликтной напряженности в крае. Сразу хотелось бы отметить, что спектр причин возникновения этнических конфликтов представляется респондентам весьма широким. Их мнения по этому вопросу распределились следующим образом (табл. 46). Большинство респондентов как среди экспертов, так и по общему массиву выборки убеждены в том, что именно, экономические причины являются основными катализаторами этнических конфликтов. Подобно мнение складывается во многом на основе сведений, получаемых через средства массовой информации, и по причине того, что благодаря затянувшемуся социально-экономическому кризису в стране экономическая составляющая повседневной жизни уже многие годы остается превалирующей в сознании большинства граждан России. Лишь в последнее время, в основном благодаря тому, что центральные и краевые СМИ начали уделять значительно больше внимания освещению этнических проблем, среди жителей края стало распространяться мнение о том, что экономический фактор является лишь одной составляющей сложного феномена этнического конфликта. И, несмотря на то, что важность этой составляющей на текущем этапе значительно возросла, сама по себе она не может породить этнический конфликт. Для возникновения и развития такого конфликта необходим еще целый ряд важных факторов и условий, не имеющих непосредственного отношения к экономическим отношениям. Таблица 46 Вопрос: Что чаще всего служит источником межнациональных конфликтов? Отметьте три наиболее важные позиции.
По месту проживания По образованию В целом по выборке
Село Город Неполное среднее Среднее. Среднее специальное Незаконченное высшее Высшее
1. Отсутствие равенства людей разных национальностей перед законом. 11,28% 12,68% 12,50% 14,25% 12,79% 11,32% 9,38% 12,22%
2. Действия органов местной власти 11,63% 6,69% 12,50% 12,25% 11,28% 8,49% 15,28% 12,28%
3. Правовая безнаказанность и криминализация всех сфер жизни. 17,05% 23,59% 9,09% 14,53% 18,98% 20,75% 24,13% 18,78%
4. Вызывающее поведение мигрантов 17,92% 26,76% 18,18% 16,81% 17,19% 17,92% 22,25% 18,36%
5. Провокации со стороны отдельных национальностей 14,56% 15,14% 7,95% 14,25% 14,44% 26,42% 19,84% 16,05%
5. Социально-экономический кризис 32,30% 48,24% 25,00% 36,18% 35,90% 28,30% 38,61% 35,50%
7. Нежелание русского населения относиться к людям других национальностей как к равным. 7,67% 14,44% 5,68% 9,69% 9,35% 16,04% 8,31% 9,42%
8. Необоснованные претензии и амбиции представителей неславянских народов 10,77% 13,73% 7,95% 10,26% 11,42% 10,38% 14,21% 11,55%
9. Неспособность и нежелание федеральных органов государственной власти позитивно влиять на развитие ситуации в области межнациональных отношений 7,32% 27,11% 3,41% 7,98% 11,97% 16,04% 16,35% 11,91%
10. Неудачные действия краевой исполнительной власти в сфере межнациональных отношений 9,39% 27,11% 11,36% 10,54% 9,49% 18,87% 16,09% 11,91%
11. Рост националистических настроений в крае. 11,20% 33,10% 11,36% 10,54% 13,76% 28,30% 19,03% 15,08%
12. Другое. 1,46% 2,46% 1,14% 1,99% 2,20% 0,94% 1,88% 1,95%
13. Затрудняюсь ответить 19,90% 2,82% 28,41% 16,24% 19,39% 9,43% 8,04% 15,99%
Немало респондентов полагают, что причинами этнических конфликтов являются также правовая безнаказанность и криминализация всех сфер жизни и вызывающее поведение мигрантов. Здесь нужно отметить, что при личных интервью многие из опрошенных указывали, что пока не будет применен принцип равной ответственности всех участников этнических конфликтов за противоправные действия, совершенные в ходе столкновений, пока лица, совершившие в ходе конфликта уголовные преступления, не будут в обязательном порядке привлекаться у уголовной ответственности, до тех пор зачинщики конфликтов смогут без труда рекрутировать наиболее неустойчивые и склонные к девиантному поведению элементы для участия в массовых столкновениях на этнической основе. Что касается ответов на тот же вопрос в разрезе по районам и городам, то здесь был получены следующие результаты (табл. 47). Таблица 47 Вопрос: Что чаще всего служит источником межнациональных конфликтов? Отметьте три наиболее важные позиции.
Города, район Андроповский г. Кисловодск Нефтекумский Новоалександровский Петровский г. Ставрополь Труновский Туркменский Шпаковский В целом по выборке
Вариант ответа
1. Отсутствие равенства людей разных национальностей перед законом 16,42% 11,54% 21,11% 13,50% 1,67% 13,64% 12,00% 17,00% 3,00% 12,22%
2. Действия органов местной власти. 16,92% 1,54% 18,89% 12,00% 2,78% 11,04% 12,00% 24,00% 7,00% 12,28%
3. Правовая безнаказанность и криминализация всех сфер жизни 24,88% 8,46% 17,78% 12,00% 12,78% 36,36% 12,00% 22,00% 22,50% 18,78%
4. Вызывающее поведение мигрантов 25,87% 20,00% 10,56% 14,00% 8,33% 32,47% 19,00% 9,0% 28,00% 18,36%
5. Провокации со стороны отдельных национальностей. 11,94% 13,08% 12,78% 17,00% 21,11% 16,88% 10,50% 26,00% 14,50% 16,05%
6. Социально-экономический кризис 40,80% 80,77% 22,22% 34,50% 31,11% 20,78% 40,50% 36,00% 23,50% 35,50%
7. Нежелание русского населения относиться к людям других национальностей как к равным 7,46% 14,62% 8,33% 5,00% 1,11% 14,29% 8,00% 12,50% 15,50% 9,42%
8. Необоснованные претензии и амбиции представителей неславянских народов. 11,94% 8,46% 8,33% 4,00% 6,11% 18,18% 7,00% 13,00% 26,50% 11,55%
9. Неспособность и нежелание федеральных органов государственной власти позитивно влиять на развитие ситуации в области межнациональных отношений 16,92% 35,38% 11,11% 5,00% 1,67% 20,13% 4,00% 17,00% 5,00% 11,91%
10. Неудачные действия краевой исполнительной власти в сфере межнациональных отношений 18,91% 45,38% 12,78% 9,00% 2,22% 11,69% 9,00% 5,00% 4,0% 11,91%
11. Рост националистических настроений в крае 21,39% 44,62% 16,67% 11,50% 3,33% 23,38% 8,50% 12,00% 5,50% 15,08%
12. Другое 1,49% 0,00% 3,33% 1,50% 1,11% 4,55% 0,50% 4,00% 1,00% 1,95%
13. Затрудняюсь ответить 1,49% 0,00% 15,00% 23,00% 28,89% 5,19% 23,00% 12,00% 28,50% 15,99%
Здесь хотелось бы выделить мнение респондентов по ряду районов края, в частности по Андроповскому, который исходя из результатов исследования является зоной достаточно сильной напряженности в межэтнических отношениях. Это один из районов, в котором, судя по мнению опрошенных, значительные проблемы возникают с адаптацией мигрантов в среде коренных жителей - почти 26 респондентов указали, что основная причина конфликтов - вызывающее поведение мигрантов. Также острее всего проблемы с поведением мигрантов стоят в Шпаковском районе. Обращает на себя внимание позиция респондентов г. Кисловодска, который также является проблемной зоной в плане межэтнических отношений. Более 45% опрошенных кисловодчан указали, что одной из причин этнических конфликтов являются неудачные действия краевой исполнительной власти в сфере межнациональных отношений. Респонденты не указывали конкретно, о каком конфликте идет речь, однако нужно заметить, что Кисловодск оказался единственной точкой, где действия краевой исполнительной власти в этом плане были оценены столь категорично. Что касается препятствий, не позволяющих успешно урегулировать межэтнические конфликты, то здесь респонденты выделили следующие факторы (табл. 48). Таблица 48 Вопрос: Что мешает успешному разрешению межнациональных конфликтов?
По месту проживания По образованию В целом по выборке
Село Город Неполное среднее Среднее Среднее специальное Незаконченное высшее Высшее
1. Нерешительные действия органов власти 24,29% 14,44% 32,95% 23,36% 24,62% 15,09% 23,59% 23,95%
2. Слишком поспешные и резкие действия власти 6,98% 8,80% 9,09% 8,26% 7,02% 5,66% 8,85% 7,72%
3. Стремление сторон действовать, исходя только из своих интересов, нежелание идти на компромисс 15,85% 23,24% 7,95% 12,82% 18,02% 23,58% 16,62% 16,41%
4. Отсутствие установок терпимости людей разных национальностей по отношению друг к другу 17,23% 23,24% 10,23% 18,52% 14,72% 28,30% 17,96% 16,90%
5. Низкий уровень культуры межнационального общения 15,85% 38,73% 4,55% 16,81% 19,81% 21,70% 30,56% 20,91%
6. Другое (напишите) 2,24% 1,76% 3,41% 1,99% 2,20% 1,89% 1,61% 2,07%
7. Затрудняюсь ответить 20,76% 4,58% 32,95% 22,79% 16,37% 15,09% 9,12% 16,90%
На первом месте среди таковых препятствий респонденты поставили нерешительные действия органов власти. Этот вариант ответа превалирует практически во всех возрастных группах, а также среди сельских жителей. Судя по полученным результатам, население ждет от властей решения межнациональных проблем решительными действиями, "одним махом", практически не отдавая себе отчета в том, что такое решение в принципе не было возможно. Иначе говоря, граждане на текущем этапе еще внутренне не готовы к тому, что процесс урегулирования этнических конфликтов, а тем паче их разрешения, суть долговременная и кропотливая работа, порой затягивающаяся не на один год. Также хотелось бы выделить еще один нюанс, а именно мнение почти 39% горожан и 30% респондентов с высшим образованием, согласно которому основным препятствием для урегулирования этнических конфликтов является низкий уровень культуры межнационального общения. Это, на наш взгляд, достаточно новая точка зрения, полученная нами в ходе исследований, наличие которой уже само по себе свидетельствует о том, что наиболее образованная часть общества уже старается подходить к этническим конфликтам как к сложной, многосоставной проблеме, одной из аспектов которой является привитие гражданам хотя бы элементарной культуры межнационального общения, то, что в более общем плане можно назвать искусством общежития в полиэтничном обществе. Хотелось бы надеяться, что реализуемая на текущем этапе федеральная целевая программа развития у граждан установок толерантности будет способствовать внедрению в обществе основных элементов такой культуры. В ходе экспертного опроса мы предложили респондентам оценить эффективность проводимой краевой исполнительной властью национальной политики. Сразу оговоримся, что какой-либо однозначной оценки мы не получили, причем мнения экспертов достаточно серьезно расходятся в зависимости от места проведения опроса. Обобщенные результаты ответов на этот вопрос представлены в таблице 49. Относительное большинство (почти треть опрошенных) указало, что на текущем этапе краевая исполнительная власть, по их мнению, делает в этой области все, что в ее силах, но этого оказывается недостаточно. Половина экспертов Андроповского района полагает, что краевая исполнительная власть вообще не способна эффективно управлять этническими процессами; с ними согласна четверть экспертов Благодарненского и Буденновского районов. Почти 20% экспертов по общей выборке выразили мнение, что у краевых властей не имеется четкой программы в области национальной политики. Нужно отметить, что в целом эксперты осознают, какие трудности стоят перед исполнительной властью края в сфере национальной политики, сколь, несовершенно федеральное законодательство по многим вопросам, относящимся к этой сфере. Однако указанная выше точка зрения экспертов также говорит и о том, что реализуемая на текущем этапе программа гармонизации межэтнических отношений в крае не в полной мере срабатывает на местах. Экспертам также было предложено назвать те меры, принятие которых краевой исполнительной властью позволило бы позитивно повлиять на сферу межнациональных отношений на Ставрополье (табл. 50). Таблица 49 Вопрос: Каково Ваше мнение о национальной политике, реализуемой в настоящее время краевой исполнительной властью? (Экспертный опрос)
Города, районы Андроповский Благодарненский Буденновский Георгиевский Грачевский г. Ессентуки Ипатовский Кировский г. Кисловодск Кочубеевский Туркменский г. Невинномысск Нефтекумский Новоалександровский Петровский г. Ставрополь Труновский Шпаковский В целом по выборке
Вариант ответа
1. Проводит эффективную политику 0% 5% 5% 5% 15% 5% 5% 11% 5% 0% 0% 7% 5% 5% 10% 16% 15% 10% 7%
2. Администрация делает все, что в ее силах, но этого оказывается недостаточно 15% 25% 20% 55% 30% 37% 25% 35% 43% 30% 40% 47% 20% 25% 15% 21% 20% 30% 29%
3. Имеет хорошие идеи, но не умеет их реализовать 5% 5% 15% 20% 0% 5% 15% 18% 5% 25% 10% 7% 10% 5% 0% 5% 10% 0% 9%
4. Не имеет четкой программы 10% 25% 10% 0% 25% 32% 0% 6% 19% 15% 25% 20% 25% 40% 10% 21% 20% 35% 19%
5. Не способна эффективно управлять этническими процессами 50% 25% 25% 0% 10% 16% 25% 18% 0% 15% 5% 6% 20% 0% 15% 21% 10% 10% 15%
6. По большей части игнорирует этнические проблемы 5% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 4% 10% 5% 7% 0% 5% 5% 11% 5% 0% 3%
7. Другое мнение 0% 5% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 5% 5% 0% 0% 1%
8. Затрудняюсь ответить 15% 10% 25% 20% 20% 5% 30% 12% 24% 5% 15% 6% 20% 20% 40% 0% 20% 15% 17%
Таблица 50 Вопрос: Какие меры нужно предпринять краевой исполнительной власти для улучшения межнациональных отношений в крае? Выберите три основных позиции. (Экспертный опрос)
Города, районы Андроповский Благодарненский Буденновский Георгиевский Грачевский г. Ессентуки Ипатовский Кировский г. Кисловодск Кочубеевский Туркменский г. Невинномысск Нефтекумский Новоалександровский Петровский г. Ставрополь Труновский Шпаковский В целом по выборке
Вариант ответа
1. Работа по преодолению экономического кризиса 80% 90% 85% 80% 85% 68% 65% 94% 81% 65% 90% 67% 80% 50% 65% 79% 45% 80% 75%
2. Ограничение миграции в пределы Ставрополья 75% 70% 70% 55% 90% 68% 55% 59% 43% 70% 60% 73% 70% 75% 55% 53% 85% 70% 66%
3. Формирование системы участия представителей этнических групп в выработке решений 10% 15% 15% 50% 10% 21% 15% 41% 52% 5% 15% 20% 10% 25% 10% 11% 0% 0% 18%
4. Принятие комплекса мер по защите русского населения 50% 45% 35% 45% 35% 21% 60% 47% 19% 55% 25% 40% 30% 50% 55% 47% 45% 50% 42%
5. Возрождение системы интернационального образования 30% 30% 25% 55% 15% 47% 30% 24% 24% 30% 35% 13% 30% 5% 20% 21% 25% 35% 28%
6. Развитие системы культурно-национальной автономии 0% 0% 10% 5% 10% 11% 10% 0% 19% 5% 0% 0% 0% 5% 10% 16% 5% 5% 6%
7. Создание национальных форм местного самоуправления (нац. районы, сельсоветы и пр.) 0% 0% 0% 0% 0% 16% 0% 6% 5% 0% 5% 0% 5% 100% 5% 0% 0% 5% 3%
8. Обеспечение беспрепятственного развития этнической культуры (создание сети национальных школ, классов, газет и т.д.) 15% 0% 25% 5% 0% 16% 5