овный суд поначалу отказался содействовать реформам, проводимым Президентом. Он неоднократно выражал враждебное отношение к административным учреждениям и выступал против широкой делегации законодательных полномочий исполнительной власти. Пиком этой конфронтации явилось решение Верховного суда о неконституционности Акта "О национальном промышленном возрождении", который являлся одним из краеугольных камней рузвельтовской программы. У Президента возник план "укомплектации" суда посредством увеличения его численности. Рузвельт хотел назначить новых судей, более похожих на него, которые смогли бы нейтрализовать "девять стариков". Но план "укомплектации" суда был атакован со всех сторон как угроза независимости судей и всей американской системе. Президенту пришлось отказаться от своей идеи. Он был переизбран на 4-й срок, и "девять стариков" просто не смогли его пересидеть *193, с. 102, 157*. "Слабость" Президента в парламентарной республике проявляется и в вопросах формирования судебной власти. Так, в ФРГ Федеральный конституционный суд формируется поровну Бундестагом и Бундесратом, а Президент назначает и увольняет всех остальных федеральных судей. "Смешанная" система правления дает различные варианты участия главы государства в формировании судебной системы. Во Франции Президент и председатели палат парламента назначают по 3 члена Конституционного совета. Председатель Конституционного совета назначается главой государства. Конституцией Франции 1958 года предусматриваются и так называемые "пожизненные" члены Конституционного совета, которыми становятся все бывшие президенты страны. Институт "пожизненных" членов был задуман как достойная отставка для главы государства - последнего Президента IV Республики В.Коти, который значительно облегчил приход к власти де Голля. Из бывших президентов только главы IV Республики В.Ориоль и Р.Коти участвовали в работе Конституционного совета. Президент V Республики В.Жискар д'Эстен не участвовал в работе совета, поскольку был депутатом Национального собрания и рассматривался как бы находящимся "в отпуске" *94, с. 57-58*. Президент Франции является гарантом независимости судебной власти и возглавляет Высший совет магистратуры. В отличие от США и Франции, полномочия Президента России по формированию судебных органов весьма ограничены. Глава государства только представляет Совету Федерации членов Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и назначает судей других федеральных судов. Наибольшее влияние на судебную власть среди рассматриваемых стран оказывает Президент Беларуси, поскольку он назначает единолично 6 из 12 судей Конституционного Суда, с согласия Совета Республики - Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда. В то же время освобождение от должности Председателя и судей вышеназванных судов Президент осуществляет единолично с последующим уведомлением Совета Республики (см. Прил. 1.). Краткие выводы 1. В президентской республике (США) глава государства является одновременно и главой исполнительной власти, и вся полнота этой власти принадлежит ему. Президент оказывает решающее воздействие на формирование и деятельность правительства. В законодательной сфере возможности Президента существенно ограничены, поскольку все законодательные полномочия принадлежат парламенту. Участие Президента в законодательном процессе реализуется в основном посредством права вето и ежегодных посланий к Конгрессу. Формирование судебных органов относится к числу так называемых "разделенных полномочий" между главой государства и парламентом. 2. В парламентарной республике (ФРГ) Президент осуществляет церемониальные и представительские функции и фактически не оказывает влияния на функционирование основных государственных органов. Его политическая роль возрастает в случае глубокого правительственного или государственного кризиса, поскольку Президент является "хранителем политики" и обеспечивает преемственность государственной власти. 3. В полупрезидентской республике полномочия Президента же, чем в президентской, в сфере высшей исполнительной власти, но гораздо обширнее в законодательной. Однако, если во Франции правительство формируется с учетом расстановки политических сил в парламенте и ответственно перед ним, то в Беларуси и России правительство в своей деятельности больше зависит от Президента, чем от парламента, что позволяет характеризовать систему правления Беларуси и России как президентскую "смешанную" систему, или "смешанную" систему с сильным Президентом. Таким образом, можно констатировать, что объем полномочий Президента в системе разделения властей является производным от существующей системы правления. Вместе с тем в рамках каждой системы существуют различные вариации. Наибольшим динамизмом отличается "смешанная" система, поскольку представляет собой различные комбинации набора элементов основных систем - президентской и парламентарной. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Возникновение института президентства в мире было связано с поиском США нового способа организации высшей государственной власти. Эффективность функционирования президентства в США способствовала распространению президентства в мире. Однако в силу общественно-исторических и национальных особенностей отдельных стран и регионов возникли различные модели президентства. Несмотря на порой негативный опыт функционирования президентства в ряде стран, этот институт является неотъемлемым элементом политической системы общества в государствах с республиканской формой правления, поскольку необходимость существования института президентства вытекает прежде всего из потребности осуществления функций главы государства. Исторически первой возникла президентская система правления в ее американском варианте, предусматривающая сильную президентскую власть, независимую от парламента. Президент избирается населением страны, является одновременно главой государства и исполнительной власти, единолично формирует правительство, не ответственное перед парламентом. В силу этого Президент определяет и проводит политику нации и является бесспорным лидером государства. Однако сильная президентская власть, учрежденная в большинстве стран Латинской Америки по американскому образцу, явилась главной причиной установления диктатуры. Поэтому в большинстве стран Европы начала утверждаться парламентарная система, при которой Президенту отводится незначительная роль. Президент, как правило, избирается законодательным органом и является только главой государства, а правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Нестабильность правительств в европейских странах и усложнение функций государственного управления привели к необходимости усиления исполнительной власти, что нашло свое выражение в появлении "смешанной" системы правления, которая стремится сочетать сильную исполнительную власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Президент избирается всенародным голосованием, является главой государства, вместе с парламентом участвует в формировании и деятельности правительства. "Смешанная" система является наиболее гибкой и эффективной, поскольку исключает возможность установления диктатуры или правительственной чехарды. При "смешанной" системе правления институту президентства отводится особое место в государственном механизме и системе разделения властей: в организационном плане он самостоятелен (Президент избирается путем всенародного голосования) и не включен ни в одну из ветвей власти. Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, арбитром между различными политическими силами, что способствует разрешению противоречий между ними. Отличительной чертой полупрезидентской республики является превращение Президента в координирующий центр, обеспечивающий своим арбитражем согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов. В Республике Беларусь и Российской Федерации Президент не просто вынесен за рамки разделения властей, но оказывает существенное воздействие на формирование и деятельность всех государственных органов. Полномочия Президента чрезвычайно широки и касаются, по существу, всех направлений организации и осуществления государственной власти, что дает основания утверждать о четком оформлении новой ветви власти - президентской, которая выполняет гарантийную, арбитражно-интегративную и контрольную функции. Систему правления Республики Беларусь и Российской Федерации можно охарактеризовать как президентскую "смешанную" систему, или как "смешанную" систему с сильным Президентом, поскольку конституциями этих стран предусматривается двойная ответственность правительства - перед Президентом и парламентом, что является характерной чертой "смешанной" системы правления. В то же время президенты двух стран обладают широким кругом прерогатив высшей исполнительной власти и оказывают решающее воздействие на ее формирование и деятельность, что свидетельствует об их близости к президентской республике. Оценку места и роли института президентства в политической системе общества необходимо проводить с учетом анализа: во-первых, конституционных норм, регулирующих правовой статус и объем полномочий института президентства; во-вторых, происходящих в стране политических процессов и расстановки политических сил в системе государственной власти; в-третьих, индивидуальных характеристик лица, занимающего президентский пост. Объем полномочий Президента в системе разделения властей является производным от существующей системы правления. Вместе с тем в рамках каждой системы существуют различные вариации. Наибольшим динамизмом отличается "смешанная" система, поскольку представляет собой различные комбинации набора элементов основных систем - президентской и парламентарной. В 90-х годах XX столетия появилась новая модель президентства - восточноевропейская, которая характеризуется: во-первых, наделением Президента рядом полномочий, которые позволяют ему оказывать фактически равное влияние на формирование и деятельность всех органов государственной власти; во-вторых, вынесением института президентства за рамки привычной триады властей. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТОВ США, ФРГ, ФРАНЦИИ, РОССИИ И БЕЛАРУСИ
0x08 graphic 0x08 graphic Статус и объем полномочий Президента Страны
США ФРГ Франция Россия Беларусь
1 2 3 4 5 6
Система правления Президентская Парламентарная Смешанная Смешанная Смешанная
Введение поста Президента (год) 1787 1919 1848 1991 1994
Принятие ныне действующей Конституции (год) 1787 1949 1958 1993 1994 (с изменениями и дополнениями 1996)
Статус Президента Глава государства (не закреплено в Конституции) и исполнительной власти Глава государства (не закреплено в Конституции) Глава государства (не закреплено в Конституции), следит за соблюдением Конституции Глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина Глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина
Способ избрания Коллегия выборщиков Федеральное собрание Всенародное голосование (с 1962 года) Всенародное голосование Всенародное голосование
Срок полномочий (к-во лет) 4 5 5 (с 2000 года) 4 5
Количество сроков 2 (с 1951 года) 2 Без ограничений 2 2
Требования, предъявляемые к кандидату в Президенты: а) возрастной ценз 35 40 21 35 35
б) ценз оседлости американец по рождению, проживающий постоянно 14 лет в США немец, обладающий избирательным правом в Бундестаг не зафиксирован в Конституции гражданин России, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет белорус по рождению, проживающий постоянно последние 10 лет в РБ
Наличие поста вице-президента Да Нет Нет Нет (с 1991 по 1993) Нет
Влияние Президента на деятельность исполнительной власти: а) назначение главы правительства данный пост отсутствует представляет Бундестагу кандидатуру Канцлера (обычно - это лидер парламентского большинства) единолично (на практи-ке - с учетом расстановки сил в парламенте) с согласия Государственной Думы (не зависит от соотношения сил в парламенте) с согласия Палаты представителей (не зависит от соотношения сил в парламенте)
б) назначение членов правительства с совета и согласия Сената по предложению Канцлера (на практике - Канцлер) совместно с Премьером по предложению Премьера единолично
в) определение структуры правительства единолично нет (Канцлер) совместно с Премьером по предложению Премьера по предложению Премьера
г) право председательствовать на заседаниях правительства да нет да (часто использует) да (редко использует) да (редко использует)
д) право отставки правительства да (отдельных министров) нет нет да да
Участие в законодательном процессе: а) право законодательной инициативы нет нет нет да да
б) право вето да (карманное) нет да (право требовать повторного рассмотрения закона или отдельных его статей) да да (карманное и постатейное)
в) право роспуска парламента нет да (единолично - в случае не- избрания Бундестагом Канцлера; по требованию Канцлера - в связи с отказом в доверии правительству) да (на любом основании) да (связано только с деятельностью правительства) да (обе палаты. Связано с деятельностью правительства или на основе заключения Конституционного Суда)
г) право созыва палат на чрезвычайную сессию да (обе палаты) нет да (по инициативе правительства или депутатов нижней палаты) да (Государственную Думу) да (обе палаты)
д) право обращения с посланиями к парламенту да нет да да да
е) право назначения членов парламента нет нет нет нет да (8 членов Совета Республики)
Нормативные акты Президента Исполнительные приказы Указы, распоряжения Подписывает декреты и ордонансы Указы, распоряжения Декреты, указы, распоряжения
Назначение членов судебного органа конституционного контроля С совета и согласия Сената назначает членов Верховного суда Нет Назначает 3-х членов Конституционного совета и его Председателя Представляет Совету Федерации кандидатуры членов Конституционного Суда Единолично назначает 6 судей Конституционного Суда, с согласия Совета Республики - Председателя
Право вынесения вопросов на референдум Нет Нет Да (только по инициативе Премьера или обеих палат парламента) Да Да
Право объявления чрезвычайного положения Да (использование ВС внутри страны) Нет Да Да Да
Подписание международных договоров С совета и согласия Сената Да Да Да Да
Определение основных направлений политики Да Нет Нет Да Да
Право помилования Да Да Да Да Да
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 СТРАНЫ, ИМЕЮЩИЕ В СВОЕМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УСТРОЙСТВЕ ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА АЗИЯ
No п/п Название страны No п/п Название страны No п/п Название страны
1. Афганистан 11. Кипр 21. Палестина*
2. Бангладеш 12. Киргизия 22. Сингапур
3. Вьетнам 13. Корея 23. Сирия
4. Израиль 14. Лаос 24. Таджикистан
5. Индия 15. Ливан 25. Тайвань*
6. Индонезия 16. Мальдивы 26. Туркменистан
7. Ирак 17. Монголия 27. Турция
8. Иран 18. Мьянма 28. Узбекистан
9. Йемен 19. ОАЭ 29. Филиппины
10. Казахстан 20. Пакистан 30. Шри-Ланка
______________ АМЕРИКА
No п/п Название страны No п/п Название страны No п/п Название страны
1. Аргентина 9. Доминика 17. Перу
2. Боливия 10. Доминиканская Республика 18. Сальвадор
3. Бразилия 11. Колумбия 19. США
4. Венесуэла 12. Коста-Рика 20. Суринам
5. Гаити 13. Мексика 21. Тринидад и Тобаго
6. Гайана 14. Никарагуа 22. Уругвай
7. Гватемала 15. Панама 23. Чили
8. Гондурас 16. Парагвай 24. Эквадор
АФРИКА
No п/п Название страны No п/п Название страны No п/п Название страны
1. Алжир 18. Камерун 35. Сан-Томе и Принсипи
2. Ангола 19. Кения 36. Сейшельские Острова
3. Бенин 20. Коморские Острова 37. Сенегал
4. Ботсвана 21. Демократическая Республика Конго 38. Сомали
5. Буркина-Фасо 22. Республика Конго 39. Судан
6. Бурунди 23. Кот-д'Ивуар 40. Сьерра-Леоне
7. Габон 24. Либерия 41. Танзания
8. Гамбия 25. Маврикий 42. Того
9. Гана 26. Мавритания 43. Тунис
10. Гвинея 27. Мадагаскар 44. Уганда
11. Гвинея-Бисау 28. Малави 45. Центральноафриканская Республика
12. Джибути 29. Мали 46. Чад
13. Египет 30. Мозамбик 47. Экваториальная Гвинея
14. Замбия 31. Намибия 48. Эритрея
15. Западная Сахара* 32. Нигер 49. Эфиопия
16. Зимбабве 33. Нигерия 50. ЮАР
17. Кабо-Верде 34. Руанда
ЕВРОПА
No п/п Название страны No п/п Название страны No п/п Название страны
1. Австрия 12. Исландия 23. Словакия
2. Азербайджан 13. Италия 24. Словения
3. Албания 14. Латвия 25. Финляндия
4. Армения 15. Литва 26. Франция
5. Беларусь 16. Македония 27. Украина
6. Болгария 17. Мальта 28. Хорватия
7. Венгрия 18. Молдавия 29. Чехия
8. Германия 19. Польша 30. Швейцария
9. Греция 20. Португалия 31. Эстония
10. Грузия 21. Румыния 32. Югославия
11. Ирландия 22. Россия
ОКЕАНИЯ
No п/п Название страны No п/п Название страны No п/п Название страны
1. Вануату 4. Микронезия 7. Фиджи
2. Кирибати 5. Науру
3. Маршалловы Острова 6. Палау
_______________ * Территория с особым статусом