ествлена А. С. Поповым 7 мая 1895г. В этот день он передал радиограмму на небольшое расстояние: из химической лаборатории в физическую аудиторию Физико-химического общества. Этот памятный день принято в нашей стране считать днем рождения радио. 148 Нерва - остров в Финском заливе. 149 Югорский Шар - пролив, отделяющий остров Вайгач от материка. 150 Из секретной записки С. О. Макарова от 10 июня 1901г. на имя адмирала В. Мессера для передачи царю в случае гибели "Ермака". ЦГАВМФ, ф. Макарова, д. 153, лл. 1, 3, 5. 151 Станция - стоянка корабля в течение времени, необходимого для того, чтобы произвести измерения, опустить и поднять тралы и т. д. 152 Перед отходом "Ермака" в плавание Лизунов, лежавший в безнадежном состоянии в больнице в Тромсе, просил, чтобы его взяли с собой: "Я хочу умереть среди своих", - заявил он. Макаров исполнил "последнюю просьбу" умирающего и тем спас его. Лизунов выздоровел. 153 ЦГАВМФ, ф. Макарова, д. 69, кн. 4, лл. 1018 - 1022. 154 Декретом от 15 июля 1926 г. Земля Франца-Иосифа была включена в состав Советского Союза. 155 "С. О. Макаров и завоевание Арктики", изд. Главсевморпути, М., 1943, стр. 164. По этому вопросу см. также А. Добровольский, Адмирал Макаров, путешественник и океанограф, Государственное Издательство географической литературы, М., 1948г. 156 Фирн - плотный, слежавшийся снег. 157 Уголь, заботливо оставленный Макаровым на случай, если он понадобится терпящим бедствие полярникам, был сожжен в 1903г. американской полярной экспедицией Фиала. Запасов топлива никто не пополнил, и поэтому экспедиция Г. Я. Седова, вынужденная в 1913г. зазимовать на Земле Франца-Иосифа, оказалась в очень тяжелом положении. 158 "С. О. Макаров и завоевание Арктики". Дневник В. Н. Вебера, изд. Главсевморпути, 1943, стр. 192. 159 Во время плавания исследовательские работы велись в области топографии, астрономии, метеорологии, геологии, земного магнетизма, зоологии, ботаники и почвоведения. Материалы экспедиции были весьма обширны, одних только глубоководных исследований было сделано 107. Преждевременная, неожиданная смерть Макарова не позволила ему полностью обработать собранные им материалы по гидрологии. 160 Черноморские щи и флотский борщ издавна славились своим превосходным вкусом. 161 Из предшественников Макарова по управлению Кронштадтом особенно много сделал для озеленения города знаменитый русский мореплаватель адмирал Ф. Ф. Беллинсгаузен, применявший более ста лет тому назад современный способ пересадки в грунт взрослых многолетних деревьев. 162 Драгомиров, Михаил Иванович (1830-1905), генерал русской армии, автор многих трудов по тактике, обучению и воспитанию войск. 163 В 1903 г. три громадных по тому времени корабля, каждый водоизмещением 15 тысяч тонн, были готовы и вступили в строй японского флота. 164 Абаза, Александр Михайлович (род. 1853), контр-адмирал. До 1903 г. занимал пост помощника главноуправляющего торгового мореплавания и портов, затем был управляющим Особым комитетом по делам Дальнего Востока. 165 Безобразов (род. 1855), статс-секретарь Николая II, возглавлял группу авантюристов, сторонников агрессивной политики на Дальнем Востоке. 166 Алексеев, Евгений Иванович (1843-1909), внебрачный сын Александра II, адмирал. С 1903 г. царский наместник на Дальнем Востоке. 167 ЦГАВМФ, ф. Макарова, д. 138, л. 14. 168 "Морской сборник", 1913 г., Э 10, стр. 2. 169 В свое время крейсер 1 ранга "Варяг" считался наиболее совершенным военным кораблем в мире. Узнав о гибели "Варяга", адмирал Макаров выразил опасения, что затонувший на сравнительно небольшой глубине корабль, возможно, будет поднят японцами. Так оно и случилось. После окончания русско-японской войны японцы подняли крейсер, отремонтировали его и включили в состав своего флота. Во время 1-й мировой войны "Варяг" вместе с броненосцами "Полтава" и "Пересвет", поднятыми японцами в Порт-Артуре, был продан русскому правительству. Во время перехода из Японии в Мурманск "Варяг" попал в Атлантическом океане в сильнейший шторм, причинивший кораблю серьезные повреждения. Из Мурманска "Варяг" был отправлен для ремонта в Англию, где он оставался до Октябрьской социалистической революции, после которой англичане отказались вернуть крейсер Советской России и по окончании ремонта подняли на нем английский флаг. В 1918г., находясь в составе английского флота, "Варяг" плавал в Северном море и, как утверждают англичане, в конце 1918 г. был торпедирован немецкой подводной лодкой в Ирландском море и затонул на большой глубине. В феврале 1954 г. наша страна отметила 50-летие героической гибели легендарного корабля в Чемульпо. В этот день в Москве, Ленинграде, Кронштадте и других городах Советского Союза происходило чествование пятнадцати матросов с "Варяга", живых свидетелей и участников неравного боя с японским флотом. Самому старшему из оставшихся в живых матросов героического крейсера - бывшему трюмному старшине крейсера Федору Семенову ныне 80 лет. Все моряки Указом Президиума Верховного Совета СССР награждены медалью "За Отвагу". 170 Брандер - судно, предназначенное для затопления у входа в неприятельский порт, чтобы помешать кораблям противника выйти из него. 171 Агапеев, Александр Петрович (1868-1904), профессор академии Генерального штаба, полковник, один из наиболее образованных и доблестных сподвижников адмирала Макарова во время его пребывания в Порт-Артуре. Агапеев занимал должность начальника военного отдела штаба Макарова. Погиб вместе с Макаровым на "Петропавловске". Агапеев был выдающимся знатоком военного дела и военной истории. Ему принадлежит ряд печатных трудов: "Арколе", "Война наверняка", "История развития стратегии и тактики наемных и постоянных армий новых государств" и др. В свое время он возбудил против себя большое недовольство в правительственных и военных кругах тем, что назвал китайский поход 1900 г., в котором принимал участие, разбойничьим набегом, развратившим участвовавших в нем солдат и офицеров. Его правдивые письма из Порт-Артура, опубликованные в "Варшавском дневнике", представляют ценный материал по истории русско-японской войны. В Порт-Артур Агапеев отправился по приглашению Макарова добровольно. 172 Так звали морского министра адмирала Авелана. 173 Это письмо приведено в статье А. Лурье "Новое об адмирале Макарове" (см. журн. "Знамя" 1946 г., Э 8-9). 174 Первое место принадлежало Англии, второе - Франции. 175 Приводимая ниже таблица дает общее представление о составе японского флота к началу русско-японской войны 1904 - 1905 гг. +----------------------------+-----+-------------+ | Наименование судов |Число|Водоизмещение| | |судов| (в тоннах) | | | +-------------+ | | | от до | +----------------------------+-----+------+------+ |Эскадренный броненосец | 6 |12517 | 15352| |Броненосцы береговой обороны| 2 | 3777 | 7335| |Крейсера I класса | | | | |(бронированные) | 8 | 9460 | 9906| |Крейсера II класса | | | | |(с бронированной палубой) | 9 | 3709 | 4900| |Крейсера III класса (легкие)| 7 | 2439 | 3200| |Суда различного назначения | 10 | 1367 | 2481| |Канонерки I класса | 2 | 1372 | 2100| |Канонерки II класса | 17 | 126 | 925| |Посыльные суда | 4 | 864 | 1800| |Истребители миноносцев | 19 | 279 | 380| |Миноносцы I класса | 18 | 126 | 203| |Миноносцы II класса | 40 | 80 | 110| |Миноносцы III класса | 27 | 52 | 74| |Минный транспорт | 1 | | 2878| +----------------------------+-----+------+------+ 176 Во время осады Порт-Артура японцы довольно легко овладели Киньчжоускими позициями. А будь в Киньчжоу тяжелые орудия, позиции не перешли бы так легко в руки японцев, как это случилось. 177 Трал К. Ф. Шульца изготовлялся из стального троса, причем тралящая часть его состояла из пяти восемнадцатиметровых смычек, к концу каждой из которых прикреплялся свинцовый груз. Глубина погружения трала регулировалась с помощью особых поплавков. Особенностью трала Шульца являлось то, что он захватывал значительный по ширине участок моря и что его можно было погружать на необходимую глубину, в зависимости от глубины, на которой находилась вытраливаемая мина. 178 "Варшавский дневник" от 8 апреля 1904 г. 179 14 марта Макаров доносил главнокомандующему: "Пароходы, послужившие брандерами, по осмотре оказались не старыми, около 2000 тонн, были вооружены мелкокалиберной артиллерией, которую ставлю на батареи для усиления огня. Часть пароходов подниму для надобностей порта". 180 Верещагин, Василий Васильевич (1842-1904), художник-баталист, погибший вместе с Макаровым на "Петропавловске". В отличие от других баталистов, Верещагин на своих полотнах изображал не эффектные картины сражений с лежащими на переднем плане в живописных позах убитыми и ранеными, а войну со всеми ее ужасами. В серии картин из эпохи завоевания англичанами Индии Верещагин показал зверскую расправу колонизаторов над восставшими туземными войсками - сипаями. Много картин Верещагина посвящено русско-турецкой войне 1877-1878гг., среднеазиатским походам русских войск, но особой популярностью пользуются его картины из времен Отечественной войны 1812 г. 181 ЦГАВМФ, ф. Макарова, д. 185, папка 1, л. 103. Личная переписка К. Н. Макаровой. 182 Генерал Р. И. Кондратенко погиб в декабре 1904г. в бою при отражении одного из штурмов Порт-Артура японцами. 183 Характер сообщений береговых наблюдателей отличался полной определенностью. В них было сказано, что, судя по замеченным силуэтам, это японские миноносцы. Впоследствии японцы так описывали свою ночную экспедицию на порт-артурский рейд в ночь на 31 марта 1904 года: "4-й и 5-й отряды истребителей 14-го отряда миноносцев и транспорт "Кариу-Мару" подошли к рейду Порт-Артура около 11 ч. 40 м. ночи, но из-за дождя и полного мрака не могли различить окрестностей. Неприятель с судов и с берега светил шестью прожекторами и, казалось, был особенно настороже. Наш минный отряд нередко попадал в освещаемое пространство, но, к счастью, открыт не был. Определяясь по различным предметам, справа и слева от входа, в назначенном порядке были расставлены мины. Окончив постановку мин, отряды вернулись на стоянку в северо-западной Корее". 184 Эскадренный броненосец "Петропавловск" был построен в 1894 г. в Петербурге. Одного типа с ним были броненосцы "Полтава" и "Севастополь". Девять лет спустя после гибели броненосца, в июне 1913 г., в каютах кормовой части "Петропавловска" японскими водолазами были обнаружены шесть трупов офицеров. В одном из них был опознан контр-адмирал Молас, начальник штаба Макарова. 185 Интересно отметить, что за два года до гибели на "Петропавловске" Макаров с особым интересом изучал условия, обеспечивающие непотопляемость кораблей именно этого типа. Академик А. Н. Крылов в своей книге "Мои воспоминания" (изд. Академии наук, 1945, стр. 132) сообщает: "13 марта 1902 г. адмирал С. О. Макаров подготовлял лекцию о непотопляемости военных судов, которую он намеревался прочесть в зале Морской библиотеки в Петербурге. Посетив Опытный бассейн, адмирал пожелал видеть опыт опрокидывания модели броненосца "Петропавловск", построенного по его системе, и решить, можно ли этот опыт показать большой аудитории". 186 В ту пору подводные лодки только начинали появляться на вооружении флотов. 187 Временно командовавший Порт-артурской эскадрой после гибели Макарова адмирал Витгефт доносил: "В районе 10 миль мины ежедневно взрываются на всех направлениях... Все судовые паровые катера, землесосы ежедневно тралят. Уничтожено более 50 тралов, один землесос взорван, вылавливаем скоро вторую сотню мин". 188 "Хатсусе" подорвался у Порт-Артура на минном заграждении, поставленном накануне минным транспортом "Амур". Почти одновременно с "Хатсусе" подорвался и броненосец "Яшима". Японцы пытались спасти его и повели на буксире в порт Сасебо, но в пути броненосец затонул. Иллюстрации