роме того, выдра не идет, а как бы ползет по снегу; передние лапы она прижимает к груди, а задними отталкивается от земли, оставляя за собой неглубокую ложбинку в снегу. Синопа стал взбираться по склону и вскоре остановился у подножия утеса. Здесь следы обрывались у входа в узкую и низкую пещеру в скале. Мальчик сделал еще несколько шагов и смело заглянул в пещеру, надеясь увидеть там какое-нибудь животное. Но в темной пещере никого не было видно, а на каменном полу валялись обглоданные кости - большие берцовые кости и ребра бизона и оленя. И вдруг Синопе стало страшно. Да и всякий испугался бы, увидев эту черную пещеру и обглоданные кости с приставшими к ним кусками мяса. Мальчик вскрикнул, повернулся и стремглав побежал вниз по склону. Миновав ягодные деревца, он помчался по направлению к лагерю и вскоре встретил свою мать, Красного Журавля, Отаки, Одинокого Бизона и их мать. Задыхаясь, рассказал он деду о следах странного зверя, о пещере и обглоданных костях. - А-ха! - воскликнул Красный Журавль. - Ты видел обглоданные кости в пещере? И отпечатки лап были большие и круглые? А знаешь ли, мой маленький охотник, ведь ты преследовал не выдру, а рысь или, быть может, горного льва! - Киаи-йо! - закричали женщины. - Да неужели он шел по следам этого страшного зверя? Мать крепко обняла Синопу и заявила, что теперь не будет отпускать его одного. - Ха! Пусть мальчик учится! - сказал старый дед. - Ведь ничего плохого не случилось. Мальчуган, беги к отцу и скажи ему, чтобы он взял ружье и привел сюда собак. Белый Волк отдыхал в своем вигваме. Выслушав рассказ Синопы, он схватил ружье, кликнул собак и так быстро зашагал по тропе, что Синопе пришлось бежать за ним. Вскоре догнали они остальных и через несколько минут подошли к тому месту, где виднелись странные следы на снегу. Собаки понюхали след, заворчали и ощетинились. - Это следы горного льва, - сказал Белый Волк. - Да, и очень большого льва, - добавил Красный Журавль. Белый Волк пошел по следу; за ним бежали собаки, за собаками шел Красный Журавль, а женщины и дети замыкали шествие. Там, где начинался подъем, Белый Волк приказал своим спутникам остановиться и ждать его, а сам пошел дальше вместе с собаками. Поднявшись к подножию утеса, он послал собак вперед. Залившись лаем, собаки побежали по свежему следу. Но у входа в пещеру они почуяли запах зверя, остановились и, поджав хвосты, отступили. Эти собаки не годились для охоты; они могли только сторожить лагерь да перевозить поклажу. Белый Волк на них прикрикнул, но они ни за что не хотели идти в пещеру; они скулили, дрожали и жалобно на него посматривали. Видя, что собак не переупрямишь, Белый Волк взвел курок, крадучись подошел к входу в пещеру, наклонился и заглянул внутрь. Сначала он ничего не мог разглядеть, но вдруг в глубине пещеры блеснули две зеленоватые точки, и он догадался, что это глаза зверя. Медленно поднял он ружье, прицелился и спустил курок. - Бум! - прогремел выстрел, и облако дыма затянуло вход в пещеру. Белый Волк тотчас же отскочил в сторону, и хорошо сделал! Из пещеры выскочила с громким ревом красно-бурая горная львица. Она корчилась и каталась по снегу, а из раны на ее шее струилась кровь. Собаки преодолели страх и бросились к ней, но разъяренный зверь отшвырнул их своими огромными лапами. Испуганные псы обратились в бегство и бежали, не останавливаясь, до самого лагеря. Старик, женщины и дети издали наблюдали эту сцену. Они были так взволнованны, что не могли выговорить ни слова. Белый Волк поспешно заряжал ружье, опасаясь, как бы не напала на него раненая львица. Но рана оказалась смертельной; львица в последний раз подпрыгнула и упала на снег. Видя, что она лежит неподвижно, Красный Журавль стал взбираться по склону, а за ним побежали и все остальные. Синопа взял львицу за передние лапы и попытался ее чуть-чуть приподнять, но силенок у него не хватило. - Ха! Это убийца оленей! - воскликнул Белый Волк. - Должно быть, там, в пещере, остались детеныши. Отец, подержи мое ружье, а я пойду посмотрю. Он вошел в пещеру и вскоре вернулся, держа на руках крохотного горного львенка. Величиной он был с домашнюю кошку, а на его светлой шкурке виднелись темные пятна. Он был так мал, что еще не боялся человека; когда Белый Волк погладил его и почесал ему за ухом, львенок замурлыкал как кошка. - Дай мне его, отец! - попросил Синопа. Он завернул львенка в одеяло, и тот замурлыкал еще громче. Белый Волк и Красный Журавль стали сдирать шкуру со львицы, а женщины и дети вернулись к ягодным деревцам и быстро обобрали все ягоды. Придя домой, они высыпали их на чистые шкуры, а Отаки отнесла мешок ягод в детский вигвам и там их высушила. Вечером Синопа сидел у костра, держа на руках горного львенка. - Дедушка, - обратился он к Красному Журавлю, - почему почти на всех ягодных кустах и деревьях торчат острые шипы? - Старик-Творец усеял ветки шипами, - отозвался дед. - Слушай, вот как было дело. Старик создал землю, деревья и всех животных. Но следует сказать, что хотя и был он творцом мира, но частенько поступал неразумно. Однажды шел он по берегу, над рекой. Посмотрев вниз, он увидел в воде гроздья красных ягод. Старику очень хотелось есть; он быстро разделся и прыгнул с высокого берега в воду. Долго плавал он и нырял, но ягод найти не мог. Тогда он вскарабкался на берег, лег, посмотрел вниз и опять увидел ягоды. Снова прыгнул он в воду и долго плавал. Так повторялось несколько раз. Наконец он выбился из сил и чуть не утонул. С трудом вылез он на берег и растянулся на песке. Случайно посмотрел он вверх и увидел над своей головой ветку деревца, сгибавшуюся под тяжестью ягод. Только тогда он понял, что в воде были не ягоды, а отражение ягод. Рассердился Старик, вскочил и стал бить деревцо палкой. И ветви деревца покрылись шипами. "Отныне и ты и тебе подобные - все вы будете усеяны шипами! - сказал Старик. - И люди будут награждать вас ударами, сбивая ягоды с ветвей". И по сей день женщины, собирая ягоды на зиму, палками сбивают их с веток, чтобы не поцарапать рук. Глава XI Синопа вступает в братство Москитов Прошло несколько лет с тех пор, как племя черноногих зимовало в долине реки Два Талисмана. Однажды, в жаркий летний день, Красный Журавль и Белый Волк сидели в тени вигвама и по очереди курили большую трубку. На поляне играли дети, почти все мальчики были старше и сильнее, чем Синопа. Докуривая трубку, Белый Волк улыбнулся и с довольным видом стал потирать свои маленькие руки. У индейцев, живших на равнинах, руки и ноги были маленькие и очень красивые. - Почему ты улыбаешься, сын мой? - спросил Красный Журавль. - Смотрю на детей и радуюсь, - отозвался Белый Волк, указывая рукой на Синопу, который далеко опередил гнавшихся за ним мальчиков и девочек. - Знаешь ли, отец, - добавил он, - когда-нибудь наш мальчик будет великим вождем. Настанет день, когда мы будем им гордиться. - Да, да, правду ты сказал, - отозвался старик. - Какой он Добрый и смелый! И все его любят. Дети со всех концов лагеря приходят сюда и просят его поиграть с ними. - Вождь должен заслужить любовь народа, - сказал Белый Волк. - Как бы ни был храбр человек, какие бы подвиги ни совершил он на войне, - все равно не быть ему вождем, если народ его не любит. - Знаю, знаю! - воскликнул Красный Журавль. - Этому-то и учил я тебя в молодости. И вождем тебя избрали, потому что ты добр и помогаешь беднякам, вдовам и сиротам. Белый Волк согласился с ним. - Настало время, - продолжал он, - когда мы должны заняться обучением Синопы. Пусть вступит он в братство Су-ис-ксис-ик. Все индейские племена имели немало различных братств, или союзов. Среди этих братств были братства тайные, и лишь немногим избранным известны были все их обряды и церемонии. Наибольшее количество братств насчитывало, да и по сей день насчитывает, племя хопи или моки из Северной Аризоны*. (* Хопи - индейское племя ацтеко-таноанской языковой семьи. Проживает в укрепленных террасированных деревнях-пуэбло, откуда и произошло общее название этой группы индейцев. Основное традиционное занятие - поливное земледелие, охота играла вспомогательную роль. Регулярно проводимый хопи знаменитый танец Змеи до сих пор собирает сотни американских туристов-зрителей со всей страны (Wisser C. Indians of the United States. N.Y., 1966. Р. 220).) Это племя имеет несколько сот различных союзов, а самыми любопытными являются братство Змеи и Флейты. Члены братства Змеи устраивают раз в два года священные пляски. Сначала все они собираются в киве, или священном доме, и там совершают какие-то тайные обряды, затем выходят на площадь и пляшут, тело их обвивают гремучие змеи, укусы которых смертельны. Все братства, или союзы, у всех племен преследуют какую-нибудь определенную цель. Хопи, или "народ мира", как они сами себя называют, живут в пустынной стране и возделывают поля и огороды. Они питаются маисом, бобами и тыквами. Никогда они не были охотниками и воинами*. В жизни хопи самую большую роль играет дождь, так как от дождя зависит урожай. Поэтому все тайные общества хопи ставят себе целью вызывать дождь. Хопи очень суеверны: они совершают тайные обряды в кивах, устраивают священные пляски и верят, будто этим можно предотвратить засуху. (* Это утверждение автора неточно. Охота у индейцев пуэбло играла важную (хотя и вспомогательную) роль. В повести "Сын племени навахов" автор сам показывает это достаточно убедительно.) Иную цель ставили себе черноногие. Они были охотниками и кочевниками. Страна их простиралась на юг от Саскачевана до реки Йеллоустон и на сотни миль к востоку от Скалистых гор. Здесь охотились они на бизонов, лосей, оленей и других животных. Враждебные племена вторгались в их владения и убивали дичь, и черноногие постоянно должны были вести с ними войну и изгонять их из страны. Вот почему братства, или союзы, черноногих являлись как бы военными отрядами и ставили себе целью воспитывать воинов. Младшим из этих братств было братство Су-ис-ксис-ик, или Москитов, о котором упомянул Белый Волк. В братство Москитов входили мальчики-подростки, но во главе стояли два-три старика, которые являлись руководителями или учителями. На них лежала обязанность беседовать с мальчиками на тему о том, как нужно жить, чтобы стать хорошим воином и охотником; кроме того, они обучали их военному делу и военным пляскам, а также заставляли поклоняться богам, и главным образом Солнцу. Настал вечер. Синопа, усталый и голодный, прибежал в вигвам и сел рядом с отцом. Мать подала ему большой кусок бизоньего мяса, ягоды и миску с похлебкой. Уплетая за обе щеки, Синопа рассказывал об играх с детьми. - Сегодня мы бегали, и никто не мог меня догнать. Потом мы спустились к реке, и я первым доплыл до другого берега и вернулся назад. Белый Волк и Красный Журавль с улыбкой переглянулись, а старый дед подумал: "Да, да, пора ему учиться". После ужина Белый Волк сказал сыну: - Мой мальчик, скоро придется тебе отказаться от детских игр. Мы с дедом решили, что ты должен стать Су-ис-ксис-ик. В следующий раз, когда члены братства соберутся в большом вигваме, дед отведет тебя к ним. - Ах, как я рад! - воскликнул Синопа. - Я войду в военный отряд! А скоро ли я перейду в другое братство? Мне бы очень хотелось быть Ай-ин-и-ки-квак. - О, тебе придется подождать еще несколько зим, - отозвался отец. - Сначала ты должен побывать на войне, и тогда только тебя примут в этот отряд. Ай-ин-и-ки-квак, или Ловцы, охраняли большой лагерь. Они должны были защищать его в минуты опасности, а также следить за тем, чтобы индейцы выполняли приказы своих вождей и старшин. Так, например, когда в окрестностях лагеря паслись большие стада бизонов, старшины запрещали охотиться поодиночке и спугивать стада. В определенные дни все мужчины вместе отправлялись на охоту и привозили в лагерь много мяса и шкур. Если кто-нибудь нарушал это правило, старшины приказывали Ловцам наказать ослушника. Его били хлыстом и ломали его оружие, а иногда уничтожали его вигвам, все имущество и убивали лошадей. Кроме Москитов и Ловцов были у черноногих и другие братства; назывались они Бизоны, Носители Ворона, Бешеные Собаки; отдельные братства или отряды входили в союз братств - И кун-у-ка-тси, или Все друзья. Итак, Белый Волк и Красный Журавль решили, что Синопа должен вступить в братство Москитов. На следующее утро Красный Журавль по-новому причесал Синопу. Раньше мать ежедневно расчесывала ему волосы и заплетала в четыре косы: две спускались на спину, а две прикрывали уши. Теперь к четырем косам прибавилась пятая, тоненькая, косичка, спускавшаяся на правое ухо. В эту косичку старик вплел узкую полоску, вырезанную из шкуры выдры: Солнце, как считали индейцы, особенно любило этот мех. Если бы Синопа пал в битве, враги сняли бы с него скальп вместе с косичкой и сохранили бы как трофей. Сейчас же после завтрака мать мальчика начала делать для него мокасины и просидела над этой работой несколько дней. Верхнюю часть, или голенище, она украсила разноцветными иглами дикобраза; каждая игла была крепко пришита тонкими нитками из сухожилий. Между тем Красный Журавль, порывшись в своих мешках, достал четыре шкуры антилопы. Кожа была белоснежная и прекрасно выдубленная. - Ее дубила твоя бабушка за год до смерти, - объяснил он Синопе. - Я хранил ее для тебя. Теперь мы сделаем из этой кожи твой первый военный наряд. Смотри, как я буду кроить. Когда-нибудь тебе самому придется кроить и шить. Старик снял мерку с мальчика, из двух шкур сделал ему штаны с длинной бахромой и украсил их пучками конского волоса, выкрашенного в красный цвет, а также пучками волос со скальпов, которые Красный Журавль хранил как трофеи. Из двух других шкур сделана была широкая, обшитая бахромой рубаха, доходившая почти до колен. Белоснежные с черными хвостами шкурки украшали воротник и спускались на рукава. Красный Журавль нарисовал на рубахе спереди и сзади каких-то маленьких синих и желтых животных, походивших на ящерицу. Синопа спросил, чnj это за животные. - Я не могу тебе сказать, - отозвался дед. - Это мой "тайный помощник", которого я видел во сне, когда постился. Он вышел из воды и обещал всегда мне помогать. Вот я и нарисовал его на твоей одежде. Пусть он и тебе помогает. - А когда же у меня будет мой собственный "тайный помощник"? - спросил Синопа. - Сейчас тебе двенадцать зим; пройдет еще три зимы, и ты можешь тогда начать пост. Для этого нужно уйти в какое-нибудь уединенное местечко подальше от лагеря. Быть может, тебе придется поститься пять, шесть или даже семь дней. Каждый день мать будет приносить тебе воду, а есть в это время нельзя. Поститься ты будешь до тех пор, пока не увидишь во сне какого-нибудь зверя или птицу, которая пообещает быть твоим "тайным помощником". Надеюсь, что у тебя будет могущественный помощник! - О да, дедушка! Я в этом уверен, - заявил Синопа. Члены братства Москитов должны были собраться через несколько дней. Между тем в вигваме Белого Волка кипела работа. Из шкуры выдры, которую поймал Красный Журавль, изготовлен был футляр для лука и колчан для стрел, расшитый иглами дикобраза. Отец и дед подарили ему новый лук и новые стрелы. Синопе никогда еще не приходилось стрелять из такого большого лука, но он был сильным, мускулистым мальчиком и легко мог его сгибать. Стрелы он получил настоящие, какими стреляют взрослые воины, - с тонкими, прямыми древками, красивым оперением и маленькими зазубренными наконечниками. Новый пояс Синопы был украшен бусами, а за поясом торчал нож в ножнах. Наконец настал великий день. Синопа надел новый костюм, повесил за спину колчан из шкуры выдры и отправился вместе с дедом на собрание Москитов. В большом вигваме одного из старшин сидели на мягких шкурах мальчики-подростки, друзья Синопы. Когда он показался у входа, раздались возгласы: - А! Вот и Синопа! Добро пожаловать, брат, добро пожаловать! Красный Журавль прошел в глубь вигвама и сел рядом с двумя стариками, а товарищи Синопы подвинулись, и для мальчика нашлось свободное местечко. Старики дали знак, призывая к молчанию, затем взяли два барабана и, ударяя в них, затянули военную песню. Все дети встали и начали плясать вокруг костра. Красный Журавль часто их останавливал и указывал, какие ошибки делают они в танце*. Потом дети отдыхали, а один из стариков долго говорил о том, что воины должны быть людьми добрыми и смелыми, всегда готовыми пожертвовать жизнью для блага племени. (* Танцы у черноногих, так же как у всех других племен прерий, носили ритуальный характер, а также служили подготовке будущего воина. В ходе их в совершенстве отрабатывались дисциплина в строю и согласованность движения, так необходимые в групповом рукопашном бою.) После беседы снова начались пляски, и день прошел незаметно. На закате солнца Синопа, усталый и счастливый, вернулся домой. Вечером он сидел у костра, не шалил, не смеялся и рано улегся спать. На следующее утро маленькая Отаки заглянула в вигвам и крикнула: - Синопа, вставай скорее! Мы идем играть к реке. Мальчик привстал и посмотрел на нее. - Нет, сестра, - ответил он, - теперь мне не до игр. Я - Москит и скоро буду взрослым воином. Так закончилось детство Синопы, индейского мальчика, которому суждено было стать великим вождем. В тот день отец впервые взял его с собой на охоту. Синопа мчался на быстрой лошади, преследовал стадо бизонов и вечером привез в лагерь мясо убитого им бизона.