вает на самосвале, но сейчас что-то случилось с мотором. Эта фраза встревожила Вязникова. Он спросил с раздражением, кто и когда угробил мотор. Оказалось, поломка произошла в пятницу, виноват Маркин. Володя мог бы добавить к этой информации, что в субботу бригадир приглашал в Нелюшку путятинского частного мастера автосервиса, но всем известный дядя Вася с ремонтом, значит, не справился. "Если Фома хоть что-то соображает, он тоже должен вспомнить сейчас нашу встречу с дядей Васей, - подумал Володя и мысленно воззвал к Фоме. - Ну, пораскинь мозгами! Ты же можешь вставить свой вопрос, а я нет!.." Фома словно услышал его мольбу и задал нужный вопрос: - Не говорил ли Маркин, что ему надо поехать за запчастями? В ответ прозвучала все та же песня: не знаем, он нам не докладывается. Такое дружное отмежевание порядочных людей от весьма сомнительной личности выглядело - на Володин взгляд - довольно подозрительно. Рудику не мешало бы расспросить их об истории возникновения этой странной бригады шабашников, но, увы, ни одного вопроса, проясняющего щекотливую тему, Володя не услышал. Неужели Рудик уже имеет все необходимые сведения? Если это так, значит, он занимается Маркиным с момента своего появления в Путятине. По делу о посягательстве на участкового Сироткина у шабашников имелось чистейшее коллективное алиби, они весь день провели вместе, утром работали, потом пошли в баню, где их видели местные жители. Только у Вязникова не было никакого алиби. Но Рудик его не спросил, кто может подтвердить, что Вязников, прибыв в Нелюшку на десять - пятнадцать минут раньше расписания, прямиком пошел домой и никуда из дома не отлучался до встречи с вернувшейся из бани бригадой. Рудик почему-то дотошно выспрашивал, какие работы велись сегодня в первой половине дня на стройке комплекса и кто уходил последним. И зачем-то ему понадобилось зарисовать в блокноте бетонную коробку комплекса и пометить крестиками, где находился каждый и что конкретно делал. У Володи теплилась надежда на эффектный финал беседы с шабашниками. "А вас прошу поехать с нами!" - говорит Рудик Вязникову. Нет, Вязников остался пировать с приятелями и получил возможность организовать надежнейшее алиби. На улице к Фомину подошел изобретатель Чернов с коробкой из-под болгарских консервов, перетянутой шпагатом. - У Сироткина и врагов-то не было. Никаких, - печально сообщил изобретатель. - Кроме меня! Другой бы непременно крикнул: "Вертай, Сироткин! Там никого нет!" А я еще посмеялся - пускай чудак прокатится. Он один ехал на своем мотоцикле. А я на "Сироткине", то есть, извините, на мини-тракторе собственной конструкции. Сено вез - у меня покос в той стороне, за комплексом. Он меня издали увидел и проехал отворотясь. Больше я по дороге никого не встретил. Вот и все, что имею заявить милиции. Коробка в руках Чернова, перевязанная шпагатом, означала, что изобретатель приготовился дать и еще какую-то полезную информацию. В коробке лежали "голоса жизни", записанные для далеких потомков. Володя заметил, что Фомин косится на этот кладезь с большой опаской. А Рудик и не догадывается, что перед ним - создатель всезнающего "Фантомаса". Рудика интересовало только одно: время встречи Чернова и Сироткина на дороге, ведущей к комплексу. Изобретатель заявил, что у него не было причин засекать этот момент точно по часам, но вычислить он может. Помолчал, пошевелил губами и выложил свои расчеты. Получилось, что Сироткин встретился с изобретателем уже после прибытия автобуса в Нелюшку. А из Путятина, как сообщил Рудику Фомин, Сироткин выехал раньше, чем автобус отправился с вокзальной площади. Значит, участковый по пути куда-то заезжал. Чернова больше ни о чем не спрашивали, и Володя решился: - Переночевать у тебя можно? Только мне в музей завтра к восьми. Изобретатель замялся: - Если Николай Павлович отпустит... - Чернов многозначительно помахал картонной коробкой. - Спасибо, Валера, ты нам очень помог. - Ответ Фомина содержал очень ясное и четкое пожелание: уйди ты от греха подальше со своими "голосами жизни"... - Вас понял, - флегматично произнес изобретатель. - Айдате, Владимир Александрович! Утром я вас сам отвезу. На своей амфибии! - Минуточку! - окликнул Володю Фомин. - Тебе что-нибудь говорит фамилия Юрков? - Представь себе, говорит! - Володя иронически улыбнулся. - Надо знать историю родного города, дорогой Фома. Юркову принадлежал печально известный трактир "Эльдорадо". А тебе он зачем понадобился? - Да так... - уклончиво ответил Фомин. - Был небольшой спор... Вышагивая рядом с изобретателем, Володя вдруг вспомнил про Дубровского. Без каких бы то ни было причин загадочное имя само вынырнуло из глубин подсознания. "Дубровский" - кличка Веры Соловьевой. Как я сразу не расшифровал! Даже смешно. Ей бы больше подошел "Соловей-разбойник" или "Кудеяр-атаман", но, увы, в школе скверно преподают древнерусскую литературу, а "Дубровский" есть в программе". Володины мысли вернулись к нападению на участкового Сироткина. "Факт колоссального значения! До сих пор преступники не давали о себе знать. Можно было подумать, что они давно исчезли из Путятина вместе с золотом. Но нет! Они здесь!.. Притаились и наблюдают за действиями милиции. Чем же им помешал Сироткин? Для ответа на этот вопрос надо знать, почему Сироткии решил навестить стройку. Например, он получил какие-то сведения, преступники забеспокоились и заманили участкового в безлюдное место. Но он мог заехать на стройку просто так и застать кого-то врасплох. Одно лишь ясно - для нападения на сотрудника милиции у преступников или преступника должна быть серьезная причина. Опытный Рудик сейчас тоже об этом думает. И есть еще один существенный вопрос: а что, если Гриня до чего-то докопался и именно поэтому поехал автобусом в Нелюшку?.." Володя понимал, что после сегодняшних бурных событий может наступить затишье. Но это будет затишье на вулкане... - Ну вот и пришли! - сказал изобретатель. - Я вам сейчас такую прокручу запись... XXIV Володя напряженно вглядывался в белую мглу. Ничего не видно. Только асфальт впереди метра на три. Но Валерий Чернов вел свою амфибию спокойно и уверенно. - У меня из кабины обзор шире, чем из "Жигулей". Чистое удовольствие. Жаль, вы сейчас не можете прочувствовать. "Без широты обзора я уж как-нибудь обойдусь,- думал Володя. - Не прозевать бы в тумане поляну с одинокой сосной". Тревога оказалась напрасной. Валерий уверенно свернул с асфальта, амфибия сползла в кювет, выбралась наверх и запрыгала по кочкам. - Приехали! - объявил Валерий. Володя впервые видел вблизи одинокую сосну и загадочный серый бугорок, оказавшийся довольно корявым сгустком бетона. "Я бы не удивился, - сказал он самому себе, - если бы мне удалось сейчас обнаружить, что кто-то пытался прорыться под серый бугорок". Но трава вокруг стояла нетронутая - никаких следов подкопа. "Впрочем, так и должно быть - здесь помысел, а золото схоронено в другом месте". Валерий со злостью пнул бетон каблуком. - Они у меня попляшут! Всей бригадой будут убирать! Туман стал рассеиваться, и Путятин открылся во всем блеске - красные и зеленые крыши, осенний пламень садов, купола монастыря... У Володи замерло сердце. - Давай остановимся на минутку. Ровно через минуту Валерий повел амфибию дальше. - Ну, что? Отличный обзор! Убедились? - Лучше не бывает! - признал Володя. Не доезжая до моста через Путю, амфибия свернула к белевшим сквозь сосны корпусам больницы. Главный врач Галина Ивановна завтракала у себя в кабинете - так бывало, когда она проводила всю ночь в больнице. - Тебе-то какое дело до Сироткина? Володя стойко выдержал ее проницательный взгляд. - Вся Нелюшка о нем тревожится и шлет гостинцы. - Володя подвел Галину Ивановну к окну и указал на амфибию, стоящую у подъезда. Валерий с помощью санитарки извлекал из багажника банки и пакеты. - Для одного Сироткина многовато, - заметил Володя, - но как откажешь, если несут и несут от доброго сердца. Ничего... При скудности больничных средств любое даяние благо. Сироткин поделится. - А кто тебя привез? - строго осведомилась Галина Ивановна, полностью игнорировав выпад против больничного питания. - Замечательный человек, изобретатель-самоучка. - Чернов? - В ее голосе Володя уловил какую-то особую интонацию. - Он самый. - Володе удалось принять безмятежный вид. - А что? Сироткин про него спрашивал? Галина Ивановна засмеялась. И смеялась довольно долго. - Ох, Киселев, Киселев... Значит, ты опять в роли Шерлока Холмса? Я так и подумала, когда ты вошел. Сведения о Сироткине оказались не очень утешительными. Он пришел в сознание, но не помнит обстоятельств, предшествовавших травме, не помнит, как ему нанесли удар. Типичная ретроградная амнезия. Однако полчаса назад больной вдруг спросил слабым голосом, жив ли Чернов. Разумеется, его успокоили: жив. Всю эту информацию Володя слово в слово передал Валерию. - Спросил про меня! Ну, Сироткин! - Валерий растрогался. - Я его главный враг, а он за меня беспокоится... Из больницы амфибия взяла курс на музей. В этот ранний час тут обычно трудились уборщицы, но сегодня понедельник, музей закрыт. Володе пришлось повозиться, отпирая своим ключом парадную дверь. Затем он отомкнул дверь, ведущую во двор, и они поднялись по наружной лестнице в директорский кабинет. Валерий бережно нес картонную коробку с "голосами жизни". - Куда поставить? - В самое надежное место! Перекладывая кассеты в старинный сейф, Володя искоса поглядывал на запечатанный конверт. Похвастаться перед Валерием своей блистательной догадкой насчет Грини? Нет, еще не время! Володя хотел распрощаться с Валерием на Фабричной. К себе в Посад можно добраться пешком, а Валерию надо спешить в Нелюшку - народ ждет вестей о Сироткине. Но изобретатель и слушать не стал - домчал до дома. ...Васька спал на диване одетый и даже подушку не достал из постельного ящика - приплюснулся щекой к валику. На столе белела раскрытая тетрадка. Володя наклонился и прочел: "Как я провел день". С чего бы Васька взялся писать сочинение на вольную тему? Володя пробежал взглядом первые строчки: "Банка сибя акупила". Ну и грамотей! Надо с ним позаниматься всерьез. Но что это за банка и что значит "акупила"? Володя стал читать дальше и увлекся. Ну и Васька! Ну и сочинитель! Конечно, за грамотность ему полагается двойка, но за содержание - пятерка с плюсом. Он сумел рассказать о своих похождениях живо и выразительно. Не зря Лев Толстой очень высоко ставил бесхитростные сочинения деревенских школьников. Васькин стиль тоже еще не испорчен штампами, характерными для школьных сочинений. А банка клубничного варенья действительно себя окупила. За чаем с вареньем братья Голубцовы рассказали, кто провожал Анюту вечером после дискотеки. Бокс! Борис Шумилин. "Вот почему они ему накостыляли. Но Голубцовы ошибаются - к пакету с деньгами Бокс не имеет никакого отношения. Не он подкинул знахарю записку с черепом и костями. И не он подкинул записку Анюте. Это сделали другие. И они назначили знахарю субботу потому, что записку Анюте удобнее всего подсунуть в субботу в дискотеке..." Володя с удовольствием вспомнил возникшее у него сразу предположение, что в выборе дня есть ключ к разгадке. Но что привело Джеку в Париж, в покинутый хозяевами дом? Васька задал себе этот вопрос и не нашел ответа. Зато он так ярко нарисовал все, что там произошло!.. Значит, громадный тяжеленный шкаф отзывался на удары колокольным звоном. И задняя стенка шкафа - не из фанеры, как у нынешней мебели. Примечательная подробность! Выдержанное старое дерево - прекрасный материал для изготовления струнных инструментов. Скрипичные мастера охотятся за старыми досками... Почему бы не заняться этим и гитарным мастерам?.. "Что ж... С Джекой все ясно!" - сказал себе Володя, переворачивая последнюю страницу Васькиного сочинения. И тут ему бросилось в глаза такое... Володя обомлел. Для непосвященного - всего лишь несколько слов из совершенно пустого разговора. Но для того, кому уже многое известно, драгоценнейшее звено, замкнувшее воедино долгую цепь фактов, догадок, предположений, логических выводов. - Шах помидорному королю! - воскликнул Володя и услышал за спиной шорох. Васька проснулся и поглядывал, очень довольный успехом своего сочинения. Если человек заслуживает похвалы - ее следует воздавать немедленно, не откладывая на потом. И уж тем более нельзя откладывать, если речь идет о талантливом сочинителе. Литературным талантам похвала нужна как воздух. Впрочем, и всем другим тоже. После завтрака Васька отправился к Вите Жигалову - предупредить, чтобы тот сегодня в музей не приходил, ремонт граммофона переносится на любой из ближайших дней, когда мастеру будет удобно. Володя поехал автобусом "Вокзал - Посад" в сторону центра, сошел на предпоследней остановке, миновал рынок, где нынче шли нарасхват местные помидоры, и твердым шагом направился к двухэтажному зданию путятинского городского управления внутренних дел. Что бы ему сейчас ни сказали, Васькина мечта все-таки осуществилась! Кража, крупнейшая за всю историю Путятина, расследована до победного конца не приезжими, глядящими на местных сыщиков свысока, - победную точку в этом деле ставит путятинская милиция в лице общественного помощника В. А. Киселева. В управлении Володя беседовал сначала с Фоминым. Затем с Фоминым и Рудиком Куртикяном. Втроем они направились в кабинет Петра Петровича Налетова. Здесь Володя увидел молодого человека в спортивной куртке - это и был недруг Фомина, капитан милиции Егоров. Володя позволил себе чуточку усмехнуться. Через два часа он вышел на крыльцо управления. В жизни довольно часто случается, что человек в нужный момент не находит слов для блистательного ответа. Но стоит выйти за дверь - и вот он, блистательный ответ. Такое запоздалое остроумие называется "остроумием на лестнице". Сколько раз приходилось Володе горевать, что удачный ответ пришел на ум слишком поздно. И мало-помалу он пришел к догадке, что в подобном положении нередко оказывались и те острословы, имена которых вошли в историю. Но не пропадать же эффектной фразе только потому, что она запоздала на минуту! Знаменитый острослов выходил на улицу и, смеясь, рассказывал первому встречному, как великолепно сразил противника. Встречный, разумеется, бежал пересказывать всем и каждому новую блистательную фразу, клятвенно уверяя, что сам присутствовал при ее произнесении. Меткое словцо с удивительной быстротой разлеталось по свету, и теперь уже никто не смог бы доказать, что оно придумано "на лестнице". Современники вписывали словцо в дневники и мемуары, оттуда оно переходило в труды историков, и даже самый скрупулезный исследователь не в силах определить, какие знаменитые слова были сказаны вовремя, а какие являются "остроумием на лестнице". Спускаясь с крыльца управления, Володя мысленно завершал свой разговор с Егоровым. "Я не считаю мой метод расследования универсальным, но для города типа нашего Путятина соприкосновение двух разных дел практически неизбежно. Я бы сказал, что это закономерность и с нею должен считаться каждый следователь. Мне, например, многое дала болтовня старух о чертях, якобы виденных на кладбище. И вообще мой успех объясняется знанием местных условий и обычаев, всей городской повседневности. Я ищу не только улики и не только отпечатки пальцев - мне виден след, оставляемый преступниками в тихой и прозрачной жизни Путятина". Завершающая фраза показалась Володе удачной. Мысль оригинальная и фраза отточенная. "Будем считать, что именно эти слова я и сказал Егорову на прощанье!" Из музея Володя позвонил Джеке Клюеву. Предстоял серьезнейший разговор. "Я уверен, что вы отлично справитесь с этим поручением", - сказал Володе Петр Петрович Налетов. - Зайти к вам? Сейчас? - Кумир не выразил никакого удивления. - Ладно, приду. Джека явился с букетом георгинов. - Отец вывел новый сорт и назвал "Анюта". Ну, как? Хороши? "Демонстрирует свою неуязвимую самоуверенность", - подумал Володя. И вслух произнес уклончиво: - Цветы всегда приносят радость. Новый сорт, выведенный доктором Клюевым, показался Володе не очень удачным. Цветы мелковаты. Георгинам все-таки присуща несколько тяжеловесная пышность. Если воспользоваться ассоциациями из мира музыки, георгины - это опера, а не камерный концерт и не эстрада. Букет сбил Володю с намеченного плана. Вместо того чтобы сразу взять быка за рога, Володе пришлось искать подходящую вазу. Затем он спустился вниз за водой комнатной температуры, припасаемой уборщицами для полива музейных цветов. "Значит, доктор согласился назвать новый цветок "Анюта", - размышлял Володя по пути. - Джека рассчитывал, что я спрошу почему. Дудки, не дождется. Но какие юнцы, оказывается, вырастают нынче в провинции! Мальчики международного поведения..." В каморке уборщиц нашелся и аспирин. Раскрошить полтаблетки и бросить в вазу с водой - жизнь срезанных георгинов будет продлена. Володя хлопотал, как домашняя хозяйка. А Джека гостем расположился в старинном кожаном кресле. Наконец Володя водрузил вазу на круглую колонку в углу кабинета. И взял быка за рога! - Вы догадывались, что деньги, с которыми была задержана Анюта Голубцова, предназначались не ей, а "Радуге", то есть вам? Джека нервно облизнул губы: - Догадывался. - И догадывались, от кого деньги? - Нет. - Джека наклонился и смахнул с джинсов невидимую соринку. - Почему вы не рассказали обо всем честно позавчера? - Потому что вы об этом не спрашивали. - Ответ вполне логичный. - Ну, а если бы все прошло успешно? Если бы Анюту Голубцову не задержали с деньгами?.. Предположим, она беспрепятственно взяла из тайника конверт, принесла домой, распечатала, увидела пачку денег... И что же потом? Как она поступила бы с этими деньгами? - Володя заметил, что Джека хочет возразить, и взмахом руки отсек ненужные слова. - Только не советуйте мне обратиться с этим вопросом к самой Анюте! Меня интересует ваше отношение к неожиданному подарку. Итак, Анюта рассказывает вам о деньгах в конверте... Вы бы посоветовали ей сдать их в милицию? Джека криво улыбнулся. - Не вижу смысла. Конверт не валялся на дороге. Если бы она эти деньги нашла, тогда другое дело. Но зачем сдавать в милицию подарок? - Не многовато ли для подарка? - спросил Володя. - Все-таки тысяча рублей! - Для нас с вами - большие деньги, - согласился Джека. - Но есть богатые люди. Для них тысяча - пустяк. - Меценаты? - задумчиво произнес Володя. - Неужели они есть и у нас в Путятине? - Давайте без ловушек! - огрызнулся Джека. - Это всего лишь мое предположение. Или, говоря по-вашему, версия. Я уже заявил официально, что не знаю, от кого этот подарок, Анюте даритель тоже неизвестен. - Однако в прошлый раз здесь, в кабинете, мы с вами слишком много рассуждали о деньгах, - с нажимом напомнил Володя. - О том, что без денег современный начинающий музыкант не имеет шансов пробиться наверх... - Володя сделал паузу, и Джека весь напрягся. - Я уже тогда подумал, что вы не только кассетами готовы торговать по четвертаку за штуку. Вы на многое можете пойти ради денег. Взять хотя бы эту историю с золотом, - продолжал Володя с деланной небрежностью. - Я знаю, что Голубцову так и не удалось найти покупателя... Джека вздрогнул. - Это не мы! - Что не вы? - язвительно спросил Володя. - Не вы ограбили универмаг? Кажется, вчера кто-то собирался сказать мне о своей непричастности. Так? - Джека молча кивнул. - Значит, вчера я мог услышать от вас сообщение, откуда у Голубцова "бабушкины драгоценности", разные там колечки и цепочки. И надеюсь, вы собирались рассказать мне о своей попытке сбыть "бабушкины драгоценности" зубному технику Галкину, а также о том, как после отказа вы попытались связаться через Ханю с неким Ариком, торговавшим на рынке помидорами... Володя педантично выложил Джеке все, что знал о неудачных попытках сбыта золотых предметов, не имеющих никакой художественной ценности. И спросил в упор: - Почему вы мне сразу все не рассказали? - Я хотел, - пробормотал Джека, - но не решился. - И напрасно! - Володя придал голосу строгость. - Ведь, согласитесь, делишки-то некрасивые. Прямо сказать - непорядочные... - Володя выдержал долгую паузу. - У вас хотя бы записано, у кого брали? - Записано! Какая вещь, сколько стоит... Мы заработаем и со всеми рассчитаемся! - Джека оправился от растерянности, заговорил напористо: - Мы вернем свои долги с процентами. Отыщем всех, кто нам помогал. Куда бы они ни уехали... "Зажигательная программа! - отметил про себя Володя. - И весьма деловая. Поклонники вкладывают свои капиталы в рок-группу Джеки Клюева и получают их обратно с процентами. Теперь понятно, почему Галкин сказал мне про ломбард. Для Джеки удобней не продавать принесенные девчонками золотые колечки и цепочки, а отдать в заклад - потом можно выкупить и вернуть. Придумано неглупо, но теперь придется этот план поломать..." Володя так и сказал Джеке. И услышал в ответ: - Нас не очень-то легко запугать! Затем Джека произнес речь в свою защиту. Он заявил, что не видит ничего противозаконного в сборе средств для оснащения музыкальной группы. Никому не запрещено брать деньги взаймы у друзей и знакомых. Любой путятинец, дождавшись своей очереди на "Жигули", бегает с протянутой рукой по всему городу, а потом несколько лет расплачивается с долгами. Джека заявил, что ему лично нечего бояться, если путятинская общественность узнает о добровольных пожертвованиях в виде золотых колечек и прочей муры. Но вот девчонок жаль. Ведь они приносили ценности, полученные в подарок от родителей. И потому их ждет крепкая домашняя выволочка, да и сплетни поползут... "Что правда, то правда, - согласился Володя, но, конечно, не вслух, а про себя. - С Джеки как с гуся вода. Он даже говорил в прошлый раз, что скандалы необходимы для популярности. Зато уж девчонкам достанется. И дома, и от всех городских кумушек, и в школе тоже..." Однако не пора ли прервать Джекину адвокатскую речь и задать еще один вопрос. - А как насчет коллекции мини-автомобильчиков Максика Галкина? Ее ведь тоже придется вернуть! Джека не спеша полез в карман, достал пачку "Мальборо", закурил. - Каждый получит обратно то, что принес. Девчонки - свои бебихи. Максик - деньги. - Значит, Максик Галкин сам продал коллекцию, чтобы ссудить вас деньгами. А покупатель кто? - Спросите у Галкина! - отрезал Джека. - Спрошу, - обещал Володя. - Ну, а что вы собираетесь делать со старым шкафом? Вот тут Джека оторопел. - С тем, который оставлен хозяевами в Париже, - уточнил Володя. - Откуда вы узнали? Володя, разумеется, не назвал свой источник информации. Туманно дал понять: милиции известно все. - А что шкаф... - выдавил Джека с большой неохотой. - Хозяевам он ни к чему, в новой квартире не помещается. Другие бы взяли на дрова, а мы... - Решили на нем заработать! - подсказал Володя. - Выгодно продать. Ну и как? Нашли покупателя? - Эдик кого-то нашел. - Эдик Вязников? - многозначительно переспросил Володя. - Из бригады, которая в Нелюшке? Джека утвердительно кивнул. - И какого же покупателя нашел Эдик? - продолжал допытываться Володя. - Богатого, - сказал Джека. - Специалиста по антикварной мебели. Шкаф-то оказался красного дерева. Прошлый век, работа крепостных мастеров. Не какие-то старые доски! Антиквариат! Это был жесточайший удар по Володиному самолюбию. Прозевать у себя под носом такую ценность! "Но откуда в развалюхе мебель красного дерева?! - вскричал голос благоразумия. - Чушь! Вязников просто-напросто морочит Джеке голову". "Нет! Не морочит! - отозвался другой голос, весьма ехидный. - После революции путятинский Совет распродал рабочим по дешевке имущество бывшего владельца фабрики. У Фоминых вон до сих пор стоит старинное кресло. В других домах можно увидеть и столики какие-нибудь с инкрустацией, и вазочки. А кому-то достался шкаф красного дерева..." Володя с укором глянул на Джеку: - Почему вы не предложили свою находку музею? - Почему? - Джека криво улыбнулся. - Потому что ваш музей не может прилично заплатить за антиквариат. А для современного миллионера наша находка - прекрасное помещение нетрудовых доходов. - Это вам Вязников так объяснил? - быстро спросил Володя. - Вы с ним близко знакомы? Джека не замедлил с ответом: - У нас только деловые отношения - не больше. Володя располагал иными сведениями. Причем вполне достоверными - полученными от Васьки. Братья Голубцовы говорили, что Анюта ждала от какого-то знакомого письмо с нотами и текстами песен. Кто этот знакомый? Скорее всего, Эдик, непременный посетитель танцев в лагере старшеклассников. А кто тайный богач, способный швырнуть тысячу рублей на музыкальный прогресс в Путятине? Тоже Эдик? "Как бы не так! - сказал себе Володя. - Джеке простительно думать, что даритель хотел отличиться перед Анютой. Но я-то знаю, кто писал записку знахарю и кто подрисовал на тетрадном листке череп и кости. Дорогой подарок назначался вовсе не Анюте, а ему, несравненному Джеке Клюеву..." На прощанье Джека все-таки спросил: - Хозяин денег нашелся? Володя мог бы ответить классической фразой: "Здесь вопросы задаю я!", но предпочел уклончивую формулировку: - Если даритель пожелал остаться неизвестным, значит, были на то свои причины... Интересно, какой музыкальный привет отстукает Джека по чугунным ступенькам? Никакого! Спустился бесшумно. Володя остался один на один с георгинами по имени "Анюта". Может, надо было сегодня не отпускать Джеку после короткого разговора, а побеседовать с ним всерьез - о музыке и не только о ней? Нет, правильно сделал, что отпустил. Пускай сам над всем подумает. На столе нежно зазвенел телефон, склеенный умелыми руками Вени Ророкина. - Владимир Александрович! Это я, Вороханова. Можно к вам зайти? - Да, конечно. Жду. Наступил тяжелый для Володи момент. Он так хотел, чтобы история с "бабушкиными драгоценностями" никуда бы дальше не пошла. И чтобы никто и никогда не узнал, кому пришла в голову идея шантажировать знахаря, чтобы преподнести Джеке дорогой подарок... Нина Васильевна вертела в руках злополучную записку и смеялась: - Чепуха какая-то. Не пойму, чего Лукич испугался. Такую записку порвать да выбросить, а он в милицию обратился. И деньги в конверт сунул - не бумажки... - Я тоже сначала не видел логики в поведении знахаря, - признался Володя. - Перебрал уйму версий! И до того докатился, что всерьез примерял к Лукичу заезженный сюжет из детективного кино - будто кто-то узнал о его темном прошлом... - Нина Васильевна слушала, стараясь не проронить ни слова. - Но все оказалось проще... Володя стеснительно развел руками. Умный человек по такому жесту сразу догадывался, что все было далеко не просто, совсем наоборот - потребовало знаний и трудов. - Да, гораздо проще, - повторил Володя, окончательно утверждая Нину Васильевну в догадке, что только опытный детектив В. А. Киселев мог в такой простоте разобраться. - Лукич не испугался, увидев записку! - задумчиво произнес Володя. - Лукич обрадовался! Почему? Да потому, что сразу заподозрил в глупом хулиганстве своих соседей, Сашку и Лешку Голубцовых. И решил воспользоваться случаем - с Голубцовыми у знахаря давняя вражда. Надо отдать Лукичу справедливость - свою интригу он разыграл великолепно: подкараулил Фомина, изобразил жуткий страх. И я не удивлюсь, если экспертиза подтвердит мое предположение, что третий нолик был дописан знахарем. Вначале цифра выглядела скромней - единица и два ноля, всего сто рублей... Однако вполне возможно, что третий ноль вывела та же рука, которая нарисовала череп и кости. Очень крепкая рука! - добавил Володя после паузы. - Это она так метко запустила камнем в фонарь на Парковой... - Ужас! - прошептала Нина Васильевна. - Но вернемся к знахарю, - продолжал Володя. - Он ничем не рисковал. Деньги никуда не денутся - милиция вернет. И Голубцовы сделаются сговорчивей, отдадут часть своего огорода знахарю для его грядок с лекарственными растениями... - Ну, а кто же разбил фонарь? - спросила Нина Васильевна. - Сашка или Лешка? - Ни тот и ни другой. ...Володя понимал, что выхода нет. Сейчас он вывернет перед инспектором по делам несовершеннолетних сокровенные тайны одного неформального объединения подростков. Ничего не поделаешь - обязан. И прежде чем он расскажет Нине Васильевне о своем посещении заброшенного пакгауза, ему придется открыть ей и свою тайну - в каком виде предстал перед юными каратистками один всеми уважаемый в городе человек, директор музея!.. "Если бы я мог продолжить встречи с девочками из команды Веры Соловьевой... - с грустью подумал Володя. - Я бы провел с ними беседы о прекрасном. Объяснил бы, что подняться до высот культуры можно и живя в провинции. И девочки сами бы поняли, что устанавливать справедливость кулаками - варварство..." Володе представились вечера в музее. Пригодятся и старые граммофонные пластинки. Шаляпин. Собинов. Панина и Вяльцева... Увы, этому не бывать - Володя сам лишил себя возможности снова встретиться с командой из пакгауза. Заявился переодетым! Назвался журналисткой из областной газеты! Сплошной обман... Как после такого взглянуть в глаза Вере и ее подругам!.. У него осталась единственная возможность поговорить с командой из пакгауза - написать обещанную статью. Под псевдонимом "Ольга Кречетова". Звучит несколько претенциозно, однако не все ли равно. Кречетова так Кречетова. Не в подписи дело - в том, как будет написана статья. "А я уж вложу в статью все силы!" - поклялся самому себе Володя. Разумеется, он не собирался посвящать Нину Васильевну в свои литературные планы. Ей он рассказал только про беседу некой журналистки с неформальным объединением девочек-подростков. - К моменту встречи с ними у меня уже сложилось представление, кем могла быть сочинена записка, подброшенная знахарю, - Володя говорил как бы размышляя вслух. - Мне виделись двое. Девочка с правильным школьным почерком, прилежная ученица, не сделавшая в записке ни единой ошибки. И кто-то другой - полная противоположность прилежной девочке, его рукой были нацарапаны на листке череп и кости. Мальчишка или подросток. Это он разбил фонарь на Парковой возле дома двадцать пять... Но там, в пакгаузе, вдруг все перевернулось и поменялось местами. Я понял, чья рука метко поразила камнем фонарь на высоком столбе и кто нарисовал на листке из тетради череп и кости... - Володя сделал долгую паузу и с трудом произнес: - Вера Соловьева... Нина Васильевна, ей надо помочь... И всей команде... Защитить от пересудов. - Обещаю, - сказала Нина Васильевна. Володя знал - ей можно верить. - А теперь о том, кто написал записку. У Веры характер командирши. Она командует даже старшим братом. И другие девочки подчиняются ей беспрекословно. Но записку знахарю она заставила написать мальчика. Почему-то Вере нравится вить веревки из тихих и застенчивых ребят. - Неужели Спицын? - вырвалось у Нины Васильевны. - Я тоже сначала подумал на Спицына, - признался Володя. - Но у нас в Путятине недавно появился Ваня Репьев - он из одной деревни с Верой. Ваня понадежней Спицына. Даже участковому не признался, что "Болотную крысу" ему подарила Вера. Нашел - и все! Нина Васильевна покраснела. - И мне он сказал, что нашел. Я поверила. - Есть еще рыцари в славном городе Путятине! - воскликнул Володя. Осталось рассказать Нине Васильевне печальную историю коллекции мини-автомобильчиков, принадлежавшей Максику Галкину. Не вся коллекция целиком перешла к Борису Шумилину, как считала Нина Васильевна. Запутавшийся в долгах Максик пожертвовал "Болотной крысой", чтобы отсрочить уплату. Об этом узнала Вера и навела справедливость по-своему. Однако "Болотная крыса" к Максику не вернулась. И тут какую-то роль могла сыграть Даша Галкина. Вернуть Максику мини-автомобильчик - значит выдать себя. - Даша Галкина и Вера Соловьева учатся в одном классе, - вставила Нина Васильевна. - Ну вот, все сходится, - продолжал Володя. - Галкин жаловался мне, что Даша где-то пропадает допоздна. И что она хлопотала за Сашку Голубцова, которому позарез надо продать или заложить "бабушкины драгоценности". - Очень серьезная девочка, - заметила Нина Васильевна. - Учится на пятерки. Беленькая и глаза голубые. Володе мигом вспомнилась юная каратистка в льняных кудряшках, будущая медалистка. Да, все сходится! - Но куда же все-таки девалась коллекция Максика? - недоуменно спросила Нина Васильевна. - Он продал ее и отдал деньги Клюеву. - Продал?! - Нина Васильевна всплеснула руками. - Кому? - Думаю, Клюев знает покупателя, но мне сообщить не захотел. Деньги он Максику вернет. - А Максик сможет выкупить свою коллекцию? - Вряд ли... Интуиция подсказывала Володе, какой вопрос задаст напоследок Нина Васильевна. Что делать с Шумилиным? Трудный вопрос. Шумилин не имеет никакого отношения к письму в тайнике - так что зря Голубцовы приходили к нему сквитаться. И Шумилин не завладел всей коллекцией Максика, взял только "Болотную крысу", как некий процент с долга, но ведь и "Болотная крыса" не осталась у Шумилина, ее отобрали... Нина Васильевна действительно спросила про Шумилина. Володя с надеждой поглядел на принесенные Джекой георгины. - Шумилину предстоит выслушать все, что о нем думают ребята. И произойдет это на первом же комсомольском собрании. Но я буду рад, если вдруг встанет Анюта Голубцова и заступится за "полковника Шумилина". Именно она! Если так не случится, можете назвать меня ослом. - Вас? - Нина Васильевна прижала ладони к щекам в неописуемом изумлении.- Ни-ког-да! XXV За окном шел нудный осенний дождь. Володя неторопливо отпер сейф, достал запечатанный конверт и протянул Фомину: - Пожалуйста, прочти! - Не можешь без фокусов, - проворчал Фомин. С привычной аккуратностью он поддел ножичком клапан конверта, вытащил листок, повертел в руках, похмыкал и наконец прочел вслух: - "Гриня опоздал. Ограбление совершено без его участия".- Фомин разочарованно глянул на Володю. - И это все? - Все! - сухо парировал Володя. - Сегодня каждый путятинец знает, что золото унес не Гриня. Но в тот день, когда я сделал свою запись, об этом знал только один человек. - Интуиция! - язвительно сообщил Фомин, обращаясь к гостям, собравшимся у Володи в директорском кабинете, к Валентине Петровне и Альбертовне с Даниловной. Володя тонко улыбнулся. - Моя интуиция меня не обманула, когда я обратил внимание на серый бугорок под одинокой сосной. Ты помнишь, Фома, я сразу тебе сказал, что тут дело нечисто. Но в моих догадках насчет Грини решающую роль сыграла не интуиция, а логика. Я задал себе вопрос: почему Гриня присоединился в поезде к пациентам знахаря? И нашел ответ: так и должен был поступить человек, едущий в незнакомый город. Услышал в поезде восторженные разговоры про чудодея, живущего в Путятине, и мигом сообразил, что ему повезло. Можно появиться в городе под видом пациента знаменитого Лукича, снять угол, пожить несколько дней, оглядеться... Это куда безопасней, чем сразу нагрянуть по адресу, полученному в колонии от Сухарева. Да и надежен ли адрес?.. Володя чувствовал, как внимательно слушают его Валентина Петровна и Альбертовна с Даниловной. Заинтересовались! Сгорают от любопытства! Что ж... Все идет правильно. Финальная глава детектива должна быть выстроена по всем законам жанра. Шерлок Холмс закурил трубку и начал свой рассказ... - Итак, с помощью логики я установил, что Гриня прежде в Путятине не бывал. Это его первое появление. Он сидит на лавочке во дворе знахаря и вдруг слышит, как местные старухи начинают судачить на самую актуальную городскую тему - ограбление универмага. Гриня приходит в ярость. И тут он, конечно, допустил промах, спешно покинув подворье знахаря. Ему-то известно, как устрожается обстановка в городе, где только что совершено крупное и дерзкое преступление. Надо было действовать осмотрительно. А Гриня ошибается еще раз, когда обнаруживает за собой "хвост" и очень умело от него отрывается. Ему и в голову не пришло, что "хвост", то есть я, горел желанием помочь больному человеку. Все могло бы закончиться ничем, если бы не профессиональная ловкость, с которой Гриня ушел от преследования. Этим-то он себя и выдал! С той минуты я стал угадывать мысли Грини, и получилось так, словно мы с ним вступили в решающий поединок... Фомин предупреждающе кашлянул. - Коля, береги нервы, - мягко посоветовал Володя. - Все знают, что не мне был поручен розыск преступника. Однако... Один случай, другой, третий... У меня появилась возможность разработать теоретически и применить на практике оригинальный метод расследования, основанный на случайных соприкосновениях двух разных дел. И мой метод оказался плодотворным. В сочетании с накопленными годами знаниями родного Путятина. Я так и сказал удивленному моей удачей опытному следователю: "Я ищу не только улики и не только отпечатки пальцев - мне виден след, оставляемый преступником в тихой и прозрачной жизни Путятина". - Замечательные слова! - Альбертовна и Даниловна захлопали в ладоши. Фомин возмутился - ну, это уже нахальство! Наглое вранье! - Когда ты говорил? Где? Кому? Володя молча развел руками. О, великий русский жест! Всего лишь легкое движение рук в стороны - и фраза, придуманная "на лестнице", не вызывает сомнений, она входит в историю как подлинный факт, подтвержденный очевидцами. - А теперь немного музыки. Володя подошел к граммофону, покрутил для вида заводную ручку. Молодец Витя Жигалов! Оживил ретро-технику, внутри старинного ящика поставил новый механизм. Из зеленой трубы послышалось шипение, и словно откуда-то издалека прилетел низкий женский голос: Жалобно стонет ветер осенний... Варя Панина! Старинный дом радостно вздрогнул, отозвался легким скрипом паркета, приглушенным звоном чугунных ступеней, забренчали хрустальные висюльки в люстрах, им ответило бемское стекло в высоких белых дверях... Володе вспомнилась мечта великого Джеки: низкий женский голос и провинциальный звуковой фон. "Надеюсь, и они сейчас вспомнили об Анюте,- подумал Володя, глядя на своих гостей. - Я правильно сделал, что позвал их сюда, в музей, а не домой". Неделю назад он принимал здесь, в музее, Рудика. Сначала они обошли все залы, довольно долго стояли перед картинами Пушкова, а потом поднялись в кабинет, и Володя устроил для гостя концерт-ретро. Рудик был в том же пижонском наряде помидорного короля, только вместо всех массивных перстней - одно скромное кольцо, обручальное. Счастливый семьянин, отец двух сорванцов. Попивал заваренный Володей чай на семи травах и рассказывал в подробностях, как были взяты преступники. - А ты оказался прав, - говорил Рудик. - Нечистая сила у вас в городе не зря активизировалась. И именно на кладбище... Володя не удержался от ревнивого вопроса: - Веню Ророкина в засаду взяли? - Ну, Веню... - Рудик заулыбался. - Отличный парень! Такой план вычертил по памяти. Знает на кладбище все ходы и выходы. "Еще бы ему не знать! Веня жил рядом с кладбищем, в детстве там все излазил..." Володя понимал, что Рудик сейчас сказал не всю правду. Веня принял участие в захвате не только как знаток местности. Веня силен, отважен, ловок. "А я? - спросил себя Володя. - Рудик в автобусе видел, какой я растяпа. Пялился на Гриню и не заметил настоящего преступника. Да и за Гриней не уследил..." Рудик, как и положено профессионалу высокого класса, читал у Володи в мыслях. - Кисель! Выше голову! Я тоже видел в кино смелых детективов, гоняющихся с револьвером за преступниками. В кино этим занимаются даже следователи прокуратуры, а не только наш брат оперативник. Но вообще-то в ведомствах, поставленных на страже закона, существует разделение труда... - Рудик дружески похлопал Володю по плечу. - Твое дело работать головой. Твой друг Фома говорит, что ты любишь рассказывать свои детективные истории. Обязательно подчеркни: девчонки ночью на площади проявили замечательную наблюдательность, да и твой доктор Ватсон усек очень важное в разговоре про газорез... Рудик отхлебнул еще несколько глотков чая и продолжал: - В детективе самое интересное - поиск, а не захват. И при захвате увлекательные подробности возникают главным образом из-за плохой подготовки. Правильно спланированный захват проходит по шаблону, а ты, как сказал мне твой друг Фомин, действуешь только оригинальными методами. Так что когда твой детектив подойдет к концу, ты обрисуй темную ночь, некую могилу и... поставь точку. Увидишь - получится очень эффектно. И зажигательно для воображения слушателей. Сами все додумают!.. Володя от души поблагодарил Рудика за прекрасный совет. Неожиданная точка всегда производит впечатление. А на кладбище действительно не произошло ничего особенного. Преступники оцепенели от внезапно вспыхнувшего яркого света и не оказали никакого сопротивления. Обошлось без выстрелов и без погони, хотя преступники не были уж совсем простаками - они поставили самосвал невдалеке, у пролома в заборе... Пластинка кончилась, Володя перевернул ее на другую сторону и объявил: - Старинный романс "Задремал тихий сад...". - Послушаем, - томно промурлыкал Фомин. Но три женских голоса дружно запротестовали. Концерт-ретро потом. Сначала детектив! Володя мог торжествовать. - Давайте снова вернемся к тому дню, когда я обратил внимание на серый бугорок под одинокой сосной. Помнится, мы с Фомой увлеченно беседовали о возможности человеческого ума пойти дальше научного этапа познания и достичь знания интуитивного... "Стоп! - сказал себе Володя. - Здесь я должен пропустить, что мне вдруг померещился разговор в кустах. Если бы я тогда догадался обшарить кусты, Спицын и его приятель сели бы с нами в автобус и я бы сумел кое-что подметить, наблюдая встречу Веры Соловьевой с этим хитрецом. Но о Спицыне сейчас ни слова! Не обязательно, чтобы в школе знали лишнее о команде юных каратисток. Я правильно сделал, что не пошел на школьное комсомольское собрание, хотя меня приглашали. Я не такой уж любитель копаться в чужих делах, как думает Фома. Но если я могу кого-то защитить, я за это берусь, несмотря ни на что..." Слушатели не заметили заминки в рассказе. Ведь мысли обладают фантастической быстротой. Володя продолжал как ни в чем не бывало: - А затем мы с Фомой сели в автобус, в наш обыкновенный путятинский автобус. И тут я своими глазами увидел бригадира шабашников Маркина и услышал о некоем Эдике Вязникове. Ну и конечно, старухи из Крутышки! Пустейший, казалось бы, разговор. Но в нем таились две ниточки для расследования. Старухи бранили моду на дорогие надгробия - ниточка к бугорку под одинокой сосной и к некой частной фирме. Они говорили про чертей - прекрасно! Я вывел отсюда догадку, что по ночам кто-то рыскал среди могил... Кстати, - обратился Володя к Альбертовне и Даниловне, - ведь ваша квартирная хозяйка подрабатывает к пенсии изготовлением искусственных цветов. - Да! - оживилась Альбертовна. - И к ней приходили из милиции. - Двое, - добавила Даниловна. - Смуглый красавец и с ним верзила. Наша хозяйка повела их к своей подружке. Вернулась, и ни слова. Как в рот воды набрала. - Молодец! - сказал Володя.- Сохранила тайну. Но теперь-то я могу вам открыть, чем интересовались двое из милиции, смуглый красавец Рудик Куртикян и верзила Веня Ророкин. Подружка вашей хозяйки довольно точно указала им, в какой части кладбища ей повстречались черти. После этого удалось установить, в каком надгробии спрятано золото. - Страсти-мордасти! - Даниловна поежилась, будто впервые услышала про могилу, где были обнаружены замурованные в бетон драгоценности. О бетонной плите уже неделю судачил весь Путятин. И весь Путятин перебывал на кладбище, желая видеть собственными глазами тайник, оборудованный преступниками. - Володя, ты бы все-таки рассказывал по порядку! - попросила Валентина Петровна. Он и сам чувствовал, что не получается складное повествование с лихо закрученным сюжетом. Золотому детективу все время чинит помехи простенькое дело со сбором средств для "Радуги". Вот и сейчас не к месту вспомнилась записка, подброшенная знахарю! В тексте, который сочинил и написал Спицын, а вовсе не Ваня Репьев, значилось сто рублей. Вера решила, что для знахаря это пустяк. Она была у него в доме и заплатила ему свои пять рублей за приворотное зелье из плакун-травы. Не постеснялся Лукич взять деньги с девчонки! Когда Вера рассказывала Нине Васильевне о своем визите к Лукичу, она, конечно, не призналась, какого лекарства просила, чтобы Джека наконец обратил на нее внимание. Вера сказала, что ходила к знахарю по маминой просьбе. Но Володе-то Лукич говорил про какую-то Веру. Ну и гусь! Третий ноль дописал он - это доказано экспертизой. Теперь у Лукича отпала охота жаловаться на шантаж, сам просит не придавать значения детскому озорству... Усилием воли Володя отогнал мысли о другом деле и вернулся к золотому детективу. - Хорошо, Валя. Буду по порядку. Значит, я установил чистое алиби для Грини. И как раз в это время мне случайно сделалось известным, что кто-то брал газорез из бывшей будки Сухарева и затем вернул, но положил в другое место. У меня мгновенно явилась догадка, что именно этот газорез был использован, чтобы вскрыть сейф в ювелирном отделе. Причал, где находится скопище будок, никем не охраняется, туда имеет возможность проникнуть любой. Мои поиски, кто брал газорез, грозили быть долгими, но один человек неожиданно выдал себя. Здесь я должен сделать небольшое отступление, - предупредил Володя, - и рассказать кратенькую историю, как Витя Жигалов стал хозяином бывшей будки Сухарева. На будку претендовали двое. Победил Витя. И это было очень справедливое решение, принятое общим собранием владельцев моторных лодок. У Вити талант изобретателя, изумительная техническая интуиция... И вот однажды бывший Витин конкурент заглядывает на причал и видит, что Витя работает другим газорезом - не тем, что лежал в будке Сухарева. А где же сухаревский газорез? Витя побоялся сказать, что аппарат у него отобрал участковый Журавлев. Соврал, что газорез сломан, лежит дома. Ему на выручку пришел Васька. Бывший конкурент понял, что у ребят есть какие-то причины скрывать, куда подевался газорез. И очень расстроился - это, к счастью, не укрылось от наблюдательного Васьки. Так я вышел на киномеханика Шашурина, - совсем просто произнес Володя и выразительно примолк. - Потрясающе! - воскликнула Альбертовна. - Сколько всего надо знать, занимаясь расследованием. Володя, конечно, воспользовался случаем и повторил свою историческую фразу, сказанную опытному следователю Егорову. Фомин только крякнул. - А ты помнишь, как интересовался неким Юрковым? - кротко спросил Володя. - Когда мы встретились в Нелюшке? Ответа он не получил. Но какие-либо разъяснения Фомы и не были ему нужны. - Так вот про Юркова...- Володя отвесил Фомину легкий поклон.- Я тебе очень благодарен за своевременную подсказку. Ты помнишь, я сразу сказал, что это фамилия владельца трактира "Эльдорадо". Однако Юркову принадлежал не только трактир, но и лавка в торговых рядах - та, где сейчас овощной магазин. А мы с тобой, Фома, встречались в детстве с представителем семейства Юрковых. Помнишь городского дурачка Кудыкина? Помнишь, какой он был несчастный, никому не нужный? А ведь в Путятине у него была родня... - Ой, Володя! - взволнованно перебила Валентина Петровна. - Не говори! Я знала! Моя мама отдавала Кудыкину старые папины вещи и ужасно ругала Шашуриных - совесть потеряли... Володя бросил иронический взгляд на Фомина: и это называется работник милиции! Упустить такой источник информации! У себя дома!.. - Правильно, Шашурины, - сказал он Валентине Петровне. - Они стыдились признавать Кудыкина своим родственником, но в дом иногда пускали. Впрочем, Гена Шашурин мог услышать рассказы про подземный ход и не от Кудыкина, а от своей бабушки, доводившейся несчастному старику двоюродной сестрой. Володя перевел дух. - Это все, что я пока знаю. Остальное - дело следователя. Он установит, делился ли Гена Шашурин фамильной тайной с Сухаревым или Сухарев сам что-то выведал у Юркова-Кудыкина. Впереди у Володи лежала финишная прямая. Надо собрать все силы и эффектно рвануть ленточку. Конечно, имя сообщника Шашурина уже известно всему Путятину. Что ж... И при этих обстоятельствах можно держать слушателей в напряжении. Володе вспомнился вечер в обществе изобретателя Чернова и многоухого робота по кличке "Фантомас" В комнате звучал то лягушиный концерт, то загадочный разговор на болоте: "Поезд уже ушел..." Голоса оказались Володе знакомыми - Вера Соловьева и Спицын, явно трусивший. Затем "Фантомас" воспроизвел разговор девчонок о поездке с Эдиком в город, торг Маркина и Лукича относительно платы за бетонирование дорожек, романс "Утро туманное, утро седое..." в исполнении Анюты Голубцовой и под аккомпанемент легких ударов весел по воде, беседу двоих неизвестных о начальниках, ничего не смыслящих в технике... Много интересного и полезного услышал Володя от многоухого "Фантомаса". И смог сопоставить некоторые новые факты со старыми. Володя понимал, что участие "Фантомаса" придает детективу современный шик. Расследование на уровне мировых достижений техники. Путятин мог бы гордиться! Но... Рудик категорически потребовал - никому ни слова о "голосах жизни": не стоит смущать такими вещами покой граждан. А с Валерия Рудик взял клятвенное обещание - больше никаких тайных записей, только в открытую и с согласия тех, кого записываешь. Изъятие "Фантомаса" из детектива поставило Володю перед необходимостью приписать кому-то другому все, что сообщили "голоса жизни". В условиях Нелюшки этим другим мог быть только участковый Сироткин. Таким образом, из "Фантомаса" и Сироткина надо было сложить литературного героя, вобравшего в себя качества многоухого робота и реального участкового. Свой творческий замысел Володя изложил Рудику, не очень-то надеясь на одобрение. Новое всегда с трудом пробивает себе дорогу. Однако Рудику понравилась идея вылепить из двух действующих лиц одно: "Чернов подрывал авторитет Сироткина? Подрывал. Неоднократно и систематически. Вот и пускай "Фантомас" поработает на авторитет участкового". Зная честность Сироткина, Володя не стал приписывать ему напрямую все заслуги "Фантомаса". Пускай этим займутся увлеченные детективом слушатели. А Сироткин и в самом деле многое успел разузнать и уже выходил на след преступников, хотя и получил камнем по каске не за это. Небольшой перерыв. Заварен чай, тот самый, которым восхищался Рудик,- на семи травах. Володя отставил в сторону свою чашку - пусть остынет - и приступил к кульминации детектива: Нелюшка, неожиданное нападение на участкового Сироткина. - Я ломал себе голову - Маркин или Вязников? Казалось бы, факты говорили против Вязникова. Ведь в его отсутствие Сироткин опросил всех членов бригады, и после этого не было никаких попыток убрать участкового. Хотя Сироткин - я слышал от него самого - не скрывал своих подозрений, что следы ведут в бригаду шабашников. Как вы уже знаете, - продолжал Володя, выпив остывший чай, - в бригаде только двое были новичками. Маркин и Вязников. Остальные ездят этим составом на шабашки уже давно, придерживаясь правила, выбранного однажды и навсегда: наше дело вкалывать, а для махинаций мы нанимаем кого-то со стороны. Нынешним летом таким "человеком со стороны" оказался Маркин. Интеллигентов-шабашников совершенно не тревожило, что их бригадир оказался субъектом с весьма темной биографией. А Эдика им порекомендовал один прежний член бригады, обычно исполнявший обязанности шофера. На этот раз он поехать на шабашки не смог, и его заменил Эдик. - Значит, Эдик никакой не научный сотрудник, - вставила Альбертовна. - Не торопитесь с выводами, - сказал Володя. - Вязников действительно работает в солидном научно-исследовательском институте младшим научным сотрудником. В бригаде он оказался самым неимущим. Поэтому Эдик не только вкалывал на строительстве комплекса. Он хватался за любую возможность зашибить деньгу. Маркин берется строить в Нелюшке частный гараж - Эдик у него на подхвате. Маркин организует фирму по изготовлению надгробий - Эдик вкладывает в это дело свои художественные способности, фирма начинает делать фигурные плиты из бетона. Джеке нужно продать старинный шкаф - Эдик тут как тут, предлагает посредничество... И наконец, именно Эдик покупает по дешевке коллекцию мини-автомобильчиков у Максика Галкина - на этом тоже можно подзаработать. От Володиного взгляда не укрылось, что Даниловне эти факты из жизни Эдика неприятны. - Да, младший научный сотрудник Вязников не отличался щепетильностью, - подтвердил Володя, повернувшись к ней. - И ему ничего не стоило попросить кого-то из приятелей, чтобы тот отправил в Нелюшку телеграмму о болезни отца. Этот поступок не может быть оправдан даже опасениями Эдика, что на свадьбу сестры бригада не отпустит. Но скажу и несколько слов в его защиту... Эдик не только купил в подарок сестре на свадьбу золотое колечко и еще что-то. Семья у них небогатая, так что и застолье справлялось на заработанные Эдиком деньги. А достались они ему нелегко, и Эдик решил не оставлять дорогие закуски на ресторанном столе. Он запихнул икру и все прочее в сумку и привез в Нелюшку - я не сомневаюсь, что, выкладывая закуски на стол, он признался бригаде в истинной причине отлучки... - Опять твоя интуиция, - скептически заметил Фомин. - Она, - скромно подтвердил Володя. - Ну, а кто же напал на участкового? - спросила Даниловна. - Маркин? - Для опытного Маркина слишком примитивный поступок, - задумчиво произнес Володя. - Однако я и сам грешил таким подозрением. И опытные допускают промахи - взять того же Гриню... Всему виной моя невнимательность, - заговорил Володя после некоторой паузы. - В автобусе я совершенно упустил из вида одного пассажира. Знаете, существуют люди, которых, как говорится, в упор не видишь... Володя чуть не брякнул, что таким незаметным умеет быть Спицын, подсунувший Анюте под гром дискотеки записочку насчет конверта в тайнике. Эту записочку, кстати, уже Ване Репьеву пришлось писать под диктовку Веры. "Но о втором расследовании - ни слова!" - напомнил себе Володя и вернулся к золотому детективу. - Я наблюдал в автобусе за Гриней, наблюдал за незнакомцем в кожаной куртке, оказавшимся впоследствии Эдиком Вязниковым, еще кое за кем... - Володя не стал вдаваться в подробности истории с шляпой. - Но сидевший не так уж далеко от меня киномеханик из "Салюта" не привлек моего внимания, оказался пустым местом, совершенно посторонний персонаж, не имеющий никакого отношения к моим тогдашним мыслям. И лишь когда Васька рассказал мне, как загрустил Гена Шашурин, услышав про сухаревский газорез, я вспомнил, что Шашурин тоже ехал тем рейсом в Нелюшку. И сразу все прояснилось до конца... Володя красочно описал действия киномеханика, догадавшегося, что газорез конфискован милицией. Шашурин оставил за себя в "Салюте" помощника и поспешил в Нелюшку - предупредить Маркина об опасности, получить совет. Шашурин в панике. Поиски он, естественно, начал со стройки, но там уже никого не было. И вдруг послышался треск мотоцикла. Шашурин на всякий случай спрятался. Подъехал Сироткин, слез с мотоцикла и направился точнехонько туда, где укрылся Шашурин. Тот в страхе схватил обломок бетона. Ему ведь нечего ответить на самый простой вопрос участкового: "А ты что здесь делаешь?" Убивать Сироткина он, конечно, не хотел. Только оглушить и скрыться. - Так случилось, что первым на месте происшествия оказался я, - продолжал Володя. - И первая моя мысль была, что Сироткин до чего-то докопался и его решили убрать. Но это шло бы вразрез с хитроумным планом преступников, а об их плане я начал строить предположения с того момента, как увидел серый бугорок под сосной. Драгоценности, похищенные в универмаге, они решили запрятать надолго. Существуют хорошо известные Маркину сроки розысков - пройдет время, и можно будет без риска воспользоваться награбленным. В качестве тайника преступники использовали бетонное надгробие - разумеется, без ведома заказчика. Однако после того, как Шашурин с перепугу оглушил Сироткина, расчет на долгие сроки лопнул. Шашурин решил бежать из Путятина - и не с пустыми руками. Он не давал покоя своему сообщнику и настаивал на дележе. Маркин тоже начал нервничать, опасался новых промахов Шашурина. Они оба и не подозревали, что милиция следит за каждым их шагом. Но вот настал день, вернее, ночь... И тут Володя оборвал свой детектив - как и советовал ему Рудик. Из трубы изумрудного цвета лился старомодно перевранный граммофоном могучий голос Шаляпина: Я не сержусь... Володя достал из книжного шкафа и раскрыл большую картонную папку, в каких художники носят свои рисунки. Пожелтелая бумага, вычурный шрифт. В Народном доме г. Путятина такого-то месяца и дня имеет быть концерт артиста императорских театров Федора Ивановича Шаляпина с участием хора рабочих фабрики Кубрина. Наконец-то музей обрел документ, подтверждающий, что великий русский артист действительно пел однажды для рабочих города Путятина. Афишу принесли Володе братья Голубцовы, а им велела Анюта - так разъяснил Васька, всегда располагающий точной информацией. И еще Васька сообщил, что на школьном комсомольском собрании, когда все критиковали Шумилина, Анюта вдруг встала и заступилась: "Вы что, ребята? Нельзя же всем на одного!" Володя был рад, что не ошибся в ней. Анюта талантлива и потому добра. А у злых людей нет песен - это старая и мудрая истина... Его размышления прервал голос Валентины Петровны: - Володя! Ты что? Не слышишь? Я тебя третий раз спрашиваю, читал ли ты статью Ольги Кречетовой? Он позорно растерялся. - Какую статью? - Да вот же у тебя на столе газета! - Я до этого номера еще не добрался, - промямлил Володя. - А о чем статья? - Обязательно прочти! - посоветовала Валентина Петровна. - Ты ведь тоже печатаешься в этой газете. Но твои статьи ужасно далеки от современных проблем. Обрати внимание, как остро ставит вопрос о неформальных объединениях Ольга Кречетова. Вот что значит настоящий журналистский талант. Ольга Кречетова никогда у нас не бывала, а читаешь - и словно написано про наш Путятин. Ты бы у нее поучился! Конечно, женщине легче завоевать доверие подростков. Есть особая женская чуткость и наблюдательность... - втолковывала Валентина Петровна. Володя помалкивал. Альбертовне и Даниловне тоже очень понравилась статья Ольги Кречетовой. Какое прекрасное знание житья-бытья небольшого русского города с замечательным историческим прошлым! "Ничего... - утешал себя Володя. - Это лишь первая статья! Ольга еще так развернется, вы будете только ахать!" Фомин поглядывал на него с искренним сочувствием. Литературно-художественное издание ДЛЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА Стрелкова Ирина Ивановна ШАХ ПОМИДОРНОМУ КОРОЛЮ Повесть Ответственный редактор И. В. Пахомова Художественный редактор В. А. Горячева Технический редактор И. С. Круглова Корректоры В. В. Борисова, И. Н. Мокина OCR - Андрей из Архангельска ИБ Э 11925 Орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов издательство "Детская литература" Министерства печати и массовой информации РСФСР. 103720. Москва, Центр, М. Черкасский пер., 1. Ордена Трудового Красного Знамени ПО "Детская книга" Мининформпечати РСФСР. 127018, Москва, Сущевский вал, 49.