модели - да, командные виды спорта - нет, пунктуальность - да, мороженое - да, морковь - нет, работа по дому - да, курение - нет, пьянство - нет, эгоизм - да, наркотики - нет, вежливость - да, самодовольство и самоуверенность - да, охота - нет, оружие - нет, банды - нет, девушки - да, дух школы - нет, колледж - нет, армия - да, политика - нет, на-службе-у-других - нет, брак - да, дети - да, армия - нет, развод - да, новый брак - да, морковь - да... Каждый из нас создает свой точный и уникальный цифровой портрет, где "да" и "нет" представлены крошечными точками. Чем решительнее мы, тем точнее наш портрет. Все, что находится в мире моего сознания - единственном существующем для меня мире, - попадает туда только с моего согласия. То, что мне не нравится, я могу изменить. Никакого хныканья, никаких жалоб, что я, мол, страдаю, потому что кто-то меня подвел. За все отвечаю только я. - А что ты делаешь, когда люди тебя все-таки подводят? - Я их убиваю, - сказал я, - и двигаюсь дальше. Он нервно засмеялся. - Ты ведь шутишь, не так ли? - Мы не можем ни убивать, ни создавать жизнь, - сказал я. - Помни, Жизнь Есть. Я закончил с брюхом Дейзи, выполз из-под нее и пошел за стремянкой для вертикальных стабилизаторов, расположенных в девяти футах от земли. - В мире образов, - спросил он осторожно, - приходилось ли тебе убивать? - Да. Я убивал мух, я убивал москитов, я убивал муравьев и, грустно говорить, пауков тоже. Я убивал рыбу, когда мне было приблизительно столько же, сколько тебе сейчас. Все они - неуничтожимые проявления жизни, но я искренне верил, что убиваю их, и эта вера по сей день иногда отягощает мою душу, пока я не напоминаю себе истинное положение вещей. - Убивал ли ты человеческие существа в этом мире образов? - спросил он, тщательно подбирая слова. - Нет, Дикки, не убивал. Только благодаря великолепным совпадениям во времени, подумал я. Попади я чуть раньше в ВВС, и мне пришлось бы убивать людей в Корее. Не подай я в отставку - и чуть позже я бы убивал во Вьетнаме. - А тебя когда-нибудь убивали? - Никогда. Я существовал до начала времени и буду существовать после его конца. Он явно разошелся, раздражаясь. - Хорошо, в мире образов когда-нибудь образ тебя как ограниченной... - Ох уж, этот мир! - сказал я. - Да, меня убивали тысячу миллионов триллионов раз, бесконечное число раз. Дикки взобрался по лестнице на стабилизатор, прошел по нему футов на пять от киля и сел лицом ко мне, скрестив ноги и подавшись вперед от любопытства. Никакому другому ребенку не удалось бы сюда пробраться без моего кудахтанья о теннисных туфлях, царапающих краску, нагрузке на стабилизатор и опасности падения с пяти футов на бетонный пол. Но Дикки мог сидеть там, где захочет. Вот в чем прелесть бесплотных, подумал я, и странно, что мы не приглашаем их чаще. - Это перевоплощения, - сказал он. - Ты веришь в перевоплощения? Я распылил жидкий воск по верхней половине киля и протер его. - Нет. Перевоплощение означает упорядоченную последовательность жизней на этой планете, правильно? Но в этом есть некоторая ограниченность - так, слегка тесновато в плечах. - Что вам больше подходит? - Бесконечное число жизнеобразов, пожалуйста, некоторые с телом, некоторые - без; некоторые на планетах, некоторые - нет; все они одновременны, потому что не существует такого понятия, как время, и ни один из них не реален, потому что существует только одна Жизнь. Он нахмурился. - Почему бесконечное-число-жизнеобразов, а не просто перевоплощение? Когда-то давно, вспомнил я, это было моим любимым вопросом: "Почему именно так, а не иначе?" Многих взрослых это выводило из себя, но мне необходимо было знать. - Первое не более реально, чем второе, - сказал я ему. - Пока мы не осознаем, что Жизнь Есть, мы просто не верим ни в перевоплощения, ни в бесконечное-число-жизнеобразов, ни в рай-и-ад, ни в все-вокруг-темнеет, мы живем этими системами... они представляют для нас истину, пока мы даем им власть. - Тогда мне непонятно: почему бы тебе просто не признать, что Жизнь Есть, и прекратить играть во все эти игры? - Мне нравятся игры! Если кто-то сомневается, что мы живем ради развлечения, предложи ему или ей подробный отчет об их будущем, где будет расписано каждое событие, каждый исход на годы вперед. Много ты успеешь рассказать, прежде чем тебя остановят? Неинтересно знать, что случится дальше. Я получаю удовольствие от шахмат, даже зная, что это игра. Мне нравится пространство-время, хоть оно и нереально. - На помощь! - сказал он. - Если все нереально, почему ты выбираешь бесконечное число жизней, а не перевоплощение или превращение-в-ангела? - Почему шахматы, а не шашки? - спросил я. - В них больше игровых комбинаций! Если все мои жизнеобразы существуют одновременно, должна быть возможность их пересечения. Должна быть возможность найти Ричарда, который выбрал Китай в настоящем, которое я называю "семь тысяч лет назад", или того Ричарда, который в 1954 стал судостроителем, а не летчиком, или проксимида, выбравшего жизнь на космическом флоте Центавра 4 в настоящем - миллиарде лет отсюда. Если существует только Настоящее, то должен существовать и способ всем нам встретиться. Что знают они такого, чего не знаю я? Любопытное выражение на его лице, скрытая усмешка. - Ну и как, получается? - Только что-то неясное моментами - сказал я. - Гм. Он снова улыбнулся этой странной улыбкой, как если бы не я, а он был здесь учителем. Мне нужно было тогда спросить его, чему он так улыбался, но я пропустил это, не обратив особого внимания и отнеся его улыбки к саркастическим. - Но доказательство и не требуется, - сказал я, спускаясь, чтобы переставить стремянку к переднему краю левого стабилизатора.- Жизнь не ограничивает нашу свободу верить в границы. Пока мы продолжаем наш роман с формой, я предпочитаю, чтобы мы поднимались от одной ограничивающей веры к другой, взращивая время нашей жизни на пути, где мы перерастаем ограничения игры, независимо от цвета, независимо от формы, которую они принимают, находя радость в новых игрушках. - Игрушки? В бесконечном будущем? -переспросил он. - Я уже было подумал, что обгоняю твою мысль. Я думал, ты собираешься мне сказать, что следующая жизнь будет необусловленной любовью. - Нет. Безусловная любовь не вписывается ни в пространство-время, ни в шахматы, футбол или хоккей. Течение игры определяют правила, необусловленная же любовь не признает никаких правил. - Приведи какое-нибудь правило. - Сейчас... Я закончил левый стабилизатор, спустился и перенес стремянку к правому, взобрался и начал распылять воск по его поверхности. - Самосохранение - правило. В тот момент, когда мы перестаем беспокоиться о своей жизни, когда мы сдвигаем наши ценности за пределы пространства-времени, мы внезапно обретаем способность любить безусловно. - На самом деле? - Попробуй, - сказал я. Я отполировал переднюю кромку стабилизатора. - Как? Кили сверкали посреди ангара, словно две скульптуры из слоновой кости. Я перешел к стабилизатору. - Представь себе, что ты - духовно развитая личность, лидер, проповедующий непротивление злу насилием, и ты поклялся освободить свою страну от тирана. Ты пообещал ему организовывать гигантские демонстрации протеста в столице до тех пор, пока он не отречется. - Я так и пообещал? Может, я и развит духовно, - сказал Дикки, - но не шибко умен. Я улыбнулся. Мой отец так говорил: "не шибко умен". - Тебя предупредили, - сказал я. - Люди тирана идут за тобой, они собираются тебя убить. Ты напуган? - Да! - сказал Дикки. - Где мне укрыться? - Нигде. Ты развит духовно, помни. Поэтому сейчас же, сию минуту, отбрось самосохранение, правила, тревогу за свою жизнь. Это мир образов, а у тебя есть твой настоящий дом, более знакомый-и-любимый, чем Земля, и ты будешь рад туда вернуться. Я полировал Дейзи, пока он сидел на стабилизаторе, представляя все это с закрытыми глазами. - О'кей, - сказал он. - Я отбросил тревогу. Мне больше ничего не нужно. Я больше ни в чем не нуждаюсь на Земле. Я готов отправиться домой. - Вот к твоим дверям подходят убийцы. Ты боишься? - Нет, - ответил он, представляя. - Они не убийцы, они мои друзья. Мы - актеры в пьесе. Мы выбираем роли и играем их. - Они достают мечи. Ты боишься их? - Я их люблю, - сказал он. - Вот, - сказал я. - Теперь ты знаешь, на что похожа безусловная любовь. Не нужно быть святым, каждый на это способен; отбрось пространство-время, и будет уже неважно, убьют они тебя или нет. Через минуту Дикки открыл глаза и передвинулся к концу стабилизатора, чтобы я мог отполировать участок, на котором он сидел. - Интересно. Справедливо ли обратное? Чем больше я забочусь о самосохранении, тем меньше я способен на безусловную любовь. - Можем выяснить. - О'кей. Он закрыл глаза в ожидании. - Представь себе, что ты - мирный и скромный фермер, - сказал я. - У тебя есть три вещи, которые тебе дороже всего на свете: твоя семья, твоя земля и твои нарциссовые поля. Ты и твоя жена растите детей и нарциссы в той же долине, которую возделывали твои родители. Ты родился на этой земле и здесь же собираешься умереть. - Ого, - сказал он. - Что-то должно произойти. - Ага. Скотоводы, Дикки. Им нужна твоя ферма, чтобы проложить прямую дорогу к железнодорожной ветке, а ты отказался ее продать. Они угрожали тебе, но ты стоял на своем. Теперь они перешли от угроз к действиям: сегодня в полдень они собираются захватить твою ферму силой. Отдай свою землю и оставь умирать свои цветы, либо умрешь сам. - Ничего себе, - сказал он, представляя. - Ты напуган? - Да. - Уже почти полдень, Дикки. Он уже едут, дюжина вооруженных мужчин верхом на лошадях, в облаке пыли, стреляя из револьверов, гоня стадо лонгхорнов на твои зеленые поля. Испытываешь ли ты к ним безусловную любовь? - НЕТ! - сказал он. - Вот видишь... - Я собрал всех соседей, - сказал он. - У каждого из нас многозарядное ружье; вдоль ограды я закопал динамит. Только ступите на мои цветы, вы, крутые парни, как получите такой пинок, что побежите обратно еще быстрее, чем пришли сюда! Только посмейте нас тронуть, и это будет последнее, что вы сделаете в вашей жизни! - Ты понял идею, - сказал я, улыбаясь его воинственности. - Видишь, как это отличается от безусловной... - Не останавливай меня, - сказал он. - Дай мне взорвать их к чертям! Я рассмеялся. - Дикки, это всего лишь мысленный эксперимент, а не резня! Он открыл глаза. - Боом... - сердито произнес он. - Никто не отберет мою землю! Я усмехнулся, пересадил его на верх фюзеляжа и, передвинув стремянку, начал полировать правое крыло Дейзи. - Значит, безусловной Любовь становится только тогда, - произнес он наконец, - когда ее перестают заботить наши игры. - Наши игры и наши цели, - сказал я. - Ни самосохранение, ни справедливость, ни мораль, ни совершенствование, ни образование, ни прогресс. Она любит нас такими, каковы мы есть, а не какими мы хотим казаться. Поэтому, наверное, смерть - такой шок. В ней наиболее сильно проявляется контраст между ролью и реальностью. Те, кому удалось вернуться буквально с того света, говорят, что эта любовь обрушивается, словно молот. - И она одинакова для скотоводов и для фермеров, разводящих цветы? - Для убийц и жертв, кротких и чудовищ. Одинаковая для всех. Абсолютная. Всеобъемлющая. Безусловная. Любовь. Дикки лег на фюзеляж, прижавшись щекой к холодному металлу и наблюдая, как я работаю. - Все эти вещи, которые ты мне рассказываешь, - откуда ты их узнал? - Я надеялся, что ты это знаешь, - сказал я. - Сколько я себя помню, для меня всегда было важно: "Как устроена Вселенная? Когда она появилась"? Я ожидал, что он что-нибудь мне сообщит, но если он и знал, в чем кроются истоки этого любопытства, то не собирался говорить. - Откуда ты знаешь, что твои ответы правильны? - спросил он. - Я этого и не знаю. Но каждый вопрос создает внутреннюю напряженность, которая потрескивает во мне, пока не находится ответ. Когда вопрос соприкасается с ответом, он заземляется на интуицию, происходит голубая вспышка, и напряженность уходит. Она не сообщает, "правильно" или "неправильно", а просто: "ответ получен". Ого, подумал я в наступившей тишине, вмятина на передней кромке... мы, должно быть, попали в сгусток воздуха во время последнего полета. - Приведи пример, - попросил он. Я медленно полировал крыло, вспоминая. - Когда я кочевал по стране, - начал я, - торгуя на пастбищах Среднего Запада полетами на старом Флите, некоторое время я ощущал вину. Честно ли было с моей стороны жить подобным образом, летя за ветром и зарабатывая этим на жизнь, когда другие люди вынуждены трудиться с девяти и до пяти? Но ведь не каждый может вести кочевую жизнь, думал я. - Это и было твоим вопросом? - сказал он. - Это было той самой напряженностью, гудевшей во мне много недель: все не могут быть кочевниками. Почему же я не живу как другие? Справедливо ли, что я имею такие привилегии? Он не видел эту картину: смешной, раздражительный, покрытый маслом авиатор, ночующий под крылом своего самолета, зарабатывающий долларовую бумажку с полета и мучающийся оттого, что он - самый счастливый парень в мире. - Каков же был твой ответ? - спросил он, торжественный, как сова. - Я думал об этом ночами, готовя лепешки на костре. Кочевник - чрезвычайно романтическая профессия, думал я, но таковы и профессии юриста, актера. Если бы все были актерами, то в "Желтых Страницах" остался бы только один раздел - А, актеры. Ни летных инструкторов, ни адвокатов, ни полиции, ни врачей, ни магазинов, ни строительных компаний, ни киностудий, ни продюсеров. Одни актеры. И наконец я понял. Все не могут быть кочевниками. Все не могут быть юристами, или актерами, или малярами. Все не могут заниматься чем-то одним! - Это и был ответ? - В моем сознании, Дикки, произошел взрыв и всплеск, как будто огромный кит поднялся с большой глубины на поверхность: Все не могут заниматься тем, чем хотят, но кто-угодно может*. ("Everybody can't do any one thing, but anybody can!") - О, - сказал он, тоже пораженный этим всплеском. - С того момента я перестал думать, что нечестно с моей стороны быть тем, кем я хочу быть. Я продолжал полировать крыло в тишине. Он обдумывал эту идею. - А я могу стать тем, кем захочу? - спросил он. - Даже если это не будешь ты? - Особенно если это не буду я, - сказал я ему. - Я думаю об этом время от времени, но мое место уже занято. Все места уже заняты. Капитан, кроме твоего. Тридцать шесть Шепот в темноте. - Ты ведь не будешь учить его эгоизму, правда? На часах горело 3:20. Откуда Лесли узнала, что я не сплю? Откуда олень знает о том, что в его лесу бесшумно упал лист? Она услышала, как изменилось мое дыхание. - Я не учу его ничему, - прошептал я в ответ. - Я говорю ему то, что считаю истинным, а он должен сам выбрать то, что ему нужно. - Почему ты шепчешь? - спросила она. - Я не хочу тебя разбудить. - Ты уже разбудил, - прошептала она. - Твое дыхание изменилось минуту назад. Ты думаешь о Дикки. - Лесли, - сказал я, проверяя ее. - Что я делаю сейчас? Она прислушалась в темноте. - Ты моргаешь глазами. - НИКТО НЕ В СОСТОЯНИИ УГАДАТЬ В ТЕМНОТЕ, ЧТО КТО-ТО ДРУГОЙ МОРГАЕТ! Молчание. Потом шепот. - Хочешь, чтобы я извинялась за свой хороший слух? Я вздохнул. Короткий вызывающий шепот. - Я не собираюсь этого делать. - А что я делаю сейчас? - Не знаю. - Я улыбаюсь. Она повернулась ко мне и обвила себя моей рукой в темноте. - О чем ты подумал, что это тебя разбудило? - Ты будешь смеяться. - Не буду. Честное слово. - Я думал о добре и зле. - О, Риччи! Ты просыпаешься в три часа ночи, думая о добре и зле? - Ты все-таки смеешься? - спросил я. Она смягчилась. - Я просто спросила. - Да. - О чем ты думал? - спросила она. - О том, что я впервые понял... их не существует. - Не существует добра и зла? - Нет. - Что же тогда? - Существуют счастье и несчастье. - Счастье - это добро, а несчастье - зло? - Абсолютно субъективно. Это все только в нашей голове. - Тогда что значит быть счастливым или быть несчастным? - Что это значит для тебя? - спросил я. - Счастье - это радость! Огромное удовольствие! Несчастье - это депрессия, безнадежность, отчаяние. Мне следовало бы знать. Я было предположил, что ее слова будут и моими: счастье - это ощущение благополучия, несчастье - его отсутствия. Но моя жена всегда была более пылкой, чем я. Я сказал ей свое определение. - Думаешь, только чувства благополучия достаточно? - спросила она. - Мне нужно определение, в котором не было бы пятидесятифутовой пропасти между вершиной счастья и дном несчастья. Как бы ты назвала то, что находится между ними? - Я бы назвала это "Все хорошо". - У меня нет такого чувства, - сказал я.- У меня есть чувство благополучия. - О'кей, - сказала она. - Что дальше? - Помоги мне найти любую ситуацию, в которой Добро не совпадает в сердце со словами "делает меня счастливым". Или ситуацию, в которой Зло не совпадает со словами "делает меня несчастным". - Любовь - это добро, - сказала она. - Любовь делает меня счастливым, - ответил я. - Терроризм - это зло. - Милая, ты способна на большее. Терроризм делает меня несчастным. - Добро, когда мы с тобой занимаемся любовью, - сказала она, прижимаясь ко мне в темноте своим теплым телом. - Это делает нас счастливыми, - сказал я, отчаянно цепляясь за интеллект. Она отстранилась. - Риччи, к чему ты ведешь? - Как бы я на это ни смотрел, выходит, что мораль определяем мы сами. - Конечно, - сказала она. - И это тебя разбудило? - Разве ты не понимаешь, Вуки? Добро и зло - не то, что нам внушили родители, церковь, государство или кто-нибудь еще! Каждый из нас сам решает, что ему считать добром, а что - злом. Автоматически - выбирая, что он хочет делать! - Ого, - сказала она. - Пожалуйста, никогда не пиши об этом в своих книгах. - Я только размышляю. И странно, что я никак не могу это обойти. - Пожалуйста... - Вот, к примеру, -сказал я, - в Книге Бытия о сотворении мира сказано так: И увидел Бог, что это хорошо. - Ты хочешь сказать, это значит, что Бог был счастлив? - Конечно! - Ты же не веришь в Бога, тем более в такого, который способен видеть, - сказала она, - или в котором чувства больше, чем в арифметике. Как же твой Бог может быть счастлив? - Автор Бытия, глупец, не посоветовался со мной, прежде чем взяться за перо. В его книге Бог полон чувств - радуется и печалится, сердится, интригует и мстит. Добро и зло не были абсолютами, они были мерой счастья Бога. Он писал эту историю и думал: "Если мне кажется, что от этого Бог был бы счастлив, я назову это "добром"". Меня раздражала темнота. - Мне необходимы примеры ситуаций, в которых люди используют слова "добро" и "зло", но сейчас темно и я не могу их искать. - Это хорошо. - Это делает тебя счастливой? - спросил я. - Конечно. Иначе бы ты уже был на ногах, включая свет, компьютер, доставая книги и болтая без умолку, и нам пришлось бы не спать всю ночь. - То есть ты счастлива, что сейчас темно, и я, по всей вероятности, не смогу беспокоить тебя своими разглагольствованиями о добре и зле всю ночь. Для тебя это действительно "хорошо". - Только не вздумай написать об этом, - сказала она. - Иначе каждый экстремист... нет, каждый "нормальный" человек в стране, бодрствующий допоздна, будет занят пропусканием твоих книг через измельчитель. - Лесли, в этом нет ничего, кроме любопытства. Осознание того, что мораль - дело сугубо личное, вовсе не превращает ее в нечто противоположное; мы не становимся маньяком-убийцей в ту же секунду, как осознаем, что можем им стать, если захотим. Мы рассудительны, добры, вежливы, любим друг друга, рискуем своей жизнью, чтобы выручить кого-то из беды, потому что нам нравится быть такими, а не потому, что мы боимся вызвать Божий гнев или отцовское неодобрение. Мы в ответе за наш характер, а не Бог или родители. Она была непреклонна. - Пожалуйста, не надо. Если ты напишешь, что добро - это то, что делает нас счастливыми, что получится? "Ричард Бах пишет, что добро - это то, что делает нас счастливыми. Я люблю красть поезда, значит, кража поездов - это добро. Как можно преследовать меня за то, что я совершил добро, притащив домой локомотив компании в сумке для завтраков? Как-никак, а это - идея Ричарда Баха". И ты будешь сидеть на скамье подсудимых рядом с каждым счастливым железнодорожным вором... - Тогда я вынужден буду свидетельствовать в суде, - сказал я. - Ваша честь, прежде чем перейти к обвинению, примите во внимание последствия. Допустим, нам доставит огромное удовольствие смыться с чужой дизельной турбиной, то есть на момент совершения такой поступок будет казаться нам добром. Но, на самом деле, добром для нас он будет только в том случае, когда его последствия тоже доставят нам удовольствие, иначе нам следует отказаться от подобной выходки. Она вздохнула, храня невысказанными нетерпеливые вопросы. - Прошу снисхождения. Ваша честь, - сказал я. - Каждое действие имеет вероятные, возможные и непредвиденные последствия. Когда все эти последствия совпадают с интересами длительного благополучия лица, совершающего данное действие, тогда добро проистекает как из самого действия, так и из каждого его последствия в отдельности. "Вероятно, меня не поймают" - не тоже самое, что "То, что я сейчас собираюсь сделать, принесет мне ощущение благополучия на всю мою жизнь". Ваша честь, я заявляю, что, если уж подсудимый имеет несчастье находиться здесь, в зале суда, то в действительности он не действовал в соответствии со своими интересами, пряча этот локомотив в свою сумку для завтраков, поэтому сейчас он, по определению, обвиняется также в глупости, раз его кражу удалось раскрыть! - Изобретательно, - сказала Лесли. - Но как быть с тем, что добро определяется на основе всеобщего соглашения, что добро - это то, что большинство людей на протяжении многих веков находили положительным и жизнеутверждающим? И подумал ли ты о том, что провести остаток жизни в суде, изобретая подобные аргументы, может не совпасть с твоими собственными интересами и, следовательно, быть Злом? Может, оставим это и будем наконец спать? - Если большинство людей считают добром убивать пауков, - сказал я,- значит, мы творим зло, отпуская их? Мы что, должны жить в соответствии с мнением большинства? - Ты прекрасно понимаешь, о чем я. - Прочитай в словаре, - сказал я. - Каждое слово в определении какого-либо качества - обтекаемо. Добрый - это правильный, это нравственный, это приличный, это справедливый, это добрый. Но в примерах - совсем другое дело: в каждом используется сочетание "делает меня счастливым"! Принести словарь? - Пожалуйста, не надо, - попросила она. - Как ты приняла войну во Вьетнаме, Вуки? Президент и большинство людей считали ее справедливой. Так считал и я до того, как познакомился с тобой. Мысль о том, что мы защищаем невинную страну от злого агрессора, доставляла большинству из нас удовольствие. Но не тебе! То, что ты узнала об этой войне, совсем не доставило тебе удовольствия - ты стала организатором антивоенного комитета, концертов и матчей... - Ричи? - Да? - Вполне возможно, что ты прав во всем, что касается добра и зла. Давай поговорим об этом завтра. - Всякий раз, когда мы восклицаем Отлично!, это означает, что наше ощущение благополучия возросло, всякий раз, когда мы восклицаем Черт! или О, нет, только не это!, мы имеем в виду, что оно уменьшилось. Каждый час мы отслеживаем в себе хорошее и плохое, правильное и неправильное. Мы можем прислушиваться к себе непрерывно, минута за минутой, и создавать собственную этику! - Сон - это добро, - сказала она. - Сон доставил бы мне удовольствие. - Если бы я лежал здесь в кромешной тьме и рассматривал все мыслимые примеры, подразделяя "делает меня счастливым" на хорошее, правильное, превосходное, великолепное и прекрасное, а "делает меня несчастливым" - на злое, плохое, неправильное, ужасное, греховное и испорченное, это не дало бы тебе уснуть? Она свернулась у меня под боком, зарывшись головой в подушку. - Нет. Пока ты не начнешь моргать. Лежа в темноте, я тихо улыбнулся. Тридцать семь Я ТОлько начал засыпать, с головой, все еще полной добра и зла... - Просто не могу поверить, что ты так думаешь! Добро - это то, что доставляет тебе удовольствие? - Хочешь - верь, хочешь - не верь, Дикки! - сказал я. - Думать так - не преступление. - Если бы это и было преступлением, тебя, по всей видимости, это бы не остановило. Холм за это время стал еще зеленее, и теперь по его склонам струились реки крошечных цветочков, в основном желтых и голубых, название которых Лесли сказала бы сразу, как только бы их увидела. - Откуда ты знаешь, о чем я думаю? - сказал я. - Разве я давал тебе ключ к моему сознанию? Ты следишь за всем, что я делаю? Вместо камешка он беззвучно протянул мне сделанную из бальсового дерева модель планера с размахом крыла в двадцать дюймов и куском пластилина на носу для балансировки. - Я ни за чем не наблюдаю, - сказал он.- Я могу видеть твою жизнь, только когда ты мне это позволяешь. Но недавно я понял, что ты начинаешь учиться. Раньше этого не было. Счесть ли мне это его вторжение посягательством на частную собственность? Ощущаю ли я неудобство оттого, что он получил доступ к тому, что я узнаю сейчас? Я улыбнулся. - Что ж, ты растешь. Он с удивлением взглянул на меня. - Нет. Разве ты не помнишь? Мне всегда будет только девять лет, Ричард. - Тогда для чего ты хочешь узнать все, что знаю я, если не для того, чтобы, по твоим словам, попробовать прожить, пользуясь моим опытом и избегая моих ошибок? - Я не говорил, что собираюсь прожить жизнь, я сказал, что хочу только узнать, каково это - прожить жизнь? Для человека, которым я стану и который будет поступать в соответствии с тем, что я узнал от тебя, я буду оставаться девятилетним - так же, как для тебя. Скажи мне то, что считаешь истинным... я не знаю, что мне думать о добре и зле, а мне необходимо это знать! - Что тут непонятного? - сказал я. - Добро - это то, что доставляет тебе... - Это слишком... упрощенно! - сказал он, смакуя последнее слово. - Я и сам мог бы так сказать. - Перестань, Капитан. Во-первых, ты совсем не глуп, во-вторых, самые простые вещи, чаще всего, оказываются самыми истинными, в-третьих, это я - пятьдесят лет прочь, и есть тот парень, который учился, - вот его-то ты и ищешь. Это очень упрощенно, и, когда ты слышишь "Добро!", прежде чем согласиться, подумай, кто говорит это, и если да, то почему. Я уравновесил в руке планер и запустил его. Он поднялся фута на четыре над землей, замер и отвесно упал, уткнувшись носом в землю. Я бы сказал, что надо немного облегчить нос. - Добро - это нечто большее, - сказал он, - чем только то, что доставляет мне удовольствие. - Конечно. Кратковременное удовольствие не всегда совпадает с длительным счастьем, и нам необходимо подумать, чтобы сказать почему. В каждой истории, где некто продает душу дьяволу, суть сделки одна: обмен длительного счастья на кратковременное у довольствие, и мораль также одна: не очень умный обмен! Итак, существует согласие между добром и злом, этими ценностями с расплывчатыми границами, которые неплохо совмещаются во множестве людей. Культуры могут не сходиться друг с другом в том, что такое "хорошо" и что такое "плохо", но внутри каждой культуры, как правило, на эту тему существует согласие. - Почему так расплывчато? Почему бы тебе не говорить ясно? У меня есть четкие определения. - Убийство - это... - Плохо, - сказал он без колебаний. - Милосердие - это... - Хорошо. Я убрал немного пластилина с носа маленького планера. - Выражать сознательный протест в военное время -это... - Гм. - Добро это или зло, - спросил я снова, - выражать сознательный протест в военное время? - Какова эта война? Мы защищаем себя или нападаем на маленькую беззащитную страну? - Вот, - сказал я. - Как только ты находишь ситуацию, в которой добро и зло начинают зависеть от обстоятельств, вся твоя концепция оказывается субъективной, а выбор - совсем не таким ясным, как нам казалось. Как и в отношении других подобных категорий, мы должны говорить только, что это хорошо для меня или это плохо для меня. Я осторожно запустил планер снова. Он взмыл вверх, замер и снова свалился в траву. - Одно исключение не может повлиять на правило! - Нет, - сказал я, вновь беря в руки планер и задумавшись над проблемой его балансировки. Теперь я уже добавил немного пластилина. - Докажи. - Считать ли злом убийство, совершенное с целью самообороны? Убийство врагов в военное время? Эвтаназию? - По твоим словам, убить кого-либо невозможно, - сказал он. - Жизнь Есть, и мы не можем создавать ее или уничтожать. - Жизнь Есть, Дикки, это так. И у нее нет правил. Но мы с тобой сейчас говорим об играх, здесь, в пространстве-времени, о предположениях относительно образов, добре и зле в свете человеческой культуры, в обществе, где реально кажущееся, а Принцип остается незамеченным. - То есть в действительности добра и зла не существует? - Не существует абсолютных Добра и Зла. Единственный абсолют - Жизнь Есть. - Значит, я могу делать все, что мне вздумается, и не будет никаких последствий? Я могу идти обманывать, красть, убивать, и это не повлечет никаких последствий, если моя личная мораль говорит мне, что это хорошо? - Конечно, можешь, - сказал я. - Но будут последствия, которые ты вряд ли воспримешь как хорошие. - Например? - Например, твой поступок будет тяготить твою душу до конца жизни. Или ты будешь гнить в тюрьме от семи до двенадцати лет. Или ты у мрешь удивленным: ты думал, что твоя жертва беззащитна, а она оказалась вооруженной. В мире образов существует бесконечное множество последствий, чтобы уравновесить любой сделанный тобой выбор. - Любой? - спросил он. - Любой. Он потер указательным пальцем кончик большого. - Любой - и самый крошечный, и самый большой? - Подумай сам, - сказал я. - Какой выбор не имеет последствий? Я в третий раз запустил маленький планер. Он плавно поднялся над землей, пролетел, почти касаясь верхушек травы, футов тридцать, и легко, словно бабочка, приземлился. Неплохо для третьей попытки. - Есть ли последствия у решения стать писателем? - Да, -сказал я. - Каждый день я могу спать до обеда. - Перестань... Я отправился искать планер в траве. - Дикки, разве ты не понимаешь? Всегда есть какие-то... результаты, хорошие или плохие... - ...доставляющие-мне-удовольствие и не-доставляющие-мне-удовольствия...- пояснил он за нас обоих. - ...того, что мы решаем делать, - закончил я, - и того, кем мы решаем быть. - А какие отрицательные последствия решения стать писателем? - спросил он. Идя назад, я не смог расшифровать выражение его лица и понять, почему он спрашивает. - Много лет назад я написал книгу о диете, в которой сказал, что многим из нас не помешало бы сбросить фунтов десять? - Это и есть отрицательные последствия? - Нет, - сказал я ему. - Последствие, которое не доставило мне удовольствия, заключалось в том, что один из моих читателей согласился с этим, процитировал меня в качестве авторитета и отрезал себе голову, таким образом избавившись от лишнего веса. Глаза словно блюдца. - ЧТО? - Он не понял, о чем я писал, Дикки, но сбросил те самые десять фунтов. - Ты шутишь! - Не совсем, - сказал я. - Много лет назад я действительно написал книгу, в которой главный герой не боялся смерти. Один молодой человек прочитал эту книгу, решил, что он тоже не боится смерти, и покончил с собой. - Ты опять шутишь. - Нет. Это правда. Я сел на траву с планером в руке. - Зачем он это сделал? - Он был влюблен в одну девушку и не нравился ее родителям, которые пообещали разлучить их навсегда. Влюбленные решили покончить с собой, въехав на большой скорости в стену. Она выжила, а он погиб. - Почему они просто не бежали вдвоем? - Хороший вопрос. - Если бы я уже решился умереть за что-то, Ричард, вряд ли меня остановило бы что-нибудь меньшее, чем смерть! А к этому относится немало решительных мер. - Например? Интересно, что я считал решительными мерами, когда мне было девять лет? - Взять свой скаутский нож, еду и спички и бежать с ней в горы. Я вспомнил свой последний мальчишеский побег: прочь из родного города, в дикие дебри, которые изо дня в день виднелись на горизонте. Я ожидал большего. - Если бы я умел водить машину, мы бы уехали в Монтану. Или пробрались бы на грузовое судно, идущее в Новую Зеландию. Конечно же, побег был его первой мыслью. Если бы сегодня в нашей жизни еще оставалось место чему-нибудь решительному, я бы тоже выбрал побег. - Я бы поговорил с ее родителями, - продолжал он, - пообещал бы подстригать траву на их лужайке до конца жизни, показал бы им дневник с моими отметками и привел бы полсотни своих друзей, чтобы они засвидетельствовали, что я действительно хороший парень. Я кивнул. - Господи, ну и потом, ведь она не была собственностью своих мамы и папы! - Нет, - сказал я. - По моему убеждению - ни одной секунды, но вряд ли у ее родителей были те же убеждения, что и у меня. - Позволил бы ей уехать, - сказал он. - Писал бы ей письма от имени нового близкого друга, пока бы не подрос настолько, что мог бы отправиться за ней. - Возможно. - Я бы работал и посылал бы ей деньги, чтобы она могла звонить мне, когда захочет. По телефону мы бы договорились, как нам опять встретиться. Я ждал. - Терпение. Рано или поздно мы останемся одни, без родителей, и тогда никто не сможет помешать нам быть вместе. За пять минут Дикки придумал пять планов, как преодолеть родительский запрет, не прибегая к самоубийству, - по одному плану в минуту. Однажды, подумал я, тот парень тоже ломал над этим голову. Если бы бедняга раскачивался на почти перетертой веревке над озером, полным крокодилов, тогда бы я мог согласиться, что выбор у него весьма ограничен, но даже в этом случае смерть вовсе не была бы неизбежной. Одно время, во Флориде, я часто плавал в водоеме с аллигаторами; не все из них людоеды. Если они не голодны или погружены в медитацию, когда ты проплываешь мимо, они не представляют никакой опасности. Я подбросил планер. Он набрал высоту, выровнялся и медленно скрылся из виду за гребнем холма. Смерть - это единственное, чего нельзя изменить, подумал я. Хотел бы я, чтобы тот мой опрометчивый юный читатель был здесь, со мной и Дикки. Убить себя в шестнадцать лет не означает выиграть игру, ради которой мы находимся здесь. И запомни, сказал бы я ему: если ты собираешься использовать мою книгу для оправдания самоубийства, тебе потребуется мое письменное разрешение, прежде чем сделать это. Давай, сделай это: я разозлюсь как черт, и мой читатель, забывший, какой игрой является наше пространство-время, низко поклонится этому миру зеркал. Я помолчал минуту, задумавшись над его выбором. - Что бы ты чувствовал, Дикки? Ты убиваешь себя, въехав в стену, воспаряешь над своим смятым за рулем телом и вдруг понимаешь: "О, нет! Мы же могли сбежать в Окленд! Ну и дурак же я!" - Слишком поздно, - сказал он. - По-твоему, мне снова пришлось бы стать в очередь, потом снова родиться младенцем, еще более беспомощным, чем подросток. Мне пришлось бы все начинать сначала: учиться говорить, учиться ходить, учиться считать, пойти в детский сад, делать все, что скажут взрослые, потому что они большие, а я маленький... Нам не нужно снова становиться в очередь, подумал я. Нам ничего не нужно делать. Мы хотим делать это снова, пытаясь сделать это правильным, умным и точным действием. В первый раз с момента нашей встречи мальчик, которым я был, проявил жалость к мужчине, которым он станет. - Каковы были бы последствия, - тихо сказал он, - если бы ты написал книгу, которую кто-нибудь не понял бы? - Я до сих пор ощущаю этот огромный груз, Дикки. Я хотел бы поговорить с ним, хотел бы услышать от него другие варианты. - Это невозможно. Он мертв. Кто знает, подумал я. Может быть, к тому времени, как я завершу свою следующую книгу, она уже сможет ее прочитать. Тридцать восемь Дикки ушел, не прощаясь, оставив меня в одиночестве. Когда с нами случается что-то ужасное или мы попадаем в безвыходную ситуацию, как здорово услышать магическое "Все в порядке", даже если произносим его мы сами. "Все в порядке" -это космическая истина, подумал я, и ощутил, как спадает напряжение внутри. У моего юного самоубийцы были свои уроки, как и у всех нас. Все в порядке. Если бы нам не было чему здесь научиться, вряд ли мы оплатили бы это путешествие. Я посмотрел на горы за холмом сквозь мили чистого, как алмаз, воздуха. Для полетов не существует расстояний. Можно добраться до любой точки на Земле: отдаленная деревушка и снежное высокогорье, коралловый остров и клубящиеся облака. В ненастные дни мы можем подняться к самому солнцу, если пожелаем. Верь в Инструменты, продолжай подъем и в дождь, и в снег, и в туман, и рано или поздно окажешься на вершине. Космический закон полетов, который нам необходимо доказать в своей жизни. Пора просыпаться и переходить к другому сну. В тот момент, когда я об этом подумал, из-за вершины холма внезапно показалась голова Дикки, устало плетущегося с маленьким планером в руке. - Он действительно летает, Ричард! Он был далеко-далеко от холма! Ты действительно умеешь летать! Как у тебя это получается? - Практика, - ответил я, пряча удачу за скромностью. - А название - секрет? - спросил он, зная, что я не пойму, о чем он, и задам вопрос. - Какое название? - Название твоей религии. - У нее нет названия, Дикки, и никогда не будет. И вообще, это не религия - во всяком случае, в общепринятом смысле. Организованная религия - это паутина из тысячи доктрин, ритуалов и навязанных верований, в центре которой находится Бог - Великий Паук. В этой паутине люди гибнут. Пожалуйста, никакой организованности! Он улыбнулся мне. - У тебя есть безымянная неорганизованная религия? У тебя есть что-то, во что ты веришь. У тебя есть... что? - У меня есть способ выяснять для себя истину, который я еще не довел до конца. Это... это - экспериментальная личная философия, и у нее никогда не будет названия. Ты знаешь почему. Я знал, что он этого не знает, но, на мой взгляд, он заслужил право угадать. - Потому что название - это ярлык, - сказал он, - а как только появляется ярлык, идеи исчезают и начинается обожествление или осмеяние ярлыка, и вместо того, чтобы жить ради идей, люди начинают умирать ради ярлыков, поэтому новая религия - это, по-твоему, последнее, в чем нуждается мир. Я уставился на него. - Неплохо угадываешь. - А есть ли у нее какой-нибудь символ, у твоей безымянной экспериментальной личной философии? - Конечно, нет. Символ - это тот же... - Я понял, - сказал он. - Но почему бы тебе, просто ради удовольствия, не придумать какой-нибудь символ, который выражал бы твой образ мыслей, напоминал бы, что у него нет и никогда не будет имени? И ради безопасности тоже. Ведь что-то, не поддающееся выражению словами, вряд ли может стать ярлыком. - Интересная идея, - сказал я. - Хотя значение имеет только то, как я использую свои знания в каждую минуту своей жизни; как я использую их, чтобы помнить в разгар игры, что это всего лишь игра. Он не отставал. - А если бы все-таки символ был, в твоем сознании, что бы это было? - спросил он. - Уж наверное, не звезда, не полумесяц и не крест? Я засмеялся. - Нет, Дикки, не крест. Крест без перекладины. Мне не нравятся перекладины. - Крест без перекладины, - сказал он, - это единица. - Точно, - сказал я. - Единица в двоичной арифметике значит Не-Ноль, Есть вместо Нет. Единица - это число Жизни, число снов не важно. - Крест без перекладины - это заглавная буква I. - Напоминающая мне о том, что этот безымянный путь - мой личный образ мысли, которым я не делюсь ни с кем, пока меня не попросят, и то если у меня в тот день будет настроение рассказывать, чего обычно не случается, исключая наши встречи с тобой. - Крест без перекладины - это маленькая l. - Напоминающая мне, что в конце каждого сна меня ждет вопрос: "Насколько хорошо в этот раз ты проявил любовь?" - Вот он, - сказал он. - Совершенный символ 1. - Никаких символов, никогда,- сказал я.- Не в твоей жизни. - Конечно, не в моей, - сказал он. - Существует только одна жизнь. Он сел на траву в нескольких дюймах от моего колена, не выпуская из рук планер. - Я должен немедленно решиться на это, Ричард, - сказал он. - Решиться на что? Он с удивлением посмотрел на меня, как если бы я должен был знать, о чем идет речь, потом понял, что я не могу этого знать. - Решиться уйти, - сказал он. - Думаю, что мне нужен совет. В его голосе промелькнуло что-то, напомнившее мне брата, и это меня немного напугало. Дикки - так же реален и так же нереален, как любой другой Ричард Бах, подумал я, и смерть ему страшна не более, чем мне. Кроме того, он мне понравился, мы начали доверять друг другу, стали друзьями и нам еще нужно многое друг Другу сказать. Почему он вдруг заговорил об уходе? - Я не знаю, случается ли это с каждым, - сказал он. - Но для нас пришло время, когда я должен решить, оставаться ли мне с тобой или исчезнуть вновь вместе с частью твоего детства. - Неужели я знаю так мало, - спросил я,- что ты смог так быстро всему научиться и теперь уходишь? - А ты хочешь, - спросил он, - остаться безнаказанным за то, что запер меня на полвека? Как будто бросил мне в голову камень. Я моргнул от шока, прежде чем понять, что месть не входила в его планы. Он просто задал вопрос, обдумывая варианты. - Ты прав, - сказал он.- Я не успел узнать все. Но я очень внимательно выслушал все то, что ты считаешь истинным. Он протянул мне маленький планер. - Спасибо, Ричард. Дикки не мой брат, подумал я. Почему же я чувствую себя так, как тогда, когда умер Бобби? - Ты никогда ничего не говорил о каких-то решениях или об уходе, - сказал я. - Ты нереален, ты - это воображаемый ребенок, воображаемый я. Ты не можешь меня покинуть! - Ты - воображаемый взрослый, - сказал он, - который рассказывает мне один из вариантов моего будущего. Я доверяю тебе, я тебе верю и думаю, что, по всей вероятности, ты прав. Но если теперь ты хочешь сказать, что все, кто не имеет тела,- в том числе и я - нереальны, то это значит, что я не понял ни слова из того, что ты мне рассказал. Неужели ты хочешь начать все снова и сказать мне, что реально только то, что можно увидеть глазами? Я очень в этом сомневаюсь, Ричард, и я - не взрослый. Когда испытываешь к кому-то -кукле, домашнему животному, ребенку, которого встретил в своем сознании, - симпатию, и знаешь сердцем все, что он чувствует, - это и есть любовь. А что может разорвать связь, спаянную любовью? - Извини, - сказал я. - С моей стороны было глупо так говорить. Если тебе пора уходить, значит - пора. Я веду себя как ребенок. Он внимательно посмотрел на меня, чтобы понять, не шучу ли я. - Теперь, обладая твоими знаниями, - сказал он, - я могу начать жизнь, настолько отличную от твоей, что в следующий раз, встретившись со мной, ты не сможешь меня узнать. Вот было бы забавно. - Да уж, - сказал я. Долгая пауза. - Наверное, тебе уже пора двигаться. - Тебе это тоже принесло пользу, - сказал он. - Большую часть своей жизни ты пытался избавиться от своего детства, считая его мертвым грузом. Я не позволил тебе сделать это. Я бы не умер в своей клетке, и тебя бы не отпустил. Но ты открыл дверь. С небольшим опозданием, но все-таки открыл. Спасибо за дождь в моей пустыне. - Не уходи, - сказал я. - Мы друзья. - Ричард, тебе почти шестьдесят! Ты хочешь учиться дальше? Ты хочешь избавиться от лишнего багажа? Твое детство - это груз, от которого я могу тебя освободить! - Мне что? - переспросил я. - Мне почти что? - Тебе почти шестьдесят. Мне девять лет, а ты опережаешь меня на полвека. Тебе почти шестьдесят лет. Была ли эта ухмылка его декларацией независимости? - Я не верю ни в девять, ни в шестьдесят, ты ведь знаешь. Мы не построены из времени... Он терпеливо наблюдал за мной, как будто я был ребенком. - Дикки, - сказал я. - Кегли, шахматы, рапиры, шпаги или сабли, трек, поле, бассейн или дистанция. Выбери нужный тебе вид и выбери возраст. Девятнадцать? Тридцать восемь? Сорок? Я соглашусь с любой иллюзией любого выбранного тобой возраста, и, клянусь... вышибу из тебя мозги! Что значит "тебе почти шестьдесят"? Он еще какое-то время смотрел на меня, продолжая усмехаться, скорее друг, чем ребенок. Потом что-то вдруг произошло с его глазами, как будто час пробил и его время истекло. Он кивком поблагодарил меня, возвращаясь к своему решению. - Шестьдесят, - сказал он, - это слишком долгий срок, чтобы нести в себе детство, которое ты едва помнишь. Позволь мне кое-что сделать для тебя. Позволь мне снять с тебя этот груз. Потом мы отпустим друг друга. Тридцать девять Лесли отложила свою книгу: "Несколько полезных способов избавиться от болезней садовых растений". - О чем ты думаешь, дорогой? - спросила она. - Что тебя беспокоит? Я лежал в кровати рядом с ней, уставившись в потолок. - Ничего. Просто задумался. - Гм, - сказала она. - Ладно. Она вернулась к книге. Я решил не сообщать ей о решении Дикки до того, как сам все хорошо не обдумаю, потратив один час или десяток на размышления об этой странной дружбе, о том, почему она так много для меня значит и каким могло бы стать наше будущее, если бы он решил остаться. Как он и обещал, я почувствовал себя гораздо легче без давнего детства, хватающего меня за пятки. Ушли сомнения, тревожившие меня десятилетиями, исчезло тяжелое чувство, что я забыл что-то очень важное из тех лет, когда был ребенком. С его помощью я наконец выбрался из того времени, и смутный вид вчера вдалеке окончательно скрылся из виду. - Быстро схватывает, - сказала Лесли, не отрываясь от книги. - Кто? - Дикки, - сказала она. - Он узнал все, что хотел, и ушел? - Откуда ты знаешь? - Просто угадала, - сказала она.- На самом деле нужно быть сделанной из камня, чтобы не уловить твои волны Ощущения-Незавершенности. Хорошо было бы однажды пережить какое-нибудь приключение, дать ему время улечься, потом выбрать свободную минуту и рассказать жене и его начало, и середину, и конец, а также смысл. Но, подумал я, с ней это так же вероятно, как мороз в аду. - Ну, в общем, ты права. - Он приходил, чтобы дать тебе что-то или что-то взять у тебя? - она спросила это так, как будто заранее знала ответ. - Ему нужны были знания, - ответил я, - и мне доставило удовольствие с ним поделиться. Теперь он знает почти все, что знаю я, а как с этим поступить - его личное дело. Я для него - лишь часть только этого одного будущего. - Ты значил для него не более чем это, - сказала она, полуспрашивая-полуутверждая. - Тебе будет его недоставать? - Я не думаю, что могу так сказать, - ответил я.- Но я буду помнить его и думать о нем. Она улыбнулась в ответ на мои слова. - Трудно было научить его вносить рациональность в каждую частичку живого человеческого чувства, или ему это тоже легко далось? - Ох, Вуки, перестань! Я действительно рационален и не собираюсь в ближайшее время себя переделывать. Но даже если я изменюсь, то в первую очередь пострадаешь от этого ты. Сейчас мы находимся в равновесии - ты и я на наших маленьких качелях; ты же не хочешь, чтобы я прыгнул всем своим весом на твою сторону, не правда ли? - Рациональный или чувствующий, - сказала она, - не имеет значения. Все равно я тебя не брошу. - Спасибо, милая. Я придвинулся ближе, выключил свою лампу, просунул руку под подушкой Лесли и закрыл глаза. - Без тебя было бы так холодно. - Учишься? - спросила она. - Нет, милая, - прошептал я. - Единственный раз в жизни я был не учеником, а учителем. - М-хм. Она вернулась к своей книжке и читала, пока я не начал засыпать. - В следующий раз, когда снова встретишь Дикки, - сказала она, - передай, что я люблю его тоже. Сорок Той ночью, в три часа, я внезапно проснулся, и, глядя широко раскрытыми глазами в темноту, с опозданием на два месяца понял: Дикки помнит детство, которое я забыл! Он помнит все с первой минуты. Мы были двумя концами жизни, протянувшимися к центру, который ни один из нас не мог найти по отдельности. За все эти часы, проведенные вместе, подумал я, мне нужно было только спросить его! Он все еще хранил память о том единственном приключении, которое являлось ключом ко всему, во что я верил, сцены, которой мне необходимо было коснуться еще один раз, чтобы стать взрослым. Он не мог уйти! Я помассировал веки, заставил себя расслабиться, ясно и отчетливо представил себе его лицо и слился с ним. Через миг я стоял на склоне холма - там, где лес граничил с лугом, - и целая россыпь крошечных серебристых цветов сияла вокруг меня. С одной стороны вдали виднелся океан, почти такой же темный, как небо, и мерцающая алмазная река, которая в него впадала. С другой, насколько я мог видеть, широкая равнина уходила к горизонту первобытных холмов и долин. Пустота и спокойствие вновь обретенного рая. Это не было тем холмом, который я знал, но каким-то образом это место было мне знакомо. Где я видел это раньше? Он должен быть рядом. Я нашел его сидящим на каменном выступе. Он выглядел как обычно и запускал планер, который взлетел над зеленым холмом, как будто его вел крошечный пилот, попал в восходящий потоку края холма и начал набирать высоту. Удивительный вид. Как это у него получилось? Но у меня не было времени его рассматривать. - Ты ведь помнишь все мое детство! - сказал я, даже не поздоровавшись. - Все до последнего дня! Это так? - Конечно, -ответил он. - То, что ты от него отгородился, не означает, что оно пропало. - Ты помнишь свое рождение? Все это время, подумал я, он знал ответ. Дикки знает, что превращает наш безмятежный дух из живого света в младенческий крик Я-Об-Этом-Никогда-Не-Просил, раздающийся в темноте. Звено, которого мне недоставало и которое я никогда бы не нашел. - Мне нужна память об этом, - сказал я. Вспышка притворного удивления. - Я уже думал, ты никогда об этом не спросишь. Он порылся в кармане рубашки и вытащил небольшую хрустальную полусферу нежно-янтарного цвета, размером с небольшой лимон. - Вечная штука, - сказал он. - Открыть ее может только твое желание знать. - Он протянул ее мне. - Будь осторожен, она развалится, как только ты ее коснешься. Ты уверен, что хочешь этого? Я взял ее у него из рук. Маленькая, легче яичной скорлупы. Почему бы и нет - тайна моего первого, наполненного миром и любовью дня на Земле, завернутая в розовый лепесток. Такая тонкая! В тот миг, когда я прикоснулся к хрупкой поверхности кончиком пальца, она рассыпалась в моей руке, за час до моего рождения. Сорок Один В то время, вспомнил я, все было так здорово. Приключение! Романтика! Снова в кругу старых друзей, очертя голову бросаюсь в смертельную битву со страшными врагами. На этот раз ими будут котята! Наихудший возможный исход: одна-две царапины, стоит мне на мгновение забыть, кто я, стоит мне закрыть глаза на их кажущуюся реальность. Так неправдоподобна, эта царапина. Я вспомнил! Не бывать больше катастрофам, когда я терял это знание, всю жизнь сражался с фантомами, позволяя обратить себя в прах и удивляясь в свой последний миг, зачем я вообще появился на свет. Никогда. Знание дало мне силу, которой не имеет ни один мой враг. Жизнь в пространстве-времени -это ведь игра вроде Снэп-Сити, правда? И я теперь так умею в нее играть, так неуязвим для любого оружия, так надежно защищен знанием, что пролечу, смеясь, сквозь кольцо драконов, которые много раз испепеляли меня прежде. Отдохнувший, с новыми силами, вооруженный непоколебимым пониманием реальности вместо моей прежней веры в вымысел, - что меня может теперь поцарапать? Бесстрашно - не то слово... это будет РАЗВЛЕЧЕНИЕМ! Одна, последняя, жизнь, один финальный матч в игре, чтобы доказать, что победа достается легко, показать, что я запомнил навсегда легкое знакомое изящество, на котором строится любой триумф. Помни, кто ты, ковбой, никогда не верь тому, что видишь вокруг, и это будет КУСКОМ! ПИРОГА! С таким оружием, презрев драконов, я переступил через край, и все окунулось в тьму. Как это странно - быть рожденным! Несколько часов назад я был в безопасности, счастливо плавая в тепле и уюте, все системы в норме, а теперь мое сознание превратилось в центр управления ядерным реактором в аварийной ситуации. Мигают сотни ужасно-ярких смертельно-красных предупреждающих табло: дыши, или у мрешь, ешь, или у мрешь, падение - смерть, огонь - смерть, враги в темноте, собака выглядит смирной, но ест детей. Никогда не видел одновременно столько ярких сигналов тревоги. Сейчас я открыт всему миру, У-ЯЗ-ВИМ, то есть бессилен, и даже не могу членораздельно заорать слово "Помогите!". Один человек рядом. Мама, я не люблю быть эгоистом, но ты бы лучше оставалась рядом, пока не минуют все опасности, пока я не буду надежно вооружен и защищен, лет этак до тридцати, пожалуйста, и, между прочим, скажи, что я здесь делаю? Кажется, я забыл... это я выбрал эту жизнь или ты, и не могла бы ты мне сообщить, по какой возможной идиотской причине? Она могла бы ответить, но мои вопросы превращаются в крик и плач, и спи-моя-радость-усни мало помогает, когда я знаю, что за окном минус тридцать, а меня начинает бить дрожь при плюс восемнадцати. Единственное, что мне остается, - закрыть глаза, отключить системы, спать. А во сне я плыву назад, к мягким изумрудно-янтарным холмам, стоит мне прыгнуть, и я не упаду, а поплыву, словно облако нарциссового света. Сон возвращает меня домой, туда, где понимают без слов, где все друг Другу учителя и ученики, и во всем присутствует разум и смысл. - ВЫ НЕ ПОВЕРИТЕ! - говорю я им. - В следующий раз, когда я снова начну говорить, что жизнь в пространстве-времени - это забавно, накиньте на меня сеть, а? Вы что, не видели что я РЕХНУЛСЯ? Они здесь сразу заваливают тебя всякими ограничениями, в ту же секунду, как приземлишься... ограничения в пространстве, ограничения во времени: я отрезан от всех и замкнут в желатиновой форме КРОШЕЧНОГО создания, неуклюжем миниатюрном карликовом тельце нет духовного общения нет возможности вернуться не могу летать и гравитация здесь огромна, я чувствую себя тяжелее, чем слон, увязший в смоле, слабее, чем мотылек, все вокруг лед и сталь, кроме мамы и одеяла, ограничения, словно кинжалы у горла, правила, которые я не могу понять, поднят занавес в пьесе, где я сам должен написать свою роль при помощи слов, которых я не знаю, и разума, который в основном, почему-то, дает команды моему рту, не способному даже сказать, чтобы меня отсюда выпустили. Пространство-время уже в теории выглядит безумием... на практике оно - безумие вдвойне, минута для взрослых - дни для меня, клак-клак-клак: каждую секунду распадаются вселенные, и никто этого не замечает, постоянно оказываясь перед миллионами выборов, оборачивающихся одним-единственным - все ложатся в постель в неизменном прошлом, за которым, как все считают, последует будущее. Это жестокая шутка, не так ли? Нереально - меня предупреждали, но это ведь более чем нереально, это немыслимо: превратить эти тяготящие меня ум и тело младенца в то, что в лучшем случае примется просто размышлять о том, что я есть, а в худшем - уподобится прутику, бессильному выбраться на сушу из рокочущего потока, но тем не менее способному помнить. Было безумием с моей стороны выбрать все это, но я ведь могу дать и задний ход. Худшее, что может произойти - если повезет, - меня съест собака, и я выберусь из этого мира-ловушки и снова вернусь домой. Просыпаясь, я об этом уже не помнил. Я был наблюдателем, утратившим свойства бесплотного призрака -те, за кем я наблюдал, теперь могли, в свою очередь, наблюдать за мной. Какой милый малыш, говорили они моей маме, в глубине души благодаря Бога, что уже никогда не окажутся на моем месте. Он так счастлив! Посмотрите на эти большие глазки... невинность, счастье, безопасность. Ложь. Ложь. Ложь. В эти первые часы происходили величайшие сражения в моей жизни, которые я проигрывал одно за другим, словно ряды падающего домино. - Я есмь, - говорил я миру. - Я не рождаюсь и не умираю, индивидуальное проявление бесконечной жизни, выбравшее пространство-время для игры и обучения. Я пришел сюда для забавы, чтобы встретить вновь старых друзей и встретиться вновь с великими врагами... Удар в лицо железным ботинком - таковы мои враги. Они не пользуются словами, потому что не нуждаются в них. Боль! Добро пожаловать в пространство-время, Страну-Нет-Другого-Выбора. Видишь то, что есть, приятель. Сейчас пока все расплывчато, но, чем лучше ты видишь, тем хуже все выглядит. Вот мороз, голод, жажда, а вот твое тело - все, что ты имеешь. Никакой бесконечной жизни. Все, что отделяет тебя от смерти, - двое простых смертных, которых ты едва знаешь и которые не до конца уверены, что хотят быть твоими родителями. - Я помню свою прежнюю жизнь! Мне не нужно было дышать или есть, у меня не было тела, но я жил! Я выбрал своих родителей, а они выбрали меня! Я выбрал это время! Я помню... Ты помнишь свои сны! Отблески в твоей пустой детской голове. Покажи нам эту жизнь, где она? Не можешь? Постарайся! Забыл, где она? Так быстро? А ну, попробуй, малыш... задержи дыхание минуты на три, погуляй по льду минут пять, поспи в снегу десять, останься без матери день. Попробуй, потом расскажешь нам про свою Бесконечную Жизнь! Мутное новорожденное сознание кружится, проигрывая по битве в минуту. Нет времени подумать, время принадлежит физическому миру. Мир сражается на своей территории, истинно только то, что можешь увидеть своими глазами и потрогать своими руками. Принимаются только физические доказательства, все остальное - пища для насмешек. Я потерял равновесие, отброшен к стене. Младенцы не знают, с какого конца браться за меч. Я в меньшинстве, и даже самый бездарный из этой злобной армии, играючи изрубит в клочья меня, этого маленького мятежника, прежде, чем я научусь видеть. Этот мир - весь как острый камень, он больно ранит. Я исполосован до крови, а мама даже не знает, что я сражаюсь за свою жизнь. - Все хорошо, малыш, не плачь. Все хорошо... "Мама! - кричал я без слов. - Помоги мне!" Говорить можно не только при помощи слов, и иногда мать может сказать больше, чем знает, когда ребенок плачет. Она потрепала меня по голове. - Малыш. Драконы превосходят тебя числом, и они лгут. Ты можешь выбирать. Выбор таков. Первое: не обращай внимание на их блеф. Закрой глаза, воспрянь духом, вспомни, кто ты, вне пространства, вне времени, не рождающийся и не умирающий... Я расслабился. - ...и физический мир вскинет кулак в знак победы - Хо! Мертв! Все глаза увидят твое крошечное тело бездыханным, все пальцы согласятся, что пульса нет, и подпишут свидетельство, где твою победу назовут смертью. Она поднесла меня к своему лицу. - Второе: прежде чем твои внешние стены падут, как и должно произойти, если ты остаешься, построй внутреннее пространство для защиты истины. Храни в себе, что ты - бесконечная жизнь, выбирающая игровую площадку; храни, что окружающее существует с твоего согласия и ради твоих целей; храни, что твоя миссия - излучать любовь так, как ты это умеешь, в моменты, которые ты сочтешь наиболее драматичными. Драконы - твои друзъя! Я прислушивался, вспоминая, к своей матери, чья жизнь соединяла меня с миром солнечного света, откуда я пришел, и этим миром колеблющейся тьмы и нападений перед рассветом. Она смотрела в мои расширившиеся от удивления глаза. - Крепко держишь истину? - спросила она шепотом о тайне, известной только нам двоим. - Создай кристалл вокруг твоего Я, глубже и крепче, чем пространство и время, создай щит, который ничто не сможет разбить... Но, мама, я моргал, слушал и забывал. Даже ты - пространство и время. Ты - здесь, а не там. Сейчас ты со мной, а однажды ты умрешь... - Верно, - негромко ответила она. - Прислушайся к своим драконам. Я точно так же попалась в пространство-время, как и ты. Я умру, как и твой отец, и братья. И ты останешься один. Покорись. Сдайся. Позволь твоим стенам обратиться в песок, позволь миру увлечь тебя в свой мутный водоворот, смирись с его ложью, научись в ней плавать, не сопротивляйся. А внутри храни то, что ты запер, и однажды, двадцать ли, шестьдесят ли лет спустя, малыш, прикоснись к своей истине, и засмейся... Я поверил ей и сдался драконам, увидел, как огромные голубые приливные волны разнесли на куски мои стены: нет выбора нет вопросов жизнь несчастная и короткая несправедливость у которой нет смысла мы птенцы выброшенные из гнезда мы лемминги глупо выброшенные на скалы случая, без всякого смысла. Добро пожаловать на Землю, идиоты. - Уау! - сказал я. -Здесь классно! Вот так-то лучше, прошипели мои драконы, крепче сжимая меня. Жизнь гораздо легче, когда не сопротивляешься. Нужно учиться, а не вспоминать. Твои глаза закрыты - открой их. Твое тело расслаблено - напрягись. Твое сознание расширено - сфокусируй его. Твоя душа безмятежна - отдай ее нам. Они говорят по очереди, не умолкая ни на минуту. Ты находишься в глубоком сне. Каждое наше слово приближает твое шумное, бурное пробуждение. Не удивляйся и не задавай вопросов. У тебя что-то на душе. Выскажи это, и ты будешь тонуть все глубже и глубже... - Спасибо, - сказал я. - Так много сведений. Это хорошо. Да. Смертные любят учиться, и наш подарок тебе - то, что ты всегда будешь испытывать эту любовь. Запомни: Реальность - в видимости. Реально то, что ты видишь. Реально то, что ты осязаешь. То, о чем ты думаешь, нереально, то, на что надеешься, не существует. Тест Номер Один: Что есть реальность? - Реальность - в видимости, - ответил я. Хорошо. Отличный ученик. Глубже, спи. Так много нужно узнать: Реальность изменяется во времени. Атомы составляют жизнь. Судьбу определяет случай. Некоторым людям везет, некоторым - нет. Жить означает побеждать, выигрывать, становиться кем-то; умирать означает проигрывать, исчезать, становиться никем. Тест Номер Два, немного сложнее: Что изменяет реальность? - Время, - ответил я.- И пространство. Правильный ответ - время. Почему ты упомянул пространство? - Потому что реальность различна в разных местах. Хорошо! Ответ -"время", но и пространство подходит тоже. Ты начинаешь думать творчески. Понимаешь, что значит слово "творчество"? - Да. Ничего не существует, пока не будет сотворено физически, в пространстве и времени. До сотворения все нереально. После уничтожения все нереально. Все сотворяется, все уничтожается. Все - вопрос только времени. Что находится за пределами пространства? - Ничего. Что существует за пределами времени? - Ничего. Твоя мать научит тебя ходить. Почему ты всегда будешь проходить сквозь двери и никогда - сквозь стены? - Стены - это ограничения. Никто не проходит сквозь стены, потому что они твердые, а пройти сквозь твердое, не разрушив себя, невозможно. Мама и папа не ходят сквозь стены, хоть они большие и сильные. Никто, включая меня, не может преодолеть ограничения пространства и времени. Хорошо. Все имеет ограничения. Ограничены ресурсы, пища, воздух, вода, кров, идеи. Чем больше используешь ты, тем меньше останется другим. Другие старше, сильнее и мудрее тебя, они идут впереди и у них право старшинства. Поэтому запомни: Дети не должны часто попадаться на глаза, а если попались, то их не должно быть слышно. Дети никогда не должны раздражать взрослых. Дети не умеют думать, а если и думают, то их мысли представляют собой такую спотыкающуюся мешанину рудиментарных ошибок, что их ум напоминает пустой песок, в котором нет ни одной блестки золота. Ребенок не может придумать ничего нового, отличающегося или значительного. Не дергайся. Всегда думай: Что скажут люди? Не выводи никого из себя, потому что в первые годы жизни ты будешь хрупким, словно паутинка, так что даже любой замухрышка сможет убить тебя одной левой. Сила - это власть. Гнев - единственное предупреждение. Страх не защитит. Тест: Какой единственный мир всегда существовал и всегда будет существовать? - Мир, который я вижу перед собой. Откуда ты пришел? - Я пришел ниоткуда и иду в никуда. Цели нет. Хорошо! Рождение - счастье. Тело - механизм; углерод, водород, кислород, работает на органическом топливе. Тело управляет сознанием, сознание - хаотическая электрическая активность мозга. Существует только одна, не зависящая от твоих желаний, твоих мыслей и твоей жизни физическая реальность. Твои мысли никак не могут на нее повлиять. Иной реальности не существует. Отвергни эти идеи, и ты умрешь. Вопросы? - Продолжайте. У мира было много проблем до твоего появления, и он не нуждается еще в одной. Никому нет дела до того, кто ты и о чем думаешь. Любая важная идея уже существовала до тебя, все важные книги уже написаны, все прекрасные картины нарисованы, все открытия сделаны, все песни спеты, все фильмы сняты, разговор окончен. Все важные жизни прожиты. Ты не имеешь и не будешь иметь никакого значения. Тест: Кому ты нужен? - Я нужен себе! Неправильно. Повторяю: Кому ты нужен? - Я никому не нужен, и эгоистично с моей стороны заботиться о себе. На планете уже живут миллиарды, я явился сюда без приглашения, и другие позволят мне остаться, только если я буду вести себя тихо и покорно и не буду много есть. Главное - тихо. Правильно. Каждый - сам по себе. Все знание сосредоточено в словах и числах. Для того чтобы знать что-либо, ты должен этому у кого-то научиться. Все, кто старше тебя, умнее. Все, кто крупнее тебя, имеют над тобой власть. Ценности -в противопоставлении плохо-хуже-хуже-всего, хорошо-лучше-лучше-всего. Существуют Правильное и Неправильное, существуют Добро и Зло. Добро и Правильное заслуживают жизнь. Зло и Неправильное заслуживают смерть. Ты живешь не ради себя, а ради пользы и удовольствия других. В мире существует множество наций и языков. Ты родился в лучшей нации, ее язык - лучший язык, ее политическая система - лучшая система, ее армия - лучшая армия. Ты должен подчиняться приказам своей страны, отданным с любого уровня ее власти, сражаться и умереть за свою нацию, чтобы сохранить за ней Номер Один. Хорошие парни выигрывают, плохие - проигрывают. - Но ведь умирают все, то есть даже хорошие люди в конце концов проигрывают? Если хорошие люди умирают, то попадают в рай и чувствуют себя счастливыми. - Но рай нельзя увидеть, а если его нельзя увидеть, то он, получается, нереален. Твои слова! Рай -это ложь, чтобы скрыть, что смерть - это проигрыш. Верь лжи. Справедливость - когда умирает плохой человек, трагедия - когда хороший, смерть - конец жизни. Ответов не существует. Мир непознаваем. Ничто важное не имеет смысла. - Как все это может быть истинным? Все истинно. Это реальность. - Конечно. Не прошло и десяти часов с момента моего появления на этой планете, как я уже обезоружен, ключ, добытый ценой тысячи моих предыдущих жизней, погребен под мертвой свинцовой толщей безопасности, заключающейся в том, что известно каждому: жизнь - это досадная случайность, длящаяся, пока нам не удастся ускользнуть и умереть. Мысль глубоко в подсознании: Ну и дурака же я свалял! Ну почему я снова решился стать Джо Глупой Башкой, что я могу получить от этого бесконечного гипнотизма иллюзий, от забывания того, что на самом деле истинно? Я вырасту, как и любой другой ребенок на этой планете, проглатывая все, что предложит мне мир, и вскоре будет поздно что-либо вспоминать. Помню ли я сейчас? Зачем я вообще здесь появился? Битва закончена. Дитя спит. Сорок два - То, что ты знал до рождения, не потеряно. Его голос был мягок, как бриз здесь, на вершине холма. - Оно только скрывается в тебе до минуты испытания, когда приходит время вспомнить. Я почти уверен, что при желании ты найдешь какой-нибудь необычный и смешной способ обнаружить это снова. Я сидел рядом с ним на камне, упершись подбородком в колени, и пытался проникнуть в суть произошедшей с ним перемены. Я посмотрел ему в глаза и потом почти целую минуту, не говоря ни слова, удивляясь, как я мог знать так много, когда был им. Я был неглупым парнем, это точно, но мне еще нужно было многое узнать. Я не был так умен. И тогда я наконец понял - улитка, завершившая долгий-долгий путь. Дикки обернулся и, не мигая, посмотрел мне в глаза, прочитал мои мысли, и в уголке его губ ужасно медленно начала появляться крошечная улыбка. - Позволь мне угадать, -сказал я ему. - Ты все время знал, правда? Ты хотел, чтобы я все вспомнил не для тебя, а для себя. Все эти месяцы, каждая минута, проведенная с тобой, была испытанием. Он не подтвердил мою догадку, но и не отверг. - Пай? Через какое-то время он едва заметно кивнул. - Дональд Шимода? Еще один кивок, с непроницаемым видом. - Чайка Джонатан? Все та же крохотная улыбка, почти неподвижный кивок, глаза неотрывно сосредоточены на мне. Внезапно меня обожгла одна мысль, и я не смог удержаться от вопроса. - Дикки, это ведь не ты был и Шепардом с его дурацкой книгой? Улыбка стала шире. Я вцепился себе в волосы, не зная, смеяться мне или плакать. - Боже, малыш! Ты понимаешь, что ты натворил? Это же обман! Он явно наслаждался, спрятавшись за маской ребенка, которым я был когда-то. - Как жизнь может обмануть того, у кого есть Инструменты? - спросил он.- Как может жизнь предложить кому-нибудь тесты? Смысл в том, чтобы ты вспомнил\ Я должен был догадаться, подумал я. Когда я научусь ожидать не только то, что могу себе представить? - Если ты хотел выяснить, что, как я думаю, я знаю, - сказал я, - почему тебе было просто не спросить? Он насмешливо улыбнулся. - И получить заполненную в трех копиях анкету - твои знания, прошедшие твою тщательную цензуру, чтобы мы, не дай Бог, не поняли тебя неправильно и не въехали в стену на скорости девяносто миль в час? Нам не нужна твоя осмотрительность, Ричард, нам нужна твоя правда! Нам не... - НО ПОЧЕМУ? Я отнюдь не Чайка-Летящая-Быстрее-Мысли, не Спаситель мира, не многомерная форма альтернативного будущего, знающая все ответы на все когда-либо существовавшие вопросы! Почему я вам так нужен? - Знаешь, в чем тайна, Ричард? Ты - не какой-нибудь изгнанник на заброшенную планету. Ты считаешь, что тебе не повезло встретиться с твоими другими жизнями и чему-нибудь у них научиться? Мы! Ты - это мы! Он остановился, ища слова, которые были бы мне понятны. - Ты ведь выбрал нас своими учителями? А мы выбрали тебя. Для тебя важно то, чему ты учишься? И для нас тоже. Ты умаешь, что мы приходим в твою жизнь потому, что ты нас любишь? Пойми, мы тоже тебя любим! Я замер, вцепившись руками в камень. Почему так тяжело узнавать, что те, кого любим мы, в свою очередь, любят нас? - Ты никогда не уходил, так? - спросил я наконец. - Ты изменял свое лицо, иногда становился невидимым, но все время ты был рядом. Включая и худшие времена: развод, банкротство, неудачи и смерть? - Худшие в особенности. Как я мог быть таким тупым? В тяжелейшие моменты моей жизни я всегда, всегда ощущал это тихое подбадривание: Есть причина, по которой ты выбрал то, что с тобой сейчас происходит. Держись, Ричард, пройди через это наилучшим образом, и в скором времени ты поймешь эту причину. Кто бы еще посмел сказать такое, кто бы посмел вмешаться, кроме наших собственных внутренних учителей, сохраняющих невозмутимость среди иллюзий? После месяца, в течение которого он изводил меня своими вопросами, у Дикки их больше не оставалось. Мой экзамен закончился. - Дикки, -сказал я, - ведь это ты капитан того спрятанного космического корабля, который доставит меня домой? Легчайшая улыбка. - Не угадал, - прошептал он. - Капитан - ты. Конец Эпилог Экипаж, который мы принимаем на борт своего корабля, - это навигаторы и стрелки, рулевые и советники. Они будут нашими верными друзьями в течение всей жизни. Они появляются в моменты, когда мы готовы с ними встретиться, когда нам необходимо что-либо узнать или мы просто нуждаемся в помощи. Я почти уверен, что еще встречусь и с Джонатаном Чайкой, и с Дональдом Шимодой, и с Пай, и с Шепардом, хоть я и не догадываюсь, в чем будет заключаться мой следующий - через минуту или через сотню столетий - экзамен, и не собираюсь об этом спрашивать. Я уверен, что это не последняя наша встреча и с Дикки. В эту минуту он смотрит моими глазами на свое прошлое и будущее, мерцающее в виде слов на экране моего настольного компьютера. Малыш, который хотел узнать все, что знаю я, обрел свой дом. Узник, когда-то заключенный мной в темницу, теперь, поселившись высоко в моей душе, может обозревать все вокруг, забрасывая меня вопросами: Ричард, как ты думаешь, кто ты? Кем ты будешь? Каким образом ты выбираешь необходимые тебе ценности? Что ты здесь делаешь. Капитан, что бы тебе хотелось делать, и почему ты не делаешь этого сейчас? Чему тебя учит любовь? Все эти годы мы ждем кого-то, кто нас поймет, подумал я, кого-то, кто примет нас такими, какие мы есть, кого-то, обладающего волшебной силой превращать камень в солнечный свет, кого-то, кто сможет дать нам счастье, а не упреки, кто сможет сразиться в ночи с нашими драконами, кто сможет превратить нас в того, кем мы хотим быть. Только вчера я понял, что этот чудесный Кто-то - это лицо, которое мы видим в зеркале. Это мы и наши самодельные маски. Через столько лет мы наконец встретились. Вообразите это.