ступлением? - Если человек говорит, что он не верит, никакого преследования быть не может. Другое дело, что человек целенаправленно занимается фальсификацией истории и пытается доказать, что это был миф, а не трагедия. Что касается конференции, которую хочет собрать президент Ирана, я готов всячески способствовать, чтобы она, пусть за счет евреев, прошла в израильском мемориальном комплексе "Яд Ва-шем". Пусть их бесплатно поселят в гостиницах, кормят, проведут по комплексу. А потом я посмотрел бы на них, когда они свои доклады будут читать. Пусть эти люди объедут все еврейские местечки, названия которых есть в мемориальном комплексе. Когда мне армянин рассказывает о турецком геноциде, я же не должен у него требовать документов. Я прочитал большое количество литературы по этому событию. Турки отказываются от этого, потому что на них лежит эта кровь. Какому народу хочется признаваться в таких вещах? Отсутствие исторической памяти - трагедия для человечества. Подрастающее поколение надо воспитывать так, чтобы они знали о том, что было. Это важно не только для евреев, а для всего человечества. В Западной Европе уже начинают забывать, кто с кем воевал во Второй мировой войне. Пытаются переосмыслить, кто действительно победил, кто больший внес вклад, кто меньший... В любой религии жизнь человека - самая большая ценность, дар Б-га. И никто не имеет право ее отнимать. Если бы человечество проникалось этим, жертв было бы намного меньше. Из интервью Агентству национальных новостей ** Простые истины День Победы - праздник священный для всех людей вне зависимости национальной и религиозной принадлежности. Тем, кто участвовал в схватке с фашистским зверьем сегодня далеко за 80. Что мы можем сделать для них, для тех, кто не в состоянии выйти из дома, добраться до магазина или аптеки, для тех, кто вынужден ограничивать общение с друзьями и близкими, считая минуты, т.к. единственная связь с миром - телефон - становится платной? Сделай что-то, не ограничиваясь высокими словами и восхищенными взглядами на седых, опирающихся на палочку седовласых мужчин и женщин со сверкающими орденами и медалями на груди, сумевших из последних сил выйти на улицу 9-го мая. Присядь у постели больного, возьми слабеющую руку, наберись терпения и выслушай их медленную речь. Оторви своего сына или внука от компьютера, от футбола, от телевизора. Сегодняшние подростки не способны понять, что сияющий мир, полный соблазнов и развлечений, чистое небо и яркое солнце, тепло материнских рук и заботливое слово отца, веселый школьный класс и беззаботная студенческая жизнь - все это спасено Победителями. Найди слова, чтобы дети и внуки тебя выслушали и услышали. Это не зависит от того, богат ты или нет, несчастен в любви или благополучен в личной жизни, молод или совсем юн. Всего-то для этого надо - быть честным и искренним. Наша забота и память о ветеранах должны воплощаться в простых и конкретных делах. Приди к участнику Великой Отечественной войны вместе с детьми - домой ли, на площади, или в больнице. И ты услышишь голос мудрости, искренности и достоинства. Этим людям есть, чем гордиться и есть, что передать детям, внукам и правнукам. Опыт жизни наших ветеранов, участников боевых сражений и героев тыла, уникален и достоин быть переданным поколениям потомков. Уничтожив зло, они оставляют нам, ныне живущим, веру в то, что человек способен совершать поступки на грани своих возможностей ради справедливости и свободы. И пусть представители славного поколения почувствуют, что дело, ради которого они отдали жизнь и здоровье, не было напрасным. Пусть они проведут свои преклонные годы с осознанием своей нужности, испытывая гордость за своих потомков. С уважением, главный раввин России Адольф Шаевич www.regions.ru 8 мая 2007 года ** ** Глава XIV. Спроси раввина Когда у нас проблемы, когда мы не можем разрешить спор, когда нам плохо, мы идем к раввину. Он, мудрый, умеющий выслушать, постарается помочь выйти из кризисной ситуации, ответит на любой вопрос. Только спроси раввина... Адольф Шаевич: У нас евреем может стать любой Два часа без малейшей передышки отвечал на вопросы читателей "Известий" главный раввин России Адольф Шаевич. И о чем бы ни заходил разговор, тон раввина Шаевича не менялся: спокойный, доброжелательный. - Здравствуйте, скажите, правда ли, что вы однажды отказались от важного совещания в Кремле, потому что оно было назначено на субботу? - Нечто подобное было. Я работал в комиссии по подготовке Конституции под руководством Сергея Филатова. Заседали трижды в неделю, в том числе один раз приходился на субботу. Я всякий раз отказывался, а Филатов тем не менее неизменно приглашал. - Спрашивает Светлана. Почему вас зовут Адольф, если вы еврей? - Никогда не интересовался у своих родителей, почему меня назвали Адольфом, ведь меня практически до 25 лет звали Адиком. Когда пошел получать паспорт и увидел, что написано Адольф, хотел поменять на какое-то другое имя. Например, Аркадий. Меня многие и так звали. Но мне сказали, что нужна куча бумаг, и я эту затею оставил. - Это Шмуэль. Я сейчас живу в Нью-Йорке. Глубокоуважаемый раввин! Мы с большой теплотой вспоминаем вас, когда жили в Москве и встречались с вами в синагоге. Большое спасибо, что вы есть. Скажите, пожалуйста, куда идут сегодня евреи? В Америке, куда мы приехали в поисках иудаизма, многие от него же убегают. Страшно! - К сожалению, большинство евреев идет сегодня мимо синагоги. Сильно сказывается тот промежуток времени, когда нас отлучали не только от религии, но вообще от еврейства. Мы потеряли язык, громадное количество людей, знающих традицию, и все это не могло не сказаться. У нас нет статистики, но я думаю, два-три процента от проживающих сегодня в России евреев соблюдают все, что предписано религиозными канонами, живут по ним. Еще какой-то процент, тоже небольшой, приходят в синагогу по субботам, по праздникам. Появилась молодежь, которая интересуется, но большого всплеска нет. Тем не менее я надеюсь, что евреи, оставаясь полноценными гражданами России, все-таки будут ценить то, чем жили многие поколения до них. - Константин Амосов из Москвы. Уважаемый Адольф Соломонович! Известно: вы увлекаетесь литературой, музыкой и спортом. Каковы ваши вкусы? Какими языками владеете? - Читать приучился с детства и до сих пор стараюсь не пропустить ничего ценного. У меня хорошая библиотека. С 1973 по 1980 год учился в Будапеште, и там был прекрасный магазин советской литературы, я оттуда привез громадное количество книг. У меня около четырехсот различных дисков - классика, джаз, эстрадные певцы - наши и зарубежные. Когда есть время, стараюсь слушать. Я с детства поклонник московского "Спартака" - футбольного и хоккейного. Болею за "Локомотив" в Лиге чемпионов. Сам уже, к сожалению, ничем не занимаюсь. А все детство провел на стадионе. В институте играл в баскетбол, футбол, на лыжах бегал. Сейчас мой старший сын, хоккейный вратарь в Канаде, он занимался в школе Владислава Третьяка, у известного тренера Виталия Георгиевича Ерфилова и, может быть, станет тем, кем мне не удалось. Кроме родного русского, владею ивритом и венгерским, говорю по-английски. - Уважаемый раввин, каково ваше отношение к Березовскому и Гусинскому? Почему, по-вашему, они сегодня находятся в эмиграции? - С Борисом Абрамовичем я несколько раз встречался, обращался за помощью, и он целый год нашему хору оказывал финансовую поддержку. Сегодня это известный хор под управлением Михаила Турецкого, но для общины Борис Абрамович ничего не хотел делать и отказался даже сотрудничать в Российском еврейском конгрессе, который мы создали благодаря усилиям Гусинского. После отъезда Гусинского я с ним раз виделся и раз общался по телефону за несколько лет. Я очень мало, только из газет, знал о финансовой деятельности и Березовского, и Гусинского, об их политических пристрастиях. Одно могу сказать с уверенностью. То, что с ними произошло, никакого отношения к еврейству не имеет. Это, скорее, политические, финансовые проблемы, фактора антисемитизма нет. - Меня зовут Леонид Зильберман. Уважаемый Адольф Соломонович, каково ваше отношение к книге Александра Солженицына "Двести лет вместе"? - Мне кажется, что эта тема настолько щекотливая и ответственная, что для того, чтобы ее раскрыть, нужно заниматься всю жизнь именно этой темой. А путем подбора каких-то цитат из историков или философов, даже на основании каких-то документов делать обобщающие выводы - совершенно неблагодарное занятие. И, на мой взгляд, книга не совсем совершенна в этом плане. - Александр, студент. Как вы можете объяснить, что практически все олигархи России, все россияне, входящие в десятку самых богатых людей мира, евреи? - Мне проще объяснить, почему я не олигарх и почему миллионы евреев, которые живут в России, не олигархи. Как, впрочем, есть среди так называемых олигархов и русские Потанин, Дерипаска, Пугачев, а Ивановы, Петровы и Сидоровы не олигархи. Наверное, кому-то дано одно, другим другое. Эти люди смогли сориентироваться. Может быть, сказывается, что евреи, которые на протяжении тысячелетий занимались финансами, сохранили генетически возможность в нужный момент проявить себя. - Борис Лямин. Что вы можете сказать об антисемитизме в современной России? Насколько это серьезно, как с этим можно бороться? - Опять же, к большому сожалению, антисемитизм существует, и особенно бытовой, уличный. С распадом СССР возникло много откровенно фашистских партий, стали издаваться антисемитские издания, которые существуют и до сих пор. Постоянно нам сообщают со всех уголков России о нападениях на синагоги, осквернении кладбищ еврейских, регулярно приносят издания, газеты, книги с откровенными антисемитскими высказываниями, с призывами к уничтожению евреев. Но от правоохранительных органов нет никакой поддержки. Вот когда срывали щиты с плакатами и виновных не нашли, я уверен, что их и не очень искали. О причинах можно говорить до бесконечности. У нас более 100 национальностей. И если мы не научимся жить вместе, если для нас действительно не будет объединяющей идеи единой Родины для всех, значит, будущего у России нет. Я могу сказать от имени еврейской общины России, что подавляющее большинство евреев, живущих сегодня здесь, хотели бы здесь остаться жить навсегда, никуда не уезжать и чувствовать себя здесь как дома, а Россию видеть великой страной. И я думаю, что даже после массового отъезда евреев остался очень мощный умственный потенциал, который мог бы принести пользу России. - Геннадий Гришин из Саратова. Господин Шаевич, какая из российских партий вам лично ближе других? - Я не испытываю особых симпатий ни к какой партии, ни к какому движению. Очень рад, что мое звание освобождает меня от участия в деятельности какой-либо партии. Несколько раз голосовал за "Яблоко", их идеи мне и сегодня кажутся наиболее привлекательными, но особого пристрастия я ни к одной из партий не испытываю. - Игорь Синицкий. Почему правоверные иудеи выступают против смешанных браков? А если православный полюбил иудейку и эта любовь - настоящая? Что делать: следовать заветам отцов или голосам влюбленных сердец? - Очень сложный вопрос. Особенно для современного общества. Вот простой пример: семья, в которой кто-то еврей, кто-то не еврей. Рождаются дети. И начинается мучительный поиск - кто мы. Или мы евреи, или мы не евреи? Я думаю, что не только ортодоксальные евреи против смешанных браков, но и ортодоксальные христиане, потому что это все размывает национальные корни и чаще всего в смешанном браке вообще не придерживаются никаких традиций - ни иудейских, ни православных, ни мусульманских. И многие ортодоксальные правоверные люди различных религий против таких смешанных браков. Но жизнь - она всегда намного шире всяких постулатов, законов. - Катерина. Что такое кошерный секс и насколько он лучше иного? - Есть много предписаний, которые религиозная женщина должна соблюдать, в том числе и в половой жизни. И медицинские наблюдения говорят о том, что соблюдение всех этих предписаний способствует здоровью женщины. Я не могу сказать, что этот секс лучше какого-либо другого секса, просто он направлен на сохранение здоровья женщины, и в этом его преимущество. - Леонид Стамм. Уважаемый Адольф Соломонович, кто из российской элиты входит в круг ваших близких друзей, кого вы могли бы пригласить к себе домой? - Я знаком с массой известнейших людей: и с Кобзоном, и с Хазановым, и с Розенбаумом, и с Юрием Любимовым, с Марком Захаровым, с Розовским. Миша Жванецкий был у меня дома, Вишневский был, Аркадий Инин, сейчас не могу вспомнить всех. Министров не было. Больше музыканты, артисты. - Виктор Зорин. Правда ли, что в последнее время Раввинский суд завален заявлениями от людей, желающих утвердить свою национальность в качестве евреев? Верно ли, что при желании евреем может официально стать даже человек, который по крови никакого отношения к евреям не имеет? - Это не только в последнее время. Когда началась перестройка и евреи получили возможность уезжать из страны, в Раввинский суд стали обращаться люди из различных уголков бывшего СССР с просьбой подтвердить их еврейство. Это продолжается и до сегодняшнего дня, люди приносят различные документы и справки, удостоверяющие то, что они являются наследниками своих бабушек, прабабушек, то есть по материнской линии, и если эти документы Раввинский суд считает достоверными, то он выдает подтверждающий документ о том, что эти люди могут считаться евреями. Действительно, еврейство может принять любой человек независимо от того, были ли у него еврейские корни. Любой, кто добровольно принимает на себя обязанность жить по законам Моисея, может стать евреем. Такие случаи не часто, но происходят. Интервью вели Валерий Коновалов, Михаил Сердюков, Известия ** Глава XV. С улыбкОЙ! Камушки на ладони Алла Йошпе, певица На этой фотографии я пою на дне рождения Петера, младшего сына Адольфа Соломоновича. Пою для них, для гостей еврейскую песню. Сейчас уже не помню, может быть, эту: Поговорим, родные, по душам. И пусть на миг оставит нас тревога. Сказать друг другу надо очень много. Поговорим, родные, по душам. Адольф Шаевич - это человек, с которым можно поговорить по душам, потому что он понимает и тонко чувствует еврейскую душу. Человек высокой культуры, одним словом, наш человек. И еще он обладает редким и ценным качеством: Адольф Соломонович не только умеет выслушать, но и старается помочь, решить проблемы. За это мы его и любим. ** Марк Розовский, режиссер, художественный руководитель Театра на Никитской С Адольфом Шаевичем мы познакомились на каком-то выступлении. Я знаю его давно, и у нас сложились добрые отношения. Когда человек на таком месте, то происходит некое разделение - он и мы. Он - учитель, человек, который знает еврейскую традицию. Он - носитель еврейского духа, поэтому к нему обращаются, можно сказать, как к отцу. Он мудр. Адольф Соломонович обладает всеми этими качествами. Но при этом он отнюдь не отделен от нас. Он прост в общении, и самое главное - он очень живой в своих взглядах на жизнь. Он никогда не вещает, а разговаривает с людьми на равных, и поэтому к нему тянутся евреи всей России. Есть у меня история, которая уже стала легендой. Якобы его куда-то вызвали в свое время, в какую-то высокую инстанцию и предложили написать заявление об уходе по собственному желанию с поста главного раввина России. В ответ Адольф Соломонович лукаво посмотрел на чиновника и спросил: "Простите, а на чье имя я должен писать это заявление?" Так он со свойственным ему юмором снял напряжение возникшей ситуации и обнажил ее полный бред. Не знаю, насколько правдива эта история, но очень похоже на правду. Он служит Б-гу, а не чиновникам. Именно этим он нам и дорог. Вилли Токарев, певец Этот человек демократичен. Он любит не только евреев, он любит всех хороших людей. Его уважают за его толерантность, искренность. Я ему благодарен за его дружеское отношение ко мне. Мне приятно, что люди, которые его знают, - а его знают все - о нем очень хорошего мнения. Это самое главное. О нем я никогда не слышал негативного мнения. Мне нравится, что он простой, без пафоса. Когда смотришь ему в глаза, исчезает комплекс стеснения. Он открытый и прямой человек, с ним легко найти контакт. Из его глаз лучится добрый свет. Если бы на Адольфа Соломоновича были похожи миллионы людей, то у нас было бы все в порядке. Желаю ему здоровья и процветания, пусть он продолжает трудиться на благо великого еврейского народа и дружбы всех народов. Юлий Гусман, режиссер Иудейская религия - суровая религия. Служители этой религии - люди, читавшие Тору, знающие ее досконально. Как правило, это люди, облаченные не только властными духовными полномочиями, но и большими знаниями, глубокой мудростью. Поэтому они не очень любят такие легковесные понятия, как юмор, ирония, сатира. Я встречал много современных раввинов, ортодоксальных, молодых, а также представляющих другие направления в иудаизме и обладающих различными оттенками еврейской души. Но никогда не видел человека более доброго, милого, открытого людям, полного печали и сострадания, чем Адольф Шаевич. В моем представлении именно таким должен быть настоящий духовный отец, который не подавляет своими знаниями и своим могуществом, не приводит тебя в трепет по отношению к силам Высшего суда, не мучает тебя вопросами, на которые порой и сам не знает ответа. Адольф Соломонович - человек, который понимает, что и первосвященники тоже люди, он понимает меру и силу доброго слова, удивительно настроен на волну твоей души, твоего сердца и твоей памяти. Я не очень религиозный человек, но когда я думаю о том, кому бы я хотел довериться в трудный час, перед кем бы стал исповедоваться, с кем мне хотелось бы поплакать и с кем порадоваться, я думаю о Адольфе Шаевиче, моем раввине. Юрий Шерлинг, заслуженный деятель искусств, доктор искусств, академик Сан-Францисской академии музыки Возможно ли это? Казалось бы, нет. Ибо нет мер, которые могли бы соотнести светское мнение простого смертного, о посвятившем свою жизнь духовной благости. Благости, которая соединяет наш грешный мир с Великим Творцом. Несмотря на всю сложность моего личного восприятия современного синагогального института, я с уверенностью могу сказать: мир на нашей грешной земли будет сохранен до тех пор, пока, как говорит Великая Книга, "на ней будут жить праведники..." Наш Отец много раз протягивал нам руку помощи. Он выводил нас из Египта и мы, блуждая, не замечали манны небесной. Мы всегда искали посредника и строили Золотого тельца. Нам всегда ведь чуточку не хватало. Мы благословляли дарованное нам масло в знак возвращения нам нашего Храма. И снова роптали. Мы с трудом избегали погромов, рассеяния по миру, но всегда с нами были наши учителя, ребе. Поэтому мы сохраняли заветы Господа, свое национальное достоинство и свои молитвы. И что это за чудо? Да потому, что среди нас, грешных, были такие простые и удивительные праведники, дружбой с которыми я горжусь. И благословляю тот час, и тот день, вот уже более сорока лет. И имя этому простому праведнику и учителю - Адольф Соломонович Шаевич. ** Юрий Любимов, художественный руководитель Театра на Таганке Адольфа Соломоновича я знаю давно, мы дружим семьями. Хочу рассказать вот такую историю, связанную с ним. Пять лет назад мы отмечали его 65-летие в Доме Союзов. Адольф Соломонович - не любитель сладких речей в свой адрес. И чтобы ускорить и сократить их поток, объявил конкурс на самое короткое поздравление. Все было вполне серьезно, на секундомере засекали время приветствия. Я немного старше Шаевича (30 сентября Юрию Любимову исполняется 90 лет. - Л.Т.), но, тем не менее, рискнул посоревноваться. Когда мне дали слово, я опрометью вбежал на сцену, вручил юбиляру подарок, пожелал ему: "До 120! И в следующем году - в Иерусалиме!", обнял его и ... занял первое место! ** ** Давид Тухманов, композитор Адольф Соломонович не только удивительно скромный, добрый и теплый человек. Он еще и очень музыкален, умеет слушать музыку. Оказалось, что он знает все мои песни. И не просто знает, по-настоящему чувствует. Мы встречаемся нечасто, но каждый раз после общения с ним у меня остается хорошее ощущение. ** Михаил Гусман Много лет назад (может, лет 20) я работал в Комитете молодежных организаций. Окна моей комнаты, где я работал, выходили на Большой Комсомольский переулок. Тогда я еще не был знаком с Адольфом Соломоновичем. И я увидел его в окно - он был в джинсах, легкой рубашке. Мне это очень понравилось. Служителей культа я считал несовременными, патриархальными, консервативными. Эти джинсы на Шаевиче мне импонировали, потому что и религиозные деятели, на мой взгляд, должны быть адекватны современному миру. Эта адекватность, на мой взгляд, должна проявляться и в манере общения, и во внешнем облике, когда он не в храме. Когда я с ним познакомился достаточно близко, я увидел именно такого человека. Он, несущий слово Б-жье, человек, глубоко изучающий Тору, в то же время любит современный театр, посещает концертные залы, знает и понимает современную культуру. А с другой стороны, сочетание библейской мудрости, которая присуща Адольфу Соломоновичу, и его доброты, не характерно для современного мира. Потому что сегодня внутри разных конфессий порой наблюдается некая агрессивность, напористость, хватка. Все это напрочь отсутствует у Шаевича. Он несет мудрость спокойствия, понимания правил жизни. В этом он не современен, в положительном смысле слова. И для меня это важно. ** Виктор Шендерович, писатель: Признаваться в симпатии в Шаевичу - дело глуповатое за полной очевидностью. Как-то уж очень ясно распорядилась им природа, да и сам Адольф Соломонович, встречным образом, распорядился природой не хуже - оттого уважение и приязнь к этому человеку кажутся теперь нормой. Для того, чтобы испытывать эту приязнь, не обязательно быть евреем - достаточно быть приличным человеком и ценить систему координат, сформулированную в те времена, когда, как сказано в старом анекдоте, все были евреями... Шаевич вписан в мир почти без трения. Он живет по вере своей, но не настаивает на выводах своего ума и своей души, понимая, кажется, что путь каждого человека уникален. В нем есть твердость и тактичность, редко обитающие рядом. Он не склоняет к своей вере административными способами; он не суетится и не путает синагогу с Кремлем. Исполнение традиционного пожелания - жить до ста двадцати лет - в случае с Шаевичем явно в наших интересах: такие люди, как он, улучшают жизнь самим существованием рядом с нами. Александр Розенбаум, певец, композитор Я хочу поздравить Адольфа Соломоновича, пожелать ему здоровья, мира в душе и в окружающем его обществе. Адольф Соломонович действительно такой человек, который очень много сделал для людей и много усилий приложил для того, чтобы людям и, прежде всего, евреям, было в этой стране жить хорошо и достойно. Он очень много сделал и продолжает делать для развития еврейской общины для процветания синагоги, в которой он трудится. Синагога очень известная, посещаемая. С ним интересно общаться, он мягкий, доброжелательный и понимающий других человек. Как настоящий раввин, он, прежде всего, умеет слушать. Раввин должен уметь больше слушать и меньше говорить. Ему это удается. Я помню, как восемь лет назад он был на свадьбе моей дочери. Мне до сих пор приятно об этом вспоминать. Я испытываю к нему самые теплые чувства. Сергей Капица, профессор Для меня Адольф Шаевич, которого я знаю более десяти лет, - удивительно цельная личность. Именно это привлекает к нему, как носителю традиции своего народа всех, кто имеет счастье с ним встречаться. "Школа злословия", интервью с Адольфом Шаевичем) "В феврале 1973-го раввин Артур Шнеер отобрал меня, бывшего ленинградского раввина и еще одного парня из Ростова для поездки в Венгрию, учиться на раввинов. Сдали по 30 фотографий на паспорт, зачем - непонятно. Может быть, там по всей дороге их раздали, чтобы мы с поезда не спрыгнули? Проверили нас, анкеты заполнили. Но я никогда в диссидентах не числился - был обычным советским инженером, пьяницей. А еще мы прошли медицинскую комиссию, такую же, как наши космонавты проходят - в дипломатической поликлинике нас гоняли на центрифугах. А что тут удивительного? Пошлют в Венгрию человека, а у него эпилепсия или какие-то скрытые болезни... ** "Входишь в православный храм, а там, допустим, молитва. Тишина... В синагогу приходишь - ни одного свободного места, и все разговаривают. Кто-то спрашивает: "Что такое? Это же храм, это же молитва, вы с Б-гом общаетесь!" А для еврея Б-г - это отец родной. Когда к отцу приходишь домой - стесняешься? Не стесняешься, конечно. Так и еврей себя ведет в синагоге: пришел к родному отцу в гости. Можно же с папой поспорить, но уважительно". ** Комментарий Александра Левенбука, художественного руководителя Театра "Шалом", народного артиста РФ Когда по ТВ в "Школе злословия" был ребе Шаевич, мы волновались. Нам хотелось, чтобы он выглядел хорошо. И не только он, но и мы вместе с ним. И наш иудаизм. А эти две женщины, очаровательные, образованные, непосредственные, кого хочешь могут поставить в затруднительное положение. Да еще эти странные евреи, у которых все не как у людей. Ведь телезрители, привыкшие в тарелку дымящихся пельменей класть полстакана сметаны, никогда не согласятся, что без сметаны - лучше. И почему все ждут второго пришествия, а у евреев еще первого не было? А то, что евреи могут спорить с Б-гом - уж вообще ни в какие ворота не лезет!.. Но потому-то Шаевич и есть настоящий раввин, что он ничего никому не навязывает. Он рассказывает, как и что принято у настоящих религиозных евреев. Говорит о себе просто, откровенно, не скрывая своих слабостей и даже пороков молодости. Все видят умного, доброго, обаятельного человека, который, будучи главным раввином России, остается скромным и не хочет возвышаться над нами. Я как режиссер позавидовал его спокойной, совершенно мирной уверенности и подумал: надо и мне попробовать так разговаривать со своими актерами. Не давить, не командовать, а как бы пригласить к совместному размышлению, показать, что я никому не стараюсь вложить свои мозги. Короче говоря, зря евреи волновались. Наш ребе выглядел прекрасно. И, думаю, после этой передачи на телевидении будет много звонков с вопросом "Где можно пройти гиюр?". Владимир Ресин, первый вице-мэр г. Москвы С Адольфом Соломоновичем мы дружим не один десяток лет. Я его уважаю и как духовного лидера, и как эрудированного человека. На 100-летний юбилей Хоральной синагога московским правительством было принято решение о восстановлении синагоги. Общими усилиями в течение нескольких синагога была полностью отреставрирована. Помимо частных инвестиций, были выделены средства и мэром Москвы Юрием Лужковым. ** Иосиф Кобзон, народный артист СССР, депутат Государственной думы Когда мы говорим об Адольфе Соломоновиче, я всегда вижу перед собой улыбающееся умиротворенное лицо раввина, который ненавязчиво общается со всеми евреями, приходящими к нему. Я рад, что пел в его синагоге молитву "Кол нидрей". Он - демократичный раввин, и вызывает у меня глубочайшее уважение. Я рад, что при встрече с ним могу пожать ему руку, пожелать доброго здоровья и задать любой вопрос. Считаю его одним из самых порядочных людей нашего времени. ** Владислав Третьяк, Трехкратный олимпийский чемпион, Десятикратный чемпион Мира, Президент Федерации хоккея России Я думаю, что Адольф Соломонович настоящий Гражданин, именно так, с большой буквы. Это очень мудрый человек. Если отбросить ложную политкорректность, то межнациональные и межрелигиозные отношения в нашей стране нельзя назвать идеальными. А Адольф Соломонович посвятил свою жизнь и свой труд согласию в России. И его мудрость вдвойне заслуживает уважения, так как он искренне и смело служил и служит России в разные исторические эпохи. Я думаю, что не только еврейской общине, а всем россиянам повезло, что во главе российского еврейства стоит, как надежная крепость, настоящий мужчина - мудрый, смелый и надежный. Поздравляя Адольфа Соломоновича с юбилеем, хочу пожелать ему много верных учеников. Чем больше людей будет думать, говорить и действовать, как раввин Шаевич, тем лучше мы будем жить! Гавриил Заполянский, художник Я посещал синагогу на Архипова в 70-е годы в течение шести лет. Вот мои воспоминания о том далеком времени. Деятельность синагоги осуществлялась под жестким контролем спецслужб. Все было под запретом, и все были под подозрением. Чтобы собладть еврейские радиции, порой приходилось идти на хитрость. По поручению раввина Шаевича мацу к Песаху выпекали в Подмосковье в одной еврейской семье и привозили в синагогу под видом товаров народного потребления. Сейчас это кажется просто невероятным. А вот еще такой эпизод. В субботу, когда люди идут в синагогу, не принято ничего с собой носить. Поэтому для постоянных посетителей каждое деревянное кресло в хоральной синагоге оборудовано специальным ящичком, в котором можно хранить талес, сидур, очки и т.д. Евреям, посещающим синагогу в субботу, это удобно. Раньше места в синагогах были пронумерованы, их продавали, и это было дополнительным удобством для прихожан. А ящички в креслах закрывали на ключ. Так вот. Периодически сотрудники КГБ приходили в синагогу, брали ключи от этих ящичков и проверяли их содержимое. Наверное, полагали, что там, как в тайниках, хранятся какие-то секретные документы. Все это надо было пережить, выдержать такой прессинг. Раввин Шаевич - сильный, мужественный человек, он смог выстоять. С начала перестройки в синагоге работает благотворительный центр, людей кормят по субботам. Раввин Шаевич не жалеет средств, чтобы помочь социально незащищенным слоям населения. А еще он умеет объединить вокруг себя людей - в синагоге мирно сосуществуют многие диаспоры - и горская, и бухарская, и грузинская. Владимир Вишневский, поэт Когда-то я экспромтом выдохнул стихи моему другу, раввину Адольфу Шаевичу: Такая русская равнина, Что впору вызывать раввина. "Дывлюсь я на тэбэ" И радуюсь: "Рэбе..." Слава Б-гу, что есть такие редкие люди, с которыми по жизни невозможно разминуться. И это некогда неизбежное знакомство, вылившееся в такую столь необходимую нам дружбу с Адольфом Шаевичем, как раз проходит по ведомству Судьбы. Я уж не говорю о том, что на его прошлом юбилее, в 1997 году, я познакомился с моей будущей женой Татьяной. Порой я очень всерьез говорю ей: Ты мне жена от Б-га, от раввина - Не лучшая моя, но - половина. Радуясь возможности поздравить Адольфа Шаевича с днем рождения, стараюсь удержаться в рамках публичного послания и как бы скрыть то, что мы давно и прочно в этой жизни на "мы". Восхищают его мудрость и мужество, дар быть не только практикующим мудрецом, но и бойцом, если надо. Люди помнят, сколько сделал Адольф Соломонович, чтобы добра вокруг было больше, а зло не прошло. Его остроумие завидно, оно располагает дружеский круг к цитированию из уст в уста. Я желаю моему другу всего, что можно пожелать не мальчику, но мужу, самых простых и насущных вещей, начиная со здоровья. И замыслов, и воплощений. Факт рождения Адольфа Шаевича радует, и не только в этот день, такое количество хороших и разных людей, что привилегия быть среди них, то есть быть Вам другом, наполняет жизнь чуть было не утраченным смыслом... Аркадий ИНИН, писатель-сатирик Мы встретились с Адиком Шаевичем ровно тридцать лет назад, в Венгрии. Он там учился на раввина. Но встретились мы не в синагоге. А в варьете "Максим". Советские киносценаристы, впервые выехавшие за рубеж, робко глазели из-за столика на диковинных девушек в купальниках и перьях, а переводчица Ева нас успокаивала: "Нет-нет, мы с вами в одном социалистическом лагере, но в нашем венгерском бараке - просто чуть веселее". И познакомила нас со своим другом Адиком - веселым парнем в джинсах (а не в пейсах), который пил водку и отплясывал рок-н-ролл. Вот строки из моего дневника, написанные тогда, в 1977-м: "Жил-был-пил в Биробиджане мальчик Адик. И даже не подозревал, что существуют евреи и еврейский вопрос. Однажды он протрезвел, пошел учиться и стал инженером. Работал мотористом и опять пил. Но вновь протрезвел и решил изменить жизнь - уехал в Москву. В Москве он узнал, что еврейский вопрос таки существует - нигде не брали на работу. Русский приятель устроил дворником в синагогу, а очень старенький московский ребе, у которого в те антирелигиозные времена не было никакой молодой смены, определил дворника с высшим образованием в еврейскую ешиву. Адик опять протрезвел, стал отличником, и его послали на учебу в Венгрию. А в Москву приехал президент Никсон и пожелал встретиться в представителями всех конфессий СССР. Старенький раввин взял Адика с собой в Америку. На приеме Адик оказался рядом с нашим представителем в ООН Яном Маликом. Тот тосковал: - Все эти муллы да патеры, ксендзы да ламы ни бельмеса по-русски... А вы случайно по-русски не говорите? - Я только по-русски и говорю! - гордо ответил Адик. - О! Чем бы вас угостить?! - просиял Малик. - Если можно - водочки, - скромно попросил Адик. С этого дня, вернее с этой ночи, как только старенький раввин укладывался спать, Адик сбегал на совсем не кошерные пирушки с новыми друзьями. А между тем мама в Биробиджане все еще думала, что Адик работает в Москве инженером. Но однажды Адик не удержался и позвонил: - Мама, я звоню из Америки! И бедная мама в ужасе воскликнула: - Вейзмир, Адик, ты опять напился, как свинья! Мои заметки в дневнике заканчиваются так: "Адик пьет со мной водку и печалится, что старый московский раввин умер, а оставшиеся деятели синагоги - сплошные взяточники, ни стыда у них, ни веры, и он не желает с ними иметь ничего общего! Но кто знает, может, этот самый Адик еще станет московским раввином..." И вот через тридцать лет Адик, пардон, Адольф Соломонович, не просто московский, а главный раввин России. Но лично для меня еще главнее то, что все эти тридцать лет он - потрясающий и обаятельнейший, мудрейший и достойнейший мой дорогой друг! ** Юрий Энтин, поэт Эксклюзивные истории История No 1. Знакомство Итак, начну со знакомства. В 1973-м я впервые выехал за границу - в Венгрию. У меня была необычная командировка. Союзмульфильм решил создать совместно с венгерской киностудией два фильма. Предполагалось, что венгры снимут фильм по русской народной сказке, а русские, с моим участием, - по венгерской народной сказке. Я выбрал венгерскую народную сказку, которая называлась "Петер - веселый обманщик". В ней рассказывается о веселых приключениях выдумщика Петера, одного из любимых персонажей венгерских сказок. По приглашению венгерской студии "Панорама-фильм" я был приглашен в Венгрию, чтобы изучать жизнь и фольклор страны. Но по приезде в Будапешт выяснилось, что мои коллеги так заняты работой, что им нет до меня никакого дела. И еще. Оказалось, что я, поэт, не знаю никакого языка, кроме русского. Я был растерян. Как-то я проторил дорогу к одному магазину. Это был необычный магазин, там продавали только русские книги. Я стал туда ежедневно наведоваться и любовался книгами. Тогда я не имел представления, какие прекрасные книги издаются. В магазине было не многолюдно. Я обратил внимание на одного молодого человека, который тоже бродил по этому магазину. Наконец, мы познакомились. Я что-то спросил у него, мы разговорились. Оказалось, что мы оба книголюбы. Я ему рассказал, как я оказался в Будапеште. А он мне рассказал свою историю, причем очень спокойно. Оказалось, что он учится на раввина! Я узнал, что есть такое учреждение, где готовят раввинов социалистических стран. Я был поражен. Более того, новый знакомый меня в этот же день пригласил в синагогу. Он сказал, что к ним в раввинскую семинарию приезжает австрийский кантор, что у него потрясающе красивый голос. Мне стало страшно - я никогда не был в синагоге. А вдруг за мной следит КГБ? И я решил проконсультироваться у главного редактора "Панорама-фильм" - его звали Андраш. Он сказал, чтобы я ничего не боялся и спокойно шел в синагогу. В этой синагоге (речь идет о синагоге при раввинской семинарии на ул. Беркочиш в Будапеште. - Л.Т.) я впервые увидел, что кантор поет, стоя спиной к слушателям, а зрители - мужчины и женщины - сидят отдельно друг от друга. По окончании концерта Шаевич меня представил кантору как советского писателя, нас пригласили к трапезе. Было очень приятно и вкусно. Так Адольф ввел меня в новый мир, которого я сторонился и даже побаивался, живя в Москве. К слову, в те годы мой дед постоянно посещал Московскую хоральную синагогу, а я даже не знал, где она находится. Когда моему дедушке исполнилось 96 лет, он из этой синагоги на Архипова привел даму и сказал, что надумал жениться. Заканчивая историю о нашем необычном знакомстве с Адиком, хочу добавить, что с тех пор мы очень расположены друг к другу. ** История No 2. Друг моего друга - и мой друг Спустя пару лет в Москве моя теща попала в больницу. С врачом, который ее лечил, мы тоже подружились. И вдруг выясняется, что врач - ближайший друг Адольфа Шаевича, его звали Валерий Кац. Так я оказался в поле влияния этих двух людей. После этого мы стали довольно часто собираться втроем. Я познакомился через них и с другими биробиджанцами. Со многими из них я встречался и дома у Валеры, и у Адольфа Соломоновича. История No 3. Можно и повеселиться! Когда я осмелел, то стал ходить в Московскую хоральную синагогу. Однажды Шаевич меня пригласил на выступлении хора Турецкого, который работал при этой синагоге. Я был просто потрясен пением этого коллектива, той свободой, которую они показали. Сначала они исполнили классические еврейские мелодии, а потом плавно перешли на английский язык и стали исполнять смелые мелодии, почти хулиганские песни. И это в стенах синагоги! Я спросил у Адольфа Соломоновича, можно ли? Оказалось, что это семейное место, и здесь можно вести себя свободно. Мне-то казалось, что общение с Б-гом - серьезное дело, но выяснилось, что порой можно и повеселиться. Это меня потрясло. Та теплота, которая исходит от Адольфа Соломоновича, передается и его друзьям. История No 4. Пакет мацы Мне нравится маца. Но я никогда не мог ее достать. А мой друг раввин Шаевич сказал, что нет проблем. Получилось так, что был день рождения моей жены (он почему-то постоянно был гостем на ее дне рождения) мы всех присутствующих угостили мацой. Многие потом стали просить, чтобы достали еще. В частности, Ирина Муравьева и ее муж Леонид Эйдлин. Мы уже приезжали в синагогу за мацой, а потом на машине развозили нашим друзьям - Хазановым, Ирине Муравьевой и другим. В связи с мацой мне вспомнилась такая история. Ролан Антонович Быков, знаменитый режиссер и мой хороший друг, заболел. Он попал в кремлевскую больницу, а потом его направили в санаторий при ЦКБ, который находился за городом. Местные врачи ему порекомендовали есть мацу, а не хлеб. Его жена Елена Санаева обзвонила все магазины и ездила в синагогу, но ничего не смогла достать. Маца бывает только на Песах, а так ее достать нельзя. Как-то она позвонила мне, я поехал к Адольфу Соломоновичу. У него оказалась маца из Америки в красивой яркой упаковке. Он ее хранил - это был подарок американского раввина. Он ни секунды не размышлял и отдал ее мне. Я поехал к Елене Санаевой и передал ей эту мацу. Дело было ранней весной, все было очень красиво. У меня родилось такое четверостишие: Заливаются скворцы, здесь у них гнездовье. Вот тебе пакет мацы, кушай на здоровье! Я рассказал Ролану, кто помог мне достать мацу, он в ответ передал приветы и слова благодарности Шаевичу. История No 5. По канонам еврейской традиции Потом была еще одна история, связанная с Роланом Антоновичем. Так получилось, что его мама была похоронена на обычном кладбище. Но потом выяснилось, что она завещала похоронить ее на еврейском кладбище. Она была еврейкой. Ролан одно время жил вместе с мамой, он ее обожал, последняя воля мамы была для него святой. Ролан через меня обратился к Адольфу. Тот сделал все необходимое в соответствии с еврейской традицией. Ролан это помнил и ценил. История No 6. Жванецкий на десерт Когда бы я ни пришел к Шаевичу, он меня всегда кормил не только обычной едой, но и обязательно "угощал" Жванецким. Он был его поклонником - собирал его записи, заразительно смеялся, слушая их. И внимательно следил за моей реакцией - ему хотелось, чтобы и мне было смешно. А потом он мне сказал, что Жванецкий переселился в их дом, живет в соседнем подъезде. А тут так случилось, что меня пригласили написать песни к мультипликационному фильму, автором которого был Жванецкий. Я написал эти песни и пригласил Михаила Михайловича к себе, чтобы показать ему. Песни Жванецкому понравились, я даже ему предложил их спеть, но он не решился, и песни впоследствии спел Николай Караченцев. А в тот день Мы с ним сидели, беседовали. И он мне начал хвастаться, что, мол, в его доме живет главный раввин России Адольф Шаевич. Я ему говорю: "Хочешь с ним познакомиться?" Он сказал, что, конечно, хотел бы, но это как-то неудобно. Тогда я набрал номер телефона Адольфа, получил его согласие на наш приезд, мы сели в машину и помчались к раввину. Через 20 минут мы оказались у него в гостях. Я был счастлив, что Жванецкий и Шаевич быстро нашли общий язык, потом Жванецкий пригласил Адольфа Соломоновича на свой концерт, и они стали встречаться самостоятельно. История No 7. На Земле обетованной Я ни разу не был ни в одной капстране. Только в соцстранах - Венгрии и Польше, куда меня отправляли в командировки. Причина заключалась в том, что когда меня пригласили в Париж (это было давно), старые большевики мою кандидатуру отклонили. При этом я и сам был членом партии. Мне было невероятно обидно. В то время у меня был медовый месяц, я отдыхал с женой в Сочи, меня срочно вызвали в Москву. А там я не прошел партконтроль этих большевиков, даже не объяснив причины отказа. И я поклялся, что никогда не поеду ни в какую капстрану, чтобы больше с ними не встречаться. Прошли годы, исполнилось 25 лет нашей совместной жизни с женой Мариной. Началась перестройка. Мы решили в честь нашей серебряной свадьбы посетить капстрану. Я позвонил Адику, чтобы посоветоваться, куда бы нам поехать. Оказалось, что он собирается в Израиль на съезд раввинов, где уже живет наш общий друг Валерий Кац. Так что можно было убить сразу двух зайцев. Адик прилетел раньше нас, и к моменту нашего прилета в аэропорт им. Бен-Гуриона у него выдался свободный день, и они с Валерой приехали нас встречать. Это было так приятно и неожиданно! В какой-то свободный от совещания день мы с Адиком оказались вместе, и он показал мне "свой Израиль": первую в мире синагогу, полуразрушенную римскую баню, Мертвое море. Невероятное впечатление! На Мертвом море я лежал и читал газету с заголовком "Это просто фантастика". Мы там фотографировались. На его снимках стоит дата - 31 октября 1994 года. А его день рождения - 28 октября. Уже потом, задним числом я сообразил, что Адик скромно умолчал о своем дне рождения. А его фото я храню и по сей день. История No 8. Лучший в мире психотерапевт Во всем мире существ уют психотерапевты. К ним обращаются в трудную минуту. Я знаю Кашпировского, который лично у меня вызывал смех. Я поражался, сколько в стране людей, которые ему верили. Но мой психотерапевт - Адольф Соломонович. В трудные минуты, когда мы ссорились с женой, мы приходили к нему и всегда уходили умиротворенными. Он казалось бы ничего такого не делал, да и мы ему ничего не рассказывали. Но мы уезжали от него другими людьми. Он давал нам возможность посмотреть на свои проблемы с другой стороны. С доброй и мягкой иронией. А еще он добр. В любой момент Адольф готов придти на помощь. Вот недавно на даче мы построили новый забор. А до этого стоял забор, построенный Шаевичем. Просто он как-то приехал к нам на дачу и с огромным удовольствием помогал нам благоустраивать дачу. Кроме того, для меня он - образец скромности. Мои произведения популярны, меня многие знают, и от такой популярности могла просто поехать крыша. Но я смотрел, насколько он скромен. У него нет никакой фанаберии, он ведет себя абсолютно естественно, никогда не навязывает своего мнения... ** Эпилог. Бесконечный путь познания... Вот и подошла к концу книга о замечательном человеке Адольфе Соломоновича Шаевиче. Книга заканчивается, но жизнь продолжается. И в заключение снова приведу слова нашего мудрого раввина: - Я постоянно учусь, знаний никогда не хватает. Смотрите, сколько книг. Жизни не хватит просто их прочитать, А когда начинаешь углубляться, вдруг обнаруживаешь, что понятия не имеешь о каких-то вещах, которые прошли мимо. Начинаешь искать, читать, одно тянет за собой другое, и так до бесконечности. Этому можно посвятить жизнь. Но у меня так не вышло, потому что мне по наследству от раввина Фишмана перешли все общественные дела. Они отнимали и отнимают много времени, но это тоже необходимо. Теперь я с интересом читаю религиозную литературу, потому что иудаизм - это великое наследие. Я с уважением отношусь ко всем религиям, но нет в других религиях такого количества накопленной литературы, содержащей такие знания. Иудаизм - это постоянный диалог с Б-гом. Кладезь мудрости... 2007 год