ическую гонку", стремясь завоевать приоритет, где только возможно. По обе стороны океана царила спешка. Вопреки хваленой непогрешимости американской техники, в США с надежностью обстояло порой ничуть не лучше, чем у нас -- можно вспомнить и трех астронавтов, погибших на старте в 1967-м, и "Челленджер", взорвавшийся из-за банального недосмотра техников... Рассуждая теоретически, мог ли Хрущев, вдохновленный первыми успехами Гагарина и Титова, распорядиться о запуске на этот раз многоместного корабля? С тремя (а то и четырьмя) космонавтами? Очень даже свободно. Примеров в истории нашего многострадального Отечества предостаточно. Запусков "к датам", или совершенных исключительно для того, чтобы вульгарно опередить конкурента. Могли, не продумав и не рассчитав толком, запустить "Восток-3" -- первый "Восток-3" -- в котором находилось несколько человек. После катастрофы поневоле пришлось сделать перерыв на год. Однако "могли" еще не означает "сделали". Я ничего не утверждаю и не опровергаю -- передо мной самая настоящая загадка, и глупо ее изучать на основе столь скудной информации. Даже с гораздо более близкой нам по времени гибелью Гагарина, происшедшей прямо-таки "при честном народе", до сих пор Ничего толком не ясно. А вдруг отыщутся и другие свидетели? Вдруг мой тогдашний собеседник не врал? Или не стоит надеяться? Я не знаю... БЕСЫ В ОПТИЧЕСКОМ ПРИЦЕЛЕ "Одно, что мы можем и должны сказать русскому интеллигенту, это -- постарайся стать человеком ". М.О. ГЕРШЕНЗОН (1909 г.) "А назывались они все одинаково. Кратко и выразительно. Как на заборе!" В. ПИКУЛЬ Один из самых живучих и стойких российско-советских мифов -- миф о высоком предназначении, высокой миссии и духовном превосходстве так называемой "интеллигенции"... Советский энциклопедический словарь 1988 г. определяет "интеллигенцию" как "Общество, слой людей, профессионально занимающийся умственным, преим. сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Термин "И." введен писателем П.Д. Боборыкиным (в 60-х гг. 19 в.). Вопросы возникают мгновенно: к чему было выдумывать какой-то особый термин, не существовавший доселе ни в одном языке, если неплохи были и старые: "ученый", "интеллектуал", "человек искусства"? И как быть, если человек, "профессионально занимающийся сложным творческим трудом", тем не менее категорически отказывается признавать себя интеллигентом? (У Л.Н. Гумилева спросили однажды: "Вы интеллигент?" "Да боже упаси!" -- замахал тот руками.) Поневоле вспоминаются слова дореволюционного мыслителя Г. Федотова: интеллигенция -- это специфическая группа, "объединяемая идейностью своих задач и беспочвенностью своих идей". Что подтвердил один перестроечный публицист, без колебаний причислявший себя к интеллигенции: "интеллигент" -- это "псевдоним для некоего типа личности", "людей определенного склада мысли и определенных политических взглядов". Умри, Денис, лучше не напишешь! История вопроса начинается и в самом деле в 60-е гг. 19 в. По свидетельству камергера Д.Н. Любимова, "в связи с проектом какого-то циркуляра министерства внутренних дел, где упоминалась русская интеллигенция, Победоносцев писал Плеве: "Ради Бога, исключите слова "русская интеллигенция". Ведь такого слова "интеллигенция" порусски нет, Бог знает, кто его выдумал, и Бог знает, что оно означает..."" Победоносцев, выдающийся публицист и мыслитель, в данном случае оказался не прав. Министр внутренних дел Плеве изучил вопрос и пришел к выводу, что термин "интеллигенция" все же означает некое вполне определенное понятие -- никоим образом не отождествлявшееся, однако, с понятием "образованная часть населения". Сын камергера Любимова охарактеризовал интеллигенцию так: "Прослойка между народом и дворянством, лишенная присущего народу хорошего вкуса". Добавлю от себя: лишенная и подлинной образованности, и способности мыслить логически, и патриотизма. Плеве говорил Любимову-старшему: "Та часть нашей общественности, в общежитии именуемая русской интеллигенцией, имеет одну, преимущественно ей присущую особенность: она принципиально и притом восторженно воспринимает всякую идею, всякий факт, даже слух, направленные к дискредитированию государственной, а также духовно-православной власти, ко всему же остальному в жизни страны она индефферентна". В 1912 г., уже после смерти Плеве от руки интеллигента-бомбиста, военный историк, Генерального штаба генерал-майор Е.И. Мартынов (впоследствии убит большевиками), написал не менее горькие строки: "Попробуйте задать нашим интеллигентам вопросы: что такое война, патриотизм, армия, военная специальность, воинская доблесть? Девяносто из ста ответят вам: война -- преступление, патриотизм -- пережиток старины, армия -- главный тормоз прогресса, военная специальность -- позорное ремесло, воинская доблесть -- проявление глупости и зверства..." Стоит ли удивляться, что в 1905 г. русские интеллигенты отправляли телеграммы японскому микадо, поздравляя его с победой над Россией? Ненавидящие свою страну, не знающие и не понимающие своего народа, отвергающие как "устаревшие" все национальные и религиозные ценности, вечно гоняющиеся за миражами, одержимые желанием переделать мир по своим схемам, ничего общего не имеющим с реальной жизнью, без всякого на то основания полагающие себя солью земли -- интеллигенты разожгли в России революционный пожар. Н.А. Бердяев писал: "Интеллигенция скорее напоминала монашеский орден или религиозную секту, со своей особой моралью, очень нетерпимой, со своим обязательным миросозерцанием, со своими особыми нравами и обычаями... Интеллигенция была у нас идеологической, а не профессиональной или экономической группировкой... Для интеллигенции характерна беспочвенность, разрыв со всяким сословным бытом и традициями... По условиям русского политического строя интеллигенция оказалась оторванной от реального социального дела, и это очень способствовало развитию в ней социальной мечтательности". Вот только "мечтательность" эта сочеталась с револьверами и бомбами. Пятнадцать лет интеллигенты из "Народной воли", равнодушно списывая в "неизбежные издержки" десятки случайных жертв, охотились за Александром и убили-таки, за несколько дней до того, как государь намеревался огласить конституцию. Крайне любопытны обширные мемуары одного из участников этой "дикой охоты" Н.А. Морозова [127]. Оказывается, он и его друзья, люди взрослые и образованные, были убеждены, что "казнь тирана" и провозглашение всех и всяческих свобод... автоматически приведут к молниеносному перерождению "темного народа", в России тут же воцарится всеобщая братская любовь. Взрослые люди... Но вот означенный Морозов странствует переряженным по деревням. Чтение увлекательнейщее -- романтический юноша впервые попал в "мир народа", смотрит прямо-таки глазами марсианина... И на каждом шагу убеждается, что кабинетные схемы ничего общего с реальностью не имеют. Народовольцы отчего-то решили, что хлебороб полагает городского ремесленника отбросом общества, но мужики, оказывается, питают нескрываемое уважение к имеющему специальность горожанину. По подложному паспорту Морозов числится печником, и его лепет, что он-де ищет в деревенской жизни высшего совершенства, вызывает у мужичков лишь недоумение. "Сектант, поди, какой" -- наконец выносят они вердикт и успокаиваются. Кто ж еще, кроме сектанта, будет так себя вести? Вот "печника" обсчитала разбитная кабатчица, бойбаба, и юноша задает себе резонный вопрос: "Неужели после установления всеобщей свободы эта хитрая баба станет святой Лукрецией?" Тут бы и остановиться, задуматься: если реальная жизнь ничуть не похожа на то, что народники о ней нафантазировали, не честнее ли забыть о бомбах и прокламациях? Увы, мышление народовольцев сворачивает на привычную колею: "что ж, тем хуже для реальности..." Если народ равнодушен к новоявленным "избавителям" -- его, темного, следует помимо желания вести к счастью железной рукой...* После смерти Александра III, невероятными усилиями сбившего волну террора, гангрена распространяется вновь. И это уже не деклассированные одиночки вроде богатейшего помещика Лизогуба и крестьянского сына Халтурина. Общество охвачено какой-то жуткой паранойей либерализма и саморазрушения. * Морозов оказался из тех немногих, кого удалось вернуть к нормальной жизни: отсидев в крепости двадцать пять лет, он поумнел и стал крупным ученым. Несколько характерных примеров. В феврале 1899 г. ректор Санкт-Петербургского университета вывешивает объявление, где пишет: в прежние годы студенты при наступлении каникул учиняли в пьяном состоянии групповые беспорядки в общественных местах, а посему он, ректор, ставит это господам студентам на вид и предупреждает, что в нынешнем году полиция намерена гасить в зародыше подобные шалости. О революционных идеях -- ни слова. Но господа юные интеллигенты, ужасно обиженные столь явным посягательством царского сатрапа на права личности, выходят толпой на улицу. Полиция, понятно, принимает надлежащие меры. Тогда к студенческой забастовке подключаются все высшие учебные заведения империи и бастуют два месяца. (Между прочим, у замечательного русского поэта Афанасия Фета была примечательная привычка. В течение многих лет он, проезжая по Москве, каждый день приказывал кучеру остановиться возле университета, опускал стекло и плевал в сторону "цитадели знаний". Об этом рассказала в своих мемуарах сестра А.П. Чехова. Современный комментатор-интеллигент охарактеризовал действия Фета как "злобное невежество" -- а это лишний раз доказывает, что интеллигенция неизлечима...) 14 мая 1906 г. в Севастополе брошена бомба в коменданта города генерала Неплюева. Генерал уцелел, но погибло восемь случайных прохожих (в том числе двое детей), несколько десятков человек ранены. Но депутаты Государственной думы публично называют суд над схваченными на месте преступления бомбистами "кровопролитием", а левая печать призывает родственников погибших отбросить эмоции и понять, что их близкие погибли по чистой случайности, во имя святого дела... Впрочем, это не единственный случай, когда жертвами террора становились абсолютно непричастные. Летом 1906 г. в Петергофе вместо генерала Трепова убили генерала Козлова. В Пензе вместо жандармского генерала Прозоровского по ошибке убили пехотного генерала Лиссовского. В Киеве вместо жандармского генерала Новицкого ударили ножом отставного армейского генерала. В том же году депутат Думы Герценштейн с думской трибуны весело называет "иллюминациями" многочисленные поджоги дворянских усадеб, сопровождавшиеся убийствами, изнасилованиями, зверствами. Именно за эти слова, а не за еврейское происхождение правые вскоре убили весельчака... 14 мая того же года боевики из "еврейской самообороны" обстреляли католический крестный ход, что повлекло за собой еврейский погром, прекращенный спешно прибывшими войсками. Комиссия из членов Госдумы... обвинила правительство в организации погрома. В Сибири, в Томске, левые боевики начали стрелять из револьверов по крестному ходу. Его участники, оказавшись под огнем, кинулись на революционеров, отобрали оружие, загнали "леваков" в здание народного дома и сгоряча подожгли его, мстя за подлое нападение, за убитых и раненых. Печать окрестила эти события "зверствами черносотенцев". Эсерка Мария Спиридонова убивает на улице чиновника гражданского ведомства. Из тюрьмы переправляет на волю бредовое письмо, обвиняя допрашивавших ее жандармов в пытках и изнасиловании. Позже на суде она откажется от этих показаний, к тому же учиненная по горячим следам экспертиза не обнаружит следов пыток и констатирует, что девственность юной фурии никоим образом не нарушена. Однако оба офицера уже застрелены боевиками... Только за первые шесть месяцев 1906 г. революционерами убито 499 человек -- но Дума, к недоумению иностранных журналистов, пытается протащить закон об амнистии за любые преступления, если только они имеют политический характер! Террористка, дочь якутского вице-губернатора (!), отправленная в швейцарский санаторий подлечить головку, прямо в лечебнице убивает из пистолета немецкого купца, имевшего несчастье быть похожим на министра Дурново... Впрочем, это началось еще с Веры Засулич -- когда юная особа, всадившая шесть пуль в "царского сатрапа", была не только оправдана судом, но и встречена аплодисментами толпы. Считалось само собой разумеющимся, что человек из "образованного общества" должен желать поражения России в японской войне. Купец, эмигрант П. Бурышкин с горечью пишет в своих воспоминаниях, что "образованное общество" проявляло фантастическое равнодушие к деятельности и нуждам российских предпринимателей, купцов, заводчиков. "Купчина толстопузый" был лишь персонажем фельетонов и карикатур... [23] Однако и среди "образованного общества" находились смелые, болевшие за Россию люди, не побоявшиеся выступить против либеральной чумы. В 1909 г. появилась книга "Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции", которую можно охарактеризовать кратко: "Интеллектуалы против интеллигентов" [38]. В самом деле, наша милейшая интеллигенция обожает в спорах с проворством карточного шулера подменять понятия. Тот, кто выступает против "интеллигенции", обвиняется в том, что... выступает против интеллекта, против культуры, знаний, образования. На сем скользком поприще интеллигенция не чурается ни подлогов, ни лжи, ни демагогии. В жизни обстоит как раз наоборот. Интеллект -- это одно, а "интеллигент" -- это другое. Авторы сборника "Вехи" -- не какие-то полуграмотные лабазники-охотнорядцы*, а люди, с чьими именами прочно связаны эпитеты "известный", "выдающийся". Бердяев, С. Булгаков, Гершензон, Кистяковский, Струве, Изгоев, Франк -- интеллектуалы, историки, экономисты, философы. * Слово "охотнорядцы" носит в интеллигентской литературе после известных беспорядков 80-х гг. прошлого века символ чего-то зверски реакционного. Однако что плохого в том, что частные предприниматели разогнали демонстрацию буйствующих юнцов-радикалов, пусть и приложив кому-то по шее? Приведу лишь наиболее знаменательные отрывки, отнюдь не вырванные из общего контекста... Н.А. БЕРДЯЕВ: "В русской интеллигенции рационализм сознания сочетался с исключительной эмоциональностью и со слабостью самоценной умственной жизни... Сама наука и научный дух не привились у нас, были восприняты не широкими массами интеллигенции, а лишь немногими. Ученые никогда не пользовались у нас особенным уважением и популярностью, и если они были политическими индефференистами, то сама их наука считалась ненастоящей..." С.Н. БУЛГАКОВ: "Весь идейный багаж, все духовное оборудование вместе с передовыми бойцами, застрельщиками, агитаторами, пропагандистами был дан революции интеллигенцией. Она духовно оформляла инстинктивные стремления масс, зажигала их своим энтузиазмом, словом, была нервами и мозгом гигантского тела революции. В этом смысле революция есть духовное детище интеллигенции, а следовательно, ее история есть исторический суд над этой интеллигенцией... Наша интеллигенция в своем западничестве не пошла дальше внешнего усвоения новейших политических и социальных идей Запада, причем приняла их в связи с наиболее резкими и крайними формами философии просветительства (т.е. атеизма -- А.Б.). Вначале было варварство, а затем воссияла цивилизация, т.е. просветительство, материализм, атеизм, социализм -- вот несложная философия истории среднего русского интеллигента... Героизм -- вот то слово, которое выражает, по моему мнению, основную сущность интеллигентского мировоззрения и идеала, притом героизм самообожания... Интеллигент, особенно временами, впадал в состояние героического экстаза с явно истерическим оттенком. Россия должна быть спасена, и спасителем ее может и должна явиться интеллигенция вообще и даже имярек в частности -- и помимо его нет спасителя и нет спасения... Героический интеллигент не довольствуется поэтому ролью скромного работника (даже если он и вынужден ею ограничиваться), его мечта -- быть спасителем человечества или по крайней мере русского народа... Для него необходим (конечно, в мечтаниях) не обеспеченный минимум, но героический максимум... Даже если он и не видит возможности сейчас осуществить этот максимум и никогда ее не увидит, в мыслях он занят только им. Он делает исторический прыжок в своем воображении и, мало интересуясь перепрыгнутым путем, вперяет свой взор лишь в самую светлую точку на краю исторического горизонта... Во имя веры в программу лучшими представителями интеллигенции приносятся жертвы жизнью, здоровьем, свободой, счастьем... ("худшие" представители интеллигенции, которых гораздо больше, охотнейше приносят в жертву чужие жизни, здоровье, свободу и счастье -- А.Б.). Хотя все чувствуют себя героями, одинаково призванными быть провидением и спасителями, но они не сходятся в способах и путях этого спасения... С интеллигентским движением происходит нечто вроде самоотравления... Интеллигенция, страдающая "якобинизмом", стремящаяся к "захвату власти", к "диктатуре" во имя народа, неизбежно разбивается и распыляется на враждующие меж собой фракции, и это чувствуется тем острее, чем выше поднимается температура героизма... Герой есть до некоторой степени сверхчеловек, становящийся по отношению к ближним своим в горделивую и вызывающую позу спасителя, и при всем своем стремлении к демократизму интеллигенция есть лишь особая разновидность сословного аристократизма, надменно противопоставляющая себя "обывателям". Кто жил в интеллигентских кругах, хорошо знает это высокомерие и самомнение, сознание своей непогрешимости и пренебрежение к инакомыслящим... Вследствие своего максимализма интеллигенция остается малодоступна к доводам исторического реализма и научного знания... ...В нашей литературе много раз указывалась духовная оторванность нашей интеллигенции от народа. По мнению Достоевского, она пророчески предсказана была уже Пушкиным, сначала в образе вечного скитальца Алеко, а затем Евгения Онегина... И действительно, чувства кровной исторической связи, сочувственного интереса, любви к своей истории, эстетического ее восприятия поразительно мало у интеллигенции, на ее палитре преобладают две краски, черная для прошлого и розовая для будущего..." М.О. ГЕРШЕНЗОН: "Что делала наша интеллигентская мысль последние полвека? Я говорю, разумеется, об интеллигентской массе. Кучка революционеров ходила из дома в дом и стучала в каждую дверь: "Все на улицу! Стыдно сидеть дома!" -- и все создания высыпали на площадь: хромые, слепые, безрукие, ни одно не осталось дома. Полвека толкутся они на площади, голося и перебраниваясь. Дома -- грязь, нищета, беспорядок, но хозяину не до этого. Он на людях, он спасает народ -- да оно и легче, и занятнее, чем черная работа дома. Никто не жил -- все делали (или делали вид, что делают) общественное дело... а в целом интеллигентский быт ужасен: подлинная мерзость запустения, ни малейшей дисциплины, ни малейшей последовательности даже во внешнем, день уходит неизвестно на что, сегодня так, а завтра, по вдохновению, все вверх ногами; праздность, неряшливость, гомерическая неаккуратность в личной жизни, наивная недобросовестность в работе, в общественных делах необузданная склонность к деспотизму и совершенное отсутствие уважения к чужой личности, перед властью то гордый вызов, то покладистость -- не коллективная*, я не о ней говорю, а личная... * Насмотрелись и коллективной покладистости, групповых призывов "раздавить гадину" и в 37-м, и в 93-м... Примечание ко 2-му изданию: эта характеристика нашей интеллигентской массы была признана клеветою и кощунством**. Но вот что, десять лет назад, писал Чехов: "Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, лживую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр" (письмо к И.И. Орлову 22 февраля 1889 г. в вышедшем на днях сборнике писем А.П. Чехова под ред. Бочкарева). Последние слова Чехова содержат в себе верный намек: русская бюрократия есть в значительной мере плоть от плоти русской интеллигенции... ...Чем подлиннее был талант, тем ненавистнее ему были шоры интеллигентской общественно-утилитарной морали, так что силу художественного гения у нас почти безошибочно можно было измерять степенью его ненависти к интеллигенции: достаточно назвать гениальнейших: Л. Толстого и Достоевского, Тютчева и Фета... То, чем жила интеллигенция, для них не существовало... в лице своих духовных вождей она (интеллигенция -- А.Б.) творила партийный суд над свободной истиной творчества и выносила приговоры: Тютчеву -- за невнимание, Фету -- за посмеяние, Достоевского объявляла реакционным, а Чехова индифферентным... А масса этой интеллигенции была безлична, со всеми свойствами стада: тупой косностью своего радикализма и фанатической нетерпимостью. Могла ли эта кучка искалеченных душ остаться близкой народу? ** Ну разумеется, шум после выхода книги поднялся страшный, удивляюсь, как никого из авторов тогда не убили... Однако взбешенная "либеральная интеллигенция" разослала по России ораторов, читавших лекции о реакционности, полнейшем ничтожестве и профессиональной несостоятельности авторов "Вех"... ...Она выбивалась из сил, чтобы просветить народ, она засыпала его миллионами экземпляров популярно-научных книжек, учреждала для него библиотеки и читальни, издавала для него дешевые журналы -- и все без толку, потому что она не заботилась о том, чтобы приноровить весь этот материал к его уже готовым понятиям, и объясняла ему частные вопросы знания без всякого отношения к его центральным убеждениям, которых она не только не знала, но даже не предполагала ни в нем, ни вообще в человеке... Сонмище больных, изолированных в родной стране, -- вот что такое русская интеллигенция... в длинной веренице интеллигентских типов, зарисованных таким тонким наблюдателем, как Чехов, едва ли найдется пятьшесть нормальных человек. Наша интеллигенция на девять десятых поражена неврастенией: между ними почти нет здоровых людей -- все желчные, угрюмые, беспокойные лица, искаженные какой-то тайной неудовлетворенностью, все недовольны, не то озлоблены, не то огорчены..." А.С. ИЗГОЕВ: "До последних революционных лет творческие даровитые натуры в России как-то сторонились от революционной интеллигенции, не вынося ее высокомерия и деспотизма". Б.А. КИСТЯКОВСКИЙ: "Русская интеллигенция никогда не уважала права, никогда не видела в нем ценности, из всех культурных ценностей право находилось у нас в наибольшем загоне. При таких условиях у нашей интеллигенции не могло создаться и прочного правосознания, напротив, последнее стоит на крайне низком уровне развития... Русская интеллигенция состоит из людей, которые ни индивидуально, ни социально не дисциплинированы... В идейном развитии нашей интеллигенции, поскольку оно отразилось в литературе, не участвовала ни одна правовая идея. И теперь в той совокупности идей, из которой слагается мировоззрение нашей интеллигенции, идея права не играет никакой роли". П.Б. СТРУВЕ: "В 60-х годах с их развитием журналистики и публицистики "интеллигенция" явственно отделяется от образованного класса, как нечто духовно особое. Замечательно, что наша национальная литература остается областью, которую интеллигенция не может захватить.* Великие писатели Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Чехов не носят интеллигентского лика... даже Герцен, несмотря на свой социализм и атеизм, вечно борется в себе с интеллигентским ликом... * Увы, с тех пор произошли роковые перемены. ...Интеллигенция нашла в народных массах лишь смутные инстинкты, которые говорили далекими голосами слившимися в какой-то гул. Вместо того, чтобы этот гул претворить систематической воспитательной работой в сознательные членораздельные звуки национальной личности, интеллигенция прицепила к этому гулу свои короткие книжные формулы. Когда гул стих, формулы повисли в воздухе..."** ** Точное описание нашей "перестройки"... С.Л. ФРАНК: Русский интеллигент не знает никаких абсолютных ценностей, кроме критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состоянии на хорошие и дурные, добрые и злые.* У нас нужны особые, настойчивые указания, исключительно громкие призывы, которые для большинства звучат всегда несколько неестественно и аффектированно... Ценности теоретические, эстетические, религиозные не имеют власти над сердцем русского интеллигента, ощущаются им смутно и неинтенсивно и, во всяком случае, всегда приносятся им в жертву моральным ценностям... Начиная с восторженного поклонения естествознанию в 60-х годах и кончая самоновейшими научными увлечениями вроде эмпириокритицизма, наша интеллигенция искала в мыслителях и их системах не истины научной, а пользы для жизни, оправдания или освящения какой-либо общественно-моральной тенденции... Эта характерная особенность русского интеллигентского мышления -- неразвитость в нем того, что Ницше называл интеллектуальной совестью, -- настолько общеизвестна и очевидна, что разногласия может вызвать, собственно, не ее констатация, а лишь ее оценка... * Блестящее подтверждение того, что эти слова нисколько не устарели, мы имеем и в наши дни. Российский парламент 1993 г. был "плохой" -- и его можно расстрелять из танков. Белорусский парламент 1996 г. был "хороший" -- и Лукашенко, распустивший его (всего лишь распустив!), -- фашист и тиран... ...Лучи варварского иконоборчества, неизменно горящие в интеллигентском сознании..." После Октября интеллектуалов либо уничтожали, либо высылали за границу (как произошло и с некоторыми авторами "Вех") -- зато интеллигенция самым великолепным образом устроилась при большевиках, поскольку ее мировоззрению как нельзя лучше отвечали идеи "всемирного пожара" и "нового искусства". Двадцать лет после революции интеллигенция правила бал, пока реалист Сталин не выбрал синицу в руках -- и интеллигентов долго топтали сапогами в тех же самых подвалах, где они сами измывались над теми, кто входил в понятие "неизбежные издержки". Лучше всего о том, что и сегодня не потеряла актуальности ни единая строчка "Вех", свидетельствует статья Солженицына "Образованщина", вышедшая в 1974 г. [75]. Солженицын: "Интеллигенция сумела раскачать Россию до космического взрыва, но не сумела управить ее обломками. Потом, озираясь из эмиграции, сформулировала интеллигенция оправдание себе: оказался "народ -- не такой", "народ обманул ожидания интеллигенции". Так в этом и состоял диагноз "Вех", что, обожествляя народ, интеллигенция не знала его, была от него безнадежно отобщена!" И не только "отобщена"... Тот же С.Н. Булгаков предупреждал, что вера в чудо преобразования мира и души человека может привести к "особой разновидности духовного аристократизма, надменно противопоставляющего себя обывателям". И разъяснял свою мысль подробно: "В своем отношении к народу, служение которому ставит своей задачей интеллигенция, она постоянно и неизбежно колеблется между двумя крайностями -- народопоклонничества и духовного аристократизма. Потребность народопоклонничества... вытекает из самих основ интеллигентской веры. Но из нее же с необходимостью вытекает и противоположное -- высокомерное отношение к народу как к объекту спасительного воздействия, как к несовершеннолетнему, нуждающемуся в няньке для воспитания "сознательности", непросвещенному в интеллигентском смысле слова". Этот "духовный аристократизм" привел к тому, что в первые годы Советской власти среди лютовавших чекистов хватало самых что ни на есть патентованных интеллигентов -- от Менжинского до доктора Кедрова. (По некоему странному совпадению чуть ли не вся гитлеровская верхушка состояла опять-таки из классической интеллигенции -- неудачливый художник, фармацевт, журналисты, вообще гуманитарии, не добившиеся, стоит подчеркнуть, успехов в науке и оттого создавшие свою, людоедскую. Альфред Розенберг получил прекрасное образование, кстати, в высших учебных заведениях Российской империи -- рассадниках интеллигенции.) И народники, и большевистские интеллигенты, и соратники Гитлера -- все вместе подходят под определение известного социалиста М. Бакунина: "Особенно страшен деспотизм интеллигентного и потому привилегированного меньшинства, будто бы лучше разумеющего настоящие интересы народа, чем сам народ. Во-первых, представители этого меньшинства попытаются во что бы то ни стало уложить в прокрустово ложе своего идеала жизнь будущих поколений. Во-вторых, эти двадцать или тридцать ученыхинтеллигентов перегрызутся между собой". И, наконец, слово известному социологу и публицисту Н.Я. Данилевскому, еще в 1871 г. писавшему: "Примеры гармонического внутреннего развития народной образованности вообще не слишком часты, и лучшим из них может служить Англия... Без такой народной основы так называемая интеллигенция не что иное, как более или менее многочисленное собрание довольно пустых личностей, получивших извне почерпнутое образование, не переваривших и не усвоивших его, а только перемалывающих в голове, перебалтывающих языком ходячие мысли, находящиеся в ходу в данное время под пошлою этикеткою современных" [55]. Далее Данилевский пишет вовсе уж пророчески: "Но как ни внешне наше русское просвещение, как ни оторвана наша интеллигенция (в большинстве своем) от народной жизни, она не встречает, однако же, в русском народе и в России tabulam rasam* для своих цивилизаторских опытов, а должна, волею или неволею, сообразоваться с веками установившимся и окрепшим народным бытом и порядком вещей. Для самого изменения этого порядка интеллигенция принуждена опираться, часто сама того не замечая, на народные же начала, когда же забывает об этом (что нередко случается), то народ, составивший уже долгим историческим опытом общественный организм, извергает из себя чуждое, хотя бы то было посредством гнойных ран, или как бы облегает его хрящеватою оболочкою и обособляет от всякого живого общения с народным организмом; и чуждое насаждение, в своей мертвенной формальности, хотя и мешает, конечно, правильному ходу народной жизни, но не преграждает его, и она обтекает и обходит его мимо". * Чистую доску (латинск.) Первое утверждение, об иммунитете народа к интеллигентским бредням, оказалось ошибкой (надо помнить, эти слова написаны до того, как вспыхнул народовольческий террор, никто не мог и предполагать, что гангрена так распространится...). Увы, "цивилизаторские опыты" продолжались десятки лет и вовлекли в свою орбиту все население России. Но вот впоследствии... Все по Данилевскому. Когда схлынул угар первых перестроечных лет, когда стало ясно, что былые кумиры не более чем пустословы, когда вместо митингов все, кто хоть что-то собой представлял, смогли заняться реальным делом (как бы ни был уродлив и сюрреалистичен нынешний капитализм) -- так называемая "демократическая интеллигенция" полностью потеряла прежнее влияние на общество и практически выпала из жизненного процесса. И вновь отступила на свои кухоньки "перебалтывать языком" (но на сей раз потеряла еще и тех из своей среды, кто опять-таки занялся делом и посему добровольно отрекся от звания интеллигента, несовместимого с нормальной работой, нормальными заработками, нормальной жизнью, несвязанной с "речной борьбой"). Разумеется, интеллигенция ничего не поняла и ничему не научилась. И мгновенно подыскала очередные убогие формулы, не имеющие ничего общего с реальным положением дел: есть вещи выше рынка. Раньше мешали реализоваться злобные коммунисты, теперь же -- тупые "новые русские"... И так далее. И невдомек им, ущербным и озлобленным, что за душой у них и не было ничего -- ни подлинных знаний, ни деловой энергии, ни малейшей способности хоть что-то создавать. Вместо знаний была модная публицистика, вместо деловых качеств -- беспочвенная вера в то, что государство будет содержать и далее. Когда в свое время Маргарет Тэтчер железной рукой обрезала финансирование всевозможным "институтам" и "аналитическим центрам", где безрезультатно переливали из пустого в порожнее (вроде пресловутого Института изучения апартеида, годами сочинявшего пухлые бессодержательные обзоры, перепевавшие всем известные истины), тамошняя образованщина чуть ли не теми же самыми словами, что и отечественные оголодавшие "соловьи", обвиняла Железную леди в покушении на культуру. Ибо работать и делать дело никто не умел, но кушать хотелось -- вот и отождествляется собственное безденежье с гибелью культуры... Вовсе уж неожиданное сходство и с " Вехами", и с работой Солженицына мы находим в книге английского литературоведа Карен Хьюитт "Понять Британию", написанной специально для того, чтобы лучше объяснить сегодняшнему россиянину состояние дел и умов в Великобритании: "... вас удивит отсутствие "интеллигенции"... Мы называем людей, чей труд зиждится на специальном умственном усилии, -- "профессионалами"... Чего им недостает* -- так это чувства принадлежности к особой группе или классу с четко проявляющейся национальной ответственностью за поддержание духовных ценностей народа. Необходимо предостеречь вас, что многие британцы находят само это понятие не только причудливым, но и агрессивным. (Молодцы британцы! -- А. Б.) У британского рабочего имеются свои ценности. Он не ждет от британской интеллигенции, чтобы она маршировала, размахивая флагом духовности и защищала его интересы -- а ведь именно в таком ключе русские частенько рассказывают мне, что такое ваша интеллигенция... Я нахожу бессмысленным вопрос, который задают многие русские: "Есть ли у вас группа, подобная нашей интеллигенции, хранящая духовные ценности общества?" [204]. * В слово "недостает" англичанка не вкладывает ни сожаления, ни иных отрицательных эмоций. Она лишь имеет в виду, что английским профессионалам подобное чувство не присуще. Браво и брависсимо... Ни в одной стране мира, кроме России, нет "группы, хранящей духовные ценности" -- поскольку таковые ценности и без того принадлежат всем и защищены всей мощью свободного государства. Никому в цивилизованном мире не нужен посторонний "хранитель", якобы служащий совестью других. Повсюду в цивилизованном мире пользуется уважением лишь тот, кто честно зарабатывает себе на хлеб, а если и получает жалованье от государства -- то опять-таки за конкретную пользу обществу, а не расплывчатое "хранение духовных ценностей". У нас же до сих пор все наоборот. Нормально работать и хорошо зарабатывать считается бесчестьем. Правда, в последние годы власть наконец-то перестала платить за "полезность", и многие интеллигенты, оказавшись перед необходимостью добывать хлеб насущный, едва не сошли с ума. Малая часть сумела переквалифицироваться в нормальных работников -- и с радостью отбросила прежние бредни (сужу по виденным лично примерам). Кто-то окончательно опустился. Кое-кто сумел зацепиться за днище "корабля капитализма". В моем родном Красноярске группка особо закоренелых интеллигентов сотрудничает в бульварной газетке, славной объявлениями телефонных проституток. Правда, чтобы сохранить видимость приличий, кое-кто из них регулярно объявляет в той же газетке, что сам-то он лично к подобной практике относится крайне отрицательно, и уж свою-то доченьку ни за что в проститутки не пошлет -- а вслед за тем с комической важностью предается привычному интеллигентскому рукоблудию: клеймит все неугодное, выносит безапелляционные приговоры тем, кто удачливее и богаче, называет видных политиков уменьшительными именами, прямо оскорбляет. К примеру, некий голоштанный мальчик в той же газетке назвал Лужкова "ельцинской шестеркой", а другой, постарше и потасканное, окрестил Кобзона "главарем московской мафии") -- одним словом, пользуясь кратким мигом сытости, продолжает делать то, что авторы "Вех" осмеяли еще девяносто лет назад... Вообще-то, и на хваленом Западе водилась порой самая что ни на есть патентованная интеллигенция. Отечественные либеральные публицисты почесывали в затылках: отчего это могучие зарубежные умы вроде Уэллса, Шоу, Фейхтвангера словно бы и не замечали ужасов красного террора? Да потому и не замечали, что (как о том сами писали недвусмысленно) по известной интеллигентской привычке расценивали все происходящее в России как великий эксперимент, оправдывающий любые жертвы. Достаточно вдумчиво прочитать "Россию во мгле" Уэллса, эссе Шоу, чтобы убедиться -- мэтры были прямо-таки заворожены экспериментом... Кстати, вы помните, что несколько лет назад одна молдавская поэтесса при участии всамделишнего священника обвенчалась с памятником Стефану Великому, стоящим в Кишеневе? Как писал мой злоязычный друг-молдаванин -- теперь ждут, что родит булыжник... О роли интеллигенции в катавасии последних десяти лет я не расположен писать -- тошнит. Скажу лишь, что визжавшая в свое время на площадях и телеэкранах интеллигенция понятия не имела о последствиях: как ни парадоксально, она сама, своими руками выкопала себе могилу, приблизив наступление такого порядка, которому легионы бездельников и трепачей, якобы "хранящих духовные ценности", более не нужны. Как бы ни относиться ко всем преобразованиям последних лет, я поставил бы Ельцину памятник при жизни за одно-единственное его деяние: за то, что он приближает время, при котором будут цениться лишь сугубые профессионалы, а не "трубадуры демократии", ничего другого делать не умеющие. Раз в России вымирает интеллигенция -- Россия не погибла. Главное, нынешняя образованщина уже не сможет никогда воспроизводить себе подобных. Эти -- последние. Туда им и дорога. Динозаврики, конечно, еще копошатся. Интеллигенты, мелкие бесы, еще сохраняют какой-то минимум влияния и воздействия на привыкшие к отраве умы. Поскольку разрушать вроде бы и нечего (да и не даст частный владелец разрушать то, что построено на его земле), нынешняя интеллигенция сейчас пробавляется за счет всевозможной бесовщины: "контактеры", летающие тарелки, штопка астрала и починка чакры, еретические бредни вроде "учения Рериха" и поисков "аномальных зон". Комичнейшее впечатление оставляют бородатые "вечные мальчики", еще нынче утром стоявшие на молебне в православной церкви, а к вечеру с умным видом рассуждающие о "карме" или "прошлых жизнях" -- и не ведают, бессмысленные, что эти понятия противоречат самой сути христианства (ислама, кстати, тоже). Ну, и бульварная журналистика выручает, читателю еще долго не надоедят сенсации типа "Гигантский кузнечик в штате Айова слопал бабушку!", "Телефонавтомат изнасиловал блондинку!", "В пещере под Красноярском живет призрак фараона Рамзеса!" Кое-кто ударяется в то, что по дурости своей именует "толкованием Библир", забыв, что богословие -- самая старая на планете наука, насчитывающая уже почти два тысячелетия, и, прежде чем выдергивать цитаты из наспех пролистанного Писания, следует изучить труды серьезных богословов... Еще в 1340 г. преподаватели юридического факультета Парижского университета письменно постановили, что претендовать на место в науке следует лишь тогда, когда имеешь что-то за спиной: "Мы полагаем, что там, где отсутствует фундамент, нельзя производить надстройку, и что не через нарушение последовательности степеней, а постепенно и своевременно должно восходить к более высоким должностям и наукам. И так как грамматика, логика, физика и прочие низшие науки есть путь и основание к другим, более высоким знаниям, устанавливаем и предписываем, что никто не должен допускаться к степени бакалавра канонического права на юридическом факультете в Париже, сколько бы он ни слушал декретов и декреталий, если он сначала не будет достаточно тверд в начальных знаниях". Увы, с изучением Библии обстоит наоборот -- народишко с простодушным цинизмом бросается выдвигать "эпохальнейшие" гипотезы на библейские темы, не получив предварительно и капли "начальных знаний"... Последним грешком страдал и Лев Толстей, которого в свое время отлучили от церкви за конкретные еретические прегрешения. Вольнодумствующий граф в гордыне своей начал буквально кроить Евангелие на кусочки и с важным видом объяснять: вот в этот эпизод он верит, а этому у него доверия нет... Вот и отлучили -- за ересь. Мне попался любопытный документ: воспоминания игумена Оптинского скита отца Феодосия, относящиеся к осени 1908 г.: "Бес в образе Льва Толстого. Собралась собороваться группа богомольцев, душ четырнадцать, исключительно женщин. В числе их была одна, которая собороваться не пожелала, а попросила позволения присутствовать зрительницей при совершении таинства. По совершении таинства, смотрю, подходит ко мне та женщина, отводит меня в сторону и говорит: -- Батюшка, я хочу исповедаться и, если разрешите, завтра причаститься и у вас пособороваться. На другой день я разрешил ее от греха, допустил к причастию и объяснил, чтобы она собороваться пришла в тот же день часам к двум пополудни. На следующий день женщина эта пришла ко мне несколько раньше назначенного часа, взволнованная и перепуганная. -- Батюшка, -- говорит, -- какой страх был со мною нынешнею ночью! Всю ночь меня промучил какой-то высокий страшный старик, борода всклокоченная, брови нависли, а из-под бровей такие острые глаза, что как иглой в мое сердце впивались. Как он вошел в мой номер, не понимаю: не иначе, это была нечистая сила... -- Ты думаешь, -- шипел он на меня злобным шепотом, -- что ты ушла от меня? Врешь, не уйдешь! По монахам стала шляться да каяться -- я тебе покажу покаяние! Ты у меня не так еще завертишься: я тебя и в блуд введу, и в такой грех, и в этакий... И всякими угрозами грозил ей страшный старик и не во сне, а въяве, так как бедная женщина до самого утреннего правила -- до трех часов утра -- глаз сомкнуть не могла от страха. Отступил он от нее только тогда, когда соседи ее по гостинице стали собираться идти к правилу. -- Да кто же ты такой? -- спросила его, вне себя от страха, женщина. -- Я -- Лев Толстой! -- ответил страшный и исчез. -- А разве не знаешь, -- спросил я, -- кто такой Лев Толстой? -- Откуда мне знать? Я неграмотная. -- Может быть, слышала? -- продолжал я допытываться. -- Не читали ли о нем чего при тебе в церкви? -- Да нигде, батюшка, ничего о таком человеке не слыхала, да и не знаю, человек ли он или что другое". "Таков рассказ духовника Оптиной пустыни, -- заключает церковный комментатор. -- Что это? Неужели Толстой настолько стал "своим" в том страшном мире, которому служит своей антихристианской проповедью, что в его образ перевоплощается сила нечистая?" [156]. Так может случиться и с нашими интеллигентами: совсем не берут в расчет, что неверие в иные неприглядные места, лежащие по ту сторону, вовсе не избавит от попадания туда... Красноярск, 1997 РОССИЯ, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО: ВЗГЛЯД ГЕНИЯ Все книги Александра Бушкова, будь то фантастика, детективы или приключения, прекрасно расходятся, издаются огромными даже для нынешнего времени тиражами. Но книгу, которую вы сейчас держите в руках, я рекомендовал бы не просто для семейного чтения -- для изучения в школах и вузах. Это следовало бы сделать, даже если бы в ней только разоблачались разного рода "исторические мифы". С точки зрения ученого, это, строго говоря, никакие не мифы, а утвердившиеся в обществе дикие, предельно далекие от истины представления. Некоторые из них -- "просто" невинный плод невежества. Той самой простоты, что много хуже воровства. А большая часть возникла не случайно и не стихийно: эти представления есть плод сознательной подтасовки фактов, трактовки документов в угоду надуманной схеме, подчинения истории политической злобе дня. Взять хотя бы превращение одного из самых бездарных и самых страшных монархов (Петра I) в главного российского просветителя и чуть ли не спасителя Отечества... Или удивительная история Ивана Сусанина -- случайной жертвы разбойников, превращенной в национального героя... Что ж! Мы до сих пор сказочно плохо знаем собственную историю. Одна из причин этого -- в сознательной политике советской власти. Недавние владыки России, конечно же, панически боялись обсуждения истинных личностей всех этих Лениных, троцких, тухачевских. О перевороте 1917 года, гражданской войне или о голоде в Поволжье нам позволялось знать только то, что соответствовало официальной версии об ангелах-коммунистах, "белом стаде горилл" или о стараниях сахарного Ильича всеми силами спасти умирающих от голода. Но и обо всей русской истории распространялись сведения, которые и сказочными-то называть не хочется. Русские народные сказки и информативнее, и честнее, и просто более историчны, чем "история" советского разлива. Взять те же разжижающие мозги бредни про "классовую борьбу в Древней Руси" или про "крестьянскую войну Ивана Болотникова"... Нет, сказки гораздо лучше! Но есть и вторая причина нашего массового исторического невежества. Ее мало принимают во внимание, и хорошо, что о ней берется писать А. А. Бушков. Это действия горластого племени "интеллигентов" -- весьма плохо образованных, но решительно все склонных представлять в виде некой идеологии. Если коротко, то идеология -- это взгляд решительно на все стороны бытия с какой-то одной частной позиции. В духе классического: "Ямал негра, Он был неграмотный, Не разжевал даже азбуки соль, Но он слышал, как говорит Ленин, И он знал ВСЕ". (Выделение мое -- А. Буровский.) 70 лет в обществе дозволялась только одна идеология. Но будет наивным думать, что в воспетых знаменитым анекдотчиком московских кухнях искали горний свет вечных истин. Там ковали новые идеологии! Как сказал другой поэт, тоже причастный к интеллигентской трепотне: "Растет по чердакам и погребам Российское духовное величие. Вот выйдет, и развесит по столбам Друг друга за малейшее отличие". Да-с, именно этим и занялась интеллигенция, как только закончилась "эпоха исторического материализма". Каждая. группка и группочка вынесла на всеобщее обозрение свою собственную идеологию -- за редким исключением, -- злобную и невежественную. И если бы только для себя! Каждая шаечка претендует на то, что ее идеология непременно должна стать идеологией для всех. И готова развесить на столбах не только друг друга, но и всех нас -- за неприятие "единственно правильного" отношения к миру. Ведь "знать все" можно не только путем слушания Ленина, но и слушания Сахарова, О. Лациса, Жореса Медведева ...да решительно кого угодно. И каждая такая группа и группочка, конечно же, "точно знает", что происходило на протяжении всей русской истории. Кто такие готы -- германцы или славянское племя. Кто в истории -- "прогрессивен", а кто, напротив, "контрреволюционен". Ко благу ли монгольское завоевание? Откуда пошло само слово "Русь"? Кем были для России татары, немцы, хазары, евреи, большевики, западники, старообрядцы -- черными демонами или светлыми ангелами? Разумеется, это знание основано не на работе ученых-историков. Не на старательном анализе источников. А на своей, "единственно правильной" идеологии. В ней ведь, на все времена, "сказано все"... Как же тут разобраться человеку, который уже не обладает хорошими знаниями? И как ими прикажешь "обладать", если неизвестно -- где взять?! Для этого нужна литература -- достаточно популярная по форме, доступная массовому читателю, и в то же время -- "научная" по содержанию. Это могут быть исторические романы или фильмы -- если, конечно, они хорошо написаны и интересны. Из опыта последних лет берусь назвать только "Гардемаринов"; в какой-то степени -- сочинения В. Пикуля (в них, впрочем, тоже многовато идеологии). И только. А хорошего опыта исторической публицистики и вообще назвать не решусь. Все -- сплошная идеологическая жвачка, попытки "не своих" сделать "своими". Или бред. В качестве примера -- разного рода творения "рерихнувшихся", иеговистов или других сектантов. На этом фоне А. Бушков видится отрадным явлением. Он несравненно точнее, надежнее, научнее... решительно всех. И интереснее. Эту книгу наверняка прочтут миллионы людей -- как и его детективы. Повторяю -- если бы просветительство и мифоборчество было единственной заслугой А. А. Бушкова -- и тогда книгу следовало бы печатать. Но у него есть по меньшей мере еще две важные заслуги. Уже не первый раз А. Бушков удивительным образом ухитряется оказываться на передовом рубеже современной науки. Как? Это выше моего разумения. Но судите сами: уже в "Анастасии" он очень точно воспроизвел представления современного глобального эволюционизма, разработанные знаменитым акад. Н.Н. Моисеевым. Согласно этим представлениям, всякая система развивается в своем "канале эволюции". Но "каналы" исчерпывают себя. Развиваться дальше по этим правилам система не может, а никакие другие правила "в условии не заданы". И система вступает в "точку бифуркации" -- время поиска нового "канала эволюции". При этом система распадается на составные элементы, часть этих "элементов" гибнет, часть -- необратимо изменяется, а способ новой "сборки" целого определяется тем, каков будет новый "канал эволюции"... Применительно к человеческому обществу это означает, что, стихийно и бездумно развиваясь, общество постоянно рискует "перерасти" законы жизни, созданные столетия назад, в совершенно других условиях. Прокормить население в этом количестве и на этой территории оказывается невозможным... без изменения способа хозяйствования. И, соответственно, общество вступает в период бифуркации -- Хаоса, начинает судорожно искать новые правила общежития, причем с непредсказуемым результатом. Есть много оснований считать "бифуркациями" все, что происходит в России с 1917 г. И все, что происходит во всем мире со времен первой мировой войны. А в этой книге Бушков опять оказывается провозвестником самых новых методов исторического исследования... В "классическое" время науки, в XVII-XIX вв., ученый искал абсолютную истину. По каждому поводу возможно было только одно "правильное" суждение. И историки не представляли исключения. Каждый из них строил " единственно правильную" схему развития государства Российского. И спорил с другими, как с носителями "неправильного" и "ошибочного " знания. Современный ученый хорошо знает, что всякое знание условно и относительно. Одни и те же экспериментальные данные можно объяснить несколькими разными способами. На одних и тех же источниках можно написать несколько разных историй России. И бессмысленно утверждать, что одна из них -- "истинная". Более того -- в "точках бифуркации" страна и народ действительно выбирают дальнейшую историческую судьбу. И в XIII-XIV ев, и во время Смуты XVII в., и во время Смуты начала XX в., и в нынешней смуте мы выбираем. А вся известная нам русская история -- не что-то " единственно возможное ", а тоже результат прежних выборов. Эта история могла бы быть совсем другой -- и не только при принятии Русью ислама или католицизма. Направлений развития гораздо больше. Например, что могло бы возникнуть, пойди Наполеон не на Москву, а на Петербург? Приди к власти не злобный мальчишка Петр, а интеллектуал средних лет -- Василий Голицын? Промахнись бомбист, и проживи Александр II до 1895 года?.. Для современного ученого "Россия, которая могла бы быть", гораздо интереснее "России, которую мы потеряли". В "виртуальности" существует множество вариантов "возможных России", из которых мы реализуем один на каждом историческом повороте. Например, в данный момент. Я считаю, что "модельное мышление" в истории имеет, помимо прочего, еще и огромное воспитательное значение. По современным представлениям, законы истории не безличны, не подобны законам космической эволюции. Реализуется тот вариант общественного развития, который мы хотим реализовать... Право, есть о чем задуматься! Собственно, об этом и пишет А. Бушков. Он предлагает нам не истину в последней инстанции, не "правильное" прочтение источников. Он строит ВЕРОЯТНОСТНУЮ МОДЕЛЬ. Показывает, что источники можно интерпретировать и с таким результатом. Показывает одну из "возможных России". Кажется невероятным эта способность писателя -- применять в своем художественно-публицистическом исследовании самые передовые, только еще утверждающиеся в науке методы, да еще с таким прекрасным результатом. Не знаю, читал ли А. Бушков книги акад. Н.Н. Моисеева, Э.С. Кульпина и других. Если да -- то следует констатировать -- их идеи он усвоил глубоко и творчески и сумел придать им превосходную художественную форму. Если нет -- то, значит, он смог сам, самостоятельно открыть закон смены периодов мирного развития общества -- периодами, если угодно. Хаосов. Что ж! Гениальность иногда трактуется и как способность видеть то, чего не видят другие. Жаль только, прижизненная репутация гения А. Бушкову никак не светит. Ведь никак не может быть, чтобы это слово было применимо к мужику средних лет, с который можно поздороваться на улицах, который выгуливает собаку по тропинкам Академгородка... В нашем обществе гений -- это исключительно покойничек, желательно -- из Мавзолея. И в любом случае -- не "отсюда". Если Бушкова и нарекут "гением", произойдет это лет через 50 и за 5 000 километров от Красноярска. А жаль. И еще одно. Книга А. Бушкова -- своего рода эталон добросовестного исторического исследования. Несомненно, у кого-то высказывания автора вызовут гнев и прочие непохвальные чувства. Ведь автор посягает на устоявшиеся, привычные представления! Но спорить будет трудно -- потому что книга А. Бушкова прекрасно аргументирована. По каждой теме привлечено множество источников, и каждый источник исчерпывающе проанализирован. Да, конечно, все это пишет не профессионал. Да, не все, о чем пишет А. Бушков, может быть принято критически мыслящим читателем. Да, он не возвещает истины в последней инстанции, а строит некую модель... Но опровергнуть справедливость именно его модели -- крайне трудно. А если и возможно -- то лишь -- путем долгого, кропотливого труда. Работы с источниками, сравнимой по объему с работой самого А. Бушкова. А.М. БУРОВСКИЙ, канд. исторических наук, доктор философских наук. профессор КрасГУ, президент Красноярского регионального отделения Международной академии ноосферы. действительный член Академии науковедения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Библия. Синодальное издание. -- М., 1968. 2. Агафонов О. Казачьи войска Российской империи. -- М.: Эпоха, 1995. 3. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. -- Новосибирск: Наука, 1991. 4. Алексеева Н. Лаврентий Берия в моей жизни. -- М.: Современник, 1996. 5. Анин Б., Петрович А. Радиошпионаж. -- М.: Международные отношения, 1996. 6. Бантыш-Каменский Дм. Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов. Ч. 1. -- М., 1991. 7. Бегунова А.И. От кольчуги до мундира. -- М.: Просвещение, 1993. 8. Безвременье и временщики. -- Л.: Худ. лит., 1991. 9. Беленький М.С. Биография смеха. -- М.: Худ. лит., 1991. 10. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. -- М.: Наука, 1990. 11. Берия С. Мой отец -- Лаврентий Берия. -- М.: Современник, 1994. 12. Бехаш В. Энциклопедия оружия. -- Спб.: Санкт-Петербург оркестр, 1995. 13. Блок М. Апология истории. -- М.: Наука, 1986. 14. Богданович А. Три последних самодержца. -- М.: Новости, 1990. 15. Бойцов М., Шукуров Р. История средних веков. -- М.: МИРОС, 1995. 16. Болотов А. Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков. Тт. 1-3. -- М.: Teppa-TERRA, 1993. 17. Боярский П.В. Седлайте коней! -- М.: Дет. лит., 1994. 18. Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. -- М.: Политиздат, 1991. 19. Бунич И. Пятисотлетняя война в России. -- Спб.: Облик, 1996. 20. Бунич И. Операция "Гроза", или ошибка в третьем знаке. -- Спб.: ЮНА-Облик, 1994. 21. Бунич И. Полигон сатаны. -- Ростов-на-Дону: Профпресс, 1994. 22. Буслаев Ф. О литературе. Исследования, статьи. -- М.: Худ. лит., 1990. 23. Бурышкин П. Москва купеческая. -- М.: Известия, 1990. 24. Валянский С. И., Калюжный Д.В. Новая хронология земных цивилизаций. -- М.: Олимп, 1996. 25. В борьбе за власть. Страницы политической истории России XVIII в. -- М.: Мысль, 1988. 26. Ванчура В. Картины из истории народа чешского. Тт. 1-2. -- М.: Худ. лит., 1991. 27. Валишевский К. Иван Грозный. -- М.: Икпа, 1989. 28. Валишевский К. Первые Романовы. -- М.: Икпа, 1989. 29. Валишевский К. Вокруг трона. -- М.: Икпа, 1990. 30. Валишевский К. Дочь Петра Великого. -- М.: Икпа, 1990. 31. Валишевский К. Сын великой Екатерины. -- М.: Икпа, 1990. 32. Валишевский К. Марысенька, королева Польши. -- М.: Икпа, 1989. 33. Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. -- М.: Отчий дом, 1994. 34. Берн Ж. История великих путешествий. Кн. 1. Открытие земли. -- М.: Teppa-TERRA, 1993. 35. Вернадский Г.В. Киевская Русь. -- Тверь-Москва: Леан-Аграф, 1996. 36. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. -- Тверь-Москва: Леан-Аграф, 1996. 37. Вершинин Л. Хроники неправильного завтра. -- М.: Аргус, 1996. 38. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. -- М.: Тип.В.М. Саблина, 1909 (переизд. М.: Новое время, 1990). 39. Вигилев А.Н. История отечественной почты. -- М.: Радио и связь, 1990. 40. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. -- Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 41. Всеобщая история, обработанная "Сатириконом". -- Л.: Сов. писатель, 1990. 42. Галич М. История доколумбовых цивилизаций. -- М.: Мысль, 1990. 43. Герберштейн С. Записки о Московни. -- М.: Изд-во МГУ, 1988. 44. Герои и битвы. -- М.: Современник, 1995. 45. Гоголицын Ю. М. Величайшие подделки, грабежи и хищения произведений искусства. -- Спб.: Брайт Лайт, 1997. 46. Горбовский А., Семенов Ю. Без единого выстрела. Из истории российской военной разведки. -- М.: Мол. гвардия, 1984. 47. Горяйнов С.Г., Егоров А.А. История России IX-XVIII вв. -- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 48. Гумилев Л.Н. От Руси к России. -- М.: Экопрос, 1993. 49. Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства. -- Спб., 1994. 50. Гумилев Л.Н. Хунну. -- Спб.: ТАЙМ-АУТ, 1993. 51. Гумилев Л.Н. Хунныв Китае. -- Спб., 1994. 52. Гюго В. Отверженные. Кн. 2. -- М.: Правда, 1979. 53. Даллес А. Искусство разведки. -- М.: Междунар. отношения-Улисс, 1992. 54. Дашкова Е. Записки 1743-1780. -- М.: Наука, 1985. 55. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. -- М.: Книга, 1991. 56. Делюмо Ж. Ужасы на Западе. -- М.: Голос, 1994. 57. Дегтярев А. Трудный век Российского царства. -- Л.: Дет. лит., 1989. 58. Деникин А.И. Путь русского офицера. -- М.: Прометей, 1990. 59. Дворецкий И.X. Латинско-русский словарь. -- М.: Русский язык, 1986. 60. Джером К. Джером.. Избранное. Т. 1. -- ГИХЛ. М., 1957. 61. Джеймс П., Мартин Дж. Всевозможные миры. История географических идей. -- М.: Прогресс, 1988. 62. Диккенс Ч. Посмертные записки Пиквикского клуба. -- Петрозаводск: Госиздат, 1957. 63. Дитмар А.Б. От Птолемея до Колумба. -- М.: Мысль, 1989. 64. Доронин А. Руси волшебная палитра. -- М.: Мол. гвардия, 1992. 65. Дубов Н. Колесо Фортуны. -- М.: Дет. лит., 1978. 66. Елизаветин Г. Деньги. -- М.: Детгиз, 1960. 67. Евдокимов Д. За давностью лет. -- Л.: Лениздат, 1988. 68. Жаботинский В. Избранное. -- Израиль: Б-ка "Алия", 1984. 69. Жук А.Б. Револьверы и пистолеты. -- М.: Воениздат, 1990. 70. Забелин И. История города Москвы. -- М.: Столица, 1990. 71. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. Популярный очерк. -- М.: Мысль, 1992. 72. Замалеев А. Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. -- Л.: Лениздат, 1991. 73. Записки очевидца. Воспоминания, дневники, письма. -- М.: Современник, 1989. 74. Игнатьев А.А. Пятьдесят лет в строю. -- М.: Воениздат, 1986. 75. Из-под глыб. Сборник статей. -- ИМКА-пресс. Париж, 1974. 76. Иловайский Д. Становление Руси. -- М.: ЧАРЛИ, 1996. 77. Иловайский Д. Начало Руси. -- М.: ЧАРЛИ, 1996. 78. Иловайский Д. Собиратели Руси. -- М.: ЧАРЛИ, 1996. 79. Иловайский Д. Царская Русь. -- М.: ЧАРЛИ, 1996. 80. Иловайский Д. Новая династия. -- М.: ЧАРЛИ, 1996. 81. Иловайский Д. Отец Петра Великого. -- М.: ЧАРЛИ, 1996. 82. Ильин М., Сегал Е. Как человек стал великаном. -- М.: Рипол, 1994. 83. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Битва за Россию. -- Саратов, 1993. 84. Ирасек А. Старинные чешские сказания. -- М.: Правда, 1987. 85. Ирвинг В. Жизнь Магомета. -- М.: Интербук, 1990. 86. История сыска в России. Тт. 1-2. -- Минск: Литература, 1996. 87. Калугин В. Струны рокотаху... Очерки о русском фольклоре. -- М.: Современник, 1989. 88. Касвинов М.М. Двадцать три ступени вниз. -- М.: Мысль, 1978. 89. Колдингвуд Р.Дж. Идея истории. -- М.: Наука, 1980. 90. Козлов Ю.Ф. Союз короны и креста. -- Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1995. 91. Коммин Ф. де Мемуары. -- М.: Наука, 1986. 92. Коран. Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского. -- Баку: Язычи, 1990. 93. Костомаров Н. Богдан Хмельницкий. -- М.: ЧАРЛИ, 1994. 94. Костомаров Н. Русь крещеная. -- М.: ЧАРЛИ, 1996. 95. Костомаров Н. Бунт Стеньки Разина. -- М.: ЧАРЛИ, 1994. 96. Костомаров Н. Старый спор. -- М.: ЧАРЛИ, 1994. 97. Костомаров Н. Казаки. -- М.: ЧАРЛИ, 1995. 98. Костомаров Н. Смутное время Московского государства. -- М.: ЧАРЛИ, 1994. 99. Костомаров Н. Русская республика. -- М.: ЧАРЛИ, 1994. 100. Костомаров Н. Земские соборы. -- М.: ЧАРЛИ, 1995. 101. Костомаров Н. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. -- М.: Экономика, 1993. 102. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. -- Пушкино: Культура, 1990. 103. Красноречие Древней Руси (XI-XVII вв.). -- М.: Сов. Россия, 1987. 104. Кузьмин А. Хазарские страдания Молодая гвардия, М., 1993, NN 5-6. 105. Кюстин А. де Николаевская Россия. -- М.: Политиздат, 1990. 106. Ларичев В. Путешествие в страну восточных иноземцев. -- Новосибирск: Наука, 1973. 107. Латинские юридические изречения. -- М.: Юристь, 1996. 108. Протоиерей Лев Лебедев. Москва патриаршая. -- М.: Вече, 1995. 109. Ленин В.И. Детская болезнь левизны в коммунизме. -- М.: Книга, 1990. 110. Леонов О., Ульянов И. Регулярная пехота 16981801-М.: ACT, 1995. III. "Лехаим", NN 50-51. М., июль 1996. 112. Лозинский С.Г. История папства. М.: Политиздат, 1986. 113. Лурье Ф. Полицейские и провокаторы. Спб.: Час пик, 1992. 114. Лызлов А. Скифская история. М.: Наука, 1990. 115. Мадер Ю. Тайна Хантсвилла. М.: Политиздат, 1965. 116. Манфред А.3. Наполеон Бонапарт. М.: Мысль, 1986. 117. Маркович В.Е. Ручное огнестрельное оружие. Спб.: Полигон, 1994. 118. Марков С. Земной круг. М.: Современник, 1976. 119. "Махаон". -- М., 1996, N 2. 120. Меир Голда. Моя жизнь. -- Чимкент: Аурика, 1997. 121. Мир русской истории. Энциклопедический справочник. -- М.: Вече, 1997. 122. Митяев А.В. Героические страницы истории Родины. -- IX-XVIII вв. М.: Просвещение, 1991. 123. Михневич В. Русская женщина XVIII столетия. -- Киев, 1895. 124. Можейко И.В. 1185 год. -- М.: Наука, 1989. 125. Можейко И.В. 7 и 37 чудес. -- М.: Современник, 1996. 126. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. -- М.: Межд. отношения, 1984. 127. Морозов Н.А. Повести моей жизни. Тт. 1-2. -- М., 1957. 128. Моруа А. Жизнь Дизраэли. -- М.: Политиздат, 1991. 129. Мыльников А.С. Искушение чудом: русский принц и самозванцы. -- Л.: Наука, i991. 130. Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. -- Спб., 1996. 131. Мэсси P. Николай и Александра. -- М.: Интерпракс, 1990. 132. Мэсси P. Петр Великий. Тт. 1-3. -- Смоленск: Русич, 1996. 133. Наровчатов С. Необычное литературоведение. -- М.: Мол. гвардия, 1973. 134. Над пропастью нераскрытых тайн. -- М.: Современник, 1996. 135. Нашаслова(набелорусс.яз.). -- Минск, N 10, 1990. 136. Непомнящий Н. Экзотическая зоология. -- М.: Олимп-АСТ, 1997. 137. Никитин Н.И. Освоение Сибири в XVII веке. -- М.: Просвещение, 1990. 138. Никольский Н.М. История русской церкви. -- Минск: Беларусь, 1990. 139. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Империя. -- М.: Факториал, 1996. 140. Оболенский Г.В. Император Павел 1. -- Смоленск: Русич, 1996. 141. Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II. -- М.: Teppa-TERRA, 1992. 142. Павленко Н.И. Петр Первый. -- М.: Мол. гвардия (ЖЗЛ), 1976. 143. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. -- М.: Мысль, 1988. 144. Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России. -- М.: Наука, 1988. 145. Палеолог М. Царская Россия накануне революции. -- М.: Политиздат, 1991. 146. Панова В.Ф., Бахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. -- М.: Политиздат, 1991. 147. Паркинсон С. Закон Паркинсона. -- М.: Прогресс, 1989. 148. Пересветов Р. Тайны выцветших строк. -- М.: Детгиз, 1963. 149. Перну P., Кпэн М-В. Жанна д'Арк. -- М.: Прогресс 1992. 150. Пикуль В. Битва железных канцлеров. -- Л.: Лениздат, 1978. 151. Пикуль В. Эхо былого. -- Владивосток: Дальневосточное изд., 1987. 152. Пикуль В. Нечистая сила. -- Красноярск: кн. изд-во, 1989. 153. Пикуль В. Исторические миниатюры. -- Рига, 1994. 154. Платанов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. -- Петрозаводск: Фолиум, 1996. 155. Плотников С.Е. Сначала был порох. -- М.: Просвещение, 1991. 156. Православные чудеса в XX веке. -- М.: Трам, 1993. 157. По Москве. --М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1917 (переизд. М.: Изобразительное искусство, 1991). 158.Поулсен Дж. Английские бунтари. -- М.: Прогресс, 1987. 159. Преступники и преступления. -- Донецк: Сталкер, 1997. 160. Прочко И.С. История развития артиллерии. -- Спб.: Полигон, 1994. 161. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. -- М.: Наука, 1991. 162. Пыляев М.И. Старый Петербург. -- М.: Икпа, 1990. 163. Радзинский Э. Сталин. -- М.: Вагриус, 1997. 164. Раззаков Ф. Век террора. Хроника покушений. -- М.:ЭКСМО, 1997. 165. Рогозин Д. Русский ответ. -- Спб.: Глаголь, 1996. 166. Россия при царевне Софье и Петре 1. Записки русских людей. -- М.: Современник, 1990. 167. Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. -- Л.: Лениздат, 1986. 168. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. -- М.: Наука, 1988. 169. Рябцевич В.Н. О чем рассказывают монеты. -- Минск: Народная асвета, 1977. 170. Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. -- М.: Межд. отношения, 1991. 171. Сетка Л.А. Нравственные письма к Луцилию. -- Кемерово, 1986. 172. Сенкевич Г. Собр. соч., т. 9. -- М.: Худ. лит., 1985. 173. Сердца из крепкого булата. Сборник русских летописей и памятников литературы. -- М.: Патриот, 1990. 174. Скрынников Р.Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный. Тт. 1-2. -- Смоленск: Русич, 1996. 175. Скрынников Р.Г. Святители и власти. -- Л.: Лениздат, 1990. 176. Скрынников P.Г. Россия в начале XVII в. "Смута". -- М.: Мысль, 1988. 177. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII в. Григорий Отрепьев. -- Новосибирск: Наука, 1987. 178. Скрынников P.Г. На страже московских рубежей. -- М.: Московский рабочий, 1986. 179. Снисаренко А.Б. Рыцари удачи. -- Спб.: Судостроение, 1991. 180. Соловьев С.М. Иллюстрированная история России. -- М.: Русское слово, 1997. 181. Спиридович А. Записки жандарма. -- М.: Худ. лит., 1991 (репринт. издание 1930). 182. Справочник личных имен народов РСФСР. -- М.: Русский язык, 1987. 183. Стаднюк И. Исповедь сталиниста. -- М.: Патриот 1993. 185. Сталин И. Сочинения, т. 10. -- М.: Госполитиздат, 1949. 186. Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. История средних веков. -- М.: Просвещение, 1981. 187. Судоплатов П. Разведка и Кремль. -- М.: Гея, 1996. 188. Суворов В. Ледокол. День М. -- М.: ACT, 1996. 189. Суворов В. Последняя республика. -- М.: ACT, 1996. 190. Суворов В. Контроль. -- М.: ACT, 1996. 191. Талалай С. и Я. Самые удивительные животные мира. -- М.: Армада, 1997. 192. Тарле Е.В. Наполеон. -- М.: Наука, 1991. 193. Тойнои А.Дж. Постижение истории. -- М.: Прогресс-Культура, 1996. 194. Три каравеллы на горизонте. -- М.: Межд.отношения, 1991. 195. Трухановский В. Судьба адмирала: триумф и трагедия. -- М.: Мол. гвардия. 1984. 196. Тухачевски Н М. Поход за Вислу. Пилсудский Ю. Война 1920 года. -- М.: Новости, 1992. 197. Уолкер А. Одри. -- Смоленск: Русич, 1997. 198. Урланис Б.Ц. История военных потерь. -- Спб.: Полигон, 1994. 199. Успенский Л. Слово о словах. Почему не иначе? -- Л.: Дет. лит., 1971. 200. Успенский Л. Ты и твое имя. Имя дома твоего. -- Л.: Дет. лит., 1972. 201. Уэллс Г. Собр. соч., т.15. -- М.: Правда, 1964. 202. Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. -- М.: Искусство, 1976. 203. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. -- М.: Вече-АСТ, 1996. 204. Хьюитт Карен. Понять Британию. -- Пермь: Книжный мир, 1992. 205. Ципко А. Истоки сталинизма Наука и жизнь, 1988, N 12. 206. Цареубийство 11 марта 1801 г. -- Спб.: изд. А.С. Суворина, 1907 (репринт 1990). 207. Челлини Б. Жизнь Бенвенуто Челлини. -- М.: Худ. лит., 1988. 208. Черепнин А. В. Новгородские берестяные грамоты как исторический источник. -- М.: Наука, 1969. 209. Черняк Е.Б Вековые конфликты. -- М.: Межд. отношения, 1988. 210. Черняк Е.Б. Судебная петля. -- М.: Мысль, 1991. 211. Черняк Е.Б. Пять столетий тайной войны. -- М.: Межд. отношения, 1972. 212. Чивилихина. Память. -- М.: Современник, 1982. 213. Шепелев Л. Е. Титулы, мундиры, ордена. -- Л.: Наука, 1991. 214. Шильдер Н. Император Павел 1. -- М.: ЧАРЛИ, 1996. 215. Шульгин В.В. Дни. 1920. -- М.: Современник, 1989. 216. Эджингтон Г. Адмирал Нельсон. -- М.: Прогресс, 1992. 217. Эйдельман Н. Апостол Сергей. -- М.: Политиздат, 1988. 218. Эйдельман Н. Революция сверху в России / Наука и жизнь, 1988, NN 10-12, 1989, NN 1-3. 219. Экономцев И.Н. Записки провинциального священника. -- М.: Вернал, 1993. 220. Энциклопедический словарь, тт. 1-2. -- М.: Сов. энциклопедия, 1964. 221. Эскин А. Гуд бай, Америка! / Возвращение, 1992, NN 6-7. Израиль: Иерусалим. 222. Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XVIXVIII вв. -- М.: МИРОС, 1994. 223. Яковлев В.В. История крепостей. -- Спб.: Полигон, 1995. 225. Ян В. Батый. -- М.: ГИХЛ, 1960. 226. BeckJ. Ostatni raport- PIW: Warszawa, 1987. 227. Bidwell G. Cudza krwia- Slask: Katowice, 1979. 228. Cydzik G. Ulani, ulani... -- WMON: Warszawa, 1983. 229. Czama M. Nad Wisia, nad Niemnern, nad Dnieprem. -- "Przekroj": Warszawa, 1989. 230. Encykiopedia popularna. -- PAN: Warszawa, 1982. 231. Fiodorow J. Proces Aleksego- WL. Lodz, 1987. 232. Herlinger J.J. Niezwvkle peripetie odkryc i wynalazkow- NK. Warszawa, 1985. 233. Kosidowski Z. Krolewstwoziotych lez. -- J. --S. Warszawa-Sofia, 1986. 234. Kroulik J., Ruzicka В. Vojenske rakety. -- NV. Praha, 1985. 235. Kwasniewicz. 1000 slow о dawnej broni palnej. -- WMON. Warszawa, 1987. 236. Lem S. Filozofia przypadku. T. 1. -- WL. Krakow, 1988. 237. Lesny J. Spravy о nemocech mocnych. -- Horizont. Praha, 1989. 238. MullerH. Gewehre. Pistole. Revolver. --Leipzig, 1985. 239. Mailer H., Kolling H. Europaische hieb-und stichwaffen- Berlin, 1981. 240. Nowicki J., Ziecina K. Samoloty kosmiczne. -- WNT. Warszawa, 1987. 241. Polska wkalejdoskopie. --Jnterpress. Warszawa, 1977. 242. Serczyk W. Katarzyna II. -- Ossolineum, 1989. 243. Sidorski 0. "Panie Kochanku". -- Slask. Katowice, 1987. 244. Sielicki F. Podroz Borysa Szeremietiewa. -- PAN. Wroclaw, 1975. 245. Snoch В. Synowie Krzvwoustego. -- WSP. Warszawa, 1987. 246. Spieralski Z. 500 zagadek о dawnym wojsku polskim. -- WP. Warszawa, 1972. 247. Spiewakowski A. Samuraje. -- PJW. Warszawa, 1989. 248. Subotkin W. Z kart historii polskiego lotnistwa. -- KAW. Szczecin, 1985. 249. SzabanskiR. Polska bron pancerna 1939. -- WMON. Warszawa, 1982. 250. Ryniewicz Z. Bitwy swiata. -- WP. Warszawa, 1995. 251. Widacki J. Detektywi na tropach zagadek historii. -- Slask. Katowice, 1988. 252. Vzacne zbrane a zbroi- NV. Praha, 1986.