ранившихся на Земле были африканские дикари; однако, останутся ли они таковыми после того, как их физическое сознание претерпело искажения от соприкосновения с цивилизацией? [393] Для исцеления и предотвращения болезней мы должны обращаться к божественному здоровью, сокрытому в нас; но Гален, Гиппократ и им подобные вручили нам целый арсенал лекарств и латинскую абракадабру в качестве евангелия нашего телесного здоровья. [394] Медицинская Наука действует из лучших побуждений, а практикующие ее часто поистине милосердны и нередко готовы на самопожертвование; но когда благие намерения мешали невеждам творить зло? [395] Если бы все медицинские средства на самом деле и по природе своей были действенны, а все медицинские теории - верны, разве легче переносили бы мы утрату природного здоровья и жизненных сил? Анчар - здоровое дерево во всех своих частях, и все же это анчар. [396] Заключенный в нас дух - единственный всемогущий целитель, подчинение ему тела - единственная подлинная панацея. [397] Скрытый в нас Бог есть безграничная, реализующая себя Воля. Освободившись от страха смерти, можешь ли ты предоставить Ему (не в порядке опыта) со спокойной и абсолютной верой все свои болезни? В конце концов ты увидишь, что в искусстве своем Он превзойдет миллион докторов. [398] Здоровье, защищенное тысячами мер предосторожности, - вот евангелие доктора; но это евангелие не от Бога и не от Природы. [399] Некогда человек обладал природным здоровьем и в случае болезни всегда мог вернуться в это естественное состояние; теперь же Медицинская Наука пичкает наше тело бесчисленными лекарствами и поражает наше воображение рассказами о полчищах вездесущих микробов. [400] Лучше умереть, и дело с концом, чем проводить жизнь, постоянно обороняясь от мифического нашествия микробов. Если такая точка зрения покажется кому-то варварской и непросвещенной, я с радостью принимаю свою киммерийскую тьму. [401] Хирурги спасают и лечат тем, что режут и калечат. Не лучше ли постараться найти всесильные целебные средства в самой Природе? [402] Вероятно, самоисцеление нескоро придет на смену медицине - причиной тому страх, неверие в себя и противоестественная физическая зависимость от лекарств, которой Медицинская Наука научила наши умы и тела и которую сделала нашей второй натурой. [403] Во время болезни лекарства необходимы нашим телам лишь потому, что наши тела овладели искусством плохо себя чувствовать без лекарств. Но даже в этом случае мы часто видим, что Природа выбирает для выздоровления тот миг, когда врачи оставляют всякую надежду спасти жизнь. [404] Неверие в нашу целительную силу явилось нашим физическим изгнанием из Рая. Медицинская Наука и дурная наследственность - два Божьих ангела, которые стоят у его врат, препятствуя нашему возвращению и новому вхождению туда. [405] Медицинская Наука по отношению к человеческому телу подобна великой Державе, ослабляющей мелкое Государство своим покровительством, или доброжелательному грабителю, который валит свою жертву с ног и избивает до полусмерти, чтобы затем посвятить жизнь служению ей и исцелению искалеченного тела. [406] Часто лекарства исцеляют - когда не просто раздражают или отравляют - тело при условии, что их физическое наступление на болезнь подкреплено силой духа; если предоставить этой силе возможность действовать свободно, лекарства тут же станут излишними. Б Х А К Т И [407] Я не Бхакта, ибо я не отрекся от мира во имя Господа. Могу ли я отречься от того, что Он отнял у меня силой, а затем вернул против моей воли? Это слишком трудно для меня. [408] Я не Бхакта, я не Джняни, я не работник Господа. Кто же я тогда? Орудие в руках моего Повелителя, флейта у губ божественного Пастушка, лист, уносимый дыханием Господним. [409] Преданная любовь к Богу не достигает совершенства, пока не превращается в действие и знание. Если ты преследуешь Бога и уже настигаешь Его, не отпускай Его, пока не завладеешь Его реальностью. Если ты завладел Его реальностью, упорно стремись обладать Им во всей Его полноте. Его реальность одарит тебя божественным знанием, Его полнота принесет тебе божественные труды и свободную, совершенную радость во вселенной. [410] Иные гордятся своей любовью к Богу. Я же горжусь тем, что не любил Бога; это Он любил меня, и нашел меня, и заставил принадлежать Ему. [411] Увидев, что Бог - женщина, я получил лишь смутное представление о любви; и только после того, как я сам стал женщиной и служил моему Господину и Возлюбленному, я в полной мере познал любовь. [412] Совершить прелюбодеяние с Богом - вот величайшая мистерия, ради которой был сотворен мир. [413] Настоящий страх перед Богом отдаляет нас от Него, а игра в страх перед Ним усиливает высочайшее наслаждение. [414] Иудеи придумали богобоязненного человека; Индия - человека, познающего и любящего Бога. [415] Слуга Божий родился в Иудее, но зрелости достиг среди арабов. Радость Индии - слуга-любящий. [416] Совершенная любовь устраняет страх; но все же сохрани хоть легкую тень воспоминания о временах изгнания, и тогда совершенство станет более совершенным. [417] Твоя душа не вкусила Божьего наслаждения во всей его полноте, если она не изведала радости быть Его врагом, противоборствующим Его замыслам и вступившим в смертельный бой с Ним. [418] Если ты не можешь заставить Бога полюбить тебя, заставь Его сражаться с тобой. Если Он не заключает тебя в любовные объятия, принуди Его заключить тебя в объятия борцовские. [419] Моя душа - Божий пленник, захваченный Им в бою; она до сих пор вспоминает ту войну, хотя и оставшуюся далеко в прошлом, с восторгом, трепетом и восхищением. [420] Больше всего на свете я ненавидел боль, пока Бог не заставил меня мучаться и страдать; и тогда мне открылось, что боль - это лишь своевольная и извращенная форма высочайшего наслаждения. [421] Четыре вида боли посылает нам Бог: просто боль; боль, вызывающая наслаждение; боль, которая сама и есть наслаждение; неистовый восторг в чистом виде. [422] Даже когда восходишь к тем планам блаженства, где исчезает боль, она все равно существует, преображенная в нестерпимый экстаз. [423] Поднимаясь ко все более высоким вершинам Его радости, я спрашивал себя, есть ли предел растущему блаженству, и начинал почти бояться объятий Господа. [424] После любви к Богу высочайший восторг приносит любовь к Богу в людях; кроме всего прочего, она дарует радость любви ко многим. [425] Возможно, для тела нет ничего лучше единобрачия, но душа, любящая Бога в людях, всегда пребывает в этом мире как ничем не связанный восторженный любовник, принимающий в объятия всех; и все же, - в этом вся тайна - она любит одно-единственное существо. [426] Весь мир - мой гарем, а всякое одушевленное существо и неодушевленное творение в нем - источник моего восторга. [427] Одно время я не знал, кого я люблю больше - Кришну или Кали; любя Кали, я любил самого себя, но любя Кришну, я любил другого, и все-таки в нем любил свое "я". Поэтому я полюбил Кришну даже больше, чем Кали. [428] Какой смысл в том, чтобы восхищаться Природой или поклоняться ей как Силе, Присутствию и богине? И какой смысл в эстетическом или художественном наслаждении ею? Тайна заключается в том, чтобы душа наслаждалась Природой так же, как тело наслаждается женщиной. [429] Когда открывается видение сердца, то Природа, Мысль и Действие, идеи, занятия, вкусы, предметы - все становится Возлюбленным и служит источником экстаза. [430] Философы, отринувшие мир как Майю, чрезвычайно мудры, строги и святы; однако, порою мне не отделаться от мысли, что они отчасти и глуповаты и слишком легко позволили Богу провести себя. [431] Что касается меня, то, на мой взгляд, я имею право настаивать на том, чтобы Бог даровал мне Себя в мире точно так же, как и вне мира. Зачем Ему было вообще создавать мир, если Он хотел уклониться от этой обязанности? [432] Майявадин говорит, что мой Личный Бог - это мечта, и предпочитает мечтать о Безличной Сущности; буддист же и ее отвергает как вымысел, предпочитая грезить о Нирване и о блаженном ничто. Так каждый из этих мечтателей решительно отрицает видения другого, выдавая свои собственные за панацею. То, в чем душа находит высочайшее наслаждение, становится для мысли абсолютной реальностью. [433] По ту сторону Личности майявадин видит не поддающееся описанию Существование; последовав за ним за пределы Личности, я нашел там моего Кришну в не поддающейся описанию Личности. [434] Когда я впервые встретил Кришну, я любил Его как друга и товарища по играм, пока Он не обманул меня; тогда я рассердился и не простил Его. Потом я полюбил Его как своего возлюбленного, но Он опять обманул меня; я снова рассердился, гораздо сильнее прежнего, но на сей раз мне пришлось простить. [435] Обижая меня, Он вынуждал меня прощать Его не тем, что искуплял свою вину, но тем, что наносил мне новые обиды. [436] Пока Бог пытался снискать мое прощение за нанесенные мне обиды, мы постоянно ссорились; когда же Он понял свою ошибку, ссоры прекратились, ибо мне пришлось полностью покориться Ему. [437] Пока я видел в мире еще кого-то помимо меня и Кришны, я молчал обо всем, происходившем со мной по воле Бога; но с тех пор, как я стал повсюду видеть лишь Его и себя, я забыл о стыде и печать спала с моих уст. [438] Все, что есть у моего Возлюбленного, принадлежит мне. Так зачем вы браните меня за желание похвалиться украшениями, которыми Он одарил меня? [439] Мой Возлюбленный снял с себя корону и королевское ожерелье и надел на меня; но последователи святых и пророков бранили меня и говорили: "Он гонится за сиддхи". [440] Я исполнял повеления моего Возлюбленного в мире и волю Пленившего меня; но они кричали: " Что это за растлитель молодежи и возмутитель нравов?" [441] Если бы я искал вашей похвалы, о вы, святые, если бы я дорожил своим добрым именем, о вы, пророки, мой Возлюбленный никогда бы не приблизил меня к Себе и не даровал мне свободы Своего сокровенного царства. [442] Опьяненный восторгом моего Возлюбленного, я сбрасывал с себя мирское одеяние прямо на людных перекрестках мира. Какое мне дело до насмешек мирян и отвращения фарисеев? [443] Для твоего возлюбленного, о Господи, хула мира подобна дикому меду, а град камней, летящих из толпы - летнему дождю. Ибо не Ты ли бранишь меня и бросаешь камни, не Ты ли присутствуешь в камнях, которые поражают и причиняют боль? [444] Люди называют злом в Боге то, что они либо неспособны понять, либо понимают неправильно и, обладая, неверно используют; они называют добром и святостью лишь то, что почти безнадежно ищут во мраке и о чем имеют смутное представление. Я же люблю в Нем все. [445] Они называют меня безумцем, о мой Бог, ибо я не вижу в Тебе изъяна; но если я и в самом деле обезумел от любви к Тебе, то я не желаю вновь становиться здравомыслящим. [446] "Ошибки, заблуждения, преткновения!" - кричат они. Как блистательны и прекрасны ошибки Твои, о Господи! Твои заблуждения сохраняют Истину живой; Твоими преткновениями совершенствуется мир. [447] "Жизнь, Жизнь, Жизнь", - слышу я крики страстей; "Бог, Бог, Бог", - отвечает душа. Пока ты не увидишь и не полюбишь Жизнь единственно как Бога, радость Жизни останется недоступной для тебя. [448] "Он любит ее", - говорят чувства; душа же говорит: "Бог, Бог, Бог". Вот всеобъемлющая формула бытия. [449] Если ты не в силах полюбить самого отвратительного червя и самого гнусного преступника, как можешь ты полагать, что принял Бога в духе своем? [450] Любить Бога, исключая мир, означает совершать ревностное, но несовершенное поклонение Ему. [451] Разве любовь - это только дочь или служанка ревности? Если Кришна любит Чандрабали, почему бы и мне не любить ее? [452] Ты любишь только Бога и потому склонен притязать на предпочтительную Его любовь; но это ложное притязание, противоречащее истине и природе вещей. Ибо Он - Один, а таких, как ты, много. Поэтому стань лучше единым в сердце и душе со всеми существами, и тогда в мире останешься лишь ты, кого Он сможет любить. [453] Я спорю с теми, кто настолько глуп, что не любит моего Возлюбленного, а не с теми, кто разделяет со мною Его любовь. [454] Возрадуйся тем, кого любит Бог; пожалей тех, кого Он притворно ненавидит. [455] Ты ненавидишь безбожника из-за того, что тот не любит Бога? Тогда и сам ты недостоин любви, ибо твоя любовь к Богу несовершенна. [456] Есть одно действо, которым религии и церкви предают себя во власть дьявола - это их анафема. Когда служитель поет "Анафема, Маранафа", я слышу молитву дьяволопоклонника. [457] Когда священнослужитель проклинает, он, несомненно, взывает к Богу; но это Бог гнева и тьмы, которому он предает и себя вместе с проклятым; ибо как он приближается к Богу, так Бог и принимает его. [458] Мне сильно докучал Сатана - пока я не понял, что это Бог искушает меня; и тогда страдания навсегда оставили мою душу. [459] Я ненавидел дьявола, мне до смерти надоели его искушения и мучения; и я не мог понять, почему звучание его прощальных слов было столь сладостно, что когда он возвращался потом и предлагал свои услуги, я отвергал его с сожалением. Затем я понял, что это были проделки Кришны, и ненависть моя обратилась в смех. [460] Они объяснили существование зла в мире тем, что Сатана сильнее Бога; я же держусь более высокого мнения о моем Возлюбленном. Я верю, что ничего в мире не происходит иначе, как по Его воле - в раю ли, в аду, на земле или на воде. x x x [461] В неведении своем мы подобны детям, которые гордятся умением ходить без посторонней помощи и слишком упоены своими успехами, чтобы почувствовать руку матери на плече. Когда же мы пробуждаемся, мы видим, оглядываясь назад, что Бог всегда вел и поддерживал нас. [462] Вначале при каждом новом падении в грязь греха я плакал и злился на себя и на Бога за свои страдания. Впоследствии у меня доставало смелости лишь на то, чтобы спросить: "Зачем, друг мой, ты снова извалял меня в грязи?" Затем и эти слова стали казаться мне слишком дерзкими и самонадеянными; и мне оставалось лишь молча подняться, искоса взглянуть на него - и отряхнуть свою одежду. [463] Бог так устроил жизнь, что мир - это супруг души; Кришна - ее божественный любовник. С миром нас связывает долг служения, узы закона, неоспоримое общественное мнение, и обычные переживания боли и удовольствия, однако, поклонение нашего сердца и наша свободная и тайная радость предназначены нашему Возлюбленному. [464] Радость Господня сокровенна и восхитительна; это тайна и восторг, над которыми издевательски насмехается здравый смысл; но душа, хоть раз вкусившая этой радости, никогда уже от нее не откажется, какую бы дурную славу, муки и бедствия не навлекла на себя этим. [465] Бог, Гуру мира, мудрее разума твоего; положись на Него, а не на этого высокомерного скептика, вечно занятого самим лишь собой. [466] Скептический ум всегда сомневается, ибо неспособен понять, но вера в Бога-возлюбленного упорствует в познании, хотя неспособна понять. В нашей темноте нам необходимы и ум, и вера, но кто из них сильнее, совершенно очевидно. В один прекрасный день я смогу познать не доступное мне сегодня, но утратив веру и любовь, я полностью отойду от цели, назначенной мне Господом. [467] Я могу обратиться к Богу, моему провожатому и наставнику, и спросить его: "Я прав? или Ты в Своей любви и мудрости позволил моему разуму обмануть меня?" Усомнись в своем уме, если хочешь, но никогда не сомневайся в водительстве Господа. [468] В самом начале ты получил несовершенное представление о Боге - поэтому теперь ты кипишь гневом и отрицаешь Его. О человек, усомнишься ли ты в своем учителе из-за того, что он не дал тебе все знание сразу? Лучше постигни эту несовершенную истину и отведи ей надлежащее место - дабы без всяких опасений перейти к более широкому знанию, которое теперь открывается перед тобой. [469] Так Бог в любви Своей обучает детскую душу и душу слабую: Он ведет их вперед шаг за шагом, утаивая от них видение своих высочайших и пока не достижимых вершин. Но разве у каждого из нас нет хоть какой-нибудь слабости? И разве все мы не являемся в глазах Его лишь малыми детьми? [470] И увидел я: все, что утаил от меня Бог, Он утаил в любви Своей и мудрости. Если бы я сумел опередить назначенные мне сроки, великое благо обратилось бы для меня горьким ядом. И все же иногда, по нашему настоянию, Он дает нам испить этого яда, чтобы мы научились отвращаться от него и со знанием вкушать Его амброзию и Его нектар. [471] Даже атеист в наши дни должен видеть, что все мироздание близится к некой бесконечной и великой цели, которую эволюция предполагает по самой природе своей. Но бесконечная цель и осуществление ее предполагают бесконечную мудрость, которая подготавливает, направляет, приводит в гармонию, защищает и придает смысл. Почитай же эту Мудрость и служи ей мыслями в душе своей, если не благовониями в храме - даже если ты не видишь в ней сердца, исполненного бесконечной Любви, и разума, исполненного бесконечного сияния. И тогда, сам того не ведая, ты все же будешь поклоняться и служить Кришне. [472] Господь Любви сказал: "Идущие за Непознаваемым и Неопределимым, идут за Мной, и Я принимаю их." Своими словами Он оправдал приверженца иллюзионизма и агностика. Зачем же тогда, о преданный Богу, ты нападаешь на тех, кого принимает твой Господин? [473] Кальвин, утверждавший существование вечного Ада, не познал Бога, но одну Его ужасную маску представил в качестве Его вечной реальности. Если бы бесконечный Ад существовал, то только как обитель бесконечного блаженства, ибо Бог - это Ананда и нет иной вечности, кроме вечности Его блаженства. [474] Когда Данте сказал, что совершенная любовь Бога создала вечный Ад, он, вероятно, обнаружил больше мудрости, чем сам понимал; ибо случайные озарения наводили меня на мысль о существовании Ада, где наши души переживают эоны нестерпимого экстаза и словно погружаются навеки во всеохватные объятия Рудры, нежного и страшного. [475] Ученичество у Бога-Учителя, сыновство у Бога-Отца, нежность Божественной Матери, пожатие руки божественного Друга, смех и забавы с нашим Товарищем по играм, блаженное служение Богу-Повелителю, восторженная любовь к нашему божественному Возлюбленному - вот семь видов величайшего наслаждения, доступного человеку в этом теле. Можешь ли ты слить их в единое высочайшее целое, сверкающее всеми цветами радуги? Тогда тебе не нужны никакие небеса и ты более свободен, чем последователь Адвайты. [476] Когда же мир превратится в подобие небес? Когда все люди станут детьми, мальчиками и девочками, и вместе с Богом, воплощенном в образах Кришны и Кали - самого радостного мальчика и самой сильной девочки, - будут играть в райских садах. Эдем древних евреев был вовсе неплох, вот только Адам и Ева были слишком взрослыми, а их Бог - слишком старым, суровым и важным, чтобы они смогли устоять против искушения Змея. [477] Иудеи навязали человечеству свое понимание Бога как сурового и величественного повелителя и неумолимого судьи, чуждого веселью. Мы же, видевшие Кришну, знаем Его как влюбленного в игру ребенка и радостно хохочущего проказника. [478] Бог, не умеющий улыбаться, не смог бы создать этой забавной вселенной. [479] Бог взял дитя, чтобы ласкать его в Своей колыбели наслаждения; но мать рыдала безутешно, ибо для нее ее дитя умерло. [480] Когда я претерпеваю боль, печаль или несчастье, я говорю: "Ну что, Старина, ты опять принялся запугивать меня?" - и принимаюсь извлекать наслаждение из боли, радость - из печали и счастье - из несчастья; и тогда Он, видя, что разоблачен, убирает свои призраки и пугала прочь от меня. [481] Ищущий божественного знания видит в истории о Кришне, крадущем одежды пастушек-гопи, одну из самых глубоких притч о взаимоотношениях Бога и души; преданный Господу человек - божественное действо, в котором находят совершенное выражение мистические переживания его сердца; а развратники и пуритане (две стороны одной медали) - просто фривольную историю. В Писаниях люди видят лишь отражение собственного внутреннего мира. [482] Мой возлюбленный снял с меня покровы греха, и я с радостью позволила им упасть; затем он потянул за мои покровы добродетели, но я устыдилась, испугалась и воспрепятствовала ему. И лишь когда он сорвал их с меня силой, я увидела, насколько далеко моя душа была спрятана от меня. [483] Грех - это уловка и маска Кришны, желающего скрыться от взгляда добродетельных. Узри же, о фарисей, Господа в грешнике, а грех, очищающий сердце твое, - в себе самом; обними брата своего. [484] Любовь к Богу, милосердие к людям - вот первый шаг к совершенной мудрости. [485] Осуждающий неудачу и несовершенство порицает Бога; он ограничивает собственную душу и обманывает собственное видение. Не суди, но изучай Природу, помогай братьям своим, исцеляй их и укрепляй своим сочувствием их способности и мужество. [486] Любовь к мужчине, любовь к женщине, любовь к предметам, любовь к ближнему, любовь к родине, любовь к животным, любовь к человечеству - все это любовь к Богу, воплощенному в этих живых образах. Так люби же и расти духом, чтобы наслаждаться всем, всему помогать и любить вечно. [487] Если какие-то предметы или явления мира решительно не поддаются преобразованию или исправлению по Божьему совершенному подобию, ты можешь уничтожить их - с нежностью в сердце, но с непреклонной решимостью в действии. Только убедись вначале, что Бог дал тебе твой меч и поручил тебе твою миссию. [488] Я должен любить ближнего своего не потому, что он живет поблизости, - ибо что есть близкое и далекое? - не потому, что религии учат меня видеть в нем брата, - ибо где корни этого братства? - но потому, что он - это я. Понятия "близкое" и "далекое" имеют значение для тела, но сердце выше них. Узы братства связывают людей одной крови, соотечественников, единоверцев или все человечество, но что остается от этого братства, когда своекорыстие громко заявляет о себе? Только когда мы живем в Боге и изменяем ум, сердце и тело по образу этого космического единства, становится возможной эта глубокая, бескорыстная и нерушимая любовь. [489] Когда я живу в Кришне, исчезает и эго, и своекорыстие, и лишь сам Бог может судить, сколь глубока и безгранична моя любовь. [490] Для живущего в Кришне даже вражда превращается в любовную игру и борцовские объятья братьев. [491] Для души, вкусившей высочайшего блаженства, жизнь не может быть злом или печальной иллюзией; скорее, вся жизнь предстает, как поющие потоки любви и смех божественного Возлюбленного и Товарища по играм. [492] Ты можешь видеть Бога как бестелесное Бесконечное и все же любить Его, как мужчина любит свою возлюбленную? Значит, тебе открылась высочайшая истина Бесконечного. Ты можешь также облечь Бесконечное в одно сокровенное конечное тело и видеть Его во всех без исключения телах, которые видимы и ощутимы? Значит, самая широкая и самая глубокая истина Бесконечного тоже стала твоим достоянием. [493] Божественная Любовь проявляется одновременно двояким образом: в космическом движении, происходящем в глубоких, покойных и бездонных недрах Океана, который наполняет вселенную, оказывая равное давление на всякую вещь в этом мире, как если бы все они лежали на плоском его дне; и в личном движении - мощном, напряженном и экстатическом, происходящем на пляшущей поверхности того же Океана, который порождает волны разной высоты и силы и выбирает, какой предмет заключить в свои всепоглощающие объятия и покрыть поцелуями пены и брызг. [494] Я ненавидел боль, избегал ее и негодовал из-за причиняемых ею страданий; теперь я вижу, что когда бы не мои страдания, я бы не обрел, не развил и не усовершенствовал способность переживать - разумом, сердцем и телом - наслаждение во всей его полноте и многообразии. В конце концов действия Бога всегда имеют смысл, даже если Он скрывался под обличьем разбойника и тирана. [495] Я поклялся, что горе мира, глупость, жестокость и несправедливость не заставят меня страдать, и твердостью уподобил сердце свое кремню, а разум - полированной поверхности стали. Я перестал страдать, но и радость покинула меня. Потом Бог разбил мое сердце и перепахал мой разум. Через жестокую неотступную муку я взошел к блаженному состоянию, чуждому боли, а через скорбь, негодование и мятеж - к безбрежному знанию и невозмутимому покою. [496] Когда я понял, что боль - это обратная сторона наслаждения и путь к нему, я начал призывать на свою голову несчастья и умножать страдание во всех частях моего существа; ибо даже муки, посланные Богом, казались мне недостаточно долгими, сильными и действенными. И тогда моему Возлюбленному пришлось остановить меня и воскликнуть: "Прекрати! ударов моего бича вполне довольно для тебя." [497] Самоистязание монахов и кающихся грешников древности было глупым извращением; и все же за этим извращением скрывалось сокровенное знание. [498] Бог - наш мудрый и совершенный Друг; ибо он знает, когда нас поразить и когда - обласкать, когда нас убить и когда - спасти и поддержать. [499] Божественный Друг всех созданий скрывает свое дружелюбие под личиной врага, покуда не подготовит нас к райскому блаженству; и тогда, как на поле Курукшетра, грозная ипостась Владыки борьбы, страдания и разрушения исчезает, и чудный лик, нежные руки и созданное для объятий тело Кришны проливают сияние на потрясенную и прозревшую душу его вечного брата и товарища по играм. [500] Страдание дарует нам способность испытать всю мощь Владыки Наслаждения; а кроме того - способность переносить высшее проявление Владыки Силы. Боль - это ключ, отворяющий врата силы; это высокий путь, ведущий в град блаженства. [501] И все-таки, о душа человека, не стремись к боли, ибо не в этом воля Его - стремись лишь к Его радости; что же касается страдания, оно несомненно будет приходить к тебе по Его воле так часто и в той полноте, как это необходимо для тебя. И тогда терпи, чтобы познать в конце концов скрытый в страдании восторг. [502] И не причиняй боли ближнему своему, о человек; один лишь Бог имеет право причинять боль - или же те, кому Он поручил это. Но не полагай в фанатизме своем, подобно Торквемаде, что ты - один из них. [503] В былые времена среди людей действия и железной воли бытовала следующая благородная форма клятвенного заверения: "Это так же верно, как то, что Бог существует". Но нашим современникам нужна иная формула: "Это так же верно, как то, что Бог любит". [504] Наука особенно полезна любящему Бога и познающему Бога, ибо она позволяет им глубже и доскональнее понять удивительные чудеса Его искусства, явленного в материи, и восхититься ими. Первый изучает и восклицает: "Смотри, как Дух проявляет себя в материи"; а второй говорит: "Смотри, вот штрих, положенный всесильной рукой моего Возлюбленного и Владыки, совершенного Художника". [505] О, Аристофан вселенной, который взирает на мир свой и смеется мелодичным смехом, не позволишь ли ты и мне взглянуть на мир божественными очами и присоединиться к твоему смеху, наполняющему вселенную? [506] Прибегая к смелой метафоре, Калидаса сравнивает снежные скалы Кайласа с громовыми раскатами смеха Шивы, нагроможденными друг на друга во всей своей белизне и чистоте. Это верно; и когда их образ запечатлевается в сердце, все земные тревоги рассеиваются, подобно облакам внизу, переходя в небытие - единственно реальное их состояние. [507] Самый необычный опыт души заключается в том, что когда она обнаруживает, что образ и угроза возможных бедствий перестают волновать ее, исчезают без следа и сами бедствия. Именно тогда мы слышим, как за этими нереальными облаками смеется над нами Бог. [508] Переуспел ли ты в усилиях своих, о Титан? Ты восседаешь на престоле, подобно Раване и Хираньякашипу, и прислуживают тебе боги и владыка мира? Но то, чего на самом деле искала душа твоя, ускользнуло от тебя. [509] Ум Раваны полагал, что жаждет мирового господства и победы над Рамой; однако, цель, которую ни на минуту не упускала из виду его душа, заключалась в скорейшем возвращении на небеса и новом служении Богу. И кратчайший путь к этому она увидела в яростной схватке с Богом. [510] Самая великая радость - быть рабом Божьим, подобно Нараде; самый страшный ад - будучи отвергнутым Богом, быть владыкой мира. То, что по невежественным понятиям более всего приближает к Богу, на самом деле более всего удаляет от Него. [511] Слуга Божий - это уже кое-что; но более велик раб Божий. [512] Конечно, нет большего счастья, чем быть владыкой мира, если пользуешься всеобщей любовью; но для этого тебе придется стать одновременно и рабом всего человечества. [513] В конце концов, когда ты подведешь итог своему долгому служению Богу, ты обнаружишь, что главный твой труд далеко не совершенен и мало добра сотворил ты из любви к человечеству. [514] Двумя делами раб Божий может совершенно угодить своему Господину: в благоговейном молчании подметая полы в Его храмах и сражаясь на ристалище мира за Его божественное осуществление в человечестве. [515] Принесшего пусть малое добро людям - даже если он отъявленный грешник - Бог принимает в ряды Своих возлюбленных и слуг. Он непременно узрит лик Вечного. [516] О жертва собственной слабости, не скрывай от себя лик Божий за покровом благоговейного страха, не приближайся к Нему в искательной слабости своей. Взгляни! на лице Его ты увидишь не суровость Царя и Судьи, но улыбку Возлюбленного. [517] Ты не познаешь силы души своей, пока не научишься сходиться с Богом в поединке, подобном борцовской схватке двух друзей. [518] Сумбха сначала любил Кали сердцем и телом, затем разгневался на нее, сражался с ней, и, наконец, одолел ее, схватил за волосы и трижды крутанул вокруг себя в небесах; в следующий же миг она убила его. Таковы четыре шага, ведущие Титана к бессмертию, и самый длинный и трудный из них - последний. [519] Кали - это Кришна, явленный в образе внушающей ужас Силы и исполненной гнева Любви. Своими яростными ударами она поражает самость в теле, жизни и разуме, дабы освободить вечный дух в нас. [520] Согласно глубокой древнееврейской притче, наши предки пали из-за того, что вкусили запретный плод с древа добра и зла. Они избежали бы немедленных последствий, когда бы сразу же вкусили плода с древа вечной жизни - но тогда не осуществился бы замысел Бога в человечестве. Его гнев - наше вечное благословение. x x x [521] Если бы ад существовал, это был бы кратчайший путь к высочайшим небесам. Ибо Бог поистине любит. [522] Бог изгоняет нас из всякого Эдема, дабы нам пришлось пройти через пустыню к более божественному Раю. Если тебе непонятно, зачем нужен этот изнурительный переход по раскаленным пескам, значит, ты остался в дураках у разума и не познал сокрытую за ним душу свою - ее смутные желания и тайные восторги. [523] Здоровый ум ненавидит боль; ибо страстное желание боли, которое люди порой взращивают в своих умах, ненормально и противоречит Природе. Но душе столько же дела до ума и его страданий, сколько дела кузнецу до боли железа в горне; у нее свои нужды и свои потребности. [524] Порой жалость бывает хорошим заменителем любви; но она всегда всего лишь заменитель. [525] Жалость к себе всегда рождается из любви к себе, но жалость к ближнему не всегда рождается из любви к нему. Иногда это эгоистическое желание оградить себя от вида страданий; иногда - презрительная подачка богача нищему. Лучше развивай в себе божественное сострадание, чем человеческую жалость. [526] Не жалость, разъедающая сердце и ослабляющая внутреннее существо, но божественное сострадание, исполненное силы и покоя, и божественное участие есть та добродетель, которую мы должны развивать. [527] Одно из самых горьких открытий для сострадающего по-человечески заключается в том, что избавление тела или ума ближнего от страдания не всегда служит ко благу души, разума или тела. [528] Человеческая жалость рождается из невежества и слабости; она - раб эмоций. Божественное сострадание понимает, различает и спасает. [529] Сострадание, не делающее различий, - благороднейшая черта характера; непричинение и самого малого вреда ни одной живой твари - высочайшая из всех человеческих добродетелей; однако, Богу несвойственно ни первое, ни второе. Ужели поэтому человек благороднее и лучше Вселюбящего? [530] Люби людей, служи им, но остерегайся искать их похвалы. Подчинись лучше сокрытому в тебе Богу. [531] Не слышать гласа Господа и Его ангелов - вот что такое душевное здоровье в мирском понимании. [532] Узри Бога повсюду и не устрашись обличий Его. Уверуй, что всякая ложь есть истина в процессе становления или в процессе разрушения, всякая неудача - это скрытый успех, всякая слабость - это сила, которая прячется от себя самой, всякая боль - тайный и неистовый экстаз. Если ты тверд и непреклонен в вере своей, в конце концов ты увидишь и познаешь Всеистинного, Всемогущего и Всеблаженного. [533] Человеческая любовь умирает из-за собственного экстаза, сила человеческая истощается из-за собственного напряжения, человеческое знание неспособно увидеть темную, скрытую от солнечного света сторону истины, имеющей вид шара; тогда как божественное знание объединяет противоположные истины и примиряет их, божественная сила растет тем больше, чем щедрее расходуется, божественная любовь расточает всю себя без остатка и при этом не иссякает и не уменьшается. [534] Отрицание лжи разумом, ищущим истины, - одна из главных причин, почему разум не может достичь устойчивой, шарообразной и совершенной истины; божественный разум стремится не избежать лжи, но постичь истину, которая скрывается даже в самом нелепом и уводящем далеко в сторону заблуждении. [535] Истина любого объекта во всей ее полноте - это цельная всеобъемлющая сфера, которая извечно вращается вокруг одного-единственного субъекта и объекта познания - Бога, но никогда не соприкасается с Ним. [536] Есть много глубоких истин, которые, подобно оружию, опасны для неопытного владельца. При верном же обращении они становятся самыми ценными и могущественными в Божьем арсенале. [537] Тупое упрямство, с которым мы цепляемся за наше жалкое, лишенное целостности, погруженное во тьму и печаль индивидуальное существование, когда к нам взывает нерушимое блаженство вселенской жизни, - одна из самых удивительных тайн Бога. Равное удивление вызывает лишь бесконечная слепота, в которой мы называем вселенским существованием тень, отброшенную нашим эго на мир. Эти два вида тьмы есть суть и сила Майи. [538] Атеизм есть тень или темная сторона высочайшего понимания Бога. Всякая формула, в которую мы заключаем Бога, пусть даже вовеки истинная в качестве символа, становится ложной, когда мы принимаем ее в качестве вседостаточной формулы. Атеист и агностик являются напомнить нам о нашем заблуждении. [539] Отрицания существования Бога так же полезны для нас, как и доказательства оного. Он Сам в лице атеиста отрицает собственное существование для совершенствования человеческого знания. Недостаточно видеть Бога и внимать Его речам в Христе и Рамакришне, мы должны видеть и слышать Его в Гексли и в Геккеле. [540] Способен ли ты увидеть Бога в своем мучителе и убийце даже в миг своей смерти или в час истязаний? Способен ли ты видеть Его в том, кого убиваешь, видеть и любить даже в самый миг убийства? Тогда ты причастен высочайшему знанию. Как достигнет Кришны тот, кто никогда не поклонялся Кали? П Р И Л О Ж Е Н И Е [541] Я знаю: истинно и обратное тому, что я говорю, но все же то, что я говорю сейчас, более истинно. [542] Я согласен с вами, друзья мои, что Бог, если Он существует - демон и чудовище. Ну и что же вы намерены предпринять по этому поводу? x x x [543] Бог - это верховный Иезуит. Он всегда совершает зло, чтобы из него получилось благо; всегда уводит в сторону, чтобы вывести на путь истинный; всегда подавляет нашу волю, чтобы в конце концов она обрела неограниченную свободу. [544] Наше Зло для Бога не зло, а невежество и несовершенство; наше добро - лишь меньшее несовершенство. [545] Фанатик прав, когда утверждает, - пусть излишне яростно - что даже самая великая и чистая наша добродетель подобна греху перед божественной природой Бога. [546] Пребывать по ту сторону добра и зла не значит не делать для себя различия между деянием греховным и добродетельным - это значит постигать высокое и всеобщее благо. [547] Это благо - не добродетель человеческой морали, относительной и вводящей в заблуждение; оно надморально и божественно. * Гита, II.12 (прим. пер.). * Букв. "Сила души в тебе, встречая ту же силу извне, не может соизмерить с ней интенсивность ответной реакции в единицах опыта ума и опыта тела..." - "The force of soul in thee meeting the same force from outside cannot harmonise the measures of the contact in values of mind-experience and body-experience..." (прим. пер.). * Шашватих самах - sasvatih samah - букв. "вечные годы" (от слова sasvata - "вечный"; "непрерывный". Словосочетание "шашватих самах" встречается, например, в Гите (6. 41), где Шри Ауробиндо перевел его на английский как "immemorial years" - букв. "незапамятные годы" (прим. пер.). * "Путь деяний" - Карма-йога; "триединый путь" - тримарга, троичный путь, объединяющий Йогу Познания (Джняна-йогу), Йогу Любви и Преданости Богу (Бхакти-йогу) и Йогу Служения и Трудов (Карма-йогу) (прим. пер.). ***************************************************************************** СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ А Агни ("огонь", "пламя") - в индуистской мифологии бог Огня; в психологическом аспекте - божественная Воля, вдохновленная божественной Мудростью и единая с ней; активный исполнительный аспект Истины-Сознания. Адвайта ("недвойственность"), Адвайта-Веданта - разновидность Веданты, характеризующаяся последовательным монизмом. Брахман в Адвайте - единая и единственная реальность. Адитьи - сыны матери богов Адити. Эпитет ведических богов, количество которых неопределенно: вначале их было шесть или семь, позже стало двенадцать по количеству месяцев, в которых они представляли Солнце. Солнечные боги, рожденные в Истине, они нисходят на низшие планы, чтобы охранять и усиливать Истину в человеке и вести его к счастью и бессмертию. Анантагуна - обладающий бесконечными свойствами. Анафема Маранафа - в христианстве "анафема" означает отлучение от церкви; в переводе с греческого - "проклятый". "Маранафа" - арамейское слово, означающее "Господь наш грядет". Само выражение, которое можно перевести как "Анафема, да придет наш Господь", встречается в Новом Завете (I Кор. 16, 22). Аполлон - греческий бог солнечного света, отождествлявшийся с богом Солнца Гелиосом. Аристофан (ок. 448 - после 388 до н. э.) - афинский поэт, величайший из комедийных творцов античности. Арес - греческий бог войны, сын Зевса и Геры. Арьяма - ведийское божество, относящееся к адитьям; одна из четырех ипостасей Истины Сурья (бога Солнца); символизирует усилия и устремленность духа. Ахиллес - по греческой легенде, один из храбрейших греческих воинов, осаждавших Трою. О ссоре между Ахиллесом и Агамемноном и о гневе Ахиллеса расказывает "Илиада" Гомера. Б Бахус, Вакх - одно из имен греческого бога Диониса. Брахма - в индуистской мифологии высшее божество, творец мира, открывающий триаду верховных богов индуизма. В этой триаде Брахма как создатель вселенной противостоит Вишну, который ее охраняет, и Шиве, который ее разрушает. Брахман - Реальность; Вечное; Абсолют; Всевышний; духовная, материальная и сознательная субстанция всех идей, сил и проявлений во вселенной, а также их источник, поддерживающая сила и обладатель, космический и супракосмический Дух. Брахман - представитель варны жрецов, высшего сословия в системе четырех сословий (Чатурварне) древней Индии. Брахманаспати - божество в Риг-Веде, Владыка божественного Слова, Создатель (с помощью Слова); ведический прототип Брахмы, который позже появился в Пуранах. Он вызывает к жизни миры. Бхага - ведийское божество, относящееся к адитьям; одна из четырех Ипостасей Истины Сурья; символизирует радость и наслаждение всем сущим. Бхага - Владыка Наслаждения. Бхагавадгита (Гита) - "Божественная Песнь" - эпизод индийского эпоса "Махабхарата" - беседа Шри Кришны и Арджуны, в которой воплощенный Бог раскрывает Арджуне "Великую Тайну" мироздания и описывает различные йоги как пути ее достижения. Гита считается священной книгой индуизма и представляет собой великий синтез индийской мысли. Бхакти - любовь к Божественному, преданность Божественному. В Вайшнавы - поклоняющиеся Вишну, как правило, в виде его воплощений Рамы или Кришны. Вайшнавизм - одна из главных форм индуизма; его отличительная черта - огромная роль бхакти (любви и сердечной преданности божеству). Вайшья - представитель третьей касты в системе четырех сословий древней Индии: земледелец, торговец. Вали - в "Рамаяне" обезьяний царь. Вступив в бой со своим младшим братом Сугривой, он был убит Рамой, который был другом и союзником Сугривы. Вальмики - прославленный индийский мудрец; считается, что он был первым поэтом и автором великого эпоса "Рамаяна", который, в ведическом смысле слова, он "увидел". Варавва - один из трех разбойников, приговоренных к казни вместе с Иисусом. Существовал обычай освобождать в честь праздника Пасхи одного из преступников, и прокуратор Понтий Пилат предложил отпустить Иисуса - народ же потребовал его смерти и освобождения Вараввы. Варуна - одно из древнейших ведийских божеств, Владыка Безбрежности, символизирующий чистоту и безграничность Истины. Основная черта Варуны - связь с космическими водами во всем их многообразии. Васиштха - знаменитый ведийский мудрец, один из семи великих риши. Веданта ("конец или кульминация Вед") - высочайшее знание и свершение, изложенное в соответствии с внутренними постижениями великих риши в более современном (по сравнению с Ведами) стиле и более современным языком. Веданта - одна из шести даршан (или систем ортодоксальной индийской философии); в ее основу положены философские трактаты, называемые Упанишадами. Веды - самые древние священные книги Индии; возможно, древнейшие в мире. На них основывается вся индуистская религия. Веды, написанные на древнем санскрите, называют откровением Брахмы; считается, что гимны Вед были "услышаны" древними риши, а затем передавались устно из поколения в поколение. Известны четыре Веды: Риг-Веда, Яджур-Веда, Сама-Веда и Атхарва-Веда. Первой и главной, наиболее авторитетной Ведой считается Риг-Веда. Свами Вивекананда (Нарендранат Датта, 1863-1902) - один из величайших духовных учителей Индии нового времени, принесший откровение Веданты на Запад и получивший всемирную известность. Распространял универсальное учение Шри Рамакришны, примиряющее все религии мира. Вишну - имя божества, слабо охарактеризованного в Ведах, но в послеведическое время достигшего значения верховного божества; в Махабхарате и Пуранах второе лицо брахманической триады (Брахма-Вишну-Шива), хранитель мирового порядка. Для поддержания этого порядка Вишну неодократно воплощался на Земле; предпоследнее, восьмое его воплощение - Рама, последнее - Кришна; десятое, грядущее, воплощение должно произойти в конце мирового периода. Вриндаван (Бриндабан, Бриндаван) - роща (находится в районе Матхура, штат Уттар Прадеш), где Кришна провел свою юность среди пастухов. На месте рощи в настоящее время стоит город Вриндаван, самое священное место на Земле для поклоняющихся Кришне. Г Гален (129 - ок. 199) - древнеримский врач и писатель; основатель экспериментальной физиологии, один из самых выдающихся врачей античности. Генрих Гейне (1797-1856) - немецкий поэт и писатель; заметки Гейне о немецкой литературе, как и его философские и политические сочинения, содержат поразительные, часто пророческие прозрения. Эрнст Геккель (1834-1919) - немецкий биолог-эволюционист, сторонник и пропагандист учения Дарвина. Томас Генри Гексли (Хаксли) (1825-1895) - английский биолог, соратник Дарвина и виднейший пропагандист его учения. Гиппократ (ок. 460 - ок. 377 до н. э.) - древнегреческий врач, реформатор античной медицины, материалист; считается отцом традиционной медицины. Д Дакшина - подношения тем, кто совершает обряд жертвоприношения. Джанака ("родитель") - прославленный древний мудрец и царь (раджа-риши). Джанака прославился своими глубокими и обширными познаниями, святостью и непривязанностью; пример мудреца, осуществляющего йогу не в уединении, а в миру. Джняна - знание, мудрость; высочайшее самопознание; важнейший аспект подлинного всеобъемлющего знания, прямое духовное видение высочайшего Существа. Джняни - один из четырех типов людей, почитающих Бога: те, кто обладает знанием. См. Гита VII.16: "Четыре рода праведных людей любят и почитают меня, Арджуна: страдающие, стремящиеся к добру в мире, стремящиеся к знанию и те, кто обладает знанием, о Лучший среди Бхарат." Дионис - в греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, виноградарства и виноделия. Дришти - видение; внутреннее видение; духовное видение. И Индра ("властитель") - индуистский бог небесных сфер (в древнеиндийской мифологии - бог грома и молнии), главный в ведийской иерархии богов. Он - властелин нашего существа, Владыка мира Света и Бессмертия, божественный Разум. Иша Упанишада - название (по первому слову, с которого начинается первый стих) одной из Упанишад; состоящая всего из 18 стихов, она считается самой важной. Й Йога - союз, связь, единение; соединение души с бессмертным бытием, сознанием и блаженством Божественного; методичная работа по самосовершенствованию путем развития потенциальных возможностей, скрытых в человеке, и слияние индивидуального человеческого существования с существованием универсальным и трансцендентным. Йогин - практикующий йогу. К Каин - в Ветхом Завете старший сын Адама и Евы, который в гневе убил брата Авеля, когда Бог принял его жертву, отвергнув жертву Каина. Кайлас - хребет на юге Тибетского нагорья в Китае. Самая высокая одноименная гора этого хребта, Кайлас (или Кайласа), священна как для индуистов, считающих, что там находится рай Шивы, так и для тибетских буддистов, которые отождествляют ее с космическим центром вселенной. Кали - грозная Ипостась Божественной Матери; богиня, дающая рождение всему и уничтожающая все. Калидаса - выдающийся поэт и драматург, писавший на санскрите; возможно, величайший индийский писатель всех времен. Время, в которое он жил, не поддается точному определению. Шри Ауробиндо полагает, что расцвет его творчества пришелся на первый век до н. э. Калиюга - последняя из юг (мировых периодов); Железный Век, эпоха разрушения. Канса - в индуистской мифологии тиран, царь Матхуры. Вишну воплотился на земле в Кришну, который убил Кансу. Канчанджанга (Канченджанга) - третья по высоте вершина мира; находится в Гималаях, на границе Сиккима и Непала. Карма - деятельность, работа; глобальный закон причинно-следственной связи, согласно которому действия индивидуума (или общества) влекут за собой последствия как в этом, так и в последующих воплощениях и определяют его будущие условия жизни. Кармайога - один из видов йоги, путь достижения Божественного посредством действий, выполняющихся по воле Бога без привязанности к их результату. Киммерийская тьма (киммерийцы - древние племена, жившие на Северном Кавказе и берегах Азовского моря) - сплошная, кромешная тьма. Критья ("то, что надлежит сделать") - намерение; практика колдовства; намерение и сила, которые вкладываются в совершение магико-ритуального действия. Кришна - Бог ананды (блаженства), как Ипостась Вечного; воплощенный на Земле - аватар (божественное воплощение) Глобального Разума (Overmind). В индуизме Кришна считается восьмым воплощением Вишну. Целью этого воплощения было поражение тирана Кансы и других асуров и демонов. От лица Кришны ведется повествование в Бхагавадгите, где Он раскрывает Арджуне Высочайшую Тайну бытия, представ перед ним в своем космическом образе. Для Шри Ауробиндо Кришна - символ основной силы этой Чатурьюги (мирового цикла); Владычество - его проявление, Мощь и Мудрость - его гуны (атрибуты). В Сатьяюге, веке истины, усиливается влияние Шри Кришны. Курукшетра ("поле Куру") - место, где разворачивалась Махабхарата, великая битва между двумя семейными кланами, Пандавами и Кауравами. Беседа Кришны с Арджуной, Бхагавадгита, происходила на этом поле боя непосредственно перед битвой. Кшатрия ("воинственный", "воин") - представитель второго сословия, кшатриев - касты воинов и правителей. М Магомет (ок. 570-632) - пророк, основатель ислама и мусульманского государства. Религиозный проповедник, отвергший языческие верования и противопоставивший им учение о едином и всемогущем Боге. Майявада - доктрина, согласно которой весь мир - это майя, иллюзия; майявадин - человек, проповедующий майяваду. Маруты - в ведийской и индуистской мифологии божества бури, ветра, грома и молнии, занимающие важное место в Ведах и предстающие друзьями и союзниками Индры. Маруты - это Силы Жизни и Силы Мысли. Махди (Мехди) ("ведомый истинным путем") - в исламской эсхатологии мессия, божий посланник; он должен принести в мир справедливость, восстановить истинную религию и возвестить приход недолгого золотой века, который наступит перед концом света. Митра - в ведийской мифологии один из адитьев; бог, символизирующий всеобъемлющую гармонию Истины; Друг всех существ, Владыка Любви. Моисей (14-13 в. до н. э.) - в преданиях иудаизма и христианства первый пророк Яхве и основатель его религии, законодатель, религиозный наставник и политический вождь еврейских племен. Мольер (наст. имя Жан Батист Поклен, 1622-1673) - великий французский драматург-комедиограф. Н Нарада - учитель богов (дэвариши), самый известный из легендарных мудрецов; посредник между богами и людьми; великий бхакта, поклонник Вишну. Он перемещается в различных мирах и способствует осуществлению событий в соответствии с Волей Божественного. В одном из писем Шри Ауробиндо писал, что Нарада - это "символ проявления Божественной Любви и Знания" (22: 392). О ОМ, АУМ - священное слово, символизирующее Абсолют, Брахмана. О мистическом значении этого слова много говорится в Упанишадах. П Пандит (от слова "пандитья" - [не более чем] научное знание; ученость, эрудиция) - ученый. Пураны ("былина", "быль") - в индуистской священной литературе популярное энциклопедическое собрание мифов, древних сказаний и легенд. Р Франсуа Рабле (ок. 1483-1553) - французский писатель, известный своим современникам как выдающийся врач и гуманист, а потомкам - как автор комедии "Гаргантюа и Пантагрюэль". Равана - царь ракшасов, имевший десять голов и двадцать рук. Его история описана в индийском эпосе "Рамаяна". Своими злыми и жестокими деяниями он внушал ужас даже богам, и потому сам Вишну воплотился в образе Рамы, чтобы убить его. Шри Рамакришна (1836-1886) - великий духовный учитель Индии нового времени, почитающийся многими как аватар, воплощение Бога на Земле. Пережив интенсивный опыт постижения Бога, он затем прошел многими религиозными и духовными путями, каждый из которых приводил его к Единому. Ритам - правильность, истинный порядок вещей; истина божественного существа, регулирующая правильную деятельность разума и тела; истина знания и действия; Истина; Истина-Сознание. Рудра ("ревун") - в древнеиндийской мифологии божество, персонифицирующее грозу, ярость, гнев; отец марутов - богов ветра, грозы. В Ведах он олицетворяет Божественное, действующее через насилие и борьбу; он поражает сынов Тьмы и зло, порождаемое ими в человеке. С Саньяса ("отказ") - полное отречение; отречение от жизни и действия. Саньясин - тот, кто практикует саньясу, аскет. Филип Сидни (1554-1586) - английский придворный поэт, светило при дворе королевы Елизаветы I; считался лучшим писателем и поэтом своего времени. Смрити - "предания": традиции или созданные людьми законы (в отличие от Шрути - законов, в основе которых было откровение). Сумбха - асур, восставший против богов и убитый богиней Кали. Сурья - бог Солнца в индуистской мифологии. Т Тапасья - усилие; энергизм; воспитание личной воли; аскеза; сила аскезы. Концентрация воли и энергии для управления разумом, витальным и физическим с целью их трансформации, или низведения высшего сознания, или любой другой возвышенной или йогической цели. Томас де Торквемада (1420-1498) - первый Великий Инквизитор в Испании; его имя стало синонимом ужасов инквизиции, религиозного фанатизма и жестокости. У Упанишады - философские трактаты, изложенные согласно постижениям великих риши и исследующие, главным образом, вопрос о природе Реальности. Учение, основанное на Упанишадах, называется Ведантой. Из более чем двухсот Упанишад двенадцать считаются главными. Х Хираньякашипу - в индуистской мифологии великий и могучий царь-демон, которого убил Вишну, воплотившийся в образе человека-льва. Ч Чандрабали - в индуизме одна из пастушек-гопи, с которыми играл Кришна во Вриндаване. Ш Шанкара, Шанкарачарья (кон. 8 - нач. 9 вв.) - один из самых авторитетных индийских философов, создатель школы строгого монизма - Адвайты. Шастра - любое приведенное в систему знание или учение, в т. ч. наука; нравственный кодекс, свод правил общественного поведения; правильные деяния, правильный образ жизни; в йоге: знание истин, принципов, основных сил и процессов, лежащих в основе йогической реализации. Шива ("благой", "приносящий счастье") - в индуистской мифологии один из верховных богов, входящий вместе с Брахмой и Вишну в божественную триаду. Шрути ("услышанное") - слушание, откровение; Писания, основанные на откровении. Шудра - представитель четвертой касты, слуга. Э Эсон - в греческой мифологии правитель Иолка. Согласно легенде, Медея возвратила Эсону молодость: разрубив его тело на куски, она бросила их в котел, из которого восстал омоложенный Эсон.