---------------------------------------------------------------
 © Copyright Влад Шиловский
 Date: 6 Sep 1998
 Пишите. Мылом, на FreeLancer'а
 freelancer@norcom.ru
---------------------------------------------------------------




Андрей Лазарчук. Опоздавшие к лету. - 1996, СП-б,
"Азбука". 2 книги.

     Если  спросить усредненного любителя фантастики, кто такой Лазарчук, то
он, скорее всего, ответит, что это  известный  российский  писатель-фантаст,
принадлежащий   к   течению  "турбореалистов",  что  наиболее  заметным  его
произведением является роман "Опоздавшие к лету", в котором, в свою очередь,
особо выделяются части "Мост Ватерлоо" и "Солдаты Вавилона". Все.
     Если  же копнуть чуть поглубже, окажется, что романа этого наш любитель
не читал, зато много читал и слышал О НЕМ. А покупать две толстые  книжки  с
иллюстрациями  к  Стивену  Кингу  на  обложке,  он не намерен - сыт по горло
российскими  "кирпичами"  и  альтернативной  историей,  где  от  Ватерлоо  и
Вавилонов в глазах рябит.
     Действительно,  складывается  впечатление,  что  известность  Лазарчуку
принесли не достоинства его книг, а шумиха поднятая вокруг них в журналах  и
конференциях  новостей,  где  все  как  один:  читатели,  рецензенты, авторы
предисловий, литературоведы,  пытаются  залезть  повыше  и  помахать  флагом
подольше,  стараясь  показать, как хорошо они поняли глубинную суть романа и
идеи, в нем заключенные. В результате становится совершенно непонятно, о чем
все-таки роман и стоит его читать или нет.
     Внесем  наконец,  ясность.  Для  начала,  нелюбители  длинных  сплошных
текстов могут расслабиться: роман состоит из семи вполне законченных  вещей,
каждую  из которых можно читать как самостоятельное произведение. Далее: это
не альтернативная история. С Наполеоном и Кутузовым встречаться не придется.
В  романе  рассматривается  реальность,  ее  зависимость от наших ощущений и
способы ее изменения посредством воздействия на органы чувств человека.
     Роман  начинается как социальная фантастика, продолжается как боевик, и
заканчивается как "твердая" НФ со всеми атрибутами.
     В  "Колдуне"  все  просто. Жил-был мельник, и, как водится, пришла беда
откуда не ждали - война началась. Засуха, времена  трудные,  а  он  "крепкий
хозяйственник",  давай с селян по семь шкур драть за помол зерна. Они бы это
вынесли,  дело  привычное,  да  на  беду,   работал   у   мельника   китаец,
агроном-мичуринец.   Выращивал  на  огороде  что-то  универсальное.  Поэтому
прозвали крестьяне его колдуном и решили расквитаться с проклятущим  за  все
беды  свои. А заодно и дом мельника сжечь, чтоб знал.  Только мельник раньше
успел. Пошел, значит, на мокруху. И джунгли огородные сжег, не растерялся. В
общем, все шито-крыто.
     "Мост Ватерлоо" посложнее. Я считаю, что это лучшая часть романа. Война
продолжается. Для осуществления решительного  прорыва  необходимо  построить
мост  через  каньон,  где  враг  не  ожидает  удара.  Группа  кинооператоров
отправляется  на  съемки  документального  фильма,  в  котором   планируется
запечатлеть  все  этапы  великой  стройки. Но возглавляет группу чиновник из
Министерства пропаганды, и у фильма появляется  сценарий.  Оказывается,  что
реальность  можно  отодвинуть  в  сторону,  заменить ее своей интерпретацией
событий, перестроить ее, убрать все  лишнее,  добавить  то,  что  нужно  для
успеха  дела.  А  когда  она  сопротивляется,  можно  просто убить ее ложью,
которая становится все более ужасной. Мир,  в  котором  происходит  действие
романа,  под  воздействием абсурда и жестокости обретает выпуклость и объем,
сравнимые с теми, чтовстречаются в произведениях братьев Стругацких.
     Операторы  пытаются  спасти  реальность,  спасти  правду, которая часто
встает поперек горла им самим, и кажется  таким  трудным,  -  удержаться  от
того,  чтобы  не  подправить  ее  чуть-чуть, совсем немного, потому что есть
вещи, которых могло бы и не быть, которых не должно было быть... им  это  не
удается. Ничья. Все бесполезно. Остаются свидетели, но где те, кто сможет им
доверять?  И  заслуживают  ли  доверия  их  показания,   стертые   временем,
преломленные в призме жизни?
     "Аттракцион  Лавьери"  подобен  аркадной  вставке.  Послевоенное время.
Оккупированная территория.  Тир  с  живой  мишенью.  Детективная  история  с
появлением  спецслужб  и  тайных  организаций,  которые, надо отдать должное
писателю, выглядят живо и функционально,  органично  вписываясь  в  сюжетную
канву, не прорывая ее угловатостью Больших Букв и суперменства, что сплошь и
рядом встречается в современной российской фантастике.
     "Путь  побежденных" рассказывает о печальной судьбе поколения мутантов,
их расцвете и падении от руки гражданского большинства. Их беда в  том,  что
они,  наделенные сверхспособностями, лишены соответствующей мотивации и воли
к победе. Их используют, и они счастливы от того, что им нашлось применение,
что  они  обрели  желанный  социальный  статус. Но некоторые выбирают другой
путь...
     "Приманка  для дьявола" - чистой воды НФ-боевик. Научная разведка ведет
эксперименты с человеческим мозгом, с целью создания идеального  солдата.  В
противостоянии  двух  спецслужб  побеждает справедливость, что, согласитесь,
случай редкий.
     "Жестяной  бор"  уводит  нас  в  недалекое  будущее,  где  на  сознание
человека, кроме антропогенного,  оказывается  биогенное  воздействие.  Новый
коллективный   разум   использует  людей  в  своих  целях,  что  приводит  к
катастрофе.
     "Солдаты  Вавилона".  Самая  сложная  и  самая перегруженная действием,
деталями  и  смыслами  часть  романа.  В  ней,  собственно,  и   проявляется
"турбореализм"  автора.  Бесконечная череда преображений, перескоки с одного
уровня реальности на другой, кругом  враги,  спасения  нет,  мир  катится  в
пропасть,  Апокалипсис вчера-сегодня-завтра.  Из-за большого объема кажется,
что сюжет стоит на месте, громко при  этом  топоча.  Идей  столько,  что  на
большинство  просто  не  обращаешь внимания, впрочем, они больше и не дают о
себе знать. Не задаешь себе вопроса: что в конце?   Задаешь  вопрос:  когда?
Потому   что  все  здесь  и  просто  и  непонятно.  Надо  перечитать,  чтобы
разобраться во всем, но ведь в мире и так хватает хороших книг, не  так  ли?
А время - штука дорогая.
     С  этой  вещью  каждый  должен  разбираться  в  одиночку.  Хватит с нас
Надсознания.



Андрей Лазарчук
Иное небо
Солдаты Вавилона

Популярность: 7, Last-modified: Tue, 06 Oct 1998 15:29:19 GMT