за такие деньги можно было бы купить целую волость. Ярослава неопределенно улыбалась, когда он накинул на нее ткань, повела плечом, заморский шелк соскользнул к ее ногам, а она снова предстала в своей удивительно белой сорочке, будто далекое видение, к которому странствуешь во снах и никогда не доходишь. - Зачем отдал такие деньги? - спросила Ярослава. - Дурные деньги, потому и отдал. Князь Ярослав перед отъездом в Новгород расщедрился за мои мусии. - Князь? - Она словно бы вздрогнула, но подавила в себе что-то, снова стала обыкновенной, беззаботной. - Ну да, Ярослав - князь. Считает, что за деньги можно купить искусство, но ошибается. Ты не знаешь о деньгах, ну и не нужно. Ни о том оболе, который платили перевозчику в царство мертвых Харону, ни о том оболе, который выпрашивал прославленный ромейский полководец Велизарий, наверное, не слыхала, ни о тридцати сребрениках Иуды, ни о драхмах блудницы Лаис, не ведаешь и о той старинной монете, которую дарил один из спящих в Эфесе, а также о сверкающих монетах волшебника из арабской сказки, которые впоследствии становились простыми кружками из кожи. Но мог бы рассказать тебе о великом восточном певце, который получил от султана шестьдесят тысяч монет за каждую строку своей песни, но возвратил их обратно, потому что были серебряные, а не золотые. - За твою песню даже золота мало, - сказала она. - Разве у меня есть песня? - удивился Сивоок. - А там? - Ярослава показала на Софию. - Это все - как песня. - Ты не разбираешься в этих делах. Всякое слово стремится к пению, но всегда ли доходит? - Я научилась всему, взглянув лишь. Ибо нет такого нигде на свете. - Ты еще мало видела мир. - Знаю: нет нигде! - твердо сказала она, и Сивоок не мог поколебать девушку в ее убеждении. Он не хотел видеть в этой девушке, бежавшей из Новгорода, вознаграждение за всю свою жизнь. Боялся не за себя - за нее. Обращался с ней осторожно, словно была она из драгоценного стекла. Но девушка не отходила от него, смело шла прямо на Сивоока, между ними еще не прозвучали те величайшие слова, которые произносят двое; но и без слов они уже знали о себе все, и оба ждали главнейшего, всячески оттягивая, отдаляя его, но зная, что оно придет - отпугивающее и одновременно желанное... Лето прошло, а солнцеворота на стенах собора так и не было. Митрополит мог лишь радоваться, что этот непонятный славянин, которого давно про себя прозвал не украшателем, а осквернителем храма, наконец устал в своих неудержимых выдумках, бросил свои затеи, исчезал на целые недели не только из Софии, но и из Киева, - так было лучше для славы господней. А те двое, обрадованные, что нашли друг друга в людском водовороте, беззаботно блуждали по Киеву, ходили в пущи, плавали за Днепр и за Десну, собирали ягоды в лесах, слушали птичий щебет; Сивоок находил невиданные синие цветы и дарил Ярославе, давняя его страсть к побегам пробудилась снова в крови, он готов был бежать от всего, лишь бы принадлежали ему эти нестерпимо серые, до сизости, глаза, эти приоткрытые уста, эта нежность, от которой немело его сердце. А лето проходило. Князь Ярослав возвратился из Новгорода, шел с дружиной по Днепру, приближался к Киеву, а за князем шел товар*: возы с припасом, с шатрами-войлоками, с одеждой, коврами, оружием, мехами, казной, вели коней подменных, гнали скот. Возвращались княжеские прислужники, стража, бояре, воеводы, шуты, развлекатели, песельники и дудочники, шли попы и монахи, везли книги, купленные князем у купцов западных, пергаменты старые и новые, в деревянных досках и серебряных рамках. ______________ * В старину товаром называли обоз. Выезжал из Киева князь - возвращался уже и не князь, а говорили - кесарь. Велено было в ковнице княжеской выковать венец золотой с изумрудами и рубинами, как у ромейских императоров, завещал Ярослав скорое освящение Софии, слал впереди себя гонцов, торопил митрополита и пресвитера Иллариона. Самодержец земли Русской, величайший и могущественнейший государь во всех сторонах между севером и югом, западом и востоком, желал провозгласить это в высокой торжественности и пышности. Из Чернигова прибыл Гюргий, съезжались все, кто причастен был к сооружению Софии, все ждали великой минуты, когда откроются кованые врата и запылают свечи, ударят по всему Киеву колокола... Только Сивоок, более всех причастный к этому празднику, был равнодушен ко всему. Даже с Гюргием встретился случайно, ни о чем не расспрашивал, ни о чем не рассказывал, - бежал к Ярославе, к своим беззаботным блужданиям. Не было солнцеворота на стенах собора, но был он в душах этих двоих, буйный, неудержимый, полный восторга и привлекательности солнцеворот, который сочетал в себе весну и осень, зиму и лето, все времена года, все краски, голоса, звуки. Беззаботные и бестревожные жили они, словно остались только вдвоем на всей земле, словно не существовало для них ничего, кроме них самих, стали они вечными, бесконечными друг для друга. Но тот же самый Мищило, который по неизвестным причинам свел их воедино, опять-таки неизвестно зачем попытался разъединить их тогда, когда все уже было напрасно. Он пришел к Сивооку, в его хижину, разбудил: - Прячь девушку, потому что за нею охотится боярин Ситник. - Откуда тебе ведомо? - вскочил Сивоок. - Говорю и знаю. Вчера узнал он о ней. - Какое ему дело? - Этого не ведаю. Предупредил тебя, а там как знаешь. - Хвала. - Наверное, впервые в жизни попытался быть приветливым с Мищилой. Сивоок сел, обхватил голову руками, встревоженно думал. Он не боялся Ситника, как не боялся никогда ничего на свете, а нынче и тем более, но предостережение Мищилы вызвало тревогу в сердце, отогнать которую он не мог. Почему зловещий ночной боярин должен был охотиться за Ярославой? Может, чтобы досадить ему, Сивооку? Тогда откуда известно ему все? Как узнал про Ярославу и про то, где она и как? Вопросы без ответов. А что, если в самой деле Ярославе угрожает опасность... Он побежал на другой конец Киева, где Ярослава снимала для себя избушку. Боялся, что не застанет ее дома. Ибо если Ситник узнал о ком-то, что он в Киеве, то почему бы не знал, в какой хижине он скрывается? Видно, еще не успел узнать. Ярослава была дома, ничто не выдавало в ней тревоги, наверное, не дошли еще до нее угрожающие вести. Что ж, так лучше. И не дойдут. Он взял ее за руку, сказал: - Пошли. - Куда? - Куда глаза глядят! - А что с собой брать? - засмеялась она. - Не нужно ничего. - Хорошо. Пошли. Они в самом деле вышли в чем были. А дорога ведь простиралась в века. Но в своей беззаботности оба не ведали этого. Не ведали даже тогда, когда впереди в узкой улочке увидели троих. Отважно шли им навстречу. Сивоок узнал среди этих трех Ситника. Наверное, знала его и Ярослава, ибо побледнела, тотчас же остановилась. Ситник с двумя сообщниками бросился на добычу. - Беги! - хрипло сказал Сивоок. - Из Киева! - А ты? - Беги! - повторил он и пошел на тех троих. Трое уже были возле него. Видно, не велено им применять оружие, потому что Ситник только сжимал ручку меча, а два его прислужника схватили Сивоока за руки. - Беги! - еще раз крикнул Сивоок и оглянулся, чтобы увидеть, послушала ли его Ярослава; но ее не нужно было подгонять, - видно, знала, что не за ним идут, а за нею, недаром же тогда говорила, что бежала из Новгорода. Что-то зловещее таилось во всем этом, никогда больше не заводила речи про Новгород, никогда не мог бы связать ее имени с Ситником. Она уже добежала до поворота улочки, в последний раз оглянулась - наверное, была уверена, что ему ничто не угрожает, а ей угрожало что-то страшное, потому что бежала изо всех сил; Сивоок глянул на ее лицо, ему принадлежали эти серые глаза, приоткрытые губы, эта стройная фигура, он впитал ее всю, запомнил навсегда, навеки. А Ситник, убедившись, что его болваны не сдвинутся с места, пока будут держать Сивоока, выхватил из ножен меч, ударил художника сзади по шее, когда тот смотрел вслед Ярославе, крикнул отчаянно своим: - Рубите! Те опустили руки Сивоока; он обескураженно схватился за рану на шее, а они торопливо достали мечи, пронзили его с двух сторон, еще и еще. Он упал на землю. Тьма наплывала на него, сверкнули еще раз сквозь тьму серые глаза Ярославы, потом донесся до него из далекой дали тяжкий всхлип маленького мальчика на темной, дождливой дороге - и умер этот мальчик в великом, могучем человеке, неутомимое сердце которого затихло навсегда... В ночь перед великими торжествами князь Ярослав, однако, выбрал время, чтобы принять в гриднице Ситника, спросил, как только тот появился на пороге: "Где дочь?" Ситник мялся. "Где? Спрашиваю". - "Бежала". - "В Новгороде бежала. Тут бежала". - "Сивоок..." - "Что Сивоок?" - "Помог ей". - "Где он?" - Ситник снова мялся. "Говори!" - "Нет его". - "Ведаешь, что молвишь?" - "Так вышло. Веление твое, княже, было: всякого, кто..." - "Убили Сивоока?" - тихо спросил боярина князь, подходя вплотную. "Ага, так". Ярослав отошел в темный угол, помолчав, сказал: - Пойдешь в поруб. Ситник раскрыл было губы, чтобы промолвить свое: "Ага, так", - но вовремя спохватился, упал на колени. - Княже! Служил тебе верой и правдой! В поруб... Словно бы выпрашивал более сухое место. Князь посмотрел на него с отвращением. Только теперь понял свою княгиню в ее омерзении к потливому боярину. Отвратителен во всем. Верный, как пес, но лишенный ума, даже собачьего. - Чтобы не страдал в холоде, велю изрубить тебя мечами еще до наступления зимы, сразу же после праздников, - сказал князь и хлопнул дважды в ладоши. Открылась дверь с другой стороны гридницы, вскочили два отрока. Ярослав указал на Ситника: - Взять! Когда боярина увели, князь взял трехсвечник, подержал его, поставил, взял одну лишь свечу, будто кающийся, тихо пошел по долгим запутанным переходам дворца, отыскал комнатку Пантелея, разбудил его, не давая опомниться, велел: - Приготовь пергамент и писало. - Света мало, княже. - Хватит тебе. Перепишешь завтра. Готов? Пиши так: "Заложи же Ярослав град великий, у него же града суть врата златые, заложи же церковь святыя Софии". А тот пергамент, где значится про Сивоока, чтобы изъял. - Как же так? Княже? - Делай, что велят! Нет Сивоока и не будет никогда. Князь вышел. Пантелей не успел даже спросить у него, что же случилось; в ту ночь он уже не уснул, с трудом дождался рассвета, побежал в Софию, оттуда бросился к хижине Сивоока, потом разыскал Гюргия. Гюргий уже все знал, даже больше: пока Пантелей спал, а князь управлялся с непостижимыми государственными хлопотами, Гюргий с несколькими своими верными товарищами тайком похоронили тело Сивоока в Софии, и теперь те где-то снова укладывали мозаичный пол на порушенном месте, чтобы никто никогда не узнал, где почивает самое пылкое сердце земли Киевской. Пантелей сказал про пергамент, где записано, что Сивоок построил Софию. - Дашь мне, - велел Гюргий. - А если князь спросит? - Напишешь ему еще раз. Все равно сожжет. А я сохраню. Так, как у нас в горах берегут. Надолго. А настал день, который должен был освятить неслыханное преступление в Киеве. "Что же вы будете делать, когда день навещения придет?" Да и что, в самом деле? Быть может, так и нужно? Христианство начиналось со смерти Иисуса. И первомученик христианский архидиакон Стефан был избит камнями после жестоких споров в защиту веры с сонмищами неверующих. Враги вывели Стефана за город, били камнями, а он молился: "Господи Иисусе, прими дух мой, господи, не поставь им греха ихнего". Князь до утра сидел над священными книгами, думал не об убитом - о своем. Готовился к великому дню своей жизни. Долго и тяжело ведь шел он к этому дню, много убитых и умерших осталось позади: родной отец, братья родные, растерял сестер. Сохраняя державу, сохранил себя. Так каждый человек, почувствовав в себе дар, великие способности, должен сам их в себе ценить, оберегая себя в войнах, в опасностях, в жизни. Никто, кроме тебя самого, этого не сделает! И должен идти вперед, не оглядываясь назад, ни на предков, ни на мертвых. Когда-то жизнь шла вглубь и назад, когда-то мертвые не умирали, когда-то человек приноровился к тому, что плывет из прошлого, что молвили деды и прадеды. Теперь для тебя живые - мертвые, если не видишь их, не зависишь от них, а наоборот: они еще зависят от тебя. Поэтому делай задуманное! Утром началось освящение Софии. Трижды обошел крестный ход вокруг собора под звуки молитв и церковных песнопений. Старый митрополит Феопемпт в золотых ризах двигался во главе процессии, за ним шли пресвитер Илларион в непривычно торжественном серебряном одеянии и переяславский епископ грек Иоанн (Луку Жидяту Ярослав не привез на торжества, чтобы не раздражать митрополита), дальше шли игумены, попы и протопопы, иподиаконы и диаконы, канторы и послушники, церковные прислужники, богатые киевляне, соревновавшиеся своими нарядами с церковными сановниками, и киевляне всех возможных степеней достатка, вплоть до самых бедных, ибо посмотреть на освящение Софии пришел весь Киев. Все шли с зажженными свечами, и огоньки этих свечей желтели, будто осенние листья в окрестных пущах. Попы раздували кадила, пахло ладаном, пели певчие, рыкали диаконы: "Вонмем!" За четвертым заходом были освящены и внесены в церковь кресты, посуда, священные книги. Внесены потиры, дискосы, звездицы, рипиды, подносы, кадильницы и ладанницы, кресты большие и малые, все из золота и серебра, украшенные самоцветами и эмалью, внесены также вышитые золотом хоругви, плащаницы, серебряные ризы, дарованные князем, землями русскими, боярами и воеводами церковные порты и паволоки для ризницы, Евангелия в дорогих окладах, молитвенники-менологии, украшенные рисунками, псалтыри, писанные на телячьей коже благороднейшей, внесено много книг светских, собранных князем Ярославом и подаренных теперь для храма - для первого на Руси собрания книг. Весь Киев вместился в просторной церкви, собрался здесь - и никто не знал, что где-то под разукрашенным полом лежит тот, кто поставил этот собор, родив его в своей мечте, кто дал собору эти дивные краски, эти величественные мозаичные фигуры, эту непрерывность движения, игру света, немеркнущее сияние. Митрополит служил молебен, слава и хвала возносилась к богу, киевляне с зажженными свечами молча стояли в соборе, звучали колокола, била и накры, пела певчая, сквозь кадильный дым из высокой выси сурово посматривал Пантократор и горели испуганно-упрямые глаза Оранты над собравшимися киевлянами, которые, чтоб взглянуть на нее, закрыли торжницы, гончарные, кожевенные и оружейные мастерские. Даже киевская детвора набилась в собор, разместилась вдоль стен в притворах и уже готовилась поскрести чем-то, оставить после себя чуточку, кружочек или нехитрый рисунок, положив тем самым начало многовековым упражнениям малограмотных потомков, которые оставят в дальнейшем на стенах Софии свои радости, тревоги, печали, презрение к божьим узаконениям, тоску по тому прошлому, когда и земля была толще, и зверь шел под каждую пущенную стрелу... После молебна процессия, возглавляемая теперь пресвитером Илларионом, вышла из Софии и направилась к дворцу Ярослава. К духовенству, боярам и простому люду присоединилась здесь княжеская дружина - и так ждали выхода Ярослава. Как только князь появился в дверях, пресвитер Илларион сотворил короткую молитву, после чего два церковных сановника в торжественных одеяниях понтификальных, с повешенными на груди наперсными крестами, где сохранялись мощи святых, подошли к князю и взяли его под руки. Духовенство выстраивалось в процессию, которая должна была возвратиться в Софию. Во главе процессии несли огромное Евангелие в золотом окладе с изумрудами, рубинами и сапфирами, два креста, вился ароматный дым из кадил, священники пели молитвы попеременно на греческом и славянском языках. За священниками торжественно вели князя, дальше шла княжеская родня, дружина, бояре, двигались любознательные люди. Вся дорога от дворца до Софии сопровождалась пением молитв. Перед вратами Софии задержались, пресвитер Илларион сотворил краткую молитву, после чего процессия вступила в церковь при пении антифоны и задержалась перед пресвитером. Митрополит ждал князя возле главного алтаря. Он произнес молитву по-гречески, епископы сняли с Ярослава пурпурный хитон, отцепили его меч и подвели князя к алтарю. Тут Ярослав упал крестом на покрытый коврами и дорогими ромейскими покрывалами пол, епископы и весь клир стали на колени. Когда троекратно прозвучало "Господи, помилуй!" - все встали, епископы помогли встать князю - настал миг, когда князь перестал быть властелином, стал простым смертным, для того чтобы в скором времени возвеличиться еще больше, взять имя новое, еще и неслыханное на Руси. Пресвитер Илларион подошел к Ярославу и спросил его торжественно, почти напевно: - Обещаешь ли святые церкви господа нашего, и слуг божьих, и весь люд, тебе подданный, по обычаю предков своих, боронить и над ними владычествовать? - Да, - сказал князь, - обещаю! Теперь Илларион обратился с вопросом к "люду", уже не нараспев, а произнося слова запутанным способом, чтобы поняли их только церковные сановники да еще, быть может, кто-нибудь из приближенных князя. Спрашивал Илларион - жаждет ли люд иметь владыкой и кесарем своим князя Ярослава. Клир и певчая пропели: "Да будет так, да будет так. Аминь!" Илларион произнес молитву, благославляя князя, умоляя бога, чтобы он помог счастливо царствовать Ярославу, а владетель дабы послушен был божьей воле. Епископ переяславский произнес молитву по-гречески, ибо бог мог и не понять слов Иллариона, который обращался больше к собравшимся в соборе, чем к небесному владыке, - так и звучали попеременно молитвы на двух языках, а тем временем митрополит Феопемпт принялся за первое и важнейшее действие - за помазание. Он помазал святой оливой голову, грудь и плечи Ярослава, творя знак креста на князе, потом подал князю коронационный меч - знак и подтверждение власти, а вместе с мечом и всю державу. Князь опоясался мечом, взял из рук епископов украшенные жемчугом набедренники, застегнул хитон и взял берло. У митрополита дрожали руки, когда он поднял золотой венец, чтобы возложить на голову Ярослава. Императорские короны переходили в наследство вместе с целыми империями. Византийские императоры привезли венцы из Рима, немецкий император снял корону с мертвого Карла Великого, открыв его гробницу в Аахене, польский Болеслав получил корону от папы римского. Ярослав не стал ждать, пока кто-нибудь пришлет ему венец: велел своим мастерам выковать из русского золота, и вот митрополит чинил чуть ли не святотатство, но не мог противиться княжьей воле, утешая себя надеждой, что, кому нужно, легко может обесценить кесарство Ярослава и звать его по-старому князем. Он возложил на князя венец, пробормотал благословение и необходимые при этом слова: "Венчается на кесаря земли Русской раб божий Георгий, рекомый Ярослав", но мало кто смыслил по-ромейски, поэтому в молитве, которую сразу же сотворили на славянской языке, многажды повторяли слово "кесарь", чтобы запало оно отныне в головы киевлян и скорее разнеслось во все концы. После молитвы коронованный Ярослав был торжественно отведен от алтаря к приготовленному поблизости трону. Дал епископам поцелуй мира, сел на троне, протянул руку для поцелуя княгине Ирине, которая после этого села рядом на стульчике пониже; вся церковь запела: "Господи, помилуй", - и начался большой молебен. Вскоре начнется великое пиршество кесаря с дружиной и людьми знатными. Для Ярослава этот день, казалось, будет самый счастливым в его жизни, но он хорошо знал, что, как ни называйся, не распространяется твое могущество на всех, - есть преграды, не избежать горечи поражений. Без него выросла у Шуйцы его дочь, о которой он и не знал ничего, не захотела показать ему Шуйца Ярославу; когда же попытался применить власть и силу, девушка бежала и исчезла из Новгорода. То же самое повторилось в Киеве. Вот где предел власти: вольный человек. Уже будучи кесарем, приказал: найти и поставить пред его глаза. Пока же будет длиться поиск, никто этой девушке не должен дать ни хлеба на дорогу, ни воды от жажды, ни огня для обогрева, ни палки от собак. И началась погоня по всей земле. И бежала Ярослава полями, лесами, скрываясь в пущах и на болотах. И не догнали. Убежала. Скрылась между людьми. Родила сына от Сивоока, и сын его - среди нас. И диво это никогда не кончается и не переводится. Киев, 1962-1968 ПОЯСНИТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ Августой - Большой императорский дворец (Византия); агаряне - библейское название арабов; антифон - стих из псалмов, который поется сначала на одном клиросе, а затем повторяется на другом; апокриф - сочинения религиозной литературы с библейским сюжетом, церковью не признавались и запрещались; апсида - выступ в восточной части храма, как правило, полукруглый или граненый, перекрытый сводом; архонт - в Древней Греции высокая выборная должность, в Византии слово обозначало начальника; астропелеки - пряжки; атриум - главное помещение, приемная. Берегини - водяные русалке; берло - скипетр; било - доска, деревянный колокол; боил - воевода; болары - бояре; борть - пчелиный улей в дупле дерева; бродники - бродяги, разбойники. Варницы - солеваренные приспособления; василевс - титул византийского императора; веверица - мех и мелкая денежная единица; ведмедно - медвежья шкура; вежа - шатер, вышка; Велес (Волос) - в восточнославянской мифологии бог скотоводства и торговли; венеты - две племенные группы кельтского населения в Галлии и Италии; вретище - убогое платье, рубище; вестиарий - титул хранителя гардероба яра византийском императоре; вила - сказочное существо в славянском фольклоре, воплощенное в образе прекрасной девушки; влаттии - ткань. Глобтротер - тот, кто много странствует; гомилии - проповеди, послания; городня - срубы, засыпанные землей или камнями для ограды, часть, звено крепостной стены; графья - способ нанесения рисунка на доску, процарапывание иглой контуров иконы; гривна - денежная единица в Древней Руси; гридник - княжеский телохранитель; гридница - приемная комната князя; гридь - княжеская дружина; грифон - греческое сказочное животное, полуорел и полулев. Декарх - младший командир, имевший под командой десять воинов (Византия); держава - шар с крестом, эмблема царской власти; десница - правая рука; детинец - внутренняя укрепленная часть города, кремль; джид - мелкий колчан для трех стрел; дивий - лесной, дикий; дивитиссий - верхняя парадная одежда византийских императоров; диера - морское судно с двумя рядами гребцов; дик - дикий кабан; димарх - глава цирковой партии (Византия); дискос - ритуальная церковная утварь, блюдце с поддоном, на которое кладут просфору. Евхаристия - часть церковной службы; епарх - чиновник, выполнявший в Константинополе функции современного мэра, градоначальника; ергастерии - константинопольские ремесленные мастерские, являвшиеся одновременно и магазинами. Забороло - забор на городской стене или валу; звездица - принадлежность дискоса (см.), состоящая из двух дуг, скрепленных посередине; зернь - старинная игра в кости. Жигало - железный прут для прожигания отверстий в дереве. Иерей - христианский священник, пресвитер; инсигнии - знаки царской власти; ирмос - вступительный стих, раскрывающий содержание прочих стихов или канона. Каган - правитель, хазарский хан; касоги - черкесские племена, жившие в низовьях Кубани; катепан - византийский военный чин среднего ранга; катафракта - византийская конница с тяжелым вооружением, то есть мечами, копьями, забранная в железные латы; катехизис - краткое изложение христианских вероучений в форме вопросов и ответов; кентинарий - мера веса и денежная единица (Византия); китонит - служитель внутренних покоев византийского императора, в обязанности которого входило подавать императору определенную одежду; клеть - кладовая, место хранения ценностей; клир - весь притч церковный, собрание причетников и певцов; клирос - место в церкви для певцов; клобук (клабук) - монашеское креповое покрывало, сверх маленькой шапочке - камилавки; ковница - кузница; контрфорс - вертикальный массивный выступ стены, усиливающий ее устойчивость; ключник - придворный чин, заведующий столовыми, прислугой; коловий - накидка; комитопул - сын комита, правителя области в Западной Болгарии средневековья; конец - так называлась улица в древнерусских городах; конунг - князь, король у скандинавов; конха - ниша во дворце или в храме; корзно - верхняя одежда знатных людей в Древней Руси; королуп - тот, кто лупит, обдирает кору; корста - мраморный гроб, домовина; кувуклий - придворный евнух (Византия); куна - денежная единица, когда шкурки куницы и иные меха заменяли деньги; кушнир - скорняк. Ленник - вассал; лето - год; литургия - церковная служба; литра - мера измерения золота или серебра; лов (ловля) - охота; ловецкий - охотничий; ловища - охотничьи угодья; логофет - должность заведующего финансами Византийской империи; лор - одежда в виде длинной и узкой пелены, присваивавшаяся высшим византийским чинам; лохаг - младший командир византийского войска, имевший под командой шестнадцать человек; луда - верхняя одежда, плащ, мантия. Магистр - глава некоторых военно-духовных орденов и братств; межю - между; масхары - шуты; мафорий - короткий плащ; мерия - византийская воинская единица - пять тысяч человек; мешкотно - медленно, непроворно; мисюрка - шлем, железная шайка с кольчатой сеткой, которая накладывалась на лицо, шею и плечи; митрополья - столица; мыто - пошлина; мусия - мозаика. Накра - род ударного инструмента; насад - мореходное судно с поднятыми нашивными бортами; нежары - прошлогодняя трава на корню; новелла - послание византийского императора; ногата - мелкая древняя монета; номисма - византийская золотая монета. Обапол - горбыль; обол - мелкая монета в Древней Греции; ободриты - потомки славян в Мекленбурге; одесную - справа; оли - пока, если, когда; Оранта - в христианском искусстве изображение человеческой фигуры с молитвенно распростертыми и поднятыми вверх руками, обозначавшее вначале то или иное лицо, а затем церковь и в позднейшее время обратившееся в Богородицу; оружный - вооруженный; ошуюю - слева. Паволока - шелковая ткань, покрывало; павликиане - христианская секта; панагия - небольшая икона, носимая на цепи поверх одежды высшим духовенством; пард, пардус - барс; патрикий - один из высших титулов византийской табели о рангах; пентекортарх - младший командир, имевший под командой пятьдесят человек (Византия); пенязь - мелкая монета; Перун - в восточнославянской мифологии бог грома, молнии и грозы; пестун - дядька, воспитатель малолетнего ребенка; писало - грифель, вообще орудие письма: перо, карандаш, кисть; писанка - расписное пасхальное яйцо; планина - гора, покрытая лесом; плащаница - в церковном обиходе покрывало, полотно, плат; плинфа - тонкий кирпич, старинный строительный материал; поганин - язычник; поприще - мера длины, расстояния; портик - прилегающая к зданию крытая галерея с колоннадой; порты - одежда; поруб - яма со срубом, погреб; посад - предместье; поставец - стакан, кружка; пота - пока, до тех пор; потир - чаша, предмет церковной ритуальной утвари; правеж - взыскание по приговору суда; препозит - высокая административная должность (Византия); пруг - саранча; пря - ссора, борьба; путо - приспособление для стреножения лошадей. Pобичич - сын робы (рабыни); рожны - железные вилы; ромеи - византийцы; ромейский - византийский. Сакелларий - высокий патриарший чиновник, ведавший в Византии монастырями; свейский - шведский (от свея - шведы, Свиония - Швеция); синкелл - один из высших чинов византийского клира; скальды - бродячие певцы у древних скандинавов, воспевавшие славу своих богов и героев; скамрахи - скоморохи; скарамангий - парадная одежда чиновников (Византия); скараники - верхние кафтаны, чаще всего военные, для верховой езды; скиадий - шапка; скора - мех, шкура, сырая кожа; скудельный - глиняный; скурры - скоморохи, шуты; скуфья (скуфейка) - бархатная шапочка, часть одежды духовенства; смальта - цветное стекло для мозаики; спафарии - военачальники; стадий - греческая мера длины, соответствующая 184,97 м; станки - стойло; стихарь - длинный, наподобие сорочки, верхний убор. Надевался через голову. Ворот и грудь украшались вышивкой или драгоценностями. В дальнейшем стихарь - часть церковного облачения; стольник - дворцовая должность и чин в Древней Руси - смотритель за княжеским столом; стратиг - правитель военно-административного округа (фемы) в Византии; стратионы - византийские солдаты, набранные в округах; Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветров. Тагма - единица византийской кавалерии, строевая часть; тавры - жители теперешнего Крыма, вероятно, остатки киммерийцев; тим - козел, козлиная шкура, сафьян; тиун - должностное лицо с судебно-администра-тнвной властью, назначаемое князем или наместником; тоболы - сумки, котомки; топарх - буквально правитель области (Византия); трапезная - столовая в монастырях; треба - жертва; требище - жертвенник, место принесения жертв богу; триболы - железные шарики с острыми шипами, которые рассеивали там, где должна была проходить конница; тропарь - церковный, певчий стих; трус - землетрясение; тувии - узкие штаны. Угрин - венгр; уй (или вуй) - дядя по матери; учан - речное судно. Фаланга - пеший строй, несколько следующих друг за другом замкнутых рядов воинов; фарос - маяк; фема - военно-административный округ, во главе которого стоял представитель военной власти (Византия); фряжский - итальянский; фибула - металлическая застежка. Харатья - писчий материал и сама рукопись; хламида - просторная одежда; хозы - штаны; хрисовул - императорское послание. Циканистрий - спортивная площадка около Дворца императора (Византия). Чаги - обувь; чепь - цепь, цепочка; чашник - придворный виночерпий, в монастырях - монах, ведающий винным погребом; черноризец - мовах. Шеляг - старинная мелкая монета в Польше; шуйца - левая рука. Эвктирий - моленья; экскувиторы - гвардейцы (Византия); эпилорик - плащ; эремит - отшельник, нелюдим; эссеи - древняя еврейская религиозная секта, возникшая во II веке до н.э. Юже - уже, вот уже, вот. Ярило (Ярила) - в восточнославянской мифологии бог солнца, плодородия, любви; ярл - в древней Скандинавии военный предводитель от мелкого воеводы до короля.