везу его Павлу сам. - Учитель вздыхает. - Наверное, так будет вернее. А в классе обо всем расскажем завтра. Когда покончим с этим делом. Вечером пан учитель снова зашел к Фиаловым. На этот раз у них был не только кофе, но кое-что покрепче, как объявил отец Вашека, появившись с бутылкой в руках. - Это было ужасно? -спросил он, с благодарностью глядя на пана учителя. - Пережить можно. - Они вам поверили? - Нет. Пан Шебек высказался в том смысле, что это очень странная история. В их представлениях люди или честные, или воры. Скорее, воры. О рассеянных они ничего не слышали. Наверное, думают, что велосипед украл я. Но, судя по его заявлению, никаких оргвыводов в данном случае не последует. Очевидно, опасаются, что тогда я их Павлика провалю. Он осматривал велосипед не меньше получаса, проверял, не нанесен ли ему какой ущерб. Признаюсь, - с меня семь потов сошло. А что, если Вашек на это свое новое изобретение и оттуда вывернул какой-нибудь шурупчик? - Мне очень нужна была цепь, - признался Вашек. - Вот если бы знать, что она у меня была под рукой! - Пойдем посмотрим твое сооружение, - предложил пан учитель. Пан профессор, по соображениям такта, не трогается с места. - Знаете, - объясняет Вашек, - это перестроенный сарай. Старый был очень ветхий. В углу сада - глубокая яма. Папа говорил, что, скорее всего, раньше там был колодец. И предупредил, чтоб я туда не лез. Да туда и нельзя влезть. Но у своего дядюшки я как-то нашел журнал, где были нарисованы разные машины, в которых можно ездить по стенам. Вот это я и испробовал. Наших часто не бывает дома, а если и бывают, то им не до меня - ну, вот люди и наносили мне разных вещей. Сперва мне нужно было посмотреть, как та яма выглядит, чтобы сообразить, что крепить наверху. Журнал я прихватил с собой. А он упал в яму. Уж и не знаю, как быть. Это старый номер, и я нигде не могу его разыскать. Если бы машина была готова - съехал бы вниз, и все. Только тогда он мне уже был бы не нужен. Пан учитель исследует незавершенное творение. - Ты прекрасно все придумал. Привод к канату - великолепный. "Уж кто великолепный - так это Шт?вичек!" - мелькает в голове у Вашека. - Разбирается, что это привод, а не шнур, как говорил Пип. Пип в таких делах не очень силен". - Вот только мне кажется, что ты затеял сложное дело. А главное - молодец, что догадался о таком способе. Как модель - это очень хорошо. Но если бы ты на этом самом сооружении задумал спуститься вниз, наверное, машина двигалась бы чересчур быстро. Я думаю, ты преодолел бы глубину со скоростью прыжка. Вашек немного озадачен. - Но это ничего, - успокаивает его пан учитель и роется в богатом складе материалов, накопленных Вашеком. - Я вижу, у тебя тут, по крайней мере, три передних колеса. Одно заднее я тоже уже где-то видел. И руль - это уже третий. А тормоз - второй. Может, он бы еще поработал, если бы его чуть-чуть... Знаешь, что мне пришло на ум? Что, если бы ты заново собрал свой велосипед? А из того, что тут у тебя накоплено, запросто можно бы собрать еще один вполне приличный велик. Вашек, а ты не хотел бы привлечь к этому еще и Ярду? Я бы изредка помогал вам, если, конечно, это вам не помешает. - Ярду? -удивился Вашек и кое-что сообразил: -Вы думаете, второй велосипед можно было бы собрать для него? - Да, вот это я и имел в виду. У меня дома тоже кое-что найдется от старого велосипеда. И если у вас чего-нибудь не хватит - я разыщу. - Да и у меня кое-что найдется. У меня даже деньги кое-какие есть, папины правда. - Ну какой тут разговор, - вдруг раздается папин голос. Папа стоит в дверях и смотрит на пана учителя. - Собственно, ущерб мы нанесли Павлу - из-за Вашека он не смог пользоваться своим имуществом, а... возместим потерю Ярде, не так ли? Пан учитель одобрительно кивает головой. - Мы хотим про ковбоев! -орет шестой "Б". - Вы с ума сошли! - восклицает пан учитель, косясь на дверь, как Вашек недавно косился на отца. - А если услышат? Про ковбоев сегодня не будет. Но и математики не будет тоже. Я вам расскажу удивительную историю. Историю? Тогда ладно... - Вы когда-нибудь слышали анекдоты о рассеянных профессорах? Нам, правда, придется подождать, когда из Вашека получится профессор. Но ждать придется не потому, что он недостаточно рассеян... Все обратились в слух и с увлечением слушают. Так вот как было на самом деле... - Вы не очень-то смейтесь над Вашеком, - заканчивает пан учитель. - Не обязательно, конечно, из всех чудаков получаются профессора, но Вашек, может быть... Модель, которую он смастерил, очень любопытна. Хотя, конечно, в глубь подземелья я бы не отважился на ней поехать, да и вы не вздумай те... Впрочем, сейчас планы у Вашека тоже переменились. На этом и кончается наша странная история. А велосипед мы возвратили его законному владельцу. Павел довольно кивает. Законный владелец - это здорово. Ярда сидит неподвижно. Словно все еще слушает, хотя пан учитель уже договорил и в классе воцарилась абсолютная тишина. И в этой тишине раздается голос Андулы: - Ну, такое... такое мог только Вашек... - Возможно, ты и права, - соглашается пан учитель. - Но догадаться об этом сумел только один Пип. Андула тоже согласна с этим. - Котелок у него варит. - Золотые слова, барышня, - подтверждает пан учитель. Оба смотрят в ту сторону, где сидит Пип. Но Пипа там нет. - Где же он? -удивляется пан учитель. - Ведь он же был в классе. - Он под партой, - объявляет Павел. - Он хоть у нас и чудак, - уточняет Андула, - но котелок у него варит. Пип опять готов скрыться под парту. - Наверное, это самая правильная комбинация, - высказывает предположение пан учитель и на всякий случай держит Пипа за ухо. - Потому что, если обнаруживается пропажа, практичные люди чаще всего предполагают, что это сделали воры. А Пип так не подумал. Или просто не поверил. И начал размышлять - как же все это получилось. - Много бы он придумал, если бы на парте у Вашека я не забыла ручку, - выразительно напоминает Анежка. Пип что-то пищит невероятно тоненьким голоском. - Он говорит, что это правда, - переводит Вашек писк Филиппа на человеческий язык. Пип кивает. Пан учитель не верит своим ушам. - Да, - объясняет ему Андула, - Вашек понимает язык Пипа и язык учительницы Беранковой. Он даже понимает дельфинью речь. - Очень рада, больше всего за тебя, Комарек, что все выяснилось. Хотя и считаю, что Вашек или пан профессор Фиала должны были прийти прежде всего ко мне, классной руководительнице. Вашек щурится. - Но в конце концов это не так существенно. Пан учитель Шт?вичек рассказал мне, что все произошло по чистой случайности. Вашек моргает снова. Разумеется, по чистой случайности он попросил отца написать Шт?вичку. - А главное, как я говорю, все счастливо разъяснилось. - Ничего счастливо не разъяснилось, - вдруг вмешался Ярда. Класс замер. Беранкова строго посмотрела на него. - Что ты хочешь этим сказать? - А то, что ничего само не разъяснилось. А разъяснил все вот он. Пискля. - Что такое? Какой Пискля? - Это Филипп. Он про все догадался. Беранкова кивает. - Я слышала об этом. На будущее запомните: надо лучше следить за своими вещами, чтоб ничего подобного не повторилось. Все потихоньку ахают. - А теперь приготовьте тетради. - Смотри, Комарек, - строго повторяет Андула, - чтобы больше это никогда не повторялось. Не смей больше красть велосипедов! Ярда, не сразу поняв шутку, только немного погодя, улыбается. У него это еще плохо получается. Нет тренировки. Но скоро он овладевает этим искусством в совершенстве и растягивает рот в улыбке. - Ты не хочешь после обеда зайти к нам? - уже второй раз спрашивает его Вашек. Ярда оглядывается, словно не понимая, кому Вашек повторяет приглашение. - Я собирался из повозки снова собрать велосипед. И рассчитывал на твою помощь. У меня там такая куча деталей, что из них мы могли бы собрать велосипед и для тебя. - Для меня? Ты сказал - для меня? - Ну да! - Вашек повышает голос, как будто разговаривает с глухим. - Шт?вичек тоже обещал нам помогать. И папа тоже, но он в этом деле ни бум-бум. Ярда внезапно поворачивается и шагает прочь. Вашек в испуге глядит на него. Но Ярда уже возвращается обратно. - А мы могли бы позвать еще одного? - спрашивает он. - Само собой, - соглашается Вашек, удивляясь, что Ярдас кем-то дружен. - Конечно, можешь взять его с собой. Только пусть он не кричит громко, ладно? А то наши, когда решают свои задачи... - Он не кричит, - говорит Ярда. - Он пискля. Марьяна рассуждает в одиннадцатый и последний раз Словом, все обошлось. Даже лучше, чем можно было ожидать. Пип мог свалиться с дерева совсем не так удачно... Мог бы вообще не додуматься, куда исчез этот злополучный велик. В мире полно пропаж, которые так никогда и не были обнаружены. К примеру, из исправилки что ни день пропадает какой-нибудь Ярда. Вы думаете, он исправится? Или нет? А он, может, был вовсе не так уж плох. Иногда, по крайней мере. Это так же, как с трусишкой - неожиданно, вдруг трусишка совершает такой геройский поступок, что сам не перестает этому удивляться. Вот вроде наших, когда они прятали очкарика Борживоя. А тетю всегда будет мучить, что она этого не сделала. Но если бы с ней дело кончилось так же плохо, как с Борживоем, нам бы ее очень недоставало. Хотя мы, возможно, этого и не знали бы. Людям вообще не слишком-то много известно. Тем более о мире, в котором они живут. А мир этот полон не только пропавших велосипедов, но и звезд. Они настолько далеки от нас, что их никому никогда не обнаружить. А между тем они существуют. Даже самые маленькие, невидимые предметы, вещи и явления. И речь дельфинов. Наверное, где-то глубоко запрятано и мужество тех, кто все время чего-нибудь опасается. И мудрость чудаков, неисправимых, психов. Наверное, где-нибудь затерялись и хорошие концы историй, которые вообще-то закончились плохо.