яющее статус файла и делающее его обычным, скрытым, только для чтения и т.п. Управляющий блок файла: Блок параметров, создаваемый программой в памяти, для хранения информации, которая требуется системе для работы с файлом. Метод управляющего блока файла: Набор функций операционной сис- темы, позволяющий доступ к файлам посредством управляющего блока файла. Этот метод стал устаревшим после введения метода доступа с использованием дескриптора файлов. Дескриптор файла: В Бейсике или другом языке высокого уровня под дескриптором файла понимается номер буфера, с которым данный файл открывается, т.е. как #1 или #3. Номер файла: Кодовый номер, возвращаемый системой, когда файл открывается с использованием метода дескриптора файлов. Этот номер впоследствии используется для указания файла при дисковых операциях. Некоторые предопределенные номера идентифицируют дисп- лей, принтер и т.д. Метод дескриптора файлов: Метод доступа к файлам с использова- нием номера файла. Этот метод практически вытеснил ранее исполь- зуемый метод доступа с помощью управляющего блока файла. Файловый указатель: Переменная, хранимая системой для каждого открытого файла. Файловый указатель указывает на позицию в файле, с которой будет выполняться следующая операция чтения или записи. Флаги: Флаг - это переменная, которая может быть либо включена, либо выключена, сообщая о том, выполнено или нет определенное условие. Процессор имеет 16-битный регистр флагов, в котором отдельные биты служат для индикации различных аспектов работы процессора. Основной цвет: Цвет, которым символы или графические объекты выводятся на экран. Ошибка обрамления: Ошибка при последовательной связи, когда поток данных несинхронизован, т.е. биты данных, биты четности, стартовые и стоповые биты не идут в правильной последовательнос- ти. Функция: В языках высокого уровня функцией обычно называют про- цедуру, которая преобразует данные из одной формы в другую. На уровне операционной системы словом функция называют любую из процедур обработки прерывания. Точнее, определенное прерывание может выполнять несколько процедур, каждая из которых называется функцией этого прерывания (номер функции всегда помещается в регистр AH при вызове прерывания). Сами функции могут содержать ряд подфункций. Глобальный символ: Один из символов ? или *, когда они исполь- зуются в системе для указания неопределенных символов в именах файлов. H: Суффикс, обозначающий число, представленное в шестнадцатирич- ном виде, например, 0D3H. См. приложение А. Рукопожатие: Обмен предопределенными сигналами между двумя уст- ройствами для установления связи между ними. Аппаратное прерывание: Прерывание, вызываеиое оборудованием, т.е. одним из периферийных устройств, микросхемой поддержки или самим процессором. Аппаратный сдвиг экрана: Метод вертикального сдвига изображения на дисплее, основанный на изменении стартовой точки видеобуфера, а не на сдвиге содержимого буфера. Заголовок: Блок параметров, помещаемый в начало программы, драй- вера устройства или другого массива кода или данных. Зпголовок содержит информацию о коде или данных, которая важна для их ис- пользования. Например, операционная система помещает 256-байтный заголовок перед началом каждой загружаемой программы - префикс программного сегмента - и использует содержащуюся в нем информа- цию для работы с этой программой. Скрытый файл: Статус, который может быть присвоен файлу установ- кой его байта атрибутов. Скрытые файлы не выводятся при выводе каталога файлов. Устанавливаемые драйверы устройств: Драйвер устройства, который полностью интегрирован с системой, что позволяет ему использовать специальные средства проверки ошибок и управляющие средства. Счетчик команд: Регистр процессора, который указывает на прог- раммную инструкцию, которая будет выполняться следующей. Он отме- чает смещение в кодовом сегменте. Интерпретатор: Программа, которая переводит текст программы по одной инструкции за раз, немедленно исполняя ее. Интерпретаторами являются программы BASIC.COM и BASICA.COM. Прерывание: Прерывания это программные процедуры, которые могут вызываться двумя способами. Аппаратные прерывания инициируются оборудованием, например, когда нажимается клавиша на клавиатуре, то это событие мгновенно обрабатывается процессором, который выполняет требуемые действия и возвращается к прерванной работе. Программные прерывания служат для выполнения стандартных потреб- ностей программиста, таких как посылка символа на экран или прин- тер. Они предоставляются операционной системой и начинают рабо- тать, когда программа явно обратится к ним. Обработчик прерывания: Процедура прерывания. Этот термин более часто используется для аппаратных прерываний. Вектор прерывания: См. вектор. IOCTL: Управление вводом/выводом. Этот механизм, предоставляемый системой, позволяет программе взаимодействовать с драйвером уст- ройства, прямо посылая и получая управляющие строки, а не включая их в поток данных, посылаемых драйверу устройства. IRQ: Сокращение для "запроса на прерывание". Используется при ссылке на маскируемые аппаратные прерывания. Буфер клавиатуры: 15-символьная циклическая очередь, в которую прерывание клавиатуры помещает вводимые символы. Прерывание клавиатуры: Аппаратное прерывание, вызываемое, когда клавиша на клавиатуре нажимается или отпускается. Оно преобразует скан-коды, выдаваемые микропроцессором клавиатуры, в коды, ис- пользуемые программами и вставляет эти коды в буфер клавиатуры. Регистры задвижки: У EGA имеется 4 однобайтных регистра задвиж- ки, которые хранят 4 байта данных, относящихся к определенному адресу видеобуфера. Когда процессор читает из буфера, то регистры задвижки заполняются, а когда процессор пишет в видеобуфер, то содержимое регистров задвижки пересылается в соответствующие ячейки памяти. Компоновщик: Программа, которая компонует вместе объектные моду- ли программы, организуя их адреса таким образом, чтобы модули могли взаимодествовать. Даже программы, состоящие из одного моду- ля должны быть скомпонованы, поскольку компоновщик создает также код привязки. Логический номер сектора: Вместо того, чтобы указывать сектора диска как "сторона х, дорожка х, сектор х", используются логичес- кие номера секторов, которые определяют позицию сектора за счет последовательной нумерации секторов, начиная с внешней границы диска. LSB: Младший бит или младший байт. Машинная инструкция: Числовые коды, используемые процессором. Например, инструкция INT кодируется как CD, а последовательность CD 21 приводит к тому, что процессор выполняет прерывание 21H. Машинный язык: Самый низкий уровень программирования, когда программист пишет инструкции непосредственно в двоичных кодах, используемых процессором. Программирование на языке ассемблера приводит к тем же результатам с большими удобствами за счет соз- дания двоичных кодов из мнемоники типа MOV или TEST. Подпрограмма на машинном языке: Подпрограмма, написанная на языке ассемблера, которая затем ассемблирована и включена в прог- рамму, написанную на языке высокого уровня. Такие подпрограммы обычно создаются для операций, которые часто повторяются и должны выполняться очень быстро. В зависимости от того, используется ли транслятор или интерпретатор, машинные коды могут быть скомпоно- ваны с программой, включены в программу отдельными строками или отдельно загружаться в память с диска. Код нажатия: Тип скан-кода, который генерируется при нажатии клавиши (код освобождения выдается, когда соответствующая клавиша отпускается). Маркировка: Термин, используемый для последовательного сигнала, когда он имеет высокий уровень, т.е. равен логической 1. В част- ности, говорят, что сигнал асинхронной связи маркирован в проме- жутки времени между передачей элементов данных. Маска: Цепочка битов, определяющая какие из битов второй цепочки являются активными. Например, определенные аппаратные прерывания запрещаются за счет установки битов в регистре маски микросхемы контроллера прерываний. При этом прерывание 4 маскируется цепоч- кой битов 00001000B. Главная запись загрузки: Запись начальной загрузки на жестком диске. Она содержит таблицу разделов, указывающую на различные разделы диска. Каждый из разделов содержит обычную запись началь- ной загрузки, которая инициирует загрузку соответствующей опера- ционной системы. Отведение памяти: Отведение системой блока памяти для использо- вания программой. Управляющий блок памяти: 16-байтный блок параметров, создаваемый системой в начале каждого блока памяти, отведенного прогамме с помощью функций распределения памяти. Отображение в память: Помещение данных, выводимых на дисплей, непосредственно в видеобуфер (откуда они проектируются на экран), вместо того, чтобы использовать функции, предоставляемые опера- ционной системой или языком высокого уровня. Пространство памяти: Область адресуемой памяти, к которой про- цессор может иметь доступ. Для микропроцессора 8088 адресуемое простанство равно приближенно одному миллиону байтов. MSB: Старший бит или старший байт. Объектный модуль: Файл, содержащий машинный код, в котором еще не установлены относительные адреса. Компоновщик обрабатывает и объединяет объектные модкли, создавая исполняемые файлы типа EXE или COM. ИЛИ: Логическая операция, при которой сравниваются значения двух цепочек битов и создается третье значение, у которого установлены все биты, которые были установлены хотя бы у одного из компонен- тов. Оверлей: Подпрограмма, хранящаяся на диске до тех пор, пока она не потребуется головной программе. Она загружается в память по- верх одной из частей вызывающей программы. Переполнение: Переполнение происходит, когда данные в буфере или регистре стираются из-за поступления новых данных прежде, чем они были обработаны. Страница: При работе с дисплеем страницей называется часть ви- деобуфера, хранящая данные для одного экрана. Можно переключать дисплей между страницами, с тем чтобы он выводил сначала содержи- мое одной страницы, а затем другой. Термин страница часто исполь- зуют и для обозначения 256-байтного раздела памяти. Палетта: Набор цветов, доступных в определеном режиме дисплея. Код палетты: Номер, соответствующий определенному цвету из дос- тупного набора. Регистр палетты: Один из 16-ти регистров EGA и PCjr, указывающий цвет, который будет выводиться на экран, когда соответствующий код цвета указан в видеобуфере. Параграф: 16-байтная единица памяти, которая начинается на гра- нице точно делящейся на 16. Номер параграфа: Номер, определяющий положение в памяти, основы- ваясь на 16-байтных единицах. Например, параграф номер 2 относит- ся ко вторым 16 байтам памяти и когда указатель указывает на этот параграф, то он указывает на 17-й байт памяти. Параметр: Число, используемое для спецификации работы устройства, функции операционной системы или оператора языка программирова- ния. Блок параметров: Группа переменных, создаваемая в памяти для хранения информации, используемой устройством или функцией опера- ционной системы. Процесс родитель: Программа, использующая другую программу (про- цесс потомок). Бит четности: Дополнительный (9-й) бит, добавляемый к каждому байту памяти, чтобы проверять возможные ошибки при передаче. Биты четности присоединяются также к данным при последжовательной коммуникации. Синтаксический анализ: Разбиение текстовой строки на составляю- щие части. MS DOS может, проанализировав информацию в командной строке, переформатировать ее для использования функциями доступа к файлу. Раздел: Область жесткого диска. Жесткий диск может быть разбит на роазделы, с тем чтобы он использовался несколькими операцион- ными системами. Таблица разделов: Таблица, содержащая главную запись загрузки на жестком диске. Она содержит информацию о размере и положении каждого раздела. Строка пути: Строка, используемая для указания файла при доступе методом дескриптора файлов. Строка имеет тот же вид, что и при доступе на командном уровне системы. Она может начинаться с имени накопителя, может содержать имени подкаталогов, разделяемые об- ратной косой чертой и должна завершаться байтом ASCII 0, отмечаю- щим ее конец. Максимально допустимая длина строки 63 байта. Физические координаты: Координаты точки на экране дисплея, отс- читываемые от левого верхнего угла, который имеет координаты 0,0. См. также мировые координаты. Точка: Точка, выводимая в графическом режиме. В документации IBM ее называют также "pel". Указатель: Переменная, которая содержит адрес другой переменной. Опрос: Управление периферийным устройством, за счет постоянной проверки его статуса до тех пор, пока не произойдут желаемые изменения. Порт: Путь, по которому происходит обмен данными между процессо- ром и микросхемами поддержки. Порт A (порт B, порт C): Один из трех регистров, через которые программа получает доступ к микросхеме интерфейса с периферией 8255. Адрес порта: Число в диапазоне от 0 до 65535, которое адресует порт. Адреса портов отделены от адресов памяти. Доступ к портам осуществляется с помощью инструкций IN и OUT в языке ассемблера и INP и OUT в Бейсике. Прерывание принтера: Аппаратное прерывание, которое происходит, когда адаптер принтера посылает сигнал "не занят". Процедура прерывания обычно посылает на принтер следующий байт выводимых данных и возвращает управление. Таким образом можно выводить файлы на печать в то время, когда компьютер занят другой задачей. Префикс программного сегмента: 256-байтный заголовок, который система помещает перед исполняемыми файлами при их загрузке в память. Он содержит переменные, используемые MS DOS для управле- ния программой, а также место для управляющего блока файла и область переноса данных. Протокол: Система параметров и форматов данных, используемых устройством. PSP: См. префикс программного сегмента. Блок прямого доступа: Блок записей, которые считываются или записываются за одну операцию с файлом прямого доступа при досту- пе к файлу методом управляющего блока файла. Номер записи прямого доступа: Номер, вводимый в поле записи прямого доступа управляющего блока файла. Последующие файловые операции преобразуют этот номер в номер текущего блока и текущей записи. Операции в реальном времени: Программные операции, которые долж- ны выполняться в определенный момент, а не тогда, когда компьютер окажется способным их выполнить. Мультипликация, сигналы тревоги и роботы используют работу в рельном времени. Запись: Блок данных, указанного размера, являющийся единицей обмена данными при обмене с файлами. Номер записи: Число, определяющее позицию записи в файле, отсчи- тываемое от 0. В файле, содержащем записи длиной 10 байтов, за- пись номер 5 относится к 50-59 байтам файла, даже если записи с меньшими номерами не вводились. Регистр: Часть микросхемы, в которой данные хранятся и над ними производятся операции. В IBM PC большинство регистров имеет раз- мер 8 или 16 битов. Регистры процессора получают значения из памяти и хранят их, пока они складываются, умножаются и т.д. Регистры микросхемы управления дисплеем инициализируются данными, определяющими характеристики дисплея. Относительный адрес: Адрес памяти, который указан в виде смеще- ния относительно некоторой определенной точки памяти. Например, в COM-файлах переменные указываются адресами относительно начала программы. Относительные координаты: Координаты, определяемые относительно последних используемых координат. В этом случае 3,5 указывает "3 вправо и 5 вверх", а -3,-5 - "3 влево и 5 вниз". Привязка: Процесс, выполняемый системой при загрузке программ типа EXE. Система вычисляет базовые адреса (адреса сегментов) от которых будут отсчитываться все остальные адреса. Эти базовые адреса не могут быть установлены заранее до загрузки программы, поскольку позиция программы в памяти до этого времени неизвестна. Программы типа COM не требуют привязки. Заголовок запроса: Блок параметров, создаваемый системой для управления драйвером устройства. Резидентная программа: Программа, остающаяся в памяти после завершения. Система предохраняет ее от порчи другими загружаемыми программами, которые могут иметь доступ к содержащимся в данной программе процедурам через вектора прерывания. RTS: Запрос на посылку. Сигнал от коммуникационного порта к модему, указывающий, что компьютер хочет, чтобы были посланы данные. Возврат: Выражение "при возврате ..." относится к информации, которая будет содержаться в регистрах процессора после выполнения функции операционной системы. RI: Индикатор звонка. Сигнал от модема с автоответчиком порту коммуникации, который сообщает, что телефон, с которым связался модем, звонит. ROM-BIOS: См. BIOS. Корневой каталог: Центральный каталог диска. Он расположен в фиксированном месте на диске. Он может содержать список файлов, метку тома и указатели на подкаталоги. Скан-код: Кодовое число, посылаемое микропроцессором клавиатуры 8048 микросхеме интерфейса с периферией 8255 (или эквивалентной), которое сообщает какая клавиша клавиатуры была нажата или отпуще- на. Прерывание клавиатуры преобразует скан-коды в коды ASCII или расширенные коды и устанавливает статус клавиш-переключателей. Сегмент: Область памяти, размером 64K, созданная для хранения кода, данных или стека. Сегменты всегда выравнены на границу 16-ти байт, поскольку их адрес получается умножением содержимого сегментного регистра на 16. Сегментный адрес: То же, что и сегментное значение или номер параграфа. Сегментный регистр: Один из четырех регистров процессора, указы- вающий на начальную позицию сегмента памяти. Значение этого ре- гистра автоматиечски умножается на 16, с тем чтобы он указывал на одну из 16-байтных границ мегабайтного адресного пространства процессора. Имена сегментных регистров CS (кодовый сегмент), DS (сегмент данных), SS (сегмент стека) и ES (добавочный сегмент). Сегментное значение: Число, определяющее положение в памяти в 16-байтных единицах. То же, что и номер параграфа. SETBLOCK: Функция операционной системы, которая сокращает или увеличивает область памяти, отведенной данной программе. Программное прерывание: Прерывание, вызываемое инструкцией INT. Текст программы: Исходный вариант программы, в том виде как она выглядит до того, как она была оттранслирована, ассемблирована или интерпретирована. Стек: Область памяти, используемая программой для временного хранения данных. Последний элемент, помещаемый в стек, забирается оттуда первым. Доступ к стеку более быстрый, чем к переменным. Сегмент стека: Область памяти, отводимая для хранения стека. Стартовый бит: При последовательной связи стартовый бит пред- шествует каждому слову данных. Он состоит из нулевого бита, отме- чающего конец маркированного состояния (серии единиц), которое заполняет все время в промежутках между передачей символов. Начальный кластер: Первый кластер, с которого файл записывается на диск. Элемент каталога файлов указывает на начальный кластер, а таблица размещения файлов хранит информацию о последующих клас- терах, используемых файлом. Начальная строка: Строка матрицы символов, на которой начинается изображение курсора. Например, для монохромного дисплея строка текста состоит из матрицы высотой в 14 строк, которые пронумеро- ваны от 0 до 13. Для обычного курсора номер начальной строки - 12, а конечной - 13. Байт статуса: Ячейка памяти, содержащая цепочку битов, описываю- щую текущий статус устройства. Регистр статуса: Регистр ввода/вывода, содержащий цепочку битов, описывающую текущий статус устройства. Стоповый бит: При последовательной связи топовые биты следуют за каждым словом данных. Они переводят коммуникационную линию в маркированное состояние и оставляют ее в этом состоянии на мини- мальное время, которое должно пройти, прежде чем можно послать следующее слово. Конечная строка: Строка матрицы символов, на которой кончается изображение курсора. См. начальная строка. Подкаталог: Каталог, который ничем не отличается от корневого каталога, за исключением того, что он хранится на диске как файл, а не в абсолютных секторах диска. Корневой каталог может содер- жать элементы, указывающие на подкаталоги, а они, в свою очередь, могут содержать элементы, описывающие другие подкаталоги. Подфункция: Одна из нескольких процедур, которые могут выпол- няться данной функцией операционной системы. В то время как номер функции всегда помещается в AH, номер подфункции надо поместить в AL перед выполнением прерывания. Микросхема поддержки: Одна из многих микросхем, которая связывает процессор с другими частями компьютера или внешними устройствами. Наш словарь начинается со списка микросхем поддержки, обсуждаемых в данной книге. Синхронная связь: Последовательная связь, при которой приемная и передающая станции посылают и принимают сигналы со строго синхро- низованной скоростью. Системные часы: Кристалл, генерирующий импульсы определенной час- тоты, которая определяет работу всех устройств, в том числе и микросхемы таймера 8253. Системный файл: Специальный статус, присваиваемый файлу пос- редством байта атрибутов. Он отмечает файлы, являющиеся частью операционной системы. Орнамент: Заполнение области графического дисплея определенной картинкой, а не одним цветом. Счетчик времени суток: Переменная в области данных BIOS, которая постоянно увеличивается прерыванием таймера. Ее значение исполь- зуется операционной системой для вычисления времени суток. Таймаут: Выражение, используемое при операциях ввода/вывода, указывающее, что периферийное устройство не действует. Прерывание таймера: Прерывание, инициируемое микросхемой таймера 8253 18.2 раз в секунду. Каждый раз это прерывание увеличивает счетчик времени суток BIOS. Дорожка: Кольцо на диске. Дискета емкостью 360K разделена на 40 дорожек, каждая из которых делитсяч радиально на 9 секторов. Дерево каталогов: Система подкаталогов, организованная как ветви дерева, в которой на каталоги первого уровня имеются ссылки в корневом каталоге, а те, в свою очередь, содержат ссылки на ката- логи более низкого уровня. Частота автоповтора: Скорость с которой клавиша клавиатуры пов- торяет посылку кода, когда она держится нажатой. Вектор: Четырехбайтный адрес процедуры прерывания в памяти. Старшие два байта дают сегмент, а младшие два байта - смещение. Таблица векторов: Таблица указателей. Вектора прерывания содер- жатся в 256 четырехбайтных полях, занимающих младшие 1024 байта памяти. Каждое поле содержит адрес процедуры прерывания. INT 0 указывается первым вектором, INT 1 - вторым и т.д. Видеобуфер: Область памяти, отведенная для хранения информации, выводимой на экран. Например, цветной графиечский адаптер исполь- зует буфер размером 16K. Микросхема управления дисплеем постоянно сканирует буфер, декодируя его содержимое и проектируя его на экран. Массив ворот дисплея: Микросхема видеосистемы PCjr, содержащая ряд управляющих и статусных регистров, включая регистры палетты. Метка тома: Специальный элемент корневого каталога, обеспечиваю- щий возможность идентифицировать диск 11-байтным именем. Слово: Вообще говоря, словом называется основная единица данных, используемая микропроцессором. В данной книге этот термин всегда относится к двухбайтной величине. Мировые координаты: Система координат экрана, определяемая прог- раммой, которая устанавливает диапазон значений координат x и y, которые могут включать или не включать отрицательные значения. Например, левому и правому краю экрана могут быть присвоены коор- динаты -100 и 100. Эти коордтинаты накладываются на систему физи- ческих координат экрана, в которой левый верхний угол всегда определяется значениями x = 0 и y = 0 и в которой используются только положительные значения. XON/XOFF: Метод установления связи при последовательной связи, который использует коды ASCII 17 и 19, соответственно, для сигна- ла передающей станции, что она должна возобновить или приостано- вить передачу. Они используются, когда данные поступают слишком быстро и программа не успевает их обработать. Исключающее ИЛИ: Логическая операция, при которой сравниваются битовые цепочки двух значений и создается третье значение, в котором установлены только те биты, для которых только один из сравниваемых значений был установлен.