<< <  > 

6. Транспортные и визовые вопросы

"Благодарим вас за то, что вы решились на этот полет..."
Приветствие командира самолета
Дели - Москва, 16 сентября 2001 г.

Для получения туристской визы в Индию на срок менее 3 месяцев требуется загранпаспорт, заполненная анкета в 2 экземплярах с фотографиями, билеты в оба конца либо распечатка брони, и сбор, эквивалентный 40 долл. США. Анкеты можно получить непосредственно в консульском отделе посольства Индии в РФ по адресу: Москва, ул. Воронцово Поле, д. 6-8, либо в Интернете. Прием заявлений по рабочим дням с 10:00 до 12:30 часов, выдача виз (если не возникает осложнений) с 17:00 до 18:00. Адреса консульств Индии в других городах РФ можно узнать на Web-сайте посольства.

В анкете требуется указать имена и адреса двух гарантов (references) - одного в РФ и одного в Индии. Это требование носит, в основном, формальный характер. Можно вписать любого гражданина Индии - например, святого Саи-Бабу - но во избежание лишних вопросов следует включить в маршрут поездки город, где он проживает.

Для перелета из Москвы в Дели был выбран рейс Аэрофлота по причине минимальной цены билетов - 534 долл. США в оба конца (с фиксированной датой). Расписание полетов может варьироваться со временем (и, вероятно, будет изменяться в результате общего кризиса авиаперевозок после терактов и катастроф осенью 2001 г.), однако глобальные изменения маловероятны. Скорее всего, они так и будут отправляться из Москвы вечером и прибывать в Дели глубоко ночью по местному времени. Обратный рейс отправляется из Дели на рассвете и прибывает в Москву в 9-10 часов утра.

Рейсы из Дели в Лех выполняют местные авиакомпании, но только на одну из них - Indian Airlines - теоретически можно взять билеты непосредственно в Москве. Практически же места на ее рейсах либо не даются, либо все бронируются надолго вперед. На остальные авиакомпании места можно только забронировать, выкупать их приходится непосредственно в Дели. Мы летели рейсом авиакомпании Jet Airways, стоимость билета в один конец 5270 руп. (около 115 долл. США). Как обычно в высокогорных районах, все рейсы выполняются рано утром, когда плотность воздуха максимальна. Большую помощь в выборе рейсов оказало бюро путешествий Iron Axe, специализирующееся на подобных экзотических маршрутах для любителей активного отдыха:

Москва, Мытная ул., д.16, оф. 109
тел./факс 230-11-49, 230-00-00
e-mail windclub@windclub.ru
http://www.windclub.ru

При выборе рейса необходимо иметь запас времени в Дели на случай задержки прибытия, на пограничные и таможенные формальности, дорогу от международного терминала до местного, оформление билетов и регистрацию. Терминалы расположены по разные стороны летного поля, расстояние между ними около 12 км. В дневное время между ними ходят автобусы - бесплатные (shuttle) и коммерческие (coach), но путь может занять до полутора часов из-за пробок. Ночью единственным видом транспорта остается такси. Местных терминалов, строго говоря, два (A и B), расстояние между ними менее километра, но в спешке с рейса на рейс разбираться с ними может оказаться некогда. Желательно заранее знать, на каком терминале обслуживается ваша авиакомпания; впрочем, местные таксисты, как правило, знают это достаточно хорошо, достаточно назвать им компанию. Предварительно необходимо обменять достаточную сумму денег для оплаты, как минимум, такси и местных авиабилетов. Кассы находятся прямо в фасаде местных терминалов, вход внутрь здания только по билетам.

В нашем случае самолет прибыл в Дели с опозданием, когда до вылета местного рейса в Лех оставалось всего 2 часа. Неорганизованность на границе (не оказалось въездных анкет) и ночное время усугубили ситуацию. Пришлось брать первое попавшееся такси без торга за 400 руп. На местный терминал прибыли за 40 мин. до вылета, однако этого времени хватило на оформление билетов и регистрацию.

Альтернативные виды местного транспорта - автобусы и такси. Регулярные автобусы в Индии почти всегда заполнены до предела, едут медленно и весьма некомфортабельны. Существует большое число частных автобусов - люксов и полулюксов - курсирующих между Дели и Манали, Манали и Лехом. Билеты на них можно приобрести в туристических компаниях в любом из этих городов. Некоторые компании имеют собственные автобусы, другие перепродают услуги сторонних перевозчиков. Дорога от Дели до Манали занимает 16-18 часов (возможно, несколько меньше после строительства новой автострады Дели - Чандигар), от Манали до Леха - 2 дня с ночевкой в Дарче или Серчу-Сарае. Пользоваться ими нам не довелось, поэтому более подробной информацией не располагаем.

Такси можно взять непосредственно на стоянке, либо заказать через турфирму. (Правда, маловероятно, чтобы делийские таксисты согласились немедленно ехать столь далеко - не стоит удивляться, если подготовка в выезду займет слишком много времени.) В крупных городах и туристских центрах (включая Лех и Манали) действуют хорошо отлаженные профсоюзы таксистов, имеющие централизованное руководство и фиксированные цены - как при найме машины непосредственно на стоянке, так и при заказе через турфирмы. В более мелких городах (Кьеланг, Каргил) столь жесткого контроля нет. При разговоре непосредственно с таксистом можно торговаться в небольших пределах - 5-10% от официальной цены. Очевидно, эта же маржа составляет прибыль турфирм.

Из-за узких дорог и интенсивного движения скорость движения такси ненамного выше, чем у автобуса-экспресса. Дорога от Манали до Дели занимает 14-15 часов, от Манали до Леха - те же 2 дня. Везде используются машины одних и тех же нескольких типов, вместимостью 4-5 пассажиров с вещами. Однако следует учитывать, что в длительные поездки, как правило, отправляются 2 водителя. Некоторые расценки: Манали - Лех 9000 руп., Манали - Дели (аэропорт) 6000 руп. в один конец. Цена может различаться у таксистов, работающих с разных сторон одного маршрута. Так, такси Дели - Манали в апреле 2000 г. обошлось нам в 170 долл. США.

В г. Манали аэропорта нет. Ниже г. Кулу находится аэропорт Бхунтар (Bhuntar), из которого осуществляются регулярные полеты в Дели. От него до Манали 2-2,5 часа езды.

Общее построение путешествия в направлении от Леха к Манали и выбор такси для возвращения в Дели были обусловлены следующими причинами:

Выезд из Манали в Дели целесообразно назначить на 9-10 часов утра, чтобы прибыть в Дели около полуночи, когда интенсивность уличного движения в городе начинает спадать. (Аэропорт находится к югу от Дели, так что по дороге к нему приходится объехать весь город.) Весьма часто таксисты разбивают этот длинный путь на два этапа с пересадкой в г. Чандигар (Chandigarh), где меняется водитель и машина. Паниковать по этому поводу не следует.

При такой организации отъезда пребывание в Дели практически исключается и сводится к нескольким часам, проведенным в аэропорту. Эта схема использовалась нами и в 2000, и в 2001 г. За несколько дней до вылета желательно позвонить в представительство Аэрофлота в Дели и повторно подтвердить (reconfirm) места, а также узнать о возможных изменениях. Регистрация в аэропорту Дели начинается за 3-4 часа до вылета и происходит весьма медленно. Перед регистрацией на рейсы некоторых авиакомпаний необходимо оплатить аэропортовый сбор в рупиях; на Аэрофлоте он заранее включен в стоимость билета.


<< <  >