<< <  >

Р. Ока
Лоция и техническое описание

Схемы р.Ока 1 2 3 4 5 6 (уменьшено)
Схемы ущ.Орхо-Бом 1 2 3 4 5 6 (уменьшено)

К моменту выхода в Оку вода в ней упала до нормы и продолжала постепенно падать. В конце ущелья Орхо-Бом уровень воды был уже ниже среднего. На участке до устья р. Хойто-Ока за основу взята исключительно подробная, но чрезмерно многословная лоция из отчета байдарочной группы под рук. О.Дерябина [8]. Карта ущелья Орхо-Бом, приведенная в этом отчете, столь подробна, что структура большинства препятствий не нуждается в дальнейшем описании.

Для нижнего участка Оки существует несколько лоций с различной нумерацией препятствий, однако по существу он не нуждается в столь подробном описании. Приведенные для этого участка схемы взяты из отчета [7], который, однако, не является первоисточником.

Следует отметить, что большинство препятвий Оки в целом и ущелья Орхо-Бом, в частности, имеет характер крупногалечных перекатов. Их состояние существенно зависит от уровня воды, а структура постепенно меняется со временем из-за перемывания русла.

На протяжении нескольких километров после устья Жомболока на Оке продолжается лавовый каньон. Простые шиверы, валы до 0,7 м. Далее многочисленные разбои, протоки. По берегам поселки, отдельные фермы и дома до самого ущелья Орхо-Бом. Перед входом в ущелье, в районе о.Тухурен-Тала, основной протокой является левая. Ходовое время от устья Жомболока до входа в ущелье около 3 часов.

1-4. Шиверы, валы до 0,5 м. За шиверой 5 слева хорошая стоянка.

5 "Трех Геологов". Горка с прижимом к правому берегу, валы до 1 м. Опасна, в основном, сбойка основной струи, идущей вдоль берега, с широкой, сильно турбулентной струей, скатывающейся с горки. На этой сбойке развитая вертикальная турбулентность - воронки, поганки - ощутимая для малых судов. После просмотра по левому берегу прошли походным порядком. Участник Валяева перевернулась и была выловлена ниже порога активной страховкой.

6-7. Шиверы, валы до 0,5 м.

8. Шивера, валы до 1 м.

9 "Пронеси Господи - 1". Прямая труба с валами до 1,5 м. Начинается сразу за правым поворотом. Просмотр с левого берега. Слева перед порогом хорошо заметная отмель и улово, но ручей виден плохо. Участник Валяева порог обнесла, остальные после просмотра прошли походным порядком.

10 "Каландарашвили". Простая шивера-горка с прижимом к скале левого берега. В скале опасные карманы. Не ища приключений на свою голову, прошли с ходу с правой стороны горки.

11. Простая шивера, валы до 0,5 м.

12 "Окинский". В нынешнем году оказался сложнейшим порогом ущелья, хотя в 1994 г. (по более высокой воде) уступал пор. "Мельница". Начинается за левым поворотом. Просмотр по правому берегу, чалка к галечной отмели в начале поворота. Валы до 2 м. Кульминация порога - в первой трети. Ближе к правому берегу здесь расположен котел глубиной 2 м, в который затаскивает течением с трех сторон; ближе к левому - валы до 2,5 м, но сначала более широким кажется проход между котлом и правым берегом. Участник Валяева порог обнесла. Участники Юрин, Титова шли тандемом со взаимной страховкой. Попытка обойти котел справа не удалась обоим, но сам котел прошли успешно. Со второй попытки Юрин (при страховке с воды ниже порога) без труда обошел котел слева. В конце порога неприятные пульсирующие валы до 1,5 м.

Для сравнения можно заметить, что в 1994 г. в пороге имелись только валы до 1,5 м и несколько мощных бочек в середине. Справа существовал относительно чистый проход, в котором было трудно, но возможно удержаться.

13 "Бурятский". Отделен от пор. "Окинский" спокойным плесом 200-300 м. Просмотр слева по отмели. Горка с прижимом вправо; после горки неприятный котел 1,5 м, который легко обходится с левой стороны. На выходе прижим к выступу правого берега, на траверзе него - пульсирующие валы до 1,5 м (в 1994 г. вместо них также было два мощных котла). Участник Валяева порог обнесла, Юрин и Титова прошли походным порядком. Через 300-400 м, на правом повороте, слева песчаная отмель и хорошая, но сильно загаженная стоянка.

14. Шивера, валы до 1 м.

15 "Пронеси Господи - 2". Простая горка с прижимом к выступу скальной стенки правого берега. Струя раздваивается, часть воды уходит в бифуркационное улово направо. Опасен и сложен только для тяжелых малоподвижных судов. Прошли с ходу.

16-19. Шиверы, валы до 1 м.

20. Шивера, на выходе валы до 1,5 м.

21. Шивера, валы до 2 м.

22 "Ары-Бурье". Длинная шивера с беспорядочными валами, в конце - прижим к левому берегу. Наиболее высокие пульсирующие валы до 1,5 м - выше прижима, легко обходятся справа. Прошли походным порядком.

23-30. Шиверы. Валы до 1 м, местами до 1,5 м, отдельные бочки до 1 м.

31. Шивера у галечного островка. В основной правой протоке - неприятная турбулентная сбойка основной струи с боковой, сливающейся с галечной горки. Несколько напоминает пор. "Трех Геологов", но в меньшем масштабе.

32-35. Шиверы, валы до 1 м. В конце шив.35 - котел 1 м в прижиме у левого берега.

36 "Харагольский - 1". Начинается от устья р. Харагол. Валы до 1,5 м. (По нормальной воде - до 2 м.) На входе слева бочки до 1 м, на выходе пульсирующие валы. Просмотр по левому берегу. Участник Валяева порог обнесла, остальные после просмотра прошли походным порядком.

37. Шиверы, валы до 1 м.

38 "Харагольский - 2". Начинается на местном левом повороте, просмотр справа по галечной отмели. Прямая труба с валами до 1,5 м. (По нормальной воде - до 2-2,5 м.) Прошли походным порядком.

39-50. Шиверы. Валы до 1,2 м, на выходе из некоторых препятствий - пульсирующие валы и бочки до 1 м.

51-54. Шиверы, валы до 0,5 м.

55-58. Шиверы, валы до 1 м. При наличии прижимов за ними у внутреннего берега образуется улово с мощными поганками, проход по внутреннему краю основной струи.

59 "Мельница". Порог-перекат в основной левой протоке. Просмотр по острову, чалка - на приверхе острова чуть правее точки разбоя. Горка с общим падением 1,5 м, валы до 1,5 м, ближе к правому берегу - пульсирующие валы и бочки, на выходе прижим влево. Участник Валяева порог обнесла, остальные после просмотра прошли походным порядком.

В 1994 г. этот порог был заметно сложнее остальных, содержал несколько 2-метровых бочек, которые надо было обходить.

60-69. Шиверы, аналогично 55-58. В районе препятствий 62-63 ущелье расширяется, по обоим берегам хорошие стоянки. Встретились первые рыбаки на моторках, приплывшие снизу.

70 "Центрифуга". Галечная горка слева направо и прижим к правому берегу. Валы до 1 м, на выходе пульсирующие валы до 1,5 м. Легко обходятся слева по улову. Прошли с ходу.

В 1994 г. на выходе, при сбойке двух струй - основной и отраженной от скалы - образовывалась винтообразно закрученная струя, в которой перевернулся один из каяков.

71 и далее. Шиверы, валы до 1 м. Ниже устья р. Хойто-Ока стоянки плохие.

Далее следуют изолированные шиверы с валами до 1 м, в основном заканчивающиеся в районе рек Б. и М. Слюда. Несколько шивер расположены ниже. Местонахождение отдельных препятствий не соответвует указанному на карте. Отдельного упоминания заслуживают два правых прижима (123' и 127'' по прилагаемой карте).

123'. Перед прижимом левый поворот, один крупный и несколько мелких островов. Высокая скала правого берега - рыжего цвета (все остальные скалы серые). Цепочка чистых валов до 1,5 м заканчивается бочками до 1,5 м (по нормальной воде - до 2 м), не угадываемыми с наплыва.

127''. Прижим к скале правого берега выше устья р. Хульцой; ориентирование по поворотам реки. На выходе массив пульсирующих валов и бочек до 1 м.

Много местных рыбаков на моторках, отношение нейтральное. Ниже Арзомской шиверы горы резко кончаются, здесь много стоянок рыбаков и куротников, по правому берегу появляется дорога. От пос. Левый Сарам основная протока левая, переходит в основную правую сразу после пос. Бахвалово (с воды не виден). Пос. Верхнеокинский расположен в стороне от реки и с воды также не виден. Перед поселком река собирается в одно русло. С правого берега к реке подходит лесистый кряж Толстый мыс, издалека видный среди равнинной местности. За мысом галечный перекат слева направо, на левом берегу видны моторки, сарайчики, остатки катамаранных и плотовых рам. Здесь, на береговой террасе - традиционное место завершения маршрута.