<< <  > 

Р. Жомболок - р. Ока

Местный транспорт

Как уже было сказано, поселок Мурино находится на трассе Култук-Монды. Участник Степанов в силу ряда обстоятельств был вынужден прекратить маршрут и уехал попутной автомашиной в Слюдянку. Оставшаяся часть группы направлись в Монды и далее в пос. Саяны.

К сожалению, нам пришлось ловить попутку не в самое удачное время - в пятницу вечером. Начало дня ушло на сплав, перепаковка багажа в транспортное состояние заняла несколько больше времени, чем предполагалось, закупка продуктов на вторую часть маршрута оказалась еще более длительной, поскольку центр поселка со всеми магазинами находится примерно в 1,5 км от моста в сторону Култука. (Подробнее о материальном обеспечении похода см. в четвертом разделе.) Почта как закрылась на ранний обед, так и не открывалась более, в результате чего мы не смогли своевременно отправить телеграмму об изменении состава группы и о возможной задержке на финише. (Отставание от графика к этому моменту составляло 2 дня.)

Наконец, простояв на дороге около полутора часов, поймали трейлер КАМАЗ, везший кирпич на какой-то рудник на р. Сусер. ГАИ здесь уже не так свирепствует, и мы без труда разместились втроем в кабине, скрашивая одиночество водителя-дальнобойщика. В пос. Кырен сделали остановку для закупки недостающих продуктов. Четырехчасовая поездка до пос. Монды (около 150 км) обошлась нам в символические 100 т.руб. и задушевный разговор.

Качество дороги неравномерное, хорошие асфальтированные отрезки чередуются с грейдером, разрушениями от наводнения еще 1994 г. и реконструируемыми участками.

За пос. Монды от заставы почти до развилки на Орлик вытянулась целая улица новых домов, а на развилке, где раньше обычно стояли туристы, построена АЗС. Туристы же теперь высаживаются примерно на 1 км дальше по дороге на Орлик, где к ней слева подходит небольшой лесочек. Это место более уютное, здесь есть (пока) дрова, правда, за водой приходится ходить довольно далеко - либо вниз к Иркуту, либо назад к небольшому пересыхающему ручейку, пересекающему дорогу возле развилки.

Поиски машины в Мондах оказались простым, но небыстрым делом. Прямо в центре поселка быстро обнаружились местные извозчики, промышляющие в это время доставкой туристов в Орлик. Было еще несколько машин, которые в принципе собирались ехать в Орлик в ближайшие дни, но не сегодня.

Стоимость поездки до Орлика составляет 1-1,5 млн. руб. плюс горючее. Сетуя на малочисленность нашей группы и малую вероятность того, чтобы в этот же день приехали еще туристы, удалось договориться по минимуму - 1 млн. руб. за ГАЗ-66 и 200 тыс. руб. на бензин. Дальше по дороге на Орлик заправок нет. Сборы были неторопливыми, выехали только в третьем часу.

Ехать наши извозчики согласились лишь до Орлика. Паром на Оке за Орликом, по их словам, не работает из-за высокой воды. После длительных препирательств удалось договориться, что они завезут нас дальше, насколько смогут. В результате они высадили нас на берегу Оки примерно в 1,5 км не доезжая парома и дальше везти категорически отказались. Судя по вскользь брошенным словам "нам там светиться ни к чему", это было связано с какими-то местными разборками.

Паром, как выяснилось, ходит, но вода столь высока, что грузовые машины не могут на него въехать. (УАЗ, например, может - но нам от этого не легче.) У парома стоит пара машин, водители не вполне трезвые и везти (когда можно будет переправиться) соглашаются только за водку, которой у нас к тому времени уже не было. Паром должен заработать вроде бы в ближайшие дни, но когда именно - неизвестно.

Наутро паром не заработал, а все, кто был еще способен передвигаться на задних конечностях, переправились на другой берег резать оленей. Их специально пригнали сюда из Тувы на продажу; для сравнения с ценами на извоз можно отметить, что целый олень (более центнера мяса) стоит здесь 550 тыс. руб. Сочтя положение бесперспективным, мы побросали вещи в каяки и осторожно-острожно, стараясь не забрызгать тщательно просушенные спасжилеты, стекли по Оке до пос. Саяны.

Поиски трактора в поселке оказались нелегкими, так как практически весь транспорт и большая часть трудоспособного населения были заняты на сенокосе на отдаленых угодьях. Насчет дороги по Жомболоку выше Шарзы не удалось узнать ничего определенного. Поначалу местные жители отрицали также возможность заехать по Сенце выше пос. Шаснур, и нам пришлось продемонстрировать, что эту дорогу мы знаем не хуже них. В конце концов удалось договориться о заброске до предпоследнего зимника Шартала (?) - последнего перед ручьем Дээдэ-Хутэл - где жили родственники тракториста. Стоило это удовольствие 300 т.р. В принципе, дорога идет и далее, и качеством она ненамного хуже, чем на предыдущем участке, однако, подойдя к зимнику, она огибает его по склону и дальше круто спускается вниз. Ехать через эту горку с тяжелым прицепом без тормозов тракторист побоялся, мы же и не настаивали. Тропа на пер. Дээдэ-Хутэл-Дабан, судя по карте, должна была начинаться где-то посередине между двумя фермами, и ее еще предстояло найти; вещи же мы хотели оставить на ферме под присмотром ее хозяев, поскольку прятать что-либо в этой населенной долине было бессмысленно.

Вслед за нами на ферму приехал "Урал", направлявшийся на Хойто-Гол. Несмотря на настойчивые предложения составить компанию, мы отказались по трем причинам. Во-первых, нам надо было еще договориться с хозяевами фермы о хранении вещей; во-вторых, длительная езда по плохим дорогам уже изрядно утомила нас, и мы бы предпочли прогуляться немного пешком; в третьих, состояние водителя было весьма далеким от трезвого. На следующий же день этот "Урал" благополучно проехал обратно.

Душевно пообщавшись с хозяевами, обсудив погоду, сенокос и недавний визит Лужкова в Бурятию, мы оставили на ферме лодки, сплавное снаряжение и продукты на водную часть похода. О деньгах за хранение речь не шла, но впоследствии мы оставили хозяевам старый 20-метровый спасконец, который был с благодарностью принят.

Завершается сплав в пос. Верхнеокинский. Здесь также развит извоз для туристов. Прежде чем мы успели разгрузить каяки, подъехал местный житель на мотоцикле, предложивший ЗИЛ-131 до ст. Зима (91 км) за 500 т.р. с двух групп - нашей и екатеринбургской из 5 человек. Решив, что такая цена чрезмерно высока, мы направились в поселок и, несмотря на позднее время, без труда нашли крытый ГАЗ-66 за 350 т.р. (В северном конце поселка, практически у выезда из него. Машина, как мы поняли, принадлежит семье продавщицы местного магазина.) Дорога до Зимы наполовину заасфальтирована, ехать около 2 часов.

На ст. Зима приехали около 23 часов. Билетов на ближайшие поезда на восток не было, ближайший поезд на запад - "Россия", проходящий около 6 часов утра по местному времени. Учитывая вероятность потери еще 1-1,5 суток в Иркутске в ожидании самолета, мы предпочли ехать поездом.


<< <  >