<< <

Приложение

Техническое описание верховьев р. Курчум
и 1 ущелья р. Кальджир
(по отчету В. Губко, г. Челябинск)

В связи с тем, что описание верховьев р. Курчум по летнему уровню воды в библиотеке МГЦТК отсутствует, а прохождение 1 ущелья описано лишь в весьма малосодержательном отчете Мельникова [6], мы приводим описание этих участков, составленное по отчету челябинской группы 1990 г.

1. Пешие подходы к р. Курчум от пос. Катон-Карагай.

Схема (уменьшено)

От поселка вверх по долине р. Сарымсакты идет дорога до охотничьей избушки (15 км). Дорога доступна для автомашин повышенной проходимости. Избушка находится практически на границе леса, далее по долине лес есть только местами на склонах.

От избушки следует идти вдоль реки по телефонной линии по направлению к видимой впереди горе в форме усеченного конуса. Линия идет от Катон-Карагая в Маркакольский район. У подножия горы долина раздваивается. Река течет из левой по ходу долины, туда же уходит телефонная линия. Идти следует в долину притока (правую по ходу). Дорога поднимается на склон горы. От избушки до подножия горы 35 мин. хода.

Дальнейший путь лежит по дороге вдоль ручья, преодолевая несколько крутых взлетов. Общее направление - на запад. От подножия горы до перевала 1 ч 45 мин. хода. За 10 мин. до перевала скотопрогонные тропы отходят от дороги и круто забираются на левый по ходу склон долины. Это путь на перевал Мамитек, ведущий в самые истоки Курчума. Путь в долину р. Становой проходит в прежнем направлении - на запад, на широкую перевальную седловину.

От перевала до долины р. Становой 50 мин. хода. Долина реки широкая, плоская, безлесная. Далее по левому берегу р. Становой идет тропа. Лес появляется только через 2 ч 05 мин. хода. В этом месте река выходит из прорыва древней морены и достаточно полноводна для сплава.

Далее по левому берегу тропы нет, она поднимается на сопки и спускается к переправе через р. Курчум в 5 км выше устья Становой. По правому берегу тропа есть, но переправиться в этом месте, по словам челябинцев, невозможно. Можно предположить, что переправляться следует выше. Пройдя вниз около 1 ч, они нашли брод и переправились.

Далее 35 мин. хода по хорошей тропе до места, где дорога спускается с крутого левого берега, пересекает реку и поднимается на седловину правого борта долины. Видимо, она переваливает в долину р. Хлебной. Возможно, она есть по склону где-то выше. Путь вдоль реки сложен и занимает 1 ч 55 мин.

В устье Становой огромная поляна, вдоль воды еловый лес. Поставить лагерь можно прямо на стрелке или в 200 м ниже.

(От себя добавим, что сейчас в верховьях Курчума и на плато ведется интенсивная хозяйственная деятельность, и, возможно, существуют варианты подъезда на автомашине ближе к началу сплава. По непроверенным данным, этот район можно проехать насквозь от ур. Каражир до пос. Катон-Карагай).

2. Верхняя часть р. Курчум

Уровень воды - средний для конца июня.
Нумерация препятствий начинается от устья р. Становой.

1. Пор. Стартовый. Находится в 100 м ниже устья р. Становой, за лесистым островом. У правого берега крутой слив с обливной плиты, в центре слив пологий.

2. Участок шивер до устья р. Хлебной.

После р. Хлебной шиверы упрощаются и переходят в тихий плес. Перед левым поворотом течение практически отсутствует. За поворотом видно сужение долины, образованное отходящим от левого борта долины увалом. Правый берег - крутая осыпь. Чалка к левому берегу напротив (?) огромной поляны для осмотра порога-водопада.

3. Входная часть порога-водопада. Начинается в месте подхода к реке лесистого левобережного увала. В начале шивера, которая затем переходит в порог с прямыми сливами-ступеньками. Заканчивается перед правым поворотом.

4. Пор. Опасный Поворот. Начинается непосредственно после участка 3. На правом повороте крутой слив 1,5 м с торчащими в нем зубьями. Через 50 м навал на левобережную глыбу, перед ним серия невысоких сливов. Порог заканчивается за левым поворотом.

5. Участок быстротока с невысокими сливами. Длина 500 м. В конце участка с правого берега подходит распадок, а на склоне левого берега - естественная просека шириной 10-15 м.

В 1990 г. в препятствии 4 застряло огромное бревно. Чалку непосредственно перед ним челябинцы сочли ненадежной и рискованной, а обнос в этом месте - слишком сложным из-за крутых склонов, заросших густым кустарником. Поэтому они обнесли участок 3-5 по тропе левого берега. Тропа начинается от поляны, к которой надлежит зачалиться, и поднимается влево на увал. Набор высоты 150 м, тропа хорошая. Наивысшая точка лежит над порогом Опасный Поворот. Далее тропа спускается по обширным полянам к охотничьей избушке за преп. 8. Общая длина 3 км. Спускаться к реке непосредственно за преп. 4 нецелесообразно, поскольку склон крут, покрыт густым еловым лесом, а участок 5 не представляет большого интереса. Следует пронести суда дальше, до большой поляны, и спуститься к реке по естественной просеке.

6. Порог длиной 250 м. Начинается непосредственно за участком 5, Представляет собой серию сливов-ступенек высотой до 1 м с пенными ямами. Заканчивается у начала левобережной полки, обрывающейся к реке осыпью. Здесь же начинается преп. 7.

7. Пор. Стена. Расположен в левой протоке русла, разделенного лесистым островом. Правая протока мелководная, в нее впадает ручей. Начинается серией сливов между расположенными в шахматном порядке валунами. Левый берег - крутая осыпь, над ней полка. У окончания острова, перед левым поворотом - слив высотой до 2 м сложной структуры. Левая часть - в косых воротах, правая образована крутым сливом с обливной плиты. За сливом прижим к скале правого берега, слева каменистая гряда, удобная для чалки.

8. Порожистый участок от преп. 7 до охотничьей избушки. Изобилует крутыми сливами, пенными бочками. Длина около 500 м.

9. Участок от охотничьей избушки до устья р. Пареночной. Река еще достаточно порожиста, в русле крутые сливы, валы. Ближе к устью Пареночной порог переходит в шиверу.

Далее до устья р. Сорной препятствий нет. Перед устьем Курчум собирается в одно русло после разбоев, на левом берегу песчаный пляж, на правом - нависающая над водой скальная стенка.

3. 1 ущелье р. Кальджир

Уровень воды - средний для начала июля.

Разбиение ущелья на отдельные участки и наименования этих участков по челябинской лоции отличаются от описания ущелья, сделанного Яниным. Мы будем придерживаться челябинского варианта, поскольку он более подробный и ориентирован на прохождение ущелья (тюменцы его оба раза обносили). Справедливости ради следует заметить, что первопрохождение ущелья совершили не челябинцы, а группа Мельникова в 1978 г.

Нумерация препятствий по челябинской лоции начинается от истока Кальджира. Препятствие 1 находится на участке реки выше 1 ущелья.

2. Первый порог ущелья, длина 200 м. На входе - серия сливов между надводными камнями. В середине порога у обоих берегов застрявшие бревна, но проход они не загораживают. После них - серия сливов через обливные камни в сужении русла. Сразу за ними справа небольшое улово, удобное для чалки. Разведку проводили по левому берегу.

3. Короткий крутопадающий порог, начинается за преп. 2. Серия крутопадающих сливов в сужении русла, образованном скальным левым берегом и огромными глыбами на правом.

4. Пор. Шлагбаум. Начинается сразу за преп. 3. Примечателен бревном, перегораживающим все русло на высоте 1 м над водой. Длина порога 200 м. В пороге крутые сливы до 1 м, в том числе прямо под деревом. После дерева навал на камень у левого берега.

5. Порог длиной 200 м. Крутые сливы до 1 м между надводными и обливными камнями.

Разведка преп. 3-5 по правому берегу.

6. Первый участок каскада водопадов. Начинается в 300 м после преп. 5 и является наиболее фатальным непроходом. Вода мечется между огромными глыбами, местами из воды торчат бревна. Длина участка 500 м. При подходе с наплыва видны крупные глыбы, русло не просматривается, слева в воде ствол огромной ели. Чалка к правому берегу.

7. Красивый порог-водопад перед устьем пересохшего ручья. Представляет собой пенную горку с перепадом не менее 4 м, далее быстроток с навалом на камни правого берега. Порог хорошо виден со склона сухого распадка.

Преп. 6 и 7 челябинцы обнесли по правому берегу. Обнос по крутому склону, покрытому курумником или колючими кустами, весьма трудоемок. За устьем распадка на правом берегу есть поросшая осинником полка, пригодная для ночевки.

8. Порог за устьем распадка. Начинается напротив полки. В русле большие глыбы, крутые сливы. Порог заканчивается перекрывающей почти все русло глыбой, оставляющей слева и справа проходы шириной до 1 м. Это место делает его непроходимым (для катамаранов?)

9. Порог перед устьем Харьюзовки. Серия водопадных сливов высотой до 2 м. Последний слив упирается в надводную плиту, обойти которую невозможно. Может быть, в более высокую воду ее зальет и порог станет проходимым.

Обнос по правому берегу продолжили до устья р. Харьюзовка. На весь обнос ушло 7 часов (4 до полки с осинником и 3 до Харьюзовки), причем группа была чисто мужская по составу и хорошо физически подготовлена.

10. Пор. Ваня. Начинается за устьем Харьюзовки разгонной шиверой. Затем на правом повороте в русле надводные камни, левый берег - отвесная скала. После скалы река поворачивает еще круче вправо и устремляется на крутую пенную горку в сужении русла. После нее русло расширяется, поворот налево, навал на надводные глыбы. Чистый проход есть под самым левым берегом. Просмотр порога по правому берегу.

11. Порог сразу за преп. 10. Правый берег крутой, в русле крупные камни, крутые сливы. На выходе крутой слив 1 м через все русло между большой глыбой и правым берегом. Сразу за ним на левом берегу место для чалки.

12. Порожистый участок со сложной линией движения. Надводные камни, крутые сливы. В конце участка в центре и у левого берега полуобливные глыбы, проход только у правого берега, а затем чалка в улово у левого берега. Левый берег - крутой травянистый склон с одинокой лиственницей.

Разведка препятствий 11 и 12 по правому берегу. Улово за преп. 12 очень короткое, попасть в него весьма сложно. Далее начинается ключевой участок ущелья. До поворота на юг разведка по левому берегу.

13. Пор. Турклуб Ильмень (в скромности челябинцам, как и тюменцам, не откажешь). Начинается от улова за преп. 12. Длина 250 м. Вначале в русле надводные камни, течение не очень быстрое. Через 70 м в русле крупные камни, скорость течения возрастает, проход справа. Далее слив-трамплин через обливной камень с пенной ямой. После него уклон возрастает, идет серия сливов-треков с большим перепадом, пенными ямами. Далее у левого берега водопадный слив около 2 м, за которым следует двухступенчатый водопад с общим перепадом 3,5 м. Русло зажато между скалой правого берега и глыбой у левого. За водопадом русло расширяется, поток дробится о скальные обломки. Единственный проход шириной 4 м заперт бревном.

Челябинцы прошли порог на честере, выбросившись перед бревном на камни левого берега. Катамараны порог обнесли.

14. Порог. Начинается за преп. 13. Длина 250 м. После улова у левого берега русло сужается, следует серия сливов в узком проходе у правого берега. Затем русло расширяется, скальные обломки, основная струя проходит в центре. Прыгая по крутым сливам, поток описывает S-образную траекторию. Далее быстроток, левый берег зарос кустами, но только здесь можно зачалиться перед преп. 15.

15. Пор. Старый. Очень эффектный техничный порог с большими перепадами. Поток разгоняется в узком проходе у правого берега и затем наваливается на обломки скал у правого берега. Часть потока отвесно падает с них, часть потока сваливается влево, на камни у левого берега. Справа от них крутой слив высотой 1,5 м, следующий навал на камни у правого берега и косой пенный слив влево высотой до 2 м. На выходе серия прямых сливов с пенными ямами. Длина порога 250 м.

Первый из челябинских катамаранов прошел порог с большим трудом, после чего остальные катамараны обнесли.

16. Участок длиной 400 м до поворота ущелья на юг. Длина 400 м. В русле отдельные камни, крутые сливы с пенными ямами, но маневры простые.

17. Пор. Финиш. Находится в 500 м после поворота ущелья на юг. Длина 400 м. В правой части крутые сливы у скальных выходов правого берега. В середине порога правый берег - скальная стенка, в сужении русла крутой слив, за ним вода наваливается на обливную плиту и круто падает с него под глыбу, в центре русла. Чистый проход слева. В конце порога серия сливов, валы.

18. Участок на выходе из 1 ущелья. Сливы становятся положе, переходят в шиверы, горы расступаются.