<< > 

Общие сведения о маршруте

Схема (уменьшено)

Южный Алтай - горный массив, входящий в систему хребтов Алтая. С юга и с запада он ограничен рекой Иртыш, озером Зайсан и Бухтарминским вдхр., с севера отделен от Катунских Белков долиной реки Бухтармы, на востоке смыкается с Монгольским Алтаем. С точки зрения экономической географии и туризма, к этому району следует причислить также и правый (северный) склон долины Бухтармы.

Подробную статистическую информацию об этом районе можно найти в [1-5], поэтому всех интересующихся средней толщиной ледового покрова на реках в зимний период или численностью населения Восточно-Казахстанской области мы посылаем к этим источникам. В данной главе мы ограничимся лишь краткими субъективными впечатлениями о районе и о маршруте.

Южный Алтай - исключительно интересный район, лежащий на стыке трех весьма непохожих друг на друга природно-климатических зон: южносибирской горной тайги, казахстанских степей и пустынь Центральной Азии. Эти ландшафты тесно переплетаются сообразно с ориентацией и шириной речных долин, ориентацией склонов, направлениями господствующих ветров, количеством осадков, высотой и другими факторами. Большую часть района занимают плоскогорья высотой 1600-2500 м, покрытые альпийскими лугами - джайлоо. Тайга проникает с севера, в основном по долинам рек. В межгорных котловинах преобладает степная растительность. По мере движения к югу, а также по мере уменьшения высоты, эти ландшафты сменяются пустынями и полупустынями с оазисами по берегам крупных рек.

Климат района резко континентальный и весьма засушливый. Последнее в особенности относится к долине р. Кальджир во второй ее части, защищенной с севера хребтами широтного направления и распахнутой на юг, навстречу жарким и сухим ветрам из Китая. Здесь в отдельные годы не бывает осадков в течение всего лета. Количество осадков и преобладающие температуры сильно варьируются на различных, порой весьма близких, участках, с чем и связана исключительная пестрота ландшафтов.

Реки Южного Алтая в основном маловодны и имеют дождевое питание. При этом они характеризуются значительным уклоном - в ущельях до 28-30 м/км. Благодаря преобладающей жаркой и солнечной погоде вода в реках быстро нагревается, достигая уже в среднем течении 17-19оC, а в отдельные годы и более. Особенно теплой водой отличается тот же Кальджир, вытекающий из хорошо прогреваемого озера Маркаколь.

Как и большая часть Алтая, Южный Алтай относительно густо населен и вовлечен в хозяйственный оборот. Основной вид хозяйственной деятельности человека здесь - отгонное скотоводство, причем часть пастбищ используется чабанами из расположенных на юге, на равнине, поселков - Черняевки, Бурана. Развиты также пчеловодство и лесозаготовка. Земледелие в основном сосредоточено вблизи крупных постоянных поселков.

Район обладает относительно развитой дорожной сетью. Он опоясан кольцом дорог с твердым покрытием, к которым добавляются хорошие дороги к постоянным поселкам и большое количество проселочных дорог и конских троп к отдельным пасекам, пастбищам и лесоразработкам. Вообще говоря, по этому степному плоскогорью можно ехать на автомашине повышенной проходимости (а их здесь большинство) практически в любом направлении, что нередко и делается.

Хозяйственная деятельность человека, однако, здесь не связана напрямую с реками и протекает в основном в стороне от них, поэтому следы ее не слишком навязчивы и мало заметны при сплаве.

Удаленный от основных транспортных артерий, скрытый в тени Большого Алтая, этот район долго был вне поля зрения туристов. Первые достоверные сведения о его освоении относятся к 1978 г., когда группа туристов из Москвы и Подмосковья под рук. Ю. Мельникова прошла р. Кальджир на надувных лодках [6]. Несмотря на обилие обносов, группа прошла весь маршрут до конца, в том числе 1 ущелье и Большой водопад. Однако последователей у них не нашлось, и Южный Алтай снова надолго был забыт туристами.

Активно осваивать этот район начали в 1980 г. туристы из Тюмени под рук. А. Янина и А. Близнякова. Ими были совершены первопрохождения Курчума, Каракобы, Белой [1-3, 5]. Им же, по сути, принадлежит и честь первопрохождения Кальджира (со второй попытки - первая окончилась неудачно) в 1984 г., поскольку группа Мельникова оставила весьма невнятную информацию о реке. Впоследствии Кальджир посещало, судя по всему, по 1-2 группы в сезон. В библиотеке МГЦТК имеется, кроме упомянутых, весьма содержательный отчет группы из Твери под рук. А. Никифорова (1988 г.) [4]. В 1990 г. Кальджир пройден группой из Челябинской области под рук. В. Губко на двухместных катамаранах (отчет имеется в Челябинском ГТК). Некоторые группы, в частности, группа под рук. В. Бодрова из Ленинградского РТК г. Москвы, проходили средний и нижний Курчум на байдарках. Других сведений о прохождении рек этого района на маломерных судах по настоящее время не имеется.

Пройденный нами маршрут включал в себя сплав по р. Курчум в среднем ее течении (от урочища Каражир до пос. Маралиха), пеший переход по долине р. Сорной к озеру Маркаколь и сплав по р. Кальджир от истока до выхода из гор в районе пос. Черняевка.

Первая, весьма простая, часть маршрута имела своей целью разминку и тренировку участников, поскольку значительная часть их начинала этот сезон не вполне удачно, пропустив майский поход или пройдя его не лучшим образом; в связи с ранними для летнего похода сроками не было также возможности организовать тренировочный выезд в Лосево. На этом участке, судя по имевшемуся описанию, ожидался ряд препятствий 3 к.с.; в действительности их оказалось всего два. Курчум здесь представляет собой быструю, но относительно простую речку, опасную в первую очередь многочисленными заломами и свисающими с берегов деревьями.

Заметим, кстати, что в верхней части - до устья р. Сорной - Курчум имеет значительно больший уклон и представляет большой интерес для сплава. На этом участке, судя по имеющимся описаниям, имеется ряд препятствий 5 к. с., сравнимых с препятствиями Кальджира. Лоция верхнего Курчума, составленная по материалам челябинской группы, приведена в Приложении.

От пос. Маралиха группа снова заехала вверх по Курчуму до устья р. Сорная. Пеший переход по долине р. Сорной к озеру Маркаколь и далее вдоль озера до истока р. Кальджир составляет около 30 км. На протяжении первых нескольких километров он проходит по дороге, ведущей к лесозаготовкам (этот участок можно проехать на автомашине), далее по хорошей конной тропе. При нормальном течении дел он приходится за два дня.

Река Кальджир, основная часть нашего путешествия - одна из наиболее сложных и интересных рек Южного Алтая. По своему характеру она ближе не к алтайским и саянским рекам, а к тянь-шаньским и памирским. Основные препятствия сосредоточены в пяти ущельях длиной от 5 до 11 км. В ущельях уклон достигает 30 м/км, препятствия следуют друг за другом практически непрерывно. В связи с тем, что расход воды зарегулирован озером и относительно стабилен, отсутствуют мели и улова, чалка для любых судов весьма затруднительна (аналогично рекам Шавла и Кучерла). Мест для стоянки в ущельях мало, имеющиеся невелики и малоудобны. Просмотр препятствий исключительно трудоемок и малоэффективен. Оптимальным вариантом сплава является движение в режиме ралли с взаимной страховкой с воды. Наиболее близким аналогом Кальджира из числа более известных рек является р. Капандар - один из истоков р. Сардай-Миена - при августовском уровне воды.

В первом ущелье расход воды не велик; в середине ущелья имеется участок водопадов длиной около 1,5 км с многочисленными застрявшими бревнами. Обнос его весьма трудоемок. Альтернативой ему может служить либо обнос всего ущелья целиком по плато, либо начало сплава ниже ущелья. Кроме него, большинству групп приходится обносить также 3 ступень пор. Каша и Большой водопад, хотя в принципе оба эти препятствия проходимы (но, безусловно, заслуживают классификации как 6 к.с.) Возможен также обнос Малого водопада.

Ущелья разделены котловинами, в которых река имеет уклон 4-7 м/км. Несмотря на быстрое течение, препятствий здесь нет.


<< >