<< <  > 

Местный транспорт

До начального пункта маршрута - пос.Уш-Бельдыр, или Северный Аржаан - реально можно добраться только одним способом: по воздуху. Регулярного авиасообщения с поселком нет, поскольку это, по существу, не постоянный населенный пункт, а курорт на источниках, на котором летом находятся несколько десятков отдыхающих и небольшое количество обслуживающего персонала. Чартерные рейсы осуществляются по графику заезда отдыхающих, в который вносятся обычные для авиации коррективы - погода, наличие топлива, исправность техники и т.п. Самолеты в оба конца загружены до предела, посадка может сопровождаться различными приключениями. На наше счастье, начало нашего похода совпало как раз с таким заездом. Большую помощь нам оказал Владимир Васильев, председатель турклуба аэропорта и сам бывший вертолетчик. Нам удалось договориться о перевозке каяков и одного сопровождающего на попутном вертолете, который вез в Уш-Бельдыр продукты для очередной партии отдыхающих. Остальные двое участников с рюкзаками улетели очередным рейсом Л-410 с курортниками.

Из местного аэропорта выполняются также регулярные рейсы в пос. Кунгуртук и в пос. Ыырбан (р. Бий-Хем) - Чазылар (р. Хамсара). Авиаперевозки являются дотационными, поэтому цены на билеты различаются для местных жителей и для приезжих.

Если поход проводится в самом конце сезона (подробнее о выборе сроков см. раздел "Метеоусловия"), то, возможно, имеет смысл заранее узнать сроки вывоза последней партии отдыхающих, когда рейсы в нужную сторону оказываются порожними, и ориентироваться на них. Как правило, это последние числа августа или первые числа сентября.

Никаких административных ограничений на въезд и пребывание в пос.Уш-Бельдыр для граждан России в настоящее время нет. Претензии самодеятельных ревнителей погранрежима и прочих строгостей можно игнорировать или отвечать на них стандартной фразой типа "да, конечно, все документы оформлены". Как обычно, для придания себе пущей важности во взаимоотношениях с местными властями желательно (но не обязательно) иметь оформленную маршрутную книжку или какие-либо другие бумаги официального вида.

В аэропорту можно заказать спецрейс практически в любую точку Тувы, при условии, что имеется свободная машина, экипаж, топливо, погода и т.п. Летный час МИ-8 стоил в этом сезоне 9 тыс. руб. (около 360 долларов США), рейс в район верховьев Бий-Хема или Белина, с учетом оплаты в оба конца - 35 тыс. (1400 долларов). При нас этой услугой воспользовались несколько групп. Следует заметить, что руководство аэропорта весьма заинтересовано в оказании коммерческих услуг туристам и в следующем сезоне, 2000 г., планирует зарезервировать вертолет на один день в неделю (вероятно, следующий после прибытия московского рейса) специально для обслуживания туристов. При подготовке похода целесообразно связаться с упомянутым выше В.Васильевым и выяснить ситуацию на текущий момент. Его координаты:

667000 Кызыл
ул. Чульдум, д. 44, кв. 132
тел. раб. (394-22) 3-00-25
тел. дом. (394-22) 33-768

В аэропорту имеется также относительно недорогая (70 руб/сутки с человека) гостиница. Несмотря на весьма спартанские условия, она вполне пригодна для неприхотливого туриста и достаточно удобна для организации перелетов.

Наземный путь в пос.Уш-Бельдыр проходит от пос.Кунгуртук на р. Балыктыг-Хем через перевал в долину р. Бусийн-Гол и далее по этой долине, частично по ее правому (монгольскому) берегу. Этим маршрутом практически никто не пользуется. По малой воде отдельным асам из староверческих поселков на Каа-Хеме иногда удается подняться до Уш-Бельдыра на моторках, но всерьез рассматривать этот вариант также не имеет смысла. (В районе Уш-Бельдыра есть свои моторки, но они используются, вероятно, только для поездок по ближайшим окрестностям.) Для полноты картины следует упомянуть о вариантах сквозных пеше-водных маршрутов из долины р. Оки Саянской, такие маршруты выходят за рамки данного отчета.

Сплав по р. Каа-Хем можно закончить в пос.Эржей, Сизим, которые связаны с низовьями грунтовыми дорогами. Однако более целесообразно доплыть до более крупного пос.Сарыг-Сеп, связанного с Кызылом асфальтированной дорогой (89 км) с регулярным автобусным сообщением. Дорога идет по правой стороне долины, как правило, в стороне от реки; за 30 км до Кызыла она переходит на левый берег через паромную переправу. Рядом достраивается хороший постоянный мост.

Помимо автобусов, на местном автовокзале обычно имеются частные такси - легковые и микроавтобусы - по цене 40 и 25 руб/чел., соответственно, при условии полной загрузки. Однако необходимо учитывать местные традиции: здесь принято заниматься делами в будние дни, а выходные посвящать дому, огороду, рыбалке и т.п., поэтому в выходные дни местные жители, как правило, ездят мало, и таксисты тоже отдыхают. Можно найти машину специально, но это также лучше делать не в выходной. Если же рассчитывать исключительно на попутные машины, то ловить их удобно ниже пос.Сарыг-Сеп, за устьем правого притока р. Шан, где скала от правого борта долины прижимает дорогу непосредственно к реке. Можно завершить сплав непосредственно в Кызыле, но ни спортивной, ни эстетической ценности нижняя часть Каа-Хема не представляет.

Регулярные рейсы "Зари" по Каа-Хему давно отменены. В качестве основной причины для этого называется обмеление Каа-Хема, связанное с долговременными климатическими изменениями в регионе. (Подробнее см. раздел "Метеоусловия".) Изредка выполняются нерегулярные спецрейсы для иностранных туристов или каких-либо важных клиентов, но они выполняются по основному руслу без захода в поселки, расположенные в маловодных боковых протоках. Мы встретили такую "Зарю" выше пос.Сарыг-Сеп, однако следует отметить, что это происходило в условиях дождевого паводка и даже в этих условиях она не смогла бы подойти к поселку. Вообще водный транспорт в Туве пребывает в еще более плачевном состоянии, чем воздушный: из некогда имевшихся 5 катеров "Заря" остался один, и тот далеко не всегда исправен и не всегда имеется для него горючее. Теоретически он должен выполнять ежедневные рейсы по Бий-Хему до пос.Тоора-Хем, однако на практике, по словам местных жителей, за все лето он выполнил около десятка рейсов.

Основным путем для подъездов к р. Улуг-О является дорога, отходящая от трассы Кызыл - Сарыг-Сеп в районе пос.Бояровка (80 км) и проходящая по долине р. Копто (Хопто, Копту), ее истокам, верховьям р. Дерзиг, левым притокам Улуг-О рр. Сыынак и Кара-Сук. Путь до Улуг-О составляет еще 80 км. Далее эта дорога идет вниз по долине Улуг-О, сворачивает на правый приток р. Шит, мимо озер Мюн-Холь выходит на левый берег Бий-Хема и идет по нему до пос.Тоора-Хем - центра Тоджинского района. На горизонтальных участках эта дорога представляет собой, как правило, жидкую грязь глубиной по брюхо грузовику, на склонах, где почва уносится водой - лестницы из булыжников средней величиной с арбуз, но в целом она вполне проходима для полноприводных машин (ГАЗ-66, ЗИЛ-133, Урал) и даже, по-видимому, для джипов типа ГАЗ-69 и УАЗ. (В верховьях р. Улуг-О мы видели рыбаков с ГАЗ-69.) В настоящее время, в связи с упадком водного и объективной дороговизной авиационного транспорта, эта дорога осталась практически единственным путем сообщения со всей Тоджей, поэтому движение по ней стало более интенсивным, чем прежде. И в Кызыле, и в Тоора-Хеме есть извозчики, работающие по этой трассе, однако точными координатами их мы не располагаем. Мы удачно доехали до реки на попутной машине авиапредприятия, шедшей на зимнюю базу отдыха за р. Улуг-О, на хребте Оттуг-Тайга.

Сплав по Улуг-О и Бий-Хему заканчивается непосредственно в г. Кызыл у слияния с Каа-Хемом - в местном парке культуры и отдыха, либо на городской набережной у обелиска "Центр Азии". Можно закончить сплав в одном из поселков или у парома в 1-1,5 ч. сплава выше, но практически это едва ли имеет смысл.

Для полноты картины следует упомянуть о вариантах подъездов в верховья р. Балыктыг-Хем. Туда также имеется плохая дорога до пос.Кунгуртук, путь по которой занимает около двух суток. В Кызыле имеются извозчики, доставляющие туристов по этому маршруту, однако рекомендовать какой-либо регулярный способ найти их мы не можем. В одном месте нам было предложено доехать за 7 тыс. руб. на груженом "Урале" в качестве попутного груза, что было явно чрезмерно. Другой найденный нами "Урал" уже вез 26 человек (за 6 тыс. со всех), что нас также не устраивало. Следует также отметить, что, судя по независимым рассказам нескольких встреченных нами групп, среди местных извозчиков, или, по крайней мере, части из них, распространилась порочная практика не довозить туристов до пос.Кунгуртук, а высаживать в самых верховьях Балыктыг-Хема, независимо от всех предыдущих договоренностей. Это добавляет несколько дней сплава по живописной, технически несложной речке и изрядный риск подвергуться нападению местных кочевников (подробнее см. раздел "Местное население"). При использовании вертолета целесообразно приземляться непосредственно на реке ниже поселка.


<< <  >