Отчет составил Андрей Долматов, с его разрешения и кидаю.

Андрей Долматов. Киров, 1996
---------------------------------------------------------------


         А. Район проведения маршрута.
     Маршрут   проходил   по   северо-восточной  части  Карелии
(восточная окраина Северного  озерного  края  и  Прибеломорская
низменность).   Климат:   длинная,  относительно  мягкая  зима,
короткое  -  со  средины  июля  по  конец  августа  -  лето   с
неустойчивой погодой(частые дожди, похолодания, сильные ветры).

     Средняяя температура летом - +15 +18. Реки - горнотаежного
типа, весенний паводок  проходит  в  конце  апреля-начале  мая.
Растительность  -  характерная  для хвойнолесной, таежной зоны,
преобладают сосновые леса.
         Б. Общая характеристика маршрута.
       М-т:  ст.Лоухи  -  р.Кереть(до  устья)  -  пос.Кереть  -
Керетьская губа Белого моря - мыс Красная Луда - Чупинская губа
-  пос.Чупа  -  ст.Чупа. Протяжен- ность маршрута - примерно 95
км. Категория сложности - III. Время прохож- дения - с 5 по  21
августа 1996г.
         В. Экипаж и средства сплава.
В походе принимали участие: 1)Бояринцева С.Л. (сп)
                            2)Долматов А.Ю. (3к.с.) - рук.
                            3)Долматов В.Ю. (1к.с.) - фот.
                            4)Долматова Л.И. (оп. 5к.с.) - вр.
                            5)Зайцева О.О. (3к.с.) - завхоз
                            6)Крюков А.В. (1к.с.)
                            7)Ярунин  М.Ю. (сп)
 Судно - катамаран-6; дл.-5,4м, ш.-2м, грузопод'емность примерно 3т.;
 камеры - из прорезиненного капрона, оболочка гондол - капрон, рама -
 дюралюминиевые трубки диаметром 60мм, крепление - крючки и тросики.



        А.Кереть   относится   к   рекам   горнотаежного  типа,
относительно многоводна и широка, уровень воды меняется не  так
резко,   как   у   других   карельских  рек  за  счет  большого
аккумулятора воды, как озеро Кереть, из которого она  вытекает.
Маршрут  представлен  цепью  озер  и  ламбин, соединенных между
собой порожистыми участками реки.  Берега  болотистые,  нередко
встречаются  скальные  выходы.  Растительность  -  сосна,  ель,
встречаются лиственные  породы(береза,  осина).  Много  грибов,
морошки,  черники, голубики. В реке есть щука, окунь, язь, лещ,
сорога, плотва, семга  [рыбная  ловля  запрещена!],  в  море  -
треска,   камбала  .  (необходим  спиннинг,  желательна  сеть).
Животный мир разнообразен, встречаются змеи.
        Маршрут   пройден   по   относительно  высокому  уровню
воды(исходя из отчетов  других  групп  и  предыдущего  похода).
Погода  стояла  солнечная,  дождей немного, последние 4 дня (на
море) - сильный  западный  ветер,  пасмурно,  временами  мелкий
дождь.

	 При движении по морю следует учитывать приливные и отливные течения:

     1)прилив - с 3.00 до 9.00 и с 15.00 до 21.00, максимальная
скорость прилива - с 3 до 6 и с 15 до 18ч.
     2)отлив  - с 9.00 до 15.00 и с 21.00 до 3.00, максимальная
скорость - с 9 до 12 и с 21 до 0ч.



     1)  Поездом до ст. Лоухи, с пересадкой в Волховстрое - а\м
или автобус до 19 км по дороге на Сосновку
     2)  ""  -  а\м до д. Парфеево - далее вдоль правого берега
оз.Кереть



       1)Непосредственно  из  поселка Чупа - а\м или автобус до
ст.Чупа - поезд
       2)от пос.Кереть в устье реки - а\м или катер до пос.Чупа
или до пос. Чкаловский, а оттуда а\м или катер до Чупы



      1)От восточной оконечности оз.Варламовское - 0,3-0,5км до
автострады Мурманск-С.Петербург - а\м до ст.Лоухи
       2)От  лугов на правом берегу оз.Новодеревенское - 4км по
проселочной дороге до автострады
       3)От  автомобильного  моста (в конце п."Сухой") - а\м до
ст.Лоух
       4)От ж\д моста - ст.Кереть(1,5км) - пригородный поезд до
ст.Лоухи или до ст.Чупа (ходит 1 раз в день)
       5)От  автомобильного моста (в конце п."Варакский") - а\м
до пос.Чупа;  в  противоположную  сторону  -  пос.Плотина,  где
возможно приобретение продовольствия
     6)От  автомобильного моста (в конце п."Кулановский") - а\м
до пос.Чкаловский



     1)небольшой  глубокий  перекат, просматривается насквозь с
воды
     2)глубокая  шивера,  длиной около 150м с небольшим кол-вом
камней в русле
     3)п."Щелевой"  -  слив  0,5м  между двумя валунами, вход в
порог от правого берега, сразу после слива  -  высокие  стоячие
волны
     4)п."Кривой"("Дрова")  -  S-образный, длиной около 300м, в
двух местах на левом берегу навалены боны с прижимом  к  ним  -
необходим  маневр  с  пере- сечением основной струи и уходом от
прижима
     5)короткий порог с С-образным проходом между камнями, вход
в порог - от центра по направлению к правому  берегу,  затем  -
резкий  поворот  налево  -  струя меняет направление под прямым
углом
     6)п."Киргун"  - длина - примерно 100м, перепад уровня воды
- около 1м, просматривается с воды, движение по основной струе
     7)при  выходе  из  Варламовского  озера - мелкая изогнутая
шивера с обилием камней
     8)короткая мелкая шивера, необходима хорошая маневренность
     9)п."Белый  Зуб" - высокая скорость течения, обилие камней
в русле, в  самом  конце  порога  -  два  неглубоких  валуна  в
основной струе (обход справа)

     10)п."Мураш"  - выделяются две ступени с отстойником между
ними:
   а)1-ая ступень - короткий бурный участок с сильным течением (перепад
уровня воды - 2м на протяжении 50м)
   б)2-ая - Г-образный участок с бурным течением, много крупных бочек,
стоячих волн, в конце порога , по центру в основной струе - два "сухих"
камня, замаскированные стоячими волнами, с воды не видны! Необходим
просмотр порога и выставление сигнальщиков.

     11)п."Сухой"   -   длинная(до   1,5км),  мелкая  шивера  с
небольшим течением и обилием неглубоко сидящих камней
     12)п."Кривой"  -  длина  -  около  1км,  река разделена на
несколько  проток  островами,  на   протяжении   порога   много
поворотов,требуется  неоднократно пересекать основную струю, по
большой воде возможно прохождение "сходу"
     13)п."Долгий"  -  длина  -  примерно  4км, начало порога -
водослив высотой до двух  метров  с  неглубоким  камнем  внизу,
далее - почти непрерывная шивера, местами мелководная, основная
струя постоянно смещается от берега к берегу

     14)п."Варакский" - вход представляет собой прямой глубокий
участок реки с быстрым течением и небольшим  кол-вом  камней  в
русле,  далее  река  раз-  бивается на два рукава, правый рукав
мелководен, непроходим, левый раз- бивается  большими  валунами
нв  несколько  небольших  струй, проход - в основной слив около
острова (косой слив высотой около 1,5-2м)
                                          - "сухой" камень
                                          - подводный камень
                                          - направление потока
                                          - линия движения
     Далее - неглубокий участок реки с большим кол-вом камней и
быстрым течением В конце порога - автомобильный мост,  просмотр
порога  с левого берега, байдарки обносятся(возможна обводка по
правому рукаву)

     15)п."Карежка"    -   короткая   шивера,   просматривается
насквозь, основная струя переходит от правого берега к левому
     16)п."Краснобыстрый"("Кривая   Быстрица")  -  представляет
собой  два  коротких  крутых  слива   на   расстоянии   30-40м,
расположенных  перпендикулярно  друг  другу,  просмотр с левого
берега
     17)короткая просматриваемая кривая шивера
     18)небольшая шивера, проход сходу
     19)п."Масляный" - вход - сильная струя со стоячими волнами
и бочками, далее - неглубокая, относительно гладкая плита, есть
проход около правого берега, сразу за ним - "шкуродер"
     20)небыстрая шивера, проход сходу
     21)п."Павловский"  -  по  типу  длинной шиверы с несильным
течением
     22)п."Колупаевский"("Кулановский")  - длина до 1,5км, вода
быстрая, сильная проход - по основной струе
     23)п."Медвежий"  -  вода разбивается нагромождением камней
на два слива: правый - неглубокий, с острыми  камнями  на  дне,
проходим  при  большом  уровне  воды; левый - узкий, достаточно
глубокий, сразу  после  него  основная  струя  резко  уходит  к
правому берегу
     24)п."Кривой"   -   начинается   почти   сразу   же  после
п."Медвежиий" ,  представляет  собой  длинный  участок  реки  с
сильным  течением,  большим  кол-вом  камней,  с тремя-четырьмя
поворотами русла, проходится по основной струе
     25)п."Запорный"("Морской")  -  длина  - от 0,9 до 1,2 км(в
зависимости от прилива\отлива) с перепадом  уровня  воды  около
15м,  представляет собой прямой участок реки с мощным течением,
обилием камней в русле,  просмотр  с  левого  берега,  возможно
выставление  сигнальщиков.  Перед  порогом  реку перегораживают
сети рыболовецкой бригады, обнос по левому берегу.



     1)Место  сбора  -  сразу  направо  за мостом через Кереть.
Удобные подходы к воде, достаточно  места  для  сборки  средств
сплава,  постановки палаток (возможно поставить палатки выше на
холме  над  основной  стоянкой).  Дров  достаточно,  но  прямые
лесины,  пргодные  для  вязки  каркасов, вырублены на несколько
километров вокруг.
     2)Сразу  после  п.N5, на правом берегу - высокий скальник,
подход к воде неудобен. Дров достаточно, есть морошка, черника.
     3!)На  втором  по  счету  мысу  на  правом  берегу озера -
пологий скальник, поросший  лесом.  Много  места  для  палаток,
достаточно  удобные  подходы  к воде, много дров, грибы, ягоды,
хорошая рыбалка.
     4)На   правом   берегу  того  же  озера,  через  залив  от
предыдущей стоянки, не доходя острова. Стоянка небольшая, рядом
с болотом, дрова есть, под- ходы достаточно удобны.
     5!)На  левом  берегу  оз.Киргун,  на мысу, перед поворотом
налево. Удобный подход к воде, места достаточно, много черники,
комаров  сдувает.  Дров  мало,  возможна  поездка за дровами на
противоположный берег озера.
     6)На  правом берегу после выхода из оз.Варламовское, перед
п.N7 - цепь однотипных  стоянок  вдоль  самой  воды:  неудобный
выход  на  берег,  мало  места  для  палаток(из-за этого лагерь
растягивается вдоль берега).  Дров много, есть грибы.
     7)Небольшая  стоянка  на  правом  берегу  отстойника после
п."Мураш", подходы удобны, дрова есть.
     8)Напротив предыдущей стоянки, на левом берегу. Достаточно
места, дров, подходы нормальные.  Ниже  по  течению  -  хорошая
рыбалка(язь).
     9!)На  правом  берегу  оз.Новодеревенское,  на  третьем по
счету  мысу,  перед  поворотом  направо.  Стоянка   обустроена,
неплохие  подходы,  комаров сдувает.  Дров очень мало, возможна
поездка за дровами на противоположный берег залива.
     10!)На   левом   берегу  оз.Круглое,  сразу  у  выхода  из
п."Кривой". Удобный под- ход к воде, хорошее место для палаток,
много дров, есть черника.
     11)Немного  подальше  предыдущей  - на левом берегу озера.
Подходы хуже, места мало.
     12)На  острове  в  оз.Круглое,  слева  от  выходной  струи
п."Кривой" - неудо- ные подходы, мало места, дров.
     13)На правом берегу, в глубине оз.Круглое.
     14)На левом берегу, перед входом в п."Варакский". Неплохие
подходы к воде, есть дрова, мало места для палаток.
     15!)На    острове    в   оз.Варакское(остров   с   большим
скальником),  через  3км  после  порога.   Подходы   достаточно
удобные,  дров  мало(дрова  -  через  протоку  на  южном берегу
озера). Есть место для 3 - 5 палаток. На острове обору-  дованы
походные  бани. !Скалолазание - только при наличии специального
снаряжения и соответствующего опыта.
     16)На   мысу   на  правом  берегу  оз.Варакское,  напротив
острова. Не очень хорошие подходы  к  воде,  дрова,  место  для
палаток  есть.   На  озере  хорошая  рыбалка. Левый берег озера
обжит аборигенами(сенокос, пикники).
     17)На  верхнем  мысу острова в протоке после п."Масляный".
Подходы нормальные, дрова есть, места не очень много.
     18)На     левом     берегу,     непосредсдственно    перед
п."Колупаевский".  Подходы  хорошие,  дров  много,  места   для
палаток хватает.
     19)На  левом берегу, сразу после п."Колупаевский". Хороший
подход,  есть  дрова,  место  для  палаток.  Недалеко  проходит
дорога.
     20)На  правом  берегу,  сразу  после  п."Кривой".  Хорошие
подходы, много дров,  много  места  для  палаток,  но  к  самой
стоянке подходит лесная дорога от карьера(забр.).
     21)На  левом  берегу,  через  1 - 2км от стоянки N20 - две
однотипные стоянки с плохими подходами. Дрова, место есть.
     22)Аналогичная  -  на правом берегу в одном километре ниже
по течению.
     23)На  м.Красная  Луда. Подход неудобен, место для палаток
есть, дров много.  Вода - в озере, в глубине суши(1  -  2км  от
берега, озеро маленькое).Много черники, грибов.
     24!)На  северном  берегу  о.Олений, на мысу. Очень удобные
подходы  -  песчаная   коса,   хорошее   место   для   палаток,
оборудованная  стоянка,  комаров  сдувает.   Вода - в роднике в
300м западнее по берегу.
     25)По другую сторону от родника от предыдущей стоянки , на
скальнике на сев. берегу острова. Выход к воде  -  на  песчаной
косе  в  50м  от стоянки.  Суда необходимо поднимать наверх, на
скальник(есть тропинка). Места для палаток не очень много, дров
хватает. Очень много черники, грибов.



       А.Поход проводился с 5 по 21 агуста 1996г. - 17 дней, из
них 13 на маршруте. По времени полностью  уложились  в  график,
составленный  в  Кирове. Было запланировано 5 дневок, сделано -
5, а также 4 полудневки - за счет хорошей скорости движения.
       Б.Продукты были взяты по стандартной раскладке(уменьшена
доля сухарей в  1,5  раза)  на  12  дней,  плюс  сухпаек  на  2
дня(консервы  -  на  4  дня) На обратную дорогу докупали хлеб в
Лоухах(во время стоянки поезда).  Рацион был расширен  за  счет
грибов,  ягод, рыбы, в результате остался избыток круп, конфет.
Отмечена нехватка хлеба и  сухарей(необходимо  не  занижать,  а
немного завышать кол-во хлеба относительно раскладочных норм, а
также нормировать его потребление), сахара(было взято сахара  и
конфет  в  соотношении  1:1, необходимо выдерживать соотношение
2-3:1) и приправ.
       В.Из-за неопытности и несхоженности команды значительная
часть порогов была пройдена неудовлетворительно.
        Г.Наличие  хорошего  снаряжения(металический  костровой
набор, пила, два  топора,  две  палатки  с  готовыми  стойками,
колышками  и  тентами, по одному пенополиуритановому коврику на
каждого участника, станковые рюкзаки у  большинства  участников
похода)   и   средств   сплава   с   хорошими   ТТХ  (полностью
укомплектованный катамаран  с  металической  рамой)  обеспечило
высокий уровень комфортности и безопасности путешествия.
       Д.Финансовые затраты составили по 520т.руб. на человека,
из них - 175т.р. на приобретение продовольствия, 348т.р. на ж\д
билеты,  и  по  27т.р.  -  накладные  расходы(закупка  хлеба на
обратную дорогу, наем а\м в Лоухах и в Чупе.



         А.Карта-схема.
         Б.Дневник похода.
         В.Фотографии.
                                              Киров. 1996г.






     На  вокзал доставка осуществлялась на трех легковых а\м, в
поезд сели в 6.35 5 августа. Пересадка в Волховстрое в  3.20  6
авг.,  в  Лоухи  прибыли  по  расписанию в 22.30, поиски машины
заняли около часа, а в полночь  мы  уже  были  на  реке(за  105
т.р.).   На   месте   сбора  уже  стояла  группа  из  Витебска,
расположились  рядом,  на  холме.  Лагерь   разбили   за   час.
Неподалеку резвилась группа молодых аборигенов, поэтому сначала
было решено  организовать  дежур-  ство,но  к  трем  часам  все
затихло, и дальше дежурных выставлять не стали.



      1.7 авг. Подьем в 6.30, завтрак, сборка катамарана, сборы
- до 13.30 Пообедали здесь же, Вышли в 15.15. Прошли два  озера
и  пять  порогов, на стоянку встали в 18.30. Чистых - 3 ходовых
часа, проводили разведку порогов N2  и  N5.  Погода  солнечная,
днем  до 20-25 градусов, ночью - холодно - 5-10 градусов тепла.
Заход солнца - в  22.40,  восход  -  4.15,  темное  время  -  с
полуночи  до  трех  часов утра(но заря видна всю ночь). Стоянка
N2.
       2.8  авг.Дневка.  Рыбаки поднялись в 4.00, но прктически
безрезультатно, остальные встали только к 10.00. После завтрака
перебрали  кат(сетка,  ниппеля, тросики), купались. После обеда
Мишка прямо с берега наловил немного  рыбы,  Долматовы  собрали
черники  и  морошки  -  вечером сделали суп с рыбой, блинчики с
морошкой и черничный компот.  На  закате  -  безрезуль-  татная
рыбалка с ката, общий отбой в 01.30.
       3.9  авг.  Подьем  в  8.00(дежурные - в 6.30). Завтрак и
сборы заняли четыре часа, вышли в 12.00. Прошли три озера и два
порога,  встали  на стоянку в 19.00, чистого ходового времени -
5ч. Вечером - грибовница. Стоянка N6.
       4.10  авг.  Подьем  в  8.30, вышли в 10.55, прошли озеро
Новодеревенское  и  три  порога,   в   т.ч.   "Белый   Зуб"   и
"Мураш"(неуд),  на  стоянку  встали  в 13.30.  Чистого ходового
времени -  1.5ч.,  остальное  -  разведка  порогов  и  купание.
Сделали  полудневку,  вечером  - волейбол, немного капал дождь.
Стоянка N9.
       5.11 авг. Вышли в 10.00, чистого ходового времени - 3ч.,
прошли пороги "Сухой" и "Кривой" сходу,  встали  на  стоянку  в
13.30,  долго  выби-  рали место, кружили по озеру. Полудневка.
Стоянка N10.
       6.12  авг.  Подьем в 8.00, выход в 10.45. Порог "Долгий"
прошли с просмотром первого слива(прошли  плохо  -  не  хватило
четкого   руководства,  силы  и  слаженности  действия),  порог
"Варакский" - на разгруженном ката- маране вчетвером с  обносом
вещей  (неуд).  Обедали  сразу  после порога, ниже моста, затем
перебрались на остров. Встали в 17.00, чистого ходового времени
- 1,5ч. Стоянка N15.
        7.13   авг.   Сделали   дневку:  отсыпались,  купались,
фотографировались на скалах, ездили вверх  на  порог  -  ловить
форель, результат - набрали грибов и черники(варенье).
       8.14  авг.  Снова  дневка: перебрали кат(тросики, сетка,
проверили  гондолы)  сделали  баню,  при  попытке  сьездить  за
грибами  утопили  нож, насквозь про- мочили сапоги. Спать легли
рано.
       9.15  авг.  Вышли  в  11.00,  на стоянку встали в 16.00,
чистого ходового времени - 3,5ч., остальное - разведка.  Прошли
десять   порогов,   в   т.ч.   "Кривая  Быстрица",  "Масляный",
"Кулановский", "Медвежий"(неуд - ошибка капитана), "Кривой". На
стоянке  оперативно  разбили лагерь, пообедоли(за 1,5ч.), сразу
после обеда - гроза. Стоянка N20
       10.16  авг. Всю ночь лил дождь, но к утру распогодилось.
Подьем в 6.30, вышли в  8.40,  быстро  прошли  участок  реки  с
приличным  теченим  и  ламбину,  обнесли  сеть  за  30',  после
просмотра прошли порог "Морской", затем за 40' по отливу  дошли
до  мыса,  где  пообедали. Затем гребли 4,5ч. до острова против
сильного западного ветра с тремя перерывами.  Стоянка  на  мысу
оказалась занята, поэтому остановились поодаль. Встали в 20.20,
на ужин - полуторная норма. Стоянка N25.
       11.  17  авг.  Дневка, подьем в 12.00. Конкуренты с мыса
отбыли, и мы перетащили лагерь на  более  хорошую  стоянку.  На
месте  предыдущей  стоянки - море черники, желающие наелись "от
пуза", набрали полкотла и вечером варили варенье  на  карамели.
Днем   накопали  морских  червей,  но  вечерняя  рыбалка  опять
безрезультатна  -  кат  непрерывно   сносило   ветром.   Погода
испортилась: пасмурно, временами мелкий дождь. Стоянка N24.
       12. 18 авг. Подьем в 11.00. Сильный ветер, облачность. С
утра устроили банный день, затем играли в  волейбол.  Поскольку
назавтра  решили  выйти  рано,  завтрак сделали с вечера. Отбой
рано.
       13.  19  авг. Подьем в 3.50, Вышли в 6.00, гребли против
слабого ветра, пришли в Чупу в 12.00, чистого ходового - 4,5ч.,
делали  три  остановки  для  отдыха.  Погода  с утра пасмурная,
дождь, но  после  полудня  распогодилось,  катамаран  просушили
полностью.   Нашли   автобус  за  50т.р.  и  к  15.30  были  на
станции.Поезд - в 16.50, билеты были, правда в разных  вагонах.



       20  авг.в Волховстрое билеты - тоже без проблем, поезд в
16.00(ждали 5 часов).



Популярность: 10, Last-modified: Tue, 01 Jul 1997 05:43:03 GMT