---------------------------------------------------------------
 Оригинал этого документа расположен на сайте "Открытая дверь" Игоря Архипова

Взято из пилотного номера журнала "Ветер Странствий" e-mail: oktopus.tour@g23.relcom.ru , с разрешения издателей.

МОДИ-КХОЛА
Бобслей на каяках в Гималаях

Ник.Палео

Речку Моди-Кхола можно назвать эталлонной рекой для каяков в Непльских Гималаях. Она берет свое начало в ледниках у подножья Аннапурны и протекает по одноименному национальному парку в западном Непале, недалеко от относительно крупного города Покхара. Моди-Кхола - это весьма и весьма привлекательный вариант для сплава на каяках с простой заброской и возможностью совершить великолепную прогулку вверх к базавому лагерю Аннапурны. Река отличается малым расходом, крутым падением и насыщенностью препятствиями практически на всем протяжении до впадения в мощную и полноводную Кали-Гандаки.

фото Ник.ПалеоКогда нам с Алексеем Поповым в мае 1997 не удалось перебронировать авиабилет из Катманду в Москву и мы поняли, что нам предстоит провести еще педелю в Непале, перед нами встал вопрос о маршруте, который был бы интересен, необременителен и укладывался в имеющиеся временные рамки. Выбор пал на Моди-Кхолу, и, хотя я был на этой реке в 1994 году, все равно с удовольствием согласился поехать на эту реку еще раз. К тому же мне очень хотелось провести некоторое время в Покхаре, городе на берегу большого озера, в чрезвычайно живописном месте, откуда открывается вид на снежные вершины массивов Аннапурны и Дхаулагири. Покхара оказался действительно настоящим курортом с бесконечными ресторанами и небольшими отелями на берегу озера.
Несмотря на то, что Покхару от Катманду отделяет всего около 150 км, автобус вез нас целую ночь, и добрались мы до места совершенно разбитыми. Из достопримечательностей мы посетили лишь местную смотровую площадку, с которой наблюдали рассвет и освещенные утренним солнцем гималайские пики.
Разместившись в туристическом автобусе знакомой фирмы "Экватор Трэвелз", ранним утром мы отправляемся в деревню Биретанти, откуда нам предстоит пешая заброска вдоль Моди-Кхолы к началу сплава. Река довольно подробно описана в книге-путеводителе по курным рекам Непала "Wite Water Nераl" Дэйва Аллардайса и Питера Ноулса. Нам лишь остается надеяться, что не будет слишком много воды, так как это сделает речку с таким большим уклоном опасной. Пропуск в национальный парк мы так и не удосужились оформить по собственной безалаберности, однако, нам все же удалось договориться с официальными лицами на входе в парк. Сделав вид, что мы не понимаем ничего, кроме русского, и, подурковав немного, мы сошлись на том, что заплатим половину требуемой суммы. Это было очень кстати, так как денег к концу наших непальских скитаний оставалось уже совсем немного.
фото Ник.ПалеоВ Биретанти мы нанимаем двух портеров для наших каяка и каноэ и отправляемся к началу нашего сплава. Примерно 20 километров мы одолеваем к концу дня, расплачиваемся с носильщиками и ночуем в постоялом доме возле моста, связывающего две деревни на склонах долины Моди - Ландрук и Гандрук. Три года назад в ноябре 1994 под этим мостом был небольшой трехступенчатый водопад, прыжком с которого мы начали сплав с моим приятелем Алексеем Савиновым. Теперь водопад отсутствовал, а вместо него было нагромождение глыб, образующих довольно сложный порог. Хозяин постоялого дома, в котором мы остановились, рассказал нам о селе, который прошел здесь год назад и сильно изменил русло. Действительно, река изменилась настолько, что во время сплава я не встретил практически ничего похожего на то, что было три года назад.
Забросились мы на Моди-Кхолу быстро, и теперь у нас было лишних два дня, чтобы погулять пешком по окрестностям. Решили сходить к горячим источникам, которые находились в 10 км выше. Кроме того, хотелось просмотреть реку выше моста - обычное место сплава для всех каякеров. В путеводителе упомянуто, что примерно 10 километровый участок выше нашего моста черезвычайно сложен и опасен. Каякеры забираются сюда крайне редко, так как вся остальная часть реки уже и так достаточно напряженна и насыщенна порогами.
фото Ник.ПалеоДобравшись до горячих источников и погревшись в них пол дня, мы решаем вернуться и занести каяки к верхнему мосту, откуда можно начать сплав по верхним 10 км. Это должно будет внести некоторый "изюм" в довольно стандартный маршрут и доставит нам столь желаемый элемент неизведанности. Моди-Кхола здесь действительно показывает зубки: воды мало, русло узкое, падение - как с горки. Река - слегка мутного голубого цвета, течет в узком лесном ущелье, а надо всей долиной -огромная белая стена массива Аннапурны. Ничего более замечательного среди водных путешествий я в своей жизни не видел. Ощущения от слава в каноэ - словно это не река, а бобслейная трасса. Продвигаемся медленно, об носим два или три завала, и, наконец, доплываем до нижнего моста. Отсюда уже легче, хотя и здесь река расслабиться не дает. В путеводителе написано, что первые пара километров после моста у Ландрука - самые сложные и задают тон всему остальному сплаву. Для нас после верхнего участка чтот сплав был уже далеко не так сложен, скорее здесь мы почувствовали некоторое облегчение.
фото Ник.ПалеоУже на закате мы доплываем до Виретанти, опередив график на один день. Нужды в такой спешке, конечно не было, просто сплав доставлял такое удовольствие, что невозможно было остановиться. Не обошлось и без шероховатостей: Алексей чуть было не упустил весло, а я, во время переворота в самом последнем пороге, вставая, потерял очки, которые опять же по безалаберности не привязывал.
Столь напряженный сплав нас сильно утомил, и на следующий день мы решили ехать обратно в Покхару. Нижняя часть Моди-Кхолы тоже весьма интересна, хотя и не так насыщена препятствиями. к тому же, доплыв до Капи-Гандаки, нам бы пришлось продолжить сплав до ближайшего шоссе и провести на обоих реках в общей сложности еще несколько дней. Так что оставшееся время до рейса в Москву мы предпочли расслабляться в ресторанчиках Покхары. И нисколько об этом не пожалели.

Последнее первопрохождение в Непальских Гималаях

В ноябре 1996 года группа американских каякеров совершила первопрохождение рек Сули-Год, Барбунг-Кхола и Тули-Бхери в Непале Тули-Бхери была последней достаточно крупной рекой в Непальских Гималаях, которую не исследовали любители водных путешществий. Река протекает в западной части Гималайского хребта и образуется при слиянии двух притоков Сули-Год и Барбунг-Кхола. Экспедиция продолжалась более пяти недель.
Группе удалось сплавиться по 8-10 километровому участку реки Сули-Год, большая часть которого была 4 категории сложности (по западной классификации)., а также по 16 километрам реки Барбунг-Кхола (также 4 к.сл.).
Тули Кхола в переводе с непальского означает - Большая река. На протяжении около 170 километров эта река имеет средний уклон 15 м/км.. Идея прохождения этой реки обсуждалась за последнии годы многократно.
Предыдущая попытка прохождения Тули-Бхери в 1993 году не увенчалась успехом. Участники оказались перед глубоким каньоном с падением около 75 м/км. Прри расходе реки порядка 200 кубических метрв. Естественно им пришлось совершить еще один длинный обнос, после чего они продолжили спалв по оставшимся 25 километрам из 80.
В ноябре 1996 года организаторам экспедиции удалось привлечь спонсоров в лице иллюстрированного журнала "Outdoor Life". Помимо этого в состав экспедиции вошла команда проффесиональный кинооператоров. Из Катманду был взят вертолет, который перевез участников в раййон Долпо - Тибетская провинция Непалоа. Сплав по Тули-Бхери до каньона не занял много времени. На этот раз вместо 200 кубометров в ребе было 80, что можно было считать учадей. Ко всеобщему удивлению участников группе из 5 каякеров удалось пройти все, за исключением всего лишь двух порогов. Река протекает в исключительно живописной долине и насчитывает большое количество протяженных порогов.

По материалам сервера American Whitewater Affiliation.